Сказка Карась-идеалист о спорах на жизненные темы между обитателями водоема Карасем и Ершом. Чем все закончилось? А чем может закончиться спор идеалиста и скептика? Читайте сказку онлайн — узнаете. Предназначено злободневное произведение с философским подтекстом для взрослой аудитории. Быть может, история, в которой переплетено фантастическое с реальным, заставит читателей задуматься о серьезных вещах.
Сказка Карась-идеалист читать
Загрузка текста сказки…
Краткое содержание сказки
Карась с Ершом любили дискутировать на политические, философские и жизненные темы. Их взгляды были противоположными. Карась утверждал, что добром, милосердием, правдой можно все в мире решить. Ерш возражал, что жизнь очень жестокая, и в ней каждый устанавливает свои правила и выживает, как может. Упрекал Ерш Карася в том, что не знает тот жизни. А Карась все твердил оппоненту о вселенской любви. Ерш предложил Карасю рассказать о ней Щуке. Восторженный идеалист хотел сразить хищницу возвышенным словом «добродетель». Заинтересовалась Щука умными речами Карася, разинула рот от удивления. Она задумалась над их смыслом, зевнула и, втянув воздух, случайно проглотила альтруиста-карася. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Карась-идеалист
Сказка написана автором, который сам очень хотел верить в торжество добра и справедливости. Но социальное неравенство, пороки современного Салтыкову-Щедрину буржуазно-помещичьего государства убеждали писателя в жестокости и несправедливости мира. Законы жизни и выживания таковы, что каждый отстаивает свои интересы в ущерб тем, кто более слаб. Карась-идеалист, ратовал за всеобщее братство. Он возмущался тем, что одни рыбы поедают других, предлагая питаться мошкой, мухами и ракушками. Этим он противоречил своим принципам, ведь все они тоже живые существа. Чему учит сказка Карась-идеалист? Учит она не ударяться в пустые споры и разглагольствования, а следовать здравому смыслу.
Мораль сказки Карась-идеалист
Только трезвый взгляд на все жизненные проблемы поможет принять правильные решения. Пусть Салтыков-Щедрин видел главный смысл сказки Карась-идеалист немного в другом, осуждая бездеятельность либералов, современного читателя такая трактовка морали научит быть не идеалистом, не скептиком, а реалистом.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Красно говорит, а слушать нечего.
- Много шуму – мало проку.
- Какие времена, такие нравы.
- Складно бает, да дела не знает.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказки Салтыкова-Щедрина читать
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — настоящий мастер сатирической сказки. Этот жанр популяризировал в России именно он, хотя и не зацикливался только на нем. Его сказка под названием «Карась-идеалист» — одно из таких произведений. В нем он показал колоссальную разницу между высшим и низшим слоем населения со своими взглядами на мир, общество и его дальнейшее развитие. Однако почему-то многие не понимают того, что же хотел сказать Салтыков-Щедрин этой сказкой. Именно поэтому мы расскажем вам о ее смысле. Наверняка, вам будет очень интересно, вы же не просто так начали читать эту статью.
Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»
Вся завязка и развязка сказки строится на взаимодействии трех персонажей: карася, щуки и ерша. Каждый из них наделен особыми чертами, характерными для представителей социального слоя, реакцию которых они и описывают.
Карась, как можно понять по названию, идеалист. Он входит в низший социальный слой. Карась считает, что все в этой жизни определяется добром и вежливым отношением к окружающим. Рыба надеется, что однажды мир станет комфортным для всех, что щука не будет есть других рыб.
Ерш — реалист, но тоже входит в низший слой. Ерш понимает, что достичь социального равенства никак не получится. Всегда будет кто-то, кто захочет тебя «съесть» (в сказке — в прямом смысле). Именно поэтому ерш может более адекватно воспринимать окружающую действительность, ведь вера во всемирное добро не создает пелену около его глаз.
Щука — высший социальный слой. В ее зубах находится власть над жизнями низшего слоя. Она в любой момент может съесть и карася, и ерша. Ее власть — абсолютна, ведь никто не сможет ей противиться. Если щука захочет, она съест любого.
Завязка сюжета начинается в споре. Карась пытается доказать, что можно построить идеальный мир для всех. Ерш же уверен, что ничего из этого не выйдет, ведь каждый имеет потребности, которые могут лишать других жителей водоема каких-то прав. Заканчивается спор на том, что карась пытается доказать возможность отказа щуки от поедания мелкой рыбы.
Так, он пытается поговорить с щукой. Та, как услышала о том, что карась хочет создать закон о запрете поедания рыбы другой рыбой, удивляется. Карась было начинает думать, что его съедят, но все обходится.
В следующий раз щука, услышав слово «добродетель» съедает карася. На этом его история подходит к концу.
Смысл сказки «Карась-идеалист»
Смысл сказки в том, все социальные слои имеют свою правду и взгляд на мир. Но, тем не менее, им приходится тесно взаимодействовать друг с другом. Карась-идеалист был максимально далек от реальной жизни и пытался построить идеальное со своей точки зрения общество.
Только ерш понимал, как устроено подводное общество, поэтому и не указывал ничего щуке. Он понимал, что хищнице нужно питаться, иначе она тоже умрет. Выходит, что на одну сторону поставлена его потенциальная жизнь, а на другую — жизнь щуки. И ключевая задача общества — сделать так, чтобы эти весы никогда не перевалились ни на одну сторону, иначе случится непоправимое.
Также Салтыков-Щедрин пытается показать, что наши представления о мире могут быть идеальны, но это не делает их реальными. Мир, порой, намного жестче, чем кажется. Поэтому нужно быть реалистом, ведь такой подход позволяет адекватно оценивать действительность.
Салтыков-Щедрин смог передать настолько глубокие идеи в достаточно необычной для философских произведений форме — сказке. Сразу видно, что «Карась-идеалист» — творение настоящего мастера. Рядовой писатель не смог бы так завуалировать настолько важную социальную тему, особенно для нашей страны. Поэтому Салтыкова-Щедрина так любят и уважают в писательской среде!
Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 38.
Обновлено 26 Июля, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 38.
Обновлено 26 Июля, 2021
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1884.
История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.
Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.
Жанр – Сказка.
Направление – Реализм.
История создания
Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.
Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».
Тема
Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.
В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.
Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.
Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.
О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.
Композиция
Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.
В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.
Жанр
Жанр «Карася-идеалиста»– сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки – реализм.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Даврон Кабулов
10/10
-
Валентина Воронцова
10/10
-
Егор Леванович
10/10
Рейтинг анализа
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 38.
А какую оценку поставите вы?
Читательский дневник по сказке «Карась-идеалист» Михаила Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Название произведения: «Карась-идеалист»
Число страниц: 6
Жанр: сказка
Главные герои: карась, ёрш, щука
Характеристика главных героев:
Карась — Мечтатель и идеалист.
Считал, что жить нужно по совести, и рыбы не должны есть друг друга.
Ёрш — Умная рыба. Реалист.
Щука — Гроза тех мест.
Сильная, обладающая властью.
Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»
Карасик и ёрш поспорили, как нужно жить всем рыбам.
Первый убеждал второго, что рыбы не могут поедать себе равных, что везде должна быть справедливость.
Ёрш напоминал про щуку и уху, но оппонент не хотел слушать этих доводов.
Узнала о диспуте щука, приплыла в тихий омут и тоже вызвала карася на спор.
Стал тот убеждать щуку в том, что она не должна его есть. Удивлялась щука таким доводам.
Но вот щука зевнула и проглотила мелкую рыбёшку, на том и спор кончился.
План сказки:
- Спор старых друзей.
- Доводы о мире.
- Напоминания ерша.
- Убеждённость.
- Ракушки.
- Появление щуки.
- Первый диспут с щукой.
- Второй диспут с щукой.
- Щука зевает.
Основная мысль рассказа «Карась-идеалист»
Главная мысль сказки в том, что с теми, кто может тебя съесть, о вкусах не спорят.
Основная идея сказки в том, что пустыми словами ничего поменять нельзя.
Чему учит сказка
Сказка учит иметь идеалы и отстаивать их.
Но быть осторожными и предусмотрительными.
Учит не заниматься пустой болтовнёй, учит не говорить глупости, учит слушать мудрых советов.
Краткий отзыв по сказке «Карась-идеалист» для читательского дневника
Прочитав это произведение, я подумала о том, что многие люди уподобляются данному карасику.
Они много и убедительно говорят, но ничего не делают.
Это очень смешное и поучительное сатирическое произведение.
Автору удалось показать, что любые идеалы должны подкрепляться не только словами, но и действиями.
Не может слабый указать сильному, что делать.
Мне понравился ёрш, который был реалистом и понимал, что пустыми разговорами жизнь не изменить.
А вот глупый спорщик заслужил свою судьбу.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что лучшие результаты достигаются упорным трудом, а не долгими спорами.
Пословицы к сказке:
- Язык болтает, а голова не знает.
- Дай дураку волю, а он две возьмёт.
- Меньше слов, а больше дела.
- На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
- У сильного всегда бессильный виноват.
Словарь неизвестных слов
- Слукавить — обмануть.
- Сноровка — умение.
- Мотня — часть невода.
- Чревоугодие — обжорство.
- Чаемое — желанное.
Отрывок, поразивший больше всего:
Каких таких щук? — удивился карась, который был до того наивен, что когда при нём говорили:
«На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс и русалок, которыми малых детей пугают, и, разумеется, ни крошечки не боялся.
Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:
- «Премудрый пескарь»
- «Как мужик двух генералов прокормил»
- «Дикий помещик»
- «Медведь на воеводстве»
- «Коняга»
Библиотека произведений автора пополняется.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения интересные для детского, а больше взрослого чтения. «Карась-идеалист» яркий пример сказки для «взрослых».
История создания.
Сказка написана в 1884 году. К этому времени Салтыковым написано множество подобных произведений, которые он публикует в ОЗ (Отечественных записках). Сказка является откликом писателя на новые либеральные веяния, в том числе идеи марксистов (Марксизм – это общественное и политическое движение, выступающее за свержения капиталистического строя по средствам гражданской революции и перехода к коммунистическому обществу).
Тема.
Первая и очевидная тема сказки, которую бы отыскал ребенок, но едва ли взрослый обратил на неё внимание – жизнь в реке. Автор кратко описывает жизнь рыб, выстраивая иерархию: рачки – карась – щука. Люди участвуют в сказке пассивно: они где-то есть и ловят рыбу.
Менее очевидные, скрытые темы – это равное общество, без различий в статусе, честность, и стремление к идеализации жизни, чтобы всем было хорошо. Этими мыслями бредит карась, бесхитростная смирная рыба, которая больше лежит в тихом иле и ест рачков, не доумевая об опасностях, а его оппонентом в спорах является ерш, рыба колючая, «тертый калач», который лучше приспособлен к жизни и не понаслышке знает о щуке и о людях, любящих вкусно поесть. Обе рыбы склонны к либеральным идеям, но карась оказывается радикальнее в суждениях, так как не знает никакой опасности и мыслит, что одними словами способен вразумить щуку и изменить несправедливый уклад жизни.
Идея.
Карась так громко кричит об идеалах равенства, что однажды щука приплывает к нему на диспут. Три раза карась ходит к ней беседовать (Салтыков таким образом стилизует троекратным повтором сказку под народную), но щука не меняется и съедает его.
Закончив так сказку, Салтыков-Щедрин критикует подобных карасю людей-идеалистов, которые, вдохновившись идеями марксистов о равенстве, спешат перекроить общество, тем самым попадая в зубы «щукам». Они не знают о существующих проблемах, мало понимают в устройстве государства, а всё туда же: социализм!
Жанр.
Так как люди занимают второй план их роли играют рыбы. Подобный приём – аллегория, характерен для сказки. Кроме этого автор пользуется приемами сатиры, чтобы изобличить карася, поэтому сказка не простая, а сатирическая.
Вариант №2
Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.
В очередной раз Салтыков-Щедрин прибег к использованию аллегории с целью обмануть цензуру. В сказке имеется две достаточно четко прослеживаемых темы: проживание в мире подводного царства, положение либералов и настоящее назначение их взглядов.
В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.
Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.
Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.
Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.
Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Дейнеки Будущие летчики 6 класс
Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.
- Сочинение Моя формула счастья
Каждый человек вне зависимости от пола, возраста или характера хочет быть счастливым. Все мы в той или иной степени стремимся испытать это незабываемое ощущение. Но что именно делает нас счастливыми людьми?
- Суть комедии Ревизор Гоголя сочинение
Конечно комедия Николая Васильевича Гоголя «ревизор», это произведение на все времена. Именно поэтому до сих пор ее ставят в театрах и задают в общеобразовательных учреждениях до сих пор.
- План рассказа Храбрый утенок Житкова 2 класс
Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза
- Анализ произведения Шемякин суд
«Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий
Светлана Владимировна Томченко
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Прежде чем приступить к анализу данной сказки, следует разобраться в истории ее создания и написания. Она была написана в период социальных и политических изменений в конце девятнадцатого века. Сказку «Карась-идеалист» можно отнести к целому ряду подобных произведений в творчестве писателя. История написания данной сказки связана также с общественно-политической жизнью России в то время, с возникновением первых народных течений и подпольных организаций. Либералы в то время отстаивали идеи равноправия, равного труда и равной способности к обучению.
Впервые опубликована данная сказка была в сборнике «XXV лет».
Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
Итак, приступим к анализу данной сказки. Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:
- Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
- Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
- Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
- Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.
«Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»» 👇
Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.
Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.
Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.
Замечание 1
Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.
Функции сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
Поучительная функция. Автор данной сказки учит читателя принимать реальность такой, какая она есть, не верить слепо в равенство и прочие громкие лозунги. Слова, если за ними нет движущей силы — пустышки, не способные ничего изменить. Именно об этом и пишет М. Е. Салтыков-Щедрин.
Философская функция. В данном сатирическом произведении автор осуждает либеральные взгляды и позицию тех людей, которые не умеют ничего, кроме как красиво говорить. Салтыкова-Щедрина это задевает, вследствие чего, он отражает осуждение либерализма аллегорически, в, казалось бы, детской сказке.
Историческая и социальная функция. Сказка заставляет читателя задуматься над происходящим, над нашей действительностью. Также она учит прежде всего думать самим, не опираться на чьи-то взгляды, даже если они и кажутся правильными. Историческая функция этого произведения заключается в том, что оно отражает взгляды, а в целом, и поведение либералов в конце девятнадцатого века. В своей сказке Салтыков-Щедрин осуждает их: потому что они неспособны ни на что, кроме красивых слов и слепой веры в придуманный мир.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем прийти к выводу о том, что сказка «Карась-идеалист» вовсе не детская, а наоборот — содержит в себе достаточно смелые «взрослые» взгляды. Салтыков-Щедрин использует прием аллегории в целом ряду подобных произведений. Это происходит оттого, что автор идет в обход цензуры: если он будет выражать свои взгляды напрямую, то его осудят. Это подтверждает сказка «Карась-идеалист», а также «Премудрый пескарь».
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Салтыков-Щедрин и его сказка «Карась-идеалист» — анализ
Содержание:
- Произведение Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
- История создания, особенности сюжета
-
Краткое содержание, проведение анализа
- Общественно-политическая интерпретация
- Оторванность идеалистов от жизни
- В чем смысл, для кого написана сказка
Произведение Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
«Карась-идеалист» — это сатирическое произведение. Короткий рассказ, в котором на примере речных жителей показана утопичность либеральных взглядов в России второй трети XIX века. М.Е. Салтыков-Щедрин описал интеллигента-карася, реалиста-ерша и щуку, олицетворяющую власть, чтобы проиллюстрировать недостатки современной ему политической полемики.
История создания, особенности сюжета
Салтыков-Щедрин написал сказку в 1884 году. «Карася-идеалиста» впервые опубликовали в сборнике «XXV лет». Сатирик в то время работал над серией произведений, в которых использовал образы животных, чтобы избежать цензуры.
В том же году были написаны «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Вяленая вобла».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
У сказки простой сюжет: сначала мнениями обмениваются ерш и карась, затем, услышав об их разговорах, приплывает щука. Карась трижды вступает с ней в спор — традиционная для сказки композиция. Затем наступает драматическая развязка.
Краткое содержание, проведение анализа
Карась и ерш спорят друг с другом. Один «смирный и склонный к идеализму», а второй «тронутый скептицизмом и колючий». Персонажи не сходятся во взглядах, потому что карась считает, что жить надо только правдой, а ерш не представляет жизнь без необходимости «слукавить».
Идеалист не верит в то, что щуки могут есть других рыб не за провинность, а потому что голодны. Уху, которую варят люди, считает недоказанным вымыслом. Все споры начинает карась. У него всегда есть доводы в ответ на скептицизм ерша.
- История — это торжество добра и разума над злом и безумием.
- Тьма существует, но этим доказывает, что свет победит.
- Главная жизненная сила в добре.
- Рыбы должны объединиться и жить на благо друг друга. А питаться надо насекомыми, ракушками и прочими существами, у которых вместо души «пар».
Скептик-ерш во всем видит конфликт, вместо прогресса — деградацию. Порой не находя аргументов, переходит к оскорблениям, называя карася глупцом и фофаном. Но продолжает общение, покупаясь на наивную искренность оппонента. И даже готов прислушаться к его идеалам.
Персонажи регулярно встречаются, чтобы поспорить, пока речи о всеобщем равенстве не доходят до щуки. Хищная рыба олицетворяет в сказке власть. Она приплывает, чтобы вступить с карасем в диспут.
Идеалист уверенно отвечает на вопросы в первый день, говорит, что надо жить по справедливости и помогать друг другу. Щука советует ему проспаться и спор переносится на следующий день.
Вторую часть диспута карась продолжает речь о том, что все должны трудиться на благо общества. Не желающая работать и с кем-либо делиться щука обвиняет его в вольнодумстве. Карася берут под стражу.
На следующий день он потрепан, но готов выложить свой главный аргумент: рассказать хищнице про добродетель. Услышав «магическое слово», щука от удивления распахивает пасть и случайно глотает карася. Остальные рыбы желают ей приятного аппетита, а ерш убеждается в своей правоте.
Общественно-политическая интерпретация
Салтыков-Щедрин описывает бессмысленность морализаторских диспутов, не опирающихся на реальные действия. Он не осуждает желание добиться равенства и справедливости, но не указывает путь, как это сделать. На примере рыбного царства понятно, что «сильные мира сего» добровольно от власти не откажутся.
Щука говорит, что «люди не склонны бросать то, что им кажется вкусным».
Ерш жалеет карася и не отказывается от бесед с ним, ведь мало кто говорит правду, пусть и однобокую. Но ерш труслив, хоть и колюч, и громко поддержать собеседника не может.
Оторванность идеалистов от жизни
Карася вначале сказки автор осуждает не только за наивный идеализм, но и за бездействие — лежит себе на дне и размышляет, не опасаясь цензуры. Но в итоге главный герой даже после прямых сигналов, что его вот-вот съедят, придерживается плана раскрыть глаза щуке на смысл добродетели. И умирает он по случайности, автор не дает хищнице услышать главные аргументы диспута. Финал можно трактовать по-разному:
- удел идеалистов — пасть жертвой столкновения с реальностью;
- спорить с «социальным злом» бессмысленно — оно бездумно как стихия;
- власть не готова принимать либеральные взгляды, она будет слушать, пока сыта, но все равно расправится с вольнодумцами.
В чем смысл, для кого написана сказка
Сатиру Салтыкова-Щедрина исторически толковали двумя способами. Первый, традиционный, со времен литературной критики XIX века, видел в произведениях классика только обличение пороков общества. Его литературным приемам придавалось излишнее социальное значение. Другой критический подход находил в сказках автора глубокие мировоззренческие наблюдения, которые выходили далеко за рамки сиюминутной политической ситуации.
Это не детская сказка, среди персонажей нет положительных героев. Ерш любит спорить, но все время боится, как бы чего не вышло. Карась упрямо отрицает очевидные вещи в угоду идеалам. А щука любопытна и неглупа, хотя с точки зрения своей системы ценностей никогда не будет прислушиваться к тому, кого ест.
Художник Н. Е. Муратов |
«Карась-идеалист» — одна из сатирических сказок великого русского писателя Салтыкова-Щедрина.
В этой статье представлен анализ сказки «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль, мораль, вывод из произведения.
Анализ сказки «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль, мораль, вывод
Б. Я. Бухштаб:
«…»карась-идеалист». Это добрый и честный малый, мечтающий о том, «чтобы рыбы любили друг друга»… Но это беспочвенный утопист, оторванный от жизни. Он настолько не знает жизни, что сомневается в существовании щуки, а об ухе и вообще никогда не слыхал. Он верит, что «справедливость восторжествует», — но для торжества справедливости признает только путь «бескровного преуспеяния» и надеется мирным путем заставить щуку отказаться от рыбной пищи. Он принимает вызов щуки… и думает пронять ее своей пропагандой, — а щука в ответ съедает пропагандиста. Смысл этой сказки прямо революционный.»
(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге «Сказки» Салтыкова-Щедрина, изд-во «ДЕТГИЗ», 1946 г.)
А. М. Скабичевский:
«…философия фатальности взаимного пожирания… ярко выставляется в сказке «Карась-идеалист», который жестоко посрамляется со своими мечтами о том, что справедливость восторжествует, сильные не будут теснить слабых, богатые — бедных, объявится такое общее дело, в котором все рыбы свой интерес будут иметь, и каждая свое дело будет делать, и он такие слова знает, что любая щука от них в одну минуту в карася превратится. В ответ на все его мечты ерш окачивает его холодной водой…»
(А. М. Скабичевский «История новейшей русской литературы. 1848-1908 гг.», Санкт-Петербург, 1909 г.)
А. С. Бушмин:
««Карась-идеалист»… наглядный пример синтеза идейно-художественных мотивов, ранее встречавшихся в целом ряде произведений Салтыкова. В них… неоднократно появляются образы одиночек-«правдоискателей», отважно пытающихся склонить жестоких правителей к сострадательности и добродетели и трагически погибающих…
Сказка «Карась-идеалист» продолжила этот трагический мотив наивного правдоискательства и явилась аккордом в разоблачении утопических надежд на умиротворение хищников и деспотов.
С другой стороны, изображая социальные антагонизмы, Салтыков часто прибегал к уподоблению враждующих лагерей прожорливым щукам и дремлющим в неведении карасям… <…>
…конечно, сказка «Карась-идеалист» является не только итогом длительных наблюдений и раздумий писателя. Для уяснения смысла сказки еще большее значение имеют условия времени ее появления, яркий отпечаток которых она несет на себе. В обстановке правительственной реакции 80-х годов образ прожорливой щуки, давно уже вошедший в арсенал изобразительных средств сатирика, оказался как никогда уместным и эффективным. <…>
…сложным было отношение Салтыкова к тем честным наивным мечтателям, представителем которых является заглавный герой знаменитой сказки «Карась-идеалист». Как искренний и самоотверженный поборник социального равенства, карась-идеалист выступает выразителем общественных идеалов самого Салтыкова и вообще передовой части русской интеллигенции — идеалов, сильно окрашенных в тона утопического социализма.
Но наивная вера карася в «бескровное преуспеяние», в возможность достижения социальной гармонии путем одного морального перевоспитания хищников, обрекает на неминуемый провал все его высокие мечтания, а его самого на гибель. Хищники не милуют своих жертв и не внемлют их призывам к великодушию. <…>
Гибнут все, кто пытался, избегая борьбы, спрятаться от неумолимого врага или умиротворить его,— гибнут и премудрый пискарь, и самоотверженный заяц, и его здравомысленный собрат, и вяленая вобла, и карась-идеалист. Все меры морального воздействия на хищников, все апелляции к их совести остаются тщетными. …«карасиные» идеи о возможности «бескровного преуспеяния» на путях к социальной гармонии не приводят к ожидаемым результатам. <…>
«Карася-идеалиста» художник И. Н. Крамской справедливо назвал «высокой трагедией». Сущность трагизма, запечатленного в сказке, — в незнании прогрессивной интеллигенцией истинных путей борьбы со злом при ясном понимании необходимости такой борьбы.
Эта главная трагедия — трагедия тщетности идейных исканий — осложнена в судьбе карася-идеалиста, проглоченного щукой… не столь высоким, но более чувствительным трагизмом жестокого времени, обрекавшего на гибель поборников социальной справедливости.
На них лежит трагический отблеск эпохи Александра III, ознаменовавшейся свирепым правительственным террором, разгромом народничества, полицейскими преследованиями интеллигенции. <…>
Блестящим примером мастерского диалога может служить «Карась-идеалист». Сюжет сказки, с первых слов («Карась с ершом спорил…») и до последних («Вот они, диспуты-то наши, каковы!»), развивается в быстро сменяющихся эпизодах полемики карася то с ершом, то со щукой, и в этих спорах необычайно стремительно и ярко обрисовывается внутренний облик каждого участника диспутов: наивного идеалиста, циничного скептика, прожорливого хищника. <…>
…смешанный с грустью смех над доверчивым простецом, который наивно полагает, что можно смирить хищника призывом к добродетели («Карась-идеалист»).»
(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)
Это был анализ сказки «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, смысл, главная мысль, мораль, вывод из произведения.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 29.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 29.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – 1884.
История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.
Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.
Жанр – Сказка.
Направление – Реализм.
Темы и мотивы
Главный мотив, которым руководствовался автор при создании сказки, — необходимость обойти цензуру. Ещё один заключался в том, что нужно было донести свою позицию до прогрессивно настроенного общества: либеральные взгляды — это хорошо, но без учёта реалий они ничего не стоят. В сказке 3 основных темы:
- жизнь в подводном царстве;
- взгляды либеральной прослойки;
- пассивность.
Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира. Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:
- Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
- Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
- Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.
История создания
Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.
Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».
Тема
Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.
В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.
Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.
Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.
О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.
Анализ сказки «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина М.Е.
Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М.Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности пропаганды социалистических взглядов. Писатель не случайно подчеркивает, что карася монахи любят, тем самым усматривая родственные связи христианских и социалистических воззрений: и та, и другая идеологии проповедуют всеобщее равенство. В христианстве оно выступает под так называемой категорией соборности. М.Е. Салтыков-Щедрин так умело переключает читательское внимание из иносказательного социально-политического плана в бытовой, что мы понимаем, что под рыбной ловлей писатель имеет в виду социальные репрессии: «Лежит он [карась] больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает отгуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны».
Символично, что карась легко отзывается на шумиху в обществе («снимается со дна»), тем самым способствует своей поимке. Чтобы усилить лексику, обозначающую виды рыб (караси, ерши, плотва-белобрюшка), и названия социальноклассовых групп и должностей (дворянство, губернаторы), а также просто политически окрашенную лексику.
В центре сюжета сказки оказывается спор карася и ерша, который постепенно становится для них необходимым: рыбы входят во вкус и даже начинают назначать друг другу свидания.
Карась развивает в полемике свои либеральные взгляды, говорит о возможности достижения всеобщего счастья. А скептически настроенный ерш иронизирует над его теорией, припоминает накопившиеся у него обиды. Считая карася блаженненьким, он в то же время полагает, что с ним можно душу отводить.
В произведении возникает традиционная по своей символике антитеза: тьма (социальное зло) — свет (чаемое будущее).
Камнем преткновения в этом споре становится вопрос о щуках, под которыми имеются в виду сильные мира сего.
Высказывания карася афористичны и на первый взгляд кажутся прописными истинами: «Зло — это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается», «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро», «История — это повесть освобождения, это рассказ о торжестве добра и разума над злом и безумием».
Однако на горизонте событий вдруг появляется щука, которая выясняет, что в данной местности водятся караси. Узнав об этом, ерш предлагает карасю самому залезть щуке в пасть. Карась же желает со щукой прежде объясниться.
Одним из средств типизации образов является обращение автора к языку народных пословиц и поговорок («А ты не всякое слово выговаривай, какое тебе на ум взбредет!», «С тобой, видно, гороху наевшись, говорить надо!»).
Ерш пытается остановить карася, так как в душе жалеет его. Герой указывает своему собеседнику на четкую и давно сложившуюся в обществе социальную иерархию: «Ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки». Карась же ставит задачу взывать к голосу правды и хочет уговорить щуку измениться. При этом аргументами в предстоящем разговоре со щукой должны, по мнению идеалиста, стать лишь слова о добродетели и обязанностях по отношению к близким. Суть этих рассуждений сводится к тому, что рыбы не должны рыбами питаться. Для пищи есть другие виды: мухи, черви, пауки, водные блохи и т.д.
Наконец долгожданная встреча со щукой состоялась. Сперва та действительно проявила к карасю интерес, но как только щука понимает, что тогда ей придется работать, то сразу же называет его речи бунтовскими. Не сразу проглотила щука карася. Очевидно, была сыта от вчерашнего обжорства, как тонко отмечает автор. Когда же тот высказал свое самое заветное слово «добродетель», которое, по мнению карася, должно было произвести магическое воздействие и перевоспитать щуку, та от удивления открыла рот и проглотила его совершенно случайно, на что автор ехидно замечает, что, очевидно, она не знала этого слова совсем. Символично поведение остальных рыб, наблюдавших эту сцену: они с подобострастием спешат узнать, хорошо ли щука поужинать изволила, показывая тем самым свою социально-классовую лояльность.
Моралью данной сказки является авторское желание донести до читателя мысль о безрезультатности морализаторских бесед и диспутов либеральной интеллигенции, ибо истина для каждой категории общества своя и добродетель высшим сферам власти не свойственна.
Композиция
Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.
В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.
Приглашение на беседу со щукой
Вскоре ерш принес своему приятелю известие, что в их спокойной заводи появилась щука. Теперь всем рыбам необходимо соблюдать максимальную осторожность. Карась же утверждал, что за ним нет никаких грехов, поэтому щуке не за что на его нападать и волноваться ему попросту не о чем. Он мечтал, чтобы все рыбы жили в полном мире и согласии друг с другом.
Ёрш, который хорошо знал реальную жизнь, просто посмеялся над такими словами. Он утверждал, что у каждого своё предназначение, у ракушек — стать обедом для маленьких рыбок, а щуки должны есть карасей. Этот разговор услышал голавль и решил передать его содержание поселившемуся в их тихой заводи огромному хищнику.
Щука, услышав, что кто-то в озере ведет разговоры о справедливости и правде, заинтересовалась такой беседой. Она решила пригласить карася на диспут, чтобы тот рассказал ей свои идеи и повеселил во время послеобеденного сна. Она отправила голавля привести к ней такого оратора.
Тест по произведению
- /10
Вопрос 1 из 10
В каком году М. Е. Салтыков-Щедрин написал произведение «Карась-идеалист»?
Начать тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
- Даврон Кабулов
10/10
- Валентина Воронцова
10/10
- Егор Леванович
10/10