Анализ русской народной сказки «Крылатый, Мохнатый да Масленый». Оглашения и умолчания.
Опять начну с книги «Чудо книгу для малышей» от издания «Русич» (лицензия
ИД №04277 от 15,03,2001 214016, Смоленская, ул. Соболева, 7 www.rusitch.ru Выпущена на Смоленском полиграфическом комбинате тираж 7000 экз.)
Текст сказки аналогичен приведенному здесь: http://www.teremok.in/narodn_skazki/russkie_skazki/Krilat_mohn_masleni.htm
В данной сказке наряду с положительной моралью по оглашению очень мощный посыл в умолчаниях который на мой взгляд перекрывает всё положительное, что очень важно.
Начнем рассмотрение оглашений. «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет» всё вроде понятно, если занимаешься своим делом, ДЕЛАЙ его хорошо.
Умолчание более значимо и влияние его более мощно. Заключается оно в очень простой фразе «Каждый сверчок, знай свой шесток». Это основной принцип закрепления толпо-«элитаризма».
Поясню: В детскую психику сгружается стереотип, при возникновении недовольства своим положением в обществе ты должен знать, что изменить его у тебя не получится.
В сказке рассмотрен пример на 3 работягах (людях производительного труда, не «элитных» профессий) и образный пример работает, маскируя действительную подоплёку. В жизни подавляющее большинство случаев недовольства своим положением возникает как раз между людьми производительного труда и управленцами «элитой» (и разного рода «паразитами»). Воробей как раз и задумался над своим положением из-за того, что работал больше всех, получая равную «долю». Это замаскированное неравенство, в жизни распределение идет иначе работая полный рабочий день люди производительного труда получают не сопоставимо меньше «элитных» управленцев (топ-менеджеров) или в варианте когда и работая гораздо меньше, получают гораздо больше. Напряженность в среде людей рабочих специальностей как правило не возникает потому, что даже при не совсем равных условиях работы зарплата всё таки сопоставима и не отличается в 10 раз, как в примере между рабочими и «элитариями» разных мастей.
Сказка через подсознание ребенка показывает, что заниматься «не своим делом» опасно для жизни и здоровья. Эту модель человек и несет дальше по жизни не осознавая этого. Проявляется она в том, что человек боится пробовать себя реализовать, вне границ своей узкой специализации. Если человек специально не учился, то … итог закономерен. Сказка не даёт стимула учиться и осваивать новые навыки, овладевать новыми знаниями, скорее наоборот.
Эта алгоритмика хорошо работала, пока не произошла смена логики социального поведения, пока не сработал «закон времени» (amx-video.ru/images/law_of_time.jpg) . Сейчас, при быстрой смене технологий, такое разделение, по узко специальным областям, даже вредно. Сейчас нужно переучиваться по нескольку раз за жизнь одного поколения. Сказка в изначальном её виде этому далеко не способствует, даже наоборот.
Поскольку бороться с умолчанирями можно только их раскрыв и предложив альтернативу, то мне видится продолжение сказки примерно так:
После слов:
«Вот блин и говорит: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет».»
Воробей хоть и почувствовал себя виноватым, но ВСЕ поняли (как вариант почувствовали на своих шкурах) одну простую истину «Без знаний и умений ни одно дело не получится. Любому делу, нужно учится.»
Пока они выздоравливали и опять выполняли свою работу, стали друг с другом своими знаниями делиться и учить друг друга своим ремеслам.
Масляный учил Крылатого и Мохнатого стряпать. Жирные блюда им конечно делать не удавалось, зато хорошо получалось делать ВКУСНЫЕ и ПОЛЕЗНЫЕ постные блюда.
Крылатый учил Мохнатого и Масляного охотиться, злаки находить и распознавать, собирать грибы, ягоды и в лапы хищникам не попадаться.
Мохнатый учил Масляного и Крылатого для очага веточки сухие собирать. Поленья щепить они конечно не могли, зато сучки к масляному липли хорошо, а пернатый сухой хворост даже с высоких деревьев доставал.
И хотя каждому его работа нравилась, но иногда работой менялись и если кто заболевал, то здоровые, в меру сил, подменяли больного и всё у них ладилось.В свободное время стали помогать друг другу и делать работу быстрее. Так освоившись стали они жить ещё дружнее , веселее и интереснее.
Вот примерно так должна на мой взгляд кончаться сказка. Когда и оглашения «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет» и умолчания «Учиться, Учиться, Учиться и всё у вас получится» не противостоят друг другу, а дополняют и способствуют личностному развитию ребенка и взрослого человека в более зрелом возрасте.
Тема, задачи |
Методы, технологии /источник |
Чтение и анализ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И.Карнауховой. Учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам. Устанавливать причинно-следственные связи в тексте. |
— Узнай героя по описанию. — Чтение сказки — Анализ сказки по таблице. — Шкатулка мудрости — Решение проблем с помощью ТПФ — Деление слов на слоги — Игра («Скажи весело, грустно, обиженно…) |
Конспект
Чтение русской народной сказки
«Крылатый, мохнатый да масленый»
старшая группа №5
Цель: познакомление детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный»
Программное содержание: учить детей эмоционально воспринимать литературное произведение, определять характер героев по поступкам; устанавливать причинно-следственные связи в тексте.
Оборудование: презентация с иллюстрациями: воробей, мышка, блин, лиса, текст сказки «Крылатый, мохнатый да масленый».
Этапы проведения. |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Методические указания и приёмы. |
1. Вводная часть 3 мин |
Дети стоят полукругом на ковре — Ребята, скажите, а кто бывает летающий, с крыльями, с пёрышками, с клювом? — Правильно, крылатые могут быть птицы. -А кто бывает мохнатые? — Правильно, звери. Я загадала объект, а вы должны угадать его с помощью игры «Да нетка». — Правильно это блин |
— крылатые могут быть птицы (на экране изображение воробья) -мохнатые бывают звери (на экране изображение мышки) — это находится в центре? — это находится слева? — справа? — справа – по центру? — это блин? (на экране изображение — блин) |
Организационный момент Игра «Да нетка» |
2. Основная часть 20 мин |
Садитесь все на коврик. на доске иллюстрации: воробей. блин, мышка, -Ребята, посмотрите на эти картинки, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки, которую мы с вами читали. — Как она называется? Предлагаю вам вспомнить сказку Задаются вопросы:
Какая проблема возникла у этого героя? Что хотел? Что для этого делал? Что из этого вышло? (результат) Какие свойства характера есть у героя?
Какая проблема возникла у этого героя? Что хотел? Что для этого делал? Что из этого вышло? (результат) Какие свойства характера есть у героя?
Какая проблема возникла у этого героя? Что хотел? Что для этого делал? Что из этого вышло? (результат) Какие свойства характера есть у героя? Физкультминутка – разделите слова на слоги с помощью – хлопков, шагов, прыжков. — Конечно у наших героев были проблемы, но ведь мы можем помочь их решить с помощью волшебников Каких волшебников просим о помощи? Поиграем в театр – часть детей будет актёрами, а остальные зрителями. Вспомните песенку Блина, когда он пошёл в лес дрова рубить. Скажите — весело, сердито, грустно, обиженно… Предлагаю поделиться своей мудростью с героями сказки? Какой совет дадим героям сказки? У нас есть волшебная шкатулка мудрости, в которую мы можем положить вот это сердечко со своими пожеланиями |
— «Крылатый, мохнатый да масляный». — воробей; — у него был тяжёлый труд; — хотел труд полегче, хотел поменяться работой — «рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать» — «Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт» — умный, решительный, справедливый, трудолюбивый. — мышка — тяжёлый труд — тоже хотел труд полегче — хотел поменяться трудом с Блином; — Щи получились не жирные и не вкусные. Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт. — глупая, трудолюбивая, неловкая… — блин — тяжёлый труд — тоже хотел труд полегче — хотел поменяться трудом с Воробьём — пошёл на охоту, — блин чуть не съела лиса, — добрый, смелый, глупый… — дети выполняют движения Волшебники «Наоборот» — заменить действия или свойства объекта на противоположные. (цвет, размер, части, место, действие, форма) «Увеличение – уменьшение» (предположения детей) — «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет» — дети поочерёдно проговаривают песенку Блина в разных интонациях |
Анализ сказки по таблице Деление слов на слоги Решение проблем с помощью ТПФ Театрализованная игра («Скажи весело, грустно, обиженно…) Шкатулка мудрости |
3. Заключительная часть 2 мин |
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? — Чему научила вас эта сказка? Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила -Вы молодцы ребята, хорошо сегодня поиграли, мне очень понравилось. |
— «Крылатый, мохнатый да масляный» -ответы детей — сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому |
Подведение итогов Похвала |
Какая проблема у героя? |
Что хотел? |
Что делал? |
Что получилось? Что из этого вышло?
РЕЗУЛЬТАТ |
Какие свойства характера есть у героев? |
Копилка мудрости |
Воробей Думал, что у него тяжелый труд |
Хотел труд полегче, хотел поменяться работой |
«Рассердился воробей – ножками затопал, крыльями затопал и давай кричать» |
«Дрова натаскал да давай клевать, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт» |
Трудолюбивый, умный, честный, справедливый… |
«Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет». Сказка учит тому, что каждый должен заниматься своим делом и не завидовать другому. |
Мышонок Думал, что справится с работой Блина |
Тяжёлый труд |
Тоже хотел труд полегче хотел поменяться трудом с Блином; |
— Щи получились не жирные и не вкусные. «Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт». |
Глупая, трудолюбивая, неловкая, |
|
Блин Решил помочь воробью, но его чуть не съела лиса. |
Хотел просто помочь друзьям |
Пошёл в лес один, не подумал, что попадёт в беду. |
Лиса откусила кусочек Блина, чуть не поплатился жизнью |
добрый, смелый, глупый, не осторожный |
Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»
На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот каша и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок перевернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поёшь? Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поёшь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слёзы льёт.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льёт.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился. Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Все должно быть на своих местах Крылатый, мохнатый да масленый
Смысл сказки
На самом деле не очень даже понравилась русская народная сказка Крылатый, мохнатый да масленый. Это по-настоящему очень мудрая сказка и со смыслом. А кто такие крылатый, мохнатый, да масленый? Ну, это компания состоит из трех друзей, которые чудом спаслись от опасности, все от разных и кто от кого, и теперь вот они все собрались вместе.
Крылатый — это воробей, он прилетел с полей, мохнатый -это мышонок, который спасся от кошки, а масленый — это блин, и он убежал со сковороды. И живут они вместе и не тужат, и каждый при этом делает свое дело. Воробей добывает и приносит пищу, мышь рубит дрова, а блин готовит еду, да супчик у него получается жирный и наваристый. Ведь блин сам по себе масленый, и когда он варит щи, то окунется в них, и супчик сам по себе становится жирным. А кашка получается горячей, так как мышка успевает нарубить дровишек сразу побольше. И в итоге такого разделения труда и узкой специализации каждого друга, все друзья- мышнок, воробей, да блин всегда были сыты, да довольны жизнью.
Так что они жили все вместе, да не тужили. Да еще они все себя любили похвалить, да не скупились себе на комплименты. Вот такими вот оказались полезными их взаимные действия. И все бы было у них хорошо, если бы один из них -воробей не задумался над тем, что он перерабатывает. Какой он все-таки был глупый. Ведь до этого момента у наших друзей все шло прекрасно, так что другие только могли им позавидовать. А тут вдруг в ешо душу закралось сомнение, которое ему надо было рассеять. И из-за этого все пошло у наших друзей кувырком.
Блин пошел на охоту, да за ягодами и грибами, и в итоге он едва уцелел и в конечном итоге остался без бока, так как в лесу он наткнулся на лисицу, которая уж очень захотела его съесть. Насилу блин масленый ноги унес, да домой он вернулся не только израненый, а без пищи. У нашего же мышонка на новом месте тоже не получилось ничего хорошего, и сварить щи он совершенно не смог, так как они получились у него невкусными и постными, и как бы он не старался, но жирным супчик у него так и не получился. И беднвй мышонок чего только не пытался сделать, чтобы супец получился у него пожирнее. Он даже нырнул в варящийся суп, и в итоге это ничем хорошим не обернулось, а наш герой только пострадал от такого опрометчивого поступка — ведь он в конечном итоге обварил себе все бока, а щи от этого так жирнее и не стали. Не лучше обстояли дела и у нашего воробышка. Ему бедненькому и вовсе не повезло, так как справиться с рубкой дров он не смог, как не старался, а только лишь ободрал себе клюв. Вот такие вот оказались дела. И когда каждый из наших героев начал делать чужую работу, то все в них пошло из вон рук плохо. И как они еще после всего этого живы остались. Но все же от подобного эксперимента все прозрели, и в этом была определенная польз такого опыта. В итоге, конечно же все наши герои поняли, что раньше у них было все на своих местах. То же самое имеется и внашей в нашей настоящей жизни. Ведь в нашем обществе также имеется всеобщее разделение труда и специализация. И каждый в этом мире занимает свое место.
И в итоге все только выигрывают от такого разделения труда, ведь получается все именно так, что все люди выполняют ту работу, которая у них лучше получается. А вместе от всего этого получается эффект синергии. Такая вот мудрость нашей жизни. И главное в нашем обществе порядок, и тогда все хорошо у всех получится. И никуда от этого не деться, так уже все заведено столетиями. Это и есть закон жизни. И поэтому, чтобы избежать лишних проблем, надо придерживаться столь несложных правил, и тогда все у всех будет нормальным. Ведь надо жить в гармонии с окружа. щим нас миром.
Достоинства: Поучительно
Недостатки: Нет
Видео обзор
Все(5) |
---|
Общее впечатление: Все должно быть на своих местах
Рекомендую друзьям: Да