- Сочинения
- По литературе
- Перро
- Анализ сказки Мальчик с пальчик
Анализ сказки Перро Мальчик с пальчик
Главным героем произведения является мальчик необычайно маленьких размеров. Его рост был не больше мизинца. Однако, несмотря на это, он был очень умен, находчив и смел. Окружающие не воспринимали его всерьёз, считали дурачком, потому что мальчик постоянно молчал, но это мнение было крайне неверно.
На протяжении всей сказки герой сталкивается с различными трудностями и преодолевает их, при этом спасая не только себя, но и своих братьев. Например, когда отец решил оставить сыновей в лесу, мальчик-с-пальчик всех спас, поскольку подслушал разговор родителей и сумел заранее подготовиться. Он набрал камней и незаметно кидал их на землю, пока их уводили, тем самым создавая ориентиры. По ним братья вернулись домой. Этот эпизод иллюстрирует сообразительность героя и его умение слушать.
Те же качества мальчик проявил, когда дровосек отвел братьев в лес во второй раз. На этот раз им не удалось так же легко вернуться домой, поскольку хлебные крошки, рассыпанные героем вдоль тропинки, склевали птицы. Долго поблуждав по лесу, сыновья набрели на избушку, в которой жил людоед со своей женой. Милосердная женщина пустила их переночевать в тайне от мужа, но людоед быстро нашел их. В конце концов, он решил откормить нежданных гостей и съесть через несколько дней, когда они потолстеют. В первую же ночь мальчик-с-пальчик смекнул, что, скорее всего, злодей передумает и зарежет их сейчас, и он не прогадал. Братья остались живы только потому, что герой втихаря поменял их шапки на короны дочерей людоеда. В итоге монстр по ошибке убил своих людоедок. Так мальчик-с-пальчик во второй раз нашел выход из трудной ситуации, применив свою находчивость и изобретательность.
Как можно догадаться, это наполненная приключениями истории подчеркивает важность таких качеств, как смелость, ум, смекалка, находчивость, ответственность и сплоченность. Сказка учит читателя тому, что не следует паниковать, если попал в беду. Никогда не нужно отчаиваться, стоит просто подумать и найти выход, ведь он есть даже из самых сложных ситуаций.
И совсем неважно, какой человек на первый взгляд. Можно быть маленьким, слабым, нелепым, но при этом находчивым и сообразительным. И тогда любые трудности не страшны. Человек сможет их преодолеть, даже несмотря на свои физические недостатки. Мальчик-с-пальчик был гораздо слабее людоеда, но он сумел его победить, потому что оказался умнее и хитрее. А, как показывает опыт, это куда важнее, чем размер и физическое превосходство.
Вариант №2
«Мальчик с пальчик» — известное произведение, которое стало известно также, как и Дюймовочка, написанная Гансом Христианом.
Люди, которые становятся взрослыми мечтают о друге или подружке, который бы был крошечных размеров и везде бы их сопровождал. Но люди зрелого ума видят эту сказку совершенно по-другому, они смотрят на нее через призму взрослого и опытного ума.
Но тут есть линия недопустимости. У мальчика-пальчика не было предательства со стороны родителей, он сам уговаривает своего отца, чтобы того продали на улице, так семья сможет заработать немного денег. Он уверяет его, что вернется целым и невредимым, а семья сможет жить обеспеченно и ни в чем себе не отказывать некоторое время. Мальчик с пальчик считает, что его маленький рост поможет ему справиться с возникшей трудностью и избежать неприятностей, что он сможет быстро скрыться с места преступления.
Но когда он попадает в большой мир, то видит, что ситуация разворачивается далеко не в его пользу. Он попадает во множество ситуаций, которые разворачиваются далеко не в его пользу.
Иногда молодые люди переоценивают свои способности и таланты, им не хватает жизненного опыта, чтобы принять существующие обстоятельства, оказывается, что необходимо думать еще и о том, что происходит в окружающем мире. Они не могут трезво оценивать существующие опасности и трудности, поэтому, когда попадают в большой мир, то натыкаются на множество проблем и трудностей, которые они не могут разрешить без посторонней помощи и вмешательства взрослых людей.
Все это приводит к тому, что родители, которые соскучились по мальчику решают его вернуть и больше не рисковать подобным образом, не продавать его ни за какие деньги, ни при каких условиях. Все это позволяет ему быть лучше.
Мальчику с пальчиком необходимо время чтобы набраться нужного опыта и выйти в большой мир подготовленным человеком, готовым разобраться в существующих трудностях и неприятностях.
Это показывает, что молодым людям, несмотря на таланты и способности, необходимо проходить определенную школу жизни перед тем, как выходить в большой мир и сталкиваться со взрослыми трудностями.
Анализ сказки Мальчик с пальчик
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Футлярные люди в рассказах Чехова
Футлярные люди… Почему же автор называет их именно так? На самом деле, всё очень просто. Футляр или пенал представляет собой нечто закрытое от внешнего мира. Внутри этого футляра можно оборудовать очень комфортные условия.
- Сочинение на тему Зависть. Что такое зависть
Зависть — это одно из самых плохих качеств человека. Она непременно губит личность, доброту и мировоззрение человека, порождая хаос и грубость. Зависть живет где — то внутри и каждый раз извивается червяком, завидев красивую одежду или новую машину.
- Анализ сказки Царевна-лягушка 5 класс
Сказка «Царевна-Лягушка» — это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги
- Сочинение на тему Хлестаков в современной жизни 8 класс
Комедия «Ревизор» — произведение написанное Николаем Васильевичем Гоголем в первой половине девятнадцатого века. Вот уже долгое время произведение ставится на сценах больших и малых театров нашей родины.
- Характеристика и образ Алексея Берестова в Барышне-крестьянке Пушкина сочинение
Алексей Берестов является одним из главных персонажей повести А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка». Мать Алексея умерла при родах, и Алексея воспитывал отец, богатый помещик Берестов Иван Петрович.
История создания и главные герои
Шарль Перро написал свою сказку в 1697 году, когда в стране царил жесточайший голод. В то время Францией правил Людовик XIV, который в общей сложности занимал трон 72 года. В эпоху, когда крестьяне бедствовали, первыми приносили в жертву детей. Современному читателю это кажется ужасным, но тогда у людей не было иного выхода.
Время, когда была написана сказка, географы и историки называют Малым ледниковым периодом. Летние месяцы были холодными и дождливыми, зимы — крайне суровыми, а в некоторые годы Сена замерзала полностью. Крестьяне с трудом справлялись с многочисленными бедствиями. Сказочный сюжет отражает реальное положение: некоторые семьи действительно заводили детей в лес и оставляли на растерзание зверям.
В сказке всего несколько героев, поэтому сюжет воспринимается легко. Действующие лица:
- Дровосек. Суровый и решительный мужчина. Он предложил оставить детей в лесу, а в сценах, когда супруга плачет, муж молчит, хотя его сердце сжимается от горя.
- Супруга дровосека. Добрая и работящая женщина, любящая детей и мужа. Когда приходится оставить мальчуганов в лесу, она громко рыдает и причитает, а при их возвращении бурно радуется, приговаривая, что очень рада их видеть.
- Братья. Самый младший — ростом с мизинец, остальные родились обычными. Мальчику с пальчик недавно исполнилось 7 лет.
- Людоед. Великан, классический злодей. Питается животными и людьми, но не по причине скверного характера, а чтобы утолить голод. У великана есть дочки, которых он любит. Их тоже 7, как и мальчишек.
- Жена великана. Добродушная женщина, которая любит своего супруга и отдаёт мальчугану все ценности, когда он говорит, что они нужны для спасения злодея.
- Дочери людоеда. Ночью, когда злодей собирался убить мальчуганов, он перепутал и лишил жизни собственных детей.
Сжатый пересказ
Жили на свете бедный дровосек и его жена. Когда случался неурожай, еды в семье было очень мало, и муж с женой не знали, чем кормить семерых сыновей. Дети были смышлёными, но самому старшему едва исполнилось 10 лет, а младшему — 7, так что они ещё не могли работать, чтобы помочь родителям. Один из ребят, когда родился, был ростом с мизинец, да так и не вырос. Его прозвали Мальчик-с-пальчик.
Однако этот малыш был умнее остальных братьев. Он мало говорил, зато внимательно прислушивался к чужим словам.
Завязка сюжета
Однажды от безысходности дровосек с дровосечихой решили увести детей в лес и оставить там. Муж предложил так сделать, поскольку ему было невыносимо видеть, как дети мучаются от голода. Но мать семейства не сразу согласилась. Она стала плакать, но потом поняла, что если дети умрут у неё перед глазами, перенести это будет ещё тяжелее.
В это время самый младший сын не спал. Он даже перебрался под скамейку, чтобы лучше всё расслышать. Когда родители уснули, герой сказки пошёл во двор и набил свои карманы белыми камешками. Утром вся семья пошла в лес. Мальчик бросал камешки на дорогу. Когда мать и отец оставили детей, а сами потихоньку ушли, ребята расплакались. Но мальчик вывел их, ориентируясь по разбросанным камешкам, и в результате все благополучно вернулись домой.
Дети стояли под дверью и слышали, как плачет их мать. У дровосеков в этот вечер был роскошный ужин: помещик вернул долг, и семья наварила много мяса. Женщина сокрушалась и говорила: «Как было бы хорошо, если бы дети сейчас могли поесть». Супруг молчал: он не хотел показывать, что тоже очень жалеет о жестоком поступке. Но тут мальчишки зашли в дом и наперебой стали говорить: «Мы здесь!».
Кульминация действия
Спустя время деньги, которые помещик отдал дровосекам, закончились, и в семье опять наступил голод. Родители стали рассуждать о том, что детей нужно снова увести в лес. Младший сын всё это слышал. Он решил, как и в прошлый раз, набрать белых камешков, но ничего не вышло: дверь была заперта.
Утром родители дали детям по куску хлеба на завтрак, а затем все отправились в лес. Ребёнок подумал, что можно будет набросать белых крошек, чтобы по ним найти обратный путь. Родители ушли домой, а дети остались в лесу одни. Когда они постарались выбраться из чащи, оказалось, что крошек нет: их склевали пролетающие птицы. Мальчишки до позднего вечера блуждали по лесу, пока не заблудились окончательно и промокли под дождём.
Мальчик, что был не больше мизинца, залез на дерево и увидел вдалеке свет. Спустившись, он предложил всем идти в ту сторону. Так дети добрались до хижины. Вышла старушка и сказала им, что здесь живёт людоед, и он обязательно съест детей. Но ребятам было уже всё равно. Они попросили женщину впустить их в избу, чтобы можно было погреться, ведь всё равно в лесу их съедят хищники.
Скоро вернулся с охоты людоед и сразу почуял человечий дух. Жена стала говорить, что никаких людей в доме нет, но злодей заглянул под кровать и обнаружил там детей. Обрадовавшись, что теперь будет чем угостить друзей, разбойник в этот вечер выпил больше обычного — целых 12 стаканов вина. Старуха хорошо накормила детей, чтобы они не исхудали, и отправила спать. Людоед хотел зарезать их сразу, но женщина уговорила подождать до утра.
Мальчик-с-пальчик догадался, что злодей может убить их ночью. Он снял с дочек людоеда золотые венки и надел на себя и братьев, а девочкам нацепил на головы шапки, что дала ребятам старушка.
Ночью злодей взял нож и пришёл в спальню. По ошибке он прирезал всех дочерей и пошёл спать. Младший брат быстро разбудил остальных, после чего они убежали.
Развязка и заключительная часть
Утром людоед увидел, что натворил, и отправился в погоню. У него были огромные семимильные сапоги, поэтому долго гнаться не пришлось. Дети увидели, как он перепрыгивает через леса и реки, и укрылись в пещере. Великан добежал до неё и уснул, так как очень устал. Младший приказал остальным бежать домой, а сам снял со злодея сапоги. Волшебная обувь уменьшилась и стала ему впору. Ребёнок тут же отправился к жене великана и сказал, что её супруга захватили в плен разбойники. Нужно отдать всё ценное из дома, тогда людоеда отпустят.
Женщина собрала золото и другие ценности, сложила в мешок и отдала герою. Он побежал домой и отдал всё родителям. С тех пор семья не бедствовала. Поговаривают, что потом Мальчик-с-пальчик устроился на службу к самому королю. Семимильные сапоги пригодились: с ними можно было выполнять различные поручения, поэтому смышлёный мальчуган хорошо зарабатывал.
Мораль сказки такова: доброе сердце и смекалка важнее, чем внешняя красота. Хоть мальчик с виду был неказистым, он принёс счастье в родительский дом и не дал погибнуть братьям.
Анализ и основные мысли
Жанр произведения «Мальчик-с-пальчик» — авторская сказка с элементами волшебства. История отличается напряжённым сюжетом. Герой сталкивается с трудностями и мужественно их преодолевает. Внимательное прочтение позволяет сделать такие выводы:
- нельзя строить счастье на несчастье других;
- не стоит опускать руки, если кажется, что нет выхода;
- зло и жестокость бывают наказаны, но не всегда;
- попав в беду, нужно думать не только о себе, но и о родных.
История показывает, что дети всегда любят своих родителей, даже когда те поступают с ними жестоко. Сказка учит братской любви, ответственности за родных и умению сохранять спокойствие в ситуациях, которые кажутся безвыходными. Родители поступили с детьми плохо, оставив их в лесу, но они сделали это не со зла, а от горя. Братья понимали это, поэтому не обозлились, а вернулись к отцу и матери.
Заполнение читательского дневника
Чтобы правильно заполнить читательский дневник, нужно указать основные данные о произведении и некоторые другие сведения. Сначала следует записать дату прочтения, затем полное название сказки. Следующий шаг — занесение в дневник имени и фамилии автора. Они записываются полностью: Шарль Перро. Далее учащийся приводит список главных героев, можно с краткими характеристиками. Во 2 классе план сказки «Мальчик-с-пальчик» для читательского дневника может выглядеть так:
- Жизнь дровосека и его семьи.
- Голодные дни и сложное решение.
- Спасение детей с помощью камешков.
- Съеденные крошки.
- Встреча с людоедом.
- Хитрость младшего брата и бегство детей.
- Семимильные сапоги.
- Возвращение домой с добычей.
Затем нужно очень кратко изложить, о чём произведение. Краткое содержание сказки «Мальчик-с-пальчик» должно уместиться в нескольких предложениях. Здесь же важно записать главную мысль. Она заключается в том, что внешность и рост в жизни не являются самыми важными достоинствами. Главный герой был маленьким, но благодаря его сообразительности братья сумели выбраться из леса. Кроме того, смекалка помогла мальчику получить золотые монеты.
Сказка учит тому, что никогда не нужно отчаиваться, ведь даже из самых трудных ситуаций можно найти достойный выход.
Отзывы читателей
Когда нам задали прочитать эту сказку, я начала с аннотации. Оказывается, похожая история известна в разных странах, но каждый народ изменил сюжет по-своему. Понравилось описание мальчика, а в сценах, где плакала жена дровосека, было очень жалко всю семью. Произведение меня так впечатлило, что мы с мамой даже нарисовали рисунок.
Мне понравилась сказка, потому что она учит быть примером для своих родных. Маленький ребёнок не испугался людоеда, а спасся сам и помог своим родным. В этом и есть суть истории: нужно всегда быть смелым и находчивым.
Инна, Волгоград
Сказку о ребёнке ростом с пальчик я читал ещё раньше, только ту написали братья Гримм. Интересно было сравнить две истории. Они отличаются по сюжету, но обе заканчиваются хорошо и учат сообразительности.
Андрей, Тверь
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Мальчик с пальчик Перро
Анализ сказки Мальчик с пальчик Перро
Сказка, написанная немецкими сказочниками братьями Гримм, что называется «Мальчик-с-пальчик». Она получила огромную известность несмотря на свою простоту в языке. Анализ данного литературного произведения представлен в данной статье.
Большое количество людей признаются, что когда они были малы, то мечтали иметь миниатюрного друга, который был бы в несколько раз меньше, чем они. С таким малюсеньким мальчишкой или девчонкой можно было бы вытворять разнообразнейшие веселые делишки и не получать наказания, так как исполнитель был бы неизвестным. Да и просто так было весело играть в какие-нибудь игры. Именно поэтому не вызывает огромного удивления популярность сказки среди детей.
Интересно, как относятся к этой сказке взрослые люди?
Анализируя это произведение, можно заметить одну важную смысловую линию: нельзя злоупотреблять какими-либо редкостными качествами или талантами. Мальчика-с-пальчика родители любили и берегли как могли. Они не предавали своего сынка. А вот сыночек оказался чересчур самоуверенным. Это почти довело его до беды. Отец и мать были не очень богатые, но старались уделять внимание своему сынку. И вот однажды мальчик попросил своего отца продать его какому-то человеку, но временно. Отец никак не соглашался, ведь боялся за судьбу своего мальчика. Но мальчик настаивал и поэтому так и сделали… Но вот, как оказалось, мальчик был не так уж умен и хитер.
Когда он покинул родительский дом, то начал влипать в различные рода передряги. Играть в прятки просто, если ты малюсенький, а тебе необходимо найти большой объект – это легко. Но если малютку проглатывает дикий зверь, наподобие волка, то правила игры меняются в миг…
Когда человек уверен в своих способностях и талантах – это хорошо. Здоровая уверенность даже украшает талантливого человека. А вот самоуверенность – это иной случай, который может привести к плачевному исходу.
Мальчику-с-пальчику удалось убежать из брюха животного. Теперь родители смотрят за ним пуще прежнего, а сынок больше заботится о своей безопасности.
Данная сказка учит не быть самоуверенным в своих силах.
2 анализ
Шарль Перро написал детям замечательную сказку про семь сыновей дровосека с глубоким смыслом воспитания настоящих мужчин.
Данная история в юном поколении пробуждает чувство ответственности пред семьёй, родителями и ближними людьми. Порождает любовь к родным братьям, чувство долга к старшим и проявляет заботу ко всем людям.
Всем когда-то хотелось порой превратиться в маленького человечка или иметь шапку невидимку, которая помогла бы в сложных жизненных ситуациях или преодолеть трудности.
Главное быть не маленьким, а удаленьким – учит эта сказка детей раннего возраста и помогает понять им с детства, что мужчина должен быть добытчиком и защитником семьи, учит их самостоятельности и решительности.
В жизни немало важно быть настоящим мужчиной, где-то схитрить — во имя блага, быть умелым — во имя удачи и стать профи в своём деле — во имя счастья и благополучия. Именно так и сделал мальчик с пальчик в этой сказке, благодаря чему обрёл успех, богатство и счастья не только себе, но близким ему людям.
Желание познать все самое нужное, пригодилось мальчику во всем даже, когда попадал в руки людоеда, несмотря на его габариты, он не стал смущаться своего роста и действовал по плану, выдававший его разум. Разум, который по сей день делает каждого человека счастливым или наоборот обрекает на не удачу, который играет самый важный и нужный фактор в строении нашей судьбы.
Он жертвует собой ради близких родственников, рекомендуя родителям продать его за хорошие деньги, лишь бы они не остались голодными, а он как-нибудь справится. Благодаря умению и умелости выходить из разных ситуаций, никогда не отчаиваться и идти за судьбой в пути к счастью.
В своё время рассказ «Мальчик с пальчик» положительно повлиял на Наполеона Бонапарта, восхищавшийся его отвагой, также и по сей день эта сказка не оставляет равнодушным многих читателей, своей поучительностью. Она учит своевременно оказывать помощь нуждающимся, не выбирая, кто он, учит терпеливости, к примеру, на холоде сыновья дровосека чуть ни ли замёрзли, однако мальчик вновь спас всех своей смекалкой и умом.
Умом, которым каждого из нас не обделил всевышний и дал его, чтоб мы могли им подумать так, от чего бы, никто не пострадал. Мальчик с пальчик постоянно был в движении, в действии ума и поступков, не останавливаясь на достигнутом, он полностью обеспечил семью достатком. А это, сейчас немало важная роль в жизни настоящего защитника семьи.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Мальчик с пальчик Перро
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Виноградова Весна 5 класс
На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.
- Анализ рассказа Усомнившийся Макар Платонова
Свой рассказ «Усомнившийся Макар» Платонов написал в 1929 году. Произведение является сатирическим высмеиванием общества и коммунистических затей. Некоторые образы и замысел сближают рассказ с сатирическими творениями Салтыкова – Щедрина и Гоголя.
- Сочинение по картине Дубовая роща Шишкина
Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди
- Образы животных в баснях Крылова сочинение
Иван Андреевич Крылов – признанный мастер в написании басен, его творчество всемирно известно. Действующими персонажами в его литературных произведениях чаще всего выступают животные.
- Анализ Повести о капитане Копейкине Гоголя
Примечательно, что «Повесть о капитане Копейкине» выделяется из общей композиции произведения. Она независима от общего сюжета. Здесь свои герои и своя сюжетная линия
Текущая страница: 5 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]
МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК,
или
Спасение утопающих есть дело рук самих утопающих
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ.
Русская народная пословица
О приключениях этого героя мы тоже знаем из сказки Шарля Перро. Именно его сказка считается классическим вариантом. Однако у каждого народа есть и собственные сказки про крошечного, но бесстрашного умницу.
А знаете ли вы, что…
• У англичан есть сказка «Коротышка Томми». Англичане считают, что этот Томми был создан при содействии волшебника Мерлина и жил при дворе легендарного короля Артура, где сначала воспринимался живой игрушкой для самого короля и его супруги, а потом стал королевским любимцем и крошечным другом.
• В немецкой сказке, записанной братьями Гримм, крошечный крестьянский сын обладает недюжинным умом и смекалкой. Он помогает во всем отцу и даже ловит воров, получая заслуженную богатую награду.
• В белорусской сказке героя зовут Горошинкой, он смышлен, умен, но любит подшутить над «большими» людьми.
• Даже в Японии есть старинные народные сказки про мальчика Иссумбоси ростом с листочек.
• В Индии же имеются сказки про мальчика ростом с лепесток цветка.
Сам Шарль Перро, пересказавший народную сказку, не был бы великим сказочником, если бы не создал шедевр. Ну разве не следили мы в детстве с замиранием сердца, как седьмой сын лесоруба, которого за малый рост прозвали Мальчиком с пальчик, спас себя и своих братьев в непроходимом лесу? Чтобы найти дорогу домой, он применил незамысловатый прием – по пути кидал в лесу белые камушки, которые не затеряются в траве и останутся заметными. Вот по этим камушкам он и вывел братьев из леса домой. А иначе сгинули бы они в страшном лесу, растерзали бы их голодные волки. Вот каким умным оказался этот крохотный мальчик. Как говорят, мал золотник, да дорог! (Золотник, кстати, это и золотая монета, и крошечная мерка, которой отмеряли золото.) Вот только кто из нас задумывался над страшным вопросом:
Почему братья и сам Мальчик с пальчик оказались в лесу?
Впрочем, и правильно, что не зацикливались на этом вопросе. Ответ-то уж очень непригляден. Сыновей в лес на съедение волкам отправили родители. Да-да, отец-лесоруб так решил, а мать его поддержала.
Но как же так?! Неужто сказка рассказывает о родителях-зверях? Ничуть не бывало! Просто родителям нечем было кормить детей. Вот они и решили: пусть уж лучше те погибнут быстро, съеденные волками, чем будут мучиться долго от голода и все равно не минуют смерти.
Ужас, верно?! Нам-то сразу вспоминаются революции и войны, блокада великого Ленинграда – вот где были голод и холод. Только обычно детей спасали в первую очередь. В блокадном Ленинграде взрослые умирали от голода, отдавая свои пайки детям. Так что же такое описывает добрейший сказочник, толстяк Шарль Перро? Неужто его соотечественники были нелюдями?!
Конечно нет. Просто Перро, хоть и был сказочником, все равно, как любой истинный настоящий писатель, отражал в сказках окружающую жизнь. А на рубеже XVII–XVIII веков жизнь во Франции да и по всей Европе была ужасающей. Полвека, начиная еще с 1650-х годов, длились голодные, неурожайные годы. Дело в том, что именно на то время в Европе пришелся пик Малого ледникового периода, когда на Землю обрушилось сильнейшее похолодание. Зимы были такими, что замерзали не только все реки, но и моря вдоль берегов. Лето же оказывалось не просто студеным, но и дождливым. Солнце почти не выходило из-за туч, так что урожаи не успевали вызревать. В 1695 году во Франции разразился ужасающий голод. Умирали не только люди, но и звери, птицы. Началось людоедство. Большим семьям, чтобы сохраниться, приходилось кем-то жертвовать. Едоков, которые не могли работать, изгоняли из дома. Чаще всего страдали дети. В 1695 году Франция оказалась наводнена толпами голодных беспризорников и юных воришек.
Вот эту ситуацию и отразил Перро в сказке. Отец-лесоруб отводит детей в лес. Ужасное событие. Но ведь потом, как описывает Перро, родители начинают каяться. Тем более что они явно поспешили – деревенский староста отдал лесорубу долг. Так что родители рвут на себе волосы, но тут – вот счастье-то! – Мальчик с пальчик приводит детей домой.
Тут бы устроить хеппи-энд. Но Перро – правдивый сказочник. Потому он и рассказывает, что деньги скоро кончились, а голод по стране все продолжался. И лесоруб во второй раз осуществил свой зловещий замысел – отвел детей в лес. Больше того, родной папаша решил подстраховаться и запер смышленого Мальчика с пальчик в сарае, чтобы тот не сумел набрать камешков и не привел бы снова всю ватагу детей домой. Кормить-то ведь опять нечем! Да и вокруг ни у кого никаких денег по всей округе нет – того и гляди, народ начнет есть друг друга.
Вот отсюда и появился в сказке людоед – опять же красноречивая деталь жуткого всеобщего голода. Однако в сказке мир людоеда – это еще и волшебный мир, где можно найти то, чего нет уже в реальном деревенском мире. Недаром, преодолев множество страшных приключений, Мальчик с пальчик ухитряется забрать в волшебном мире много денег и принести их домой. Авось уж на этот-то раз родители не выгонят бедных детей, ведь те вернулись с богатством.
Странна мораль для сказки. Хотя, конечно, Перро видней, как там было с моралью во времена поздних лет правления Людовика XIV. Оказалось, пока «король-солнце» блистал в бриллиантах, сапфирах и прочих неимоверных драгоценностях, народ по деревням и городам мер с голодухи.
Хотя, конечно, в сказке Перро перенес морализаторский акцент на достоинства Мальчика с пальчик:
Мы все не прочь иметь хоть дюжину ребят,
Лишь только бы они ласкали ростом взгляд,
Умом да внешностью красивой;
Но всяк заморыша обидеть норовит:
Все гонят, все клянут враждой несправедливой,
А сплошь да рядом он, прямой байбак на вид,
Спасает всю семью и делает счастливой.
Ну а если внимательно прочесть МОРАЛЬ Перро, то открывается еще одна тайна Мальчика с пальчик – почему он такого роста. Оказывается, он «заморыш», то есть его с появления на свет морили голодом. Почему? Да потому, что он – последний седьмой брат, вот ему и доставалось еды меньше всех.
Ну а теперь —
Внимание!
Кто знает русский вариант сказки «Мальчик с пальчик»?
Можно утверждать смело – почти никто.
А между тем в русском народном варианте, записанном опять же нашим замечательным собирателем сказок А.Н. Афанасьевым, никаких родителей-изуверов вообще нет. Есть только любящие. И никто Мальчика с пальчик из дома не прогонял. Напротив, его там обожали. Русская народная сказка абсолютно добрая.
Жили бездетные крестьяне – по традиции старик со старухой. Горевали, очень желая ребеночка. Однажды старуха рубила капусту, да нечаянно и отрубила себе палец. Из него-то и вырос Мальчик с пальчик. Старик со старухой на него не нарадовались, ведь был он и умел, и смышлен. Залезет лошади в ухо и командует ею на пашне. И лошадь слушается!
Прознал про такое чудо богатый барин, стал уговаривать старика: «Продай диковинного мальчика!» Старик ни в какую – ну как ему жить без родной кровиночки-то?! Но вот сам Мальчик оказался умен – посоветовал продать себя за большие деньги. Ну, сторговались. Барин мальца в карман посадил, а тот прогрыз дыру и убежал к отцу.
Дорога, конечно, была трудной. Сначала Мальчику встретились три вора. Но он их обхитрил. Потом съел его злобный волк. Но Мальчик и в волчьем брюхе не унывал. Как только волк подкрадывался к какой-нибудь овце, малец тут же кричал: «Пастух, спишь! А волк овцу тащит!» Так что волка отовсюду гнали. Совсем отощал бедняга. Сам стал просить Мальчика: «Вылези!» Но тот ни в какую: «Отвези к отцу с матерью, тогда и вылезу!» Что делать волку? Повез. Да только на порог дома вскочил, старик со старухой на него и накинулись – убили волка. Мальчик вылез благополучно, отца с матерью обнял. А из злого волка ему потом шубу сшили.
Вот такая сказка. Никаких ужасных родителей-душегубов. Зло в виде воров и волка наказано. Мальчик дома с любящими отцом и матерью. И все счастливы.
А вы говорите, равнение на заграницу, заграница нам поможет… А вдруг не стоит равняться-то? Может, это нам впору им помогать?..
КОТ В САПОГАХ,
или
Зачем коту обувка
МАРКИЗ, НИЗКО КЛАНЯЯСЬ, БЛАГОДАРИЛ ЗА ЧЕСТЬ, КОТОРОЙ УДОСТОИЛ ЕГО КОРОЛЬ, И В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ЖЕНИЛСЯ НА ПРИНЦЕССЕ. КОТ СТАЛ БОЛЬШИМ ВЕЛЬМОЖЕЙ, А МЫШЕЙ ЛОВИЛ ТОЛЬКО ДЛЯ ЗАБАВЫ.
Узнаете? Безусловно, это одна из любиЙ мейших сказок детства. Впервые ее тоже записал Шарль Перро, услышав, как он говорил, в Нормандии. Но исследователи считают, что сказку «Кот в сапогах, или Господин кот» Шарль Перро сочинил сам.
За что читатели обожают эту сказку? За то, что она без подвоха. Тут не встретишь ужасных родителей, готовых отвезти детей в лес на съедение волкам, как в сказке «Мальчик с пальчик». Напротив, отец трех братьев из этой сказки любил своих сыновей и оставил им наследство. Не его вина, если они не поняли, ЧТО он им оставил.
Помните? Старшему брату – мельницу. Среднему – осла. А младшему, любимому, – кота, который, как и все кошки, бегал тогда, конечно, безо всяких сапог. Но что означает такое наследство?
Вопрос первый:
Почему отец оставил сыновьям мельницу, осла и кота?
Вот только не надо отвечать, что отец был мельником, потому и оставил мельницу. Но ведь у мельника явно был еще и дом, и деньги, и многое другое. Мельники ведь в то время были весьма зажиточными. Так почему же в сказке для наследства выбран такой странный набор – мельница, осел и кот?!
Ответ надо искать как раз именно в том, что Перро рассказывает СКАЗКУ. То есть наследство явно волшебное. Точно!
Мельники вообще считались «знающими» людьми. Окрестные жители издавна были уверены, что именно мельники знаются с нечистой силой, в холодные дни именно на мельнице находят приют юные чертенята, греясь и крутя мельничный жернов. Да и то, рассуждали крестьяне: как же без помощи нечистой силы накопить богатство? А ведь известно, кошели всех мельников набиты золотом.
То есть мельница – это не просто здание для работы (чтоб зерно молоть), но и особое мистическое жилище. В оговоренные дни крестьяне, особенно юные крестьянки, бегали на мельницу гадать-ворожить, узнавать будущее. Под мельничный жернов кидали «тайную монетку» – некий взнос потусторонней силе, чтобы она вернула дар сторицей. То есть на мельнице можно заговорить-задобрить судьбу и нагадать счастье и богатство.
Осел… О, не думайте, что это осел в нашем понимании – ленивый, упрямый и прочее. Ослы в сказках возили волшебную поклажу – злато-серебро и прочее богатство. Ибо осел считался символом трудолюбия, преданности и прочих положительных качеств. В английских сказках говорится о том, что, если осла потянуть за уши, из его рта посыплются золотые монеты. А иранские сказки утверждают, что, если осла отпустить одного бродить по улочкам старого города, он непременно остановится у стены, в которой спрятан старинный клад.
Ну а кот? О, коты издревле числились в свите красавицы Фрейи, богини плодородия и всего животного мира, причем именно кошки олицетворяли мудрость богини.
Вот и в народных сказках кот – символ смекалки, хитрости, удачи при любых обстоятельствах. Недаром же говорят, что у кошек девять жизней и, падая, они всегда встают на все четыре лапы. Вспомним хотя бы известную английскую сказку «Уиттингтон и его кот». Как известно, с помощью своего пушистого друга Дик Уиттингтон стал лорд-мэром самого города Лондона. Да еще когда он только вошел в город, колокола зазвонили:
Динь-дон, динь-дон!
Лорд-мэр Уиттингтон!
Выходит, колокола знали будущее и сразу признали в нищем мальчишке будущего мэра (между прочим, такой мэр некогда действительно существовал в Лондоне). Вот как славно помог хозяину его серый кот!
То есть что же получается?
На заговоренном месте (мельнице) можно было заработать богатство, если упорно трудиться (осел). А потом с кошачьей мудростью пользоваться всеми этими богатствами.
Вопрос второй:
А почему отец поделил наследство – ведь дележка оказалась неравноценной, кот же явно не стоит столько, сколько мельница?
А вот тут-то и смысл. Стать богатыми и счастливыми братья могли, только объединив все свои наследные дары.
Ну а теперь – вопрос главный
(кто ответит сам, будет счастлив в жизни):
Зачем коту сапоги?
А давайте порассуждаем. Во-первых, кто вообще-то ходил в сапогах? В то время подобная дорогущая обувь была по карману только богатым, к тому же ношение сапог дозволялось только знатным людям. То есть сапоги – признак богатого аристократа. Для крестьян имелись деревянные сабо.
Г. Доре. Иллюстрация к сказке «Кот в сапогах»
Во-вторых, кот в сапогах – это уж субъект абсолютно выбивающийся из бытовой жизни. Такому коту не крикнешь: «Брысь!», такого не прогонишь. Невольно задумаешься: что за зверь такой невероятный?!
Именно на этом и построил все свои «подвиги» наш котик. Ведь уже сам его вид говорил окружающим о том, что они имеют дело со знатным вельможей, и к тому же фантастическим и непредсказуемым.
Именно благодаря сапогам и, конечно, своему уму и добыл котик богатство и счастье для своего юного незадачливого хозяина, которого братья выгнали вон.
Версия только для взрослых
Заметьте, господа, Шарль Перро всегда ратовал не за сословные привилегии, а за привилегии УМА. Его герой-кот умен, он этакий символ наступающей эпохи торжества разума, личной инициативы и энергичности в делах. У котов ведь вообще нет никаких сословий. И любимая кошечка графини и котяра, пригретый нищим, отличаются только по сословию хозяев. Вот и умница котик из нашей сказки понял: встречают по одежке, и, чтобы тебя признали аристократом, следует одеться как богатый вельможа. Вот и нацепил сапоги. Недаром Перро называет героя не просто Кот в сапогах, но «господин Кот в сапогах» (Le Maitre chat ou le chat botté).
Только для детей
На самом-то деле – наш котик маленький. Но если ты умен, то, даже будучи самым маленьким, сможешь перехитрить самых больших и добиться своего.
Однако ты должен знать – для победы одного, даже самого острого, ума недостататочно. На самом деле котик добился так много для хозяина потому, что очень его любил. Любовь и преданность удесятеряют и ум, и вообще все силы. Словом, любить надо!..
КРАСНАЯ ШАПОЧКА
и Серый Волк
СТАРУШКА ПОДАРИЛА ЕЙ КРАСНУЮ ШАПОЧКУ, КОТОРАЯ ТАК ЕЙ ШЛА, ЧТО ДЕВОЧКУ ВЕЗДЕ НАЗЫВАЛИ КРАСНОЙ ШАПОЧКОЙ.
Шарль Перро
Это наша любимица! Девочка, которая несет подарок заболевшей бабушке, а попадает в лапы серого волка. Такая сказка есть практически у всех народов Европы.
А знаете ли вы, что…
• Во Франции мать посылает бабушке пирожок и горшочек масла.
• В Англии – свежий хлеб и кувшин молока.
• В Италии – свежую рыбу.
• В Германии – пирог и бутылочку вина.
• В Швейцарии конечно же знаменитый сыр.
Словом, каждый народ выбирал свое любимое кушанье.
Красная Шапочка, добрая дочь и внимательная внучка, отправлялась в лес, ведь именно там, в избушке, жила заболевшая бабушка. Впрочем, стоп! При чем тут Красная Шапочка? Девочку в народных сказках никто так не называл – да у нее вообще не было имени. Девочка – и все. Так же как и другие герои – мать, бабушка, волк.
Ну а хоть шапочка-то у нее была?
Увы, не было! В народных сказках девочка была простоволоса, ведь это уже взрослые женщины носили головные уборы, девушки – платки и чепчики, а девочки могли ходить с неприкрытыми волосами. Так откуда же взялась красная шапочка?
У. Крейн. Иллюстрация к сказке «Красная Шапочка»
Головной убор красного цвета подарил героине все тот же неугомонный сказочник Шарль Перро. Хотя он дал девочке не просто шапочку, а дорожный плащ с капюшоном, называемый «шаперон». Его знаменитая сказка в оригинале так и называется – «Маленький красный шаперон». Это только в переводе на русский сказка Перро традиционно называется «Красной Шапочкой». Впрочем, во времена Перро шаперон уже почти век как вышел из моды, и его почти никто не носил. То есть таким названием Перро подчеркнул, что действие происходит в старинные времена и вообще восходит к Средневековью, когда именно шаперон был основной одеждой. Когда же сказку стали переводить на другие языки, то красный головной убор сохранился, но был назван по-разному – шляпка, колпачок, берет. Ну а словосочетание «Красная Шапочка» устойчиво сохранилось в России с XIX века после переводов П. Полевого и И. Тургенева.
Самый главный вопрос:
А почему шапочка – красная?
Конечно, самый простой ответ: красная – красивая. Может, так и было бы, если бы сказка родилась в России. Но в европейских языках нет идентичности красного и красивого. Зато есть мистическое значение красного цвета.
Версия для детей
Красный цвет – самый значимый среди всех цветов. Он виден отовсюду. То есть девочка в такой шапочке (капюшоне) будет видна всем и, если потеряется, ее найдут. Во-вторых, красный цвет – самый сильный, обычно таким цветом раскрашивали талисманы. То есть красная шапочка – это волшебный предмет, оберег, который, по версии Перро, подарила внучке бабушка, а в народных вариантах обычно сшила мама.
Только для взрослых
По старинной алхимической классификации красный – цвет крови, насилия, но одновременно и любви, доброй силы, которая может это насилие обуздать. То есть это противоречивый цвет, в котором, как в алхимическом опыте, заложено превращение животных страстей в гуманистические.
Но о каком насилии может идти речь в отношении нашей любимой сказки?
Ох, дорогие взрослые, задумайтесь хоть на миг! Волк съел бабушку – это как? И между прочим, в народных сказках это подается откровенно и невероятно: волк из бабушки еще и мясное блюдо приготовил и, когда девочка вошла в хижину, предложил ей достать с полки горшочек мяса и поесть. То есть внучка угостилась бабушкой!
Ну просто каннибализм какой-то! Увы. Но не стоит забывать, что во времена старинных голодных лет это было не такое уж необычное явление в крестьянской среде. Голод – самый жуткий зверь, воет в кишках почище любого волка. Вот и приносились в жертву самые малые члены больших нищих семей. Вспомните про сказку «Мальчик с пальчик» – там про то же сказано.
А разве сцена девочки и волка – не насилие? Знаете, как она звучит в большинстве народных сказок? Когда девочка покушала, волк зазвал ее в свою постель. Да еще и попросил снять одежду. «Куда мне деть мой фартучек?» – спросила девочка. Она-то ведь была уверена, что говорит с бабушкой. Не могла же она подумать, что волки разговаривают?! Но так и было – волк ответил: «Кинь в огонь! Он тебе больше не понадобится!» Туда же полетели и другие одежки. Ну а потом пошло привычное – девочка спросила: «Бабушка, а почему у тебя так много волос?.. Такие большие руки?.. Такие острые зубы?» – «А это, чтобы съесть тебя!» – возопил волк и. съел девочку. Да-да, в народных сказках девочка погибает.
Ну а в том, что в этих сказках описывается сексуальная сцена соблазнения, вы, наверное, и сами поняли. Но как же сказка галантного Шарля Перро – дипломата и дамского угодника?
А знаете ли вы, как кончается сказка Перро?
Думаете, конец у Перро таков, каким вы читаете его в детских сказках? Там сказано, что мимо домика, в котором волк проглотил сначала бабушку, а потом внучку, шли дровосеки с топорами. Они услышали шум, вбежали в дом и убили волка. Ну а из его распоротого брюха вышли и Красная Шапочка, и бабушка. Обе живые и невредимые.
Ничуть не бывало! Вот финал сказки Перро:
«…Бабушка, какие у вас большие зубы?» – «Это чтобы съесть тебя!» И, сказав эти слова, злой волк бросился на Красную Шапочку и съел ее».
Вот так – и никаких дровосеков-спасителей!
Но как же так? Почему?!
А дело в том, что на сей раз Перро, сочиняя на основе народной сказки свою авторскую, рассмотрел коллизию Красной Шапочки и волка как житейскую коллизию девушки и коварного соблазнителя. Вот как сказалась гривуазность народных сказок. К сказке он, как всегда, сочинил и мораль абсолютно взрослую. В наших изданиях, конечно, никаких моралей не предусмотрено. Только вот «Красная Шапочка» без последних стихотворных строк Перро теряет вся свою природную веселость, даже озорство и, главное, свой потаенный парадоксальный смысл.
Так что там у Перро? А вот – читайте!
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
Красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, —
Иначе волк их может скушать.
Ну, каково? Чем не умница наш господин Перро? Самый настоящий баловник. И какое чувство юмора! Жаль, что миллионы взрослых, читавших только детские пересказы Перро, настоящей «Красной Шапочки» и не видели. Конечно, и в других странах печатается множество сказок Перро в детских адаптациях. Но ведь там издаются и взрослые варианты. У нас же это редкость. А прочтя «мораль», как-то без усилий мысль переходит от красной шапочки к кабаре «Мулен Руж» и кварталам «красных фонарей». Что поделать, красный – цвет страсти.
Вот только читая хоть сказку Перро, хоть любой народный вариант, невольно встает вопрос: почему девочка ни о чем не подозревает, почему принимает волка за бабушку? Неужели не видит, что хоть и в бабушкином чепце, но рядом с ней волк?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к истокам народных сказок. Народ знал, что волки, конечно, воруют овец, режут коров, иногда и лошадей. Но волк, устремленный на ребенка, в котором ребенок НЕ ВИДИТ волка, – это как?! Оборотень он, этот волк, что ли?
Да, именно так – оборотень! Тот самый легендарный вервульф, о котором сложено множество кровавых легенд по всей Европе. Эти страшные легенды пошли из древней Трансильвании, мистического места, где, как была уверена вся средневековая Европа, жили вампиры, чудовищные звери и оборотни. Раз в месяц в полнолуние человек-оборотень превращался в жуткого волка и убегал в лес на три дня. Потом-то он опять принимал человеческий облик, но вот наша сказочная девочка, видно, встретилась с ним, когда он уже из волка превращался в человека, – и превратился в. бабушку. Вот почему девочка не обнаружила подвоха – ну волос много, ну руки длинные, но ведь бабушка же!
Конечно, в этой сцене можно увидеть и еще одно – обольщение девочки взрослым человеком. Правда, не все сказки настаивали на такой педофильской трактовке. В некоторых сказках героиня была уже вполне взрослой, вернее, находилась на грани взрослости. Отсюда и мнения исследователей, что сказка про девочку и волка – это отражение очень старинного обряда инициации девочек. При таком обряде девочка должна была преодолеть множество препятствий, проявить максимум смекалки. Не потому ли мать без жалости отправляет дочку в лес с дарами для бабушки – самой старшей женщины семьи? Ну а бабушка, видно, уже нашла внучке жениха. Такая трактовка «волка» тоже имеет право на существование. Тем более что в финалах сказок, где девочка убегала от волка (есть и такие), говорится, что она не вернулась в дом матери. Отчего? Да оттого, что пошла в дом новоприобретенного мужа.
Впрочем, есть и пересказ «Красной Шапочки» братьями Гримм. Они хоть и опирались на народные немецкие сказки, но обойтись без красного головного убора девочки не смогли. Ведь с появления сказки Перро к героине прочно «приклеился» головной убор красного цвета – шапочка, берет, шляпка и прочее. Так вот, сказка Гримм – детская, где героиня, конечно, остается живой. Там тоже есть мораль, но истинно бытовая, предназначенная для юных читателей, если они будут непослушными: «Ну, уж теперь я никогда не стану в лесу убегать в сторону от большой дороги, не ослушаюсь больше матушкиного приказания».
Между сказками Перро и братьев Гримм («Детские и семейные сказки» или «Сказки братьев Гримм») 115 лет. Страх перед волком-оборотнем, который высмеял еще Перро, вообще улетучился. Это показывает финал сказки. Охотник обрадовался, что может забрать шкуру волка домой и сшить шубу, бабушка выпила на радостях винца и закусила пирожком. Про маму вообще больше речи не шло. Думается, что Красная Шапочка из сказки братьев Гримм решила остаться с бабушкой, ведь у той еще не закончилось винцо.
Ну а дальше история волка вообще потеряла свою пугающую мистичность. Ну-ка, вспомним:
Как называют волка в русских сказках?
Ответ ясен – серый (бурый) волк. То есть это уже не оккультный вервульф – волк-оборотень, а просто «серый» или «бурый» – по цвету шкурки. И кто он у нас? Правильно – серый волк, помощник героя (обычно Ивана-царевича) или героини (обычно царевны).
Вспомним-ка «Лукоморье» А.С. Пушкина:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
Ну «Лукоморье» особая присказка. Но в сказках образ волка претерпел кардинальное изменение – из врага стал другом. В Саксонии в сказке, аналогичной нашему «Аленькому цветочку», герой-чудище выступает в виде заколдованного волка. То есть он, конечно, «оборотень», но не по своей воле, а по умыслу злой силы (колдуна или колдуньи). И героиня полюбила этого оборотня за его доброе сердце и, поцеловав, расколдовала, вернув облик прекрасного принца. В других немецких сказках встречается образ глупого волка, которого все обманывают. То есть волк утерял свою сакральную темную сущность, перестал пугать людей. Конечно, он остался хулиганом, но, так сказать, местного значения. И потому никто не удивился, когда в 1969 году на студии «Союзмультфильм» начался сериал, до сих пор остающийся наилюбимейшим для всех поколений – и среди взрослых, и среди детей. Конечно же речь идет о великолепнейшем 20-серийном мультфильме «Ну, погоди!».
А знаете ли вы, что…
• Первый фильм (так называемый «выпуск 0») в 1969 году сделал режиссер Геннадий Сокольский.
• В этом фильме Волк – уже вполне взрослый хулиган, а вот Заяц – еще младенец, которого мать-Зайчиха возит в колясочке, но и этот Зайка-кроха сумел насолить Волку.
• 1-16-я серии фильма сняты режиссером Вячеславом Котеночкиным. Именно они считаются «золотыми и эталонными».
• Авторы сценария – Феликс Камов, Александр Курляндский и Аркадий Хайт.
Это знают все
• Волка озвучил блестящий Анатолий Папанов.
• Зайца озвучила несравненная Клара Румянова.
Мультфильм оказался настолько гениальным, впечатляющим, что разошелся на «цитаты» и полностью изменил наше восприятие хулиганистого Волка. Ну и кому теперь придет в голову, что Волк – оборотень?! Да все же знают, что он тот самый неудачник-симпатяга из «Ну, погоди!». И хоть он и гоняется за Зайцем, вечно попадая впросак, но все же отлично понимают, что ничего плохого он Зайцу не сделает. Недаром же многие упорно считают, что это фильм о влюбленной паре. Вот как парадоксально вернулись к нам озорные и сексуальные «морализаторские стишки» Шарля Перро.
«Мальчик-с-пальчик» читательский дневник
«Мальчик-с-пальчик» – поучительная сказка о крошечном мальчике, который оказался гораздо умнее и смелее своих старших братьев, которых он трижды спас от верной смерти.
Краткое содержание «Мальчик-с-пальчик» для читательского дневника
ФИО автора: Шарль Перро
Название: Мальчик-с-пальчик
Число страниц: 5. Шарль Перро. «Сказки». Издательство «Росмэн». 1999 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1697 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Мальчик-с-пальчик – очень умный, смекалистый маленький мальчик.
Братья Мальчика-с-пальчика – самые обычные мальчишки.
Родители Мальчика-с-пальчика – добрые, любящие, но очень бедные люди.
Людоед – жестокий, страшный, глупый и вечно голодный.
Жена людоеда – добрая, отзывчивая женщина.
Сюжет
Жил-был дровосек с женой, и было у них семеро сыновей. Все сыновья были крепкими и здоровыми, и только самый младший родился таким крошечным, что все его звали Мальчик-с-пальчик.
Однажды наступила сильная засуха, которая длилась так долго, что начался голод. Не в состоянии больше прокормить семью, дровосек решил увести детей в дремучий лес. Он надеялся, что в лесу у них появится шанс выжить, поскольку дома их ждала верная смерть от голода.
О планах родителей узнал Мальчик-с-пальчик и набил свои карманы блестящими маленькими камушками. Когда отец утром отвел сыновей в лес, а после скрылся от них, Мальчик-с-пальчик с братьями нашли дорогу домой благодаря разбросанным камням.
Дома детей ждало настоящее пиршество: сосед вернул дровосеку долг, и родители были рады, что дети смогли вернуться. Но вскоре вновь настали голодные времена, и отец в тот раз решил отвести детей как можно дальше в лес. Вместо камушков Мальчик-с-пальчик набил карманы хлебными крошками. Когда же дети стали искать дорогу домой, выяснилось, что все крошки съели птицы.
Блуждая по лесу, братья увидели большой дом, в котором жил людоед. Его жена, добрая женщина, спрятала мальчиков под кроватью, но людоед нашёл их и собрался съесть. У него было семь дочерей, и сметливый Мальчик-с-пальчик ночью поменял их короны на шапочки своих старших братьев. Ночью людоед по ошибке зарезал собственных дочерей. В гневе он бросился вслед за мальчиками в своих семимильных сапогах. Братьям удалось вовремя спрятаться в пещере, а уставший людоед задремал возле них.
Мальчик-с-пальчик велел братьям бежать домой, а сам надел волшебные сапоги и отправился к жене людоеда. Он рассказал, что на её мужа напали разбойники и требуют выкуп. Женщина отдала Мальчику-с-пальчику всё золото, которое у них было, и он, довольный, вернулся с богатой добычей домой.
План пересказа
- Дровосек и его сыновья.
- Сильный голод.
- Дровосек отводит детей в лес.
- Цветные камушки.
- Крошки съели птицы.
- Дом людоеда.
- Людоед по ошибке убивает дочерей.
- Погоня.
- Семимильные сапоги и выкуп.
- Возвращение домой с богатой добычей.
Главная мысль
Настоящим героем может быть даже крошечный мальчик.
Чему учит
Сказка учит быть добрым, смелым , решительным и никогда не судить о людях по их внешности.
Отзыв
В жизни часто случаются трудные, неприятные ситуации, и нужно учиться их преодолевать. Мальчик-с-пальчик, несмотря на свой рост, не испугался трудностей и спас от верной смерти себя и своих братьев.
Пословицы
- Мал золотник, да дорог.
- Встречают по одежке, а провожают по уму.
- Всякий человек по делу узнаётся.
Что понравилось
Понравилось, что братьям удалось скрыться от людоеда. Жалко только, что ради их спасения пострадали ни в чём не повинные дочери людоеда.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?