Мораль сказки мартышка и очки

Басня «Мартышка и очки» высмеивает невежд и других подобных личностей общества. Подробнее читайте в статье.

Содержание

  • Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст
  • Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами
  • План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор
  • Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи
  • Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация
  • Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях
  • История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?
  • Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»
  • Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение
  • Характеристика героев басни «Мартышка и очки»: аллегория, описание для урока литературы 3 класса школы
  • Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры
  • Видео: Мартышка и очки. Басня Ивана Андреевича Крылова. Аудиосказка.

Иван Крылов написал много басен — поучительных и жизненных. Их до сих пор изучают в школе, дети пишут по ним сочинения и составляют презентации. К одной из таких небылиц относится творение этого автора «Мартышка и очки». Чему учит эта басня? Какая ее мораль и главная мысль? Ответы на эти и другие вопросы, ищите в статье ниже. Читайте далее.

Кто написал басню «Мартышка и очки»: автор, текст

Как было сказано выше, произведение «Мартышка и очки» принадлежит Ивану Андреевичу Крылову. Это прекрасный автор многих русских небылиц. Он писал красиво, а читать творения легко. Написана басня автором не позднее начала мая 1815 года. Впервые напечатана в собрании басен этого же года.

Вот текст этой басни:

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Мораль басни «Мартышка и очки»: своими словами

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

В басне самое важное — это мораль. Ведь такое творение учит, и только благодаря этому можно понять, что хотел донести до читателя автор. Вот мораль басни «Мартышка и очки» своими словами:

Основная мысль заключается в стремлении невежд возвыситься. Несмотря на то, что их интеллектуальное и духовное развитие этого никогда не позволит, они хотят показать свою мнимую значимость, произвести на кого-то впечатление. Однако героиня (мартышка) забывает, что пенсне, надетое на ее нос, не сделает ее мудрее (даже визуально), не придаст ей ума, а наоборот – будет иметь место весьма нелепая, смешная картина. Подобное возможно и у людей – тот, кто пытается возвыситься над другими, ничего из себя не представляя – глуп и смешон.

Соответственно, эрудиция, ум, интеллект, признание – они не во внешних особенностях и облике. Не в очках, цилиндре либо фраке. Они в самом человеке, это результат работы над собой. Так же, как насильно невозможно стать любимым, так же и невозможно получить хорошую репутацию, только лишь напялив на себя мантию ученого. Ее нужно добиваться не кривлянием, а собственными стараниями, развитием и делами. Самая простая истина – если недалекость присутствует в человеке, то ее не скроешь.

План к басне «Мартышка и очки»: основные пункты, разбор

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка, чьи глаза стали к старости видеть хуже, слышит от людей, что в таком случае нужно обзавестись очками. Она выбирает их с полдюжины, и конечно же, все меряет. Очень надеется преобразиться, однако этого не происходит. Чтобы пересказать басню более подробно, нужно составить план. Также он поможет сделать сообщение на презентацию по произведению «Мартышка и очки». Вот основные пункты и разбор:

  1. Мартышка стала хуже видеть и ей нужно обзавестись очками.
  2. Она сомневается. В результате неких умозаключений в ее душу закрадываются сомнения относительно правильности людских суждений. Отсутствие «волшебного» действия очков ее очень тяготит. Она задумывается о возможном обмане.
  3. Мартышка в отчаянии разбивает очки о камень.
  4. Мораль. Какой бы вещь не была полезной, если человек не знает ей цены, то она в его руках не приносит никакого блага, лишь только разочарование. Кроме этого невежда сам гонит от себя возможный прок от такой вещи

Произведение небольшое, поэтому и план состоит всего из нескольких пунктов — кратко, но емко.

Чему учит басня «Мартышка и очки»: задачи

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Задачи автора басни — это показать на примере персонажей творения недостатки общества или отдельных людей. Вот чему учит басня «Мартышка и очки»:

На примере главной героини, Крылов показывает всю нелепость и комизм людского невежества и «темноты мысли» (которая, вполне возможно, царила и в обществе). Обезьяна в этой басне – лишь аллегория. Его очень забавляет стремление некоторых ничтожеств «выбиться в люди», не имея ни знаний, ни опыта, ни таланта, поверхностно судящих и совершающих глупые поступки. Точно так же, как очки не сделали мартышку красивее и умнее, так и государственный пост, высокий чин не сделает человека лучше, если он недалек. Мало того, свою натуру скрыть невозможно. Ведь умственные способности зачастую открываются в общении с людьми, в логических умозаключениях, воспитание отражается на поведении.

Соответственно, никакой картуз, мундир, пенсне и прочие предметы одежды не сделают личность многограннее, опытнее, не расширят ее кругозор, не сделают ее духовно богаче. Полагать иначе – значит, проявлять неимоверную глупость и невежество.

Но присутствует и еще один аспект, которому учит басня. Крылов призывает не делать поспешных выводов. А если не хватает ума сразу догадаться, в чем соль, то лучше подумать, прежде, чем сделать. Это видно даже на примере Мартышки. Если бы она в сердцах не разбила оправу о камень, а постаралась бы понять, что очки правда полезны, то узнала бы обо всех их преимуществах.

Однако героиня не хотела думать. Ей нужен был мгновенный результат при полном отсутствии знаний и практики. Кстати, очки могут бы аллегорией. Такой Мартышке подобен каждый человек, что начинает проявлять себя в определенной сфере деятельности, не имея даже понятия о сути явлений и процессов, о технике выполнения чего-либо, не обладающий даже базовыми для этого знаниями и перспективами развития.

Вопросы по басне «Мартышка и очки»: основные моменты, презентация

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Презентацию на урок по басне «Мартышка и очки» можно сделать в виде викторины. Основные моменты можно отразить в вопросах. Вот несколько из них с ответами, из которых нужно выбрать правильные:

Почему мартышка решила обзавестись очками?

  1. Дань моде
  2. Желание не только хорошо видеть, но и создавать впечатление мнимой эрудиции
  3. Точно такие же были у ее соседки
  4. Случайно шла по лесу, и нашла их

Сколько очков достала мартышка?

  • 2-3
  • Около восьми
  • 26
  • С полдюжины

Куда невежда клонит толк о полезной вещи?

  • К войне
  • К худу
  • К добру
  • К перемирию

Кого высмеивает басня?

  • Музыкантов
  • Депутатов
  • Невежд
  • Бюрократов

Тот дурак, кто…

  • Поднимает белый стяг
  • Слушает людских всех врак
  • Не сдается, как «Варяг»

Школьник угадает правильный ответ, если он читал басню. Поэтому при помощи таких вопросов легко проверить знание текста.

Главная мысль басни «Мартышка и очки»: в деталях

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Эта басня глубокомысленная. В ней мораль перенесена на сферу отношений с людьми. Автор грамотно показал невежество тех, кого олицетворяет обезьянка. Вот главная мысль басни «Мартышка и очки» в деталях:

Тот, кто от природы глуп, останется таковым, вне зависимости от того, во что будет облачен и какие «умные» приспособления он будет использовать. Ведь даже самые дорогие телескопы не делают обывателя астрономом, самые лучшие кинокамеры не делают обычного человека профессиональным режиссером, а микроскоп – учеными.

Кроме этого, в руках невежи даже та вещь, что направлена на его развитие, не будет приносить пользы. Поскольку он не умеет применять ее по назначению. Конечно же, он мог бы научиться и использовать вещь правильно. Но интеллект и лень даже не дают возможности задуматься над этим.

Каждая «мартышка» (в фигуральном смысле) думает, что она и так все знает. А очки сделают ее буквально профессором без необходимости ударить палец о палец. Увы, это невозможно. Умнее можно стать, только лишь прилагая для этого усилия. Да и животное плохо видит не только глазами, но и не может разглядеть и осознать суть вещей. Мало того, такой невежда обычно ругает все то, чего не понимает.

История создания басни «Мартышка и очки»: как это было?

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Как говорилось выше, эта небылица была написана в 1815 году. Вот как это было — история создания басни «Мартышка и очки»:

Толчком к созданию произведения стала ситуация, сложившаяся в рядах интеллигенции и среди правительства. Вполне вероятно, что наглядно видя обилие некомпетентных, невежественных людей, подготовка которых совершенно не отвечала занимаемой должности, автор не мог иронично не высмеять их в своей басне. Чиновники, которые желали «выслужиться», не имея никакого интеллектуального багажа, хотели попасть «из грязи в князи».

Безусловно, ужимки приземленных личностей, думающих, что очки (в фигуральном смысле) на их носу, сделают их значимее, позволят увидеть то, что не видят остальные, нелепы и забавны. Впрочем, как и во многих других ситуациях это не что иное, как «смех сквозь слезы».

Крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Многие фразы из этого творения мы используем в жизни, даже не вникая, откуда они произошли. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Мартышка и очки»:

  • «Мартышка к старости слаба глазами стала».
  • «Тот дурак, кто слушает людских всех врак».
  • «Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит».
  • «А ежели невежда знатнее, так он ее еще и гонит».

Отдельные фразы тоже часто используются. К примеру: «и так, и сяк» или «а проку на волос в них нет». 

Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение

Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:

Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.

Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.

На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.

Характеристика героев басни «Мартышка и очки»: аллегория, описание для урока литературы 3 класса школы

Басня «мартышка и очки»

Басня «Мартышка и очки»

Героиня в этом творение одна. Но и с ее помощью литератор показывает все самобытность недалеких людей. По Мартышке можно судить об обществе — это аллегория. Вот описание характеристика героев басни «Мартышка и очки» для урока литературы 3 класса школы:

Мартышка пожилая, но прожитые годы никак не прибавили ей мудрости и дальновидности. Увы, она практически не имеет никакого интеллектуального багажа, который могла бы скопить за жизнь. Мыслит узко, судит поверхностно. Если не понимает суть предмета либо явления , то сразу же считает его враждебным, неправильным.

Обезьянка вспыльчивая. Зависима от чужого мнения. Ведь если бы ей не подсказали идею о приобретении очков, она спокойно жила бы без них. Считает, что какие-либо внешние атрибуты способны скрыть умственные недостатки. Безусловно, вызывает смех и неуважение окружающих. Однако, нельзя сказать, что она плоха. Всему виной ее поступки, которые автор подвергает критике.

Басня Крылова «Мартышка и очки»: жизненные примеры

Жизненный пример по басне «мартышка и очки»

Жизненный пример по басне «Мартышка и очки»

При помощи жизненных примеров можно наглядно понять суть творения. Они помогают раскрыть характер главных героев небылицы. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Мартышка и очки»:

Пример 1:

У моего брата Коли никогда не было особого рвения заниматься спортом. Однако когда он увидел по телевизору выступления бодибилдеров, он попросил папу купить тренажер. Конечно же, отец поощрил начинания сына. Хотя, никаких начинаний, по сути, и не случилось. Пару раз попробовав позаниматься, Коля бросил. В качестве причины он назвал тот факт, что тренажер сломался. На самом же деле, нужно было просто прочитать инструкцию и узнать, как подготовить оборудование к занятиям.

Тем не менее, своим друзьям он до сих пор хвастается, что накачивает мышцы и даже выкладывает в социальных сетях фото, которые мало кого впечатляют. Мне показалось, что ситуация схожа с басней «Мартышка и очки» и это действительно так.

Пример 2:

Недавно Антон решил стать видеоблогером и приобрел для этих целей очень дорогой микрофон. Однако после нескольких проб выяснилось, что оборудование не отвечает его представлениям о качественном звуке. Разуверившись в данном занятии, он уже намеревался выкинуть его, но я уговорил его продать мне микрофон за треть цены. Конечно же, он согласился. Как выяснилось, микрофон не бракованный и не сломанный – нужно было правильно его настроить. Тогда звучание практически такое же качественное, как показано в рекламе. Только вот Антон до этого не додумался.

Видео: Мартышка и очки. Басня Ивана Андреевича Крылова. Аудиосказка.

Прочитайте по теме:

  • Сочинение на тему «Внутренние и нравственные качества человека»
  • Сочинение на тему «Внешность человека»
  • Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека»
  • Сочинение «Почему человечество не может отказаться от жестокости?»
  • Сочинение на тему «Что такое доброта»
  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Анализ и мораль басни Мартышка и очки

Анализ и мораль басни Мартышка и очки Крылова

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Мораль басни

Дабы «прозреть» нужно для начала хотя бы признать собственное невежество и хотя бы допустить возможность собственной глупости. Однако себялюбивая мартышка не способна на такое. Поэтому не может улучшить собственное зрение во всех смыслах.

Анализ 2

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.

Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.

Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.

Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.

Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.

Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам. 

Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Мартышка и очки

Анализ и мораль басни Мартышка и очки

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Тема одиночества в рассказе Чехова Тоска

    Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке. Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество — трудный период в жизни любого, и не все могут

  • Сочинение Маменька в повести Толстого Детство (образ мамы)

    Повесть Детство стала самым первым произведением Льва Толстого, которое принесло ему славу. Он совершил, своего рода, переворот в литературе, углубившись в изучение тайн человеческой души.

  • Интересные факты о Блоке

    Александр Александрович Блок — один из наиболее ярких представителей такого течения поэзии девятнадцатого века, как символизм. Ещё в раннем детстве приступив к литературному творчеству, поэт многие годы оттачивает его, пока не овладевает им в совершенстве

  • Сочинение Красота человека внешняя и внутренняя

    Что такое красота человека? Красота в гармонии, в эстетической удовлетворенности наблюдения за человеком. В наше время, индустрия красоты развита настолько сильно, что человека можно изменить до неузнаваемости

  • Образ мещанина во дворянстве

    Стоит сказать, что в образе мещанина показан центральный герой в комедийном произведении, которое написал Мольер. С одной стороны, можно заметить, что герой обладает качествами тщеславия и гордыни, а с другой стороны

Что высмеивается в басне обезьяна и очки

В полной мере отражая мастерство великого баснописца, произведение высмеивает невежество и недальновидность некоторых людей, используя образ глупой Мартышки.

История создания и краткий пересказ

Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.

 анализ басни мартышка и очки 5 класс

В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.

Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.

Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.

При изучении в школе важно помочь детям уяснить, что высмеивается в басне «Мартышка и очки».

Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.

Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.

Построение басни и ее мораль

Басней называется поучительный литературный жанр в виде короткого стихотворения, героями которого являются животные, наделенные человеческими чертами. Она состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения (морали).

Иногда свои поучительные строки автор разбрасывает по всему содержанию басни, оценивая отдельные действия и поступки героев, иногда они стоят в самом начале.

Анализ и мораль басни «Мартышка и очки» И. А. Крылова можно определить следующим образом:

Мартышка и очки анализ басни

  1. в первой части кратко сообщается о проблеме Мартышки: «к старости слаба глазами стала»;
  2. далее идет основная часть, самая большая по объему. Мартышка любыми способами пытается приспособить к своему телу очки, но, поскольку не знает, как ими пользоваться правильно, у нее ничего не получается. Пытаясь скрыть свое невежество, она ругает на чем свет людей, называя их дуракам;
  3. в заключительной части — мораль, нравоучение автора.

Мораль состоит в том, что если бы наша героиня умела пользоваться очками, то они бы ей пригодились. Но она их расколотила, и все у нее кругом виноваты, а причиной всему её собственная глупость.

Известные литературные критики высказывались по поводу знаменитого произведения. В. И. Водовозов, комментируя суть крыловской басни, видел в злости обезьяны характер невежды, которая ничего не смыслит в пользе науки. Д. И. Тихомиров видел пользу авторского нравоучения в следующем:

Басня мартышка и очки мораль

  1. темнота человеческого ума губит всякое полезное дело. Невежда, взявшийся за работу, в которой ничего не смыслит, на исполнение которой у него нет ни знаний, ни способностей, только смешон;
  2. намного опаснее невежда, не знающий пользы от вещи, но нагоняющий на нее хулу.

Как считают исследователи творчества Крылова, смысл произведения в том, что очки не виноваты. Это то же знание. Если толково его применять, можно понять многое. Надо идти путем знания смело и не слушать глупых мартышек и тупых ослов.

Сам писатель выразил мораль в последних строках сочинения: «Цены не зная ей [вещи], невежда про нее свой толк все к худу клонит». Невежды критикуют всё и вся, не оглядываясь на чье-то мнение.

Особенно страшны такие люди у власти, так как тормозят развитие науки и просвещения.

  • Мораль сказки мальчик с пальчик
  • Мораль сказки маленький принц
  • Мораль сказки малахитовая шкатулка
  • Мораль сказки лягушка путешественница
  • Мораль сказки лисичка со скалочкой