- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Недреманное око Салтыков-Щедрин
Анализ сказки Недреманное око Салтыкова-Щедрина
Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это неприкрытая насмешка и ирония над человеческими пороками. Не стала исключением и сказка Недрёманное око.
С первых же строк нам показывают основного персонажа – Прокурора. Главная его черта состоит в том, что одно око, которое то самое, недрёманное, видит то, чего и видеть-то не надо, а второе око, дрёманное, не видит вообще ничего. Мало того: Прокурор, мечтающий стать сенатором, свято был уверен, что этого надо обоими глазами не видеть и обоими ушами не слышать. Дескать, в сенате только такие и сидят. Вот и несёт Прокурор свою службу усердно, недрёманным оком подмечая всех возмутителей и обличителей, которые на настоящих проходимцев и казнокрадов указывают, а дрёманным не замечания тех самых проходимцев и казнокрадов, что удобно устроились со стороны того глаза, который ничего не видит. Да только вот не прошло для нашего героя даром такое убеждение.
Хотел жениться на знатной дочке, да та со стороны дрёманного ока возьми, да пропади, а появилась другая, нищенка, что раньше торговала крадеными носками. Но даже и это не заставило главного героя изменить свои убеждения. Через какое-то время наш герой, чувствуя, как “славно” он потрудился на благо общества, пошёл требовать должность в сенате. А вот беда приключилась – и сенат найти не может. Потому как сенат-то окаянный со стороны дрёманного ока спрятался. Вот и спрашивает главный герой, половину жизни проработавший в городе Прокурором, мол, где тут сенат? А городовой ему и объяснил, что таковые, как он, в сенате не требуются, поэтому может ступать он туда, откуда пришёл. И только под конец до главного героя всё-таки начало доходить, что два нормальных глаза – дороже. По разным версиям данное произведение высмеивает как избирательное применение законов государственным аппаратом в целом, так и системное применение законов на неугодную оппозицию – в частности.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Недреманное око Салтыков-Щедрин
Популярные сегодня темы
- Здоровье глазами детей
Тема здоровья и правильного образа жизни вызывает большой интерес у взрослых людей во всём мире. Про неё написано много статей, книг, снимаются передачи.
- Сочинение по картине Айвазовского Море. Коктебельская бухта описание
Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
- История создания повести Гоголя Портрет
Впервые «Портрет» был напечатан в сборнике «Арабески. Ранние сочинения Гоголя» в 1835г. Работа получила неодобрительные отзывы. В.Г. Белинский раскритиковал вторую половину произведения, отметив, что в ней отсутствует фантазия.
- Сочинение по картине Пластова Витя-подпасок (описание)
Одним из ярких и выразительных художников своего времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы.
- Аргументы и примеры подвига из жизни для сочинения
Человеческая жизнь полна различных трагедий, войн и чрезвычайных ситуаций. Именно в таких обстоятельствах вскрывается истинная сущность человека. Многие поддаются страху и панике, начинают метаться из стороны в сторону.
0
Какая мораль у сказки «Недреманное око» Салтыкова-Щедрина?
Как сделать анализ сказки Недреманное око Салтыкова-Щедрина?
Читайте также
В сказке «Орел-меценат» рассказывается об орле, который возомнил себя самым главным. Только вот в науке и просто образовании был никакой. Так в конце концов от него разбежались все придворные птицы. А орел все равно считал себя важным и решил, что наука и орлы несовместимые вещи.
Главных героев в сказке наверное двое.
Первый герой это наш орел, который решил стать помещиков в лесу.
Вторая героиня это его жена, которая давала ему советы и выслушивала орла.
Главная мысль заключается в том, что поверхностные знания в таких крупных делах, как создание государства слишком ничтожны по сравнению с проблемами, которые могут возникнуть. Орел был слишком глуп, чтобы построить в лесу собственное государство. Из-за своей глупости его некоторые даже не воспринимали всерьез. Чтобы за тобой пошли и слушали, нужно иметь багаж знаний. В противном случае насмешки не избежать.
Коротко говоря не надо продвигать и браться за то, чего сам не знаешь.
Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.
Главный герой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» — Совесть, от которой хотят отделаться тысячи людей, с которыми она общалась. Никто не хочет жить честно, без греха, по совести, и автор тревожится за будущее такого общества.
Наконец Совесть вселяется в сердце маленького ребёнка, и автор надеется, что вырастет в нём большая совесть, а вместе с этим «…исчезнут все неправды, коварства и насилия».
Главная мысль: надо жить по совести, по правде, творя добро, — только так можно изменить мир, но начинать надо с себя.
Эта сатирическая философская сказка — предупреждение всем нам. Она не потеряла актальности и в наши дни.
1 вопрос — город рушит и заново строит Угрюм-Бурчеев.
2 вопрос — законы любит составлять Беневоленский.
3 вопрос — Фердыщенко любит произносить «не потерплю».
4 вопрос — Бородавкин мечтает завоевать Византию.
5 вопрос — к апатии склонен Грустилов.
6 вопрос — Беневоленский переписывается с Бонапартом.
7 вопрос — потомком является Микаладзе.
8 вопрос — народ называется головотяпы.
9 вопрос — еум не удается основать академию.
10 вопрос — Беневоленский любит пироги.
11 вопрос — первым правителем является князь.
12 вопрос — женщиной оказывается Дю Шарио.
13 вопрос — Горчица и лавровый лист.
14 вопрос — в военное население превращает Угрюм-Бурчеев.
15 вопрос — жители собираются у колокольни.
16 вопрос — так обращается Микаладзе.
17 вопрос — производят много горчицы и ромашки.
18 вопрос — Товарищем является Беневоленский.
19 вопрос — город граничит с Византией.
20 вопрос — автор пишет об Угрюм-Бурчееве.
План сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц» может быть составлен следующим образом :
- Встреча в лесу волка и зайца.
- Приговор серого разбойника непослушному трусишке.
- Несносное ожидание косым конца своей жизни.
- Грустные мысли зайчишки.
- Посланец от невесты ушастого.
- Неспособность заиньки ослушаться волка.
- Заяц отправляется проститься с любимой оставив сородича в заложниках.
- Радостная встреча косого в семействе зайчихи.
- Последние наставления мужа своей молодой жене .
- Сложные препятствия на пути к волчьему логову .
- Своевременное возвращение зайца к хищникам .
- Загадочная волчья душа .
Сказка эта в ходит в цикл сказок М.Е. Салтыкова — Щедрина «Сказки для детей изрядного возраста».
Эту сказку мы изучали в школе на уроке литературы, поэтому цитата отложилась в уме. В сказке критикуется малодушие и трусость.
Мать и отец рыбки умерли своей смертью и этому же учили своего сынишку. А он был умный малый, запомнил советы хорошо и прожил в вечном страхе за свою шкуру.
Сказка носит название » Премудрый пескарь».
«Сказки»
Впервые
к этому жанру сатирик обратился в 1869
году, когда он
опубликовал в журнале «Отечественные
записки» три произведения:
«Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил»,
«Дикий помещик» и «Пропала совесть».
Эти сказки стали синтезом
предшествующих творческих поисков М,
Е. Салтыкова-Щедрина.
Отдельные
сказочные шедевры. Уже
в первом из этих знаменитых
повествований
— «Повести о том, как один мужик двух
генералов
прокормил» — рельефно
обозначились социальные симпатии
писателя. Два генерала воплощают собою
паразитизм, тунеядство и праздность
правящего сословия. Эти отставные
чиновники,
дослужившиеся в петербургской канцелярии
до генеральских чинов, всю жизнь
существовавшие за счёт многострадального
народа, представляют основной объект
сатирического изображения Щедрина.
Может показаться, что переселение
названных
персонажей на необитаемый остров
представляет собою нечто
фантастическое. Писатель и в самом деле
щедро пользуется приёмом
фантастического предположения, но оно
оказывается в этой
сказке глубоко оправданным и исполненным
глубокого смысла.
Лишенные в новых условиях богатого
пенсионного обеспечения
и ежедневного труда кухарок, генералы
обнаруживают абсолютную
неприспособленность к полезной и
созидательной деятельности,
свою привычку жить чужим трудом и
способность превратиться
без последнего в голодных дикарей и
даже хищных животных. Оказавшись на
острове, «оба генерала взглянули друг
на друга: в глазах
их светился зловещий огонь, зубы стучали,
из груди
вылетало глухое рычание. Они начали
медленно подползать друг
к другу и в одно мгновение ока
остервенились». Один из них даже
орден другого проглатывает. Неизвестно,
чем закончилась бы эта схватка двух
озверевших существ, если бы не счастливое
появление мужика, ставшее чудом спасения.
Он и огонь на этом острове
добыл, и картофеля накопал, и рябчиков
наловил и пожарил,
и яблок для десерта с деревьев нарвал,
и пуху лебяжьего наготовил,
чтобы генералы спали мягко и удобно.
Мужик до того изловчился,
что стал даже в пригоршне суп варить.
Этот персонаж показан
писателем-демократом как всемогущий
человек, обладающий
безграничными возможностями и
разнообразными умениями.
Он необыкновенно ловок, трудолюбив и
смышлен. Он способен
даже «океан-море» переплыть. Но этот же
мужик, оказывается,
может и веревку свить, чтобы генералы
его на ночь привязать могли,
дабы «не убег». Он привык безропотно
подчиняться господам,
служить им денно и нощно и довольствоваться
жалкой подачкой
— «рюмкой водки да пятаком серебра». И
тут Щедрин с горечью
смеётся над рабской покорностью мужика,
безропотностью и
жалким смирением его перед своей
незавидной судьбой. Сатира
писателя становится разнонаправленной.
А. И. Герцен в своём письме к Н. Огарёву
от 14марта 1869 года писал: «Читаллиты
«Историю двух генералов» Это
прелесть».
О
том, что могло бы произойти в другой
ситуации, если бы не подвернулся
мужик, Щедрин повествует в сказке «Дикий
помещик».
Её герой, обладавший «телом мягким,
белым и рассыпчатым»,
боясь, что мужик у него «всё добро
приест», решил изгнать его
из своего хозяйства и стал по-особому,
«по правилам» притеснять его. Взмолились
крестьяне, видя барский произвол: легче
им пропасть, «нежели всю жизнь так
маяться». Но, оставшись в одиночестве,
помещик обнаружил свою абсолютную
беспомощность и постепенно превратился
в лесного хищника, передвигающегося на
четвереньках и бросающегося на животных
и людей. В дело пришлось вмешаться
начальству, поскольку оказалось, что
«на базаре
ни куска мяса, ни фунта хлеба купить
нельзя», а главное — в
казну подати поступать перестали.
В
третьей сказке — «Пропала
совесть» —
писатель клеймит уже
весь мир хищников-паразитов, лишившихся
этого важного человеческого
достояния. Оказавшись изгнанной и
преследуемой,
совесть молит: «Отыщи мне маленькое
русское дитя, раствори
ты передо мной его сердце чистое и
схорони меня в нём!» И нашёлся
такой ребёнок, стремящийся к добру и
правде, в чистом сердце
которого нашла приют гонимая, господам
ненужная совесть.
«Растёт маленькое дитя, а вместе с ним
растёт в нём и совесть». И этот духовный
рост ребенка, становящегося «большим
человеком»,
оказывается для писателя залогом
будущего родного народа,
обладающего, по словам Некрасова,
«золотом сердца».
Спустя
много лет, в начале восьмидесятых годов,
Щедрин вновь обращается
к сказочному жанру и в 1886 году выпускает
отдельным
изданием целый сборник «Сказок»,
состоящий из 23 произведений. Они
отличаются многообразием тем и отражают
в пределах малого
пространства миниатюры все те проблемы
и образы, которые
разрабатывал писатель на протяжении
всего своего творчества.
Здесь и сатира на правительственные
верхи самодержавия, и
обличение господствующего сословия
(«Медведь на воеводстве»,
«Орел-меценат», «Богатырь», «Дикий
помещик», «Соседи»,
«Бедный волк»). В сборнике содержится
также изображение
жизни народных масс в царской России
(«Деревенский пожар»,
«Коняга», «Путем-дорогою», «Ворон-челобитчик»).
Сказки раскрывают
мораль хищников и нравственность,
крепнущую в людях
труда («Пропала совесть», «Дурак»,
«Добродетели и пороки», «Христова ночь»,
«Приключение с Крамольниковым»).
Произведения
сказочного жанра обличают психологию
и поведение обывателей,
трусость и малодушие либералов («Премудрый
пискарь», «Самоотверженный заяц»,
«Либерал», «Здравомысленный заяц»,
«Карась-идеалист»).
Замечательна
сказка «Богатырь»,
в
которой Щедрин продолжает
осваивать тему, некогда разработанную
в «Истории одного города».
Переосмысляя образы отечественного
эпоса, где богатыри
воплощали лучшие качества своего народа
и героически отстаивали
целостность своей страны, сатирик
связывает с новым типом Богатыря
представление о мнимой силе и утраченном
могуществе. Писатель
развенчивает сложившиеся предрассудки,
согласно
которым самодержавие обладает величием
и мощью, доблестью
и несокрушимостью. Оказывается, что
этого великана Баба-яга
родила, та самая, что в русском фольклоре
олицетворяет
козни и зло. Намёк на самодержавие
содержит фраза о том, что
«прошло сто лет <… > и вдруг целая
тысяча». Речь идёт о праздновании
в 1862 году тысячелетия России. Обнаруживается,
что прославленный
Богатырь равнодушен к существованию и
судьбе «людишек»,
что это мнимая величина, некий идол,
способный развалиться
на части по причине своей гнилости.
Простой Ивашка перешиб
кулаком дупло, в котором Богатырь спал
целые столетия, и
тем самым даровал народу освобождение.
Грустная
сказка «Коняга»
повествует о тяжкой доле крестьянских
тружеников. В центре произведения
нарисована рабочая лошадь, которая
замучена непосильной обязанностью
ходить от одного
конца поля до другого, не вылезая из
своего хомута. Щедрин
сам раскрывает смысл своего реалистического
символа — это
«обыкновенный мужичий живот», вечно
голодный, измученный и полунадорванный.
Коняга «живёт, точно в темную бездну
погружается,
и из всех ощущений, доступных живому
организму, знает
только ноющую боль, которую даёт работа».
Преданная любовь
Щедрина к своему народу, сострадание
ему получили в этой сказке
яркое проявление. Коняге резко
противопоставлены Пустоплясы,
живущие в теплом стойле, освобожденные
от непосильного труда, обеспеченные
сытой едой в такой степени что «не лезет
в горло пшено ярое». От нечего делать
Пустоплясы умиляются,
видя, как надрывается Коняга, и неутомимо
болтают об «идеале
труда». Громада полей «цепенеет», «словно
силу сказочную в плену
у себя сторожит». Но именно Коняга своим
трудом освободит
эту силу из плена, выведет к будущей
счастливой жизни родное
Отечество.
В
сказке «Дурак»
содержится размышление о народной
нравственности.
Писатель в традициях русского фольклора
рисует необыкновенного
«дурака», разумного, лишенного начисто
«подлых мыслей», от природы наделенного
отзывчивостью к чужому горю и
любовью к ближнему. Его мораль выражается
в активном заступничестве
за народ, за всех обиженных и униженных.
Иванушка лишён представлений о принципах
собственности и о накоплении
богатств, представлений, столь характерных
для «господина исправника,
его помощника и непременного заседателя».
Мораль господствующих
сословий ему органически чужда. У него
свои понятия
о добре и о должном. «Случится в городе
пожар — он первый
идёт в огонь, услышит ли, что где-нибудь
есть трудный больной,
— он бежит туда…» Потому-то и прозывается
он у мнимо «умных»
«дураком», что своей готовностью к
самопожертвованию он совсем
не похож на них. Оттого-то он кажется им
опасным и ненормальным
и в результате преследования с их стороны
внезапно исчезает.
Лишь спустя много лет он возвращается
к людям в ореоле
своей красоты.
Художественное
своеобразие сказок.
При всей окрашенности
драматическим колоритом, при всей
ощутимости трагического подтекста
«Сказки» Салтыкова-Щедрина основаны
на комическом,
на нарушении меры, запечатлении того
времени, когда в условиях свирепой
реакции 80-х годов разлившаяся «мерзость»,
по выражению
Щедрина, переходила все возможные
границы. И писатель провожает в царство
теней всё отживающее, пользуясь
для этого отточенным оружием смеха.
Ведущей
формой комедийно-эстетического отношения
к действительности
у Щедрина становится сарказм, поэтому
в сказках преобладает
соответствующая ему сатирическая струя.
Но эта особенность
не исключает, а предполагает у сатирика
многообразные оттенки
и переходы смеха от горькой шутки и
грустного юмора, острот
и травестирования до иронии, часто
приближающейся к сарказму,
и гневной инвективы. И всякий раз
серьёзность у Щедрина оказывается
насмешливой, а острословие серьезным.
Когда
мы слышим первые пугливые откровения
«вяленой воблы»
из одноименной сказки о том, что время
нынче такое мудрое, что
«и невинный за виноватого как раз сойдёт!
Начнут это шарить, а
ты около где-нибудь спряталась — ан и
около пошарят!», то безошибочно ощущаем
саркастический выпад Щедрина, сделавший
лишь
на миг эту воблу своим посредником.
Саркастический характер
носят мечты Топтыгиных I
и II
о «блеске кровопролития» и принцип
Топтыгина III
— «действовать по пристойности»
(«Медведь
на воеводстве»),
равно как и формулы Либерала — «по
возможности»,
«в пределах», «хоть что-нибудь» и
«применительно к подлости».
Саркастические интонации ощутимы в
характеристике
«умеренно-либерального» пескаря, который
«жил — дрожали умирал
— дрожал» («Премудрый
пискарь»),
а также в обрисовке «Бедного волка», у
которого «комплекция каверзная», и
поэтому он «прямо за горло хватает»
(«Бедный волк»). Сарказм Щедрина несёт
в себе и чувство негодования, и чувство
презрения. Вспомним
характеристику человека как раба
«бессильного и придавленного»
(«Приключение с Крамольниковым») или
цепного пса, который
мечтает о более крепкой цепи и доволен,
когда его бьют и не
кормят («Верный Трезор»).
В
мире всеобщего хаоса и абсурда, как
показывает писатель, царит всечасная
нелепость. Вот отчего Щедрин так часто
вводит в сказки комизм, недоразумения
и алогизмы, показывает господство
случая и казусов, прихоти, капризов и
причуд. Поэтому в нарушение
всякой логики Трезор не лает на ворующего
кучера, но гавкает на невинного прохожего
как на вора. Заяц провозглашает:
«Мы плодимся. Стало быть, и нам пальца
в рот не клади» («Здравомысленный заяц»).
Овцы объясняют понятное непонятным
(«Баран непомнящий»). Сороке-белобоке,
«благо воровка она,
ключи от казны препоручили» («Орел-меценат»).
«Нечаянно»
проглатывает щука Карася-идеалиста в
одноименной сказке,
столь же «случайно» Либерал оказался
оплеванным: «Ветром брызги
нанесло». Разумеется, это лишь кажущиеся
случайности, ибо
в господствующем во времена Щедрина
мире всё совершается в соответствии с
установлениями: волки едят зайцев, щуки
питаются карасями, а с либералами
поступают «применительно к
подлости».
Сатирический
текст автор обогащает иронией,
которая
внешне
утверждает то, что на самом деле отрицает,
рождает ощущение
«притворства» рассказчика. В сказке
«Кисель»
кажущаяся наивность
странствующих господ («если уж непременно
нужно, опять
домой воротимся киселя есть») выражает
их патриотизм желудка,
и эта ирония поддерживается простодушным
суждением повествователя: «господа
против прежнего сделались образованнее».
Мы слышим иронию в словах «чистые
горизонты открылись»
(«Недреманное око»), в самом названии
сказки «Самоотверженный
заяц», в сообщении о судьбе соловья,
который в трактире
«напояет сладкой отравой сердца
захмелевших метеоров»
(«Орел-меценат»).
Щедрин
густо расцвечивает свои сказки и
многообразным юмором,
помня ту истину, что
к смешному можно отнестись серьезно,
когда представляешь его в смешном виде.
Писатель широко применяет те разновидности
юмора, которые связаны с комизмом
несбывшегося ожидания или неожиданности.
В сказке «Богатырь»
«синица хвасталась <…> и в самом деле
моря не зажгла».
Помощи Богатыря ждут не дождутся. «И
вдруг…» Мы ожидаем
резкого поворота событий, прекращения
самого ожидания, но
Щедрин добавляет: «Тогда свершилось
чудо: Богатырь не шелохнулся».
В сказках Щедрина большое ожидание
завершается либо
ещё большим (гипербола), либо разрешается
ничтожно малым
(литота). Майор после томительного
ожидания своей невесты
наконец «решился… ждать без конца»
(«Чижиково
горе»).
Прокурор
«в борьбе с крамолой так расстраивал
своё воображение, что
решил <…> жениться. Стал воров вместе
с Агафьей ловить и так
преуспел в этом деле, что через год у
них <…> сын родился» («Недреманное
око»). Персонажи щедринских сказок
зачастую попадают
в подлинно комические ситуации, совершают
комические
действия. Старая нянька сердится на
посетителя зато, что «помешал
ей ловить блох» («Приключение с
Крамольниковым»). Зайцу снится, что волк
его сделал чиновником особых поручений.
Соловей
мечтает, чтобы ему грудь живыми тараканами
изукрасили, а
дятел пишет исследование на тему: «Была
ли замужем Баба-Яга» («Орел-меценат»).
Особое
значение имеет неожиданное сближение
человека с животными,
птицами и рыбами и наделение всех
последних человеческими
чертами. На этой основе возникает
гротескное начало щедринских
сказок, и юмор от этого тяготеет к
сатирическим формам.
Орел более похож на городового, чем на
птицу и покровителя
искусств, а скворец действует под именем
Тредьяковского («Орел-меценат»).
Напротив, у людей нередко оказываются
птичьи фамилии: Федор Голубкин в сказке
«Путем-дорогою», Воробушкин в «Приключении
с Крамольниковым». Порой человеческий
и животный миры настолько тесно
сплетаются, что трудно провести
между ними границу. В сказке «Кисель»,
например, «и господа
и свиньи — все в один голос вопиют».
Персонажи из животного царства наделяются
столь многозначительными приметами
человеческого бытия, что это создаёт
постоянный комизм. Так, гиена
«заливается хохотом» («Гиена»), карась
с ершом свидания назначают
(«Карась-идеалист»), чижик служит «в
интендантском ведомстве»,
где успел «накопить капиталец» («Чижиково
горе»).
Иногда
сатирик обращается к последнему слою
комического и с
большой выразительностью использует
в сказках грубую
комику, фарсовый
смех. Элементарно
комическое проявляется в бранных словах,
вульгаризмах («полезай ей в хайло!»,
«молчи, остолоп!»), в передаче
натуралистических, непривлекательных
картин (мироед Игнатьев
«стоит в дверях да брюхо о косяк чешет»,
свинья «под навозом
мордой» шарит, у коняги «из глаз и ноздрей
сочится слизь»). Автор
упоминает также физиологические
отправления («храпы на сто
верст пущает»), рассказывает о драках,
подзатыльниках, угрозах,
избиениях («А хочешь, я тебе за этот
самый вопрос иглой живот
проколю?»). Такая грубая комика в мире
насилия, грубости, дикости
оказывается вполне естественной.
Сказки
Щедрина оказали значительное влияние
на сказочный жанр в творчестве Горького,
на сатирические миниатюры С. Михалкова,
«сказочки для взрослых» С. Воронина,
«Обидные сказки»
Л. Лагина, «Волшебные сказки» Н. Москвина,
сказки С. Ананьина,
миниатюры И. Очерета. Сказки — высший
этап в творчестве
великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Соседние файлы в папке Vse_ostalnoe
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #