Мораль сказки о золотом петушке пушкина

Как пересказать сказкуПроизведения, написанные несколько столетий назад, затрагивающие человеческие чувства и отношения, не потеряли своей актуальности и по сей день. И одним из таких произведений является, как ни странно, сказка. Это произведение Александра Сергеевича Пушкина о золотом петушке. Некоторые искусствоведы считают, что сказка эта не предназначалась для детей, хотя и написана в легкой, шутливой, стихотворной форме. Создана поэтом в 1834 году, и является его последним произведением в этом стиле. В настоящее время рекомендуется для учеников четвертого класса.

Оглавление:

  • Главные герои
  • Содержание
  • Мораль
  • Заключение
  • Отзывы

Главные герои

Героев в сказке не очень много, и главный персонаж — это царь Дадон. Следующие действующие лица:

  1. Сыновья Дадона
  2. Мудрец
  3. Шамаханская царица
  4. Золотой петушок

Содержание

О чем сказка о золотом петушкеВ одном царстве жил царь Дадон, правитель грозный, он нередко шел войной на своих соседей, нанося им многочисленные обиды.

Но время идет, и вот стал Дадон стар и захотел покоя и отдыха от военных дел. Однако мстительные соседи не забыли старых обид, и досаждали царю многочисленными и неожиданными нападками, а войско, хоть и готовое к обороне, часто ждало удар с другой стороны. Ждут воеводы нападения с юга, неприятель нападает с запада или с моря.

Царь за помощью обращается к известному мудрецу, звездочету и скопцу. Мудрец согласился помочь и предложил Дадону Золотого петушка, который будет заблаговременно предупреждать царя о готовящемся нападении. В награду за Золотого петушка Дадон дал обещание о том, что исполнит любую волю мудреца.

С этих пор Золотой петушок исправно нес свою службу, предупреждая Дадона о воинственных помыслах соседей. Дадон направлял войско в нужную сторону, и враг, не ожидавший отпора, был разбит. Со временем все войны утихли, и год, и два проходят спокойно. Но вот, Золотой петушок снова забился и закукарекал, сидя на своей спице, и указал на восток.

Дадон собирает войско, а старший сын ведет его в восточную сторону. Прошло восемь дней, но никаких вестей от сына нет. Царь снаряжает новое войско и направляет младшего сына на помощь старшему. Вновь прошло восемь дней, а вестей все нет, а Золотой петушок снова указывает на восток. Дадон собирает войско и отправляется сам.

Восемь дней идет войско, и, наконец, доходит до гор, на вершине которых стоит роскошный шатер. Спешит царь к шатру и видит, что оба его сына мертвы, они убили друг друга.

Вдруг шатер распахнулся, вышла Шамаханская царица, которая улыбается и уводит Дадона в свой шатер. В течение семи дней правитель остается в шатре царицы и, пораженный ее красотой, забывает о сыновьях. Через семь дней царь вместе с девицей возвращается домой, где его встречает радостный народ.

Неожиданно, в толпе Дадон замечает зведочета-мудреца, который заявляет, что пришло время расчета. В обмен на Золотого петушка он просит подарить ему Шамаханскую царицу. Дадон предлагает мудрецу золото, коня, чин, но мудрец просит девицу. Рассердившись, Дадон ударяет мудреца жезлом, а из него и дух вон. И здесь содрогнулся весь народ, лишь царица, не боясь греха, все хи-хи да ха-ха.

Дадон въезжает в столицу, а Золотой петушок слетает со своего места, подлетает к царю и бьет его клювом в темя. Дадон падает замертво, а Шамаханская царица исчезает, как будто ее и не было.

Мораль

Мораль сказки о золотом петушке проста. Специалисты, изучающие творчество Пушкина, в большинстве своем считают, что поэт, освещая человеческие пороки, в данной сказке хотел донести до читателей следующее:

  1. Следует сдерживать это слово, либо не давать его, если нет уверенности в выполнении
  2. За нарушение клятвы придется заплатить
  3. Всегда следует правильно расставлять приоритеты
  4. Внутренний враг может оказаться намного опаснее внешнего

Заключение

Как рассказать детям сказкуМногие специалисты считают, что сказка на самом деле содержит в себе не только очевидные выводы, но и скрытые смыслы, тем самым делает произведение одним из самых загадочных творений поэта. О том, что же Пушкин хотел сказать на самом деле своей сказкой, литературоведы спорят до сих пор. Поэтому каждому интересующемуся стоит прочитать это произведение уже во взрослом возрасте и сделать собственные выводы о морали сказки.

Отзывы

Интересная сказка для детей, поучительная.

Прочитала сказку сыну, поняла, что, поэт писал ее для взрослых, хотел донести свои мысли о долге и семейных ценностях.

Мария, Москва

Талантливое произведение, как и все сочинения Пушкина. Чему учит сказка о золотом петушке, догадаться просто — будь честен, выполняй данные обещания.

Ксения, Тула

Разбирала сказку вместе со своей дочерью, и она правильно поняла, за что был наказан Дадон — он не сдержал слова. Сказка дочке очень понравилась.

Светлана, Балаково

Сказку, в которой царь не умеет держать слово и погибает от женских чар, поэт написал для взрослых. Мы же знакомимся с ней в раннем возрасте. Когда приходит время читать эту историю своим детям, оказывается, что в ней много странного и непонятного.

Часть секретов самой загадочной пушкинской сказки раскрыта. Источник её сюжета найден в рассказе В. Ирвинга о мавританском султане. Этот монарх тоже получил от старца волшебное средство для защиты границ. Стало известно и то, как звездочёт связан с Шемаханской местностью: в азербайджанский город Шемаха ссылали скопцов-сектантов.

О чём сказка золотом петушке: смысл сказки, чему она учит детей

Но тайны остались. Мы не знаем, почему убили друг друга царские сыновья, а только догадываемся, что произошло между ними и Шамаханской царицей. Царь-девица — порождение тёмных сил.

Её зловещий смех сопровождает убийство мудреца. В конце царица бесследно исчезает, будто растворяется в воздухе. Возможно, она была демоном или призраком, а может быть, живой красивой и обольстительной женщиной.

Сказка не объясняет, кто такой звездочёт – добрый волшебник или злой колдун. Старик-скопец отказывается от всех даров и зачем-то требует себе царицу. Может быть, он хочет уберечь царство от наваждения ведьмы, а может быть, просто завидует государю и хочет забрать у него самое дорогое.

Или же это часть его сложного плана по завоеванию власти, а петушок и девушка – магические инструменты в его руках.

Ребята понимают сказку через героев. Положительные персонажи получают награду за доброту, щедрость, трудолюбие. Отрицательные — показывают, как не надо поступать. За жадность, лень и обман всегда следует расплата. Малыши узнают, почему герой был наказан, что он сделал неправильно.

Сказка — увлекательное и полезное чтение для детей

Царь наделен такими чертами, которые не доводят его до добра:

  • Беспечность. Дадон обещает исполнить любое желание звездочёта. Он не беспокоится, что плата за обретённую вещь может оказаться слишком высокой.
  • Лень. Можно было бы придумать другие способы защиты от врагов. Царь этого не делает, ведь у него есть волшебная птица. Помощь колдуна – это самое простое решение.
  • Непорядочность. Есть люди, которые могут вязать что-то и не заплатить. Придумывают разные оправдания, например, что цена была непомерной. Правитель решает, что старику ни к чему девица, и глупую просьбу он выполнять не будет.
  • Привычка добиваться всего силой. В молодости монарх разорял и грабил соседей, теперь он убивает мудреца, который встал у него на пути.

Дадон не делает выводов, не учится на своих ошибках, поступает всегда так, как привык. От нового препятствия он избавляется знакомым способом. В итоге герой погибает.

Через сказку ребёнок познаёт мир и человеческие отношения. В волшебных историях добро и зло возвращается к тому, кто его создал. Раньше Дадон обижал соседей, теперь они обижают его. Сказка советует не давать пустых обещаний и держать слово. Царь отказался от уговора и поплатился за это.

Государь призывает на помощь волшебство и обретает потерянную силу. Но вскоре его сыновья и он сам попадает под действие колдовских чар Шамаханской царицы. Волшебный петушок сначала служит своему хозяину, а потом набрасывается на него. Маленький читатель видит, что лучше полагаться на себя, не ждать помощи магии.

Сказка показывает, что надо думать о последствиях своих действий, рассчитывать силы. Царь нападал на другие страны и завоевал много земель. В старости ему захотелось пожить в мире, но ничего не получилось. Границы его государства расширились, за ними стало трудно уследить. Правитель не знает, с какой стороны на него нападут, не успевает быстро отреагировать.

В сказке про волшебного петушка много поучительного, но есть и некоторая недосказанность, неясные моменты. Чтобы ответить на все детские вопросы, нужно самому хорошо в ней разобраться. Тем, кто хочет это сделать, интересно будет прочитать «Легенду об арабском звездочёте», которая вдохновила Пушкина на создание произведения.

Пушкин А.С. “Сказка о золотом петушке” Читательский дневник, краткое содержание

Сюжет — краткое содержание

Додон просит Звездочета помочь ему сохранить царство, и тот дарит царю Золотого петушка, предупреждающего об опасности.

Петушок исправно нес службу, и царь Додон справился со всеми врагами.

Когда Золотой петушок снова запел, царь дважды посылал своих сыновей, но потом ему пришлось отправится на бой самому.

Додон нашел убитых сыновей и в шатре красивую Шамаханскую царицу, в которую тут же влюбился.

Додон отказал Звездочету, который попросил у него Шамаханскую царицу, и убил старика.

Петушок слетел на голову Додона и клюнул его в темя, а потом исчез вместе с Шамаханской царицей.

Пословицы к произведению

  1. Давши слово держи, а не давши — крепись.
  2. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
  3. Береги честь смолоду, а платье снову.
  4. Седина в голову, бес в ребро.
  5. Честное слово дорогого стоит.
  6. Назад к содержанию

Основные персонажи

Литературоведы редко обращались к произведению, поэтому о его истории сохранилось мало информации. Особый интерес к сказке проявила Анна Ахматова, благодаря которой удалось установить, что она была написана на основе новеллы Ирвинга.

Большинство исследователей не принимают этот факт, считая сюжеты литературных работ слишком разными. Однако многие смирились с этим фактом. В читательском дневнике следует отметить главных героев сказки:

  1. Петушок. Олицетворение борьбы света над тьмой — на Руси простые люди вставали с первыми птахами, которых ласково называли золотыми гребешками, и принимались за работу. У Пушкина птица — сверхсильное существо, способное восстановить справедливость.
  2. Царь Дадон. Правитель в возрасте, своенравный, жестокий и глупый. Не смог устоять перед чарами заморской красавицы. Дадон — говорящее имя. В словаре Даля ему дана такая характеристика — неуклюжий, нескладный, несуразный человек.
  3. Звездочет. Мудрец, погибший от руки правителя.
  4. Шамаханская царица. Удивительная красавица, из-за которой произошел раздор в сказке. Образ взят Пушкиным из произведения «Княжна Милуша». В нем Катерина, как и царица, внезапно появляется и исчезает, принося главному герою много страданий.

«Сказка о золотом петушке» в сокращении

А. С. Пушкин «Золотой петушок» краткое содержание для читательского дневника:

Престарелому царю Дадону кудесник подарил золотого петушка, который будет предупреждать о любой опасности. Это позволило царю заранее готовиться к битвам и всегда быть победителем. За эту услугу царь пообещал волшебнику исполнить любую его просьбу.

Однажды петушок запел, предупреждая о беде. Оба сына царя встали во главе войска и отправились искать врага. Прошло какое-то время, петушок вновь запел, тогда царь сам встал во главе войска и поехал за сыновьями.

В степи он увидел огромный шатер, а вокруг него побитое войско и двух его убитых сыновей. В этот момент из шатра вышла прекрасная девушка и пригласила царя войти. Царь мгновенно влюбился в нее и обо всем забыл.

А наутро он поехал в столицу с девушкой. Из толпы вышел волшебник и попросил девушку, царь разгневался и ударил того посохом по лбу. Тогда петушок взлетел на голову царю и убил его своим клювом.

Вывод:

Старый царь так сильно влюбился в молодую царицу, что забыл и о смерти сыновей, и об обещании, данном мудрецу, за это и поплатился.

Другая «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году. В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.

Мнения литературоведов

Некоторые из пушкиноведов считают, что смысл сюжета раскрыт автором не полностью. После внимательного прочтения знаменитого творения в стихах (если отвести в сторону всю магию и мастерство поэтического слога) у внимательного читателя остается много вопросов. Особенно у детей, да и у взрослых.

Почему золотой подарок звездочета кричал в первый раз, ведь никто не пытался напасть? Почему царские отпрыски убили друг дружку? Зачем звездочету Шамаханская девица, если он скопец? Куда, собственно, пропадает царица в конце произведения? И многие другие, не менее закономерные.

Обвинять великого русского стихотворца в нелогичности и непоследовательности – кажется нерезонным. Скорее, Пушкин сознательно допускает некоторые нестыковки. Для чего? Это уже отдельный вопрос. Может, этим поэт хочет сказать, что основной смысл магической сказки в том, что внутренний враг бывает сильнее и опаснее врагов внешних?

Сыновья Дадона

Это самые безмолвные и неприметные герои сказки. Их нельзя отнести к числу главных героев, но свою роль они тоже сыграли. Братья покорно выполняют волю отца и отправляются навстречу врагу. Можно только догадываться, что произошло на поле битвы. Но читатель понимает, что сыновья царя Дадона убили друг друга, не поделив между собой прекрасной девицы.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке Пушкина

Внимание литературоведов редко обращалось в сторону этого произведения, именно поэтому о нем так мало информации. Особый интерес к сказке проявила Ахматова, которой удалось найти оригинал переложенной истории. Новелла «Легенда об арабском звездочете» Ирвинга послужила идейным вдохновителем для сказки Пушкина. Сравнивая эти две истории, можно увидеть, как они сильно похожи, но, одновременно, разные. Большинство исследователей не принимают тот факт, что сказка Пушкина не оригинальна, остальные же смирились с этой точкой зрения.

Главный герой сказки — петушок. Он является солнечная птица, представляющая собой солнечный всепоглощающий огонь. Петух олицетворяет собой победу света над тьмой, добра над злом. Именно поэтому по старым поверьям тьма покидала мир с первыми криками петуха. Считалось, что его крик способен прогонять злых духов. В сказке Пушкина петушок является сверхсильным существом, способным вершить правосудие и справедливость. Если в начале петушок был предметом гордости, эдаким золотым подарком, то в конце истории узнаем, что как такового блага петушок не сделал.

Текст сказки полностью пронизан множеством архаизмов и историзмов, встречаются эпитеты, олицетворения и сравнения. Для придания тексту самобытности автор использует тавтологические словосочетания — быль и небыль, было ль, не было ль и др.

Эта сказка является последней сказкой, написанной Александром Сергеевичем. Поэтому можно смело заявить, что она является истинным воплощением всего того, чему научился Пушкин за все время написания сказок.

В сказке больше морали, чем во всех остальных. Следовательно меньше фольклорных и сказочных начинаний, в отличии от остальных. Эту сказку никогда не называли русской народной, потому что в ней отсутствуют главные черты  такой сказки: волшебные предметы, зачин, герои-помощники и т. д.

Мораль сказки заключается в том, что сказанное слово необходимо сдержать. А если не получается, то не стоило и вовсе его говорить. Не стоит разбрасываться словами, необходимо обдумывать абсолютно все, что собираешься сказать.

Основная суть сказки, проста — в первую очередь стоит надеяться лишь на себя. Не стоит доверять решение того или иного вопроса магии, ведь от нее не знаешь чего ожидать. Не стоит быть жадным и корыстолюбивым, ведь за все рано или поздно придется заплатить. А, как показывает история Додона, цена за «грехи» может быть очень высока.

Анализ №2

Конкретные темы сказок и произведений Пушкина показывают, что он достаточно точно знает народное творчество и умеет грамотно его интерпретировать, поэтому он с легкостью подражает тому, чему научился. Автор вносит всегда живое и актуальное содержание для существующих символов и образов, которые достаточно устарели для читателя того времени.

Произведение, получившее название «Сказка о золотом петушке»,  привлекает внимание исследователей, но они не смогли найти источник в виде народной сказки. Ахматова даже написала статью в 1933 году, где указала источник, она сказала, что основой вдохновения является новелла «Легенда об арабском звездочете», написанная Вашингтоном Ирвингом и переведенная только в 1823 году.

Если сопоставить два сюжета, то можно увидеть очевидное сходство, но нельзя сказать, что это является полным, подражаем одного произведения другому.  Дадон, как и царь Ирвинг в другом произведении, ранее были сильными и могущественными, но теперь решили отойти на покой.  Каждому из них преподнесли подарок, одному золотого петушка, а второму медного. Но вот в повествовании Ирвинга животное – это просто талисман, а в повествовании Пушкина становится живым и полноправным персонажем.

Образ Шамаханской царицы Пушкин взял из другого произведения, его вдохновляет образ Катерины из сказки под названием «Княжна Милуша». Там она является ведьмой и оборотнем, которая появляется внезапно и исчезает также внезапно, да и вообще он послан главному герою как настоящее испытание.

Так и в произведении Пушкина Шамаханская царица появляется для испытаний царя Дадона. Только вот испытываются совсем другие качества, такие как чувства к своим детям и ответственность перед государством.

Главным различием является финал произведения, если же у Ирвинга – звездочет не хочет других наград, он владеет книгой Соломона, то у Пушкина, мотивация героя ничем не объяснена. В черновиках можно прочитать, что звездочет был шамаханским, поэтому стоит предположить, что он являлся союзником царицы, поэтому старался вызволить ее. Только вот в оригинале данная подробность была исключена, автор исключает ее, поэтому подробность опускается, а читатель совершенно не понимает, зачем ему царица. Остается только догадываться и приписывать звездочету свои мотивы, быть может он был влюблен в царицу, а быть может им двигали совершенно иные мотивы, остается только предполагать.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки О золотом петушке

Анализ сказки О золотом петушке

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Цель в жизни человека ЕГЭ 11 класс

    У каждого человека есть своя цель в жизни, т.е. задача, которую человек хочет решить на протяжении своей жизни. Взрослея, становясь личностью, меняя свои приоритеты, любой человек зачастую и меняет свою жизненную цель.

  • Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых сочинения

    Произведение Куприна “Куст сирени” хоть и не богат на обилие персонажей и их разно плановость, но в нём хорошо раскрываютсяих характеры, черты личности, цели и приоритеты.

  • Характеристика и образ Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Свой роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал под впечатлением от «Фауста» Гёте, который его сильно поразил. Даже имя главной героини, – Маргарита, является полным именем от европейского сокращения Гретхен – героине и возлюбленной Фауста

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Фантастическое и реальное в повести Собачье сердце Булгакова сочинение

    В этой повести тесно переплелись фантастика и реальность, но я сейчас постараюсь разобраться… Конечно, всё можно допустить. Теоретически. Можно предположить, что профессор мог изобрести способ «превращать» животных в людей

  • Мораль сказки никита кожемяка
  • Мораль сказки недреманное око
  • Мораль сказки мужик и барин
  • Мораль сказки морозко кратко
  • Мораль сказки медведь на воеводстве