Мораль сказки петр 1 и мужик

Мы уже знаем, что сказки – это произведения, в которых происходит что-то необычное, волшебное. Также нам известно, что сказки бывают авторские и народные. И, конечно, в сказках всегда побеждают добрые силы: добро побеждает зло. Сегодня мы прочтём русскую народную сказку «Петр I и мужик».

 Петр I

Рис. 1. Петр І (Источник)

Посмотрите на портрет (рис. 1). На нём изображен русский царь Петр I. Царствовал Петр І с 1696 по 1725 год. В детстве он был умным и добрым мальчиком. Царевич Петр рос не по дням, а по часам. В девять лет казался пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и красив лицом. Умно и весело смотрели его чёрные и большие глаза, волосы его вились чёрными локонами. Он был очень умён и смел, за всякое дело брался охотно и с любовью. Также он любил учиться, ему всё хотелось знать и понимать. Учителя не успевали отвечать на его вопросы. В свободное от учения время царевич очень любил играть в солдатики. Как-то раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с ней, набрал себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему, даже не знатного рода. Учил он их маршировать, строить игрушечные крепости и брать их. В народе говорили: «Забавляется наш царевич со своими потешными». Но, когда царь подрос, а вместе с ним и потешные стали настоящими солдатами, такими храбрыми и умными, каких не видел ещё русский народ, Петр образовал из них Преображенский и Семёновский полки по имени двух сел, где царевич обучал когда-то своих товарищей (рис. 2).

Рис. 2. Петр І и его войско (Источник)

Уже будучи царём, Петр І поехал за границу учиться корабельному делу. Под его руководством было построено много кораблей (рис. 3).

Рис. 3. Петр І и его корабль (Источник)

Во время своего царствования Петр І ввел много нового и полезного: были построены заводы, фабрики, открыты аптеки, учреждены школы в Москве и других городах, введена постоянная армия.

 Сказка «Петр І и мужик»

Давайте прочтём русскую сказку «Петр І и мужик» и попробуем представить себе её героев.

«Петр І и мужик»:

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.

Царь и говорит:

– Божья помощь, мужик!

Мужик и говорит:

– И то мне нужна божья помощь.

Царь спрашивает:

– А велика ли у тебя семья

– У меня семьи два сына да две дочери.

– Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь

– А я деньги на три части кладу: во-первых – долг плачу, во-вторых – в долг даю, в-третьих – в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.

А старик говорит:

– Долг плачу – отца-мать кормлю; в долг даю – сыновей кормлю; а в воду мечу – дочерей ращу.

Царь и говорит:

– Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.

Мужик говорит:

– Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.

Царь и говорит:

– Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.

– Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.

– Ну, дорого стоит, так я заплачу.

– А заплатишь – пойдем.

Сели они на одноколку, поехали.

Стал дорoгой царь мужика спрашивать:

– Далече ли ты, мужичок, бывал

– Кое-где бывал.

– А видал ли царя

– Царя не видал, а надо бы посмотреть.

– Так вот, как выедем в поле, и увидишь царя.

– А как я его узнаю

– Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя – все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.

Вот он и спрашивает:

– А где же царь

Говорит ему Петр Алексеевич:

– Видишь, только мы двое в шапках – кто-нибудь из нас да царь.

 Разбор сказки «Петр І и мужик»

Кратко охарактеризуем прочитанный текст. В сказке два действующих лица: мужик и Петр І. Действие сказки происходит в лесу. Петр І увидел мужика, когда тот в лесу рубил дрова.

Рассмотрим отрывок текста:

«Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.

Царь и говорит:

– Божья помощь, мужик!

Мужик и говорит:

– И то мне нужна божья помощь».

Обратим внимание, что мужик не обратился к царю, как положено обращаться к государю. Значит, он не узнал, с кем говорит.

Мужик сначала отказался свести царя из лесу в поле, потому что крестьяне много трудятся и им некогда без дела ходить, ждет работа:

«– Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.

– Ну, дорого стоит, так я заплачу.

– А заплатишь – пойдем».

Как мужик должен был догадаться, что перед ним царь Догадался ли он Как вы думаете, почему

«Вот приехали они в поле. Увидал народ царя – все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.

Вот он и спрашивает:

– А где же царь

Говорит ему Петр Алексеевич:

– Видишь, только мы двое в шапках – кто-нибудь из нас да царь».

 Характеры героев сказки «Петр І и мужик»

Прежде чем готовить выразительное чтение сказки по ролям, обсудим, как правильно читать реплики: мужик спокоен, уверен в себе (рис. 4), а в конце расстроен, потому что он никак не может понять, где же царь, он растерян; царь спокоен, уравновешен и ничем, даже голосом, не выдаёт свою царскую особу

Дата:
06.10.2016


урока: 26

Тема: Читательский
калейдоскоп. Русская народная сказка «Петр I и мужик»

Тип урока: Урок усвоения
новых знаний (УУНЗ)

Педагогическая
цель:
сформировать умение передавать своё
эмоциональное состояние  при знакомстве с картиной «Аленушка» Васнецова.

Планируемые результаты:

Предметные: Читают выразительно,
делают смысловые, эмоциональные паузы. Определяют главную мысль сказки. Объясняют
смысл названия художественного произведения, определяют  отношение персонажей
друг к другу и собственное отношение к ним.

Личностные: Оценивают
свои эмоциональные реакции, поступки и действия других людей с точки зрения
представлений о добре и зле, общих нравственных категорий; эмоционально
«проживают» текст, выражая свои эмоции; сопереживают, внимательно относятся к
переживаниям других людей.

Универсальные учебные действия
(метапредметные):

1.Регулятивные:  учатся
работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение
(версию) на основе работы с текстом произведения.

2. Познавательные: прогнозируют
содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в
учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
устанавливают причинно-следственные связи.

3.
Коммуникативные:
воспринимают
текст с учетом  поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую
для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную
позицию, выслушивают мнение партнера. Вырабатывают общую позицию; получают
нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.

Методы: наглядный,
словесный, практический.

Формы:
фронтальная, индивидуальная, парная.  

Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, «Литературное чтение» Э.Э. Кац, раб. тетрадь
«Литературное чтение».

1. Мотивация учебной деятельности
(организационный момент):

Добрый
день и добрый час,

Мы начнем
урок сейчас.

Тихо в
классе, дети сели,

Тишине
открыли двери,

На уроке
пусть сидит,

Будет
шумно улетит.

2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения:

Знаете ли вы,
что обозначает слово «созерцать»?

В толковом
словаре Даля, это слово обозначает: наблюдать, рассматривать, вникать в смысл.

Какие картины
Васнецова Вам удалось созерцать дома? Назовите их.

3.
Формулирование темы и постановка цели урока:

Сегодня мы будем
изучать русскую народную сказку «Петр 1 и мужик».

Какие наши
задачи?

Познакомиться…

Обсудить….

Научиться…

4. Открытие
нового знания (построение проекта выхода их затруднения).

1.       Слайд1.

По­смот­ри­те на порт­рет . На нём изоб­ра­жен
рус­ский царь Петр I. Цар­ство­вал
Петр І с 1696 по 1725 год. В дет­стве он был умным и доб­рым маль­чи­ком. Ца­ре­вич
Петр рос не по дням, а по часам. В де­вять лет ка­зал­ся пят­на­дца­ти­лет­ним
юно­шей. Был он высок ро­стом и кра­сив лицом. Умно и ве­се­ло смот­ре­ли его
чёр­ные и боль­шие глаза, во­ло­сы его ви­лись чёр­ны­ми ло­ко­на­ми. Он был
очень умён и смел, за вся­кое дело брал­ся охот­но и с лю­бо­вью. Также он
любил учить­ся, ему всё хо­те­лось знать и по­ни­мать. Учи­те­ля не успе­ва­ли
от­ве­чать на его во­про­сы. В сво­бод­ное от уче­ния время ца­ре­вич очень
любил иг­рать в сол­да­ти­ки. Как-то раз мос­ков­ские купцы по­да­ри­ли ему на
име­ни­ны саблю. С тех пор он не рас­ста­вал­ся с ней, на­брал себе много то­ва­ри­щей,
по­то­му что при­ни­мал иг­рать всех маль­чи­ков, ко­то­рые при­хо­ди­ли к
нему, даже не знат­но­го рода. Учил он их мар­ши­ро­вать, стро­ить иг­ру­шеч­ные
кре­по­сти и брать их. В на­ро­де го­во­ри­ли: «За­бав­ля­ет­ся наш ца­ре­вич
со сво­и­ми по­теш­ны­ми». Но, когда царь под­рос, а вме­сте с ним и по­теш­ные
стали на­сто­я­щи­ми сол­да­та­ми, та­ки­ми храб­ры­ми и ум­ны­ми, каких не
видел ещё рус­ский народ, Петр об­ра­зо­вал из них Пре­об­ра­жен­ский и Се­мё­нов­ский
полки по имени двух сел, где ца­ре­вич обу­чал ко­гда-то своих то­ва­ри­щей (
Слайд2).

Уже бу­дучи царём, Петр І по­ехал за гра­ни­цу
учить­ся ко­ра­бель­но­му делу. Под его ру­ко­вод­ством было по­стро­е­но много
ко­раб­лей (
Слайд3).

Во время сво­е­го цар­ство­ва­ния Петр І ввел много но­во­го
и по­лез­но­го: были по­стро­е­ны за­во­ды, фаб­ри­ки, от­кры­ты ап­те­ки, учре­жде­ны
школы в Москве и дру­гих го­ро­дах, вве­де­на по­сто­ян­ная армия. (слайд1)

2. Да­вай­те про­чтём рус­скую сказ­ку «Петр І и мужик» и по­про­бу­ем пред­ста­вить
себе её ге­ро­ев. (Слайд4)

 5. Первичное
закрепление.

1. Обсуждение
произведения.

Назовите главных героев
сказки.

¾     Каков
мужик? (
мужик спо­ко­ен,
уве­рен в себе,  а в конце рас­стро­ен, по­то­му что он никак не может по­нять,
где же царь, он рас­те­рян);

¾    
Каков царь?  (царь спо­ко­ен, урав­но­ве­шен и ничем, даже
го­ло­сом, не вы­да­ёт свою цар­скую особу).

Где происходит действие
сказки?

Узнал ли мужик, с кем
говорит?

Почему мужик сначала
отказался везти царя через лес? (
Мужик сна­ча­ла от­ка­зал­ся све­сти царя из лесу в поле, по­то­му что
кре­стьяне много тру­дят­ся и им неко­гда без дела хо­дить, ждет ра­бо­та.)

Когда мужик догадался,
что перед ним царь? Найдите ответ в тексте.

«Вот при­е­ха­ли они в поле.
Уви­дал народ царя – все по­сни­ма­ли шапки. Мужик пялит глаза, а не видит
царя.

Вот он и спра­ши­ва­ет:

– А где же царь?

Го­во­рит ему Петр Алек­се­е­вич:

– Ви­дишь, толь­ко мы двое в
шап­ках – кто-ни­будь из нас да царь».

2. Чтение сказки по
ролям.

6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

1.     
За­кон­чи­те пра­виль­но пред­ло­же­ние:

2.     
У меня семьи два сына да две ______.

3.     
Нам в кре­стьян­стве день ______ стоит.

4.     
Все без шапок будут, один царь в ______.

Проверьте себя по записи на доске.

7. Домашнее
задание

Выразительное чтение по
ролям сказки «Петр 1 и мужик»

8.
Рефлексия.

Как назвалась сказка?

Кто ее автор?

Какие задачи у нас
сегодня были?

Удалось ли нам их решить?

Каким способом?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новые
знания?

Что у вас на уроке
получилось хорошо?

Над чем еще надо
поработать?

  

Обновлено: 09.01.2023

Роман о детстве, юности и молодых летах царя Петра I. Он вырос в атмосфере заговоров против него, поэтому расправлялся с врагами, не зная жалости. Он приблизил к себе людей из народа.

За минуту

Царь Петр I вырос в атмосфере заговоров, которые плела вокруг него его старшая сестра Софья с помощью любовника Василия Голицына. С братом Иваном и матерью он укрывается от бунта стрельцов в Преображенском.

Царевич любит убегать в слободу, где живут иностранные купцы. Ему нравятся там аккуратность и порядок. Он влюбляется в дочь винодела Анхен Монс, дружит с капитаном Франсом Лефортом. В услужении у последнего находится Алексашка Меншиков. Простой мальчик с помощью царевича стал вторым лицом в государстве.

Петр I завел порядок, что дворянство дается не по родовитости, а по заслугам, что не нравится боярам. К тому же, царь долго живет за границей, пробует ввести голландские нравы при дворе. Это провоцирует бунты, которые подзуживает царевна Софья.

Петр топит в крови восставших стрельцов. Царь развязывает войну с Турцией и Швецией. Александр Меншиков берт штурмом Нарву. Меньшиков подсовывает царю полковую девку Катерину, которая становится царицей.

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Краткое содержание

Мораль сказки

Мужик не знал, как выглядит царь. В сказке было только два главных героя. Интересно чтение сказки по ролям. Детям будет дано задание прочесть содержание выразительно, передавая характеры героев. Мужик должен выражать спокойствие и уверенность. Только в конце текста сказки мужик огорчился из-за отсутствия царя, ведь он нигде правителя так и не увидел. Ребёнок, который будет читать слова царя, ничем не должен указать на то, что он царская особа.

Особенности работы над сказкой

В книге сказок писателя Толстого часто скрыты характеры главных героев. Перед чтением по ролям с детьми необходимо провести беседу о том, какой личностью был царь Пётр Алексеевич, чтобы ребята точнее представляли образ Петра I. Тогда им будет легко не только читать текст по литературе, но и использовать полученные знания на уроках истории.

Наехал царь Пётр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.

— Божья помощь, мужик!

Мужик и говорит:

— И то мне нужна Божья помощь.

— А велика ли у тебя семья?

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну, не велико твоё семейство. Куда ж ты деньги кладёшь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг даёт, и в воду мечет.

А старик говорит:

— Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу.

— Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.

— Найдёшь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.

— Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.

— Мне, сударь, водить некогда; нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь, — пойдём.

Сели они на одноколку, поехали.

Стал дорогой царь мужика спрашивать:

— Далече ли ты, мужичок, бывал?

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле, — и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.

Русская народная сказка «Петр Первый и мужик» о необычной встрече правителя с простым крестьянином. Встретил царь в лесу мужика, который дрова рубил. Стало Петру Первому интересно узнать о жизни простого человека, и стал расспрашивать мужика о его семье и заработке. Крестьянин оказался очень сообразительным, мудрым и честным и порадовал своими ответами царя.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Петр Первый и мужик

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.

— Божья помощь, мужик!

Мужик и говорит:

— И то мне нужна божья помощь.

— А велика ли у тебя семья?

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.

А старик говорит:

— Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей ращу.

— Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду.

— Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо.

— Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня.

— Мне, сударь, водить некогда, нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь — пойдем.

Сели они на одноколку, поехали.

Стал дорo гой царь мужика спрашивать:

— Далече ли ты, мужичок, бывал?

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле, и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.

Вот он и спрашивает:

Говорит ему Петр Алексеевич:

— Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Читайте также:

      

  • Журнал преподавание истории и обществознания в школе
  •   

  • Черепные или позвоночные внешнее строение рыб краткое содержание
  •   

  • Особенности учащихся коррекционных школ
  •   

  • Корпоративные документы по службе доу
  •   

  • За последней чертой краткое содержание

Сажин Дмитрий Павлович

Сказки от Алексея Толстого: русофобский роман «Пётр Первый»

Иллюстрация Ольги Биантовской к роману Алексея Толстого «Пётр Первый». Фото с сайта «Сохранённая культура»

Читатели, наверное, будут в недоумении: «где же русофобия в романе Алексея Толстого? Он же прославляет первого российского императора»… И всё-таки роман у Алексея Николаевича Толстого получился именно русофобский. И основания утверждать это находятся в романе буквально на каждом шагу.

Почтовая марка СССР, посвящённая Алексею Толстому. Фото с сайта «Википедия»

Для начала небольшая литературоведческая справка. Над романом Алексей Николаевич работал с 1929 года и до самой своей смерти в феврале 1945. В 1934 году были опубликованы первые 2 части книги. В 1944 — 1945 годы писатель сделал правку текста, сократив описание нервных припадков Петра Алексеевича и понизив степень идеализации в описании немецкой слободы под Москвой (Кукуй). Над третьей частью Толстой А. Н. начал работу незадолго до смерти в 1943 году, но так и не успел её завершить, доведя повествование только до 1704 года. В 1937 — 1938 годах роман был экранизирован. Сценарий одноимённого фильма, правда, в некоторых деталях расходится с книгой. В 1941 году за опубликованные 1 и 2 части романа Толстому А. Н. была присуждена Сталинская премия. В СССР роман «Пётр Первый» попал в разряд школьной литературы и переиздавался 97 раз.

Пётр Первый и Александр Меншиков. Кадр из фильма 1938 года. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки

И всё-таки роман у Алексея Николаевича Толстого получился именно русофобский. И первейшие русофобы в романе — его главные герои Пётр I Алексеевич и его первейший друг и соратник Александр Данилович Меншиков (Алексашка в первой части повествования). Так описывает Толстой А. Н. мысли самодержца ещё до азовских походов:

Какой была, — сонной, нищей, непроворотной, — такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрат их глаза… Люди вы, или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, — подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться в такой стране!

А это уже под впечатлением пребывания в Германии:

Пётр и Меньшиков вылезли из дормеза, разминая ноги.
— А что, Алексашка, заведём когда-нибудь у себя такую жизнь?
— Не знаю, мин херц, — не скоро, пожалуй…
— Милая жизнь… Слышь, и собаки здесь лают без ярости… Парадиз… Вспомню Москву, — так бы сжёг её…
— Хлев, это верно…
— Сидят на старинке, — ж…па сгнила… Землю за тысячу лет пахать не научились… Отчего сие? Курфюрст Фридрих — умный человек: к Балтийскому морю нам надо пробиваться — вот что… И там бы город построить новый — истинный парадиз… Гляди, — звезды здесь ярче нашего…
— А у нас бы, мин херц, кругом бы тут всё обгадили…
— Погоди, Алексашка, вернусь — дух из Москвы вышибу…
— Только так и можно…

Такой описывает Пётр свою страну в гостях у знатных дам (немецких курфюрстин):

— В Москве — науки, искусства! — сказал он, лягнув ногой под столом. — Сам их здесь только увидел… Их у нас не заводил, боялись… Бояре наши, дворяне — мужичье сиволапое — спят, жрут да молятся… Страна наша мрачная. Вы бы там со страху дня не прожили. Сижу здесь с вами, — жутко оглянуться. Под одной Москвой — тридцать тысяч разбойников…

А это царь Пётр уже в Голландии:

Сном наяву казалась эта страна, дивным трудом отвоеванная у моря. Здесь чтили и холили каждый клочок земли… Не то, что у нас в дикой степи!… Пётр говорил волонтёрам, дымя глиняной трубкой на носу барки:
— На ином дворе в Москве у нас просторное… А взять метлу, да подмести двор, да огород посадить зело приятный и полезный — и в мыслях ни у кого нет… Строение валится, и то вы, дьяволы, с печи не слезете подпереть, — я вас знаю… До ветру лень сходить в приличное место, гадите прямо у порога…

Все эти высказывания можно было бы отнести к горячности царя Петра. Но само описание автором романа картин русской жизни в первые годы его царствования в сравнении с увиденным за границей во время Великого посольства недвусмысленно оправдывают резкость тона молодого царя. Как минимум дважды в романе описано московское утро: по грязному хмурому городу просыпаются во множестве нищие и стекаются к папертям храмов и базарам. Диалог между двумя дворянами ещё в начале книги тоже весьма показателен:

— Король бы какой взял нас на службу — в Венецию, или в Рим, или в Вену… Ушёл бы я без оглядки… Василий Васильевич Голицын отцу моему крестному книгу давал, так я брал её читать… Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие… Был недавно в Москве, искал оружейника, послали меня на Кукуй-слободу, к немца… Ну, что ж, они не православные, — из Бог рассудит… А как вошёл я за ограду, — улицы подметены, избы чистые, весёлые, в огородах — цветы… Иду и робею и — дивно, как будто во сне… Люди приветливые и ведь тут же, рядом с нами живут. И — богатство! Один Кукуй богаче всей Москвы с пригородами…

И этот разговор приводится за 1682 год, задолго ещё до начала реального царствования Петра. А в это время в той самой подмосковной слободе Кукуй, где жили выходцы из Европы и куда так влекло юного царя Петра Алексеевича:

Прельстительные юбочки Анхен кружились только по воскресеньям, — раз в неделю бывали хмель и веселье. В понедельник кукуйцы надевали вязаные колпаки, стеганые жилеты и трудились, как пчелы. С большим почтением относились они к труду, — будь то купец или простой ремесленник. «Он честно зарабатывает свой хлеб», — говорили они, уважительно поднимая палец.

Контраст между немецкой слободой ли, зарубежными странами ли и Русским государством и обществом. В первом случае радужные картины разумной, честной, опрятной трудовой жизни. Во втором — сплошное скотство и косность, лень и страх перемен. Один эпизод с женщиной, казнённой с особой жестокостью за убийство мужа и диалог царя Петра с английским купцом на тему доли русской женщины должен был безусловно уверить читателей, что семейная жизнь в России у супругов могла вызвать только ненависть своими ужасами, а европейские семьи — идеал. Всякий раз, когда в романе молодой Пётр появляется в гостях у кого-то из своих иностранных знакомых, ему дают мыло помыть руки. Кстати, обильно работавшего с историческими источниками Толстого не смутило, что мыло появилось как обычный предмет туалета только в первой половине XIX века с возвращением из русского плена наполеоновских солдат. У. молодого же Петра в книге есть одна привычка — грызть грязные (это обязательная деталь) ногти на руках.

— Царскому величеству у нас приятнее, нежели дома, у нас веселее…
Стоявшие кругом иноземцы, вынув трубки, закачали головами, подтвердили с добродушными улыбками:
— О да, у нас веселее…

В немецкой слободе, как потом и за границей, Петру Алексеевичу хорошо, он там интересен и с ним любезны. А в Москве родная сестра Софья называет его волчонком, а дикие стрельцы могут в пьяном угаре убить и не заметить. И взрослый друг Петра из иноземцев знаменитый Франц Лефорт, его наставник в пьянстве и разврате (в романе это преподносится со светской утончённостью выросшим вовсе не в пролетарской среде писателем), одновременно и агент всей Европы перед молодым перспективным монархом, который не замечая своего срама ведёт себя в Кукуе как низкопробный шут под одобрительный смех толпы иностранцев.

— У вас каждый тянет врозь, а до государства никому дела нет, одному прибытки дороги, другому честь, иному — только чрево набить… Народа такого дикого сыскать можно разве в Африке. Ни ремеслов, ни войска, ни флота… Одно — три шкуры драть, да и те худые. (Лефорт, и не он один, пытается внушить Петру мысль, что все русские — воры, а вот иностранцы — честные и трудолюбие люди)

Жители немецкой слободы Кукуя очень даже заинтересованы в энергичном, но совершенно неотёсанном русском царе. Наверное, даже больше заинтересованы, чем сами русские, которым в произведении Толстого всё равно кому кланяться.

Всем надоело, — скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал: Софья ли Петра, Петр ли Софью… лишь бы что-нибудь утвердилось.

Недаром русофобствующие всех политических оттенков так высоко ценят царя Петра Первого как книжного, так и вполне реального. Успех романа Алексея Толстого и его экранизации у тогдашнего советского руководства способен пошатнуть миф о чрезвычайной приверженности Сталина И. В. русскому национал-патриотизму. Миф об ужасной отсталости России по отношению к Западу на рубеже XVII — XVIII веков благополучно перекочевал из творений либералов позапрошлого века в советскую историографию.

Да, в последних главах романа у Петра Первого вызывает раздражение презрительное отношение многих иноземцев к русским. Но сочувствует и даже заступается он уже за соотечественников, качественно изменившихся, отвергнувших родную старину и без оглядки ринувшихся в модернизм. Забавно, но именно в этих главах русские герои книг становятся образцом чистоплотности и даже присутствуют сцены в бане. Вот так у Толстого А. Н. в романе правда перемешана с ложью.

Статья опубликована на моём канале «Мир глазами историка» на площадке Дзен под заголовком «Сказки от Алексея Толстого: русофобский роман «Пётр Первый».

Заработали сегодня

Посмотреть

Ежедневный конкурс лучших постов
Подробнее

Читайте также


вчера, 20:38

127

просмотров

Подробнее


09.10.2022, 06:47

25

просмотров

Подробнее


26.12.2021, 11:30

67

просмотров

Подробнее


07.04.2022, 16:12

89

просмотров

Подробнее


10.04.2022, 10:02

32

просмотрa

Подробнее


09.01.2022, 14:15

131

просмотр

Подробнее


09.04.2022, 17:12

75

просмотров

Подробнее


15.03.2021, 18:10

1 286

просмотров

Подробнее

Ибатуллина Р.А.  Учитель начальных классов первой квалификационной категории

МБОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»

Класс: 4

Предмет: Литературное чтение

Тема: «Листает ветер летопись времён» на основе русских народных сказок « Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»

Тип урока: комбинированный

Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.

                                          Задачи:

         Предметная (обучающая):

Организовать деятельность учащихся по выявлению и освоению значимых для страны исторических событий

        Метапредметные (развивающие):

       Познавательная:

— создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное в образе исторического лица или события.

-содействовать развитию умения наблюдать, делать выводы;

-формировать умение структурировать информацию.

        Регулятивная:

-обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию умение осуществлять самоконтроль.

        Коммуникативная:

-содействовать развитию у детей умение общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

        Личностная  (воспитывающая)

   способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы — дело» ; помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость представленного материала; помочь осознать ценность совместной деятельности.

       Предполагаемый результат:

     Первоначальное представление историческом прошлом страны; о знаменательных событиях прошлого нашей Родины, овладение учебной деятельностью; появление первоначальных навыков учебного сотрудничества.

        Оборудование

-мультимедийный проектор,

-компьютер,

-экран,

-учебники чтения для 4 класса под ред. О.В. Кубасовой

-карточки с заданиями (раздаточный материал)

-презентация.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Мотивация учебной деятельности

Если только рассмеяться

То начнутся чудеса

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

 Ну-ка взрослые и дети

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей!

— Я желаю вам сегодня добра… Если вам будет трудно, я помогу.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Петр Первый зовет к себе

В град прекрасный на Неве.

Приветствуют

учителя

II

Актуализация опорных знаний

— Недавно вы познакомились с двумя замечательными произведениями

Откройте учебник на с. 13

— Прочтите название: («Пётр и Петруша» р.н.с)

— Давайте перечитаем начало сказки

— Произведение, которое ему предшествовало

(р.н.с «Пётр l имужик»).

чтение первых трёх абзацев сказки по предложениям

Поиск и выделение информации

   (П)

— Кто же такой Пётр l?

— В какой город он нас позвал?

— Почему именно в Петербург?

ответы детей

      ( слайд 20  12)

 Как назовём эту запись?

ответ детей

(дата, текущий год, нынешний год)

— А знаете ли вы, что в нашей стране каждый год по решению правительства имеет своё название?

— Как же назван текущий 2012 год?

( слайд 2012 — год Российской истории)

ответы детей

— Как вы думаете, почему?

lll

Постановка цели урока:

Значит, какова будет цель нашей учебной

деятельности на уроке?

-Мне захотелось дать нашему уроку такое поэтическое название:

(слайд «Листает ветер летопись времён…»)

Что в этой фразе непонятно?

(слайд летопись-регулярная запись каких-либо событий, история чего-либо)

постановка цели

чтение про себя

вслух

самостоятельное

формирование

познавательной цели

      (П)

lV

Решение учебных задач. Знакомство с новыми понятиями.

— Город С.-П. считается детищем Петра Великого.

(слайд)

   «Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли по всей России, а также пленные шведы. Места были там болотистые, сырые, и порой люди работали, стоя по пояс в воде. Много умирало людей, и их тут же хоронили. Царь работал наравне со всеми…»

(слайд 300 лет назад)

Пётр 1 перенёс столицу из Москвы в Петербург…

-В 1722 году осуществилась ещё одна давняя мечта Петра – иметь свой собственный флот (Россия его не имела)

(слайд 1722год.)

— Посчитайте сколько лет прошло с тех пор?

                                                       (2012-1722)

— Как такие даты называются? (числа)

                                         (круглые, юбилейные)

(слайд)

«Рано утром … … 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя.

Алексея Михайловича у его супруги Натальи Кириловны. Царевича окрестили в Чудовом монастыре  назвали Петром»

— Произведите вычисления

                                                           (2012 – 1672)

(340 лет со Дня Рождения царя…)

Чтение сказки «Пётр 1 и мужик» по ролям

— Понял ли солдат из сказки «Пётр и Петруша» кем был его тёзка Пётр Алексеевич?

чтение текста

дети подсчитывают

ответы детей

инициативное

сотрудничество

в сборе информации

определение способов взаимодейству

      (К)

V

Физминутка

VI

Первичное закрепление материала:

— Перечислите качества Петра

— скромность

— трудолюбие

— стремление к знаниям

— Его называли Пётр Великий самый знаменитый царь.

— Сколько знаменитых дат с ним связано в этом году;

(слайд дат, портрет Петра)

То академик, то герой

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На тропе вечной был работник.

                                             А. С, Пушкин.  

Синтез

   (П)

VII

Самостоятельная работа самопроверкой

— Перелиснём следующую страницу истории…

(слайд «Гроза 1812 года»)

— И первое о чём я хочу вас спросить, это что означают слова…

— Предлагаю каждой группе взять листок с вопросами и, посоветовавшись друг с другом в группе, выбрать правильный ответ…

(выступающего выберите сами)

(комментарии зачитываю)

знакомятся с инструкцией работы в группе.

умение взаимодействует со сверстниками в учебной деятельности

(Р)

Поиск и выделение информации

(П)

VIII

Итог урока:

— Над какой проблемой мы работали?

— На какой вопрос мы искали ответ?

— Почему же 2012 год назван годом Российской истории?

(слайд с датами) 

дети делают выводы

планировать и контролировать

(Р)

IX

Рефлексия

— Урок для меня короткий или длинный?

Я даже не предполагал(а)…

Раньше я думал…

Мне захотелось…

оценивание усвоеного содержания

(Л)

Приложение

1. Французская армия вторглась в Россию в :

а) 1821 году

б) 1818 году

в) 1812 году.

В 1812 году войска Наполеона перешли границы России. Император

французов мечтал о подчинении России. Он рассчитывал на быструю и

легкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия

должна была попросить мира.

2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: 

а) Багратион

б) Наполеон

в) де Толли

Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец Наполеон. Наполеон

Бонапарт еще в детстве мечтал о военных победах. В 24 года он стал

генералом. Прославившись несколькими удачными походами и имея на своей

стороне преданное ему войско, Наполеон стал императором Франции.

3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?

а) для дальнейшего продвижения в глубь России

б) из-за пожара Москвы

в) для решающего сражения.

Наполеон решил покинуть Москвы из-за пожара. Не долго французы

пробыли    в Москве. Есть было нечего, холодно, жить негде: страшный

пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли и враги

оставили Москву.

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен: 

а) М. И. Кутузов

б) А. В. Суворов

в) Ф. Ф. Ушаков.

Главнокомандующим русскими войсками был назначен М. И. Кутузов –

прославленный полководец, ученик и соратник Суворова. Кутузов был

одним из создателей русского военного искусства. Он беспредельно любил

Россию и верил в силу своего народа. В трудный для России час он был

назначен командующим русскими войсками.

2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:

а) оставить Москву

б) дать еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем.

После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на

котором присутствовали все высшие генералы. Кутузов поставил вопрос,

дать ли под Москвой еще одно сражение или отступить без боя.

Выслушав  обе стороны, из которых одна была за отступление, а другая

против Кутузов велел отступать. Отстаивать Москву и рисковать

армией было  опасно, потому что в случае неудачи с уничтожением армии

не только  Москва, но и вся Россия очутилась бы во власти неприятеля.

«С    потерей  Москвы, еще не потеряна Россия»,- сказал Кутузов.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) Храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор.

10 сентября1829 года на деньги собранные по всей России состоялась

закладка грандиозного храма. 1883 году он был освящен. Почетными гостями

в храме были Ветераны Отечественной войны. У каждого на груди висел

Георгиевский крест. Но в 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван.

В 1996 году вновь восстановлен на деньги народа.

1. Французская армия вторглась в Россию в :

а) 1821 году

б) 1818 году

в) 1812 году.

2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: 

а) Багратион

б) Наполеон

в) де Толли

3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?

а) для дальнейшего продвижения в глубь России

б) из-за пожара Москвы

в) для решающего сражения.

1. Французская армия вторглась в Россию в :

а) 1821 году

б) 1818 году

в) 1812 году.

2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: 

а) Багратион

б) Наполеон

в) де Толли

3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?

а) для дальнейшего продвижения в глубь России

б) из-за пожара Москвы

в) для решающего сражения.

1. Французская армия вторглась в Россию в :

а) 1821 году

б) 1818 году

в) 1812 году.

2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец: 

а) Багратион

б) Наполеон

в) де Толли

3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?

а) для дальнейшего продвижения в глубь России

б) из-за пожара Москвы

в) для решающего сражения.

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен: 

а) М. И. Кутузов

б) А. В. Суворов

в) Ф. Ф. Ушаков.

2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:

а) оставить Москву

б) дать еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) Храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор.

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен: 

а) М. И. Кутузов

б) А. В. Суворов

в) Ф. Ф. Ушаков.

2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:

а) оставить Москву

б) дать еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) Храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор.

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен: 

а) М. И. Кутузов

б) А. В. Суворов

в) Ф. Ф. Ушаков.

2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:

а) оставить Москву

б) дать еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) Храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор.

  • Мораль новых людей и любовные отношения между ними в романе чернышевского что делать сочинение
  • Мораль для басни собственного сочинения про школу
  • Мораль в рассказе волк на псарне
  • Мор шиповник однажды в сказке
  • Мончегорск кафе восточная сказка