Содержание
- Краткое содержание сказки
- Смысл сказки
- Чему учит сказка читателей?
Произведение появилось на свет в 1697 году и по праву считается одной из самых страшных сказок детского писателя Шарля Перро. После прочтения создается впечатление, что она предназначена вовсе не для детей.
Краткое содержание сказки
Главный герой сказки — очень богатый мужчина с некрасивой синей бородой. Он одинок и ищет себе жену, решает свататься к двум соседским барышням. Девушек пугает его синяя борода, но мужчина приглашает всю семью в гости и устраивает им неделю пиров и развлечений. После этого младшая девушка решает выйти замуж за Синюю бороду, подкупленная его богатством.
Супружеская жизнь начинается хорошо: супруг разрешает девушке делать все, что угодно, собирается уехать на несколько недель по делам. Единственный строгий запрет мужа — не открывать маленькую коморку на первом этаже. После отъезда Синей Бороды его жена приглашает в гости сестру и подружек, которые восхищаются богатым убранством дома. Однако девушка не может оставаться спокойной, ее мучает любопытство.
Она не выдерживает, оставляет подружек и открывает коморку. Увиденное приводит бедняжку в ужас: в комнате повешены несколько расчлененных трупов женщин. Скорее всего, бывшие жены Синей бороды. После посещения коморки на ключе осталась капля крови, которая ничем не отмывалась. Увидев ключи, вернувшийся муж сразу понял, что к чему, и собрался убить жену за непослушание и любопытство. Однако той повезло, что в гостях все еще оставалась ее сестра, которая позвала на помощь братьев девушек. Те успели в самый последний момент — мужчина уже занес нож над головой супруги, чтоб зарезать ее. Синяя борода был обезоружен и убит. Сказка закончилась хорошо, девушка получила огромное наследство от покойного супруга и смогла выйти замуж за хорошего человека.
Смысл сказки
Смысл сказки не только в том, что излишнее любопытство опасно и даже губительно.
Начинается все с того, что человек, имеющий физический изъян (в данном случае — некрасивая борода нетрадиционного цвета) отталкивает от себя женщин. Но герой имеет большое богатство и очень обаятелен от природы, чем покоряет свою будущую жену. Девушка выходит замуж необдуманно, совершенно не зная будущего мужа, купленная пирами и развлечениями, который муж может дать ей.
Скорей всего, Синяя борода специально уехал, чтобы проверить свою супругу «на вшивость», специально заострил ее внимание на запрещенной каморке. И она не прошла проверки. И как оказалось, была не единственной, кто ее не прошел.
Далее мы уже не видим в Синей бороде строгого и сдержанного мужчину, перед нами предстоит его истинное лицо — разъяренный нарушением запрета маньяк и тиран.
Многие маньяки не испытывают раскаяния в своих деяниях, они уверены, что «чистят» население от женщин, которые ведут себя неправильно (перед этим устраивая им проверки, как Синяя борода). Вот и наш герой понял, что очередная жена поступила неправильно, проявила излишнее любопытство, ослушалась его приказа, и решил добавить ее к коллекции своих жертв.
Кстати, история о Синей бороде напоминает современную историю «50 оттенков серого» про богатого и обаятельного парня со своими скелетами в шкафу, у того тоже была секретная пугающая комната, но немного другого характера.
Чему учит сказка читателей?
Сказка учит не сдерживать любопытство, как кажется на первый взгляд. Желание все знать о второй половинке — совсем не так плохо. Наоборот, нельзя выходить замуж за человека, о котором совсем ничего не знаешь. Он может оказаться самовлюбленным нарциссом, абьюзером, маньяком, кем угодно.
Первое впечатление о человеке может быть обманчиво, как в случае с Синей бородой. Маньяки умеют производить хорошее впечатление о себе, пока не получат полную власть над жертвой.
Сказка написана как будто не для детей, а для молодых девушек, которым предстоит выбирать спутника жизни.
Сказка Синяя борода заинтересует детей школьного возраста. Занимательную сказку с роковой интригой будут с удовольствием читать онлайн и взрослые читатели, особенно читательницы.
Сказка Синяя борода читать
Загрузка текста сказки…
Краткое содержание сказки
Вышла замуж девушка за почтенного богатого господина с синей бородой. Нежен, щедр и ласков был муж, пока молодая жена не нарушила его запрет и не узнала его страшную тайну. В подвале, в маленькой комнатке, увидела она мертвые женские тела. Это были убитые извергом его жены. Когда вернулся муж домой, своим поведением жена себя выдала. Ее ждала та же участь. Но благодаря самообладанию и смелости девушке удалось потянуть время. Она знала, что братья ее вот-вот должны появиться в замке. Успели братья, убили деспота и спасли сестру. Став богатой вдовой, очень скоро молодая женщина вышла замуж за достойного человека. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Синяя борода
На одну из самых популярных сказок Шарля Перро существует много противоречивых откликов читателей. Некоторые осуждают чрезмерное женское любопытство. Есть такие, которые оправдывают мужа-убийцу. Дескать, он испытывал девушек, чтобы найти верную жену, а попадались все не те. Некоторых читателей возмущает корысть молодой девушки, которая не хотела замуж за странного человека выходить, но прельстилась роскошью и богатством. Давайте, исходя из общечеловеческих нравственных норм, разберемся, чему учит сказка Синяя борода. Учит она, что девушке к выбору мужа нужно подходить рассудительно. Второе, попав в беду, нужно собрать в кулак всю свою волю, чтобы найти выход. Третье, как и все сказки, сказка учит, что тайное рано или поздно становится явным, а за преступление приходится расплачиваться.
Мораль сказки Синяя борода
Осмотрительность и еще раз осмотрительность! О последствиях своих поступков нужно думать всем и всегда! Может в большей мере главная мысль сказки полезна молоденьким девушкам, которые во что бы то ни стало пытаются получить богатенького мужа. Детям поведение героини покажет, что опрометчивые поступки имеют неприятные последствия.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Сначала думай, а потом делай.
- Рассудительность вреда не принесет.
- Осторожность головной боли не причиняет.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказки Шарля Перро читать
Хэллоуин посвящается
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
(Ф. Тютчев, август 1869)
Сказка «Синяя борода» Шарля Перро заканчивается краткой моралью в стихах:
В оригинале: |
В русском переводе: |
В корявой прозе перевёл примерно так:
Любопытство, хотя и влечёт,
Часто стоит больших огорчений;
Что ни день, мы видим тысячи тому примеров.
К неудовольствию девиц, наслаждение от него так кратко;
Только пришло — тут же исчезает,
И всегда обходится слишком дорого.
То есть, мораль на архетипическую тему о женском любопытстве (Ева с яблоком, Пандора с ларцом, Психея со светильником, жена Лота без ничего, и так далее). И вот такой наивный и простодушный человек, Синяя Борода, в который уже раз доверяется очередной женщине, а они всё обманывают и обманывают:
Она обещала в точности соблюсти все то, что было ей приказано, а он, обнял жену, сел в свою карету и уехал. Соседки и подружки не стали ждать, чтоб за ними посылали гонцов, а сами поспешили к новобрачной — так не терпелось им увидеть все богатства ее дома, а пока там был ее муж, они не решались посетить её — из-за его синей бороды, которой они боялись… Её до того одолело любопытство, что, не приняв в соображение, сколь невежливо покидать своих гостей, она спустилась по потаенной лесенке, и притом с такой поспешностью, что раза два или три, как ей показалось, чуть было не сломала себе шею. У двери в маленькую комнатку она постояла несколько минут, вспоминая о запрете, который наложил ее муж, и размышляя о том, что за это непослушание ее может постигнуть несчастье; но соблазн был так силен, что она не могла победить его: она взяла ключик и с трепетом отворила дверь.
В сказке есть и второй моральный стишок, мол, что теперь в наш просвещённый век (1697 г.) синих бород нет, и, будь они хоть какого цвета, жена покажет, кто тут настоящий хозяин.
Примечательно, что в русском воплощении эта сказочная тема меняет свой пол на противоположный:
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: «Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не моги заглядывать!»
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул, а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича: «Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!» и т.д.
В классификационной системе Аарне-Томпсона «Синяя борода» относится к типу 312, который близок к типу 311 (как дявол женился на трех сестрах), примером которого может служить «Диковинная птица» (№ 46 братьев Гримм). Также близок тип 955, примером которого служит «Жених-разбойник» (№ 40 братьев Гримм).
В.Я. Пропп в своей книге «Морфология сказки» 1928 г. пишет, что система Аарне полезна, но не учитывает функций героев сказки. В системе Проппа «Синяя борода» структурно проста. Из 31 возможной функции Проппа в ней есть, по-моему, только семь:
I. Один из членов семьи отлучается из дома.
II. К герою обращаются с запретом.
III. Запрет нарушается.
XVII. Героя метят.
XXI. Герой подвергается преследованию.
XXX. Вредитель наказывается
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется.
В прототипах Синей Бороды отмечены Генрих VIII («развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила»), маршал Франции барон Жиль де Ре (телохранитель и ментор Жанны д’Арк, военный руководитель её ополчения, он же серийный убийца и сексуальный живодёр-проказник), а также граф Кономор Проклятый (VI век, Бретань).
Аудиотека:
- Синяя Борода (1866) — опера-буфф в трех актах композитора Жака Оффенбаха (либретто). Принц Сапфир, крестьянка Флоретта (она же принцесса Гермина), алхимик Пополани, король Бобеш, крестьянка Булотта (она же 6-я жена Синей Бороды) и так далее, недоразумения и пр. В 1941 г. М. Фокин использовал эту музыку Оффенбаха, чтобы восстановить 3-актный балет Мориса Петипа «Синяя Борода», поставленный в Петербурге в 1896 г.
- Ариадна и Синяя Борода (1907) — опера феминистского толка в трех актах композитора Поля Дюка на либретто М. Метерлинка (сначала либретто было предложено Э. Григу, но тот как-то ничего не написал). Подзаголовок был: Напрасное избавление (комическая опера), но потом, под влиянием композитора, исчез. На премьере главную героиню Ариадну исполняла жена Метерлинка — Жоржет Леблан (сопрано). В опере обильный состав: кроме Ариадны и Бороды, еще кормилица, старый крестьянин, 2-й крестьянин, 3-й крестьянин, хор крестьян, толпа, пять предыдущих жен (Селисетта — контральто, Игрен, Мелисанда, Беланжер — все сопрано, Алладина — иностранка, поэтому только миманс). Как видите, Синяя Борода предпочитал сопрано. Тем не менее (обратили внимание на количество крестьян?), уже в первом акте оперы Синюю Бороду начинают крепко бить и продолжают бить все три акта. И только благодаря Ариадне (она его всё время вытаскивает) он остается жив. Кормилица открывает все двери в сокровищницы, а Ариадна — только запретную дверку в темницу, где сидят пять её предшественниц. Там всё как-то заколдовано, но, в конце-концов, она их всех освобождает и приглашает идти с собой в леса, моря и поля, но они вместе с кормилицей остаются ставить примочки искалеченному Синей Бороде. Ариадна свободна.
- Замок герцога Синяя Борода (1911, премьера 1918) — одноактная опера Белы Бартока на текст стихотворной пьесы Белы Балаша. Действующие лица: герцог Синяя Борода (бас), Юдифь (меццо-сопрано), предыдущие жены (немые роли). Герцог никуда не уезжает, она его не обманывает, а просто настаивает, чтобы он открыл ей семь дверей. Он ей нехотя, но открывает. Интересно, что первая комната — это пыточная. И нет вопросов, стандартно, у любого графа должна быть подобная комната для лабораторных занятий. А дальше — оружейная, сокровищница, прекрасный сад, комната с просторами лесов, полей и рек. И две последние (а может не будем, а? Нет, будем!) — с озером слез и, собственно, с тремя прежними женами. Они хранительницы всех этих комнат. С первой я познакомился на рассвете, и она госпожа утра, вторая, соответственно, дня, третья — вечера. А ты, моя дорогая, будешь теперь здесь хозяйкой ночи. Молча, с низко опущенной головой шествует Юдифь вслед за прежними женами герцога. Наглухо затворяется за ними седьмая дверь. Вновь погружается таинственный замок в холод, одиночество и мрак.
Библиотека:
- Макс Фриш. Синяя борода. 1984.
- Курт Воннегут. Синяя борода, 1987.
Фильмотека:
- Синяя борода, реж.Жорж Мелье (1901)
- Синяя борода, реж. Кшиштоф Занусси, по повести Макса Фриша. Krzysztof Zanussi — Blaubart (1984) (TV)
- Очень синяя борода, мультфильм (1, 2)
- Синяя борода, новый мультфильм (1, 2)
Ещё см.
(картинки взяты из: Perrault, Charles. Fairy Tales of Charles Perrault. Harry Clarke, illustrator. London: George G. Harrap & Co., 1922.
Ну и конечно, нужна ссылка на иллюстрации Доре).
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Синяя борода Перро
Анализ сказки Синяя борода Перро
Сказка Синяя борода написана Шарлем Перро в 1697 году.
В центре сюжета сказки — таинственный старик с синей бородой. Он одинок, поэтому хочет жениться на одной из дочерей своей соседки, очень хорошенькой дамы. Девушки его боятся, но старик знает, чем их задобрить. Он устраивает большой и долгий праздник, где веселиться вся местная молодежь. Младшая дочь впечатлилась увиденным, поэтому согласилась на предложение Синей бороды.
Сначала их жизнь была ровной и веселой. Девушке было разрешено веселиться и заходить во все комнаты, кроме одной — тайного чулана, когда старик оставил ей ключи и ушел по делам. Девушка пригласила подруг. Пока они рассматривали замок, молодая жена зашла в каморку. Там она увидела окровавленные тела двух женщин. Девушка испугалась и уронила ключ. Он испачкался кровью, которую так и не удалось смыть. Вернувшийся Синяя борода был в гневе. Он хотел было убить жену, но не успел. Пришли ее братья и закололи старика. Вдова стала богатой наследницей и одарила своих родственников подарками.
Одна из тем этой сказки — добро всегда побеждает зло — прослеживается во многих произведениях.
Но почему Синяя борода убивал своих жен? На самом деле этот мотив был заимствован Шарлем Перро из мифологии и истории.
Древнегреческому богу Кроносу было предсказано, что его погубит собственный сын. Из-за этого он убивал своих детей после рождения. Но однажды, мать подсунула ему камень, завернутый в полотно, которого он принял за ребенка и проглотил. Этим малышом оказался Зевс. Предсказание сбылось. Зевс по той же причине съел свою супругу. Ее беременность перешла Зевсу, который породил Афину.
Пример из истории. Комор, король Бретани, женился на Трифимии. Когда девушка забеременела, ей приснился страшный сон. Она убежала от своего мужа, но он догнал ее и обезглавил. Умершая была воскрешена, но на полотнах ее часто изображают с отрубленной головой.
Похожие мотивы не раз встречались в традициях и верованиях многих народов. Где-то и сейчас сохранились подобные ритуалы.
Таким образом, сказка Шарля Перро имеет серьезное историческое, мифологическое, культурное, традиционное обоснование.
Анализ №2
Замечательнейшая сказка под названием «Синяя борода», написанная известным во всем мире сказочником Шарлем Перро, вызвала неподдельный интерес и фурор со стороны читателей с момента написания и первой публикации, и не теряет свою уникальность и интерес к себе и в настоящее время. Краткие анализ данного литературного произведения представлено в этой статье
Перед читателем предстает образ необычного зрелого мужчины, который имеет синюю бороду, поэтому его таки и называют. У него было много жен, но со всеми ими он не был счастлив, поэтому теперь подыскивает для себя новую пассию. Его внимание привлекает молодая симпатичная девушка. А на этого человека – Синюю Бороду – все, когда смотрели, он им нравился. Девушка выходит за него замуж. Он дает ей в распоряжение весь дом, ключи от него, но запрещает входить в одну из комнат. Молодая жена ослушивается мужа из-за своего любопытства и, входит комнату, а зря. Она узнает страшнейшую тайну этого мужчины, чем самым обрекает себя на погибель, настигшую бывших жен своего супруга. К счастью, девушке удается спастись: приходят ее братья заступиться за сестрицу и убивают мужа-тирана.
Синяя Борода – это не один единственный в своем роде экземпляр мужчины, который убивает жен. Этот герой является в данной сказке представителем целого типа мужчина, которые плохо относятся к своим женам. Женщины не могут чувствовать себя в безопасности с такими жестокими тварями. Они избивают представительниц слабого пола, угрожают, не дают им спокойно жить. А все потому, что они их не любят по-настоящему. И находятся они рядом с женщиной ради своих каких-то выгод и улучшения собственной жизни. Про таких говорят: «эгоисты».
Ведь если бы Синяя Борода любил бы свою жену и всех предыдущих жен, то он бы даже не говорил ей про комнату, в которую нельзя заходить и не оставлял ей тем более ключ. Значит он специально подтолкнуть ее к этому, чтобы потом был якобы «весомый предлог» ее наказать и избить. Неужели мужчина не знал о таком качестве каждой женщины, как любопытство. Нет, безусловно, он знал и именно этим воспользовался.
Главный герой был жестоким и, возможно, ненормальным, сумасшедшим человеком, который в целях удовлетворения своих садистских наклонностей извращался и убивал прекрасных женщин, манипулируя их любопытством.
Вот так в каждой сказке может быть заложен глубокий психологический посыл.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Синяя борода Перро
Популярные сегодня темы
- Мое любимое стихотворение Лермонтова Утес сочинение
Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утес». Это стихотворение принадлежит к последним произведениям Лермонтова, написано оно было примерно за месяц до роковой дуэли поэта.
- Образ и характеристика Порфирия Петровича в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Одним из положительных героев романа «Преступление и наказание» является Порфирий Петрович. Тридцатипятилетний пристав следственных дел.
- Сочинение на тему Чудный собор 8 класс упр 102
Недалеко от города Владимира, где река Клязьма сливается с рекой Нерль, в 12 веке был возведён чудный собор, получивший впоследствии название Храм Покрова.
- Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского
Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.
- Сочинение Почему я люблю сказки
Сказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.
Глава 2 ВЫСЛЕДИТЬ ЗАХВАТЧИКА: ПЕРВАЯ ИНИЦИАЦИЯ Синяя Борода
Кларисса Пинкола Эстес БЕГУЩАЯ С ВОЛКАМИ ЖЕНСКИЙ АРХЕТИП В МИФАХ И СКАЗАНИЯХ
Краткое содержание главы. Основные идеи. Избранные цитаты.
Я считаю, что «Синяя Борода» – одна из тех немногих сказок-притч, которые особенно важны для женщин юных – не обязательно годами, но какой-то частью души. Это притча о душевной наивности, но еще и о том, как отважно нарушить запрет «не смотреть». Это притча о том, как окончательно победить и использовать обитающего в душе хищника.
Я убеждена, что задача этой сказки в том, чтобы снова привести внутреннюю жизнь в движение. Сказка о Синей Бороде – это лекарство, принимать которое особенно важно в тех случаях, когда внутренняя жизнь женщины испугана, стеснена или загнана в угол. Подсказанный в ней выход уменьшает страх, снижает выделение адреналина как раз тогда, когда это нужно, и, что важнее всего для пойманной в ловушку наивной самости, прорубает двери в стенах, которые прежде были глухими.
Может быть, самое главное – это то, что сказка о Синей Бороде дает сознанию психический ключ, способность задавать всевозможные вопросы о себе, о своей семье, о своих стремлениях и об окружающей жизни. Тогда, подобно дикому животному, которое, втягивая в себя воздух, обнюхивает предметы со всех сторон, чтобы выяснить, что они собой представляют, женщина обретает способность находить верные ответы на свои самые сокровенные и смутные вопросы. Она обретает способность отнять силы у того, что ей угрожает, и разумно и с пользой направить эти силы, некогда обращенные против нее, себе на благо.
Природный хищник души
Сказка о Синей Бороде повествует о захватчике, о той темной личности, которая обитает в душе каждой женщины, о внутреннем хищнике. Он – та конкретная и несомненная сила, о которой необходимо помнить и которую необходимо обуздывать. Чтобы обуздать естественного хищника души, женщина должна всегда быть во всеоружии своих инстинктивных качеств. Вот некоторые из них: прозорливость, интуиция, выносливость, цепкость, любовь, острое чутье, дальновидность, острый слух, отпевание мертвых, интуитивное целительство и забота о собственном творческом огне.
Все существа должны знать: на свете есть хищники. Без такого знания женщина не сможет спокойно разгуливать в собственном лесу, не опасаясь быть растерзанной. Понять хищника – значит превратиться в зрелое существо, которое не может стать жертвой собственной наивности, неопытности или глупости.
Синяя Борода, словно опытный охотник, чует, что младшая дочь им заинтересовалась, то есть желает стать его добычей. Он просит ее руки, и она в порыве юного восторга, являющего собой сочетание каприза, радости, счастья и сексуального любопытства, говорит «да». Какой женщине не знаком этот сценарий?
Наивная женщина как добыча
Младшая сестра, самая незрелая, разыгрывает очень человечную историю о наивной женщине. Она на время станет добычей своего собственного внутреннего охотника. И все же в конце она выйдет на волю, став мудрее, сильнее и научившись с первого взгляда узнавать коварного хищника.
Психологическая история, лежащая в основе этой сказки, имеет отношение и к женщине постарше, которая не вполне научилась узнавать внутреннего хищника. Возможно, она начинает этот процесс снова и снова, но, не находя руководства и опоры, так и не доводит его до конца.
Сказка о Синей Бороде представляет ценность для всех женщин: юных, которые еще только начинают узнавать про хищника, и тех, кого он преследовал и мучил десятилетиями и кто наконец-то готовится к окончательной и решительной схватке с ним.
Младшая сестра олицетворяет творческий потенциал души, нечто приближающееся к жизненной поре буйного, изобильного цветения. Но впереди ложный путь, на который девушка и вступает, когда соглашается стать добычей злодея, поскольку ее инстинкты, которые заставили бы ее заметить опасность и поступить иначе, несовершенны.
Юная супруга поначалу побаивалась Синей Бороды, была настороже. Но приятная прогулка по лесу заставила ее пойти наперекор голосу интуиции. Почти каждая женщина хотя бы раз в жизни имела подобный опыт. В результате она убеждает себя, что Синяя Борода не опасен – просто он чудной, не такой, как все. «Какая глупость! Почему меня так смущает его синяя бороденка?» Ее дикая природа уже учуяла, в чем дело, и знает, что синебородый смертельно опасен, а наивная душа противится этому внутреннему знанию.
Такое ошибочное суждение почти типично для столь юной женщины, чья сигнальная система еще не развита. Она все равно что волчонок-сирота, который резвится и играет на полянке, не ведая, что в тени крадется здоровенная рысь. И женщина постарше, настолько оторванная от своей дикой природы, что едва слышит идущие изнутри тревожные сигналы, тоже с наивной улыбкой идет навстречу опасности.
Возникает закономерный вопрос: можно ли всего этого избежать? Юная девушка, как и юные звери, учится видеть хищника благодаря наставлениям отца и матери. Без заботливого руководства родителей она может очень скоро стать чьей-то добычей. Если припомнить, все мы когда-нибудь хотя бы раз пережили случай, когда какая-то захватывающая мысль или ослепительная личность проникала ночью в окно нашей души и заставала нас врасплох. Даже если на лице у них маска, в зубах нож, а за спиной мешок, набитый деньгами, мы все равно поверим, если они скажут, что служат в банке.
Но даже при мудром родительском воспитании юная особа женского пола, начиная лет с двенадцати, может сбиться с пути истинного под влиянием компании сверстников, сил общества или психического давления, и тогда, случается, она на собственный страх и риск начинает его поиски. Работая с девушками старше шестнадцати лет, которые убеждены, что мир хорош, если правильно с ним обращаться, я всегда чувствую себя старой седой собакой. Мне хочется прикрыть глаза лапами и застонать, потому что я вижу то, чего не видят они, и знаю, особенно если девушки упрямы и своевольны, что они хотя бы раз с бездумной храбростью пойдут навстречу хищнику, пока потрясение не заставит их пробудиться.
На заре жизни наш женский взгляд очень наивен, и это значит, что эмоциональное понимание скрытого еще очень слабо.
Женщинам нужно такое введение, которое научило бы их, что внутренний и внешний миры не всегда сулят безоблачные радости. Ведь многие женщины не знают даже той самой первой науки о хищниках, которую волчица преподает своим детенышам, а именно: если что-то больше тебя и внушает опасность, спасайся бегством; если слабее – поступай как хочешь; если оно больное, оставь его в покое; если у него колючки, жало, клыки или острые когти, отойди и ступай восвояси; если оно хорошо пахнет, но его держат металлические челюсти, не приближайся.
Мы все хотим, чтобы все было прекрасно. Каждая женщина хочет сесть на коня, украшенного бубенчиками, и поскакать по бескрайнему и манящему зеленому лесу. Все люди хотят досрочно обрести рай здесь, на земле. Но жажда райского блаженства в сочетании с наивностью не только не приносит удовлетворения, но и делает нас приманкой для хищника.
На самом деле такое решение – согласиться на брак с чудовищем – девочки принимают, когда они совсем малы, обычно еще до того, как им исполнится пять лет. Их учат не видеть, а приукрашивать любые странности, приятные и неприятные, Именно такое обучение приводит к тому, что младшая сестра может сказать: «Что ж, пожалуй, его борода не такая уж синяя». Эта усвоенная смолоду наука «быть паинькой» заставляет женщин идти наперекор собственной интуиции. В этом смысле их, по существу, умышленно учат уступать хищнику. Представьте, что волчица учит своего детеныша «быть паинькой» при встрече со злобным хорьком или коварной гремучей змеей.
Наивная женщина постоянно выбирает себе неподходящих партнеров. Где-то в душе она знает, что такой подход бесплоден, что нужно остановиться и найти другие критерии оценки. Нередко она даже знает, что для этого нужно сделать. Но есть нечто притягательное, некое гипнотическое качество, присущее Синей Бороде, которое заставляет ее и дальше поступать по той же заведомо обреченной схеме. В большинстве случаев женщина думает: если она еще немножко, совсем ненадолго, сохранит прежний подход, то райское ощущение, которого она ищет, придет со следующим ударом сердца.
Итак, происходит роковое бракосочетание, соединение милой наивности и жестокой тьмы. Когда Синяя Борода уезжает, юная женщина не понимает: хотя ей позволено делать все, что она пожелает, – за одним-единственным исключением, – жизнь ее стала еще менее свободной. Многие женщины живут точь-в-точь по сказке о Синей Бороде. Выходят замуж юными и наивными, не ведая о хищниках, и выбирают губительного для их жизни человека. Они полны решимости «исцелить» его своей любовью. Они как будто играют в семейную жизнь. Они, можно сказать, твердят одно и то же: «На самом деле его борода не такая уж синяя».
В конце концов женщина, попавшая в такую западню, увидит, как ее надежды обеспечить пристойную жизнь себе и своим детям тают как дым, и тогда она откроет дверь в комнату, где скрыта вся погибель ее жизни. Хотя это может быть и ее реальный партнер, и фактически именно он омрачает и разрушает ее жизнь, но врожденный хищник, обитающий в ее душе, действует с ним заодно. До тех пор, пока женщина вынуждена думать, что она бессильна, и/или по заученной привычке намеренно не замечать многих вещей, будучи уверена, что там все в порядке, женские импульсы и дары ее души продолжают гибнуть.
Когда юная душа сочетается браком с хищником, она томится в плену или в жестких границах в ту пору своей жизни, которая должна была стать порой ее расцвета. Вместо того чтобы жить на воле, она начинает жить во лжи. Хищник лживо пообещал женщине, что она будет жить как царица, хотя на самом деле замыслил ее убить. Из этого положения есть выход, но нужно иметь ключ.
Ключ к знанию: важность вынюхивания
Да, тот самый маленький ключик. Это он помогает проникнуть в тайну, которую знают все женщины и которой все же не знают. Этот ключ символизирует разрешение познать самые потаенные, самые темные тайны души, в данном случае – то, что бездумно ослабляет и губит женский потенциал.
Наивная женщина безропотно соглашается пребывать в неведении. Легковерные женщины или те, чьи инстинкты повреждены, склонны, как цветы, поворачиваться в том направлении, где покажется солнце. Поэтому наивную или травмированную женщину легко соблазнить, посулив возвысить ее в глазах родных или сверстников или пообещав полную защищенность, вечную любовь, захватывающие приключения или страстный секс.
Синяя Борода запрещает своей юной жене пользоваться одним-единственным ключом – тем, что приведет ее в сознание.
Некоторые ученые-психологи, в том числе Фрейд и Беттельгейм, интерпретируют эпизоды вроде этого, из сказки о Синей Бороде, как психологическое наказание за женское любопытство к вопросам пола. В ранних теориях классической психологии женскому любопытству давалась отрицательная оценка, тогда как обладающие таким же качеством мужчины назывались любознательными. Про женщин говорили, что они повсюду суют свой нос, а про мужчин – что они обладают пытливым умом. В действительности опошление женского любопытства до такой степени, что оно кажется не более чем несносным подглядыванием, отрицает женскую интуицию, предчувствия, прозорливость, отрицает все чувства женщины. Оно старается подорвать ее самые главные способности: различать и анализировать.
Поэтому, если учесть, что женщины, еще не открывшие запретную дверь, склонны стать женщинами, которые сами идут в руки Синей Бороде, то это счастье, что старшие сестры в совершенстве обладают необходимым первозданным инстинктом любопытства. Это призрачные женщины в душе каждой из нас, это шепоты и окрики внутреннего голоса: они взывают к нашему здравому уму и твердой памяти. Важно найти маленькую дверь, важно не послушаться приказа хищника, но самое главное – выяснить, что же такого особенного в этой единственной в своем роде комнате.
В сказке дверь символизирует душевный барьер, нечто вроде часового, поставленного перед тайной.
Задать нужный вопрос – вот главное преображающее действие в волшебной сказке, в анализе и в развитии личности. Ключевой вопрос вызывает рост сознания. Правильно поставленный вопрос всегда вытекает из законного любопытства по поводу того, что от нас скрыто. Вопросы – те же ключи, которые заставляют открыться потаенные двери души.
Хотя сестры не знают, что лежит за дверью, сокровище или пустяк, они призывают на помощь свои здоровые инстинкты, чтобы задать единственный психологически точный вопрос: «Как ты думаешь, куда ведет эта дверь и что может за ней находиться?»
Именно в этот миг наивное естество начинает взрослеть, начинает вопрошать: «Что кроется за видимостью? Что является источником тени, которая маячит на стене?» Наивное юное естество начинает понимать: если есть нечто тайное, нечто скрытое, нечто запретное, то необходимо в него заглянуть.
Способность вытерпеть увиденное позволяет женщине вернуться к своей сокровенной природе и получить в ней опору для всех своих мыслей, чувств и поступков.
Жених-зверь
Поэтому, хотя юная женщина пытается выполнять приказы хищника и соглашается оставаться в неведении относительно тайны подвала, она способна продержаться не так уж долго. В конце концов она вставляет ключ в дверь – ставит вопрос – и обнаруживает в какой-то части своей глубинной жизни кровавые останки. А ключ, этот крошечный символ ее жизни, неожиданно не желает унять кровь, не желает унять крик: что-то не так! Женщина может попытаться скрыться от опустошительных жизненных бурь, но кровотечение, потеря энергии будут продолжаться, пока она не узнает в хищнике хищника и не отразит его натиск.
Когда женщина открывает дверь своей жизни и обнаруживает там, в глубине, гору трупов, она чаще всего понимает, что допускала массовые убийства своих самых важных мечтаний, целей и надежд. Она находит безжизненные мысли, чувства и желания – когда-то яркие и многообещающие, а теперь обескровленные. С чем бы ни были связаны эти мечты и надежды: с жаждой любви, успеха или художественного творчества, – ясно одно: когда в душе обнаруживается столь страшная находка, мы можем быть уверены, что природный хищник работает, методично уничтожая наши самые дорогие желания, представления и надежды.
В сказках образ жениха-зверя – распространенный мотив, который можно понимать как символ зла, маскирующегося под добро. Это или какое-то сходное качество присутствует, когда женщина имеет наивные представления о чем бы то ни было.
Неспособность видеть, понимать, замечать, что наши внутренние желания не совпадают с нашими внешними действиями, – след, оставленный женихом-зверем. Присутствие в душе этого фактора объясняет, почему женщины, которые говорят, что хотели бы прочных отношений, делают все возможное, чтобы оттолкнуть любящего человека. Вот почему женщины, запланировав к такому-то времени быть в пункте А, В или С, так и не удосуживаются проделать даже первый этап маршрута или отказываются от свой цели при первой же трудности. Вот откуда все проволочки, из-за которых мы становимся сами себе ненавистны, все постыдные ощущения, которые мы заталкиваем подальше, вот почему все новые начинания, так отчаянно нужные нам, и все долгожданные свершения никогда не сбываются. Повсюду, где шныряет и делает свое дело хищник, все разлаживается, разваливается и обезглавливается.
Запах крови
В сказке сестры захлопывают дверь в комнату, где совершались убийства. Юная жена в ужасе видит выступившую на ключе кровь,
Теперь наивная личность знает о смертоносной силе, свободно обитающей в душе. Кровь здесь символизирует гибель самых глубоких и задушевных аспектов творческой жизни женщины.
В таком состоянии женщина утрачивает способность к творчеству как при решении повседневных жизненных вопросов, связанных, скажем, с учебой в институте, с семьей, с дружескими отношениями, так и при столкновении с настойчивыми вопросами более широкого мира или с проблемами духовности: ее личного развития, ее жизни в искусстве. Женщина кажется подавленной: она может быть полна идей, но совершенно обескровлена и все менее и менее способна эти идеи осуществить.
В этой сказке кровь – кровь души.
Ключ также действует как вместилище – вместилище крови, то есть того, что человек видел и знает. Для женщин ключ всегда символизирует проникновение в тайну или в знание.
Вопросы, которые больше всего нужны женщинам в ситуациях, похожих на описанную в сказке о Синей Бороде, таковы: «Что скрывается за очевидным?», «Что не такое, каким кажется?», «Какая часть меня убита или лежит на смертном одре?».
Любой из них и все они – ключи. И если женщина жила полумертвой жизнью, очень может быть, что ответы на эти четыре вопроса будут запятнаны кровью.
Прежняя наивная женщина должна осознать, что происходит. Убивая своих «любопытных» жен, Синяя Борода убивает женское творческое начало, тот потенциал, из которого развиваются разнообразные возможности новой, интересной жизни. Хищник особенно агрессивен, преследуя первозданную женскую природу. Он стремится как минимум унизить, а то и обрубить связь женщины с ее интуицией и вдохновением, добравшись до самих ее истоков.
Изголодавшаяся душа может болеть так, что нет больше сил терпеть. Ведь у женщин есть насущная потребность выражать себя в движениях души, женщины должны развиваться и цвести так, как это представляется разумным им самим, и без какого-либо понуждения со стороны. В этом смысле можно сказать, что окровавленный ключ также символизирует предшествующие поколения женщин по материнской линии. Кто из нас не знает хотя бы одной женщины, которую любили и которая утратила инстинкт, позволяющий сделать правильный выбор, и из-за этого вынуждена вести убогую жизнь или того хуже? А может быть, эта женщина – вы сами?
Именно при возделывании душевной почвы возникает проблеск Дикой Женщины. Она не боится самой темной тьмы – в сущности, Она умеет видеть в темноте. Она не боится падали, отбросов, разложения, смрада, крови, голых костей, умирающих девушек и мужей-убийц. Она умеет видеть все это, воспринять и прийти на помощь. Именно этому учится младшая сестра в сказке о Синей Бороде.
В самом положительном смысле скелеты в запертой комнате олицетворяют несгибаемую силу женского начала. С точки зрения архетипа, кости символизируют то, что невозможно уничтожить. Сказки, в которых фигурируют кости, повествуют о чем-то таком в нашей душе, что трудно разрушить. И из всего, чем мы владеем, меньше всего поддается уничтожению сама душа.
Когда мы говорим о женской сути, мы в действительности говорим о женской душе. Когда мы говорим о брошенных в подвале трупах, мы говорим о чем-то таком, что произошло с силами души, и все же, хотя ее внешняя жизнеспособность отнята, хотя у нее по существу отнята жизнь, она не уничтожена до конца. Она способна возродиться.
Синяя Борода убивает и расчленяет женщину, пока от нее не останутся одни кости. Он не оставляет ей ни красоты, ни любви, ни индивидуальности, а значит, не оставляет способности действовать в собственных интересах. Чтобы исправить такое положение, мы, женщины, должны взглянуть на то убийственное, что завладело нами; увидеть результат его страшной работы; осознать, запомнить и сохранить в сознании; а потом действовать в своих, а не в его интересах.
Сказка о Синей Бороде намечает работу для нас, сопровождая ее ясными наставлениями: отыскать трупы, следовать своим инстинктам, видеть то, что видишь, призвать на помощь душевную силу, уничтожить разрушительную энергию.
Не обращая внимания на собственное омертвение и гибель, женщина покорно выполняет приказы хищника. Открыв же в душе ту комнату, которая показывает, насколько она мертва, насколько погублена, она видит, что разные части ее женской природы и инстинктивной души были убиты и безропотно умерли за богатым фасадом. Теперь, когда она это видит, когда понимает, что находится в плену и что вся ее душевная жизнь поставлена на карту, она может утвердить себя еще прочнее.
Подать голос
Женщина должна научиться мобилизовать или призывать свою агрессивную природу, те качества, которые роднят ее с вихрем, с пыльной бурей. Вихрь – это символ главной движущей силы, той решимости, которая, если ее сосредоточить, а не распылять, придает женщине колоссальную энергию. Имея наготове такой гневный настрой, она не потеряет сознание и не позволит себя похоронить вместе со своими предшественницами. Она раз и навсегда решит проблему внутреннего женоубийства, утраты либидо, утраты желания жить. Ключевые вопросы помогают женщине открыть дверь и развязать руки, что необходимо для освобождения, но без вмешательства вооруженных мечами братьев она не смогла бы одержать полную победу.
Когда женщины оправляются от былой наивности, они приносят с собой и для себя нечто ранее неведомое. В данном случае женщина, ставшая более умудренной, призывает на помощь внутреннюю мужскую энергию. В психологии Юнга этот элемент носит название анимус – почти искорененный, отчасти инстинктивный, отчасти культурно приобретенный элемент женской души, который в сказках и символах сновидений проявляется в виде сына, мужа, незнакомца и/или возлюбленного. Этот образ души особенно ценен, ибо наделен качествами, которые в женщинах традиционно искореняются, и одно из самых распространенных из них – агрессия.
Чем сильнее, целостнее и обширнее анимус (считайте анимус мостом), тем более непринужденно, с большим талантом и вкусом женщина конкретно выражает во внешнем мире свои идеи и творческие замыслы. Если анимус у женщины недоразвит, то у нее может возникать множество мыслей и идей, но она не способна выразить их во внешнем мире. Ей всегда недостает способности организовать или осуществить свои замечательные замыслы.
Пожиратели греха
Мы уничтожаем хищника, развивая интуицию и инстинкты и не поддаваясь на соблазны противника. Если бы нам пришлось перечислить все свои потери, вплоть до сегодняшнего дня, припомнить моменты, когда мы переживали разочарование, когда были не в силах вынести мучения, когда лелеяли сладкие, сентиментальные фантазии, мы бы поняли, что именно это и есть уязвимые места нашей души. Именно к этим голодным и обездоленным ее частям обращается хищник, чтобы скрыть тот факт, что его единственное намерение – уволочь вас в подвал и, как кровь, перелить себе вашу энергию.
Женщины обнаруживают, что, победив хищника, взяв от него все полезное и отбросив остальное, они наливаются силой, радостью жизни и задором. Они получили от хищника то, что было у них украдено: энергию и сущность. Если мы берем энергию хищника и превращаем ее во что-то полезное, это можно понимать так: ярость хищника можно претворить в огонь души, помогающий вершить великие дела. Хитрость хищника можно использовать для того, чтобы следить издали и понимать с первого взгляда. Свойственную хищнику природу убийцы можно использовать, чтобы убить то, что в жизни женщины должно отмереть само, или то, для чего она должна умереть в своей внешней жизни, – в разное время это могут быть самые разные вещи. Как правило, женщина сама безошибочно знает, что это такое.
Темный человек в женских снах
Никто не может сказать уверенно, почему этот захватчик, который в женских снах чаще всего принимает облик агрессивного мужчины, стремится напасть на инстинктивную душу, в особенности на ее первозданные мудрые силы. Мы говорим, что это в порядке вещей. И все же мы обнаруживаем, что этот разрушительный процесс усугубляется, когда окружающее общество поощряет, питает и защищает разрушительное отношение к глубинам инстинктивной и душевной природы. Таким путем эти разрушительные культурные ценности усиливаются в коллективной психике всех членов общества – к полному удовольствию хищника. Если общество призывает своих членов не доверять глубокой инстинктивной жизни и сторониться ее, хищный элемент, присущий душе каждого человека, набирает силу и скорость.
И все же даже в условиях общественного гнета, если в женщине продолжает жить, цвести и, может быть, даже сиять Первозданная Женщина, то «ключевые» вопросы будут заданы – и не только те, которые мы считаем полезными для того, чтобы заглянуть в себя, но и те, которые касаются нашего общества. «Что стоит за теми запретами, которые я наблюдаю во внешнем мире? Что хорошего или полезного в личности, обществе, земле, человеческой природе было убито или лежит при смерти?» Когда эти вопросы будут рассмотрены, женщина получит возможность действовать в соответствии с собственными способностями и талантами. Взять мир в руки и поступать с ним так, чтобы эти действия наполняли и укрепляли душу, – вот сильный поступок дикого духа.
Именно поэтому дикую женскую природу необходимо сохранять, а в некоторых случаях и чрезвычайно бдительно оберегать, чтобы ее внезапно не похитили и не задушили. Важно питать эту инстинктивную натуру, укрывать, растить, ибо даже при самых стесненных условиях общества, семьи или души в женщинах, которые сохранили связь с этой сокровенной и дикой инстинктивной природой, гораздо меньше скованности.
Нередко творческая жизнь замедляется или застопоривается, поскольку что-то в нашей душе очень плохо о нас думает, и вот мы ползаем у его ног, вместо того чтобы дать ему по голове и убежать на свободу. Во многих случаях, чтобы исправить ситуацию, необходимо относиться к себе, к своим замыслам, к своему творчеству гораздо серьезнее, чем мы это делали раньше. Умение ценить собственную творческую жизнь, то есть ценить совершенно оригинальные, прекрасные и причудливые идеи и произведения, исходящие из первозданной души, – стало для женщин постоянной загвоздкой. В своем кабинете я наблюдаю, как поэтессы швыряют на кушетку свои рукописи так, будто их поэзия – не сокровище, а мусор. Вижу, как художницы, принося на выставку свои картины, с грохотом задевают ими о дверной косяк. Вижу зеленые искры в глазах женщин, когда они пытаются скрыть гнев из-за того, что другие могут творить, а они почему-то нет. Я слышу все те оправдания, которые способна выдумать каждая женщина: «Я бездарна», «Я никчемна», «Я необразованна», «У меня нет никаких мыслей», «Я ничего не знаю», «Не знаю почему», «Не знаю когда». И самое смехотворное: «У меня нет времени». Мне всегда хочется схватить таких женщин за ноги и трясти до тех пор, пока они не раскаются и не пообещают больше никогда не лгать.
Если женщина постарается выследить хищника, посягающего на ее душу, если она осознает его присутствие и вступит с ним в неизбежный бой, хищник переместится в гораздо более уединенное и скромное место души. Если же не обращать на него внимания, он проникается все более острой и глубокой ненавистью и ревностью и стремится заставить женщину замолчать навеки.
Осознание – это выход из клетки, спасение от мук.
В сказке о Синей Бороде мы видим, как женщина, которая поддалась чарам хищника, собирается с силами и ускользает от него, выйдя из этого испытания умудренной опытом. Это сказка о преображении четырех призрачных интроектов — отсутствие целостного видения, отсутствие глубокой интуиции, отсутствие самобытного голоса, отсутствие решительного действия. Чтобы изгнать хищника, мы должны отпереть или вскрыть себя и другие вещи и увидеть, что находится внутри. Мы должны использовать свои способности, чтобы вынести то, что увидим. Мы должны отчетливо высказать свою правду. И в довершение, мы должны использовать свой разум, чтобы сделать с увиденным то, что необходимо сделать.
Женщина, чья инстинктивная природа сильна, интуитивно распознает врожденного хищника зрением, слухом, чутьем: предвидит его приход, слышит его приближение и принимает меры, чтобы его прогнать. Если у женщины неполноценные инстинкты, хищник нападает на нее прежде, чем она заметит его присутствие, потому что ее слух, знание и восприятие повреждены – главным образом интроектами, которые побуждают ее быть милой, вести себя прилично и, особенно, закрывать глаза на то, что ее используют.
Лекарство для наивной женщины и женщины с поврежденными инстинктами одинаково: прислушивайтесь к своей интуиции, к своему внутреннему голосу; задавайте вопросы; проявляйте любопытство; видьте то, что видите; слышьте то, что слышите; а потом действуйте, опираясь на свое знание истины. Интуиция – способность, которую ваша душа получила при рождении. Может быть, она долгие годы была скрыта под слоем пепла и экскрементов. Но это еще не конец света, потому что все можно смыть. Стоит немного потереть, поскрести, потренироваться, и ваши способности восприятия снова вернутся к первозданному состоянию.
Если извлечь эти способности из мрака души, мы перестанем быть лишь жертвами внутренних и внешних обстоятельств. Какие бы требования ни предъявляли общество, личность, душа и все остальное к одежде и поведению женщины, как бы ни хотели окружающие, чтобы все женщины держались стайкой под присмотром десятка бдительных дуэний, какие бы силы ни пытались подавить жизнь женской души, никто и ничто не в состоянии изменить факт: женщина – то, что она есть, это продиктовано диким бессознательным и просто замечательно.
Дикая Женщина одним махом преодолевает все ограды, стены и препятствия, воздвигнутые хищником. Она приходит к нам везде, при любых обстоятельствах. Первозданная Женщина учит женщин, когда не следует быть «умницей» в интересах защиты жизни собственной души. Дикая натура знает, что если в таких обстоятельствах вести себя «паинькой», это только вызовет у хищника улыбку. Когда жизнь души в опасности, провести черту и не отступать ни на шаг не только допустимо, но обязательно. Если женщина сделает это, в ее жизнь уже никто не вмешается, потому что она сразу узнает, что не так, и сможет отогнать хищника туда, где ему место. Она уже больше не наивна. Она уже не цель и не мишень. Вот средство, которое заставит ключ – тот маленький, с завитушками – наконец-то прекратить кровоточить.
📖 Кларисса Пинкола Эстес — Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая психоанализ Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством «психоархеологических раскопок» в области женского бессознательного. Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Но она может снова проявиться в душе каждой женщины в условиях современного мира.