«Стрекоза и Муравей». Художник А. Н. Комаров |
Басня «Стрекоза и Муравей» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» в 1808 г. (ч. II, № 34). Время создания произведения неизвестно.
Крылов относил эту басню к числу своих «переводов и подражаний». Произведение представляет собой переработку басни Лафонтена «Кузнечик и Муравей» («La cigale et la fourmi», 1668 г.), которая, в свою очередь, восходит к одноименной басне Эзопа.
В этой статье представлены материалы о морали басни «Стрекоза и Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни смотрите здесь.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова
Мораль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что нужно заранее думать о последствиях своих поступков.
В частности, речь идет о том, что молодые люди должны заранее беспокоиться о том, как обеспечить себе старость. Если молодой человек ленится и живет одним днем, в зрелом возрасте он рискует оказаться в тяжелом положении и даже бедности. Легкомысленные и ленивые люди должны расчитывать только на себя, не надеясь на трудолюбивого «кума», который легко может отказать в помощи.
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в следующем:
«В этой басне выставлены действующими лицами стрекоза и муравей; под стрекозой, конечно, должно разуметь человека ветреного, ленивого, беспечного, который не заботится о том, что будет впереди, а под муравьем — человека трудолюбивого, рассудительного, который не довольствуется настоящим, а думает о будущем, старется обеспечить свою старость. Стрекоза все лето веселилась, гуляла и не думала о том, что будет с нею зимою; муравей же работал, запасался кормом на такое время, когда его неоткуда будет достать. Вот стрекозу, ее ветреность и беспечность и довели до беды, до нищеты, до того, что пришлось просить милостыни.
Разумея под стрекозой человека, под летом должно разуметь тот возраст, то время жизни, когда человек бывает в полной силе, чтоб трудиться; а под зимой — хилую старость, когда бы и хотелось поработать, да сил не хватает. Значит, если кто проведет свою молодость, как говорится, очертя голову, так на старости-то и придется с сумой по миру идти; да как придется встретить раз-другой такого богача, какой здесь выставлен под муравьем, — богача, который корки сухой не выбросит бедному, так, пожалуй, доведется и окочуриться где-нибудь на улице от голода и холода.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Педагог Д. И. Тихомиров видит суть и смысл басни так:
«Каждый по мере сил своих должен трудиться для себя и для других… Праздный человек — тунеядец, не сознающий позора своего безнравственного существования… <…> Единственной целью труда и должна служить польза — себе и людям. <…>
…В большинстве случаев, при нормальных условиях жизни, труд приносит за собой материальное довольство, обеспеченность («Стрекоза и Муравей»). Не следует только сытому от своих трудов человеку быть черствым и бессердечным эгоистом (как Муравей), даже и по отношению к легкомысленному празднолюбцу (как Стрекоза): надо пожалеть страдание и горе, от чего бы они ни произошли; надо помочь нуждающемуся, — иного это научит и исправит.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Педагог Е. В. Петухов считает эту басню двусмысленной и неопределенной с точки зрения морали:
«…Надо помнить, что не все без исключения басни Крылова одинаково ценны и пригодны в педагогическом отношении. <…> …Необходимо, чтобы та духовная пища, которая предлагается ребенку через доступную ему книгу, была… безупречной в своей нравственной основе… <…> …При всех своих высоких художественных и иных достоинствах басни Крылова в целом своем виде не отвечают такому требованию. <…>
…Басня «Стрекоза и Муравей», в которой рядом со справедливым обличением легкомыслия (довольно, впрочем, невинного и даже грациозного) и похвалой труду, в конце оправдывается судом автора не только жестокосердый эгоизм самолюбивого труженика, но и его злая насмешка над ближним, попавшим в беду…
Кроме того, можно указать и еще не некоторые басни, мораль которых должна быть признана довольно сомнительной: таковы «Кот и Повар»… «Конь и Всадник»… «Паук и Пчела»… «Разборчивая невеста»… «Музыканты»…» (Е. В. Петухов, «О некоторых баснях Крылова в педагогическом отношении», Киев, тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895 г.)
Литератор Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни в следующем:
«…Он [Крылов] разъясняет значение труда; по его мнению, труд спасает человека от лишений и беспомощности; он не только основание личного благополучия, но и обязанность гражданина пред отечеством; баснописец учит трудиться с терпением для блага ближних и в этом находит себе отраду и утешение [о баснях «Стрекоза и Муравей», «Пчела и Мухи» и др.]; он старается возбудить в душе читателя уважение к людям, посвятившим себя полезному труду, как бы ни было скромно поприще их деятельности… («Орел и Пчела»).» (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова. Речь, произнес. на лит.-муз. утре…», Тифлис, 1895 г.)
Такова мораль басни «Стрекоза и Муравей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
В этой статье описывается история создания басни «Стрекоза и Муравей», ее сюжет, мораль и основная мысль.
Содержание
- Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания
- Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст
- Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль
- Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника
- Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев
- Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?
- Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?
- Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?
- Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения
- Какой можно совет дать Муравью и Стрекозе в басне Крылова?
- Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?
- Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?
- Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы
- Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст
- Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня
Басня — это нравоучительное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. Персонажи басни обычно животные, вещи, растения или насекомые. С их помощью легче понять суть морали. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»? Мораль, основную мысль и рассуждения вы сможете найти в этой статье.
Кто и когда написал басню «Стрекоза и Муравей»: автор, история создания
Автором произведения «Стрекоза и Муравей» считается Иван Андреевич Крылов. Это произведение появилось не позднее мая 1808 года. Впервые его опубликовали в печатном издании «Драматический вестник».
Но создателем этого произведения был не Крылов. Он просто переписал с другого языка на русский басню французского писателя Жана де Лафонтена «Цикада и Муравей». Лафонтен также не является автором басни, так как позаимствовал сюжет у Эзопа — греческого баснописца, жившего в 6 веке до нашей эры. Но именно Крылов сделал перевод на русский язык. Получилось произведение, которое мы знаем сейчас, и на котором воспиталось много поколений.
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: текст
Текст произведения небольшой. Учить его задают детям начальной школы. Оно легко запоминается. Вот текст басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль, основная мысль
Как и любое другое произведение, «Стрекоза и Муравей» Крылова содержит мораль и основную мысль.
- Мораль находится в концовке, а перед этим разворачивается интересный сюжет. Стрекоза не подготовилась к зиме, она все теплые летние дни пела и плясала. Но когда пришла зима, она пришла к Муравью и стала проситься к нему, чтобы поесть и согреться.
- Муравей усердно работал от начала и до конца лета, чтобы быть готовым к зимним холодам. Поэтому он ответил Стрекозе с ноткой сарказма: раз она все лето пела, пусть теперь идет пляшет.
- Основная мысль басни в том, что Стрекоза не работала летом, и зимой осталась ни с чем — без дома и еды. Муравей трудился все лето, поэтому у него есть где жить и что поесть.
Под поступками Стрекозы в этой басне скрыты человеческие пороки. Ведь есть и такие люди, которые не любят работать, но когда им что-то нужно, они просят у тех, кто трудился.
Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»: краткое содержание для читательского дневника
Ученикам начальной школы по русской литературе нужно вести читательский дневник, в котором они записывают краткие содержания прочитанных произведений. Это помогает лучше запомнить рассказы и басни. Вот краткое содержание для читательского дневника басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»:
Попрыгунья Стрекоза не работала все лето, а только пела и плясала. Под каждым листом у нее был готов и стол и дом. Но лето быстро закончилось, У Стрекозы нет ни еды, ни дома, и она решила пойти к Муравью, который трудился все лето. Муравей спрашивает у Стрекозы, а что же она делала все лето? Стрекозе нечего ответить, как только: «Пела». «Ах, ты пела? Так поди же попляши», — ответил ей Муравей.
Как охарактеризовать героев басни «Стрекоза и Муравей»: характеристика героев
В школе задают дать характеристику героям этой басни. При помощи характеристики можно понять, какой персонаж положительный, а какой наоборот, отрицательный.
- Характеристика Стрекозы — легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная.
- Характеристика Муравья — мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться.
Если этих персонажей характеризовать двумя словами, то Стрекоза — ветряная и нерасчетливая, а Муравей — рассудительный и деловитый.
Почему Стрекоза обратилась к Муравью, о чем попросила Стрекоза Муравья?
Стрекоза обратилась к Муравью, потому что он трудолюбивый, и все лето работал, чтобы зимой у него было где жить и что есть. Стрекоза признала свою ошибку, и попросила Муравья вежливо о приюте и еде, чтобы он ее покормил и обогрел.
Что осуждается, высмеивается в басне «Стрекоза и Муравей», чему учит басня?
В произведении «Стрекоза и Муравей» осуждается легкомысленность и самовлюбленность. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. Басня учит быть трудолюбивыми, мудрыми, серьезными и ответственными. Кроме праздников и веселья, есть еще и трудовые будни, когда нужно трудиться, чтобы было что кушать и где жить.
Как относится автор к Стрекозе и Муравью в басне Крылова «Стрекоза и Муравей»?
Автор воспринимает Муравья, как трудолюбивого и положительного героя. Его можно ставить в пример, так как он понимает, что неправильно жить одним днем, необходимо всегда думать о завтрашнем дне.
Стрекоза вызывает сочувствие. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.
Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения
Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:
Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.
Какой можно совет дать Муравью и Стрекозе в басне Крылова?
При помощи этой басни, автор дает советы читателям, как нужно жить: не лениться, а трудиться. Но и отдыхать также нужно. Муравей работал все лето, а зимой он отдыхает, так как за окном холодно, а у него есть кров и пища. Муравью можно дать такой совет: оставаться таким же серьезным и трудолюбивым, а Стрекозе — набраться ума, работать и думать о будущем.
Басня «Стрекоза и Муравей»: план для сочинения, какие вопросы можно поставить?
Школьникам из начальной школы задают на дом или в классе написать сочинение на тему басни «Стрекоза и Муравей». Вот план для сочинения
- Развлечения Стрекозы.
- Просьба о помощи у Муравья.
- Как он проучил Стрекозу за бездельничество?
Чтобы было легче писать сочинение, можно поставить вопросы, а ответы к ним — это готовое сочинение. Вот вопросы:
- Что делала Стрекоза летом?
- Что изменилось в ее жизни с наступлением холодов?
- К кому обратилась Стрекоза, когда ей понадобилась помощь? Что она попросила?
- Что ответил ей Муравей? Как понять его слова: «Ты все пела? Это дело. Так пойди же попляши»?
- Испытываете ли вы чувство жалости к Стрекозе? Дайте развернутый ответ.
- Чтобы вы сделали на месте Муравья и почему?
- В каких строках заключается главная мысль басни?
- При помощи этого произведения, что нам хотел донести автор?
- На примере Стрекозы и Муравья — как люди не должны поступать?
При написании сочинения важно понять главную мысль произведения. В этой басне она заключается в том, что не нужно поступать бездумно, иначе потом можно остаться ни с чем.
Какие крылатые выражения, пословицу можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»?
Крылатые выражения и афоризмы из этого произведения используются даже современными людьми в разговорной речи. Это говорит о том, что данное произведение действительно интересное и поучительное. Крылатые выражения, которые можно выделить из басни «Стрекоза и Муравей»:
Это выражение означает проведение времени без пользы, пустая трата времени.
Данное выражение указывает на мимолетность времени. Лето — короткое и быстро проходит, а за ним быстро наступает зима.
Везде у Стрекозы было угощение. В любом месте можно поспать и поесть.
Это выражение указывает на то, что не хочется даже заниматься любимыми делами, если голодно и холодно.
Легкомысленное поведение всегда ведет к тому, что человек забывает о важных делах.
К басне «Стрекоза и Муравей» подходят такие пословицы:
Как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»: советы
Любую басню Крылова можно выучить в течение получаса. Необходимо воспользоваться некоторыми хитростями. Вот советы, как быстро выучить басню «Стрекоза и Муравей»:
- Можно слова произведения пропеть. Три или четыре таких повторения под любимую мелодию, и басня быстро запомнится.
- Вообразите себя великим чтецом и прочитайте басню перед зеркалом.
- Представляйте события, которые описываются в басне. Также представьте последовательность развития сюжета. С первого раза, конечно, не получится запомнить, но вы можете подглядывать во время заучивания — 30 минут и басня заучена без труда.
- Также можно повторять четверостишиями. Сначала выучите первые 4 строки, потом вторые и так далее. Затем 3 раза повторите все произведение.
Кроме этого, заучиванию можно помочь, если представить себя Стрекозой. Еще нужно проговаривать все по заранее составленному плану. Выше был написан план и вопросы к басне. Обозначьте для себя последовательность событий и тогда выучить произведение не составит большого труда.
Инсценировка басни, сценарий театральной постановки для праздника осени «Стрекоза и Муравей»: слова, текст
Басня «Стрекоза и Муравей» небольшая и рассказать ее можно за 30 секунд. Но это не означает, что с этим произведением не получится сделать театральную постановку. Можно придумать оригинальную инсценировку басни, например, для праздника осени. Вот сценарий к этой басне — слова, текст:
Стрекоза идет к муравейнику, закутавшись в сухой лист. Выглядывает Муравей.
Эта сценка на 5 минут. Она получится интересной и веселой. Важную роль играют декорации и костюмы персонажей. Праздник осени с инсценировкой басни Крылова будет запоминающимся, так как произведение «Стрекоза и Муравей» всеми любимое — и взрослыми, и детьми.
Видео: Стрекоза и Муравей. И.А.Крылов. Басня
История создания
Автором басни «Стрекоза и муравей» принято считать Ивана Андреевича Крылова, а само произведение появилось в 1808 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Драматический вестник», получив отличные отзывы критиков и восторженные отклики читателей. Аналогичный рассказ также был и у Льва Толстого. Однако в литературной среде создателем этой басни считают не Крылова, а Жана де Лафонтена, написавшего «Цикада и муравей». Известно, что этот французский писатель позаимствовал сюжет произведения у древнегреческого баснописца Эзопа.
Крылов сделал лишь перевод французской версии этой басни на русский язык, адаптировав ее сюжет к российским реалиям. Получилось интересное и замысловатое произведение, известное на протяжении многих лет, на котором воспитывалось уже несколько поколений. Эта басня выдержала несколько изданий, подверглась цензурным правкам как в царской России, так и в последующем в Советском Союзе, поэтому существует несколько отличающихся друг от друга версий, которые имеют схожий сюжет, но различные детали повествования.
Автор существенно изменил французский вариант басни, сделав его близким для всех читателей. Стрекоза предстаёт активным персонажем с веселым нравом и живым темпераментом. Это легкомысленная особа, которая в начале произведения неизменно вызывает симпатии. Муравей же, напротив, отличается рассудительностью и степенностью. Это отчасти скучный и занудный персонаж, который с головой погружён в каждодневный труд.
Русское лето показано непродолжительным, но не менее прекрасным. Для тех насекомых, кто готовится к холодам, каждый день на вес золота. Не успели они опомниться, как проходит тёплая пора, начинаются осенние дожди и близятся первые заморозки.
Также в этой басне имеются элементы старинных традиций патриархата, в котором все насекомые и народ являются единым, помогая друг другу.
Главные герои
Как и в оригинале французской басни, и коротком древнегреческом рассказе Эзопа, Крылов в «Стрекозе и муравье» намеренно отказался от большого числа персонажей. Это существенно упростило повествования, делая его понятным даже для самых маленьких детишек.
В басне 2 главных героя:
- стрекоза наслаждается теплыми днями, она веселится, танцует, живя лишь одним днём;
- муравей — упорный труженик, который в тёплые дни продолжает подготовку к зимним холодам.
Главные герои являются, своего рода аллегорией. Это не просто насекомые, а 2 диаметрально противоположных типа людей. Крылов даёт живые подробные описания каждого такого персонажа, что позволяет читателям поближе познакомиться с их характером и мировоззрением.
Краткий сюжет
Сюжет этой басни крайне прост, а само произведение подходит для совместного чтения родителям даже с маленькими детьми. В рассказе повествуется о стрекозе, которая летом не размышляла о собственном доме, не запасалась пищей, а проводила все дни в веселье и радости. Она насмехалась над трудолюбивым муравьем, который каждый день занимался своим жилищем, думая о том, как ему прокормиться дождливой осенью и морозной зимой.
Интересна характеристика муравья из басни Крылова. Этот персонаж предпочитает не тратить время зря, он запасается едой, укрепляя собственный дом. Зима не приносит каких-либо неудобств главному герою, он может провести несколько месяцев в своем жилище, и даже в самые трескучие морозы не страдает от холода. Когда наступает осень, стрекоза понимает свою ошибку, но ничего поделать уже невозможно, она просит у муравья приют, но получает жесткий отказ. Ее ждет неминуемая гибель, но именно такова расплата за пренебрежительное отношение к жизни.
Анализ произведения
Мораль басни Крылова «Стрекоза и муравей» не отличается сложностью. В образе главных героев скрыты характеры людей, которые совершенно по-разному относятся к жизни. Кто-то порхает и веселится, а кто-то постоянно думает о завтрашнем дне. Автор высмеивает легкомыслие, беззаботность и лень, которые характерны для стрекозы, проводящей лето в неге. Муравей представлен в роли труженика, который постоянно думает о своём будущем и завтрашнем дне, поэтому он может пережить самые сложные и холодные зимние холода.
В этом произведении Крылов даёт наставление людям, для которых муравей должен стать примером для подражания. Только лишь работая и трудясь не покладая рук, можно добиться успеха, а не погибнуть, как-то случилось со стрекозой. При этом автор утверждает, что не нужно бояться быть твердым и жестоким, лень всегда должна осуждаться.
Муравей всё лето пытался наставить на путь истинный стрекозу, утверждая, что ей нужно позаботиться о пище и крове на зиму. Однако в последующем, когда его легкомысленная знакомая всё же поняла свою ошибку и попросила о помощи, она получила жестокий, но справедливый отказ.
Басня учит следующему:
- лентяи никогда ничего не добьются, а лишь люди, которые постоянно трудятся, встречают подготовленными тяжелые времена;
- каждому следует позаботиться о своем будущем, проводя каждый день с пользой, а не тратить время зря.
Тем самым автор как бы говорит, что каждое действие или бездействие будет иметь в будущем последствия. Легкомысленная стрекоза замерзает и умирает осенними холодами, а трудолюбивый муравей смог пережить даже самую суровую зиму. По мнению поэта-переводчика Хемницера, мораль стрекозы проста и типична для многих людей. Крылов утверждает, что не следует легкомысленно относиться к жизни: только тот, кто трудолюбив и целеустремлен, сможет добиться успеха в своих начинаниях.
Цель басни
Крылов показывает, что будет с теми, кто пытается нажиться на других и воспользоваться чужими трудами. В ненавязчивой форме и простыми словами автор дает важные уроки. Эта басня заставляет задуматься о правильном отношении к жизни. Добиться успеха, будучи легкомысленным, попросту невозможно. Такое произведение написано живым языком, короткий рассказ полон ярких образов и тонкого юмора, что и делает его столь популярным и актуальным в наши дни.
Сегодня это произведение включено в программу начальной школы. Детишкам младших классов дают задание написать сочинения и тексты на тематику как анализа «Стрекозы и муравья», так и описание её главных героев. Подготовка к урокам не представляет сложности, прочтение этой басни займёт от силы 3−5 минут, а легкий для понимания сюжет позволяет справиться с написанием работ по произведению.
Необходимо лишь определиться с тем, какова основная мысль и смысл этой басни, заключающийся в том, что не следует поступать бездумно, так как в последующем придется расплачиваться за свои поступки. Это и позволит создать читательский дневник или провести анализ басни «Стрекоза и муравей» для 2 класса.
Статьи по теме:
- «Мартышка и очки» — анализ и главная мысль басни
- «Обоз» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Листы и корни» — анализ басни И. А. Крылова
- «Лебедь, рак и щука» — анализ и мораль басни
- «Демьянова уха» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Волк и ягненок» — анализ и главная мысль басни
- «Волк на псарне» — анализ басни И. А. Крылова
- «Ларчик» — анализ и мораль басни
- «Лиса-строитель» — анализ и главная мысль басни
- «Лисица и виноград» — анализ и мораль басни И. А. Крылова
- «Зеркало и обезьяна» — анализ и главная мысль басни
- «Осел и соловей» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Ворона и лисица» — анализ басни И. А. Крылова
- «Свинья под дубом» — анализ и главная мысль басни
- «Квартет» — анализ и мораль басни И. А. Крылова
- «Мальчик и змея» — анализ, основная мысль и мораль басни
- «Волк и журавль» — анализ и главная мысль басни
Каждый ребенок знает басни Крылова, эти произведения давно разобрали на крылатые выражения, что является лучшим подтверждением таланта писателя. Его тонкие шутки, которые беззлобно указывают на недостатки людей, делают каждое произведение ценным сокровищем. Так, автор на примере стрекозы показывает, к чему приводит лень и беззаботность. А трудолюбивых муравьев Крылов ставит в пример другим. В чем состоит мораль басни «Стрекоза и муравей».
Краткое содержание
Краткое содержание для читательского дневника басни про стрекозу и муравья. Наступило лето лето, в течение которого все насекомые заняты своими делами.
В басне два главных героя::
- Муравей – маленький, но упорный, постоянно трудится, запасает пропитание на зиму, почти не отдыхая. Использует теплые дни, чтобы подготовится к холодам, крайне дальновидный,
- Стрекоза – плясунья, наслаждается каждым теплым днем, танцует и веселится, совершенно при этом не думая о грядущей зиме. Живет только одним днем и не задумывается о будущем.
Но рано или поздно теплая пора кончается и приходит зима, везде лежит снег, кушать нечего. Муравей беззаботно пережидает холода в теплом домике, кушая то, что запасал летом, а попрыгунья бродит среди сугробов, не находя пропитания. И вот она просит у своего кума помощи, чтобы тот впустил ее погреться и накормил, но получает отказ, ведь она не работала и не заслужила помощи. Муравей отвечает гостье крылатой ныне фразой «Так пойди же, попляши!»
Анализ басни
Некоторые произведения писателя заимствованы у других литераторов, а басня Крылова «Стрекоза и муравей» своим сюжетом повторяет подобное произведение Лафонтена.
Крылов перевел текст и несколько видоизменил его, в частности, подробно описал характер действующих лиц.
Кроме того, были некоторые изменения и в самой структуре, поскольку Иван Андреевич к басне Стрекоза и муравей решил приблизить российские реалии.
Особенности басни:
- Стрекоза предстает перед читателем резвой, с живым темпераментом и веселым нравом. Крылов подобрал уникальное слово для ее описания попрыгунья, характеризуя ее как легкомысленную особу.
- Муравей напротив, отличается степенностью и рассудительностью, постоянно трудиться, четко понимая, что труд сегодня позволит ему отдыхать в будущем.
- Русское лето крайне непродолжительное, поэтому прекрасное (Лафонтен не упоминает о продолжительности лета). Насекомые не успели опомниться, как теплая пора прошла. При этом зима в России крайне быстро наступает и отличается суровостью, автор отлично это показывает: «Помертвело чисто поле» и попрыгунья уже совсем без сил: «К Муравью ползет она».
- Называя соседей кумовьями Крылов обращается к старинным русским традициям патриархата, согласно которым народ является единым родом и всячески помогает друг другу.
- Плясунья не раскаивается и не обещает измениться, а лишь просит помощи, чтобы дотянуть до весны, а потом снова собирается продолжить скакать.
Крылов показывает читателю: рано или поздно приходит тот момент, когда необходимо платить за свое безделье. Надо уметь не только веселиться без особых усилий, но и упорно трудиться, чтобы обеспечить себе будущее.
Автор также показывает, что всегда будет тот, кто пожелает воспользоваться чужими трудами, нажиться на работе других, при этом ничего не делая самостоятельно. Басня Крылова показывает читателю два типа людей: бездельников и трудолюбивых.
Конечно, автор слегка утрировал образы для лучшего преподнесения морали и раскрытия основной мысли, что необходимо с умом и трудиться, и отдыхать.
Это интересно! Крылов рисует перед читателем типичного русского лентяя, который все лето развлекался, а после решил переждать плохие времена у более рассудительного и запасливого соседа. Ивану Андреевичу удалось достаточно точно отобразить характерные приметы и черты, присущие русскому народу.
Он показал семейный взгляд на жизнь, любовь к природе и обычаи. При этом тема, которую писатель поднимает крайне важная. Автор укоряет русских людей за лень и праздность, чрезмерную беззаботность, которая перетекает в безалаберность, вынося приговор: «Это дело! Так поди же попляши».
Основная мысль басни
В ходе анализа произведения определяется его главная мысль. Мораль басни Стрекоза и муравей раскрывается в самом конце, в момент кульминации сюжета, когда Муравей отказывает Стрекозе в помощи.
Кому-то может показаться, что Крылов призывает читателей быть жестокими и отвечать отказом на просьбы о помощи, ведь плясунья скорее всего замёрзнет среди сугробов без пропитания. Разве надо быть жестоким как трудолюбивая мурашка?
Но басня не про это, благодаря крайне удачным выражениям автор показывает, что Стрекоза совсем не раскаивается в своей праздной жизни, она не просит у Муравья научить ее жить в труде, она лишь хочет пожить пару месяцев у него, пользуясь благами и продуктами, которые он за лето скопил.
Подробно разобрав текст, можно понять, чему учит басня:
- Следует думать о своем будущем заранее и проводить каждый день с пользой, не тратя время зря,
- Лентяи никогда ничего не имеют, а те, кто трудится, живут хорошо и встречают тяжелые времена подготовленными.
Важно! Именно в них заключена основная мысль басни, отражена суть всей истории и скрытый смысл. Автор говорит о необходимости трудится и не жалеть тех, кто не признает своих ошибок, не пытается преодолеть собственную лень.
Полезное видео
Подведем итоги
Иван Крылов был выдающимся баснописцем, его произведения не просто полны тонкого юмора и ярких образов, они несут глубокую мудрость, преподнося важные жизненные уроки в простой и ненавязчивой форме. Произведение получило положительные отзывы от современников писателя. Басня заставляет каждого читателя задуматься, кто из героев ему ближе. Краткое содержание и анализ басни помогут найти ответы на вопросы к уроку.
История создания
Автором басни «Стрекоза и муравей» принято считать Ивана Андреевича Крылова, а само произведение появилось в 1808 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Драматический вестник», получив отличные отзывы критиков и восторженные отклики читателей. Аналогичный рассказ также был и у Льва Толстого. Однако в литературной среде создателем этой басни считают не Крылова, а Жана де Лафонтена, написавшего «Цикада и муравей». Известно, что этот французский писатель позаимствовал сюжет произведения у древнегреческого баснописца Эзопа.
Крылов сделал лишь перевод французской версии этой басни на русский язык, адаптировав ее сюжет к российским реалиям. Получилось интересное и замысловатое произведение, известное на протяжении многих лет, на котором воспитывалось уже несколько поколений. Эта басня выдержала несколько изданий, подверглась цензурным правкам как в царской России, так и в последующем в Советском Союзе, поэтому существует несколько отличающихся друг от друга версий, которые имеют схожий сюжет, но различные детали повествования.
Автор существенно изменил французский вариант басни, сделав его близким для всех читателей. Стрекоза предстаёт активным персонажем с веселым нравом и живым темпераментом. Это легкомысленная особа, которая в начале произведения неизменно вызывает симпатии. Муравей же, напротив, отличается рассудительностью и степенностью. Это отчасти скучный и занудный персонаж, который с головой погружён в каждодневный труд.
Русское лето показано непродолжительным, но не менее прекрасным. Для тех насекомых, кто готовится к холодам, каждый день на вес золота. Не успели они опомниться, как проходит тёплая пора, начинаются осенние дожди и близятся первые заморозки.
Также в этой басне имеются элементы старинных традиций патриархата, в котором все насекомые и народ являются единым, помогая друг другу.
Басня «Стрекоза и Муравей».
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает, Стрекоза уж не поет, И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!
Главные герои
Как и в оригинале французской басни, и коротком древнегреческом рассказе Эзопа, Крылов в «Стрекозе и муравье» намеренно отказался от большого числа персонажей. Это существенно упростило повествования, делая его понятным даже для самых маленьких детишек.
В басне 2 главных героя:
- стрекоза наслаждается теплыми днями, она веселится, танцует, живя лишь одним днём;
- муравей — упорный труженик, который в тёплые дни продолжает подготовку к зимним холодам.
Главные герои являются, своего рода аллегорией. Это не просто насекомые, а 2 диаметрально противоположных типа людей. Крылов даёт живые подробные описания каждого такого персонажа, что позволяет читателям поближе познакомиться с их характером и мировоззрением.
Характеристика персонажей
Основная мысль басни «Стрекоза и Муравей» — это показать разницу между трудолюбием и ленью. На примере двух персонажей с радикально противоположными взглядами на жизнь, автор пытается донести до читателей мораль сказки. Чтобы её понять, следует внимательно изучить характеристику главных героев.
Попрыгунья Стрекоза
Героиня, основным занятием которой было веселье. Всё лето она пела, радуясь солнышку и теплу. Назвать Стрекозу глупой будет не совсем верно, скорее беспечной. Она прекрасно понимала, что тепло не бесконечно и настанут холода.
Возможно, она и задумывалась над этим, но отгоняла такие мысли, откладывая их на потом. А может просто надеялась на чью-то доброту, поэтому не спешила тратить свои силы для устройства быта. Потребительское отношение и недальновидность характеризуют героиню не с очень хорошей стороны. В этом произведении Стрекоза, безусловно, отрицательный персонаж.
Трудолюбивый Муравей
Лесной житель, который подготовился к холодам основательно. Он построил себе жильё и обеспечил пропитание. Трудягу можно понять, когда он отказал Стрекозе в приюте. Муравей видел, что его гостья пела и веселилась всё лето, когда можно было заняться подготовкой к зиме. Возможно, поступок лесного труженика и покажется жестоким, ведь он отправил Стрекозу на верную смерть, закрыв перед ней дверь. Но если задуматься, то он всё сделал правильно.
Его жилище вряд ли было рассчитано на незваных гостей, а значит, это ставило под угрозу его собственную жизнь. Трудолюбие и рациональность — отличительные черты этого героя. Автор представляет его в басне как положительного персонажа. Однако это утверждение спорно. Никаких добрых дел для других Муравей не сделал, все его старания направлены только на собственную пользу. Но и отрицательным героем его тоже назвать нельзя, так как никому и ничего плохого он тоже не сделал. Скорее это нейтральный персонаж.
Описывая персонажей, автор словно приписывает им людские пороки. Например, в словосочетании «попрыгунья Стрекоза» слышится «лентяйка», а в «голову вскружило» — «безответственность и недальновидность».
Краткий сюжет
Сюжет этой басни крайне прост, а само произведение подходит для совместного чтения родителям даже с маленькими детьми. В рассказе повествуется о стрекозе, которая летом не размышляла о собственном доме, не запасалась пищей, а проводила все дни в веселье и радости. Она насмехалась над трудолюбивым муравьем, который каждый день занимался своим жилищем, думая о том, как ему прокормиться дождливой осенью и морозной зимой.
Интересна характеристика муравья из басни Крылова. Этот персонаж предпочитает не тратить время зря, он запасается едой, укрепляя собственный дом. Зима не приносит каких-либо неудобств главному герою, он может провести несколько месяцев в своем жилище, и даже в самые трескучие морозы не страдает от холода. Когда наступает осень, стрекоза понимает свою ошибку, но ничего поделать уже невозможно, она просит у муравья приют, но получает жесткий отказ. Ее ждет неминуемая гибель, но именно такова расплата за пренебрежительное отношение к жизни.
Рассуждения по теме
В подтексте почти каждой строки автор описывает людские пороки. Главная мысль «Стрекозы и муравья» — дать чёткое понимание того, к чему может привести беспечность некоторых поступков. Это показано на примере главной героини. Она была недальновидна и не смогла просчитать последствия своих действий. В начале басни Стрекоза описывается как:
- весёлая певунья;
- праздная лесная жительница;
- беспечная попрыгунья.
Однако к концу сказки героиня осознаёт всю тяжесть своего положения и просит помощи. Казалось бы, её можно пожалеть, если бы не один факт. Она так и не поняла своих ошибок. В разговоре с Муравьём Стрекоза честно признаётся, что была занята «важным», с её точки зрения, делом — весельем.
Если пофантазировать и предположить, что Муравей всё же пустил к себе героиню на зиму пожить, то Стрекоза так бы и не поняла своей ошибки. На следующее лето она также бы пела целыми днями, надеясь на чью-то помощь зимой.
Именно поэтому Муравей в этой истории считается положительным персонажем. Он отказал лесной певице в приюте и вроде бы продемонстрировал чёрствость и бездушие, однако сделал это на пользу самой героине, чтобы та поняла свою ошибку.
Тема басни — важность своевременно труда. Нельзя жить одним днём, надеясь на помощь других. Нужно самим понимать, что каждое действие несёт за собой последствие. Если веселиться целый день сегодня, то завтра можно остаться голодным.
Анализ произведения
Мораль басни Крылова «Стрекоза и муравей» не отличается сложностью. В образе главных героев скрыты характеры людей, которые совершенно по-разному относятся к жизни. Кто-то порхает и веселится, а кто-то постоянно думает о завтрашнем дне. Автор высмеивает легкомыслие, беззаботность и лень, которые характерны для стрекозы, проводящей лето в неге. Муравей представлен в роли труженика, который постоянно думает о своём будущем и завтрашнем дне, поэтому он может пережить самые сложные и холодные зимние холода.
В этом произведении Крылов даёт наставление людям, для которых муравей должен стать примером для подражания. Только лишь работая и трудясь не покладая рук, можно добиться успеха, а не погибнуть, как-то случилось со стрекозой. При этом автор утверждает, что не нужно бояться быть твердым и жестоким, лень всегда должна осуждаться.
Муравей всё лето пытался наставить на путь истинный стрекозу, утверждая, что ей нужно позаботиться о пище и крове на зиму. Однако в последующем, когда его легкомысленная знакомая всё же поняла свою ошибку и попросила о помощи, она получила жестокий, но справедливый отказ.
Басня учит следующему:
- лентяи никогда ничего не добьются, а лишь люди, которые постоянно трудятся, встречают подготовленными тяжелые времена;
- каждому следует позаботиться о своем будущем, проводя каждый день с пользой, а не тратить время зря.
Тем самым автор как бы говорит, что каждое действие или бездействие будет иметь в будущем последствия. Легкомысленная стрекоза замерзает и умирает осенними холодами, а трудолюбивый муравей смог пережить даже самую суровую зиму. По мнению поэта-переводчика Хемницера, мораль стрекозы проста и типична для многих людей. Крылов утверждает, что не следует легкомысленно относиться к жизни: только тот, кто трудолюбив и целеустремлен, сможет добиться успеха в своих начинаниях.
Неоднозначность героев
Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы — это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.
Исходя из этого, нельзя сказать, что Стрекоза — герой однозначно порочный. Возможно, свою роль в такой оценке сыграло то, что современное представление о стрекозах изменилось со времён Крылова, когда стрекозой назывался «тот, кто стрекочет» — кузнечик, или цикада, как у Лафонтена. Ни о какой красоте речи не шло, и, если школьники жалеют стрекозу, оправдывая её тем, что она украшает мир своим существованием, получается, что они прочли басню не совсем так, как она была написана.
Я всегда жалела стрекозу. Муравей, по сути дела, её умирать послал.
Анечка Балякина
Мы проходили в школе эту басню. Муравей молодец, уважуха ему. Всё лето пахал, вот пусть теперь отдыхает, а не кормит тунеядцев.
Максим Кантовой
Это у насекомых так: кто еды не запасал, тот и пропадай. Если бы стрекоза была человеком, и при этом хорошо пела и танцевала — ей бы за это деньги платили, и побольше, чем муравью, который всё лето таскал с колхозных полей зёрна.
Карина Галимова
Мораль и выводы
Мораль этой басни очень проста — нужно уметь совмещать труд и отдых. Легкомысленная героиня этого не знала, за что и поплатилась собственной жизнью. Веселиться, конечно, необходимо, но только в меру. Бесконечная беспечность может привести к плачевным результатам.
На примере трудолюбивого Муравья автор подчёркивает такие качества:
- ум;
- дальновидность;
- рациональность.
Умный лесной труженик понимал, что если всё время тратить на веселье и отдых, то можно не успеть подготовиться к зиме. Его поступок по отношению к Стрекозе, только на первый взгляд выглядит жестоким. Но если принять во внимание, что та просто просилась пожить, не предлагая ничего взамен, то Муравья понять совсем несложно. Нахлебники никому не нужны, даже если они умеют хорошо петь и веселится.
Басня учит детей ответственности. Автор даёт понять читателям, что каждый поступок имеет значение. Если это доброе и нужное дело, то оно всегда обернётся пользой, а легкомысленность и безответственность никогда не приведут ни к чему хорошему.
Глава 1. Басня и великие баснописцы
Что такое басня? С ней знакомится каждый ученик, встречаясь уже в начальной школе. Знакомится и тут же забывает.
Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана.
Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!?
А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке? Попробуем разобраться.
С этой целью я провёл анкетирование одноклассников и предложил им вопросы:
- Каких известных баснописцев Вы знаете?
- Какие басни И.А. Крылова Вы читали?
- Кто становился героем бесен Крылова?
- Знаете ли Вы историю басни «Стрекоза и Муравей»?
100 % учащихся назвали фамилию И.А. Крылова, 45% вспомнили Эзопа.
Ребята назвали следующие басни Крылова: — «Ворона и Лисица»; — «Свинья под дубом»; — «Волк на псарне»; — «Стрекоза и Муравей».
Героями басен становились звери и насекомые. А историю басни «Стрекоза и Муравей» знают немногие.
«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными». [№2, т.1, стр. 52] «Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ». [№4, стр. 37]
Самыми известными в мире, пожалуй, были всего три мудреца-баснописца: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа».
Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.
Родоначальником басни как жанра, а также создателем художественного языка иносказаний, эзопова языка, который не утратил своей актуальности с античных времён до наших дней — считается Эзоп.
Эзоп — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в YI веке до н.э. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Истории жизни Эзопа не существовало. Историки писали лишь то, что Эзоп был рабом на острове Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит.
Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.
Его басни давно прославлены на весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.
Жан де Лафонтен — тоже знаменитый, но только французский баснописец. Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей. В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном»
Художественному значению басен Лафонтена способствует его образный язык, богатство и разнообразие поэтической формы.
Великий русский баснописец И.А. Крылов — был писателем редкой судьбы. Родился в Москве в семье бедного армейского капитана. После выхода отца в отставку семья поселилась в Твери. После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр. Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным.
Он открыл свой счастливый жанр — басню. В ней сошлись все грани его таланта писателя. Всего при жизни Крылова вышло девять книг басен. Когда его спросили, почему он избрал такой род стихотворения, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».
Сложно найти человека, который бы не был знаком с басней Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Ее давно уже растащили на крылатые выражения и пользуются этим, не задумываясь. Но чему она учит?
Прежде всего, басня учит трудолюбию, необходимости думать о своих поступках, своевременности действий. Это отчетливо видно на примере героев этого произведения.
Муравей – труженик. Он степенный, рассудительный, предусмотрительный. Проработав все лето, муравей создал себе запасы на зиму. Он трудолюбив, но, в тоже время, труд для него не является самоцелью. Просто муравей хорошо понимает, что бы кушать – нужно работать. Именно сейчас, летом. Потом будет уже поздно.
У стрекозы резвый и живой темперамент, веселый нрав. Ей нужно петь, развлекаться и получать удовольствие от жизни. Трудолюбием она не отличается, о поступках не думает. Запасы на зиму? Потом, не сейчас.
Но теплое лето закончилось, и наступила холодная зима. Стрекоза в нужде. Ей холодно и нечего есть. Ну, а что мешало подготовиться к наступившим холодам? Мешали лень, безрассудство и нежелание думать о последствиях своих поступков.
В басне подчеркивается ценность такого качества как трудолюбие. Только труд – источник всех благ и пропитания. Иначе не может быть. Никто муравью не принесет запасов на зиму, никто не построит, не утеплит его дом. Никто не заготовит дров, что бы он мог топить печь. Только работая, не покладая рук, можно достичь стабильности и безопасности.
Муравей пожинает плоды своего летнего труда. Но их бы не было, если бы у муравья отсутствовала любовь к труду. Участь же стрекозы – грозное предостережение для ленивцев.
Необходимость отвечать за свои поступки – еще один урок, который выявит для себя думающий читатель. Рано или поздно за все придется ответить. Не думать о проблемах, отодвигать их подальше – плохая идея. Крылов показал это на примере беззаботной стрекозы.
Басня говорит о важном моменте любых действий – своевременности. Спохватившись, стрекоза поняла, что дело плохо. Она прекратила петь, танцевать и веселиться. Вроде бы и готова была делать хоть что-то, что бы прокормится и обогреться. Но время упущено, холода наступили. Поздно было что-то менять.
Крылов говорит, о необходимости готовить сани летом, о важности работать и своевременных действиях. Важно не просто любить труд. Нужно иметь цель, понимать ради чего трудишься. Муравей – отличный пример, в этом плане. На некоторых иллюстрациях к басне муравья часто изображают с лопатой в руках. То есть даже зимой он трудится. Именно такое представление складывается у внимательного и думающего читателя.
Стрекоза – отличный пример того, как делать не надо. В такой форме Крылов показывает губительность беспечности и лени. Для всех, кто не желает трудиться, это серьезный повод задуматься и пересмотреть свои поступки. Взять лучше муравья в пример. Ничего кроме пользы не будет.
Уроки, которые дает басня, важны сейчас как никогда, поскольку о них стали забывать. Но, читая такие творения, напоминаем себе о них. Это опыт, которым нужно дорожить.
Хочется верить, мораль этой басни понятна всем. И то, чему она учит, будет хорошо усвоено. Ведь только так можно избежать участи стрекозы и не попасть в трудное положение из-за своей лени и беспечности.