Мораль сказки свинья под дубом крылов

Басня Крылова «Свинья под дубом» при помощи персонажей творения описывает глупцов того времени. Подробнее читайте в статье.

Содержание

  • Басня «Свинья под Дубом»: автор, текст
  • Мораль басни «Свинья под Дубом»: своими словами
  • План к басне «Свинья под Дубом»: пункты
  • Чему учит басня «Свинья под Дубом»: рассуждение
  • Вопросы по басне «Свинья под Дубом»: пункты
  • Главная мысль басни «Свинья под Дубом»: объяснение
  • История создания басни «Свинья под Дубом»: факты
  • Крылатые выражения из басни Крылова «Свинья под Дубом»
  • Что высмеивает басня «Свинья под Дубом»?
  • Характеристика героев басни «Свинья под Дубом»: описание
  • Басня Крылова «Свинья под Дубом»: жизненные примеры
  • Видео: И.А.Крылов — Свинья под Дубом (Стих и Я)

Каждый ребенок учит в школе басни. Они помогают ему понять, кто прав в этой жизни, а кто нет. По литературе такие произведения задают учить на дом, а также разбирают их содержание в школе на уроке. Информация по басне «Свинья под дубом», которая находится ниже, поможет ребенку подготовиться к уроку и получить «отлично». Главное, это запомнить все необходимое и выучить произведение. Читайте далее.

Басня «Свинья под Дубом»: автор, текст

Басня «Свинья под дубом» написана Иваном Андреевичем Крыловым, выдающимся баснописцем, публицистом, поэтом, издателем и автором сатирических журналов. В целом, за писателем числится более 236 поучительных произведений, которые были опубликованы в специальных литературных сборниках. Вот текст этой басни:

Басня «свинья под дубом»

Басня «Свинья под Дубом»

Мораль басни «Свинья под Дубом»: своими словами

Мораль басни «свинья под дубом»

Мораль басни «Свинья под Дубом»

Можно сказать, что автор старается приучить читателя не относиться к вещам чрезмерно грубо и уметь ценить блага. Вот подробнее мораль басни «Свинья под Дубом» своими словами:

В понимании автора только недалекие люди станут ругать науку. Поскольку всякий мыслящий человек понимает, что именно ее развитию он обязан всем тем, что имеет. Именно знание несет свет. А невежество, в данном случае, тьма.

Не стоит быть такими неблагодарными, как главная героиня басни. Можно сказать, что уничтожая дерево, она «рубит сук, на котором сидит». То есть лишает себя дальнейшего пропитания по собственной глупости. Крылов пытается показать, что нужно быть благодарным к дарам (как природы, так и науки), и никогда не стоит губить то, что не было тобою сделано.

Стоит отметить, что басня является актуальной и поныне. Ведь даже в эпоху научно-технического прогресса, человек все равно относится к благам потребительски, он не ценит того, что имеет, до тех пор, пока окончательно не утратит это.

План к басне «Свинья под Дубом»: пункты

Басня «свинья под дубом»

Басня «Свинья под Дубом»

План обычно нужно для написания сочинения. Также он может понадобиться для рассказа по содержанию произведения. Вот план к басне «Свинья под Дубом» — пункты:

  1. Свинья наедается желудей и засыпает.
  2. Она просыпается и начинает подрывать корни дуба.
  3. Свинья говорит, что не видит проку в дереве, ведь толстеет от желудей.
  4. Появляется Ворон, который пытается образумить Свинью, но у него не получается.
  5. Сам Дуб указывает Свинье на ее ошибку.
  6. Мораль.

Теперь, при помощи этого плана, вы сможете пересказать произведение и вам будет даже легче его запомнить и выучить наизусть.

Чему учит басня «Свинья под Дубом»: рассуждение

Басня «свинья под дубом»

Басня «Свинья под Дубом»

Басня учит тому, что не стоит считать напрасными и никому не нужными плоды любой науки либо знания, только лишь потому, что ты их не понимаешь. Можно сказать, что подобный мотив можно заметить и в басне этого же автора «Мартышка и очки», где обезьяна ругает очки и разбивает их, поскольку не видит в них смысла. А на самом деле просто не умеет ими пользоваться. Вот еще рассуждение, чему учит басня «Свинья под дубом»:

Касательно свиньи в этой басне, можно отметить, что один раз вкусив плоды, она больше не видит смысла в дальнейшем использовании дерева, то есть, думает, что оно «одноразовое» и пытается сгубить его. Не понимая, что дерево каждый год будет приносить очень много плодов, которые прокормят не только ее, но и других животных, что живут поблизости.

Так же и в жизни – один невежда своим поступком может испортить жизнь и лишить ресурсов множество людей, поскольку заботится только лишь о своей сытости и не понимает, что все в этом мире приносит куда больше пользы, чем кажется на первый взгляд – нужно лишь приглядеться и задуматься.

Вопросы по басне «Свинья под Дубом»: пункты

Учитель часто использует вопросы, чтобы проверить, как ученики выучили материал дома. Дети должны дать правильные ответы. Вот вопросы по басне «Свинья под Дубом» по пунктам:

  1. Кто пытался предостеречь Свинью от ее действий?
  2. Что именно ела свинья на дереве?
  3. Что высмеивает Крылов в данной басне?
  4. Применима ли мораль басни в современном обществе?

Прочитайте басню и вы сможете без труда ответить на все эти вопросы, а значит, будете подготовлены к уроку.

Главная мысль басни «Свинья под Дубом»: объяснение

Басня «свинья под дубом»

Басня «Свинья под Дубом»

Главная мысль в басне может быть выражена одним словом, фразой или своими словами каждого читателя. Например, в творении «Волк и Ягненок», основным ключевым моментом является фраза: «у сильного всегда бессильный виноват». Давайте разберем в чем заключается главная мысль басни «Свинья под Дубом»:

  1. Нужно ценить то, что есть и при этом заботиться о других.
  2. Никогда не стоит рушить и осуждать то, чего человек не понимает и в чем не разбирается. Мало того, не нужно ломать то, что не тобою выращено либо построено.
  3. Невежественный человек, как правило, не понимает, что он делает, уничтожая то, чьи плоды он мог бы вкушать еще долгое время. Причем, речь не только о желудях. Автор осуждает потребительское отношение ко всему – обществу, искусству, науке. Ведь подобные «свиньи» существуют в любой сфере жизни. И если они сами не осознают своих поступков, то страдают от этого совершенно неповинные люди.
  4. Наука дает человеку множество благ. Но грош цена человеку, если он не видит, не понимает этого.
  5. Автор осуждает человеческую неблагодарность во всех ее проявлениях.

Не нужно жить только лишь в свое удовольствие, только лишь набивая желудок и не задумываясь о последствиях своих действий. Многие из них могут быть поистине губительными по причине слепого невежества. Незнание, как говорится, не освобождает от ответственности.

История создания басни «Свинья под Дубом»: факты

У каждого литературного произведения есть история создания. Одни авторы публиковали раньше свои творения в журналах, другие — просто давали почитать своим знакомым, и потом произведение начинало свою жизнь. Вот история создания басни «Свинья под Дубом» — факты:

Это творение было написано И. А. Крыловым в 1823 г. и впервые напечатано в газете «Северная пчела» за 1825 г. В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Крылатые выражения из басни Крылова «Свинья под Дубом»

Басня «свинья под дубом»

Басня «Свинья под Дубом»

Многие фразы из разных произведений используются в нашей речи до сих пор. К примеру, вот крылатые выражения из басни Крылова «Свинья под Дубом»:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

На самом деле, устами дерева говорит прямая мораль басни. Прежде чем губить что-либо, следует задуматься, не прекратятся ли при этом получаемые блага.

«Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

Автор говорит, что человек глупый, недальновидный, не понимает, что нужно относиться к источнику благ бережно. Мало того, он даже не может увидеть, что они могут закончиться в связи с гибелью «кормильца».

Что высмеивает басня «Свинья под Дубом»?

Басня «свинья под дубом»

Басня «Свинья под Дубом»

Можно сказать, что творение высмеивает «излюбленную» тему Крылова – человеческое невежество. В данном случае речь идет о совершенно слепой глупости без малейших проблесков.

Конечно же, любой глупец слеп – и обезьяна, которую Медведь из «Зеркало и Обезьяна» пытался научить прежде глядеть на свои недостатки, чем пытаться унижать других, и Свинья, которая пыталась погубить дерево, дающее ей желуди. В данном случае речь идет об одном качестве, только о разных его проявлениях. Вот еще объяснение, что высмеивает басня «Свинья под дубом»:

В эпоху баснописца людей, которые отрицали знания и науку, было очень много. Однако это еще не беда, а ее половина. Главное, чтобы люди не делали поспешных выводов и действий – тех, которые негативно отразятся на всем обществе. Осуждая что-либо, следует прежде задуматься, компетентен ли критик в этом вопросе, и действительно ли то, что он осуждает, бесполезно?

На самом деле, в большинстве случаев это не так. Просто далеко не все способны мыслить шире и смотреть на что-либо с разных углов. Что же касается отрицательного отношения к разного рода знаниям, оно формируется не потому, что наука не имеет проку, а поскольку людьми правит банальная лень.

Конечно же, невежды этого не признают. А считают, что именно ученье виновато в их бедах. Разумеется, виновато не оно, а его отсутствие. Кроме этого, если самому человеку не нужны какие-либо блага, не стоит думать, что они также не нужны и окружающим. Поэтому, уничтожая что-либо по причине личной неприязни, стоит задуматься: «А нет ли смысла отставить это в покое? Да, мне это не нужно. Но что, если этим могут воспользоваться другие люди? Что если они извлекут из этого пользу? В конце концов, я не один живу на свете».

Характеристика героев басни «Свинья под Дубом»: описание

Басня «свинья под дубом»

Басня «Свинья под Дубом»

В любой басне персонажей обычно немного. Пару героев отлично раскрывают суть и главную мысль творения, которую хотел донести до читателя автор. Вот характеристика героев басни «Свинья под Дубом» — описание:

Свинья:

  • Представляет собою слепого глупца того времени.
  • Он пребывает в темном царстве глупости, не желает развиваться и вникать в суть, не прислушивается к голосу здравого смысла.
  • Подобный невежда живет потребительскими инстинктами, не задумываясь, как о собственном завтрашнем дне, так и о будущем человечества.

Дуб:

  • Можно сказать, это отпрыск Матери-Земли.
  • Кормилец, что дает блага бескорыстно. Единственное, что ему нужно для существования – это уважительное отношение.

Ворон:

  • Голос здравого смысла невежды.
  • С одной стороны, приятно, что он все-таки возникает (значит, все не совсем запущено).
  • Только вот плохо, что Свинья игнорирует его призывы задуматься и остановиться.
  • Это означает, что невежда чувствует себя даже выше всяческого рода смыслов, а точнее, он всегда действует вразрез с голосом разума и логикой.

Всего 3 героя, а как ярко и со смыслом передает автор свою мысль тем, кто читает.

Басня Крылова «Свинья под Дубом»: жизненные примеры

Жизненный пример из басни «свинья под дубом»

Жизненный пример из басни «Свинья под Дубом»

На основании жизненных примеров, легче понять суть произведения. Они помогают при помощи каких-то событий из нашей обычной жизни, увидеть, что поведение персонажей басни было идентичным. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Свинья под Дубом»:

Пример 1:

Несмотря на то, что многие наши ровесники предпочитают шумные тусовки и клубы, мы с друзьями несколько старомодны. Каждые выходные мы ходим на природное урочище в черте города, чтобы пожарить там шашлыки, поиграть на гитаре, в бадминтон и просто отдохнуть от учебы.

У нас своя, сложившаяся компания, и любимые места. Вот и в это воскресение мы пошли туда вшестером. Точнее, всемером — поскольку за нами увязался Степка — Катин младший брат. Конечно же, большинство из нас понимает, что, находясь на природе, нужно соблюдать чистоту. А вот наш новый знакомый был не приучен к этому.

За ним приходилось постоянно присматривать и одергивать его, когда он бросал на траву бумажку от конфеты, упаковку от жвачки, недоеденную куриную ножку либо пластиковую бутылку от газировки. Мысли об известной басне и аналогии со свиньей возникли практически сразу же.

Пример 2:

Мы с моей подругой и ее младшей сестрой Соней пошли гулять. Сами того не замечая, увидели, как зашли очень далеко. Лесок кончился, а за железнодорожной станцией показались дома какой-то деревеньки. Конечно же, исследовать ее было не лучшей идеей, но мы были свято уверены, что с нами ничего не случится.

Внезапно Соня увидела, что из-за забора торчит внушительная виноградная лоза и заявила, что хочет винограда. Мы подумали – с одной стороны, это не наш виноград, а чей-то. Но мы ведь не лезем в сад, ветка растет уже с улицы. Поэтому мы разрешили ей аккуратно сорвать несколько гроздей. Но она маленькая проказница, подбежала и с яростным криком сорвала практически всю ветку. Конечно же, наделала много шума.

Выбежала хозяйка и выругала нас. Теперь благодаря этому маленькому «поросенку» мы не можем и на пушечный выстрел туда подойти. А если бы сорвали аккуратно, то могли бы лакомиться виноградом каждые выходные.

Пример 3:

Сашка ненавидит математичку, потому что данный предмет ему не дается совсем. Тем не менее, ему никогда не приходила мысль о том, что возможно Марья Сергеевна – не такой уж плохой человек, а ему следовало бы лучше заниматься. Либо обратить внимание на иные дисциплины, к которым есть склонности. Но считать, что математика не полезна, только потому, что у тебя гуманитарный склад ума – это глупо.

Такой пример также имеет отношение к басне, так как человек поступает неправильно по отношению к себе.

Видео: И.А.Крылов — Свинья под Дубом (Стих и Я)

Прочитайте по теме:

  • Сочинение на тему «Внутренние и нравственные качества человека»
  • Сочинение на тему «Внешность человека»
  • Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека»
  • Сочинение «Почему человечество не может отказаться от жестокости?»
  • Сочинение на тему «Что такое доброта»

Главная героиня басни, свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Однажды свинья начинает подрывать корни у дуба. Ворон, сидящий на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, но та отвечает, что ее все это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности. Он пытается объяснить ей, что любимые ею желуди растут на дубе, а не падают с неба. К сожалению, свинья физически не может поднять рыло к небу и увидеть, как желуди растут на дубе. Она остается при своем мнении и, судя по всему, продолжает вредить дубу.

Мораль басни «Свинья под дубом»

«Свинья под дубом».
Иллюстрация К. И. Рудакова


Мораль басни «Свинья под дубом» заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.

Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:

«Невежда также в ослепленье 

Бранит науки и ученье, 

И все ученые труды,  

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.»

Также басня «Свинья под дубом» несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).

При этом невежды не понимают, что они вредят не только другим, но и себе и своим потомкам (разрушив дуб, свинья может остаться без желудей). К сожалению, невежды часто гордятся своим невежеством и не способны прислушаться к мнению окружающих (ворон и дуб, судя по всему, оказываются не в силах переубедить свинью).

Вероятно, в этой басне Крылов имеет в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.

Мораль басни «Свинья под дубом», по мнению критиков, заключается в следующем:

«Нередко встречаются люди, которые по невежеству своему никак не могут видеть и понять того, что для человека здраво рассуждающего вполне ясно. Такие люди видят только то, что у них, так сказать, под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая мысль выражена Крыловым в его басне «Свинья под дубом».» («Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.) 

«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. <…> Часто при этом бывает, что грубое невежество идет рука об руку с гнусной неблагодарностью… («Свинья под дубом»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Педагог В. И. Водовозов считает эту басню очень полезной для воспитания в детях уважения к образованию:

«Образ свиньи у Крылова превосходен: она наелась до отвала, выспалась и потом стала подрывать рылом корни у дуба, желуди которого ела… Пусть отвращение к этому образу глубоко проникнет в душу детей, чтобы они и потом, когда придется действовать в более широком кругу, крепко стояли за образование.»  (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Одной из ярких иллюстраций к басне «Свинья под дубом» может служить пьеса «Недоросль» Фонвизина. Как известно, недоросль Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться». Мать Митрофана, госпожа Простакова, нанимает сыну учителей, но делает это только для видимости, потому что не видит смысла в образовании.

Свинья под дубом | анализ басни


Автор: Крылов И.А. | Дата публикации: 1825 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: сатирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 5 класс | Время чтения: до 1 часа | Темы: жадность, ответственность

Главные герои: дуб, свинья


Басня

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

“Ведь это дереву вредит”,

Ей с Дубу ворон говорит:

“Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.-

“Пусть сохнет”, говорит Свинья:

“Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.-

“Неблагодарная!” примолвил Дуб ей тут:

“Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут”.

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Краткое содержание

Иллюстрация Е. Рачёва

Свинья паслась под большим дубом. Ей нравились желуди, падающие с дерева. Как-то раз она стала рыть корни дуба. Ворон, который сидел на дереве, сказал ей, что это принесет вред дубу. Однако свинья в ответ сказала, что ей все равно. Потом дуб обвинил свинью в том, что она не испытывает чувства благодарности по отношению к нему. Он сделал попытку объяснить свинье, что желуди, которые она так любит, растут на дереве. Но свинья не имела возможности посмотреть вверх и посмотреть, что это действительно так. Она осталась при собственном мнении и продолжила наносить вред дубу.

Анализ басни

История создания

Басня “Свинья под дубом” была написана И. А. Крыловым около 1823 г. и впервые напечатана в газете “Северная пчела” за 1825 г.

Смысл названия

В названии заложено центральное противопоставление басни. Свинья символизирует собой жадность и невежество, дуб выступает символом вечности и мудрости.

Основная тема произведения

Основная тема произведения – осуждение слепого невежества.

Жадная Свинья живет только в свое удовольствие. Ее главная цель – побольше набить желудок. Съев упавшие с Дуба желуди и проспавшись, Свинья хочет продлить наслаждение и начинает подрывать корни Дуба. В ее глупой голове образы еды и могучего дерева никак не связаны между собой.

Грязное, невежественное животное может стать причиной гибели исполина. Дуб предлагает Свинье задрать рыло и самой убедиться, откуда она получает еду.

Анализ Свинья под дубом

Иллюстрация

Проблематика

В эпоху Крылова (как, впрочем, и во все времена) находилось множество невежественных людей, резко отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед.

По мнению автора, такие невежды напоминают неблагодарную Свинью из басни. В основе негативного отношения к знаниям лежит простая лень, стремление жить только для себя, не заботясь об остальных. Порицая науку, невежественные люди в то же время нисколько не стесняются пользоваться всеми благами научного и технического прогресса.

Композиция произведения традиционна для жанра басни: аллегорическая основная часть и финальный авторский вывод.

Мораль

На простом и наглядном примере Крылов показывает, что “плодами” научных знаний в той или иной степени пользуются все без исключения. Только самые глупые и ограниченные люди не понимают этого очевидного факта. К сожалению, есть множество примеров того, как обладающие властью невежды становились препятствием на пути развития науки. Только при условии полного искоренения невежества человечество сможет успешно продолжать свое развитие.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 7.4k

Басня Крылова «Свинья под дубом»

Сюжетная линия

Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.

История создания начинается с эпизода жизни свиньи, которая нашла ветвистый дуб с больши́м количеством желудей. Она начинает их есть. После отдыха она принимается рыть корни и искать новую пищу.

Ворон сидел на макушке дерева и наблюдал за действиями свиньи

Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.

Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.

Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.

Если разбирать произведение подробно и по плану, то можно увидеть, что эта история описывает особенность значения каждой мелочи в жизни человека.

Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.

Шутливая форма басни «Свинья под дубом»

Шутливая форма описания содержит в себе мораль. Говоря своими словами, басня «Свинья под дубом» — это олицетворение невоспитанности и примитивного мышления. А также в произведении высмеиваются и другие общественные пороки, например:

  • Эгоизм.
  • Невежество.
  • Скудоумие.
  • Жадность.

Люди, которые думают только о себе, не понимают, какой вред причиняют своими действиями окружающим.

Образ животного, который помогает раскрыть мораль басни «Свинья и дуб», представлен автором как наглый, упрямый и некультурный персонаж, думающий только о своем брюхе.

Суть басни

Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:

Тема эгоизма

  1. Эпитет — «дубом вековым».
  2. Просторечие — «глаза продравши».
  3. Возвышенная лексика — «корни обнажишь».
  4. Обращение — «могла поднять ты рыло».

Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.

Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.

Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
____________

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ / мораль басни «Свинья под дубом» Крылова

Впервые вниманию читающей публики «Свинья под дубом» Ивана Андреевича Крылова была предложена на страницах «Северной пчелы».

Басня написана примерно в 1823 году. Ее автору в эту пору 54 года, он занимается каталогизацией в Публичной библиотеке, его произведения переводятся на европейские языки, а сам он неоднократно награжден как лучший баснописец страны. Размер традиционен для И. Крылова – ямб, излюбленной рифмовке он также не изменяет: есть и перекрестная, и смежная, и опоясывающая. Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт. Итак, «Свинья наелась жолудей» (слово написано в устаревшей орфографии). «До-сыта, до-отвала»: еще один пример устаревшего правописания слов и ударения в них. Следом она еще и «выспалась под ним» (один из типичных для басен И. Крылова приставочных глаголов, придающих особый колорит истории). «Глаза продравши»: просторечие, как и «рыло». Героиня подрывает корни дерева. Вступает второе действующее лицо, Ворон: оно засохнуть может. «Хоть век его не будь»: гипербола. Обнаруживается невежество Свиньи, которая не видит связи между деревом и его плодами, все время роется в земле, не поднимая голову. «Я от них жирею»: налицо животный эгоцентризм. В разговор включается и сам Дуб, наградивший героиню эпитетом «неблагодарная!» Приставочный глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов. «Эти жолуди на мне растут». Кажется, Свинья слышит только саму себя. Чем заканчивается сама история, остается только догадываться. Была ли Свинья пристыжена или пропустила справедливый упрек мимо ушей? Мораль басни переводит конфликт в область широкой метафоры, перенесенной на человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». А между тем, даже и они пользуются плодами «ученых трудов». Писатель добавляет, что такие люди находятся «в ослепленье», то есть, их можно и пожалеть. Впрочем, если Свиней становится много, то достанется не только Дубам, но и Воронам. И противостоять они этому, похоже, не в силах. Кстати говоря, оба положительных образа басни традиционно ассоциируются с долголетием, мудростью, знанием.

Дидактический посыл «Свиньи под дубом» И. Крылова широко используется в отечественной педагогике.

  • Следующий стих → Иван Крылов — Слон и Моська (Басня)
  • Предыдущий стих → Иван Крылов — Орёл и пчела (Басня)

Слушать аудио-басню:

Читать стих поэта Иван Крылов — Свинья под дубом (Басня) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». «Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, — Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут». Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды,

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Свинья под дубом

Только невежи ругают науку, не понимая, что имено ей обязаны благам.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.»

Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме.

«Невежда так и в ослепленье Бранит науку и ученье.»

Басня Свинья под дубом — анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

  • Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
  • Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
  • Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

Великий мастер русских басен Иван Андреевич Крылов действительно нашел себя именно на этом поприще. В какой-то момент они его так увлекли, что он уже до конца своих дней не мог от них отказаться. Он стал автором 236 басен, которые собраны в девять сборников. Многие выражения его произведений стали крылатыми. Некоторые свои сюжеты он заимствовал у французского баснописца Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал немало увлекательных сюжетов у древнегреческих баснописцев и поэтов: Эзопа, Федра и Бабрия.

Анализ басни Свинья под дубом

Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.

Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.

В роли главного героя в данном произведении выступает свинья, которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.

Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.» Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме. «Невежда так и в ослепленье Бранит науку и ученье.»

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)»

Одной из знаменитых басен Крылова стало это произведение. Попробуем уяснить мораль басни «Свинья под дубом». Своими словами рассказывая сюжет, можно начать с того, что свинья, наевшись досыта желудей и выспавшись под дубом, стала рылом своим подкапывать корни этого могучего дерева. Ворон, сидящий на ветке дуба, сделал ей замечание, чтобы она не портила дерево, ведь оголившиеся корни могут засохнуть, а за ним и дерево может погибнуть. Но свинье не было жалко дерева, ей лишь бы желуди были. Тут и дуб разозлился и сказал свинье, что она неблагодарная, так как желуди -это его плоды. Но свинье было абсолютно все равно.

Вот теперь, зная, о чем это произведение, можно приступить к теме: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 4 класс)».

Главные лица

Главными лицами басни стали свинья, дуб и ворона. В образе свиньи можно узнать того, кто дальше своего носа не способен видеть. Такая особенность от природы есть и у свиней. Поэтому благодаря ей высмеивается невежество и лень людей, которые не желают ничего слушать и знать, они даже и не способны к этому и все делают по-своему.

Ворон — это благоразумный образ того, кто пытается хоть как-то вразумить глупое и ненасытное создание. Но он наивен, ведь со свиньи все как с гуся вода, по своей глупости свинья не хочет никого слушать и тем более делать какие-то полезные выводы.

Таким образом, мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами) — это отображение мудрости и опыта в образе дуба. Он напоминает мудреца, который пытается наставить человека на путь истины и добра.

Несколько интересных Басен

  • Басня Толстого Наседка и цыплята
    Наседка вывела цыплят и не знала, как их уберечь. Она и сказала им: «Полезайте опять в скорлупу
  • Басня Эзопа Бесхвостая лисица
    Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким позором жить ей невозможно.
  • Басня Эзопа Обманщик
    Текст и анализ басни Обманщик
  • Басня Эзопа Зима и Весна
    Текст и анализ басни Зима и Весна
  • Басня Эзопа Хвастливый пятиборец
    Текст и анализ басни Хвастливый пятиборец

Тема урока: «Мораль басни «Свинья под дубом» (своими словами, 5 класс)»

Если относить это к реальной жизни, то смысл этого произведения отнюдь не простой и несет некоторую информацию о том времени, когда жил Крылов. И поэтому мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

Мораль басни «Свинья под дубом»

У данного произведения непростой смысл. Он несет в себе некую подоплеку, являясь словесной оплеухой тому времени, в котором жил Иван Крылов. В чем же основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего, что создано наукой, в руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья — с теми, кто не хочет постигать ее через обучение.

В произведении четко показана грань между вороном, который сидит на ветке, и свиньей, что роется в земле. Такая картина изображает, как низок невежа по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — басня, дающая понять ценность духовного развития по сравнению с потаканием своим инстинктам.

Жизненные истины доступным каждому языком

Басни И.А. Крылова ценятся за понятное изложение, именно поэтому они были включены в обязательную программу изучения литературы много лет назад и не сдают своих позиций в популярности и сегодня. На примере животных ученики младших классов способны лучше усвоить простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят сточки знаменитых басен Ивана Андреевича, которые давным-давно стали крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди обычного народа, за что удостоился настоящего уважения со стороны простолюдинов. Именно поэтому в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что писал он их именно для крестьян, которые в силу необразованности не смогли бы усвоить сложных речевых оборотов и светских выражений? Скорее всего, так оно и есть.

Рассуждая о морали басни «Свинья под дубом», следует отметить, что удивительной чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории. Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову. Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды. Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость, ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я. Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды: «Пусть сохнет, – говорит Свинья, – Ничуть меня то не тревожит».

Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон: «Ведь это дереву вредит, – Ей с Дубу Ворон говорит, – Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни «Свинья под дубом», призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.

Ход урока

I. Знакомство с басней «Волк на псарне», ее анализ.

Чтение учащимися статьи «У каждой басни Крылова своя история» (учебник, с. 49).

Н. В. Гоголь сказал: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по-видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства»* .

Чтение учителем текста басни «Волк на псарне».

Анализ текста по вопросам :

1. Какова причина шума, переполоха на псарне?

2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (Обратить внимание на глаголы: поднялся (двор), (псы) залились, рвутся (в драку), (псари) кричат, бегут (с дубьем.)

3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер, чувствуется разница между делом и словом персонажа.)

4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест.)

5. Итак, в речи Волка сквозит лицемерие, неприкрытая лесть, заискивание. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел в овчарню, попал на псарню. «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры».)

Чтение речи Волка , при этом желательно передать заискивание, скрытое притворство, присущее Волку.

6. Почему Ловчий не выслушал Волка до конца, перебил его речь? (Не верит ему.)

7. Кто кому противопоставлен в басне? (Волк Ловчему.)

8. Что можете сказать о Ловчем? О качествах его характера? Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность этого человека, уверенность в правоте своего дела.)

Чтение речи Волка с соответствующей интонацией.

10. О каких качествах Волка вы теперь можете сказать?

11. Действует ли в этой басне прием олицетворения и аллегории?

12. Можно ли мораль этой басни применить только для этого конкретного случая (война 1812 г.)? (Суть морали актуальна и в наши дни в определенных ситуациях.)

13. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу речь? («Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…» и другие.)

Вывод
.
Басня «Волк на псарне» мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить.

Произведение проникнуто патриотическим пафосом, чувством любви к Родине, ответственности за ее судьбу. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

II. Чтение и анализ басни «Ворона и лисица».

Знакомство с текстом . Анализ басни по вопросам :

1. Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чем ее смысл?

2. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)

3. Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково ее поведение? (Использует лесть, хвалебные речи. «Вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша …».)

4. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть («вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло».)

5. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда.)

6. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности.)

7. Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня?

Вывод
.
И. А. Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна («…лесть гнусна, вредна»).

8. Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?

III. Чтение и анализ басни «Свинья под дубом».

Выразительное чтение произведения в лицах.

Анализ басни по вопросам :

1. Интересна ли басня?

2. Что же лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?

3. Кто такой невежда? (Неученый, необразованный ученьем, книжным знанием, непосвященный.)

**

4. Объясните аллегорию басни. (Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей
(Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.)
6. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность.)

7. Актуальна ли мораль басни в наше время?

8. Чему вас научила эта басня?

Вывод.

И. А. Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Обобщения в баснях глубоки, мы учимся понимать истинные нравственные ценности, пользоваться народной мудростью, тем самым накапливая жизненный опыт.

Домашнее задание:

выучить наизусть понравившуюся басню.

Цель урока: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова«Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний.

Дети учат в школе басни, которые позволяют им отличать правду ото лжи, добро от зла. На уроках литературы учителя задают эти произведения учить наизусть, затем с учениками разбирают их план и содержание в классе. Анализ и мораль басни Крылова «Свинья под Дубом» даст возможность ребенку подготовиться к уроку, чтобы написать сочинение и получить отличную оценку.

Оглавление:

  • Мораль произведения
  • Идея басни
  • Основная мысль
  • История создания
  • Тема высмеивания
  • Описание персонажей

Басня Крылова «Свинья под Дубом»

Мораль произведения

Басня была написана выдающимся баснописцем, писателем, автором, издателем и публицистом И. А. Крыловым. Всего поэт создал 235 поучительных рассказов, которые публиковались в сатирических литературных журналах.

В своих произведениях поэт пытался научить людей не относиться к вещам грубо и ценить все полученные блага. Мораль басни «Свинья под Дубом» своими словами можно сформулировать так:

Мораль басни Крылова «Свинья под Дубом»

  1. В понимании поэта лишь недалекий человек будет ругать науку. Любая здравомыслящая личность осознает, что благодаря развитию научных знаний люди обязаны всему тому, что имеют. Знание является в этом случае светом, а невежество — тьмой.
  2. Не надо быть настолько неблагодарным, как главный персонаж произведения. Уничтожая Дуб, Свинья «рубит сук, на котором сидит», лишая себя пропитания по своей глупости. Писатель пытается доказать, что необходимо благодарить дары природы, не надо губить то, что сделано другими.

Значение этой басни актуально и сегодня. Даже в век прогресса люди относятся к благам с потребительской точки зрения, они не ценят то, что имеют, пока полностью не потеряют это.

У писателя Готхольдва Лессинга есть произведение «Свинья и Дуб» на немецком языке, но эта басня написана в прозе. В ней автор описал неблагодарную свинью, пожирающую желуди, даже не зная, откуда они появились. Ей это неинтересно. И даже когда она узнает, откуда плоды, она и не думает поблагодарить дерево. Мораль басни «Свинья и Дуб» — неблагодарность и эгоизм свиньи. В баснях Крылова и Лессинга речь идет о свинье, отличие заключается только в смысле.

Идея басни

Аллегорическая сказка учит тому, что не нужно считать бесполезными плоды любых знаний или науки только из-за того, что человек этого просто не понимает. Такое же иносказание прослеживается в басне Крылова «Мартышка и очки», где высмеивается обезьяна. Все начинается с того, что она ругает очки и ломает их, так как не увидела в них пользы. Но в действительности мартышка просто не умеет их правильно использовать. Рассуждения о том, чему учит басня «Свинья под Дубом», мораль этого произведения:

Аллегорическая сказка

  1. Раз съев желуди, свинья не видит смысла в дальнейшем использовании Дуба, то есть считает, что дерево одноразовое, и уничтожает его. Она не осознает, что дуб ежегодно может давать множество плодов, которые прокормят не только ее, но и других животных, живущих поблизости.
  2. Так происходит и в реальности — один невежественный человек своим действием может сломать жизнь и отнять ресурсы у многих людей, так как заботится только о собственном благополучии и не осознает, что все в мире приносит намного больше пользы, чем может показаться. Необходимо только приглядеться и подумать.

Основная мысль

Басня написана в жанре аллегории, основную мысль можно выразить одной фразой или своими словами. Цель написания произведения заключается в следующем:

  1. Никогда не нужно разрушать или осуждать то, чего человек не может понять. Не стоит рушить то, что другими выращено или создано.
  2. Необходимо ценить, что имеешь, и одновременно заботиться об остальных.
  3. Поэт осуждает неблагодарность людей во всех ее отношениях.
  4. Наука дает людям много благ. Грош цена человеку, не понимающему этого.
  5. Невежественные глупцы чаще всего не понимают, что они делают, когда разрушают дерево, плоды которого смогли бы вкушать еще очень долго. При этом речь идет не только о плодах векового Дуба. Поэт осуждает потребительскую особенность ко всему — к науке, искусству, обществу, поскольку «свиньи» есть в каждой области жизни. Если человек самостоятельно не осознает собственных поступков, то могут страдать от этого абсолютно невинные люди.

Не стоит жить только в собственное удовольствие, набивая желудок и не думая о последствиях совершенных действий. Многие из них могут быть по-настоящему губительны из-за обычного невежества.

История создания

Свинья является символом невежества и жадности

Басня была создана в 1823 г. и впервые опубликована в издании «Северная пчела» в 1825 г. В названии можно заметить основное противопоставление произведения. Свинья является символом невежества и жадности, Дуб символизирует мудрость и вечность.

Устами дерева произносится мораль «Свиньи и Дуба»: перед тем как погубить что-то, нужно подумать, не закончатся ли после этого получаемые ресурсы.

Поэт говорит, что люди недальновидны и глупы, не осознают, что необходимо относиться к источникам благ внимательно. Человек иногда не видит, что они скоро закончатся из-за гибели «кормильца».

Тема высмеивания

Басня высмеивает невежество человека. В произведении рассматривается слепая глупость без каких-то возможных проблесков.

Глупец слеп. Это относится и к обезьяне, которую Медведь из басни «Зеркало и Обезьяна» хотел научить смотреть на собственные недостатки, прежде чем унижать остальных, и к Свинье, пытавшейся разрушить Дуб, дающий ей плоды. В этом случае рассматривается только одно качество, но в различных его проявлениях.

Во времена писателя людей, отрицавших науку и знания, было немало. Но это еще не самая большая беда. Важней то, чтобы человек не сделал поспешных действий и выводов — таких, что отрицательно скажутся на обществе. Если что-то осуждать, нужно в первую очередь подумать, компетентен ли критик в этой проблеме, на самом ли деле то, что он пытается осудить, является бесполезным.

Басня высмеивает невежество человека

Чаще всего это не так. Не каждый может думать шире и смотреть на вещи под различными углами. Негативное отношение к познаниям появляется не из-за того, что от науки нет толка, а из-за обычной лени.

Естественно, невежды это не могут признать, а утверждают, что только ученье виновато в их несчастьях. Конечно, вина не в знаниях, а в их отсутствии. Помимо того, если человеку не требуются какие-то блага, не нужно считать, что они не нужны другим людям. Разрушая что-то из-за собственной неприязни, необходимо подумать: «Может быть, не трогать это и оставить в покое? Для меня это бесполезно. Но что, если это смогут использовать остальные люди?».

Описание персонажей

В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:

Главные персонажи басни

  1. Дуб является отпрыском Матушки-Земли. Это кормилец, который бескорыстно отдает свои блага. Есть только одно, что ему требуется для нормального существования, — уважение к себе.
  2. Свинья собой представляет слепого глупца той эпохи. Она находится в беспросветном царстве глупости, не хочет самосовершенствоваться и понимать суть, не слушает голос своего здравого смысла. Невежа живет по потребительским законам, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о дальнейшей жизни других людей.
  3. Ворон является голосом здравого смысла глупца. Хорошо, что он все же появляется (это означает, что не все потеряно). Но плохо, что Свинья не слышит его призыва подумать и остановиться. Это означает, что глупец пытается действовать наперекор логике и голосу разума.

Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.

На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Анализ и мораль басни Свинья под дубом Крылова

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Мораль

Басня учит читателей разумнее относиться к собственным действия и поведению. Иногда мы не представляем откуда исходят получаемые блага и действуем безрассудно. При этом безрассудное поведение может повредить вообще всем, не только нашей персоне, но и окружающим.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки По щучьему веленью (1, 3, 5 класс)

    Русская народная сказка «По щучьему велению» имеет много особенностей. Действующий персонаж сказки — Емеля, третий ребенок в семье. Два его брата умные, трудолюбивые, работящие. А Емеля целый день проводит на печи.

  • Гротеск в Ревизоре (роль в комедии Гоголя)

    «Ревизор» Н.В. Гоголя ‒ комедия разоблачений. В ней автор показывает, как организован мир недобросовестных чиновников, не выполняющих свои служебные обязанности, и то, что отсутствие несерьезного отношения к своей работе в итоге

  • Сочинение Судьба мастера в России (Левша) (6 класс)

    Сюжет повести Николая Лескова «Левша» разворачивается вокруг смешения реальных исторических и выдуманных автором событий, начало которых происходит во времена правления императора Александра Первого

  • Сочинение Курятин в рассказе Хирургия Чехова (Образ и характеристика)

    Антон Павлович Чехов в свое время сам был врачом, поэтому мог со знанием дела писать рассказы о жизни и практике сельских лекарей. В своем рассказе «Хирургия» он описывает фельдшера Курятина.

  • Смысл названия рассказа Хамелеон Чехова сочинение

    В комическом рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» для заголовка автор использовал название известной рептилии. Благодаря ее особенности приспосабливаться за счет смены оттенков к окружающим условиям

  • Мораль сказки репка чему учит
  • Мораль сказки журавль и волк
  • Мораль сказки пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Мораль сказки дурак салтыкова щедрина
  • Мораль сказки пропала совесть