Родителям во время чтения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста важно вместе обсуждать прочитанное и учить ребенка замечать, чему учит та или иная сказка. Родителям необходимо задавать наводящие вопросы и учить ребенка обращать внимание на поступки сказочных героев. Ребенку полезно делать выводы, рассуждать о том, что хорошо, а что плохо. Отдельно стоит остановиться на том, чему учит сказка «Теремок», поскольку она является одной из самых известных.
Главный смысл сказки
Теремок в данном произведении является олицетворением общего дома, в котором смогли найти уют многие лесные звери.
Сначала его обнаружила мышка и поселилась в нем.
Затем в домик попали многие другие лесные обитатели, начиная от лягушки и заканчивая волком. Каждый из последующих зверей был крупнее предыдущего.
В первой части смысл сказки «Теремок» кроется в дружбе и гостеприимстве. Все звери, которые приходили в теремок, находили в нем приют. Никто из животных, уже живших в нем, не возражал против новых жильцов. Все обитатели домика были вежливы и дружелюбны друг к другу. Отдельно стоит отметить мышку, которая не побоялась позвать к себе в дом нового жильца.
В сказке показано доверие друг к другу разных и противоположных, на первый взгляд, персонажей. Это говорит о возможности и в реальной жизни налаживать дружеские отношения даже с теми, кто первоначально кажется чужим и не вызывающим доверия.
Во второй части сказки появляется медведь. Он является олицетворением неуклюжести. Из-за своих размеров зверь не смог попасть внутрь домика и решил забраться на крышу. В итоге дом был разрушен. В этой части мораль в том, что нельзя быть эгоистом. Важно думать в первую очередь об общем благе. Медведь же самонадеянно рассчитывал тоже поселиться в теремке, но из-за своей неуклюжести разрушил его, оставив всех его обитателей без крова.
Вторая часть «Теремка» говорит о важности бережливого отношения к своему дому. Ее смысл кроется в необходимости уметь беречь уют и думать об общем, а не о своем личном благе. В конце животные совместными усилиями построили себе новый дом и стали жить вместе. Здесь делается вывод о необходимости уметь действовать сообща и не опускать руки в сложных ситуациях. Только совместными усилиями можно решить проблему и сделать все еще лучше, чем было до этого.
Главные идеи, которым сказка учит детей
В «Теремке» провозглашается много идеалов, которым важно соответствовать в реальной жизни. Можно выделить следующие качества, которым детей учит сказка «Теремок»:
- доброта;
- взаимовыручка;
- отзывчивость;
- открытость;
- бескорыстие;
- умение дружить по-настоящему;
- бережливость;
- умение подстраиваться друг под друга для общего блага.
Сказка учит ценить свой дом, труд родителей по его обустройству. Она же развивает стремление делать свой дом еще лучше и комфортнее. Суть произведения в финальной его части кроется в важности преодоления любых трудностей через совместный труд. Оно учит не расстраиваться ни при каких обстоятельствах, а действовать и пытаться все изменить в лучшую сторону.
Вопросы, которые полезно обсудить с ребенком
По сказке «Теремок» помимо общих вопросов, касающихся ее содержания, можно задать подростку более содержательные вопросы. Они помогут развить у него воображение, позволят сделать нужные выводы и выработать у него положительные человеческие качества.
По данному произведению можно задать и обсудить со школьником после прочтения следующие вопросы:
- Каким ребенку видится теремок, в который попали герои сказки? Как бы он его описал?
- Откуда в лесу мог появиться такой домик? Кто его мог построить и для кого?
- Почему всем героям так хотелось попасть в теремок?
- Почему каждый новый обитатель теремка звал жить с собой других зверей?
- Что было бы с теремком дальше, если бы к нему не пришел медведь, не залез на него и не разрушил?
- Почему медведь не подумал о том, что он может разрушить дом, если залезет на него? О каких качествах говорит его стремление во что бы то ни стало поселиться в теремке?
- Почему все звери не разбежались после того, как их дом был разрушен медведем, а начали вместе строить новый?
- Как бы дальше могла продолжаться сказка? Какие бы новые события могли в ней произойти дальше?
- В чем бы могли поселиться герои, если бы они не стали заново строить теремок после его разрушения?
- Какими школьник видит героев сказки? Кто его любимый персонаж и почему? Кто ему не нравится и почему?
- Что бы сделал сам ребенок, если б нашел такой домик? Стал ли бы он в нем жить и позвал бы туда родителей, друзей?
Можно попросить ребенка выразить свое отношение к данному произведению. Будет важно, если он самостоятельно сделает выводы по сюжету и расскажет, что лично для себя он вынес после прочтения.
Общий вывод по сказке
Ценность «Теремка» для детей обусловлена народным характером данного произведения. В подобных сказках всегда закреплена мудрость и высокий смысл. Они помогают ребенку понять, что в мире хорошо, а что плохо. Русские сказки учат добру и развивают много положительных качеств у детей.
Конкретно «Теремок» позволяет сделать следующие важные выводы:
- вместе и дружно жить всегда веселее, чем поодиночке;
- вместе всегда проще справиться с неурядицами и проблемами, чем в одиночку;
- найти общий язык и подружиться могут совершенно разные, на первый взгляд, персонажи;
- важно всегда не отказывать в помощи другим, полезно быть отзывчивым и гостеприимным;
- даже если жить в тесноте, то необязательно, что такая жизнь будет сложной и тяжелой, она может быть веселой и интересной.
Данное произведение учит бескорыстной дружбе и взаимопомощи, что видно на примере мышки и других зверей, которые никому не отказывали и сами звали гостей к себе в дом. В «Теремке» подчеркивается важность умения строить хорошие отношения с окружающими, доверять друг другу и не бросать в беде. Произведение учит совместному труду, бережливости и взаимному уважению.
Видео: Аудиосказка «Теремок»
Предыстория
Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.
Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.
Что важно выделить в сюжете теремка?
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:
Сказка в сборнике А.Н. Афанасьева | Сказка под номером 82 | Сказка под номером 83 | Сказка под номером 84 |
Вид теремка | «Построила муха терем» | Кувшин | Лошадиная голова |
Кто жил в теремке | муха-горюха
вошь-поползуха блоха-попрядуха комар долгоногий мышечка-тютюрю́шечка ящерка-шероше́рочка лиса Патрикеевна заюшко из-под ку́стышка волчище серое хвостище |
муха-шумиха
комар-пискун мышь из-за угла хмыстень лягушка на воде балагта заяц на поле свертень лиса на поле краса собака гам-гам волк из-за кустов хап |
мышка-норышка
лягушка-квакушка заяц на горе увёртыш лисица везде поскокиш волк из-за кустов хватыш |
Кто разрушил теремок | медведь толстоногий | медведь лесной гнёт | медведь всех вас давишь |
Как разрушил теремок | спустил лапой по терему и разбил его | Сел на кувшин и всех раздавил | сел на голову и раздавил всех |
Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.
Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.
Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.
Образом чего является теремок?
Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.
В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:
«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».
Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.
Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норышка; а ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Ступай ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.
Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.
Почему не влез медведь?
Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.
Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.
Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.
В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:
— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)
— А я лесной гнёт!
Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)
— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)
Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.
Специфика советского понимания
Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.
Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.
Больше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.
Прочтений: 4 376
Сказка Теремок известна всем с раннего детства, у нее стандартный сюжет, но в некоторых вариантах могут меняться герои. Чаще всего это одна из первых сказок, которую читают малышам. Главные герои — это мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик, лисичка, волчок и медведь. Запомнить сюжет этой сказки довольно легко, но важно понимать, чему же учит эта сказка.
Прежде всего, Теремок знакомит ребенка с лесными жителями. Так как эта сказка для самых маленьких, то таким образом они узнают животных, которые встречаются чаще всего и в других сказках, и в жизни, и в лесу. Сказка показывает, что животные могут дружить между собой, помогать друг другу. Здесь собраны разноплановые персонажи, обычно они между собой воюют, например, редко можно встретить сказку, где объединяются зайчик и лиса, волк и лиса, также не особо дружат мышки и лягушки. Лесные зверята оказываются под одной крышей.
Животные помогают друг другу, тем самым обучая детей взаимовыручке. Жители теремка оказываются добрыми и отзывчивыми, они, несмотря на то, что находятся в тесноте и в обиде, готовы помочь друг другу. Несмотря на то, что теремок маленький, на самом деле он смог вместить всех, кто оказался без дома в непогоду в лесу. Сказка показывает, насколько гостеприимными являются русские люди. Даже огромному медведю нашлось место в домике, однако именно это привело к трагическому окончанию сказки — домик сломался.
Однако именно в финале сказки есть посыл для всех — не стоит отчаиваться даже в самой страшной ситуации, например после поломки животные остались без крыши над головой, но затем общими усилиями они смогли построить новый домик. Вместе они собрались и построили новый большой дом, в этом теремке же нашлось место для каждого, у зверей оказалась своя комната.
Сказка Теремок помогает ребенку осознать, что дружба — главное в жизни, что важно научиться принимать помощь других людей, но также стоит относиться очень аккуратно к чужому труду. Медведь мог бы подумать, что он туда не влезет по своим размерам, что он может испортить чужую собственность. Но в результате когда все звери вместе объединились, то построили новый дом. Ребенок видит, что сообща можно решить любую проблему. Кто-то может предложить идеи, кто-то может помочь физически, но в результате дом получился еще больше, вместительней, он порадует всех зверей, которые будут там дружно жить.
Сказка Теремок обычно читается всем с детства, и она запоминается тем, что здесь особые названия животных, которые приняты в русских сказках. Например, мышка-норушка связано с тем, что мышка живет в норке, зайчик-побегайчик, потому что он очень любит бегать, лягушка-квакушка, потому что она квакает и другие герои. Таким образом ребенок знакомится не только с названиями животных, но и с их характеристиками и принятыми в русском фольклоре названиями.
Сказка своего рода объединяет зверей самых разных, например, известно, что лисица очень хитрая, волк довольно злой, при этом безобидный зайчик и мышка вместе могут жить и не вредить друг другу. К тому же милые животные не побоялись хитрых и алчных, в результате они смогли все вместе жить и оказалось, что это вполне реально. Они не ссорились, и даже объединили свои усилия в нужный момент. Мишка также не является злом, просто он не рассчитал свои размеры, и очень хотел подружиться со всеми зверями, что и привело к таким последствиям. Однако он умело исправил свою ошибку, медведь самый сильный, он помогал зверям возводить новую избушку.