«Зеркало и обезьяна». Рисунок неизвестного художника |
Басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова была написана до 2 января 1816 г. и в том же году впервые опубликована в журнале «Сын Отечества».
В этой статье представлены материалы о морали басни «Зеркало и Обезьяна» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Полный текст басни вы можете прочитать здесь.
Смотрите: Все материалы по басням Крылова
Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» Крылова (анализ, суть, смысл)
Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в том, что люди легко замечают недостатки в окружающих, но с трудом признают свои собственные отрицательные черты.
Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках, напоминая, что нужно быть беспристрастным и объективным в оценке как чужих, так и своих недостатков:
«Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать ни кто себя в сатире.».
Смысл этой басни также прекрасно отражен в русской народной пословице:
«В чужом глазу соломину видит, а в своём — бревна не замечает».
По мнению поэта И. И. Хемницера, мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в следующем:
«В басне «Зеркало и Обезьяна» выражен порок, которому, по несчастью, все мы более или менее причастны, — порок, состоящий именно в наклонности нашей осуждать других, замечать в них малейшие недостатки, не замечая в себе гораздо более значительных; почему и говорится, что в глазу другого видна и пылинка, а в своем не видим и бревна. Так точно и обезьяна, видя себя в зеркале, приписывала свое уродство, свои ужимкм, своим кумукам, то есть своим знакомым; вот почему Мишка, медведь, под которым выставлен человек совестливый, беспристрастный, советовал ей взглянуть на себя.
Только строгая поверка собственных дел можеть служить зеркалом для души нашей; поверка эта, по нашему себялюбию, пристрастию к самим себе, бывает очень трудна; мы даже иногда боимся взглянуть себе в душу, чтобы не унизить себя в собственных глазах своих; между тем ничто нам не мешает рассматривать поступки других, иногда даже нас побуждает к этому зависть, оскорбленное самолюбие тем, что мы в общем мнении стоит ниже других. Кто не обращает внимания на свои поступки, тот никогда не исправится ни от недостатков своих, ни от пороков; напротив, они с каждым днем будут в нем усиливаться.»
(Хемницер И.И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)
Авторы книги «Пятьдесят басен И. А. Крылова» видят суть и смысл басни в следующем:
«Любит человек, чтобы его хвалили, а недостатков своих не только знать не хочет, даже не видит их, хотя зеркало ему подставляй. Другое дело — подмечать за другими: на это мы мастера! Кто в этом не грешен. Еще древнегреческий слагатель басен Эзоп говорил: «На каждом человеке есть два мешка: один — спереди, другой — сзади. Оба людскими недостатками полны: задний недостатками самого носящего, передний — чужими. Оттого люди своих грехов и не видят, а чужие у них — как на ладони!». Прочтите у Крылова басню «Зеркало и Обезьяна»…» (книга «Пятьдесят басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)
По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни «Зеркало и Обезьяна» заключается в следующем:
«Свои недостатки мы замечаем в себе очень редко — и в действительной жизни, и в зеркале жизни — в книге, в сатире, хотя эти же самые слабости, а тем более пороки, мы прекрасно видим в других, указываем на них пальцем, смеемся над ними, открыто порицаем их («Зеркало и обезьяна»). <…> Невнимание к своим недостаткам губительно для нас же самих: недостатки наши влекут за собой неприятности и беды, от которых и можно спастись только тогда, когда мы узнаем и устраним их причины, т.е. эти самые свои недостатки.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под редакцией Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)
Авторы книги «И. А. Крылов и его басни» поясняют суть и смысл басни так:
«…Он [Крылов] видел, что на некоторых людей не действуют никакие уроки. Как бы и что б им ни говорили, просто, как говорится в пословице, — хоть кол на голове теши, они и тогда не сознаются в своих пороках; выставьте перед ними все дела их, чтобы они могли видеть их как самих себя в зеркале, и тогда они станут удивляться и говорить: «Есть же люди!.. Если бы был на них похож, то право умер бы с тоски!» Пусть им говорят то же, что в басне «Зеркало и обезьяна» сказал мартышке медведь, они и то не будут обращаться внимания на эти слова.» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)
Басня Крылова «Зеркало и Обезьяна» указывает на недостатки людей при помощи героев этой небылицы. Какую еще главную мысль раскрывает такое произведение, читайте в статье.
Содержание
- Басня «Зеркало и Обезьяна»: автор, текст
- Мораль басни «Зеркало и Обезьяна»: своими словами
- План к басне «Зеркало и Обезьяна»: основные пункты, разбор
- Чему учит басня «Зеркало и Обезьяна»: задачи
- Вопросы по басне «Зеркало и Обезьяна»: основные моменты, презентация
- Главная мысль басни «Зеркало и Обезьяна»: в деталях
- История создания басни «Зеркало и Обезьяна»: как это было?
- Крылатые выражения из басни Крылова «Зеркало и Обезьяна»
- Что высмеивает басня «Зеркало и Обезьяна»: объяснение
- Характеристика героев басни «Зеркало и Обезьяна»: подробно, аллегория, описание для урока литературы 3, 4, 5 класс школы
- Басня Крылова «Зеркало и Обезьяна»: жизненные примеры
- Видео: Зеркало и обезьяна. Басня И.А. Крылова. Диафильм
Каждое литературное произведение чему-то учит. Но в баснях просмотреть и запомнить мораль намного проще. Поэтому в школе часто задают написать сочинения по теме таких небылиц. «Зеркало и обезьяна» — кто написал эту басню, какая у нее главная мысль и чему она учит? Подробнее читайте ниже. Также в этой статье вы найдете план к этому произведению, крылатые выражения и историю его создания. Читайте далее.
Басня «Зеркало и Обезьяна»: автор, текст
Басню «Зеркало и обезьяна» написал Иван Андреевич Крылов. Она чем-то схожа с другими небылицами этого автора, поскольку также высмеивает человеческое невежество. Однако есть и некие отличия. Вот текст басни «Зеркало и обезьяна»:
Мораль басни «Зеркало и Обезьяна»: своими словами
Мораль учит нас быть лучше. Именно такая мысль должна прослеживаться в каждой небылице. Крылов умел хорошо писать, обозначая недостатки других людей в виде персонажей своих произведений. Вот мораль басни «Зеркало и Обезьяна» своими словами:
Нравоучение басни заключается в том, что некоторые люди отказываются видеть свои недостатки и несовершенства, но при этом охотно замечают их в других. Для самого Крылова основной смысл заключен в последних строках, он призывает людей быть объективными, трезво оценивать себя. Конечно же, в каждом человеке есть что-то хорошее.
Но, тем не менее, и идеальных людей нет. Потому, не стоит думать, что если в другом человеке заметны минусы, то собственных не имеется. На самом же деле, отрицательные и позитивные качества – это неизменный багаж каждого. И прежде чем обвинять кого-то в его недостатках, высмеивать их либо же осуждать, стоит сначала проанализировать свои собственные действия, найти изъяны в самом себе – кто знает, быть может, их даже больше, чем у того, кто подвергается критике.
План к басне «Зеркало и Обезьяна»: основные пункты, разбор
По плану любого произведения можно понять о чем оно написано. Можно сказать, что это краткое содержание в виде вопросов или отдельных предложений. Вот план к басне «Зеркало и Обезьяна» — основные пункты:
- Обезьяна и Медведь смотрятся в зеркало.
- Внимательное изучение внешности Медведя, нахождение изъянов.
- Теперь стоит посмотреть на себя по совету Медведя.
- Обезьяна игнорирует его слова.
По этому плану видно, что мартышка хитрая, и не желает искать несовершенства в себе, хотя в своем друге их видит.
Чему учит басня «Зеркало и Обезьяна»: задачи
Нравоучение — это самая главная задача любой небылицы. Ведь она должна показывать, как нужно поступать или как не стоит. Чему учит басня «Зеркало и Обезьяна»? Вот объяснение и задачи:
Басня учит тому, что прежде чем обвинять других в их минусах, стоит вначале узнать собственные, научиться объективно оценивать ситуацию. Если человек обладает такой способностью, то ему и в голову не придет укорять других за их изъяны. Поскольку в нем самом они тоже есть. Можно сказать, что такая небылица — это аналог выражения: «В чужом глазу соринку видите, а в своем бревна не замечаете».
Вопросы по басне «Зеркало и Обезьяна»: основные моменты, презентация
Чтобы подготовиться к уроку по русской литературе по басне «Зеркало и Обезьяна», нужно составить вопросы. Они помогут найти правильные ответы и выучить сообщение для учителя по этой теме. Вот вопросы по басне «Зеркало и Обезьяна» — основные моменты:
- Что заметила во внешности Медведя Обезьяна?
- Как Мишка парировал желание мартышки осмеять и раскритиковать его недостатки?
- Послушала ли героиня Медведя?
- Применима ли данная басня к современной жизни?
- На кого из героев небылицы вы больше всего похожи? Кто вам ближе?
- Мог ли Мишка преподнести информацию так, чтобы Обезьяна ее поняла?
- Кто из героев басни был прав?
Даже прочитав небылицу один раз, вы сможете без труда ответить на все эти вопросы.
Главная мысль басни «Зеркало и Обезьяна»: в деталях
Мысль небылицы сможет увидеть каждый, кто внимательно прочитает текст. Автор настолько просто раскрывает смысл, что он понятен даже ребенку. Вот главная мысль басни «Зеркало и Обезьяна» в деталях:
Героиня басни очень похожа на других героев из произведений Крылова. Она такая же невежественная и недалекая. Видя в зеркале кривляку, она думает, что это Медведь или иное дивное животное. На самом же деле, это она сама. Однако Обезьяне не дано этого понять. Она не замечает свои недостатки, считает себя идеальной. Мало того, даже здравый совет Мишки она пропускает мимо ушей. Просто не допускает мысли о том, что может иметь несовершенства.
Автор говорит, что прежде чем осуждать других, важно самому научиться видеть в себе негативные качества, не стесняться и не бояться их. Ведь силен тот, кто умеет признать свою слабость. И только слабый, кто полагает, что вовсе не имеет негативных сторон.
Если человек признает свою неправоту, либо отрицательные черты, если осознает, что они ему вредят – это уже шаг на пути к исправлению. Конечно же, нет живых существ абсолютно без минусов. Даже в самом физически и морально идеальном человеке есть некая червоточинка, которую практически невозможно искоренить. Она является частью натуры.
История создания басни «Зеркало и Обезьяна»: как это было?
Басня «Зеркало и Обезьяна» Крылова была написана до 2 января 1816 года, и в том же году впервые опубликована в журнале «Сын Отечества». С этого момента началась история создания и жизни этой небылицы. Как это было в то время?
- Примечательным является то, что автора вдохновило обычное взяточничество.
- Баснописец, как и всегда, творил «на злобу дня». Именно поэтому публикация оказалась провокационной.
- Можно сказать, что в образе Обезьяны увековечены негативные черты представителей власти, чиновников, невежественных правителей.
Увы, литератору приходилось вращаться в подобных кругах. Поэтому он знал, о чем говорит и пишет.
Крылатые выражения из басни Крылова «Зеркало и Обезьяна»
Крылатые выражения приживаются среди людей в обычной жизни. Мы их используем того не замечая. Многие люди даже и не знают, из каких источников та или иная фраза. Вот крылатые выражения из басни Крылова «Зеркало и обезьяна»:
- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?».
- «Не любит узнавать никто себя в сатире».
Так же мы используем в жизни и отдельные слова и небольшие фразы типа «кум милый», «на руку не чист» и другие.
Что высмеивает басня «Зеркало и Обезьяна»: объяснение
Автор сравнивает людей с приматами не напрасно. Вот объяснение, что высмеивает басня «Зеркало и Обезьяна»:
- Именно в виде недалеких приматов предстают перед литератором невежды и подлецы.
- Он открыто высмеивает представителей этой когорты.
- Крылов совершенно прав – многие из них не замечали и не замечают за собою никаких провинностей и недостатков, а вот в других увидят их в секунду.
- Аналогия человека с обезьяной даже именная. Крылов указывает на Петра и Климыча.
- И если в других баснях он вуалирует тех, кого критикует, то здесь говорит прямым текстом.
Мартышкам для Крылова подобны все собиратели сплетен, низкие люди, которые намеренно ищут в других изъяны — невежественные обвинители, которых в этом мире множество.
Характеристика героев басни «Зеркало и Обезьяна»: подробно, аллегория, описание для урока литературы 3, 4, 5 класс школы
В небылице все герои имеют свой образ, характер. Одни хорошие, другие — плохие. Вот описание и подробная характеристика героев басни «Зеркало и Обезьяна» для урока литературы 3, 4, 5, класса школы:
Мартышка – это аллегория. Самодовольное, хвастливое существо с достаточно низкими жизненными ценностями и уровнем образованности. Судит поверхностно. Однако недостатки видит во всех, кроме себя. Для нее никто не авторитет. Даже логичные умозаключения не оказывают на нее никакого влияния. Возможно, так происходит потому, что она до конца их не понимает. Символизирует взяточников, подлых, не чистых на руку людей, сплетников, врунов, наглецов, подлецов и т.д.
Медведь – лучик здравого смысла (в социальном контексте), попытка справедливости. Он пытается указать невежде на ошибки, да только вот его никто не слушает. Достаточно уравновешен. Справедлив. Объективен. Добродушен. По крайней мере, никакой агрессии либо злобы в диалоге со стороны Мишки не присутствует. Он по-доброму пытается указать Обезьяне, на что ей стоит обратить внимание.
Можно сказать, что и в данном случае, Обезьяна – это руководящие, высокие чины. А Медведь – простой, открытый русский народ, который поражает широтой души и остротой ума. Следует отметить, что даже несмотря на укоры и негативное отношение, Мишка не испытывает к Мартышке ничего плохого. Вполне очевидно, что он осознает ее невозможность встать на путь истинный, а у нее просто не хватает интеллекта понять свои промахи.
Прощает ли Медведь Обезьяне невежество? Возможно. Но только лучше от этого не становится. Ведь социальные несовершенства не исправляются ввиду игнорирования подобных советов.
Басня Крылова «Зеркало и Обезьяна»: жизненные примеры
Естественно, по басне можно найти много жизненных примеров. Все они будут также характеризовать каким-либо качеством одних людей, и высмеивать других. Вот жизненные примеры по басне Крылова «Зеркало и Обезьяна»:
Пример 1:
Моя сестра, Катя, учится в 8 классе. Недавно она мне объясняла, в их возрасте внешность очень важна для девочек. Недавно у них появилась новенькая, Настя – очень полная девочка. Пара одноклассниц сразу же стали издеваться над ней из-за этого. Катя решила помочь новенькой ученице и навсегда отвадить от нее хулиганок. Но она не стала применять силу, а просто распечатала и принесла в класс фото одной из «мучительниц», Светы. Ведь, как выяснилось, еще три года назад та также имела проблемы с лишним весом. Причем еще критичней, чем у объекта насмешек. Конечно же, не всегда приятно напоминать людям о неприятном прошлом. Но это было нужно. После того, как весь класс, включая саму новенькую, посмеялся над тем, какой «идеальная» хулиганка была совсем недавно, то нападки прекратились и больше никогда не повторялись. Правда, нет никакой гарантии в том, что когда ситуация забудется, издевательства не начнутся снова. Скорее всего, это «до поры до времени».
Пример 2:
Артем у нас в классе подтягивается и отжимается хуже всех. Да и бегает он тоже не очень быстро. И в принципе, всем до этого нет дела. У каждого ведь свои преимущества и недостатки. Всем, кроме Тимура. Он у нас на физкультуре всегда в рекордсменах и подкалывает слабенького по любому поводу. Я видел, как Артему больно и обидно, когда над ним открыто издеваются, поэтому подговорил учительницу взять Тимура на школьный конкурс самодеятельности. Он ведь отвратительно поет. Пусть посмотрит на себя со стороны и поймет, каково это – испытывать неловкость в те моменты, когда на тебя смотрит весь класс, а ты занимаешься тем, что у тебя совсем не получается. Заодно и Артем посмеется. Конечно же, это немного подло – но мне кажется, высокомерных людей, которые придираются к слабостям других, а в себе изъянов не видят, нужно иногда учить. Думаю, ему это будет только на пользу.
Теперь вы сможете блеснуть знаниями по басне Крылова «Зеркало и Обезьяна» на основании этих разборов по теме. Удачи!
Видео: Зеркало и обезьяна. Басня И.А. Крылова. Диафильм
Прочитайте по теме:
- Сочинение на тему «Внутренние и нравственные качества человека»
- Сочинение на тему «Внешность человека»
- Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека»
- Сочинение «Почему человечество не может отказаться от жестокости?»
- Сочинение на тему «Что такое доброта»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
____________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Анализ / мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова
Басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества».
Басня написана примерно в 1815 году. Ее автору в эту пору исполнилось 46 лет, он известен не только удачными переводами зарубежных басен, но и самобытными, оригинальными произведениями. Трудится он в тот период помощником библиотекаря в Петербурге. Произведение построено на диалоге героев и выведенной в конце автором морали. Зеркало из предмета превращается в своеобразное действующее лицо, обнажающее проблему. Мартышка в первый раз видит себя в зеркале. Не понимая, что происходит и кто кривляется ей в ответ, она зовет Медведя посмеяться над «рожей». Уменьшительный суффикс наречия «тихохонько» подчеркивает лицемерное желание обезьяны и привлечь внимание «кума», и не навлечь на себя отповедь от «кривляки». Так трусость сочетается с нахальством. «Толк ногой»: здесь «толк» выступает в роли глагола. Сразу видно, что отношения у них панибратские, ведь они еще и кумовья (довольно часто встречаемая в творчестве И. Крылова степень родства). Завязывается диалог. И если кум «милый», то в зеркале явно «рожа». Столкновение лексики усиливает комизм ситуации. Несколько вопросов и восклицаний. Собственные «ужимки и прыжки» смешат Мартышку. Она лучше умрет, чем будет хоть немного похожа на эту чудачку. «Из кумушек»: видимо, здесь это слово употреблено еще и в значении «подружек». «Пять-шесть»: числительное придает ее рассказу особое правдоподобие. Действительно, читатель и готов бы согласиться с рассуждениями Мартышки, однако автор уже в первой строке предупредил, что обезьяна видит себя саму. Мишенька с зеркалом знаком и советует обезьяне «на себя оборотиться». Та не обратила на его слова ни малейшего внимания. В финале обозначена мораль басни: люди упорно не узнают себя в сатире, старательно клеймят чужие пороки и причуды, не замечая собственных. Заключительные строки – живой пример рассказчика из жизни: взяточнику читают про взятки, а он понимающе «кивает на Петра». Здесь также обращает на себя внимание пара антропонимов, наличие русских календарных имен у персонажей. Для басенного творчества того времени это был новаторский прием. Здесь обсуждается и проблема сожженной совести, и легкомыслия, и самовлюбленности. Лексика просторечная, живая, местами устаревшая.
Порок осуждения рассматривается в произведении И. Крылова «Зеркало и обезьяна».
История написания
Эта басня была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1815 году, а опубликована впервые в журнале «Сын отечества». По воспоминаниям автора, работа над произведением заняла у него буквально несколько дней. Наблюдая за своими знакомыми, Крылов увидел, что многие из них готовы обсуждать качества других людей, но при этом совершенно не замечают своих недостатков.
Главными героями этой басни являются:
- Медведь.
- Мартышка.
Специально чтобы осветить эту тему, Крылов решается на написание небольшой и доступной для понимания басни, которая бы предназначалась для детей, но была актуальной для каждого взрослого. В отличие от многих других произведений Крылова, «Зеркало и обезьяна» имеет свой оригинальный сюжет, полностью придуманный автором, а не скопированный из иностранных произведений.
Краткий сюжет
Сюжет этой басни крайне прост и будет понятен каждому ребенку. Мартышка впервые увидела собственное отражение, начала удивляться и критиковать свой внешний вид. Обезьяна подумала, что на неё смотрит кто-то другой. По её словам, встретить таких смешных и отвратительных созданий крайне сложно.
Мишка, которому и рассказывала свои впечатления обезьяна, пытался её вразумить, утверждая, что в зеркале мартышка видит своё отражение. Однако она не захотела слушать и все наставления своего приятеля пропускала мимо ушей.
Мартышка осталась при своем мнении, лишь насмехаясь над образом в зеркале, будучи уверенной в своей красоте, которая не может сравниться с увиденным отражением.
Анализ басни
В этой басне Крылов показывает непринужденную беседу двух животных. Мартышка в первый раз увидела своё отражение в зеркале и критикует его, а ее приятель медведь указывает на то, что у каждого есть недостатки. Это аллегоричное произведение, в котором под главными героями понимают не животных, а людей, не замечающих за собой ничего плохого.
Мартышка в зеркале увидела лишь отрицательные качества и недостатки своих подружек, даже несмотря на уверения медведя, что это её собственное отражение.
Крайне интересны герои, описанные Крыловым. Характеристика медведя из басни «Зеркало и обезьяна» показывает этого персонажа как мудрого и тактичного зверя, который старается всегда говорить правду. Мартышка же представляет собой нелепый комичный образ, глухой к советам и рекомендациям умных людей. Мораль басни «Зеркало и обезьяна» своими словами говорит нам о том, что нужно всегда реалистично смотреть на вещи, в том числе на отрицательные стороны и недостатки.
Мораль «Зеркала и обезьяны» чрезвычайно проста. Мартышка не смогла признать, что увиденная в зеркале кривляка на самом деле она и есть. Тем самым баснописец Крылов как бы показывает, что многие люди пропускают замечания, не желая обращать внимание на имеющиеся у них недостатки. Мишка же, напротив, воспитан, в его речи чувствуется такт и самокритика. Он пытается наставить на путь истинный обезьяну, но та в силу ограниченности своего мышления не понимает сказанного и не думает, каковы её недостатки.
Автор текста аллегории призывает взглянуть на себя со стороны, оценивая свои поступки, мысли и слова. Не стоит пытаться судить других, так как слова могут ранить близких.
Проведя анализ басни «Зеркало и обезьяны» для 3 класса, можно сказать, что это произведение высмеивает невежд, которые имеют завышенную самооценку, оговаривают близких, но никогда не замечают за собой чего-либо плохого. Именно в этом и заключается аллегорический смысл произведения.
Басня Крылова «Зеркало и обезьяна» была переведена на многие языки. Произведение пользуется популярностью в Германии, Франции, Испании и других странах. Существуют многочисленные версии такой повести, которые неизменно учат людей критически относиться к себе, уважать других и прислушиваться к советам близких. Это отличный вариант совместного чтения с детьми, которые на таких ярких образах и понятных им героях смогут научиться правильно относиться к жизни, вынеся что-то хорошее из этой басни.
- Басни
- Басни Крылова
- Зеркало и обезьяна
Басня Крылова Зеркало и обезьяна
Басня Зеркало и обезьяна читать текст онлайн
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Зеркало и обезьяна — Мораль басни Ивана Крылова
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Зеркало и обезьяна
Часто в себе люди не замечают недостатков, зато других охотно критикуют.
Анализ басни Зеркало и обезьяна
В басне «Зеркало и обезьяна» баснописец И. А. Крылов показал непринужденный разговор двух животных, в котором медведь ткнул лицом обезьяну в ее невежество и указывает на недостатки людей. Мартышка, рассматривая свое отражение, почему то видела недостатки всех знакомых и подруг но только не свои.
Автор высмеивает таких людей с помощью произведений, переводя их поведение в образ того или иного животного. А ведь достаточно часто встречаются личности, которые о себе слишком высокого мнения в отличие от глупого и не красивого окружения. Многие сталкивались хотя бы раз с подобными невежами, которые напрочь не замечают свои недостатки, но активно указывают на чужие и смеются над ними. Так и в данной басне, обезьяна не в силах признать, что кривляка, которую она видит, это она сама и есть, а на совет медведя и вовсе не обращает внимания пропуская его мимо ушей.
Люди, которые изображены в басне в роли медведя зачастую молчат и стараются не вмешиваться в поведение «мартышек», чем еще больше подчеркивают уверенность вторых в своей правоте. Но это, наверное, не правильное решение и следовало бы пресекать подобное невежество и наглость.
Знаменитый автор популярен практически по всему миру своим умением высмеивать некрасивые поступки и действия людей с помощью образа животных.
Герои басни
Обезьяна
Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других
Медведь
Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.
Крылатые выражения, которые пошли из басни Зеркало и обезьяна
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Слушать Басню Ивана Крылова Зеркало и обезьяна
Звуковой диафильм. Читает Ильинский. Очень интересное зрелище
Смотреть басню И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»
слайд-шоу по тексту
3 класс.
Несколько интересных Басен
- Басня Эзопа Бобр
Бобр — это животное четвероногое, живет в прудах
- Басня Эзопа Лиса и Виноград
Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда
- Басня Крылова Обоз
Текст и анализ басни Обоз
- Басня Эзопа Мот и Ласточка
Текст и анализ басни Мот и Ласточка
- Басня Эзопа Гермес и Земля
Текст и анализ басни Гермес и Земля
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Макара Чудры в рассказе Макар Чудра Горького сочинение
Макар Чудра является главным персонажем из одноименного рассказа М. Горького. Старый цыган — это олицетворение всего свободолюбивого цыганского народа, гордый и сильный человек.
- Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Петр Петрович Лужин является одним из центральных героев знаменитого романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Многие называют его двойником Родиона Раскольникова
- Смысл названия романа Герой нашего времени Лермонтова
В романе «Герой нашего времени» дается полная психологическая характеристика целому поколению, живущему в середине XIX века. Главный герой, Георгий Печорин, выполняет роль своеобразного зеркала
- Анализ сказки Здравомысленный заяц Салтыкова-Щедрина сочинение
Жанр сатирической сказки, к которой относится небольшое по объему произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Замудренный заяц», имело широкую популярность во все времена. Не менее понятна она и современному читателю.