Произведения, написанные несколько столетий назад, затрагивающие человеческие чувства и отношения, не потеряли своей актуальности и по сей день. И одним из таких произведений является, как ни странно, сказка. Это произведение Александра Сергеевича Пушкина о золотом петушке. Некоторые искусствоведы считают, что сказка эта не предназначалась для детей, хотя и написана в легкой, шутливой, стихотворной форме. Создана поэтом в 1834 году, и является его последним произведением в этом стиле. В настоящее время рекомендуется для учеников четвертого класса.
…
Оглавление:
- Главные герои
- Содержание
- Мораль
- Заключение
- Отзывы
Главные герои
Героев в сказке не очень много, и главный персонаж — это царь Дадон. Следующие действующие лица:
- Сыновья Дадона
- Мудрец
- Шамаханская царица
- Золотой петушок
Содержание
В одном царстве жил царь Дадон, правитель грозный, он нередко шел войной на своих соседей, нанося им многочисленные обиды.
Но время идет, и вот стал Дадон стар и захотел покоя и отдыха от военных дел. Однако мстительные соседи не забыли старых обид, и досаждали царю многочисленными и неожиданными нападками, а войско, хоть и готовое к обороне, часто ждало удар с другой стороны. Ждут воеводы нападения с юга, неприятель нападает с запада или с моря.
Царь за помощью обращается к известному мудрецу, звездочету и скопцу. Мудрец согласился помочь и предложил Дадону Золотого петушка, который будет заблаговременно предупреждать царя о готовящемся нападении. В награду за Золотого петушка Дадон дал обещание о том, что исполнит любую волю мудреца.
С этих пор Золотой петушок исправно нес свою службу, предупреждая Дадона о воинственных помыслах соседей. Дадон направлял войско в нужную сторону, и враг, не ожидавший отпора, был разбит. Со временем все войны утихли, и год, и два проходят спокойно. Но вот, Золотой петушок снова забился и закукарекал, сидя на своей спице, и указал на восток.
Дадон собирает войско, а старший сын ведет его в восточную сторону. Прошло восемь дней, но никаких вестей от сына нет. Царь снаряжает новое войско и направляет младшего сына на помощь старшему. Вновь прошло восемь дней, а вестей все нет, а Золотой петушок снова указывает на восток. Дадон собирает войско и отправляется сам.
Восемь дней идет войско, и, наконец, доходит до гор, на вершине которых стоит роскошный шатер. Спешит царь к шатру и видит, что оба его сына мертвы, они убили друг друга.
Вдруг шатер распахнулся, вышла Шамаханская царица, которая улыбается и уводит Дадона в свой шатер. В течение семи дней правитель остается в шатре царицы и, пораженный ее красотой, забывает о сыновьях. Через семь дней царь вместе с девицей возвращается домой, где его встречает радостный народ.
Неожиданно, в толпе Дадон замечает зведочета-мудреца, который заявляет, что пришло время расчета. В обмен на Золотого петушка он просит подарить ему Шамаханскую царицу. Дадон предлагает мудрецу золото, коня, чин, но мудрец просит девицу. Рассердившись, Дадон ударяет мудреца жезлом, а из него и дух вон. И здесь содрогнулся весь народ, лишь царица, не боясь греха, все хи-хи да ха-ха.
Дадон въезжает в столицу, а Золотой петушок слетает со своего места, подлетает к царю и бьет его клювом в темя. Дадон падает замертво, а Шамаханская царица исчезает, как будто ее и не было.
Мораль
Мораль сказки о золотом петушке проста. Специалисты, изучающие творчество Пушкина, в большинстве своем считают, что поэт, освещая человеческие пороки, в данной сказке хотел донести до читателей следующее:
- Следует сдерживать это слово, либо не давать его, если нет уверенности в выполнении
- За нарушение клятвы придется заплатить
- Всегда следует правильно расставлять приоритеты
- Внутренний враг может оказаться намного опаснее внешнего
Заключение
Многие специалисты считают, что сказка на самом деле содержит в себе не только очевидные выводы, но и скрытые смыслы, тем самым делает произведение одним из самых загадочных творений поэта. О том, что же Пушкин хотел сказать на самом деле своей сказкой, литературоведы спорят до сих пор. Поэтому каждому интересующемуся стоит прочитать это произведение уже во взрослом возрасте и сделать собственные выводы о морали сказки.
Отзывы
Интересная сказка для детей, поучительная.
Прочитала сказку сыну, поняла, что, поэт писал ее для взрослых, хотел донести свои мысли о долге и семейных ценностях.
Мария, Москва
Талантливое произведение, как и все сочинения Пушкина. Чему учит сказка о золотом петушке, догадаться просто — будь честен, выполняй данные обещания.
Ксения, Тула
Разбирала сказку вместе со своей дочерью, и она правильно поняла, за что был наказан Дадон — он не сдержал слова. Сказка дочке очень понравилась.
Светлана, Балаково
Смысл сказки Золотой петушок — Пушкин
На чтение 3 мин Опубликовано 19.08.2019
Обновлено 19.08.2019
Сказка «Золотой петушок» стала последней сказкой великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он создал традицию написания авторских сказок в народном стиле. Но это сказки явно не для детей. Сейчас мы покупаем книги с пушкинскими сказками детям и показываем им мультфильмы по их мотивам. Мы и сами познакомились с этими произведениями в раннем детстве. Вряд ли удастся вспомнить, когда мы первый раз услышали сказку о золотом петушке, создается впечатление, что мы знали ее всегда. Но если выделить время и перечитать эту историю сейчас… не покажется ли она странноватой и даже жуткой? Сказка вызывает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа даже сейчас. Изучив различные источники, мы постарались дать наиболее точное толкование сказки Пушкина «Золотой петушок».
О чем сказка о золотом петушке
Название редко не имеет своего смысла, а в сказках такое и вовсе невозможно. В данной сказке золотой петушок представляет собой что-то вроде флюгера, который сообщал царю о надвигающейся угрозе. При этом в нем больше признаков живого существа, чем статуи. Он кричит, машет крыльями, умеет разговаривать и даже летать. Он обладает своей волей и может различать добро и зло. Петушок становится для царя и спасением, и наказанием.
Сюжет сказки довольно простой. Жил-был царь, всю жизнь храбро и умело воевал с соседями, защищая свои земли. Состарился он и захотел пожить мирно, только соседние государства вдруг начали угрожать границам. Обратился царь за помощью к мудрецу. Тот дал государю золотого петушка и приказал посадить его на крышу дворца, а в обмен попросил выполнить его желание. Петушок видел врагов, когда телевизионные подходили к царству и громко кричал, предупреждая. В первый такой раз царь послал своего сына с войском. Вестей от них не было. Затем петушок снова закричал. Царь послал второго сына с войском. Опять тишина. Третий раз кричит петушок — царь лично отправляется к восточной границе. Там он видит убитых воинов и двух своих сыновей, зарезавших друг друга. Скорбь охватила царя, а только тут из шатра выходит дивной красы шамаханская царица. Увидев ее, царь забыл обо всех своих бедах и несколько дней пиршествовал в шатре. Затем он увез ее в свое царство. Там встретил мудреца, который попросил отдать ему царицу. Царь убил мудреца, нарушил тем самым данное обещание. Тут петушок слетел с крыши и убил царя, клюнув в темя.
Кто-то видит в сказке скрытую сатиру на правящую во времена Пушкина власть. На самом же деле это скорее сатира на губительность женских чар. На это указывает тот факт, что царь (положительный персонаж с сильными моральными принципами и любовью к своей земле) забыл обо всем на свете, даже объединив своем обещании, как только увидел царицу. Не понятно, зачем красавица понадобилась и мудрецу. Петушок же как бы освободил царя от чар, пусть и таким жестоким образом. Неизвестно, была ли царица живым человеком или призраком, демоном. После смерти царя слышится ее смех, а затем она и вовсе исчезает, будто ее и не было. Это очень иронично, учитывая, что сам поэт погиб в дуэли из-за женщины.
Любая сказка многозначна, метафорична, рассуждать о заключенном в ней смысле может и ребенок, и ученые-филологи. Стоит ли искать в сказках второй план, надо ли читать «Золотого петушка» детям?
После дискуссии об имени Дадона показалось интересным поразмышлять и о морали пушкинской сказки, которая совсем не кажется очевидной. А что об этом думаете лично Вы?
ПРИЛОЖЕНИЕ (мое мнение)
В РЕАЛЬНОСТИ ДАДОНА
Дадон, конечно, выглядит недальновидным человеком. Прежде всего, зачем он обращается к звездочету, можно было подумать о более надежных и предсказуемых партнерах. Или, по крайней мере, надо было составить нормальный договор о вознаграждении за услуги, не путаясь в оценочной стоимости (нельзя же сравнивать коня с царской конюшни и полцарства). Именно здесь Дадон и совершает самый важный промах: приобретая безопасность границ как НЕКУЮ ЦЕННОСТЬ, он обещает исполнение любого желания, фактически СТАВЯ ПОД УДАР БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ВЕЩИ (например, благополучие семьи, государство, собственную жизнь). А этот дальнозоркий петушок-прорицатель! С оракулами тоже лучше иметь поменьше дел, эта публика ни за что не отвечает. Достаточно вспомнить общеизвестного Креза, царя Лидии. Собираясь воевать соседей, он посоветовался с оракулом и услышал: «Падет великое царство». А царство пало его собственное.
И образование у Дадона никакое, ведь сюжет ОБ ОТЛОЖЕННОМ ЖЕЛАНИИ широко известен. Хитрый мудрец сначала добросовестно соблюдал договор, а потом устроил провокацию. Формально он, конечно, предупредил Дадона об опасности, но царь -то опасностью считал только военные набеги, вот и поплатился за все допущенные ошибки. Хотя мудреца он убил не намеренно, сильно разволновавшись, но ведь и такое развитие событий можно было предугадать: конечно же звездочет захочет забрать у него в качестве трофея САМОЕ ЦЕННОЕ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ (девицу или еще что).
В НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ (ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ)
Сказка учит нас не решать текущие вопросы легким, но сомнительным путем, так как в дальнейшем это может обернуться очень серьезными потерями. Вот, к примеру, воспитание детей. Родители ЦЕНЯТ СВОЕ ВРЕМЯ, им не хочется перепираться с малышом, и они сначала убирают за него игрушки, затем делают за него уроки, не нагружают домашними делами. Быстрее самим сделать, чем тратить время на воспитание. А в дальнейшем это приведет к тому, что они ВСЕ СВОЕ ВРЕМЯ потратят на решение проблем неприспособленного к жизни человека.
В НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ)
Нельзя решать свои проблемы волшебными средствами, надеясь на других, не тратя собственных усилий. Вот ты списал домашку у приятеля, а на контрольной что будешь делать?