Мордовская сказка четыре ленивца презентация


1


Мордовская народная сказка


2


МОРДВА — это народ в России, коренное население Мордовии (284 тысячи в 2002 г.). Значительные группы мордвы живут в Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Самарской областях. Общая численность мордвы в Российской Федерации 843 тысячи человек (2002). Верующие мордвины — православные.


3


Традиционно мордва делится на две основные группы: эрзю и мокшу. Каждая группа сохраняет особенности в материальной культуре (одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются самостоятельными литературными языками, на которых издается литература, газеты и журналы. Почти всё мордовское население говорит на русском языке.


4


Изучение древних поселений мордвы устанавливает связь их с более древними племенами городецкой культуры (7 в. до н.э. — 5 в. н.э.). Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях. В 7-12 веках у мордвы происходил процесс распада родовой общины, на смену которой с развитием пашенного земледелия пришла сельская община. Однако патриархально-родовые пережитки сохранялись и в последующее время.


5


У мордвы сохранились многие дохристианские верования и обряды. Декоративное искусство представлено вышивкой, бисером, резьбой по дереву. В фольклоре развита обрядовая поэзия; сохранилось много исторических и эпических песен, сказок о богатырях, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки. Народные праздники приурочены к земледельческому календарю. На формирование мордвы оказали влияние славянские племена. В 1930 году мордовский народ получил автономию, в рамках которой возникла национальная интеллигенция, развитие получили национальный театр и литература.


6


МОРДОВИЯ (Республика Мордовия) расположена в Европейской части России, на востоке Восточно-Европейской равнины. Площадь республики 26,2 тыс. км 2. Население 920 тысяч человек (2001г). Столица Мордовии — город Саранск. Основное традиционное занятие Мордвы — пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее — пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.


7


Племена мордвы впервые упоминаются в 6 веке. В 13 веке территория Мордовии входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств, в середине 13 века захвачена монголо-татарами. Когда в 1552 г. пало Казанское ханство, территория Мордовии была присоединена к России. Основа традиционного женского костюма Мордвы — рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда — типа халата из белого холста (эрзя — руця, мокша — мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда — род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин.


8


Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком — щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами — селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки — пуре (из мёда), брага (поза), квас.


9


В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, «корильные» и величальные песни на свадьбе); песни — семейно-бытовые, эпические (о Литове — девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.


10


Устное народное творчество мордвы богато, своеобразно, высокохудожественно, поэтому давно привлекло к себе внимание собирателей и выдающихся русских и зарубежных ученых. Сказка в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Этому способствовали географическое положение, экономическое состояние и бытовые особенности мордвы. Известным исследователем мордовской сказки был А.И. Маскаев, автор монографии «Мордовская народная сказка» (Саранск, 1947). Он отмечал, что сказка в прошлом играла хозяйственную роль, т. е. имела производственно- магические функции. По воззрениям мордвы, богиня леса Вирява, охраняющая зверей от охотников, была страстной любительницей сказок. Поэтому в старину летом у костра, зимой у очага сказочники рассказывали сказки не охотникам, а Виряве, которая до того заслушивалась, что забывала об охране своего хозяйства зверей и птиц – и даже засыпала под говор сказочников.


11


Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Сказкой называют и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные повествования, и замысловатые авантюрные повести, отдельные анекдоты. Характерный признак сказки в том, что она подается рассказчиком и воспринимается слушателем прежде всего как поэтический вымысел, как игра фантазии. В сказке, независимо от того, волшебная она или бытовая, вопрос о достоверности повествования не ставится. Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно- фантастические сказки, бытовые сказки.


12


Мордовские народные сказки : Сыре-варда Восьминогая собака Перя-богатырь Портной, медведь, чёрт и Вирява Чучело в перьях Седун Мышь и сорока Дуболго Пичай Дочка с веретёнце Старуха Йома и две девушки Лиса и медведь


13


Обновлено: 09.01.2023

Оценить 216 0

— формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;

-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.

— вовлекать детей в театрализованную деятельность.

— прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Материал: декорации к сказке: макеты деревьев, костюмы: Вирявы, Ведявы, Толавы, Паксявы.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, Любите ли вы слушать сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

— Ребята, вспомните пословицы о книгах.

(Предполагаемые пословицы)

Книга учит жить- книгой надо дорожить.

Будешь книги читать -будешь много знать.

Книга мала, да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Дом без книги -день без солнца.

Воспитатель: — Сегодня мы попадем в мордовскую сказку, которая познакомит нас с обычаями и традициями мордовского народа.

Охотники и рыболовы, перед тем как отправится в лес или на реку, собирались у костра и рассказывали сказки Виряве и Ведяве. Они думали,что если этим богиням понравятся их сказки- то охота и рыболка пройдут удачно.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с подвигом, который совершил Дамай.

Садитесь по удобнее и слушайте историю о прекрасной девушке Лияне и храбром богатыре Дамае.

Давно это было. В одном эрзянском селе жили-были дед и баба, да дочь их Лияна. . Она была красивой девушкой ,умелой рукодельницей. Стояло село на берегу реки. За рекой раскинулось поле, а за полем -густой лес.

В то время в тех лесах поселился трехглавый Змей. Большие беды приносил он жителям села. Стал воровать из сел домашних животных, урожай. Только этого было мало. Стали исчезеть красивые девушки. Украл Змей и Лияну. Дед с бабой не знали, что делать, где ее искать. Рассказали они о своей беде Дамаю. Он очень любил Лияну и недолго думая, пошел сражаться со Змеем…

Воспитатель: — Ребята, а может мы поможем Дамаю сразиться с трехглавым Змеем?

-Каким оружием можно срубить головы Змея? (Мечом)

— Каким способом изготавливали меч?(С помощью огня).

Ребята, а чтобы добраться до Богини Огня ,нам надо пройти через поле, реку и лес. Вы готовы к испытаниям? Пойдемте.

Воспитатель : — Ребята, посмотрите нас встречает Богиня поля. (Паксява)

Богиня поля (Паксява) : — Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята). Чтобы пройти через мое поле вы должны выполнить задания. Готовы показать свои знания? Тогда слушайте задание:

1. Посчитайте на мокшанском колоски на моем поле.

1 -фкя , 2- кафта, 3- колма, 4- ниле, 5- вете, 6-кота, 7 -сисем, 8 -кафкса, 9 -вейхкса , 10 -кемонь.

Богиня поля (Паксява) : Молодцы. Смело ступайте по моему полю к широкой реке, в гости к Ведяве.

Воспитатель: — Ребята, А это кто нас встречает? Да, это Ведява. Поздороваемся с ней.

Богиня воды (Ведява) : Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята) . Чтобы перейти на тот берег, вам нужно выполнить мои задания назвать животных на мокшанском языке:

Богиня воды (Ведява): — Какие это животные? Лесные — (вирень). С ними вас отправляю в лес к Богине Леса- (Виряве).

Воспитатель: — Ребята, чтобы помочь Дамаю освободить Лияну, мы должны показать свои знания и Богине леса (Виряве).

Богиня леса (Вирява) Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята): — Готовы выполнить моё задание?

— Расскажите о правилах поведения в лесу.

Богиня леса (Вирява) : -Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не делайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).

Воспитатель: — Ребята, а нам огонь нужен, чтобы сделать меч. Поэтому отправляемся дальше к Богине огня (Толаве)

Воспитатель : — Ребята, смотрите, в своей огромной печи Богиня огня (Толава) разожгла огонь, он пылает, и от него разноцветные искры. Назовите на -мокшанском какого цвета искры.

Воспитатель:- Ребята, вы очень понравились Богине Огня и она дарит вам меч. Вот эти мечом Дамай сразил Трехглавого Змея. Вот так все вместе мы освободили Лияну. Долго и счастливо жили Лияна и Дамай.

На этом наше путешествие в сказку «Лиана и Дамай»закончилось. Ваши знания, помогли Дамаю освободить Лияну. Я думаю, что и в дальнейшем, каждый из вас будет помогать друг другу в беде, и тогда жизнь наша будет добрее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Путешествие по мордовским народным сказкам

Цель занятия : расширить представление учащихся об устном народном творчестве и начать знакомство с мордовской литературой.

Ход занятия:

Избу освещает огонек, огонёк светится;

Зимний вечер длится, длится без конца.

И начну у бабки сказку я просить;

И начнет мне бабка сказку говорить.

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал,

Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку-сердце так и мрет,

А в трубе сердито Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке… Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко Сладкий сон смежит…

Учитель: Итак, друзья, начнём программу

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем мордовские сказки.

— Дорогие ребята. Хотите, я расскажу вам сказку?

— В некотором царстве, в фольклорном государстве жили —

были многочисленные народы — пословицы, поговорки, загадки,

былины, песни. А правили в том государстве сказки. Но постепенно

их могущество ослабевало из-за постоянных раздоров. Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего, ведь в них есть волшебные предметы, а герои проходят через испытания и побеждают.

Сказки о животных не уступали: нет, они самые интересные, ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки.

А социально — бытовые сказки называли себя самыми правдивыми и смешными.

Споры привели к тому, что сказки свергнуты с тропы. И с тех пор в фольклорном государстве все народы занимают равное положение. Но, как показывает практика, сказки дети любят чуточку больше.

— Итак, сегодня мы поведем речь о сказках, причем о сказках, сочиненных очень давно мордовским народом.

— Ребята, вам, наверное, будет интересно узнать, как появились и распространились сказки у мордвы. Тогда слушайте.

1. Сказка в мордовском фольклоре — один из самых распространенных жанров. С древнейших времен мордва живет главным образом в местных местностях, расположенных между реками Волгой, Окой, Сурой, Мокшей и ее притоками. Веками Мордва скрывалась в лесах от своих притеснителей: нанайцев, татарских ханов, а поздней от царских чиновников и помещиков. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой. земледелием.

Женщины рукодельничали. По вечерам мордовские девушки собирались по 5-7 человек на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители послушать или исполнить песню и сказку. Но существовали и так называемые сказочники, люди, знавшие много сказок. Их возили с одних посиделок на другие. А за рассказывание сказок поили, кормили, принимали как почетного гостя.

2. Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов

за пушниной, жили месяцами в лесах избушках, называемых

зимницами. Жизнь в них была лучшей почвой для рассказывания

сказок в долгие зимние вечера. Здесь, в лесу, звучали сказки о

богине и матери леса -Виряве. Считалось, что Вирява приходила

слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловят птицу и зверей. А раз сказка играла хозяйственную роль, то ее распространение было необходимым.

— Для чтения я вам предложила сказки мордовского народа. В основе их лежат не только чудеса, но и действительность, народный повседневный быт. Событие в них разворачиваются невероятные. Невероятность событий и делает сказки сказками, а не просто житейскими историями.

В мордовских сказках иногда действуют и чисто фантастические персонажи — такие, как черт, семиглавый змей, Горе, Доля.

Сюжет в сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.

— Ребята, давайте теперь вспомним все прочитанные вами сказки.

— Проведем небольшую викторину на знание содержания прочитанных сказок:

1.Конкурс»Сказочная шкатулка»

1)В этой сказке рассказывается о том, как злые невестки искупали сестру своих мужей воском? («Дуболго Пичай»).

2)В какой сказке главная героиня отвечала: «Я оттуда, где мылом бросаются. «, «Я оттуда, где портянками по лицу бьют. «, «Я оттуда, где сапогом дерутся. «? («Чучело в перьях»)

4) На речке Лупье жил невиданный силач, охотился на зверя и птицу. Все о нём рассказывают, все его любят. Из какой сказки этот герой? (Перя-богатырь)

5) В какой сказке, уходя из родного дома сыновья на память о себе посадили под окном ветлу. (Сыре-варда)

6) Героиня какой сказки изменила своё имя? (ДуболгоПичай)

2.Конкурс «Собери сказку»

Собрать из разрезанных частей картинки иллюстрацию к сказке

3.Конкурс «Характеристика»

Определить, какой это герой: добрый или злой.

1)Дуболго Пичай (добрый)

4. Конкурс «Узнай героя»

1) Кто из мордовских богатырей ходил на охоту? (Перя-богатырь)

3) Кто из героев так говорил:

5.Конкурс «Отправь героев в их сказку»

Соедини стрелочками имена героев и название сказки

Подведение итогов (Слово предоставляется жюри)

Но вы еще и талантливые художники, о чем свидетельствуют ваши

иллюстрации к прочитанным сказкам.

— А сейчас мы дадим слово исследовательским группам. Их работало три.

Первая из них, историки , искала материал о связи сказок с действительностью.

1 .Связь содержания сказок с конкретной действительностью выступает особенно отчетливо в бытовых сказках. С присоединением мордвы к Московскому государству мордовские земли раздавались помещикам и монастырям, а население — для использовании я его на всевозможной работе. Целые волости и села попали под крепостную зависимость от помещиков.

Барский произвол был безграничен. Поэтому народ рисует барина в сказках ленивым, злым, глупым.

2. Наряду с помещиками, эксплуататорами народа были также монастыри. Об этом свидетельствуют многочисленные документы. Поэтому к представителям духовенства вырабатывалось у мордвы недоверчивое и враждебное отношение. И рисует их народ не только смешными, глупыми, но и жадными!

Большинство этих бытовых сказок о попах и барах возникло в 17-18 веках, т.к. в период интенсивного крещения, переплетавшегося с закрепощением мордвы, и является не только отражением жизни, но и протестом против существующего строя.

1) — Рубаха и штаны — основные части праздничного и повседневного мужского костюма.

Панар — наиболее часто встречающийся термин для обозначения как мужской, так и женской рубахи. Мужские рубахи в 19 веке шили из белого домотканого холста. На повседневную рубаху употребляли более грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более

тонкого холста. Рубаха состояла их четырех полотнищ шириной 31 —

36 см. Рукава, скроенные из одного прямого полотнища длиной

60-65 см, пришивали к центральному полотнищу.

Штаны — понкст шили чаще всего из синей полосатой набойки. Реже встречались штаны из фабричных тканей.

Головные уборы мужчин были весьма разнообразны. Еще во второй половине 19 века были широко распространены валяные шляпы, белые и черные, самой различной формы.

2) Женщины также носили рубахи. У эрзянок рубаха подпоясывалась пулаем. Главным украшением одежды были вертикальная вышивка из ниток красного и темно — синего цветов.Прекрасным декоративным дополнением были нагрудные украшения: бусы, бисерные воротники.

Высокий конусообразный головной убор (панго) с богатым бисерным шитьем довершают композицию одежды.

Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки. Причем носили они одновременно несколько рубах, нечетное число, подолы которых были приподняты один над другим. На мокшанской рубахе вышивка мельче и располагается горизонтально.

Одежда расцвечивается нарядными боковыми подвесками, расположенными симметрично по бокам, и разнообразными бусами на груди. Сколчам (нагрудная заколка) у мокшан плотнее эрзянской. Завершался сколчам у мокшанок шумящими подвесками из цепочек, жетонов, бубенцов.

Чтят мордва обычаи предков

И традиции свято хранят.

А взгляните как ярок и редок

У мордовочек наших наряд!

Бусы, ленточки, бисер, монеты,

И атлас, и шёлк, и капрон.

А на ножках сапожки одеты.

Загляденье — со всех сторон.

— И наконец, юные лингвисты работали с текстами сказок, находили в них словесные формулы и переводили их на мокшанский и эрзянский языки.

_______ Русский_____________ Мокшанский___________ Эрзянский_____

_____ Жили-были__________ Эрясть — ащесть_______ Эрясть — ульнесть

_____ Вот однажды___________ Вага весть____________ Вака весте______

Было у старика три сына Ульсть атеть колма цёранза

Ульнесть атяньть колмо цёранзо

_____ В одном селе___________ Фке велеса___________ Вейке велеса_____

______Делать нечего Тиеме аш мезе__________ Теяме а мезе_____

-Молодцы, ребята, вы славно потрудились.

— Ребята, а теперь встречайте сказительницу мордовских народных сказок.

/Ученица в мордовском национальном костюме/

Шумбратада, шабат! Шумбратада, кельгома инжихть!

— Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

А было это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну,

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

— Одну сегодня и вам покажу

— И вы, ребята, не старайтесь жить за чужой счет, сами учитесь

ремеслом. Тогда все у вас в жизни получится.

— Идут года, сменяются поколения. Теперь уже нет необходимости скрываться от притеснителей в лесах, шить одежду из домашнего холста…

— Кому представим слово? Итак, премьере сказки.

Фкя Якшам атясь пара, а кафтсь- нинге пара.

Один Дед Мороз хорошо, а два – лучше!

— В некотором царстве, в некотором государстве… — начинает рассказ Наташа.

— Подожди, в каком еще некотором? – перебивает ее старшая сестренка Алина.

— Сказка же про Якшама Атю – мордовского Деда Мороза. Лучше давай так: в одной мордовской деревушке жил да был мальчик Паруш.

— Странное какое-то имя.

— Наташ, это твоя мечта, а не Паруша. Давай уже про главное, про Новый год! – спохватывается Алина.

— И вот наступило 31 декабря, — подхватывает Алина. – Целый день Паруш ждал Дедушку Мороза. Наконец, совсем отчаялся и лег спать. Вот тут-то чудеса и начались!

— Да, они только после полуночи всегда начинаются, уж я-то знаю. Так вот, как только часы пробили двенадцать, на пороге дома Паруша появились Дедушка Мороз и Снегурочка. Уж было собирались войти, но вдруг услышали, что с пригорка кто-то спускается.

— А это как раз и был Якшама Атя со своей внучкой Ловонь Стирьнять. Косматый, бородатый, в овчинной шубе поверх мордовской косоворотки. А в его спутнице русские сказочные герои узнали переодетую Вирьаву – мордовскую богиню леса.

— Подрабатывает каждую зиму, — смеется Наташка.

— А наутро Паруша разбудил маленький щенок, лизнув его в нос, — лукаво улыбнувшись, сказала Наташа.

— Ты все о своем, — засмеялась ее сестренка. — Вот и сказке конец, а кто слушал -молодец!

Лучшего воплощения единения двух народов, чем дружба мордовского и русского сказочных героев в воображении детей, и не придумаешь, не правда ли?

А сказку свою девочки посвятили приближающемуся празднику Новому году.

А почему бы ни устроить для своих друзей и родных Новый год в национальном стиле? Мордовскую одежду можно достать из старого сундука или смастерить своими руками. Но главное – это добрые пожелания. Поздравить близких на мордовском вам поможет наш новогодний мини-словарь.

С Новым годом! – Од киза мархта! (мокш.).

Желаю счастья и здоровья! – Арьсян паваз и шумбраши! (мокш.)

Хлеба, соли, да доброго слова! – Кши, сал, да пара вал! (мокш. )

С Рождеством! – Роштува мархта! (мокш.).

-Кто попробует поздравить С новым годом с помощью мини-словаря?

— Вот и подошел к концу наше занятие, но нет конца народной мудрости, юмору и смекалке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Развивающие: формирование умения составлять предложения из предложенных слов; развитие речи, памяти, мышления.

3.Воспитательные: воспитание читательских навыков, воспитание бережного отношения к учебнику.

Ход урока

I Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Время даром не теряй

И работать начинай

II Артикуляционная гимнастика

Ту-ту-ту — наводим сами красоту.

Ты-ты-ты — нами политы цветы.

Ят-ят-ят — парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют — очень любим мы уют.

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Оль-оль-оль — мы купили соль

III Проверка домашнего задания

— Как встретились друзья?

— Какое решение приняли?

— Как вели себя друзья у ручейка?

— Что сказочного было в их поведении?

— Что могло быть в действительности?

Эта сказка потешная. Что она высмеивает?

Лень, глупость, трусость, жадность.

Соломинка перекинулась, а уголёк пошёл.

Сказки не знают границ. Они переходят из одной страны в другую. И вот в нашей стране есть похожая сказка “Соломинка, пузырь и лапоть”.

— Над чем смеялся лапоть?

— А как вёл себя боб?

— Чем похожи эти две сказки?

У нас на доске написаны пословицы. Прочитайте их и выберите те, которые могут быть ответом на вопрос:

— Что мы можем посоветовать пузырю и бобу.

Вперёд чужой беде не смейся голубок

Если друг дорог, то помогай.

IV Работа по теме урока

— Сегодня мы познакомимся на уроке с мордовским писателем и его сказками

Атянин Федор Семенович (1910 –1975)

Ф.С. Атянин родился в Пензенской области в селе Муромка Мокшанского района в 1910 году 19 июня. Он известен читателю как поэт, прозаик и драматург. Батрачил, был учеником сапожника, грузчиком. Прошел все лихолетье военных лет, вернулся с войны в 1944 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и литературы в Москве, в Институте театрального искусства.

Ф. Атянин любил произведения, созданные самим народом, собирал лучшие из них. Услышанные легенды, сказки, предания, рассказы писатель пропускал через свое сердце, впитывал их, переиначивал и через свои произведения доводил до своих юных читателей и слушателей.

Самый главный герой в произведениях писателя – сам народ. Он и самый сильный, хитрый, умный, кто не боится трудностей, у нег нет неразрешимых дел; кто своим трудом и умом украшает сегодняшнюю жизнь и строит завтрашнюю.

V Физминутка

Работа над произведениями. Чтение сказки

  • Первичное чтение, начинает учитель, дети продолжают.

— Понравилась вам сказка? Кто главные герои сказки?

— Что делили медведь и воробей?

— К кому пожаловался воробей?

— Кого позвал в помощники лев?

— Что предложил волк?

— Что предложила лиса?

— Как синица разделила зернышко?

— Что досталось медведю и воробью?

— Чему нас научила сказка?

VI Итог урока

— С какой сказкой познакомились?

— Кто автор этой сказки?

— О чем эта сказка?

VII Домашняя работа

Урок 3. Тема: Сказки писателей Мордовии.

1.Образователные: познакомить учащихся с писателями Мордовии и их произведениями;

2.Развивающие: формирование умения составлять предложения из предложенных слов; развитие речи, памяти, мышления.

3.Воспитательные: воспитание читательских навыков, воспитание бережного отношения к учебнику.

I Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Время даром не теряй

И работать начинай

II Артикуляционная гимнастика

Ту-ту-ту — наводим сами красоту.

Ты-ты-ты — нами политы цветы.

Ят-ят-ят — парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют — очень любим мы уют.

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Оль-оль-оль — мы купили соль

III Проверка домашнего задания

— Как встретились друзья?

— Какое решение приняли?

— Как вели себя друзья у ручейка?

— Что сказочного было в их поведении?

— Что могло быть в действительности?

Эта сказка потешная. Что она высмеивает?

Лень, глупость, трусость, жадность.

Соломинка перекинулась, а уголёк пошёл.

Сказки не знают границ. Они переходят из одной страны в другую. И вот в нашей стране есть похожая сказка “Соломинка, пузырь и лапоть”.

— Над чем смеялся лапоть?

— А как вёл себя боб?

— Чем похожи эти две сказки?

У нас на доске написаны пословицы . Прочитайте их и выберите те, которые могут быть ответом на вопрос:

— Что мы можем посоветовать пузырю и бобу.

Вперёд чужой беде не смейся голубок

Если друг дорог, то помогай.

IV Работа по теме урока

— Сегодня мы познакомимся на уроке с мордовским писателем и его сказками

Атянин Федор Семенович (1910 –1975)

Ф.С. Атянин родился в Пензенской области в селе Муромка Мокшанского района в 1910 году 19 июня. Он известен читателю как поэт, прозаик и драматург. Батрачил, был учеником сапожника, грузчиком. Прошел все лихолетье военных лет, вернулся с войны в 1944 году, стал работать преподавателем мокшанского языка и литературы в Москве, в Институте театрального искусства.

Ф. Атянин любил произведения, созданные самим народом, собирал лучшие из них. Услышанные легенды, сказки, предания, рассказы писатель пропускал через свое сердце, впитывал их, переиначивал и через свои произведения доводил до своих юных читателей и слушателей.

Самый главный герой в произведениях писателя – сам народ. Он и самый сильный, хитрый, умный, кто не боится трудностей, у нег нет неразрешимых дел; кто своим трудом и умом украшает сегодняшнюю жизнь и строит завтрашнюю.

Воспитатель: Да, дети, это собака. А теперь устраивайтесь по удобнее, и так слушаем:
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинёшенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

Воспитатель: Почему, ребята, собаке было скучно?
Дети: Потому что, собака жила в лесу одна.
Воспитатель: Какое желание было у собаки?
Дети: Желание – найти друга.
Воспитатель: Кому предлагала собака дружбу?
Дети: И зайцу, и волку, и медведю.
Воспитатель: Почему собака не могла найти друга среди зайца, волка, медведя?
Дети: Они все боялись кого-то…
Воспитатель: Стал человек для собаки другом?
Воспитатель: Как человек стал заботиться о собаке?
Воспитатель: Кормит собаку человек, тёплую конуру для неё сделал, спасибо говорит за то, что лает — дом охраняет.

1.Собаке было скучно, потому что…
2.Собаке не понравился такой друг, как заяц, потому что…
3.Собаке не понравился такой друг, как волк, потому что…
4.Собаке не понравился такой друг, как медведь, потому что…
5.Человек не ругает собаку, когда она лает, потому что…
Воспитатель:Посмотрите, у меня в корзинке спрятались игрушки. Дети, как вы думаете, чего хотят игрушки?
Дети: Чтобы мы с ними поиграли.

Читайте также:

      

  • Конспект занятия по рисованию в яслях птичка по колдиной
  •   

  • Конспект урока по математике 3 класс гармония
  •   

  • Конспект урока действия с информацией хранение информации
  •   

  • Конспект музыка средневековья и возрождения
  •   

  • Конструкция и декор предметов народного быта изо 5 класс презентация и конспект урока

Презентация на тему «Чудесный мир мордовских сказок»

  • Скачать презентацию (2.68 Мб)


  • 5 загрузок

  • 5.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.68 Мб). Тема: «Чудесный мир мордовских сказок». Предмет: педагогика. 25 слайдов. Добавлена в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    25

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Чудесный мир мордовских сказок

    Слайд 1

    Авторвоспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бышева Е.В

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ
    Неделя мордовской культуры

    «Чудесный мир мордовских сказок»

  • Слайд 2

    Как называется республика, в которой мы живём?

  • Слайд 3

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    Веками мордва скрывалась в лесах от своих притеснителей

  • Слайд 6

    Женщины рукодельничали.

  • Слайд 7

    Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной

  • Слайд 8

    Долгими зимними вечерами сидели у огня и рассказывали друг другу сказки.

  • Слайд 9

    Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это нашло отражение и в мордовских сказках.

  • Слайд 10

    Вирь-ава
    Вирь-ава в мордовской мифологии — дух, хозяйка леса

  • Слайд 11

    Мастор-ава считалась держательницей земли.

  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Нишке-паз, Вере-паз,  Шкай в мордовской
    мифологии верховный бог.

  • Слайд 15

  • Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

    Обо всех богах мордва складывала песни, сказки, легенды

  • Слайд 19

    Мордовская народная сказка
    «Как собака друга искала»

  • Слайд 20

  • Слайд 21

  • Слайд 22

  • Слайд 23

    Драматизация сказки педагогами нашего ДОУ

  • Слайд 24

  • Слайд 25

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Мы-Мордва!

Презентация: Республика Мордовия

Презентация: Мордовия

Презентация: Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)

Презентация: ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников

Презентация: Писатели Мордовии

Презентация: Методический семинар. Презентация

Презентация: Фотоколлаж деятельности воспитателя

Презентация: Моя Мордовия!

Презентация: Познавательно-исследовательский проект для детей 5-7 лет "РОССИЯ - РОДИНА МОЯ!"

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»

Городского округа Саранск

Республики Мордовия

урок внеклассного чтения во 2 классе

УМК « Планета Знаний»

«Чудесный мир мордовских

сказок»

Подготовила учитель начальных классов

Силякова Светлана Николаевна

Г. о. Саранск 2014

Цели: совершенствовать навыки чтения; познакомить с устным народным творчеством мордовского народа; с картой, гимном, гербом Мордовии.

Воспитание дружбы, взаимопомощи, доброты, милосердия на примере героев сказок; привить любовь к родному краю.

Ход урока:

Посмотрели. Улыбнулись!

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь!

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки кто читает,

Туда, бывает, попадает.

Про всех сказочных героев

Всё он там узнает.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране. Во всех школах в нашей стране дети учатся на родном языке: татары – на татарском, грузины – на грузинском, мордва – на мордовском, но все они изучают русский язык. Каждый язык по-своему очень красив и мелодичен. К. Паустовский говорил: «Многие слова сами по себе изучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет». Теплотой и радостью веет от близких нам с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Торжественно, с душевным трепетом мы произносим слова мир, счастье, родина. У каждого человека есть большая Родина, это страна, где ты живёшь. И у каждого из нас есть маленькая родина – это город, посёлок, село, где ты родился и живёшь. •Как называется страна, где мы живём? •Назовите столицу России? •В каком городе мы живём? (по карте). •Какой праздник отмечала совсем недавно наша республика? (1000 летие воссоединения Мордовии с Россией ). У каждого человека есть большая Родина и малая родина. Нашей малой родиной является Мордовия, место, где мы с вами проживаем. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Дети в наших школах изучают русский, иностранные языки, а также и мордовский язык.

Слайд 1-4

Учитель: У нашей Республики есть свой герб, флаг, гимн. Очень разнообразна природа Мордовии. Красивы её луга, где растут различные растения и живут животные.
     А знаете ли вы животных, которые водятся в лесах Мордовии, мы сейчас узнаем. Разгадайте кроссворд, отгадайте загадки.

1. Меньше тигра он немножко,

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно, притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит…(рысь).

2. Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно жёлуди искал

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Палкан

Очень грозен был…(кабан).

3. Рыжая плутовка всех кур посчитала

И с собой унесла. (Лиса).

4. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?  (Волк).

5. Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).

6. Идёт, иглы на себе несёт.
Чуть кто – то подойдёт
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног. (Ёжик).

Прочитайте слово, которое получилось.
Любите ли вы сказки?
Сегодня мы поговорим о мордовских народных сказках. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. Они передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.

  Какие сказки бывают по жанру?  (Бытовые, волшебные, о животных).
Сегодня мы будем читать сказки о животных?
В далеком прошлом сказка выполняла магическую функцию. На охоту приглашался сказочник, который в зимнее время в избушке, летом у костра рассказывал сказки в целях привлечения внимания хозяйки леса Вирявы, которая слушала сказки и засыпала забывая о зверях. В это время охотники уверенные шли на промысел. Сегодня мы поговорим о народных сказках. Мордовский народ издавна складывает свои сказки. Они передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок.

— Вам, наверное, интересно узнать какие сказки есть у мордвы?
   — Какие животные встречаются в мордовских сказках?
Кого высмеивает народ в этих сказках?
А вот и герой сказок «Пугливая мышь».

3.    Инсценировка сказки «Пугливая мышь».
•    Почему эти животные попали в яму?
•    Что можем про них сказать?
•    Как понимаем пословицу «Страх глаза застит и разум туманит»?
•    Чему учит эта сказка?

4.    А сейчас давайте прочитаем сказку «Петушок и кошечка» по ролям.
•    Кто же виноват, что кошечка осталась без глаза?
•    Как это случилось?
Вывод: надо быть внимательным и никогда никого не обижать, не сваливать свою вину на других, признать свою вину.

5.    физкультминутка (танцевальные движения под музыку).

6.   Прослушивание сказки «Как собака друга искала» в аудио — записи. Чтение по «цепочке» сказки «Как собака друга искала».

•    С кем хотела подружиться собака?
•    Что вышло из этой дружбы?
•    Кто же оказался настоящим другом?
•    Почему человек не ругает собаку, когда она ночью лает?
•    Собака – самый верный друг. Она никогда не предаст своего хозяина.
Вывод: Если хотите завести собаку, хорошо подумайте, сможете ли вы за ней ухаживать, не надоест ли она вам, чтобы потом она не оказалась на улице.
•    Какие ещё мордовские сказки вы читали?
•    Чему учат нас сказки?
Вывод: Сказка – ложь, да в ней намёк –
             Добрым молодцам урок.

Исполнение мордовской народной песни.

7.    У мордовского народа, кроме замечательных сказок есть пословицы, поговорки, прибаутки.
«До ялгат мушендат, скретнель эздовок тят туменда».
«Новых друзей наживай, а старых не забывай».
«Стака тепафнемс, теждя эрямс».
«Тяжелей учиться, легко жить».

8.    А сейчас послушайте мордовские прибаутки.
-Тон ков якать?
-Якать тов, коста Саян.
-Ты куда ходил?
-Ходил туда, откуда иду.
-Кода эрят ялгай?
-Кода тинь, стане – минь.
-А мзярда пелен азват.
-Мзярда тинь, снярда и минь.
-Как живёте, друг?
-Как вы, так и мы.
-Когда ко мне зайдёшь?
-Когда вы, тогда и мы.

9.    Стихи о Мордовии.

1.Край Мордовский – родина моя!
Край Мордовский – дружная семья.
В ней народ живёт, как друг и брат
А при встрече говорят: «Шумбрат!».

2.Семь десятков вместе мы живём
Вместе строим, учимся, поём.
Отдыхаем и детей растим,
А при встрече «Здравствуй» говорим.

3.Земля моя, Мордовия родная!
Здесь родились мы, здесь живём
Твой день рождения, всюду прославляя
О красоте Мордовской мы поём.

4.Здесь, в Мордовии, поля без края
До небес богатые леса.
70-ведь это срок немалый
Расцвела мордовская земля.

5.Солнце светит ласково в зените.
Отливают золотом поля
И трудом и дружбой знаменита
На Руси мордовская земля.

10. Исполнение мордовской народной песни.

Мордовская народная песня «Авкай молян мон вирев».
11. Итог урока.
•    Что нового вы узнали о Мордовском крае?
•    Что ещё хотели бы узнать о своём родном крае?
Я вас призываю, чтобы вы любили свой родной край. А чтобы любить, надо знать его культуру, традиции, обряды. Мы ещё узнаем о Мордовии много нового и интересного.

Список литературы:

1. Вихляев В. Древняя мордва, или что нашли археологи. Саранск, 2007.
2.. Легенды и предания древней мордвы: собраны Т.Барговой и Л.Седовой. Саранск, 2008.
5. Мифы и герои мордовского народа. Саранск, 2009.
6. Мокшин Н. Боги и сказания мордвы. Саранск, 2007.
7. Мордовские народные сказки. Саранск, 2006.
8. Русские народные сказки. Москва, 2010

9. Интернет-ресурсы: www.mordva.ru .

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Чудесный мир мордовских сказок», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Начальная школа (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Одна женщина отдала свою дочь замуж в другую деревню. Когда
выдавала она дочь замуж, так учила она её: «Ты, — говорит, — не забывай,
доченька, свой гребень и веретена, постоянно хватайся за них». Я тайно скажу
вам, ребята, какая была её дочь: я обоих их мать с дочерью знавал. Дочь её была
ленивица из ленивиц.

Дочь, когда замуж вышла, не забыла слова наставления своей
матери: гребень и веретена свои она постоянно брала в руки. Куда ни идёт она,
что ни делает, гребень и веретена не оставляет: постоянно берёт их в руки. К
соседям выйдет, гребень и веретена не оставляет; бельё стирает, квашню месит,
спать ложится, есть садится — за гребень и веретена постоянно хватается. Вы
думаете, что она пряла? Нет, она не пряла, а только в руки возьмёт да опять
положит их.

Жили они так два года. От матери привезённую одежду износили
всю. Случилось им к её матери в гости ехать. Как теперь ей ехать? Нечего
надеть, а из дома чуть не нагая ходит. Больно охота была ей ехать, потому что
она попить, поесть очень любила, хотя ленивица была. Она говорит своему мужу:
«Мы вот что сделаем. Ты под себя побольше соломы положи, на неё постели войлок.
В солому под войлок я лягу, а ты сядешь на меня на войлок. Когда к матушке
приедешь, ты там обо мне скажи, что она, мол, после приедет. Когда повечереет
день, я как-нибудь войду в избу и скажу им, что на дороге, когда я сюда ехала,
на меня вышли разбойники и отняли, маменька, у меня всё, что я тебе везла; а с
самой меня и одежду содрали!»

Так и сделали они. Когда смеркалось, в доме её матери зажгли
огонь. В избе гости опьянели уже: кто поёт, кто пляшет, кто ругается, а кто
плачет… Как ухнет что-то с полавочника на стол! Что было на столе, всё
разлилось, стол свалился на пол, вся изба наполнилась пухом и перьями, в избе
бывшие люди испугались и попрятались все: который был близ двери, вышел в сени,
который в подпол, который под лавку, который под печку, а которые на печку, на
полати; не спрятался только зять. Он говорит своей жене: «Что ты сделала,
старуха? Где была? Отчего ты нагая?!» Она, воя голосом, начала рассказывать то,
что прежде выдумали они вдвоём — муж с женой. Мать обрадовалась дочери своей и
поскорее её одела, снарядила.

Дочь её, когда день стемнел, тихонечко вошла в избу, влезла
на печку, оттуда на полати, а с полатей на полавочник. На полавочнике, над
столом, стояла коробка, полная перьев и пуха. Она села в те перья и тот пух да,
вероятно, опьянела от винного запаха, или же очень есть захотела уж, не знаю.
Но из коробка-то, наклонившись, начала смотреть. Наклонялась, наклонялась да
слетела она оттуда с коробком, пухом и перьями вместе.

Мультфильм Сабан по мотивам мордовских сказок На русском языке.mp3

07:31
9.89 MB
35.8K


Портной и Вирява Мордовская сказка Подкаст Мрачные сказки.mp3

21:08
27.81 MB
2.3K


СЫРЕ ВАРДА Мордовская народная сказка читает Е Кузнецова.mp3

19:54
26.19 MB
1K


ЧУЧЕЛО В ПЕРЬЯХ Мордовская народная сказка читает Е Кузнецова.mp3

07:52
10.35 MB
470


Куйгорож русские истории для детей дети мультфильм KuyGorozh Kids Moral Stories.mp3

11:57
15.73 MB
86.3K


Мультфильм Сабан по мотивам мордовских сказок На эрзянском языке.mp3

07:31
9.89 MB
13.9K


Мордовская народная сказка Четыре ленивца.mp3

02:07
2.79 MB
2.2K


Мультфильм Сабан по мотивам мордовских сказок На мокшанском языке.mp3

07:31
9.89 MB
10.5K


Мордовские народные сказки Скрипочка Соловей Сказка про сойку Читает Клара Румянова и др.mp3

28:55
38.06 MB
463


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 20.mp3

10:38
13.99 MB
79


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 1.mp3

05:03
6.65 MB
1.1K


Врозь плохо вместе хорошо Мордовская народная сказка Обработка Э Померанцевой.mp3

05:14
6.89 MB
2K


Мордва внешность и как появились.mp3

06:47
8.93 MB
33.2K


КТО ТАКИЕ МОРДВА МОРДВИНЫ МОРДОВЦЫ МОКША И ЭРЗЯ.mp3

06:41
8.80 MB
436.7K


Гора самоцветов Петушок и Кошечка A Cockerel And A Pussy Cat Эрзянская сказка.mp3

13:19
17.53 MB
2M


Куйгорож Мультфильм из серии Гора самоцветов.mp3

13:08
17.28 MB
192.8K


Папины Сказки Мордовские Сказки.mp3

06:11
8.14 MB
5.4K


Мордовская народная сказка Заячья свадьба Читает Александр Михайлов.mp3

05:13
6.87 MB
159


Лентяйкины по мотивам Мордовской сказки.mp3

07:56
10.44 MB
168


Мордовские сказки моей бабушки.mp3

07:09
9.41 MB
23


Мифы сказки и легенды народов Поволжья марийцы удмурты чуваши мордва Муравьева Т В.mp3

01:04:26
84.80 MB
4.9K


мордовская эрзянская сказка Благодарный медведь.mp3

03:26
4.52 MB
210


Мордовская народная сказка Перя богатырь.mp3

10:15
13.49 MB
64


Школа мордовских языков Мокшэрзянь ёвкстнэ Мордовские сказки Эрзянь кель 2021.mp3

09:24
12.37 MB
90


Мордовская народная сказка Разудалый петушок Читает Аркадий Песелев.mp3

03:57
5.20 MB
194


Новый сборник мордовских сказок.mp3

02:38
3.47 MB
231


Как мужик волка спас Мордовская сказка Аудиосказка.mp3

04:49
6.34 MB
162


СТРАШНЫЕ СКАЗКИ РАССКАЗАННЫЕ ДЕДОМ ЕГОРОМ Часть I Как дедушка Карпа колдуном был.mp3

01:03:23
83.42 MB
138.3K


ЧЕТЫРЕ ЛЕНИВЦА Мордовская Народная Сказка Читает Валерия Цирке Выпуск 13.mp3

02:58
3.90 MB
1.6K


Презентация Мордовских сказок.mp3

02:12
2.90 MB
79


Гора самоцветов Глинька Glin Ka The Clayboy Русская сказка.mp3

12:44
16.76 MB
2.3M


Мордовская сказка Благодарный медведь ПутешествиепосказкамнародовРоссии.mp3

04:01
5.29 MB
62


Мордовские народные сказки.mp3

01:09
1.51 MB
573


Злыдни Татарская сказка Гора самоцветов Мультики для детей Анимационные ролики.mp3

01:09:52
91.95 MB
1M


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 31.mp3

06:05
8.01 MB
133


В гостях у сказки Образование Мордовии.mp3

33:15
43.76 MB
387.6K


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 22.mp3

08:08
10.70 MB
103


Гора самоцветов все серии сразу Самые смешные серии сборник.mp3

01:46:36
140.29 MB
4M


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 41.mp3

06:09
8.09 MB
54


Школа мордовских языков Мокшэрзянь ёфксне Мордовские сказки Мокшень кяль 2021.mp3

06:47
8.93 MB
121


Мордовские сказки.mp3

10:01
13.18 MB
11


Мордовская народная сказка Соловей Читает Аркадий Песелев.mp3

05:11
6.82 MB
133


Сборник Мультфильмов Волжские Богатыри.mp3

37:53
49.86 MB
142.1K


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 29.mp3

09:02
11.89 MB
86


Мордовская народная сказка Чучело в перьях.mp3

10:12
13.42 MB
57


АУДИОСКАЗКИ 2 ЧАСА без рекламы ЛУЧШИЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.mp3

02:11:51
173.52 MB
170.9K


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 34.mp3

05:44
7.55 MB
41


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 12.mp3

04:38
6.10 MB
100


Волшебный мир мордовской сказки Выпуск 9.mp3

07:48
10.27 MB
116


Гора самоцветов Зубы Xвост и уши и сказки Сборник сказок для детей.mp3

01:21:27
107.19 MB
135.6K


  • Мордовская сказка лиса и медведь краткое содержание
  • Морозко сказка про что
  • Мордовская сказка как собака друга искала читательский дневник
  • Морозко сказка отрывок с бабой ягой
  • Морозко сказка отзыв в читательский дневник