Мордовская сказка лиса и медведь смысл

Жанр: сказка о животных

Смотри похожие сказки:
Братья Гримм «Дружба кошки и мышки»
Башкирская сказка «Лиса-сирота»

Главные герои сказки «Лиса и медведь» и их характеристика

  1. Лиса. Хитрая, наглая, жадная, ненасытная.
  2. Медведь. Простой, добрый, радушный, отзывчивый.

План пересказа сказки «Лиса и медведь»

  1. В доме медведя
  2. Бочка меда
  3. Верхушечка
  4. Середочка
  5. Последышек
  6. Решение спора

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и медведь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Поселилась Лиса у Медведя, и на бочку с медом глаз положила.
  2. Ночью пошла Лиса вроде к соседям ребенка лечить, а сам меду отъела.
  3. Медведь про ребенка спрашивает, а Лиса говорит, что того Верхушечка зовут
  4. На вторую ночь Лиса лечила ребенка Середочку, а на третью Последышка.
  5. Обнаружил Медведь пропажу меда, а Лиса предложила на солнце лечь.
  6. Намазала она медведю живот медом, обвинила его, и убежала.

Главная мысль сказки «Лиса и медведь»
Нельзя быть слишком доверчивым.

Чему учит сказка «Лиса и медведь»
Сказка учит быть хитрым, пронырливым, смекалистым, всегда видеть свою выгоду. Учит не доверять хитрецам, никогда их не слушать и не пускать их в дом.

Отзыв на сказку «Лиса и медведь»
Мне понравилась эта сказка, в которой Лиса обманула доброго Мишку и очень этим гордилась. Но она забыла, что в следующий раз некого ей станет обманывать, никто ей не поверит.

Пословицы к сказке «Лиса и медведь»
Лиса семерых волков проведет.
Лисичка — плутовка, лисица — льстица.
Лису хитрость кормит.
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
На вид простак, а в душе хитряк.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и медведь»
Надоело Лисе одной жить, и попросилась она к Медведю. Медведь, добрая душа, пустил Лису, и зажили они вдвоем.
Жил Медведь богато, зажиточно, все у него в доме водилось, и вот приметила Лиса в сенях кадку с медом. Лежит, и думает, как бы в эту кадку свой рыжий нос засунуть.
Застучала Лиса хвостом, Медведь встрепенулся. А Лиса говорит, что то за ней, старой лекаркой, послали. Медведь отпустил Лису, даже сказал, что дверь за ней запирать не будет.
А Лиса вышмыгнула в сени, и к бочке. Отъела меда, сверху ветошью прикрыла и назад возвращается.
Удивляется Медведь, что Лиса так быстро обернулась. А та отвечает, что к соседям ходила, ребенок у них хворает. Спрашивает Медведь, как ребеночка зовут, отвечает Лиса, что Верхушечка.
На следующую ночь история повторяется. Отправляется Лиса в сени и всю середку у бочки съедает. А когда Медведь про ребенка спрашивает, отвечает, что зовут того Середочка.
На третью ночь Лиса вновь хвостом постучала и в сени убежала. Весь мед съела, вернулась и калачиком свернулась. Спрашивает Медведь, какого ребенка на этот раз Лиса лечила, отвечает рыжая, что Последышка.
Прошло некоторое время, захотелось Лисе снова меда. Притворилась она больной, и говорит, что снадобье нужное у нее есть, вот только меда не хватает.
Медведь в сени за медом, а бочка пустая. Он к Лисе, и давай ее обвинять в краже. А Лиса говорит, что меда не брала, и доказать это может. Нужно просто им с Медведем на солнце лечь, солнце мед вытопит и сразу видно будет, кто его съел.
Медведь лег на солнце и задремал, а Лиса последний мед из бочки вычерпала, и Медведю живот намазала. Потом будит его и на живот показывает — ты сам, Медведь, мед и съел.
Нечего возразить Медведю, а Лиса хвостом махнула и убежала.

Сказка Лиса и Медведь о проделках коварной Лисы. Вокруг этой сказки на форумах родителей точилось много споров. Стоит или нет читать детям сказку о том, как Лиса, пользуясь добротой Медведя, тайком лакомилась его запасами. А потом еще Медведя во всем обвинила и наказания избежала. Многие считают, что такие сказки учат детей плохому. Заботливые родители убеждены, что ребенку нужно читать онлайн только добрые справедливые сказки. Давайте разберемся.

Сказка Лиса и Медведь

Сказка Лиса и Медведь читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Присмотрелась Лиса к хозяйственному и зажиточному Медведю и напросилась к нему жить. Медведь подумал, что вдвоем жить веселее, и согласился. Пронырливая Лиса высматривала, где у Медведя вкусности хранятся, и заметила в сенцах кадушку с медом. Стала плутовка по ночам медом лакомиться. Так и всю кадушку выела. Когда Медведь заметил, что кадушка пуста, разозлился, стал Лису обвинять. Но Лиса опять выкрутилась. Притворилась обиженной, обещала найти виноватого. «У кого на брюхо мед выйдет – тот и съел», — заявила обманщица. Пока Медведь спал, намазала Лиса ему брюхо остатками меда и обвинила, что он сам весь мед съел. Осерчал Медведь, но пока лапой живот чесал, Лисички и след простыл. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Медведь

В сказке показано, как на добро, щедрость и гостеприимство Медведя Лисичка ответила неблагодарностью и коварством и осталась без наказания. Именно поэтому некоторые считают, что сказка ничему хорошему ребенка не научит. Но ребенку придется сталкиваться не только с добром, но и с другими, не совсем светлыми сторонами жизни. Чтение и обсуждение с дошкольником сказки Лиса и Медведь будет ему полезно. Оно поможет нацелить ребенка на правильные нравственные ориентиры.

Мораль сказки Лиса и Медведь

Пословица «Сколько волка (в нашем случае лису) не корми, он все в лес смотрит» очень точно объясняет мораль сказки Лиса и Медведь. Сколько не делай добра подлому человеку, он все равно ответит злом. Сказка осуждает лживость, притворство и неблагодарность.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не делай людям добра, не увидишь от них зла.
  • Худого человека ничем не уважишь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Научное общество учащихся

МОУ «СОШ №22»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ОБРАЗ МЕДВЕДЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОРДВЫ

Выполнила

ученица 5А класса                                                                              Баландина А.

Научный руководитель

учитель русского языка и литературы                                           Сорокина А.В.

Саранск 2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

Глава 1. Из истории изучения фольклора                                                             5

1.1 Фольклор как источник информации о культуре мордвы                         5

1.2 Медведь как объект научного исследования

Глава 2. Образ медведя в мордовском фольклоре                                            

2.1 Медведь в малых фольклорных жанрах                                                   14

2.2 Медведь в крупных фольклорных жанрах                                          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     17

Список использованных источников                                                                   19

ВВЕДЕНИЕ

Любит мед, силен,

И при встрече страшен он.

(Загадка)

Медведь – один из ярких представителей традиционной фауны России. Известно, что он является персонажем многих народных сказок («Три медведя», «Маша и медведь» и др.), фразеологизмов (медведь на ухо наступил, медвежья услуга и др.) и т.д.

Изучая на уроках литературы сказки о животных, мы задумались, только ли в русском фольклоре животные занимают важное место. Для анализа был выбран образ медведя. Так как мы проживаем на территории Республики Мордовия, мы решили рассмотреть образ медведя в представлениях мордовских народов и составить его собирательный образ.

Мы выяснили, что медведь играл важную роль в жизни мордвы. Мордовские народы верили, что медведь способен отпугивать нечистую силу. Так, медведей водили по дворам, чтобы они отгоняли злых духов. Существовала профессия поводырей-медвежатников, которые с медведями за определенную плату обходили деревни и села. Жители деревень держали в хлевах и конюшнях череп медведя. Мордва верила, что колдуны особенно боятся медведей, именно с этим связано появление медведя в свадебном обряде.

Многие традиционные празднества мордвы, особенно зимние, сопровождались играми ряженых. Наиболее распространенными были маски зверей, особенно медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины, надевая на себя вывороченные шубы, маски. Они пугали людей, заходили в дома, просили угощения.

Существует традиционное мордовское блюдо, называемое «медвежьей лапой». Люди считали, что тот, кто съест это блюдо, обретет медвежью силу.

Выяснив, что медведь был культовым животным для мордовского народа, мы решили посмотреть, как это отразилось в мордовском фольклоре. Так была сформулирована цель исследования – определение роли медведя в мордовском фольклоре.

В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:

  1. Собрать теоретическую информацию по данной теме из различных источников.
  2. Собрать фольклорные тексты, в которых встречается образ медведя.
  3. Составить собирательный образ медведя в представлениях мордовского народа.

Работа проводилась в библиотеке МОУ «СОШ №22» совместно с учителем русского языка и литературы и дома при помощи источников сети Интернет.

Срок проведения работы – октябрь 2019 г. – февраль 2020 г.

Актуальность работы обусловлена интересом к истории и культуре мордовского народа. В современном мире уделяется большое внимание формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма. Фольклор – это важный источник, который содержит сведения об истории народа, позволяет узнать о его мировоззрении и представлениях о мире. Именно он является духовным посредником и рассказывает о культуре этноса или нации. Фольклор тесно связан с традиционной культурой, он хранит и передает традиционные ценности народа, его нормы поведения, идеалы, обычаи.

Архетипический образ медведя занимает важное место в духовном наследии народов России, что объясняет повышенный интерес к нему как общенациональному символу страны. Изучение этой темы актуально для углубленного осмысления проблем современного российского общества и его культуры.

Объект исследования – фольклор мордовского народа.

Предмет исследования – образ медведя в устном народном творчестве.

Методы и методики исследования:

  1. Теоретический: изучение информации по теме исследования с помощью книг и источников в сети Интернет.
  2. Описание собранного материала.
  3. Сбор фольклорных текстов при помощи книг, источников сети Интернет, опроса родственников, знакомых, учителей.
  4. Анализ, синтез полученных данных.

Глава 1. Из истории изучения фольклора

  1. Фольклор как источник информации о культуре мордвы

Народное творчество представляет собой целый спектр самых разных художественных произведений народа. Среди всего разнообразия народного творчества особое значение для современной культуры имеет фольклор как часть культурного наследия этноса. Фольклор несет в себе следы ушедших эпох и хранит менталитет, он является своеобразной культурной памятью народа.

Фольклор – это устное народное творчество. Происхождение слова «фольклор» (от английского «folk» — народ) уходит своими корнями к слову «народ». Именно поэтому иногда фольклором называют совокупность всех произведений художественной деятельности того или иного народа. Несмотря на это, все же большинство исследователей народной культуры полагают, что к фольклору относится тот пласт народной культуры, который передается из уст в уста, то есть может существовать лишь в устной форме.

В фольклоре сегодня мы можем увидеть часть традиционной культуры народа. Фольклор показывает, что народ в далеком прошлом почитал и ценил, а что считал неправильным. И это благодаря тому, что фольклор все же дошел до нас в виде сказок, песен, танцев, поговорок. Прикасаясь сегодня ко всему этому, мы имеем возможность услышать голос поколений, лучше понять самих себя, воспринимать народную эстетику через музыку и движения, а народную мудрость – через слово.

В нашей работе будет представлен обрядовый фольклор и словесный, или литературный, фольклор мордвы.

Народно-поэтическое творчество мордвы, как и других народов, зародилось очень давно и до появления письменности было единственной «неписаной историей» народа, художественно отразившей черты народной жизни. Значение поэтического творчества особенно велико для мордвы, т.к. вплоть до XX века народ не имел своей развитой письменности. Почти 96% населения было безграмотным. И все то, что пережили люди: особенности быта, обычаи, обряды, мировоззрение – все это передавалось из поколения в поколение и дошло до нас благодаря бесценным кладезям народной мудрости. Фольклор мордовского народа является одним из основных источников при изучении прошлого. Он остается и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа бытует на эрзянском и мокшанском языках. Но есть произведения, которые известны на русском языке, хотя и повествуют о прошлом, и записаны были от людей мордовской национальности.

Мордовская фольклористика зародилась во второй половине XVIII века. Л. В. Седова выделяет три этапа развития мордовской фольклористики   [Седова : с. 5]:

— со 2-й половины XVII века до 80-х годов XIX века;

— с 80-х годов XIX века до начала XX века;

— с 20-х годов XX века до настоящего времени.

Первоначально внимание обращалось лишь на изучение семейного быта и религиозных обрядов мордвы. Только немногие собиратели и любители фольклора попутно фиксировали календарные, свадебные и другие песни. Так, начиная со 2-й половины XVIII века стали появляться описания путешественников Российской Академии наук И. И. Лепехина, П. С. Палласа, И. Т. Георги и др. В течение XIX века было издано уже около 200 фольклорно-этнографических статей и очерков.

Во второй период появляются более полные, исследовательские:             И. Н. Смирнова «Мордва», В. Н. Майнова «Очерк юридического быта мордвы», М. Е. Евсевьева «Мордовская свадьба», А. А. Шахматова «Мордовский этнографический сборник и др.

С 20-х годов XX века в мордовском крае организуются краеведческие музеи, начинают выходить национальные газеты и журналы. В 1932 году начал свою работу Мордовский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. Собирание, изучение и издание мордовского фольклора осуществляет целый сектор этого института.

Появились первые исследователи мордовского фольклора. Первым в этом ряду стоит имя профессора Андрея Ивановича Маскаева. Его перу принадлежит монография «Мордовская народная сказка» и «Мордовская народная эпическая песня», множество научных статей. Ряд фольклорных сборников подготовили Л. С. Кавтаськин и К. Т. Самородов.

Вначале выпускались отдельные сборники, а в 60-х годах начинает выходить серия книг «Устно-поэтическое творчество мордовского народа». Выпущено уже 17 книг. Все жанры, кроме устных рассказов, изданы.Каждый текст переведен на русский язык.

Память поистине безгранична. Народ должен бережно сохранять и передавать из поколения в поколение то, что ему дорого и свято. Проходят века, а имена далеких предков живут рядом с нами.

  1. Медведь как объект научного исследования

Культ животных – особая форма религиозных верований и обрядов, связанных с почитанием животных. Мордва верила в существование зооморфных предков. В представлениях мордвы зооантропоморфные предки, образы которых сохранились в фольклоре, жили в мифическое время.

Образ медведя издавна привлекает ученых различных направлений гуманитарного знания. Подробно работы, касающиеся данной темы, рассмотрены в диссертации Кошкаровой Ю. А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России» [3 : с.3–4].

Так, данный образ рассмотрен в работах Ф. Боаса, Р. Бенедикт, Э. Кас-сирера, Л. Леви-Брюля и др. Данные работы касаются первобытной культуры и религии.

Определенное место данной проблематике уделяется в трудах историко-философского, религиоведческого и этнопсихологического направлений. В частности, роль и место архетипов в России описаны Г. Гачевым, К. Касьяновой, И. Мостовой, А. Квакиным, А. Скориком, В. Сторчаком и др.

Особое значение в формировании культурологического аспекта проблемы принадлежит исследованиям современных отечественных культурологов С. Аверинцева, М. Бахтина, Н. Гашевой, П. Гуревича, Г. Драча, М. Кагана, С. Лурье, Э. Маркаряна, В. Найдыша, А. Флиера и др.

Значительный вклад в осмысление проблемы внесли историки и этнографы, зафиксировавшие и описавшие культ медведя у народов Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока (И. Авдеев, Е. Алексеенко, Н. Гондатти,   В. Ионов, А. Каннисто, Е. Крейнович, В. Кулемзин, Р. Митусова, А. Немтуш-кин, В. Новицкий и др.).

Отдельные аспекты образа медведя в древних и современных культурах Сибири, Севера и Дальнего Востока изучены Н. Алексеевым, А. Бадмаевым,   А. Бауло, Ф. Болоневым, В. Бутанаевым, А. Ким, П. Косинцевым, С. Мезенцевой, Н. Соломоновой, А. Табаревым, Т. Троицкой, М. Тэминой,           Н. Федоровой, Е. Фурсовой, Л. Чиндиной, В. Широковым и др.

В осмыслении сущности, генезиса, особенностей формирования и развития архетипического образа медведя определенный вклад внесли общетеоретические работы отечественных ученых по этнографии (С. Арутюнов, В. Богораз-Тан, Ю. Бромлей, Л. Гумилев, С. Токарев, К. Чистов и др.), фольклористике (А. Афанасьев, Д. Зеленин, В. Пропп и др.).

Религиозные верования и традиции, связанные с почитанием образа медведя у русского народа изучались по работам Г. Глинки, В. Даля, М. За-былина, А. Кайсарова, А. Коринфского, А. Терещенко и др.

Глава 2. Образ медведя в мордовском фольклоре

2.1 Медведь в малых фольклорных жанрах

В мордовском фольклоре значительное место занимают малые жанры: пословицы, поговорки, приметы, загадки. Так, мы изучили книги      Самородова К. Т. «Мордовские загадки», Седова Л. В. «Родники народной мудрости», материалы фольклорных практик филологического факультета МГУ им. Н. П. Огарева, также нами были опрошены родственники, знакомые, учителя, и нам удалось собрать следующий материал.

  1. Загадки – жанр народно-поэтического творчества; краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания:

Всю зимы спит,

Храпит, сопит;

Не ест, не пьет,

Только лапу сосет (Медведь). [Мордовские загадки, с. 10]

По полю медведь ходит,

Тронется – охает, рычит,

Остановится – отдыхает,

Где пройдет – черный след оставит,

Весь народ кормит (Трактор) [6]

Любит мед, силен,

И при встрече страшен он (Медведь) [7]

  1. Пословицы – малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Лиса и медведь вместе не живут. [7]

Февраль пчелиному воеводе (прим. – медведю) в берлоге бок согревает. [7]

  1. Приметы – это малый жанр фольклора, конкретные советы по тому или другому поводу или конкретная информация о каких-либо причинно-следственных связях в природе.

25 апреля – Василий парийский.

Василий парийский землю парит, земле пару поддает. Антип воду на поймы льет, Василий пару поддает. Медведь встает, выходит из берлоги; зайцы бегают и днем. [6]

2 августа – Ильин день.

На Ильин день медведь лапу опустит в воду – вода станет холодной. [9]

27 сентября – Воздвиженье.

В этот день медведь залегает в берлогу, а змея – в нору. После Воздвиженья и корень не растет. [8]

9 декабря – Юрьев день.

Медведь в берлоге накрепко засыпает, а волки поближе к деревенским задворкам жмутся. [6]

25 декабря – Спиридон-солнцеворот.

На солнцеворот медведь в берлоге поворачивается на другой бок. [7]

2.3. Медведь в крупных фольклорных жанрах

Мы изучили мордовские сказки (Долгачев А. А. Мордовские народные сказки [1]) и мордовские народные песни (Кириллов П. С. Мордовские народные песни [2], Седова Л. В. Родники народной мудрости [11]). Нами был собран следующий материал.

  1. Мордовские народные песни – фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества мордовского народа.

Народная песня «Катя» [2 : с. 58–63] повествует о браке девушки с медведем Медведь однажды украл Катю и женился на ней, однако брак оказался счастливым («И сыта она и одета, // Любит Катя овсяника-мужа»), у них родилось двое детей – Миша и Маша. Как-то девушка заскучала и захотела увидеть свою мать («Заскучала Катюша, тоскует, // Мать родную хочет увидеть, // Разрывается сердце у Кати, // По щекам у ней катятся слезы»). Медведь согласился навестить семью девушки. Только Катя ушла пировать к родным, братья сговорились и убили медведя («Только вышла за дверь Катюша, // Сговорились тотчас ее братья, // Сговорились, убили медведя, // Расстелили шкуру на крыше»). Девушка, узнав о произошедшем, разозлилась на своих братьев и ушла из дома, не простившись с родными («Повернулась от двери Катя, // Не простилась она с родными, // Катя к лесу пошла, к берлоге, // Злое горе детям поведать»).

Мотив женитьбы девушки на медведе встречается в песне «Мишка с Машенькой» [11 : с. 132–134]. Однако если в песне «Катя» девушка была счастлива, здесь она несчастна в браке («Где ходит красавица Катюша, там и плачет. // Где сядет паршивица Катюша – все горюет»). Катя скучает по «кормилице-матушке», медведь соглашается поехать, и они берут с собой деток Мишку с Машенькой. Катин отец убивает детей девушки за совершенный ими проступок («Мишка-то обрадовался – корову Катюшиного отца задушил, // Машка-то обрадовалась – бабушкину овцу удавила. // Катин отец Мишку с Машенькой сильно побил, // Двух детей красавицы Катюши он убил»).

В обеих песнях медведь обладает настойчивым, сильным характером, т.к. он крадет девушку по своему желанию, однако он делает всё, чтобы Катя была счастлива, способен идти на уступки (соглашается на поездку к родителям), что говорит о доброте его характера.

  1. Мордовские народные сказки – произведение устного творчества мордовского народа, один из видов фольклорной прозы с установкой на вымысел.

Образ медведя встретился в сказках о животных, волшебно-фантастических и бытовых сказках. В данной работе мы рассмотрим только сказки о животных.

Сказки о животных

В сказке «Как собака друга себе нашла» собаке стало скучно, и «она пошла друга себе искать». Сначала она предложила волку жить вместе, потом медведю, потом человеку. О медведе в сказке говорится так: «Медведь – богатырь, вероятно, сильнее всех будет» [11 : с. 107], однако оказалось, что медведь боится человека. Когда собака начала лаять ночью, медведь сказал ей: «Перестань <…> зачем лаешь? Услышит нас человек, придет сюда и убьет нас с тобой».

В мордовской сказке «Кот и лиса» [1 : с.12–13] медведь предстает перед нами, как трусливый герой. Он сразу убегает от Лисы, как только она говорит, что ее муж Котофей Иванович сильнее его («Медведь испугался и убежал поскорее»).

В сказке «Свинка» [1 : с.14–15] медведь спасает волка, лису и свинью от пчел, а потом всех кормит медом. Однако, когда лиса решает подшутить над ним и намазывает остатками меда медведю под хвостом, он убивает всех и остается один.

Глупым оказывается медведь в сказке «Лиса и медведь» [1 : с. 16-17]. Два раза лисе удается обмануть медведя и заработать себе на жизнь. Однако, как и в предыдущих сказках, медведь готов отомстить за обман и хочет съесть лису, однако и здесь ей удается обхитрить медведя.

В сказке «Благодарный медведь» [1 : с. 24–25] главный герой просит девушку убрать занозу из лапы, и девушка помогает ему. За это он дает эрзянке мед, который ели всей деревней всю зиму.

Медведь готов щедро отблагодарить за добро любого, однако хочет, чтобы и его благодарили за хорошие дела. Так, в сказке «Медведь-песельник»   [1 : с. 25–26] он успокаивает своими песнями старика со старухой, которые утонули в воде. За это он просит «коровку с серебряными рогами», «бычка с репейным хвостом», «курочек-пеструшечек», «уточек-кряхтушечек». Когда старик и старуха все отдают медведю, им приходится выбирать, кого отдавать следующего. Долго спорят старик и старуха, не могут решить, и медведь съедает их обоих.

Таким образом, медведь в мордовских народных сказках – это герой, который справедлив, добр к тем, кто и к нему так относится. За хорошие дела – награждает, за плохие – наказывает. Иногда медведь глуп, однако таким его может сделать только лиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного нами исследования мы можем сделать вывод о том, что медведь является персонажем многих мордовских сказок, песен, пословиц, загадок и т.д.

Фольклор всегда содержит сведения о культуре народа, о его историческом прошлом. Именно поэтому народ должен бережно сохранять и передавать из поколения в поколение то, что ему дорого и свято.

Образ медведя издавна привлекает ученых различных направлений гуманитарного знания. Так, образ медведя рассматривали культурологи, философы, этнографы и др. ученые. Однако никто не рассматривал образ медведя в мордовском фольклоре.

Так, в малых жанрах медведь является типичным представителем животного мира. Это сильный зверь, который уходит в спячку на зиму и любит мед. Медведь часто встречается в приметах. Скорее всего, это связано с тем, что в мордовской культуре он является прародителем. Яркими отличительными чертами не обладает.

В крупных фольклорных жанрах медведь наделяется различными чертами характера. Так, это добрый муж, который готов сделать все, чтобы жена была счастлива. В сказках это герой, который справедлив и добр к тем, кто и к нему так относится. За хорошие дела он награждает, за плохие – наказывает. Иногда медведь глуп, однако таким его может сделать только лиса.

Таким образом, медведь является одним из ярких представителей традиционной фауны Мордовии, он играл важную роль в жизни мордовского народа. Это животное, которому поклонялись, его уважали и боялись, именно поэтому он так ярко представлен в мордовском фольклоре.

Список использованных источников

  1. Долгачев А. А. Мордовские народные сказки. Для ст. и сред. школ. возраста / А. А. Долгачев. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. – 400 с.
  2. Кириллов П. С. Мордовские народные песни / П. С. Кириллов ; под ред. Ф. Ф. Советкина и В. В. Горбунова. – М. : Гос. изд-во худ. лит-ры, 1957. – 271 с.
  3. Кошкарова Ю. А. Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России : автореф. дис. канд. культурологии / Ю. А. Кошкарова. – Краснодар, 2011. – 22 с.
  4. Мокшина Е. Н. Образ медведя в религиозных и мифологических представлениях мордвы и других финно-угорских народов / Е. Н. Мокшина // Краеведческие записки. – №18. – Саранск : Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина», 2012. – С. 16–21.
  5. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования Мордвы / Н. Ф. Мокшин.  2-е изд. доп. и перераб.  Саранск : Морд. кн. изд-во, 1998.  244 с.
  6. Полевые материалы – экспедиция в Большеберезниковский район Республики Мордовия. Июль 2016 (информант: Беськаева Нина Ивановна, 1973 г.р.)
  7. Полевые материалы – экспедиция в Большеберезниковский район Республики Мордовия. Июль 2016 (информант: Зимина Елена Степановна, 1952 г.р.)
  8. Полевые материалы – экспедиция в Большеберезниковский район Республики Мордовия. Июль 2016 (информант: Лугаськова Татьяна Владимировна, 1956 г.р.)
  9. Полевые материалы – экспедиция в Большеберезниковский район Республики Мордовия. Июль 2016 (информант: Панькина Зинаида Александровна, 1954 г.р.)
  10. Самородов К. Т. Мордовские загадки. Для детей мл. и сред. Школьного возраста / К. Т. Самородов. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1983. – 24 с.
  11. Седова Л. В. Родники народной мудрости: Устно-поэт. Творчество мордов. народа / Л. В. Седова. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2007. – 240 с.
  12. Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 8 т. / под общ. ред. Э. В. Померанцевой, Л. С. Кавтаськина.– Т. 4. – Кн.1. Пословицы, присловья и поговорки. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 1967. – 376 с.

  • Мордовская сказка лиса и медведь краткое содержание
  • Морозко сказка про что
  • Мордовская сказка как собака друга искала читательский дневник
  • Морозко сказка отрывок с бабой ягой
  • Морозко сказка отзыв в читательский дневник