Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке» для читательского дневника.
Содержание
- Основные персонажи сказки
- «Иван-царевич и Серый волк» в сокращении
- Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»
- Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский
- Видео краткое содержание Иван Царевич и Серый волк
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
- Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
Другие персонажи:
- Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
- Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
- Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
- Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.
«Иван-царевич и Серый волк» в сокращении
«Иван царевич и Серый волк» краткое содержание для читательского дневника:
Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар-птица. Никакие караулы не могут уследить похитителя. В карауле Иван-царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья-царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.
Серый волк спасает Ивана-царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.
Главная мысль:
Если у тебя есть товарищ, который более опытный и мудрый, то стоит послушаться его совета, чтобы не попасть в глупую или тяжелую ситуацию. Таким мудрым товарищем для Ивана царевича был серый волк, который помогал ему преодолеть разные испытания. Но когда царевич ослушался совета волка, то попадал в неприятности, например, его несколько раз заключали под стражу. Еще сказка учит тому, что на добро отвечают добром, а злые поступки откликаются злом.
Читайте также сочинение «Иван-царевич на Сером Волке» по картине В. М. Васнецова.
Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»
Краткое содержание «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» Жуковский:
В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять. Интересно ему стало, кто же вор.
Два старших сына спали всю ночь и отцу сказали, что никто не приходил. Младший Иван стойко продержался всю ночь, и поймал жар-птицу за хвост, которая вырвалась от него и улетела. Рассказал он отцу о ночных приключениях и перо жар-птицы отдал.
С тех пор перестали пропадать яблоки, но Демьян Данилович захотел, во что бы то ни стало, добыть волшебную жар-птицу. Старшие братья отправились в дорогу, а меньший остался дома. Немного подумав, он пришёл к отцу, и упросил его отпустить его вслед за братьями. Демьян Данилович скрепя сердце отпустил и младшего, самого любимого, сына.
На перепутье дорог он поехал вправо, и вскоре увидел на тропе волка. Тут же серый съел коня, и Иван пошёл пешком. Догнал его волк, и узнав, что Ивану нужно, вызвался ему помочь. Для начала он дал дружеский совет Ивану, взять только жар-птицу, а клетку ни в коем случае не трогать. Затем волк отвёз доброго молодца прямо к жар-птице, но его поймали, так как он схватил вместе с птицей клетку, и привели к царю Долмату.
Он согласился отдать Ивану жар-птицу, но в обмен на коня царя Афрона. Пошёл Иван выполнять задание, а волк предупредил, его чтобы он ни в коем случае не брал уздечки, потому что быть беде. Иван не послушался волка, и когда взял красавца-коня, решил прихватить и уздечку. Ему неизвестно было, что уздечка зазвенит и прибежит стража. Так он оказался на ковре у царя Афрона.
Афрон постыдив доброго молодца, за коня запросил царевну. Побрёл Иван к серому волку. Волк оставил Ивана возле высокого забора, а сам пошёл похищать царевну. Увидела царевна Ивана и влюбилась в него, и он тоже её полюбил. Иван очень не хотел отпускать от себя девушку, и серый волк решил и в этот раз ему помочь. Когда они приехали к царю Афрону, волк превратился в царевну, забрал коня и поехал прочь. Волк догнал путников.
В царстве Долмата волк превратился в коня, и царь вручил Ивану жар-птицу. Когда добрый молодец ушёл от Долмата, серый волк опять догнал путников. Доехали они до перепутья и простились с волком. Иван с невестой вернулся во дворец к отцу, и Демьян Данилович заключил его в объятья.
Вывод:
Сказка учит тому, что нужно слушать мудрые советы, в точности выполняя указания, а долги всегда возвращаются сторицей.
Другая сказка «Марья Моревна» придумана народном русским, и поэтому автор и точный год ее создания не известен. Краткое содержание «Марья Моревна» для читательского дневника повествует о женитьбе и подвигах Ивана Царевича.
Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский
«Иван царевич и Серый Волк» Жуковский краткое содержание произведения:
Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.
Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.
Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.
Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.
Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку.
Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.
Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.
Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.
Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.
Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.
Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.
Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе.
Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.
Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.
Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь. Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило. Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.
После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.
Заключение
Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.
Знаменитую сказку «Конёк-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Конька-горбунка» по частям. Произведение написано четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.
Видео краткое содержание Иван Царевич и Серый волк
С помощью Серого Волка царевич Иван находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.
Предыдущая
Краткое содержаниеКраткое содержание романа «Незнайка на Луне» Н. Н. Носова
Следующая
Краткое содержаниеКраткое содержание сказки «Солдат и Смерть»
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
Основной темой сказки является поиск счастья.
Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.
Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.
Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.
Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.
Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.
Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
- Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
Другие персонажи:
- Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
- Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
- Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
- Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.
Летающий конь
Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:
Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!
А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.
Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.
Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.
Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг
В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова
BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $
Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.
Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились
Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.
Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.
Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.
У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.
Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты
Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак
Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк»
Автор: народ
Название произведения: «Иван Царевич и Серый Волк»
Число страниц: 8
Жанр: сказка
Главные герои: Иван, Серый Волк, Берендей.
Второстепенные герои: братья, Елена, Афрон, Кусман.
Характеристика главных героев:
Иван-царевич — смелый, но глупый.
Не выполнял до конца наставления Волка.
Был слишком самоуверен и самостоятелен.
Серый Волк — добрый и находчивый.
Помог царевичу раздобыть все богатства.
Верный и преданный.
Берендей — царь, отец братьев. Добрый, но рачительный.
Тоскует, если что-то теряет.
Характеристика второстепенных героев:
Старшие братья — хитрые и ловкие.
Убили родного брата и все награды забрали себе.
Елена — красавица. Молчаливая.
Афрон и Кусман — цари. Жадные. Думали о личной выгоде.
Краткое содержание сказки «Иван царевич и Серый Волк»
Некто повадился воровать яблоки в саду царя Берендея.
Старшие братья не нашли вора, а младший успел поймать перо Жар-птицы.
Берендей отправил сыновей за птицей.
Коня царевича съел Серый Волк.
Волк решил отплатить Ивану добром и рассказал, как добыть жар-птицу.
Но Иван не послушал совета и его поймал царь Афрон.
Он отправил Ивана за конём.
Волк снова сказал, как поймать коня, но Иван опять не послушался.
Его поймал царь Кусман и отправил за Еленой.
Тут уж Иван послушал Волка и украл Елену.
Волк превращался в девушку и коня, чтобы обмануть царей.
Иван получил всё и поехал домой. Но старшие братья убили младшего и забрали добычу.
С помощью ворона Волк оживил царевича и растерзал братьев.
Иван вернулся домой и женился на Елене.
План сказки:
- Царь и его семья.
- Пропажа яблок.
- Поиски необычной птицы.
- Встреча с Серым Волком.
- У царя Афрона.
- У царя Кусмана.
- Похищение Елены.
- Обман волка.
- Предательство старших братьев.
- Живая вода.
- Братья наказаны.
- Свадьба.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Иван царевич и Серый Волк»
Главная мысль сказки в том, что если есть друг, трудности решаются намного легче.
Основная идея сказки в том, что помогая другим, мы вправе рассчитывать на ответную благодарность.
Чему учит произведение:
Сказка учит отвечать добром на добро.
Учит верности и преданности.
Учит слушать умных советов.
Учит не быть жадными и корыстными.
Краткий отзыв по произведению «Иван царевич и Серый Волк» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что иметь такого хорошего и надёжного друга, каким оказался Волк, ни отказался бы никто.
Именно благодаря Волку царевич сумел не только найти всё желаемое, но и сохранить жизнь.
И я поражалась долготерпению Волка, который раз за разом вытаскивал царевича из неприятных ситуаций.
Это очень интересная, увлекательная и волшебная сказка.
В ней говорится не только о борьбе героя со злом, но и верной дружбе, о предательстве и возмездии.
Мне очень нравится Волк, главный герой этой сказки.
Он заслужил почёт и уважение, был умным, находчивым и опытным.
Если бы Иван его сразу послушался, он не пережил бы и половины опасностей, но и не получил бы в жены прекрасную Елену.
Я всем рекомендую прочитать эту сказку и подумать о том, что к умным советам всегда следует прислушиваться.
Но поступать всё-таки нужно по-своему.
Иногда это приводит к беде, но чаще в неожиданным и приятным результатам.
Пословицы к сказке:
- Добрый друг лучше ста родственников.
- Умный товарищ — половина дороги.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Долг платежом красен.
Словарь неизвестных слов:
- Похитник — вор.
- Смыкать — закрывать.
- Пригорюнился — опечалился.
- Чудится — кажется.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья.
Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками.
Наехали и видят — у Ивана-царевича всё добыто.
Вот они и сговорились:
— Давай убьём брата, добыча вся будет наша.
Решились и убили Ивана-царевича.
Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили её:
— Дома не сказывай ничего!
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Царевна-лягушка»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба-яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Подборка по базе: Кр. Учет и анализ ОкружкоМО01.docx, Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия (биология).doc, Задание 8 КОМПЛЕКСНЫЙ эк анализ.docx, Сравнительный анализ деловых культур.docx, КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ КАФЕДРА ЛИНГВИСТИКИ.docx, Основы анализа бухгалтерской отчетности.pdf, Бухгалтерский учет и анализ.pdf, Задание 2. Анализ таблиц истинности логических выражений. 2.pptx, Сравнительный анализ входной работы и за 1 полугодие.docx, 6119 Комплексный финансовый анализ.docx
Анализ русской-народной сказки «Иван-царевич и серый волк» по В. Я. Проппу.
Нельзя точно сказать, что В. Я. Пропп создал универсальный для всех русских-народных сказок план. Это можно доказать на примере строения сказки «Иван-царевич и серый волк». Во многом её структура повествования и представленные события отличаются от схемы Проппа.
Во-первых, в сказке отсутствует чётко-выраженный антагонист, вредитель. Он не обманывает главного героя (Ивана-царевича), не преследует и не приносит его семье ущерба. Возможно, кого-то похожим на антагониста можно назвать Жар-птицу, которая ворует золотые яблоки из сада царя Берендея. Однако это не вписывается в классическую морфологию сказки, ведь животное не разговаривает, главного героя не обманывает и тем более его убивать не настроено. В контексте повествования Жар- птица скорее выступает желанной «драгоценностью», «заветным предметом», который и обязан отыскать Иван- царевич. Также, в роли антагониста могут выступать два царя, к которым наведывался главный герой: Афрон, Кусман. Они то и уличают Ивана-царевича в краже, заставляя его исполнять их желания: привести златогривого коня и Елену Прекрасную. Однако и эти персонажи на вредителей, которых описывал Пропп, не похожи: они лишь исполняют функцию недовольных обвинителей, которые отправляют Ивана-царевича дальше по сюжету. Таким образом, в сказке отсутствует антагонист.
Во-вторых, пропущены первые функции их схемы Проппа: никто не отличается из дома (царства) царя Берендея, все члены семьи живы. Вообще, весь первый эпизод сказки кажется ненатуральным. Так, перо Жар-птицы, которое смог раздобыть Иван-царевич, упомянуто единожды и забыто. Отсутствует какой-либо запрет, нарушаемый главным героем. Однако уже в начале второго эпизода, главный герой ослушивается предсказания камня, идёт на третью сторону, где теряет коня. Можно предположить, что именно с этого момента и начиналась изначальная версия сказки.
Далее Ивану-Царевичу встречается серый волк, который выполняет сразу несколько ролевых функций: является и волшебным средством и дарителем. Именно с его помощью главный герой добирается до мест назначения (сидя на спине животного), волк вручает Царевичу Елену Прекрасную, оборачивается девушкой и конём, чтобы помочь герою, а в конце сказки даже возрождает Царевича и убивает неверных братьев. Несмотря на это, образ серого волка не часто встречается в русском фольклоре в виде помощника и доброго друга. Чаще всего он отображает зло и недобрую весть. И на самом деле, волк сьедает коня главного героя, и только поэтому по-началу соглашается помочь. Если развернуть ситуацию и представить волка в виде антагониста, то сказка будет лучше вписываться в классическую схему Проппа: антагонист-волк вредит главному герою и съедает его коня, после Царевич встречается с ним около врат царства Далмата и отвоёвывает у животного Елену Прекрасную, где, возможно метится укусами, но побеждает.Братоубийство редко встречается в русских-народных сказках, поэтому, эпизод с отмщением волка также может оказаться вставным. Таким образом, не случается и убийства братьев, и кратковременной смерти главного героя.
Нельзя уверенно сказать, можно ли применить функцию ложного героя к братьям, убившим Ивана-Царевича. Так или иначе, они забирают его заслуги и обманывают отца, как бы применяя на себя роль главного героя. Сложная задача, вставшая перед Иваном-царевичем- это его непосредственная смерть. Решает её серый волк, достав живую воду и возродив героя. Более того, именно животное и наказывает братьев, ложные герои или антагонисты разоблачаются, а Иван-Царевич, пусть и не приобретает классический новый облик, но буквально заново рождается, что можно приписать к 29 функции схемы Проппа.
Последние события в сказке точно сходятся с классическим планом- враг оказывается побеждённым, Царевич возвращается домой и венчается с Еленой Прекрасной.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.
Основной темой сказки является поиск счастья.
Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.
Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.
Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.
Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.
Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.
Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.
Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк
Популярные сегодня темы
- Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь
Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
- Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение
В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.
- Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна
«Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.
- Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей
Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру
- Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии
Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Автор: народ
Название: “Иван Царевич и Серый Волк”
Жанр: волшебная сказка
Тема произведения: дружба
Число страниц: 11
Главные герои и их характеристика
Иван Царевич, молодой и красивый, торопливый, непослушный. Но добрый, отзывчивый, рассудительный.
Серый волк. Верный друг и добрый товарищ. Все умеет, все знает.
Царь Берендей. Мудрый правитель.
Старшие братья Ивана — глупые, жадные, коварные душегубы.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Иван Царевич отправляется искать жар-птицу, но встречает Серого волка, и тот помогает ему не только добыть жар-птицу, но коня и невесту.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
Неизвестный ворует золотые яблоки царя Берендея, а Иван Царевич успевает выхватить перо у жар-птицы.
Сыновья царя отправляются искать жар-птицу, но коня Ивана Царевича съедает Серый волк, который за это берется помогать Ивану.
Иван не слушает наставлений Серого волка и поэтому ему приходится ехать за златогривым конем и за Еленой Прекрасной.
Волк помогает Ивану обмануть жадных царей, и Ивану достаются и Елена Прекрасная, и златогривый конь, и жар-птица.
Братья убивают Ивана Царевича, но Волк ловит ворона и велит тому принести живой воды.
Иван Царевич оживает, Волк убивает его братьев, а Иван женится на Елене Прекрасной.
Понравившийся эпизод
Мне
понравилось, как Серый волк притворился Еленой Прекрасной и напугал царя
Кусмана. Тот думал увидеть симпатичное личико красивой девушки, а увидел в
кровати морду волка.
План произведения для пересказа
Воровство золотых яблок
Сыновья Берендея в карауле
Перо жар-птицы
Съеденный конь Ивана
Серый волк вызывается помочь Ивану
Ивана ловит царь Афрон
Ивана ловит царь Кусман
Волк похищает Елену Прекрасную
Волк перевоплощается
Коварство братьев
Месть волка
Свадьба Ивана
Главная мысль
Верный друг
никогда не предаст и всегда поможет.
Чему учит эта книга
Сказка учит
дружбе и чести, храбрости и верности, доброте и отзывчивости. Учит слушаться
умных советов, учит не жадничать и не торопиться. Учит не доверять тем, кто
одержим жаждой власти или наживы.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне
понравилась эта красивая сказка. Хотя мне показалось, что настоящим главным
героем в ней выступает Серый волк. Именно он сделал всю работу, именно он
несколько раз спасал Ивана, и именно он вызывает самое большое восхищение.
Новые слова и выражения
Похитник —
вор, похититель.
Чудится –
кажется.
Пригорюнился
– опечалился.
Терем —
красивый дом, царский дворец.
Пословицы к произведению
Дорога
помощь вовремя.
Без друга —
сирота, а с другом — семьянин.
Верный друг
лучше сотни слуг.
Долг
платежом красен.
На друга надейся, и сам не забудь его выручить.
Назад к содержанию
Эссе проппистско-литературоведческое
Ув. Swinow (http://swinow.livejournal.com/41184.html) высказал любопытное предположение о том, что сказка о Иване-царевиче и Сером Волке может быть преданием вильцев или лютичей.
К его доказательствам можно добавить, вероятно, еще один аргумент, хотя и косвенный. Географическое пространство этой сказки включает в себя четыре царства, в этих царствах говорят на понятных друг другу языках и неплохо осведомлены о делах друг друга. При этом Иван-царевич без затруднений посещает все эти царства в течение какого-то неопределенного, но очевидно недолгого промежутка времени. То есть расстояния в географическом пространстве этой сказки определенно не российские, речь идет о каких-то весьма компактных территориальных образованиях. В сознании сочинителей сказки существуют не российские, а скорее европейские представления о размерах государств.
На этом я хотел закончить комментарий поста Свинова, но не получилось.
Когда я слышу слово «сказка», моя рука сама тянется к Проппу.
Я применил схему Проппа к сказке про Ивана-царевича и Серого Волка, результат оказался немного непредсказуем. Получается, что в этой сказке под видимым и понятным сюжетом скрыт старый, первоначальный, почти незаметный, но при желании реконструируемый исходный сюжет.
Сначала посмотрим то, что лежит на поверхности, как текст сказки на верхнем явном уровне очевидно укладывается в схему Проппа.
Начинается любая сказка с описания некой исходной ситуации. Здесь мы видим весьма обычную сказочную ситуацию – было у царя три сына и т.д.
Функция 1. Один из членов семьи отлучается из дома.
Этого в нашей сказке нет.
Функция 2. К герою обращаются с запретом.
Функция 3. Запрет нарушается.
Тема запрета присутствует в запрете на поедание яблок в царском саду, этот запрет нарушается жар-птицей. Хотя героем сказки жар-птица точно не является.
После нарушения запрета, по Проппу, в сказке должен появиться антагонист героя, то есть враг, противник, вредитель. Он выведывает какие-то важные сведения, это все представлено в следующих четырех функциях.
Функция 4. Антагонист пытается произвести разведку.
Функция 5. Антагонисту даются сведения о его жертве.
Функция 6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.
Функция 7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.
Только в нашей сказке эти функции пропущены.
Функция 8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.
Восьмую функцию Пропп полагал самой важной, поскольку с нее начинается фактически основная сюжетная линия сказки.
В сказке вред очевиден – жар-птица ворует золотые яблоки. Получается, что жар-птица в этой сказке антагонист, или, по крайней мере, орудие антагониста.
Функция 9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.
Функция 10. Искатель соглашается или решается на противодействие.
Функция 11. Герой покидает дом.
Иван (и его братья) отправляется на поиски Жар-птицы.
Функция 12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.
Функция 13. Герой реагирует на действия будущего дарителя
Функция 14. В распоряжение героя попадает волшебное средство.
Испытанием можно считать выбор пути у камня на распутье, потерю коня. Волшебным средством, несомненно, является Серый Волк, который сам подходит к герою, затевает разговор, выясняет, что к чему и предлагает свою помощь. Все вроде по Проппу.
Функция 15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
Иван скачет верхом на Сером Волке.
Функция 16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу
Функция 17. Героя метят
Функция 18. Антагонист побеждается.
Антагонистом в такой трактовке, похоже, можно считать трех царей, владельцев сокровищ – жар-птицы, коня златогривого и Елены Прекрасной. Борьбой с антагонистом тогда являются попытки Ивана украсть эти сокровища (неудачно) или добыть их мошенническим путем с помощью Серого Волка (удачно).
То, что антагонистов оказывается трое, можно отнести за счет того, что их тройственность есть только следствие стандартного сказочного приема утроения. В начальной версии сюжета антагонист, вероятно, был один, и лишь позднее он растроился.
Функция 19. Начальная беда или недостача ликвидируется.
Функция 20. Герой возвращается.
Иван получает жар-птицу, ради которой он и пустился в путь, и в качестве бонуса – еще коня и барышню.
Функция 21. Герой подвергается преследованию.
Функция 22. Герой спасается от преследования.
Пострадавшие цари Ивана не преследуют, но в дело вступают братья Ивана, которые убивают его и присваивают его добычу. Ивана оживляет и спасает все тот же Серый Волк.
Функция 23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.
Этого в сказке нет.
Функция 24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
Братья Ивана присваивают его заслуги.
Функция 25. Герою предлагается трудная задача.
Функция 26. Задача решается.
Функция 27. Героя узнают.
Этого в сказке нет.
Функция 28. Ложный герой или антагонист изобличается.
Братья Ивана изобличены.
Функция 29. Герою дается новый облик.
Этого в сказке нет.
Функция 30. Враг наказывается.
Братья Ивана наказаны.
Функция 31. Герой вступает в брак и воцаряется.
Тут все у Ивана в порядке.
Очевидно, что в целом сказка про Ивана-царевича и Серого Волка вполне вписывается в схему Проппа. Не все пропповские функции в ней реализованы, но это для сказок и не обязательно. Реальные сказки далеко не всегда отвечают всем требованиям полной схемы сказочной морфологии.
В данном случае, как несложно видеть, реализовано 19 функций (3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 30, 31), и не реализованы, соответственно, 12 остальных функций (1, 2, 4, 5, 6, 7, 17, 23, 25, 26, 27, 29).
Пока все просто и понятно.
Но природная подозрительность и склонность к конспирологии заставили меня увидеть в этой сказке и нечто иное.
Функция 1. Один из членов семьи отлучается из дома.
По Проппу, сказка должна начинаться с того, что один из членов семьи отлучается из дому либо умирает. Смерть в этом случае приравнивается к отлучке, поскольку важно именно отсутствие кого-то, а не причина этого отсутствия. Отсутствие какого-то члена семьи создает новую ситуацию, которая заставляет героя действовать или дает возможность герою действовать.
Можно только гадать, кто уехал или умер в начальном варианте сказки про Ивана-царевича и Серого Волка. Поскольку речь идет о царской семье, то для нее существенно отсутствие или смерть самого царя.
Функция 2. К герою обращаются с запретом.
Функция 3. Запрет нарушается.
Вот это тоже интересное место. По Проппу, развитие сюжета каждой волшебной сказки начинается с нарушения какого-то запрета.
С одной стороны, в сказке про Ивана-царевичи и Серого Волка этот запрет и его нарушение вполне очевидны – запрет на поедание яблок в царском саду, и нарушение этого запрета Жар-птицей в самом начале текста присутствуют.
Но. Нарушать тот запрет, который важен именно для сюжета сказки, должен герой сказки, и никто иной. Жар же птица тут на героя совсем не тянет. Если не считать грабительских налетов на царский сад, эта птица далее предстает не субъектом, а объектом действия – Иван ее сначала украсть пытается, затем добывает путем мошенничества, и достается она в конце концов царю в качестве подарка. Это не герой.
А запрет, который нарушает реальный герой сказки, в тексте тоже имеется. Этот запрет написан на том камне, который на распутье – «направо пойдешь, коня потеряешь». Запрет сформулирован несколько неявно, но вполне доходчиво – «направо не ходить». Санкция за нарушение этого запрета также откровенно названа.
Иван-царевич этот запрет нарушил, и коня потерял.
С этого места, если верить Проппу, и начинается реальный сюжет сказки, ее первоначальный, истинный сюжет.
Жар-птица, так обеспокоившая царя в начале сказки, залетела сюда позднее и из какого-то другого сюжета. Ни героем (как нарушитель запрета), ни антагонистом (как похититель яблок) она точно не является, и потому не вписывается в стандартную морфологическую схему сказки. Лишним и позднейшим добавлением оказывается и история охраны яблок царевичами с добыванием пера Жар-птицы. Это перо, которое могло бы оказаться важным волшебным талисманом, в нашей сказке никак потом не участвует, что подтверждает чужеродность вставленных в начало сказки сцен. Они заимствованы из какого-то другого сюжета.
А наша сказка, вернее, ее подлинный исходный вариант, начинается с того, что Иван-царевич едет в запретный лес, в священную рощу, и приносит в жертву коня. Вот они, и запрет, и его нарушение.
Функция 4. Антагонист пытается произвести разведку.
Функция 5. Антагонисту даются сведения о его жертве.
Незамедлительно после нарушения запрета, согласно законам сказки, должен объявиться антагонист, то есть главный враг героя. Антагонист выведывает у героя разные важные для него сведения.
И ведь в сказке этот персонаж действительно появляется. Появляется немедленно после нарушения запрета, и выведывает у Ивана нужную антагонисту информацию.
Этот персонаж – Серый Волк. Он, по законам сказочной морфологии, должен быть не другом, а врагом Ивана. Несколько неожиданно.
Функция 6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.
Функция 7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.
Функция 8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.
Далее антагонист должен, воспользовавшись полученной от героя информацией, нанести какой-то вред или ущерб. При этом обманутый герой невольно помогает врагу.
А что происходит в сказке после появления антагониста? Он сажает героя себе на спину и мчится воровать жар-птицу.
В известных вариантах сказки герой с антагонистом воруют чужую жар-птицу и неудачно. В исходном варианте сказки антагонист должен был украсть жар-птицу царя Выслава, и украсть удачно. Этого требуют законы сказочной морфологии.
Этого, кстати, требуют и законы логики. В известных вариантах сказки существует определенное противоречие – у царя похищают яблоки, а он приказывает добыть жар-птицу. Здравый смысл, и житейский и сказочный, предполагает, что добыть в такой ситуации надо именно то, что было похищено. Если царь послал сыновей искать именно жар-птицу, то, следовательно, жар-птицу у него в оригинальной версии сказки и похитили. Хотя не обязательно в исходной версии сразу фигурировала жар-птица, возможно, сначала похищенной птицей был какой-нибудь священный символ типа сокола-рюрика.
Функция 9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.
Функция 10. Искатель соглашается или решается на противодействие.
Функция 11. Герой покидает дом.
Здесь обычный эпизод с отправлением царевичей на поиски. В известных вариантах сказки он переехал вперед и оказался привязан к сюжету о воровстве яблок.
Функция 12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.
Функция 13. Герой реагирует на действия будущего дарителя
Функция 14. В распоряжение героя попадает волшебное средство.
Здесь сложность. Если Серого Волка мы разжаловали из волшебных помощников в антагонисты, место волшебного помощника оказывается вакантным.
Из тех персонажей, которые сохранились в дошедших до нас версиях сказки, на роль волшебного помощника могут претендовать конь, барышня и ворон. Мне кажется, что ворон более перспективная фигура для этой позиции, поскольку он и в известных версиях имеет определенную самостоятельность действий и реально выполняет важное и спасительное для героя действие – приносит живую и мертвую воду для царевича. Конь же и барышня остались в сюжете сказки совершенно пассивными персонажами, скорее на положении вещей. Конь никак не демонстрирует свои скаковые достоинства, барышня никак не демонстрирует свой ум или волю, она даже беспрекословно перешла от царевича в распоряжение его убийцы. В общем, на роль волшебного помощника, активного участника сюжета, ни конь, ни барышня не годятся. А ворон хоть что-то, но делает. Вполне вероятно, в более ранних версиях сказки его роль была более активной и более заметной. Но позднее волк вытеснил его с места друга и помощника царевича.
Не исключено, что отзвук испытания при получении волшебного средства мы видим в эпизодах с похищением жар-птицы и коня (украсть так, чтобы не звякнула уздечка и т.д.)
Вообще утроение попыток краж и мошенничеств, предпринятых царевичем в существующих версиях сказок, вполне могут быть искаженным описанием трех разных сюжетных эпизодов оригинала. Первый эпизод – антагонист, при невольном содействии околдованного или обманутого героя, похищает жар-птицу у царя Выслава. Второй эпизод — царевич проходит какой-то тест и добывает волшебного помощника, предположительно ворона. И третий эпизод – уже решающий, столкновение героя с антагонистом.
Функция 15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.
Неизвестно, как. Ясно, что уже не верхом на волке. Возможно, ворон его перенес.
Функция 16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу.
Функция 17. Героя метят.
Функция 18. Антагонист побеждается.
Функция 19. Начальная беда или недостача ликвидируется.
Кульминационный эпизод сказки. В известных вариантах место этого действия – третье царство, откуда похищают барышню. Не исключено, что эта красавица сидела у волка в плену и царевич попутно ее спас. Показательно, что героя в этот город, в отличие от предыдущих, даже в дошедших до нас вариантах не пускают, в царство волка ему путь закрыт.
Вероятно, бой царевича с волком случился у стен базы волка. Глухой отзвук этого боя сохранился и в известных версиях сказки, где волк убил коня царевича. Вероятно, в оригинале конь царевича пал в схватке с волком.
Возможно, герой был в бою ранен (помечен волчьими зубами).
Но в результате наши, конечно, победили. Волк повержен, жар-птица возвращена законному владельцу.
Функция 20. Герой возвращается.
Функция 21. Герой подвергается преследованию.
Функция 22. Герой спасается от преследования.
Функция 24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.
Функция 28. Ложный герой или антагонист изобличается.
Функция 30. Враг наказывается.
Функция 31. Герой вступает в брак и воцаряется.
В последних функциях все так же, как и в известной версии. На обратном пути героя коварно убивают братья, но ворон, волшебный помощник героя, оживляет его живой водой, хотя, возможно,.все это тоже более поздние добавления, не существовавшие в начальной весии сказки, для сюжета эти эпизоды уже не имеют большого значения. Все равно герой триумфально возвращается, карает злодеев и воцаряется.
В результате оказывается возможным реконструировать первоначальный сюжет сказки.
В некотором царстве-государстве умер царь Выслав. Его сын поехал в священную запретную рощу и принес в жертву коня. Тут объявился враг, волк-оборотень, способный обращаться и разных животных и в людей. Околдовал царевича, посадил к себе на спину, примчал к царскому саду и заставил помочь украсть священную птицу. Когда колдовство прошло, царевич осознал, что случилось, и отправился на поиски священной птицы. Царевич получил волшебного помощника – ворона. Ворон перенес его к границам царства волка, там царевич вступил с волком в бой, победил и отбил священную птицу. Вернулся домой стал царем.
В заключение можно предположить, что начальная версия сказки была сочинена в среде народа, для которого какая-то птица была священным объектом, а волк – символом зла и обмана. Модифицировалась же сказка, изменялась, расширялась, дополнялась, украшалась, потеряла исходный смысл и обрела свой нынешний вид в среде народа, для которого волк был символом добра.
Как заметил один из комментаторов, «Возможно, что в сказке — отражение неких событий захвата Острова велетами на короткое время в конце 700-х годов» (http://swinow.livejournal.com/41184.html?thread=485344#t485344). Вполне возможно.