Морфология сказки иван царевич и серый волк

Эссе проппистско-литературоведческое

Ув. Swinow (http://swinow.livejournal.com/41184.html) высказал любопытное предположение о том, что сказка о Иване-царевиче и Сером Волке может быть преданием вильцев или лютичей.

К его доказательствам можно добавить, вероятно, еще один аргумент, хотя и косвенный. Географическое пространство этой сказки включает в себя четыре царства, в этих царствах говорят на понятных друг другу языках и неплохо осведомлены о делах друг друга. При этом Иван-царевич без затруднений посещает все эти царства в течение какого-то неопределенного, но очевидно недолгого промежутка времени. То есть расстояния в географическом пространстве этой сказки определенно не российские, речь идет о каких-то весьма компактных территориальных образованиях. В сознании сочинителей сказки существуют не российские, а скорее европейские представления о размерах государств.

На этом я хотел закончить комментарий поста Свинова, но не получилось.

Когда я слышу слово «сказка», моя рука сама тянется к Проппу.

Я применил схему Проппа к сказке про Ивана-царевича и Серого Волка, результат оказался немного непредсказуем. Получается, что в этой сказке под видимым и понятным сюжетом скрыт старый, первоначальный, почти незаметный, но при желании реконструируемый исходный сюжет.

Сначала посмотрим то, что лежит на поверхности, как текст сказки на верхнем явном уровне очевидно укладывается в схему Проппа.

Начинается любая сказка с описания некой исходной ситуации. Здесь мы видим весьма обычную сказочную ситуацию – было у царя три сына и т.д.

Функция 1. Один из членов семьи отлучается из дома.

Этого в нашей сказке нет.

Функция 2. К герою обращаются с запретом.

Функция 3. Запрет нарушается.

Тема запрета присутствует в запрете на поедание яблок в царском саду, этот запрет нарушается жар-птицей. Хотя героем сказки жар-птица точно не является.

После нарушения запрета, по Проппу, в сказке должен появиться антагонист героя, то есть враг, противник, вредитель. Он выведывает какие-то важные сведения, это все представлено в следующих четырех функциях.

Функция 4. Антагонист пытается произвести разведку.

Функция 5. Антагонисту даются сведения о его жертве.

Функция 6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.

Функция 7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.

Только в нашей сказке эти функции пропущены.

Функция 8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.

Восьмую функцию Пропп полагал самой важной, поскольку с нее начинается фактически основная сюжетная линия сказки.

В сказке вред очевиден – жар-птица ворует золотые яблоки. Получается, что жар-птица в этой сказке антагонист, или, по крайней мере, орудие антагониста.

Функция 9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

Функция 10. Искатель соглашается или решается на противодействие.

Функция 11. Герой покидает дом.

Иван (и его братья) отправляется на поиски Жар-птицы.

Функция 12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.

Функция 13. Герой реагирует на действия будущего дарителя

Функция 14. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

Испытанием можно считать выбор пути у камня на распутье, потерю коня. Волшебным средством, несомненно, является Серый Волк, который сам подходит к герою, затевает разговор, выясняет, что к чему и предлагает свою помощь. Все вроде по Проппу.

Функция 15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Иван скачет верхом на Сером Волке.

Функция 16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу

Функция 17. Героя метят

Функция 18. Антагонист побеждается.

Антагонистом в такой трактовке, похоже, можно считать трех царей, владельцев сокровищ – жар-птицы, коня златогривого и Елены Прекрасной. Борьбой с антагонистом тогда являются попытки Ивана украсть эти сокровища (неудачно) или добыть их мошенническим путем с помощью Серого Волка (удачно).

То, что антагонистов оказывается трое, можно отнести за счет того, что их тройственность есть только следствие стандартного сказочного приема утроения. В начальной версии сюжета антагонист, вероятно, был один, и лишь позднее он растроился.

Функция 19. Начальная беда или недостача ликвидируется.

Функция 20. Герой возвращается.

Иван получает жар-птицу, ради которой он и пустился в путь, и в качестве бонуса – еще коня и барышню.

Функция 21. Герой подвергается преследованию.

Функция 22. Герой спасается от преследования.

Пострадавшие цари Ивана не преследуют, но в дело вступают братья Ивана, которые убивают его и присваивают его добычу. Ивана оживляет и спасает все тот же Серый Волк.

Функция 23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

Этого в сказке нет.

Функция 24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

Братья Ивана присваивают его заслуги.

Функция 25. Герою предлагается трудная задача.

Функция 26. Задача решается.

Функция 27. Героя узнают.

Этого в сказке нет.

Функция 28. Ложный герой или антагонист изобличается.

Братья Ивана изобличены.

Функция 29. Герою дается новый облик.

Этого в сказке нет.

Функция 30. Враг наказывается.

Братья Ивана наказаны.

Функция 31. Герой вступает в брак и воцаряется.

Тут все у Ивана в порядке.

Очевидно, что в целом сказка про Ивана-царевича и Серого Волка вполне вписывается в схему Проппа. Не все пропповские функции в ней реализованы, но это для сказок и не обязательно. Реальные сказки далеко не всегда отвечают всем требованиям полной схемы сказочной морфологии.

В данном случае, как несложно видеть, реализовано 19 функций (3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 30, 31), и не реализованы, соответственно, 12 остальных функций (1, 2, 4, 5, 6, 7, 17, 23, 25, 26, 27, 29).

Пока все просто и понятно.

Но природная подозрительность и склонность к конспирологии заставили меня увидеть в этой сказке и нечто иное.

Функция 1. Один из членов семьи отлучается из дома.

По Проппу, сказка должна начинаться с того, что один из членов семьи отлучается из дому либо умирает. Смерть в этом случае приравнивается к отлучке, поскольку важно именно отсутствие кого-то, а не причина этого отсутствия. Отсутствие какого-то члена семьи создает новую ситуацию, которая заставляет героя действовать или дает возможность герою действовать.

Можно только гадать, кто уехал или умер в начальном варианте сказки про Ивана-царевича и Серого Волка. Поскольку речь идет о царской семье, то для нее существенно отсутствие или смерть самого царя.

Функция 2. К герою обращаются с запретом.

Функция 3. Запрет нарушается.

Вот это тоже интересное место. По Проппу, развитие сюжета каждой волшебной сказки начинается с нарушения какого-то запрета.

С одной стороны, в сказке про Ивана-царевичи и Серого Волка этот запрет и его нарушение вполне очевидны – запрет на поедание яблок в царском саду, и нарушение этого запрета Жар-птицей в самом начале текста присутствуют.

Но. Нарушать тот запрет, который важен именно для сюжета сказки, должен герой сказки, и никто иной. Жар же птица тут на героя совсем не тянет. Если не считать грабительских налетов на царский сад, эта птица далее предстает не субъектом, а объектом действия – Иван ее сначала украсть пытается, затем добывает путем мошенничества, и достается она в конце концов царю в качестве подарка. Это не герой.

А запрет, который нарушает реальный герой сказки, в тексте тоже имеется. Этот запрет написан на том камне, который на распутье – «направо пойдешь, коня потеряешь». Запрет сформулирован несколько неявно, но вполне доходчиво – «направо не ходить». Санкция за нарушение этого запрета также откровенно названа.

Иван-царевич этот запрет нарушил, и коня потерял.

С этого места, если верить Проппу, и начинается реальный сюжет сказки, ее первоначальный, истинный сюжет.

Жар-птица, так обеспокоившая царя в начале сказки, залетела сюда позднее и из какого-то другого сюжета. Ни героем (как нарушитель запрета), ни антагонистом (как похититель яблок) она точно не является, и потому не вписывается в стандартную морфологическую схему сказки. Лишним и позднейшим добавлением оказывается и история охраны яблок царевичами с добыванием пера Жар-птицы. Это перо, которое могло бы оказаться важным волшебным талисманом, в нашей сказке никак потом не участвует, что подтверждает чужеродность вставленных в начало сказки сцен. Они заимствованы из какого-то другого сюжета.

А наша сказка, вернее, ее подлинный исходный вариант, начинается с того, что Иван-царевич едет в запретный лес, в священную рощу, и приносит в жертву коня. Вот они, и запрет, и его нарушение.

Функция 4. Антагонист пытается произвести разведку.

Функция 5. Антагонисту даются сведения о его жертве.

Незамедлительно после нарушения запрета, согласно законам сказки, должен объявиться антагонист, то есть главный враг героя. Антагонист выведывает у героя разные важные для него сведения.

И ведь в сказке этот персонаж действительно появляется. Появляется немедленно после нарушения запрета, и выведывает у Ивана нужную антагонисту информацию.

Этот персонаж – Серый Волк. Он, по законам сказочной морфологии, должен быть не другом, а врагом Ивана. Несколько неожиданно.

Функция 6. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом.

Функция 7. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу.

Функция 8. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб.

Далее антагонист должен, воспользовавшись полученной от героя информацией, нанести какой-то вред или ущерб. При этом обманутый герой невольно помогает врагу.

А что происходит в сказке после появления антагониста? Он сажает героя себе на спину и мчится воровать жар-птицу.

В известных вариантах сказки герой с антагонистом воруют чужую жар-птицу и неудачно. В исходном варианте сказки антагонист должен был украсть жар-птицу царя Выслава, и украсть удачно. Этого требуют законы сказочной морфологии.

Этого, кстати, требуют и законы логики. В известных вариантах сказки существует определенное противоречие – у царя похищают яблоки, а он приказывает добыть жар-птицу. Здравый смысл, и житейский и сказочный, предполагает, что добыть в такой ситуации надо именно то, что было похищено. Если царь послал сыновей искать именно жар-птицу, то, следовательно, жар-птицу у него в оригинальной версии сказки и похитили. Хотя не обязательно в исходной версии сразу фигурировала жар-птица, возможно, сначала похищенной птицей был какой-нибудь священный символ типа сокола-рюрика.

Функция 9. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

Функция 10. Искатель соглашается или решается на противодействие.

Функция 11. Герой покидает дом.

Здесь обычный эпизод с отправлением царевичей на поиски. В известных вариантах сказки он переехал вперед и оказался привязан к сюжету о воровстве яблок.

Функция 12. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника.

Функция 13. Герой реагирует на действия будущего дарителя

Функция 14. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

Здесь сложность. Если Серого Волка мы разжаловали из волшебных помощников в антагонисты, место волшебного помощника оказывается вакантным.

Из тех персонажей, которые сохранились в дошедших до нас версиях сказки, на роль волшебного помощника могут претендовать конь, барышня и ворон. Мне кажется, что ворон более перспективная фигура для этой позиции, поскольку он и в известных версиях имеет определенную самостоятельность действий и реально выполняет важное и спасительное для героя действие – приносит живую и мертвую воду для царевича. Конь же и барышня остались в сюжете сказки совершенно пассивными персонажами, скорее на положении вещей. Конь никак не демонстрирует свои скаковые достоинства, барышня никак не демонстрирует свой ум или волю, она даже беспрекословно перешла от царевича в распоряжение его убийцы. В общем, на роль волшебного помощника, активного участника сюжета, ни конь, ни барышня не годятся. А ворон хоть что-то, но делает. Вполне вероятно, в более ранних версиях сказки его роль была более активной и более заметной. Но позднее волк вытеснил его с места друга и помощника царевича.

Не исключено, что отзвук испытания при получении волшебного средства мы видим в эпизодах с похищением жар-птицы и коня (украсть так, чтобы не звякнула уздечка и т.д.)

Вообще утроение попыток краж и мошенничеств, предпринятых царевичем в существующих версиях сказок, вполне могут быть искаженным описанием трех разных сюжетных эпизодов оригинала. Первый эпизод – антагонист, при невольном содействии околдованного или обманутого героя, похищает жар-птицу у царя Выслава. Второй эпизод — царевич проходит какой-то тест и добывает волшебного помощника, предположительно ворона. И третий эпизод – уже решающий, столкновение героя с антагонистом.

Функция 15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Неизвестно, как. Ясно, что уже не верхом на волке. Возможно, ворон его перенес.

Функция 16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу.

Функция 17. Героя метят.

Функция 18. Антагонист побеждается.

Функция 19. Начальная беда или недостача ликвидируется.

Кульминационный эпизод сказки. В известных вариантах место этого действия – третье царство, откуда похищают барышню. Не исключено, что эта красавица сидела у волка в плену и царевич попутно ее спас. Показательно, что героя в этот город, в отличие от предыдущих, даже в дошедших до нас вариантах не пускают, в царство волка ему путь закрыт.

Вероятно, бой царевича с волком случился у стен базы волка. Глухой отзвук этого боя сохранился и в известных версиях сказки, где волк убил коня царевича. Вероятно, в оригинале конь царевича пал в схватке с волком.

Возможно, герой был в бою ранен (помечен волчьими зубами).

Но в результате наши, конечно, победили. Волк повержен, жар-птица возвращена законному владельцу.

Функция 20. Герой возвращается.

Функция 21. Герой подвергается преследованию.

Функция 22. Герой спасается от преследования.

Функция 24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

Функция 28. Ложный герой или антагонист изобличается.

Функция 30. Враг наказывается.

Функция 31. Герой вступает в брак и воцаряется.

В последних функциях все так же, как и в известной версии. На обратном пути героя коварно убивают братья, но ворон, волшебный помощник героя, оживляет его живой водой, хотя, возможно,.все это тоже более поздние добавления, не существовавшие в начальной весии сказки, для сюжета эти эпизоды уже не имеют большого значения. Все равно герой триумфально возвращается, карает злодеев и воцаряется.

В результате оказывается возможным реконструировать первоначальный сюжет сказки.

В некотором царстве-государстве умер царь Выслав. Его сын поехал в священную запретную рощу и принес в жертву коня. Тут объявился враг, волк-оборотень, способный обращаться и разных животных и в людей. Околдовал царевича, посадил к себе на спину, примчал к царскому саду и заставил помочь украсть священную птицу. Когда колдовство прошло, царевич осознал, что случилось, и отправился на поиски священной птицы. Царевич получил волшебного помощника – ворона. Ворон перенес его к границам царства волка, там царевич вступил с волком в бой, победил и отбил священную птицу. Вернулся домой стал царем.

В заключение можно предположить, что начальная версия сказки была сочинена в среде народа, для которого какая-то птица была священным объектом, а волк – символом зла и обмана. Модифицировалась же сказка, изменялась, расширялась, дополнялась, украшалась, потеряла исходный смысл и обрела свой нынешний вид в среде народа, для которого волк был символом добра.

Как заметил один из комментаторов, «Возможно, что в сказке — отражение неких событий захвата Острова велетами на короткое время в конце 700-х годов» (http://swinow.livejournal.com/41184.html?thread=485344#t485344). Вполне возможно.

00 распорка.jpg

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства. 

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Популярные сегодня темы

  • Сочинение-миниатюра Иван Флягин Русский богатырь

    Для нас образ богатыря рождает творчество народа, его мудрость и верования. Так былины повествуют нам о таких радетелях земли русской, как Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.

  • Главные герои рассказа Тургенева Певцы сочинение

    В рассказе Ивана Тургенева «Певцы» рассказчик оказывается в селе, в котором соревнуются два местных артиста. В нем показана обыкновенная крестьянская жизнь, своеобразно связанная с искусством.

  • Сочинение Анализ рассказа Тапер Куприна

    «Тапер» — произведение Куприна, суть которого заключается в том, что истинный талант рано или поздно будет обнаружен и представлен широкой публике.

  • Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей

    Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру

  • Образ и характеристика Петра Муромского из повести о Петре и Февронии

    Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».


Подборка по базе: Кр. Учет и анализ ОкружкоМО01.docx, Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия (биология).doc, Задание 8 КОМПЛЕКСНЫЙ эк анализ.docx, Сравнительный анализ деловых культур.docx, КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ КАФЕДРА ЛИНГВИСТИКИ.docx, Основы анализа бухгалтерской отчетности.pdf, Бухгалтерский учет и анализ.pdf, Задание 2. Анализ таблиц истинности логических выражений. 2.pptx, Сравнительный анализ входной работы и за 1 полугодие.docx, 6119 Комплексный финансовый анализ.docx


Анализ русской-народной сказки «Иван-царевич и серый волк» по В. Я. Проппу.
Нельзя точно сказать, что В. Я. Пропп создал универсальный для всех русских-народных сказок план. Это можно доказать на примере строения сказки «Иван-царевич и серый волк». Во многом её структура повествования и представленные события отличаются от схемы Проппа.
Во-первых, в сказке отсутствует чётко-выраженный антагонист, вредитель. Он не обманывает главного героя (Ивана-царевича), не преследует и не приносит его семье ущерба. Возможно, кого-то похожим на антагониста можно назвать Жар-птицу, которая ворует золотые яблоки из сада царя Берендея. Однако это не вписывается в классическую морфологию сказки, ведь животное не разговаривает, главного героя не обманывает и тем более его убивать не настроено. В контексте повествования Жар- птица скорее выступает желанной «драгоценностью», «заветным предметом», который и обязан отыскать Иван- царевич. Также, в роли антагониста могут выступать два царя, к которым наведывался главный герой: Афрон, Кусман. Они то и уличают Ивана-царевича в краже, заставляя его исполнять их желания: привести златогривого коня и Елену Прекрасную. Однако и эти персонажи на вредителей, которых описывал Пропп, не похожи: они лишь исполняют функцию недовольных обвинителей, которые отправляют Ивана-царевича дальше по сюжету. Таким образом, в сказке отсутствует антагонист.
Во-вторых, пропущены первые функции их схемы Проппа: никто не отличается из дома (царства) царя Берендея, все члены семьи живы. Вообще, весь первый эпизод сказки кажется ненатуральным. Так, перо Жар-птицы, которое смог раздобыть Иван-царевич, упомянуто единожды и забыто. Отсутствует какой-либо запрет, нарушаемый главным героем. Однако уже в начале второго эпизода, главный герой ослушивается предсказания камня, идёт на третью сторону, где теряет коня. Можно предположить, что именно с этого момента и начиналась изначальная версия сказки.
Далее Ивану-Царевичу встречается серый волк, который выполняет сразу несколько ролевых функций: является и волшебным средством и дарителем. Именно с его помощью главный герой добирается до мест назначения (сидя на спине животного), волк вручает Царевичу Елену Прекрасную, оборачивается девушкой и конём, чтобы помочь герою, а в конце сказки даже возрождает Царевича и убивает неверных братьев. Несмотря на это, образ серого волка не часто встречается в русском фольклоре в виде помощника и доброго друга. Чаще всего он отображает зло и недобрую весть. И на самом деле, волк сьедает коня главного героя, и только поэтому по-началу соглашается помочь. Если развернуть ситуацию и представить волка в виде антагониста, то сказка будет лучше вписываться в классическую схему Проппа: антагонист-волк вредит главному герою и съедает его коня, после Царевич встречается с ним около врат царства Далмата и отвоёвывает у животного Елену Прекрасную, где, возможно метится укусами, но побеждает.Братоубийство редко встречается в русских-народных сказках, поэтому, эпизод с отмщением волка также может оказаться вставным. Таким образом, не случается и убийства братьев, и кратковременной смерти главного героя.
Нельзя уверенно сказать, можно ли применить функцию ложного героя к братьям, убившим Ивана-Царевича. Так или иначе, они забирают его заслуги и обманывают отца, как бы применяя на себя роль главного героя. Сложная задача, вставшая перед Иваном-царевичем- это его непосредственная смерть. Решает её серый волк, достав живую воду и возродив героя. Более того, именно животное и наказывает братьев, ложные герои или антагонисты разоблачаются, а Иван-Царевич, пусть и не приобретает классический новый облик, но буквально заново рождается, что можно приписать к 29 функции схемы Проппа.
Последние события в сказке точно сходятся с классическим планом- враг оказывается побеждённым, Царевич возвращается домой и венчается с Еленой Прекрасной.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 5. Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
  2. Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова к сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет — это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник – это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор —  это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Лубо́к (лубочная картинка) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.28-38
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 22-24
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
  4. Музыкальная фантазия. Виктор Васнецов. Сказка о сказочнике [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа : http://music-fantasy.ru/materials/viktor-vasnecov-skazka-o-skazochnike, свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем  об особенностях волшебной сказки; о художниках-иллюстраторах русских народных сказок;

Научимся  характеризовать героев сказки; соотносить иллюстрацию и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем  рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Основное содержание урока.

  1. Перед нами замечательная русская народная волшебная сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Почему волшебная? Давайте прочитаем её и найдем признаки волшебной сказки.

Волшебная сказка   всегда начинается с зачина.  Из зачина сказки об Иване–царевиче мы узнаем, что Иван-царевич был младшим из трёх сыновей царя Берендея. И у этого царя было сокровище – яблоня с золотыми яблоками.

Действие сказки начинается с того, что кто-то похищает золотые яблоки из сада царя.

Трое братьев по очереди стерегут сад, а потом отправляются на поиски похитителя яблок – Жар-птицы. Так начинаются волшебные испытания, которые необходимо пройти главному  герою.  Это – признак волшебной сказки.

 Троекратный повтор  — важный признак волшебной сказки. В нашей сказке этот приём встречается довольно часто: три сына у царя Берендея, три ночи караулят сыновья волшебную яблоню, три испытания проходит главный герой – Иван-царевич, три награды получает он в конце пути. Серый волк трижды меняет свой облик.

В волшебных сказках всегда действуют положительные и отрицательные герои. В нашей сказке положительный герой, конечно, Иван-царевич, ответственный, решительный, уважающий волю отца,  готовый признавать свои ошибки. Отрицательные герои – его  старшие братья, ленивые и завистливые обманщики, убили брата ради его добычи.

В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходят волшебные события.

Серый волк превращается  то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную.

Убитого братьями Ивана–царевича волк оживляет при помощи живой и мёртвой воды.

Большую роль в волшебных сказках часто играют волшебные помощники. Таким помощником для Ивана–царевича стал Серый волк, который  съел его коня. Узнав, зачем Иван-царевич отправился в путь, Серый волк пожалел его и стал помогать во всех испытаниях.

В волшебных сказках часто говорится о необыкновенных волшебных предметах. В нашей сказке это яблоня с золотыми яблоками,  Жар-птица, златогривый конь, живая и мёртвая вода.

Последовательность событий в сказке такова.

  — Жар-птица ворует яблоки из сада Берендея;

— Сыновья отправляются в путь на поиски Жар–птицы;

 — Коня Ивана съедает Волк,  который становится помощником Ивана;

 — Иван не смог украсть Жар-птицу, его послали за конём;

 — Иван не мог украсть коня, его послали за Еленой Прекрасной;

 — Волк помогает добыть Елену Прекрасную;

 — Волк помогает Ивану-царевичу оставить у себя всю добычу;

 — Братья убивают Ивана, Волк его оживляет и наказывает братьев.

 — Иван возвращается к отцу с невестой Еленой Прекрасной, златогривым конём и Жар-птицей.

В сказке  «Иван-царевич и Серый Волк» встречаются устаревшие слова и выражения, которые переносят нас в стародавние времена. Чтобы узнать их значение необходимо обратиться к словарю.

Мы видим и слова, характерные для русских народных сказок.  Например: жил–был; синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает; глаз не смыкал; пустился наутёк; долго ли коротко ли; служить верой и правдой; по белу свету  и другие. 

Концовка сказки ставит точку во всех происходящих событиях. Иван-царевич возвращается к отцу, выполнив его волю. Царь получает Жар-птицу, а Иван-царевич Елену Прекрасную в жёны: «… и стали они жить-поживать и горя не знать».

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» учит уважать волю родителей.  Учит, что добро всегда возвращается добром, а зло возвращается злом. Учит не быть жадным и слушаться мудрых советов. Учит не доверять внешнему виду, учит быть всегда осторожным и не верить завистникам. Учит не быть ленивым. Учит, что  иногда необходимо уметь проявить хитрость, чтоб достичь цели.

Лучше понять смысл сказки помогают пословицы.  Например:

Долг платежом красен.

Без друга сирота, а с другом семьянин.

Дорога помощь вовремя.

Главная мысль сказки: благодаря мудрому другу можно добиться даже самой трудной цели.

Подведём итоги.

«Иван-царевич и Серый Волк» — волшебная сказка, поскольку  в ней с героями происходят волшебные события и испытания.

Налицо и признаки волшебной сказки:

1) зачин;

2) волшебные предметы;

3 волшебный помощник;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

  1. Волшебные сказки всегда привлекали художников–иллюстраторов своей яркостью и фантастичностью. Одним из наиболее известных иллюстраторов сказок является Иван Яковлевич Билибин. В 1899 году вышла книжка «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» с иллюстрациями И.Билибина.

Приступая к работе над иллюстрациями, художник поставил перед собой задачу, описать всё, как в сказке. Он тщательно изучал лубочное искусство, народную одежду, поэтому   рисунок  похож на лубочную картинку.

Давайте вглядимся в картину. Здесь изображён эпизод, когда главный герой садится на Волка, вернувшегося от царя Афона, где верный слуга Ивана-царевича был в образе королевны Елены Прекрасной. Мы видим, что Волк от усталости высунул язык, но готов продолжить путь для спасения своего хозяина и его возлюбленной.

Иллюстрация выполнена в пастельных тонах: бежевый, серый, коричневый, жёлтый. Яркими пятнами лишь выделяются красные сапоги царевича да колчан со стрелами. На заднем плане сквозь чащу спешит уж златогривый конь с Еленой Прекрасной.   Автор сочувствует волку, позы героев передают напряженность момента – ведь за ними возможна погоня.

Похожий фрагмент сказки изображён на картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке», написанной в 1889 году.

В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.

  По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг.        Измученная скачкой Елена Прекрасная   безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.

Серый волк быстро мчится вперёд.   Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.

Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. 

На примере иллюстраций И.Я. Билибина и В.М. Васнецова мы видим, как по-разному художники видят события и героев сказки.

 Несмотря на то что на картинах изображён сюжет из одного и того же произведения, они очень отличаются: цветами, насыщенностью, тоном, тенями, способом отражения действительности.

 Иллюстрация Ивана Билибина  более  сказочная и яркая.  Именно на этой картине можно найти отголоски народных традиций. Картина Виктора Васнецова   более реалистичная, не такая сказочная. Тона преобладают темные. Образы прорисованы тщательно и фотографически.

Разбор типового тренировочного задания

 Выбор элемента из выпадающего списка.

Вставьте пропущенные слова.

Стал кто-то золотые _______________(яблоки, груши, апельсины) воровать. Царь послал в сад_____________(караулы, наряды, армии). Никто не может уследить___________(молодца, девицу, похитника).

Ответ:

Стал кто-то золотые яблоки воровать. Царь послал в сад караулы. Никто не может уследить похитника.

Разбор типового контрольного задания

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное.

Расположите пункты плана сказки «Иван-царевич и Серый волк» в правильной последовательности.

1 вариант

Серый волк помогает Ивану-царевичу.

Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы.

Иван-царевич возвращается домой с добычей.

Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню.

Иван-царевич  встречает Серого волка.

2 вариант

Воскрешение Ивана и смерть его братьев.

Испытания Ивана–царевича.

Счастливое возвращение домой.

Похищение золотых яблок.

План волка и смерть Ивана–царевича.

Ответ

1 вариант

  1. Сыновья царя Берендея караулят волшебную яблоню
  2. Царь отправляет сыновей на поиски Жар-птицы
  3. Иван-царевич встречает Серого волка
  4. Серый волк помогает Ивану-царевичу
  5. Иван-царевич возвращается домой с добычей

2 вариант

  1. Похищение золотых яблок
  2. Испытания Ивана-царевича
  3. План волка и смерть Ивана-царевича
  4. Воскрешение Ивана и смерть его братьев
  5. Счастливое возвращение домой.

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Липовка

секция: филология

Две сказки об Иване — царевиче и Сером волке.

Работу выполнила

ученица 7 класса

 МОУ-СОШ с.Липовка

Спиридонова Юлия

руководитель

Шувалова Е.В.

2013 год

Содержание:

1. Введение.

2. Основная часть:

     а) Краткая биография В.А.Жуковского.

     б) Особенности русских народных сказок.

     в) Особенности литературной сказки.

     г) Сравнение сказок.

3. Заключение.

4. Список литературы.

Введение.

     Сказка – один из излюбленных жанров как детей, так и взрослых. Это, скорее всего, связано с тем, что традиционной чертой сказок является победа добра над злом, плюс к этому – интересный сюжет и небольшой объем произведения. Поэтому для исследования мы взяли две сказки – это русская народная сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и Сером волке и «Сказка о Иване — царевиче и Сером  волке»  В.А. Жуковского.

    Тема нашего исследования «Две сказки о Сером волке и Иване царевиче».

    Актуальность   исследования.  Во-первых, мы уже сказали, что сказка – любимый жанр многих людей, а во-вторых, Василию Андреевичу Жуковскому 29 января (9 февраля) 2013 года исполнилось 230 лет со дня рождения.

    Вот уже более двух веков произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского занимают прочное место в круге чтения для детей. И, конечно же, прежде всего — его сказки. К жанру сказки он обращался дважды. В первый раз это было в 1831 году, в период «сказочного состязания» с А. С. Пушкиным.  В августе-сентябре 1831 года были написаны «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» — последняя сказка Жуковского, написана она в 1845 году. В основу сказки Жуковского положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке». Однако, как всегда, поэт весьма вольно обращается с сюжетом. Сам Жуковский признавался: «Мне хотелось в одну сказку впрятать многое, рассеянное в разных русских народных сказках».

   Общая цель предпринимаемого исследования – сравнить русскую народную сказку и литературную сказку, созданную В.А. Жуковским.

   Задачи:

— познакомиться с произведениями

— познакомиться с краткой биографией поэта

— найти материал об особенностях жанра русской народной и литературной сказки

— обратить внимание на «многое, рассеянное в сказках», что отразилось в сказке об Иване царевиче и Сером волке.
    
Материалом настоящего исследования служат тексты русской народной сказки и сказки В.А. Жуковского.

Краткая биография Василия Андреевича Жуковского.

     Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна.

     Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовал он необычность своего положения. Двусмысленность  семейного положения Жуковского сказалась  роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского — в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта.
    Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы”, ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас”, куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и, несомненно, имел на него влияние.

     Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, рассчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину.
Перед концом своей жизни Жуковский с семьей хотел переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом переезд не осуществился: поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу», “Илиаде”, а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
    Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.

Особенности русских народных сказок.

     Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

     Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

     Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и др.

      Сказки имеют традиционную композицию:

— зачин (запевка): «Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…»

— интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с непременно торжествующим добром

—   развязку.

     В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце используются присказки: «и я там был»; «стали они жить-поживать и добра наживать». 

     Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («сказка ложь, да в ней намек»). Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В   ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Особенности литературной сказки.

В отличие от фольклорного произведения, литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:

— В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

— Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.

— В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.

— Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.

     Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.

     Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Сравнение сказок.

     Прочитав оба произведения, мы обращаем свое внимание на то, что Жуковский взял сюжет русской народной сказки. Поэтому и в том, и другом произведении мы видим общих героев: это и Иван-царевич,  и Серый волк, и Елена Прекрасная. Общность состоит и в развитии сюжета. Сказки начинаются с того, что у царей (в одном случае это царь Берендей, в другом царь Демьян Данилович) начинают красть золотые яблоки. Виновницей оказывается жар-птица. Смог обнаружить похитительницу яблок именно младший сын царей Иван. Далее мы видим расхождение в текстах. Если в русской народной сказке Берендей позвал своих трех сыновей и отправил на поиски жар-птицы, то в сказке же Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом: «Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…». Здесь мы видим авторское отношение к происходящему, согласитесь, что долг детей – ухаживать за родителями в старости.  Упрям оказался царевич, но самовольно не уехал. Попросил родительского благословения. Упрямство проявляется и в те моменты, когда  он не следует советам волка (нужно было оставить клетку жар- птицы, уздечку коня златогривого), и это тоже является одинаковым моментом в сказках.

Встреча с Серым волком происходит по —  разному:  «Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.

Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?

«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».

И пошел пеший.

Шел, шел, устал до смерточки.

Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.

Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:

Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? —

Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня. —

Это я, Иван-царевич, твоего коня съел… Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?» (русская народная сказка)

«Иван-царевич,
Повесив голову, пошел тихонько
Пешком; но шел недолго; перед ним
По-прежнему явился Серый Волк
И человечьим голосом сказал:
«Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный,
Что твоего я доброго коня
Заел, но ты ведь сам, конечно, видел,
Что на столбу написано; тому
Так следовало быть; однако ж ты
Свою печаль забудь и на меня
Садись; тебе я верою и правдой
Служить отныне буду. Ну, скажи же,
Куда теперь ты едешь и зачем?» (сказка Жуковского).

Но и в той и другой сказке волк предлагает свою помощь.

Сюжет русской народной сказки повторяется  в те моменты, когда Серый волк помогает Ивану — царевичу добыть коня златогривого, жар-птицу и Елену Прекрасную, помог вернуться ему домой, а также возвращает его к жизни после того, как братья от зависти убивают Ивана. Далее в свое повествование В.А. Жуковский включает сюжеты  других сказок.

1. Образ Кощея Бессмертного, смерть которого, как и следует, находится в яйце, яйцо – в утке, утка в зайце. Яйцо со дна моря достает щука. Здесь мы проводим аналогию со сказкой о царевне-лягушке.

2.Образ Бабы Яги, которая должна была накормить- напоить и спать уложить, а потом помочь Ивану-царевичу. Баба Яга встречается во многих русских народных сказках: «Морозко», «Марь Моревна» и т.д.

3. Образ Лешего мы видим в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».

4. Богатырский конь встречается в сказке «Василиса Премудрая».

5. Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды, скатерть-самобранка встречаются в таких сказках, как «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».

6. Змей с шестью головами встречается нам в сказке об Иване — крестьянском сыне.

                                                   Заключение.

Выполняя работу, мы должны были познакомиться с текстами сказок, узнать краткую биографию В.А.Жуковского, вспомнить особенности литературной сказки и русской народной.

Цель работы — сравнить русскую народную сказку и сказку В. А. Жуковского, найти, что общего в сказках, в чем состоит разница.

Прочитав оба текста, мы пришли к выводу, что В.А. Жуковский за основу своей сказки взял сюжет русской народной сказки. В результате этого мы видим много схожего: пропажа яблок из царского сада, вором оказалась жар-птица. Сыновья отправляются на поиски жар-птицы. Иван-царевич трижды выполняет задания царей, помощь Серого волка, возвращение Ивана домой, гибель царевича от рук братьев, оживление с помощью живой и мертвой воды, счастливый конец сказок.

Но видим, что В.А. Жуковский вносит свою лепту в повествование, добавляя новые сказочные персонажи и сказочные предметы.

Что же дает В.А. Жуковскому и нам, читателям, введение новых сказочных персонажей в повествование сказки?

1. Новизна прочтения более известного сюжета.

2. Увеличивается количество преград, мешающих достижению цели.

3. Иван-царевич с честью преодолевает все трудности, тем самым вызывая у читателя чувство гордости за героя.

4. Еще раз убеждаешься, что добро побеждает зло, несмотря на количество преград. Наказан и Кощей Бессмертный за то, что крадет красивых девушек. Наказаны и братья Ивана-царевича за зависть, за самый большой грех – они убивают человека, который не является их врагом, это их родной брат.

Несколько меняется и повествование сказки. У Жуковского Иван-царевич предстает нам в образе богатыря русского, стоящего на распутье у придорожного камня.

Нельзя утверждать, что сказка Жуковского лучше русской народной, но читать ее интереснее, потому Иван- царевич преодолевает больше трудностей, выходя из них победителем, правда с помощью Серого волка, без которого сказки и не было бы.

Вспоминая особенности сказок литературной и народной, обращаем свое внимание на то, что в русской сказке за основу берется жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. Литературная сказка Жуковского опирается на эти народные представления о жизни, но здесь мы видим и авторское отношение к написанному, где мы видим, как он переживает за своего героя, моментами порицая его, когда не послушался волка. Видим и авторское негативное отношение к братьям царевича.

 Начала сказок (зачин) соответствуют традициям волшебных. В русской народной сказке начало — «жил-был», в литературной — «давным-давно в некотором царстве». Концовка сказки русской народной тоже традиционна: «стали они жить-поживать и добра наживать», у Жуковского же написана своя концовка:

 Но в его нашлись бумагах

Подробные записки обо всём,

Что на своём веку в лесу и свете

Заметил он, и мы из тех записок

Составили правдивый наш рассказ.

Сказка – дидактический жанр, который доносит до слушателя народное представление о добре и зле, о храбрости и трусости, коллективизме и т.п.
Добро всегда одерживает победу над злом, каждый получает по заслугам, по делам своим. В финале сказки «Иван Царевич и серый волк» все счастливы, только два старших брата убиты. В этом и есть смысл назидания. Зло наказано, так будет всегда.

Материал нашей исследовательской работы пригодится на уроках литературы при изучении сказок, а также для проведении конкурсных программ по сказкам.

                                            Приложение.

 Сходства и отличия русской народной сказки и сказки Жуковского

Общее

Отличие

1. В саду росла яблоня с золотыми яблоками.

2. Царь посылает сторожить свой сад сыновьям.

   3. Царь перестал,  из-за этого несчастия есть, пить,  и стал плохо спать.

4. Два старших брата не справились с поставленной задачей.

5. Что после того, как на дерево села Жар-птица весь сад очень ярко осветило.

6. Иван-Царевич попытался поймать Жар-птицу, но у него ничего не получилось, и в руке остался только одно перо.

7. После случившегося царь снова начал есть, пить и высыпаться.

8. У царя вызвалось сильное желанье поймать воровку, и он отправляет на “охоту” своих сыновей.

9. Волк помогает Ивану-Царевичу.

10. Нужно было достать коня Златогрива, привезти Елену Прекрасную.

11.Волк превращался в царевну, в коня Златогрива.

   12. Волк попросил принести ворона живой и мёртвой воды

1. Цари идут в другом порядке.

2. В сказке у Жуковского, по дороге Иван-Царевич видит столб с надписью: “Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден и холоден; кто вправо поедет,  будет жив, да конь его умрёт, а влево кто поедет сам умрёт, да конь его жив будет”.

3. Волк не пообещал Ивану-Царевичу, что он ещё вернётся. ( Сказка Жуковского)

4.  По пути он вместе с Жар-птицей, и Еленой Прекрасной на Златогривом коне подъехали к границе царства Демьяна Даниловича, и увидели шатёр, в котором были его братья.

5. Кощей убил братьев Ивана Царевича, и на всё царство навёл сон, а Жар-птицу с конём и Еленой заключил в волшебный замок.

6. В сказке присутствует Баба-Яга, и волшебный конь, который помог Ивану-Царевичу.

7. По пути им встретились два Лешая, которые дрались на дороге за драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-неведимку.

8. Иван-Царевич обманул этих Лешаев, забрав с собой волшебные предметы.

9. Он отправился на поиски смерти Кощея и встретил змея с шестью головами.

10. В замке Кощея, в саду он вдруг слышит гусли-самогуды, на которых играла сама Елена Прекрасная.

11. Кощей умер, а Иван-Царевич, забравши Елену Прекрасную, Жар-птицу, гусли-самогуды, сатерть-самобранку, драчун-дубинку, шапку-неведимку и коня Златогрива,  отправился в обратный путь.

      12. Приехав домой, к царю, Иван- царевич пробудил всех от крепкого сна.

Народная сказка

Литературная сказка

“ Иван Царевич и серый волк “

В. А. Жуковский “Сказка об Иване Царевиче и сером волке”

Автор

Коллективный автор, народ

В. А Жуковский

Название

“ Иван — Царевич и Серый волк “

«Сказка об Иване- Царевиче и Сером волке”

Основа

Жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле.

За основу берётся народная сказка

Сюжет

Несколько сюжетных линий: истории сыновей Берендея, истории царей Афрона, Кусмана и Далмата, и ещё серого волка.

Сюжет повторяется, но добавляются новые персонажи

Образ героя

Ответственный, смелый, отважный.

Ответственный, смелый, отважный

Форма речи

Устная, близость к обычной разговорной речи.

Письменная, стихотворная.  Корни литературного языка Жуковского уходят в живую русскую речь.

Особенности композиции

1. зачин

Традиционный для фольклорной сказки “ Жил – был…”

“Давным – давно в некотором царстве…”

2. концовка

Иван Царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить – поживать да горя не знать.

“Но в его нашлись бумагах

Подробные записки обо всём,

Что на своём веку в лесу и свете

Заметил он, и мы из тех записок

Составили правдивый наш рассказ”

3. повторы

Трижды сыновья Берендея отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари.

Трижды сыновья Демьяна отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари.

Использование сказочных предметов и персонажей в сказке Жуковского В.А.

Персонаж/предмет

Сказка

Баба Яга

«Морозко»

Кощей Бессмертный

«Марья Моревна»

Леший

«Василиса Премудрая»

Скатерть —  самобранка

«Королевич и его дядька»

Шапка — невидимка

«Заколдованная королевна»

 Гусли-самогуды

«Гусли-самогуды»

Змей шестиголовый

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Драчун — дубинка

«Королевич и его дядька»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Иван-царевич и Серый волк

Жанровая направленность произведения представляет собой русскую народную сказку, не имеющую аналогов в мировой литературе.

Основной темой сказки является поиск счастья.

Главными персонажами произведения представляют царский сын по имени Иван, являющийся младшим из трех сыновей царя, справедливым и добросердечным юношей, и его верный друг Серый волк, отличающийся благородным и честным характером, умом и сообразительностью.

Сюжетная линия произведения повествует о трех сыновьях царя Берендея, двое из которых отличаются ленью, завистью и жестокостью. Царь поручает сыновьям охранять царский сад, в который постоянно прилетает Жар-птица, мечта его величества. Однако это юношам не удается, и царь отдает приказ об отправке сыновей на поиски волшебной птицы.

Братья выбирают различные пути поиска, а в дороге Иван-царевичу встречает Серый волк, который съедает его коня. После этого случая Иван и волк становятся лучшими друзьями, при этом волк неоднократно выручает юношу из беды, предотвращает его гибель, а также помогает преодолевать трудности, превращаясь и в Жар-птицу, и в Елену Прекрасную, и в коня с золотой гривой.

Финал сказки оказывается счастливым, хотя старшие братья совершают по отношению к Иван-царевичу предательство, забрав у него царевну и волшебную птицу. Однако ситуацию снова спасает Серый волк, придя к Ивану на помощь с помощью хитрости и лукавства.

Сказка демонстрирует для маленьких читателей почтительное, уважительное отношение к старшим, проявление сыновьей любви. Кроме того, на примере старших сыновей показывается соперничество в целях получения царского трона.

Средствами художественной выразительности в сказке является применение определенных смысловых обращений, присущих русскому народу, например, родимый батюшка, а также использование в качестве волшебных предметов золотой клетки, мертвой и живой воды, золотой гривы лошади, сказочной царевны, яблони с плодами из золота.

Смысловая нагрузка произведения заключается в проявлении дружбы, сострадания, заботы о близких и родных людях, в необходимости прислушивания к мудрым советам старших и умных людей.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Летающий конь

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Фотография в шкафу помогла женщине похудеть на 60 кг

В рамках расследования его допрашивали 5 часов: новое дело Михаила Ефремова

BMW Gran Coupe 228i в 2021 году снизит стартовую цену на 2000 $

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Красивая природа и русская душа. Почему россияне в большинстве своём патриоты

Духи, благовония или освежители воздуха могут быть токсичны для кошек и собак

Ирина Круг рассказала о своих чувствах после потери мужа

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Морфология волшебной сказки пропп краткое содержание
  • Морфология волшебной сказки владимир пропп кратко
  • Морфологический разбор слова сочинение
  • Морфологический разбор слова рассказов
  • Морфологический разбор слова рассказ