Читательский дневник по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского
Автор: Владимир Фёдорович Одоевский
Название: «Мороз Иванович»
Число страниц: 9
Жанр: сказка
Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.
Второстепенные герои: нянюшка.
Характеристика главных героев:
Мороз — строгий, величественный, но добрый.
Справедливый и мудрый.
Рукодельница — простая и работящая.
Добрая, отзывчивая и любознательная.
Помогла старику и получила награду.
Ленивица — злая, грубая и ленивая.
Получила урок за свои капризы.
Характеристика второстепенных героев:
Нянюшка — строгая и сердитая.
Краткое содержание сказки «Мороз Иванович»
Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.
Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.
Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.
Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.
Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.
Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.
Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.
Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.
Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.
Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.
Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.
Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.
Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.
Подарил серебряный слиток, а тот растаял.
План сказки:
- Разные сёстры.
- Потеря ведёрка.
- Подколодезный мир.
- Знакомство с Морозом.
- Три дня у Мороза.
- Щедрые дары.
- Зависть.
- Безделье Ленивицы.
- Ледяная сосулька.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Мороз Иванович»:
Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.
Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.
Чему учит сказка:
Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.
Учит не лениться и не бездельничать.
Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.
От неё одни убытки.
Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.
А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.
И получила, но такую, какую в карман не положишь.
Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.
Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.
Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.
Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.
Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.
Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.
Да и сама она целыми днями скучала.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.
А значит не надо лениться, лучше потрудиться.
Пословицы к сказке:
- Какова работа, такова и награда.
- Труд всегда даёт, а лень только берёт.
- Кто ленится, тот не ценится.
- По заслугам и почёт.
Словарь неизвестных слов:
- Горемычная — неудачница, несчастная.
- Диковинки — чудеса.
- Студёная — холодная.
- Горница — комната в крестьянском доме.
- Почивать — спать.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— А зачем ты,— спросила Рукодельница,— зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?
— А я затем в окошки стучусь,— отвечал Мороз,— чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать;
а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя,
когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает,
голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.
Ещё читательские дневники по произведениям Владимира Одоевского:
- «Серебряный рубль»
- «Городок в табакерке»
- Краткая биография Владимира Одоевского и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
«Мороз Иванович» читательский дневник
На чтение 4 мин Обновлено 10 января, 2022
Одоевский «Мороз Иванович» читательский дневник поможет написать очень краткое содержание и отзыв, составить план. Анализ произведения поможет вспомнить кто главные герои, определить какая основная мысль и жанр.
Содержание
- «Мороз Иванович» читательский дневник 3 класс
- «Мороз Иванович» главные герои
- План сказки «Мороз Иванович»
- Чему учит сказка «Мороз Иванович»?
- Отзыв о сказке «Мороз Иванович»:
- Пословица к сказке «Мороз Иванович»
- «Мороз Иванович» краткое содержание 5-6 предложений
«Мороз Иванович» читательский дневник 3 класс
Автор — Владимир Одоевский
Год написания — 1841
Сколько страниц — 9
Жанр: волшебная сказка
Главная мысль сказки — каждый получает то, что заслужил и заработал. Доброта, усердие и добросовестный труд вознаграждаются, а лень и безделье никому не нравятся.
«Мороз Иванович» главные герои
- Мороз Иванович — повелитель снегов и морозов, живущий в колодце. Мудрый, добрый и справедливый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Он следит за сном природы зимой и заботится об будущем урожае.
- Рукодельница — трудолюбивая и отзывчивая девочка. Она всегда выполняла сама работу по дому
- Ленивица — лентяйка, сестра Рукодельницы. Не любит работать, предпочитая ловить мух. Злая и высокомерная, неуважительно относится к старшим.
- Нянюшка Прасковья — строгая и сердитая, хозяйственная и рассудительная.
План сказки «Мороз Иванович»
- Ленивица и Рукодельница
- Упавшее ведро
- Помощь яблони и печки
- Служба у Мороза
- Награда за трудолюбие
- Ленивца в колодце
- Ленивая работница
- Награда за лень
Чему учит сказка «Мороз Иванович»?
Сказка Одоевского учит доброте, человечности, отзывчивости и трудолюбию. Автор показывает, что упорный труд, прилежность, умения и навыки оцениваются по достоинству.
Отзыв о сказке «Мороз Иванович»:
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Меня порадовало, что Мороз Иванович поступил по-справедливости и хорошо наградил труд Рукодельницы, а Ленивице в итоге ничего не досталось.
Пословица к сказке «Мороз Иванович»
- Какие труды, такие и плоды.
- По делам и награда.
- Лень до добра не доведет.
- Труд человека кормит, а лень портит.
«Мороз Иванович» краткое содержание 5-6 предложений
- Трудолюбивая Рукодельница уронила ведро в колодец и отправилась за ним.
- Там она знакомится с Морозом Ивановичем и ухаживает за ним три дня. В награду за доброту, усердие и трудолюбие девочка получает от Мороза Ивановича серебро и бриллиант.
- Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
- Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с серебряными пятаками и бриллиантом.
- Ленивица тоже захотела награды и полезла в колодец.
- Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот дарит ей большой слиток серебра и огромный бриллиант, которые растаяли, когда она вылезла из колодца.
Краткий пересказ
Жили две девочки Рукодельница и Ленивица. С утра до вечера Рукодельница была занята делами, а Ленивица валялась в постели, мух считала или скучала.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко. Пришлось девушке спускаться за ним. По дороге она встречает печку с пирожком, который просит его вытащить, и дерево с яблоками которые хотят, чтобы их собрали. Девочка выполняет их просьбы. Идет она дальше, и оказывается у дома Мороза Ивановича. Рукодельница угощает старика пирожком и яблоками.
Старик нанимает Рукодельницу на работу на 3 дня и потом обещает ей вернуть ведерко. Она ему исправно служит: перину снеговую взбивает, обед готовит, белье чинит. Мороз Иванович был благодарен Рукодельнице за работу и подарил горсть серебряных пятачков и бриллиантик.
Вернулась девушка домой, а нянька с Ленивицей, увидев ее дары, начали испытывать чувство зависти. Няня отправила Ленивицу в колодец. Девочка встречает яблоньку и печку, но игнорирует их просьбы из-за своей лени. Она также у Мороза Ивановича служила три дня, но ничего не делала. Старик не подавал виду, что не доволен ее работой. После такой службы он и наградил ее по заслугах. Подаренный серебряный слиток и огромный бриллиант, превратились в лед и сосульки и расстаяли, как только Ленивица вернулась домой.
Автор: Одоевский Федор
Название: “Мороз Иванович”
Жанр: литературная сказка
Тема произведения: волшебство
Число страниц: 7
Главные герои и их характеристика
- Рукодельница. Работящая, трудолюбивая, робкая и
тихая девушка. - Ленивица. Ленивая, грубая, не вежливая девушка.
- Мороз Иванович. Справедливый, суровый, добрый.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Нянька отправляет Рукодельницу в колодец за ведром, но Мороз Иванович вознаграждает добрую и вежливую девушку. А вот грубую Ленивицу наказывает по заслугам.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- Рукодельница роняет ведро в колодец, и нянька
велит ей спуститься вниз и достать ведро. - Рукодельница спускается в колодец, рвет яблоки и
берет из печи пирожки. - Она угощает Мороза Ивановича, взбивает его
перину, и возвращается с богатыми дарами. - Ленивица бросает ведро в колодец и отправляется
за ним. - Она отказывается от яблок и пирогов, кормит
Мороза Иванович помоями и ничего не делает. - Ленивица получает в дар ведро со льдинками и
сосульку на нос.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод с периной Мороза Ивановича. Когда
Рукодельница приподняла перину, она увидела зеленую травку. Оказывается, Мороз
Иванович так защищает молодую траву от мороза, чтобы весной она быстро пошла в
рост.
План произведения для пересказа
- Две девочки;
- Оброненное ведро;
- Рукодельница в колодце;
- Яблоня и печь;
- В гостях у Мороза Ивановича;
- Вознаграждение;
- Ленивица в колодце;
- Ленивица у Мороза Ивановича;
- Наказание.
Главная мысль
Вежливость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, а лень и
грубость наказаны.
Чему учит эта книга
Сказка учит трудолюбию, вежливости, спокойствию, терпению.
Учит наказывать зло и вознаграждать добро. Учит тому, что ничто не дается человеку
просто так. Учит не лениться и не грубить старшим.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Я была очень
рада за добрую и трудолюбивую Рукодельницу, которая получила щедрые дары. И мне
кажется справедливым наказание, которое понесла Ленивица.
Новые слова и выражения
Колодезь — колодец.
Горемычная — бедная, несчастная.
Платки рубить — подшивать края.
Диковинки — чудеса.
Пословицы к произведению
Лень до добра не доводит.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Назад к содержанию
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.
Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.
Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.
Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]
Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.
По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]
Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]
Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».
Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]
Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.
Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.
Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.
Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.
Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.
Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]
В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]
Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.
Список литературы:
1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.
2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.
3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.
4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.
Сказка «Мороз Иванович» Одоевского, анализ для читательского дневника
26.12.2021
В статье мы проанализируем популярную детскую сказку «Мороз Иванович». В разборе вы найдете: краткое описание сюжета с планом пересказа, перечень главных героев с небольшой характеристикой, основную мысль произведения (мораль), личный отзыв (мои впечатления), поговорки и пословицы, которые можно соотнести с главной мыслью, а также расшифровку неизвестных слов.
История создания: написана в 1841 году. Входит в сборник «Сказки дедушки Иринея»
Автор: русский писатель 19 века Владимир Одоевский.
Жанр: волшебная зимняя сказка.
Краткое содержание:
Жили с нянюшкой две девочки – Ленивица и Рукодельница. Рукодельница все по дому умела делать, помогала нянечке. А Ленивица ничего не делала, только ела, скучала, в окно смотрела, да мух считала. Как-то пошла Рукодельница водицы набрать, да уронила ведро в колодец. Чтобы достать ведерко, она спустилась вглубь на веревке. Перед ней оказалась печка с говорящим пирожком, который попросил достать его. Девочка так и сделала. Затем ей встретилась говорящая яблоня с золотыми яблочками, она и яблок тоже собрала.
Пришла к дому старичка, Мороза Ивановича. Угостила его пирожком и яблоком. Старик предложил ей остаться у него на 3 дня, послужить ему, а за это обещал вернуть ведерко. Рукодельница осталась и выполнила все задания старичка – взбила снежную перину, приготовила обед, заштопала одежду. Мороз Иванович остался доволен и отдал ей ведерко, наполнив его серебряными монетками и подарил булавочку с бриллиантом.
Когда Рукодельница домой вернулась, нянечка ее похвалила и отправила Ленивицу в колодец, чтобы та тоже денежек заработала. Но Ленивица ничего делать не стала, не захотела пирожок достать и яблоки собирать. А в доме старичка только ела, пила, что он приготовил. Дал он ей за такую «службу» большой кусок льда и замороженный кусок ртути. Принесла свои «богатства» Ленивица домой, думая, что ей дали большой бриллиант и серебряный слиток, да все растаяло.
Главные герои:
Рукодельница – умная, послушная и трудолюбивая девочка, которая хорошо умела делать домашнюю работу.
Ленивица – сестра Рукодельницы, ленивая и нечестная, захотевшая обмануть Мороза Ивановича и получить денежку без труда.
Мороз Иванович – старичок-волшебник, живущий в колодце, покровитель зимы.
Нянюшка Прасковья – строгая женщина, жившая с девочками и присматривающая за ними.
План пересказа:
1.Описание жизни и характера девочек.
2.Рукодельница роняет ведерко в колодец и спускается за ним.
3.Путь девочки к дому Мороза Ивановича мимо печки и яблоньки.
4.Встреча девочки и Мороза Ивановича.
5.Рукодельница остается на службе у старичка.
6.Мороз Иванович отпускает ее с подарками.
7.Ленивица спускается в колодец и идет к дому старика.
- Описание пребывания ленивой сестры у Мороза Ивановича.
9.Получение «даров» и возвращение Ленивицы.
Мораль сказки:
Чтобы решить любую проблему, нужно приложить усилия. Тот, кто трудится, будет вознагражден. Тот, кто ленится и обманывает, ничего не получит.
Мой отзыв (что понравилось в произведении)
Сказка написана очень красивым языком и напоминает русские народные сказки. В ней много мудрости, она учит быть трудолюбивым, терпеливым и вежливым. Также автор показывает, как важно уметь делать домашние дела и быть полезным человеком. Труд помогает добиваться того, чего ты хочешь, а лень и желание сплутовать приводят к неприятностям. Думаю, что Рукодельница стала примером для многих поколений девочек.
Особенно мне понравился эпизод, в котором старичок объясняет девочке-рукодельнице, почему в сильные морозы трещат окна. Он говорит, что это для того, чтобы люди, которые живут в тепле, не забывали о бездомных бедняках. Таким образом, еще произведение учит доброте и милосердию.
Подходящие пословицы:
Терпение и труд все перетрут.
Без работы день годом кажется.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Глаза боятся, а руки делают.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
Без труда жить – только небо коптить.
Труд кормит, а лень портит.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Незнакомые слова:
Колодезь – то же, что и колодец.
Промеж себя говорят – разговаривать между собой.
Созрелые – зрелый плод (яблочки).
Студенец – слово имеет несколько значений, но в этом произведении означает колодец.
Перина – матрас, набитый перьями домашней птицы.
Не отзнобишь – не отморозишь.
Угарно – дымно, душно, большое содержание угарного газа (СО) в воздухе из-за печи и недостатка вентиляции.
Пятачок – монетка в пять копеек.
Скатертцы не подостлала – не постелила на стол скатерть.
Нашивала (ударение на 1-й слог) – носила.
Анализ других сказок для читательского дневника:
Морозко
Лягушка-путешественница
Гуси-лебеди