Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Владимир Фёдорович Одоевский — знаменитый русский писатель эпохи романтизма, основоположник русского музыкознания. Владимир родился 13 августа в 1803 году. Владимир стал последним представителем рода Одоевских, предков знаменитых Рюриковичей. Он считал народное просвещение одной из важнейших задач современности. [1] Хочу подчеркнуть, что Одоевский является основоположником сельской начальной школы в России.
Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.
Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.
Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]
Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.
По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]
Внимание читателя, увидевшего присказку, далее привлекает следующий элемент композиции — зачин: говорится, что в доме живут две девочки — Рукодельница, да Ленивица, и при них нянюшка. Таким образом создается видимость событий, которые уже произошли. Также читателя сразу понимает, что основой повествования станет противопоставление. [3]
Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».
Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]
Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.
Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.
Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.
Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («…не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей…получить хотелось…»). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.
Третьим главным и в то же время волшебным героем является Мороз Иванович. Он олицетворяет зимние явления. Мороз Иванович похож на строгого и справедливого учителя. Внешне он выглядит как седой дедушка с бородой. Под его присмотром находится природа. Он заботится об урожае. В общении он прости вежлив. Грубого слова от него никогда не услышишь. Мороз Иванович щедр, но и вполне справедлив. Это мудрый человек с чувством юмора, добрый и сам ценит добро. Живёт Мороз Иванович в доме изо льда, спит на перине из снега. Под этой периной у него зелёная травка. Которую он до весны бережёт. Зимой Мороз Иванович в окна домов стучится, чтобы люди не забывали печей топить, трубы вовремя закрывать, и самое главное другим помогать. Рукодельница видит Мороза Ивановича как доброго и приветливого старичка. А Ленивица видит его как злого и сердитого старика. Он награждает за труд и прилежание, наказывает за лень и грубость.
Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Сказка «Мороз Иванович» очень поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Здесь заметно отношение автора к происходящим событиям. Например: при рассказе приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, а при похождениях Ленивицы — незлая ирония и осуждение. Автор удивляет нас своим живописным описанием мест действия. Он показывает читателям красочный ледяной дом, где работница должна была три дня пробыть в услужении у Повелителя Зимы. [3]
В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.). [3]
Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.
Список литературы:
1. Владимир Федорович Одоевский [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5837452/page:12/.
2. Владимир Одоевский, Сказка «Мороз Иванович» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ejjjka.livejournal.com/143474.html.
3. Народная сказка «Мороз Иванович»: цитатный план, описание, герои. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fb.ru/article/218185/narodnaya-skazka-moroz-ivanovich-tsitatnyiy-plan-opisanie-geroi.
4. Мороз Иванович [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsc.1september.ru/1999/47/no47_1.htm.
В 2021 году исполняется 180 лет одной из известнейших сказок Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Сотрудники детской библиотеки-филиала № 2 приглашают вам совершить увлекательное сказочное путешествие вместе с героями произведения. Эта сказка полна добра и волшебства, поэтому очень любима юными читателями и взрослыми, она учит трудолюбию, делать своё дело на совесть, а не ради похвалы. Ведь, чтобы что-то получить, нужно сначала потрудиться, и ничего хорошего не выйдет, если выполнять работу из корыстных побуждений.
Владимир Федорович Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Писатель родился в Москве в 1803 году в семье древнего княжеского рода. Он активно занимался педагогической, просветительской, благотворительной деятельностью. Благодаря участию Одоевского, были построены больницы, детские приюты. Он поддерживал малоимущих, не отказывал помощи тем, кто остро в ней нуждался. И считал, что самое важное для человека – быть милосердным и сострадательным к другим.
Писатель знал семь иностранных языков, он дружил с Пушкиным, Лермонтовым, Жуковским, Гоголем, Крыловым. Большое место в его жизни играла музыка.
Сказка «Мороз Иванович» по праву считается одним из лучших произведений Одоевского. В одном доме жили две девочки с нянечкой. Рукодельница – на все руки мастерица, скучать ей некогда, с утра до ночи она вся в делах. Она и печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, за водой на колодец ходила. А Ленивица спаладо обеда, от безделья маялась, а работать не хотела. У неё одно развлечение – у окошка мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться, плачет да жалуется, что ей скучно.
И однажды уронила Рукодельница ведёрко в глубокий колодец. Строгая нянюшка велела ей достать упавшее ведро. Спустилась девочка по веревке в колодец и увидела настоящие чудеса: и печь говорящую с вкусными пирогами, и яблоньки с заливными яблоками. А хозяином оказался Мороз Иванович! Рукодельница стала помогать добросердечному дедушке по хозяйству и получила от него хорошую награду по возвращении домой. Она делала свою работу от души, не ожидая похвалы, за что и была щедро одарена. Позавидовала ей Ленивица и бросилась к зимнему волшебнику за подарками. А о том, смогла ленивая девочка угодить Морозу Ивановичу и что получила за работу, вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку в детских библиотеках города или здесь .
А ещё мы советуем посмотреть великолепный мультфильм .
Ну а самым активным юным читателям мы предлагает вопросы по сказке и викторину.
В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне звонят, а она ещё всё потягивается: с боку на бок переваливается; уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки»; а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать, сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку — да спать не хочется; ей бы покушать — да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать — да и то надоело; сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыпет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, тут, смотришь, и вечер, — день прошёл.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодезь за водой, опустила ведро на верёвке, а веревка-то и оборвись, упало ведро в колодезь. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье, а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:
— Сама беду сделала, сама и поправляй. Сама ведёрко утопила, сама и доставай.
Нечего делать было; пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну.
Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась — смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт.
Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.
Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:
— Мы, яблочки, наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студёной водой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.
Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.
Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дохнёт — валит густой пар.
— А! — сказал он, — здорово, Рукодельница; спасибо, что ты мне пирожок принесла: давным-давно уж я ничего горяченького не ел.
Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.
— Знаю я, зачем ты пришла, — говорил Мороз Иванович, — ты ведерко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, — прибавил Мороз Иванович, — мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.
Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.
— Ничего, — сказал Мороз Иванович, — только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.
Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.
— Вот ты говоришь, — сказала она, — что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?
— Не выпускаю, потому что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Добрый мужичок её осенью посеял, она и взошла, и кабы вытянулась она, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я, — продолжал Мороз Иванович, — и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно мужик соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.
— Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, — сказала Рукодельница, — зачем ты в колодце-то сидишь?
— Я затем в колодце сижу, что весна подходит, — сказал Мороз Иванович. — Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, от того и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.
— А зачем ты, Мороз Иванович, — спросила Рукодельница, — зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?
— А я затем в окошки стучусь, — отвечал Мороз Иванович, — чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы люди не забывали, что они в тёплой горнице сидят или надевают тёплую шубку, а что есть на свете нищенькие, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы люди нищеньким помогать не забывали.
Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постельку.
Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила, бельё выштопала.
Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; стол был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.
Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целые три дня.
На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:
— Спасибо тебе, умная ты девочка; хорошо ты старика, меня, утешила, но я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе, на память, бриллиантик — косыночку закалывать.
Рукодельница поблагодарила, приколола бриллиантик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.
Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидел её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:
Кукуреќу, кукуреќи!
У Рукодельницы в ведёрке пятаки!
Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:
— Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают. Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай: в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.
Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и бриллиантовую булавочку тоже.
Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку, да и бух прямо ко дну.
Смотрит: и перед ней печка, а в печке сидит пирожок такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
— Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт!
А Ленивица ему в ответ:
— Да, как же не так! Мне себя утомлять, лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.
Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:
— Мы, яблочки, наливные, созрелые; корнем дерева питаемся, студёной росой обмываемся; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.
— Да, как бы не так! — отвечала Ленивица, — мне себя утомлять, ручки подымать, за сучья тянуть, успею набрать, как сами попадают!
И прошла Ленивица мимо их. Вот дошла она до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки покусывал.
— Что тебе надобно, девочка? — спросил он.
— Пришла я к тебе, — отвечала Ленивица, — послужить да за работу получить.
— Дельно ты сказала, девочка, — отвечал старик, — за работу деньга следует; только посмотрим — какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.
Пошла Ленивица, а дорогой думает:
«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».
Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню.
Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень было ей посмотреть.
Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас, всё по порядку. Вот она думала, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала, да чтоб большого труда себе не давать, то, как всё было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё квасу подлила, а сама думает: «Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».
Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.
— Хорошо ты готовишь, — заметил он, улыбаясь. — Посмотрим, какова твоя другая работа будет.
Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, индо ей стошнило; а старик покряхтел, покряхтел, да принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.
После обеда старик опять лёг отдохнуть, да припомнил Ленивице, что у него платье не починено да и бельё не выштопано.
Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и бельё разбирать; да и тут беда: платье и бельё Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила.
А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал да ещё спать её уложил.
А Ленивице-то и любо; думает себе:
«Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать: старик добрый, он мне и так задаром пятачков подарит».
На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича её домой отпустить да за работу наградить.
— Да какая же была твоя работа? — спросил старичок. — Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.
— Да, как же! — отвечала Ленивица, — я ведь у тебя целые три дня жила.
— Знаешь, голубушка, — отвечал старичок, — что я тебе скажу: жить и служить разница, да и работа работе розь. Заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.
С сими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой бриллиант. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала.
Пришла домой и хвастается:
— Вот, — говорит, — что я заработала: не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький бриллиантик, а целый слиток серебряный, вишь какой тяжёлый, да и бриллиант-то чуть не с кулак… Уж на это можно к празднику обнову купить…
Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не иное что, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и бриллиант, а петух вскочил на забор и громко закричал:
Кукуреќу, кукуреќулька!
У Ленивицы в руках ледяная сосулька.
А вы, детушки, думайте, гадайте: что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье, а что намёком. Да и то смекните, что не за всякий труд и добро награда бывает; а бывает награда ненароком, потому что труд и добро сами по себе хороши и ко всякому делу пригодны; так уж Богом устроено. Сами только чужого добра да и труда без награды не оставляйте, а покамест от вас награда — ученье да послушанье.
Меж тем и старого дедушку Иринея не забывайте, а он для вас много россказней наготовил; дайте только старику о весне с силами да с здоровьем собраться.
?
Log in
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
-
Valerij SURKOV
valsur
2012-12-10 01:02:00
- Литература
- История
- Дети
- Cancel
Родился 13 августа 1804 года в Москве, умер 11 марта 1869 года в Москве. Князь. Русский писатель, философ и мыслитель эпохи романтизма. Музыковед и музыкальный критик, один из основоположников русского музыкознания. Общественный деятель. В 1823-25 гг. председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 г. директор Румянцевского музея. В середине 1840-х гг. перешёл от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп. С 1861 г. сенатор.
ВикипедиЯ , ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА , Электронная Библиотека , READERON , «Городок в табакерке» ,
Художник-иллюстратор Владимир Валерьевич ПЕРЦОВ
Родился 7 июля 1933 года. Художник, график, педагог. Заслуженный художник России, Заслуженный деятель искусств, преподаватель Московского государственного академического художественного института им. Сурикова и Московского полиграфического института, профессор, один из блистательных иллюстраторов детских книг. Его первым учителем был брат матери – Владимир Михайлович Голицын, замечательный человек и талантливый художник-романтик, позже погибший в сталинских лагерях.
АРТХИВ , АrtRu.info , Мурзилка ,
-
Михаил ЗОЩЕНКО (шарж и пародия)
Из книги – «КАРИКАтуры паРОДИИ». Авторы: Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ и КУКРЫНИКСЫ (художники). Издательство «ГОСЛИТИЗДАТ»…
-
А. ЗОРИЧ – Василий ЛОКОТЬ (шарж и пародия)
Из книги – «КАРИКАтуры паРОДИИ». Авторы: Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ и КУКРЫНИКСЫ (художники). Издательство «ГОСЛИТИЗДАТ»…
-
Одесса. Нейдгарт.
Из книги – «1905 в сатире и юморе». Составил Симон ДРЕЙДЕН. Издательство «КУБИЧ» (Комиссия по улучшению быта учащихся…