Обновлено: 11.01.2023
Торгуют в архангельской земле не только лесом, но и песнями. А научились их продавать благодаря крепким северным морозам, на которых замерзает даже вылетевшее слово.
Доступность в электронном виде:
Тиань, 10 сентября 2013 г.
Очень симпатичная сказочка. О том, как предприимчивые северяне наладились замораживать песни и продавать их. Песни замечательные у северян. Спрос на них огромный. А изготавливать такие мороженные музыкальные консервы можно между делом, занимаясь чем-нибудь другим по-хозяйству. Так что сплошная выгода и прибыль.
И ведь что интересно. Музыкальная консерва одноразовая получается. Разморозили песню, один раз прослушали — и все, растаяла. Хочешь еще раз послушать, новую консерву покупай. Мечта адептов авторского права. Если технология изготовления мороженых текстов когда-нибудь будет отработана, все наши писатели перейдут с бумаги на аудиокниги.
Еще для ругательств замороженные слова очень удобны. Наругался, наморозил, закинул обидчикам — и сбег. Когда еще они разморозят подарочек. От ответного всегда есть шанс уклониться, ведь сам ледышки наругивал, так что знаешь, когда и от кого встречного подношения ждать можно. И впрок наругать можно, опять же. Для кумушек раздолье просто. И пользуются они этой возможностью на полную катушку. Есть повод — пошли, наругали льдышек. Нет повода — наругали на всякий случай, про запас.
Детишкам хорошо, опять же. Они с замороженными ласковыми словами играются. И повредить не бояться. Ведь мамы новых наговорят быстро и в любое время. Лепота.
И людям разумным хорошо. Закинули тебе в избу мороженное ругательство, а ты его за дверь выкинул. И никакой ссоры в доме нет.
Очень мне понравился мир, где есть такие чудесные музыкально-разговорные консервы. С какой стороны не глянь, а польза от них велика есть. Жизнь такой девайс очень украшает, упрощает и разнообразит. И доходно, к тому же.
Единственное, что не понравилось — это стилизация текста под деревенскую речь. Сильно режет слух. И, как мне кажется, неправильная она. Не так говорят в северной глубинке. Если бы не это лингвистическое извращение, сказка заслуживала бы самой высокой оценки. А так, средненько. Хотя и улыбающе, то есть хорошо.
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова «Морожены песни».
Вложение | Размер |
---|---|
zdes_russkiy_dukh.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
- Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
- Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
- Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
- Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
- Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.
Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.
К какому жанру относится прочитанное вами произведение?
Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.
Чем же известен этот сказочный край?
Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.
Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?
Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.
Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?
Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.
Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.
Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?
В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
Чему удивился заморский купец?
Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.
Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение которых заезжему гостю было не по силам.
Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.
Работа с текстом
Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.
Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
Цель: презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение читательского кругозора учащихся.
Форма урока: презентация творчества писателя
Оборудование: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.
Учитель. Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.
– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)
– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он действительно назвал его сказкой.
Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)
Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады – легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3)
Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина. (Слайд 4).
Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме, который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же доме и умер. (Слайд 5)
Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.
И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.
Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.
Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова).
Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями. Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.
В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком. Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9)
Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11) Главный герой его сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма, расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и весельчак Сеня Малина. (Слайд 12) У Писахова Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал. Все знает Сеня малина, все видел.
Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину? (Слайд 13)
Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова? (Слайд 14)
(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)
Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они связаны с народными традициями.
Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную? (Герои и идея сказки очень близки к народным)
Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?
Вывод:
– Чем необычна сказка? (Языком и сюжетом.)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами, пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.)
– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.
На чем строится сюжет в этой сказке? (На небылицах.)
Вывод: В чем своеобразие этой сказки? (Слайд 26)
Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:
I вариант. В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант. В чем своеобразие этих сказок Писахова.
О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы отнесли его произведения? (Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы.)
Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина неправда? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола.)
Что же прославляют и воспевают сказки Писахова? (Север, его красоту, трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей обучить работать.)
Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений С.Г.Писахова?
Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное, именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в своей речи многозначные слова и метафоры.
Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с литературной. У него получилось дополнительное средство художественной выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и очарование, которые и пленяют читателя.
Вывод. Своеобразие сказок Писахова. (Слайд 28)
- Сюжет оригинален, строится на небылицах;
- Отсутствует волшебство;
- Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
- Отрицательные герои – попы и чиновники;
- Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
- Зачин и концовка, авторские, самобытные;
- В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки, усеченные формы слов);
- Применяет гиперболу и олицетворение.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Слово учителя о С.Г.Писахове. Презентация.
-К какому жанру относится прочитанное нами произведение?
-Вспомните, пожалуйста, особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной?
-А чем наша сказка похожа на народную? Попробуем разобраться.
-Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.
-Чем же примечателен этот сказочный край?
Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.
-Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах? (Зачитать).
Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.
-Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?
Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.
-Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры. (Есть у кого- нибудь рисунки с этими словами?)
Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.
Чтение отрывка.
Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?
В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
— Чем отличаются эти песни?
-Обратимся к вашим рисункам….
Подведем итог конкурса рисунков.
Только добрые слова рождают красивые снежинки, а колючие льдинки придают песне остроту.
Как мороженые песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.
Работа с текстом
Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.
Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
Мы-то ведь тоже живем в России, давайте все вместе представим, как будет выглядеть русская детская песня о зиме……
Попробуем нарисовать… 2 команды, время 5 минут ,
Презентация детьми выполненной работы.
Ходил по улицам Архангельска в середине прошлого века маленький старичок с огромной головой, с лохматыми бровями и обвислыми усами, в старомодной шляпе, из-под которой свешивались длинные седые волосы, в руках — чёрная кошёлка и палка. Прохожие удивлённо оглядывались.И он тоже оглянется, бывало, да иногда еще и палкой погрозит.
25 октября 2014 года исполняется 135 лет со дня его рождения.
«И без художников люди проживут»?
Степан Писахов родился 25 октября 1879 года в Архангельске и прожил всю свою жизнь здесь, на Поморской улице. “Привязало же меня к Поморской улице этой”, — любил говорить он.
Мать писателя, Ирина Ивановна |
А отец писателя, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии.
С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал сына.
Он написал около 300 картин и рисунков. Лучшие свои работы художник старался хранить в своей мастерской: Степан Писахов разговаривал с картинами, как с друзьями.
А охоту к перемене мест С.Г. Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Изучал быт и культуру Русского Севера, узнавал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.
Самые известные его картины: “Сосна, пережившая бури” , “Серебристый день” , “Берег Белого моря” , “Прибрежные сосны”, «Осень в Белом море».
С.Г. Писахов. Осень в Белом море |
Картины художник называл необычно — “пейзажи души”. Каждый из них отражает определенное состояние: покой, одиночество, стойкое сопротивление, тихое упрямство.
“Красные цветы на Новой Земле” — картина-символ.
Это самая большая по размеру работа художника. Цветы на камнях — правда, удивительно? Красные цветы называются камнеломки. Для Писахова эти цветы стали символом сильного поморского характера, его стойкости.
С.Г. Писахов. Красные цветы на Новой Земле |
Четверть века Степан Григорьевич Писахов работал в школе, где преподавал рисование.
Не любо — не слушай!
Писахов-художник менее известен, чем Писахов-сказочник.
Сеня Малина, крестьянин из архангельской деревни Уйма, — главный герой и рассказчик в сказках Писахова. Сеня Малина, судя по его рассказам, — человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и даже на кирпичном заводе работал, Москву и Питер видал, против французов и турок воевал, по морям путешествовал.
Имя героя сказок не выдумано. В деревне Уйма под Архангельском действительно жил веселый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина. Его заразительными бывальщинами и небывальщинами заслушивалась вся деревня.
Из рассказов Сени Малины мы узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, а детей у них “семеро на лавке, пять на печи”.
В сказках идёт разговор о делах житейских, будничных: об охоте, о рыбном промысле, как новую шубу себе сшить. Вот тут и начинаются сказки. Быль переплетается с небылью, обычные факты с удивительными вымыслами. Читатель, только успевай удивляться: выдумки — одна за другой! Кто бы мог подумать, что на Севере такие чудеса!
Сеня Малина — северный Мюнхгаузен. От его лица С.Г. Писахов врал самозабвенно. Первое правило: «в сказках не надо сдерживать себя — врать надо вовсю». Поэтому у него в сказках чего только не случается: на звёздном дожде варят пиво, за рыбой ходят, не выходя из бани, на самоваре на Луну летают.
Как рождаются сказки?
Сказочник Писахов не делал из этого секрета: «Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Скажу к примеру. Один заезжий спросил, с какого года я живу в Архангельске. Секрет не велик. Я сказал: с 1879 года.
– Скажите, сколько домов было раньше в Архангельске?
Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в вопросе. Я в тон заезжему дал ответ:
— Раньше стоял один столб, на столбе доска с надписью: А-Р-Х-А-Н-Г-Е-Л-Ь-С-К..
Народ ютился вокруг столба. Домов не было, о них и не знали. Одни хвойными ветками прикрывались, другие в снег зарывались, зимой в звериные шкуры завертывались.
- Словом перекидываться;
- Утресь маменька меня будит, а я сплю – тороплюсь;
- Кислых слов наговорила;
- Выторапливались из всех сил;
- Прискучила работа.
Слушай, замри – не дыши
С.Г. Писахов |
Сколько чудес всевозможных!.
Брал эти сказки художник
В короб открытой души.
Ладил одно: пригодится
Людям их добрый привет.
Тихо листаю страницы,
С каждой страницы струится
Северных сполохов свет.
Волны сшибаются лбами,
Волны ведут хоровод
В море на собственной бане
Сеня Малина идет…
Сеня прослыл повсеместно
Дюже лихим трепачом!
Схватит в пригоршню бородку –
Байка за байкой течет.
Память
Он ушёл из жизни 3 мая 1960 года. Писатель похоронен на кладбище Свято-Ильинского кафедрального собора в Архангельске.
В начале 1970-х годов дом Писаховых снесли. Но в 2005 году, к юбилею писателя, в старинном здании на Поморской,10, мимо которого он часто ходил, открылся музей.
В музее Степана Писахова (до реконструкции). 2010 год |
В экспозиции музея — живописные работы, личные вещи, документы и книги. Здесь восемь залов, которые отражают этапы жизни и творчества Степана Григорьевича.
Архангельский художник Сергей Сюхин давно уже иллюстрирует сказки С.Г. Писахова. В музее представлены его рисунки. Художник настолько увлечён творчеством северного сказочника, что сам пишет продолжение писаховских сказок и перемещает своих героев в современность.
Иллюстрация Сергея Сюхина к сказке «Архангельска богатейка» |
Большой интерес вызывает выставка “Небывальщина в глине”. Автор работ — Людмила Никифоровна Морева, жительница деревни Уйма. Мастерица создала глиняные работы по сказкам С.Г. Писахова. Все герои легко узнаваемы.
Небывальщина в глине |
В самой деревне Уйма в краеведческом музее 24 октября 2005 года открылась гостиная “У Сени Малины”, которая собрала на юбилей 25 родственников писаховского героя.
С. Сюхин признался, что о возможности пожать руку Степану Писахову мечтал ещё будучи студентом, а теперь поздороваться с северным сказочником может каждый желающий.
В одном из постов «ЧУМотеки» рассказывается грустная история, связанная с памятником: «Бронзовая скульптура Писахова как бы протягивает руку прохожим для приветствия. В авоське у Писахова — рыба, а на шляпе сказочника — чайка, прилетевшая на запах рыбы. Хотя чайки ЧУМработница так и не увидела: трижды ее срывали со шляпы Писахова и после очередной, третьей, кражи было принято решение чайку не восстанавливать».
Сейчас памятник выглядит так:
А что Степан Писахов нам сморозил,
Слагая сказочки на звёздном языке,
Останется небесно в русской прозе
Сиять, как праздник, на жестоком сквозняке,
Где гаснут откровенья поколений,
Слагающих цитатный пантеон,
Но свеж, как небо, нецитатный гений –
Степан Писахов, он – из ряда вон!
Читайте также:
- Сочинение на благо родины
- Сочинение на тему как я работаю на уроке математики
- Что такое гармония сочинение в формате егэ
- Сочинение если бы не было металлов
- Тенденции русского языка сочинение
«Морожены песни»
Степана Григорьевича Писахова
Автор: Шемякина Ирина Сергеевна
Организация: МБОУ «СШ №4 им. дважды героя Советского Союза А.О. Шабалина»
Населенный пункт: Архангельская область, г. Онега
Методическое обоснование темы
Человек испытывает особые чувства к родному краю, где он родился, рос и учился. В нашей Архангельской области проживали и проживают замечательные и знаменитые люди: художники, учёные, исследователи, писатели и поэты. Среди таких людей — писатель Степан Григорьевич Писахов. Любовь к Северу помогла родиться знаменитым писаховским сказкам, которые быстро стали популярны в Архангельске, сделав Степана Григорьевича местной знаменитостью и всеобщим любимцем. На уроке учащиеся познакомятся с биографией и творчеством северного писателя.
Основная технология, используемая на уроке — технология смешанного обучения, модель «Ротация станций». В результате этой технологии учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о писателе Степане Григорьевиче Писахове, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями.
Методические рекомендации по проведению занятия
Внеклассное занятие ««Морожены песни Степана Григорьевича Писахова» проводился во 2 классе. Тема рассчитана на 1 час урока. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.
К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала, видеоматериала, анализ дополнительной литературы.
Для проведения занятия необходимы: листы с заданиями (Приложение 1,2,3,4), доска. Технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Поморский сказочник Степан Писахов», ноутбук для просмотра видеофрагмента «Русский Север. Сказки Степана Писахова…»
Для организации смешанного обучения — модель «Ротация станций», учитель делит класс на три группы по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса – на импровизированной станции: «Работа с учителем», «Онлайн-работа», «Проектная работа». В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Учитель меняет состав групп в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютера, третья разбивается на подгруппы и работает над групповым проектом. Группы перемещаются по кругу. В ходе занятия описана работа по станциям.
Технологическая карта изучения темы
Предмет |
Литературное чтение |
|
Форма проведения |
Внеклассное занятие |
|
Класс |
2-3 (8-10 лет) |
|
Тема |
««Морожены песни» Степана Григорьевича Писахова» |
|
Тип урока |
Открытие нового знания (технология деятельностного метода) |
|
Цели |
создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о творчестве и биографии С.Г. Писахова, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Прививать интерес к литературе Севера, воспитывать художественный вкус. 2. Воспитательные задачи: осознание себя как гражданина, развивать чувство гордости за свой край, за людей, живущих в нём. Любовь и уважение к культуре, истории своей малой родины, положительное отношение и интерес к изучению родного края. 3.Развивающие задачи: формировать способности самостоятельно выдвигать гипотезы; умений работать в группе, самостоятельно. |
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе, , высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
|
Межпредметные связи |
Изобразительное искусство, технология, окружающий мир. |
|
Ресурсы: — основные — дополнительные |
Мультимедиа (презентация) . 1. Литературный север /сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. 2. Морянка: Хрестоматия о русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. Ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2005. 3. Писахов С. Г. Сказки. – Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1977. 4.Пономарёва И.Б. Главы из жизни Степана Писахова/ Архангельск: изд- во «Правда Севера», 2009.
6. https://www.youtube.com/watch?v=zef_ntsYhqE 7. https://www.youtube.com/watch?v=Nt4O2y6muCU |
|
Технологии |
Проблемный диалог, здоровьесберегающая технология, технология смешанного обучения «Ротация станций». |
|
Используемые приёмы |
«Бортовой журнал» или «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал), «Удивляй!», «Вход в урок», «Синквейн». |
|
Организация пространства |
Групповая |
|
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор, задания для групп (см. Приложение 1,2,3) , таблица с вопросами (см. Приложение 2 «Бортовой журнал»), |
Ход занятия
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; |
Проговаривают девиз занятия. Проговаривают тип занятия и называют шаги учебной деятельности. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа занятия и называние шагов учебной деятельности. |
1.Эмоциональный настрой. — Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Все ли готовы к уроку? (Да) — Тогда вперёд! — Прочитайте девиз сегодняшнего урока (на доске): Будем думать. Вдумчиво читать. И друг другу Во всём помогать. 2. Приём «Вход в урок» — Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, в мир великого северного писателя и сказителя — Степана Григорьевича Писахова. Всё внимание на экран. (ссылка на источник https://youtu.be/zef_ntsYhqE Когда начинается проигрыш музыки с 1 мин.13 сек., читает учитель.) — Борис Пономарёв вспоминает: «Юношей нередко встречал сказочника на архангельских улицах и всякий раз удивлялся его оригинальной, запоминающейся внешности. Был он приземист, широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос». 3. Приём «Удивляй!» — В его произведениях налим может расхаживать по городу, апельсин вырасти среди реки, а песни можно заморозить и продать в Англию. В его сказках любовь к Северу, к людям, где в суровые морозы умеют жить так, что «своим жаром баню греют». Описание самобытности северного народа, какое больше нигде не встретишь. — Чей удивительный и сказочный мир мы будем узнавать? (ответы детей) — Да, совершенно верно, Степана Григорьевича Писахова. — Значит, чему будет посвящено наше занятие? (Открытию нового знания) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 мин) Цели: -организует выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
4. Приём «Бортовой журнал» — Раз мы отправляемся с вами в путешествие, то у каждого путешественника должен быть «Бортовой журнал». Здесь мы будем отмечать то, что мы уже знаем, что хотим узнать и что узнаем во время урока. Учитель предлагает заполнить таблицу «Бортовой журнал»: «+» — знаю «?» – хочу узнать — узнал (Приложение 1) — Посмотрите на вопросы. На какие вы можете дать ответ сейчас? На какие вопросы вы не знаете ответа? — Знаком ли вам писатель Степан Григорьевич Писахов? — Где он родился и жил? -Знакомы ли вы с произведениями писателя? -К какому жанру относятся его произведения (сказка, стихотворение, рассказ)? — Кто такой Сеня Малина? -Памятные места, связанные со Степаном Григорьевичем Писаховым? |
III. Выявление места и причины затруднения (1 мин) Цели: — выявить место (шаг, операция) затруднения; — зафиксировать во внешней речи причинузатруднения. |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
— На все ли вопросы вы смогли ответить? — Почему возникло затруднение? (Не знаем, где родился и жил писатель, к какому жанру относятся его произведения, кто такой Сеня Малина и памятные места, связанные с Г. Писаховым). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: —организовать постановку цели урока; —организовать составление совместного плана действий; — определить средства. Физкультминутка |
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. |
— Что же будем делать? (Сами искать способ) — Какую цель ставим? (Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведениями). -Давайте составим план работы на основе этих вопросов. Наметим наш план действий: 1) Попробуем выполнить задание. Узнаем биографию писателя, познакомимся с его произведениями, определим к какому жанру они относятся и кто такой Сеня Малина. Памятные места, связанные со С.Г. Писаховым. (Ключевые слова на доске) 2) Сопоставим свои предположения с материалами интернета и дополнительной литературы. 3) Устраним затруднение. 4) Применим новое знание. — Что нам поможет? (свой опыт, дополнительная литература, учитель) |
V. Реализация построенного проекта (25 мин) Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; — зафиксировать новое знание в речи и знаках; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; — уточнить тему занятия. |
Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. |
Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа занятия и называние шагов учебной деятельности. |
4. Технология смешанного обучения, модель «Ротация станций». — Отправляясь в путешествие, сказочный герой встречает препятствия на своём пути. И сегодня у нас тоже будут испытания. Мы будем путешествовать по станциям, у каждой команды будет свой маршрутный лист. (Учитель заранее должен рассадить детей по станциям. Меняться группа должна через 8 минут). Маршрутный лист № 1 «Биографическая станция»; станция «Онлайн-обучение»; станция «Творческая». Маршрутный лист № 2 Станция «Онлайн-обучение»; станция «Творческая»; Станция «Биографическая». 3 станция: станция проектной работы: Маршрутный лист № 3 Станция «Творческая»; станция «Биографическая» станция «Онлайн-обучение». 1 станция: Работа с учителем — «Биографическая». — Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? (Ответы детей) — Познакомимся с биографией писателя, его творчеством, памятными местами. 2 станция: «Онлайн-обучение» — На станции «Онлайн-обучения» вы посмотрите видеоматериал «Русский Север. Сказки Степана Писахова» (ссылка на источник: https://yandex.ru/video/preview/13451637304195148612 просмотр с 11мин. 40 сек, ссылка в списке литературы) и познакомитесь с Сеней Малиной. Задание – составить синквейн «Сеня Малина» по опорным словам. — 3 станция «Творческая». Задание: подобрать к отрывкам из сказок Степана Писахова название и иллюстрацию смастерить книжку и нарисовать обложку к ней. Вы должны разбиться на подгруппы: одни ищут название и иллюстрацию к отрывкам сказок С. Писахова, а другие рисуют и раскрашивают обложку книжки. (Обязательно на столе должны быть книги писателя). (Приложение 3) «Биографическая станция»: станция работы с учителем. Беседа (рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов) (Приложение 1).Биографическая справка о творчестве С. Г. Писахова Василий Беднов: Он в старом корабле летал Не по волнам, а в поднебесье, Слагал «мороженые песни» – И Север в сказках прославлял! — Вы сейчас внимательно слушали, посмотрели презентацию. Что вам больше всего запомнилось? – Совершенно верно, Степан Писахов был не только писателем, но и художником и путешественником. |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организовать самопроверку по эталону, -организовать выявление места и причины затруднений. |
Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Проводится защита проекта каждой группы (каждая группа демонстрирует книжку и обложку к ней). — Ребята, к какому жанру относятся произведения писателя? — Вспомните виды русских народных сказок (Ответы детей: волшебные, бытовые, о животных). — Что в них главное: вымысел или реальность? (Вымысел). А в произведениях Писахова вымысел или реальность? (ответы детей) После анализа дети приходят к выводу, что произведение относится к жанру «сказка», в ней есть вымысел и реальность. Например, северное сияние можем наблюдать зимой, белые медведи обитают на Новой Земле (Арктика) и т.д.. — Кто же такой Сеня Малина? (Ответы детей) Дети каждой группы представляют творческую работу синквейн «Сеня Малина». — Ребята, почему тема нашего урока и сборник сказок называется «Морожены песни»? (ответы детей) — «Морожены песни» – сказки Степана Писахова, великого русского сказочника, художника и волшебника. Почему волшебника? Да потому, что в привычных вещах Степан Григорьевич видел волшебство, где Северное Сияние можно собирать, как пшеницу, а из песен вить узоры невиданной красоты. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин) -организовать включение новое знание в систему знаний; -организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы |
— Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте вернёмся к «Бортовому журналу» и заполним его (дети заполняют таблицу). — Озвучиваем вопрос и отвечаем на него. — На все вопросы мы с вами смогли ответить? (да) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. |
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности |
— Чем мы сегодня занимались на нашем увлекательном и необычном занятии? Что вы нового для себя узнали? Чем можете поделиться? -Вы сегодня познакомились лишь с отрывками сказок Степана Григорьевича Писахова. Хотели бы узнать, чем закончилась каждая история? Предлагаю сходить в библиотеку и взять книгу поморских сказок С. Г. Писахова, а так же посмотреть мультфильм всей семьей «Архангельские новеллы», который подарит вам хорошее настроение. — Сегодня вы отлично поработали. Всем спасибо за плодотворную работу. — После занятия мы сделаем с вами небольшую выставку наших творческих работ. И пригласим ребят из других классов, чтобы они тоже познакомились с творчеством нашего северного писателя и увидели ваши творческие работы по теме «Морожены песни». |
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 15,5 МБ
- file0.docx.. 1,8 МБ
Опубликовано: 16.12.2021
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Урок по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни»
Цели урока:
- Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
- Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
- Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
- Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
- Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.
Ход урока
Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.
К какому жанру относится прочитанное вами произведение?
Вспомните, пожалуйста, композиционные особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной? Докажите, что уже зачин сближает авторскую сказку «Морожены песни» с народной.
В произведении «Морожены песни» действие происходит в безымянном месте — деревне, нет указания на время действия, что сближает авторскую сказку с народной.
Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.
Чем же известен этот сказочный край?
Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.
Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?
Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.
Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?
Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.
Живое общение много значит в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.
Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»
Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе — подмога».
«Эх, дубинушка…»
Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.
Чтение отрывка.
Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?
В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
Чему удивился заморский купец?
Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.
Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»
Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение которых заезжему гостю было не по силам.
Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.
Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.
Работа с текстом
Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.
Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?
Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.
Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»
Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.
Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»