ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:
«Морожены песни» Степана Писахова
1 |
ФИО |
Гребенщикова Анна Валентиновна |
2 |
Место работы |
МБОУ «Порожская ОШ» с. Порог, Онежский р-н, Архангельская обл. |
3 |
Должность |
учитель начальных классов |
4 |
Предмет |
Внеклассное чтение. |
5 |
Класс |
2,3,4 |
6 |
Тема урока |
«Морожены песни» Степана Писахова |
7 |
Учебник |
Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -3-е изд.; Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -6-е изд.; Словарь – справочник для учащихся 2-4-х классов – 6-е изд.; Сборник «Морожены песни» С.Г.Писахов. |
Тема: «Морожены песни» Степана Писахова.
Цель:привлечь внимание школьников к личности северного сказочника С.Г. Писахова, к его сказкам, а так же воспитывать любовь к родному языку, учить видеть красоту и своеобразие северного слова.
Задачи:
Метапредметные: прививать интерес к литературе Севера, воспитывать художественный вкус.
Предметные: отработать навыки выразительного чтения и эмоционального восприятия художественного текста; раскрыть стилистические особенности сказок С. Писахова; развивать речь детей.
Личностные: воспитывать любовь к природе, к родному краю; развивать умения общаться со сверстниками, учителем, воспитывать уважение и терпимость к сверстникам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать произведения, передавая с помощью интонации языковые особенности сказок С. Писахова, познакомятся с традициями русского Севера.
Формирование УУД:
Личностные: (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
— Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
— Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
Познавательные: (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
— Расширить знания детей о творчестве С.Писахова;
— Делать выводы в результате командной работы;
— Осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
— Определение и формулировка цели;
— Управление своей деятельностью — контроль и коррекция;
— Инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
— Речевая деятельность;
— Навыки сотрудничества;
— Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Средства обучения:
— рисунки: «сказочная» яблоня; карточки – рисунки к произведениям С.Писахова;
— учебники: Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -3-е изд.; Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -6-е изд.; Словарь – справочник для учащихся 2-4-х классов – 6-е изд.; Сборник «Морожены песни» С.Г.Писахов;
— видеофрагменты к сказкам С.Г. Писахова;
— оборудование: экран, мультимедиапроектор, компьютер учителя.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию (Личностные УУД).
Самоопределение к деятельности.
– Сегодня на нашем занятии Вам предстоит много размышлять, сочинять, слушать и творить.
Надеюсь, что у Вас это хорошо получится.
– Тему занятия мы не будем озвучивать, Вы сами её определите.
3. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, посмотрите на этот рисунок. Как вы считаете, что это за дерево? (На листе ватмана изображено дерево с мужским силуэтом : ноги – корни, руки – ветви).
—А что же в нём необычного? (Познавательные УУД)
— Вы догадались, что это не простая яблоня, а сказочная! А узнать сказочника поможет нам этот отрывок.
«Стал я на огороде с краю да у дорожного краю босыми ногами в мягку землю. Чую, в рост пошёл! Ноги корнями, руки ветвями. Вверх не очень подаюсь, что за охота – с колокольней ростом гоняться.
Стою, силу набираю да придумываю, чем расти, чем цвести? Ежели малиной, дак этого от моего имени по всей округе много.
Придумал стать яблоней».
— А кто автор сказок о Сене Малине? (Степан Писахов)
(Познавательные УУД)
4. Постановка учебной задачи:
— Как Вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (о сказках Степана Писахова) (РегулятивныеУУД).
Много поэтов, писателей, сказочников воспевали наш Северный край. Сегодня мы попробуем раскрыть красоту и своеобразие родного краю через сказки Степана Писахова. А поможет нам в этом всем известный Сеня Малина. Он приготовил Вам много интересных заданий.
(Каждое яблоко на дереве содержит задание для команды).
(На столе приготовлены таблички, отражающие название 3 команд Команда включает учеников всех возрастов) (Коммуникативные УУД).
5. Ход мероприятия.
а) работа со словарём малоизвестных слов:
«Про наш Архангельский край столько неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать всё, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу – всё правда.
— Ребята, а что нам поможет точно и правильно понимать тему, о которой мы говорим сегодня?
— Давайте объясним значения малоизвестных слов (Познавательные УУД).
— Каждой команде даётся по 5 слов, которые необходимо объяснить командам – соперникам с помощью словаря. (Каждое доступно объяснённое слово – 5б.)
6. Физкультминутка (Здоровьесберегающий компонент).
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
б) соедини картинку с названием произведения:(Познавательные УУД).
— Каждая команда получает конверт, в котором 5 карточек с название произведений С.Писахова и 5 карточек с иллюстрациями к этим произведениям (пять правильно соотнесённых карточек – 5 б.)
в) видеофрагмент: (Познавательные УУД).
— Название сказок мы знаем, а вот сможем ли мы узнать произведение С. Писахова и его героев по видеофрагменту?
— Команды одновременно просматривают 3 видеофрагмента. Вам необходимо записать название произведения и его героя.
(за правильно указанное произведение и героя – 2б).
г) домашнее задание: (Личностные УУД).
— А в следующем конкурсе мы займём места Писаховских героев.
— Каждая команда готовила инсценировку отрывка из сказок С.Писахова.
1 к – «Модница», герои – модница и продавец;
2к – «Перепилиха», герои – Перепилиха и медведь;
3к – «Лень да Отеть», герои Лень и Отеть.
(оценивается владение текстом и артистичность, высший балл – 3б).
д) презентация блюд северной кухни:
(Коммуникативные и личностные УУД).
— В сказках С.Писахова много внимания уделено северной кухне.
Дома Вы с родителями выбирали и готовили северное блюдо.
Давайте презентуем блюда так, чтоб их захотелось попробовать.
(Дети делятся рецептами блюд Северной кухни).
7. Итог (Регулятивные УУД).
–Вот и подошло к концу наше мероприятие.
–Продолжите фразу:
— Я сегодня узнал, что ….
— Какое из заданий на уроке вы выполняли с удовольствием?
— Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями?
— Оцените своё настроение по окончанию занятия с помощью листиков.
Если Ваше настроение радостное – поместите на нашу яблоню красный листочек, если Вам грустно – жёлтый листочек.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/179220-plan-konspekt-po-vneklassnomu-chteniju-na-tem
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Урок по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни»
Цели урока:
- Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
- Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
- Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
- Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
- Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.
Ход урока
Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.
К какому жанру относится прочитанное вами произведение?
Вспомните, пожалуйста, композиционные особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной? Докажите, что уже зачин сближает авторскую сказку «Морожены песни» с народной.
В произведении «Морожены песни» действие происходит в безымянном месте — деревне, нет указания на время действия, что сближает авторскую сказку с народной.
Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.
Чем же известен этот сказочный край?
Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.
Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?
Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.
Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?
Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.
Живое общение много значит в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.
Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»
Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе — подмога».
«Эх, дубинушка…»
Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.
Чтение отрывка.
Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?
В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
Чему удивился заморский купец?
Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.
Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»
Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение которых заезжему гостю было не по силам.
Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.
Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.
Работа с текстом
Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.
Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?
Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.
Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»
Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.
Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»
Похожие вопросы:
Литература, 02.03.2019 02:30
Вчем заключается противоречивость образа анны карениной? ? , надо
Ответов: 3
Литература, 02.03.2019 05:40
Каково отношение сергея есенина к революции в стихах «небесный барабаньщик» и «инония»? какое влияние на есенина оказала путишествие в европу и америку? как ощущает себя поэт в новой жизни? какие строки говарят о
неизменности его идеалов, о желании сохранить творческую независимость?
Ответов: 4
Литература, 02.03.2019 15:40
День с точки зрения кота матроскина
Ответов: 3
Литература, 06.03.2019 16:50
Сочинение сколько стоит плохая привычка
Ответов: 4
Литература, 06.03.2019 20:00
Кого и за что наказала команда воланда в «мастер и маргарита»
Ответов: 4
Литература, 06.03.2019 21:30
Твір-роздум на тему: чо навчив мене дік сенд?
Ответов: 3
Литература, 07.03.2019 21:40
Придумай свой рассказ о том, как ты был в лесу летом . нужно .
Ответов: 4
Литература, 07.03.2019 22:00
Нуждается ли земля в нашей защите? сочинение
Ответов: 3
Литература, 08.03.2019 07:10
Составить план к этом стиху: под большим шатром голубых небес — вижу — даль степей зеленеется. и на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. по степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.
посмотрю на юг — нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся; мурава лугов ковром стелется, виноград в садах наливается. гляну к северу — там, в глуши пустынь, снег, что белый пух, быстро кружится; подымает грудь
море синее, и горами лед ходит по морю; и небес ярким заревом освещает мглу это ты, моя русь державная, моя родина православная! широко ты, русь, по лицу земли в красе царственной развернулася! у тебя ли нет поля
чистого, где б разгул нашла воля смелая? у тебя ли нет про запас казны, для друзей — стола, меча — недругу? у тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов? перед кем себя ты унизила? кому в черный
день низко кланялась? на полях своих, под курганами, положила ты татар полчища. ты на жизнь и смерть вела спор с литвой и дала урок ляху гордому. и давно ль было, когда с запада облегла тебя туча темная? под грозой ее
леса падали, мать сыра-земля , и зловещий дым от горевших сел высоко вставал черным облаком! но лишь кликнул царь свой народ на брань — вдруг со всех концов поднялася русь. собрала детей, стариков и жен, приняла
гостей на кровавый пир. и в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки. хоронили их вьюги снежные, бури севера о них и теперь среди городов твоих муравьем кишит православный люд. по седым морям из
далеких стран на поклон к тебе корабли идут. и поля цветут, и леса шумят, и лежат в земле груды золота. и во всех концах света белого про тебя идет слава громкая. уж и есть за что, русь могучая, полюбить тебя, назвать
матерью, стать за честь твою против недруга, за тебя в нужде сложить голову!
Ответов: 2
Литература, 09.03.2019 00:50
Составте план к а, носову белый гусь
Ответов: 2
Литература, 09.03.2019 00:50
План до твору острів скарбів ,треба на сьогодні))
Ответов: 2
Литература, 09.03.2019 04:00
По теме война 1812 или михайл кутузов великий полководец и можно ещё герои бородинской войны
Ответов: 4
Вопросы по другим предметам:
Алгебра, 19.07.2019 07:30
Обществознание, 19.07.2019 07:30
История, 19.07.2019 07:30
Биология, 19.07.2019 07:30
Литература, 19.07.2019 07:30
Русский язык, 19.07.2019 07:30
Математика, 19.07.2019 07:30
Математика, 19.07.2019 07:30
Предмет: Литература,
автор: darzymov01
Прочитайте сказку Степана Писахова «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня»). Составьте план данного текста.
Ответы
Автор ответа: irinadaniil85
0
Ответ:
нужен план
Объяснение:
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Математика,
автор: Igor312312
В усеченной правильной 6-угольной пирамиде стороны основания 6см и 4см.Боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом 45°. Найти обьем.
3 года назад
Предмет: Русский язык,
автор: suleimanchik85
Сделайте пожалуйста! Дам 10 баллов!И отмечу как лучший!
3 года назад
Предмет: Оʻzbek tili,
автор: sgriaznova
Помогите пожалуйста с с домашним заданием 4 машик
3 года назад
Предмет: Информатика,
автор: nastya9275
Срочно! Помогите ПОЖАЛУЙСТА
Создать презентацию с навигацией, клавишей выхода на каждом слайде и содержанием, 7 чудес света.
5 лет назад
Предмет: Литература,
автор: simelena70
Почему поэтов нужно слушать душой
5 лет назад
«Здесь русский
дух, здесь Русью пахнет…»
Ход урока
Слово учителя о
С.Г.Писахове. Презентация.
-К какому жанру относится
прочитанное нами произведение?
-Вспомните, пожалуйста, особенности жанра. В
чем отличие авторской сказки от народной?
-А чем наша сказка похожа на народную?
Попробуем разобраться.
-Докажите, что уже зачин сближает авторскую
сказку «Морожены песни» с народной.
В произведении «Морожены песни» действие
происходит в безымянном месте — деревне, нет указания на время действия, что
сближает авторскую сказку с народной.
-Как вы думаете, почему
С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
Таких деревушек, ничем не примечательных на
первый взгляд, очень много разбросано по России.
-Чем же примечателен этот
сказочный край?
Деревня
находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.
-Какое
изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных
морозах? (Зачитать).
Писахов использует гиперболу
(особенность народных
сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.
-Как же удается человеку выжить в
этих суровых условиях?
Умение
работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть,
помогает смотреть на трудности с улыбкой.
-Живое общение много значит в
жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне?
-Чем отличались слова из
разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите
примеры. (Есть у кого- нибудь рисунки с этими словами?)
Обычно
в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный,
любимый…»
-Не одно общение помогает выжить
в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему
подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе —
подмога».
«Эх, дубинушка…»
Не только трудовые песни звучали
в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте
описание песен, исполняемых девушками.
Чтение отрывка.
Как вы думаете, о чем эти песни?
Чем отличались весенние песни от зимних?
В
песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
Чем отличались «мужские» песни от «женских»?
Давайте послушаем…(«Брали русские бригады», «Черемуха»)
—Чем отличаются эти песни?
-Обратимся к вашим рисункам….
Подведем итог конкурса рисунков.
Только добрые
слова рождают красивые снежинки, а колючие льдинки придают песне остроту.
Как мороженые песни попали за
границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
Жители
архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и
бабы, и дети.
Найдите в тексте глаголы,
называющие действия исполняющих песни.
Работа
с текстом
Какое значение, с вашей точки
зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
С.Г. Писахов на
страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края
каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к
сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не
помнящих своего родства.
Песни, исполняемые жителями
деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских
хозяев». Что «поняли» за морем, когда слушали голоса певцов?
Люди смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю
этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и
журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать
этот край волшебным.
Этот суровый край с неброскими
красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так
хорошо известна эта сторона?»
Можно
предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого
края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным
купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.
Рассказчик считает свою
деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам
такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов
рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
В России есть
такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся
меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху
подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно
относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с
уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Мы-то ведь тоже живем в России, давайте все вместе представим, как
будет выглядеть русская детская песня о зиме……
«Русская зима»…
Попробуем нарисовать…2 команды, время 5 минут ,
остальные смотрят мультфильм «Мороженые песни»
Презентация детьми
выполненной работы.
Домашнее задание: дать ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской
деревушки?»