Тема урока: Знакомство с русской народной сказкой «Морозко».
Цель: формирование представления о произведениях устного народного творчества.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с содержанием сказки;
-развивать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;
-обогащать словарный запас
-прививать любовь к чтению, к сказкам.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Все расселись по местам,никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно»
Девиз нашего урока: «Пожелаем друг другу удачи»
-Закройте глаза и повторяйте со мной: « У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке. Пусть урок принесет мне радость!»
IІ. Постановка цели и задач урока.
Звучит музыка из сказки « Морозко »
Начнем наш сегодняшний урок с загадки.
В лесу девица стоит плачет,
От холода всё руки прячет.
И нос замёрз и уши тоже,
Вся на снегурочку похожа.
Мороз с ней начал говорить,
Со всех сторон к ней подходить:
Тепло ли, девица, тебе?
Ты расскажи мне о себе.
Она от холода дрожит,
Но не показывает вид.
Тепло мне, дедушка Мороз,-
Сама стоит, не чуя нос.
Тогда он сжалился над ней,
Призвал лихих своих коней.
Мчится с подарками повозка.
Сказка называется…..(«Морозко»).
Эту сказку мы будем изучать на уроке. (Русская народная сказка «Морозко»). Это тема нашего урока.
— Скажите, читали ли мы с вами эту сказку на уроках литературного чтения? (нет). Значит, что мы будем делать на уроке, какая цель нашего урока?
(Познакомиться со сказкой).
-
Верно, а что еще мы делаем с новым произведением? (анализируем)
-
Правильно, цель нашего урока: знакомство и анализ русской народной сказки .
-
Чтобы достичь цели нашего урока, мы должны выполнить следующие задачи. Расположите их по порядку.
1. Провести словарную работу.
2. Познакомиться и проанализировать сказку.
3. Составить характеристику героев (кластер)
Теперь немного отдохнем.
3.Физминутка.
4.Словарная работа
Откроем учебник на стр.76 Посмотрите слова,которые выделены. Где мы смотрим значение слов?
Мачеха – не родная мать.
Падчерица – не родная дочь
На доске написаны слова, которые будут непонятны:
Затужил, заплакал – опечалился
Озноб – замерзла до дрожи.
Сжалился – пожалел.
Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.
Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка
Окостенеть – замерзнуть до смерти.
Заголосила – громко закричала, заплакала.
Мы выполнили словарную работу..Мы большие молодцы!
5.Чтение и анализ сказки .
Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович .Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко»
Звучит зимняя музыка
Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают,
мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…
Итак,начнем чтение руссой народной сказки Морозко»
6. Беседа по содержанию.
-
Понравилась ли вам сказка?Поднимите руки
-
— Справедливо ли закончилась сказка? С какими персонажами встретились?
Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Найди слова, которые е характеризуют.(Листочки лежат на столе)
— Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха?
— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец. Как отнёсся старик к приказанию жены? Почему?
Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.
-
В этой сказки кого встретила девочка?
-
Расскажите, что случилось с Падчерицей в лесу.
-
Прочитайте разговор падчерицы с Морозко. Как говорила с ним она?
-
. Понравилась ли она деду? Почему?
-
Как встретила Падчерицу злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?
-
Как ведёт себя Дочь мачехи в лесу? Как она разговаривает с Морозко?
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
– Почему Морозко сжалился над падчерицей?
К какому виду относится сказка «Морозко»? (волшебная)
Ребята, познакомились мы со сказкой? Проанализировали содержание сказки?Значит,выполнили вторую задачу
7. Сравнение героев сказки
— Переходим к выполнению третьей задачи. Подобрать слова, которые характеризуют главных героев сказки «Морозко». Вы будете работать по рядам. Первый ряд составляет характеристику Падчерицы и Дочери, второй – Морозко, третий – Старухи и Старика.
— Молодцы. Вы справились и с третьей задачей.
8.Чтение сказки по ролям — вторичный синтез.
-
Как вы думаете, по заслугам все получили в этой сказки?
-
Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.
Чему учит нас эта сказка?
-
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
9. Итог урока.
Молодцы. Какая была цель нашего урока? Достигли мы ее?
10.Домашнее задание.
Прочитать авторскую сказку Одоевского «Мороз Иванович», сравнить ее с народной сказкой.
-
Дочь Падчерица Морозко
-
вежливая завистливая справедливый
-
трудолюбивая ленивая мудрый
-
терпеливая грубая добрый
-
скромная невежливая ласковый
-
Старуха Старик
-
сварливая безвольный
-
злая слабохарактерный
-
бессердечная боязливый
-
жестокая нерешительный
Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК «Перспектива».
Тема: «Русская народная сказка «Морозко».
Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ прогимназия «Радуга» №624, г. Санкт – Петербург.
Цель:
- способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное
Задачи:
- углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
- формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий
Ход урока:
- Погружение в тему.
— Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?
— Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.
У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает:
За пальцы хватает, за уши дерет.
— О ком загадка?
В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.
Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.
Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.
Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:
Святой Василий, приходи, людям счастье подари.
У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.
Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.
Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.
Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.
Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.
Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?
Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.
А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…
- Актуализация знаний.
Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».
Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…
Трудные слова |
уста |
сказывать |
сказитель |
падчерица |
худо |
кажный |
затужил |
молитву творить |
тукнуть |
подожмала ножки |
красная девушка |
приданое |
паньёй сияет |
- Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.
Галерея героев сказки
родная дочь |
«что ни сделает, за все ее хвалят» |
лень и безделье порождает слабость |
падчерица |
«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась» «добро пожаловать, знать бог тебя принес» |
покорность трудолюбие открытое сердце доброта мудрость |
мачеха |
«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели» |
злоба ненависть жестокость |
старик |
«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой» |
безропотный забитый жалкий |
морозко |
«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!» |
олицетворение природы гармония с природой испытания |
собачка |
«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут» |
верность |
— Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?
— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.
— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.
— Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.
— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.
Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.
— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…
— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?
Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.
Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!
— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.
— Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.
— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?
В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.
Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.
— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?
Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…
Чтение третьей части.
— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?
Чтение четвертой части.
Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.
— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?
4. Рефлексия.
— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.
Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.
— Какова роль Мороза в сказке?
— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?
5. Домашнее задание.
Прочти авторскую сказку Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.
Цель:
- Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать
содеражние текста по вопросам; выделять главную мысль; - Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения,
сравнения; - Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей;
- Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: хэ
- Рисунки детей к стихотворению А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
- Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
- Маленький короб; мочало; береста.
Познавательные способности: 1–2 уровня.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
План урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Вступительная беседа.
- Сообщение темы урока.
- Ознакомительное чтение.
- Словарная работа.
- Анализ содержания текста по вопросам.
- Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
- Выделение главной мысли.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
Какие слова мы разбирали с вами вчера?
Вечор вчера вечером; нынче – сегодня.
Посмотрите на рисунки, как вы думаете, какой из них наиболее близко подходит
к данному произведению?
3. Вступительная беседа.
А.С.Пушкин писал не только стихи. Он написал еще сказки. Вспомните, какие
сказки он написал?
– “Сказка о рыбаке и рыбке”
– “Сказка о золотом петушке”
– “Сказка о царе Салтане…”
– “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
– “Сказка о попе и его работнике Балде”.
Это авторские сказки, т.е. их написал автор; в данном случае А.С.Пушкин.
Но есть такие сказки, где автор нам неизвестен. Это народные сказки.
Вспомните, какие русские народные сказки мы читали с вами во 2 классе?
– “У страха глаза велики”.
– “Лиса и тетерев”.
– “Лиса и волк”.
-“Гуси – лебеди”.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы читаем с вами русскую народную сказку “Морозко”.
5. Ознакомительное чтение.
Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова. Начало читает учитель,
потом три ученика.
6. Словарная работа.
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?
– Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Затужил, заплакал – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.
– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.
– Заголосила – громко закричала, заплакала.
Запомните эти слова.
7. Беседа по содержанию.
– Понравилась ли вам сказка?
– Что запомнилось?
– Кого было жалко?
– А кого нет?
– Найдите в сказке слова как жилось падчерице и старухиной дочери.
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
– Почему Морозко сжалился над падчерицей?
8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
Добрая | Ленивая |
Трудолюбивая | Грубая |
Вежливая | Вредная |
Ласковая | Сварливая |
Терпеливая | Злая |
Почему? |
Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?
И что она получила от Морозко?
А какая была старухина дочь? И что она получила?
9. Выделение главной мысли.
Как вы думаете, по заслугам они получили?
Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
10. Итог урока.
– Что мы сегодня делали?
– Что запомнилось?
– Какие новые слова мы с вами узнали?
11. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы
представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок).
Тема: “Морозко”. Русская народная сказка.
(Продолжение).
Цель: развитие умения читать целыми словами, по ролям, инсценировать
сказку.
Тип урока: комбинированный.
Наглядные пособия: Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
костюмы Морозко, падчерицы, старухиной дочки, старухи, собачки.
Познавательные способности: 1–2 уровня.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
План урока:
- Оргмомент.
- Сообщение цели урока.
- Повторение словарных слов.
- Чтение отрывков для инсценировки.
- Работа над инсценировкой.
– выделение ключевых слов
– чтение по ролям
– восстановление текста по опоре
– выявление характера каждого героя
– пересказ по опоре каждым учеником
– парная работа
– подробная инсценировка - Итог урока, оценки.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Оргмомент.
Взаимопроверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
– С какой сказкой мы познакомились с вами вчера? (Русская народная сказка “Морозко”)
– Понравилась вам эта сказка?
– А чем?
– Какой вывод вы сделали, прочитав эту сказку?
– Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Повторение словарных слов. Вспомните, о значении каких слов мы с
вами говорили вчера:
Мачеха, падчерица, затужил, заплакал, озноб, окостенеть, сжалился, короб,
рогожа, заголосила.
Вспомните, что обозначают эти слова? Объясните их смысл.
4. Чтение отрывка для инсценировки.
Сегодня мы с вами попробуем инсценировать эту сказку. Что значит
инсценировать? То есть разыграть на сцене, показать как спектакль с
распределением ролей. Давайте попробуем найти в сказке отрывки, где
разговаривают несколько героев и которые можно инсценировать.
– Разговор Морозко и падчерицы.
– Разговор старухи и собачки (1).
– Разговор Морозко и старухиной дочери.
– Разговор старухи и собачки (2).
5. Расписывание последовательности диалога, работа над инсценировкой.
Какой отрывок вам понравился больше всего?
– Разговор падчерицы и Морозко.
а/ Выделение и запись ключевых слов.
Девочка: | Морозко: |
Озноб | Потрескивает, пощелкивает |
Дрожит | Поскакивает |
Морозушко | Сильнее |
Батюшка | Девица – матушка |
Чуть дух переводит | |
Окостеневать | |
Чуть-чуть языком шевелит | Сжалился, отогрел, окутал |
Голубчик |
б/ Чтение по ролям.
в/ Восстановление текста по опоре, запись первых букв слов и отдельных
соединительных слов.
г/ Выяснение характера каждого героя и как надо говорить его слова.
д/ Пересказ по опоре каждым учеником на месте (можно пользоваться текстом).
е/ Пересказ по опоре и тексту в парах.
ж/ Подробная инсценировка без заглядывания в текст.
6. Итог урока.
Что сегодня делали на уроке?
Чему учились?
Что нового узнали?
Оценки.
7. Домашнее задание:
Инсценировка отрывка. Можно самостоятельно попробовать инсценировать другой
отрывок.
Тема урока: Сравнительный анализ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко»
учебник «Литературное чтение» 3 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий, Москва, «Просвещение», 2012 (часть 1, часть 2)
Методы и формы работы: частично-поисковый, анализ конкретных ситуаций, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.
Цели урока.
-Анализировать литературное художественное произведение.
-Обучать смысловому восприятию художественного текста.
-Работать над языком сказки для раскрытия ее жанровых особенностей и идейно-художественного смысла.
-Учить восприятию целостности художественного образа.
-Развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять.
-Активизировать развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся, любознательности, мышления, произвольного внимания.
-Развивать речь, культуру речевой коммуникации.
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, чувство сопереживания.
-Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, живописи, музыки.
-Воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе.
-Осуществлять анализ произведения с выделением существенных признаков.
-Формировать основные виды речевой деятельности (умение выразительно, бегло читать, логично аргументировать и излагать свои мысли в устной форме)
-Обогащать словарь обучающихся понятиями и терминами по теме урока.
-Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
-Развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
–Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
-Ориентироваться в своей системе знаний.
-Осуществлять анализ объектов произведения.
-Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-Определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя.
-Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
-Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям.
-Адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей.
-Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
-Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Технологическая карта урока.
Основные этапы организации учебной деятельности |
|||
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организационный этап. Эмоциональный настрой на урок (2 минуты) |
|||
-Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач! Послушайте отрывок из стихотворения русского поэта Н.А.Некрасова «Мороз-воевода» Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи. Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Какой образ представил автор в этом отрывке? (Образ Мороза). Какой художественный приём использует автор для описания Мороза? (олицетворение) Что означает этот приём? (Изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого. Мороз – природное явление, Мороз – воевода – герой стихотворения) Приём олицетворения используется в литературных произведениях разных жанров, например, в сказках. |
Читает стихотворение, эмоционально настраивает учащихся на восприятие темы урока. |
Слушают учителя. Эмоциональное восприятие художественного образа. |
Личностные Развитие мотивов учебной деятельности. Познавательные Выделяют существенную информацию из стихотворения. Коммуникативные Взаимодействуют с учителем. Регулятивные Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
Актуализация знаний (5 минут) |
|||
-А знаете ли вы эти сказки? Предлагаю вам выполнить задание в ПАРАХ. Определите, из какой сказки каждый отрывок. Проверка. -Обсудим, как вы выполнили это задание (с ориентиром на слайды презентации) -Назовите авторскую сказку («Мороз Иванович» В.Ф.Одоевский), русскую народную сказку («Морозко») |
Организует работу в парах. Регулирует работу пары. Выявляет знания учащихся о сказках. Организует проверку задания. Учит оценивать правильность выполнения задания с ориентиром на представленный эталон. |
Выделяют существенную информацию, анализируют, обобщают |
Личностные Актуализируют личный читательский опыт, Познавательные Расширяют читательский кругозор. Коммуникативные Умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Взаимодействуют с учителем во время проверки задания во фронтальном режиме. Строят устные высказывания, обосновывают свои ответы. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу задания. Регулятивные Проверяют и оценивают правильность выполнения совместной работы. Вносят коррективы в свою работу. |
Определение темы и целей урока (3 минуты) |
|||
-На прошлых уроках мы прочитали авторскую сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и народную сказку «Морозко». Предположите цели нашего сегодняшнего урока: -стать исследователями сказок -найти сходства и различия сказок Определим тему урока. «Сравнительный анализ сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко» -Предположите, на какие важные моменты будем обращать внимание при сравнении сказок (определение критериев сравнения) Критерии сравнения сказок 1.Главные герои, их характер. 2.Волшебные персонажи, предметы. 3. Особенности языка сказок (наличие устаревших слов, выражений, эпитетов, литературная авторская речь). 4.Поучительный смысл сказок. |
Предлагает определить, о каком сказочном герое говорится в загадке. Побуждает учащихся к определению темы, целей урока. |
Выделяют существенную информацию из текстов сказок, анализируют, обобщают. |
Личностные Самоопределение в соответствии с темой и целями урока. Познавательные Выдвигают предположения о теме, целях урока. Коммуникативные Взаимодействуют с учителем, учениками. Регулятивные Принимают единую точку зрения в ходе определения темы и целей урока. |
Физминутка для глаз (2 минуты) |
|||
Анализ, исследование сказок (10 минут) |
|||
-Исследовать сказки вы будете, работая в ГРУППАХ. Каждая группа получает свои критерии исследования. -После представления своей работы группа оценивает себя по предложенному алгоритму. Задания 1 группе. 1.Назовите главных героев каждой сказки. 2.В какой сказке представлены характеры главных героев. Охарактеризуйте их. Задания 2 группе. 1.Какие волшебные персонажи помогают героям сказок? 2.Какие волшебные предметы есть в сказках? Задания 3 группе. 1.В какой сказке много просторечных слов, выражений, устаревших слов? Найдите отрывки, подтверждающие это. 2. Подготовьтесь объяснить значение устаревших слов, выражений. Соедините слово и его значение. Задания 4 группе. 1. За какое качество вознаграждены героини? За какое качество наказаны героини? 2.Подберите пословицу (из предложенных), отражающую поучительный смысл сказок. Алгоритм самооценки 1.Удалось выполнить задание? 2.Как выполнили задание? (полностью правильно; с незначительной ошибкой; допустили несколько ошибок…) 3.Как выполняли задание? (самостоятельно; с небольшой помощью: кто помогал, в чём) 4. Как работали в группе? (учитывали мнение каждого; трудно было прийти к общему мнению; работали дружно…) |
Организует работу учащихся в группах. Предлагает задания для учащихся разных уровней обученности. Регулирует работу группы, по мере необходимости оказывает помощь. Создаёт проблемные ситуации в предлагаемых заданиях. |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания |
Личностные Осуществляют актуализацию личностного опыта. Сохраняют интерес к теме при работе с новой информацией. Познавательные Выявляют черты характера героя с подтверждением из текста произведения. Коммуникативные Работая в группе, участвуют в учебном диалоге. Регулятивные Обосновывают и формулируют собственную позицию. Приходят к общему решению в совместной деятельности. Убеждаются в правильности или ошибочности своих рассуждений. Вносят коррективы в свою работу. |
Представление, проверка выполненной работы (8 минут) |
|||
-Проверим работу каждой группы. Учащиеся представляют свои записи (фрагменты общей таблицы), на слайде появляется соответствующая информация. После представления каждой группы делается ВЫВОД. 1 группа В авторской сказке, в отличие от народной, детально описываются герои, их поступки, у героев есть характеризующие имена, позволяющие определить черты их характера. В этом прослеживается отношение автора к герою. В народной сказке эпитеты могут характеризовать отношение к героям. 2 группа Для авторской и народной сказки характерно наличие волшебных помощников и предметов. 3 группа. Наличие устаревших слов и выражений характерно для народной сказки. Авторская сказка написана литературным языком, свойственным автору произведения. В сказке «Мороз Иванович» Одоевский уделяет внимание познавательным сведениям (например, рассказывает Рукодельнице, для чего прячет травку под снежной периной), уточняет детали быта (в доме у Мороза Ивановича). 4 группа Объединяет сказки то, что «добро побеждает зло». Однако, в авторской сказке ярче выражен поучительный смысл, концовка смягчена. |
Организует проверку задания, учит оценивать правильность выполненного задания с ориентиром на предложенный алгоритм. |
Представляют результат своей работы в группе. Обсуждают работу групп, высказывают своё мнение. |
Личностные Учатся нравственно-этическому оцениванию Познавательные Анализируют работу других групп, ориентируясь на заданные критерии. Коммуникативные Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальной беседе. Учатся строить речевые высказывания в устной форме. Выразительно читают. Регулятивные Осуществляют взаимоконтроль. Оценивают работу группы в соответствии с предложенными критериями алгоритма. Адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников. |
Физминутка (2 минуты) Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.) По ночам трещит мороз, (Руки на поясе, наклоны в стороны.) Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. (Дети показывают на нос.) Ветер злится, снег кружится, (Круговые движения руками.) Заметает всё кругом Белоснежным серебром. (Дети кружатся.) |
|||
Эстетическое восприятие образов героев сказки Одоевского «Мороз Иванович» в мультфильме |
|||
Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма «Мороз Иванович» (заключительная часть сказки) Какая пословица звучит в этом фрагменте? Правильно ли определили эту пословицу ребята 4 группы? |
Знакомит учащихся с образами героев сказки, представленных в мультфильме. |
Концентрируют внимание на образах героев. |
Личностные Самоопределение Познавательные Соотносят выполненное задание с пословицей, которая звучит в мультфильме. Коммуникативные Взаимодействуют с учителем. Регулятивные Принимают и сохраняют учебную задачу. |
Самостоятельная работа (5 минут) |
|||
-Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказки. Выполните тест (индивидуальная работа). Проверка работы (фронтальная, самооценка) |
Предлагает выполнить самостоятельную работу (тест). Учит самостоятельно оценивать правильность выполнения задания с ориентиром на представленный эталон. |
Обобщают полученные знания. |
Личностные Нравственно-этическое оценивание Познавательные Анализируют информацию. Коммуникативные Взаимодействуют с учителем и одноклассниками. Регулятивные Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль выполненной работы согласно предложенным критериям. |
Рефлексия (2 минуты) |
|||
—Выполнили ли мы цели, которые стояли перед нами в начале урока? -У вас на столах лежат снежинки и снежные облачка. Снежинка — мне было интересно, я работал хорошо. Снежное облачко – мне было трудно работать, но я старался. В мире много сказок, Добрых и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро на свете Побеждает зло! -Благодарю вас за творческую и результативную работу на уроке. Оценивание работы учащихся на уроке. |
Организует обсуждение обобщающего вывода о выполнении задач урока. Предлагает учащимся определить степень своей успешности и комфортности на уроке. |
Возвращаются мысленно к этапу определения задач урока. Проводят рефлексию. |
Личностные Нравственно-этическое оценивание Познавательные Анализируют информацию. Коммуникативные Взаимодействуют с учителем и одноклассниками. Регулятивные Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль выполненной работы согласно предложенным критериям. |
Домашнее задание (2 минуты) |
|||
Выберите домашнее задание в соответствии со своими интересами и возможностями. Придумайте свое продолжение одной из этих сказок. Нарисуйте Мороза Ивановича. Подготовьте выразительное чтение понравившегося вам отрывка из сказки Одоевского «Мороз «Иванович» |
Предлагает домашнее задание по выбору. |
Осмысливают задания. |
Личностные Самоопределение Познавательные Формулируют для себя задачу выполнения домашнего задания Коммуникативные Взаимодействуют с учителем. Регулятивные Принимают собственное решение, оценивают степень трудности задания, свои возможности. |
Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК «Перспектива».
Тема: «Русская народная сказка «Морозко».
Цель:
-
способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное
Задачи:
-
углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
-
формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий
Ход урока:
-
Погружение в тему.
— Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?
— Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.
У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.
На улице дедушка к ним пристает:
За пальцы хватает, за уши дерет.
— О ком загадка?
В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.
Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.
Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.
Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:
Святой Василий, приходи, людям счастье подари.
У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.
Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.
Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.
Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.
Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.
Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?
Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.
А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…
-
Актуализация знаний.
Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».
Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…
Трудные слова |
уста |
сказывать |
сказитель |
падчерица |
худо |
кажный |
затужил |
молитву творить |
тукнуть |
подожмала ножки |
красная девушка |
приданое |
паньёй сияет |
-
Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.
Галерея героев сказки
родная дочь |
«что ни сделает, за все ее хвалят» |
лень и безделье порождает слабость |
падчерица |
«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась» «добро пожаловать, знать бог тебя принес» |
покорность трудолюбие открытое сердце доброта мудрость |
мачеха |
«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели» |
злоба ненависть жестокость |
старик |
«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой» |
безропотный забитый жалкий |
морозко |
«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!» |
олицетворение природы гармония с природой испытания |
собачка |
«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут» |
верность |
— Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?
— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.
— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.
— Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.
— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.
Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.
— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…
— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?
Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.
Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!
— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.
— Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.
— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?
В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.
Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.
— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?
Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…
Чтение третьей части.
— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?
Чтение четвертой части.
Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.
— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?
4. Рефлексия.
— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.
Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.
— Какова роль Мороза в сказке?
— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?
5. Домашнее задание.
Прочти авторскую сказку Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.
Конспект урока по литературному чтению
3 «а» класс
Учитель: Ульянова Елена Сергеевна
Методист: Николаева Алёна Николаевна
Студентка: гр. 741 Старостина Александра Сергеевна
Тема урока: русская народная сказка «Морозко»
Оборудование: презентация, учебник, муз. произведение.
Цель и задачи урока:
Предметные:
определять тему и главную мысль текста и обосновывать свое мнение;уметь выделять смысловые части в тексте;формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;);уметь выражать собственное отношение к героям сказки .Личностные:
проявлять интерес к чтению художественных произведений;сотрудничать со взрослыми и сверстниками.Метапредметные:
Регулятивные:
выполнять учебное задание по алгоритму;осуществлять самооценку деятельности;овладевать навыком смыслового чтения;Познавательные:
расширять кругозор в жизни ребенка.Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога.Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Орг. момент
Здравствуйте. Тихонечко за парты сели.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Меня зовут Александра Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Проверьте готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебники литературного чтения и дневники.
Здороваются. Усаживаются на места.
Проверяют готовность к уроку.
Подведение к теме урока
Постановка цели и задач урока
Какое сейчас время года?
А какое время года идет за осенью?
Какая погода зимой?
А какие произведения, о зиме вы знаете, т.е. назовите названия.
Вы наверное догадались, что в нашем произведении, с которым мы сегодня познакомимся всё будет происходить зимой.
Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».
Что нам нужно сегодня сделать, чтобы познакомиться со сказкой??
Осень,
Зима.
«Морозко», «Снегурочка»,
Прочитаем сказку «Морозко», выделим главных героев и поговорим о сказке
Вступительная беседа
Любите ли вы сказки?- Вспомните, какие сказки вы читали сами или слушали.- Сказка обязательно чему-то учит детей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую реальную мысль.Недаром многие русские народные сказки имеют концовку: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей
Сказанное – выдумка, но из этого можно и нужно сделать вывод, что добро всегда побеждает зло.
Словарная работа
Перед прослушиванием сказки разберем значение некоторых слов. Посмотрите на экран, прочитайте первое слово.
«мачеха».
Кто из вас знает значение слова мачеха?
Мачеха – Неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.
Следующее слово «падчерица».
Падчерица – неродная дочь одного из супругов.
«Приданое» — имущество, дававшееся родителями дочери при её выходе замуж.
«Понукает» — заставлять делать что-нибудь скорее, торопить.
Слова мы разобрали, а теперь можно и почитать.
Прослушивание музыкального произведения «Морозко» Анализ сказки.
К нам в гости пришел сказочник, он очень хочет прочитать вам русскую народную сказку «Морозко».
Внимательно слушайте и следите за текстом по учебнику.
Вы послушали произведение, теперь ответьте мне на несколько вопросов.
Понравилась ли вам сказка?О ком рассказывается в сказке?Кто из главных героев сказки вам больше всего понравился и почему?
Расскажите, что случилось с Настенькой в лесу.
Ребята, а кто из вас знает, кто такой Морозко?
Как повела себя Настенька в доме у Морозко? Понравилась ли она деду? Почему? Как встретила Настеньку злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?Как ведёт себя Марфушенька в лесу?
Как вы думаете, по заслугам получили мачеха и Марфушечка?
Ребята, а как бы вы поступили? Как нужно себя вести, как Настенька или как Марфушечка?
Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
А сейчас мы попробуем поделить текст сказки на части.
Как можно поделить текст на части? Назовите каждую часть.
Теперь сравним наш план с планом в учебнике.
Мачехина дочь и падчерица;
Падчерица в лесу у Морозко;
Старикова дочь возвращается домой в злате- серебре;
Старухина дочь под елью;
Старуха встречает дочь
Слушают сказку
Тема: да, о девушке, которая была трудолюбивой и доброй, но жизнь у нее была плохая. И за ее доброту и трудолюбие Морозко вознаградил ее.
Морозко- это лесной защитник, который зимой накрывал все живое в лесу своим белым одеялом.
Ответы детей
Как в учебнике.
Делят на части сказку, сравнивают
Физминутка
А сейчас встанем из-за парт и немного отдохнем.
Ставлю видеофизминутку.
Девочки тихонько сели за парты, теперь мальчики.
Выполняют физминутку
Чтение по частям
Перечитайте 1 часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочку.
Итак проверим, кто прочитает в тексте слова, которые характеризуют падчерицу? Теперь слова, которые характеризуют дочь мачехи.
А какой была мачеха?
Каким был Морозка?
Внимательно прочитайте 2 часть. Обсудите с соседом по парте и ответьте на вопрос каким был Морозко? Что он хотел сделать:
Заморозить падчерицу;
Напугать;
Испытать?
Ребята сегодня на уроке мы прочитали русскую народную сказку «Морозко», из этой сказки мы поняли, что нужно быть трудолюбивым, добрым и никого не обижать. А если мы будем, как Марфушечка- злыми, жадными эгоистами, то и останемся мы не с чем.
Читают, выделяют слова.
Читают.
Ответы детей
Он хотел испытать падчерицу.
Итог урока
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
С каким произведением познакомились?
Какие новые слова узнали?
познакомились с русской народной сказкой «Морозко».
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, у вас на партах лежат смайлики:
-поднимите улыбающийся смайлик, если вы думаете, что работали сегодня на уроке отлично;
— поднимите смайлик с прямой чертой, те кто думает, что работал хорошо, но мог бы и лучше;
— теперь поднимите грустный смайлик те, кто думает, что вообще не работал на уроке.
Оценивают свою работу на уроке.
Выставление отметок
Ставлю отметки
Домашнее задание
Открываем свои дневники, записываем домашнее задание. Дома откройте стр. 80, найдите задание 6, вам нужно прочитать 3 часть и ответить на вопрос почему Морозко не подарил подарков мачехиной дочки.
Записывают домашнее задание
Учитель:
Ульянова Е.С.
______________
Методист:
Николаева А.Н.
______________
Автор: Крылова Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №117
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка к уроку литературного чтения
Тема: Русская народная сказка «Морозко»
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Программа : « Перспектива»
Класс :3
Тема. Русская народная сказка «Морозко»
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками,
дать характеристику героям.
Задачи:
Предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту
информацию о разнообразии сказочного мира, основные особенности
русской народной сказки;
Формировать навыки исследовательской деятельности, учиться
работать с текстом;
Развивать интерес к чтению и изучению сказки
Учить учащихся определять тему урока, ставить цель и задачи учебной
деятельности;
Организовать работу в парах, самооценку своей работы на уроке,
воспитывать бережное отношение к родному языку, народному герою.
Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие
технологии, интерактивные технологии.
Образовательные ресурсы и оборудование:
Учебник «Литературное чтение», 3 класс, автор Климанова.
Мультимедиа аппаратура.
Презентация «Сказка».
Раздаточный материал (тексты, таблицы).
Планируемый результат:
Предметный: называть некоторые отличительные признаки сказки.
Личностный: самостоятельно определять и объяснять свои умозаключения,
возникающие в результате работы с текстом; высказывать свою точку зрения на
обсуждаемые вопросы.
Метапредметный: принимать учебную задачу и решать ее под руководством
учителя; осуществлять самоконтроль (Р.); высказывать предположения;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
моделировать; подводить под понятие (П.); участвовать в коллективном
обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, отвечать на
вопросы, дополнять друг друга.
Формы работы
Фронтальная
Групповая
Тип урока: Урок получения знаний и умений (урок — исследование).
Этап урока
Вид деятельности
Деятельность учащихся
1. Организация
условий
работы ( 1 мин)
Самоопределение в деятельности
Дети проверяют готовность к уроку, все
ли готово и лежит на столах.
2 Актуализация
знаний (3 мин)
Тест на повторение пройденного
материала
Дети отвечают на вопросы теста,
проверяя правильность своих ответов.
Затем проверка в парах
3 Определение
темы урока.
Постановка цели
на урок (4 мин)
Звучит фонограмма «Русские народные
инструменты»
Вопрос: «Какие народные инструменты
прозвучали»
Что вы знаете о русской народной
сказке. Ставим цель и задачи на урок
(учитель подводит к цели урока,
корректирует ответы учащихся).
Учащиеся слушают фонограмму.
Отвечают на вопрос учителя,
выслушивают ответы одноклассников.
Идет сбор информации о сказках. Делают
вывод о своих знаниях.
Ставят цель и задачи
4 Введение в тему
урока (8 мин)
Эпиграфом нашего урока будут слова
известного писателя
Сказка – великая
духовная культура народа, которую мы
собираем по крохам, и через сказку
раскрывается перед нами тысячелетняя
история народа. (Алексей Николаевич
Толстой)
Как вы понимаете эти слова?
Сегодня и мы откроем волшебный мир
сказки.
Какие сказки мы называем русскими
народными
Перед вами книги. В каждой из них
сказки. Нужно составить выставку
только из тех книг, в которых есть
русские народные сказки.
Какие книги оказались на выставке ?
Итог этапа урока. Что учились делать?
Слушают высказывание, отвечают на
вопросы.
Называют источники информации.
Работают в группе с литературой, делают
подборку книг, составляют выставку,
дают обоснование выбору
Подводят итог этапа урока (учились
подбирать нужную литературу)
5 Получение
новых знаний
через
самостоятельную
деятельность (15
мин)
Работа с текстом
Заполнение паспорта главного героя .
Высказыват своё мнении о том, что
узнали о главном герое.
Сравним художественный текст и
полученую таблицу.
Чем отличаются эти тексты. Для чего
может пригодиться таблица? Что
удобнее для дальнейшей работы?
Что мы сейчас учились делать? Для
чего учились? Где нам полученные
знания пригодятся?
Читают внимательно текст.
Заполнят паспорт.
Отвечают на вопросы по тексту.
Сравнивают подробный текст с таблицей.
Подводят этап урока.
6 Рефлексия (6
мин.)
Суммирование и систематизации новой
информации, её оценка, ответы на
поставленные ранее вопросы, рождение
нового знания, оценка процесса.
Сравниваем знания в начале урока и
после очередного этапа. Делаем вывод.
Сравнивают свои знания на разных
этапах урока. Делают вывод.
7 Физпауза(2 мин)
Песня «Деревня» в исполнении Н.
Бабкиной
Выполняют движения под музыку
8 Работа с
деформированны
м текстом(5 мин)
Детям выдается фрагмент сказки с
ошибками (ошибки в замене слов).
Итог: что учились делать?
Исправляют ошибки в тексте
Подводят итог
Подведение
итогов
урока (2мин.)
— Какая была тема урока?
— Какую цель поставили в начале урока?
— Удалось ли ее достичь?
-Какая информация для вас была
новой?
— Пригодятся ли вам эти знания в
жизни? Почему?
Видеоряд «Вот и сказки конец…»
(отрывок из сказки «Морозко»)
Дети отвечают на вопросы учителя.
Подводят итог урока
Паспорт героя
Имя
Возраст (предположительно)
Страна проживания
Родственники
Проблема в семье
Друг
Жених
Характер