История создания
Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.
Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.
Содержание сказки
Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.
Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.
Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.
Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.
Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.
Слепая любовь
В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.
Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.
Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.
Образ мачехи
Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.
Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.
Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.
Характеристика дочери
Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.
Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.
Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.
Мороз в сказке позволил проявить истинный характер родной дочери старухи — злобу, ограниченность, грубость и самовлюбленность, а у падчерицы раскрыл добродетель и внутреннее совершенство.
Падчерица в сказке
Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.
Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.
Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.
Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.
Роль отца
Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть.
Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.
Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.
Чему учит история
Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:
- Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
- Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
- Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.
Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.
Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.
План для читательского дневника
При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.
Пример:
- Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
- Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
- Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
- Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
- Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
- Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
- Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.
Анализ сказки «Морозко» кратко:
- Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
- История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.
Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а польза сказки для малышей заключается в том, что им открываются в занимательной форме важнейшие жизненные истины.
В русской народной сказке «Морозко» говорится о том, что одна мачеха невзлюбила свою падчерицу, придиралась к ней, сыпала постоянными упреками, и, в конце концов, заставила старика отвезти ее в поле, на мороз-трескун. А к своей относилась со всем по-другому — с любовью и пониманием.
Старик отвез родную дочь в чисто поле и свалил в сугроб. Вскоре с девушкой заговорил сам Мороз Красный нос. Он хотел заморозить дочь старика, но разговор с ней так понравился Морозу, что он дал ей шубку. А потом и вовсе подарил сундук с приданым. Еще и платье, шитое серебром и золотом. Девушка вела себя с Морозом бодро и приветливо.
Отец, по настоянию мачехи, через какое-то время за дочерью поехал, чтобы похоронить ее. Да только была она живёхонька, вся золоте и серебре. И собачка в доме под столом тявкала и говорила, что старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!
А старуха, как наряженную падчерицу увидела, так заставила старика и собственную дочь увезти на мороз. В поле Мороз со старухиной дочерью речь завел. Но добрых речей от нее не дождался. И заморозил ее. А собачка, такая знающая была, потом протявкала: «Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!» А когда сама дочь неживую увидела, заплакала, да только все это было без толку.
Чему учит сказка «Морозко»?
Сказка «Морозко» учит, что к людям нужно относиться доброжелательно, это приведет к положительному результату. Дочь старика вела приветливые речи с Морозко, а ведь ей было нелегко. Она очутилась в холодном, морозном поле, без теплой одежды, без надежды на спасение. Но великодушие не покинуло ее. Оказавшись в невыгодном положении, она не испугалась, не поддалась панике, а сердечно поговорила с Морозко. Это он оценил по достоинству.
Русская народная сказка учит, что как аукнется, так и откликнется. Родная дочь матери не захотела уважить Морозко, поговорить с ним, проявить участие. И Морозко уважительно к ней не отнесся.
Сказка учит, что к детям, большим и малым, родным и приемным, надо относиться добросердечно. Это дети, и всем им требуется внимание, ласка и забота. И чтобы не было так – одной все прощается, а другая виновата во всем.
Сказка «Морозко» учит, что в семье должна быть доброжелательная атмосфера, в ней нет места постоянным придиркам, пренебрежению, стремлению навесить вину на кого-то. Мачеха плохо вела себя по отношению к падчерице, не считалась с мнением мужа. А к собственной дочери относилась с преувеличенной любовью. А в семье все должно строиться на равноправных условиях, на взаимопонимании.
Русская народная сказка «Морозко»
Жанр волшебная сказка
Главные герои сказки «Морозко» и их характеристика
- Падчерица, дочь старика, трудолюбивая, добрая, вежливая. За скромность и доброту получает большие дары.
- Мачехина дочь, злая, ленивая и грубая. За грубость заморожена.
- Морозко, зимний волшебник, властелин морозов. Справедливый, могущественный.
- Дед, старик, безвольный, слабохарактерный
- Мачеха, злая, коварная, жестокая.
План пересказа сказки «Морозко»
- Дед и мачеха
- Падчерицу везут в лес
- Морозко
- Вежливость Падчерицы
- Богатые дары
- Пророчество собаки
- Мачехину дочь везут в лес
- Грубость девицы
- Возвращение замерзшей девицы
Кратчайшее содержание сказки «Морозко» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили старик и новая его жена, да две их дочери.
- Мачеха хочет сжить падчерицу и отправляет ее в лес
- Морозко пытается заморозить падчерицу, но та остается вежливой
- Возвращение падчерицы с богатыми дарами
- Мачеха отправляет в лес свою дочь
- Мачехина дочь грубит Морозко и возвращается трупом.
Главная мысль сказки «Морозко»
Будешь вежливо обращаться с другими, будет тебе слава и почет.
Чему учит сказка «Морозко»
Сказка эта учит не желать зла другому. Учит любить своих детей одинаково, неважно, родные они или приемные. Учит вежливости и справедливости. Учит не завидовать чужому.
Отзыв на сказку «Морозко»
Сказка эта мне очень нравится, хотя немного жаль родную дочь мачехи. Все-таки наказание для нее вышло слишком жестоким. Любой человек должен иметь шанс исправиться. Но зато доброта и вежливость Падчерицы оказались сильнее злого мороза, она показала чудеса терпения и покорности, а за это и награду получила великую.
Пословицы к сказке «Морозко»
Вежливость ничего не стоит, а приносит много.
Схватилась мать о падчерице, когда лед прошел
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Морозко»
Жил дед с новой женой и было у них две дочери. Одна мачехе приемная, вторая родная. Родная дочь как сыр в масле каталась, а приемную дочь в черном теле держали.
Вот решила мачеха совсем приемную дочь со свету жить, и велела деду везти ее в лес и там оставить.
Отвез дед, оставил дочку под елочкой. Сидит она в снегу, мерзнет.
Тут Морозко по веткам спускается, спрашивает «Тепло ли тебе, девица».
А девица вежливо отвечает, что тепло. Сильнее морозит Морозко, но девица все вежливой остается. Понравилось это Морозко, сжалился он, одел приемную дочь в шубу и богатые дары оставил.
А мачеха требует деда в лес ехать за костями падчерицы.
Сама в это время блины печет. А собака лает, что вот, привезут старикову дочь в злате и серебре. Мачеха на собаку ругается, говорит что косточки привезут. А тут и дочь старикова входит в золоте и серебре, да с богатыми дарами.
Мачеха велит старику везти в лес родную дочь, в шубе конечно. Отвез старик, посадил под елочкой. Пришел Морозко, морозить начал девицу. А мачехина дочь ругается, обзывается. Рассердился Морозко и насмерть ее заморозил.
Привез старик мачехину дочь, мачеха рогожу открыла, а дочь мертвая лежит.
Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»
- Волшебное существо — Морозко.
Читательский дневник по русской народной сказке «Морозко»
Автор: народ.
Название: «Морозко».
Число страниц: 8.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Падчерица, Мачеха, дочь Мачехи, Морозко, Старик-отец.
Характеристика главных героев:
Падчерица — добрая и трудолюбивая девочка.
За всё свои труды, старания и страдания была щедро вознаграждена.
Морозко — справедливый, добрый, умеет вознаграждать.
Отец — слабовольный человек.
Послушался новую жену и оставил дочку на произвол судьбы.
Мачеха — злая и коварная.
Всего ей было мало.
Ленивая и корыстная.
Сестра — ленивая и жадная.
Никому не помогала и ничего не делала.
Грубиянка.
Была наказана за свои слова и поступки.
Краткое содержание сказки «Морозко»
Родную дочь мачеха баловала, а падчерицу заставляла работать.
А потом и вовсе решила её погубить.
Велела старику отвезти свою дочь в лес и там бросить.
Села девушка на снег под ёлочкой и сидит.
Тут пришёл Морозко и стал девушку морозить.
Но она хоть и мёрзла, отвечала Морозко вежливо.
И сжалился тот над ней.
Одел в богатую шубу и сундук с деньгами дал.
Завидно стало мачехе и она родную дочь в лес отправила.
А та была грубой и невоспитанной.
Обиделся Морозко и насмерть её заморозил.
План сказки:
- Злая мачеха.
- Падчерица в лесу.
- Проказы Морозко.
- Добрые слова.
- Шуба и деньги.
- Зависть.
- Родная дочь в лесу.
- Грубость.
- Смерть.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «Морозко»
Главная мысль сказки в том, что вежливость всегда вознаграждается.
Основная идея сказки в том, что надо быть вежливыми и не бояться никакой работы.
Чему учит сказка
Сказка учит нас тому, что нужно быть терпеливыми и покорными.
Учит нас доброте, справедливости и трудолюбию.
Учит быть вежливыми.
Краткий отзыв о сказке «Морозко» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что грубость никогда не приносила пользы человеку.
Дочь мачехи грубила и была ленивой.
И это привело к печальным последствиям.
Это интересная и поучительная сказка.
Падчерица в ней была награждена за терпение и вежливость, а дочь мачехи погибла лютой смертью.
Мне понравилась добрая и отзывчивая падчерица, потому что она обладала огромным терпением и была вежливой.
Я всем советую прочитать эту историю и никогда не выходить из себя, чтобы не произошло.
Тогда вас будут уважать и любить.
Пословицы к сказке
- Покорному дитяти всё кстати.
- Доброе дело без награды не останется.
- Чем больше терпения, тем умнее человек.
- Справедливое слово слушать приятно.
- В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.
Словарь неизвестных слов
- Озноб — дрожь.
- Рогожа — грубая ткань.
- Хрыч — нехороший человек.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. —
Старуха бросит ей блин:
Не так тявкаешь! Говори: «Старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут…» —
Собака съест блин и опять:
Тяф, тяф! Дочь старика в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. —
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Волшебная водица»
- «Лиса, Заяц и Петух»
- «Курочка Ряба»
- «Мороз, Солнце и Ветер»
- «По щучьему велению»
- «Теремок»
Библиотека сказок пополняется.
Анализ русской народной сказки «Морозко» для читательского дневника
02.08.2021
В статье вы найдете разбор русской сказки «Морозко», который может быть использован для читательского дневника. Разбор включает в себя краткое описание сюжета, перечень главных героев с небольшим описанием, выводы (мораль сказки) и отзыв (личные впечатления от прочитанного). Это произведение дошло до наших дней в обработке А. Толстого.
Жанр: новогодняя (зимняя, рождественская сказка).
Сюжет (краткое содержание)
Жила-была семья: старик со старухой и двое сводных дочерей – одна родная старухе, а у другой отцом был старик. Старуха ненавидела падчерицу и заставляла ее делать всю домашнюю работу. Падчерица безропотно подчинялась, но угодить мачехе ей так и не удалось. Чтобы извести неродную дочь, старуха приказала старику отвезти ее зимой в лес и оставить замерзать. Старик не посмел ослушаться жену. Падчерицу в лесу заметил Морозко, который стал испытывать ее холодом. Но она терпеливо вынесла это испытание, за что Морозко согрел ее дорогими шубами, одел в серебро с золотом, еще и короб подарков оставил.
Когда поехал старик за телом дочери, то нашел ее веселой и румяной. Мачеха позавидовала такому повороту событий, и приказала отвезти в лес свою дочь. Но та испытания не прошла – рассердила Морозко, и тот заморозил ее до смерти.
Главные герои:
Старик – женат на старухе с дочерью, беспрекословно слушается жену, свою дочь не защищает.
Старуха – жена старика, мачеха для его дочери, жадная и строптивая, хотела извести падчерицу.
Падчерица – дочь старика, приемная дочь для старухи, терпеливая, скромная и добрая, выполняла в семье всю тяжелую работу.
Дочь старухи – бездельница с дурным характером, оскорбила Морозко, и тот за это заморозил ее до смерти.
Морозко – дух зимы и мороза в образе старика
Собачка – говорящий питомец мачехи, предсказывала будущие события.
Выводы (мораль сказки)
Главную мысль сказки можно выразить двумя русскими пословицами: «Добро всегда побеждает зло» и «Не рой яму другому, сам в нее упадешь». Доброй, трудолюбивой и кроткой падчерице Морозко сохранил жизнь и одарил подарками, а ее ленивую и глупую сводную сестру заморозил до смерти. Мачеха лишилась дочери из-за своей злобы и жадности.
Отзыв (мои впечатления, отношение к прочитанному):
Это хорошая сказка, в которой зло наказано, а добро вознаграждено. На примере положительной главной героини этой сказки – падчерицы, произведение учит скромности, трудолюбию и терпению. Девушка стойко перенесла все тяготы жизни и не только спасла свою жизнь, но и разбогатела. Она вызывает симпатию у читателей, и я хотела бы быть на нее похожей.
Также читайте комментарии ниже.
Другие статьи, в которых анализируются русские сказки:
Гуси-лебеди
Крошечка-Хаврошечка
Терешечка
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
Предыстория
Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).
Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.
В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.
Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?
С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.
В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.
Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.
Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):
Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до́ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:
— Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.
А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):
У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все её гладят по головке да приговаривают:
— Умница!
Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.
Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.
Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»
Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.
В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:
Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.
Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.
Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.
Образ дочки
В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.
Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):
Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де́вицы сидят да посмеиваются:
— Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!
Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи.
Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.
Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.
Образ падчерицы в сказке «Морозко»
Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.
Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…
Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:
Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!
Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):
…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила
А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:
Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!
Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:
— Тепло ли те, де́вица?
— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!
Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де́вицу:
— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная?
Де́вица чуть дух переводит, но ещё говорит:
— Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!
Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка́л и де́вице сказал:
— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?
Де́вица окостеневала и чуть слышно сказала:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
Тут Морозко сжалился, окутал де́вицу шубами и отогрел одеялами.
На кого уповает падчерица
Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:
в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась».
в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».
Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.
Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).
Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.
К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»
Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.
Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.
Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку.
Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.
Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.
Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам.
В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.
В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что прототип Иванушки – это покаявшийся грешник.
Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.
Промысел
Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.
Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность.
Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.
Здесь вы найдете сказку «Морозко» № 96 в обработке Афанасьева.
Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте
Прочтений: 2 169