Морозко сказка мораль сказки

Кроткая Аленушка

История создания

Сказка Морозко является плодом народного творчества. Впервые ее публикация состоялась в далеком 1837 году в сборнике собирателя сказок А. Н. Афанасьева. Произведение имеет несколько вариантов развития сюжетной линии, а исследования в регионах выявили, что существует как минимум 40 русских вариаций, 11 белорусских и 30 украинских.

Популярность сказки среди юных читателей привела к тому, что в 1964 году была снята ее экранизация, в сюжет которой добавили и других сказочных персонажей: бабу-ягу, старичка-боровичка, разбойников и т. д. Сюжет истории навеян волшебством суровой русской зимы и верой крестьян в чудеса, который способен творить Мороз.

Содержание сказки

Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.

Встреча с Морозко

Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.

Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.

Мораль произведения заключается в том, что не нужно рыть яму другому, в итоге сам в нее и попадешь.

Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.

Слепая любовь

В самом начале истории перед читателем появляется образ злобной мачехи, стремящийся сделать все в угоду родному ребенку и всячески ущемляющей падчерицу. Любовь к дочери является естественным проявлением материнских чувств, но желание оградить чадо от всех жизненных хлопот и невзгод через проявление чрезмерной опеки, в сказке порицается и высмеивается.

Свою неприязнь к чужому ребенку женщина не скрывает и стремится максимально усложнить девушке жизнь, принуждая ее к унизительной и непосильной работе.

Интересным парадоксом является то, что именно труд — благоприятная среда, позволяющая развить в человеке добрые качества, а гиперопека и ограждение от всех жизненных проблем — губительна. Старуха оказала дочке «медвежью услугу», воспитав ее ленивой, жадной и завистливой.

Образ мачехи

Главный отрицательный персонаж произведения — мачеха. Многие сказки используют этот прием и изображают мачеху, а не родную мать для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу в отношении к родному и неродному ребенку. В данном случае падчерица не родная дочь старухи, с этим и связана нелюбовь последней к ней.

Отрицательные персонажи

Ненависть к девушке настолько сильна, что мачеха готова даже на убийство.

Злоба женщины отражается и в постоянном употреблении бранных слов. В те времена было принято считать, что сквернословие — молитва сатане, речь преступников и злодеев. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю черноту героини и ее падшее моральное состояние к ее образу была добавлена ругательная брань.

Характеристика дочери

Дочь злобной старухи недалеко ушла от нее в своем поведении. Постоянные ругательства, упоминания черта и других злых сил, хамство и грубость — вот основные черты ее личности. Писатели и сказочники в своих произведениях нередко демонстрируют, что чертыханья и обращение к темным силам плохо заканчиваются для человека.

Мурфушенька душенька

Девушка, выполняя волю матери, встретилась с Морозко в надежде получить дорогие подарки и проявила всю черноту своей души.

Могла ли дочка обмануть волшебника ради своей выгоды? Скорее всего, нет. Воздействие такого внешнего фактора, как лютый мороз — препятствие, которое нужно преодолеть позволил раскрыть истинную сущность героини. В критической ситуации плохой человек в любом случае проявит свою жадность, ложь и трусость, в то время, когда героя с чистой и светлой душой внешняя угроза не выведет из себя.

Мороз в сказке позволил проявить истинный характер родной дочери старухи — злобу, ограниченность, грубость и самовлюбленность, а у падчерицы раскрыл добродетель и внутреннее совершенство.

Падчерица в сказке

Образ девушки довольно многогранен и складывается сразу из двух факторов — внешнего воздействия злобной старухи и внутреннего душевного совершенства. Несмотря на то, что падчерица видела в своей жизни только грубость, хамство и упреки, она не озлобилась и не стала еще черствее, чем ее воспитатели.

Свадьбы Аленушки и Ивана

Внешний негатив не стал для нее поводом к саморазрушению потому, что девушка твердо знает, что является основным, а что второстепенным.

Главная героиня — это тот человек, который соблюдает не только Божьи заповеди, но и заповеди блаженства, на что способны только духовно совершенные люди.

Характер девушки на столько кроток, что она беспрекословно отправляется с родным отцом в лес на верную смерть и приветливо отвечает Морозко несмотря на усиливающуюся стужу и холод.

Роль отца

Важное место в повествовании занимает старик — родной отец главной героини. Смирившийся со своей второстепенной ролью и главенством супруги, живущий в страхе и стремлении угодить, он пересилил отцовские чувства и повез родного ребенка на смерть.

Любовь этого человека не жертвенна, проявив малодушие, он разделил смертный грех мачехи.

Отец

Отец является ключевой фигурой для понимания идеи сказки. Избалованная дочь старухи, безумная злобная мачеха — все это можно объяснить тем, что роль старика в семье заключается только в исполнительных функциях. Он не смог стать главой семьи из-за угодничества и малодушия, что и стало губительным для его родной дочери. Доброта и кроткость мужчины не позволили ему преодолеть напор злой старухи, поэтому он молча наблюдал за несправедливым и жестоким отношением к своей дочери и ничего не мог исправить.

Чему учит история

Делая вывод, стоит отметить, что произведение является поучительным как для детей, так и для взрослых:

  1. Главная мысль сказки «Морозко» для родителей заключается в том, что всепоглощающая любовь и забота о своем ребенке еще не означает его достойное воспитание. Поведение мачехи наглядно демонстрирует мысль, что воспитание детей начинается с их родителей.
  2. Отдельной темой следует обозначить ценность труда и отношения к нему, поскольку это неотъемлемый элемент становления личности.
  3. Ребенок должен научиться избавляться от плохого, стремиться к труду и уповать на Бога. Поучительная мораль истории на наглядном примере демонстрирует ценность доброты, вежливости, уважения и почтительного отношения к людям.

Осмысливая поступки героев сказки, определяя, что хорошо, а что плохо дети формируют свое отношения к окружающему миру.

Основная тема сказки «Морозко» позволяет научить ребенка мыслить образами и наделять окружающие неодушевленные предметы свойствами живых существ. Под внешне неправдоподобным сюжетом истории явно просматривается реальная история жизни русских людей.

План для читательского дневника

При составлении читательского дневника для ученика первого или второго класса следует записать сюжет и смысл сказки «Морозко» в сокращении. Это позволит продемонстрировать учителю, что школьник прочитал историю и может пересказать ее.

Пример:

Дочь мачехи

  1. Вдова и вдовец создают свою семью. Каждый имеет своего ребенка от прошлого брака.
  2. Девочки ровесницы. Дочка старика трудолюбива и отзывчива, готова выполнить любую просьбу, какой бы тяжелой не была работа. Девочка старухи ленива и груба. Она способна только спать до обеда и любоваться на себя в зеркало.
  3. Однажды, мачеха решает избавиться от нелюбимой падчерицы и заставляет старика бросить ребенка в холодном лесу.
  4. Замерзающую девушку находится Морозко и испытывает ее холодом.
  5. Несмотря на то, что вещи совсем не греют, падчерица мужественно терпит и побеждает мороз. Восхищенный выдержкой девушки волшебник одаривает ее дорогими подарками: нарядной теплой шубкой и сундуком с монетками.
  6. Узнав о приданном падчерицы, жадная старуха отправляет в чащу леса и свою дочь.
  7. Жадная девица грубит волшебнику, за что чародей ее замораживает.

Анализ сказки «Морозко» кратко:

  1. Главная мысль заключается в том, что вежливость и трудолюбие подарят человеку славу и почет.
  2. История учит не желать зла другим людям. Детей нужно любить одинаково, вне зависимости от того, родные они или приемные. Нельзя завидовать чужому, опорной чертой должна являться вежливость и трудолюбие.

Как и большая часть народных сказок, «Морозко» подойдет для детей любого возраста. История погружает читателя в атмосферу снежного чуда и волшебства. Она позволяет взрослым определить, каковы их ошибки в воспитании детей, а польза сказки для малышей заключается в том, что им открываются в занимательной форме важнейшие жизненные истины.

Сказка Морозко по тематике – нравоучительная волшебная рождественская сказка, то есть, сказка с испытаниями героев и счастливой концовкой – наградой главного героя. Такие сказки дети слушают, затаив дыхание. Справедливая сказка оставит много эмоций в душе каждого ребенка. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Морозко

Сказка Морозко читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Традиционный сюжет о девушке-сироте и злой мачехе бытует во многих народных и литературных сказках. Сказка Морозко больше привлекает читателей в изложении Толстого, хотя еще один ее вариант можно найти у фольклориста Афанасьева.

Краткое содержание сказки

Бедная падчерица не знала, как мачехе угодить. Доброта и красота, проворные руки, покорность девушки только еще больше раздражали лютую старуху. Свою нерадивую дочку мачеха лелеяла и берегла, на падчерице все зло вымещала. Велела старику в зимнюю стужу дочку в лес отвезти и там оставить. Не смел старик перечить. В лесу падчерице встретился Морозко. За золотое сердце одарил он девушку золотом, серебром и богатыми подарками. Когда старик домой дочку привез, приказала ему баба свою дочку за подарками в лес везти. Но грубая и злая девушка разозлила Морозко. Подул он на нее – она и окостенела от мороза. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Морозко

Сюжет сказки традиционный. Положительная героиня, падчерица, противопоставляется отрицательным, мачехе и сводной сестре. Герои подвергаются испытаниям. Волшебный персонаж, Морозко, награждает добрую девушку и карает злую. Наказание жестокое, но оно показывает менталитет русского народа: за издевательство над сиротой должна наступить расплата. Чему учит сказка Морозко? Сказка учит доброте, смирению, трудолюбию, порицает жадность и зависть.

Мораль сказки Морозко

Все поступки человека имеют последствия, хорошие – возвращаются к нему добром, а плохие – наказываются. Мораль сказки Морозко убедительна и поучительна. Побеседуйте с детьми о ней, чтобы помочь понять им закон жизненного бумеранга.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Не рой яму другому – сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то пожнешь.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Предыстория

Русская народная сказка «Морозко» знакома всем с юных лет. Впервые она опубликована русским собирателем сказок А.Н. Афанасьевым в 1873 году и имеет две интерпретации (сказка №95 и 96).

Известно много схожих по сюжету сказок у других народов, а также у немецких сказочников братьев Гримм.

В 1964 году на экраны вышел фильм «Морозко», который снят по мотивам русских народных сказок и более поздних обработок сказки, в т. ч. В. Ф. Одоевского, А. Н. Толстого. Отметим, что фильм не сильно отклонился от инвариантного сюжета, а смысловая структура соблюдена. Удивительно, но множество добавленных персонажей, в том числе бабы-яги, главного героя Ивана, старичка-боровичка, разбойников и прочие не испортили и не исказили нравственную подоплеку сказки. Но есть отдельные моменты, о которых мы упомянем в конце статьи.

Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?

С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.

В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.

Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.

Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):

Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до́ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:

— Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.

А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все её гладят по головке да приговаривают:

— Умница!

Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.

Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.

Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»

Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.

В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:

Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.

Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.

Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.

Образ дочки

В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.

Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):

Старик тем же путём оставил девок под сосною. Наши де́вицы сидят да посмеиваются:

— Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!

Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи. 

Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.

Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.

Образ падчерицы в сказке «Морозко»

Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.

Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…

Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было!

Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):

…была послушная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила

А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста!

Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:

— Тепло ли те, де́вица?

— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!

Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де́вицу:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная?

Де́вица чуть дух переводит, но ещё говорит:

— Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!

Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка́л и де́вице сказал:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?

Де́вица окостеневала и чуть слышно сказала:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился, окутал де́вицу шубами и отогрел одеялами.

На кого уповает падчерица

Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:

в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась». 

в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».

Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.

Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).

Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.

К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»

Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.

Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.

Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку. 

Фильм «Морозко», Кого убрали из сказки.

Как уже было упомянуто в начале статьи, фильм «Морозко» является достойной экранизацией сказки. Однако стоит иметь в виду, что образ Настеньки (падчерицы) не совсем полный. Идеологические требования того времени «убрали» из сказки Того, на кого уповает падчерица-Настенька – Бога. Соответственно, опущен главный и базовый элемент образа главной героини. Поэтому зрителю может быть не совсем понятно откуда Настенька черпает духовные силы. Может сложиться впечатление она сама по себе просто хорошая девушка, но тогда сказка теряет свой поучительный нравственный смысл.

Злые силы в фильме никуда не исчезли, а, наоборот, добавились в виде бабы-яги и разбойников. Хорошие сказочные персонажи представлены добрым волшебником Морозко и старичком-боровичком, которые, впрочем, не несут в себе какой-то нравственно-духовный смысл, а скорее, представлены как антиподы злым персонажам. 

В фильме появился персонаж хорошо знакомый по русским сказкам, но которого нет в оригинальной сказке. Стоит отдать должное, что создатели картины хорошо вписали историю Иванушки в общий сюжет сказки.

В начале фильма Иван изображен самовлюбленным и праздным юношей. В ходе сказки он очищает свое горделивое сердце, но не просто добрым делом, этого оказалось недостаточно, чтобы он вновь принял человеческий вид. Лишь внутреннее преображение, когда он перестает видеть только себя и действительно делает доброе дело от чистого сердца, превращает его в человека. Уже преображенным он спасает Настеньку от колдовских чар. Можно сказать, что прототип Иванушки – это покаявшийся грешник.

Однако может возникнуть мысль, что именно Иван является спасителем Настеньки, что в принципе заложено в концепт фильма. Наверное, в этом главная искаженность инвариантного сюжета сказки. Конечно, убрав Бога, создателям фильма пришлось придумывать и обосновывать спасение Настеньки. Напомним, что в оригинальной сказке, падчерица награждается Морозко, а мачеха с дочкою наказываются, что является логичным завершением если рассматривать сказку с позиции раскрытия духовно-нравственного смысла и промысла Бога о человеке. Ввиду того, что в фильме линия промысла о человеке убрана, произошло редуцированное замещение онного на  более простое и понятное спасение человека другим человеком, что весьма хорошо вписывалось в материалистическую идеологию того времени. Иван в конце фильма спасает Настеньку, тем самым переключает на себя образ главного героя сказки. Получается, что Настенька награждается за свою добродетель женихом и на большее не претендует. Однако и здесь можно привести аллюзию на то, что жених земной есть образ Жениха небесного.

Промысел

Конечно же, нельзя не сказать как раскрывается промысел Божий в отношении главных героев. Падчерица являет собой образ чистоты помыслов и дел. За свое терпение, кротость и доброту она получает награду. Это важный нравственный аспект сказки, показывающий, что праведный человек не только стяжает будущих благ, но и награждается уже здесь на земле.

Если говорить о мачехе с дочкой, которые являются образом всего мерзкого и противного что может быть в человеке, то для них конец повествования оказывается печальным. По сути, они получили то, к чему стремились своей скверной жизнью. В сказке можно уловить мысль, что нравственно-темный человек не видит будущих последствий своей греховной жизни. В отношении таких людей следует наказание, которое, по сути, человек сам себе готовит, закрывая дорогу промыслу Божьему. Для таких людей Бог попускает то, к чему они стремились, не замечая свою греховность. 

Делая вывод, можно сказать, что сказка «Морозко» богата поучительным и духовно-нравственным наполнением. Важные посылы содержатся как для детей, так и для взрослых. Родителям важно понять, что всеохватывающая забота о ребенке не является фактором хорошего воспитания. Образ мачехи дает понять, что воспитание ребенка начинается с родителя. В отдельную тему можно вынести отношение к труду, как элементу становления полноценного человека. Нельзя недооценивать отношения между родителями, искаженность которых (отношений) показывается в сказке на примере старика и мачехи. Ребенок должен усвоить тот посыл, что воспитание – это не только труд родителей, но и труд самого ребенка. Научиться искоренять в себе плохое, видеть в человеке образ Божий, кем бы этот человек не был, относиться к труду как части своей жизни и всегда уповать на Бога – вот что должен усвоить ребенок.

Здесь вы найдете сказку «Морозко» № 96 в обработке Афанасьева.

Смотрите сказку «Морозко» на нашем сайте

Прочтений: 2 169

Анализ русской народной сказки «Морозко» для читательского дневника

02.08.2021

русская сказка морозко

В статье вы найдете разбор русской сказки «Морозко», который может быть использован для читательского дневника. Разбор включает в себя краткое описание сюжета, перечень главных героев с небольшим описанием, выводы (мораль сказки) и отзыв (личные впечатления от прочитанного). Это произведение дошло до наших дней в обработке А. Толстого.

Жанр: новогодняя (зимняя, рождественская сказка).

Сюжет (краткое содержание)

Жила-была семья: старик со старухой и двое сводных дочерей – одна родная старухе, а у другой отцом был старик. Старуха ненавидела падчерицу и заставляла ее делать всю домашнюю работу. Падчерица безропотно подчинялась, но угодить мачехе ей так и не удалось. Чтобы извести неродную дочь, старуха приказала старику отвезти ее зимой в лес и оставить замерзать. Старик не посмел ослушаться жену. Падчерицу в лесу заметил Морозко, который стал испытывать ее холодом. Но она терпеливо вынесла это испытание, за что Морозко согрел ее дорогими шубами, одел в серебро с золотом, еще и короб подарков оставил.

Когда поехал старик за телом дочери, то нашел ее веселой и румяной. Мачеха позавидовала такому повороту событий, и приказала отвезти в лес свою дочь. Но та испытания не прошла – рассердила Морозко, и тот заморозил ее до смерти.

Главные герои:

Старик – женат на старухе с дочерью, беспрекословно слушается жену, свою дочь не защищает.

Старуха – жена старика, мачеха для его дочери, жадная и строптивая, хотела извести падчерицу.

Падчерица – дочь старика, приемная дочь для старухи, терпеливая, скромная и добрая, выполняла в семье всю тяжелую работу.

Дочь старухи – бездельница с дурным характером, оскорбила Морозко, и тот за это заморозил ее до смерти.

Морозко – дух зимы и мороза в образе старика

Собачка – говорящий питомец мачехи, предсказывала будущие события.

Выводы (мораль сказки)

Главную мысль сказки можно выразить двумя русскими пословицами: «Добро всегда побеждает зло» и «Не рой яму другому, сам в нее упадешь». Доброй, трудолюбивой и кроткой падчерице Морозко сохранил жизнь и одарил подарками, а ее ленивую и глупую сводную сестру заморозил до смерти. Мачеха лишилась дочери из-за своей злобы и жадности.

Отзыв (мои впечатления, отношение к прочитанному):

Это хорошая сказка, в которой зло наказано, а добро вознаграждено. На примере положительной главной героини этой сказки – падчерицы, произведение учит скромности, трудолюбию и терпению. Девушка стойко перенесла все тяготы жизни и не только спасла свою жизнь, но и разбогатела. Она вызывает симпатию у читателей, и я хотела бы быть на нее похожей.

Также читайте комментарии ниже.

Другие статьи, в которых анализируются русские сказки:

Гуси-лебеди

Крошечка-Хаврошечка

Терешечка

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Психологический, философский и метафизический разбор древней славянской сказки. Неподготовленному или с тощим культурным слоем читателю может быть сложно.

Историческая справка

Сказку Морозко мы знаем по одноимённому фильму Александра Роу, выпущенному в прокат киностудией им. Горького в 1964 году. Текст пьесы написали Николай Эрдман (1900 – 1970) и Михаил Вольпин (1902 – 1988), музыку – Николай Будашкин (1910 – 1988). Снимались звёзды того времени – Наталья Седых, Инна Чурикова, Георгий Милляр. Что интересно, Милляр известен образами сказочной нечисти – Бабы-яги и Кощея Бессмертного.

Сценарий был высоко оценен нашими критиками и зрителями, критиками и элитарными зрителями в Европе и США. Премии «Awаrd of Excellence» или «Золотой лев святого Марка» в Европе абы кому не вручается. Обычные американцы тупо жевали попкорн на просмотрах и даже покидали зал. Судя по опросам, они не поняли, о чём фильм и посчитали, что детям подобную ерунду смотреть не стоит. Почувствуйте разницу – Спилберг очень тепло отзывался о фильме и назвал его шедевром, образцом для подражания. Ученики старших классов публичных школ освистали фильм. И что показательно, больше всего негативных отзывов от афроамериканцев. Выводы делайте сами.

Сценарий изменил все имеющиеся варианты сказки, адаптировав мораль для детей и обрезав все непонятые и по советским стандартам вредные смыслы. Впрочем, упрощением занялся ещё А.Н. Толстой, который прошёлся по русскому фольклору как колхозники по девственному лесу. Просеки, вырубки, кострища. Там, где недавно жили Кикиморы и Баюн, подготовлен участок под картошку. Вроде и придерживался писатель сюжета, да только выхолащивал до безобразия, перенеся акценты на простые перипетии и эмоции.

Поверхностная психология

Рассмотрим фильм. Сюжетную линию Ивана, собранную из лоскутов сказок, не имеющих к “Морозке” отношения, опустим. Это совсем другая история.

Небогатая семья, состоящая из пожилого человека, когда-то потерявшего жену и не пойми зачем женившегося на женщине с ребёнком. Одно это, учитывая эпоху и нравы русского села, из ряда вон. Новая жена имеет сильный характер, умнее его во всех отношениях и с лёгкостью загнала рохлю под каблук. Она – абьюзер для мужа и падчерицы. Идиллия созависимых отношений нарушается необходимостью пристроить дочерей. Возраст пришёл, плюс бедность и давление общественного мнения. Одна дочь невзрачна, неумеха, ленива и глупа (по нашему – нерасторопна и не угодлива), другая – работящая, смиренная красавица. Понятно, что при прочих равных, лучшая партия за ней.

Надо понимать, что мужчин из-за частых войн и циклического труда (в одно время – жесть, в другое – печка, балалайка и самогон) заметно меньше. Предложение превышает спрос. А тут ещё бедность. Кто позарится на жену без приданого? Такой же босяк или семья, ищущая рабочую силу. Только внешность и исключительное трудолюбие являются козырем в таком раскладе. Настя имеет его, а Марфа – нет.

К счастью, нам сложно понять всю степень безысходности мачехи. Она любит свою дурёху, всячески её балует и понимает, что впереди у неё пропасть. При диспропорции мужчин и женщин даже забулдыга имеет все шансы отхватить достойную девушку. А тут ни характера, ни рожи ни кожи. Не станет матери, и Марфа в лучшем случае попадёт в монастырь. Но! Сказка и фильм описывают языческое время, так что и этот шанс не светит.

Возникает закономерный вопрос. В то время рожали часто. Выживали не многие. Но один ребёнок – это нонсенс. Нездоровье? Несчастный случай, погубивший других детей? В полон взяли? При любом варианте это объясняет идущую наперекор нравам и здравому смыслу болезненную привязанность к Марфе. Отсюда и губительные для её будущего потакания.

Понятно и вымещение рождённой отчаянием злобы на Насте. Перевернёшься – бита, недовернёшься – бита. Сказка точно отражает крестьянский уклад. Жён и детей во всём мире били и не усматривали в этом ничего плохого. Бить и учить только недавно перестали быть синонимами. Аномально слабохарактерный муж стал исключением из правил, и его место заняла жена. Лупила Настю постоянно, а Марфа была на подхвате.

Ясное дело, что от соперницы дочки надо избавляться. Можно изуродовать, да таких как мачеха коллектив не любит, это станет поводом пустить петуха. Значит только убийство, причём тайное и такое, какое можно объяснить. Кто лучше мужа это провернёт? Недалёкий отец смирился со всем и, наверное, искренне считал, что только замужество или смерть дочки станет для неё избавлением. В замужество через голову Марфы он не верил, значит пусть замерзает в лесу.

Сказка Морозко. Главная героиня.

Теперь о главной героине. Объяснить её поведение количеством забежавших в голову тараканов нельзя. Это характер. Угождать, скрывать свои мысли и чувства, приносить свои интересы и даже жизнь в жертву для неё норма. Прям не русская деваха, а жена ронина. :) Фильм к тому же демонстрирует девушку с явным психическим отклонением. Она угождает не потому, что вынуждена, не из страха, а по любви. И это во времена, когда Христа не знали, а редакцию его слов не вбивали в головы. Позже такую назовут блаженной и возведут в ранг мелкопоместных святых. Но действие разворачивается в круге Сварги и такие были не в чести.

В фильме продемонстрировали доказательства блаженности. Настя – девушка с сильными магическими способностями. Такая смогла бы легко изжить мачеху, достаточно иметь такое намерение. Человеку, способному влиять на локальное время, ничего не стоит состарить или изрочить другого. Даже не подозревая об этом. Неосознанно. А у Насти – смирение глубинное, не наносное.

Отклонение произошло как реакция вытеснения, защита психики, свойственная гуттаперчевым душам. Когда такие не в силах сопротивляться, они сначала ищут оправдания, а позже воспринимают свой ад как норму. Порой при развитом воображении своё положение воспринимают как избранность, миссию, за несение которой ждут великие бонусы.

В фильме, кстати, эту чушь Насте подтвердили. Она действительно получила бонусы, а значит – избрана! Мораль фильма очевидна – смирение и труд всё перетрут, рабская позиция вознаграждается. Местный пахан Морозко хоть и самодур, да добрый. Устроил испытания и вознаградил. Для камуфлирования тоталитарной морали ввели любовную линию и комедийные элементы.

Метафизика сказки

Предупреждение! Я не собираюсь превращать статью в монографию, поэтому имеющим нулевой багаж знаний разжёвывать, почему да как и оставлять глоссарий, не буду. Опираюсь на те же источники, что Толстой и Одоевский. Но в отличие от последних, я не ремесленник литературной нивы, подпитывающийся фольклором, а ему причастник. Это принципиальная разница.

Сказкой называли документацию и историю, рассказанную с целью передачи знаний. Обычная проза звалась сказанием, повестью (былью), эпическая – былиной, приключения – хождением, церковные моралии – житием, всю широту жанров вмещало слово. Повесть о том-то, хождение туда-то, житие такого-то, слово о таком-то деле. Сказки сказывались не только для развлечения, но и как форма учения в бездорожный период.

Зимы в те годы на нашей части Евразии стояли дольше, температура была ниже. Хозяин зимы отнюдь не дурашливый персонаж, да и звался он Морозом. Шутить с ним и заигрывать никто в здравом уме не станет. У него ключи от путей Небесных и Земных. Именно он замораживает Смородину, а когда разрушающий разум смород прекращается, можно ходить по Ту Сторону. Мороз – покровитель волхвов и камов, естественный антагонист кощеев, так как контролирует единый с ними ресурс.

Корень мороза – мор, это смерть или пагуба. Морокуют (морочат) колдуны и кощеи, те, кто соединяют стороны и способны к путешествиям по веткам великого Древа. Изменение климата планеты произошло в одночасье, в результате катастрофы. С тех пор заработал цикл больших и малых ледниковых периодов. А память народов гораздо дольше и глубже, чем осознанные и основанные на утилитарных практиках знания. Тем более что сами практики в силу некоторых, не озвучиваемых в статье причин изменились. Во времена, когда сказки были актуальны и адекватны действительности, границы восприятия и, соответственно, построенного им мира были другие. Мы, как слепые, ощупывающие мозаики и фрески предков. Естественно, их смыслы потеряли ясность и значимость. Ключи на поверхности, но что это, люди не видят.

Мороз имел детей и внуков, но все они Силы (божества) Нави. Кроме одного, любимого внучка-баловника Морозко. Он проявлен в Яви как один из ветров, что неудивительно для сына Стрибога. Брат Даждьбога и Семаргла, помимо признанных детей Буревоя, Посвиста, Немиза и Птаги, имел ребёнка от одной из хранительниц Нави, дочери Мороза. Морозко им сводный брат.

А теперь внимание! Женская инициация, выпавшая на зиму, курировалась матерью Морозки. В отличие от весенней, это была инициация будущих ведуний и жриц. Считалось, что девочка, выжившая при рождении со смертью матери, имеет связь с Навью и отмечена роком! Одна из сестёр, пусть останется Настенькой, так и родилась. Плюс неземная красота, способность чаровать и морочить. Такой либо в жрицы или ведающие, либо в Яги (все они отказывались от имени), либо в жертву Морозу. Последнее бывало когда через Смородину приходили незванные гости. Так вымирали или мерячили целые деревни, превращаясь в урочища, – границы безопасных территорий.

Тот, кто закупорил наш пузырь, не только обкарнал нас, превратив в скот на ферме, но и оставил в полном неведении. От невежества все экзистенциальные страхи и поздние формы религий. Предки, жившие до Сдвига, совершенно по-другому воспринимали мир и находились с ним в иных отношениях. Их мир был неимоверно большим, многоярусным и таинственным. Сказки описывали жизнь, практики, модели поведения, естественные для тех лет. Видевшие своими глазами навку и лешего и слушающие о вещах, не пересекающихся с повседневностью – разные люди. Для одних это поучительные истории, для других – выдумки с моралью.

Итак. В сказке семья, в которой её глава имеет одного своего ребёнка, отмеченного роком и ведающего о нём. Его жена, видимо, хворобая, либо с её детьми произошло несчастье. У неё дочь-погодка. Семья не может быть бедной, так как одного ребёнка мог позволить лишь тот, кто не боится старости. Это ведун или староста деревни. Его будут обеспечивать до смерти, по кону. Почему я говорю, что это деревня, а не село? Потому что термином “село” обозначали деревню, позволившую себе строительство церкви, а сказка про более старое время. Хутором или заимкой она тоже быть не может, так как последние не прокормят эту семью в период малого обледенения. То, что Марфуша бьёт баклуши, это подтверждает.

Малое обледенение длится около 12-17 лет, и дочке старосты – 14-16, самое время идти за мужа. Конец этого периода может сопровождаться усилением погодной аномалии и это подталкивает людей к жертве Морозу. Жертва определена, она позволит весной играть свадьбы. Не будет жертвы – не будет свадеб, а может и селению конец. Мачеха связывает Настю с проклятием, коснувшемся её семьи. Поэтому в сказке она и её дочь зовут падчерицу проклятой.

В нужное время отец отвозит дочку на капище и оставляет дары и её саму в качестве дара. Но волею случая там оказывается Морозко, который влюбляется в Настю и меняет её рок. Случай не такой уж и редкий, многие волхователи обоего пола находятся под покровительством проявленных и непроявленных Сил, имеющих некие гендерные признаки. Настя возвращается как победительница, теперь она самая завидная невеста. Марфуша по дури тоже хочет что-то получить от Морозки. Но на её беду встречается не с ним, а с его дедом и за фамильярность несёт наказание. Тело замёрзло в лесу, душу ждёт что-то страшное в Нави.

Вот и сказочки конец, мой читатель молодец!

Материал полезен? Не теряй информацию, сохрани одним кликом.

Анализ сказки «Морозко»

  

Анализ сказки «Морозко»

 

Общая характеристика и источники русской народной сказки «Морозко», обоснование ее волшебно-фантастического направления. Основные образы и сюжетные линии, оценка воспитательного значения данного произведения. Границы завязки, кульминации и развязки.

 
1. Русскую народную сказку «Морозко» причисляют к новогодним, рождественским зимним сказкам. Сказка «Морозко» относится к волшебно-фантастическим сказкам, так как один из героев волшебный персонаж. В таких сказках положительному герою всегда помогают волшебные персонажи, чтобы добро и правда победили зло и ложь.

 
В деревне жили старик со старухой, а с ними жили родная дочка старухи и родная дочка старика. Старуха невзлюбила падчерицу, заставляла ее делать всю работу по хозяйству, которую девушка безропотно выполняла лучшим образом. Но мачехе невозможно было угодить и однажды она решила девушку со свету сжить, приказав старику падчерицу в зимний лес отвезти и оставить. Старик, плача, отвез дочку в лес и оставил под елью, где девушка встретилась с Морозко, который, испытав ее нрав, одарил дорогими подарками. Тогда мачеха отправила в лес свою глупую и ленивую дочь, надеясь увидеть ее с дарами, но ее дочь не прошла испытаний Морозко, и старик привез ее из леса замерзшей.

 
Поучительная сказка «Морозко» порицает человеческую зависть и жадность, а так же говорит о том, как важно быть добрым, и трудолюбивыми. Сказка — это народная мудрость (Не рой другому яму, попадешь в нее сам!), которая изложена в понятной и доступной для детей форме. Поведение отрицательных героев сказки (мачехи и ее родной дочери) вызывает отторжение злобы и несправедливости. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается читателем, как торжество справедливости. Трагический финал сказки отражает насколько менталитет русского народа отвергает злобу, угнетение беззащитного и слабого (падчерицы) и каким бывает возмездие за зло.

 
Положительный женский образ сказки «Морозко» — это главная героиня, падчерица — девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая. Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда Морозко испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз, за это Морозко жалеет и щедро одаривает девушку.

 
Положительный мужской образ в сказке — это старик, отец главной героини. Он добрый и кроткий, но слаб перед злой и напористой старухой. Старик молча смотрит на несправедливость по отношению к его дочке и ничего не может возразить.

 
Отрицательные образы в сказке «Морозко» только женские — это мачеха и ее дочь — властные, злобные, жадные и завистливые, они только и делают, что угнетают главную героиню. Заставляя падчерицу работать целый день, они никогда не бывают довольны ее работой.

 
Единственным волшебным образом в сказке является Морозко — это одновременно суровый и добрый волшебник, который по традиции сначала испытывает героев, а потом награждает или наказывает их по справедливости.

 
2. Зачин сказки «Морозко» изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. Сказка начинается так: «Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка».

 
В развитии действия намечается завязка сказки: «Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз».

 
Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки — Морозко — испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь на тоже место в лес. За приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

 
Кульминационный момент наступает, когда ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, за что она поплатилась.

 
Развязка наступает тогда, когда Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Таким трагическим финалом народная сказка «Морозко» показывает читателю насколько жестко народ осуждает зависть, жадность, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица. А наказание, которое понесла девушка, воспринимается как торжество справедливости.

 
В сказке «Морозко» нет красивой концовки, которой обычно заканчиваются волшебные сказки со счастливым концом. Здесь мы видим традиционное для сказок торжество добра над злом и поучительный конец сказки.

 
3. В сказке «Морозко» основные действия происходят в зимнем лесу, но описание леса очень краткое: большие сугробы и елки от мороза потрескивают. Это ледяное царство Морозко. Здесь, под большой елью старик оставил свою дочку, а потом и дочь старухи. Здесь дважды происходят встречи девушек с Морозко.

 
В завязке сказки происходит первый монолог старухи:

 
— Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

 
На этот монолог старик, ничего не ответив жене, покорно везет родную дочь в лес на мороз.

 
Далее в лесу разворачивается диалог девушки и Морозко:

 
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

 
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

За свой кроткий нрав девушка не погибает, а обогащается с помощью Морозко и возвращается домой.

 
Позже старуха отправляет и свою дочь в лес, но уже с другой целью. Снова звучит приказ для старика (монолог старухи):

 
— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес да посади на то же место…

 
В лесу снова происходит диалог Морозко и девушки, но он отличается от первого:

 
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

 
— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

 
Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода.

 
«Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела» — это единственная гипербола сказки. Гиперболы имеют эмонациональный характер и создают экспрессивный тон сказочного повествования.

 
В сказке «Морозко» видно несколько сравнений:

 
— властная, завистливая и жадная мачеха — кроткий, мягкий и исполнительный старик;

 
— ленивая, глупая и злая дочь старухи — трудолюбивая, услужливая и кроткая падчерица. Эти сравнения четко показывают где отрицательный, а где положительный персонаж, где добро, а где зло. Такие примеры учат детей сравнивать.

 
В сказке всегда два плана: внешний — сюжетный и метафорический — подтекстный, в ней содержится мудрость, бережно переданная нам нашими предками, превращенная в сказку. В виде метафоры важная идея легче просачивается через все двери сознания и попадает в самые глубины души, позволяет задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями, рассуждать о возможных последствиях того или иного поведения и дает возможность взглянуть на себя со стороны.

 
В сказке «Морозко» нет явных волшебных превращений. Морозко волшебным образом одаривает падчерицу за ее человеческие качества и спасает от смерти, вопреки всем ожиданиям.

 
4. Сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. В сказке «Морозко» такой прием используется во время встреч с Морозко в лесу, когда он трижды спрашивает у каждой девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» После каждого ответа девушки мороз все усиливается. Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. Чаще такой прием применяется, чтобы показать на сколько велика тяжесть испытания, через которое проходит главный герой сказки.

 
В эту сказку вписаны народные выражения, взятые из жизни простого народа, как и сама идея сказки:

 
«Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница».

 
«Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется».

 
5. Русская народная сказка «Морозко» написана лаконичным и предельно точным языком. Но все же в сказке встречаются уменьшительно-ласкательные слова, которые употребляют только падчерица и Морозко при встрече в лесу, чем еще больше выделяется положительность этих героев для примера детям.

 
6. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказке есть предостережение, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения (ценность вежливости, доброго отношения к людям, уважения к старшим, трудолюбия). Дети учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять — что хорошо, что плохо. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Ребенок учится мыслить образами. Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы — характерная черта детской психики. За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная история жизни русского народа. Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность.

 
Сказка Морозко, как и большинство русских народных сказок, подходит для детей всех возрастов. Сказка баюкает, погружает в атмосферу волшебства и чуда. Она учит взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, указывает на их недостатки, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины. Таким образом, обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации в жизни.

Читать сказку «Морозко»
Читать другие русские народные сказки

 

  • Морозко сказка краткое содержание для читательского дневника 2 класс
  • Морозко сказка как звали героев
  • Морозко сказка год выпуска
  • Морозко сказка главные герои имена актеров
  • Морозко сказка главная мысль произведения