О сказке и ее авторе
Автором «Морозко» является народ. Это сказка с несколькими вариантами сюжетных разновидностей. Ее исследователи отметили, что в регионах существует:
- не менее сорока русских вариаций;
- одиннадцать белорусских;
- около тридцати украинских.
Сюжет сказки навеян чудесами суровой зимы. Вера крестьян в волшебную силу Мороза, который царил на земле не менее трех месяцев, была крепка. До XIX века они задабривали его с помощью киселя. Впоследствии возникла история «Морозко», которая пересказывалась из поколения в поколение.
Волшебная сказка с аннотацией была включена в сборник Александра Афанасьева, который собирал фольклорные рассказы. В нем опубликовано два варианта со схожим сюжетом:
- под № 95, услышанным в Никольском уезде Новгородской губернии;
- под № 96, записанным в Курской губернии.
В книгу «Сказки и легенды Пушкинских мест», которая вышла в 1950 году, вошла еще одна история на тему Мороза. Она была записана недалеко от Михайловского в 1927 году со слов неграмотной крестьянки Анны Федоровны Дворецковой. Рассказчица произносила ее нараспев, периодически используя декламацию. От нее люди узнали, как коротали вечера за работой ткачихи и пряхи.
Характеристика героев
Произведение «Морозко» — результат многовекового народного творчества. Оно относится к жанру «волшебная сказка». Знакомство с кратким содержанием можно начать с описания главных героев:
- Падчерица. Добрая, трудолюбивая и безотказная девочка. За труды и усердие получила заслуженную награду.
- Старик. Отец падчерицы. Слабохарактерный человек, под каблуком у жены. Чтобы лишний раз не вызывать ее гнева, отвозит родную дочь в дремучий лес.
- Мачеха. Злая и коварная женщина, которой всего мало. С родной дочери сдувает пылинки, а падчерицу ест поедом, заставляет много работать.
- Мачехина дочь. Грубая и ленивая девочка со злым языком. Ей не люба никакая работа, зато она солидарна с матерью в отношении падчерицы. В конце истории поплатилась за свои слова и поступки.
- Морозко. Зимний волшебник, повелитель морозов. Могущественный, строгий, но справедливый.
Изложение в сокращении
Однажды Старик решил жениться заново. Нашел женщину с ребенком, привел ее в дом, где жила его родная дочь. Мачеха с первого взгляда невзлюбила Падчерицу и сразу стала командовать в доме. Она нагружала дочь Старика домашней работой, не давала ни минуты отдыха. Родную дочь, наоборот, баловала и берегла, позволяла ей спать до обеда.
Падчерица старалась все делать хорошо, чем еще сильнее злила Мачеху. Решила она избавиться от дочери Старика навсегда и стала нашептывать ему о плохом поведении Падчерицы, да и самой девочке жизни не давала. Пришла зима, и Мачеха наказала деду вывезти Падчерицу в лес, бросить ее там.
Долго противился дед, но не смог противостоять напору сварливой бабы. Жаль ему было бросать родную дочь в лютый мороз, но он сделал так, как сказала жена. Очень замерзла девочка в лесу под зеленой елью. Однако ее быстро заметил Морозко, который прогуливался неподалеку — «на ветке потрескивал, с елки на елку поскакивал и пощелкивал».
Приблизился волшебник к девочке и стал дуть на нее холодом. Каждый раз он звал и спрашивал, тепло ли ей находиться в сугробе. Чувствуя, как стынет кровь, она отвечала, что тепло. Тем временем Старик не находил себе места. Мачеха же решила справить поминки по Падчерице и послала мужа в лес за ее косточками.
Вернулся дед на место, где оставил дочь, и обомлел — сидит она в роскошной шубке на сундуке с деньгами. Он обрадовался, забрал девочку и повез домой. Увидела Мачеха богатство и надулась, как жаба. Мало того, что не удалось ей Падчерицу со свету сжить, так теперь она еще и невестой с приданым стала.
Позавидовала Падчерице и Мачехина дочь, договорилась она с матерью, чтобы и ее Старик в лес отвез. Устроившись под кустом в теплой одежде и котомкой с пирогами, стала ленивая девочка ждать Морозко. Ей было комфортно и сытно. Заметил ее волшебник, подошел и стал дуть. Чем сильнее дул, тем больше она возмущалась, что холодно, прогоняла его: «Уйди, Морозко». Разозлился владыка холода и заморозил девочку насмерть.
Мать ее тем временем наготовила угощений и собрала Старика в дорогу. Приехал он, а падчерица лежит в сугробе мертвая. Привез ее дед назад. Увидела Мачеха, что натворила, заголосила, но было поздно.
План для читательского дневника
Красивая сказка со смыслом — так можно охарактеризовать произведение «Морозко». В читательский дневник для 1 или 2 класса можно записать сказку в сокращении, из нескольких важных предложений. Они покажут учителю, что история была прочитана школьником, помогут ему пересказать сюжет и провести небольшой анализ:
- Вдова и вдовец решают создать новую семью. У каждого из них есть по дочери от первого брака. Возраст девочек одинаков.
- Дочь Старика трудолюбивая и отзывчивая. Она всегда готова прийти на помощь, самостоятельно выполняет почти всю работу по дому.
- Дочь Мачехи — ленивая и грубая. Она могла лишь красоваться перед зеркалом и спать до полудня.
- Однажды по приказу Мачехи отец увозит родную дочь в заснеженный лес. Он оставляет ее на холоде, а сам уезжает.
- Девушку замечает лесной волшебник Морозко и дует на нее холодом. Одетая в вещи, которые не греют, она промерзает насквозь, но терпит. Посиневшими от холода губами говорит, что ей не холодно.
- Восхищенный выдержкой Падчерицы, Морозко делает ей дорогие подарки. Теперь у девушки есть теплая нарядная шубка и сундук с монетами в приданое.
- Позавидовав Падчерице, алчная старуха посылает в лес свою дочь. Девушка грубит Морозко, за что чародей ее не щадит. Надежды старухи разрушены.
Короткий отзыв и основная мысль
Основная мысль русской сказки заключается в том, что за труд и терпение человек всегда получает заслуженную награду. Падчерица много работала и стойко переносила удары судьбы, которая в итоге вознаградила ее прекрасными подарками.
Сказка учит тому, что нужно быть терпеливым, добрым и справедливым. Злоба, грубость и ненависть к людям не ведут ни к чему хорошему. Это показано на примере Мачехи и ее дочери. И нельзя предавать близких, как это сделал Старик, выполняя приказы злой супруги.
Написать краткий отзыв для читательского дневника можно в форме своего отношения к прочитанному. Пример: «Сюжет «Морозко» я знаю с детства, это одна из моих самых любимых русских сказок. В ней описано столкновение сил добра, в роли которых выступает Падчерица, и зла, воплощенного в образах Мачехи и ее дочери. Есть и справедливый персонаж — Морозко, который придерживается принципа, что награду нужно давать труду и отношению к людям.
Как бы ни пыталась сжить Падчерицу со свету Мачеха, девочка оставалась доброй и трудолюбивой. Она выдержала все испытания и даже ни разу не пожаловалась, когда Морозко посылал в ее сторону волны холода. За все невзгоды она получила достойное вознаграждение.
Сказка научила меня верить в добро и торжество справедливости. Как бы тяжело ни было сейчас, нужно трудиться и терпеть. В этом случае произойдут перемены к лучшему, ведь за черной полосой идет белая. Я рекомендую друзьям прочитать произведение и готов обсудить с ними поведение главных героев сказки «Морозко».
Сравнение с другими сказками
Первую литературную обработку народной сказки выполнил Владимир Одоевский. В его произведении «Мороз Иванович» волшебник живет в ледяном доме. Он ценит в людях доброту и трудолюбие, поэтому дарит Рукодельнице ведро с монетами и брошь с драгоценным камнем. Ленивицу, которая больше вредит, чем помогает по хозяйству, чародей награждает большим и маленьким слитками, но они быстро тают и утекают ртутью и водой.
Если сравнить сказки, становится понятно, что Одоевский черпал много идей из русского фольклора. В его произведении также фигурируют две девочки, одна из которых — труженица, а другая — лентяйка. Каждая из них получила заслуженную награду. Произведение Одоевского более современно, в нем есть пословицы и наставления для детей.
Исследователи отмечают сходство между русской народной сказкой и произведением Николая Некрасова «Мороз, Красный нос», где волшебник не был таким добрым, как Морозко. В сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица» также представлен похожий сюжет. К числу литературно переработанных модификаций русской сказки исследователи относят сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
В каждой из этих сказок воплощены чаяния и ожидания народа. Мороз предстает в них и как гостеприимный хозяин, и как беспощадный повелитель. Для добрых людей он — заступник, борец за справедливость. Вера в это помогает жить и стойко переносить удары судьбы.
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! А еще волшебством, Новым годом, верой в добро, счастливым детством… И всё это – про знаменитую советскую киносказку Александра Роу, которая с фольклорным колоритом поведает захватывающую, светлую и поучительную историю – в наставление детворе и на память взрослым.
Жили-были добрый и тихий старик со сварливой и властной старухой. У старика была своя дочь – скромница, красавица и труженица Настенька, а у старухи своя – завистница, лежебока и дурнушка Марфушка. Однажды в лесу Настенька встречает свою судьбу, молодца Ивана, чья красота и сила богатырская покорили немало девичьих сердец. Но горделивость и грубость сыграли с ним злую шутку – на глазах испуганной Настеньки лесной колдун превращает прекрасное лицо Ивана в медвежью морду. Таким ему и оставаться, пока он не научиться делать добрые дела… Тем временем злая старуха пытается выдать замуж свою «Марфушеньку-душеньку», но все женихи выбирают ее милую сестрицу. Разозлившись, злодейка-душегубка приказывает старику в разгар лютой зимы отвезти Настеньку в лес и оставить замерзать до смерти. И вот, уже совсем продрогнув, Настенька встречает седобородого Морозко…
Для того чтобы перенестись в настоящую зимнюю сказку, рекомендуем всей семьей смотреть «Морозко» онлайн.
Приглашаем посмотреть фильм «Морозко» в нашем онлайн-кинотеатре совершенно бесплатно в хорошем HD качестве. Приятного просмотра!
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
Рейтинг Иви
Интересный сюжет
Рейтинг Иви
Интересный сюжет
Качество
Изображение и звук. Фактическое качество зависит от устройства и ограничений правообладателя.
quot;Морозкоquot;, сказка моего детства, как я любила смотреть эту сказку в новогодние каникулы да и не только, раньше не было не то, что интернета, но и дисков, кассет, ждали по телевизору свои любимые фильмы. Пересмотрела с удовольствием, фильм вызвал добрые и положительные эмоции. Поучительная сказка учит быть добрым, вот, что нужно показывать детям.
3 ноября 2017
Cмотреть «Морозко» на всех устройствах
Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках
Подключить устройства
МОРОЗКО ПСИХОЛОГИЯ
Мы воспринимаем сюжеты сказок буквально — поэтому считаем их детским жанром. Смысл же сказок — и смысл сказки «Морозко» в том числе — куда более глубокий. Зачастую мы даже представить не можем, что сюжеты, герои и предметы подавляющего большинства всеми нами известных сказок выросли практически из первобытных времен. Сейчас психологи начали использовать сказкотерапию для лечения. Один из методов — выяснить у клиента, какое произведение ему нравится больше всего и на основании этого разбирать личностные проблемы. Так что в сказке «Морозко» психология такова — если это одна из ваших любимых сказок, то вам вполне могут сказать про проблемы с матерью, болезненную ревность к братьям-сестрам, раннее замужество, чтобы поскорее уйти из родительской семьи и т.д. Это все очень интересно, и в этом определенно что-то есть. Да, но! — не спешите ставить себе диагнозы. «Иногда банан, это просто банан». Например, лично мне очень нравится эта сказка, при том, что я не имею ни одной из вышеперечисленных проблем — просто потому что она ассоциируется с Новым Годом. По этой же причине я люблю «Двенадцать месяцев».
Кратко напомню сюжет. Жили-были старик со старухой и двумя дочерьми — дочерью старика Настенькой и дочерью старухи Марфушкой. Мачеха, как водится, постоянно притесняет добрую и работящую падчерицу, а конце концов когда она становится соперницей Марфушки за красавца Ивана, заставляет старика отвезти ее зимой в лес и там оставить. Когда Настенька почти замерзла, появляется Морозко, который приветливо с ней разговаривает, но одновременно подвергает испытаниям — морозит ее еще сильнее и спрашивает «Тепло ли тебе, девица?» Вежливая Настенька отвечает «Тепло, Мороз-батюшка». Тронутый Морозко одаривает Настеньку богатым приданным, надевает свою шубу и возвращает домой. Марфушка тоже хочет подарков и отправляется в лес, но грубит Морозко, за что он ее наказывает и с позором отправляет восвояси.
СЮЖЕТ СКАЗКИ МОРОЗКО
Задумайтесь! Сказочные сюжеты едины для всего мира! Мы встречам одних и тех же персонажей (просто с другими именами) в России, Европе, Америке, Африке, в Китае, Индонезии, Египте, среди эскимосов, на островах Тихого океана и т.д. В любой точке земного шара люди из поколения в поколение пересказывают друг другу одно и то же. Это значит, что происхождение сказок случилось в настолько древние времена, когда само человечество еще было единым. Сюжет сказки «Морозко» не исключение — ведь ее смысл не в рассказе о волшебнике из зимнего леса, а о сверхестественном существе, которое подвергает героев испытанию. У Братьев Гримм есть аналог в виде Госпожи Метелицы, у Андерсена — Снежная Королева. Если мы изучим фольклор других континентов — в нем будут похожие герои. Только с другими именами и в других условиях. Но те же волшебники будут испытывать похожих героев в схожих ситуациях.
«…И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,
Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.
И настолько, что если сравнить египетские мифы и «Бандитский Петербург»
Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух».
(Oxxxymiron «Тысячеликий герой»)
МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д. обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад). Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я. Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д. Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.
Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.
СЛАВЯНСКИЙ БОГ МОРОЗКО
На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти. Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста. Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать. У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет. Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ «МОРОЗКО»
Главных героев сказки «Морозко» шесть — дед, бабка, дочь деда Настенька, дочь бабки Марфушка, Иван и сам Морозко. За всеми стоит множество символов. Первое, что бросает в глаза — большая разница в возрасте между родителями и детьми. Настенька и Марфуша — девушки на выданье, значит совсем юные, потому что раньше супружеская жизнь разрешалась с момента появления месячных, то есть с 13-14 лет. Обычно так и женились. До 20 «в девках» не сидели. Поэтому их родители тоже должны быть очень молодыми — то есть около 35 лет, а то и меньше. Но они изображаются, как старик и старуха. Неспроста, конечно.
Из предыдущих статей про символизм сказок вы можете помнить, что Мужчина — это символ логики, разума, интеллекта. Женщина — символ эмоциональной сферы, души. Поэтому Царь — апофеоз мужского начала, Царица — женского. Обычно в сказках 2 поколения — Царь и Царевич, Царица и Царевна. Они обозначают необходимость смены старого закостенелого сознания новым. Конфлик Старухи с падчерицей — это аллюзия на вечный конфликт поколений, когда старое «упертое» мышление не желает знать о новых веяниях.
В «Морозко» Старик — символ старого, ограниченного сознания, находящегося в полном подчинении Старухи — такого же отжившего, неуправляемого эмоционального начала. Поэтому ему и в голову не приходит защитить дочь перед мачехой — он слишком инертен, зашорен. На смену Старику и Старухе давно должны были прийти сын и дочь в виде нового мышления и новой эмоциональной сферы. Поэтому в сказке также есть Иван — жених Настеньки, сама Настенька и Марфуша. Иван и Настя сменят стариков, Марфушка станет копией Старухи. Ну а Морозко — это та самая сверхестественная сила, которая проведет обряд инициации через символическую смерть в лесу. В более древней версии сказки дочь Старухи погибает. По мере развития общества, одной из движущих сил которого является развитие идеи гуманности и сострадания, Марфушка просто возвращается домой с позором, в санях, запряженных поросятами, и с сундуками, в которых вместо приданного вороны.
Настеньку же Морозко богато одаривает. Он дает ей шубы, расшитые золотом и серебром. Шуба — символ защиты от зимы, то есть от смерти. Золотое шитье, золото — символ истины, мудрости, мужского начала. Серебро — символ отраженной мудрости, тайных знаний, духовной сферы, женского начала. Все это приобретает Настенька, успешно прошедшая обряд инициации и испытания Морозко.
Хотя в современной сказке очень трудно узнать древние символы, сложно представить, что речь о жизни, смерти, посвящении и пр., но обратите внимание на скрытые подсказки. Одна из основных — птичка, прикоснувшаяся к посоху Морозко и превратившаяся в льдинку. Это и есть намек на то, что Морозко несет смерть и каждый должен пройти испытание ею, чтобы перейти на новый этап своего существования.
Краткое содержание «Морозко»
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 167.
Обновлено 30 Сентября, 2021
О произведении
Сказка «Морозко» — одно из наиболее популярных произведений русского народного творчества. Это поучительная история о том, как доброта и трудолюбие непременно вознаграждаются по заслугам.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Морозко», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы во 2 классе.
Главные герои
- Падчерица — дочь старика, добрая, вежливая, трудолюбивая, скромная девушка.
- Морозко — могущественный волшебник, добрый и справедливый повелитель морозов.
Другие персонажи
- Мачеха — злая, жестокая, завистливая женщина.
- Старик — отец падчерицы, слабовольный, бесхарактерный мужчина.
- Мачехина дочь — ленивая, грубая, избалованная девушка.
Краткое содержание
После смерти жены старик взял в жены другую женщину с дочкой. У старика тоже была дочка, вот только она сразу не понравилась мачехе, которая всячески обижала падчерицу.
Старикова дочка «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела ещё до свету
», но всё никак не могла угодить строгой и сварливой мачехе. В то же время мачехина дочка жила, словно сыр в масле каталась, и не знала никакой тяжёлой работы.
Старуха всё думала-гадала, как избавиться от ненавистной приёмной дочери, и однажды велела мужу отвезти её «в лес, на трескучий мороз
». Старик загоревал, заплакал, но делать нечего — запряг сани и отвёз дочку в лес, а сам вернулся домой.
Тут неожиданно появился Морозко, который принялся что есть силы потрескивать, да интересоваться у девушки, тепло ли ей. Падчерице было очень холодно, но каждый раз она неизменно вежливо отвечала, что ей совсем не холодно. Лишь когда она начала околевать, «Морозко сжалился над девицей, окутал ее тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами
».
Тем временем мачеха уже не сомневалась, что падчерица умерла. Она отправила мужа в лес, чтобы тот привёз свою дочь хоронить. Каково же было её удивление, когда вместо бездыханной девицы она увидела красивую, цветущую, нарядно одетую падчерицу в собольей шубе и сундуком с богатыми подарками.
Мачеха тут же велела старику запрягать сани и везти на то же самое место собственную дочку. Тот всё сделал, как ему велела жена: привёз её дочку в лес, «вывалил в сугроб под высокой елью и уехал
». Вскоре появился Морозко, который принялся потрескивать, проверяя на прочность мачехину дочку. Вот только та не выдержала испытания и принялась жаловаться на лютый холод. Девушка стала прогонять Морозко, и тот, разозлившись, заморозил её.
Мачеха вновь отправила старика в лес, и тот привёз в санях её мёртвую дочь — «заголосила старуха, да поздно
».
Заключение
Народная сказка учит быть добрым и справедливым, никогда не желать зла другому человеку, не завидовать. Лишь только чистые сердцем и душой люди притягивают к себе всё самое хорошее.
После ознакомления с кратким пересказом «Морозко» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Катя Петрова
8/8
-
Алик Янских
8/8
Рейтинг пересказа
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 167.
А какую оценку поставите вы?
«Морозко» — одна из самых известных картин советского режиссёра-сказочника Александра Роу. Она снята по мотивам славянского фольклора, который подвергся глубокой переработке, и результат заставил позабыть исходную сказку. Ещё до Роу сказку с таким названием в 1924 г. снял Юрий Желябужский, но нас она не интересует.
К сценарию фильма Роу приложил руку Михаил Вольпин (1902—88) — мастак придавать персонажам совершенно шедевральную рифмованную речь, одновременно и пародийную, и убедительную. (Помните мультяшного муравьишку-хвастунишку с его неподражаемым «Я инвалид, ножка болит, солнышко скроется, муравейник закроется, сделайте одолжение, войдите в положение, а то укушу!..»?)
Сюжет[править]
В деревушке недалеко от леса жила-была девушка Настенька. Всем она была хороша — и работящая, и добрая, и красивая. Одна беда — слишком уж робкая, покорная и безответная. И её старик отец тоже был добрый и робкий. Он во всём подчинялся своей новой жене, мачехе Насти. Если и доведётся что-нибудь сказать супротив неё, так стоит ей прикрикнуть или строго взглянуть — и сразу: «Молчу, молчу…» А она была настоящая стерва. «Ну, как я без Настьки?! Её, бывало, за косу схватишь, на себя попятишь — и сердце разом отойдёт! А тебя, старого, за что таскать? Бородёнка паршивая, головёнка плешивая… Тьфу!»
А у мачехи была родная дочка, Марфушечка-душечка. Мамаша с неё разве что пылинки не сдувала, хотя она была полной противоположностью падчерице — ленивая, некрасивая и тупо-равнодушная ко всему. (Правда, если не на ком было сорвать злобу, маменька могла и любимице пощёчину влепить — а потом пожалеть-всплакнуть). Настенька целый день работала, а Марфуша валялась на кровати да ела вкусняшки. Неудивительно, что её сон был некрепким, и чтобы стук спиц вязавшей Настеньки не мешал, мачеха выставила её на крыльцо, в ночной холод, да велела связать до восхода Солнца чулок. Настенька взмолилось Солнцу — и оно погодило подниматься.
А неподалёку в другой деревне жил Иван, вдовий сын, первый парень на деревне. И красив он был, особенно когда приоденется. Девицы деревенские за ним чуть ли не табунами бегали. От такого внимания ли, от любви ли материнской, а только был Иван ещё и хвастлив и («За сохой — неплохой, и в бою — не сбою, и плясун, и работник, и рыбак, и охотник!», как сказал он при встрече Насте) горд собой непомерно. Ни одна из сельских красавиц была ему не по душе, и решил он побродить по белу свету, поискать свою суженую.
Идёт по лесу, и напали на него разбойники, которые до того гадали на ромашке: «Ограбим — не ограбим… Пожрём — не пожрём… Мы побьём — нас побьют…» Но Иван по доброте своей не убил никого из напавших, а только расшвырял их в стороны (некоторых — на деревья). Дубинки же забросил высоко в небо и сказал: «А вы, разбойнички, не беспокойтесь — глядишь, к зиме и упадут». Идёт дальше и встречает Старичка-Боровичка: то ли гриболюд, то ли леший в странном облике, то ли просто волшебник. Подарило ему шкажошное шушество лук и стрелы за якобы выигранное состязание в скорости, а потом говорит: «Иван, воротись! Ты забыл старому человеку „спасибо“ сказать и земной поклон отдать». И отказался Иван пренебрежительно — а ведь наказывала ему мама перед дорогой стариков уважать!
Наконец, вышел он на поляну — и встретил босоногую красавицу Настеньку. Пуще прежнего старуха-мачеха обозлилась, велела бедняжке поливать засохший пень, «пока на нём цветы не вырастут». Поливает она, а мимо Иванушка идёт. Удивился Иван и спросил, что она делает, а когда узнал — удивился: «Ох и злющая у тебя мачеха!» А Настенька кротко отвечает: «Обыкновенная…»
Понравилась Настя Ване, и решил он показать, какой крутой — застрелить медведицу с медвежатами. Не по душе это оказалось Настеньке, и она надела незадачливому охотнику на голову ведро. А когда он ведро снял, оказалось, что у него… медвежья голова. Обвинил Иван в этом Настеньку, а зря — это Боровичок сделал. И оставил на камне надпись: «Не был бы ты невежей — не ходил бы с мордой медвежьей».
Как же из человека-медведя снова стать человеком? Вроде бы всё просто:
— А тут и понимать нечего! Пойду доброе дело сделаю — и через свою доброту прежний вид обрету!
— Иван! Иван!.. Ничего-то ты не понял, Иван…
И пошёл Иван делать добрые дела — да неудачно. Увидел деревенских девушек, побежал за ними, крича «Какое вам доброе дело сделать?!» — а они в смертельном ужасе удирают от монстра.
Встретил он нищего, который просил «Подайте, касатики, сестрички и братики, папаши-мамаши, благодетели наши! Обратите внимание на мои страдания, подайте подаяние на пропитание, сиротинке безродному, холодному и голодному, сущему-неимущему, слепому, хромому и глухонемому!..»
Встретил он дряхлую старушку с клюкой, которая тащила хворост, и подвёз её на себе до дома. Она ему и сказала: «Спасибо, красавец!». Решил Иван, что наконец-то снял проклятие, посмотрелся в зеркало — по-прежнему медведолюд. И разбил зеркало. А старушка-то была слепая… По-настоящему. Решил Иван, что Боровичок его обманул, и никогда ему не избавиться от страшного облика, сколько ни делай добрых дел. «Эх, бабка-бабка, лучше бы и мне ослепнуть». Но когда он, уже не надеясь на обратное превращение, увидел: «Клюка-то бабкина!.. Как же она без неё ходить будет?.. Надо отнесть…» — заклятие и снялось. И клюку относить не пришлось — достаточно оказалось одного бескорыстного благого намерения.
А мачеха тем временем хочет удачно выдать доченьку замуж. В ожидании сватов Марфушу нарядили во всё лучшее, лицо нарисовали, на голову прицепили косу, купленную на ярмарке. «Прынцесса! Нет! Королевна!»). Да ведь Настенька — не иголка, в стог сена не спрячешь. Вымазали ей лицо сажей, косу настоящую, длинную да толстую («У-уй, обрежь ей косу по самый корень! — Да за что ж я её таскать стану, ежели она без косы останется? Мы ейную косу под тряпку спрячем!»), под старушечий платок засунули.
И вот приходит свататься жених, а точнее — своего сыночка приводит ехидная богатая старушка. Расхвалила мачеха Марфушу, а бабулька и говорит: «Мой сыночек гусячьи потрошка очень обожает. Пусть ваша красавица сама управится! Таков обычай. А мы с сыночком посмотрим, какая она у вас хозяйка». Да с самого начала — чтоб гуся на птичьем дворе своими руками поймала. Хоть и не умела Марфуша гоняться за птицами, да делать нечего — пришлось попробовать. Да только убежал от неё гусь — и в пруд. Кинулась Марфуша за ним — а плавать-то и не умеет! Хоть и не за что Настеньке любить Марфушу, а всё же кинулась она спасать тонущую. Платок размотался, вода смыла грязь — и увидели гости, что она не дурнушка, а красавица. И жениху понравилась. Да вот не хотела злая старуха счастья для Насти.
Пролетели недели, налетели метели. © Надоело мачехе, что из-за хорошей падчерицы она не может устроить будущее родной кровиночки, и решила она сжить её со свету. Велела мужу увезти Настеньку в лес и там оставить, чтоб замёрзла. Не хотел старик губить дочку, да жена задавила авторитетом. Только на полпути понял он, что больше любит Настю, чем боится жены, и развернулся. Да не помогло — девушка сама соскочила с саней и осталась в лесу, чтобы избавить отца от брани и побоев.
Сидит Настя, и тут подходит к ней хозяин зимнего леса, тот самый Морозко:
— Тепло ли тебе, девица? |
Ещё и альтруистка |
Пожалел суровый дед Настеньку, привёз в свой терем на самоходных санях да сказал: «Кто до посоха моего коснётся, никогда не проснётся».
А Иван меж тем ходил по лесу в летней одежде, всё искал ту красавицу, которую летом видел. Красавицу не нашёл, зато увидел избушку на курьих ножках, где жила Баба-Яга. Бабы-яги как известно, часто помогают героям, но вот эта была злая. Она оживила деревья и велела им схватить Ивана, а потом решила его испечь в печке. Тут наш герой, как в народной сказке «Ивашечка и ведьма», сослался на то, что не умеет на лопату садиться, и попросил показать, как надо. Села Баба-Яга (в той сказке села её дочь Алёнушка) а Иванушка её в печь и засунул — и выпустил, лишь когда она дала ему волшебные санки в виде свиньи, которые его привезут к Насте.
Только вот не к суженой привезли его санки, а в чащу и так измотали, что он чуть не помер и попал в яму. А затем Яга послала погубить Настеньку волшебного чёрного кота. Зачем погубить? А чисто из злодейской вредности. Кот задание честно выполнил — пришёл в терем Морозко, и когда попыталась Настя кису погладить, коснулась она посоха и застыла. Эти же санки и кота обратно отвезли. Наградила их Яга — коту сметаны дала, а саночки обратно в живую свинью превратила: «И ты молодец, вот тебе холодец».
А между тем пёс Тяпа, верный спутник Насти, почуял, что с ней что-то творится, убежал в лес, нашёл Ивана и помог выбраться из ямы. Вместе они до терема дошли. Увидел Иван мёртвую Настю, попросил у неё прощения — и ожила она от искренних чувств. Прознала про то Яга и обругала котика, хотя он не виноват. Натравила на сладкую парочку Яга тех же разбойников — да неудачно — на них упали те самые дубинки. Попыталась сама расправиться — да Иван ей дал отпор.
Тут Морозко вернулся и наградил Настеньку щедро — дал ей сани с тройкой великолепных коней да сундучок с драгоценными камнями. Приехала Настенька в отчий дом. Увидела старуха Морозковы дары — и захотела такого же своей душеньке. Встретил Марфушу Морозко и подкатил с тем же вопросом:
— Тепло ли тебе, девица? |
Ну и дура же! |
Что ж, дед и её наградил по заслугам. Дал ей сани с тройкой свиней да сундучок с воро́нами, которые разлетелись («и с гостинцем, и без подарочка», как в сказке про дочь-семилетку), стоило его открыть. Увидела эту дурацкую упряжку вся деревня. Односельчане смеются, а Марфуша горько рыдает. Прямо жалко её становится — она же не виновата, что её такой маман воспитала!
— Приданое где? Дура! |
Диалог отца и мачехи |
А Настенька вышла замуж за любимого человека, который пережил оздоровительную порку и стал хорошим парнем, хоть и не за принца, как Золушка, а за крестьянина. И покинула дом, где жила стерва-мачеха и хамка-сеструха. Тут и сказочке конец, а кто слушал сказительницу — молодец.
Наши герои[править]
-
Иван
-
Настя
-
-
Иван и Настя в нарядах от Деда Мороза
-
Настя и Баба-Яга
Тропы и штампы[править]
- Анахронизм: действие вроде происходит в XIX веке (а то и раньше), при этом Морозко поёт песню «В лесу родилась ёлочка», сочинённую в начале XX.
- Или анакосмизм? Это сказочный мир русского фольклора с богатырями и чудищами, а песня взята из нашего индустриального мира, где даже крестьяне уже давно ходят на охоту не луком и стрелами, а с ружьём?
- Ещё один: Баба-Яга жалуется на радикулит. Откуда она слово-то такое знает?
- Какое бы мне доброе дело сделать? — тропнеймер, кодификатор и пример из палаты мер и весов.
- Настенька: бисёдзё, босоногий ангел, босоногая поневоле (в «летних» сценах), инженю в режиме педаль в пол и мягкий шатен (практически эталон в отечественной культуре).
- Героизм в адаптации — в оригинале старик завёз дочь в лес и оставил её там («тяжело было на сердце, да делать нечего»), в фильме он решил не губить дочь, но она осталась в лесу добровольно.
- Нагадили посреди берлоги — если Марфушенька с матушкой были опозорены перед всей деревней, а разбойнички отхватили от Ивана люлей (было больно, зато хватило всем!©), то Баба-Яга разве что получила ступу на голову от Ивана. Учитывая её магические способности, снять транспортное средство ей не составит большого труда.
- Бабу-Ягу (и играющего её Георгия Милляра) ждут в других сказках.
- Связали и заткнули — в кульминации Настеньку привязывают к дереву.
- Синдром Настеньки: тропнеймер, но стоит ли считать кодификатором — большой вопрос (см. обсуждение в соответствующей статье). Эта «забитая и безвольная» девушка может, если надо, и ведро на голову надеть. Почему она не решилась сделать то же самое мачехе (второй жене отца) — такой вопрос порождает изменившаяся мораль, так как в наше время уже почти нигде нет прежнего патриархального уклада с требованием глубокого почтения к отцу и матери, даже если кто-то из них не родной по крови или крут нравом.
- Сирано — в этой роли выступает сам Морозко, когда показывает Ивану замороженную Настеньку, а после её оттаивания поспешно отступает за кадр задом наперёд.
- Настенька подсвечивает: «Сосватал меня с Иваном, наградил богатым приданым».
- Чудо одной сцены и стоп-кадровый бонус — белая белка.
- Шутка-бумеранг:
- Когда отец Настеньки робко пытается возразить супруге и та его грозно затыкает, он отвечает: «Молчу, молчу…» В конце фильма жена оказалась в дураках и уже сама ответила на обвинения мужа этой фразой.
- Иван забросил дубинки разбойников в небо и сказал: «А вы, разбойнички, не беспокойтесь — глядишь, к зиме и упадут». И упали, как раз когда те же разбойники вновь пытались напасть на Ивана. «Мальчики, это же наши дубинки!» Да так ловко свалились — каждому из бандитов по башке.
- При первой встрече с Боровичком Иван ему дерзко сказал: «Каждому кланяться — голова отвалится. Пусть тебе медведь в ножки кланяется!» Тот согласился: «Медведь мне будет кланяться, а согнётся твоя спина». Так и случилось — в наказание Боровичок наколдовал Ивану медвежью голову.
- А аккурат перед этим Настя надела ему на голову ведро, чтобы он не убил медведицу. В конце фильма Иван таким же манером избавился от Бабы-Яги, надев ей на голову собственную же ступу.
Тропы вокруг фильма[править]
- Аллюзия:
- Ольга Громыко, «Год Крысы». Рыска практически не использует свой магический дар на пользу себе, в финале теряет его, в качестве награды ей достаётся свадьба с козлистым парнем, не так давно отбывавшим срок в теле животного. Или тут непреднамеренное совпадение?
- «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — ожившие пни, «тёмное войско» Бабы-Яги, очень похожи на тутошних дендроидов.
- За себя и за того парня — Милляр сыграл не только Бабу-Ягу, но и дьяка-расстригу из банды лесных разбойников.
- Камео — Оля и Таня Юкины отлично сыграли Олю и Яло в «Королевстве кривых зеркал» и тут же попали «по блату» в «Морозко» на маленькие роли деревенских девочек-близняшек, собирающих грибы. По уровню ангельской милоты
- Проблема противоположных оценок:
- Помимо бывшей СССР, фильм хорошо известен в Чехии и Словакии, где является одним из традиционных новогодних фильмов. А ещё раньше он получил Гран-при (!) XVII Венецианского кинофестиваля.
- Тут ещё тропы От неприязни до любви и Корейцы любят StarCraft — в Чехословакии показывали фильм в рамках культурного обмена социалистических стран, и сначала их развеселило «надо же, русские сами себя показали такими дураками», они с удовольствием смотрели фильм на Новый год, а потом привыкли и полюбили его.
- Американцы заклеймили «Морозко» худшим фильмом всех времён. Причин тому несколько — и незнание и непонимание русской культуры, и то, что фильм попал к американцам в весьма посредственном переводе, а заодно и угодил в культовую передачу Mystery Science Theater 3000, специализировавшуюся на смешных комментариях и раздувании ляпов дешёвого кино. В итоге такого знакомства, отзывы американских зрителей колеблются в диапазоне от «сценаристы наелись наркотиков» до «этот фильм — преступление против человечества!» и «сплошной ужас» в отношении всех сказочных существ в нём, включая не только Бабу-Ягу и её котика, но и Боровичка. Рейтинг «Морозко» на IMDB намного ниже, чем на Кинопоиске (6,5 против 8,0), причем поклонники фильма, не дающие западному рейтингу свалиться еще ниже, живут в основном в Европе. При этом людям, тесно связанным с миром кино, фильм как раз понравился — тот же Стивен Спилберг называет его предтечей многих киношедевров Голливуда.
- Помимо бывшей СССР, фильм хорошо известен в Чехии и Словакии, где является одним из традиционных новогодних фильмов. А ещё раньше он получил Гран-при (!) XVII Венецианского кинофестиваля.
Пара слов о первоисточнике[править]
Восточнославянская сказка «Морозко», лёгшая в основу фильма, была гораздо короче и с простым сюжетом. Там не было ни Бабы-Яги, ни Ивана, ни Старичка-Боровичка, ни разбойников. Соответственно, и больше половины событий фильма в сказке отсутствовали. Да и сам Морозко в фильме стал добрее. В первоисточнике этот Дед Мороз из славянской мифологии представлял собой недружественную силу, дух зимней стужи; в первоначальной версии ему приносили человеческие жертвы, и Снегурочка — это одна из тех девушек. Да, за хорошее поведение он мог наградить, но карал безжалостно. В сказке дочка (дочки) мачехи за грубость была заморожена насмерть. Сидящая под столом собачка выдала: «— Тяф, тяф! Старикову дочь в жёны возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут!». И верно — в санях, которые прислал Морозко, вместо подарков мачеха нашла мёртвое тело. «Заплакала, заголосила, да поздно!». Так что в фильме Марфуша ещё отделалась лёгким испугом, да и три свиньи с хорошим пустым сундучком в хозяйстве очень даже пригодятся.
На этот мотив есть ещё несколько сказок:
- Братья Гримм, «Госпожа Метелица» (нем. Frau Holle) — в немецких сказках зимним духом была женщина (как и Снежная королева датчанина Андерсена).
- Владимир Одоевский, сказка «Мороз Иванович» — здесь заглавный герой тоже добрый и награждает ленивицу сосулькой.
- Ужас у холодильника: сосулек было две, и одна — из замороженной ртути.
- Возможно, дело в том, что во времена Одоевского (первая половина XIX века) о токсичности ртути ещё не знали? Каломель (хлорид ртути) тогда и вовсе была лекарством…
- Ужас у холодильника: сосулек было две, и одна — из замороженной ртути.
- Николай Некрасов, поэма «Мороз Красный нос» — здесь заглавный герой тоже жесток, но, по сути, это лишь безразличие природы, которому поэт-лирик придал личностные черты.
- Самуил Маршак, пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» и её мультэкранизация (а также аналогичная переработка западнославянской сказки, сделанная Боженой Немцовой)
- Александр Рудазов, составляя по славянской мифологии кроссовер «Преданья», вместо сказки «Морозко» выдал кошмар.
- В мультипликационном телешоу «Мульт личности» была серия о постановке спектакля «Морозко». Злую мачеху играл Киркоров.
Игрофикация[править]
В 2000 чешская студия Bohemia Interactive Studio создала игровую адаптацию фильма в жанре «Русский квест» под названием Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce. Она выходила в русской локализации, правильно цитировавшей фильм, и многие до сих пор уверены, что это был именно русский квест.
Понятное дело, сюжет фильма в игре раздули — больше всего заметно, что из истории с неудачным сватовством Марфуши сделали аж целую главу, причём самую длинную. Причём заметно выделяющуюся на общем фоне обилием разнообразных персонажей, включая художника-француза и цыганскую гадалку, повышенным градусом мистики (в сказке, да) и отсутствием стихов.
И был один ляп — показанная в игре церковь имеет типично католическое убранство, даже органист есть. Очевидно, что разработчики рисовали привычный им костёл, не подумав.
Примечания[править]
- ↑ Получилась реальность — замерзающий человек на каком-то этапе перестаёт чувствовать холод.
[изменить] Советское искусство |
|
---|---|
Мета | Соцреализм |
Литература | А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц |
Кино и телефильмы | Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы
Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром! |
Мультипликация | Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»
Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом |
Музыка | Жанры: Авторская песня • Русский рок
Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв |
[изменить] Детское и семейное кино |
---|
Артур и Минипуты • Ведьмы • Лабиринт • Мария, Мирабела • Морозко • Мэри Поппинс (американский фильм 1964 г.) • Один дома • После дождичка, в четверг… • Приключения Электроника • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Там, на неведомых дорожках… • Чарли и шоколадная фабрика • Ян Бибиян (экранизация) |
На чтение 4 мин Просмотров 2.4к. Опубликовано 29.09.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Морозко» за 1 минуту и подробно за 2 минуты.
Очень краткое содержание сказки «Морозко»
Сварливая мачеха решила сгубить ненавистную падчерицу. Повинуясь воле злой бабы (своей жене), старик отвёз родную дочь в дремучий зимний лес и оставил замерзать в снегу. Морозко, проходя мимо, заметил девочку и стал ещё сильнее щипать и трещать, но несмотря на холод старикова дочка была добра и приветлива с ним.
И Морозко сжалился над девочкой, отогрел, щедро наградил её. Вернулась она домой в богатом наряде и с приданым. Старая мачеха от зависти ахнула и тут же велела мужу свою родную дочку в тот же лес везти. Да только старухину дочь, такую же злую и завистливую, как она сама, Морозко погубил.
Главные герои и их характеристика:
- Морозко — Мороз Красный Нос, волшебник.
- Падчерица — добрая, ласковая, кроткая девочка, вынужденная терпеть упрёки мачехи.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Собачка — пес, который предсказывал правду, чем злил мачеху.
- Старик — добрый, но трусливый старый человек.
- Мачехина дочка — злая, избалованная и грубая молодая девушка.
- Мачеха — властная, сварливая, злая и завистливая женщина, полная ненависти.
Краткое содержание сказки «Морозко» подробно
У злой старухи была родная дочь, которую она баловала и хвалила, и была ещё падчерица. Хорошая девочка, умница, да только что бы она ни делала, никак не могла сварливой мачехе угодить.
Задумала старуха падчерицу из дома выжить и велела старику увезти девочку с глаз долой, в лес на мороз, чтобы непременно на погибель. Погоревал старик, а делать нечего. В лесу оставил он дочку в сугробе и сейчас же уехал, чтобы не видеть её смерти.
Бедная девочка плакала и тряслась от стужи, а неподалёку проходил Морозко, по ёлкам поскакивал и потрескивал.
Заметив старикову дочку под ёлкой, Морозко подошёл ближе, затрещал сильнее и спросил: «Тепло ли тебе, девица?» Ответила та, что тепло, хотя от холода еле могла говорить.Всё сильнее трещал и щипал Мороз, но коченеющая девочка снова не сказала ему, что замёрзла.
Тогда Морозко, раздобревший от ласковых слов, пожалел её, обогрел шубами и подарил большой сундук с приданым. А затем одел в красивый наряд, золотом и серебром расшитый.
Тем временем, дома мачеха напекла блинов на поминки и повелела старику ехать хоронить замёрзшую падчерицу. А собачка тявкала: «Старикову дочку в злате-серебре везут!». Старуха и била собаку и блины ей кидала, а пес все не унимается.
Вернулся старик вместе с дочкой-красавицей, привёз приданое её. Старуха увидела падчерицу в богатом наряде, и зависть её одолела, сейчас же велела мужу везти родную дочь ровно в то же место, чтобы и ей Морозко злато-серебро пожаловал. Так и сделал старик.
Пришёл Морозко к своей гостье, спросил, тепло ли ей. А мачехина дочка стала гнать его и ругать. Рассердился Морозко, и вместо приданого взял, да и заморозил старухину дочь.
Отправила мужа старуха за своей дочерью и за щедрым её приданым, а собачка тявкает, что дочки её «в мешке косточки везут». Злилась старуха, да так и вышло. Спохватилась она, заплакала, только поздно.
Кратко об истории создания произведения
Сказка Морозко имеет множество вариаций, только русских насчитывается почти сорок. Около двух тысяч лет назад крестьяне верили в силу Мороза и всячески задабривали его, поэтому истоки сюжета относят к этому времени. Вплоть до XIX века сказка была произведением устного творчества, а затем с некоторыми изменениями, была записана этнографами. Сегодня самыми известными вариантами «Морозко» являются сказки А. Н. Толстого и А. Афанасьева.
В 1964 году А. Роу снял музыкальный фильм по мотивам этого произведения. Сказка «Морозко» хранит историю народа и представляет большую воспитательную ценность.
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Сказка Морозко
Краткое содержание сказки Морозко
Волшебная сказка Морозко о непростых взаимоотношениях в семье, о том, что доброта всегда побеждает.
У одной женщины жили две девочки. Одна была родной дочерью, а другая приемной, дочкой мужа. Свою дочь женщина любила, всячески оберегала, холила и лелеяла, а отцову дочку заставляла работать, с утра до ночи, продыху ей не давала. Что не сделает падчерица, все мачехе не нравится. У отцовой дочери был мягкий характер, она была доброй и ласковой. Трудилась девушка, не покладая рук и никогда не жаловалась. Мачехина же дочка была лентяйкой, ничего делать не умела.
Задумала мачеха падчерицу со света сжить. Приказала мужу, запрячь лошадь и отвезти девушку подальше в лес. Той порой была суровая зима, женщина надеялась, что нелюбимая дочка замерзнет. Старик не стал жене перечить, и отвез свою кровиночку на верную погибель.
Сидела падчерица в лесу, замерзала, а тут и добрый волшебник Мороз появился, побеседовал он с ней, понравилась ему добрый нрав девушки, ее скромность и чистота души. Наградил ее Мороз, да и домой отправил. Приехала в отчий дом падчерица, счастливая, нарядная, да и с подарками. Мачеха как увидела это, так чуть с ума от зависти не сошла, приказала мужу родную дочь в лес отвезти. Старик так и сделал.
Сидит девушка в лесу на морозе, чай пьет, пирогами закусывает, мать постаралась, собрала ей гостинцев в дорогу, чтоб любимая доченька не проголодалась. Ждет девушка волшебника, и дождаться не может награды, уж очень хочется домой, как падчерица вернуться – королевой. И к ней подошел Мороз, да не успел ни слова вымолвить, закричала на него материна дочка, подарки стала требовать. Осерчал добрый волшебник, да и заморозил девчонку на смерть.
Ждала женщина, ждала свою дочку, уж все глаза проглядела, но так и не дождалась. Послала супруга в лес. Вернулся старик из лесу с мертвой дочкой.
Эта сказка учит нас быть терпеливыми и добрыми, уважать других. Каждый человек, что заслужил, то и получил.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сказка Морозко. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Сетон-Томпсон Королевская аналостанка
Произведение канадского писателя повествует нам о судьбе кошки, которая выросла в трущобах. Первые страницы рассказа начинаются с того, что торговец печенью каждое утро подкармливал домашних любимцев жильцов
- Краткое содержание Толстой Смерть Ивана Ильича
О смерти Ивана Ильича Головина стало известно 4 февраля 1882 г. Коллеги умершего, невольно задумались о перемещении по служебной лестнице, ведь Судебная палата продолжала работать независимо от чьей-то смерти.
- Краткое содержание сказки Заяц и еж Гримм
Однажды, в теплый погожий денек стоял Ёж у своего дома. Делать было нечего, и он решил сходить на поле и посмотреть, как растет брюква. На поле Ёж встретил Зайца
- Краткое содержание Уэллс Машина времени
Научно-фантастическое произведение «Машина времени», написанное английским писателем Гербертом Джорджем Уэллсом, рассказывает о мире будущего. В этот мир отправился создатель фантастической машины
- Краткое содержание Браун Код да Винчи
Доктор Лэнгдон преподает в университете. Он является известным специалистом по религиозным символам, поэтому его привлекают к расследованию странного убийства сотрудника Лувра. Жак Соньер был обнаружен на своем рабочем месте убитым