Морозко сказка учебник 3 класс

Морозко. Русская народная сказка. Из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»

У матери были падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за всё её гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает – ничем не угодит, всё не так, всё худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – да не скоро уймётся, всё будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

– Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вези к родным в тёплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой – и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти. Осталась, бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит.

Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз – Красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принёс по мою душу грешную.

Мороз хотел её заморозить; но полюбились ему её умные речи, жаль стало. Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришёл Мороз – Красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз – Красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принёс по мою душу грешную.

Мороз пришёл совсем не по душу, он принёс красной девице сундук, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундуке, такая весёленькая, такая хорошенькая!

Опять пришёл Мороз – Красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет: напекла блинов.

– Ступай, муж, вези хоронить свою дочь.

Старик поехал. А собачка под столом:

– Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

– Молчи, дура! На? блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

– Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била её, а собачка всё своё:

– Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжёлый, идёт падчерица – панья паньей сияет! Мачеха глянула – и руки врозь!

– Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей. Посади на то же поле, на то же место.

Повёз старик на то же поле, посадил на то же место. Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девицу поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз – Красный нос!

– Сгинь, пропади, проклятый Мороз.

Мороз рассердился, хватил её и убил.

– Старик, ступай мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни!

А собачка под столом:

– Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

– Не ври! На? пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!

Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо неё обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

• 1. Прочитай выразительно разговор Мороза с падчерицей. Чем она понравилась Морозу? Прочитай выразительно разговор Мороза с дочерью старухи. Почему он её заморозил?

2. «Как сыр в масле катается». Что означает это выражение? Скажи об этом иначе. Сравни:

«Каждый день слезами умывалась» – каждый день плакала. Различаются ли эти выражения по значению? Какое из них тебе встретилось в сказке? Почему это, а не другое? Как ты думаешь?

3. «Мачеха глянула – и руки врозь!» Перескажи этот эпизод. Когда он произошёл? Изобрази этот жест старухи. Что он выражает? Знаешь ли ты выражение «всплеснула руками»? Когда используют такой жест?

• 4. Найди в сказке слова-созвучия. Для чего они нужны в тексте?

• 5. Найди в сказке выражения, состоящие из двух близких по значению слов. Запомни их.

• 6. Докажи, что сказка «Морозко» – сказка волшебная: назови волшебные события, волшебных персонажей.

• 7. В сказке использован приём противопоставления. Что чему здесь противопоставлено? Какие персонажи и события?

• 8. На какие части можно разделить сказку? Как их озаглавить? Из заголовков составь план. Перескажи сказку по плану. При пересказе используй слова и выражения из сказки.

Нам даром, без труда ничего не достаётся, —
Неда­ром исстари посло­вица ведётся.

В одном доме жили две девочки: Руко­дель­ница да Лени­вица, а при них нянюшка. Руко­дель­ница была умная девочка, рано вста­вала, сама без нянюшки оде­ва­лась, а вставши с постели, за дело при­ни­ма­лась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кор­мила, а потом на коло­дезь за водой ходила. А Лени­вица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне зво­нят, а она ещё всё потя­ги­ва­ется: с боку на бок пере­ва­ли­ва­ется; уж разве наску­чит лежать, так ска­жет спро­со­нья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи баш­мачки»; а потом заго­во­рит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Вста­нет, попры­гает, да и сядет к окошку мух счи­тать, сколько при­ле­тело да сколько уле­тело. Как всех пере­счи­тает Лени­вица, так уж и не знает, за что при­няться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы поку­шать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух счи­тать – да и то надо­ело; сидит горе­мыч­ная и пла­чет да жалу­ется на всех, что ей скучно, как будто в том дру­гие виноваты.

Между тем Руко­дель­ница воро­тится, воду про­це­дит, в кув­шины нальёт; да ещё какая затей­ница: коли вода нечи­ста, так свер­нёт лист бумаги, нало­жит в неё уголь­ков да песку круп­ного насы­пет, вста­вит ту бумагу в кув­шин да нальёт в неё воды, а вода-то знай про­хо­дит сквозь песок да сквозь уго­лья и кап­лет в кув­шин чистая, словно хру­сталь­ная; а потом Руко­дель­ница при­мется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кро­ить да ещё руко­дель­ную песенку затя­нет; и не было нико­гда ей скучно, потому что и ску­чать-то было ей неко­гда: то за тем, то за дру­гим делом, тут, смот­ришь, и вечер, – день прошёл.

Одна­жды с Руко­дель­ни­цей беда при­клю­чи­лась: пошла она на коло­дезь за водой, опу­стила ведро на верёвке, а веревка-то и обо­рвись, упало ведро в коло­дезь. Как тут быть? Рас­пла­ка­лась бед­ная Руко­дель­ница да и пошла к нянюшке рас­ска­зы­вать про свою беду и несча­стье, а нянюшка Прас­ко­вья была такая стро­гая и сер­ди­тая, говорит:

– Сама беду сде­лала, сама и поправ­ляй. Сама ведёрко уто­пила, сама и доставай.

Нечего делать было; пошла бед­ная Руко­дель­ница опять к колодцу, ухва­ти­лась за верёвку и спу­сти­лась по ней к самому дну.

Только тут с ней чудо слу­чи­лось. Едва спу­сти­лась – смот­рит: перед ней печка, а в печке сидит пиро­жок, такой румя­ный, под­жа­ри­стый; сидит, погля­ды­вает да приговаривает:

– Я совсем готов, под­ру­мя­нился, саха­ром да изю­мом обжа­рился; кто меня из печки возь­мёт, тот со мной и пойдёт.

Руко­дель­ница, нимало не меш­кая, схва­тила лопатку, вынула пиро­жок и поло­жила его за пазуху.

Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золо­тые яблочки; яблочки листьями шеве­лят и про­меж себя говорят:

– Мы, яблочки, налив­ные, созре­лые, кор­нем дерева пита­лися, сту­дё­ной водой обмы­ва­лися; кто нас с дерева стря­сёт, тот нас себе и возьмёт.

Руко­дель­ница подо­шла к дереву, потрясла его за сучок, и золо­тые яблочки так и посы­па­лись к ней в передник.

Руко­дель­ница идет дальше. Смот­рит: перед ней сидит ста­рик Мороз Ива­но­вич, седой-седой; сидит он на ледя­ной лавочке да снеж­ные комочки ест; трях­нёт голо­вой – от волос иней сып­лется, духом дох­нёт – валит густой пар.

– А! – ска­зал он, – здо­рово, Руко­дель­ница; спа­сибо, что ты мне пиро­жок при­несла: дав­ным-давно уж я ничего горя­чень­кого не ел.

Тут он поса­дил Руко­дель­ницу возле себя, и они вме­сте пирож­ком позав­тра­кали, а золо­тыми яблоч­ками закусили.

– Знаю я, зачем ты при­шла, – гово­рил Мороз Ива­но­вич, – ты ведерко в мой сту­де­нец опу­стила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня про­служи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, – при­ба­вил Мороз Ива­но­вич, – мне, ста­рику, и отдох­нуть пора; поди-ка при­го­товь мне постель, да смотри взбей хоро­шенько перину.

Руко­дель­ница послу­ша­лась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ива­но­вича сде­лан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледя­ные, а по сте­нам убрано снеж­ными звёз­доч­ками; сол­нышко на них сияло, и всё в доме бле­стело как брил­ли­анты. На постели у Мороза Ива­но­вича вме­сто перины лежал снег пуши­стый; холодно, а делать было нечего. Руко­дель­ница при­ня­лась взби­вать снег, чтобы ста­рику было мягче спать, а меж тем у ней, бед­ной, руки око­сте­нели и паль­чики побе­лели, как у бед­ных людей, что зимой в про­руби бельё поло­щут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замер­зает, колом стоит, а делать нечего – рабо­тают бед­ные люди.

– Ничего, – ска­зал Мороз Ива­но­вич, – только сне­гом пальцы потри, так и отой­дут, не отз­но­бишь. Я ведь ста­рик доб­рый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

Тут он при­под­нял свою снеж­ную перину с оде­я­лом, и Руко­дель­ница уви­дела, что под пери­ною про­би­ва­ется зелё­ная травка. Руко­дель­нице стало жаль бед­ной травки.

– Вот ты гово­ришь, – ска­зала она, – что ты ста­рик доб­рый, а зачем ты зелё­ную травку под снеж­ной пери­ной дер­жишь, на свет Божий не выпускаешь?

– Не выпус­каю, потому что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Доб­рый мужи­чок её осе­нью посеял, она и взо­шла, и кабы вытя­ну­лась она, то зима бы её захва­тила и к лету травка бы не вызрела. Вот я, – про­дол­жал Мороз Ива­но­вич, – и при­крыл моло­дую зелень моею снеж­ною пери­ной, да еще сам при­лёг на неё, чтобы снег вет­ром не раз­несло, а вот при­дёт весна, снеж­ная перина рас­тает, травка зако­ло­сится, а там, смот­ришь, выгля­нет и зерно, а зерно мужик собе­рёт да на мель­ницу отве­зёт; мель­ник зерно сме­лет, и будет мука, а из муки ты, Руко­дель­ница, хлеб испечёшь.

– Ну, а скажи мне, Мороз Ива­но­вич, – ска­зала Руко­дель­ница, – зачем ты в колодце-то сидишь?

– Я затем в колодце сижу, что весна под­хо­дит, – ска­зал Мороз Ива­но­вич. – Мне жарко ста­но­вится; а ты зна­ешь, что и летом в колодце холодно бывает, от того и вода в колодце сту­дё­ная, хоть посреди самого жар­кого лета.

– А зачем ты, Мороз Ива­но­вич, – спро­сила Руко­дель­ница, – зимой по ули­цам ходишь да в окошки стучишься?

– А я затем в окошки сту­чусь, – отве­чал Мороз Ива­но­вич, – чтоб не забы­вали печей топить да трубы вовремя закры­вать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку исто­пить исто­пят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки про­го­рели, а оттого в гор­нице угарно бывает, голова у людей болит, в гла­зах зелено; даже и совсем уме­реть от угара можно. А затем ещё я в окошко сту­чусь, чтобы люди не забы­вали, что они в тёп­лой гор­нице сидят или наде­вают тёп­лую шубку, а что есть на свете нищень­кие, кото­рым зимою холодно, у кото­рых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко сту­чусь, чтобы люди нищень­ким помо­гать не забывали.

Тут доб­рый Мороз Ива­но­вич погла­дил Руко­дель­ницу по головке да и лёг почи­вать на свою снеж­ную постельку.

Руко­дель­ница меж тем всё в доме при­брала, пошла на кухню, куша­нье изго­то­вила, пла­тье у ста­рика почи­нила, бельё выштопала.

Ста­ри­чок проснулся; был всем очень дово­лен и побла­го­да­рил Руко­дель­ницу. Потом сели они обе­дать; стол был пре­крас­ный, и осо­бенно хорошо было моро­же­ное, кото­рое ста­рик сам изготовил.

Так про­жила Руко­дель­ница у Мороза Ива­но­вича целые три дня.

На тре­тий день Мороз Ива­но­вич ска­зал Рукодельнице:

– Спа­сибо тебе, умная ты девочка; хорошо ты ста­рика, меня, уте­шила, но я у тебя в долгу не оста­нусь. Ты зна­ешь: люди за руко­де­лье деньги полу­чают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всы­пал целую горсть сереб­ря­ных пятач­ков; да сверх того, вот тебе, на память, брил­ли­ан­тик – косы­ночку закалывать.

Руко­дель­ница побла­го­да­рила, при­ко­лола брил­ли­ан­тик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухва­ти­лась за верёвку и вышла на свет божий.

Только что она стала под­хо­дить к дому, как петух, кото­рого она все­гда кор­мила, уви­дел её, обра­до­вался, взле­тел на забор и закричал:

Куку­реку́ кукуреки́!
У Руко­дель­ницы в ведёрке пятаки!

Когда Руко­дель­ница при­шла домой и рас­ска­зала всё, что с ней было, нянюшка очень диво­ва­лась, а потом примолвила:

– Вот видишь ты, Лени­вица, что люди за руко­де­лье полу­чают. Поди-ка к ста­ричку да послужи ему, пора­бо­тай: в ком­нате у него при­би­рай, на кухне готовь, пла­тье чини да бельё што­пай, так и ты горсть пятач­ков зара­бо­та­ешь, а оно будет кстати: у нас к празд­нику денег мало.

Лени­вице очень не по вкусу было идти к ста­рику рабо­тать. Но пятачки ей полу­чить хоте­лось и брил­ли­ан­то­вую була­вочку тоже.

Вот, по при­меру Руко­дель­ницы, Лени­вица пошла к колодцу, схва­ти­лась за верёвку, да и бух прямо ко дну.

Смот­рит: и перед ней печка, а в печке сидит пиро­жок такой румя­ный, под­жа­ри­стый; сидит, погля­ды­вает да приговаривает:

– Я совсем готов, под­ру­мя­нился, саха­ром да изю­мом обжа­рился; кто меня возь­мёт, тот со мной и пойдёт!

А Лени­вица ему в ответ:

– Да, как же не так! Мне себя утом­лять, лопатку под­ни­мать да в печку тянуться; захо­чешь, сам выскочишь.

Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золо­тые яблочки; яблочки листьями шеве­лят да про­меж себя говорят:

– Мы, яблочки, налив­ные, созре­лые; кор­нем дерева пита­емся, сту­дё­ной росой обмы­ва­емся; кто нас с дерева стря­сёт, тот нас себе и возьмёт.

– Да, как бы не так! – отве­чала Лени­вица, – мне себя утом­лять, ручки поды­мать, за сучья тянуть, успею набрать, как сами попадают!

И про­шла Лени­вица мимо их. Вот дошла она до Мороза Ива­но­вича. Ста­рик по-преж­нему сидел на ледя­ной ска­ме­ечке да снеж­ные комочки покусывал.

– Что тебе надобно, девочка? – спро­сил он.

– При­шла я к тебе, – отве­чала Лени­вица, – послу­жить да за работу получить.

– Дельно ты ска­зала, девочка, – отве­чал ста­рик, – за работу деньга сле­дует; только посмот­рим – какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом куша­нье изго­товь, да пла­тье моё повы­чини, да бельё повыштопай.

Пошла Лени­вица, а доро­гой думает:

«Стану я себя утом­лять да пальцы зно­бить! Авось ста­рик не заме­тит и на невзби­той перине уснёт».

Ста­рик в самом деле не заме­тил или при­ки­нулся, что не заме­тил, лёг в постель и заснул, а Лени­вица пошла на кухню.

При­шла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а поду­мать, как гото­ви­лось куша­нье, это ей и в голову не при­хо­дило; да и лень было ей посмотреть.

Вот она огля­де­лась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и гор­чица, и квас, всё по порядку. Вот она думала, думала, кое-как зелень обчи­стила, мясо и рыбу раз­ре­зала, да чтоб боль­шого труда себе не давать, то, как всё было, мытое-немы­тое, так и поло­жила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и гор­чицу, и уксус да ещё квасу под­лила, а сама думает: «Зачем себя тру­дить, каж­дую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вме­сте будет».

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал свою сказку «Мороз Иванович»?

Писатель озаглавил своё произведения в честь одного из главных героев.

Добавив к имени «Мороз» отчество «Иванович».

Мне кажется так он хотел подчеркнуть значительность героя.

Придать ему статус самого главного персонажа в этой сказке.

Ведь именно от него зависела судьба остальных.

Он награждал и поучал.

Видимо, это и стало причиной такого решения автора.

2. Сравни главных героинь сказки. В этом тебе помогут вопросы.

а) Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница целый день работала-трудилась, а Ленивица — валялась в кровати, ела, пила да ленилась.

б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница уронила в колодец ведёрко, и её злая нянюшка заставила доставать его, а Ленивица специально прыгнула в колодец, чтобы получить богатые дары от Мороза Ивановича, как и Рукодельница.

в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Попав в волшебную страну Мороза Ивановича, Рукодельница всем помогала, выполняла даже самые трудные поручения, а Ленивица ничего не умела делать, да и не хотела никому помогать и работать.

В итоге Рукодельница получила богатые дары от Мороза Ивановича, а Ленивица вместо драгоценных камней и золота получила замороженный кусок ртути.

г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Да, Рукодельница и Ленивица очень разные девочки и их поведение полностью различается.

3. Какие подарки получили героини? Почему?

Работящая девочка, которую автор назвал Рукодельницей, постоянно занималась какой-то работой, не сидела без дела.

Ленивица же, наоборот, – не хотела вставать с кровати, любила лишь есть и пить.

Первая девочка оказалась у Мороза Ивановича из-за того, что пыталась достать ведёрко, которое ранее уронила в колодец.

Ленивица целенаправленно отправилась к Морозу Ивановичу, чтоб получить ценные дары.

Рукодельница всегда проявляла трудолюбие, бережность, учтивость, в том числе при встрече с печкой и яблоней.

А Ленивица была способна лишь на грубость.

Встреча с Морозом Ивановичем её не изменила, она продолжала лениться.

Поэтому поведения героинь значительно различались.

Трудолюбивая героиня за старательность, бережность и добродушие, была награждена драгоценными подарками, а Ленивица за свою невоспитанность – ртутью.

4. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

Да, их несколько: перина, пирожок, яблока.

Для Рукодельницы они стали помощниками, ведь она была воспитанной, добродушной, отзывчивой и трудолюбивой.

А вторая героиня не заслужила помощи из-за своего скверного характера.

5. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.

Рукодельница никогда не сидела без дела – была трудолюбивой.

Она ко всем проявляла заботу, была доброй и отзывчивой.

Ленивица выступает противоположностью.

Она была равнодушна ко всему и всем вокруг, проявляла грубость.

А также ей присуща невнимательность, самонадеянность и неблагодарность.

6. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

К трудолюбивой девочке писатель относится с теплом, любовью и уважением.

Ведь она заслужила это своей добротой и воспитанностью.

К её сестре у Владимира Фёдоровича противоположное отношение.

Он осуждает девочку за её скверный характер.

Он показывает читателям, что подобные черты не сулят ничего хорошего.

7. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку?

Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

«Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся».

Это значит, что достичь чего-то можно только трудом, честным способом.

Заполучить что-то даром не получится.

Наградой за безделье может быть только вещь бесполезная.

Так трудолюбивая героиня была награждена ценными дарами, а её ленивая сестра – ртутью.

Благодаря первым строкам, мы сразу понимаем, что речь будет идти о труде.

8. Как ты понимаешь выражения:

«Жить и служить — разница»;

Это выражение указывает на то, что жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определённых сил, навыков.

«Работа работе рознь»;

Это говорит о том, что работа бывает разной: лёгкой и трудной, быстровыполнимой и нет, хорошо проделанной и неправильно.

«Какова работа, такова и награда!»?

Суть третьего выражения: за хороший труд, правильно проделанную работу получают ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.

9. Каким обращением к детям заканчивается сказка?

Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?

«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…».

Правда: характеры девочек, их привычки. Ведь и в реальной жизни есть трудолюбивые и ленивые люди.

Неправда: приключения девочек в гостях Мороза Ивановича.

Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.

Наставление: обращения автора к читателям; суть сложившихся ситуаций – работящие получают высокие награды, а ленивые наоборот.

10. Сравни русскую народную сказку «Морозко» со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга?

Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Эти произведения очень сложи: сюжетом, типажами героев, наличием волшебства.

Разница в том, что «Морозко» — народное творение.

Эта сказка передавалась из поколения в поколение.

А «Мороз Иванович» написана одним автором – Одоевским.

Она содержит авторский стиль, имеет особую подачу, герои наделены более современными чертами.

Автор добавил мудрых выражений, чётко выделил вывод.

11. Раздели сказку на части, озаглавь их.

1. Жизнь двух сестёр

2. Утеряно ведёрко

3. В гостях у Мороза Ивановича

4. Ценные дары

5. Завистливая сестра

6. Похождения Ленивицы

7. Ртуть

Подсказка:

  • Читательский дневник «Мороз Иванович»
  • Читательский дневник «Морозко»
  • Краткая биография Владимира Одоевского для презентации

_______

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи кажный день слезами умывалась.

Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:

— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!

Морозко | Изображение - 1

Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.

Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Морозко | Изображение - 2

Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит.

Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:

— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

— Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая! Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.

А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.

Морозко | Изображение - 3

— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!

Собачка съела блин да опять:

— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!

Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:

— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!

Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!

Морозко | Изображение - 4

— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.

Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождал; рассердился, хватил ее и убил.

Морозко | Изображение - 5

— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:

— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!

— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут! Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!

Морозко | Изображение - 6

Иллюстрации Ивана Цыганкова.


Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 208 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 208
странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10.

литературное чтение 3 класс учебник Климанова (Школа России) - 1 часть страница 208

Учебник 1 часть — Страница 208.

Ответы 2021 года.

Номер 3.

Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть такие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.
Рукодельница достала пирожок, потрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, несмотря на то, что у неё сильно замёрзли руки. Это говорит о её доброй, отзывчивой, щедрой, работящей натуре. Рукодельнице несложно делать всё самой.
Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это говорит о том, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой. Ленивица не привыкла что-либо делать сама.

Номер 4.

Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она всё делала с лёгкостью, быстро. Она была заботливой, отзывчивой и доброй, помогала другим, уважительно относилась к старшим, была вежливой.
Ленивица была ленивой, ей не нравилось что-либо делать. Она была равнодушной и невнимательной, разговаривала грубо, отказывала в помощи. Ленивица была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого и доброго слова.

Номер 5.

Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Это можно понять по отношению к ней Мороза Ивановича. Он разговаривает с ней ласково, щедро благодарит за работу. Это является выражением личного отношения автора.
Автор не одобряет поведение Ленивицы. Морозу Ивановичу не нравится её лень и грубость. Ленивица получает от него только сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

Номер 6.

Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся. Эта пословица выражает главную мысль сказки.
То есть человек сам должен заслужить своё счастье честным трудом. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.
Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд, а Ленивица не получила ничего.

Номер 7.

Как ты понимаешь выражения:
«Жить и служить – разница»;
«Работа работе рознь»;
«Какова работа, такова и награда!»?

«Жить и служить – разница» – жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определенных сил, навыков.

«Работа работе рознь» – работу можно делать по-разному. Кто-то подходит к выполнению работы ответственно, а кто-то делает спустя рукава.

«Какова работа, такова и награда» – за хорошо сделанную работу всегда благодарят, за плохую – ругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

Номер 8.

Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?

«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье….».
Писатель предлагает нам самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.
Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.
Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.
Правда этой сказки в том, что в реальной жизни есть девочки с такими характерами (ленивые и трудолюбивые).
Неправда: существование волшебных предметов, сказочный персонаж Мороз Иванович.

Номер 9.

Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

В русской народной сказке «Морозко» и в сказке Одоевского «Мороз Иванович» похож сюжет, характеры героев. Эти сказки схожи наличием волшебных предметов и сказочного персонажа. Общее в этих сказках ещё и то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Но в русской народной сказке показывается польза вежливости и смирения, а в сказке Одоевского большое внимание уделяется такому качеству, как трудолюбие.
Сказка Одоевского содержит авторский стиль, он наделяет героев более современными чертами.

Номер 10.

Раздели сказку на части, озаглавь их. Запиши план в «Рабочую тетрадь». Сделай иллюстрации к каждой части сказки. Перескажи текст, используя свои рисунки.

1. Жизнь сестёр.
2. Упавшее ведро.
3. Рукодельница и Мороз Иванович.
4. Награда за труд.
5. Ленивица и Мороз Иванович.
6. Наказание за лень.
7. Обращение к читателям.

Рейтинг

👻 Вступайте в нашу группу вконтакте 👇

  • Морозко сказка тепло ли тебе девица тепло ли тебе красная
  • Мордовские народные сказки книга
  • Морозко сказка тема произведения
  • Мордовские народные сказки для детей
  • Морозко сказка смотреть бесплатно без рекламы в хорошем качестве цветном формате