Морозко. Русская народная сказка. Из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»
У матери были падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за всё её гладят по головке да приговаривают: «Умница!» А падчерица как ни угождает – ничем не угодит, всё не так, всё худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – да не скоро уймётся, всё будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:
– Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видели, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вези к родным в тёплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!
Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой – и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти. Осталась, бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит.
Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:
– Девушка, девушка, я Мороз – Красный нос!
– Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принёс по мою душу грешную.
Мороз хотел её заморозить; но полюбились ему её умные речи, жаль стало. Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.
Опять пришёл Мороз – Красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:
– Девушка, девушка, я Мороз – Красный нос!
– Добро пожаловать, Мороз; знать, Бог тебя принёс по мою душу грешную.
Мороз пришёл совсем не по душу, он принёс красной девице сундук, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундуке, такая весёленькая, такая хорошенькая!
Опять пришёл Мороз – Красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.
А мачеха по ней поминки справляет: напекла блинов.
– Ступай, муж, вези хоронить свою дочь.
Старик поехал. А собачка под столом:
– Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!
– Молчи, дура! На? блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой косточки привезут!
Собачка съела блин да опять:
– Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!
Старуха и блины давала, и била её, а собачка всё своё:
– Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!
Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжёлый, идёт падчерица – панья паньей сияет! Мачеха глянула – и руки врозь!
– Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей. Посади на то же поле, на то же место.
Повёз старик на то же поле, посадил на то же место. Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девицу поглядывает:
– Девушка, девушка, я Мороз – Красный нос!
– Сгинь, пропади, проклятый Мороз.
Мороз рассердился, хватил её и убил.
– Старик, ступай мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни!
А собачка под столом:
– Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!
– Не ври! На? пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут!
Растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо неё обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!
• 1. Прочитай выразительно разговор Мороза с падчерицей. Чем она понравилась Морозу? Прочитай выразительно разговор Мороза с дочерью старухи. Почему он её заморозил?
2. «Как сыр в масле катается». Что означает это выражение? Скажи об этом иначе. Сравни:
«Каждый день слезами умывалась» – каждый день плакала. Различаются ли эти выражения по значению? Какое из них тебе встретилось в сказке? Почему это, а не другое? Как ты думаешь?
3. «Мачеха глянула – и руки врозь!» Перескажи этот эпизод. Когда он произошёл? Изобрази этот жест старухи. Что он выражает? Знаешь ли ты выражение «всплеснула руками»? Когда используют такой жест?
• 4. Найди в сказке слова-созвучия. Для чего они нужны в тексте?
• 5. Найди в сказке выражения, состоящие из двух близких по значению слов. Запомни их.
• 6. Докажи, что сказка «Морозко» – сказка волшебная: назови волшебные события, волшебных персонажей.
• 7. В сказке использован приём противопоставления. Что чему здесь противопоставлено? Какие персонажи и события?
• 8. На какие части можно разделить сказку? Как их озаглавить? Из заголовков составь план. Перескажи сказку по плану. При пересказе используй слова и выражения из сказки.
Нам даром, без труда ничего не достаётся, —
Недаром исстари пословица ведётся.
В одном доме жили две девочки: Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка, рано вставала, сама без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодезь за водой ходила. А Ленивица между тем в постельке лежала; уж давно к обедне звонят, а она ещё всё потягивается: с боку на бок переваливается; уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки»; а потом заговорит: «Нянюшка, нет ли булочки?» Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать, сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку – да спать не хочется; ей бы покушать – да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать – да и то надоело; сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыпет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, тут, смотришь, и вечер, – день прошёл.
Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодезь за водой, опустила ведро на верёвке, а веревка-то и оборвись, упало ведро в колодезь. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье, а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:
– Сама беду сделала, сама и поправляй. Сама ведёрко утопила, сама и доставай.
Нечего делать было; пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну.
Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась – смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
– Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт.
Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.
Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:
– Мы, яблочки, наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студёной водой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.
Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.
Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт – валит густой пар.
– А! – сказал он, – здорово, Рукодельница; спасибо, что ты мне пирожок принесла: давным-давно уж я ничего горяченького не ел.
Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.
– Знаю я, зачем ты пришла, – говорил Мороз Иванович, – ты ведерко в мой студенец опустила; отдать тебе ведёрко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, – прибавил Мороз Иванович, – мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.
Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был изо льду: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут; и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего – работают бедные люди.
– Ничего, – сказал Мороз Иванович, – только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.
Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки.
– Вот ты говоришь, – сказала она, – что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?
– Не выпускаю, потому что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Добрый мужичок её осенью посеял, она и взошла, и кабы вытянулась она, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я, – продолжал Мороз Иванович, – и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно мужик соберёт да на мельницу отвезёт; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечёшь.
– Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, – сказала Рукодельница, – зачем ты в колодце-то сидишь?
– Я затем в колодце сижу, что весна подходит, – сказал Мороз Иванович. – Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, от того и вода в колодце студёная, хоть посреди самого жаркого лета.
– А зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?
– А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы люди не забывали, что они в тёплой горнице сидят или надевают тёплую шубку, а что есть на свете нищенькие, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы люди нищеньким помогать не забывали.
Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке да и лёг почивать на свою снежную постельку.
Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила, бельё выштопала.
Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; стол был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.
Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целые три дня.
На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:
– Спасибо тебе, умная ты девочка; хорошо ты старика, меня, утешила, но я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да сверх того, вот тебе, на память, бриллиантик – косыночку закалывать.
Рукодельница поблагодарила, приколола бриллиантик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий.
Только что она стала подходить к дому, как петух, которого она всегда кормила, увидел её, обрадовался, взлетел на забор и закричал:
Кукуреку́ кукуреки́!
У Рукодельницы в ведёрке пятаки!
Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всё, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:
– Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают. Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай: в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да бельё штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.
Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и бриллиантовую булавочку тоже.
Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку, да и бух прямо ко дну.
Смотрит: и перед ней печка, а в печке сидит пирожок такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:
– Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмёт, тот со мной и пойдёт!
А Ленивица ему в ответ:
– Да, как же не так! Мне себя утомлять, лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.
Идёт она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:
– Мы, яблочки, наливные, созрелые; корнем дерева питаемся, студёной росой обмываемся; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт.
– Да, как бы не так! – отвечала Ленивица, – мне себя утомлять, ручки подымать, за сучья тянуть, успею набрать, как сами попадают!
И прошла Ленивица мимо их. Вот дошла она до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки покусывал.
– Что тебе надобно, девочка? – спросил он.
– Пришла я к тебе, – отвечала Ленивица, – послужить да за работу получить.
– Дельно ты сказала, девочка, – отвечал старик, – за работу деньга следует; только посмотрим – какова ещё твоя работа будет. Поди-ка взбей мою перину, а потом кушанье изготовь, да платье моё повычини, да бельё повыштопай.
Пошла Ленивица, а дорогой думает:
«Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснёт».
Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лёг в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню.
Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило; да и лень было ей посмотреть.
Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас, всё по порядку. Вот она думала, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала, да чтоб большого труда себе не давать, то, как всё было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да ещё квасу подлила, а сама думает: «Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всё вместе будет».
1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал свою сказку «Мороз Иванович»?
Писатель озаглавил своё произведения в честь одного из главных героев.
Добавив к имени «Мороз» отчество «Иванович».
Мне кажется так он хотел подчеркнуть значительность героя.
Придать ему статус самого главного персонажа в этой сказке.
Ведь именно от него зависела судьба остальных.
Он награждал и поучал.
Видимо, это и стало причиной такого решения автора.
2. Сравни главных героинь сказки. В этом тебе помогут вопросы.
а) Как проводила свой день каждая из девочек?
Рукодельница целый день работала-трудилась, а Ленивица — валялась в кровати, ела, пила да ленилась.
б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?
Рукодельница уронила в колодец ведёрко, и её злая нянюшка заставила доставать его, а Ленивица специально прыгнула в колодец, чтобы получить богатые дары от Мороза Ивановича, как и Рукодельница.
в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?
Попав в волшебную страну Мороза Ивановича, Рукодельница всем помогала, выполняла даже самые трудные поручения, а Ленивица ничего не умела делать, да и не хотела никому помогать и работать.
В итоге Рукодельница получила богатые дары от Мороза Ивановича, а Ленивица вместо драгоценных камней и золота получила замороженный кусок ртути.
г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?
Да, Рукодельница и Ленивица очень разные девочки и их поведение полностью различается.
3. Какие подарки получили героини? Почему?
Работящая девочка, которую автор назвал Рукодельницей, постоянно занималась какой-то работой, не сидела без дела.
Ленивица же, наоборот, – не хотела вставать с кровати, любила лишь есть и пить.
Первая девочка оказалась у Мороза Ивановича из-за того, что пыталась достать ведёрко, которое ранее уронила в колодец.
Ленивица целенаправленно отправилась к Морозу Ивановичу, чтоб получить ценные дары.
Рукодельница всегда проявляла трудолюбие, бережность, учтивость, в том числе при встрече с печкой и яблоней.
А Ленивица была способна лишь на грубость.
Встреча с Морозом Ивановичем её не изменила, она продолжала лениться.
Поэтому поведения героинь значительно различались.
Трудолюбивая героиня за старательность, бережность и добродушие, была награждена драгоценными подарками, а Ленивица за свою невоспитанность – ртутью.
4. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?
Да, их несколько: перина, пирожок, яблока.
Для Рукодельницы они стали помощниками, ведь она была воспитанной, добродушной, отзывчивой и трудолюбивой.
А вторая героиня не заслужила помощи из-за своего скверного характера.
5. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.
Рукодельница никогда не сидела без дела – была трудолюбивой.
Она ко всем проявляла заботу, была доброй и отзывчивой.
Ленивица выступает противоположностью.
Она была равнодушна ко всему и всем вокруг, проявляла грубость.
А также ей присуща невнимательность, самонадеянность и неблагодарность.
6. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?
К трудолюбивой девочке писатель относится с теплом, любовью и уважением.
Ведь она заслужила это своей добротой и воспитанностью.
К её сестре у Владимира Фёдоровича противоположное отношение.
Он осуждает девочку за её скверный характер.
Он показывает читателям, что подобные черты не сулят ничего хорошего.
7. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку?
Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?
«Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся».
Это значит, что достичь чего-то можно только трудом, честным способом.
Заполучить что-то даром не получится.
Наградой за безделье может быть только вещь бесполезная.
Так трудолюбивая героиня была награждена ценными дарами, а её ленивая сестра – ртутью.
Благодаря первым строкам, мы сразу понимаем, что речь будет идти о труде.
8. Как ты понимаешь выражения:
«Жить и служить — разница»;
Это выражение указывает на то, что жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определённых сил, навыков.
«Работа работе рознь»;
Это говорит о том, что работа бывает разной: лёгкой и трудной, быстровыполнимой и нет, хорошо проделанной и неправильно.
«Какова работа, такова и награда!»?
Суть третьего выражения: за хороший труд, правильно проделанную работу получают ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.
9. Каким обращением к детям заканчивается сказка?
Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?
«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…».
Правда: характеры девочек, их привычки. Ведь и в реальной жизни есть трудолюбивые и ленивые люди.
Неправда: приключения девочек в гостях Мороза Ивановича.
Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.
Наставление: обращения автора к читателям; суть сложившихся ситуаций – работящие получают высокие награды, а ленивые наоборот.
10. Сравни русскую народную сказку «Морозко» со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга?
Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?
Эти произведения очень сложи: сюжетом, типажами героев, наличием волшебства.
Разница в том, что «Морозко» — народное творение.
Эта сказка передавалась из поколения в поколение.
А «Мороз Иванович» написана одним автором – Одоевским.
Она содержит авторский стиль, имеет особую подачу, герои наделены более современными чертами.
Автор добавил мудрых выражений, чётко выделил вывод.
11. Раздели сказку на части, озаглавь их.
1. Жизнь двух сестёр
2. Утеряно ведёрко
3. В гостях у Мороза Ивановича
4. Ценные дары
5. Завистливая сестра
6. Похождения Ленивицы
7. Ртуть
Подсказка:
- Читательский дневник «Мороз Иванович»
- Читательский дневник «Морозко»
- Краткая биография Владимира Одоевского для презентации
_______
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80.
УКМ «Перспектива»
1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.
Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:
- Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
- Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
- Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
- Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
- Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.
Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.
2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.
Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.
Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.
3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?
Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.
Морозко хотел испытать падчерицу.
4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.
Слова с ласкательными суффиксами:
Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.
5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.
Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.
6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?
Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника.
Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.
7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?
Этот герой — собака под столом.
Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.
Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.
8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.
Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.
Опорные слова для пересказа:
Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.
План пересказа сказки «Морозко»
- Жизнь с мачехой.
- Требование мачехи.
- Падчерица под елью.
- Разговор с Морозко.
- Старик находит дочь.
- Предсказание собаки.
- Возвращение падчерицы.
- Старухина дочь и Морозко.
- Второе предсказание собаки.
- Мертвая старухина дочь.
9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса
Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.
Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.
А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.
Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.
Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.
А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает.
Сжалился Морозко над девушкой.
А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.
А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.
Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.
Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.
Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.
Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.
Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.
Заголосила старуха, да только поздно.
10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.
Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.
Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.
Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.
Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.
У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает — ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле купалась, а у мачехи кажный день слезами умывалась.
Что делать? Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется, все будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать:
— Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплую хату, а во чисто поле на трескун-мороз!
Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел прикрыть попонкой — и то побоялся; повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти.
Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:
— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!
— Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.
Мороз хотел ее тукнуть и заморозить; но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит.
Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает:
— Девушка, девушка, я Мороз красный нос!
— Добро пожаловать. Мороз; знать, бог тебя принес по мою душу грешную.
Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундучке, такая веселенькая, такая хорошенькая! Опять пришел Мороз красный нос, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. Она его приветила, а он ей подарил платье, шитое и серебром и золотом. Надела она и стала какая красавица, какая нарядница! Сидит и песенки попевает.
А мачеха по ней поминки справляет; напекла блинов.
— Ступай, муж, вези хоронить свою дочь. Старик поехал. А собачка под столом:
— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!
— Молчи, дура! На блин, скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут!
Собачка съела блин да опять:
— Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!
Старуха и блины давала, и била ее, а собачка все свое:
— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!
Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица — панья паньей сияет! Мачеха глянула — и руки врозь!
— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на то же поле, на то же место.
Повез старик на то же поле, посадил на то же место. Пришел и Мороз красный нос, поглядел на свою гостью, попрыгал-поскакал, а хороших речей не дождал; рассердился, хватил ее и убил.
— Старик, ступай, мою дочь привези, лихих коней запряги, да саней не повали, да сундук не оброни! А собачка под столом:
— Тяв, тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!
— Не ври! На пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут! Растворились ворота, старуха выбежала встреть дочь, да вместо ее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно!
Иллюстрации Ивана Цыганкова.
Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 208 (Школа России)
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 208
странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10.
Учебник 1 часть — Страница 208.
Ответы 2021 года.
Номер 3.
Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?
В сказке есть такие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.
Рукодельница достала пирожок, потрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, несмотря на то, что у неё сильно замёрзли руки. Это говорит о её доброй, отзывчивой, щедрой, работящей натуре. Рукодельнице несложно делать всё самой.
Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это говорит о том, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой. Ленивица не привыкла что-либо делать сама.
Номер 4.
Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая, невнимательная, неблагодарная.
Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она всё делала с лёгкостью, быстро. Она была заботливой, отзывчивой и доброй, помогала другим, уважительно относилась к старшим, была вежливой.
Ленивица была ленивой, ей не нравилось что-либо делать. Она была равнодушной и невнимательной, разговаривала грубо, отказывала в помощи. Ленивица была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого и доброго слова.
Номер 5.
Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?
Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Это можно понять по отношению к ней Мороза Ивановича. Он разговаривает с ней ласково, щедро благодарит за работу. Это является выражением личного отношения автора.
Автор не одобряет поведение Ленивицы. Морозу Ивановичу не нравится её лень и грубость. Ленивица получает от него только сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.
Номер 6.
Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?
Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся. Эта пословица выражает главную мысль сказки.
То есть человек сам должен заслужить своё счастье честным трудом. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.
Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд, а Ленивица не получила ничего.
Номер 7.
Как ты понимаешь выражения:
«Жить и служить – разница»;
«Работа работе рознь»;
«Какова работа, такова и награда!»?
«Жить и служить – разница» – жизнь может быть беззаботной, не требующей усилий, а служба – дело ответственное и требует определенных сил, навыков.
«Работа работе рознь» – работу можно делать по-разному. Кто-то подходит к выполнению работы ответственно, а кто-то делает спустя рукава.
«Какова работа, такова и награда» – за хорошо сделанную работу всегда благодарят, за плохую – ругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.
Номер 8.
Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?
«А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье….».
Писатель предлагает нам самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.
Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.
Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.
Правда этой сказки в том, что в реальной жизни есть девочки с такими характерами (ленивые и трудолюбивые).
Неправда: существование волшебных предметов, сказочный персонаж Мороз Иванович.
Номер 9.
Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?
В русской народной сказке «Морозко» и в сказке Одоевского «Мороз Иванович» похож сюжет, характеры героев. Эти сказки схожи наличием волшебных предметов и сказочного персонажа. Общее в этих сказках ещё и то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Но в русской народной сказке показывается польза вежливости и смирения, а в сказке Одоевского большое внимание уделяется такому качеству, как трудолюбие.
Сказка Одоевского содержит авторский стиль, он наделяет героев более современными чертами.
Номер 10.
Раздели сказку на части, озаглавь их. Запиши план в «Рабочую тетрадь». Сделай иллюстрации к каждой части сказки. Перескажи текст, используя свои рисунки.
1. Жизнь сестёр.
2. Упавшее ведро.
3. Рукодельница и Мороз Иванович.
4. Награда за труд.
5. Ленивица и Мороз Иванович.
6. Наказание за лень.
7. Обращение к читателям.
Рейтинг
👻 Вступайте в нашу группу вконтакте 👇