Фильм «Марья-искусница»: актеры и судьба
- Михаил Кузнецов (1918–1986)
- Нинель Мышкова (1926–2003)
- Виктор Перевалов (1949–2010)
- Анатолий Кубацкий (1908–2001)
- Георгий Милляр (1903–1993)
- Вера Алтайская (1919–1978)
- Александр Хвыля (1905–1976)
Фильм «Марья-искусница» поставлен режиссером Александром Роу по сценарию Евгения Шварца в 1959 году. Над оригинальным проектом, в котором есть «подводные» кадры, работал первопроходец в области «спецэффектов» Владимир Никитченко, песни в кинофильме исполняли сами артисты, а цитатами из фильма-сказки пользуются и сейчас, в 2021 году.
Как сложилась творческая судьба исполнителей ключевых ролей тогда и в последние годы жизни – в материале 24СМИ.
Михаил Кузнецов (1918–1986)
Роль отставного солдата, который решил помочь Ванюше разыскать Водокрута в подводном царстве и отвоевать мать мальчика Марью-искусницу исполнил Михаил Кузнецов.
Значимой в карьере исполнителя стала роль Федора Басманова в 2-серийной киноленте «Иван Грозный», а любимым образом артиста оказался главный герой в проекте «Матрос Чижик». В фильмографии исполнителя более 50 киноработ, среди которых «Гиперболоид инженера Гарина» и сериал «Россия молодая», в которой Кузнецов сыграл воеводу Прозоровского.
Михаил Артемьевич скончался 23 августа 1986 года. Похоронен на Введенковском кладбище.
Нинель Мышкова (1926–2003)
Роль Марьи-искусницы сыграла Нинель Мышкова. Актриса дебютировала в 1947 году с фильма «За тех, кто в море». А позже в ее карьере появился проект «Садко», где она исполнила Ильмень-царевну.
К слову, в карьере Нинель Константиновны фильм «Марья-искусница» – это не единственный проект, где актрисе довелось играть красавицу. В карьере звезды роль Василисы в кинокартине «Илья Муромец» и Ольги Зотовой в проекте «Гадюка».
С конца 80-х у звезды обнаружили прогрессирующий рассеянный склероз. Нинель Константиновна скончалась 13 сентября 2003 года.
Виктор Перевалов (1949–2010)
Иванушку исполнил Виктор Перевалов. Актерский дебют в кино у юного исполнителя состоялся в 8 лет в короткометражке «Тамбу-Ламбу». Фильм «Марья-искусница» – это третья работа в кинематографе, после которой карьера звездного ребенка пошла в гору. Позже были такие кинокартины, как «Балтийское небо», «Республика ШКИД», «Старая, старая сказка».
После армии был период, когда артист играл молодых людей и подростков, а затем он пропадает с экранов и становится простым рабочим.
Появиться в кинематографе самому популярному ребенку-актеру удалось лишь в 2005 году в фильме «Граффити». Артист вернулся в профессию, но не надолго.
5 июля 2010 года Виктор Порфирьевич скончался от инфаркта на 62-м году жизни.
Анатолий Кубацкий (1908–2001)
Водокрута XIII сыграл Анатолий Кубацкий. В карьере исполнителя такие фильмы-сказки, как «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Чиполлино». В творческой судьбе актера более 50 киноработ, озвучивание мультфильмов и иностранных проектов.
После смерти супруги артист вел уединенный образ жизни, а затем переехал в Дом ветеранов. Скончался 29 декабря 2001 года.
Георгий Милляр (1903–1993)
В необычном для себя образе Квака появился Георгий Милляр. Тогда, чтобы выглядеть интересно в детской постановке, Георгий Францевич сбрил волосы и брови, а гримеры покрасили кожу зеленкой.
Имя актера тесно связано с образами Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. В творческой судьбе исполнителя так и не появилось серьезных ролей, зато остались запоминающиеся персонажи в фильмах «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Финист – Ясный сокол». Последние годы артист мало снимался, но не отказывался от работы над второстепенными героями.
Георгий Францевич скончался 4 июня 1993 года от пневмонии. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Вера Алтайская (1919–1978)
В роли Тетушки-Непогодушки появилась Вера Алтайская. Звезда дебютировала с героинь-красавиц, а позже перешла в амплуа злодеек. Как и ее коллеги по цеху, артистка часто появлялась в образах волшебных персонажей в сказках Роу.
Среди заметных работ исполнительницы можно также выделить «Снежную сказку», «Дом с мезонином», «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Последние годы жизни звезда страдала от онкологического заболевания. 28 декабря 1978 года Вера Владимировна скончалась.
Александр Хвыля (1905–1976)
Мудреца-молчальника сыграл Александр Хвыля. Творческая судьба актера оказалась связана со сказкой. Долгое время играл Деда Мороза на новогоднем празднике в Кремле. Фильм «Марья-искусница» позволил постановщику разглядеть в артисте сказочного персонажа. Позже исполнитель появится в таких сказках Роу, как «Морозко», «Золотые рога» и другие.
В фильмографии актера более 90 киноработ, среди которых «Бриллиантовая рука», «Братья Карамазовы», «Королева бензоколонки».
Александр Леопольдович скончался 17 октября 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
Автор:
27 февраля 2021 09:50
Что худсовету не нравилось в сценарии, чем красили Георгия Милляра и почему Виктор Перевалов весь фильм сдерживал слёзы.
Источник:
Режиссёр Александр Роу задумал снять сказочный фильм, где главным героем был бы русский солдат. В поисках сюжета он перечитал народные солдатские сказки, но так и не придумал, как адаптировать под детскую аудиторию эти истории, полные грубого юмора и порой очень пикантных событий. Тогда он начал искать литературные источники и нашёл пьесу Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», написанную ещё в 1946-м году для кукольного театра. Роу связался со Шварцем и попросил написать сценарий для фильма.
Источник:
У «Сказки о храбром солдате» была непростая судьба — почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо «мрачная, громоздкая и художественно неполноценная» и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название «Марья-искусница».
Источник:
Часть фильма снимали в павильонах киностудии им. Горького, а натурные съёмки проходили в Ялте. Там же снимали все подводные сцены — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.
Источник:
Александр Роу любил работать с проверенной командой и пригласил в фильм уже знакомых ему актёров. На роль солдата он утвердил Михаила Кузнецова, которого уже снимал в комедии «Драгоценный подарок», а роли царя Водокрута и придворного Квака получили Анатолий Кубацкий и Георгий Милляр, игравшие почти во всех фильмах Роу. Сергей Троицкий, который снимался в роли казначея, познакомился с режиссёром ещё на съёмках сказки «Кощей Бессмертный», а Александр Хвыля стал одним из любимых актёров Роу ещё после работы в фильме «Майская ночь, или Утопленница».
Источник:
Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови, а так же придумал своему герою манеру говорить с «приквакиванием», что сделало его ещё ярче.
Источник:
Новыми актёрами для Роу были Нинель Мышкова и десятилетний Виктор Перевалов, которому «Марья-искусница» открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране после детской короткометражки «Тамбу-Ламбу» и эпизода в киноповести «Город зажигает огни». Перед съёмками ему обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.
Источник:
Ссылки по теме:
Новости партнёров
реклама
Режиссёр Александр Роу считается главным советским сказочником, конкуренцию ему составить тут может разве что коллега Александр Птушко. Роу много лет мечтал поставить сказку о русском солдате, одном из самых популярных фольклорных героев.
Вдохновлялся Роу берлинским памятником Воину-освобoдителю, установленному в 1949 году в Трептов-парке. Монумент изображает солдата с ребёнком на руках, и именно таким видел своего героя Роу: сильным, отважным, но милосердным, не способным пройти мимо беды.
Памятник Воину-освобoдителю в Трептов-парке
Но с материалом был проблемы: в русском фольклоре сказок с персонажем-солдатом было много, но не все они годились для экранизации из-за краткости и отсутствия лиричности, а во многих был слишком простой, «солдатский» юмор. И как-то ему попалась на глаза пьеса Евгения Шварца с названием «Сказка о храбром солдате», написанная ещё в 1946-м году для кукольного театра.
Слева памятник Воину-освободителю в Трептов-парке, справа кадр из фильма «Марья-искусница»
Режиссёр попросил Шварца переработать её в сценарий, что тот и сделал. Правда, руководство киностудии имени Горького, где планировали снимать ленту, решило не акцентировать внимание на солдате, поэтому название изменили на «Марья-искусница» в честь главной героини.
У «Сказки о храбром солдате» вообще была непростая судьба — почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо «мрачная, громоздкая и художественно неполноценная» и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название «Марья-искусница».
«Марья искусница» (1959 год) стала первым фильмом- сказкой про солдата на советском киноэкране и вторым после мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год), причем образы солдата в них чем-то похожи, базируясь на стереотипном описании солдата в русских сказках Образ русского солдата в кино-сказках и мультфильмах
Солдат в русских народных сказках одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть побеждает
Слева солдат из фильма «Марья искусница» (1959 год), справа солдат из мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год)
В преддверии съёмок Александр Роу проб почти не проводил. Он часто работал с одними и теми же актёрами, так что на главные роли пригласил знакомых: Михаила Кузнецова (солдат), Анатолия Кубацкого (подводный царь Водокрут), Сергея Троицкого (казначей Алтын Алтыныч), Александра Хвылю (молчальник), Веру Алтайскую (тётушка Непогодушка).
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз костюма Водяного/Водокрута. Костюм водяного из темной шерсти, борода, шевелюра и лицо — зеленые, сапожки болотного оттенка. Справа Анатолий Кубацкий — Водокрут XIII, подводный царь
Всех эти исполнителей Роу хорошо знал по предыдущим совместным фильмам и почти все они появятся и в следующих сказках Роу.
Конечно же, получил роль и постоянный актёр Роу Георгий Милляр. Это был уникальный тандем, благодаря которому в советском кино появился фееричный ряд сказочных персонажей, сыгранных Милляром: пугающих, но комичных. В «Марье-искуснице» Георгий Милляр стал придворным подхалимом Кваком, выслужившимся в люди из простых лягушек.
Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута
Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови.
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Квака: зеленые штаны, мундир зеленый с золотыми эполетами; кулон в форме рака; эскиз головного убора и жилетки. Справа Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута
Большие ласты, в которых Георгию Милляру приходилось и бегать, и падать на колени, актёр выбрал сам, игнорируя рекомендации гримёров подобрать более удобную обувь. «Квакающие» реплики персонажа — тоже идея Милляра, ставшая неожиданностью для съёмочной группы. В ответ на похвалу в свой адрес актёр произносил с гордостью: «Ква-квалификация!»
Оказались на съёмочной площадке и два новых лица: Нинель Мышкова, ставшая Марьей-искусницей, и школьник Витя Перевалов, изобразивший её сына Ваню.
Для Нинель Мышковой сниматься в сказках было не впервой, она уже успела посотрудничать с Александром Птушко в «Садко» (1952) и «Илье Муромце» (1956), где она сыграла роли Ильмень-царевны и Василисы.
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Марфы/Марьи. Белая блуза с орнаментом на плечах, синий сарафан с золотой узорной отделкой, белый передник поверх сарафана с красным кантом по нижней линии (его потом из фильма убрали), на голове — платок из расшитой ткани. Яркие красные ботинки с узкими высокими мысками.Справа Нинель Мышкова — Марья-искусница
«Гордость каждой сказки — это безупречная главная героиня. Скромная невинная русская девушка практически всегда одета в голубой сарафан, возможно, отсылающий к голубой далматике Богородицы как символу чистоты. Это и Настенька из «Морозко», и Варвара-краса, и Марья-искусница. Иногда эти наряды перемежаются с одеяниями в красно-белой гамме, приближая героинь к русскому народному костюму».
Екатерина Шубная «Сарафан с позументами и сапоги-скороходы»
Вот и в этой сказке Марья -искусница одета в голубой наряд
Нинель Мышкова — Марья-искусница
Как и полагается замужней женщине (вдове), Марья (Нинель Мышкова) заплетает две косы, а после прячет волосы под кокошником и платком. Кстати, на актрисе оригинальный олонецкий кокошник, расшитый речным жемчугом и бисером начала XIX века.
Нинель Мышкова — Марья-искусница
Десятилетнему Виктору Перевалову «Марья-искусница» открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране. Перед съёмками Вите обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.
Виктор Перевалов — Иванушка
Съёмки проходили в Москве, где в павильонах киностудии им. Горького сняли сцены внутри помещений, и в Ялте, где отсняли натурные сцены. Там же, в Ялте, создавался и подводный мир, обитель Водокрута — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Таинственное озеро. Справа кадр из фильма
Галей Евгений Михайлович Эскизы декорации для комбинированных съемок. Марья-искусница в Подводном Царстве
Кадр из фильма. Комбинированные съемки
Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Тронный зал. В фильме тронный зал сделали более красным, украсив кораллами. Справа кадр из фильма. Подводное царство
Кадр из фильма. Тронный зал. Комбинированные съемки
Никита Кондратьев — подводный петух Красивец, главный хранитель взбесившегося рака. В Тронном зале
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. В дремучем лесу Справа кадр из фильма
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Поляна мухоморов. Справа кадр из фильма
Александр Роу, задумав «Марью-искусницу», обращался не только к юной аудитории, но и ко взрослым. В отличие от коллег-кинематографистов, считавших, что поскольку сказка подразумевает чудеса, то и сама атмосфера должна быть сказочной, ирреальной, Роу полагал, что подлинная душа сказки — в сочетании волшебного и реального, фантастического и действительного.
И именно поэтому на экране зрители видят настоящий лес и живых зверей, а диалоги персонажей построены как бытовые, обыденные, а не пафосно-надуманные.
Кстати, когда фильм только вышел, многие отметили отличную «игру» животных, а уж сегодня, когда зверей в кинолентах создают с помощью компьютерной графики, забавные белка, заяц, медведи смотрятся как нечто из ряда вон выходящее. Между тем, это потребовало огромной подготовки: заяц-барабанщик «учился играть» около четырёх месяцев, а на то, чтобы подготовить к съёмкам медвежат, ушло около трёх месяцев.
Кадр из фильма
«Марью-искусницу» зрители увидели весной 1960 года. Для Александра Роу сказка стало очередной вехой: аудитория приняла её с восторгом, критики назвали лучшей в фильмографии режиссёра. Но сам Роу на этом не остановился и продолжил создавать волшебные истории, подавляющее большинство которых сегодня входят в золотой фонд советского кино.
Режиссёр Александр Роу считается главным советским сказочником, конкуренцию ему составить тут может разве что коллега Александр Птушко. Роу много лет мечтал поставить сказку о русском солдате, одном из самых популярных фольклорных героев.
Вдохновлялся Роу берлинским памятником Воину-освобoдителю, установленному в 1949 году в Трептов-парке. Монумент изображает солдата с ребёнком на руках, и именно таким видел своего героя Роу: сильным, отважным, но милосердным, не способным пройти мимо беды.
Памятник Воину-освобoдителю в Трептов-парке
Но с материалом был проблемы: в русском фольклоре сказок с персонажем-солдатом было много, но не все они годились для экранизации из-за краткости и отсутствия лиричности, а во многих был слишком простой, «солдатский» юмор. И как-то ему попалась на глаза пьеса Евгения Шварца с названием «Сказка о храбром солдате», написанная ещё в 1946-м году для кукольного театра.
Слева памятник Воину-освободителю в Трептов-парке, справа кадр из фильма «Марья-искусница»
Режиссёр попросил Шварца переработать её в сценарий, что тот и сделал. Правда, руководство киностудии имени Горького, где планировали снимать ленту, решило не акцентировать внимание на солдате, поэтому название изменили на «Марья-искусница» в честь главной героини.
У «Сказки о храбром солдате» вообще была непростая судьба — почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо «мрачная, громоздкая и художественно неполноценная» и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название «Марья-искусница».
«Марья искусница» (1959 год) стала первым фильмом- сказкой про солдата на советском киноэкране и вторым после мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год), причем образы солдата в них чем-то похожи, базируясь на стереотипном описании солдата в русских сказках Образ русского солдата в кино-сказках и мультфильмах
Солдат в русских народных сказках одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть побеждает
Слева солдат из фильма «Марья искусница» (1959 год), справа солдат из мультфильма «Сказка о солдате» (1948 год)
В преддверии съёмок Александр Роу проб почти не проводил. Он часто работал с одними и теми же актёрами, так что на главные роли пригласил знакомых: Михаила Кузнецова (солдат), Анатолия Кубацкого (подводный царь Водокрут), Сергея Троицкого (казначей Алтын Алтыныч), Александра Хвылю (молчальник), Веру Алтайскую (тётушка Непогодушка).
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз костюма Водяного/Водокрута. Костюм водяного из темной шерсти, борода, шевелюра и лицо — зеленые, сапожки болотного оттенка. Справа Анатолий Кубацкий — Водокрут XIII, подводный царь
Всех эти исполнителей Роу хорошо знал по предыдущим совместным фильмам и почти все они появятся и в следующих сказках Роу.
Конечно же, получил роль и постоянный актёр Роу Георгий Милляр. Это был уникальный тандем, благодаря которому в советском кино появился фееричный ряд сказочных персонажей, сыгранных Милляром: пугающих, но комичных. В «Марье-искуснице» Георгий Милляр стал придворным подхалимом Кваком, выслужившимся в люди из простых лягушек.
Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута
Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови.
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Квака: зеленые штаны, мундир зеленый с золотыми эполетами; кулон в форме рака; эскиз головного убора и жилетки. Справа Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута
Большие ласты, в которых Георгию Милляру приходилось и бегать, и падать на колени, актёр выбрал сам, игнорируя рекомендации гримёров подобрать более удобную обувь. «Квакающие» реплики персонажа — тоже идея Милляра, ставшая неожиданностью для съёмочной группы. В ответ на похвалу в свой адрес актёр произносил с гордостью: «Ква-квалификация!»
Оказались на съёмочной площадке и два новых лица: Нинель Мышкова, ставшая Марьей-искусницей, и школьник Витя Перевалов, изобразивший её сына Ваню.
Для Нинель Мышковой сниматься в сказках было не впервой, она уже успела посотрудничать с Александром Птушко в «Садко» (1952) и «Илье Муромце» (1956), где она сыграла роли Ильмень-царевны и Василисы.
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Марфы/Марьи. Белая блуза с орнаментом на плечах, синий сарафан с золотой узорной отделкой, белый передник поверх сарафана с красным кантом по нижней линии (его потом из фильма убрали), на голове — платок из расшитой ткани. Яркие красные ботинки с узкими высокими мысками.Справа Нинель Мышкова — Марья-искусница
«Гордость каждой сказки — это безупречная главная героиня. Скромная невинная русская девушка практически всегда одета в голубой сарафан, возможно, отсылающий к голубой далматике Богородицы как символу чистоты. Это и Настенька из «Морозко», и Варвара-краса, и Марья-искусница. Иногда эти наряды перемежаются с одеяниями в красно-белой гамме, приближая героинь к русскому народному костюму».
Екатерина Шубная «Сарафан с позументами и сапоги-скороходы»
Вот и в этой сказке Марья -искусница одета в голубой наряд
Нинель Мышкова — Марья-искусница
Как и полагается замужней женщине (вдове), Марья (Нинель Мышкова) заплетает две косы, а после прячет волосы под кокошником и платком. Кстати, на актрисе оригинальный олонецкий кокошник, расшитый речным жемчугом и бисером начала XIX века.
Нинель Мышкова — Марья-искусница
Десятилетнему Виктору Перевалову «Марья-искусница» открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране. Перед съёмками Вите обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.
Виктор Перевалов — Иванушка
Съёмки проходили в Москве, где в павильонах киностудии им. Горького сняли сцены внутри помещений, и в Ялте, где отсняли натурные сцены. Там же, в Ялте, создавался и подводный мир, обитель Водокрута — стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Таинственное озеро. Справа кадр из фильма
Галей Евгений Михайлович Эскизы декорации для комбинированных съемок. Марья-искусница в Подводном Царстве
Кадр из фильма. Комбинированные съемки
Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Тронный зал. В фильме тронный зал сделали более красным, украсив кораллами. Справа кадр из фильма. Подводное царство
Кадр из фильма. Тронный зал. Комбинированные съемки
Никита Кондратьев — подводный петух Красивец, главный хранитель взбесившегося рака. В Тронном зале
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. В дремучем лесу Справа кадр из фильма
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Поляна мухоморов. Справа кадр из фильма
Александр Роу, задумав «Марью-искусницу», обращался не только к юной аудитории, но и ко взрослым. В отличие от коллег-кинематографистов, считавших, что поскольку сказка подразумевает чудеса, то и сама атмосфера должна быть сказочной, ирреальной, Роу полагал, что подлинная душа сказки — в сочетании волшебного и реального, фантастического и действительного.
И именно поэтому на экране зрители видят настоящий лес и живых зверей, а диалоги персонажей построены как бытовые, обыденные, а не пафосно-надуманные.
Кстати, когда фильм только вышел, многие отметили отличную «игру» животных, а уж сегодня, когда зверей в кинолентах создают с помощью компьютерной графики, забавные белка, заяц, медведи смотрятся как нечто из ряда вон выходящее. Между тем, это потребовало огромной подготовки: заяц-барабанщик «учился играть» около четырёх месяцев, а на то, чтобы подготовить к съёмкам медвежат, ушло около трёх месяцев.
Кадр из фильма
«Марью-искусницу» зрители увидели весной 1960 года. Для Александра Роу сказка стало очередной вехой: аудитория приняла её с восторгом, критики назвали лучшей в фильмографии режиссёра. Но сам Роу на этом не остановился и продолжил создавать волшебные истории, подавляющее большинство которых сегодня входят в золотой фонд советского кино.
Фильм «Марья-искусница» поставлен режиссером Александром Роу по сценарию Евгения Шварца в 1959 году. Над оригинальным проектом, в котором есть «подводные» кадры, работал первопроходец в области «спецэффектов» Владимир Никитченко, песни в кинофильме исполняли сами артисты, а цитатами из фильма-сказки пользуются и сейчас, в 2021 году.
Как сложилась творческая судьба исполнителей ключевых ролей тогда и в последние годы жизни – в материале Mukola.net.
Михаил Кузнецов (1918–1986)
Роль отставного солдата, который решил помочь Ванюше разыскать Водокрута в подводном царстве и отвоевать мать мальчика Марью-искусницу исполнил Михаил Кузнецов.
Значимой в карьере исполнителя стала роль Федора Басманова в 2-серийной киноленте «Иван Грозный», а любимым образом артиста оказался главный герой в проекте «Матрос Чижик». В фильмографии исполнителя более 50 киноработ, среди которых «Гиперболоид инженера Гарина» и сериал «Россия молодая», в которой Кузнецов сыграл воеводу Прозоровского.
Михаил Артемьевич скончался 23 августа 1986 года. Похоронен на Введенковском кладбище.
Нинель Мышкова (1926–2003)
Роль Марьи-искусницы сыграла Нинель Мышкова. Актриса дебютировала в 1947 году с фильма «За тех, кто в море». А позже в ее карьере появился проект «Садко», где она исполнила Ильмень-царевну.
К слову, в карьере Нинель Константиновны фильм «Марья-искусница» – это не единственный проект, где актрисе довелось играть красавицу. В карьере звезды роль Василисы в кинокартине «Илья Муромец» и Ольги Зотовой в проекте «Гадюка».
С конца 80-х у звезды обнаружили прогрессирующий рассеянный склероз. Нинель Константиновна скончалась 13 сентября 2003 года.
Виктор Перевалов (1949–2010)
Иванушку исполнил Виктор Перевалов. Актерский дебют в кино у юного исполнителя состоялся в 8 лет в короткометражке «Тамбу-Ламбу». Фильм «Марья-искусница» – это третья работа в кинематографе, после которой карьера звездного ребенка пошла в гору. Позже были такие кинокартины, как «Балтийское небо», «Республика ШКИД», «Старая, старая сказка».
После армии был период, когда артист играл молодых людей и подростков, а затем он пропадает с экранов и становится простым рабочим.
Появиться в кинематографе самому популярному ребенку-актеру удалось лишь в 2005 году в фильме «Граффити». Артист вернулся в профессию, но не надолго.
5 июля 2010 года Виктор Порфирьевич скончался от инфаркта на 62-м году жизни.
Анатолий Кубацкий (1908–2001)
Водокрута XIII сыграл Анатолий Кубацкий. В карьере исполнителя такие фильмы-сказки, как «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Чиполлино». В творческой судьбе актера более 50 киноработ, озвучивание мультфильмов и иностранных проектов.
После смерти супруги артист вел уединенный образ жизни, а затем переехал в Дом ветеранов. Скончался 29 декабря 2001 года.
Георгий Милляр (1903–1993)
В необычном для себя образе Квака появился Георгий Милляр. Тогда, чтобы выглядеть интересно в детской постановке, Георгий Францевич сбрил волосы и брови, а гримеры покрасили кожу зеленкой.
Имя актера тесно связано с образами Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. В творческой судьбе исполнителя так и не появилось серьезных ролей, зато остались запоминающиеся персонажи в фильмах «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Финист – Ясный сокол». Последние годы артист мало снимался, но не отказывался от работы над второстепенными героями.
Георгий Францевич скончался 4 июня 1993 года от пневмонии. Похоронен на Троекуровском кладбище.
Вера Алтайская (1919–1978)
В роли Тетушки-Непогодушки появилась Вера Алтайская. Звезда дебютировала с героинь-красавиц, а позже перешла в амплуа злодеек. Как и ее коллеги по цеху, артистка часто появлялась в образах волшебных персонажей в сказках Роу.
Среди заметных работ исполнительницы можно также выделить «Снежную сказку», «Дом с мезонином», «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Последние годы жизни звезда страдала от онкологического заболевания. 28 декабря 1978 года Вера Владимировна скончалась.
Александр Хвыля (1905–1976)
Мудреца-молчальника сыграл Александр Хвыля. Творческая судьба актера оказалась связана со сказкой. Долгое время играл Деда Мороза на новогоднем празднике в Кремле. Фильм «Марья-искусница» позволил постановщику разглядеть в артисте сказочного персонажа. Позже исполнитель появится в таких сказках Роу, как «Морозко», «Золотые рога» и другие.
В фильмографии актера более 90 киноработ, среди которых «Бриллиантовая рука», «Братья Карамазовы», «Королева бензоколонки».
Александр Леопольдович скончался 17 октября 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.