Московские ворота в Иркутске (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на Новый год в Россию
- Горящие туры в Россию
Московские ворота — относительно новая достопримечательность Иркутска, хотя и имеет под собой историческую основу — прототип стоял буквально в нескольких метрах от современного сооружения. В отличие от новодела, арка образца 1811 г. выполняла сразу несколько функций — выводила на тракт, ведущий в Европейскую часть России, служила в качестве заставы, станции спасения на водах (рядом протекает река Ангара), использовалась для торжественных приемов. Современные ворота, отстроенные заново к 350-летию Иркутска, выглядят так же, как и старые, и если не знать их сложную историю, можно было бы восхититься отличным состоянием и блестящей реставраторской работой.
История
Идея построить триумфальную арку в сибирском городе появилась в 1811 г. Тогда в стране праздновалось 10-летие со дня коронации Александра I. В итоге на берегу Ангары, прямо на въезде в Иркутск с Московского тракта были воздвигнуты одноименные ворота. В дальнейшем арка несколько десятилетий успешно выполняла роль заставы. В конце 19 века это стало неактуально, и в здании разместили архив. Правда, он не мог полноценно выполнять свои функции — ворота, стоявшие, как выяснилось, на очень слабом фундаменте, нуждались в срочной реконструкции, на которую, естественно, не было денег. В итоге городская дума Иркутска приняла жесткое решение — снести арку. Но возмущенная общественность выступила против — и ворота простояли до 1928 г. Тогда уже выбора не было — полуразрушенная Московская арка представляла собой жалкое зрелище. Так закончилась 115-летняя история уникального памятника.
В 2009 г. Московские ворота были восстановлены к 350-летию Иркутска. Причем возвести их удалось в кратчайшие сроки — всего за 3 месяца.
Что посмотреть
Современное здание, как и предшествующее, имеет высоту 19 м, ширину более 16 м и толщину примерно 7 м. Московские ворота построены в стиле ампир и разделены на 4 этажа. Стены украшены лепниной, и каждая ее деталь имеет собственное символическое значение — корона означает экономическую мощь города, жезл Меркурия — экономику, рог изобилия с плодами и цветами — скотоводство и земледелие, которыми успешно занимались местные жители, знамя и оружие — наличие в Иркутске крепкой власти.
В процессе восстановления ворот были учтены ошибки прошлого. Естественно, применялись современные, а не старинные технологии. Так как оригинальных чертежей почему-то не сохранилось, первоначальный облик Московских ворот восстанавливался по старым фотографиям и письменным описаниям их современников. Внутри опор находятся винтовые лестницы, которые связывают помещения, а на самом верху — смотровая площадка, с одной стороны которой открывается захватывающий вид на реку Ангару, а с другой — на Иркутск.
Практическая информация
Адрес: Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 8/1.
22 июля 2017
Арка, соединяющая прошлое и будущее, или зачем Иркутску триумфальные ворота
Московская триумфальная арка стала мостом, соединившим разные страницы истории Иркутска. И в 19 веке, и сейчас она воспринимается как символ Иркутска, который встречал всех путешественников, государственных деятелей, писателей, посетивших и посещающих столицу Восточной Сибири.
Традиция строить триумфальные ворота (арки) зародилась еще в древности и была связана с необходимостью увековечить какое-то грандиозное событие. В России первое подобное сооружение возведено в Москве в связи с успехом Азовского похода Петра Великого в 1696 году.
Особенностью провинциальных городов, к которым относился и Иркутск, являлось создание триумфальных арок в честь приезда высокопоставленных лиц, в первую очередь – представителей правящей фамилии. Ко всему, именно в Иркутске впервые в Восточной Сибири стали сооружать подобные строения, которых, начиная с 1789 года (первая иркутская арка по случаю приезда генерал-губернатора И.А. Пиля) и до настоящего времени было шесть.
Одна из самых известных достопримечательностей города – Московские триумфальные ворота. Несколько предложенных ниже фактов позволят представить их историю.
Причины создания
Официальная версия возведения триумфальных ворот изложена в одной из двух закладных железных досок, заложенных в основание пилонов арки. В ней говорится, что «сии градские ворота воздвигнуты… по случаю всерадостнейшего дня восшествия на высочайший престол Государя Императора Александра I, торжественно празднуемого 12 марта 1811 года…». К моменту открытия они должны были являть торжество национального духа в период Отечественной войны 1812 года. Но городской фольклор предлагал и иные версии.
Одна из легенд сообщала, что ворота строились в это время для праздничной встречи либо Александра I, либо Наполеона, исходя из принципа «кто победит в войне».
Другая история объясняла факт появления ворот долгожданным окончанием моровой язвы, уничтожающей в губернии крупный скот.
Закладка и открытие
По одним данным, закладка ворот произошла 9 июля 1811, по другим – 12 марта. Но однозначно 15 сентября 1813 года состоялся праздник по случаю открытия арки, когда сами Московские ворота были украшены иллюминацией, а на верхнем этаже, в так называемой чаепитной комнате, прошел прием в честь гражданского губернатора Николая Трескина и епископа Вениамина I.
Название
Современная улица Декабрьских событий называлась ранее Ланинской, а еще раньше – Московской. Она являлась главной въездной магистралью нашего города. И на пересечении улиц Московско-Ланинской и Нижней набережной Ангары при въезде (выезде) из Иркутска на Московский тракт, в сторону Европейской части России, и встали ворота, вполне естественно названные Московскими.
Создатели ворот
Ворота создавались в период правления сибирского генерал-губернатора И.Б. Пестеля и Иркутского губернатора Н.И. Трескина. На второй закладной доске сообщались фамилии деятелей городского самоуправления, среди которых: бургомистры Алексей Мясников, Иван Баженов; ратманы Гаврила Белоголовый, Александр Сибиряков, Александр Лычагов и другие лица. Непосредственно ворота возводились по проекту губернского архитектора Я.А. Кругликова.
Внешний вид ворот
Московские ворота удачно вписывались в комплекс береговой застройки города. Их было видно при подъезде к Иркутску издалека, так как представляли они собой четырёхъярусное здание высотой 19 метров при ширине 7,1 метра и длине почти 16,5 метров. Построены ворота были на основе русских традиций – из кирпича на растворе из куриных яиц. После – оштукатурены, окрашены в желто-оранжевый с белым (отделка) цвет. По фасаду располагалась символическая лепнина, а внутри – помещения различного значения.
Однозначно архитектурное направление арки определить сложно, так как в ней соединились ампир, ренессанс и романский стиль.
Предназначение строения
На каждом ярусе ворот и в ее колоннах располагались в разное время комнаты различного предназначения: приезжающих в город встречали специальные служители заставы, помещающиеся на первом уровне; этажом выше имелось помещение для караула; далее – наблюдательный пункт; самый верх – чаепитная комната (небольшой зал для церемоний встреч и проводов). Таким образом, арка выполняла несколько задач: выводила на тракт, ведущий в Европейскую часть страны, исполняла функции заставы, являлась станцией спасения на водах, использовалась для торжественных приемов. С 1880 года верхние этажи стали местом хранения документов губернского архива.
Разборка ворот
Содержание ворот требовало серьезных финансовых вложений, так как они постепенно ветшали из-за слабости фундамента, которая усугубилась несколькими подземными толчками 1912 года, накренившими сооружение в сторону Ангары. Несмотря на возмущения общественности, денег городские власти найти не могли, а приход большевиков окончательно разрешил ситуацию. В 1922 году было принято решение о сносе ворот, которое завершилось в 1925 году (по иным данным – в 1928).
Возрождение арки
В августе 2009 года, в честь 350-летнего юбилея города, в очередной раз встал вопрос о восстановлении памятника. Изначально было понятно, что сделать это на историческом месте не удастся, и современный аналог возводился в 20 метрах от своего прототипа. Руководил проектом восстановления и профинансировал его строительство Е.Г. Девочкин, передавший Московские ворота в дар Музею истории Иркутска.
14 сентября 2011 года ворота были торжественно открыты, причем на их создание ушло рекордно короткое время – 3 месяца. Нынешнее сооружение имеет практически исторические параметры, но возведено с использованием современных технологий. Его адрес: ул. Нижняя Набережная, 8/1.
Московские триумфальные ворота — трехэтажная триумфальная арка на берегу реки Ангары. Стояли в начале главной въездной улицы Иркутска — Ланинской. Снесены в 1925. Восстановлены в 2011.
Московские триумфальные ворота: история
О Московских триумфальных воротах написано достаточно много, и желающие могут обратиться к этой литературе[1]. Остановимся только на основных моментах их истории.
Улица Декабрьских событий – ранее улица Ланинская, а еще раньше Московская, сегодня начинается крайне неприглядно, и кто поверит, что это была главная въездная улица. Знаменитый Московский тракт подходил к городу, как раз напротив на левом берегу Ангары и путники воспользовавшись плашкоутной переправой прибывали в Иркутск. По заведенному порядку здесь на городской заставе приезжавшие предъявляли документы и проходили регистрацию, после чего могли проезжать дальше. Обычно на городских заставах имелись шлагбаум и помещение для караула. Так же было и в Иркутске с середины XVIII в. по начало XIX. В 1811 г. московский въезд было решено украсить воротами.
9 июля 1811 состоялась «торжественная закладка каменных триумфальных ворот на Московском тракте, закладку освящал преосвященный Вениамин при громе орудий». По другим данным это событие происходило 12 марта 1811 г.[2]. Через два года, 15 сентября 1813, строительство было окончено, и по этому случаю в городе состоялись торжества[3].
В 1920–е гг., когда производилась разборка ворот были извлечены две закладные доски. Из текста одной закладной доски мы узнаем об инициаторах строительства ворот: «Сии градские ворота воздвигнуты иждивением Магистратских членов Бургомистров: Алексея Мясникова и Ивана Баженова, Ратманов: Гаврилы Белоголового, Александра Сибирякова, Александра Лычагова, Михайлы Мягкоступова и иркутского купца Лаврентия Зубова. План прожектирован губернским архитектором коллежским асессором Кругликовым под руководством которого производили строение колежский асессор Канарский, губернский секретарь Третьяков и колежский регистратор Карпушенков». Фамилии многих из инициаторов известны иркутянам и сегодня, но можно предположить, что за всем этим проглядывается фигура еще одного человека – Иркутского губернатора Н.И.Трескина. Мог губернатор, да еще такой как Трескин, настоятельно «предложить» иркутским купцам построить ворота при въезде в город, отказать в просьбе, не опасаясь тяжелых последствий, было крайне сложно.
Из текста второй закладной доски мы узнаем в честь какого события были построены эти ворота. «Сии градские ворота воздвигнуты в 1811 г. Магистратскими членами, по случаю всерадостнейшего дня восшествия на высочайший престол Государя Императора Александра I–го торжественно празднуемого 12–го марта в ознаменование всеобщего верноподданнического благоговения и признательности к благополучному царствованию. В управление Сибирского генерал–губернатора Пестеля и Иркутского губернатора Трескина»[4]. Находившийся в столице И.Б.Пестель, посетивший управляемую им территорию всего лишь раз, мог и не знать о сооружении этих ворот, хотя, как мы считаем Трескин должен был сообщить генерал–губернатору о таком акте выражения всеподданейших чувств, тем самым лишний раз заявив о себе.
Посетивший Иркутск в 1824 г. А.И.Мартос оставил одно из первых описаний этого сооружения. «Триумфальные ворота, на Московском въезде находящиеся, имеют вышины с лишком 8 саженей, четыре полукруглые колонны поддерживают аттик. Арка довольно правильна, но вообще вся масса слишком далека от пышного наименования (триумфальных ворот), и трудно разрешить к какому ордену принадлежат базы, капители колонн, карнизы и все то, что наклеено в архитраве»[5]. Мнение А.И.Мартоса об иркутском сооружении, как видим, было достаточно критичное. Постройка носила большой налет провинциализма, но, тем не менее, была достаточно привлекательна в композиционном плане. Интересно отметить, что через сто лет ворота, несмотря на достаточно разрушенное состояние, произвели совсем иное впечатление на архитектора–профессионала Г.Б.Бархина, внимательно осматривавшего их. Г.Б.Бархин писал: «Московские ворота, представляющие несомненный художественный интерес по своему замыслу, по той архитектурной идее, которая была заложена составителем проекта этих ворот, великолепные по своему внешнему очерку, по массам, по основным пропорциям, поражают, вместе с тем, уродливостью деталей»[6].
Московские ворота представляли внушительное сооружение. Они имели четыре каменных яруса, высота их достигала 19 метров при ширине 7,1 и длине 16,3. Ширина проезда между пилонами составляла 5,4, а высота до центра сводчатого верха – 10,9 метра[7]. Сложены они были из кирпича на растворе и снаружи оштукатурены. Крыша – из листового железа. Все сооружение первоначально было окрашено в желтый цвет, а детали отделки – в белый. Выглядели ворота следующим образом. Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы, включавший два фронтона. По бокам пилонов поднимались восьмиметровые полуколонны. В отделке фасадов были использованы разнообразные лепные украшения. На нижнем фронтоне помещались два рога изобилия. Картинно изогнувшись, они рассыпали по всему полю цветы и плоды. В метопах фриза попеременно располагались то голова быка, увенчанная венком, то поставленный на бок готический щит, в поле которого помещались и жезл Меркурия, и зубчатый верх крепостной стены, знамя, алебарда и другое оружие. В нишах, обведенных рамками, была вписана дата: «12 марта 1811 года» (день восшествия на престол Государя Императора Александра I–го). Лепные рельефы имели свой определенный смысл. Вот как их «прочитывали» в прошлом: «…переведенный на слова символический язык характерных для того времени эмблем гласит о мощи города (стенная корона), основанной на торговле (жезл Меркурия) продуктами культуры страны (символы земледелия и скотоводства: цветы, плоды, голова быка) и обеспеченной надлежащею властью (оружие и знамя). Таким образом, эти барельефы являются не пустым украшением, но выражением того высокого сочувствия и самосознания тогдашних граждан, о котором в свою очередь уже сами по себе свидетельствуют тяжелые грандиозные формы самих ворот»[8]. В каждом из пилонов и на каждом ярусе располагались помещения для перевозчиков и караула. В завершающем объеме был даже устроен небольшой зал для церемоний встреч и проводов. Все помещения соединялись внутренними лестницами; в зал вели два лестничных всхода. Зимой комнаты отапливались. Для их освещения с трех сторон были прорезаны окна: на первом ярусе маленькие квадратные (метр на метр), на втором и третьем – прямоугольные (метр на два), зал освещался двумя полуциркульными окнами.
Функциональное назначение, проверка и регистрация всех приезжающих, Московские ворота начали утрачивать со второй половины XIX в., когда стал отмирать обычай проверки и регистрации документов у городских застав. В верхнем этаже помещения с 1880 г. разместили губернский архив, который находился в воротах до 1910 г.
Московские ворота на протяжении всего своего существования были неразрывно связаны с историей Иркутска. Под их аркой проезжали практически все путешественники, писатели, ученые, общественные деятели, дипломаты посетившие Иркутск с 1813 г. по конец XIX в. Около них встречали и провожали всех генерал–губернаторов начиная со М.М. Сперанского. В конце августа 1826 г. иркутяне встречали здесь первую партию декабристов.
К воротам привыкли, для многих приезжавших в город или следующих через него, Московские ворота стали чем–то вроде символа города. Но большой заботы об этом сооружении городское общественное управление, чьей собственностью были ворота, не проявляло. Нельзя сказать, что они совсем не ремонтировались. Ремонты были, но они в большей степени носили эпизодический косметический характер.
В начале XX века, когда встал вопрос о разборе ворот из–за плохого технического состояния, на их защиту встала общественность. Современники отмечали достоинства памятника. Приведем выдержку из письма П.В.Щусева (брата известного архитектора) к Почетному члену Императорской академии художеств, академику графу П.Ю.Сюзору: «…достаточно беглого взгляда на прилагаемую при сем фотографию, чтобы убедиться в художественно–архитектурном значении ворот, прекрасная композиция которых обличает сильного архитектора александровской эпохи. Пусть – грубы, провинциальны детали, однако же красота пропорций, сильная (empire) оранжевая с белым окраска, чрезвычайно удачный выбор расположения ворот на берегу Ангары с открывающимся из–под арки видом на Московский тракт и заречную сторону – делают эти ворота лучшим украшением Иркутска, который стильной архитектурой, вообще говоря, весьма и весьма не богат…»[9].
Изучение памятника по панорамным видам Иркутска XIX – XX вв. показывает, что объемно–пространственная композиция Московских ворот отличалась хорошими пропорциями, удачной постановкой в береговой застройке. Сооружение выразительно «читалось» при подъезде к Иркутску со стороны Московского тракта. Силуэт Московских ворот был виден уже издалека. Важная градостроительная функция Московских ворот не вызывает сомнений. Они стали неотъемлемой частью панорамы города и долгие годы служили его своеобразным символом, как бы приняв эстафету у острожных строений[10].
Императорская Археологическая комиссия еще в 1911 г., высказалась за сохранение ворот, считая их редким и ценным для сибирской архитектуры. Представляли они ценность и как исторический памятник города. Ворота фиксировали местоположение главного городского въезда, существовавшего в течение почти ста лет.
В газете «Власть труда» в июле 1925 г. отмечалось, что отдел местного хозяйства приступил к разборке Московских ворот. Вопрос был согласован с научным музеем. Музей согласился на разборку с условием сохранения некоторых архитектурных украшений.
С 22 июля начались работы по фотосъемке, обмеру и составлению документации по памятнику. Была произведена фотосъемка (сделано 4 снимка), зарисовка, обмер. Все это было передано научному музею[11]. 17 июля Отдел местного хозяйства приступил к разбору Московских ворот.
12 августа ворота частично были разобраны, а окончательно все работы предполагается завершить в два месяца.
Готовясь к 300–летнему юбилею присвоения Иркутску статуса города в 1984 г., Иркутский горисполком принял решение о восстановлении Московских триумфальных ворот. Архитектором А.П.Бельским был разработан проект воссоздания памятника. Но дальше продвинуться не удалось. Исходным материалом для воссоздания ворот с точнейшим сохранением их архитектурных форм и окраски могут служить сохранившиеся материалы архивов, многочисленные фотографии, а также произведения иркутских художников Б.Лебединского, Н.Лодейщикова, Н.Добровольского, писавших ворота с натуры.
Воссоздать ворота удалось только в следующий юбилей, в 2011 г., когда Иркутск праздновал 350 лет со дня своего основания. Город вновь обрел один из своих символов.
Примечания
[1] Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып.1. Иркутск, 1913; Иркутск. Московские ворота //Известия Императорской археологической комиссии. Вып.50. Спб, 1913; Полунина Н.М. Иркутские триумфальные //Иркутск: из прошлого в будущее. Иркутск, 1989; Душкин Ю.С. Ворота города //Восточно–Сибирская правда. 1984. 24 марта; Гаращенко А.Н. Несостоявшийся триумф //Земля Иркутская, 1999.–№11.–С.41–45.
[2] Иркутская летопись (Летописи П.И. Пежемского и В.А. Кротова). Иркутск, 1911.–С.211, 410.
[3] Там же, С.213.
[4] Лебединский Б.И. Московские ворота города Иркутска /Краткое историческое описание с автографией по камню. Иркутск, 1929.
[5] Мартос А. Письма о Восточной Сибири. М., 1827. – С.155–156.
[6] Бархин Г. По вопросу о реставрации Московских ворот // Труды Иркутской ученой архивной комиссии. Вып.1. – Иркутск, 1913. – С.159.
[7] Полунина Н.М. Иркутские триумфальные //Иркутск: из прошлого в будущее. Иркутск, 1989.–С.41.
[8] Г.Ю.Ф. – З. Московские триумфальные ворота //Иркутская жизнь. – 1916. – 22 мая (№ 131). – С.3.
[9] ГАИО, ф.70, оп.3, д.4320, л.5–5об.
[10] Полунина Н.М. Иркутские триумфальные //Иркутск: из прошлого в будущее. Иркутск, 1989.–С.49–50
[11] Власть труда. – 1925, №161.– С.5; №165. – С.5
Литература
- Гаращенко А., С. Медведев, А. Чертилов. План–панорама Иркутска. – Иркутск, 2002.
- Гаращенко А. Несостоявшийся триумф // Земля Иркутская. – 1999. – № 11.
- Гаращенко А. Московские триумфальные ворота в Иркутске. // Москва. – 2001. – № 9. – С. 113–119.
- Лебединский Б.И. Московские ворота. – Иркутск, 1929.
-
July 25 2013, 18:00
- Россия
- Cancel
Московские ворота (Иркутск)
Московские Триумфальные ворота — триумфальная арка, сочетающая в себе стили ампира, ренессанса и романского; была сооружена в 1813 году в Иркутске в честь десятилетия восшествия на престол Александра I. Ворота располагались на пересечении улиц Московско-Ланинской и Нижней набережной Ангары при выезде из Иркутска в сторону Европейской части России — на Московский тракт. Отсюда и было получено название Московские.
«Московские ворота» представляли собой четырёхъярусное здание высотой 19 метров и шириной почти 16,5 метров. В помещениях ворот находилисьсмотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. После реконструкции арки в 1890 году, в «Московских воротах» разместился архив. К 1928 году «Московские ворота» вконец обветшали и арку разобрали. Таким образом, памятник простоял 115 лет.
В августе 2009 года было решено восстановить «Московские ворота» к 350-летию Иркутска. Московские ворота были воссозданы в рекордно короткие сроки — всего за три месяца. 14 сентября 2011 года(спустя 200 лет после закладки первой постройки) Московские ворота были открыты.
Картина Николая Добровольского «Переправа через Ангару»(1886). Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Отдел Сибирского искусства.
Интересные факты:
— Московские ворота в Иркутске — первая из трёх Московских Триумфальных арок, построенных в России.
— После сноса Амурских ворот, Московские ворота оставались единственной триумфальной аркой в России за Уралом.
— Перед сносом Московских ворот была сделана глобальная работа по фотографированию и научной фиксации памятника, но до сих пор остаётся загадкой — куда делись документы, закладные доски и прочие фрагменты арки.
— Наряду с восстановлением Московских ворот, планируется создать музей истории этой триумфальной арки.
— В 2011 году при проведении работ на теплотрассе был обнаружен фундамент снесенных триумфальных ворот.
Оригинал взят у baikalsky в Московские ворота (Иркутск)
Здравствуйте, друзья! Сегодня речь пойдёт о замечательном архитектурном творении – Московских воротах в Иркутске. Когда я приезжаю в новый город, обращаю внимание на красивые здания, памятники. Сейчас редко можно увидеть что-то выдающееся из новодела. Архитектурный элемент, о котором я вам расскажу, был возведён более 200 лет назад!
Когда великие полководцы древнего Рима одерживали свои славные победы, для их встречи ставились триумфальные арки. С тех времен зародилась традиция возводить такие сооружения. Арка “Московские ворота”, которая является визитной карточкой г. Иркутска, стала данью этой традиции.
Я расскажу, когда была построена первая арка в Иркутске, сколько было всего построено триумфальных арок в городе, для чего, или вернее сказать, в связи с чем была построена первая Триумфальная арка, как начиналось ее строительство, сколько было всего построено триумфальных арок в Иркутске.
Все про Московские ворота в Иркутске
В Европе триумфальные арки стали возводить не только в честь побед полководцев, но и по поводу других знаменательных событий.
В России триумфальные арки появились при царе Петре I. Первая такая арка – Триумфальные врата, была установлена в Москве в честь победы в Азовском походе, в 1696 году.
В Российских городах большим событием всегда был приезд высокопоставленных особ. Их визиты отмечались возведением триумфальных арок. В Сибири Иркутск первым начал ставить у себя такие монументы.
Тому, кто посетит город Иркутск, не составит большого труда посмотреть Триумфальную арку Московские ворота, а я, в свою очередь, расскажу, как добраться и на каком транспорте. Триумфальная арка возвышается на берегу Ангары недалеко от памятника основателю Иркутска Якову Похабову.
Найти Триумфальную арку Московские ворота можно по адресу: ул. Нижняя Набережная, 1811, Иркутск. От ТЦ “Фортуна” надо пройти пешком по ул. Рабочей и дальше вдоль Нижней Набережной, а до ТЦ ходят автобусы № 3, 8, 9, 13, 15, 27, 31 и 32.
Если вы едете из другого микрорайона, то надо ехать до остановки “Сквер Кирова”, а там пешком до набережной, и вы увидите в пятистах метрах Триумфальную Арку Московские ворота.
История Московских ворот
В дореволюционные времена на дороге, при въезде в город и выезде, обязательно ставили сторожевой пост, в обязанности которого входило собирать подорожные налоги, проверять грузы, регистрировать и наблюдать за проезжающими. Этот пост и назывался заставой.
В Иркутске такая застава называлась Московской, сейчас это начало улицы Декабрьских Событий, прежнее название улицы Московской, а впоследствии Ланинской. В 1813 году была построена триумфальная арка, которую назвали “Московские ворота”, потому что через Ангару в этом месте была переправа, и она вела прямо к Московскому тракту.
Иркутск был, наверное, единственным городом в Сибири, где построили триумфальную арку, которая стала историческим символом города, а впоследствии и его визитной карточкой. Через эту арку в Иркутск проследовало много известных людей, в числе которых А. П.Чехов, Н. Г. Чернышевский.
Строительство арки
В марте 1811 года исполнилось 10 лет, как Александр I взошел на престол и стал российским императором. Чтобы ознаменовать это событие, было принято решение о возведении Триумфальной арки на берегу Ангары, (где напротив на левом берегу подходит Московский тракт). Строительство арки было окончено в 1813 году, об этом было известно из закладных досок в фундаменте сооружения.
При строительстве значимых сооружений часто в фундамент закладывают памятные детали: например, записки о том кто строил, проектировал это сооружение, или в честь какого события это сооружение построено.
В фундамент Триумфальной арки были заложены памятные доски с данными о высоте (около 19-ти метров), о длине и ширине (16,3 х 7,1 м), о ширине проезда (5,4 м) и высоте свода проезда (около 11 метров).
Здание было построено из кирпича на растворе. В раствор для большей крепости в то время добавляли куриные яйца. Стены были оштукатурены и окрашены в светло-оранжевый цвет с отделкой белым. Фасады были украшены лепниной, по бокам пилонов установлены полуколонны.
Здание триумфальной арки строили не только для красоты, оно имело еще и практическое значение: на первом этаже размещались служители заставы, которые встречали приезжающих в Иркутск.
На втором этаже были помещения для караула, служба спасения на воде, а еще выше – наблюдательный пункт. На самом верху был зал для торжественных приемов. А впоследствии после реставрации 1880 года, там был расположен архив.
Московские ворота были украшены красивой лепниной, каждая деталь имела свое значение: например, в городе набирали силу купцы и промышленники – детали на лепнине свидетельствовали об их силе, жители занимались скотоводством и земледелием – рог изобилия был символом этого занятия.
Знамя и оружие на лепнине говорило о крепкой власти в губернии.
Но время не щадит даже камень, и в 1895 году памятнику нужна была основательная реконструкция. Денег, как всегда, на такие дела, естественно, не нашли, и в мае 1911 года городская дума приняла решение разобрать ворота. Этому воспротивилась городская общественность и жители города.
С каждым годом сроки реставрации отодвигались, а памятник разрушался.
Во время небольших подземных толчков (1912 года) сооружение наклонилось в сторону Ангары, и в любой момент оно могло рухнуть. На реставрацию денег не нашлось, и в 1928 году исторический памятник был разобран. Таким образом, он простоял 115 лет!
Но справедливости ради надо сказать, что Триумфальная арка Московские ворота в Иркутске была построена не одна, поэтому я немного расскажу об остальных арках, возведенных в разные годы в городе.
Другие арки города
В 1789 году в Иркутск был назначен генерал-губернатором Иван Алферьевич Пиль, куда он и прибыл со всем своим семейством. Специально для встречи генерал-губернатора и его семьи, была построена первая триумфальная арка, о которой почти ничего не известно.
В 1858 году были поставлены Амурские ворота для встречи графа Н. Н. Муравьева, генерал-губернатора Восточной Сибири (впоследствии Муравьев-Амурский), благодаря действиям которого и был заключен Айгунский договор о государственных границах между Китаем и Россией.
Умный и дальновидный политик Муравьев был на посту губернатора Восточной Сибири с 1847 по 1861 года. Только благодаря действиям Муравьева и его сподвижников была присоединена территория Дальнего Востока. Более 130 судов с переселенцами, со всем скарбом, лошадьми и прочим скотом, воинскими командами. Муравьев лично провел сплав.
Арка была построена из дерева, и после празднеств ее должны были разобрать, но она так хорошо вписались в ландшафт, что решили ее сохранить. Через сорок лет ворота капитально отремонтировали и снесли их в 1920 году по причине полной негодности. Простояли Амурские ворота 60 лет!
1891 год в Иркутске был ознаменован посещением цесаревича Н. А. Романова, который, совершая кругосветное путешествие и следуя через Сибирь, заехал в Иркутск. Для встречи столь высокого гостя была построена из красного кирпича триумфальная арка, названная Царской.
Фигурные столбы арки держали граненый островерхий шатер, на котором был установлен Российский герб — двуглавый орел. Расположили ее на Тихвинской площади так, чтобы, с одной стороны, длинная лестница спускалась к пароходной пристани на берегу Ангары, с другой стороны, был деревянный помост к Казанскому кафедральному собору.
5 января 1920 года Иркутск был освобожден повстанцами от войск Колчака. Иркутск встречал победителей необычной триумфальной аркой, которая была построена из ледяных блоков, выпиленных из Ангары и украшенных ветками сосны и кедра. Через эту арку прошли части 5-ой армии, в честь которых сейчас названа улица.
Заключение
Первая Триумфальная арка, которая была сооружена для встречи генерал-губернатора, была разобрана, т.к. сооружение было временное. Московские ворота снесли в 1928 году, т.к. не было средств на их содержание.
Амурские ворота снесли по причине естественного разрушения. Царские ворота снесли, видимо, потому что были царские. А ледяная арка растаяла сама.
Но как же городу без своей визитной карточки? В 2009 году было принято решение восстановить Московские ворота в Иркутске к 350-летию города. В 2011 г. за три месяца (срок поистине рекордный) к 14-ому сентября Московские ворота были открыты! Дай Бог, чтобы они простояли долгие, долгие годы!
В Иркутске есть еще много исторических мест и зданий! Я постараюсь постепенно рассказать о них. Если вам понравился мой рассказ, поделитесь им в соцсетях, пишите комментарии, подписывайтесь на мой блог!
С вами была Елена Кашина.
Прочитано
1 938
Триумфальная арка | |
Московские Триумфальные ворота |
|
|
|
Страна | Россия |
Город | Иркутск, Нижняя набережная |
Тип здания | Ворота |
Архитектурный стиль | Ампир, Ренессанс Романский |
Автор проекта | Я. А. Кругликов |
Первое упоминание | 1811 |
Строительство | 9 июля 1811 года—15 сентября 1813 года |
Основные даты:
1890 — Реконструкция |
|
Дата упразднения | 1928 год |
Состояние | Восстановлены |
Московские Триумфальные ворота на Викискладе |
Координаты: 52°17′36.4″ с. ш. 104°17′10.3″ в. д. / 52.293444° с. ш. 104.286194° в. д. (G) (O) (Я)
Моско́вские Триумфа́льные воро́та — триумфальная арка, сочетающая в себе стили ампира, ренессанса и романского; была сооружена в 1813 году в Иркутске в честь десятилетия восшествия на престол Александра I[1]. Ворота располагались на пересечении улиц Московско-Ланинской и Нижней набережной Ангары при выезде из Иркутска в сторону Европейской части России — на Московский тракт. Отсюда и было получено название Московские.
История
Московские ворота и Нижняя набережная
Закладка триумфальной арки произошла 9 июля 1811 года. Под каждым из пилонов положили по закладной доске. В первой говорилось о участниках заложения ворот, а во второй — причина создания памятника.
15 сентября 1813 года состоялось торжественное открытие арки. «Московские ворота» представляли собой четырёхъярусное здание высотой 19 метров и шириной почти 16,5 метров. На самом верху была чаепитная комната, в которой в день открытия был устроен приём для тогдашнего гражданского губернатора Николая Трескина и епископа Вениамина I.
В помещениях ворот находились смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. После реконструкции арки в 1890 году, в «Московских воротах» разместился архив. Но уже через пять лет памятнику вновь была необходима основательная реконструкция, которая требовала значительной суммы.
Восстановление Московских ворот. Сентябрь 2011 года.
13 мая 1911 года на заседании Городской думы было решено снести памятник, однако это вызвало череду негодований у общественных деятелей и горожан. На защиту «Московских ворот» от разрушения встал и инженер путей сообщения Павел Щусев (младший брат Алексея Щусева). Он написал ряд писем в Москву и Санкт-Петербург с просьбой сохранить памятник. Щусева поддержали не только столичные архитекторы, но общественные организации и простые неравнодушные граждане.
Полтора месяца спустя после рокового решения, на новом заседании дума уже голосует за сохранение триумфальной арки и выделение на её реставрацию 6 000 рублей. Однако свободных средств не было. Сроки о реставрации памятника отодвигались из года в год. К 1928 году «Московские ворота» вконец обветшали и арку разобрали. Таким образом, памятник простоял 115 лет.
В августе 2009 года было решено восстановить «Московские ворота» к 350-летию Иркутска[2]. Летом 2011-го началось строительство триумфальных ворот (спустя 200 лет после закладки первой постройки).
14 сентября 2011 года Московские ворота были открыты.
Московские ворота со стороны города
Интересные факты
- Московские ворота в Иркутске — первая из трёх Московских Триумфальных арок, построенных в России.
- После сноса Амурских ворот, Московские ворота оставались единственной триумфальной аркой в России за Уралом.
- Перед сносом Московских ворот была сделана глобальная работа по фотографированию и научной фиксации памятника, но до сих пор остаётся загадкой — куда делись документы, закладные доски и прочие фрагменты арки.
- Наряду с восстановлением Московских ворот, планируется создать музей истории этой триумфальной арки[1].
- В 2011 году при проведении работ на теплотрассе был обнаружен фундамент снесенных триумфальных ворот[3].
Примечания
- ↑ 1 2 Московские триумфальные ворота построят в Иркутске
- ↑ «Вести-Иркутск»: В Иркутске восстановят «Амурские» и «Московские ворота»
- ↑ В Иркутске найдены остатки фундамента Московских Триумфальных ворот
См. также
- Амурские ворота
- Исторический центр Иркутска
Ссылки
Московские ворота (Иркутск) на Викискладе? |
- Алексей Гаращенко Московские триумфальные ворота в Иркутске
|
|
|
В честь кого названы ворота?
В 1813 году, у въезда в город Иркутск, у Московской заставы (ныне улица Декабрьских Событий), были сооружены триумфальные ворота.
Их заложили 9 июля 1811 года по случаю празднования 10-летия царствования Александра 1. Тогда они получили название Московских триумфальных ворот. Ворота строились по проекту Я. А. Кругликова, и прослужили городу более 100 лет. Десятилетие правления Александра 1 – это официальная версия причины возведения ворот. Но это не единственная причина их строительства, возможно, что даже не самая главная!
Как бы странно это ни звучало, но до сегодняшнего времени, учёные считают, что страшное заболевание сибирская язва, вызывалось укусом адской фурии. Поэтому, в начале 1800-х годов, Иркутская губерния оказалась под ударом этой болезни. В губернии в это время дела шли из рук вон плохо.
Например, Иван Селифонтов, которого в 1803 году назначили генерал – губернатором Тобольским, Томским и Иркутским, писал в Сенат о том, что «Иркутская губерния в таком бедственном положении, что без слёз взирать на неё невозможно». А тут ещё и эта страшная язва! Почти десятилетие губернию лихорадила страшная болезнь, а к 1810-1811-му годам эпидемия вдруг закончилась. Но как это связано с возведением Триумфальных ворот? А вот здесь есть такая история.
В газете «Сибирь» за 1909 год, писали следующее: «По преданию, имеющему под собой, по мнению некоторых членов местной архивной конторы, есть основания считать, что в начале 19 столетия, начиная с 1801-го года, конный и рогатый скот в Иркутской губернии был заражён язвой. После этой болезни, редко у кого из местных жителей можно было встретить лошадь или корову.
Около 1810-1811 годов, когда мор прекратился, в ознаменование чего, как гласит то же предание, и были на радостях, построены Московские ворота».
Предание имеет под собой вполне реальную основу, подтверждающее сам факт их украшения. В этой же газете были следующие сведения:
«Этим обстоятельством объясняются рисунки головы быка в кругу, сохранившимся на фронтоне ворот. На другой сторон ворот, обращённой к городу Иркутску, имелись изображения гербов всех окружных городов Иркутской губернии. От этих гербов не осталось уже и следа, так как, во время ремонта ворот в 60-х годах 19 столетия, по небрежности, гербы были сбиты рабочими.
Вот правдоподобное, по мнению упомянутых лиц, объяснение возникновения Московских ворот, записанное со слов местных старожилов, встречающихся и в старых печатных источниках».
Позднее, в начале ХХ века, появилась и другая версия, а скорее, шуточная легенда. Она гласит о том, что ворота были поставлены в 1812 году для встречи Наполеона или Александра 1, — в зависимости от того, кто из них будет царствовать по окончании Отечественной войны, и приедет в Иркутск. Однако этот миф был разрушен после демонтажа ворот, и извлечения закладных досок в земле. Как сегодня закладывают капсюли времени при начале масштабного строительства, так и тогда, в XIX веке, в фундамент будущих ворот замуровали послание для потомков.
Именно эти железные доски и объяснили, кем, когда, и по какому поводу была воздвигнута Триумфальная арка.
Архив и помещение для рабочих.
Иркутская летопись 1811 года сообщает нам о том, что «9 июля состоялась торжественная закладка Триумфальных ворот на Московском тракте. Закладку освещал преосвященный Вениамин при громе орудий».
Городские парадные ворота представляли собой внушительное сооружение. Они имели 4 каменные яруса, высота их достигала 19 метров, при ширине 7,1 метр. Ширина проезда между пилонами составляла 5,4 метра, а высота до центра сводчатого верха была почти 11 метров! Современники так описывали это грандиозное сооружение:
«Два мощных пилона перекрывал аттик сложной формы, который включал 2 фронтона. По бокам пилонов поднимались 8-ми метровые полуколонны.
В отделке фасадов были использованы различные лепные украшения. В нишах, обведённых рамками, были вписаны: дата 12 марта 1811 года. Эта дата – день, когда Александр 1 взошёл на престол после убийства Павла 1.»
Именно эти особенности конструкции позволили воротам, помимо эстетической нагрузки, нести на себе ещё и практическую ценность. В то время было чрезвычайно недальновидно исключать использование подобного сооружения в хозяйственных целях.
Таким образом, со временем, первый этаж строения, был отдан в распоряжение перевозчикам через Ангару. В верхнем зале с двумя полукруглыми окнами, был размещён городской архив!
Споры о судьбе Триумфальной арки.
В 1912 году, несколько лёгких толчков землетрясения, поставили под угрозу обветшавшее к тому времени строение. Вес этого строения достигал 75 тысяч пудов, и оно наклонилось в сторону Ангары. В любой момент арка могла рухнуть. Тогда, городской архитектор Бархин, поставил перед городской думой вопрос о реставрации памятника. После долгого и тщательного анализа состояния Триумфальной арки, комиссия сделала вывод о НЕВОЗМОЖНОСТИ исправить положение теми техническими способами, которые были в тот период времени.
Однако, ещё за 3 года до указанного землетрясения, целесообразность сохранения ворот обсуждалась довольно активно. В 1909 году, Иркутское губернское управление, обратилось в отдел Географического общества с запросом, имеют ли Московские ворота какое-либо значение как памятник старины, и вообще, следует ли их сохранять на основании существующих законов.
На это, отдел Географического общества ответил утвердительно: да, нужно его обязательно сохранить. Однако, мнение географов разделяли не все. Делопроизводитель городской управы П. Н. Колотилов, обратился к городскому голове с докладной запиской. В ней он указывал, что занимаясь уже несколько лет изучением истории Сибири, и, в частности Иркутска, он не разделяет взглядов на необходимость сохранения Триумфальной арки.
Со своей стороны он, как историк, нашёл, что Московские ворота не представляют собой памятника кому-либо выдающемуся, или какому-либо историческому событию, а были построены, видимо, вслед за тем, как так называемый Московский тракт уже был построен. Выходит, что это даже не памятник, а просто украшение города, которое стало ветхим и не эстетичным.
Тем не менее, в конце 1909 года, комиссия отправилась исследовать ворота на предмет реставрации. Почти все члены высказались за сохранение Триумфальной арки за счёт капитального ремонта. Все, кроме городского инженера Дмитриева, который остался при особом мнении. Он посчитал, что ремонтировать ворота с подведением под него фундамента нельзя. На это было ряд веских причин: конструкция ворот была слишком высокой и узкой. Подводить фундамент под арку понадобилось бы лишь частично, отчего ворота могли бы накрениться и сползти, либо вообще рухнуть.
Тем не менее, ворота простояли ещё более 10 лет, и были, в конце — концов, разобраны в 1928 году из-за их полной ветхости.
Для справки:
Всего существовало трое Московских триумфальных ворот в России в то время. Две арки возвели в Москве и Санкт-Петербурге, в 1834-м году и в 1838-м, годах.
Там они стоят до сих пор целыми и невредимыми!
Московские ворота находятся в Правобережном округе, на Нижней набережной Ангары. Они были восстановлены в нескольких метрах от их исторического месторасположения.
В 1811 году в Иркутске, в год десятилетия со дня восшествия императора Александра I на российский престол было решено построить триумфальную арку в знак признательности за талантливое правление и выражения верноподданнических настроений. Место было выбрано на берегу Ангары, на въезде в город с Московского тракта, по имени которого и стали называться ворота. Проект разрабатывал архитектор Я. Кругликов, сооружение получилось просто грандиозным — высотой в 19 метров, шириной более 16 и толщиной около 7 метров. Московские ворота были выстроены в стиле ампир и разделялись на четыре этажа, внизу находились помещения для смотрителей заставы и службы спасения на водах, а наверху — комната для торжественных приемов. Стены были пышно украшены лепниной, причем каждый изображенный образ имел свое символическое значение — так, корона означала мощь города, жезл Меркурия — торговлю, благодаря которой Иркутск существовал, рог изобилия с цветами и плодами и голова быка — земледелие и скотоводство, которым занималось население, оружие и знамя выражали наличие в городе надлежащей власти.
В конце XIX века ворота утратили роль городской заставы, внутри них разместился архив. Хотя сооружением время от времени ремонтировалось, со временем стало разрушаться, оказалось, что слишком слабым был фундамент. В начале ХХ века за существование Московских ворот развернулась настоящая битва — городская Дума вынесла постановление о сносе, общественность выразила горячий протест, тогда решение было пересмотрено и запланировали ремонт, однако, средств в казне так и не нашлось. А время шло вовсе не на пользу воротам, к концу 20-х годов они находились уже в таком состоянии, что восстановить их было просто невозможно, тогда они и были разобраны.
В 2011 году, в честь 350-летия Иркутска Московские ворота были возведены заново, работы были завершены в кратчайшие сроки, и уже спустя три месяца после начала строительства, Московские ворота были торжественно открыты.