(371 слово) В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий вступает в идеологический конфликт с фамусовским обществом, а конкретнее — московским дворянством.
Чацкий обличает пороки аристократического общества. В числе этих пороков выделяются чинопочитание, раболепие перед мнением других людей, бесконечные сплетни, безвкусное подражание всему французскому, стремление не служить, а выслуживаться, отсутствие нормального образования (а иногда, как в случае с Фамусовым, полное неприятие книг вплоть до их уничтожения). Все эти дурные качества олицетворяет московское дворянство. В этих людях нет искренности, они озабочены лишь тем, что подумают другие. Тут вспоминается заключительное восклицание Фамусова о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». В комедии она является внесценическим персонажем, но её авторитет непререкаем. Даже небольшое недоброе слово от неё, судя по всему, может разрушить образ Фамусова, который он сам себе создал.
Молчалин же является человеком, которого такое общество готово принять. Он нахваливает шёрстку шпица, ухаживает за дочерью уважаемого человека, который со всеми знаком. Он не имеет своего мнения и способен подстраиваться под любую ситуацию так, чтобы она вышла в его пользу. И хотя фамусовское общество не считает его равным, оно по-своему уважает этого персонажа. Тем более его нельзя назвать отрицательным. Он не делает ничего плохого, пусть и его идеалы по своей сути аморальны. Но как раз именно такому человеку суждено найти своё место и процветать, тогда как Чацкий в этой среде не преуспеет, несмотря на свои дарования и способности.
Грибоедов изображает Москву величавой, но всё же консервативной сплетницей. Старая столица не принимает новых идей, взглядов, а тем более их носителей. Ее жители готовы переступить через правду и пойти туда, где им комфортнее живется, поэтому московские барыни жалеют шпица, но не обращают внимания на страдания крестьян. Даже Софья, девушка по природе неглупая, всё же растворяется среди фамусовского общества и первая распространяет сплетню о помешательстве Чацкого, с которым когда-то её связывали нежные чувства. Он знает, что врет, но ради мести забывает о приличиях.
Таким образом, получается, что московское дворянство в комедии показано как общество не очень образованных людей из аристократического слоя, которые мыслят навязанными стереотипами и не готовы двигаться вперед. На их стороне сила, так как они обладают властью над всеми остальными, но их слабость заключается в том, что никто из них не готов работать, думать и служить отечеству верой и правдой. Поэтому они навсегда останутся лишь плохими подражателями французов.
Автор: Александра Новикова
Московское Дворянство В Изображении Грибоедова — сочинение |
В комедии Грибоедова «Горе от ума» изображается переломное время в истории дворянства. 1824 год. Произошел раскол в среде дворянства: передовые представители этого сословия под влиянием идей французской революции, роста национального самосознания после войны 1812 года подверглись влиянию декабристских идей, воодушевились задачей изменить русское общество. Однако консервативная часть дворянства осталась враждебна к новым веяниям. Молодое прогрессивное дворянство в комедии представляет Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлено так называемое «фамусовское общество». Главой его является Павел Афанасьевич Фамусов. В его монологах, репликах и поступках наиболее ясно видны те законы, по которым живет все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Чацкому противостоит целый жизненный уклад, сила привычек и предрассудков, а не отдельные личности. Что же объединяет их всех: Фамусова и Молчалина, Хлестову и княгиню Тугоуховскую? Прежде всего, конечно, консерватизм — желание сохранить все, «как делали отцы». Чацкий так говорит об этом: «Поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Путь к благополучию, по мнению «фамусовского общества», — это путь Максима Петровича: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Чацкий противопоставляет этой жизненной позиции свое кредо: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Ярче всего эта тема воплощена в образе Молчалина, которому «завещал отец» «угождать всем людям без изъятья». Объединяет всех консервативных дворян и ненависть к просвещению, которое грозит новыми идеями и расшатывает привычный уклад жизни. Эта тема — одна из самых важных в комедии (во многом находящейся под влиянием русского просветительства). Фамусов говорит: «...уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». В кульминации пьесы все единогласно объявляют Чацкого сумасшедшим, обсуждают причины его «помешательства». Такой Чацкий им не опасен. Все приходят к единогласному заключению: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Каждый герой комедии, с одной стороны, представляет определенный круг (Скалозуб — армию, Молчалин — мелких чиновников, Загорецкий — светский «услужник» и тип доносчика); с другой стороны, во всех главных своих чертах герои едины, что особенно ярко проявляется в массовых сценах. Грибоедов «излил всю желчь и всю досаду» на недалеких людей, «дряхлеющих над выдумками, вздором». Вначале они только смешны, особенно в оценках, даваемых Чацким. Но к концу пьесы картина начинает приобретать мрачные, угрожающие черты. Объединившись в непримиримой вражде к «свободной жизни», эти «старухи зловещие, старики» обладают достаточной силой, чтобы погубить все новое и прогрессивное. В последних монологах Чацкий уже не смеется — он негодует и проклинает, ощутив всю опасность пребывания здесь: «...Из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет». В этом грозная, пророческая сила комедии. Написанная незадолго до декабря 1825 года, она показывает соотношение консервативных и новых сил в обществе, предупреждает о реальной опасности. Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском Сохранить сочинение: Сочинение по вашей теме Московское Дворянство В Изображении Грибоедова. Поищите еще с сайта похожие.
|
На чтение 5 мин Просмотров 2к.
Обновлено 16 сентября, 2020
Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раскрывающее истинное лицо высшего света Москвы начала 19 века.
Каждый город имеет своих летописцев. Описывая особый городской колорит, обычаи, традиции, авторы передают свое отношение, дух эпохи. В комедии А. С. Грибоедова мы видим Москву первой половины 19 века. Сам коренной москвич, автор просто и ярко описал тот город, который знал, и особое внимание он уделил московскому дворянству.
В начале комедии Москва предстает перед нами как образ, сложенный из отдельных штрихов, едва намеченных портретов в репликах героев. Только во второй половине комедии, когда к Фамусову собираются гости, мы можем увидеть полную картину московского общества. Этим приемом Грибоедов добивается того, что мы встречаемся с людьми, о которых уже что-то слышали, с которыми заочно знакомы.
Наиболее яркими представителями дворянской Москвы являются Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Все москвичи похожи между собой, говоря словами Фамусова, «на всех московских есть особый отпечаток».
Павел Афанасьевич Фамусов – человек почтенного возраста. Жена его давно умерла, дочь Софья уже взрослая девица на выданье. В произведении герой выполняет функцию выразителя взглядов правящего класса. Его должность способствует этому, он служит управляющим в казенном месте. Из его слов понятно, что он пользуется служебным положением, чтобы помочь своей родне. В его ближайшем подчинении находятся родные и близкие люди, чужие встречаются редко. Это обычная практика в Москве.
Идеалом Павла Афанасьевича является его дядя Максим Петрович. Он был очень богатым человеком, имел много людей в услужении, даже ел из золотой посуды. Дядя многократно награжден орденами за неизвестные заслуги перед Отечеством. Он всю жизнь служил при дворе и был в милости. Заслужил он свой почет тем, что упал нечаянно при царице. Она улыбнулась. Тогда он упал снова уже нарочно. Царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», — резюмирует Фамусов. Еще об одном почтенном камергере, ныне почившем, он говорит, что его жизнь достойна похвалы. Заслугами покойного является то, что он сам был богат, женился на богатой, помог сыну получить высокую должность.
Фамусов убежденный крепостник. Он ненавидит просвещение, считает, что книги приносят вред. Грибоедов запечател в нем черты реакционно настроенного чиновника. Каждый день Фамусова наполнен «важными» делами. Во вторник он приглашен на форель, в четверг должен быть на погребенье, в один из дней на крестинах.
Секретарем Фамусова и его достойным подражателем является Алексей Степанович Молчалин. Он небогатый дворянин, приехал в Москву из Твери. Его с детства приучали к рабскому поклонению сильным мира сего. Отец учил его всем угождать.
Алексей Степанович относится к тем редким исключениям, которых Фамусов считает «чужими» на службе. Он не родственник Фамусову. Хочется добавить «пока», потому что Молчалин метит в зятья. Павел Афанасьевич ценит его деловые качества. Молодой человек умеет услужить и таким способом двигается по карьерной лестнице. Сам он отмечает у себя два таланта: «умеренность и аккуратность».
Кроме того, он входит в доверие к влиятельным людям, они ему оказывают покровительство. Молчалин считает, что в его возрасте «не должно сметь свое суждение иметь», нужно «зависеть от других», чтобы в дальнейшем получить должность. Молчалин является тайным любовником Софьи. Он не любит ее, но брак с ней поможет ему в карьере. Он в своих делах не руководствуется чувствами, во всем виден только холодный расчет. Молчалин стал символом лакейства и подлости.
Еще один человек, которому благоволит Фамусов, — полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Он соответствует всем критериям достойного человека, которые существуют в московском обществе. Скалозуб богат, метит в генералы. Причем, на пути к цели он не гнушается никакими способами, хотя считает себя честным офицером. Он руководствуется в своих действиях идеалами «века минувшего». Цель его службы заключается не в защите Родины от врагов, как должно быть, а в достижении званий и орденов.
Вся жизнь Скалозуба связана с армией, он и образование получал в казарме. Его речь изобилует военными терминами, он обо всем судит с армейской точки зрения. Иногда это доходит до абсурда и создает комический эффект. На вопрос Фамусова о степени родства с Настасьей Николавной он отвечает: «Мы с нею вместе не служили». По мнению Софьи, он слова умного ни разу не сказал. Иными словами, Скалозуб – образец аракчеевской армейской среды. Его облик не является карикатурой, он правдиво отражает армейскую элиту того времени.
Эти герои имеют все черты, характерные для московского общества начала 19 века. Новые идеи для них неприемлемы. Высказывать их запрещено, вольнодумство может быть истолковано как сумасшествие. Пример Чацкого ярко иллюстрирует это. Все очень легко поверили в то, что Чацкий не в себе. Герой ответил им, что в их обществе немудрено сойти с ума. Фамусовская Москва проводит время в развлечениях, погрязла в интригах, сплетнях. Они гордятся собой, считая себя избранниками нации.
Есть в комедии упоминания о других людях. Например, брат Скалозуба после войны 1812 года оставил службу и уехал в деревню, где читает книги. Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, также не вписывается в общую картину. Он изучал в институте химию и ботанику. Теперь его считают пропащим человеком.
Все персонажи, собравшиеся в доме Фамусова, говоря словами И. А. Гончарова, отразили всю Москву, «ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Грибоедов отмечает бездушие своих персонажей. Они спрятались под масками добропорядочных людей, а под масками пустота.
Сочинение: Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(371 слово) В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий вступает в идеологический конфликт с фамусовским обществом, а конкретнее — московским дворянством.
Чацкий обличает пороки аристократического общества. В числе этих пороков выделяются чинопочитание, раболепие перед мнением других людей, бесконечные сплетни, безвкусное подражание всему французскому, стремление не служить, а выслуживаться, отсутствие нормального образования (а иногда, как в случае с Фамусовым, полное неприятие книг вплоть до их уничтожения). Все эти дурные качества олицетворяет московское дворянство. В этих людях нет искренности, они озабочены лишь тем, что подумают другие. Тут вспоминается заключительное восклицание Фамусова о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». В комедии она является внесценическим персонажем, но её авторитет непререкаем. Даже небольшое недоброе слово от неё, судя по всему, может разрушить образ Фамусова, который он сам себе создал.
Молчалин же является человеком, которого такое общество готово принять. Он нахваливает шёрстку шпица, ухаживает за дочерью уважаемого человека, который со всеми знаком. Он не имеет своего мнения и способен подстраиваться под любую ситуацию так, чтобы она вышла в его пользу. И хотя фамусовское общество не считает его равным, оно по-своему уважает этого персонажа. Тем более его нельзя назвать отрицательным. Он не делает ничего плохого, пусть и его идеалы по своей сути аморальны. Но как раз именно такому человеку суждено найти своё место и процветать, тогда как Чацкий в этой среде не преуспеет, несмотря на свои дарования и способности.
Грибоедов изображает Москву величавой, но всё же консервативной сплетницей. Старая столица не принимает новых идей, взглядов, а тем более их носителей. Ее жители готовы переступить через правду и пойти туда, где им комфортнее живется, поэтому московские барыни жалеют шпица, но не обращают внимания на страдания крестьян. Даже Софья, девушка по природе неглупая, всё же растворяется среди фамусовского общества и первая распространяет сплетню о помешательстве Чацкого, с которым когда-то её связывали нежные чувства. Он знает, что врет, но ради мести забывает о приличиях.
Таким образом, получается, что московское дворянство в комедии показано как общество не очень образованных людей из аристократического слоя, которые мыслят навязанными стереотипами и не готовы двигаться вперед. На их стороне сила, так как они обладают властью над всеми остальными, но их слабость заключается в том, что никто из них не готов работать, думать и служить отечеству верой и правдой. Поэтому они навсегда останутся лишь плохими подражателями французов.
Автор: Александра Новикова
Типы московского общества в изображении А.С. Грибоедова.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7Следующая ⇒
В комедии Грибоедова “Горе от ума” не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: “века нынешнего” и “века минувшего”, — то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу.
Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, “купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки” мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в “Евгении Онегине”, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города.
Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”. Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что “умел же он гостей созвать — уродов с того света”. Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: “Князь, князь! Назад!”, и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе[20].
“А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин… имел душ сотни три”. Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится “к обедам, ужинам и танцам”. Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. “Все фрейлиной Екатерины Первой?” — спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.
Большую роль в обществе играет женская половина. Именно им принадлежит право составлять общественное мнение. Они “судьи всему, над ними нет судей”. С их помощью можно было получить чин или продвижение по службе, они были способны одним словом уничтожить человека, пустив о нем нелепую сплетню, как сделали с Чацким. Молчалин чрезвычайно удивлен пренебрежительным отношением Чацкого к Татьяне Юрьевне, (ведь “чиновные и должностные — все ей друзья и все родные”), а тот не может понять удивления Молчалина. Не может Чацкий понять и причин, побудивших Платона Михайловича Горича из достойного мужчины превратиться в игрушку в руках своей жены. Боится мнения женщин и сам Фамусов, восклицающий в конце комедии: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Теперь ясно, почему Софья выбирает Молчалина. Она видит пример окружающих и чувствует за собой обязанность управлять супругом. Ей нужен “муж-мальчик, муж-слуга”, а Чацкий для этой роли не подходит, поэтому и выбирается Молчалин. Княгиня Тугоуховская очень огорчена, видя, что Чацкий в чем-то не соответствует “идеалу московских мужей”, ведь ей надо выдать замуж шестерых дочерей.
Для всех членов фамусовского общества главное — это репутация. Важно только то, чтобы соблюдались внешние правила приличия, а “грех не беда, молва не хороша”. Все члены фамусовского общества боятся каких-либо перемен, которые способны будут изменить их устоявшуюся спокойную жизнь. Они боятся умных и образованных людей как потенциальных носителей вольнодумных мыслей, видя причины распространения вольнодумства в образовании:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Чацкому необходимо было побывать на танцевальном вечере у Фамусова, чтобы убедиться в том, что “дома новы, а предрассудки стары” в Москве. От него там ждали не вестей о французской революции, а новых сплетен и разговоров. Все присутствующие в доме Фамусова прекрасно знают цену Загорецкому: “доносчик, мошенник, вор”, однако “всюду принимают”. И Софья, и Хлестова выражают ему свою благодарность за мелкие услуги, сделанные бесчестным путем. Его даже Репетилов, не отличающийся большой проницательностью, боится. При появлении Загорецкого просвещенный “вандал” тотчас же переводит разговор на водевиль. Репетилов — один из ярких персонажей комедии. На его примере .Грибоедов изобразил пародию на представителей толпы, всегда ожидающей выдающегося человека или идею. Из сбивчивых речей Репетилова невозможно понять, действительно ли в его секретнейшем союзе все такие глупцы и плуты или же это особенность репетиловской манеры изложения. Подобные образы встретятся и позже в русской литературе, например, Ситников в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Блестящего изображения московских нравов и быта Грибоедов добился во многом благодаря переосмыслению принципа трех единств, лежащих в основе классицистической комедии, а также введению эпизодических и внесценических персонажей, которые дополняют сценические.
Внесценические персонажи так же, как и сценические, можно разделить на представителей фамусовского общества и единомышленников Чацкого. К последним относятся двоюродный брат Скалозуба, который “службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”, князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”. Наличие этой группы — одно из немногих доказательств жизненности идей и идеалов Чацкого, ведь никто из сценических героев не симпатизирует Чацкому и не разделяет его идей и взглядов. Чацкий и его единомышленники умны, образованны, их умы “алчут познаний”, но их ничтожно мало по сравнению со всей массой Фамусовых, молчаливых, скалозубов.
В комедии “Горе от ума” перед нами предстали живые типы русских людей первой четверти XIX века, с их устоявшимися нравами и укладом жизни. Эти типы заключают в себе глубокое обобщение. Благодаря мастерству автора картина русской жизни, нашедшая воплощение в комедии “Горе от ума”, получила название грибоедовская Москва.
Грибоедовские люди живут в реальной конкретно-исторической обстановке: действие происходит в Москве, отстраивающейся после пожара 1812 года («Пожар способствовал ей много к украшенью»). Время действия все более и более уточняется то упоминанием события, то указанием на учреждение административного органа или учебного заведения. Хлестова боится с ума сойти, между прочим, и от «ланкарточных взаимных обучений»: «Общество училищ взаимного обучения» открыто в России в 1819 году. Княгиня Тугоуховская с трудом выговаривает: пе-да-го-ги-ческий институт — и возмущается тем, что в нем «упражняются в расколах и безверьи профессоры!!». Это отклик на скандальный процесс четырех профессоров Петербургского педагогического института, которым по обвинению реакционера Рунича в 1821 году правительство запретило преподавательскую деятельность.
Московское общество изображено Грибоедовым на фоне событий, совершавшихся накануне первого вооруженного восстания против царизма. Трепет современности ощущается в каждом слове, реплике, в спорах, в борьбе враждебных лагерей.
Над миром Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, Хрюминых и Хлестовых парит ум эпохи, проницательный и дерзкий, заглядывающий в глубину помыслов, отношений, идеалов веками утверждавшегося общества и обнаруживающий везде смешное, низкое, недостойное настоящего человека. Комедия Грибоедова своей правдивой картиной московского общества, освещенного солнцем насмешливого ума, внушала отвращение к вековечной «мудрости» всех, кто стоял за этим обществом, был доволен им, оберегал его. Поэтому она служила революционным целям декабристов не меньше самых пылких романтических обличений зла и безобразия крепостнического уклада. Писатель и революционеры били в одну цель, с одной и той же позиции.
⇐ Предыдущая6Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Test
Произведение «Горе от ума» было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.
Софья — одна из главных героинь комедии. Хотя она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении — воспитание. Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет найти «мужа-мальчика, мужа-слугу». И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества.
Отец Софьи — богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич — один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или «умением подслужиться».
Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом «засели в траншею». Он говорит, что «счастлив в друзьях «, которых, «смотришь», перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что «с ней вместе не служил», так он шутит с претензией на оригинальность. Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него — собирание сплетен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат.
Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает «повторяю». В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.
Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только раз-влечение. Репетилов — двойник Чацкого, но в его устах новые идеи под-вергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.
Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы — это те же Чацкие, которых никто не понимает.
Полная противоположность Чацкому — Молчалин. Он готов всем ус-лужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молчалине совсем нет искренности. Он — хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по «мильону терзаний», у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.
Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь мос-ковский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском обществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нор-мальное явление. Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти Фамусовы и молчалины — останутся не у дел. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество — социальное. «Безумен по всему» — в этом приговор общества устами Загорецкого.
Итак, в «группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.
Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раскрывающее истинное лицо высшего света Москвы начала 19 века.
Каждый город имеет своих летописцев. Описывая особый городской колорит, обычаи, традиции, авторы передают свое отношение, дух эпохи. В комедии А. С. Грибоедова мы видим Москву первой половины 19 века. Сам коренной москвич, автор просто и ярко описал тот город, который знал, и особое внимание он уделил московскому дворянству.
В начале комедии Москва предстает перед нами как образ, сложенный из отдельных штрихов, едва намеченных портретов в репликах героев. Только во второй половине комедии, когда к Фамусову собираются гости, мы можем увидеть полную картину московского общества. Этим приемом Грибоедов добивается того, что мы встречаемся с людьми, о которых уже что-то слышали, с которыми заочно знакомы.
Наиболее яркими представителями дворянской Москвы являются Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Все москвичи похожи между собой, говоря словами Фамусова, «на всех московских есть особый отпечаток».
Павел Афанасьевич Фамусов – человек почтенного возраста. Жена его давно умерла, дочь Софья уже взрослая девица на выданье. В произведении герой выполняет функцию выразителя взглядов правящего класса. Его должность способствует этому, он служит управляющим в казенном месте. Из его слов понятно, что он пользуется служебным положением, чтобы помочь своей родне. В его ближайшем подчинении находятся родные и близкие люди, чужие встречаются редко. Это обычная практика в Москве.
Идеалом Павла Афанасьевича является его дядя Максим Петрович. Он был очень богатым человеком, имел много людей в услужении, даже ел из золотой посуды. Дядя многократно награжден орденами за неизвестные заслуги перед Отечеством. Он всю жизнь служил при дворе и был в милости. Заслужил он свой почет тем, что упал нечаянно при царице. Она улыбнулась. Тогда он упал снова уже нарочно. Царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», – резюмирует Фамусов. Еще об одном почтенном камергере, ныне почившем, он говорит, что его жизнь достойна похвалы. Заслугами покойного является то, что он сам был богат, женился на богатой, помог сыну получить высокую должность.
Фамусов убежденный крепостник. Он ненавидит просвещение, считает, что книги приносят вред. Грибоедов запечател в нем черты реакционно настроенного чиновника. Каждый день Фамусова наполнен «важными» делами. Во вторник он приглашен на форель, в четверг должен быть на погребенье, в один из дней на крестинах.
Секретарем Фамусова и его достойным подражателем является Алексей Степанович Молчалин. Он небогатый дворянин, приехал в Москву из Твери. Его с детства приучали к рабскому поклонению сильным мира сего. Отец учил его всем угождать.
Алексей Степанович относится к тем редким исключениям, которых Фамусов считает «чужими» на службе. Он не родственник Фамусову. Хочется добавить «пока», потому что Молчалин метит в зятья. Павел Афанасьевич ценит его деловые качества. Молодой человек умеет услужить и таким способом двигается по карьерной лестнице. Сам он отмечает у себя два таланта: «умеренность и аккуратность».
Кроме того, он входит в доверие к влиятельным людям, они ему оказывают покровительство. Молчалин считает, что в его возрасте «не должно сметь свое суждение иметь», нужно «зависеть от других», чтобы в дальнейшем получить должность. Молчалин является тайным любовником Софьи. Он не любит ее, но брак с ней поможет ему в карьере. Он в своих делах не руководствуется чувствами, во всем виден только холодный расчет. Молчалин стал символом лакейства и подлости.
Еще один человек, которому благоволит Фамусов, – полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Он соответствует всем критериям достойного человека, которые существуют в московском обществе. Скалозуб богат, метит в генералы. Причем, на пути к цели он не гнушается никакими способами, хотя считает себя честным офицером. Он руководствуется в своих действиях идеалами «века минувшего». Цель его службы заключается не в защите Родины от врагов, как должно быть, а в достижении званий и орденов.
Вся жизнь Скалозуба связана с армией, он и образование получал в казарме. Его речь изобилует военными терминами, он обо всем судит с армейской точки зрения. Иногда это доходит до абсурда и создает комический эффект. На вопрос Фамусова о степени родства с Настасьей Николавной он отвечает: «Мы с нею вместе не служили». По мнению Софьи, он слова умного ни разу не сказал. Иными словами, Скалозуб – образец аракчеевской армейской среды. Его облик не является карикатурой, он правдиво отражает армейскую элиту того времени.
Эти герои имеют все черты, характерные для московского общества начала 19 века. Новые идеи для них неприемлемы. Высказывать их запрещено, вольнодумство может быть истолковано как сумасшествие. Пример Чацкого ярко иллюстрирует это. Все очень легко поверили в то, что Чацкий не в себе. Герой ответил им, что в их обществе немудрено сойти с ума. Фамусовская Москва проводит время в развлечениях, погрязла в интригах, сплетнях. Они гордятся собой, считая себя избранниками нации.
Есть в комедии упоминания о других людях. Например, брат Скалозуба после войны 1812 года оставил службу и уехал в деревню, где читает книги. Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, также не вписывается в общую картину. Он изучал в институте химию и ботанику. Теперь его считают пропащим человеком.
Все персонажи, собравшиеся в доме Фамусова, говоря словами И. А. Гончарова, отразили всю Москву, «ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Грибоедов отмечает бездушие своих персонажей. Они спрятались под масками добропорядочных людей, а под масками пустота.
Характеристика дворянства
Грибоедов показывает в своей комедии, каково настоящее обличие московского общества. Цитата служанки Лизы о том, что грех не беда, кратко описывает нравственную атмосферу дворянства. Это сообщение, что любые злодеяния допустимы, если цель себя оправдывает.
Неслучайно Фамусов считает достоинством Максима Петровича то, что он может «сгибаться вперегиб», чтобы потом при дворе повысить мнение о себе. Автор показывает читателя, какие жалкие люди добиваются высот. Фамусов и приближённые видят в Максиме Петровиче олицетворение успеха. Это значит, что и они должны успевать «подслужиться», чтобы порадовать барский глаз и, возможно, получить новый чин.
Служение выражалось в том, что даже высшие представители государственного аппарата не относятся к службе, как к важному делу. В произведении Грибоедов показывает безнравственное отношение знати к крестьянам. Даже за небольшой проступок их отправляли «в работы».
Следует обратить внимание, что ключевое слово в комедии — «чин». А также в произведении присутствует много различных образов:
- сплетники Тугоуховские;
- надменные Хрюмины;
- плут Загорецкий;
- картёжник.
Загорецкий способен легко достать билет в театр. Вот почему он званый гость в московских домах. Описание и характеристика московского дворянства в «Горе от ума» показана ещё и тем, что зажиточному москвичу приятнее видеться с плутом Загорецким, чем нормальным человеком — Чацким.
Фамусов — типичный представитель порочного общества. Он довольно богат, но денег всё равно мало. Чтобы увеличить достаток, он планирует отдать свою дочь полковнику Скалозубу — грубому и ограниченному мужчине, но очень богатому. Поэтому Фамусов хвалит Софью и старается показать её с лучшей стороны. Полковник служит в армии лишь для того, чтобы любыми средствами получать звания и ордена. Этот персонаж — олицетворение невежества.
Скалозуб категорически против просвещения, так как оно даёт человеку возможность думать свободно. Из-за этого высшие чины могут потерять свои привилегии.
Московское дворянство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
..
Произведение “Горе от ума” было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи. Софья — одна из главных героинь комедии. Хотя она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении — воспитание. Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет найти “мужа-мальчика, мужа-слугу”. И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества. Отец Софьи — богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич — один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или “умением подслужиться”. Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом “засели в траншею”. Он говорит, что “счастлив в друзьях ”, которых, “смотришь”, перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что “с ней вместе не служил”, так он шутит с претензией на оригинальность. Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него — собирание сплетен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат. Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает “повторяю”. В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий. Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение. Репетилов — двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов. Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы — это те же Чацкие, которых никто не понимает. Полная противоположность Чацкому — Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молча-лине совсем нет искренности. Он — хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по “мильону терзаний”, у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесцени-ческие персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском обществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей “числом поболее, ценою подешевле”. Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление. Здесь встречают людей “по одежке”. Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти Фамусовы и моячалины — останутся не у дел. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество — социальное. “Безумен по всему” — в этом приговор общества устами Загорецкого. Итак, в “группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и “награжденья брать и весело пожить”, пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» изображается переломное время в истории дворянства. 1824 год. Произошел раскол в среде дворянства: передовые представители этого сословия под влиянием идей французской революции, роста национального самосознания после войны 1812 года подверглись влиянию декабристских идей, воодушевились задачей изменить русское общество. Однако консервативная часть дворянства осталась враждебна к новым веяниям.
Молодое прогрессивное дворянство в комедии представляет Александр Андреевич Чацкий. Ему противопоставлено так называемое «фамусовское общество». Главой его является Павел Афанасьевич Фамусов. В его монологах, репликах и поступках наиболее ясно видны те законы, по которым живет все его окружение, единое в своих взглядах на жизнь. Чацкому противостоит целый жизненный уклад, сила привычек и предрассудков, а не отдельные личности.
Что же объединяет их всех: Фамусова и Молчалина, Хлестову и княгиню Тугоуховскую? Прежде всего, конечно, консерватизм — желание сохранить все, «как делали отцы». Чацкий так говорит об этом: «Поют все песнь одну и ту же», «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма».
Путь к благополучию, по мнению «фамусовского общества», — это путь Максима Петровича: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Чацкий противопоставляет этой жизненной позиции свое кредо: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Ярче всего эта тема воплощена в образе Молчалина, которому «завещал отец» «угождать всем людям без изъятья».
Объединяет всех консервативных дворян и ненависть к просвещению, которое грозит новыми идеями и расшатывает привычный уклад жизни. Эта тема — одна из самых важных в комедии (во многом находящейся под влиянием русского просветительства). Фамусов говорит: «…уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь».
В кульминации пьесы все единогласно объявляют Чацкого сумасшедшим, обсуждают причины его «помешательства». Такой Чацкий им не опасен. Все приходят к единогласному заключению: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Каждый герой комедии, с одной стороны, представляет определенный круг (Скалозуб — армию, Молчалин — мелких чиновников, Загорецкий — светский «услужник» и тип доносчика); с другой стороны, во всех главных своих чертах герои едины, что особенно ярко проявляется в массовых сценах.
Грибоедов «излил всю желчь и всю досаду» на недалеких людей, «дряхлеющих над выдумками, вздором». Вначале они только смешны, особенно в оценках, даваемых Чацким. Но к концу пьесы картина начинает приобретать мрачные, угрожающие черты. Объединившись в непримиримой вражде к «свободной жизни», эти «старухи зловещие, старики» обладают достаточной силой, чтобы погубить все новое и прогрессивное. В последних монологах Чацкий уже не смеется — он негодует и проклинает, ощутив всю опасность пребывания здесь: «…Из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним, и в нем рассудок уцелеет».
В этом грозная, пророческая сила комедии. Написанная незадолго до декабря 1825 года, она показывает соотношение консервативных и новых сил в обществе, предупреждает о реальной опасности.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Произведение “Горе от ума” было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.
Софья — одна из главных героинь комедии. Хотя она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении — воспитание. Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет найти “мужа-мальчика, мужа-слугу”. И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества.
Отец Софьи — богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич — один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или “умением подслужиться”.
Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом “засели в траншею”. Он говорит, что “счастлив в друзьях ”, которых, “смотришь”, перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что “с ней вместе не служил”, так он шутит с претензией на оригинальность. Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него — собирание сплетен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат.
Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает “повторяю”. В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.
Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение. Репетилов — двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.
Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы — это те же Чацкие, которых никто не понимает.
Полная противоположность Чацкому — Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молча-лине совсем нет искренности. Он — хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по “мильону терзаний”, у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.
Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском обществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей “числом поболее, ценою подешевле”. Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление. Здесь встречают людей “по одежке”. Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти фамусовы и молчалины — останутся не у дел. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество — социальное. “Безумен по всему” — в этом приговор общества устами Загорецкого.
Итак, в “группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и “награжденья брать и весело пожить”, пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
Сочинение: Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(371 слово) В комедии Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий вступает в идеологический конфликт с фамусовским обществом, а конкретнее — московским дворянством.
Чацкий обличает пороки аристократического общества. В числе этих пороков выделяются чинопочитание, раболепие перед мнением других людей, бесконечные сплетни, безвкусное подражание всему французскому, стремление не служить, а выслуживаться, отсутствие нормального образования (а иногда, как в случае с Фамусовым, полное неприятие книг вплоть до их уничтожения). Все эти дурные качества олицетворяет московское дворянство. В этих людях нет искренности, они озабочены лишь тем, что подумают другие. Тут вспоминается заключительное восклицание Фамусова о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». В комедии она является внесценическим персонажем, но её авторитет непререкаем. Даже небольшое недоброе слово от неё, судя по всему, может разрушить образ Фамусова, который он сам себе создал.
Молчалин же является человеком, которого такое общество готово принять. Он нахваливает шёрстку шпица, ухаживает за дочерью уважаемого человека, который со всеми знаком. Он не имеет своего мнения и способен подстраиваться под любую ситуацию так, чтобы она вышла в его пользу. И хотя фамусовское общество не считает его равным, оно по-своему уважает этого персонажа. Тем более его нельзя назвать отрицательным. Он не делает ничего плохого, пусть и его идеалы по своей сути аморальны. Но как раз именно такому человеку суждено найти своё место и процветать, тогда как Чацкий в этой среде не преуспеет, несмотря на свои дарования и способности.
Грибоедов изображает Москву величавой, но всё же консервативной сплетницей. Старая столица не принимает новых идей, взглядов, а тем более их носителей. Ее жители готовы переступить через правду и пойти туда, где им комфортнее живется, поэтому московские барыни жалеют шпица, но не обращают внимания на страдания крестьян. Даже Софья, девушка по природе неглупая, всё же растворяется среди фамусовского общества и первая распространяет сплетню о помешательстве Чацкого, с которым когда-то её связывали нежные чувства. Он знает, что врет, но ради мести забывает о приличиях.
Таким образом, получается, что московское дворянство в комедии показано как общество не очень образованных людей из аристократического слоя, которые мыслят навязанными стереотипами и не готовы двигаться вперед. На их стороне сила, так как они обладают властью над всеми остальными, но их слабость заключается в том, что никто из них не готов работать, думать и служить отечеству верой и правдой. Поэтому они навсегда останутся лишь плохими подражателями французов.
Автор: Александра Новикова
Формирование и возвышение дворянства
В XII веке к высшей знати, приближенной к власти, относили бояр. Дворянское сословие только начинало формироваться и представляло собой группу служивых людей, связанных с хозяйством князя. Они владели государственными землями, служили в дружине, исполняли разные обязанности при дворе, но политического влияния не имели.
В период феодальной раздробленности для укрепления власти и привлечения соратников удельные князья жаловали дворянам земли за службу в войске. Новые владельцы земли могли распоряжаться не только дарованными территориями, но и крестьянами, которые работали на них.
В Судебнике, опубликованном в 1497 году, ограничивалось право перехода крестьян. Крепостное право закреплялось на государственном уровне, а вместе с этим расширялись права дворян на людей, работающих в их поместных владениях. Иван Грозный, желая ослабить боярскую власть, взял курс на централизацию монархии. Царь приблизил к себе дворян из древних знатных родов, частично наделив их государственной властью.
Расцвет дворянства принято относить к периоду правления Петра Первого. Император ввёл принцип единонаследия и упразднил боярство, выпустив знаменитый «Табель о рангах». В этом документе пожалование старых аристократических титулов прекращалось. Происхождение человека и его принадлежность к знатному роду уже не имели огромного значения при получении титула дворянина.
Для служивых людей вводились чины, которые определяли социальное положение. Из-за большого количества самозванцев был сформирован список дворянских фамилий России с описанием и характеристикой родов, который проверяла и редактировала специальная комиссия. Вводился общий гербовник дворянских родов Российской империи.
Политику поддержки дворянства продолжила Екатерина II. Во времена её правления русской аристократии было предоставлено большое количество привилегий:
- дворяне получили право облагать крестьян подушной податью;
- представители сословия освобождались от налогообложения;
- отменялась обязанность поступать на военную или государственную службу;
- вводилась должность предводителя уездного дворянства, что позволяло осуществлять власть в губерниях и уездах.
К XVII веку дворянство стало играть ключевую роль в развитии государства. Представители этого сословия отличались образованностью, поэтому большинство учёных, государственных деятелей, писателей, композиторов, предпринимателей и дипломатов родом именно из дворянских семей.
Упадок русской аристократии
Буржуазные революции в Европе и Отечественная война в России поменяли отношение некоторых представителей дворянства к монархической власти. Молодёжь проникается республиканскими настроениями, образуются тайные общества и революционные движения.
Восстание декабристов, а затем и крестьянские бунты после Крымской войны постепенно приводят к отмене крепостного права. Освобождение крестьян повлекло ослабление экономических и административных позиций дворян. Личное дворянство постепенно замещается понятием «почётный гражданин». Старые знатные роды начали угасать и терять политическое влияние в государстве. Класс рабочих, наоборот, начинал преобладать. После Октябрьской революции все сословия были полностью ликвидированы.
В настоящее время потомки русских дворян могут доказать свою принадлежность к роду, собрав необходимые документы.
Дворянские корни в современном обществе не дают никаких привилегий, но предоставляют возможность вступить во Всероссийское дворянское собрание и вести культурную и просветительскую деятельность.
Энциклопедия русской жизни
Свой самый великий роман-эпопею «Война и мир» Лев Николаевич рассматривал как напоминание, что «мысль народная» — это огромная сила, которая может себе подчинить весь мир. Писатель изучал много исторических источников, чтобы найти ключ к проблемам своей современности.
Толстой раскрывает все единство и многообразность картины. Перед глазами читателя разворачивается жизнь русского социума с представителями общественных кругов, сословий и установками обычного народа. Писатель делит персонажей на два типа:
- Неприятный ему высший свет, эксплуатирующий войну в своих корыстных целях: представители царского двора, уполномоченные чиновники, высшие сановники.
- «Путеводители» мысли автора, воплощающие его моральные установки: Андрей и Пьер, Кутузов и Багратион, Наташа Ростова и Мария Болконская.
Исторический процесс в романе ознаменован движениями народа. Связано это было с тем, что Толстой видел в них будущее России и образование выдающихся персон. Писатель рассматривает двух противоположных личностей, отражающих разные позиции:
- Наполеон в представлении автора олицетворяет буржуазную цивилизацию с ее алчностью и злом.
- Кутузов — идеолог народного единства, он глубоко вовлечен в близость с народом. Толстой описывает его как великого стратега и выдающегося государственного деятеля.
«Война и мир» — энциклопедическое олицетворение истории России и души простого человека. Этот роман вошел в мировую литературу и всегда будет нести документальное свидетельство безграничной любви Л. Н. Толстого к народу.
Классификация высшего сословия
Дворянское сословие было неоднородным. Представители аристократии могли отличаться друг от друга титулом, чином, материальным положением, знатностью и древностью рода. После введения «Табеля о рангах» был сформирован своеобразный рейтинг (иерархия) дворянских титулов в России.
Древнейшие династии
Первые дворяне появились на Руси уже в XII веке в Московском княжестве. Титул передавался из поколения в поколение. Потомки получали в наследство не только земли с крестьянами, но и определённые права и привилегии, родовой герб.
К категории древнейших аристократов в истории принято относить столбовых дворян. Это представители древних боярских и княжеских семей, которые были приближены к власти ещё до воцарения Романовых.
К столбовым относились семейства, чьи родословные зафиксированы в Бархатной книге российского дворянства или Государевом Родословце. Категория столбовых дворян считается многочисленной. Знаменитыми древнейшими дворянами являлись:
- Голицыны;
- Хованские;
- Куракины;
- Трубецкие;
- Репнины;
- Долгоруковы.
Следует отметить, что знатность семейства никак не влияла на количество прав. Такие семьи имели равное количество привилегий с другими представителями этого сословия.
Титулованная знать
Князь — древнейший дворянский титул. Это понятие было введено во времена правления династии Рюриковичей. Князем называли правителя государства или определённой территории, власть передавалась по старшинству. В славянской культуре титул князя можно сопоставить со званием конунга, в европейской истории — с герцогом или принцем.
Титул князя не был упразднён и после воцарения Петра Первого. За особые заслуги императоры присваивали это звание некоторым представителям дворян:
- Меньшикову А. Д.;
- Лопухину Д. В.;
- Волконскому Н. Г.;
- Кутузову М. И.
Титул граф впервые был введён Петром Первым. Это понятие появилось в Римской империи в средневековый период. Графом называли представителя аристократического рода, наделённого властью. Император жаловал этот титул за особые заслуги перед Отечеством. Первыми титулованными графами были:
- Шереметьев Б. П.;
- Головкин Г. И.;
- Зотов Н. М.;
- Толстой Г. И.
Графский титул мог присваиваться дворянам не только императором России, но и властями других государств. Некоторые представители сословия носили титул графа Римской империи.
Титул барон также введён Петром Первым. Его получали преимущественно крупные банкиры, промышленники, финансисты. Бароны, в отличие от других представителей титулованной знати, могли не иметь дворянского происхождения. Первыми баронами в России стали А. И. Остерман, П. П. Шафиров, братья Строгановы.
Другие категории
В аристократическом обществе России выделяли группы потомственных и личных дворян. Первая категория существует с царских времён. Она характеризуется тем, что дворянский титул переходит всем наследникам династии. Потомственное дворянство жалуется лицам, чьи предки внесли неоценимый вклад в развитие государства на военной или гражданской службе. Вместе с титулом дворянина потомкам, как правило, передавалось право владения поместьями, крестьянами и прочим имуществом.
Личные дворяне появились одновременно с «Табелем о рангах». Пётр Первый желал сделать титул доступным для других слоёв населения, поэтому жаловал это звание лицам незнатного происхождения, дослужившимся до высокого класса на военной или гражданской службе. Личное дворянство, в отличие от потомственного, не передавалось по наследству детям.
Произведение “Горе от ума” было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии – Чацкий – представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен.
Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.
Софья – одна из главных героинь комедии. Хотя она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении – воспитание.
Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество.
Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет найти “мужа-мальчика, мужа-слугу”. И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены.
Власть женщин – это отличительная черта фамусовского общества.
Отец Софьи – богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич – один из тузов Москвы.
Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или “умением подслужиться”.
Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом “засели в траншею”. Он говорит, что “счастлив в друзьях “, которых, “смотришь”, перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин.
Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что “с ней вместе не служил”, так он шутит с претензией на оригинальность. Он – военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него – собирание сплетен и танцы.
Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат.
Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает “повторяю”. В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.
Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение. Репетилов – двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.
Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы – это те же Чацкие, которых никто не понимает.
Полная противоположность Чацкому – Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего.
Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молча-лине совсем нет искренности. Он – хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам.
После сцены разоблачения у каждого из героев остается по “мильону терзаний”, у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.
Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском обществе есть и герои-маски.
Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам.
Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей “числом поболее, ценою подешевле”. Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества – нормальное явление.
Здесь встречают людей “по одежке”. Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они – все эти фамусовы и молчалины – останутся не у дел.
Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество – социальное. “Безумен по всему” – в этом приговор общества устами Загорецкого.
Итак, в “группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и “награжденья брать и весело пожить”, пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, – до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.
Loading…