Дети с ранних лет должны узнавать как можно больше о стране, в которой живут. Помочь в этом могут беседы с детьми в детском саду или начальной школе. Важно не перегружать ребенка информацией и сделать рассказ увлекательным и интересным. Начать рассказывать детям о городе Москве стоит с коротких фактов, историй, связанных с развитием столицы, а также ее достопримечательностей.
Основание столицы
Москва – это огромный красивый город с особой атмосферой, уникальным прошлым и многовековыми традициями. Ежедневно в него приезжает большое количество людей с разных городов и стран, для учебы и работы, а также осмотреть достопримечательности.
Сегодня Москва является столицей России. Впервые о ней упоминается в 1147 году, как о селе Москове. Согласно древним летописям, великий князь Юрий Долгорукий приказал обнести маленькое поселение, которое находилось на возвышенности, где сливались две реки – Москва-река и Неглинка, высокой деревянной стеной (городом). Стену окружил глубоким рвом и прозвал это место Москвой-градом.
Основанный город благоприятно отразился на жителях. Он был очень удобно расположен, поскольку через него шли крупные торговые пути. Это способствовало дальнейшему росту и развитию Москвы.
По решению князя Ивана Калиты Москва становится столицей Руси в 1328 году. К этому времени территория города стала больше, значительно увеличилась численность населения.
Князь Дмитрий Донской приказал снести старые деревянные стены и возвел вместо них новые из белого камня. С этого момента Москву стали называть Белокаменной.
Культурное развитие Москвы
Москва имела статус столицы до 1712 года, после чего Петр I присвоил его Санкт-Петербургу. Вернули его только после 1917 года. Но за это время Москва продолжала развиваться во всех направлениях. Был открыт Московский государственный университет (МГУ) при непосредственном участии великого ученого М. В. Ломоносова. Появились две гимназии – одна для дворянских детей, а вторая – для детей разночинцев и купцов.
Огромное горе для жителей Москвы принесла война 1812 года, когда город полностью был уничтожен пожаром. Однако после победы русской армии над войском Наполеона его восстановили. Так Москва снова стала культурным и экономическим центром.
Сегодня часть древнего города расположена в самом центре столицы. К ней относят исторические здания, усадьбы и другие объекты. На территории Кремля расположены религиозные строения, которые известны во всем мире: Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы.
В мегаполисе открыто более 60 театров, около 100 музеев, 75 высших учебных заведений, галерей. Для москвичей и гостей столицы работают свыше 4000 библиотек, в том числе и известная «Ленинка» (Библиотека имени Ленина).
Уникальна московская система транспорта, которая включает вокзалы железной дороги, аэропорты, городской транспорт, метро. Некоторые станции метрополитена являются памятниками архитектуры. Метро продолжает развиваться и ежегодно открывает новые станции для пассажиров.
Правительство Москвы делает все возможное для комфортного проживания москвичей и гостей столицы. Инфраструктура развивается, и город становится более современным и практичным.
Достопримечательности
Москва – огромный город и увидеть все достопримечательности за один день невозможно. Красивых и значимых мест в столице большое количество: памятники старины, музеи, парки и красивые места:
- Главная достопримечательность столицы – Красная площадь и Кремль. Территория Московского Кремля обнесена высокой стеной из красного кирпича и башнями. На самой большой башне, которая называется Спасской, находятся часы. Внутри расположены церкви, музеи, памятники, а также здания, где работает президент России и правительство. Здесь находится Царь-колокол и Царь-пушка. Такое название они носят из-за огромного размера.
- Не менее значимая достопримечательность – Александровский сад. Он находится рядом с Кремлем. Это очень красивый парк, разделенный на 3 зоны. В парке уютные аллеи, красивое освещение и скамейки для отдыха. Его строительство началось в период восстановления Москвы после пожара.
- ВДНХ – огромный выставочный комплекс. Его посещает каждый турист, приехавший в Москву. На территории расположены музеи, экспозиции, разнообразные выставочные павильоны. Там регулярно проводят культурно-развлекательные мероприятия. Сюда приходят, чтобы посетить самый большой в Европе океанариум и центр изучения морей и океанов.
- Останкинская телебашня имеет 45 этажей. Экскурсии на нее проводят опытные гиды, которые рассказывают интересные факты об истории создания этой достопримечательности. Внутри можно купить напитки и посмотреть на Москву сверху. Ежегодно сюда стекаются туристы со всего мира.
- История самого большого универмага (ГУМ) началась с XVIIII века. В то время на Красной площади на месте современного ГУМа развернулись торговые места. В советское время этот магазин считался самым главным в стране. Сегодня в ГУМе свою продукцию представляют известные мировые торговые марки.
- Арбат – центральная городская улица. Именно она передает всю неповторимую атмосферу города. По ней гуляют люди, уличные музыканты играют на инструментах и поют, а художники представляют публике свою работу. Здесь когда-то жили и творили многие знаменитые люди нашей страны.
В столице множество смотровых площадок. Нужно посетить хотя бы одну, чтобы увидеть Москву с высоты птичьего полета. Самая популярная – Воробьевы горы. Она находится рядом с МГУ. Посещение этой площадки оставляют неизгладимые впечатления от просмотра красот города.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 42 «Карусель» 141069, Московская область, г. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д.15 А тел. 8(498)719-00-42 |
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Москва – столица России»
Воспитатель: Паникаровская С.К.
Королёв, 2016
Цель: формирование у детей представлений об образе Родины и о её столице – городе Москве.
Задачи:
1. Развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение;
2. Закреплять знания о видах транспорта (воздушный, водный, наземный, подземный);
3. Дать первоначальные представления о Москве, как главном городе страны;
4. Познакомить с символическими знаками страны и её столицы (флаг, герб, гимн);
5. Закреплять умения согласовывать существительное с глаголом;
6. Познакомить детей с картой мира;
7. Учить проводить горизонтальные линии;
8. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине.
Оборудование:
1. Детская карта мира – 1шт.;
2. Презентация по слайдам с видами Москвы;
3. Демонстрационный материал «Москва», «достопримечательности Москвы»;
4. Изображение флага Москвы;
5. 2 листа А4 с изображением триколора;
6. Изображение герба России (1 шт.);
7. Изображение герба Москвы (1 шт.);
8. Рисунок флага и герба Москвы – разрезанные на 4 части (воспитатель готовит заранее рисунки. Рисует на плотном картоне);
9. Бумага для рисования А4 разрезанная пополам (по количеству детей). Конструируем флаг России (длина листа 21 см., ширина 15 см. На листе расположенном горизонтально заранее прорисованы 3 полоски шириной 5 см каждая. С левого края листа отмеряем 3 см., загибаем край листа, на оборотную сторону. Потом приклеиваем краешек листа, оставляя отверстие для трубочки).
10. Гуашь красного, синего цвета, слегка разведенная (по количеству детей);
11. Кисточки № 5 для рисования (по количеству детей);
12. Стаканчики – непроливайки (по количеству детей);
13. Коктейльные трубочки (по количеству детей);
14. Влажные салфетки – 1 шт.;
15. Картинки с изображением видов транспорта;
16. Магнитофоны – 1 шт.;
17. Фонограмма музыки О. Газманова «Москва», спокойная музыка, динамичная музыка для детей, фонограмма гимна России.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, мы опять с вами встретились и очень рады этой встрече. Давайте поприветствуем друг друга, покажем как мы рады снова встретиться все вместе.
Приветствие «Чуткие руки»
Что за чудо — чудеса – раз рука и два рука
(поднимают вверх сначала одну, потом другую руку)
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая.
(смотрит на одну, потом на другую ладонь)
И скажу вам не тая:
Руки всем нужны, друзья.
(хлопают в ладоши)
Сильные руки не бросятся в драку
(Согнутые в локтях руки развести в стороны)
Добрые руки погладят собаку.
(гладят свою одну руку, затем другую)
Умные руки умеют лечить,
(гладят щеки)
Чуткие руки умеют любить.
(берутся за руки)
Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Ответы детей)
Послушайте стихотворение.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть Родина своя.
Для ивушки, плакучей, нет реченьки милей,
Для беленькой березки опушки нет родней.
Есть ветка у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть Родина своя.
Страну, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные Россией мы зовем.
Игра в движении «Здравствуй, Родина моя»
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовет.
(руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Выхожу из дома я:
— Здравствуй, улица моя!
(потянуть руки вперед)
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
(помахать руками, словно птицы)
Травы шепчут мне в пути:
— Ты скорей, дружок, расти!
(поднять руки вверх, потянуться на носочках)
Отвечаю травам я,
(опустить руки вниз, покачать из стороны в сторону)
Отвечаю ветру я,
(поднять руки вверх, покачать ими над головой)
Отвечаю солнцу я:
(протянуть руки вверх)
— Здравствуй, Родина моя!
(руки вперед и в сторону)
Воспитатель: У каждого человека есть Родина, то место, где он родился и живет. И каждый человек любит свою Родину.
Воспитатель предлагает детям познакомиться с картой.
Воспитатель: Это карта мира. В мире есть много стран и все они разные. Какие вы знаете страны?
Воспитатель не дает готового ответа, дает детям самостоятельно подумать. Если дети не ответили, показывает и называет страны сам.
Воспитатель: Наша страна самая большая. Как она называется? (Показывает. Ответы детей: Россия).
Как можно назвать людей, живущих в России? (Ответы детей: россияне). Да, ребята, мы россияне.
Если дети затрудняются ответить, воспитатель отвечает сам, затем просит детей повторить слово хором и запомнить его.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какие люди живут в нашей стране? (Ответы детей: добрые, хорошие, маленькие, большие, красивые …). Наша страна объединяет многих людей. Приезжая к нам, они говорят на одном языке, отмечают общие праздники, и если понадобится, то защищают нашу Родину. Наша страна, богата народными играми, и в одну из них, мы сейчас поиграем.
Игра «Золотые ворота»
Часть детей становится в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорит слова:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие ускоряют шаг, а ловящие меняют скорость речитатива. (Дети играют 2 – 3 раза).
Воспитатель: В нашей стране есть много городов. Какие города вы знаете? (Ответы детей). А какой главный город в России? (Ответы детей: Москва). Правильно, Москва – это самый главный город нашей Родины. Главный город страны, называют Столицей. Столица России – Москва. Она является самым большим городом в стране. В Москве находится правительство, главное телевидение и радио, главные банки, главные памятники страны, самый большой цирк, много театров и музеев.
Воспитатель приглашает детей к компьютеру, на котором идет демонстрация слайдов с достопримечательностями Москвы. Воспитатель показывает видео презентацию о Москве.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста сюда и посмотрите, какая она Москва.
Воспитатель во время демонстрации слайдов, читает стихотворение:
Чудесный город есть на свете!
И всем столицам он глава!
Для нас, он лучший на планете
Любимый город наш – Москва.
Воспитатель: Москва очень красивый город. Её дома, дворцы, памятники строили самые лучшие архитекторы. Её соборы расписывали самые лучшие художники. В музеях и галереях Москвы хранятся сокровища русских мастеров. Народ издавна пел о Москве песни, рассказывал сказки, пословицы и поговорки. Москву называли: «Дорогая столица», «Золотая Москва», «Матушка Москва», «Сердце нашей Родины». Со всех стран мира съезжаются в Москву туристы, чтобы полюбоваться красивым городом. В Москве много улиц и площадей.
Физкультурная минутка
Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем.
(маршируют)
Звонко песенку поем.
(хлопают в ладоши)
Ноги ровно поднимаем
(маршируют, вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре,
Повернулась голова
(поворачивают голову влево, поворот туловища, остановиться)
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
(бегают по кругу)
Воспитатель: Главная площадь города, называется Красная площадь. В старину слово «красное» значило красивое, главное. Ребята, кто из вас был на Красной площади? Что вы там, видели? (Ответы детей: много больших башен, большие часы – куранты, красивое красное здание, людей, которые говорили на другом языке, стены из красного камня и т. д.).
Воспитатель: Какие вы наблюдательные! Много всего увидели на Красной площади! Молодцы, ребята! У каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. Посмотрите, так выглядит флаг России (Показывает флаг). Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Ответы детей: белый, синий, красный). Белый цвет – цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет – это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы, мужества, героизма.
Игра «Сложи картинку»
Дети делятся на две команды и под ритм музыки О. Газманова «Москва» (компакт-диск «Я живу в России», выпуск I программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплунова), начинают складывать картинки. Одна команда складывает картинку с изображением Российского флага, другая с изображением герба.
Воспитатель: Отличительным знаком страны является гимн – это торжественная песня, в которой народ славит свою страну. Герб также относится к отличительным знакам государства.
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
(показывает герб России)
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Воспитатель с детьми рассматривают изображения герба. Слова воспитатель сопровождает показом.
Воспитатель: Золотой двуглавый орёл, на фоне красного щита, означает силу и непобедимость нашей страны. У орла две головы, это означает, что наше государство большое и единое. В нем живут люди разных национальностей. Над головами орла – короны. Это означает, что Россия живет по своим Законам. Орёл держит скипетр – символ власти и державу – золотой шар, знак могущества, единства. На груди орла изображение всадника – это Святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, с копьем в руке побеждает черного дракона. Черный дракон – это символ зла. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу над злом.
Потом воспитатель показывает герб Москвы. Дети рассматривают его.
Воспитатель: Существует легенда о том, что давным-давно на нашу страну напал змей, который хотел уничтожить всех жителей Руси. Тогда на помощь пришёл русский воин Георгий Победоносец. Он сразился со змеем и победил его. И вот на гербе Москвы изображен Георгий Победоносец поражающий змея копьем. Черный змей – это символ зла. Верный конь топчет дракона копытами. Герб Москвы, также как и герб России, символизирует победу добра над злом.
Физкультурная минутка «Богатыри»
Богатырь – вот он каков:
(показывают «силача» кулачки к плечам)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(имитируют движения, «натягивая» тетиву лука)
Метко палицу бросал,
(бросают правой и левой рукой)
На границе стоял,
(поза солдатика)
Зорко – зорко наблюдал,
(«смотрят в бинокль»)
Подрастем, мы и, смотри,
(поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
(показывают «силача», кулачки к плечам)
Рисование «Российский флаг»
Воспитатель читает фрагмент стихотворения о Российском флаге.
Российский флаг – Отечество и братство.
Российский флаг – священной веры флаг.
Российский флаг – наш символ и богатство.
Российский флаг – к победам смелый шаг!!!
Рисование «Флаг России»
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и нарисовать триколор. Образец готового флага у воспитателя (подробности о подготовке материала см. в оборудовании). Воспитатель, объясняет детям, последовательность работы. Напоминает, что верхняя полоска триколора белого цвета (ее мы не трогаем), внутренняя – синего цвета, и нижняя полоска – красного цвета.
Звучит спокойная музыка, дети начинают рисовать. Воспитатель и ассистент воспитателя помогают при необходимости. После рисования, ассистент воспитателя, вытирает детям руки влажной салфеткой.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые флаги получились. Ребята, Москва – город большой. Чтобы добраться из одного района Москвы в другой, люди пользуются транспортом. Есть несколько видов транспорта: надземный, подземный, воздушный, речной. Назовите их пожалуйста (ответы детей).
Дидактическая игра «Какой транспорт»
Воспитатель подводит детей к столу, на котором разложены картинки с различными видами транспорта.
Воспитатель: Выберите и дайте мне картинки, на которых изображен наземный транспорт. Молодцы!
А теперь найдите речной транспорт. Посмотрим, что осталось у нас на столе (Ответы детей: самолёт, вертолёт). Какой это транспорт? (Ответы детей: воздушный).
Молодцы! Вы справились с заданием. Какой в Москве самый востребованный вид транспорта? (Ответы детей: метро). Да, верно, это метро. Московской метро самое большое в мире (Показывает слайд). В метро нас везет волшебная лестница, она называется – эскалатор, посмотрите на экран, пассажиры спускаются под землю и поднимаются наверх. В метро нужно быть предельно внимательным: во время движения на эскалаторе, вовремя встать на ступеньку, в поезде не прислоняться к двери, не толкаться, вести себя спокойно и внимательно.
Воспитатель: А вот и поезд в метро. Он возит пассажиров в нужном для них направлении. Ребята, а вы знаете, чем отличается поезд в метро, от обычного поезда? (Ответы детей: тем, что поезд в метро ездит под землей). Метро – это подземный вид транспорта.
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы внимательно ее послушайте и отгадайте.
Город самый главный,
Самый дорогой,
Город нашей славы,
Вечно молодой,
С городом этим трудно сравниться
Главный в стране он, это …
(ответы детей: Москва — столица)
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: Я буду произносить предложения, а вы закончите его словом Москва.
Столица нашей Родины называется … (Москва)
Нет города в России главнее матушки … (Москвы)
Мы сегодня гуляли по … (Москве)
Я люблю мою красавицу … (Москву)
Все люди гордятся красавицей … (Москвой)
Мы сегодня говорили о … (Москве)
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине – России, и о столице нашей Родины – Москве. О том, что в Москве много достопримечательностей. Познакомимся мы с ними на наших следующих занятиях.
Воспитатель: А сейчас нас с вами ждут сок и фрукты, полезные продукты.
Чтобы здоровым, сильным быть,
Водой ручки надо мыть,
Перед каждою едой,
Здесь совет вам всем простой!
Москва — столица огромной страны под названием Россия.
Первое летописное упоминание о Москве (село Москова) относится к 1147 году. В то время на территории нынешней Москвы, на пути от Москвы-реки к Клязьме, по рекам Неглинке и Яузе был разбросан ряд сел, принадлежащих боярину Кучке.
Согласно летописи, в 1156 году князь Юрий Долгорукий обнес небольшое поселение, расположенное на высоком мысе при слиянии Москвы-реки и реки Неглинки, крепкой деревянной стеной («городом»), окружил рвом и прозвал его «Москва-град». Это был маленький городок, занимавший только крайний юго-западный угол нынешнего Кремля. Вокруг «города» шумел бор, о котором напоминает название Боровицких ворот Кремля.
Удобное географическое положение Москвы, лежащей на пересечении торговых путей, которые вели в Тверь (по Тверской), во Владимир и Ярославль (по Сретенке), на восток (по Солянке), на юг – в Орду (по Ордынке), в Смоленск (через Чертолье) способствовало её дальнейшему росту.
В 1328 году князь Иван Калита сделал Москву столицей. Его заслуга, прежде всего, состояла в том, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Это сразу сделало Москву духовной столицей Руси.
Прошло несколько веков. Нынешняя Москва – это город мирового значения, крупнейший исторический, экономический, транспортный, культурный центр.
Москва — это город-гигант, с богатым историческим прошлым, со своими уникальными, многовековыми традициями, неповторимой аурой.
Бельгийский поэт Эмиль Верхарн писал: «Вся Москва кажется мне огромным музеем на вольном воздухе…».
Осмотр Москвы, как правило, начинается с Красной площади и Кремля, история которых тесно связана с историей Москвы. Красная площадь – центральная площадь столицы, а Кремль, с которого и началась земля московская — главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города.
На Красной площади находится одно из самых замечательных созданий древнего русского зодчества – Покровский собор, или храм Василия Блаженного. Собор выстроен в 1554-1560 годах при царе Иване Грозном. Напротив собора – Лобное место, отделанное при Екатерине II архитектором Казаковым. Отсюда объявлялись народу царские указы. Здесь же, рядом с Покровским собором, находится памятник Минину и Пожарскому, сделанный по проекту художника Мартоса и отлитый художником Екимовым.
Богата Москва красотами, достопримечательностями, местами, заслуживающими особого внимания. Живут в ней бок о бок старое и новое, большое и малое, скромное и роскошное.
Город растет, меняется. И только историю не изменить. Она вечна.
Основание столицы
Москва – это огромный красивый город с особой атмосферой, уникальным прошлым и многовековыми традициями. Ежедневно в него приезжает большое количество людей с разных городов и стран, для учебы и работы, а также осмотреть достопримечательности.
Сегодня Москва является столицей России. Впервые о ней упоминается в 1147 году, как о селе Москове. Согласно древним летописям, великий князь Юрий Долгорукий приказал обнести маленькое поселение, которое находилось на возвышенности, где сливались две реки – Москва-река и Неглинка, высокой деревянной стеной (городом). Стену окружил глубоким рвом и прозвал это место Москвой-градом.
Основанный город благоприятно отразился на жителях. Он был очень удобно расположен, поскольку через него шли крупные торговые пути. Это способствовало дальнейшему росту и развитию Москвы.
По решению князя Ивана Калиты Москва становится столицей Руси в 1328 году. К этому времени территория города стала больше, значительно увеличилась численность населения.
Князь Дмитрий Донской приказал снести старые деревянные стены и возвел вместо них новые из белого камня. С этого момента Москву стали называть Белокаменной.
Интересное о советской Москве
Рассматривая советский период, можно узнать очень интересные факты про Москву:
- За время существования СССР территория города увеличилась более чем в 5 раз.
- Москва была провозглашена столицей Советского Союза в 1922 году.
- Знаменитая газировка из автомата в столице стоила всего лишь 1 копейку, а если с добавлением сиропа – 3. Несмотря на то, что в стране был острый дефицит, стаканчики никогда не воровали, а ополаскивали в фонтанчике и возвращали на место.
- Московское метро начали строить в 30-х гг., хотя первые проекты возникли еще до Октябрьской революции. Следует отметить, что на сегодняшний день почти каждая станция не раз переименовывалась. На начальном этапе существования метро были остановки с интересными названиями: «Колхозная» (ныне «Сухаревская»), «Мир» (сейчас «Алексеевская»).
- Новые номера газет выходили дважды за сутки, и их сразу разносили по почтовым ящикам. Также информацию о всех событиях можно было почерпнуть со специальных уличных стендов.
Культурное развитие Москвы
Москва имела статус столицы до 1712 года, после чего Петр I присвоил его Санкт-Петербургу. Вернули его только после 1917 года. Но за это время Москва продолжала развиваться во всех направлениях. Был открыт Московский государственный университет (МГУ) при непосредственном участии великого ученого М. В. Ломоносова. Появились две гимназии – одна для дворянских детей, а вторая – для детей разночинцев и купцов.
Огромное горе для жителей Москвы принесла война 1812 года, когда город полностью был уничтожен пожаром. Однако после победы русской армии над войском Наполеона его восстановили. Так Москва снова стала культурным и экономическим центром.
Сегодня часть древнего города расположена в самом центре столицы. К ней относят исторические здания, усадьбы и другие объекты. На территории Кремля расположены религиозные строения, которые известны во всем мире: Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы.
В мегаполисе открыто более 60 театров, около 100 музеев, 75 высших учебных заведений, галерей. Для москвичей и гостей столицы работают свыше 4000 библиотек, в том числе и известная «Ленинка» (Библиотека имени Ленина).
Уникальна московская система транспорта, которая включает вокзалы железной дороги, аэропорты, городской транспорт, метро. Некоторые станции метрополитена являются памятниками архитектуры. Метро продолжает развиваться и ежегодно открывает новые станции для пассажиров.
Правительство Москвы делает все возможное для комфортного проживания москвичей и гостей столицы. Инфраструктура развивается, и город становится более современным и практичным.
Интересно о современности
Какие интересные факты о Москве современной можно рассказать детям?
- Современный деловой район «Москва-Сити» возник только в начале 2000-х годов.
- Кремль – самая большая европейская крепость, сохранившаяся до наших времен.
- Монумент Победы – самый высокий столичный памятник.
- В 1994 г. был введен закон, действующий до сих пор, запрещающий собакам лаять с 11 вечера до 7 утра. Если хозяева не уследили за своим питомцем, на них накладывается штраф.
- В Москве проживает самое большое количество миллиардеров в мире. На втором месте по этим показателям находится Нью-Йорк.
- Самой высокой телебашней в Европе является Останкинская, расположенная в столице России.
Достопримечательности
Москва – огромный город и увидеть все достопримечательности за один день невозможно. Красивых и значимых мест в столице большое количество: памятники старины, музеи, парки и красивые места:
- Главная достопримечательность столицы – Красная площадь и Кремль. Территория Московского Кремля обнесена высокой стеной из красного кирпича и башнями. На самой большой башне, которая называется Спасской, находятся часы. Внутри расположены церкви, музеи, памятники, а также здания, где работает президент России и правительство. Здесь находится Царь-колокол и Царь-пушка. Такое название они носят из-за огромного размера.
- Не менее значимая достопримечательность – Александровский сад. Он находится рядом с Кремлем. Это очень красивый парк, разделенный на 3 зоны. В парке уютные аллеи, красивое освещение и скамейки для отдыха. Его строительство началось в период восстановления Москвы после пожара.
- ВДНХ – огромный выставочный комплекс. Его посещает каждый турист, приехавший в Москву. На территории расположены музеи, экспозиции, разнообразные выставочные павильоны. Там регулярно проводят культурно-развлекательные мероприятия. Сюда приходят, чтобы посетить самый большой в Европе океанариум и центр изучения морей и океанов.
- Останкинская телебашня имеет 45 этажей. Экскурсии на нее проводят опытные гиды, которые рассказывают интересные факты об истории создания этой достопримечательности. Внутри можно купить напитки и посмотреть на Москву сверху. Ежегодно сюда стекаются туристы со всего мира.
- История самого большого универмага (ГУМ) началась с XVIIII века. В то время на Красной площади на месте современного ГУМа развернулись торговые места. В советское время этот магазин считался самым главным в стране. Сегодня в ГУМе свою продукцию представляют известные мировые торговые марки.
- Арбат – центральная городская улица. Именно она передает всю неповторимую атмосферу города. По ней гуляют люди, уличные музыканты играют на инструментах и поют, а художники представляют публике свою работу. Здесь когда-то жили и творили многие знаменитые люди нашей страны.
В столице множество смотровых площадок. Нужно посетить хотя бы одну, чтобы увидеть Москву с высоты птичьего полета. Самая популярная – Воробьевы горы. Она находится рядом с МГУ. Посещение этой площадки оставляют неизгладимые впечатления от просмотра красот города.
Интересные факты о Москве в период Второй мировой войны
- В 1941 г. Кремль, как и многие другие достопримечательности столицы, был замаскирован. Уже в день объявления войны над городом появился самолет вермахта. Немцам удалось сделать множество снимков и составить точную карту столицы СССР. Это привело к острой необходимости изменить Кремль до неузнаваемости. Сюда были отправлены целые отряды художников и архитекторов во главе с Б. Иофаном. В итоге в конце июня Кремль походил на обычный жилой квартал. Золотые купола были спрятаны, башни перекрашены, а на площади и спусках появились макеты домов.
- Важным событием в годы Второй мировой стала битва за Москву. Интересные факты о ходе военных действий нужно знать не только взрослым, но и школьникам. В этой битве участвовало более 7 миллионов человек. Это превышает количество людей, вовлеченных в Берлинскую операцию. Также важно знать то, что блицкриг (немецкий план по быстрому наступлению и взятию всей территории СССР) был сорван именно в ходе битвы за Москву.
Немного об интересных людях
Детям будет интересно узнать о знаменитых людях, родившихся или проживавших в Москве:
- Александров А. В. – знаменитый композитор. Родился в Москве. Известен как автор гимна СССР.
- Ахматова А. А. – знаменитая русская поэтесса. Проживала в Москве с 1918 года. С этим городом она была тесно связана, так как в одной из столичных тюрем находился ее сын.
- Брюс Я. В. – самый образованный человек в стране во времена Петра I. Он первым составил точную карту территории Российской империи.
- Репин И. Е. – знаменитый русский живописец. Переехал в столицу в 23-летнем возрасте.
Эти и многие другие люди (среди них — Паустовский К. Г., Раневская Ф. Г., Некрасов Н. А., Пастернак Б. Л., Маяковский В. В., Менделеев Д. И., Булгаков М. А.) творили историю современной столицы России.
Интересные факты о природе и искусстве в Москве
Родителям, рассказывая интересные факты о Москве для детей, не стоит упускать информацию о природных ресурсах и развитии культуры в городе:
- Самый крупный зоопарк России расположился в столице. Он был основан в XIX в.
- В Москве можно найти огромное количество парков. Самым старым считается Александровский сад.
- Российская государственная библиотека, находящаяся в Москве, по своей коллекции книг уступает только Вашингтонской национальной библиотеке Конгресса.
- Самые старинные часы в городе – куранты Кремля.
- В Москве около полутысячи музеев. Но, к сожалению, они чаще всего открывают свои двери для гостей столицы, а не для местных жителей.
- Самое старинное городское здание, сохранившееся до наших дней, – Успенский собор.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Первые сведения о Москве
Впервые о Москве упоминается в исторических документах как о селе Москово. Записи относятся к 1147 году. Данное село относилось к поселениям, расположенным вдоль рек Неглинка и Яуза. Одно из поселений которое находилось в районе, где река Неглинка впадает в Москву-реку, в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого было обнесено массивной деревянной стеной и окружено рвом. Крепость получила название Москва-град.
Незадолго до основания города влияние Киева начало ослабевать. Русские князья переставали подчиняться централизованной власти. В связи с этим киевский князь Юрий Долгорукий решил вступить в переговоры с князем Святославом, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Встреча состоялась на том месте, где находится сейчас Москва. После военного совета князем Юрием Долгоруким было принято решение заложить на этом месте крепость.
Князь Юрий Долгорукий официально в истории считается основателем Москвы. Территория городка находилась в районе крайнего юго-западного угла сегодняшнего Кремля. Город был окружен лесом (бором), поэтому одни из Кремлевских ворот получили название Боровицких.
Основание Москвы положительно отразилось на духовной жизни местного населения, которое в то время находилось под влиянием языческих культов. Князь Юрий Долгорукий известен тем, что содействовал обращению людей в христианскую веру.
Преимущества географического положения города
Территориальное положение недавно основанного города было очень удобно. Москва находилась на пересечении важнейших в то время торговых магистралей, таких как:
- Тверская, ведущая в Тверь;
- Сретенка, лежавшая на пути во Владимир и Ярославль;
- Солянка, простиравшаяся на Восток;
- Ордынка, ведущая на юг в Орду;
- Чертолье, лежавшая на пути в Смоленск
Такое большое количество торговых путей, проходящих через Москву, благоприятно отразилось на ее дальнейшем росте и развитии.
Москва – столица
Москва стала столицей Русского государства 1328 году по решению князя Ивана Калиты. Он же перевел в Москву митрополичью кафедру, бывшую до этого во Владимире. Таким образом, город стал не только политической, но и духовной русской столицей.
Территория города значительно увеличилась, а старые деревянные стены по приказу князя Дмитрия Донского были заменены на новые из белого камня, благодаря чему Москву стали называть Белокаменной. В IV веке Кремль был перестроен и его стены возведены заново, уже из красного кирпича.
Культурное развитие
Москва пробыла столицей до 1712 года, когда по решению Петра I данный статус был присвоен Санкт-Петербургу и возвращен Москве только в 1918 году после прихода к власти большевиков (в ходе революции 1917).
Потеря статуса не оказало существенного влияния на культурное развитие города. Здесь выдающимся ученым М. В. Ломоносовым был основан Московский Государственный университет (МГУ), открыты две гимназии – одна для детей дворян, а другая для детей купцов и разночинцев. Также в Москве издавались различные газеты и журналы, и в XVIII веке публицистика здесь достигла своего расцвета.
Москва в XIX веке
Одним из самых значительных и печальных для Москвы событий этого периода стала война 1812 года. После Бородинского сражения командованием русской армии было принято решение сдать город французам, что вызвало волну народного возмущения. Город был полностью уничтожен пожаром, и это привело к еще большему сопротивлению русского народа неприятелю.
После победы русских войск над наполеоновскими войсками Москва была восстановлена заново в рекордно короткий срок и вновь стала культурным и духовным центром государства.
Начать небольшой рассказ о Москве для 1 класса можно о том, что этот город является столицей России и самый большой город страны. В нём работает президент и правительство. Каждый день сюда приезжают тысячи туристов, чтоб посмотреть на величие, красоту, достопримечательности, посетить музеи и театры и просто погулять.
Оглавление:
- Расположение и краткая история
- Сердце столицы — Кремль
- Московский метрополитен
- Знаменитый зоопарк
- Достопримечательности Москвы
Расположение и краткая история
В азбуке первоклассника при изучении буквы «М» детям предлагают для примера слова, почётное место среди которых занимает «Москва». Младшие школьники должны знать, что город расположен на Москве-реке в Европейской части России. Название со старославянского языка переводится как «мокрый, топкий». Коротко о слове «Москва» каждый школьник может написать сообщение. Город расположен по обоим берегам Москвы-реки. Кроме неё, на территории находится ещё более двух десятков рек, различных водоёмов.
Дать точный ответ первокласснику, когда началась история города нельзя. Известно, что первыми жителями Москвы были вятичи в конце I тысячелетия нашей эры. И всё же датой основания города является 1147 год, когда князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов друзей и союзников. После этого территория города увеличивалась в несколько раз, строились все новые укрепления. Все здания были деревянными. Первые каменные постройки появились при князе Иване Даниловиче Калите.
Ученикам первого класса будет интересно узнать, что в XV веке Москва стала столицей Русского государства. Стала развиваться промышленность, различные ремёсла — производства тканей, кожи, украшений, строительство и архитектура. Расширялись территории города.
С 1605 года началось Смутное время для города и государства в целом. Значимым событием в истории было восстание во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. В результате чего Москва была освобождена от поляков.
С 1613 года начала править государством династия Романовых. В это время достраивается Московский Кремль. В рассказе о Москве для младших школьников по окружающему миру нельзя не упомянуть о событиях 1812 года, когда город был сожжён Наполеоном. Сгорело тогда больше 80% зданий. На восстановление ушло более тридцати лет. Был построен храм Христа Спасителя. Первый трамвай появился в конце XIX века.
Сердце столицы — Кремль
В небольшом рассказе о Москве обязательно нужно рассказать про это историческое сооружение. Издавна кремлём на Руси называли крепость, которая защищала от врагов. Московский Кремль — самая большая крепость в Европе. За его стенами находятся музеи и правительственные здания. До сих пор ведутся археологические работы.
Высота стен от 5 до 19 метров. Сооружение имеет 20 башен, с которых удобно было наблюдать за подступами к крепости, в некоторых из них есть ворота. Угловые башни имеют круглую форму, а все остальные четырёхугольную. Главная башня — Спасская, считается святыми воротами. Все дети школьного возраста наверняка знают, что именно эту башню с часами видит вся страна в Новогоднюю ночь.
Возле одной из кремлёвских стен расположен знаменитый мавзолей Ленина — памятник-усыпальница, где хранится тело Владимира Ильича Ленина. От него выстраиваются очереди желающих посмотреть на вождя. Рядом находится Некрополь, где захоронены важные деятели страны.
Московский метрополитен
Имеет смысл включить в рассказ о Москве для детей 1 класса небольшое сообщение о метро. Одно из главных достояний России Советской эпохи. Московский метрополитен — это музей, который непосредственно связан с историей развития города.
Открылось метро 15 мая 1935 года, заработали первые 13 станций. В годы войны метрополитен служил жителям Москвы бомбоубежищем — были даже открыты магазины, парикмахерские, библиотеки. Под землёй рождались дети.
В 50—80-е годы строительство новых станций и веток активно продолжалось. Архитектура метро выделялась своей монументальностью. Станции «Театральная», «Маяковская» называли шедеврами. Кольцевая линия украшена скульптурой, живописью, неповторимыми светильниками. И сегодня метрополитен растёт, всё больше станций появляется за пределами столицы.
Знаменитый зоопарк
Один из старейших зоопарков Европы. Открылся в 1864 году. В нём было около 300 видов домашних и диких животных и пресмыкающихся. Основной целью было — показать людям нашу российскую фауну:
- лисиц;
- волков;
- хорьков;
- барсуков;
- зайцев;
- белок;
- куниц;
- оленей;
- со́колов;
- ястребов;
- сов;
- журавлей;
- уток;
- цапель.
Зоосад занимался также разведением породистых домашних животных. На выставках можно было не только посмотреть на них, но и приобрести.
Животных для зоопарка покупали, отправлялись за ними в экспедиции, а также принимали в дар от высокопоставленных особ. Состоятельные москвичи активно участвовали в строительстве новых зданий.
Жители столицы всегда любили зоопарк и регулярно его посещали. Работал даже во время войны. В послевоенные годы продолжал заниматься просветительской и научной работой. Сотрудничали в зарубежными зоопарками, работали над разведением редких видов в неволе.
С 1990 года в зоопарке началась грандиозная реконструкция по инициативе мэра Лужкова и в 1997 году состоялось открытие. Для детей с 1927 года работает кружок юных биологов, есть детский театр «Тик-так», при котором существует театральная студия. В настоящее время зоопарк насчитывает более 10 тысяч животных. Является четвёртым по размерам зоопарком в России и входит в десятку самых посещаемых в мире.
Достопримечательности Москвы
Есть очень много мест в городе, которые рекомендуют посетить каждому туристу. Некоторые из них будет полезным перечислить в маленьком рассказе про Москву для 1 класса:
- Александровский сад — парк вдоль одной из стен Кремля.
- Алмазный фонд — уникальное собрание ювелирных украшений, редких камней и самородков.
- Арбат — одна из старейших улиц Москвы, пропитанная особым духом.
- Архангельский собор — белокаменный храм, который до Петра I служил усыпальницей для великих князей.
- Большой театр — главный театр оперы и балета.
- Бункер-42 на Таганке — военный музей.
- ВДНХ — развлекательно-познавательный комплекс.
- Воробьёвы горы — красивое место для отдыха.
- Государственный музей А. С. Пушкина.
- Дом-музей В. М. Васнецова.
- Донской монастырь.
- Измайловский остров — искусственный остров с богатой историей.
Чтобы закрепить полученную информацию, первоклассникам можно составить короткий доклад или написать сочинение об одном из этих мест и придумать свой текст на тему «Рассказ о Москве для 1 класса».