Мотив глухоты в горе от ума сочинение

Учимся у учеников

Михаил Горский


Михаил Горский — ученик 10-го класса московской
школы № 57 (учитель литературы — Надежда Ароновна
Шапиро).

Мотив глухоты в комедии «Горе от ума»

Тема глухоты и взаимного
непонимания, от бытовой глухоты через откровенно
фарсовую к поистине трагической, пронизывает всю
пьесу «Горе от ума».

Действие начинается со сцены, в которой Лиза
зовёт Софью и Молчалина и не может дозваться. Её
“и слышат, не хотят понять”. Эти слова
перекликаются с финальным монологом Чацкого “И
слушаю, не понимаю”. Таким образом, завязка и
развязка пьесы объединены мотивом глухоты даже
по тексту.

Начиная с реплики Лизы “Вы глухи? — Алексей
Степаныч!”, на протяжении всей пьесы звучат
слова: слышат, не слушают, не слышат, затыкаю
уши, “глухота большой порок
”. Многие герои
страдают “глухотой”, но “глухота” эта разной
природы, она объясняется разными
психологическими причинами. Здесь каждый слышит
то, что хочет услышать, герои, придерживающиеся
разных взглядов, не понимают друг друга.

Душевной глухотой отличается Скалозуб. Он глух
ко всему, что не касается “фрунта и рядов”.
Наталья Дмитриевна слышит из речей Платона
Михайловича только то, что хочет услышать. Глуха
и слепа Софья, которая не хочет слышать о
недостатках своего избранника. “Напрасно: это
всё относится к другим”, — восклицает она в
ответ на реплики Чацкого о Молчалине. Фактически
этот смысл имеет каждая её фраза, опровергающая
насмешки над Алексеем Степановичем. И лишь в
конце наступает ужасное прозрение: “Наслушалась
я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь”.

Фамусов, так же как и Софья, глух ко всему, что
происходит в его доме. Даже в конце пьесы, хотя он
и говорит: “…Глупость на меня и слепота напала”,
Павел Афанасьевич не понимает истинного
положения вещей. Глухота Фамусова по отношению к
Чацкому иного свойства. Прежде всего она
происходит от страха за себя, за своё
безмятежно-праздное существование, от страха
перед мнением света, от невозможности понять и
принять образ мыслей Александра Андреевича.
Начиная со второго действия, Фамусов перестаёт
слышать Чацкого. После монолога “И точно, начал
свет глупеть” страх Фамусова перед другим
образом мыслей уже так велик, что он перестаёт
понимать, о чём говорит Чацкий, его реплики не
отвечают репликам собеседника, их диалог
начинает напоминать разговор двух глухих.
Фамусов уже слышит только себя, а затем и вовсе
затыкает уши. “Добро заткнул я уши”, —
восклицает он, а далее: “Не слушаю, под суд!”

Страх перед новизной речей, свободомыслием
Чацкого заставляет и всё фамусовское общество
легко поверить в сумасшествие Чацкого и не
слышать смысла его речей. В какие-то моменты его
перестают слушать совершенно демонстративно,
например, когда он произносит монолог про
“французика из Бордо”. Характерно, что такую же
реакцию вызвала речь Чацкого и перед другими
представителями московского дворянства. “Я…
готовил им ответ громовый; но все оставили меня”,
— вспоминает он.

Это непонимание носит агрессивный характер,
недаром на все свои реплики Чацкий слышит от
Фамусова, Софьи и их гостей всё более резкие
ответы, а затем и оскорбления. Глухота
фамусовского общества по отношению к мыслям,
высказываемым Чацким, непонимание старым нового
— главная мысль комедии, конфликт московского
дворянства и прогрессивно мыслящих людей —
главное идеологическое противостояние «Горя от
ума».

Глухота Чацкого — одна из причин его трагедии.
Он, ослеплённый любовью к Софье, не слышит и не
хочет слышать о её чувствах к Молчалину. В ответ
на слова Софьи: “Вот я за что его люблю” — он
упорно повторяет: “Шалит, она его не любит”,
“Она его не уважает”, “Она не ставит в грош
его”.

Чацкий не может найти общего языка ни с одним из
персонажей пьесы. Диаметрально противоположный
образ мыслей ведёт к полной глухоте героев по
отношению друг к другу. Чацкий и Софья, Чацкий и
Молчалин, Чацкий и Фамусов не слышат друг друга,
говорят на разных языках.

Чацкий пылок, горяч, честен, открыт, ему чужды
ложь, лицемерие, интрига, именно поэтому он
единственный не слышит сплетню о своём
сумасшествии, передаваемую всеми гостями. Он
последним узнаёт эту новость: “Что это? Слышал ли
моими я ушами?.. Нелепость обо мне все в голос
повторяют!” Полное осознание сложившейся
ситуации приходит к нему лишь в финале пьесы: “Не
образумлюсь… виноват, и слушаю, не понимаю…”

Грибоедов не случайно вводит в комедию
гротескные, фарсовые образы физически глухих
князя Тугоуховского и графини-бабушки, тем самым
дополняя и усугубляя картину всеобщей глухоты в
пьесе. Фарсова также фигура Репетилова,
рассказывающего среди этой всеобщей глухоты: “Шумим,
братец, шумим”
; ясно, что этого “шума” никто
не слышит.

Итак, в комедии «Горе от ума» мы встречаем
разные виды глухоты: от бытовой, фарсовой, через
глухоту от нежелания слышать то, чего не хочется,
к идеологической глухоте представителей разных
мировоззрений по отношению друг к другу. Вся
пьеса построена на взаимном непонимании,
“неслышании”, пропитана ими от начала до конца.
Мотив глухоты помогает Грибоедову ярче
обрисовать основной конфликт комедии.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума».

    Общество представляет собой группу людей, объединенных общими интересами. Для того чтобы эти люди могли существовать вместе, они должны уметь слушать и слышать друг друга, находить общий язык. Иначе общество не может существовать, оно начинает делиться на части, которые не понимают друг друга. Такое проявление глухоты, характерно для московского общества девятнадцатого века, представленного в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

     В данном произведении мотив глухоты пронизывает все действие комедии. В «Горе от ума» герои являются глухими как в прямом, так и в переносном смысле. Графиня-бабушка не слышит людей в силу возраста, а такие герои как Чадский, Софья и Фамусов не хотят понимать очевидных вещей- в этом состоит их глухота.

     Начиная с первого действия, в котором Лиза пытается достучаться до Софьи, которая ее не слышит, потому что провела всю ночь с Молчалиным и до конца произведения, когда Чацкий говорит с обществом, которое его не слышит, читатель может заметить мотив глухоты.

     Каждый из героев глух по-своему. Во втором действии, у Чацкого с Фамусовым завязывается диалог, в котором поднимается тема Москвы и московского общества, из-за их разницы в восприятие устоявшихся образцов, их мнения оказываются разными. Оба высказали свою точку зрения, но Фамусов не может никак возразить аргументам Чадского, из-за того что у него их просто нет, поэтому он просто закрывает уши руками, чтобы его не слышать. Вероятно он согласен с Чацким, но ему проще не слушать, чем принять его точку зрения, ведь это будет означать, что он согласен с его мнением о московском обществе, то есть и о нем самом, ведь Фамусов является его частью.

     Но и сам Чацкий не всегда слышит собеседника, при разговоре с Софьей, она всячески говорит ему о том, что он ей не интересен(3 действие, 1 явление), также она упоминает Молчалина, говоря, что он чудесный молодой человек. «Вот за что я его люблю» даже такие фразы Чацкий пропускает мимо ушей, он не хочет слышать этого, потому что не хочет поверить в то, что Софья могла влюбиться в такого глупца, как Молчалин.

     В произведении А. С. Грибоедова глухота появляется из-за столкновения прошлого и настоящего. Московское общество того времени имеет единое мнения, одним из представителей которого является Фамусов, он часть социума. Чацкий в свою очередь имеет индивидуальное мнение, которое он высказывает довольно резко. Чацкий пытается открыть глаза тем, кто этого не хочет, то есть пытается донести свою точку зрения, до людей которые его не слышат. Это яркий пример глухоты общества к личности.

     На протяжении всего повествования читатель видит мотив глухоты. В комедии глухота присутствует не только как нежелание слышать собеседника, но и как непонимание его. В произведении глухота присутствует как между персонажами, так и между личностью и обществом в целом. Именно глухота отражает смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Добавил: ustinovaksusha

10392 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Глухота в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Смотрите также по
произведению «Горе от ума»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Тема глухоты и взаимного непонимания, от бытовой глухоты через откровенно фарсовую к поистине трагической, пронизывает всю пьесу “Горе от ума”.

Действие начинается со сцены, в которой Лиза зовет Софью и Молчалина и не может дозваться. Ее “и слышат, не хотят понять”. Эти слова перекликаются с финальным монологом Чацкого “И слушаю, не понимаю”.

Таким образом, завязка и развязка пьесы объединены мотивом глухоты даже по тексту.

Начиная с реплики Лизы “Вы глухи? – Алексей Степаныч!”, на протяжении всей пьесы звучат слова: Слышат, не слушают, не слышат, затыкаю уши, “глухота большой порок “. Многие герои страдают “глухотой”, но “глухота” эта разной природы, она объясняется разными психологическими причинами. Здесь каждый слышит то, что хочет услышать, герои, придерживающиеся разных взглядов, не понимают друг друга.

Душевной глухотой отличается Скалозуб. Он глух ко всему, что не касается “фрунта и рядов”. Наталья Дмитриевна слышит из речей Платона Михайловича только то, что хочет услышать.

Глуха и слепа Софья, которая не хочет слышать о недостатках своего избранника. “Напрасно: это все относится к другим”, – восклицает она в ответ на реплики Чацкого о Молчалине. Фактически этот смысл имеет каждая ее фраза, опровергающая насмешки над Алексеем Степановичем. И лишь в конце наступает ужасное прозрение: “Наслушалась я много, ужасный человек!

Себя я, стен стыжусь”.

Фамусов, так же как и Софья, глух ко всему, что происходит в его доме. Даже в конце пьесы, хотя он и говорит: “…Глупость на меня и слепота напала”, Павел Афанасьевич не понимает истинного положения вещей. Глухота Фамусова по отношению к Чацкому иного свойства.

Прежде всего она происходит от страха за себя, за свое безмятежно-праздное существование, от страха перед мнением света, от невозможности понять и принять образ мыслей Александра Андреевича. Начиная со второго действия, Фамусов перестает слышать Чацкого. После монолога “И точно, начал свет глупеть” страх Фамусова перед другим образом мыслей уже так велик, что он перестает понимать, о чем говорит Чацкий, его реплики не отвечают репликам собеседника, их диалог начинает напоминать разговор двух глухих. Фамусов уже слышит только себя, а затем и вовсе затыкает уши. “Добро заткнул я уши”, – восклицает он, а далее: “Не слушаю, под суд!”

Страх перед новизной речей, свободомыслием Чацкого заставляет и все фамусовское общество легко поверить в сумасшествие Чацкого и не слышать смысла его речей. В какие-то моменты его перестают слушать совершенно демонстративно, например, когда он произносит монолог про “французика из Бордо”. Характерно, что такую же реакцию вызвала речь Чацкого и перед другими представителями московского дворянства. “Я… готовил им ответ громовый; но все оставили меня”, – вспоминает он.

Это непонимание носит агрессивный характер, недаром на все свои реплики Чацкий слышит от Фамусова, Софьи и их гостей все более резкие ответы, а затем и оскорбления.

Глухота фамусовского общества по отношению к мыслям, высказываемым Чацким, непонимание старым нового – главная мысль комедии, конфликт московского дворянства и прогрессивно мыслящих людей – главное идеологическое противостояние “Горя от ума”.

Глухота Чацкого – одна из причин его трагедии. Он, ослепленный любовью к Софье, не слышит и не хочет слышать о ее чувствах к Молчалину. В ответ на слова Софьи: “Вот я за что его люблю” – он упорно повторяет: “Шалит, она его не любит”, “Она его не уважает”, “Она не ставит в грош его”.

Чацкий не может найти общего языка ни с одним из персонажей пьесы. Диаметрально противоположный образ мыслей ведет к полной глухоте героев по отношению друг к другу. Чацкий и Софья, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Фамусов не слышат друг друга, говорят на разных языках.

Чацкий пылок, горяч, честен, открыт, ему чужды ложь, лицемерие, интрига, именно поэтому он единственный не слышит сплетню о своем сумасшествии, передаваемую всеми гостями. Он последним узнает эту новость: “Что это? Слышал ли моими я ушами?.. Нелепость обо мне все в голос повторяют!” Полное осознание сложившейся ситуации приходит к нему лишь в финале пьесы: “Не образумлюсь… виноват, и слушаю, не понимаю…”

Грибоедов не случайно вводит в комедию гротескные, фарсовые образы физически глухих князя Тугоуховского и графини-бабушки, тем самым дополняя и усугубляя картину всеобщей глухоты в пьесе. Фарсова также фигура Репетилова, рассказывающего среди этой всеобщей глухоты: “Шумим, братец, шумим” ; ясно, что этого “шума” никто не слышит.

Итак, в комедии “Горе от ума” мы встречаем разные виды глухоты: от бытовой, фарсовой, через глухоту от нежелания слышать то, чего не хочется, к идеологической глухоте представителей разных мировоззрений по отношению друг к другу. Вся пьеса построена на взаимном непонимании, “неслышании”, пропитана ими от начала до конца. Мотив глухоты помогает Грибоедову ярче обрисовать основной конфликт комедии.

Loading…

Общество представляет собой группу людей, объединенных общими интересами. Для того чтобы эти люди могли существовать вместе, они должны уметь слушать и слышать друг друга, находить общий язык. Иначе общество не может существовать, оно начинает делиться на части, которые не понимают друг друга. Такое проявление глухоты, характерно для московского общества девятнадцатого века, представленного в комедии

А. С. Грибоедова

«Горе от ума».

В данном произведении мотив глухоты пронизывает все действие комедии. В «Горе от ума» герои являются глухими как в прямом, так и в переносном смысле. Графиня-бабушка не слышит людей в силу возраста, а такие герои как Чадский, Софья и Фамусов не хотят понимать очевидных вещей- в этом состоит их глухота.

Начиная с первого действия, в котором Лиза пытается достучаться до Софьи, которая ее не слышит, потому что провела всю ночь с Молчалиным и до конца произведения, когда Чацкий говорит с обществом, которое его не слышит, читатель может заметить мотив глухоты.

Каждый из героев глух по-своему. Во втором действии, у Чацкого с Фамусовым завязывается диалог, в котором поднимается тема Москвы и московского общества, из-за их разницы в восприятие устоявшихся образцов, их мнения оказываются разными. Оба высказали свою точку зрения, но Фамусов не может никак возразить аргументам Чадского, из-за того что у него их просто нет, поэтому он просто закрывает уши руками, чтобы его не слышать. Вероятно он согласен с Чацким, но ему проще не слушать, чем принять его точку зрения, ведь это будет означать, что он согласен с его мнением о московском обществе, то есть и о нем самом, ведь Фамусов является его частью.

Но и сам Чацкий не всегда слышит собеседника, при разговоре с Софьей, она всячески говорит ему о том, что он ей не интересен (3 действие, 1 явление), также она упоминает Молчалина, говоря, что он чудесный молодой человек. «Вот за что я его люблю» даже такие фразы Чацкий пропускает мимо ушей, он не хочет слышать этого, потому что не хочет поверить в то, что Софья могла влюбиться в такого глупца, как Молчалин.

В произведении

А. С. Грибоедова

глухота появляется из-за столкновения прошлого и настоящего. Московское общество того времени имеет единое мнения, одним из представителей которого является Фамусов, он часть социума. Чацкий в свою очередь имеет индивидуальное мнение, которое он высказывает довольно резко. Чацкий пытается открыть глаза тем, кто этого не хочет, то есть пытается донести свою точку зрения, до людей которые его не слышат. Это яркий пример глухоты общества к личности.

На протяжении всего повествования читатель видит мотив глухоты. В комедии глухота присутствует не только как нежелание слышать собеседника, но и как непонимание его. В произведении глухота присутствует как между персонажами, так и между личностью и обществом в целом. Именно глухота отражает смысл комедии

А. С. Грибоедова

«Горе от ума».

Экзаменационные сочинения по ЕГЭ


Мотив глухоты в комедии «Горе от ума»

Тема глухоты и взаимного непонимания, от бытовой глухоты через откровенно фарсовую к поистине трагической, пронизывает всю пьесу «Горе от ума».

Действие начинается со сцены, в которой Лиза зовет Софью и Молчалина и не может дозваться. Ее «и слышат, не хотят понять». Эти слова перекликаются с финальным монологом Чацкого «И слушаю, не понимаю».

Таким образом, завязка и развязка пьесы объединены мотивом глухоты даже по тексту.

Начиная с реплики Лизы «Вы глухи? — Алексей Степаныч!», на протяжении всей пьесы звучат

слова: Слышат, не слушают, не слышат, затыкаю уши, «глухота большой порок «. Многие герои страдают «глухотой», но «глухота» эта разной природы, она объясняется разными психологическими причинами. Здесь каждый слышит то, что хочет услышать, герои, придерживающиеся разных взглядов, не понимают друг друга.

Душевной глухотой отличается Скалозуб. Он глух ко всему, что не касается «фрунта и рядов». Наталья Дмитриевна слышит из речей Платона Михайловича только то, что хочет услышать. Глуха и слепа Софья, которая не хочет слышать о недостатках своего избранника. «Напрасно: это все относится к другим»,

— восклицает она в ответ на реплики Чацкого о Молчалине. Фактически этот смысл имеет каждая ее фраза, опровергающая насмешки над Алексеем Степановичем.

И лишь в конце наступает ужасное прозрение: «Наслушалась я много, ужасный человек! Себя я, стен стыжусь».

Фамусов, так же как и Софья, глух ко всему, что происходит в его доме. Даже в конце пьесы, хотя он и говорит: «…Глупость на меня и слепота напала», Павел Афанасьевич не понимает истинного положения вещей. Глухота Фамусова по отношению к Чацкому иного свойства. Прежде всего она происходит от страха за себя, за свое безмятежно-праздное существование, от страха перед мнением света, от невозможности понять и принять образ мыслей Александра Андреевича. Начиная со второго действия, Фамусов перестает слышать Чацкого.

После монолога «И точно, начал свет глупеть» страх Фамусова перед другим образом мыслей уже так велик, что он перестает понимать, о чем говорит Чацкий, его реплики не отвечают репликам собеседника, их диалог начинает напоминать разговор двух глухих. Фамусов уже слышит только себя, а затем и вовсе затыкает уши. «Добро заткнул я уши», — восклицает он, а далее: «Не слушаю, под суд!»

Страх перед новизной речей, свободомыслием Чацкого заставляет и все фамусовское общество легко поверить в сумасшествие Чацкого и не слышать смысла его речей. В какие-то моменты его перестают слушать совершенно демонстративно, например, когда он произносит монолог про «французика из Бордо». Характерно, что такую же реакцию вызвала речь Чацкого и перед другими представителями московского дворянства. «Я… готовил им ответ громовый; но все оставили меня», — вспоминает он.

Это непонимание носит агрессивный характер, недаром на все свои реплики Чацкий слышит от Фамусова, Софьи и их гостей все более резкие ответы, а затем и оскорбления.

Глухота фамусовского общества по отношению к мыслям, высказываемым Чацким, непонимание старым нового — главная мысль комедии, конфликт московского дворянства и прогрессивно мыслящих людей — главное идеологическое противостояние «Горя от ума».

Глухота Чацкого — одна из причин его трагедии. Он, ослепленный любовью к Софье, не слышит и не хочет слышать о ее чувствах к Молчалину. В ответ на слова Софьи: «Вот я за что его люблю» — он упорно повторяет: «Шалит, она его не любит», «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его».

Чацкий не может найти общего языка ни с одним из персонажей пьесы. Диаметрально противоположный образ мыслей ведет к полной глухоте героев по отношению друг к другу. Чацкий и Софья, Чацкий и Молчалин, Чацкий и Фамусов не слышат друг друга, говорят на разных языках.

Чацкий пылок, горяч, честен, открыт, ему чужды ложь, лицемерие, интрига, именно поэтому он единственный не слышит сплетню о своем сумасшествии, передаваемую всеми гостями. Он последним узнает эту новость: «Что это? Слышал ли моими я ушами?.. Нелепость обо мне все в голос повторяют!» Полное осознание сложившейся ситуации приходит к нему лишь в финале пьесы: «Не образумлюсь… виноват, и слушаю, не понимаю…»

Грибоедов не случайно вводит в комедию гротескные, фарсовые образы физически глухих князя Тугоуховского и графини-бабушки, тем самым дополняя и усугубляя картину всеобщей глухоты в пьесе. Фарсова также фигура Репетилова, рассказывающего среди этой всеобщей глухоты: «Шумим, братец, шумим» ; ясно, что этого «шума» никто не слышит.

Итак, в комедии «Горе от ума» мы встречаем разные виды глухоты: от бытовой, фарсовой, через глухоту от нежелания слышать то, чего не хочется, к идеологической глухоте представителей разных мировоззрений по отношению друг к другу. Вся пьеса построена на взаимном непонимании, «неслышании», пропитана ими от начала до конца. Мотив глухоты помогает Грибоедову ярче обрисовать основной конфликт комедии.

Сочинение век технологий.
Мотив глухоты в комедии «Горе от ума»

Categories: Сочинения по литературе

Мотив — это элемент сюжета, неоднократно повторяющийся в повествовании. Развитие, взаимодействие «характеров, мелодий, мотивов» и составляет сюжет художественного произведения. Попробуем рассмотреть основные мотивы в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Как замечает Б. Голлер, вступительный мотив пьесы — это беспокойство. Беспокоится Лиза, беспокоится Фамусов, услышав трезвон и застав своего секретаря рядом с комнатой дочери. Беспокойство заметно затем в поведении Софьи: она тревожится об упавшем с лошади Молчалине. Беспокойство прослеживается и в поведении Чацкого: он озабочен уклончивыми ответами Софьи, ее похвалами Алексею Степановичу. Наконец, Фамусов обеспокоен устройством судьбы дочери:

Тот нищий, этот франт-приятель;
Отъявлен мотом, сорванцом;
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

Затем гости Павла Афанасьевича «беспокоятся» о судьбе Чацкого. Здесь мотив беспокойства сливается у Грибоедова с мотивом молвы.

Впервые мотив молвы возникает в речах Лизы, когда она советует влюбленной барышне быть осторожнее. «Грех не беда, молва не хороша», — уверенно заявляет Лиза. Мотив молвы реализуется и в сплетнях, распускаемых о Чацком, в слухе о его безумии. Характерно, что каждый из гостей Фамусова выдвигает свою версию сумасшествия героя. Мотив молвы реализуется и в речах Фамусова, в его озабоченности «общественным мненьем». В финале пьесы, увидев ночное свидание дочери, он восклицает: «Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Другой близкий по смыслу мотив — мотив обмана. Этот мотив в пьесе задается образом Софьи. Ему противоположен мотив истины, правды, связанный с образом Чацкого. Поиски истины определяют общественную позицию героя и его имидж влюбленного.

Сквозным на протяжении всего действия комедии является мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья выходит из комнаты со свечой, однако свеча здесь неуместна — уже рассвело. Свеча эта символизирует нравственную слепоту героини, ошибочность ее суждений, ее незнание. Софья как бы не видит очевидного, блуждая в темноте. Характерно, что героиня в этой сцене тушит свечу — она не только не видит истинного положения дел, она как бы не желает ничего видеть, ей нравится ее состояние.

Подтверждение тому мы находим в тексте комедии. Софья — единственная героиня, которую Чацкий не критикует. Более того, Чацкий влюблен в эту девушку и верен ей со времен юности. Софья умна, независима, горда. Но самая яркая характеристика ее — любовь Чацкого, избранницей которого не могла стать пустая светская барышня. Безусловно, где-то в глубине души Софья догадывается об истинной натуре Молчалина. Недаром, когда Лиза ненароком упоминает о Софьиной тетушке, от которой сбежал француз, и та с досады поседела, у Софьи бессознательно вырывается: «Вот так же обо мне потом заговорят». Однако она последовательно «переиначивает» поведение Молчалина, находя достоинства там, где их нет. Причиной этого, скорее всего, является романтичность и мечтательность Софьи, ее желание следовать в любви «сентиментальному идеалу».

Мотив слепоты возникает и в конце комедии. Застав Чацкого с Софьей, Фамусов требует немедленно подать свечей: «Сюда! за мной! скорей! скорей! Свечей побольше, фонарей!» Считая себя жертвой заговора и обмана, Фамусов в финале заявляет, что «глупость» на него и «слепота напала».

В финале комедии свеча уже уместна по отношению к Софье и Чацкому — она проливает свет на истинную суть событий, открывает этим героям глаза (здесь возникает мотив прозрения). Однако интересно отметить, что в этой сцене требует света именно Фамусов, который введен в заблуждение, считая, что Софья тайно встречается с Чацким. Несмотря на обилие свечей и фонарей, Фамусов все так же «слеп». Таким образом, мотив слепоты здесь сохраняет свое первоначальное значение.

С этим мотивом тесно связан и мотив глухоты. Как замечает С. А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием — разговор с глухим. Уже в первом явлении Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, вопрошает: «Вы глухи? — Алексей Степаныч! Сударыня!.. — И страх их не берет!» Фамусов затыкает уши, не желая слушать «вольностей» Чацкого, то есть по собственному желанию становится «глухим». На балу графине-бабушке «уши залошило», она же замечает, что «глухота — большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Один из гостей, Репетилов, затыкает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого.

Глухота действующих лиц здесь весьма символична. Фамусовское общество «глухо» к «прокламированиям» Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Все время нарастающий в комедии мотив глухоты подчеркивает консерватизм московского общества, неприятие им новых веяний, нежелание каких-либо изменений. Мотив этот усиливает противоречия между главным героем и окружающим его миром.

Другой сквозной мотив комедии — мотив падения. Он реализуется в сюжете пьесы весьма разнообразно. Воротясь из дальних странствий, Чацкий падает к ногам Софьи: «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног!» Поучая Чацкого, Фамусов рассказывает о своем дяде, Максиме Петровиче, который неоднократно надает на светском рауте, потешая всех присутствующих и зарабатывая таким образом «почет» и известность в свете. В 7-м явлении Молчалин падает с лошади. И сцена эта как бы предваряет моральное падение героя в финале пьесы.

Мотив падения реализуется и в сплетнях о Чацком. Падение здесь — это не что иное, как «горе от ума», это резкое падение имиджа героя в глазах фамусовского общества. О безумии как о «падении» говорит и старуха Хлестова: «В его лета с ума спрыгнул!»

Таким образом, мотив падения в комедии весьма многогранен. Падение — это падение нравов московского общества, с радостью объявляющего Чацкого сумасшедшим. Падение — ото низкопоклонство, чинопочитание, заискивание перед богатыми, влиятельными людьми, принятое в фамусовском обществе. Это и откровенная низость, пример которой — поведение Молчалина. Это и крушение идеала, открытие истины. Эту драму переживают в пьесе два героя — Чацкий и Софья. Чацкий, узнав всю правду о Софье, о распускаемых ею сплетнях, «отрезвился сполна». Точно так же рухнули мечты Софьи о ее счастье с Молчалиным. В какой-то степени пелена спала и с глаз Фамусова, считавшего свою дочь образцом добродетели. В последней сцене мотив падения сливается с мотивом слепоты и прозрения.

Наконец, падение в комедии — это еще и понижение в должности, ухудшение положения героя. В этом смысле мы можем говорить о падении Лизы, которую Фамусов отправляет в деревню — «ходить за птицей», о падении Молчалина, в одночасье лишившегося своей должности.

С образом Чацкого связаны и два противоположных мотива — мотив отчего дома и мотив дороги, странствий. Воротясь из дальних странствий, он всего лишь один день проводит в доме, где прошло его детство. А далее вновь герой идет искать себе «приют»:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Таким образом, в комедии «Горе от ума» звучит многоголосье самых разнообразных мотивов. Некоторые из них постепенно нарастают в ходе сюжетного действия (мотив падения, мотив одиночества героя, мотив глухоты), звучание других, напротив, приглушается в процессе сюжетного действия и они, наконец, переходят в противоположные.

Основные мотивы в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов) вплетены в сюжет комедии настолько умело и тонко, что звучат они самым естественным образом.

         Из мотивов так же, как и из описаний портретов и характеров героев, складывается идея и тема произведения.

Каковы же основные мотивы знаменитой комедии А.С. Грибоедова?

         Действие произведения начинается с общего беспокойства. Беспокоится Лиза, служанка в доме Фамусовых, о том, что Софью и Молчалина могут увидеть. Беспокоится Фамусов, заподозрив дочь в тайной связи с мужчиной. Софья, в свою очередь, беспокоится об упавшем с лошади Молчалине. Причем ее переживания настолько явные, что это не ускользает от проницательного Чацкого, который на протяжении всей комедии проявляет беспокойство о чувствах девушки и решает для себя главный вопрос: влюблена в Молчалина Софья или нет? И, наконец, всех гостей охватывает беспокойство за душевное здоровье Чацкого, разожженное слухами Софьи о его безумии: «В его лета с ума спрыгнул!» Завязка действия звучит мотивом беспокойства.

         И в этом беспокойстве зарождается мотив молвы. Слух о сумасшествии главного героя быстро расходится, принимая с каждым словом все более острые и искаженные формы. Молва вообще имеет большую власть над обществом в комедии. Так, Лиза пытается уберечь Софью от позора, говоря: «Грех не беда, молва не хороша». Фамусова больше всего заботит мнение общества, когда он видит свидание дочери ночью. Это явно не будет воспринято с одобрением. Озабочена общественным мнением и Софья, понимая, что связь с Молчалиным не только не будет одобрена, но и не возможна. Мотив молвы лежит на поверхности лицемерия и лживости фамусовского общества, что и противопоставляет его главному герою, не желающему подчиняться законам лести и прислуживания.

         Свеча в комедии символизирует мотив слепоты и прозрения. В третьем явлении Софья, несмотря на то что уже рассвело, выходит со свечой в руках. Софья – девушка умная и начитанная. Возможно, поэтому Чацкий полюбил именно ее. Он никогда не смог бы связать свою жизнь с типичной светской барышней, ведь большинство из них он считал пустыми и недалекими. И все-таки Софья любит карьериста и лицемера Молчалина, и не видит, а может быть, и не желает видеть очевидного. Для нее Молчалин становится героем ее фантазий, рожденных из французских книг.

Фамусов тоже пребывает в слепом неведении и заблуждении, подозревая в тайных встречах Софью и Чацкого. Застав их вдвоем, он требует: «Свечей побольше, фонарей!», как бы желая прозреть. А в финале признается, что на него «слепота напала». Он так и остается слеп к происходящему.

Прозрение наступает для Софьи и Чацкого уже в финале комедии, когда у обоих открываются глаза на истину. Однако символ свечи все так же сопровождает «слепого» Фамусова.

Доведенный до абсурда, фарсом становится мотив глухоты в комедии Грибоедова. Глухота, как и слепота, разрастается огромной, непреодолимой пропастью между Чацким и остальными героями пьесы. Главного героя не хотят слушать, Фамусов демонстративно затыкает уши, когда Чацкий пытается донести до него свою идею. Все общество откровенно глухо и даже не желает слышать то, о чем твердит им Чацкий. Софья настолько же глуха, насколько и слепа в отношениях с Молчалиным.

Пожалуй, едва ли не главным в пьесе можно считать мотив падения. «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!»,- падая к ногам Софьи, произносит Чацкий. Вторит ему Репетилов, падая со всех ног на пол в момент своего появления в доме Фамусова. Репетилов комическим, по сути, падением символизирует падение Чацкого в глазах общества. Он как будто показывает будущее главного героя и его идей, и, в принципе, предсказывает будущее декабристов.

Но не только крушение идеи Чацкого несет мотив падения. Молчалин пал нравственно, желая нечестным путем попасть в ту среду, в которой ему сейчас нет места. Мотив нравственного падения затрагивает и фамусовское общество, в основе которого лежит заискивание, чинопочитание, лицемерие.

Рушатся мечты Софьи, когда, наконец, она узнает «другого» Молчалина. И Чацкий, окончательно разочаровавшись в девушке, уходит прочь из ее дома.

         Чацкому от начала и до конца комедии сопутствует одиночество, которое тоже можно выделить в самостоятельный мотив произведения Грибоедова. Главный герой не находит поддержки своим убеждениям и желанию менять мир к лучшему ни в Софье, ни, тем более, в остальных героях. А Репетилов, единственный герой, поддержавший его, вызывает в нем отвращение, потому что заставляет Чацкого увидеть свое комичное Я.

Созвучен с мотивом одиночества мотив дороги. В начале пьесы Чацкий приезжает в дом, в котором вырос после долгих странствий. Дома он проводит всего один день, и не найдя здесь признания, отправляется скитаться туда, «где оскорбленному есть чувству уголок!..»

         В комедии Грибоедова перекликается множество мотивов, делая трагичное комичным, а в комичное добавляя нотку иронии. Так, мотивы одиночества и падения, усиливаясь к концу пьесы, нагнетают трагизм образа главного героя. В то же время раскрытая в финале интрига заставляет звучать тише мотивы беспокойства, молвы, глухоты, слепоты и прозрения.

  • Мотив в сказке это
  • Моти по японски как пишется
  • Мотаюсь по делам как пишется
  • Мотаться как пишется проверочное слово
  • Мотаться как пишется мотаться или мататься