- Сочинения
- По литературе
- Островский
- По пьесе Бесприданница
Сочинение по пьесе Бесприданница Островского
Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.
С целью более ярко показать рождающееся общество и его новые идеалы, основа которых деньги и успех, он делает главной героиней бедную женщину, которая не смирилась со своим прозябанием на обочине жизни. На корень всех бед в новом мире намекает название пьесы – «Бесприданница».
Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.
Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.
Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).
Смерть Ларисы, давшая ей свободу, знаменует торжество новой жизни, которая больше похожа на бездушный механизм, равнодушно перемалывающий винтики с их чувствами и стремлениями. Однако в этом произведении Островский не только хотел отразить социальные моменты и трагедию «маленького человека», он показывает не опереточных героев, а образы живых людей с их вневременным эгоизмом, амбициями и разочарованиями.
2 вариант
«Бесприданница» по праву считается лучшим драматическим творением Островского. С одной стороны, сюжет чем-то схож с «Грозой», однако он куда более широк и современен. Вместе невеж, Диких и Кабановых приходят негоцианты и промышленники. Они управляют предприятиями, торговыми домами.
Песен бурлаков на Волге становится все меньше и меньше. Торжествует буржуазия. Можно сказать, что в сравнении с «Грозою» герои обрели более европеизированное мышление. Однако напыщенный лоск «высшего мира» вовсе не означает отсутствия пороков. Люди все так же расчетливы, пошлы, низки, имеют корыстные стремления, обладают бессовестным цинизмом.
Лариса Огудалова представляется девушкой чуткой, даже ранимой. Ее впечатлительная натура страдает в продажном мире, где все разговоры лишь о деньгах и собственной выгоде. Многие люди готовы покупать или продаваться. Это очень тяготит героиню.
Истинная любовь важна для нее. Ведь двоих сестер мать буквально «продала». Лариса стремится сохранить девичью честь и человеческое достоинство. Она соглашается стать женой Карандышева, поскольку он добрый, хороший человек, уважает ее, любит и ценит. Тем не менее, цинизм присутствует и в нем.
Можно сказать, что герой самоутверждается за счет ее любви. К слову, это можно заметить по тому, что он позвал на прием всех ее бывших фаворитов.
Героиня стремится уйти от повседневности. Ее душа богата и трепетна.
Не лишним будет сказать, что Ларисе свойственная музыкальная лиричность, он не приемлет «товарно-рыночных» отношений, которые так популярны вокруг.
Как и Борис для Катерины, для Ларисы Паратов представляется идеалом мужчины, настоящим спасителем. Однако результат один и тот же. Девушка ошибается, а все недостатки избранника становятся видны невооруженным глазом.
Как и в случае с «Грозой», прозрение трагично.
Лариса устает от того, что никто не видит в ней личность, что ее чувствами пользуются, расценивают ее только лишь как вещь, и ее терпению наступает конец.
Можно сказать, что в пьесе раскрывается трагизм женщин с незаурядной натурой, отвергнувшей несправедливость мира. Смерть в данном случае служит освобождением от неволи и разного рода мытарств. Лариса не только безропотно принимает ее. Но, кажется, она ждала кончины. Ведь это средство облегчения.
К слову, многие из вопросов и проблем, которые поднимает автор, остаются актуальными и спустя столетия, что, безусловно, делает творение гениальным.
Сочинение 3
Пьеса «Бесприданница» является одним из лучших произведений А.Н. Островского. В нем он описывает буржуазное время с модой на искусство, театры и выставки. Однако если заглянуть в глубь самой человеческой личности того времени, то там можно увидеть присутствие все той же подлости и жадности, описанных и в других произведениях автора. За мнимым спокойствием скрываются корыстные денежные расчеты и небывалый цинизм. Люди готовы покупать то, что не имеет цены. Они сами являются распространителями продажности и лжи.
Основной сюжет пьесы закручен на трагедии человеческой души. Главной героиней произведения «Бесприданница» является Лариса Огудалова – девушка ранимая и добрая. Она талантлива и умна, но главная ее проблема в том, что она – бесприданница. Бесприданницами называли девушек, не имеющих денег и приданного. У таких девушек есть только одна возможность добиться успеха в жизни – это выйти замуж за богатого ухажера. Лариса с самого рождения была малообеспеченной девушкой. И ее женихи просто использовали ее чистую душу.
Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.
А.Н. Островский в «Бесприданнице» подробно описывает обесценивание человеческой души и то время, когда за деньги можно купить практически все. Перед читателем разворачивается настоящая драма, оканчивающаяся гибелью человека. Лариса Огудалова сама идет на эту гибель от безысходности, от постоянного ощущения того, что она просто марионетка в руках общества. Девушка погибает, не найдя понимания и искренности.
В своем произведении «Бесприданница» автор пытается донести убеждение в том, что за деньги можно купить многое, в том числе любовь и друзей, но это все будет не искренним и настоящим. И если сделать хоть один неверный шаг, то эти самые друзья, любовь, власть, купленные за деньги перейдут к тому, у кого полнее кошелек.
Также читают:
Картинка к сочинению По пьесе Бесприданница
Популярные сегодня темы
- Анализ сказки Федорино горе Чуковского
Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.
- Сочинение на тему Музыка
Музыку можно отнести к древнейшему искусству на нашей планете. Она зародилась из звуков, издаваемых первобытными людьми. Свою эволюцию она прошла сквозь долгие столетия
- Сочинение Я — личность 6 класс
Я – личность. Период первых лет жизни, когда ребёнок ещё совсем не понимает, что происходит вокруг, находится в полной зависимости от родителей, не может предсказать к каким последствиям приведут его действия называется детством
- Характеристика полковника на балу и после бала сочинение
Петр Анисимович – герой, который представлен в двух «вариантах» – до праздника и после. Конечно, дело не в том, что на вечере он красиво выглядит, хорошо себя показывает, а после такой дома в халате. Нет, он на отдыхе (в обществе) и на работе.
- Анализ сказки Золотой ключик, или Приключения Буратино Толстого
Одним из главных героев сказки является мальчик по имени Буратино, которого вырезал из полена папа Карло. Кукла изначально вышла очень красивой и интересной, только нос был очень длинный.
МБОУ СОШ с. Гагарино
Лев – Толстовского р – на Липецкой области
Тема урока:
Мотив искушения
в драме Островского
« Бесприданница».
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Черникова В. В.
2012 г.
Цели и задачи: — доказать, что мотив искушения является лейтмотивом,
— соотнести финальную сцену « Бесприданницы» с христианским пониманием искушения
— совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения и
литературно- критической статьей
— повторить некоторые литературоведческие понятия
— вызвать интерес к духовным проблемам бытия
Оборудование: — романс на слова Е. А. Баратынского « Разуверение» и Медведева
« Нет, не любил он…»;
— фрагмент фильма Э. Рязанова « Жестокий романс».
Ход урока:
Искушение не есть зло, но — добро.
Оно хороших делает еще лучше.
Это горнило для очищения золота…
Св. Иоанн Златоуст
-
Оргмомент.
/ Звучит романс на слова Баратынского « Не искушай меня без нужды»/.
Учитель. Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений А. Н. Островского. Островский, как и вся классика 19 века, верен христианской традиции, поведение поступки своих героев он соотносит с моральными принципами православия. В литературе об Островском и драме « Бесприданница» основные споры возникают в связи с финальной сценой.
/ Просмотр фрагмента финала фильма Э. Рязанова « Жестокий романс»/.
Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы ( высказывания записаны на доске):
« Во всем этом — и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство» (В. Я. Лакшин)
« Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…» ( Ю. В. Лебедев).
— Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? ( Возможна небольшая дискуссия).
— Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Как всегда, у Островского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких?
Ответы учащихся: социальный и духовный.
— Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да).
— Позволит ли нам анализ драмы понять финальную сцену? (Нет).
— Значит, должен быть другой путь. Русский религиозный философ начала 20 века Николай Бердяев заметил, что « вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира».
Возможно, эта мысль поможет вам? Возможно. Путь духовного анализа драмы Островского окажется плодотворным? На предыдущем уроке мы назвали дополнительные темы драмы, оттеняющие главную. Как они называются? ( Мотивы).
— Повторите их еще раз. ( Мотив пространства, мотив человека-вещи, мотив блеска, мотив искушения, мотив одиночества).
-Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяева? ( Мотив искушения).
— Обозначим тему нашего урока: Мотив искушения в драме Островского
« Бесприданница». Главной задачей урока является исследование этого мотива. Как вы объясните значение слова искушение? ( Соблазн)
— Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
— Какие соблазны захватили драмы Островского? Где начинается мотив искушения?
Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева.
— Каков характер этих соблазнов? ( Это соблазны материального порядка).
— Соблазны, искушения связаны так или иначе с главной героиней драмы. Какая она, Лариса Огудалова? Почему говорят только о ней?
— Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно, в ней есть что-то другое, что близко всем?
— Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян. Какой? ( Это красота теряющей веру души. Она оторвана от реальности).
— Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются соблазнить ее?
— Кнуров в доме Огудаловых. Вслушайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: « Как вы думаете о своей дочери, что она такое?» Случайно ли здесь местоимение ЧТО?
— То есть при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека- вещи как бы дополняет мотив искушения . Дополняет его и другой мотив – мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании. Расскажите о своих наблюдениях.
— Деньги, блеск, драгоценности – ими искушают Ларису. А она соблазняется этим?
— Чем же соблазняется героиня?
— Почему?
— Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удается роль искусителя?
— Где – то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?
( Печорин у Лермонтова).
— Их сходство значительно? ( Нет, оно только внешнее. Паратов – мелкое подобие Печорина).
— Но почему Лариса так идеализирует Паратова?
— Что является кульминацией драмы? ( Лариса поет романс на слова Баратынского).
— Паратов – идеал Ларисы. Но вот он раскрывает карты. Что за человек предстает перед нею? Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы: « В глазах- как на небе светло…»?
Вот полная лермонтовская строфа:
Хранит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах — как на небе, светло,
В душе его — темно, как в море.
Человек с темной, черной душой. Кто он? ( Дьявол).
— Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?
— Какой библейский сюжет возникает в памяти. Когда мы говорим об искушении?
( Христос в пустыне искушается дьяволом).
— Говорят ли герои Островского о Боге?
— Да, Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искушений и соблазнов. А как православие определяет искушение? ( Это испытание веры).
— Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Уместна ли в этом смысле последняя фраза Ларисы: « Я люблю вас всех»?
— Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?
— Кто же из двух критиков ближе к истине?
— Так каков будет по вашему мнению вывод?
( Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа.).
Возможно, не все согласны с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции
Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае?
Д/з: Об этом вы подготовите небольшое сочинение.
Звучит романс Медведева « Нет, не любил он…».
Обновлено: 09.01.2023
Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
Островский показывает крушение прежнего, устоявшегося веками, жизненного уклада. Вместе с бытом уходят в прошлое и идеалы прежней жизни. Происходит рождение нового делового мира, не сдерживаемого уздой традиций.
Драматург показывает две противоположные натуры, стремящиеся добиться успеха в жизни. Карандышев лишь стремится подражать сильным и богатым, поэтому он производит жалкое впечатление и является объектом насмешек для всех. Однако Островский показывает, что не только Лариса является вещью в этом мире. Самый сильный из героев произведения – Паратов тоже оказывается в положении, близком к тому, что предлагал Кнуров Ларисе. Он вынужден жениться ради денег и его новые родственники не дадут ему больше прежней воли. Вожеватов тоже уступает Ларису более богатому Кнурову, а тот же не смеет мешать Паратову поиграть с ней в последний раз.
Напротив, Лариса Огудалова не стремиться жить по правилам, хотя она тоже не относится к сильных мира сего, как и Карандышев. Проиграв, поставив на Паратова, она гордо отбрасывает мещанское счастье и сохранение репутации в браке с человеком, которого она презирает. Смертельно раненая своим несостоявшимся мужем, Лариса чувствует себя освобожденной и счастливой. Ее душа просит праздника, цыганской песни.
Согласие главной героини стать содержанкой Вожеватова и кровь в конце пьесы показывает силу нового мира и его грядущую победу. Лариса признает, что она вещь. Гибель Ларисы позволяет Островскому показать контраст двух мировоззрений. Драматурга, несомненно, ближе образ главной героини, которую он наделил живым восприятием реальности, артистичной натурой (для контраста поставив рядом ее прагматичную мать).
2 вариант
Лариса Огудалова представляется девушкой чуткой, даже ранимой. Ее впечатлительная натура страдает в продажном мире, где все разговоры лишь о деньгах и собственной выгоде. Многие люди готовы покупать или продаваться. Это очень тяготит героиню.
Можно сказать, что герой самоутверждается за счет ее любви. К слову, это можно заметить по тому, что он позвал на прием всех ее бывших фаворитов.
Героиня стремится уйти от повседневности. Ее душа богата и трепетна.
Как и Борис для Катерины, для Ларисы Паратов представляется идеалом мужчины, настоящим спасителем. Однако результат один и тот же. Девушка ошибается, а все недостатки избранника становятся видны невооруженным глазом.
Лариса устает от того, что никто не видит в ней личность, что ее чувствами пользуются, расценивают ее только лишь как вещь, и ее терпению наступает конец.
Можно сказать, что в пьесе раскрывается трагизм женщин с незаурядной натурой, отвергнувшей несправедливость мира. Смерть в данном случае служит освобождением от неволи и разного рода мытарств. Лариса не только безропотно принимает ее. Но, кажется, она ждала кончины. Ведь это средство облегчения.
К слову, многие из вопросов и проблем, которые поднимает автор, остаются актуальными и спустя столетия, что, безусловно, делает творение гениальным.
Сочинение 3
Ларисе не комфортно в этом мире продажных людей, готовых променять настоящие жизненные ценности на материальные блага. Мать девушки заботиться лишь о том, как бы выгоднее отдать замуж дочерей. Но Лариса не хочет себе такой судьбы. Будучи наивной и искренней девушкой, она верит во взаимность Сергея Паратова, уважаемого и богатого человека в городе. Однако все его чувство было наполнено ложью и корыстными расчетами.
Также читают:
Картинка к сочинению По пьесе Бесприданница
Популярные сегодня темы
Известнейший роман-эпопея Льва Николаевича Толстого славится не только огромным количеством актуальных и просто интересных для прочтения тем, но и колоритными образами персонажей.
На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.
Коммуникации в современном обществе существуют в самых разных формах, но самая главная из них – это социальные общение. Иметь возможность обмениваться информацией, делиться опытом, давать советы или же просто
Обычно семью описывают как маленькую социальную группу, члены в которой связаны кровным родством или браком, ведут общий быт, имеют общий бюджет и несут ответственность друг за друга.
Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов.
МБОУ СОШ с. Гагарино
Лев – Толстовского р – на Липецкой области
в драме Островского
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Цели и задачи: — доказать, что мотив искушения является лейтмотивом,
— совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения и
литературно- критической статьей
— повторить некоторые литературоведческие понятия
— вызвать интерес к духовным проблемам бытия
Искушение не есть зло, но — добро.
Оно хороших делает еще лучше.
Это горнило для очищения золота…
Св. Иоанн Златоуст
Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы ( высказывания записаны на доске):
— Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? ( Возможна небольшая дискуссия).
— Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Как всегда, у Островского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких?
Ответы учащихся: социальный и духовный.
— Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да).
— Позволит ли нам анализ драмы понять финальную сцену? (Нет).
Возможно, эта мысль поможет вам? Возможно. Путь духовного анализа драмы Островского окажется плодотворным? На предыдущем уроке мы назвали дополнительные темы драмы, оттеняющие главную. Как они называются? ( Мотивы).
— Повторите их еще раз. ( Мотив пространства, мотив человека-вещи, мотив блеска, мотив искушения, мотив одиночества).
-Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяева? ( Мотив искушения).
— Обозначим тему нашего урока: Мотив искушения в драме Островского
— Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
— Какие соблазны захватили драмы Островского? Где начинается мотив искушения?
Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева.
— Каков характер этих соблазнов? ( Это соблазны материального порядка).
— Соблазны, искушения связаны так или иначе с главной героиней драмы. Какая она, Лариса Огудалова? Почему говорят только о ней?
— Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно, в ней есть что-то другое, что близко всем?
— Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян. Какой? ( Это красота теряющей веру души. Она оторвана от реальности).
— Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются соблазнить ее?
— То есть при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека- вещи как бы дополняет мотив искушения . Дополняет его и другой мотив – мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании. Расскажите о своих наблюдениях.
— Деньги, блеск, драгоценности – ими искушают Ларису. А она соблазняется этим?
— Чем же соблазняется героиня?
— Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему удается роль искусителя?
— Где – то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого?
( Печорин у Лермонтова).
— Их сходство значительно? ( Нет, оно только внешнее. Паратов – мелкое подобие Печорина).
— Но почему Лариса так идеализирует Паратова?
— Что является кульминацией драмы? ( Лариса поет романс на слова Баратынского).
Вот полная лермонтовская строфа:
Хранит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах — как на небе, светло,
В душе его — темно, как в море.
Человек с темной, черной душой. Кто он? ( Дьявол).
— Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?
— Какой библейский сюжет возникает в памяти. Когда мы говорим об искушении?
( Христос в пустыне искушается дьяволом).
— Говорят ли герои Островского о Боге?
— Да, Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искушений и соблазнов. А как православие определяет искушение? ( Это испытание веры).
— Обретает ли душа Ларисы утерянную веру?
— Кто же из двух критиков ближе к истине?
— Так каков будет по вашему мнению вывод?
( Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа.).
Возможно, не все согласны с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции
Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае?
Звучит песня на слова Баратынского “Не искушай меня без нужды…”.
Слово учителя.
— Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского драмой “Бесприданница”. На прошлом уроке мы говорили об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы.
— Что у вас, читателей XXI века, вызвало больше всего вопросов? Может, пьеса показалась вам слишком простой? (ответы учащихся)
— Посмотрим заключительный фрагмент кинофильма Э.Рязанова “Жестокий романс” и сравним его с финальной сценой драмы Островского “Бесприданница”.
— Что осталось за кадром? (ответы учащихся)
— Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы (Высказывания записаны на доске):
“Во всём этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство” (В.Я. Лакшин).
“Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы…” (Ю.В. Лебедев).
— Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? (возможна небольшая дискуссия).
— Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да).
-А поможет ли анализ социальных причин понять трагедию Ларисы? (Нет).
— Значит должен быть другой путь. Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что “вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы).
- Мотив пространства
- Мотив человека — вещи
- Мотив блеска
- Мотив искушения
- Мотив одиночества
— Какой из этих мотивов ближе к словам Бердяева? (Мотив искушения).
— Обозначим тему нашего урока: Искушение – мотив драмы Островского “Бесприданница”. Главной задачей работы на уроке определим исследование этого мотива. Как вы понимаете значение слова искушение? (Соблазн).
Работа по теме урока.
— Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
— Какие соблазны захватили героев драмы? В чём вы видите мотив их искушений? Опираясь на текст расскажите об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова. (Учащиеся работают в группах 3-4 минуты).
— Каков характер этих искушений? (Материальный).
— Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким ее качествам, данным? (Красота, талант – внешние атрибуты).
— Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения. (Учитель обращает внимание учащихся на логически-смысловую схему).
— А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? (С приезда Паратова).
— Какого характера её искушение? (Духовного).
— Составьте связный ответ об искушении Ларисы, опираясь на вопросы карточки. (Учащиеся работают в группе 3-4 минуты).
Чем же соблазнена Лариса?
Почему Паратову удаётся роль искусителя?
Почему Лариса так идеализирует Паратова?
— Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….” Вот полная лермонтовская строка (четверостишие записано на доске):
Хранит молодое чело
По воле и радость и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе его – тёмно, как в море.
— Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).
— Заканчиваются ли искушения для Ларисы признанием Паратова? (Нет).
— Искушения какого порядка начинаются? (Материального).
— Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. (Учитель вновь обращает внимание учащихся к схеме).
— Значит, это центральный мотив, лейтмотив. Т.о. тема урока трансформируется в тему: “Искушение – лейтмотив драмы Островского “Бесприданница”. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Так православие определяет искушение. (Учитель читает эпиграф к уроку, записанный на доске).
— Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? (Ответы учащихся).
— Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь? (Ответы учащихся).
— Кто же, на ваш взгляд, из двух критиков прав и ближе к истине? (Ответы учащихся).
Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все согласятся с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции.
Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовьте небольшое сочинение.
Кто-то остался недоволен, как мы разрешили спор двух критиков. А может, и не так противоречивы их позиции? Приведите свои аргументы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок – исследование
Литература 10 класс
Цели : иследуя основные мотивы драмы, доказать, что мотив искушение является лейтмотивом, соотнести финальную сцену с христианским пониманием искушения. Повторить некоторые литературоведческие понятия, продолжить формирование интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества; совершенствовать навыки работы с текстом произведения. Вызвать интерес к духовным проблемам бытия.
Тип урока : урок – исследование
Искушение ни есть зло, но добро,
оно хороших делает лучше
Это горнило для очищения золота…
(И. Иоанн Златоуст)
Звенит звонок весёлый
Мы снова на уроке в школе,
Гостей сегодня мы встречаем,
Счастье, радости желаем!
Урок пройдёт отлично,
Не сомневаюсь в этом лично.
Актуализация опорных знаний учащихся
(с опорой на проверку д/з)
На прошлом уроке мы говорим об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы. Насколько хорошо вы это усвоили, мы сейчас выясним с помощью викторины.
(викторина проводится с помощью интерактивной доски)
а) 1860б) 1873в) 1879г) 1886
а) пьеса о судьбе актёровб) изображение купечества
а) Комедияб) Драмав) Романг) Трагедия
а) Карандышевб) Ларисав) Катеринаг) Паратов
5.В какое время происходят события пьесы?
а) в настоящее для автора (70г. Х IX в.)б) XX в.в) XVIII в.г) XV в.
6.Кто по социальному статусу Вожеватов и Кнуров?
а) дворянеб) крестьянев) мещанег) купцы
7.Какое основное достоинство имеет Карандышев?
а) деньгиб) любовь к Ларисев) властьг) положение
8.Бесприданница – это…
а) невеста на выданиеб) богатая невестав) старая дева
г) невеста без приданного
9.Кто это говорит: “В любви равенства нет, это уж не мной заведено…”?
а) Вожеватовб) Паратовв) Кнуровг) Лариса
10.Кому принадлежат слова: “Топите вы меня, толкаете в пропасть”?
а) Паратовуб) Ларисев) Харите Игнатьевнег) Карандышеву
12.Что в переводе с греческого означает имя Лариса?
а) чайкаб) ласточкав) жемчужинаг) цветок
13.Какими цепями скован Паратов?
а) женатб) беденв) боленг) Обручен
14.Какой первый романс исполняет Лариса в пьесе?
15. Сколько дочерей было у Хариты Игнатьевны?
а) 2б) 1в) 4г) 3
16.О чём заботилась мать Ларисы?
а) желает, чтобы она вышла замуж по любви. б) боится потерять дочь
в) ищет выгоду для себяг) не хочет выдатьзамуж Ларису
17. Что движет Кнурова и Вожеватова по отношению к Ларисе?
а) любовьб) расчетв) завистьг) месть
18.Что хочет найти Лариса в конце пьесы?
а) любовьб) покойв) золотог) уважение
Мотивация учебной деятельности учащихся
Объявление темы, представление её содержания и ожидаемых результатов.
Слова учителя: два современных критика так толкуют слова Ларисы…
(на интерактивной доске высвечиваются высказывание в виде двух столбцов)
“ ВО всём этом – и в смерти рядом с циганским разгулом , и в словах прощения и в любви есть какое-тосвятотатство ”(В.Я. Лакимин)
“ Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы ” (Ю.В.Лебедев)
Слова учителя: Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского?
Дискуссия (1-2 минуты) (учащиеся высказывают свои позиции)
Учитель: Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами?
Учитель: Поможет ли ? социальных причин понять трагедию Ларисы?
Значит должен быть другой путь. Русский религиозный философ XX в. Н. Бердяев заметил что
(на интерактивной доске высвечивается портрет Н. Бердяева с высказыванием)
“ Вся наша литература XIXв. Ранена христианской темой, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”
Учитель: Возможно, эта мысль поможет нам, возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой Островского звучат дополнительные, которые ? главную. Как они называются?
Ответ: Мотивы.
— Мотив пространства
— Мотив человека – вещи
— Мотив блеска
— Мотив искушения
— Мотив одиночества
Учитель: Какой из этих мотивов близки у словам Бердяева?
Ответ: Мотив искушения
Учитель: Обозначим тему нашего урока: Искушение – мотив драмы Островского и Бесприданнице. Главной задачей работы на уроке определим: исследование этого мотива.
Осмысление знаний и умений
(на интерактивной доске высвечивается )
2.Определение (какое понятие)
3.Действие, производимое понятием (глагол)
4.Высказывания, связанные с понятием (цитата, пословица)
5.Ассоциативный образ
(Учащиеся в группах составляют Сенкан к искушению, затем это же выносят на доску)
Примерный ответ Сенкан
2.соблазнительное, заманчивое
3.противостоять, уничтожить.
4.Искушение не есть зло, но – добро…
5. Змей – искуситель, дьявол.
Вопросы: Вы подвержены соблазнам?
Они мешают вам жить?
3.Работа в группах
Вопрос: Какие соблазны захватили героев драмы? В чём вы видите мотив их искушения?
(Учащиеся должны рассказать об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова)
Учитель: Каков характер этих искушений? (Материальный)
— Соблазны, искушения персонажей Островского, так или иначе, связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким её качествам, данным? (красота, талант – внешние атрибуты)
VI . Систематизация и обобщение изученного материала.
Учитель: Итак, звучит мотив человека – вещи, который дополняет мотив искушения (Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску, на которой высвечивается логически – смысловая схема)
Мотив пространства Мотив искушения Мотив блеска
Харита Игнатьевна
(выгодно сбыть дочь)
(Мотив человека – вещи,
Учитель: А с чего начинается искушение для Ларисы? (С приезда Паратова) Какого характера её искушение(Духовного)
3.Работа в группах (учащиеся обьединяются в 2 группы, каждая получает карточку с заданием)
-Соблазняется ли Лариса положением, блескам?
-Чем же соблазняется Лариса?
-Почеме Паратову удаётся роль искусителя?
-Почему лариса так идеализирует Паратова?
4.Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайно слова Лермонтова в устах Ларисы: « В глазах – как на небе, светло.
Вот полная Лермонтавская строка: ( на интерактивной доске показано четверостишье)
Хранит молодое чело
По воле и радость, и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе его – тёмно, как в море .
Учитель: Человек с темной душей. Кто это? (Дьявол) — Заканчиваются ли искушения для Ларисы Признанием Паратова? (Нет)
5. (Инсценировка Д.IV, явл 11, монолог Ларисы)
6.Учитель: Искушения какого порядка начинаются ? ( материального) — Мотивы, которые вы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения.
(Учитель вновь обращает внимание учащихся на интерактивную доску к схеме с мотивами)
(Учащийся читает эпиграф к уроку)
Систематизация изученного материала
(ответы учащихся)
Учитель: Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь?
(ответы учащихся)
Учитель: Кто же на ваш взгляд , из двух критиков прав и ближе к истине
(ответы учащихся)
Слова учителя: Т.о лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушения, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все сомневаются с выводами урока, поэтому д/з позволит обосновать иные позиции.
IX . Домашнее задание
2) Спорим с критиками, высказать свою точку зрения, по теме урока.
Читайте также:
- Сочинение педагог профессия и личность
- Ответы на итоговое сочинение 2021 по регионам
- Моя малая родина сочинение на английском
- Моя любимая картина итальянского художника эпохи возрождения сочинение
- Тема сочинение рассуждение 5 класс русский язык
Бесприданница Искушение ~ лейтмотив драмы А
Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-06
Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой — мы готовы помочь.
Предоплата всего
от 25%
Подписываем
договор
Урок по драме А. Н. Островского «Бесприданница»
Искушение – лейтмотив драмы А. Н. Островского «Бесприданница»
СЛАЙД 1
На прошлом уроке мы начали с вами разговор о пьесе «Бесприданница», сегодня мы продолжим работу над произведением, но прежде проверим, как внимательно вы читали пьесу.
Работа с тестом по драме «Бесприданница»
(смотри приложение к уроку)
В пьесе «Бесприданница» звучит цыганский романс на слова Баратынского «Не искушай…» Но известность романс приобрёл позже, благодаря музыке М. Глинки. Послушайте его…
СЛАЙД 2
— Как содержание романса соотносится с сюжетом пьесы, мы попробуем ответить в конце нашего урока.
«Бесприданница» занимает особое место в наследии Островского. Написанная в1878 году, она стала центральным произведением заключительного периода творчества Островского. Эта пьеса представляет собой этап на пути создания новой жанровой разновидности – психологической драмы
СЛАЙД 3
В литературе об островском и его произведении основные споры возникают в связи с финальной сценой. И оригинальное прочтение пьесы кинорежиссёром Эльдаром Рязановым вызывает вопросы по поводу финала.
— Давайте сравним текст Островского и финальную сцену фильма.
СЛАЙД 4
(Комментарии к финальной сцене: неожиданно для себя открывает, после выстрела Карандышева, насколько искренне и глубоки его чувства. Она благодарит его, хочет отвести от него подозрения и опасность. Она всех прощает, благодарна, что освобождена от страшной жизни содержанки.)
— Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы:
СЛАЙД 5
— Кто из них , по-вашему, ближе к замыслу Островского?
Не будем делать сейчас окончательные выводы. Обратимся к тексту.
У Островского всегда значимо название пьесы. В данном случае оно имеет два смысла, два значения.
— Какие? (социальный и духовный)
— Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (да)
— Позволяет ли нам анализ драмы понять финальную сцену?
Значит должен быть другой путь. Русский религиозный философ начала 19 века Николай Бердяев заметил: « … вся наша литература 19 века ранена христианской темой…»
СЛАЙД 6
Возможно, мысль Н. Бердяева поможет нам.
Возможно, путь духовного анализа расставит акценты в финальной сцене?
На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную.
— как они называются? (мотивы)
— Назовите основные мотивы пьесы.
СЛАЙД 7
— Какой из мотивов ближе всего словам Бердяева? (мотив искушения)
Таким образом, и обозначилась тема нашего сегодняшнего разговора.
СЛАЙД 8
— Что такое лейтмотив? (ведущий мотив)
-Что такое искушение?
-Вы подвержены соблазнам? Они мешают или помогают вам жить?
-Какие искушения захватывают героев драмы?
Давайте определим искушения
Хариты Игнатьевны
Кнурова
Вожеватова
Карандышева
Паратова
— Каков характер их искушений? (материальный)
Соблазны персонажей пьесы так или иначе связаны с Ларисой, она сама является искушением для героев.
— Благодаря каким качествам? (красота и талант – внешние атрибуты) Связи меду героями можно представить схемой.
СЛАЙД 9
Лариса оторвана от реальности. Её красота – это красота теряющей веру души. Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам.
— Чем её пытаются соблазнить?
Вспомните, Кнуров в доме Огудаловых говорит: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?»
— Случайно ли местоимение ЧТО?
Мотив человека-вещи дополняет мотив искушения.
— Чем искушают Ларису?
— Соблазняется ли она положением и блеском?
— Чем же соблазнена Лариса?
— Почему ,на ваш взгляд, Паратову удаётся роль искусителя?
— Почему Лариса так идеализирует Паратова?
Паратов идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы:
«В глазах – как на небе светло,,,»
А вот полная лермонтовская строфа,,,
СЛАЙД 10
— Человек с чёрной душой? Кто это ? (дьявол)
— Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова?
Православие определяет искушение как испытание веры. Обратимся к словам Иоанна Златоуста
СЛАЙД 11
Уместна ли в этом смысле последняя реплика ларисы: «…Я люблю вас всех»
Кто же из наших современников ближе к истине
СЛАЙД 12
Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, то они впадают во власть искушений, соблазнов.
Может быть,теперь мы сможем ответить на вопрос : Как содержание романса, который мы прослушали вначале урока, соотносится с сюжетом драмы?
Сюжет пьесы воспроизводит ситуацию, намеченную в романсе.
Женщина с нежной и страстной душой, которую искушал овеянный загадкой и тайной обольститель, очарование и разуверение, убийство из ревности – вся ситуация пьесы основана на мотивах и коллизиях романса. Перед нами драматизация романса, пьеса-романс.
Д/З: Какой могла быть судьба Ларисы, если бы пистолет Карандышева дал осечку?
Искушение – лейтмотив драмы А.Н.Островского «Бесприданница»
Цели:
Образовательные
- Исследуя основные мотивы драмы, доказать, что момент искушения является лейтмотивом.
- Соотнести финальную сцену «Бесприданницы» с христианским пониманием искушения
- Повторить некоторые литературоведческие понятия.
Развивающие
- Совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения
- Развитие необходимости в интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества
- Продолжить формирование ОУУН учащихся
Воспитательные
- Решение частично-поисковых задач
- Развитие творческого мышления
- Осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней
- Вызвать интерес к духовным проблемам бытия
Метод: частично-поисковый
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- Индивидуальная работа
- Фронтальная работа
- Литературная ролевая игра
Материалы и оборудование:
Романс «Не искушай меня без нужды» (фонограмма),
Ход урока
Искушение не есть зло, но – добро.
Оно хороших делает лучше.
Это горнило для очищения золота…
(Св. Иоанн Златоуст)
Тема урока, цель урока (кратко), ремарка Островского: «Действие происходит в настоящее время»
«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних словах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев)
Хранит молодое чело
По воле и радость и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе его – тёмно, как в море.
(М.Ю.Лермонтов)
I. Организационный момент.
Звучит романс на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды»
Учитель:
Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского, драмой «Бесприданница». На прошлом уроке мы говорили об истории создания, тематике, мотивах произведения, героях пьесы.
II. Проверка домашнего задания:
Домашнее задание: вы должны были подготовить характеристики героев пьесы. Для начала вспомним кратко сюжет произведения:
Учащийся. Отмечает, что действие происходит в настоящее время, в большом вымышленном городе Бряхимове, на Волге, как указывает в ремарке Островский. Дальше следует краткий пересказ сюжета… Пьеса заканчивается трагедией. Лариса убита.
Учитель: Начинает работу заседание художественного совета театра. Представляю главного режиссера театра – Амина.
Главный режиссер: Добрый день! Уважаемые актеры перед нашим театром интересная и очень ответственная задача – постановка пьесы «Бесприданница». Автор вам хорошо известен, А.Н.Островский, он считается создателем русского национального театра. Большая честь нашему театру — поставить на сцене его произведение. Несмотря на то, что пьесе уже более чем 130 лет, она остается актуальной и в наши дни. Я даю вам возможность выбрать роли по желанию. Каким вы видите вашего героя, как вы будете играть роль?
Примерные выступления учащихся
Учащаяся: Мне хотелось бы сыграть роль главной героини пьесы, Ларисы. Я вижу её такой яркой, талантливой, одаренной. Лариса – в переводе с греческого – чайка. Она бесприданница, а бесприданницам было крайне сложно выйти замуж. Я буду стараться показать её внутренний мир.
Учащаяся: Я выбираю для себя роль Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери Ларисы. Думаю, сложно будет сыграть эту роль, т. к. я не разделяю её отношения к дочери. Харита Игнатьевна – приживалка при знатных господах. Фамилия Огудалова происходит от слова огудать – обмануть, обольстить, надуть. Возможно, в молодости вела роскошную жизнь за счет своих поклонников, сейчас же торгует красотой и талантом своей дочери. Чтобы вести прежний образ жизни и обеспечить свою старость, Огудалова готова унижаться. (Подтверждение словами из текста)
Учащийся: Я хотел бы попробовать себя в роли Паратова. Он любит во всем парадность, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза, все делает напоказ, именно об этом говорит его фамилия.
«Блестящий барин». Этим подчеркнута внешняя эффектность его облика и поведения. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. (Подтверждение словами из текста)
Учащийся: Я пожалуй, выберу для себя роль Вожеватова. Василий друг детства Ларисы. Фамилия Вожеватов ассоциируется с вожжами. Молодой, но уже достаточно богатый, ловко управляет делами и людьми. Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе. Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. (Подтверждение словами из текста). Именно ему приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.
Учащийся: Я прошу у вас роль Кнурова. Это, если выразиться современным языком – алигарх. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки (Подтверждение словами из текста).
Учащийся: Ну а мне, так думаю, досталась роль Карандышева. Я вижу этого героя не очень привлекательным, хотя он и страдающий образ, но симпатий у меня не вызывает. Карандышев Юлий Капитоныч – «молодой человек, небогатый чиновник». Над ним язвят, издеваются. (Подтверждение словами из текста).
Карандышев – от слова карандаш – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем необоснованными претензиями. Он напоминает мне блеклый, обточенный карандаш, который уже не нужен, но и выбросить жалко. К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие – его самая главная черта. Лариса для К. – не столько любимая девушка, сколько красивая вещь, возможность одержать верх над Паратовым. Он мстителен (Подтверждение словами из текста).
Главный режиссер: Поздравляю, роли удачно выбраны, вами, уважаемые актеры прекрасно поняли сущность своих героев. Ожидайте начала репетиций.
III. Учитель: посмотрим заключительный фрагмент кинофильма Э.Рязанова «Жестокий романс».
(Фрагмент из фильма)
Один современный критик так толкует последние слова Ларисы (Написаны на доске). «Сознание спасительной силы христианской любви звучит в последних словах Ларисы…» (Ю.В.Лебедев)
— Согласны ли вы с высказыванием критика, обоснуйте.
— Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (да)
Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что “вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются (Мотивы)
— назовите их.
Мотивы:
Мотив пространства Мотив человека-вещи Мотив блеска
Мотив искушения
Мотив одиночества
— Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?
— Какие соблазны захватили героев драмы? В чем вы видите мотив искушений. Опираясь на текст, расскажите об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова.
Ответы учащихся .
— Каков характер этих искушений? (Материальный).
— Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким ее качествам, данным? (Красота, талант – внешние атрибуты).
— Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения. Работа со схемой на доске.
— А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? (С приезда Паратова).
— Какого характера её искушение? (Духовного).
— Составьте связный ответ об искушении Ларисы, опираясь на вопросы карточки. (Учащиеся работают в группе 3-4 минуты).
Карточка: Соблазняется ли Лариса положением, блеском?
Чем же соблазнена Лариса?
Почему Паратову удаётся роль искусителя?
Почему Лариса так идеализирует Паратова?
Лариса поёт романс: “Не искушай меня без нужды…” — случаен ли он?
— Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….” Вот полная лермонтовская строка (четверостишие записано на доске):
Хранит молодое чело
По воле и радость и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе его – тёмно, как в море.
— Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).
— Заканчиваются ли искушения для Ларисы признанием Паратова? (Нет).
— Искушения какого порядка начинаются? (Материального).
— Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. (Учитель вновь обращает внимание учащихся к схеме).
— Значит, это центральный мотив, лейтмотив. Т.о. тема урока трансформируется в тему: “Искушение – лейтмотив драмы Островского “Бесприданница”. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. Так православие определяет искушение. (Учитель читает эпиграф к уроку, записанный на доске).
— Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? (Ответы учащихся).
— Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь? (Ответы учащихся).
Хочется от имени Ларисы послать романс и тем временам и вам. Звучит романс «А напоследок я скажу».
Итог урока. Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.
Хочется, чтобы на уроке прозвучали последние строки из молитвы «Отче наш»: Да не введи нас во искушение, да избави нас от лукавого. Вслушайтесь в них.
IV. Итог урока: Рефлексия: Передаем друг другу любой предмет (Можно сердце, вырезанное из бумаги как символ тепла) Что вынесли из урока? Как ты чувствовал себя? Что понравилось? Что не понравилось? Оценивание учащихся
Домашнее задание:
Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовьте небольшое сочинение.
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Презентация, доклад по литературе Мотив искушения в драме Островского Бесприданница
Содержание
-
1.
Презентация по литературе Мотив искушения в драме Островского Бесприданница -
2.
Цели урока:образовательныеисследуя основные мотивы драмы, доказать, что -
3.
Оборудование урокаТекст произведения Фрагмент фильма Э.Рязанова “Жестокий романс”;Романс из фильма «Мохнатый шмель» -
4.
Искушение не есть зло, но – добро.Оно -
5.
Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев -
6.
Мотивы: Мотив пространстваМотив человека — вещиМотив блескаМотив искушенияМотив одиночества -
7.
— Какой из этих мотивов ближе к -
8.
Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного.Христос в пустыне искушается дьяволом» -
9.
Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе -
10.
А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? -
11.
Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но -
12.
Человек с тёмной душой. Кто это? -
13.
Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, -
14.
Итог урока.Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную -
15.
Слайд 15
Цели урока:образовательныеисследуя основные мотивы драмы, доказать, что мотив искушения является лейтмотивомсоотнести финальную сцену с христианским пониманием искушениявоспитательные решение частично-поисковых задач развитие творческого мышления осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в нейвызвать интерес к духовным
Слайд 1Урок №2
Мотив искушения в драме А.Н.Островского «Бесприданница»
Слайд 2Цели урока:
образовательные
исследуя основные мотивы драмы, доказать, что мотив искушения является лейтмотивом
соотнести
финальную сцену с христианским пониманием искушения
воспитательные
решение частично-поисковых задач
развитие творческого мышления
осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней
вызвать интерес к духовным проблемам бытия
Слайд 3Оборудование урока
Текст произведения
Фрагмент фильма Э.Рязанова “Жестокий романс”;
Романс из фильма «Мохнатый
шмель»
Слайд 4Искушение не есть зло, но – добро.
Оно хороших делает лучше.
Это горнило
для очищения золота… (Св. Иоанн Златоуст.)
Слайд 5Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что “вся наша
литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира”. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются?
Слайд 6Мотивы:
Мотив пространства
Мотив человека — вещи
Мотив блеска
Мотив искушения
Мотив одиночества
Слайд 7- Какой из этих мотивов ближе к словам Бердяева? (Мотив искушения).
—
Как вы понимаете значение слова искушение?
Слайд 8Искушение – соблазн, желание чего-нибудь запретного.
Христос в пустыне искушается
дьяволом»
Слайд 9Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она
сама является искушением для героев.
Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения
Слайд 10А с чего начинается мотив искушения для Ларисы?
Слайд 11Итак, Паратов – идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои
карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: “В глазах – как небо светло….”
Хранит молодое чело
По воле и радость и горе.
В глазах – как на небе, светло,
В душе его – тёмно, как в море.
Слайд 12Человек с тёмной душой. Кто это?
Слайд 13Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения
Значит,
это центральный мотив, лейтмотив.”. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, Так православие определяет искушение
Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему?
Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь?
— Кто же, на ваш взгляд, из двух критиков прав и ближе к истине?
Слайд 14Итог урока.
Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души
людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.