«Религиозные мотивы в повести А.И. Куприна
«Гранатовый браслет»»
О.Г. Терешина
Факультет русской филологии и документоведения, магистратура
(заочная форма обучения)
Научный руководитель – Е.Л. Райхлина
История отечественной литературы всегда находилась в тесной связи с религией, так как христианство, а именно, православие, является источником тех духовных ценностей, которые транслирует русская литература. Ее неизменно отличают поучительность, поиск смысла жизни, наставническая позиция писателей и поэтов.
Поэтому, на наш взгляд, отечественные художественные произведения могут быть достоверно прочитаны только в контексте православной культуры.
Несомненно, сознание русского человека тесно связано с православием, которое отражено во многих национальных обычаях, традициях. Русские писатели в произведениях довольно часто обращаются к христианским идеям и образам, но, важно отметить, что это не обязательно свидетельствует о воцерквленности писателя или о его вере. Мы согласны с выводом П.Е. Бухаркина, к которому он пришел в своем исследовании «Православная Церковь и светская литература в новое время: основные аспекты проблемы» [1]: надо разграничивать такие проблемы как «литература и церковь» и «литература и христианство». Иначе возможно неверное толкование произведения.
Так, например, обилие христианской символики в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» свидетельствует вовсе не о религиозности автора, а, наоборот, при детальном рассмотрении подводит нас к мысли об атеистических воззрениях писателя, связанных с философией русского космизма, что было характерным для доэмигрантского периода его творчества.
Так, космизм, основываясь на сочетании научных и религиозных идей, ставил своей задачей преобразовательное воздействие на природу, чтобы в итоге человек смог преодолеть главный ограничитель природы – смерть. По мысли Фёдорова, идеолога космизма, эволюционное предназначение человека заключается в том, чтобы ему самому стать инициатором дальнейшего развития эволюции, внести порядок в беспорядок, гармонию в слепой хаос. [7, с. 25]
Картиной природного хаоса открывается повесть «Гранатовый браслет»: «вдруг наступили отвратительные погоды», «по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман», «с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь», «задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган». [4, с. 225]
Образ природы воплощен Куприным как враждебная человеку стихия, неконтролируемая и непредсказуемая; она несет гибель: «Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега». [4, с. 225] Смерть рыбаков, случившаяся в результате действия природных сил, — случайная, «неосознанная», не подкрепленная преображением духа; в повести она подобна гибели животного.
Ей Куприн противопоставляет другую смерть – сознательную, перерождающую бытие как физический мир (пример тому — перемена, произошедшая с Верой после смерти Желткова) и связующую воедино мир земной и космический. Здесь рефреном звучат мотивы времени и памяти, которые при выходе за рамки земного бытия теряют пространственно-временные ограничения (единая – последняя, мгновение – навеки) и делают возможным существование любви вне времени и пространства, тем самым «воскрешая» и самого героя: «Ты обо мне помнишь?… Ты ведь моя единая и последняя любовь… Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». [4, с. 271]
А подарок Желткова (ведь не случайно повесть названа «Гранатовый браслет») приобретает пророческий смысл. Когда Вера рассматривала браслет, «то в них… вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» – подумала с неожиданной тревогой Вера». [4, с. 241] Согласно древневосточной мифологии, основное магическое свойство граната – разжигать страсть и любовь; камни в руках человека, одержимого любовью, начинали словно оживать, наполняться кровью. Таким образом, гранатовый браслет соединяет в себе два символа – огонь и кровь.
Поэтому подарок Желткова, символизирующий любовь героя, – это преображающий душу (не только свою, но и другого человека) пламень. Явная метаморфоза происходит с Верой. В начале повести она «…строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна» [4, c. 229], а в конце произведения «Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза…» [4, c. 272].
Изменчивость природы в повести — тоже закономерное проявление космизма Куприна. Мы полагаем, что описание одухотворенного, упорядоченного воздействием человека состояния природы писатель символично сделал «прелюдией» к рассказу об истории Желткова: «…погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья». [4, c. 226]
Оно тонально, ритмически и фонетически (повтором звуков [л], [с] и шипящих) «отзеркаливается» пейзажной зарисовкой финальной сцены: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака…». [4, c. 271] Это создает контекст для прочтения смерти Желткова как позитивного, творческого, преобразовательного акта.
В повести Куприна телеграфист, «маленький человек», заявляет о своей значимости как личности тем, что пытается взломать пределы земного существования, бросить вызов смерти, преодолеть ее; выйти в большое, вечное, космическое пространство, сохранив там свою любовь навсегда. Напротив, обыденная, обычная, земная жизнь умаляет героев Куприна.
Так, например, образ Василия Шеина, мужа Веры, звучит почти иронично. Словами генерала Аносова Куприн дает герою несколько сниженную характеристику: «Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты».[4, c. 253] Здесь явственно слышится диссонанс (смысловой и стилистический) между «Вася…хороший парень» и «…будущее и покажет его любовь в свете большой красоты». Хотя, мы полагаем, в повести именно князь Василий Шеин является носителем истинной любви, которая в Библии описывается так: «Любовь долготерпит, милосердствует …все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». [2, Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам, гл.13] Текстуальный анализ повести позволяет практически каждое слово из библейской цитаты подтвердить достойным поведением князя Василия. Он не только поддерживает жену, оказавшуюся в двусмысленной ситуации, но и с состраданием, терпением относится к Желткову, фактически своему сопернику.
Но для Куприна супружество, семья, любовь в христианском понимании не являются ценностью. Писатель, осмысливая метафизику любви, будучи сторонником космизма, видит в ней идеальное начало, способное соединять земной и вышний миры. Любовь как «нездешняя радость», по Вл. Соловьеву [6], является сферой божественного, и поэтому она неизбежно будет приводить к трагедии в земной жизни, находясь в противоречии с земным миром. Подобное понимание любви определяет мистическую близость любви и смерти, которая на рубеже 19-20 вв. становится одной из доминант художественного сознания, характерной для всей культуры в целом.
«А где же любовь-то?…Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? … Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» — говорит Вере генерал Аносов, и тут же указывает на невозможность земного воплощения подобной любви: «Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка? — тихо спросила Вера.— Нет, — ответил старик решительно».[11, c. 253]
Писатели, мыслители, ученые на стыке 19-20 вв. пытались по-новому осмыслить мироздание, увязывая воедино науку и религию, веру в Бога и эволюционное учение. Подобное направление философской мысли было характерно не только для России, но только в нашей стране, которой особенно присуща вера в утопию, могло возникнуть явление, которое называется русским космизмом. Но даже в своей религиозной разновидности космизм не тождественен христианству, между ними нельзя ставить знак равенства. А то, как Куприн эти идеи воплощает в своей повести, христианину может показаться безбожным. Святотатственно звучит посмертное «послание» Желткова: „Да святится имя Твое“… И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь…. Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — слава Тебе!..» [4, c. 271]
Куприн сплавляет воедино образ земной женщины и Бога, по сути, обожествляя возлюбленную Желткова и тем самым нарушая главные заповеди христианства: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», «Не делай себе никакого кумира…» [2, Исход, гл. 20] Хотя, возможно, это и являет собой романтическую квинтэссенцию того, о чем мечтает каждая женщина: «о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной».[4, c. 256]
Непросто согласиться и с тем, чем, по Куприну, становится самоубийство главного героя. В повести это – шаг в вечность, жертвенность; акт, преобразующий действительность, творящий ее заново. В самом образе Желткова Куприн заложил элементы христианского мученичества: «Да, я предвижу страдание, кровь и смерть».[4, c. 271] Но смирение верующего перед неизбежностью смерти и добровольный отказ от жизни – это поступки, являющиеся противоположными в христианском мировоззрении. Самоубийство – тягчайший грех, не оправдываемый ничем.
Но согласно взглядам космистов, например П.Л. Флоренского: «Вся природа одушевлена, вся жива — в целом и частностях, все связано тайными узами между собой, все дышит вместе друг с другом, всюду изнутри действует симпатическое сродство. Энергия вещей втекает в другие вещи, каждая живет во всех и все — в каждом». [8]
Приходит на память другой персонаж А.И. Куприна, тоже самоубийца, – студент из рассказа «Река жизни», написавший в своем предсмертном послании: «Ах, я думаю, что ничто в мире не пропадает …Все наши дела, слова и мысли – это ручейки, тонкие подземные ключи. …они встречаются, сливаются в родник, просачиваются наверх, стекаются в речки – и вот уже мчатся бешено и широко в неодолимой Реке жизни. …Всё она смоет рано или поздно, снесёт все твердыни, оковавшие свободу духа». [5]
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, несмотря на завуалированность под христианские образы, идеи русского космизма, художественно осмысленные Куприным в повести «Гранатовый браслет», — антихристианское явление. Взгляды на космос и человека, их онтологические причины и взаимодействия в философии русского космизма далеки от православного учения.
Литература:
1. Бухаркин П.Е. Православная Церковь и светская литература в новое время: основные аспекты проблемы // Христианство и русская литература: сб. ст. / Рос. АН. Институт рус. лит. (Пушкин. дом); сб. 2 / Отв. ред. В.А. Котельников. – СПб: Наука, 1996. – С. 32-60.
2. Библия. — М, Белорусский Дом печати, 1992.
3. Котельников В.А. Православие в творчестве русских писателей XIX в.: дис. д-ра филол. наук. – СПб, 1994. – 40 с.
4. Куприн А.И. Поединок. Гранатовый браслет. – Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1978, с.272.
5. Куприн А.И. Река жизни. Источник: http://lib.ru/LITRA/KUPRIN/liferivr.txt (дата обращения 03.02.2020).
6. Соловьев Вл. Красота как преображающая сила. – М.: РИПОЛ классик, 2017. – 496 с. Источник: https://books.google.ru/books?id=HzI (дата обращения 23.02.2020).
7. Федоров Н. Философия общего дела (сборник). Источник: https://books.google.ru/books?id=c0D5AgAAQBAJ&pg=PA25&lpg=PA25&dq (дата обращения 02.02.2020).
8. Флоренский П. У водоразделов мысли. Том 1. Источник: http://hotkovo.net.ru/library_view.php?id=41&mode=1 (дата обращения 18.02.2020).
9. Чижевский А.Л. Русский космизм: Антология философской мысли /
Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Примеч. А.Г. Гачевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 365 с.
Анализ «Гранатовый браслет» Куприн
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 5322.
Обновлено 29 Июня, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 5322.
Обновлено 29 Июня, 2021
К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали её с сонатой Бетховена. Речь идёт о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ по литературе. Для удобства в статье даны краткий и полный разборы по плану.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.
Год написания – 1910.
История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.
Тема – В повести раскрывается тема безответной любви, а также такого искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.
Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, отсылкой к «Сонате № 2» Бетховена. Упоминание об этом музыкальном произведении заканчивается повесть, что становится символическим. В канву основного сюжета о любви небогатого чиновника автор вплёл небольшие новеллы о любви, рассказанные генералом Аносовым. Повесть состоит из 13 глав.
Жанр – Повесть. Сам писатель считал своё произведение рассказом.
Направление – Реализм.
История создания
История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблён чиновник-телеграфист. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.
Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чём свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он настолько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо больше, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около трёх месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.
Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идею и выразительные «психологические ситуации».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ её следует начинать с характеристики основной проблемы.
Мотив любви всегда был распространён в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает важное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.
События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: её жизнь была однообразной, пока женщина не получила необычный подарок.
В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы»
. Система образов расширяется в эпизоде празднования именин княгини.
Приём гостей запоминается смешными рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. Важным является образ генерала Аносова, который размышляет об искреннем и чистом чувстве, редко встречающемся в жизни. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.
Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, давно влюблённый в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату №2 Бетховена, если Вера вспомнит о нём. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец почувствовала, что Желтков простил её.
«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Для того чтобы разобраться в том, чему учит автор, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.
Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учёта символической составляющей. Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.
В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь её ценить и принимать.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонате Бетховена через эпиграф. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создаётся обрамление, усиливающее идейное звучание.
Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьёй Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски отправителя подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьёт только его смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.
В канву основных событий автор вплёл любовные истории, рассказанные генералом Аносовым, которые тоже помогают читателю понять значение любви в человеческой жизни.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гранатового браслета».
Жанр
Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвлённая. По объёму оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, к этому направлению можно отнести и данную повесть. В её основе реальные события, точные психологические характеристики, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Шолпан Искакбаева
14/14
-
Юлия Черняева
14/14
-
Георгий Сомов
14/14
-
Константин Бердичев
14/14
-
Владлена Селезнёва
14/14
-
Zazaika Kamilevna
14/14
-
Наталья Садовская
11/14
-
Настя Мишина
13/14
-
Лиана Магомедова
14/14
-
Наталья Миллер
14/14
Рейтинг анализа
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 5322.
А какую оценку поставите вы?
Проза Александра Куприна занимает значимое место в русской литературе рубежа двадцатого и девятнадцатого веков. Его произведения раскрывают перед читателями простую человеческую жизнь, саму человеческую душу, а также являются важным свидетельством о нравах и быте той эпохи. Самая известная повесть писателя «Гранатовый браслет» в полной мере демонстрирует нам мастерство писателя, которое и обессмертило его имя, прославив его на всю Российскую империю. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Смысл названия
- 5 Суть: о чём произведение?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблема
- 9 Главная мысль
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
История написания повести «Гранатовый браслет» — это весьма интересные факты, открывающие читателю авторский замысел и мотивы Куприна:
- Сюжет повести основан на реальных событиях. В 1910 году некий Д.Н. Любимов – знакомый Куприна, рассказал писателю историю о том, как чиновник по фамилии Желтиков влюбился в его жену и долго и упорно слал ей любовные письма, а однажды подарил ей гранатовый браслет.
- В семье Любимовых влюблённость Желтикова восприняли с юмором. Они даже завели отдельный альбом, в котором были собраны все письма неудачливого ухажёра, снабжённые забавными рисунками. Однако сам Куприн отнёсся к этой истории со всей серьёзностью и приступил к работе над новым произведением, которая была завершена спустя год.
- Прототип Веры Шеиной — Людмила Ивановна Любимова. Женщины очень похожи внешне и по характеру, так автор достиг максимальной достоверности. У нее тоже были сестра (Елена Ивановна Нитте) и брат (Николай Иванович Туган-Барановский)
- Создание «Гранатового браслета» далось автору тяжело. В письмах друзьям и знакомым он жаловался на трудности работы: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..» (письмо Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 года). Кроме того, автора преследовали финансовые трудности.
цитата Куприна
Направление и жанр
Повесть Куприна «Гранатовый браслет» создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится достоверно отобразить окружающую действительность. Его персонажи, их действия и реплики смотрятся максимально живо и естественно. Многочисленные детали усиливают атмосферу и веру читателя в происходящее. Он может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле (хотя они и так произошли на самом деле).
Жанр произведения «Гранатовый браслет» определяется, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Однако в то же время писатель снабжает сюжет множеством самых разнообразных деталей. В повествовании присутствуют названия реальных мест, что только увеличивает погружение читателя в сюжет.
Композиция и конфликт
Композиция повести «Гранатовый браслет» никак не нарушена.
- В начале находится экспозиция, в которой нас знакомят с семьёй Шеиных.
- За ней следует завязка, когда княгиня Вера получает письмо и браслет от таинственного поклонника.
- В кульминации нас переносят в жилище Желткова, и от него мы узнаём о его искренней любви.
- В развязке мы узнаём о самоубийстве героя, а Вера Шеина находит его предсмертное письмо, что разрешается основной конфликт.
- В финале сюжетная линия приходит к своему логичному завершению, когда героиня осмысливает произошедшее и примиряется с этим.
Главная особенность конфликта в повести «Гранатовый браслет» заключается в его неоднозначности и неочевидности. Несмотря на наличие любовного треугольника, противостояние не принимает крайних форм, персонажи относятся друг к другу с пониманием и уважением. Читатель не может точно определить положительных и отрицательных персонажей, так как все действующие лица обладают многочисленными достоинствами и недостатками.
Смысл названия
В качестве названия повести Куприн взял вещь, которую Желтков подарил Вере – гранатовый браслет, который был одной из немногих ценностей небогатого чиновника. Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.
Такое название было выбрано писателем для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения «Гранатовый браслет» – истинную страстную любовь, которую и символизирует собой браслет. Гранат — древний символ любви, верности и страсти, этот камень выражает всю глубину чувства Желткова.
Суть: о чём произведение?
В тот момент, когда в семье Шеиных готовятся к именинам княгини Веры Шеиной, сама виновница торжества получает письмо от таинственного обожателя, подкреплённое подарком в виде золотого браслета, украшенного гранатами.
Княгиня не восприняла эту акцию, как нечто серьёзное, однако, как верная жена, посчитала себя не в праве принимать подарки и признания в любви от других мужчин.
Муж и брат княгини Веры выясняют личность анонимного поклонника. Им оказывается бедный чиновник Желтков. Мужчины навещают его бедное жилище. Желтков признаётся, что давно влюблён в Веру. Он соглашается прекратить свои поползновения, но просит дать ему поговорить с княгиней по телефону. Во время разговора Вера говорит, что ей было бы спокойно без Желткова.
Спустя некоторое время княгиня получает письмо от Желткова, который сообщает о своём намерении покончить жизнь самоубийством, в последний раз высказывает ей свои чувства и просит её прослушать Сонату № 2 Бетховена.
Вера посещает квартиру своего поклонника после его смерти, откуда забирает злополучный браслет. Героиня в отчаянии, она понимает, что, возможно, мимо неё прошла настоящая любовь, но она не смогла оценить истинных чувств Желткова, погубив его. В конце произведения Вера просит свою подругу сыграть ей на пианино, и та играет ту самую Сонату №2 Бетховена. Вера понимает, что это знак того, что Желтков не злился на неё, она находит в себе силы простить себя и преодолеть кризис.
Главные герои и их характеристика
Система образов и главные герои повести «Гранатовый браслет» воплощены Многомудрым Литреконом в виде таблицы:
герои повести «гранатовый браслет» | характеристика |
вера николаевна шеина | обеспеченная и знатная княгиня. красивая женщина. высоко ценит себя, чтит мужа и свой супружеский долг. несколько холодная и сдержанная женщина, которая желает жить размеренно и спокойно. не верит в истинную любовь, а потому стремится всячески избавиться от беспокоящего её желткова. неаккуратно брошенные слова отчасти провоцируют самоубийство несчастного, чего вера не могла себе простить. |
георгий степанович желтков | молодой человек, небогатый чиновник контрольной палаты. скромный и романтичный человек. безнадёжно влюблён в веру шеину до такой степени, что предпочёл убить себя, узнав, что доставляет ей беспокойство своей любовью. до самого конца оставался верен княгине и умирал без злобы. |
василий львович шеин | губернский предводитель дворянства. муж веры. меланхоличный и спокойный человек. добр и обходителен со своей женой. не склонен к ревности. первым высказывает мысль об искренности чувств желткова, а потому старается обходиться с ним, как можно мягче. |
николай николаевич мирза-булат-тугановский | брат веры, товарищ прокурора, дворянин. резкий и нечувствительный человек, обеспокоенный репутацией своей сестры, из-за чего ведёт себя с желтковым довольно грубо и даже намекает на судебное разбирательство. |
Темы
Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи:
- Любовь, по мнению Куприна – это крайне опасное чувство, которое может привести человека к самому печальному финалу. Но в то же время писатель показывает величие любви, её преображающую силу, которая превратила не выдающегося чиновника Желткова в самоотверженного, сильного и искреннего человека, которому нельзя не сопереживать. Его трагическое чувство столь же прекрасно как соната Бетховена.
- Музыка – писатель с особой трепетностью относится к музыке. Она способна помочь человеку в самой отчаянной ситуации. Именно языком музыки Желтков доносит до княгини Веры свои истинные чувства, и именно музыка помогает княгине справиться с чувством вины.
- Семья – с некоторой иронией Куприн изображает семейную жизнь, в которой, по его мнению, нет места настоящей страсти. Супруги ценят комфорт и спокойствие выше самой любви, а семейная гордость брата Веры и вовсе карикатурна. Хотя и семейные чувства в его глазах не лишены возвышенности и искренности, ведь Вера все-таки предана мужу и по-своему любит его.
- Надежда – мир в данной повести изображён, как довольно жестокое место, которое зачастую не понимает человека и причиняет ему боль. Желтков, потеряв надежду, совершает самоубийство. Впадает в отчаяние и Вера, но музыка и любовь Желткова возвращают ей надежду на лучшее будущее.
Проблема
Проблематика в повести «Гранатовый браслет» может быть описана и подробнее, если Вы попросите Многомудрого Литрекона в комментариях дополнить ее:
- Неразделённая любовь – Куприн показывает всю трагедию безответной любви, которая иссушает человека и неизбежно приводит его к полному разочарованию и неизбежному падению в пучину отчаяния. Она прекрасна в своей трагичности и возвышенности, но едва ли уживается с жизнью, где одной красоты недостаточно.
- Отчаяние – писатель настаивает на необходимости борьбы с отчаянием и безнадёжностью окружающего мира. Не у всех есть силы, чтобы бороться с отчаянием, как у Желткова. Однако княгиня Шеина смогла преодолеть невзгоды и вернуть душевное равновесие.
- Общественное мнение – во многом именно оглядка на общественное мнение толкает княгиню Веру и её брата на жёсткий ответ Желткову, что приводит к того к печальному финалу. Куприн показывает, что слепое стремление к соответствию общественным стандартам может привести к неприятным ситуациям и даже к трагическим последствиям.
Главная мысль
В своей повести Куприн рассказал историю о несчастной любви. Он продемонстрировал противоречие, которое лежит в этом прекрасном, но опасном чувстве: без него человека окутывает холод, а с ним душа сгорает в ярком, но опасном пламени. Однако жить без него, по мнению писателя, было бы невозможно, и даже холодная Вера признает, что момент наивысшей страсти и наслаждения безвозвратно упущен. Основная идея повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что сумасбродная, нелогичная, сумасшедшая любовь воплощает в жизнь идеал красоты и гармонии. Яркая вспышка чувства озарила жизнь Желткова и Веры. Если оставить за рамками все напускное и будничное, только такую любовь можно будет вспомнить, подведя жизненные итоги.
Изображая российское общество того времени, писатель показывает холодность и формализм, царящее в умах людей, которые стремятся лишь к обывательскому благополучию и боятся настоящей жизни с её страстями. Смысл повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что не спокойствие и комфорт являются источниками счастья, а именно любовь, искренняя, горячая и прекрасная.
Чему учит?
Повесть «Гранатовый браслет» учит нас мягкости и обходительности с окружающими. Говорит нам о том, как важно уметь понимать окружающих людей и беречь их чувства, чтобы потом не сожалеть о чудовищной ошибке. Мораль повести «Гранатовый браслет» — призыв к терпимости, гуманности и взаимопониманию, которых так не хватает в повседневной жизни.
Также Куприн заставляет задуматься о том, как важно для человека не поддаваться отчаянию и верить в лучшее будущее. Услышав жесткую критику, герой потерял веру в то, что его чувство имеет право на существование, но это было заблуждением с его стороны. Любовь была его священным правом, и никто не мог запретить ему любить. Таков вывод из повести «Гранатовый браслет».
Критика
Критика очень живо откликнулась на повесть Куприна, увидев в ней все прекрасные проявления творчества писателя.
Одним из таких критиков был Максим Горький, высказавший в адрес произведения множество хвалебных эпитетов.
Не менее положительный отзыв оставила потомкам Филимонова Н.В.:
Она же в своем очерке перечислила еще несколько рецензий современников:
Однако, по свидетельствам литературоведа П. Беркова, советская критика не выражала особенных восторгов по поводу «Гранатового браслета».
Автор: Михаил Щепин
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Сергей ВОЛКОВ
“Любовь должна быть трагедией!”
Из наблюдений над идейно-художественным
своеобразием повести Куприна “Гранатовый
браслет”
Рассуждая
об идейно-художественном своеобразии небольшого
литературного произведения на экзамене,
выпускнику очень важно найти удачный стержень
для своего сочинения — иначе все наблюдения над
текстом будут рассыпаться как кусочки мозаики.
Чтобы этого избежать, нужно, на наш взгляд, не
ставить перед собой глобальную задачу
целостного анализа, а ограничить себя поисками в
какой-то одной сфере — и тогда, возможно, пройдя
по найденной узенькой “тропиночке” внутрь
произведения, мы сумеем по пути увидеть гораздо
больше того, что могли бы поначалу ожидать.
(Скажем в скобках: вообще узко сформулированная
тема всегда выгоднее, потому что сочинение в
любом случае окажется шире заявленного,
расскажет о чём-то, лежащем за пределами
намеченного темой; обещание будет выполнено с
лихвой — в этом случае работа получается
выигрышнее. На фоне же широкой темы любое
сочинение рискует выглядеть недотягивающим до
заданных рамок, а значит, как бы обманет,
разочарует своего читателя. Поэтому, приступая к
анализу идейно-художественного своеобразия
произведения, нужно подумать о грамотном сужении
темы, обозначить во вступлении какую-то линию
анализа и стараться её придерживаться.)
Попробуем предложить нашим ученикам одну из
возможных “тропинок” в повесть А.Куприна
“Гранатовый браслет” (это можно сделать на
уроке повторения перед экзаменом). Прежде всего
введём жанровое обозначение для этого
произведения: перед нами повесть-новелла.
Такое определение весьма условно, может быть,
даже спорно, но в любом случае оно таит в себе
скрытый динамизм, методически очень выгодный:
новеллой обычно называют небольшой рассказ со
стремительным, поворотистым сюжетом, основанным
на каком-то ярком случае, а повесть в принципе
должна бы новеллизм разрушать, так как нацелена
на более спокойное повествование, не чуждое
описаний и замедления действия. Спросим
учеников: можно ли увидеть элементы новеллы в
“Гранатовом браслете”? Чувствуется ли, что
Куприн умеет строить сюжет и держать читателя в
напряжении? Как формируется в повести, задолго до
трагического финала, ощущение тревоги? Можно ли
сказать, что автор не перестаёт интриговать
читателя по ходу развития действия? Интересно ли
читать эту повесть, динамична ли она? Есть ли в
ней что-то необычное, странное, на первый взгляд
немотивированное, но объясняющееся потом?
Нам важно выслушать все ответы учеников. Обычно
они достаточно кратки, поэтому этот момент урока
не займёт много времени — зато мы сумеем
коллективно вспомнить все острые моменты
повести, увидеть, что автор с самых первых строк
начинает формировать в читателе ощущение
тревоги, “подсовывать” ему разные
неожиданности и загадки, которые будут
разогревать читательский интерес. То Анна
посреди весёлого разговора с сестрой внезапно
вскрикнет в ужасе и побледнеет — её испугает
высота обрыва, на котором она стоит; то вдруг
гостей на именинах окажется тринадцать — и Вера
с тревогой про себя это отметит; то неожиданно
вспыхнут гранаты на браслете “алыми, кровавыми
огнями”. А потом появятся в повести вставные
сюжеты — случаи из жизни генерала Анохина (как бы
микроновеллы), и в них уже будет рассказываться о
любви, приводящей человека к смерти. И так далее
— список возможных наблюдений учеников можно
продолжать.
Поделимся с ребятами и своей мыслью (очень
важно, чтобы учитель в определённые моменты
урока выступал в коллективном диалоге на равных,
его реплика — это не итог, не подведение черты, а
одно из возможных мнений, которое, как и любое
другое мнение, может быть и оспорено):
интриговать читателя автор начинает уже с эпиграфа.
Действительно, ведь обычно в эпиграф выносятся
какие-то фразы, слова, а тут перед нами
название музыкального произведения, точнее
одной из его частей (речь о второй сонате
Бетховена, Largo Appassionato — вторая её часть; кстати,
хорошо бы на уроке послушать хотя бы фрагмент
этой сонаты). Вряд ли мы сможем припомнить
что-нибудь подобное в известных нам литературных
произведениях (здесь можно провести блиц-опрос
на знание эпиграфов к классическим
произведениям русской литературы — тоже перед
экзаменом нелишне). В чём же дело? Ведь эпиграф
должен формулировать какую-то важную для
понимания всей книги мысль, выводить нас к
проблематике всей вещи, служить к ней
своеобразным ключом. Как же нам использовать
этот странный ключ? Хотел ли автор, чтобы мы
соотнесли структуру сонаты со структурой
повести, или просто старался вызвать в нас
музыкой определённое настроение? А может быть,
это откровенный эпатаж?
И опять, выслушав и обсудив мнения учеников,
предложим им для размышления и свою идею: вполне
вероятно, что такой эпиграф — это знак того, что лежащее
перед нами литературное произведение
строится по музыкальным законам (интересные
примеры в развитие нашей мысли можно найти и в
материале С.Штильмана; не так давно в
“Литературе” была напечатана статья, в которой
повесть “Гранатовый браслет” соотносится со
структурой одного из церковных песнопений —
акафиста), что оно представляет собой
переплетение определённых мелодий, мотивов
(стоит обсудить с учениками сложность и
многозначность последнего понятия, чрезвычайно
плодотворного для анализа литературных
произведений; заинтересовавшимся обязательно
нужно порекомендовать познакомиться с книгой
Б.М. Гаспарова “Литературные лейтмотивы”, в
которой очень нетрадиционно, через понятие
мотива, рассмотрена структура романов “Мастер и
Маргарита” и “Доктор Живаго”). Как и в
музыкальном произведении, в нашей повести есть
чередование ритмов и темпов, силы звука и
интонаций; есть и сильное место, своего рода
“центральный аккорд”, к которому стягиваются
многие мелодические темы, — “Любовь должна
быть трагедией” (запишем эти слова в центре
доски — они станут основой для конспекта-схемы
урока, вокруг ключевых слов этой фразы мы будем
по ходу урока группировать свои наблюдения).
Итак, какие же мотивы вводят в повесть тему
любви? Мотив первый, повторяющийся настойчиво,
варьирующийся множество раз — “любви здесь и
сейчас, в мире героев повести, нет”. Не
случайно дело происходит осенью, в пору увядания
и умирания; цветы в саду, среди которых
появляется княгиня Вера, уже доцветают,
“роскошная любовь и …чрезмерное материнство” в
их жизни уже были, а некоторым из них,
царственным, холодным, высокомерным (эти эпитеты
будут повторяться при описании и самой княгини)
георгинам, пионам и астрам, вообще неведомы
(подробнее анализ этого пейзажного фрагмента
сделан нами в недавней статье в 5 номере
“Литературы”). У самой княгини Веры “прежняя
страстная любовь к мужу давно уже перешла в
чувство прочной, верной, истинной дружбы”;
впрочем, эта любовь не принесла ей желанного
счастья — она бездетна и страстно мечтает о
детях, которых, по всей видимости, у неё уже
никогда не будет. Дети есть у её сестры Анны, и
Вера обожает их, но самой Анне они не нужны, как не
нужен и муж, которого она откровенно не любит и
который, в свою очередь, боготворит её и
постоянно пытается за ней ухаживать. (Вообще один
из неявных, но очень значимых для повести мотивов
— это мотив обладания не тем, что нужно; очень
интересно выражается он через запахи — в
“Гранатовом браслете” настойчиво
подчёркивается, что предмет обладает почему-то
совсем несвойственным ему запахом: морская вода
во время прибоя, по наблюдениям Анны, пахнет
резедой, стручья левкоя — капустой, гроздья
винограда — клубникой, а белая акация, как
заметил генерал Аносов, — конфетами. Весьма
важная характеристика мира повести, рождающая
ощущение какой-то неустроенности, несуразицы,
неустойчивости. Кстати, это наблюдение сделано
одним из учеников на уроке.)
Нет любви и в жизни других гостей княгини Веры,
а одному из них, генералу Аносову, назначено
автором ввести в повесть дополнительный мотив — настоящая
любовь в жизни людей когда-то была;
рассказы генерала приближаются к свидетельствам
очевидца: настоящая любовь — не выдумка, когда-то
давно, почти в эпические с точки зрения героев
повести времена (“по нынешним нравам этот
обломок старины представлялся исполинской и
необыкновенно живописной фигурой”; “больше
всего их очаровывали и крепче всего
запечатлелись в их памяти его рассказы…
неторопливые, эпически спокойные,
простосердечные рассказы”), она составляла всё
содержание жизни людей. Правда, и сам генерал
признаётся, что такой любви уже не застал, что
самому ему известно лишь несколько случаев,
отдалённо напоминающих эту любовь. Эти его слова
как бы отодвигают существование настоящей любви
в ещё более давнее, совсем уже невозвратимое
прошлое: “…Люди в настоящее время разучились
любить. Не вижу настоящей любви. Да и в моё время
не видел!”; “А где же любовь-то? Любовь
бескорыстная, самоотверженная, не ждущая
награды? Та, про которую сказано — “сильна как
смерть”? Понимаешь, такая любовь, для которой
совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на
мучение — вовсе не труд, а одна радость”;
“Говорят, что раньше всё это бывало. А если и не
бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом
лучшие умы и души человечества — поэты,
романисты, музыканты, художники?”
И именно генерал Аносов сформулирует основную
мысль повести: “Любовь должна быть”. Мы
сознательно оборвали цитату, сделав тем самым
ударение на словах “должна быть”. Настоящая
любовь, существовавшая когда-то давно, не могла
исчезнуть, она обязательно вернётся, просто её
пока могли не заметить, не узнать, и, неузнанная,
она уже живёт где-то рядом. Её возвращение станет
настоящим чудом — об этом мотиве повести,
возникающем уже на первых её страницах, мы
поговорим чуть позже.
Пока же вернёмся к любви. Следующий комплекс
мотивов, связанных с темой любви, составляют мотивы
смеха, шутки, издевательства. В мире людей “с
цыплячьими телами и заячьими душами, неспособных
к сильным желаниям, к героическим поступкам, к
нежности и обожанию перед любовью”, любовь
становится объектом открытой насмешки. Здесь,
конечно же, нужно вспомнить домашний
юмористический альбом семьи Шеиных и сцену его
рассматривания гостями. Один из сюжетов этого
альбома — “Княгиня Вера и влюблённый
телеграфист” — в опошленном, спародированном
виде вводит в повесть историю любви чиновника
Желткова к княгине Вере — и сюжет этот,
комически-буффонный в устах князя Василия
Львовича, заканчивается не менее комической
смертью персонажа: “Наконец он умирает, но перед
смертью завещает передать Вере две телеграфные
пуговицы и флакон от духов — наполненный его
слезами…” Всем смешно — но читатель вместе с
княгиней Верой уже распечатал и прочёл письмо
самого Желткова, приложенное к его подарку, уже
заметил кровавый отсвет в гранатах на браслете,
уже узнал, что браслет этот “приносит дар
предвидения носящим его женщинам… мужчин же
охраняет от насильственной смерти” (по сути,
Желтков отказывается от своего оберега — и даёт
возможность “прозреть” Вере ценой своей жизни),
и поэтому не может увлечься всеобщими шутками и с
непонятной тревогой вслушивается в слова
княгини, пытающейся остановить своего
развеселившегося мужа: “Вера тихо дотронулась
до его плеча. “Лучше не нужно”, — сказала она. Но
Василий Львович или не расслышал её слов, или не
придал им настоящего значения”. Герои повести не
“придают настоящего значения” любви, не могут
понять и принять всей её серьёзности и
трагичности.
На этом этапе разговора можно дать
самостоятельное задание классу: собрать и
перечислить все сцены, с которыми связаны трагические
мотивы повести (напомним, что исходным пунктом
анализа стала ключевая фраза генерала Аносова,
за которой, судя по всему, стоит сам автор:
“Любовь должна быть трагедией”). Часть из них мы
уже упоминали, можно теперь обобщить их и кратко
записать вокруг слова “трагедия”.
И наконец перейдём к центральной части фразы.
Императивность её тона не оставляет сомнений —
путь героев повести “пересекла именно такая
любовь, о которой грезят женщины и на которую
больше не способны мужчины”. Чудо, давно
подспудно ожидаемое Верой, происходит. Мотив ожидания
чуда заявлен в самом начале повести:
“…сегодня был день её именин — семнадцатое
сентября. По милым, отдалённым воспоминаниям
детства она всегда любила этот день и всегда
ожидала от него чего-то счастливо-чудесного”.
Настроение ожидания поддерживает Анна: она
нетерпеливо спрашивает про гостей, обязательно
хочет посмотреть диковинную рыбу — морского
петуха, которого специально, в качестве редкого
сюрприза, готовят к вечеру: “Сегодня утром рыбак
принёс морского петуха. Я сама видела. Прямо
какое-то чудовище. Даже страшно” (курсив наш.
— С.В.).
Мотивы чуда тесно переплетаются в повести с мотивами
религиозными, причём звучат они в разных
регистрах — от серьёзно-возвышенного до
пародийно-гротескного (вроде пострижения
“бедного телеграфиста” в монахи). Прежде всего,
день, в который начинаются события, — день памяти
мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (и
здесь, в скрытом виде, присутствует любовь — это
день не только Веры, но и веры и любви — и
переплетена она опять с мукой). Гранатовый
браслет после смерти Желткова будет повешен по
его просьбе на икону Божьей Матери — да и само
молитвенное преклонение Желткова перед княгиней
(“Да святится имя Твоё” — эти слова
христианской молитвы он обращает к любимой
женщине, они становятся своеобразным
лейтмотивом финальной части повести) напоминает
о рыцарском служении эпохи Средневековья, о
поэзии трубадуров и миннезингеров, об образе
Прекрасной Дамы в творчестве Блока, как известно,
использовавшего в своём творчестве многие
религиозные символы (уместно будет прочитать на
уроке некоторые стихотворения поэта, например
“Вхожу я в тёмные храмы…” или “Я их хранил в
приделе Иоанна…”). Приход княгини Веры к
умершему Желткову, её прощальный поцелуй
напоминает поклонение мощам святого — тоже
мученика. В финале же повести мы встречаемся с мотивом
преображения — он связан с княгиней Верой.
Сравним два её портрета: “строго проста, со всеми
холодно и немного свысока любезна, независима и
царственно спокойна” — такова она до
произошедших событий; “Вера, с глазами,
блестящими от слёз, беспокойно, взволнованно
стала целовать ей лицо, губы, глаза…” — это
финал повести, настоящая любовь, только лишь
задевшая её своим крылом, изменила всю суть Веры.
Любовь действительно оказывается сильнее
смерти, покоя, холода, неизменности, она
преображает Веру, лишая покоя, волнуя — она даёт
жизнь.
В заключение разговора обязательно нужно
сказать, что перед нами, конечно же, произведение
романтическое, причём романтизм здесь взят в
крайнем своём выражении. По ходу урока у нас уже
возникали некоторые сопоставления с другими
произведениями романтического характера, теперь
же можно показать, что для творчества самого
Куприна романтические мотивы были
определяющими. Для этого очень подходит
небольшой рассказ “Фиалки” (его целиком или
фрагментами можно прочесть в классе), в финале
которого мы встречаемся со словами, напрямую
возвращающими нас к основной мелодии
“Гранатового браслета”: “А вечером в спальной
Казаков (герой рассказа, молодой кадет, случайно
встретивший на прогулке прекрасную женщину и
подаривший ей фиалки. — С.В.) долго не спит…
он плачет долгими, радостными, светлыми слезами,
которые никогда уже не повторятся в его жизни. И
как бы потом ни сложилась его жизнь со всеми её
падениями и удачами… он всегда, даже в старости,
— он, позабывший имена и лица, — благодарно и
счастливо улыбнётся, вспомнив фиалки, приколотые
к груди принцессы из сказки. Потому что на его
долю выпало редкое счастие испытать хоть на
мгновение ту истинную любовь, в которой
заключено всё: целомудрие, поэзия, красота и
молодость”.
Творчество
А. И. Куприна своеобразно и интересно,
в нем поражает наблюдательность автора
и удивительное правдоподобие, с которыми
он описывает жизнь людей.
Как писатель-реалист, Куприн внимательно
всматривается в жизнь и выделяет в ней
главные, существенные стороны.
1) Социальная проблематика, тема капиталистического развития буржуазной России
Это
дало Куприну возможность создать в 1896
году крупное произведение «Молох»,
посвященное важнейшей теме капиталистического
развития России.
Правдиво и без прикрас писатель изобразил
подлинный облик буржуазной цивилизации.
В этом произведении он
обличает лицемерную мораль, продажность
и фальшь в отношениях между людьми в
капиталистическом обществе.
Куприн
показывает большой завод, где рабочие
подвергаются жестокой эксплуатации.
Главный герой, инженер
Бобров,
честный, гуманный человек, потрясен и
возмущен этой страшной картиной. В то
же время автор рисует рабочих как
безропотную толпу, бессильную предпринять
какие-либо активные действия. В «Молохе»
наметились мотивы, характерные для
всего последующего творчества Куприна.
Образы гуманистов-правдоискателей
пройдут длинной вереницей во многих
его произведениях. Герои эти тоскуют
по красоте жизни, отвергая современную
им уродливую буржуазную действительность.
-тема
пробуждения общественного сознания,
быт царской армии
Страницы,
исполненные огромной разоблачающей
силы, посвятил Куприн описанию царской
армии. Армия являлась оплотом самодержавия,
против которого в те годы поднимались
все прогрессивные силы русского общества.
Вот почему произведения Куприна «Ночная
смена», «Поход», а затем и «Поединок»
имели
большое общественное звучание. Царская
армия, с ее бездарным, морально выродившимся
командованием, предстает на страницах
«Поединка» во всем своем неприглядном
облике. Перед нами проходит целая галерея
тупиц и выродков, лишенных всяких
проблесков человечности. Им противостоит
главный герой повести подпоручик
Ромашов. Он всей душой протестует против
этого кошмара, но не способен найти пути
к его преодолению. Отсюда и вытекает
название повести — «Поединок». Тема
повести — драма «маленького человека»,
его поединок с невежественной средой,
который заканчивается гибелью героя.
Но
не во всех своих произведениях Куприн
придерживается рамок строго реалистического
направления. В его повестях есть и
романтические тенденции.
Он помещает романтических героев в
повседневную жизнь, в реальную обстановку,
рядом с обыкновенными людьми. И очень
часто поэтому основным конфликтом в
его произведениях становится конфликт
романтического героя с обыденностью,
серостью, пошлостью.
-тема
природы и человека
-тема
любви
В
замечательном рассказе «Олеся»,
проникнутом подлинным гуманизмом,
Куприн
воспевает людей, живущих среди природы,
не тронутых стяжательством и растлевающей
буржуазной цивилизацией.
На фоне дикой, величественной, прекрасной
природы живут сильные, самобытные люди
— «дети природы». Такова
Олеся, которая так же проста, естественна
и прекрасна, как сама природа. Автор
явно романтизирует образ «дочери лесов».
Но ее поведение, психологически тонко
мотивированное, позволяет увидеть
реальные перспективы жизни. Наделенная
небывалой силой душа вносит гармонию
в заведомо противоречивые отношения
людей. Столь редкий дар выражается в
любви к Ивану Тимофеевичу.
Олеся как бы возвращает ненадолго
утраченную им естественность переживаний.
Таким образом, в повести описывается
любовь человека-реалиста и романтической
героини. Иван Тимофеевич попадает в
романтический мир героини, а она — в
его реальность.
Тема
природы и человека волнует Куприна на
протяжении всей его жизни.
Мощь и красота природы, животные как
составная часть природы, человек, не
потерявший с ней связь, живущий по ее
законам, — вот грани этой темы. Куприна
восхищает красота лошади («Изумруд»),
верность собаки («Белый пудель», «Собачье
счастье»), женская молодость («Суламифь»).
Куприн воспевает прекрасный, гармоничный,
живой мир природы.
Только
там, где человек живет в ладу с природой,
любовь прекрасна и естественна.
В искусственной жизни людей любовь,
подлинная любовь, которая бывает раз в
сто лет, оказывается неузнанной, непонятой
и гонимой. В «Гранатовом
браслете»
этим даром любви наделен бедный чиновник
Желтков. Великая любовь становится
смыслом и содержанием его жизни. Героиня
— княгиня Вера Шеина — не только не
отвечает на его чувство, но и воспринимает
его письма, подарок — гранатовый браслет
— как нечто ненужное, нарушающее ее
покой, привычный уклад жизни. Только
после смерти Желткова она понимает, что
мимо прошла «любовь, о которой мечтает
каждая женщина». Взаимная, совершенная
любовь не состоялась, но это высокое и
поэтическое чувство, пусть сосредоточенное
в одной душе, открывает путь к прекрасному
перерождению другой. Здесь автор
показывает любовь как феномен жизни,
как нежданный подарок — поэтический,
озаряющий жизнь среди обыденности,
трезвой реальности и устойчивого быта.
.
Размышляя об индивидуальности героя,
его месте среди других, о судьбе России
в кризисное время, на рубеже двух веков,
Куприн изучал духовную атмосферу эпохи,
изображал «живые картины» окружающего.
Куприн
изображает истинную любовь как высшую
ценность мира, как непостижимую тайну.
Для такого всепоглощающего чувства не
существует вопроса «быть или не быть?»,
оно лишено сомнений, а потому часто
чревато трагедией. «Любовь всегда
трагедия, — писал Куприн, — всегда
борьба и достижение, всегда радость и
страх, воскрешение и смерть».
Куприн
был глубоко убежден в том, что даже
безответное чувство способно преобразить
жизнь человека. Об этом он мудро и
трогательно поведал в «Гранатовом
браслете», грустном рассказе о скромном
телеграфном чиновнике Желткове, который
был столь безнадежно и самоотверженно
влюблен в графиню Веру Шеину.
Патетическая,
романтическая по характеру образного
воплощения центральная тема любви
сочетается в «Гранатовом
браслете»
с тщательно воспроизведенным бытовым
фоном и рельефно обрисованными фигурами
людей, жизнь которых не соприкоснулась
с чувством большой любви. Бедный чиновник
Желтков, восемь лет любящий княгиню
Веру Николаевну, умирая, благодарит ее
за то, что она была для него «единственной
радостью в жизни, единственным утешением,
единой мыслью», и товарищ прокурора,
думающий, что любовь можно пресечь
административными мерами, — люди двух
различных жизненных измерений. Но
жизненная среда не бывает у Куприна
однозначной. Им особо выделена фигура
старого генерала Аносова, который
уверен, что высокая любовь существует,
но она «должна быть трагедией. Величайшей
тайной в мире», не знающей компромиссов.
.
У любви каждого человека есть свой свет,
своя печаль, свое счастье, свое благоухание.
Любимые герои А. И. Куприна стремятся к
любви и красоте, но обрести прекрасное
в жизни, где царят пошлость и духовное
рабство, они не могут. Многие из них не
находят счастья или гибнут в столкновении
с враждебным миром, но всем своим
существованием, всеми своими мечтами
они утверждают мысль о возможности
счастья на земле.
Любовь
— заветная тема для Куприна.
Любовью величественной и всепроникающей,
вечной трагедией и вечной тайной
наполнены страницы «Олеси» и «Суламифи».
Любовь, возрождающая человека, раскрывающая
все человеческие способности, проникающая
в самые потаенные уголки души, входит
в сердце читателя со страниц «Гранатового
браслета». В этом удивительном по своей
поэтичности произведении автор воспевает
дар неземной любви, приравнивая его к
высокому искусству.
.
В основе сюжета рассказа лежит курьезный
случай из жизни. Единственное, что
изменил автор, это финал. Но удивительно
то, что анекдотическая ситуация
превращается под пером писателя в гимн
любви. Куприн считал, что любовь — это
дар от Бога. На прекрасное, возвышенное
чувство способны далеко не многие. Герой
«Поединка» Назанский говорит о любви
так:
«Она
— удел избранных. Вот вам пример: все
люди обладают слухом, но у миллионов он
как у рыб, а один из этого миллиона —
Бетховен. Так во всем: в поэзии, в
художестве, в мудрости… И любовь имеет
свои вершины, доступные лишь единицам
из миллионов». И
такая любовь озаряет «маленького
человека», телеграфиста Желткова. Она
становится для него великим счастьем
и великой трагедией. Он любит прекрасную
княгиню Веру, не надеясь на взаимность.
Как точно замечает генерал Аносов,
«любовь должна быть трагедией. Величайшей
тайной в мире! Никакие жизненные удобства,
расчеты и компромиссы не должны ее
касаться». Для Желткова и не существует
ничего, кроме любви, которая «заключает
весь смысл жизни — всю Вселенную!» Но
трагедия рассказа не только в том, что
Желтков и княгиня Вера принадлежат к
разным сословиям, и даже не в том, что
он влюблен в замужнюю женщину, а в том,
что окружающие прекрасно обходятся в
жизни без настоящей любви и видят в этом
чувстве все что угодно, но только не
святую и чистую привязанность.
Существует
мнение, неоднократно высказанное
критиками, что в образе Желткова есть
некоторая ущербность, ибо для него весь
мир сузился до любви к женщине. Куприн
же своим рассказом подтверждает, что
для его героя не мир сужается до любви,
а любовь расширяется до размеров целого
мира. Она настолько велика, что заслоняет
собой все, становится уже не частью
жизни, пусть даже самой большой, а самой
жизнью. Поэтому без любимой женщины
Желткову нечем больше жить. Но Желтков
решил пойти на смерть во имя возлюбленной,
чтобы не причинять ей беспокойства
своим существованием. Он
жертвует собой во имя ее счастья, а не
умирает от безысходности, лишившись
единственного смысла жизни.
Желтков никогда не был близко знаком с
Верой Шейной, и потому «заочная» утрата
Веры не стала бы для него концом любви
и жизни. Ведь любовь, где бы он ни
находился, всегда была с ним и вселяла
в него жизненные силы. Он не так часто
видел Веру, чтобы, перестав следить за
ней, утратить свое великое чувство.
Такая любовь способна преодолеть любое
расстояние. Но если любовь может поставить
под сомнение честь любимой женщины, а
любовь есть жизнь, то нет выше радости
и блаженства, чем пожертвовать своей
жизнью.
Однако
страшное в том, что сама Вера «находится
в сладкой дремоте» и еще не способна
понять, что «ее жизненный путь пересекла
именно такая любовь, о которой грезят
женщины и на которую больше не способны
мужчины». Куприн
создал рассказ не о зарождении любви
Веры, а именно о ее пробуждении ото сна.
Уже само появление гранатового браслета
с письмом Желткова вносит в жизнь героини
взволнованное ожидание. При виде «пяти
алых кровавых огней, дрожащих внутри
пяти гранатов», так не похожих на
привычные дорогие подарки мужа и сестры,
она ощущает беспокойство. Все происходящее
далее обостряет сознание исключительности
прошедшей мимо любви, а когда наступает
развязка, княгиня видит на мертвом лице
Желткова «то самое умиротворенное
выражение», как «на масках великих
страдальцев — Пушкина и Наполеона».
Величие пережитого простым человеком
чувства постигается ею под звуки
бетховенской сонаты, как бы доносящей
до героини его потрясение, его боль и
счастье, и неожиданно вытесняет из души
все суетное, вселяя ответное облагораживающее
страдание. Последнее письмо Желткова
поднимает тему любви до высокого
трагизма. Оно предсмертное, поэтому
каждая его строка наполнена особенно
глубоким смыслом. Но еще важнее, что со
смертью героя не заканчивается звучание
патетических мотивов всевластной любви.
Желтков, умирая, завещает свою любовь
миру и Вере. Великая любовь безвестного
человека входит в ее жизнь и будет
существовать в ее сознании как неизгладимое
воспоминание о таинстве, с которым она
соприкоснулась и значение которого не
сумела вовремя понять.
Имя
героини Куприн выбирает не случайно —
Вера. Вера остается в этом суетном мире,
когда умирает Желтков, она познала, что
такое настоящая любовь. Но и в мире
остается вера в то, что Желтков был не
единственным человеком, наделенным
таким неземным чувством.
Эмоциональная
волна, нарастающая на протяжении всего
рассказа, достигает предельного накала
в заключительной главе, где тема великой
и очищающей любви раскрывается полностью
в величественных аккордах гениальной
сонаты Бетховена. Музыка властно
овладевает героиней, и в ее душе слагаются
слова, которые как бы нашептывает
любивший ее больше жизни человек: «Да
святится имя Твое!..» В этих последних
словах звучит и мольба о любви, и глубокая
скорбь о недостижимости ее. Здесь и
происходит то великое соприкосновение
душ, из которых одна слишком поздно
поняла другую.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.
История создания
История написания повести «Гранатовый браслет» — это весьма интересные факты, открывающие читателю авторский замысел и мотивы Куприна:
- Сюжет повести основан на реальных событиях. В 1910 году некий Д.Н. Любимов – знакомый Куприна, рассказал писателю историю о том, как чиновник по фамилии Желтиков влюбился в его жену и долго и упорно слал ей любовные письма, а однажды подарил ей гранатовый браслет.
- В семье Любимовых влюблённость Желтикова восприняли с юмором. Они даже завели отдельный альбом, в котором были собраны все письма неудачливого ухажёра, снабжённые забавными рисунками. Однако сам Куприн отнёсся к этой истории со всей серьёзностью и приступил к работе над новым произведением, которая была завершена спустя год.
- Прототип Веры Шеиной — Людмила Ивановна Любимова. Женщины очень похожи внешне и по характеру, так автор достиг максимальной достоверности. У нее тоже были сестра (Елена Ивановна Нитте) и брат (Николай Иванович Туган-Барановский)
- Создание «Гранатового браслета» далось автору тяжело. В письмах друзьям и знакомым он жаловался на трудности работы: «Теперь я пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина — мое невежество в музыке… Да и светский тон!..» (письмо Ф. Д. Батюшкову 21 ноября 1910 года). Кроме того, автора преследовали финансовые трудности.
цитата Куприна
Направление и жанр
Повесть Куприна «Гранатовый браслет» создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится достоверно отобразить окружающую действительность. Его персонажи, их действия и реплики смотрятся максимально живо и естественно. Многочисленные детали усиливают атмосферу и веру читателя в происходящее. Он может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле (хотя они и так произошли на самом деле).
Жанр произведения «Гранатовый браслет» определяется, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Однако в то же время писатель снабжает сюжет множеством самых разнообразных деталей. В повествовании присутствуют названия реальных мест, что только увеличивает погружение читателя в сюжет.
Что такое повесть?
Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа – малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него – Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.
Композиция и конфликт
Композиция повести «Гранатовый браслет» никак не нарушена.
- В начале находится экспозиция, в которой нас знакомят с семьёй Шеиных.
- За ней следует завязка, когда княгиня Вера получает письмо и браслет от таинственного поклонника.
- В кульминации нас переносят в жилище Желткова, и от него мы узнаём о его искренней любви.
- В развязке мы узнаём о самоубийстве героя, а Вера Шеина находит его предсмертное письмо, что разрешается основной конфликт.
- В финале сюжетная линия приходит к своему логичному завершению, когда героиня осмысливает произошедшее и примиряется с этим.
Главная особенность конфликта в повести «Гранатовый браслет» заключается в его неоднозначности и неочевидности. Несмотря на наличие любовного треугольника, противостояние не принимает крайних форм, персонажи относятся друг к другу с пониманием и уважением. Читатель не может точно определить положительных и отрицательных персонажей, так как все действующие лица обладают многочисленными достоинствами и недостатками.
Смысл названия
В качестве названия повести Куприн взял вещь, которую Желтков подарил Вере – гранатовый браслет, который был одной из немногих ценностей небогатого чиновника. Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.
Такое название было выбрано писателем для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения «Гранатовый браслет» – истинную страстную любовь, которую и символизирует собой браслет. Гранат — древний символ любви, верности и страсти, этот камень выражает всю глубину чувства Желткова.
Детали в романе
В рассказе «Гранатовый браслет» много важных деталей, которые позволяют более глубоко раскрыть содержание произведения. Но особенно среди всех этих деталей выделяется гранатовый браслет. По сюжету главная героиня Вера получает его в подарок от тайного поклонника. Но предварительно Желтков, который и является тайным поклонником, кладет его в яркий красный футляр.
Куприн дает подробное описание браслета, заставляя восхищаться его красотой и изысканностью: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Но особое внимание привлекает дальнейшее описание драгоценного браслета: «Посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов кабошонов, каждый величиной с горошину».
Писатель рассказывает и об истории этого браслета, подчеркивая, таким образом, как важен он был для мелкого чиновника Желткова. Писатель пишет о том, что это дорогое украшение принадлежало еще прабабке главного героя, а последним, кто носил его, была его покойная мать, которую он очень сильно любил и хранил о ней самые теплые воспоминания. Зеленый гранат посередине браслета, по словам мелкого чиновника, имел свою старинную легенду, которая передавалась в семье Желткова из поколения в поколения. По этому преданию человек освобождается от тяжелых мыслей, женщина получает в награду еще и дар провидения, а мужчина будет защищен от любой насильственной смерти.
Суть: о чём произведение?
В тот момент, когда в семье Шеиных готовятся к именинам княгини Веры Шеиной, сама виновница торжества получает письмо от таинственного обожателя, подкреплённое подарком в виде золотого браслета, украшенного гранатами.
Княгиня не восприняла эту акцию, как нечто серьёзное, однако, как верная жена, посчитала себя не в праве принимать подарки и признания в любви от других мужчин.
Муж и брат княгини Веры выясняют личность анонимного поклонника. Им оказывается бедный чиновник Желтков. Мужчины навещают его бедное жилище. Желтков признаётся, что давно влюблён в Веру. Он соглашается прекратить свои поползновения, но просит дать ему поговорить с княгиней по телефону. Во время разговора Вера говорит, что ей было бы спокойно без Желткова.
Спустя некоторое время княгиня получает письмо от Желткова, который сообщает о своём намерении покончить жизнь самоубийством, в последний раз высказывает ей свои чувства и просит её прослушать Сонату № 2 Бетховена.
Вера посещает квартиру своего поклонника после его смерти, откуда забирает злополучный браслет. Героиня в отчаянии, она понимает, что, возможно, мимо неё прошла настоящая любовь, но она не смогла оценить истинных чувств Желткова, погубив его. В конце произведения Вера просит свою подругу сыграть ей на пианино, и та играет ту самую Сонату №2 Бетховена. Вера понимает, что это знак того, что Желтков не злился на неё, она находит в себе силы простить себя и преодолеть кризис.
Главные герои и их характеристика
Система образов и главные герои повести «Гранатовый браслет» воплощены Многомудрым Литреконом в виде таблицы:
герои повести «гранатовый браслет» | характеристика |
вера николаевна шеина | обеспеченная и знатная княгиня. красивая женщина. высоко ценит себя, чтит мужа и свой супружеский долг. несколько холодная и сдержанная женщина, которая желает жить размеренно и спокойно. не верит в истинную любовь, а потому стремится всячески избавиться от беспокоящего её желткова. неаккуратно брошенные слова отчасти провоцируют самоубийство несчастного, чего вера не могла себе простить. |
георгий степанович желтков | молодой человек, небогатый чиновник контрольной палаты. скромный и романтичный человек. безнадёжно влюблён в веру шеину до такой степени, что предпочёл убить себя, узнав, что доставляет ей беспокойство своей любовью. до самого конца оставался верен княгине и умирал без злобы. |
василий львович шеин | губернский предводитель дворянства. муж веры. меланхоличный и спокойный человек. добр и обходителен со своей женой. не склонен к ревности. первым высказывает мысль об искренности чувств желткова, а потому старается обходиться с ним, как можно мягче. |
николай николаевич мирза-булат-тугановский | брат веры, товарищ прокурора, дворянин. резкий и нечувствительный человек, обеспокоенный репутацией своей сестры, из-за чего ведёт себя с желтковым довольно грубо и даже намекает на судебное разбирательство. |
Темы
Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи:
- Любовь
, по мнению Куприна – это крайне опасное чувство, которое может привести человека к самому печальному финалу. Но в то же время писатель показывает величие любви, её преображающую силу, которая превратила не выдающегося чиновника Желткова в самоотверженного, сильного и искреннего человека, которому нельзя не сопереживать. Его трагическое чувство столь же прекрасно как соната Бетховена. - Музыка
– писатель с особой трепетностью относится к музыке. Она способна помочь человеку в самой отчаянной ситуации. Именно языком музыки Желтков доносит до княгини Веры свои истинные чувства, и именно музыка помогает княгине справиться с чувством вины. - Семья
– с некоторой иронией Куприн изображает семейную жизнь, в которой, по его мнению, нет места настоящей страсти. Супруги ценят комфорт и спокойствие выше самой любви, а семейная гордость брата Веры и вовсе карикатурна. Хотя и семейные чувства в его глазах не лишены возвышенности и искренности, ведь Вера все-таки предана мужу и по-своему любит его. - Надежда
– мир в данной повести изображён, как довольно жестокое место, которое зачастую не понимает человека и причиняет ему боль. Желтков, потеряв надежду, совершает самоубийство. Впадает в отчаяние и Вера, но музыка и любовь Желткова возвращают ей надежду на лучшее будущее.
Особенности творчества Куприна
Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.
Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.
Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.
Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.
Проблема
Проблематика в повести «Гранатовый браслет» может быть описана и подробнее, если Вы попросите Многомудрого Литрекона в комментариях дополнить ее:
- Неразделённая любовь
– Куприн показывает всю трагедию безответной любви, которая иссушает человека и неизбежно приводит его к полному разочарованию и неизбежному падению в пучину отчаяния. Она прекрасна в своей трагичности и возвышенности, но едва ли уживается с жизнью, где одной красоты недостаточно. - Отчаяние
– писатель настаивает на необходимости борьбы с отчаянием и безнадёжностью окружающего мира. Не у всех есть силы, чтобы бороться с отчаянием, как у Желткова. Однако княгиня Шеина смогла преодолеть невзгоды и вернуть душевное равновесие. - Общественное мнение
– во многом именно оглядка на общественное мнение толкает княгиню Веру и её брата на жёсткий ответ Желткову, что приводит к того к печальному финалу. Куприн показывает, что слепое стремление к соответствию общественным стандартам может привести к неприятным ситуациям и даже к трагическим последствиям.
Главная мысль
В своей повести Куприн рассказал историю о несчастной любви. Он продемонстрировал противоречие, которое лежит в этом прекрасном, но опасном чувстве: без него человека окутывает холод, а с ним душа сгорает в ярком, но опасном пламени. Однако жить без него, по мнению писателя, было бы невозможно, и даже холодная Вера признает, что момент наивысшей страсти и наслаждения безвозвратно упущен. Основная идея повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что сумасбродная, нелогичная, сумасшедшая любовь воплощает в жизнь идеал красоты и гармонии. Яркая вспышка чувства озарила жизнь Желткова и Веры. Если оставить за рамками все напускное и будничное, только такую любовь можно будет вспомнить, подведя жизненные итоги.
Изображая российское общество того времени, писатель показывает холодность и формализм, царящее в умах людей, которые стремятся лишь к обывательскому благополучию и боятся настоящей жизни с её страстями. Смысл повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что не спокойствие и комфорт являются источниками счастья, а именно любовь, искренняя, горячая и прекрасная.
Безумная любовь
Офицер влюбился в жену полкового командира. Эта женщина не отличалась привлекательностью, к тому же была морфинисткой. Но любовь зла… Роман длился недолго. Опытной женщине молодой возлюбленный вскоре надоел.
Гарнизонная жизнь скучна и однообразна. Жене военного, видимо, захотелось скрасить будни острыми ощущениями, и она потребовала от прежнего возлюбленного доказательств любви. А именно броситься под поезд. Он не погиб, но остался на всю жизнь инвалидом.
Чему учит?
Повесть «Гранатовый браслет» учит нас мягкости и обходительности с окружающими. Говорит нам о том, как важно уметь понимать окружающих людей и беречь их чувства, чтобы потом не сожалеть о чудовищной ошибке. Мораль повести «Гранатовый браслет» — призыв к терпимости, гуманности и взаимопониманию, которых так не хватает в повседневной жизни.
Также Куприн заставляет задуматься о том, как важно для человека не поддаваться отчаянию и верить в лучшее будущее. Услышав жесткую критику, герой потерял веру в то, что его чувство имеет право на существование, но это было заблуждением с его стороны. Любовь была его священным правом, и никто не мог запретить ему любить. Таков вывод из повести «Гранатовый браслет».
Любовный треугольник
Еще об одном случае из гарнизонной жизни повествует другая история, включенная в «Гранатовый браслет». Жанр ее можно было бы с легкостью определить, если б она представляла собой отдельное произведение. Это был бы классический рассказ.
Жена отважного офицера, весьма уважаемого солдатами, влюбилась в поручика. Завязался страстный роман. Изменница отнюдь не скрывала своих чувств. Более того, муж был хорошо осведомлён о ее отношениях с любовником. Когда же полк отправили на войну, она пригрозила ему разводом в случае, если что-то случится с поручиком. Мужчина ходил на саперные работы вместо любовника своей супруги. Проверял сторожевые посты за него по ночам. Делал всё, чтобы сохранить здоровье и жизнь своему сопернику.