Мотовилихинский завод: металлическая история Перми
История Мотовилихинского завода в XVIII – XIX в.
Мотовилихинский завод является одними из крупнейших промышленных предприятий, расположенных в Перми. Начало своей истории он ведет с середины XVIII века, когда в 1736 году был заложен медеплавильный завод недалеко от устья реки Мотовилиха, от которой и пошло название предприятия. Медь, выплавляемая заводом, была очень высокого качества, и поставлялась на экспорт, поэтому Мотовилихинский медеплавильный завод проработал больше ста лет, вплоть до 60 годов XIX века. Это был один из последних медеплавильных заводов Урала, основная масса которых закрылась на рубеже XVIII — XIX веков.
В 1860 году рядом с Мотовилихинским медеплавильным заводом начинается строительство новых: сталепушечного и чугуннопушечного заводов. В 1864 году медеплавильный завод прекращает свою работу и на его месте появляется сад. В 60 – годах XIX происходит объединение заводов в «Пермские пушечные заводы», продукция предприятий была ориентирована в основном на военные нужды страны. Здесь изготавливались и отливались пушки, крупнокалиберные орудия, сельскохозяйственные орудия. Был создан самый мощный в стране паровой молот и построен первый на всем Урале паровоз.
Изобретение сварки и новый этап в развитие Мотовилихинского завода
Следующий этап развития в истории Мотовилихинского завода неразрывно связан с именем выдающегося ученого и изобретателя – Николая Гавриловича Славянова. Свою работу в Перми он начал в 1883 году. Славянов является основателем нового метода дуговой электрический сварки, благодаря которой стало возможно исправлять брак и делать латки на многих чугунных изделиях. Для этих целей была создана специальная электролитейная фабрика, работавшая непосредственно под руководством Славянова. Его метод электросварки был применен при строительстве парохода – буксировщика «Редедя – князь Черкасский», который был спущен на воду Мотовилихинским заводом в 1891 году.
С помощью разработок Н.Г. Славянова была построена первая на Урале электростанция, которая позволила наладить электроснабжение как на Мотовилихинском заводе, так и в домах, улицах Мотовилихи. Ученый впервые доказал всему миру возможность одновременного сплава своим методом разных металлов, что и продемонстрировал на выставке в Чикаго своим знаменитым «славяновским стаканом». В 1988 году в Перми был открыт «Мемориальный дом – музей Н.Г. Славянова», где представлены экспозиции, содержащие предметы обихода, а также уникальные экспонаты.
Революция 1905-1907 годов и вооруженное восстание рабочих Мотовилихинского завода
К началу XX века Мотовилихинский завод становятся центром борьбы на Урале против правительственного монархического режима. В среде рабочих, партия РСДРП вела активную пропаганду. Устраивались массовые митинги, демонстрации и забастовки. Люди жили в состоянии крайней нищеты и озлобленности, готовые взяться за оружие при любом удобном поводе, который не заставил себя ждать.
9 декабря 1905 года рабочие Мотовилихинского завода поддержали политическую забастовку, начавшуюся одновременно в Перми, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. 12 декабря в Мотовилихе было возведено около 15 баррикад. На усмирение восставших были посланы правительственные войска (батальоны Ирбитского полка, дислоцированные в Перми), и казаки Уральского полка. К вечеру 13 декабря вооруженное восстание было подавлено.
Сегодня об этом событии напоминает «Музей – диорама», посвященный революции 1905 года. Он расположен на горе Вышка в Перми, где проходили основные митинги и демонстрации, а также были построены баррикады.
Мотовилихинский завод в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны Мотовилихинские заводы сыграли огромную роль в деле обеспечения обороноспособности страны. Западный Урал, и особенно Пермь, стали основным центром эвакуации промышленных предприятий, которые в короткие сроки должны были переориентировать выпуск своей продукции на военные нужды и обеспечить фронт всем необходимым. В годы войны Мотовилихинский завод изготовлял: 45 – миллиметровые противотанковые орудия, 122 и 152 миллиметровый гаубицы, 152 миллиметровые САУ.
Также, в военные годы на Мотовилихинском заводе изготавливали снаряды для противотанковой артиллерии, полковые пушки, самоходные установки. Здесь также делали отдельные детали для сборки военной техники: тонкую броню, авиационные штамповки, орудийные щиты, артиллерийские пружины, которые поставлялись на другие оборонительные предприятия страны. Продукция производилась в кратчайшие сроки, сверх установленного плана.
История Мотовилихинского завода и современность
Сегодня Мотовилихинские заводы представляют собой крупное акционерное общество, работающее в основном в сфере гражданской промышленности. Здесь производят автомобильную и гусеничную спецтехнику, такую как автомобильные краны и экскаваторы. Большим спросом пользуется оборудование для нефтедобывающей и угледобывающей отрасли.
Основные вехи развития предприятия представлены в Музее истории Мотовилихинских заводов, который является одной из достопримечательностей Перми. Он был открыт в 1976 году. Здесь располагается интересная экспозиция экспонатов под открытым небом: известная 20 – ти дюймовая чугунная царь – пушка, гаубицы, самоходки, минометы, боевые машины, баллистические ракеты и пусковые установки.
В самом здании музея находятся экспозиции, рассказывающие об истории развития завода с момента его основания до наших дней: старые фотографии, личные архивы рабочих, образцы изготовляемой продукции. Одним из интереснейших экспонатов по праву считается полноразмерная реконструкция медной шахты.
История Мотовилихинских заводов начинается с середины XVIII века. В 1736 году был основан Мотовилихинский медеплавильный завод недалеко от устья реки Мотовилиха, от которой и пошло название предприятия. Медь, которую изготавливало предприятие, была высокого качества, и в дальнейшем отправлялась на экспорт. Так предприятие функционировало на протяжении века. В дальнейшем в связи с истощением медных рудников, устареванием технологий и появлением новых производственных возможностей завод утратил свою актуальность.
В 1860 году рядом с Мотовилихинским медеплавильным заводом начинается строительство новых: сталепушечного и чугуннопушечного заводов. Выбор для строительства на том же месте Пермских пушечных заводов был обусловлен наличием большого количества привыкшего к заводским работам населения и удобной водной транспортной артерии для транспортировки продукции.
Так, в 1863 году под руководством горного инженера, капитана Николая Васильевича Воронцова начинается возведение сталепушечного завода. Это важнейший человек в истории предприятия, который его фактически основал, а также внедрял технические новшества. В 1865 году был построен и чугунопушечный завод, строительством руководил горный инженер капитан Г.Л. Грасгоф. В 1871 году два завода были объединены под управлением горного начальника. Пермские пушечные заводы выполняли заказы Военного и Морского министерств, изготовляя артиллерийские орудия для армии и флота. Кроме того, завод производил некоторые детали для боевых кораблей. Также заводы производили снаряды к артиллерийским орудиям.
В 1875 году был пущен знаменитый мотовилихинский паровой молот весом в 50 тонн, не имевший в то время аналогов в мире.
После Н.В. Воронцова инженером становится Николай Гаврилович Славянов, который тоже внедряет множество технических новшеств. Например, первую электростанцию и электрофабрику.
Многие считают, что он изобрёл электродуговую сварку. Важный момент: технология электросварки была известна до Славянова, но он придумал использовать при сварке расходуемый электрон, который становится частью сплава. В дальнейшем это производит огромный фурор и революцию в промышленном производстве, потому что позволяет соединять чёрные и цветные металлы, которые до этого были несоединимыми. С 1876 года завод стал использовать газовое топливо в печах системы Сименса, а с 1890 года началась электрическая плавка металлов по методу Н.Г. Славянова.
Сегодня ПАО « Мотовилихинские заводы» объединяет предприятия, специализирующиеся на производстве металлургической продукции, нефтепромыслового и бурильного оборудования, артиллерийских систем различного класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Слайд 2
История «Мотовилихинские заводы» ведут свою историю с 5 мая 1736 года, когда предписаниям Её Императорского Величества Анны Иоанновны и начальника Уральского горного округа В.Н. Татищева состоялась закладка казённого медеплавильного завода на реке Мотовилиха .
Слайд 3
Спустя век с четвертью после основания рядом с медеплавильным был заложен сталепушечный завод, а год спустя — чугунно пушечный завод. В 1871 году они были объединены в одно предприятие — «Пермские пушечные заводы», которые до конца XIX производили орудия, по праву считавшиеся лучшими. Кстати знаменитая пермская «царь-пушка» была отлита именно на «Пермских пушечных заводах». Однако в отличие от кремлевской выдержала 314 выстрелов 28-ми пудовыми снарядами.
Слайд 4
В 1873 году продукция заводов успешно экспонировалась на Всемирной выставке в Вене. А к 1875 году пермские орудийные мастера вышли на первое место в Европе по производству крупнокалиберной артиллерии.
Слайд 5
Уже в те времена предприятие на берегу Мотовилихи делало ставку на новые технологии. В 1876 году здесь начала работать первая на Урале мартеновская печь.
Слайд 6
А в 1893 году Николай Гаврилович Славянов продемонстрировал всему миру изобретенный им на » Мотовилихе » способ электрической сварки. Свой знаменитый «стакан» — двенадцатигранную призму весом 5 килограммов 330 граммов, высотою 210 миллиметров — он представил на Всемирной выставке в Чикаго. Сплавив вместе никель, сталь, колокольную бронзу, томпак (сплав меди и цинка), чугун, медь, нейзильбер (группа медно-цинково-никелевых сплавов серебристого цвета), бронзу Славянов доказал, что его способ позволяет сваривать не только черные металлы, но и цветные. Незаурядный изобретатель Н.Г.Славянов прославил » Мотовилиху » и другими своими находками. Так например изобретенная им электрическая машина стала основой первой на Урале заводской электростанции.
Слайд 7
В сложные для страны периоды пермские заводы всегда были опорой. В Первую мировую войну «Мотовилихинские заводы» поставили Русской армии пятую часть артиллерийского вооружения.
Слайд 8
Во Вторую мировую войну «Мотовилихинские заводы» изготовили четверть всех артсистем Советской Армии. Мотовилихинские пушки не раз оказывались в центре важных исторических событий. Первый выстрел по территории фашистской Германии 2 августа 1944 года был произведен из 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 № 3922 сделанной на «Мотовилихинском заводе». А чуть позднее 122-мм корпусная пушка А-19 № 501 появившаяся на свет в » Мотовилихе » сделала первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года.
Слайд 9
В новый век « Мотовилиха » вступила с идеей модернизации производства. В 2001 году состоялся запуск дуговой сталелитейной печи ДСП-60, которая сегодня является сердцем металлургического направления «Мотовилихинских заводов»
Слайд 10
«Мотовилихинские заводы» входят в число крупнейших предприятий Пермского края и традиционно представлены в рейтингах крупнейших российских компаний.
ПАО «Мотовилихинские заводы» – это одно из крупнейших и старейших на Урале машиностроительных предприятий с собственной современной металлургической базой. Включает сеть дочерних компаний, расположенных преимущественно в Перми и соседних районах. Специализируется в области металлургии, вооружения, машиностроения, поставляет оборудование для нефтегазового сектора. Некогда ведущий производитель артиллерии и РСЗО.
280 лет истории
Компанию «Мотовилихинские заводы» без натяжек называют легендарной. Основанная в 1736 году блистательным дипломатом, географом и политиком Василием Татищевым, она стала ведущим в Российской империи производителем артиллерийского вооружения.
Во времена СССР слава предприятия только приумножилась. Если на полях I мировой войны каждая 5-я пушка была из Перми, то в Великую отечественную уже 40 % отечественных орудий было произведено на Мотовилихинских заводах. За годы советской власти коллектив пять раз удостаивался высшими государственными орденами – не многие предприятия могут похвастаться такими достижениями.
Мечи на орала
Безусловно, компания известна не только как производитель оружия. Первоначально она создавалась для выплавки металлов, сначала меди, затем чугуна и стали. В различные годы здесь работали известнейшие металлурги: Воронцов Н. В., Штейнберг С. С., Петухов Г. К., Тыжнов В. И. и другие. А за период с 1968 по 1985 год 10 инженеров стали кандидатами технических наук.
На заводе в Перми была возведена первая уральская мартеновская печь (1876), построен мощнейший в Европе паровой 50-тонный молот (1875), разработана и впервые применена в мировой практике электросварка (1888). К сожалению, сегодня компания сталкивается с финансовыми трудностями, мешающими дальнейшему развитию производства. Остается надеяться, что новому директору «Мотовилихинских заводов» Анохину А. В. удастся вернуть былую славу легендарному предприятию.
Артиллерия – бог войны
Производство пушек в Перми было налажено во второй половине XIX века. Сталепушечное производство запущено в 1863 году, а двумя годами позже – чугуннопушечное. Кстати, в 1885 году мастера «Мотовилихинских заводов» отлили так называемую пермскую царь-пушку — самое крупное (20 дюймов) орудие из чугуна. В 1871 году оба производства были объединены. До революции основу продукции составляли орудия для осадной, морской, крепостной, полевой артиллерий.
Начиная с 30-х годов XX века происходит модернизация и обновление выпускаемого вооружения. Гаубицы М-10, МЛ-20, М-30, пушки А-19, М-60 были одними из лучших в своем классе. К 1945 году предприятие поставило армии 48 600 орудий.
С началом идеологического противостояния с Западом развитие артиллерии ускорилось. На смену старым гаубицам пришли более мощные М-46 и М-47. С 50-х годов началась разработка самоходных и буксируемых орудий «цветочной» серии. На «Мотовилихинских заводах» выпускались крупнокалиберные орудия для «Гиацинтов» (152 мм), «Акации» (152 мм), «Тюльпана» (240 мм). Не была забыта и 120-мм полковая артиллерия. С 1996-го разрабатывается огневое сооружение для укрепленных точек серии «Горчак».
Продукция
После развала СССР ОАО «Мотовилихинские заводы» продолжило выпуск артсистем и их компонентов. Сегодня компания специализируется на выпуске:
- Реактивных систем серий «Смерч» и «Град».
- Самоходок «Вена» и «Нона-СВК».
- Минометов «Нона».
- Полевых орудий «Мста-Б», «Нона-К».
Металлургия
ОАО «Мотовилихинские заводы» продолжило славную историю пермских металлургов. В настоящее время продукция под торговой маркой «Мотовилиха» стабильно реализуется на внутреннем рынке, а также экспортируется в страны Европы, Азии и Африки.
Предприятие располагает всеми видами металлургического передела и комплексной технологией, включающей в себя:
- выплавку стали в мартеновских печах с применением средств внепечной обработки: легирование жидкими сплавами; обработка синтетическими шлаками; электрошлаковый переплав;
- разливку стали в слитки и на машинах непрерывного литья в заготовки, из которых изготавливается листовой и сортовой прокат, поковки.
Ковочное производство оснащено мощными парогидравлическими прессами (усилием до 3000 тонн), ковочными и штамповочными молотами, а также современной радиально-ковочной машиной SPX-55. Прокатное производство располагает толстолистовым станом «2000», а также сортовыми станами «710» и «350».
«Мотовилиха» традиционно специализируется на производстве различных стальных отливок из конструкционных легированных марок сталей, располагая для этого широкими технологическими возможностями и оборудованием. Надежные эксплуатационные характеристики крупногабаритных литых деталей для горнодобывающей промышленности обеспечиваются применением высокомарганцовистых марок сталей. Впервые на «Мотовилихе» освоена технология изготовления литых цепей из жаростойкой стали, а детали, полученные методом литья по выплавляемым моделям, соответствуют требованиям высшего качества.
Нефтегазовое оборудование
Для нефтегазового сектора ЗАО «Мотовилихинские заводы» производит широчайшую гамму агрегатов, механизмов, расходных материалов. Это:
- Двуплечий балансирный станок-качалка ОМ-2001 с грузовым уравновешиванием. Предназначен для индивидуального механического привода к нефтяным скважинным штанговым насосам. За счет применения регулируемого привода значительно снижаются простои при ремонте и эксплуатации, а также затраты на электроэнергию.
- Станки-качалки ОМ-2006, ОМ-2007 двуплечие балансирные станки с грузовым уравновешиванием, повышенными потребительскими свойствами. Предназначены для привода нефтяных скважинных насосов при эксплуатации малодебитных скважин. Они снабжены регулируемым бесступенчатым приводом с высоким КПД, позволяющим наиболее экономично эксплуатировать малодебитные скважины.
- Гидропривод. Он представляет собой легкую малогабаритную моноблочную конструкцию, предназначенную для механизированной добычи нефти штанговыми насосами.
- Установка моечная для качественной очистки и мойки в полуполевых условиях всех видов нефтяных загрязнений наружных и внутренних поверхностей труб НКТ, поверхностей скважинных насосов и насосных штанг.
- Штанги насосные для передачи движения от привода к скважинному насосу для добычи нефти. Выпускаются диаметром 19 и 22 мм.
Безусловно, это не полный перечень изделий, выпускаемых под брендом «Мотовилиха».
ОАО «Мотовилихинские заводы» — российская оружейная компания, одно из старейших машиностроительных предприятий Урала.
«Мотовилихинские заводы» входят в число крупнейших предприятий Пермского края и традиционно представлены в рейтингах крупнейших российских компаний.
Полное наименование — Открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы».
«Мотовилихинские заводы» — производитель металлургических полуфабрикатов, а также разнообразной техники, включая нефтепромысловое оборудование и оружейные системы (артиллерия и РСЗО «Смерч»)
Содержание
- 1 История
- 1.1 Война
- 1.2 ОАО «Мотовилихинские заводы». Настоящее время
- 1.3 Достижения
- 2 Музей истории ОАО «Мотовилихинские заводы»
История
«Мотовилихинские заводы» ведут свою историю с 5 мая 1736 года, когда предписаниям Её Императорского Величества Анны Иоанновны и начальника Уральского горного округа В.Н. Татищева состоялась закладка казённого медеплавильного завода на реке Мотовилиха. Спустя два с половиной года завод был зачислен в строй действующих и начал выплавлять лучшую по своему качеству, т. н. «штыковую» медь.
Спустя век с четвертью после основания рядом с медеплавильным был заложен сталепушечный завод, а год спустя — чугуннопушечный завод. В 1871 году они были объединены в одно предприятие — «Пермские пушечные заводы», которые до конца XIX производили орудия, по праву считавшиеся лучшими. Кстати знаменитая пермская «царь-пушка» была отлита именно на «Пермских пушечных заводах». Однако в отличие от кремлевской выдержала 314 выстрелов 28-ми пудовыми снарядами.
В 1873 году продукция заводов успешно экспонировалась на Всемирной выставке в Вене. А к 1875 году пермские орудийные мастера вышли на первое место в Европе по производству крупнокалиберной артиллерии.
Уже в те времена предприятие на берегу Мотовилихи делало ставку на новые технологии. В 1876 году здесь начала работать первая на Урале мартеновская печь.
А в 1893 году Николай Гаврилович Славянов продемонстрировал всему миру изобретенный им на «Мотовилихе» способ электрической сварки. Прославил Мотовилиху и другими своими находками. Так например изобретенная им электрическая машина стала основой первой на Урале заводской электростанции.
Война
В сложные для страны периоды пермские заводы всегда были опорой. В Первую мировую войну «Мотовилихинские заводы» поставили Русской армии пятую часть артиллерийского вооружения.
Во Вторую мировую войну «Мотовилихинские заводы» изготовили четверть всех артсистем Советской Армии. Мотовилихинские пушки не раз оказывались в центре важных исторических событий. Первый выстрел по территории фашистской Германии 2 августа 1944 года был произведен из 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 № 3922 сделанной на «Мотовилихинском заводе». А чуть позднее 122-мм корпусная пушка А-19 № 501 появившаяся на свет в Мотовилихе сделала первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года.
В 1957 году заводу было присвоено имя В. И. Ленина. За военные и послевоенные годы завод был удостоен пяти орденов за освоение новых технологий, верное служение государству. В военные и послевоенные годы на предприятии формируется уникальная школа. «Ленинский завод» дает раскрыться таким конструкторам как М. Ю. Цирульников — конструктор многих артиллерийских систем, Ю. Н. Калачников — один из авторов легенды наших дней — РСЗО «Смерч».
ОАО «Мотовилихинские заводы». Настоящее время
А в 1992 году началась новая жизнь Мотовилихи, когда предприятие указом Правительства РФ было преобразовано в ОАО «Мотовилихинские заводы». Фирмы и цеха, объединенные «Мотовилихинскими заводами» стали переходить на полную хозяйственную самостоятельность, учиться жить в новых условиях. Перестав быть преимущественно оборонным предприятием, «Мотовилихинские заводы» искали свой путь на рынке гражданской продукции. За более, чем два с половиной века на предприятии сложилась уникальная производственная и интеллектуальная база для современного машиностроения. Поэтому в 90-е годы один за другим стали появляться направления, которые сегодня формируют доброе имя «Мотовилихи». Еще в 1991 году началось производство нефтекачалок, положившее начало направлению современного нефтепромыслового оборудования. С 1994 года начался выпуск автокранов, а в 1998 году было создано конструкторское бюро строительно-дорожного машиностроения.
В новый век «Мотовилиха» вступила с идеей модернизации производства. В 2001 году состоялся запуск дуговой сталелитейной печи ДСП-60, которая сегодня является сердцем металлургического направления «Мотовилихинских заводов»
В 2006 году «Мотовилихинские заводы» отметилили 270-летие и с этого же года на предприятиях холдинга началась масштабная программа модернизации, рассчитанная на несколько лет. По ее итогам «Мотовилихинские заводы» должны выйти на новые экономические рубежи.
Сегодня Холдинг объединяет металлургический комплекс, ряд направлений машиностроения, в числе которых производство нефтепромыслового оборудования, строительно-дорожной техники и военной техники, а также собственное конструкторское бюро гражданского и специального машиностроения. Чистая прибыль холдинга составила по итогам 2008 года 437 млн. руб
Достижения
- Орден Ленина (13 января 1941 года)
- Орден Трудового Красного знамени (3 июня 1942 года)
- Орден Красного знамени (15 октября 1944 года)
- Орден Отечественной Войны (28 июня 1945 года)
- Орден Октябрьской революции (18 января 1971 года)
Музей истории ОАО «Мотовилихинские заводы»
В музее хранятся фото, вещественные, и документальные источники по истории завода, коллекция почтовых открыток старой Перми и Мотовилихи начала XX века, личные архивы работников и руководителей завода.
В музее, особенно в экспозиции под открытым небом представлены пушки, в том числе знаменитая царь-пушка 1868 г. выпуска, вес ядра которой составляет почти полтонны; артиллерийские системы, нефтекачалки, баллистические ракеты, комплекс «С-300». Внутри музейного здания создана имитация шахты. В музее можно увидеть много интересных экспонатов, связанных с историей завода, среди них архив Н.Г. Славянова, макет 50-тонного парового молота, созданного по проекту Н.В. Воронцова и другие.
Из-за выставленных перед старым зданием музея Мотовилихинских заводов межконтинентальных баллистических ракет с демонтированными боеголовками это пространство выглядит как «мавзолей холодной войны»
Cуятин Владимир Андреевич
«Мотовилихинские заводы» — это старейшее из действующих предприятий Урала насчитывает почти трехсотлетнюю историю, столько же лет традициям металлургического производства. Мотовилихинский металл прославился на всю страну и далеко за ее пределами благодаря своему непревзойденному качеству, сделав металлургию одним из трех основных производственных направлений завода. Кроме этого, «Мотовилихинские заводы» проектируют и производят специальную технику военного назначения и нефтепромысловое оборудование.
В 1722 году у деревни Егошихи на берегу речки Большая Мотовилиха Василий Татищев начинает строительство медеплавильного завода, получившего название Егошихинский медеплавильный завод. Уже на следующий год завод начинает производство. Спустя 10 лет, в 1736 году, рядом с Егошихинским заводом начинается строительство Мотовилихинского медеплавильного завода. Длительное время заводы работали вместе, но в 1788 году Егошихинский завод закрывают. Мотовилихинский медеплавильный завод продолжает работу до 1863 года, когда и он закрывается. В середине 1860-х годов рядом с медеплавильным заводом были построены сталепушечный и чугуннопушечный заводы. В 1871 году их объединили, образовав Пермский пушечный завод.
Производство пушек в Перми было налажено во второй половине XIX века. Сталепушечное производство запущено в 1863 году, а двумя годами позже — чугуннопушечное. Кстати, в 1885 году мастера «Мотовилихинских заводов» отлили так называемую пермскую царь-пушку — самое крупное (20 дюймов) орудие из чугуна.
Из серии интересный факт. На заводе в Перми была возведена первая уральская мартеновская печь (1876), построен мощнейший в Европе паровой 50-тонный молот (1875), в 1886 году на заводе начала работать первая на Урале электростанция, разработана и впервые применена в мировой практике электросварка (1888).
Начиная с 30-х годов XX века происходит модернизация и обновление выпускаемого вооружения. Гаубицы М-10, МЛ-20, М-30, пушки А-19, М-60 были одними из лучших в своем классе. К 1945 году предприятие поставило армии 48 600 орудий.
Из серии интересный факт. Три боковые пушки на крейсере «Аврора» произведены в Перми. Первый выстрел по территории нацистской Германии 2 августа 1944 года был произведён из 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 № 3922, сделанной в Перми на «Мотовилихинском заводе». Первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 года сделала 122-мм корпусная пушка А-19 № 501, сделанная в Перми.
Из серии интересный факт. Во времена СССР слава предприятия только приумножилась. Если на полях I мировой войны каждая 5-я пушка была из Перми, то в Великую отечественную уже 40 % отечественных орудий было произведено на Мотовилихинских заводах. За годы советской власти коллектив пять раз удостаивался высшими государственными орденами.
В различные годы здесь работали известнейшие металлурги: Воронцов Н. В., Штейнберг С. С., Петухов Г. К., Тыжнов В. И. и другие. А за период с 1968 по 1985 год 10 инженеров стали кандидатами технических наук.
С началом идеологического противостояния с Западом развитие артиллерии ускорилось. На смену старым гаубицам пришли более мощные М-46 и М-47. С 50-х годов началась разработка самоходных и буксируемых орудий «цветочной» серии. На «Мотовилихинских заводах» выпускались крупнокалиберные орудия для «Гиацинтов» (152 мм), «Акации» (152 мм), «Тюльпана» (240 мм). Не была забыта и 120-мм полковая артиллерия. С 1996-го разрабатывается огневое сооружение для укрепленных точек серии «Горчак».
После развала СССР ОАО «Мотовилихинские заводы» продолжило выпуск артсистем и их компонентов. Сегодня компания специализируется на выпуске: Реактивных систем серий «Смерч» и «Град». Самоходок «Вена» и «Нона-СВК». Минометов «Нона». Полевых орудий «Мста-Б», «Нона-К» и т.д.
Из серии интересный факт. В мае 2010 года литейщики предприятия разработали чертежи и изготовили 85-ти килограммовую гирю для Федерации силового экстрима Пермского края. Этот снаряд на 3 кг тяжелей оригинальной гири Дикуля и на данный момент является самым тяжёлым из существующих.
Сегодня Группа предприятий «Мотовилихинские заводы» обеспечивает полный цикл изготовления продукции. Использование в производстве собственных заготовок (поковок, штамповок, сортового проката, стальных отливок) делает машиностроительное производство уникальным и обеспечивает контроль качества на всех этапах.
Мотовилихинские заводы – это оружейная компания, история которой началась более двухсот лет назад. Она внесла огромный вклад в победы русской армии. В Перми открыт музей Мотовилихинских заводов, в котором представлены боевая техника и гражданская продукция, выпускаемая в разные годы.
С XVIII века до наших дней
История началась в 1723 году, когда В. Татищев на берегу реки Большая Мотовилиха, рядом с деревней Егошиха, начал строительство медеплавильного завода. Оно заняло всего год, и вскоре производство заработало в полную мощь.
В 1736 году рядом начали закладывать Мотовилихинский завод. На нём производили медь высочайшего качества, который уходила на экспорт.
Интересно! Важный вклад в историю Пермского края также внёс Юговский (Юго-Кнауфский) медеплавительный и железноделательный завод.
Он работал в 1730-1870-х годах. Выпускаемая продукция широко использовалась на внутреннем рынке, а также отправлялась заграницу.
Пятьдесят лет заводы работали вместе, однако в 1788 году Егошихинский закрыли. Мотовилихинский действовал до 1863 года. Затем был закрыт и он, вместе с большинством уральских заводов.
Сейчас от старого производства остались только здание заводоуправления и Мотовилихинский пруд, сделанный на Большой Мотовилихе.
Пермский пушечный завод
В 1860-х на территории района появилось сталепушечное и чугуннопушечное производство. Уже в 1871 году их объединили в один завод.
Большая часть построек выгорела в результате пожара 1866 года. В огне погибли седьмая часть поселения, действующего при заводе. Восстановление заняло несколько лет.
Важным событием стало строительство крупнейшего молота с весом в 50 тонн. Он был мощнее всех мировых аналогов и даже получил название «Царь-молот». В 1923 год его разобрали, но огромная наковальня сохранилась до сих пор.
Особое значение Пермский Пушечный имел на рубеже 1900-х годов. Российская империя готовилась к войне, цеха расширялись, количество выпускаемой продукции росла. На заводе стали изготавливать новые системы артиллерии.
Интересно! Мотовилиха стала известна крупным восстанием рабочих. В память о тех событиях самая старая улица в районе носит название «1905 года». На ней до сих пор сохранили старинные купеческие дома, выполненные в архитектурном стиле того времени.
В годы СССР
С приходом нового правительство по решению Высшего совета народного хозяйства в 1918 году производство было национализировано и превратилось в Мотовилихинский механический завод.
На нём делали сельскохозяйственные машины, двигатели, артиллерийские орудия и снаряды. Ремонтировали разную технику: автомобили, трактора, паровозы.
Новое название было дано в 1921 году – Мотовилихинский орудийный, а уже в конце десятилетия – машиностроительный. В 1930-х он стал Государственным союзным заводом им. В. М. Молотова.
За трудовой вклад в годы ВОВ предприятие было награждено орденом имени Ленина, Трудового Красного Знамени и Отечественной войны. Оно стало одним из ключевых на территории всего СССР.
В эти годы производство сыграло огромную роль в обеспечении обороноспособности страны. Оно выпускало гаубицы, противотанковые орудия, артиллерийские снаряды, самоходные установки.
Современность
В 1990-х годов произошёл ряд крупных перемен. В результате реорганизации появилось АО «Мотовилихинские заводы». Акции были проданы на аукционе, контроль перешёл к новому директору.
Завод относится к стратегически важным объектам. Однако с 2017 он вступил в процедуру банкротства. На данный момент контрольный пакет акций принадлежит государственной корпорации «Ростех».
Остальное количество разделено между собственниками в равных частях. Председателем совета директоров является Сергей Абрамов. Штаб-квартира находится в Перми.
Важно! Вопрос вызывает экологическая ситуация в районе. В сети появилось видео, на котором воды Камы в районе заводов пузырятся, подобно газировке.
Жидкость была отправлена на анализ в лабораторию. Ведётся расследование касательно экологии местности.
Сейчас это один из крупнейших комплексов на территории региона, который занимает важное место в структуре промышленности.
Что производят Мотовилихинские заводы: они специализируются на металлургии, оборудовании для нефтепромысла и бура, артиллерийских системах.
Интересные факты
История Мотовилихинских заводов началась ещё в XVIII веке, и за это время они не раз становились первыми и вносили вклад в военную историю России:
- В 1886 году на территории начала действовать первая уральская электростанция.
- Славянов Н.Г., который возглавлял завод в конце XIX века, изобрёл электросварку расплавляемыми электродами.
- В годы Первой мировой войны Мотовилихинские заводы производили 1/5 всего артиллерийского вооружения для русской армии. А в 1941-1945 годах – четверть.
- Первый удар на Германии был произведён из пушки-гаубицы, сделанной на заводе. Первый выстрел по Берлины – из пушки местного производства.
- Три пушки с крейсера «Аврора» были произведены именно в Пермском крае.
- В 2010 году на заводе изготовили самую тяжёлую в мире гирю.
- Заводу принадлежит крупный земельный участок в Перми – Центральный парк культуры и отдыха имени Свердлова.
Музей военной техники «Мотовилихинские заводы»
Это одна из главных достопримечательностей Перми, которая широко известно за пределами города и области. Музей был открыт в 1976 году по адресу ул. 1905 года, 20, Пермь.
Он состоит из двух частей: одна экспозиция расположена внутри здания, другая – под открытым небом.
Как правило, площадка перед музеем пользуется большим интересом. Возраст некоторых экспонатов превышает полтора века, хотя преобладают современные изделия.
Регулярно на праздники и памятные даты музей проводит тематические выставки, конкурсы, встречи. Военная техника участвует в парадах на 9 мая. Режим работы: ср-пт 09:00–18:00; сб, вс 10:00–19:00.
Главный экспонат
«Изюминкой» выставки является Царь-пушка. Она была изготовлена в 1868 году и до сих пор не заржавела, что готовит о высоком качестве материалов.
Для её производства руду тщательно собирали на рудниках по всему Пермскому краю.
В отличие от московского собрата, их этой пушки действительно стреляли. Было сделано больше 300 выстрелов, хотя только во время проведения испытаний.
Дальность составляла 8 километров. Современники вспоминали, что в тот момент стены и окна вибрировали по всему району Мотовилихи.
Пермская пушка тяжелее московской. Это и стало главной причиной, почему она не участвовала в боях. Вес оказался не подъёмен для перевозки.
Осмотрел все экспозиции
0%
Был только на открытой площадке
0%
Проголосовало:
Открытая площадка
На открытой площадке также представлены пушки и миномёты, гаубицы, пусковые установки, боевые машины и даже баллистическая ракета. Всего 40 экспонатов.
Военная продукция, выставленная в музее, это:
- Полевая артиллерия и миномёты: 120-мм орудие 2Б16 «НОНА-К», 130-мм пушка М-46, 152-мм пушка 2А36 «ГИАЦИНТ-Б», 152-мм гаубица 2А65 «МСТА-Б», 152-мм гаубица Д-20, 120-мм возимый миномет 2С12 «САНИ».
- Самоходная артиллерия, миномёты и комплексы: 120-мм самоходное орудие 2С9 «Нона-С», 120-мм самоходное орудие 2С23 «НОНА-СВК», 120-мм самоходное орудие 2С31 «ВЕНА», 240-мм самоходный миномет 2С4 «ТЮЛЬПАН».
- Реактивные системы залпового огня: 122-мм боевая машина БМ-21 РСЗО «ГРАД»; 220-мм боевая машина 9П140 «Ураган», транспортно-заряжающая машина 9Т452; 300-мм боевая машина 9А52-2 «Смерч», транспортно-заряжающая машина 9Т234-2; 300-мм боевая машина 9А52-2Т «Смерч», транспортно-заряжающая машина 9Т234-2Т.
- Машины управления огнём артиллерии комплекса 1В12 и его модификаций: машина старшего офицера батареи 1В13, машина командира батареи 1В14, машина командира дивизиона 1В15, машина начальника штаба дивизиона 1В16.
Гражданская продукция представлены различным нефтепромысловым оборудованием: буровым, для добычи нефти, для капитального ремонта скважин.
Внутри музея
Вторая экспозиция включает в себя старые фотографии Мотовилихи и цехов, личные архивы работников и руководителей, образцы продукции. Экспонаты рассказывают об истории завода и производства.
Особого внимания заслуживает реконструированная медная шахта и воссозданный дом рабочего, показывающий быт семей в XIX веке.
Внутри выставлены технические изобретения, которые использовались в промышленности. В музее можно увидеть первый сварочный аппарат, придуманный Н. Славяновым.
Обратите внимание! Район интересен не только одним объектом. Рядом находится музей изобретателя сварки Н. Г. Славянова. Чуть дальше – Троице-Стефанов монастырь – старинный и живописный.
При наличии времени стоит посетить гору Вышка и подняться на неё, чтобы увидеть Мотовилиху, Каму и Свято-Преображенский собор.
Также в музее есть тематические экспозиции. В первую очередь они посвящены людям: рабочим, инженерам, руководителям.
Кроме того, есть выставки, посвящённые конкретным историческим периодам: завод в годы революции, Великой Отечественной войны, в послевоенное время. Сам музей находится в здании – памятнике архитектуры XIX века.
Мотовилихинский завод – крупное промышленное предприятие на территории Перми. Его история началась ещё в XVIII веке, и сейчас это самая старая из всех действующих компаний в регионе.
Именно развитию завода обязана Пермь своим появлением. Сейчас в память о прошлом действует музей военной техники, в котором показана история предприятия и продукция, выпускаемая в разные периоды времени.
Видео
На карте
Дополнительные источники:
- Мотовилихинские заводы
- Музей Мотовилихинских заводов
- Здесь выпускали лучшую медь для чеканки монет, пушки, пароходы и бронепоезда: история заводов в Мотовилихе. Часть 1
Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен — ПермячOk! Узнавайте первыми об истории Пермского края!
От себя. В таких цехах я проходил практику по своей основной специальности «Машины и обработка металлов давлением».
Признаюсь, к своему стыду, я так и не поработал по специальности
“Мотовилихинские заводы — одно из старейших отечественных предприятий, работающее на оборонку. История завода начинается в далеком 1736 году, когда на берегу Камы был заложен большой по тем временам медеплавильный завод. В конце XIX века медеплавильный завод был перестроен в машиностроительный, здесь было начато производство артиллерии. И вовремя. В первую мировую войну пятая часть всей отечественной артиллерии была изготовлена здесь. Во вторую мировую была изготовлена четверть артиллерийских систем Красной Армии. Именно из продукции этого завода были даны первые залпы по территории фашистской Германии и Берлина. В настоящее время на заводе изготавливаются современные артиллерийские установки (в том числе «Гиацинт» и «Тюльпан»), минометы и самоходные системы залпового огня (такие как «Смерч», «Ураган» и «Град»). Ну и так, по мелочи. Бурильное оборудование для добычи нефти и тяжелая дорожная техника.
У меня появилась уникальная возможность посмотреть поближе на процесс производства. Если интересно, можете тоже заглянуть. Но только никому! Государственная тайна! Далее подробный рецепт варки металла. С картинками”. (35 фотографий)
Мотовилихинские заводы.
Предприятие с серьезной охраной. Конечно не такой серьезной как на атомной электростанции, но тоже впечатляет.
Скажу вам по секрету, современные ракетные установки делают из обыкновенного металлолома, сданного пионерами. Вагонами его привозят сюда, разгружают, взвешивают, а если не хватает, разбирают и вагоны.
С помощью большого магнитного крана куски металла грузятся в контейнер. К сожалению, кран двигается настолько быстро, что заснять его можно только в спокойном состоянии во время послеобеденного отдыха.
Из контейнера металлолом перегружается в большой ковш или чан. В данный момент совершенно не важно, сколько там металла, а сколько посторонних присадок, считать будут потом.
Специально обученный человек, стропальщик я так понимаю, проводит необходимые регламентные работы.
И полный кусками железа ковш отправляется к печи. Тут надо рассказать одну хитрость. Если натянуть цепи (их видно по бокам), то дно ковша раскрывается на две части и все содержимое вываливается.
Печь уже готова принять новую порцию. Сама печь на переднем плане, слева приемная труба воздухоотвода, правее крышка печи с частью трубы и три электрода. Печь, естественно, не мартеновская, а электрическая.
И вот ковш застывает на исходной позиции. Сопровождающий меня сотрудник толкает под руку и кричит в ухо: «Смотри! Смотри!».
Дно раскрывается и металлолом падает в котел печи. Искры во все стороны и грандиозное шипение.
И тут в котле начинается процесс. Уже по звуку становится понятно, что там происходит что-то грандиозное.
Удар, яркая вспышка и какой-то новый для меня звук, пол ощутимо вздрагивает. Ковш убирается и котел закрывается крышкой. В котел опускаются электроды и начинается второй акт. Все видели и слышали сварку. Чтобы представить то, что происходит в этом цеху, достаточно умножить свои ощущения от обычной сварки на разность между обыкновенным электродом и вот этими стержнями. И еще на три. Вокруг не слышно ничего, даже если тебе орут на ухо, пол под ногами трясется, а из-под крышки периодически доносятся взрывы и вырываются искры размером с хороший болт. Кстати, обратите внимание на «пушку» на переднем плане. Она сейчас вступит в бой.
В печи открывается что-то типа поддувала и вот такой огнемет помогает расплавить металл.
Все действия контролируются с этого пульта. Тут находится вся информация, отсюда же происходит управление печью.
Но приборам не доверяют. Через специальное окно специалист вводит щуп с датчиками.
Вот так щуп выглядит до погружения. Чистый и спокойный.
А вот так после.
Вот они, электроды. Принцип той же электрической сварки. Слева труба, через которую вводится проволока из различных сплавов, так контролируется состав металла.
И тут же в сторонке лежат новые стержни-электроды. Когда рабочие стержни сгорят до определенного уровня, на их место накрутят новые.
Процесс продолжается около двух часов, стержни периодически вынимают, потом вновь опускают, несколько раз берут пробу.
Когда металл готов, чан поступает в соседний цех.
Тут берут еще одну пробу и вводят необходимые ингредиенты.
Чан едет дальше и грузится на телегу. Колдовство продолжается, металл ждет еще один котел, но если первый плавил металл, то этот его варит.
А это не обращайте внимание. То ли забыл кто, то ли так надо, что скорее всего. Котел стоит несколько часов но еще не остыл, вон красненькое – это расплавленный металл.
Сюда же подтягиваются химические добавки. От них будет зависеть тип и качество сплава.
Добавлять по вкусу согласно рецепта.
И накрывается крышкой.
Пульт управления этой печью. На экране не атомный взрыв, а происходящее в котле. Точность рассчитывается до долей градуса, все серьезно.
Тут тоже не доверяют электронике и снимают пробу вручную. Работа сталевара не легкая. Температура в котле около полутора тысяч градусов.
После замеров вводят необходимые поправки с помощью все той же проволоки. Концы из вот таких катушек уходят в котел. Каждая катушка с различным сплавом металла.
Она подается в расплавленный состав и начинается салют! Реакция разная, смотря что вводится.
Тем временем на специальной печи уже ждут формы для розлива. Пошел то ли пар, то ли дым, начался розлив. Сюда подтягиваются все не занятые, зрелище того достойно. В зависимости от назначения сплава он разливается в различные формы. Ковш с расплавленным металлом подвешен на мостовом кране и перемещается от формы к форме. Снизу только немного поправляют и дают указания крановщику. Завораживающее зрелище. Я бы там весь день так же просидел, только отбегал бы к первой печке при загрузке. По крайней мере, китайские фейерверки и петарды потеряли для меня всякий смысл.
“Продолжу рассказ о нелегком и интересном производстве на Мотовилихинских заводах. Сегодня мы посмотрим, что же происходит с металлом после розлива в формы. Мне говорили какие-то умные слова типа «слябы» и «блюмы», но я так и не понял различия”. (31 фотография)
Мотовилихинские заводы (продолжение).
У каждой бригады свой участок работы. Это только кажется, что люди ничего не делают, на самом деле это небольшой технологический перерыв.
Весь цех доступен для мостового крана, им и производится основная часть операций. На этой тележке происходит перевоз котла с расплавленным металлом, можно посмотреть в предыдущей части. А мы посмотрим, что скрывается за воротами с надписью «Машина №…» и откуда там искры. Искры и правда знатные.
Только что отлитые огромные брусы металла, еще даже не остывшие, режутся пилами горячей резки на брусы по-меньше.
Тут дороги у заготовок расходятся. Часть остается остывать прямо тут. Огромные, пышущие жаром металлические плиты. Обратите внимание, они распилены пополам, но не до конца. Мы к ним еще вернемся. Раскаленный металл – завораживающее зрелище. Но смотреть на него вблизи долго не получится, температура как в парилке, волосы опаливаются.
А часть для охлаждения помещается в специальные ниши. В них нет сквозняков и остывание происходит более равномерно.
Работа распланирована так, чтобы исключить простои и лишние прогоны крана. Вот он только что опустил раскаленную заготовку в нишу, и тут же понес остывшую болванку на склад готовой продукции. Надо сказать, что крановщицы довольно бойкие тетеньки, смотрят на всех свысока, за словом в карман не лезут и командуют прямо из кабины. Пока снимался этот кадр узнал про себя много нового.
Вернемся к красиво остывающим плитам. Вот они, уже остывшие, на следующем этапе. Их раскладывают по одной, они окончательно остывают и с помощью вот такого зацепа их переворачивают.
Разметчица делает метки на каждой плите. Метятся вообще все слитки, выходящие из этого цеха.
Огромными автогенами резчики дорезают пластины пополам.
На подступах к складу готовой продукции. Отсюда часть металла уходит заказчикам в виде таких чушек, но основная часть идет в другие цеха, для потребностей завода.
Что ж, отправимся и мы в один из них. Это будет цех по производству бурильного оборудования для нефтедобычи. К сожалению, показать цех по производству «Града» руководство почему-то отказалось.
Тут чушки по роликам отправляются в печи, где снова разогреваются до температуры ковки.
Вот такими манипуляторами происходит загрузка печи. Ну и выгрузка, естественно.
После разогрева брус металла незамедлительно попадает в такие вот цепкие клешни. Это часть огромного электрического ковочного молота-пресса.
Существует несколько видов прессов, именно этот предназначен для изготовления длинных заготовок столбов-стержней различного диаметра.
О точности ковки говорит даже предупреждающая пластинка на корпусе. При скорости около 200 ударов в минуту максимальное усилие на металл составляет примерно 1000 тонн на один боек, а их четыре.
В этом цехе все внушающих размеров, начиная от руки-манипулятора у печи и заканчивая установочным диском на прессе. Кстати, чем-то неуловимо напоминает старый экспонометр.
А еще тут гигантских размеров шестерни…
… и огромная циркулярная пила.
Мы идем в соседний цех, металлообработки. Именно в нем происходит окончательное превращение бывшего металлолома в будущий буровые трубы и штанги.
Да. Небольшое лирическое отступление. Жизнь каски ограничена примерно полугодом, в зависимости от условий. Однако сколько я их видел, такое ощущение что они передаются по наследству и закупались один раз еще в первый день работы заводов. Исключение у меня было наверно только на Смоленской АЭС и еще одном предприятии, где они просто лежат в шкафу.
Такая болванка приходит после обработки на прессе. Для наглядности сфотографировал со снятой фаской.
Каждый станок предназначен для производства своего вида продукции. Тут штанги одного диаметра…
На этом станке из цельной штанги получается пустотелая труба. Все это поливается маслом для охлаждения.
Вот что получается в итоге. Штанги после сборки могут достигать длинны в несколько десятков, а то и сот метров, поэтому точность при изготовлении превыше всего.
Бурильная труба. Ей предстоит вгрызаться в землю, причем вполне возможно, что не в российскую. Часть продукции идет на экспорт.
Зато увидим рабочее место главного человека в цеху – слесаря-механика. К нему прибегают рабочие, когда станок отказывается работать.
А станки знатные. На таком можно обрабатывать трубу в несколько десятков метров длинной, причем длину станка можно нарастить.
Ну и на закуску расскажу немного про судьбу масла для охлаждения. Оно собирается со всех станков в такую канаву…
… фильтруется от стружки и металлической пыли и поступает снова в работу. А стружка уходит в переплавку.
отсюда