Может ли научный прогресс привести к катастрофе сочинение прощание с матерой

       

   

Запомни!

Пиши с одной Н:

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

Всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству?

Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

19.09.2021 15:44:07

Автор: Александр Корепанов


Всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Технический прогресс очень противоречив.  С одной стороны, он заполонил все сферы нашей жизни,  облегчив  человечеству жизнь, повышая её уровень, экономя время людей. С другой стороны, влияние научно-технического прогресса может быть непредсказуемым и привести к экологической, экономической, политической и духовной катастрофе. Я считаю, что любую технологию можно использовать как во благо, так и обернуть её против общества. А зло, исходящее от прогресса, — это всего лишь характеристика людей, которые его применяют. Для аргументации своей точки зрения обратимся к моему читательскому опыту.
В повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор описывает судьбу жителей островной деревни при строительстве ГЭС.  С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать район  энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню, создав экологическую катастрофу этого острова. На мой взгляд, этим примером писатель  пытался  показать нам, что прогресс не должен быть в ущерб природе, уничтожая природу, мы приносим вред самим себе, поскольку человек – это часть природы.
Также автор затрагивает проблему влияния технического прогресса на духовное развитие молодежи.  Для молодого поколения переселение — это лишь шаг к новой жизни. Молодежь равнодушна к  месту, в котором прошло их детство, их не заботят чувства их пожилых родственников, которые болезненно воспринимают необходимость уехать из родных мест. Таким образом, автор хотел  донести до нас мысль о том, что, безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, исторической памяти,  нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.

Итак, подводя итог вышесказанному, могу сказать, современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. При этом нам не нужно забывать об их влиянии на наши судьбы. Нужно сделать так, чтобы с новыми техническими открытиями наша жизнь стала  легче, интереснее, но одновременно с этим мы не должны потерять связь с природой, друг с другом.

Количество слов — 299


Здравствуйте, Александр.
Красным цветом я выделила те предложения, которые списаны Вами без изменений, фиолетовым — те, которые Вы несколько преобразовали.

Всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Технический прогресс очень противоречив.  С одной стороны, он заполонил все сферы нашей жизни,  облегчив  человечеству жизнь, повышая её уровень, экономя время людей. С другой стороны, влияние научно-технического прогресса может быть непредсказуемым и привести к экологической, экономической, политической и духовной катастрофе. Я считаю, что любую технологию можно использовать как во благо, так и обернуть её против общества. А зло, исходящее от прогресса, — это всего лишь характеристика людей, которые его применяют. Для аргументации своей точки зрения обратимся к моему читательскому опыту.
В повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор описывает судьбу жителей островной деревни при строительстве ГЭС.  С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать район  энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню, создав экологическую катастрофу этого острова. На мой взгляд, этим примером писатель  пытался  показать нам, что прогресс не должен быть в ущерб природе, уничтожая природу, мы приносим вред самим себе, поскольку человек – это часть природы.
Также автор затрагивает проблему влияния технического прогресса на духовное развитие молодежи.  Для молодого поколения переселение — это лишь шаг к новой жизни. Молодежь равнодушна к  месту, в котором прошло их детство, их не заботят чувства их пожилых родственников, которые болезненно воспринимают необходимость уехать из родных мест. Таким образом, автор хотел  донести до нас мысль о том, что, безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, исторической памяти,  нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.

Итак, подводя итог вышесказанному, могу сказать, современную жизнь невозможно представить без технологий – величайшего достижения цивилизации. При этом нам не нужно забывать об их влиянии на наши судьбы. Нужно сделать так, чтобы с новыми техническими открытиями наша жизнь стала  легче, интереснее, но одновременно с этим мы не должны потерять связь с природой, друг с другом.

Списанное сочинение не подлежит проверке.

Баллы по критериям К1: 0; К2: 0; К3: 0; К4: 0; К5: 0;

Итоговый балл — 0 Незачёт

Возврат к списку

«Время перемен». Литературный пример прекрасно подойдет для итогового сочинения на тему:

Как прогресс меняет мир?

Влияет ли прогресс на мир?

Согласны ли вы с тем, что изменения в мире неизбежны?

«Чтобы получить что-то новое, нужно пожертвовать чем-то старым»

Возможные тезисы:

Прогресс неизбежно влечет за собой измененияв мире

Прогресс напрямую влияет на социальные и культурные ценности людей

Человеческие потребности растут и вместе с этим меняются человеческие ценности

Потребности людей отражают их ценности

Аргумент:

Влияние прогресса на социальные и культурные ценности мы можем рассмотреть на примере сравнения двух поколений в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

На жителей островка, располагающегося на реке Ангара, обрушилась новость: землю придется затопить ради строительства новой ГЭС. Власти понимали, что это принесет неудобство людям и погубит маленький животный мир, но с другой стороны человечеству нужно удовлетворять потребности, поэтому приходится чем-то жертвовать.

Стариков известие сильно опечалило, для них Матера была не просто клочком земли, она была памятью о прошлом, связью с предками, неотъемлемой частью жизни. И пока старшее поколение переживало эту трагедию, более молодые жители острова радовались переезду в квартиры с удобствами. А когда пожилые люди недоумевали, как можно разорить кладбище, святое место, молодые работники относились к своему делу спокойно: это же санитарные нормы. И если бабка Дарья прощалась с избой, как с человеком, то сын ее соседки, Петруха, ради денег с радостью сжег дом своей матери, единственный дом, который хотели сохранить как памятник. Также нельзя не отметить разногласия этой старой женщины с внуком: она чувствовала вину перед всем родом и мысленно просила прощения за то, что не смогла защитить землю, а Андрей участвовал в затоплении острова и гордился этим, считая себя частью чего-то великого.

В результате мы видим, какие коррективы внес прогресс в список человеческих ценностей: старшему поколению важны труд на земле, религия и память, а тем, кто родился позже дороже комфорт, деньги и свободный доступ к благам цивилизации.

Оцените статью:

Похожие статьи:

Многомудрый Литрекон сегодня рассуждает о том, всегда ли положительно влияние технического прогресса? Итоговое сочинение поможет Вам разобраться в теме. Приятного просвещения!

Вариант 1

(361 слово) Как известно, технический прогресс делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Благодаря ему каждый из нас может достичь процветания, ведь совершенствуются орудия труда, условия быта, экономические инструменты и так далее. Однако порой новые достижения приносят людям не пользу, а вред или даже настоящую катастрофу. Такие примеры часто становятся объектами изображения для писателей.

Вспомним рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце». Главный герой совершил уникальное научное открытие: с помощью пересадки органов он превратил собаку в человека. Его достижение облетело все уголки земного шара, слава профессора стала мировой. Его чествовали и поздравляли, ведь его методика расширяла границы медицины и позволяла помочь тому, кто раньше считался обреченным. Однако со временем Филипп Филиппович понял, что совершил ошибку, а не прорыв. Шариков, несмотря на внешние характеристики, так и не стал полноценным человеком. Зато теперь он мог вредить людям и начал со своего создателя. Его существование ставило под угрозу мир, который мог превратиться в место обитания для неполноценных человекоподобных существ, ненавидящих всех и вся, кроме себя. И Преображенский повернул свой эксперимент вспять. Шариков стал Шариком и прекратил издеваться над людьми. А ученый понял, что не всегда положительно влияние прогресса. Иногда оно может и навредить, если последствия опыта не продуманы как следует.

Настоящую катастрофу в результате технического прогресса показал М.А. Булгаков в произведении «Роковые яйца». Профессор Персиков создал луч, который многократно увеличивал размеры, плодовитость, выносливость, аппетит и, как выяснилось позже, уровень агрессии живых организмов. Но ему не дали изучить открытие до конца. Власть имущие распорядились сразу же внедрить изобретение на производстве. Заведующий колхоза Рокк не стал вникать в дело и просто применил луч, перепутав куриные яйца со змеиными. В результате появились чудовища, которые разгромили город и съели все на своем пути. Мутанты росли с непостижимой быстротой и бросались на все и всех, кого замечали. Для борьбы с ними пришлось вводить армию. И таковы последствие прогресса, которые никак нельзя назвать положительными. Они вполне могут быть, если люди будут столь же безответственно подходить к нововведениям в технической области.

Таким образом, технический прогресс — это, конечно, благо, но не стоит забывать о возможных рисках и плохих последствиях любого изобретения. Важно минимизировать угрозы и быть готовыми к устранению проблем. Далеко не всегда влияние новых научных достижений положительно, и это следует помнить всем нам.

Вариант 2

(395 слов) Технический прогресс необходим человеку для выживания и развития, однако порой он оказывается негативным, а то и вовсе опасным явлением, которое имеет разрушительные последствия. Сколько экологических бедствий и техногенных катастроф уже пережила наша планета! Этого ужасного опыта должно было быть достаточно для всех следующих поколений, но мы по-прежнему не внимаем голосу рассудка и продолжаем безответственно относиться к своему будущему. А ведь отечественные и зарубежные писатели уже не раз предупреждали нас о возможном отрицательном воздействии технологий на состояние людей и окружающей среды. 

Обратимся к повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Жители отдаленного села вынуждены навсегда покинуть свои дома, потому что их малую родину скоро затопят. На ее месте построят гидроэлектростанцию, которая так необходима для развития промышленности и новых городов. С одной стороны, это благо для региона, но с другой, далеко не всем людям хочется покидать родной дом на склоне лет и начинать все заново. Пожилые обитатели Матеры против насильственного переезда, но местная власть их не слушает. Напротив, всеми силами Воронцов и его сподвижники пытаются испортить жизнь людей и вынудить их покинуть остров. Они даже разоряют кладбище, чтобы у старушек не было больше памяти, связывающей их с родной землей. Конечно, прогресс предъявляет нам свои требования, но нельзя же из-за него третировать человека и попирать его права. Мы забываем, для кого нужны все эти технологии, и получается, что слуга становится важнее господина. Это одно из самых часто встречающихся негативных аспектов развития цивилизации.

Еще более мрачную картину нарисовал Умберто Эко в рассказе «Оно». Ученый создал уникальное оружие, которое он планировал использовать в мирных целях. Однако к нему пришел генерал и потребовал, чтобы Оно сыграло роль оружия в борьбе с врагами. Изобретатель заявил, что не отдаст свое детище и не позволит применить его в качестве источника смерти и разрухи. Тогда генерал выхватил камень, наделенный чудовищной силой, и убил Ка. «Первый» — прошептал он в упоении. Этот рассказ заставляет задуматься о том, что часто даже самые благие намерения оборачиваются бедами для людей. Технические новшества становятся оружием для истребления «врагов», которыми быстро становятся все инакомыслящие и несогласные с тиранией. В результате прогресс делает возможным массовое убийство, и это никак нельзя назвать положительным влиянием цивилизации.

Таким образом, технический прогресс несет в себе не только возможности, но и угрозы, которые важно учитывать при составлении плана действий. Нельзя допускать, чтобы новые научные достижения становились орудиями в руках беспринципных и безответственных людей. Иначе то, что призвано помочь и улучшит, станет инструментом для всеобщего разорения и разрушения.

Человечество не стоит на месте, ведь каждый новый день и час происходят открытия. Однако всегда ли что-то новое и неизведанное является хорошим? Несомненно, любое современное открытие станет поводом, либо для радости, либо для слез. Подтвердить данную точку зрения я постараюсь с помощью литературных примеров.

«Метро: 2033» автора Дмитрия Глуховского. Книга не совсем про научные исследования, но очень хорошо показывает результат когда-то изученного урана, на основе которого затем разрабатывалось ядерное оружие. Конечно, открытие помогло решить вопросы в энергетике, но стоило ли оно того? Военные увидели выгоду от применения этого элемента, ведь энергия, выделяемая при расщеплении, колоссальна. Сюжет берет начало с ядерного конфликта, когда могущественные сверхдержавы обменялись боеголовками.

Некоторым людям удалось спастись в метро, в то время как за пределами остались только пустоши, мертвые районы, массивы, различные центры. Победителем из войны никто не вышел, зато каких масштабов нанесен урон. Вот так и получается, группа ученых энтузиастов принялась изучать необычный химический элемент, который открыл новые горизонты в области энергетики. В итоге же это новшество стало страшным оружием для всего человечества.

В произведении Б.К. Эвенсона «Dead space» также можно найти подходящий для темы пример. До того дошел наш уровень развития, что появились специальные космические корабли, которые добывают ресурсы с других планет или массивных астероидов. Казалось бы, процветание и успех наступили, а человечество может с гордостью заявить о новых горизонтах. Однако нельзя предугадать, что можно найти в бесконечных просторах космоса.

На дне океана был найден неизвестный обелиск, но вовсе не безобидный кусок породы. Через некоторое время его подняли на борт крейсера, что привело в дальнейшем к распространению вируса. Люди на корабле заразились, а болезнь приводила к страшным мутациям: человек полностью трансформировался в биомассу. Работа во благо цивилизации принесла катастрофу, ведь пораженные существа сливаются в массу, в «пожирателя планет». Рано или поздно найденный артефакт доставят на землю ради детального изучения.

Таким образом, куда мы направим русло, туда оно и потечет. Если человек не задумывается о вреде прогресса, это ожидаемо повлечет за собой плачевные последствия. Нельзя относиться беспечно и халатно к новым открытиям, не уделять время рассмотрению и изучению каждого элемента.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. По произведению Прощание с Матерой

Родная деревня Валентина Распутина – Аталанка – во время строительства Братской ГЭС была затоплена. Это печальное событие писатель и отразил в своей повести «Прощание с Матёрой». Речь идёт о Матёре – деревне, расположенной на одноимённом острове. На протяжении трёх сотен лет люди обживали эти места, растили здесь детей и внуков, хоронили своих родителей. Многих приютила Матёра, для сотен людей стала она жизнью, источником счастья. Но вот наступили дни, когда жителей хотят выселить, а деревню уничтожить. И хотя цель у строителей новой жизни благородная, масштабная, обитателям острова она не сулит ничего хорошего. Они чувствуют, что их лишают главного – родины, семейного очага, души.

Власть не пытается понять людей, которые жили на Матёре, состарились здесь и не мыслили своей жизни вне острова. На примере Дарьи автор показывает, как воспринимает эту трагедию народ. Пожилая женщина прощается с избой, как с покойником. Тяжело отрываться от родного уголка, очень не хочется переезжать в посёлок, где всё чуждо и незнакомо. Словно сочувствуя потерянным людям, бушует природа. Поражает молодой и крепкий листвень, который упорно противостоит и огню, и топору, напоминая людей, цепляющихся за обжитое место.

Как ни старались старожилы, отстоять родную деревню не удалось. Все вынуждены уехать, бросив родные дома и могилы предков. Из-за вопроса о переселении между старшим и новым поколениями возникает конфликт. Молодёжь принимает изменения с оптимизмом, дети рады грядущему прогрессу, жизни, которая сулит удобства и комфорт. Они не так привязаны к острову, как их старики. Дети убеждают родителей, что затопление острова – не такая уж большая цена за возможность жить в лучших условиях.

Повесть затрагивает множество нравственных проблем. Распутин хочет, чтобы наверху думали, прежде чем стирать с лица земли целые деревни, так как вместе с ними стираются огромные пласты истории, культуры, традиций и обычаев. Страна будет обеспечена электричеством, зато сотни людей лишатся родного уголка, всего, что им дорого. И, хотя социализм давно остался позади, деревням не грозит уничтожение, произведение Распутина остаётся актуальным. Повесть учит любить и уважать родителей, свою малую родину, не губить природу, не вмешиваться в её законы, а заботиться о ней, ценить свою жизнь.

Вариант 2

Будучи замечательным писателем, Распутин написал множество великолепных произведений, которые запомнились читателям за их реалистичность и интересный стиль, который применял автор. В данной повести он раскрывает такую проблему, которая возникла в его родной земле, и показывает то, как простой человек может повлиять на глобальные вещи и моменты, которые там происходят. Он считает, что Родина дает человеку настолько много значимых вещей, что даже осознать до конца всю их ценность, крайне сложно. В произведении показана проблема деревень, которые по злому року судьбы оказались в затоплении. Автор хочет показать людей, которые оказались вытесненными с родной земли, и отмечает, насколько им тяжело менять привычный быт, вместе с его традициями и культурой.

Яркой представительницей женщины, которая привыкла хранить и соблюдать традиции, показана Дарья, которой приходится переезжать на материк, но она этого совершенно не хочет. Ведь она привыкла к своему образу жизни, все свое существование она связывает с домом в виде избы, где проживала как она вместе с детьми, так и все поколения хранили очаг в этом сооружении. Она понимает, что перед ней открываются новые возможности, однако, для нее они мало что значат. Ведь улучшение жилищных условий взамен месту, где ее душа обретает спокойствие и покой, для нее мало что значит. Многие пожилые жители деревни дают ей наставление о том, что не ей одной придется попрощаться с Матерой, и им также крайне тяжело расставаться с привычным образом жизни. Услышав такие слова, девушка все же принимает окончательное решение по переезду в новое место. Все жители сравнивают себя с деревьями, которые также, как и они, приросли корнями к своему месту появления, и губительным для них выглядит процесс «пересадки» на новое место.

В произведении, однако, показаны и другие персонажи. Например, Петруха, который поджигает свой дом и хочет таким образом показать свое отношение к происходящему. Будучи человеком никчемным, он не смог сделать в своей деревне ничего хорошего, и поэтому даже отрицательные действия для него выглядят как нечто деятельное и полезное, хотя на самом деле это простой акт вредительства и вандализма. Для Дарьи, поступок молодого человека кажется невероятно возмутительным и странным, и она не понимает, как можно настолько жестоко прощаться со своим прежним домом. Произведение получилось очень живым, ярким и интересным.

Другие сочинения: ← Мальвина из сказки Буратино↑ ДругиеПо произведению Три товарища →

Аргумент о влиянии прогресса на мир. Прощание с Матерой

«Время перемен». Литературный пример прекрасно подойдет для итогового сочинения на тему:

Как прогресс меняет мир?

Влияет ли прогресс на мир?

Согласны ли вы с тем, что изменения в мире неизбежны?

«Чтобы получить что-то новое, нужно пожертвовать чем-то старым»

Возможные тезисы:

Прогресс неизбежно влечет за собой измененияв мире

Прогресс напрямую влияет на социальные и культурные ценности людей

Человеческие потребности растут и вместе с этим меняются человеческие ценности

Потребности людей отражают их ценности

Аргумент:

Влияние прогресса на социальные и культурные ценности мы можем рассмотреть на примере сравнения двух поколений в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

На жителей островка, располагающегося на реке Ангара, обрушилась новость: землю придется затопить ради строительства новой ГЭС. Власти понимали, что это принесет неудобство людям и погубит маленький животный мир, но с другой стороны человечеству нужно удовлетворять потребности, поэтому приходится чем-то жертвовать.

Стариков известие сильно опечалило, для них Матера была не просто клочком земли, она была памятью о прошлом, связью с предками, неотъемлемой частью жизни. И пока старшее поколение переживало эту трагедию, более молодые жители острова радовались переезду в квартиры с удобствами. А когда пожилые люди недоумевали, как можно разорить кладбище, святое место, молодые работники относились к своему делу спокойно: это же санитарные нормы. И если бабка Дарья прощалась с избой, как с человеком, то сын ее соседки, Петруха, ради денег с радостью сжег дом своей матери, единственный дом, который хотели сохранить как памятник. Также нельзя не отметить разногласия этой старой женщины с внуком: она чувствовала вину перед всем родом и мысленно просила прощения за то, что не смогла защитить землю, а Андрей участвовал в затоплении острова и гордился этим, считая себя частью чего-то великого.

В результате мы видим, какие коррективы внес прогресс в список человеческих ценностей: старшему поколению важны труд на земле, религия и память, а тем, кто родился позже дороже комфорт, деньги и свободный доступ к благам цивилизации.

Оцените статью:

Аргумент — причины социальных перемен

ПРимер из литературы о причинах изменений, происходящих в мире, для итогового сочинения по направлению «Время перемен».

Аргумент — причины социальных перемен

ПРимер из литературы о причинах изменений, происходящих в мире, для итогового сочинения по направлению «Время перемен».

Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

«Прощание с Матерой» — своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти. Наши первые детские впечатления строятся на том, что все, что нас окружает (дом, родители), существовали вечно. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти. Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации. Так случилось на Матере – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды». А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают, прежде всего, о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества». Совесть у молодежи, конечно, есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни. Старухи у писателя знают только свою Матеру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий. Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: «Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но «они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, нам смотрит сейчас она». Взрослея, человек начинает понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим не было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы.: «Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть….как он ее боится». Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе. И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Не случайно все старики мечтают умереть вместе с Матерой. А сколько кладбищ уничтожено, заброшено. Беспечность, с которой люди обращаются с могилами, переносится ими и на все остальное в жизни, а это никому еще не приносило счастья. И не даром старики напутствуют молодежь: «Не дай господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой». Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни. И эта «облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни». Память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матеры «нечистью» из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей. Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова. Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети. Жителей Матеры навсегда лишают памяти об их родном доме. Поэтому в сердце они всегда будут носить чувство неприкаянности родного угла. Молодежь Матеры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему. Тоска по родному краю не умрет с последним ее жителем, она передастся последующим поколениям. Ясно видно, что проблема памяти в повести является одной из главных. И решение ее зависит именно от нас, ведь в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. И тогда проблема памяти будет решена.

Прощание с матерой проблема повести

Размышления над эстетическим аспектом

Эстетика всегда рассматривала понятие прекрасного и его значение в жизни людей. Созидающее, прекрасное, и негатив­ное, разрушающее, — эти начала всегда присутствуют в жизни и отдельного человека, и всего общества. С этих позиций автор показывает судьбу островной деревни Матёры, которая должна подвергнуться затоплению и стать дном искусственно созда­ваемого Братского моря.

Матёра — для деревенских жителей «родная, самой судьбой назначенная земля».

И природа всегда жила в согласии с людьми. Поля и ого­роды давали обильные урожаи, луга — сено скоту, леса — свои дары летом и осенью. Молодежь веселилась на просторе за деревней.

Но черты трагедии из-за вынужденного переселения людей виделись всё отчётливее. Люди семьями покидали Матёру, осваивая новый быт и иную работу. В деревне оставались лишь самые старые, но ещё в силе, люди, которые должны были за­вершить множество начатых дел: подготовить к отправке за реку наработанное за годы имущество, убрать урожай, присмо­треть за ребятнёй.

Но привычный миропорядок рушился. Следы упадка можно было видеть всюду. Мёртво застыли окна в опустевших до­мах, хлопали ворота, покосились заборы, неприютно и голо смотрелись стены в брошенных жилищах. Образ покинутого, разоряемого дома с горечью и болью автор описывает в финале повести: шесть сиротливо «сгрудившихся в кучу, сцепившихся неразлучно избёнок» закончат эпопею Матёры.

А как в этих условиях вели себя люди? Они оказались на перепутье: в состоянии тревоги, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.

Насильственное, по директивам сверху, уничтожение и при­роды, и материальных ценностей становилось всеобщей тра­гедией.

Вся деревня остро, как говорят, в штыки восприняла уни­чтожение кладбища: из сердца не вырвать память об ушедших дорогих и близких.

И всё же остались в жизни односельчан и горькие радости, и грустные праздники.

Собрались жители Матёры, деревенские и из посёлка, на се­нокос: нужно было заготовить сено и перевезти его для скота на подворья в новые усадьбы. Прибыли и давно уехавшие для того, чтобы повидаться с земляками и отвести душу в знакомой ра­боте. После трудов, возвращаясь с лугов дружной толпой, пели хором. Людей объединяли и радость встреч с друзьями юности, и общий труд, и знакомая песня.

У деревенских людей свои эстетические подходы в оценке нравственных качеств, поведения и даже внешности людей. Безоговорочно осуждаются суетность, неумение держать слово, нелюбовь к труду. Городские женщины не по сердцу старухам: очень взбалмошны и любят пускать пыль в глаза. Осмеян Петруха, мужик талантливый, но крайне легкомыс­ленный. Ведь он мечется по свету в поисках славы и лёгких денег. Жизненная история его является настолько же инте­ресной, насколько странной и в чём-то нелепой. Построенный собственными руками хозяина, где особенно красивы резные наличники на окнах, его дом становится «собственностью Ак. наук», памятником деревянного зодчества. Петруха был рад и горд. Но эта самая «Ак. наук» заплатила за дом лишь половину денег, вторую половину заплатить не удосужилась. И перед великим затоплением Петруха собственными руками поджёг дом, своё детище, к которому успел прирасти сердцем. Человек задиристый, он приискал для себя поговорку, которой охотно пользовался: «Извини-подвинься». Жизнь «подвинула» его самого.

Свои истории и биографии есть и в природе. За деревней, на просторе, росла огромная лиственница, «листвень». С годами дерево, со стволом не в обхват, приобрело прочность литого ме­талла, и никакие «поджогчики» и разрушители не в силах были его уничтожить. Так и суждено было ему, непокорённому, уйти на дно моря. И деревья умирают стоя.

Вывод. Жители деревни, её главная ценность, — это тру­женики и подвижники. Они создают тот миропорядок, на ко­тором стояла и стоять будет русская земля. И несломленный «листвень», могучее дерево, — символ жизнестойкости и людей, и природы.

Здесь искали:

  • прощание с матерой аргумент
  • прощание с матерой проблемы
  • прощание с матерой аргументы

Сочинение Проблематика повести В.Г. Распутина Прощание с Матерой

1. Человек и прогресс.

Одной из важных является проблема, связанная с человеком и научно-техническим прогрессом. Мы узнаем о том, что на реке Ангаре хотят построить гидроэлектростанцию, и вода затопит многие земли, в том числе Матеру. Жители острова по-разному отнеслись к этому событию. Клавка Стригунова говорила о том, что остров “давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить — средь воды… как лягушки”.

А Петруха сам сжигает свой дом только лишь для того, чтобы получить за него деньги. Андрей Пинигин тоже был рад кардинальным переменам и хотел принять участие в строительстве новой ГЭС. Герой говорит так: “Человек – царь природы”, но Дарья отвечает своему внуку: “Вот-вот, поцарюет, поцарюет, да и загорюет”. Она утверждает, что не машины служат человеку, а человек машинам. Понимали это и другие жители деревни, которые не хотели покидать родную землю, прогоняли “чертей” и “аспидов”, ставили на место кресты и устанавливали тумбочки на кладбище до поздней ночи. Также Дарья побелила и обрядила свою избу перед поджогом, и когда горел дом Петрухи, люди с сожалением смотрели на огонь и думали о том, что то же самое будет и с их избами. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Эти жители острова любили родную землю и своих предков. Безусловно, научно-технический прогресс необходим, но нельзя забывать о традициях, духовных ценностях, нужно бережно хранить связь между поколениями, любить родную землю.

2. Проблема памяти.

Целых триста лет обживали люди Матеру, для счастья им было достаточно затопить печку, попить чаю из самовара, находиться рядом с их предками. И очень любят они родную землю, пытаются ее защитить и спасти. Многие отчаянно боролись за сохранение кладбища, Егор и Настасья откладывали переезд. А их дети хотят погубить и забыть все то, что связывало молодое поколение с предками (обычаи, традиции, деревню, в которой они росли). Так стали рушиться и нравственные устои. Подтверждает эту мысль Дарья, которая говорит о том, что “правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Героиня переживала за судьбу деревни, дорожила нравственными устоями, обычаями, традициями, помнила свои корни.

3. Проблема связи человека с природой.

Участь острова уже предрешена, и природа чувствовала приближение несчастья. Люди же не готовы к таким переменам, к жизни в другом поселке. Они с удовольствием работали на этой земле, вкладывали любовь, радовались, когда вместе трудились. Также герои заботились о своих домашних животных: о коровах, конях, кошках. Жители чувствуют кровную связь с островом, они не готовы расстаться с землей, которая вырастила их. Таким образом, люди разделяют с природой ее трагическую судьбу. Но были и рабочие, которые относились к природе безжалостно. Однажды они решили уничтожить “царский листвень”, но дерево не горело, и срубить его тоже не получилось. Невозможно было представить Матеру без Лиственя. Люди восхищались им и считали, что дерево держит своими корнями весь остров, и пока будет жив он, будет стоять и деревня. Жители Матеры чувствовали связь с природой, бережно и трепетно к ней относились.

4. Проблема ответственности перед предками.

Главным героем, который на протяжении всего произведения переживает за судьбу могил своих родных, несомненно, является Дарья Пинигина. Она хранит память об умерших родственниках, защищает могильные плиты от пожегщиков. Велико стремление Дарьи забрать их с собой на новое место жительства, для нее это важная ниточка, которая соединяет ее с прошлым. В сложные времена героиня обращается за советом не к живым людям, а к уже умершим родственникам, ее гнетет то, что именно на ее век выпала такая участь – затопление Матеры. Дарья чувствует, что нельзя просто так дать сжечь свой дом, в котором родилось и жило не одно поколение, где прожила долгую жизнь и она, дом, который является семейным очагом. Духовная связь и память о близких помогают героине принять правильное решение, как поступить с домом. Дарья Пинигина помнит о каждом, кто похоронен на этом кладбище, хранит историю и считает своим долгом не дать им затонуть.

5. Проблема цели жизни.

В повести представлено 3 поколения Пинигиных. Каждый из них по-разному воспринимает жизнь, у каждого свои цели и взгляды. Андрей, внук Дарьи, хочет быть на «переднем крае», где вся молодежь. Он не хочет проводить молодость в глухой деревне, работая в поле или же на заводе: “…Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась, а на заводе что? По неделе с территории не вылазишь Мне охота, где молодые, как я сам, где все по-другому… по-новому. ГЭС отгрохают, она тыщу лет стоять будет…». Для Андрея переживания бабушки по поводу судьбы Матеры кажутся не существенными. Для Дарьи же важно сохранить память о родственниках, она единственная, кто может сделать это. Даже переселяясь из-за затопления Матеры, она хочет забрать могилы с собой. Дарья не готова мириться с тем, что все ее родственники останутся на этом острове, а она уедет, ничего не сделав. Павлу жалко родной остров Матера, но у него больше нет сил переживать. У него «вытравилась душа» от всех пережитых бед:» …Павел со стыдом вспоминал, как стоял он возле догорающей своей избы и все тянул из себя, искал какое-то сильное, надрывное чувство, — не пень ведь горит, родная изба — и ничего не мог вытянуть и отыскать, кроме горького и неловкого удивления, что он здесь жил. Вот до чего вытравилась душа!..». У Павла нет конкретной цели в жизни, он не старается сделать карьеру или добиться чего то большего, “плывет по течению”, хочет спокойной и тихой жизни. Их цели расходятся, но если в цели Дарьи лежит нравственная основа, которая побуждает ее сохранить память о прошлых поколениях, то в цели Андрея этого нет, Павел же оказывается “между двумя берегами ”.

6. Проблема прочности родной связи.

В. Распутин в своем произведении ярко показывает отношения между поколениями. Дарья предстает перед нами, как человек, которой всеми силами пытается сохранить память о предках, защищая могилы на кладбище, прося Павла забрать их с собой в новый поселок. И если эту связь автор показывает как прочную и нерушимую, то связь Дарьи с ее внуком Андреем совсем иная. В эпоху технологического прогресса Андрей не хочет сидеть на месте, старается быть всегда в гуще событий. Печальная судьба Матеры не вызывает в нем ни капли жалости: “Зачем мне другое? Я хочу туда. Матеру, бабушка, все равно затопят – хоть со мной, хоть без меня. Я тут ни при чем. Электричество, бабушка, требуется, электричество”. Разговор Андрея с Павлом и Дарьей показывает нам, что молодое поколение, стремясь к чему-то новому, забывает о своей мало родине, не проникается переживаниями родных, забывает нравственные ценности. Родовая связь в семье Пинигинных ослабевает. Также в повести показана семья Зотовых. Сын Катерины – Петруха ленив, безответственен и эгоистичен. Его связь с матерью совершенно отсутствует, он не проявляет к ней заботы и уважения, и даже поджигает родной дом, оставляя Катерину без крыши над головой. Так автор показывает, что родовая связь не всегда может быть надежной и крепкой, в результате каких-либо внешних событий она может быть нарушена, тем самым В. Распутин наталкивает нас на такую мысль, как сохранение родовой связи, несмотря ни на что.

Полезный материал по теме:

  1. Слово о полку Игореве, проблематика
  2. Проблематика романа «Мастер и Маргарита»
  3. «Святое море», «святое озеро», «святая вода» — так называли Байкал с незапамятных времен по тексту В.Г.Распутина (32 вариант)
  4. Проблематика пьесы М.Горького «На дне» (Проблема человек и общество; Проблема цели и средств для ее достижения)
  5. 5 проблем, встречающихся в повести А.И. Куприна «Олеся»

Итоговое декабрьское сочинение 2022-2023 на тему №512 почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества? Структура сочинения: вступление, аргументы из литературы, вывод.

Данное сочинение относится к разделу «природа и культура в жизни человека» и служит как пример для 11 классов, которым нужно написать сочинение для допуска ЕГЭ. Данная тема была у школьников Москвы 7 декабря 2022 года.

Пример итогового сочинения ЕГЭ

Многие достижения прогресса были созданы для того, чтобы облегчить и упростить человеческое существование, сделать его более комфортным и удобным. Благодаря научно-техническому прогрессу люди стали меньше трудиться физически, за них это делает техника. Но с достижениями прогресса связаны не только положительные цели, но и отрицательные последствия. Если человек забывает обо всем на свете, ставя технический прогресс превыше всего, он теряет человечность, становится бездуховным и безнравственным. Опасность прогресса заключается в том, что многие люди, готовые на все ради него, совершают аморальные поступки, не видя в них ничего плохого.

О том, почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели.

В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» показал стремление власти построить гидроэлектростанцию, которая способна сделать жизнь общества более удобной, поскольку с помощью ГЭС страна оснащалась бы электроэнергией. Автор рассуждает над тем, в чем заключается опасность строительства гидроэлектростанции. Для достижения этой цели представители младшего поколения, выступающие за технический прогресс, готовы затопить целую деревню Матеру, даже не задумываясь над тем, что это скажется на экологической обстановке. Готовность уничтожить всех представителей животного и растительного миров, находящихся на острове, говорит о присущей тем, кто поддерживает технический прогресс, жестокости. Дающим приказ затопить Матеру и даже молодым жителям деревни все равно на то, что там остаются захоронения предков. Представители молодого поколения, живущие в Матере, не борются за жизнь на малой Родине, наоборот, они с радостью соглашаются переехать в городские квартиры и уничтожают деревенские дома, приближая начало затопления острова. Так, В.Г. Распутин не только говорит о возможности экологической катастрофы, но и демонстрирует «расчеловечивание» готовых на все ради технического прогресса людей, подчеркивая, что именно в этом заключаются огромные опасности для всего человечества.

Проблема опасности достижений прогресса находит отражение и в рассказе Р. Брэдбери «Вельд». Автор подчеркивает, что такое достижение прогресса, как умный дом «Все для счастья», который позволял людям «ничего не делать самим» действительно делал жизнь семейства Хедли более простым и удобным. Но так как умный дом «одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им», а членам семейства не нужно было ни «жарить яичницу», ни «штопать носки», ни «заниматься уборкой», ни самим «чистить зубы, причесываться, мыться», родители Джордж и Лидия начали чувствовать себя лишними и ненужными. Замечая, что «и женой, и мамой, и горничной» является не она, а умный дом, Лидия Хедли признавалась, что не знала, «куда себя деть в этом доме». Но такой психологический дискомфорт, как показывает Р. Брэдбери, – не самое страшное в техническом прогрессе. Дети Питер и Венди не могли смириться с желанием родителей отключить технически оснащенную детскую комнату, которая успела заменить им родителей, поэтому они безжалостно запирают их там, и их многочисленные представления о смерти родителей исполняются. Автор показывает, что ради той комфортной жизни, которую дает техника, люди обретают готовность пойти на все, даже на убийство собственных родителей.

Таким образом, опасности достижений прогресса заключаются в готовности людей ради технического прогресса пойти против нравственности и человечности, против природы, частью которой они являются.

Пример №2 декабрьского сочинения

Некоторые достижения прогресса дарят человеку удобство и комфорт, но могут быть очень опасны, если рассмотреть их влияние в перспективе. Сейчас совсем не очевидно, кому может навредить пластиковая трубочка, но в будущем их повсеместное использование может привести к фатальному загрязнению мирового океана. Почему? Потому что никто не смотрит наперед и не прогнозирует, к чему приведет то или иное явление? И таких примеров немало, особенно в литературе…

Например, М.А. Булгаков в произведении «Роковые яйца» описал такой случай. Профессор Персиков создал луч, ускоряющий метаболические процессы в живых организмах на стадии яйца. Живые существа, которые подверглись облучению, вырастали в сотни раз и становились более здоровыми, продуктивными, сильными. Но ученому не дали изучить открытие до конца. Власть имущие, испытывающие недостаток в мясе, решили ввести технологию в производство. Это дело поручили человеку безграмотному и безответственному. Рокк перепутал яйца и вывел агрессивных мутантов, которые сеяли хаос в городе и даже довели Москву до эвакуации. Никто не думал, что воздействие луча сделает рептилий злыми и очень прожорливыми. Вот так полезное нововведение превратилось в ужасное оружие, вышедшее из-под контроля. Достаточно не продумать последствия, не взвесить риски, и опасность вытесняет все положительные аспекты достижения.

Но есть и другой аспект проблемы, более глубокий. Порой изобретения такого рода работают так, как надо, но оказывают системное влияние на человека, которое нельзя назвать благотворным. Например, Олдос Хаксли в антиутопии «О дивный новый мир» описал сценарий будущего, в котором у людей все хорошо, но настолько, что это уже не люди. Идеальный баланс эры Форды основывался на искусственном размножении, системе каст и гипнопедии, уничтожении институтов семьи, брака, дружбы. Человек лишился свободы воли, все его действия и мысли бы просчитаны и запрограммированы. Его личности не было, осталась лишь социальная функция. Зато в мире было комфортно: ни насекомых, ни плохой погоды, ни социальных конфликтов, ни нищеты, ни рабства. Можно долго продолжать список этих «ни», но в нем мы найдем все то, ради чего живем сейчас. В погоне за удобством человек может заменить себя на биоробота — вот в чем я вижу опасность достижений науки, направленной только на поддержание комфорта.

Таким образом, достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества по двум причинам. Первая — не изученные свойства открытий, которые могут принести вред в перспективе. Вторая — деградация человека в физическом и нравственном смысле. Оба варианта важно учитывать при создании новых технологий.

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ



Пример сочинения 1

«Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?»

Всегда ли приносит пользу населению нашей прекрасной земли цивилизация? Это довольно непростой вопрос, и ответ на него может быть как положительным, так и отрицательным. Технический прогресс, без сомнений, сильно упрощает жизнь человека, делает ее лучше. Сколько разной техники было изобретено за последнее столетие! Это и стиральные машинки, и микроволновые печи, и даже посудомоечные машины. Они, как и большинство других предметов, помогают нам значительно сберечь время, которого в наш современный веку людей, кажется, становится всё меньше и меньше, несмотря на этот самый технический прогресс.

Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, цивилизация оказывает плохое влияние на общество. Последнее совсем забывает, что представляют собой нравственные ценности. Общество не помнит, каково это быть людьми, что представляет собой добро, понимание, милосердие. За всем этим технологическим прогрессом люди далеко не всегда могут отыскать время для общения с близкими людьми, для поддержки, в которой они нуждаются. Все это способствует ухудшению психического состояния не только отдельного человека, но также и всего социума. Мы становимся потребителями, а вещественные ценности порой теснят нравственные.

В произведении Распутина «Прощание с Матерой» говорится об отрицательных сторонах технического прогресса. В деревенской местности Матерой собирались выстроить ГЭС, и потому принялись выселять обитателей из деревни. Люди отреагировали на это абсолютно по-разному: молодежь была рада поменять уклад жизни, переехать в городскую местность, в то время как старики не хотели расставаться с детства полюбившимися местами. Технический прогресс тут практически принудил враждовать представителей деревни. Молодые ребята стали возмущаться и браниться с родителями, что в конечном итоге привело к развитию конфликтов.

Также в произведении «Собачье сердце» Михаила Булгакова поднимается вопрос, касающийся технического прогресса. В произведении рассказывается о необычной операции по пересадке гипофиза бездомной собаке. Прекрасный человек и талантливейший доктор профессор Преображенский провел все хирургические манипуляции удачно, но человеческое сердечко оказалось грубым и алчным. И всё в итоге вышло совсем не так, как представлялось профессору. Принёс ли такой прогресс пользу? Вопрос опять же спорный. С одной стороны — у профессора всё получилось, с другой — человек вышел не совсем человеком, а точнее — не имеющим положительных человеческих качеств.

Так, технический прогресс способен как положительно влиять на общество, так и негативно. Итог и восприятие этого явления зависит разве что от самого человека, ведь если использовать технику всегда только во благо, то наш мир сгодами будет становиться только лучше.

Самое главное — никогда не забывать о моральных ценностях, а также о человечности, ведь именно эти явления нередко уничтожаются техническим прогрессом.


Пример сочинения 2

«Научно-технический прогресс: за и против»

Наш мир не стоит на месте. Каждый день совершаются новые открытия, которые способны перевернуть судьбу всего человечества. То, что раньше казалось лишь несбыточной мечтой, теперь — часть повседневной жизни и работы: полеты в космос, онлайн шоппинг, общение по видеосвязи и многое другое. Технический прогресс не стоит на месте, а движется вперед огромными темпами. Однако необходимо понимать, что развитие технологий подразумевает не только упрощение жизни человека, но также несет в себе определенную угрозу и разрушение. Для большей убедительности своих слов приведу несколько примеров из мировой литературы.

«Что будет, если однажды наше творение выйдет из-под контроля?» — именно над этим вопросом рассуждает Р.Брэдбери в своем рассказе «Улыбка». Автор рассказывает о последствиях научно-технического прогресса. Он считает цивилизацию необходимой частью общества, так как она помогает человеку развиваться. Но цивилизация не должна выходить за рамки, так как во многих случаях из-за излишнего развития науки и техники чувства, присущие каждому человеку начинают атрофироваться, и в итоге человек становится бездушной машиной. Как мы видим из рассказа, гонка за передовыми технологиями постепенно вытеснила из людей любовь, сострадание, веру в добро, а затем и вовсе чуть не погубила их.

Они разучились видеть прекрасное в природе и искусстве. Общество деградировало и превращалось в безликую толпу, неспособную мыслить. Тем не менее, писатель верит, что еще не все потеряно, подобного будущего можно избежать, если знать меру во всем, не пренебрегать духовным развитием и не забывать о моральных ценностях.

Собачье сердце

Другим примером столкновения человека с наукой может служить рассказ Михаила Булгакова «Собачье сердце». В центре повествования — профессор Преображенский, решивший превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Подобное вмешательство в природу просто немыслимо. Человеку не дано превращать одно существо в другое. Профессор все же проводит свой безумный эксперимент. Однако ничего хорошего он не принес: поведение Шарика, вернее, Полиграфа Полиграфовича вышло из-под контроля. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Так благие намерения Преображенского совершить важнейшее научное открытие оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам.

Приведенные примеры доказывают, что развитие цивилизации необходимо поддавать контролю, тщательно взвешивая все плюсы и минусы каждого технического нововведения и реально оценивая его возможный ущерб по всем вероятным параметрам. Ведь человек не всегда может осознать, что он стал заложником своих знаний. В ином случае механизация общества неминуемо закончится катастрофой.


Пример сочинения 3

В фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Вельд» технику направляют против людей, но самое страшное, что делают это не восставшие роботы, а сами люди. И если бы это было дело рук врагов, но тут десятилетние дети жестоко убивают собственных родителей. А всё потому, что взрослые не поощряют все их шалости, мешают им быть с тем, кто стал для них самым близким существом – с «умным» домом. Сначала родители слишком много позволяли детям, а потом, осознав опасность, стали резко запрещать электронику. Вот дети и разозлились на них!

Психолог, как сторонний наблюдатель в этой истории (и следующая жертва, скорее всего), говорит, что электронные детские были созданы, чтобы ему и его коллегам стало легче понимать детей. Их фантазии, страхи и мысли проецируются на стены комнаты, создавая сказочные миры. (У маленьких героев рассказа любимая локация – пугающая Африка с хищниками и стервятниками.) Такая «визуализация» помогала лечить легкие формы паранойи и подобного. Но когда взрослые герои обращаются к нему за помощью, то он предупреждает их, что уже «слишком поздно» и нужно бежать из этого дома – уводить детей от любимой игрушки. Взрослые готовы отказаться от комфорта, даже решились сами готовить и убирать. Вот только зря они позволили маленьким обманщикам включить детскую в последний раз на «минуточку».

Дети могут быть жестокими, так как не понимают, что творят. Но в этой истории маленькие преступники явно давно всё задумали. Они репетировали убийство родителей с помощью хищников — безо всякой жалости! Тут вспоминаются куклы для снятия стресса. Однако игра в детской была не просто игрой, а страшным планом. Просто взрослые долго не обращали внимания на странности, только жена начала предчувствовать плохое. Но и тут слишком занятой муж не сразу прислушался к ней.

Рассказ критикует «развитие» человечества, которое состоит из потребителей, когда за комфорт, игрушки, материальные ценности, даже самые близкие готовы буквально убить друг друга. В своём стремлении к комфорту люди теряют человеческое лицо.

Проблема бездуховности современного общества

Привыкшие получать только удовольствия, наслаждения, живущие за счёт родителей в доме, который делает всё, вплоть до зашнуровывания ботинок, Питер и Венди потеряли нравственные ориентиры. Они считают требования родителей необоснованными. Их мыслями и чувствами владеет детская комната, которая отражает детское сознание и каким-то удивительным образом реализует мечты. Дети возненавидели родителей, решивших выключить комнату и увезти их подальше от технологического прогресса поближе к природе. Обманом они заманили родителей в комнату и скормили их львам, которые стали реальными.

Отцы и дети — аргументы

Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере могут осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, в которой отражались все воображаемые миры, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Мать потакала своему чаду, не решавшись проявить твердость. В итоге, когда родители всё же задумали поставить точку и ограничить нахождение в комнате, они столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Технический прогресс: зло или благо? — аргументы

«Всегда ли технический прогресс приносит пользу человечеству?» — вот вопрос, который заставляет задуматься. Технический прогресс неоднозначен. С одной стороны, он в разы упростил жизни людей: стало гораздо легче выполнять домашние обязанности, благодаря развитию науки, появилась возможность использовать сеть интернет, с помощью которой, в свою очередь, можно получать образование, не выходя из дома, а людям из разных стран беспрепятственно общаться.

Никто не может отрицать важность развития технологий. Но всегда ли это приносит одну пользу? Из-за постоянной жизни в телефоне, люди меньше двигаются и подвергают опасности своё зрение, забывают о живом общении. Пропадают те искренние чувства, которые возникали между близкими, теперь людям гораздо интереснее вести жизнь в сети. Множество примеров можно отыскать в художественной литературе. Так, в фантастическом рассказе Рэя Брэдбери «Вельд» автор говорит о том, как изменилась жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». В доме была необычная комната «Вельд», которая воплощала в жизнь любые желания детей.

Венди и Питер настолько «потерялись» в новой, необыкновенной комнате, которая буквально «поглощала» их, что вскоре из комнаты начали доноситься пугающие звуки: «Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей». Всё это не могло не обеспокоить родителей. Джордж и Лидия обратились за помощью к психиатру, который сделал вывод: Питера и Венди избаловали.

Единственное, что он не смог понять — уже слишком поздно для того, чтобы что-то исправить. В итоге: дети подсознательно способствуют смерти своих родителей. Эта ситуация показывает, к каким последствиям может привести неограниченное использование новых технологий. Достижения науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не могут дать им счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут. Люди станут абсолютно чужими друг другу, начнут врать.


Пример сочинения 4

Человеческая цивилизация развивается за счёт технического прогресса. В настоящее время новые технологии появляются стремительно. Жить без технических устройств невозможно: все, что окружает нас, существенно облегчает нам жизнь, экономит время. И все это — благо для человека! Жизнь упрощается- появляются новые лекарства, новые методы в промышленности, новые материалы. И человек пользуется новыми технологиями, не подозревая, какие опасности таит технический прогресс! Поэтому на вопрос темы сочинения однозначно ответить нельзя — технический прогресс несёт многие блага,удобства, но, одновременно может принести и существенное зло человеку, вплоть до катастроф и трагедий.

Вот недавно огромная сеть интернета фейсбук, которым пользуется 50% населения земли, вдруг бы шел из строя и не работал около семи часов. В чем причина такого отказа — технический сбой или внешнее вмешательство, понять трудно. Но беды этот факт успел принести многим людям, корпорациям, связям. Здесь я бы сказал, что невозможно рассчитывать на вечное бесперебойное служение интернета человеку на благо: каждая сложная система стремится к саморазрушению, и когда- то это обязательно случится!Поэтому нельзя доверять на 100% интернету и допускать полную зависимость от сетей!

А также безрассудно доверять новым технологиям.
Доказательством этого может служить случившаяся катастрофа мирового масштаба — авария на Чернобыльской АЭС. Это достоверно показано в произведении нобелевского лауреата Светланы Алексиевич » Чернобыльская молитва. Хроника будущего» Здесь собраны рассказы людей- участников события, ликвидаторов.

Мирный атом поставлен на службу человеку для выработки электроэнергии более дешевым способом, чем гидроэлектростанции. И сейчас по всему миру построено по этой технологии тысячи АЭС по миру. Это тоже сложная система, которая требует постоянного контроля со стороны обслуживающего её человека, осторожности, внимания.

Люди, использующие новые технологии, должны очень внимательно относиться к ним, чтобы не допустить техногенных катастроф. Здесь автор произведения, ища ответы на вопросы- кто виноват? и что делать? , определяет, что изначально при строительстве были использованы материалы, недопустимые в атомной энергетике, обнаружила, что заранее не было предусмотрено на такой случай способов и средств ликвидации аварий. Даже саму возможность такой аварии просто отрицали. То есть, человек не был изначально подготовлен к использованию таких технологий. Не были продуманы вопросы и экологического коллапса, даже имеющийся профессор по экологии на данном объекте была уволена именно из- за самоуверенности властей в безопасности. И даже потом, после взрыва, не были предприняты необходимые меры по снижению заражённости близко живущего населения йодом, который так и остался на складах. Не была проведена в быстрые сроки эвакуация людей. А когда физик- ядерщик видел в Киеве составы с вывозимыми перепуганными детьми, он смотрел в эти лица людей и думал : и зачем такой атом, если так дорого он обходится?!

Здесь Алексиевич приводит рассказы людей- ликвидаторов аварии. Сколько мужества проявили они! Техника не выдерживала радиации, а люди шли устранять утечку ценой своих жизней. Простые шахтеры спасали почву от зараженных вод,сдерживая их под землёй специальными рукотворными преградами, обработкой азотом, чтобы уменьшить заражение водоемов. Сколько людей погибло сразу, а сколько умирало мучительной смертью ещё много лет! Сколько радиоактивных дождей выпало на все страны! Поистине авария на Чернобыльской АЭС — взрыв реактора и радиационные выбросы — это всемирная трагедия, показавшая, что несерьёзный, халатный подход персонала спровоцировал катастрофу. И каждый погибший от неё — жертва технического прогресса!

В заключение повторюсь, что серьёзные сложные системы с использованием новых технологий стремятся к самоуничтожению. И работа таких объектов на благо человеку зависит от многих факторов: применение только нужных материалов, подготовка к таким ситуациям заранее, обучение людей, постоянный контроль специалистов, внимательность и осторожность- все это залог безопасной работы новых технологий. И наоборот, халатность, пренебрежение, бездействие человека приводят к масштабным преступлениям! Таким образом, социальные пороки — это тригер, приводящий работу сложных объектов к трагедии! Поэтому человек остаётся главным в использовании технического прогресса на благо человечества!

Количество просмотров: 9846
Опубликовано: 01.12.2021

Вернуться назад →

На чтение 6 мин Просмотров 2.8к.
Обновлено 2 февраля, 2022

Литеровед предлагает несколько вариантов итоговых сочинений на тему «Может ли научный прогресс привести к катастрофе?», в которых автор размышляет о поставленной проблеме на примерах художественных и публицистических произведений.

Вариант 1

XX век отличается невероятным развитием научных технологий. За последние несколько десятилетий наука совершила огромный скачок, который перевернул представления человека об окружающем мире. Кто в наше время не имеет хотя бы элементарных представлений о нанотехнологиях, квантовой физике, ядерной энергии? Цифровые технологии внедрились во все сферы человеческой деятельности. Научный прогресс двигает человечество вперед, и в то же время таит в себе много опасностей.

Развитие цивилизации заставило людей искать новые источники энергии. Поставщиком большого количества энергии является атом. В основу этого открытия легли идеи древних греков о невидимых неделимых частицах. Уже в XX веке Бор разработал квантовую теорию, а Беккерель открыл явление радиоактивности. В 1939 году мир узнал о возможности получения огромного количества энергии при делении ядер урана.

Ядерная энергия была поставлена на службу человеку. Спустя несколько десятилетий это чудесное открытие привело к катастрофе. Документальное произведение С. Алексиевич «Чернобыльская молитва» рассказывает об аварии на Чернобыльской электростанции, произошедшей в 1986 году. Известие о взрыве на АЭС всколыхнуло весь мир.

Книга состоит из монологов простых людей, которые невольно стали участниками событий. Большинство из них оказалось совершенно безграмотными в вопросах, связанных с ядерной энергией. В то время никто не представлял, с чем они столкнулись. Произведение невозможно читать без слез. А сколько их было пролито в те дни, когда люди расставались со своими домами, прощались с близкими, хоронили родных. Люди были не готовы к предотвращению сбоя в работе станции, это привело к взрыву, поэтому было огромное количество жертв. Территория Чернобыльской АЭС до сих пор является зоной отчуждения, хотя сейчас о страшном событии напоминают только заброшенные дома, заводы. Некоторые люди вернулись сюда спустя некоторое время, некоторые вовсе не уходили, пожелав закончить земные дни под родной крышей.

В этом случае прогресс столкнулся с халатностью и безответственностью служащих и руководства АЭС. Жертвами же стали простые люди: военные, пожарные и просто добровольцы, которые отдавали свои жизни ради того, чтобы жили их родные и близкие. Научные открытия накладывают на людей большую ответственность перед соотечественниками и человечеством. Легкомыслие может привести к необратимым последствиям.

Открытие ядерной энергии было незамедлительно подхвачено создателями оружия. В 1953 году недалеко от города Семипалатинска в Казахстане было проведено испытание водородной бомбы, которое привело к тяжелым последствиям и стало роковым для жителей близлежащих населенных пунктов. Для них это было настоящей катастрофой. Об этом событии рассказывает Р. Сейсенбаев в произведении «День, когда рухнул мир». Автор поднимает проблему дальнейшего существования человечества. Техническое развитие, по мнению автора,  сделало людей беспечными. Они бездумно тратят природные ресурсы, занимаются саморазрушением. Герой рассказа, будучи ребенком, стал свидетелем взрыва водородной бомбы. Во время этого события на его глазах погибла маленькая девочка, которую он хотел, но не смог спасти. Став взрослым он оценил масштабы трагедии. Автор рассказывает о людях, которые еще долго умирали от онкологических заболеваний, о матерях, которые рожали больных, неполноценных детей. Прочитав произведение, невольно задаешься вопросами: «Стоит ли такой прогресс человеческих слез? Является ли прогрессом создание ядерных боеголовок?»

Эти произведения объединяет тема трагедии. В Припяти взрыв произошел случайно, по халатности людей. В Семипалатинске – это был спланированный акт. Но в обоих случаях жертвами стали ни в чем не повинные люди. Они оказались виновны только в том, что жили рядом с эпицентром взрыва. Научный прогресс считается синонимом развития человечества, но в некоторых ситуациях его достижения приводят к трагическим последствиям. Задача людей – исключить возникновение катастроф.

Вариант 2

Люди не перестают мечтать. Их мечты двигают науку вперед, подвигают ученых на новые открытия, изобретения. Главное предназначение научного прогресса – создавать комфортные условия для жизни людей, облегчать их труд, освобождать время для духовного развития. В некоторых случаях ситуация выходит из-под контроля, и тогда происходят катастрофы.

В произведении М. Булгакова «Роковые яйца» гениальный ученый Персиков изобретает луч, который способствует ускорению роста живых существ. Тот год был тяжелым для сельского хозяйства: все куриное поголовье погибло от гриппа. Заведующий совхозом Рокк уговаривает профессора дать ему установку, чтобы ускорить рост куриной молоди. Халатность работников почты привела к тому, что заказанные профессором змеиные яйца отправили в деревню, а куриные пришли в институт. В кратчайшие сроки из яиц вывелись гады разных мастей и расползлись по окрестностям. В губернии объявлено военное положение, твари приближались к Москве. Только внезапно наступившие холода смогли остановить катастрофу.  

Возможно, если бы профессору позволили завершить исследование луча, это привело бы к полезным для человечества результатам. Но вышестоящие органы, далекие от науки, распорядились по-другому, и ничего хорошего из этого не вышло. В жизни часто так бывает, что малообразованные, безответственные люди, стоящие у власти, принимают ошибочные решения, приводящие к трагическим последствиям.

О страшных событиях, которые произошли в Москве после Взрыва, рассказывает в романе «Кысь» Т. Толстая. После этого события прошло больше двухсот лет, и Москвы-то как таковой уже нет. И людей настоящих мало осталось, все больше мутанты. Те, кто уцелел после взрыва, превратились в долгожителей. Люди деградировали, книг не читают. Ходит слух, что книги пропитаны радиацией, и от них болезнь может приключиться с человеком. Их изымают у владельцев, только Главный Санитар собирает в своем доме большую библиотеку.

Т. Толстая отразила в романе неизбежную гибель цивилизации. Когда общество достигает высокого уровня и утрачивает духовность, происходят какие-то катастрофы. Так погибли Содом и Гоморра, Римская империя, разграбленная варварами. В этом романе пресытившееся общество было уничтожено Взрывом. Одна из героинь сказала, что кто-то доигрался и рвануло. Люди утратили технические достижения и вернулись в первобытное состояние.

Оба примера подтверждают, что шутки с техническими изобретениями плохи. Научный прогресс, который призван служить человечеству, в некоторых случаях приводит к прямо противоположным результатам. Оказавшись в руках непосвященных людей, достижения науки и техники приводят к катастрофам вселенского масштаба.

Аргументы по направлению »Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?’ находятся в разделе «Банк аргументов», в который можно перейти по ссылке  https://literoved.ru/bank-argumentov

  • Можжевеловое дерево сказка братьев гримм
  • Можете как пишется правильно можете или можите
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе сочинение вельд
  • Можешь как пишется с мягким знаком или нет
  • Можете забрать как пишется