Можно ли брать зарубежную литературу в итоговом сочинении

Многомудрый Литрекон часто получал вопросы от своих читателей и понял, что нужно написать ответы для всех учеников, ведь есть темы, волнующие абсолютно каждого выпускника. Для удобства пользуйтесь этой памяткой, чтобы просветить одноклассников и даже учителей.

Содержание:

  • 1 Можно ли приводить два аргумента из одной книги?
  • 2 Можно ли приводить аргументы из зарубежной или современной литературы?
  • 3 В каком жанре нужно написать итоговое сочинение?
  • 4 Что нужно сделать, чтобы получить зачет? Каков минимум?
  • 5 Чем можно пользоваться во время экзамена?

Можно ли приводить два аргумента из одной книги?

Да, можно. Об этом написано на сайте ФИПИ. Никаких отговорок типа «эксперты разные бывают» слушать не надо. Если оба аргумента разные, например, две совершенно разные ситуации из «Войны и мира», и они раскрывают поставленную тему, то оба зачтутся. Никаких баллов за один источник аргументации вычитать не будут.

Подтверждение этому Вы можете найти в критериях оценивания ИС.

Можно ли приводить аргументы из зарубежной или современной литературы?

Да, можно. На сайте ФИПИ написано, что подразумевается под «литературным материалом»:

Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

Очевидно, что совершенно не обязательно брать примеры из романов или рассказов. Можно взять за основу статьи из журналов, которые Вы читаете, если, конечно, Вы помните автора, название СМИ и статьи, номер выпуска. Также можно привести аргумент из современных или зарубежных книг, которые Вам известны. Но не забывайте о том, что все примеры должны соответствовать теме.

В каком жанре нужно написать итоговое сочинение?

В формате сочинения-рассуждения по четко обозначенной структуре. Ваши нововведения могут сыграть злую шутку, ибо новаторство приветствуется в творчестве, а не в экзаменационных работах такого типа. Чтобы не сетовать на ограниченность проверяющих на пересдаче, лучше сразу учитесь писать итоговое сочинение по шаблону.

Примеры ИС Вы можете найти здесь и здесь.

Что нужно сделать, чтобы получить зачет? Каков минимум?

Сочинение, претендующие на зачет, должно отвечать четырем самым главным требованиям:

  1. Соответствие теме. Вы должны писать только о том, что обозначено в теме, и дать четкий аргументированный ответ на поставленный вопрос.
  2. Аргументация. Нужно привести два аргумента, которые соответствуют теме и раскрывают ее. Книги могут быть не только из школьной программы.
  3. Объем — более 250 слов. 
  4. Работа должна быть самостоятельной, то есть Вы не можете списать ее с интернета. Некоторые работы проверяются на антиплагиате.

Чем можно пользоваться во время экзамена?

Книги, на которые Вы ссылаетесь, использовать нельзя, как и различные гаджеты. За это Вас могут выгнать из аудитории, и пересдавать придется в феврале или мае. Экзамен рассчитан на Вашу память и умение рассуждать, поэтому нет смысла давать такие подсказки.

Все, что учителя имеют право разрешить — это орфографический словарь. Его должны выдать сами преподаватели, так что свой из дома принести не получится. 

В начале декабря одиннацатиклассники в обязательном порядке пишут итоговое сочинение (ИС). Сдача этого «предэкзамена» даёт допуск к ЕГЭ. А ещё, получив высокую оценку (9–10), можно претендовать на дополнительные баллы при поступлении в вуз. Чаще всего бонусы за ИС дают на профильных направлениях: PR, журналистика, филология. Но иногда поощряют и технарей, это надо уточнять в конкретном вузе. Поскольку каждый балл может оказаться решающим, есть смысл подготовиться к сочинению. Как получить максимум эффекта при минимуме усилий и на что влияют изменения в итоговом сочинении 2022/2023 учебного года, редакция Synergy Times разбиралась вместе с преподавателем русского языка онлайн-школы «Синергия» Татьяной Майской.

Что нового в итоговом сочинении 2022/2023

Требования и критерии оценки итогового сочинения

Как готовиться к итоговому сочинению, чтобы получить высокую оценку

Как пройдёт итоговое сочинение

Что нового в итоговом сочинении 2022/2023

Изменения коснулись оргчасти:

  • Новых тем сочинений в этом году не будет. Банк заданий сформировали из 1,5 тысячи тем прошлых лет. Для школьников это плюс: можно найти темы в интернете и потренироваться писать сочинение. Есть вероятность, что на ИС попадётся такая же или похожая тема.
  • Тематические направления заменили разделами и предложили шесть тем на выбор. Раньше в начале учебного года школьники получали пять направлений, в каждом из них предлагалось по одной теме. На этот раз опубликованы три раздела, на каждый из них предложат по две темы — всего шесть. Из них надо выбрать одну. Это плюс: чем больше выбор, тем выше шанс, что попадётся подходящая тема.

В этом году Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) предложил следующие разделы и подразделы (не темы!):

  • Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека:

    — Внутренний мир человека и его личностные качества.

    — Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

    — Познание человеком самого себя.

    — Свобода человека и её ограничения.

  • Семья, общество, Отечество в жизни человека:

    — Семья, род; семейные ценности и традиции.

    — Человек и общество.

    — Родина, государство, гражданская позиция человека.

  • Природа и культура в жизни человека:

    — Природа и человек.

    — Наука и человек.

    — Искусство и человек.

В материалах ФИПИ есть пояснения к разделам. С ними стоит ознакомиться, чтобы понять спектр возможных тем для рассуждения. Например, тема первого раздела может звучать так: «Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?»

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: как избежать типичных ошибок и получить 100 баллов

Читать подробнее

Требования и критерии оценки итогового сочинения

Два главных требования:

  • объём сочинения — минимум 250 слов (включая служебные части речи);
  • оригинальность текста.

Правила строгие: работу аннулируют, если в тексте будет 249 слов или при проверке на плагиат вас уличат в списывании (это не относится к оформленным цитатам).

Два основных критерия оценки (если их не соблюсти, работу не зачтут):

№1 — соответствие текста теме;

№2 — привлечение литературного материала (ваша позиция по поднятому вопросу должна быть подкреплена примерами из литературы).

Остальные критерии оценивания (достаточно соблюдения одного из них):

№3 — композиция и логика рассуждения (нужно выдержать баланс между тезисами и доказательствами, а также не забыть про вступление и заключение);

№4 — качество письменной речи (точность выражения мыслей, разнообразие лексики, соблюдение речевых норм);

№5 — грамотность (орфография, пунктуация, грамматика).

Итак, чтобы получить зачёт (минимум, который даст допуск к ЕГЭ), нужно выполнить главные требования, получить плюсик по двум основным критериям и по любому из критериев 3–5.

Чтобы получить высший балл, нужно написать сочинение, соответствующее всем критериям. Суммарно можно набрать 20 баллов, которые потом переведут в оценку по 10-балльной шкале.

Онлайн-школа

Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Узнать подробнее

Как готовиться к итоговому сочинению, чтобы получить высокую оценку

Главный совет — при подготовке не ориентируйтесь на сочинения из интернета. Не факт, что они качественные. Лучше обратитесь к учителям или репетиторам. Они профессионально оценят, как вы формулируете свою позицию, как подбираете к ней литературный материал и выстраиваете логику рассуждения.

Во время подготовки пользуйтесь лайфхаками:

  • Выберите для аргументации произведения, которые вы уже читали и любите.

    Можно использовать почти любой литературный материал: отечественные и зарубежные мемуары, нон-фикшн, публицистику, научпоп, поэзию, художественную литературу. Подойдёт практически всё — от ужасов Стивена Кинга до летописей Древней Руси. Нельзя использовать только малые фольклорные жанры (потешки, заклички, загадки) и комиксы.

    Например, в рассуждении о счастье можно равноправно вспомнить гончаровского Обломова, который рад, что Ольга вышла замуж за Штольца (счастье, вызванное благополучием любимых людей), или научно-популярные тексты физиолога Вячеслава Дубынина, где он рассказывает о работе гормонов дофамина и серотонина. Главное, чтобы пример был в тему.

  • Выберите для подготовки два раздела. Выучить всё — нереально, сосредоточиться только на одном — опасно (могут достаться неудачные темы). Посмотрите, какие темы прошлых лет соответствуют выбранным разделам, составьте список подходящих произведений и повторяйте их.
  • Определитесь с композицией текста. Вступление и заключение всегда на своих местах, но основное содержание может быть разным. Например, вы можете добавить несколько тезисов и доказательств.

Потренируйтесь писать сочинения, соблюдая следующие правила:

  • Пишите в тексте не меньше рекомендованных ФИПИ 350 слов. Так вы подстрахуете себя по объёму сочинения и сможете полноценно раскрыть тему (с помощью минимума из 250 слов это сделать крайне сложно, если только вы не Чехов).
  • Выберите минимум два литературных произведения для аргументации своей позиции. При этом нужно, чтобы они были сопоставимы: стихи — к стихам, научпоп — к научпопу. Если вы плохо запомнили один из источников, второй может вас выручить.
  • Проверяйте написание слов по орфографическому словарю. На итоговом сочинении разрешено им пользоваться.

ЕГЭ по математике: как готовиться и когда начинать, чтобы получить 100 баллов

Читать подробнее

Как пройдёт итоговое сочинение

Основная дата итогового сочинения — 7 декабря 2022 года. Мероприятие начнётся в 10:00 по местному времени. Если опоздаете, вас пустят, но вы пропустите инструктаж, и останется меньше времени на работу.

Непосредственно перед сочинением вы получите шесть тем. Нужно будет выбрать одну. На написание дадут 3 часа 55 минут — больше, чем на ЕГЭ. Поэтому можно будет писать спокойно и сосредоточенно.

Можно воспринимать мероприятие как репетицию ЕГЭ: за каждым участником так же будет закреплено место, в аудиторию разрешат пронести чёрную гелевую ручку, паспорт, очки. В отличие от ЕГЭ можно взять словарь.

Онлайн-школа

Подготовься к ЕГЭ под руководством педагогов и наставников

Педагоги и эксперты ЕГЭ системно преподают все нужные темы и учат выполнять задания независимо от их формулировки и формата, ориентируясь на актуальные материалы и варианты ФИПИ. Ученика поддерживают наставники, психологи и тьюторы.

Узнать подробнее

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Можно ли на егэ в сочинении приводить в пример американские произведения?

6 ответов:



2



0

На ЕГЭ у школьников возникает дилемма. Все таки итоговое сочинение, но можно ли брать зарубежные произведения? Ответом будет, да. Но здесь стоит помнить, что присказки, легенды и сказки не подойдут в данную категорию. Нужны серьезные произведения, которые будут оцениваться наравне с русскими классиками. Таким как Толстой или Пушкин. Также стоит отказаться от мало известных. В противном случае это могут расценивать как выдумку и придется доказывать обратное.



1



0

В ЕГЭ по русскому языку не оговаривается, какую литературу ребенок может использовать. Значит, он может брать пример из русской и зарубежной художественной литературы, из научных трудов (вплоть до школьных учебников), из публицистики. Даже если вы прочитали статью в интернете, запомнили ее заголовок и автора, то можете привести пример в сочинении из нее. Никто за это снижать баллы не будет, хотя сами эксперты могли и не читать данной статьи. По поводу фольклора. Примеры приводить можно, только обязательно указывать жанр и национальность. Например, в русской народной сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» рассказывается… В качестве литературного аргумента можно даже приводить пословицы и поговорки.



0



0

Конечно можно!

Любая литература, которая нравится годится в пример, главное чтобы это не был фольклор и какие-либо простенькие русские сказочки.



0



0

Я бы не стала рисковать. Проверяющие могли этого не читать, и будут проблемы с оценкой. А случаи бывают самые дикие, я встречалась с тем, что оценку по литературе занизили оттого, что проверяющая сочла, что Чехов не писал повести Мужики, о чем упомянул начитанный ученик. И именно оттого, что ученик якобы нафантазировал и приписал писателю то, что он не писал.



0



0

Можно приводить в пример любые произведения, в том числе и американские. Вот только я бы не стала брать для этого совсем не известные произведения. Ведь проверять работу будут обычные люди, которые не могут знать все произведения в мире. Если же речь идет о классике, то ее использовать можно, причем как нашу, так и зарубежную.



0



0

Вообще-то нежелательно. Одно дело, если вы Драйзера приведете в качестве примера или Фитцджеральда, то это вполне допустимо, а вот если кого-нибудь из современных и малоизвестных, то вряд-ли… Так что опирайтесь на классиков.

Читайте также

Свое сочинение можете начать так:

Книга — это потрясающий способ получить знания. Сейчас выпущено много книг, и каждая из них является кладовой информации. В книгах мы находим информацию о том, что необходимо в нашей жизни.

Далее приведите пример какой-нибудь книги. Например: Сегодня мне нужно было узнать то-то и то-то, я открыл энциклопедию и все в ней нашел.

Люди из поколения в поколение передают свои знания с помощью книг. Но сейчас наиболее популярны электронные книги, а также люди предпочитают получать информацию через интернет. Это удобно, быстро, бесплатно. Есть даже интернет-энциклопедии, например Википедия.

Гроза, которую имел в виду Островский, и которая, между прочим, так и не произошла в пьесе — это символ новой жизни, символ перемен. Она должна была смыть всю грязь, всю затхлость устоявшейся веками патриархальной жизни провинциального города.

То, что гроза так и не произошла, говорит, по Островскому, о том, что, несмотря на то, что время для перемен пришло, не хватает еще какого-то толчка или стимула.

Город затаился, предчувствуя грозу, но все, что они могут — это пассивно ждать. Вполне возможно, что она и вовсе не разразится, а пройдет мимо или разразится тогда, когда ее будут ждать менее всего.

Надо вспомнить, в каких произведениях говорится о дружбе. Например, Л.Н.Толстой «Война и мир». В романе рассказывается о дружбе Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их дружба была основана на общности взглядов и интересов, поэтому они пронесли ее через всю жизнь. Еще примером дружбы могут послужить взаимоотношения Ильи Обломова и Андрея Штольца (роман Гончарова «Обломов»). Это абсолютно разные люди, но их связывает дружба, зародившаяся еще в детстве. Надо рассказать, как Штольц помогал Обломову, выручал его, а потом и воспитывал его сына.

Рискну ответить, хотя не совсем поняла вопрос. Предположим, что речь идет об экзамене по русскому языку и проблема в тексте — прекрасное мгновение в жизни человека. Так и пишем: в предложенном для анализа тексте автор задается вопросом: когда человеку хочется остановить мгновение. Далее написать, какие примеры приводит автор в своем тексте, на какие дни, часы, минуты своей жизни он обращает внимание, хочет запомнить их навсегда (это будет комментарий). Написать: автор считает, остановить моменты в своей жизни хочется, когда… (он находится со своими родными, когда рядом любимый человек, когда его понимают и т.д. в зависимости от текста). Потом привести аргумент из литературы (например, первый бал Наташи Ростовой из «Войны и мира» Л.Толстого) и аргумент из жизни (победа в каком-нибудь конкурсе или что-то другое). В заключение сделать вывод о том, какие моменты запоминаются навсегда и хочется их продлить. Примерно так.

Карамзин не зря назвал свою повесть «Бедная Лиза». В этом названии он подчеркивал не материальное положение девушки, а свое к ней отношение, отношение к ее несчастной судьбе.

Лиза — необычный образ для литературы того времени. Она молода и красива, она чувственна и умеет любить верно и преданно, всем сердцем, отдавая свою душу любимому. При этом она из простого сословия, ее отец был зажиточный поселянин, но по сути крестьянин. И то, что автор наделил девушку низшего сословия столькими положительными качествами делает этот образ уникальным.

Лиза с 15 лет оставшись без отца трогательно заботится о стареющей матери, держит на себе все хозяйство. Встретив молодого красавца она влюбляется без памяти, и хотя повторяет себе, что она крестьянка, а он барин, не может удержаться от мысли, что станет его супругой.

Эта наивность Лизы делает ее в глазах Эраста еще прекрасней и он поддерживает в девушке ее мечтания.

Но нежданный крах, предательство, которое совершил ее милый, глубоко ранят Лизу, она теряет смысл существования, она просто не знает зачем ей теперь жить, и совершает наверное все-таки глупость, под влиянием сильнейшего нервного переживания.

Образ Лизы сентиментален, наивен, искренен и вместе с тем почти идеален. Это замечательная героиня для сентиментальной повести.

Литературный аргумент — это, пожалуй, самый основной и обязательный критерий. Потому что если ваш текст написан без опоры на литературное произведение, то «зачета» не видать, какие бы красивые слова и образы вы не подобрали.

Вот только знать содержание произведения мало, его нужно ещё и грамотно вписать в тект. А для этого тоже есть свои правила.

1669995256.jpg

Микровывод – важная часть аргумента, в которой вы подводите промежуточный итог своим рассуждениям, показываете, как приведённый вами пример связан с темой.

 Например, в сочинении на ту же тему «Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?» (о которой мы говорили в предыдущем материале) литературный аргумент может выглядеть так:

Вспоминается роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей Болконский мечтает о блестящей военной карьере и славе. Он холоден со своей беременной женой, груб и резок, когда видит её слёзы, и без сожалений прощается с ней, уезжая на войну. Лишь получив тяжелое ранение, лёжа под небом Аустерлица, герой понимает, что его убеждения были ложными, а мечты ничтожны по сравнению с вечным и бесконечным небом. Князь Андрей осознаёт, что карьера не главное в жизни, и позже возвращается домой и старается больше времени уделять семье. Этот пример показывает, что человек, совершивший ошибку в силу ложных убеждений, может отказаться от них и изменить свою жизнь.

Помните: чтобы аргумент был засчитан, в нём не должно быть грубых фактических ошибок, искажения содержания произведения или авторской позиции!

Нельзя, например, приводить в качестве примера жестокого обращения с животными рассказ И.С. Тургенева «Муму». Он не о животных, а о крепостном праве и его губительном влиянии на человека. Поэтому пишите только то, в чём совершенно уверены.

Сколько литературных аргументов использовать? 

Эксперт по проверке итогового сочинения Мария Французова рекомендует писать два – для подстраховки. Если один окажется неудачным и не будет зачтён, второй может вас выручить. Если один аргумент не позволит набрать необходимый объём работы, второй придётся как нельзя кстати.

Можно ли для аргументации использовать одно и то же произведение? 

Да, можно. В задании сказано: «Достаточно опоры на один текст».

Можно ли приводить аргументы не из литературы, а из других искусств, истории и жизненного опыта? 

Можно. Но один из аргументов обязательно должен быть литературным, иначе вы получите «незачёт» по одному из двух главных критериев и за работу в целом.

Нельзя использовать в качестве аргументов малые жанры фольклора: анекдоты, пословицы, поговорки, частушки.

Не подойдут и популярные среди молодёжи визуальные романы, комиксы, манги, так как это пересечение литературы и визуального искусства, а мы пишем итоговое сочинение по литературе.

  • Можно ли брать два аргумента из одного произведения итоговое сочинение
  • Может ли один человек противостоять окружающему обществу сочинение горе от ума
  • Можно ли жить без цели сочинение по литературе обломов
  • Можно итак сказать как пишется
  • Может ли один человек поменять ход истории итоговое сочинение