Можно ли читать краткое содержание для итогового сочинения

Обновлено: 11.01.2023

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:»ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

1. Чревоугодие: пересказ вместо аргументации

Подмена аргумента пересказом — одна из самых популярных ошибок школьников.

Итоговое сочинение — это рассуждение, поэтому примеры, которые вы приводите, должны подкреплять ваш тезис или развивать мысль. Вы не соревнуетесь в способности запоминать произведения школьной программы. Нужно показать, что вы умеете анализировать прочитанное, встраивать его в свой опыт и своё высказывание.

Кажется, никто не заметит подмены. Но проверяющий видит, что в сочинении больше пересказа, чем рассуждения, и никакой связи между тезисом и примером нет. Выглядит это так же комично, как бургер на картинке. За лишними деталями теряется мысль, и без склеивающих текст комментариев всё рассыпается на части.

2. Зависть: чужие мысли вместо своих

Проблема в том, что конкретные темы вы получите на самом экзамене, и чтобы ваш текст соответствовал им, любые заготовки придётся дополнять и перерабатывать. Но вместо этого кто-то вразброс соединяет фрагменты чужих сочинений, а кто-то пытается передать то же содержание своими словами. Ничего хорошего из этого не выходит.

В-третьих, обращение к банку литературных аргументов может обернуться множеством фактическим ошибок. В попытке перефразировать чужой пример, ученики путают персонажей, выбирают неточные понятия и искажают смысл. Поэтому не стоит писать о текстах, которые вы сами не читали. Не нравятся объёмные произведения — воспользуйтесь нашим списком коротких рассказов и повестей.

3. Уныние: несвязный и запутанный текст

Несвязный и запутанный текст — проблема, свойственная большинству сочинений. Чтобы избежать этого, нужно сначала составить подробный план будущего рассуждения: наметить главную мысль и способы её доказательства, продумать структуру и содержание. К сожалению, школьники редко начинают работу таким образом.

При таком подходе возникают логические ошибки. Ученики выдвигают несколько противоречащих друг другу тезисов, перескакивают с одной мысли на другую, а к заключению вообще забывают, о чём говорили в начале. Создается ощущение, что это обрывки разных текстов, которые случайно перепутали между собой.

4. Словоблудие: клише и повторы

Если подготовка сводится к заучиванию шаблонов и клише, на выходе получается псевдотекст — компиляция общих и потому бессмысленных фраз.

Использовать клише плохо не только с точки зрения качества речи. Этот критерий всё равно не влияет на зачёт всей работы. Проблема в том, что бедность речи часто связана с бедностью мысли.

5. Алчность: некачественные аргументы

Многие считают, что зачёт ставят только за два примера из литературы. Это миф. Школьники путают итоговое сочинение с сочинением на ЕГЭ и смешивают критерии оценивания этих работ.

В действительности гораздо важнее продемонстрировать глубину раскрытия темы. Для этого достаточно обратиться к одному произведению: проанализировать его и в сочинении показать, как на разных уровнях доказывается обозначенный тезис. Если используется ещё один текст, примеры стоит сопоставить. Это не всем под силу — обычно аргументы существуют отдельно друг от друга, не углубляют и не развивают мысль.

Пеппи Длинныйчулок проверяет, любите ли вы удваивать согласные

Погоня за количеством сказывается на качестве. За отведённое время сложно осмыслить несколько произведений в ракурсе выбранной темы. Поэтому часто школьники просто пересказывают отдельные эпизоды и добавляют общие фразы. За это можно получить зачет, но десять баллов при поступлении вы не наберёте.

Бывает и так, что ученики, стремясь впечатлить своим литературным кругозором, ограничиваются упоминанием различных произведений. Однако перечисления авторов и названий книг недостаточно. Чтобы аргумент засчитали, нужен полноценный анализ.

6. Гордыня: невнимательная проверка

Так происходит ещё и потому, что за несколько часов работы создаётся ощущение знания текста. Кажется, что вы уже всё видели и проверили. Это не так. Не зря даже опытные авторы устраивают небольшой перерыв перед тем, как садятся редактировать написанное.

Но вместо того, чтобы немного отдохнуть и перепроверить свою работу, ученики стремятся скорее сдать её и покинуть аудиторию. А потом расстраиваются: обидно терять баллы из-за нелепых ошибок.

7. Гнев: обвинения вместо действий

Последний в нашем списке грех — гнев. Эту ошибку ученики допускают ещё на этапе подготовки.

И когда наступает время писать итоговое сочинение, школьники злятся. С них спрашивают то, чему не учили. Поэтому они ждут, пока им расскажут о критериях и покажут, как и о чём писать; откладывают подготовку вместо того, чтобы готовиться самостоятельно. И в плохом результате обвиняют всех, кроме себя.

Не злитесь: это не конструктивно. Перекладывая на школу ответственность за свой успех, вы теряете контроль и начинаете плыть по течению. Но оно не принесёт вас к берегу хороших баллов, и вы только впустую потратите время.

7 популярных ошибок на итоговом сочинении

1. Пересказывать примеры из литературы, никак не комментируя их.

2. Использовать заготовки к открытым тематическим направлениям.

3. Приступать к написанию текста, не составив план. Нет, вступление-основная часть и заключение — это не план.

4. Строить сочинение с опорой на шаблоны и клише.

5. Ориентироваться на количество аргументов, а не их качество.

6. Довольствоваться беглой проверкой текста.

7. Перекладывать ответственность за результат на школу.

Сочинение — это не только допуск к экзаменам, но и возможность получить дополнительные баллы при поступлении. Не упускайте её.

О том, как избежать популярных ошибок, мы расскажем на бесплатном мастер-классе. Его проведёт Наталья Мусина — преподаватель с 12-летним стажем и действующий член комиссии по проверке итогового сочинения. Чтобы поучаствовать, регистрируйтесь и приходите на встречу в это воскресенье, 26 ноября.

Рассказывает о подготовке к декабрьской работе Ирина Плетцер, учитель русского языка и литературы гимназии №56

Просмотры

Чтобы вы потратили следующие месяцы с пользой, мы поговорили с учительницей русского языка и литературы Академической гимназии №56, федеральным экспертом ЕГЭ по литературе Ириной Дмитриевной Плетцер, которая дала несколько практических советов, на что обращать внимание при подготовке и написании сочинения:

«Меня смущают такие рекомендации, как прочитать короткие рассказы по одному из выбранных направлений и на основе их содержания написать текст 250-300 слов. Выпускное сочинение позволяет самостоятельно сформулировать проблему, над которой хочется размышлять, дать свой ответ на заявленный вопрос. Ведь многие выпускники раньше жаловались на то, что сочинения в рамках единого экзамена по русскому языку, истории, литературе или обществознанию строго регламентированы, должны быть написаны в соответствии с критериями каждого предмета, они проверяют только знания учеников, но не дают возможности проявить собственную неординарность, выразить личное мнение.

А вот в требованиях к выпускному сочинению как раз говорится о том, что в первую очередь эта работа должна быть самостоятельной. Ребята могут выбрать не только одну из пяти тем, но и те литературные произведения, которые повлияли на их точку зрения по заявленной теме, причём это могут быть как произведения отечественной или зарубежной классики, так и книги современных авторов. Именно в итоговом сочинении можно высказать своё отношение к прочитанному, анализируя, а, не просто пересказывая содержание в заданном направлении размышлений.
По своей форме итоговое сочинение – это классическое школьное сочинение по литературе, которое ученики учатся писать на протяжении всего обучения. Поэтому и рекомендации по его написанию традиционные. Тем не менее, необходимо помнить, что проверять его будут по пяти критериям.

Поэтому следует внимательно прочитать темы и выбрать ту, которая кажется вам наиболее понятной конкретной и близкой. Чтобы разобраться в её формулировке, выделите ключевые слова, определите ключевые понятия, обдумайте их содержание. Часто тема бывает сформулирована в виде вопроса, например: всегда ли цель оправдывает средства? Тогда дайте свой вариант ответа на этот вопрос. Это будет основная мысль вашего будущего сочинения. Если же тема задана в виде суждения, нужно переформулировать её в вопросительное предложение и тоже самостоятельно найти ответ на вопрос.

При этом необязательно брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух и даже одного. Если вы мало читаете, советую обратиться к классическим произведениям русских писателей, изучаемых в средней школе. Ведь мы их читаем и перечитываем именно потому, что в них ищем ответы на вечные вопросы, волнующие многие поколения. Чтобы накопить к выпускному сочинению собственную базу литературных аргументов, своим ученикам я предлагаю писать сочинения по завершении изучения творчества определённого писателя именно в формате итогового сочинения по литературе.

Помните, чтобы получить зачёт по первому критерию, ученик должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой и т.п.). Чтобы не отклониться от заданной темой, проверяйте себя, делайте микровыводы после каждого аргумента, чтобы подтвердить свою точку зрения, включая в них ключевые слова из формулировки темы.

Итак, композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и вывод. Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения, к ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, размышления пишущего по поводу этих понятий, мнение учащегося, связанное с темой сочинения.

Для нынешнего выпускного сочинения лучше всего подойдёт аналитическое вступление (4-5 предложений, не больше). Но можно пойти более простым путём и написать вступление – определение. Для этого выбрать одно ёмкое слово-понятие, отражающее тему сочинения, и дать его лексическое значение, а потом прокомментировать его, объясняя, что для вас значит это понятие.

Основная часть – это тезис и аргументы из литературных произведений, которые выбраны вами для подтверждения вашего мнения. Тезис следует формулировать чётко и ясно: это идея вашего сочинения. Тезис представляет собой прямой ответ на вопрос, содержащийся в теме сочинения. Ещё раз напоминаю: в основной части содержится анализ литературного текста в контексте заявленной темы. Главное, нужен не пересказ содержания, а размышления по поводу прочитанного в заданном вами же самими направлении анализа. Разумеется, очень украшают вашу работу стихотворные цитаты, выученные наизусть и прокомментированные.

В заключении подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить главные мысли из основной части, но только другими словами. Ещё раз нужно подчеркнуть личное отношение к заявленной проблеме. Можно упомянуть о её актуальности или непреходящей ценности. Заключение должно быть органично связано со вступлением.

Чтобы избежать логических ошибок в сочинении, внимательно проверьте черновик. Перечитайте первые предложения каждого абзаца вашей работы. У вас должен получиться связный микротекст. Если же предложения не связаны между собой, значит, в сочинении нарушена связь между смысловыми частями. Обратите внимание на формальные средства связи предложений в тексте: вводные слова, синонимические замены, лексический повтор, синтаксический параллелизм.

Следующие критерии предполагают проверку речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком и грамотность.

О том, как готовится к заданию № 1 (чтению вслух), я рассказывала статье «Месяц до итогового собеседования. Готовимся к чтению текста». Сегодня предлагаю материалы для подготовки к пересказу. Их может использовать как сам девятиклассник, так и учителя-словесники на своих уроках и факультативах.

Номер задания в итоговом собеседовании — 2.

Вид работы — пересказ с привлечением дополнительной информации.

Текст — научно-публицистический, рассказ о выдающемся деятеле науки, техники, культуры, искусства, спорта и др.

Объём текста — 160 – 200 слов.

Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания

  1. Сохранение при пересказе микротем текста (П1):
  • 2 балла — все основные микротемы исходного текста сохранены;
  • 1 балл — упущена или добавлена одна микротема;
  • 0 баллов — упущены или добавлены две и более микротем.

2. Соблюдение фактологической точности при пересказе (П2):

  • 1 балл — фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет;
  • 0 баллов — допущены фактические ошибки (одна или более).

3. Работа с высказыванием (П3):

  • 1 балл — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично;
  • 0 баллов — приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.

4. Способы цитирования (П4):

  • 1 балл —ошибок нет;
  • 0 баллов — допущены ошибки при цитировании (одна или более).

Максимальное количество баллов — 5.

Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл.

Критерии оценивания правильности речи

  1. Соблюдение грамматических норм (Г):
  • 1 балл — грамматических ошибок нет;
  • 0 баллов — допущены грамматические ошибки (одна или более).

2. Соблюдение орфоэпических норм (О):

  • 1 балл — орфоэпических ошибок нет, или допущена 1 орфоэпическая ошибка (исключая слово в тексте с поставленным ударением);
  • 0 баллов — допущены 2 и более орфоэпических ошибок.

3. Соблюдение речевых норм (Р):

  • 1 балл — речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок;
  • 0 баллов — допущены речевые ошибки (четыре или более).

4. Искажение слов (ИСК):

  • 1 балл — искажений нет;
  • 0 баллов — допущены искажения слов (одно и более).

Максимальное количество баллов (за задания 1 и 2) — 4.

Порядок процедуры пересказа

  1. Учитель-собеседник предлагает ученику ознакомиться с текстом.
  2. Ученик работает с текстом (читает его про себя). В это время ученик готовится не только к чтению, но и к пересказу: делает пометки в тексте (подчёркивает ключевые слова). Время — до 2-х минут.
  3. По истечении времени учитель-собеседник спрашивает ученика

о готовности читать вслух.

4. Ученик читает текст вслух. Время чтения — до 2-х минут.

5. Учитель-собеседник переключает ученика на подготовку к пересказу.

6. Ученик готовится к пересказу: делает выписки из текста, читает цитату и определяет её место в тексте, продумывает способ включения цитаты в пересказ. Время — до 2-х минут.

7. Учитель-собеседник забирает у ученика текст. Цитатой пользоваться можно.

8. Ученик пересказывает текст. Время — до 3-х минут.

Важно! Во время пересказа никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за пересказ сразу НЕ озвучиваются.

Чек-лист. Подготовка к пересказу

  1. При подготовке к первому заданию ИС (чтению вслух) прочитайте текст про себя.
  2. Запомните главные мысли, подчеркните ключевые слова.
  3. При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный учителем-собеседником, подчёркнутые ранее ключевые слова. (См. памятку 1).
  4. Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. (См. памятку 2). Держите это в голове при пересказе.

5. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.

6. Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит

по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.

7. Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ. (См. памятку 3).

8. Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.

Памятка 1. Как делать записи во время подготовки к пересказу?

  1. Во время подготовки к чтению вы уже подчеркнули ключевые слова, поэтому сразу, как только учитель-собеседник засёк время, начинайте выписывать их на бланк.
  2. Будет лучше, если одной рукой вы будете указывать себе в тексте на подчёркнутые слова, а второй их записывать. Так вам не придётся искать слова глазами и тратить на это время.
  3. Используйте сокращения, но учтите, что они должны быть понятны вам.
  4. Не надо выписывать вводные слова, союзы, частицы. Не обязательно ставить знаки препинания (это ЧЕРНОВИК, который никто, кроме вас, не увидит).
  5. Числительные записывайте цифрами, без вспомогательных слов. (Например, 1993 вместо 1993 год).
  6. Не тратьте время и не выписывайте фамилию, имя и отчество самого героя текста: их можно прочитать в пояснении к цитате.
  7. Лучше каждую запись начинать с новой строчки, чтобы при пересказе вы не терялись в словах, написанных сплошным текстом.
  8. Постарайтесь выписать ключевые слова из каждого абзаца, не зацикливайтесь на начале текста, иначе у вас не хватит времени на последнюю часть и при пересказе вы можете не вспомнить, о чём там шла речь.
  9. Обязательно в записях сделайте пометку, где будете вставлять цитату.

Памятка 2. Примерная структура текста

Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).

  1. Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
  2. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
  3. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
  4. Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.

Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ

1. Прямое цитирование (дословная передача слов)

Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):

2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений)

При косвенном цитировании личные местоимения 1 лица следует заменять на 3 лицо или на существительное.

Граф Александр Фёдорович Орлов говорил, что он не мог не ценить

в Аврааме Сергеевиче Норове высокие нравственные качества.

3. Цитирование при помощи вводных слов

  • По словам ФИО, цитата.
  • Как говорил ФИО, цитата.

В этом случае также следует заменять местоимения 1 лица на 3-е лицо.

По словам Константина Алексеевича Коровина, его картины — это он, его пение жизни, его радость.

Советы

Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок!

Другие материалы для подготовки к итоговому собеседованию читайте здесь:

Читайте также:

      

  • Сочинение на тему аниме великий из бродячих псов
  •   

  • Легенды и предания моей семьи сочинение
  •   

  • Проблемы экологического воспитания и образования сочинение
  •   

  • Сочинение человек и революция
  •   

  • Сочинение человек бессмертен благодаря познанию

На каждом занятии я слышу удивительные вводные от учеников: «нельзя брать зарубежную литературу», «поэзию не берите», «ошибётесь в имени героя — получите незачёт», «надо два произведения, Карл! Два!». В этой колонке мы разберём основные заблуждения об итоговом сочинении. Для удобства мы их выделили тёмно-синим цветом.

1. Учителя воспитывают из всех
литературоведов

«Зачем
моему ребёнку писать сочинение по
литературе, если он поступает в технический
вуз?» — задаются вопросом родители
будущих инженеров и программистов. Почитаем
аннотацию к сочинению на сайте Федерального института педагогических
измерений (ФИПИ) — разработчика всех
контрольно-измерительных материалов:

«Итоговое
сочинение, с одной стороны, носит
надпредметный характер, то есть нацелено
на проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника
рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой
стороны, оно является литературоцентричным,
так как содержит требование построения
аргументации с обязательной опорой на
литературный материал».

А теперь
разберёмся и объясним просто, зачем же нужно сочинение: выпускники
пишут сочинение, чтобы показать, что
они способны мыслить и рассуждать,
защищать свою точку зрения аргументами,
а не топаньем ножки со словами «Я так
хочу!». Этот навык
очень пригодится во взрослой жизни.
Например, чтобы аргументировать в вузе
своё желание быть на паре, а не разбирать
кирпичную стену. Или чтобы объяснить
любимой девушке, что брать графитовую
норковую шубку в кредит — не лучшая
затея. Или чтобы вести интересный диалог
с друзьями, а не обмениваться мемасиками.

Уметь
мыслить логически — полезно. Но зачем
же обязательно опираться на литературу?
Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем
вообще читать книги?

Ответа в
документах ФИПИ мы не найдём, поэтому
поделюсь своими мыслями. Литература
показывает нам опыт поколений, даёт
возможность понять, что мы не первые
испытываем те или иные чувства. Не мы
первые влюблены безответно; не мы первые
расходимся во взглядах с родителями;
не мы первые чувствуем отчаяние; не мы
первые испытываем детский восторг от
первого снега. То есть литература
становится для нас незримым другом,
неосязаемым кладезем ответов на вопросы,
которые нас мучают. Перечитаем «Маленького
принца» Экзюпери и вспомним, что в жизни
важны не цифры (деньги, статистика
лайков), а дружба и любовь. Познакомимся
с романом «Зулейха открывает глаза»
Яхиной и поймём, что человек способен
устоять перед натиском любых невзгод.
Поэтому читать литературу, а не только
постики и новости, невероятно важно для
стабильности нашего состояния. Уметь
сопоставлять эпизод из книги со своей
жизнью — значит развивать своё
аналитическое мышление. А оно нам
пригождается всякий раз, когда мы стоим
перед выбором.

Выпускнику
не нужно уметь делать литературоведческий
анализ — ему нужно уметь мыслить,
выражать свою точку зрения и аргументировать
её.

Как оценивают-то?

Теперь
вчитаемся в критерии оценивания
сочинения. Сначала
эксперты принимают решение, нужно ли
вообще оценивать это сочинение. Для
этого они, во-первых, считают количество
слов: не меньше 250, лучше около 350.
Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли
написано сочинение. Если оба требования
выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно
исследуют по пяти критериям.

2. Не согласишься с высказыванием
— получишь «незачёт»

Первый
критерий — соответствие теме.
Если
ученик заявил тему надежды и отчаяния,
а говорит о гордости и небесных пряниках,
увы, сочинение не зачтут. Но если он не
согласился с предложенным мнением и
аргументировал свою точку зрения, то
всё в порядке.

Например,
в 2018 году в одном из комплектов тем была
такая: «Согласны ли Вы с утверждением
Джека Лондона: „Как легко быть добрым!“?»

Можно не
согласиться с такой формулировкой? Я
думаю, что быть добрым в современном
мире не очень-то легко. Если ты добряк,
каждый норовит ноги вытереть о тебя. С
другой стороны, доброта открывает любые
двери. Не может быть однозначного ответа
на этот вопрос! И тем более, нет
правильного
ответа. Есть мнение конкретного человека.

3. Ученик должен опираться только на русскую литературу

Второй
критерий — аргументация. Привлечение
литературного материала.

Закройте
глаза, сделайте вдох, досчитайте до
десяти, когда вновь услышите, что нужно
брать для аргументации два произведения
из русской классики. Это самый
распространённый миф.

Читаем
методические рекомендации ФИПИ:

«При проверке
итогового сочинения по критерию № 2
„Аргументация. Привлечение литературного
материала“ нужно учитывать следующее.
В соответствии с данным критерием
участник сочинения, приводя примеры из
литературного материала,
имеет право
привлекать не только художественные
произведения, но и дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного
народного творчества (за исключением
малых жанров), другие источники
отечественной или мировой литературы
(достаточно опоры на один текст)».

Взять для
примера «Чайку по имени Джонатан
Ливингстон» Баха? Пожалуйста. Рассмотреть
«Сказку о мёртвой царевне» Пушкина? На
здоровье. Вспомнить песню «Когда мы
были на войне» на стихи Самойлова? Не
проблема.

Сочинение — не проверка на
знание кратких содержаний произведений
школьной программы, а возможность
поделиться мыслями, которые возникли
во время чтения произведения
.

Достаточно
одного литературного произведения.
Усилить свою аргументацию можно примерами
из других видов искусства: театра, кино,
живописи, музыки. Можно привести пример
из истории, биографий великих людей.
Читаем в методичке ФИПИ: «Вуз может
требовать привлечения нескольких
литературных аргументов или опоры не
только на литературный аргумент, но и
на произведения других видов искусства
или на исторические факты. Таким образом,
в итоговом сочинении, кроме литературного
аргумента, могут быть аргументы, связанные
с театром, кино, живописью, историческими
документами (их нужно рассматривать
как органическую часть сочинения)».

В этом
абзаце идёт речь о том, что
некоторые
вузы за итоговое сочинение дают
дополнительные баллы
. Так, Высшая
школа экономики может прибавить до десяти
баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной
комиссии желанного вуза можно выяснить,
какие требования здесь предъявляют к
сочинению, и получить отличную прибавку
к портфолио.

Если же
сочинение не отвечает хотя бы одному
из этих критериев, оно не будет зачтено: «Для
получения оценки „зачёт“ необходимо
иметь положительный результат по трём
критериям (по критериям № 1 и № 2 — в
обязательном порядке), а также „зачёт“
по одному из других критериев».

Посмотрим
на «другие критерии».
Третий
критерий — композиция и логика
рассуждения
.

Логические связи между
тезисом — основной мыслью высказывания
— и аргументами делают нашу речь понятной
и удобной для восприятия. Если логика
нарушена, то такая речь тяжело
воспринимается.

Классический
пример нарушения логики нам подарил
известный политик ещё в 2013 году:
«А
сегодня в завтрашний день не все могут
смотреть. Вернее, смотреть могут не
только лишь все, мало кто может это
делать»
. Если в сочинении зафиксирована
постоянно скачущая блохой мысль, то по
этому критерию, конечно же, «зачёт» мы
не получим.

Кроме того,
важен композиционный баланс. Вступление
и заключение по объёму должны быть
меньше основной части. Если праздные
рассуждения о космических кораблях,
бороздящих просторы Вселенной, занимают
большую часть сочинения, а собственная
точка зрения и её доказательство —
меньшую, то это похоже на пустословие.

Через
сочинение мы стремимся научить подростка
быть ответственным за свои слова.

Четвёртый критерий — качество письменной речи. Мы предполагаем, что к середине одиннадцатого класса ученик может говорить приличным литературным языком. Он использует простые и сложные предложения, избегает просторечия. Если же сочинение насыщено штампами, канцеляризмами и бедно по своему составу, то по этому критерию будет «незачёт».

4. Ошибёшься в имени — получишь «незачёт»

Пятый критерий — грамотность. Если в тексте сочинения есть орфографические (неправильно написано слово: «карова») и пунктуационные (неверно расставлены знаки препинания: мальчик ждущий автобус) ошибки, то их считают. На каждые 20 слов допустима одна ошибка. Представим, что ученик написал сочинение объёмом 400 слов. Делим 400 на 20 — получаем 20. Значит, если в тексте обнаружат 20 ошибок, то по этому критерию он получит «зачёт». Если ученик допустил 21 ошибку — незачёт.

Я неоднократно слышала от своих учеников такую фразу: «Нам сказали, что если мы забудем имя второстепенного героя и назовём его просто „герой“ или напишем другое имя — Роман Раскольников, например, — то всё, „незачёт“».

Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

5. Не выбирай простые произведения!

Иногда школьников упорно просят не выбирать «простые произведения»: рассказы, повести, сказки. Вы же взрослые! Берите аргументы из «Мастера и Маргариты», «Тихого Дона», «Обломова»!

Положа руку на сердце: я сама прониклась любовью к «Обломову» уже после аспирантуры. Ни в школе, ни в университете я не испытывала нежных чувств к этому произведению. И я знаю, почему так. У меня-подростка не было созвучного жизненного опыта. Я не понимала, как человек может сутками лежать на диване, как можно вообще допустить себе такое состояние. Когда же я познала времена личностного кризиса, неудач, провалов, тогда и понимание Обломова пришло.

Поэтому я обращаюсь ко всем, кто пишет сочинение в этом году. Мой друг! Пиши о том, что отзывается в твоём сердце. Лучше ты хорошо проанализируешь басню «Стрекоза и муравей», чем плохо и поверхностно расскажешь о «Войне и мире». Опирайся на народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше».

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

С удовольствием отвечу на вопросы, касающиеся подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, здесь в комментариях или в личной переписке: Instagram.com/leshkreba.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите
Ctrl + Enter.

Текст: Татьяна Шипилова

Школьная программа — это, конечно, хорошо, но иногда хочется и почитать для души, и посмотреть что-нибудь интересное. А если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, так и вообще можно немного расслабиться и на итоговом сочинении просто порассуждать о жизни, вселенной и вообще.

И для этого мы составили для вас список из небольших художественных текстов и фильмов, которые точно не оставят вас равнодушными и подойдут для аргументации по направлениям итогового сочинения 2021 года.

Самое главное, что нужно помнить при написании сочинения:

  • в тексте сочинения обязательно обратиться хотя бы к одному аргументы из художественной литературы;
  • вы имеете право обращаться к одному тексту, если распишете аргументацию на нужное количество слов (250+);
  • вы можете обратиться к двум текстам, если у вас не хватает объема;
  • вы также имеете право в качестве первого аргумента использовать литературное произведение (стихи тоже можно, и стихи песен в том числе), а в качестве второго — кинематографическое;
  • и обращаться можете к любым образцам мирового искусства.

Преступление и наказание — вечная тема

Маленькие рассказы:

Роальд Даль. «Агнец для жертвы» — в современной американской малой прозе все больше происходит уход от дидактизма и приходит мысль о том, что убийцу можно если не оправдать, то хотя бы понять. Или встать на его место. Об этом и последний «Джокер» с Хоакином Фениксом в главной роли, и этот очень маленький рассказ об идеальном убийстве. Предлагаем, если тема позволит, порассуждать на тему того, можно ли оправдать преступление и не получить наказания.

Эдгар Аллан По. «Убийство на улице Морг» — небольшой рассказ от человека, создавшего жанр триллера и детектива. А что, если преступление совершено зловещее и жестокое, но наказывать за него некого? Или виновного можно найти всегда?

Борис Лавренев. «Сорок первый» — мы уже советовали этот рассказ в нашей летней подборке, но он прекрасно подойдет и для итогового сочинения. Судьба двух людей из почти разных вселенных сталкивается, переплетается в тугой узел, который кому-то из них придется обрубить. Преступление это или наказание? И нужно ли было оно вообще?

Фильмы:

«Общество мёртвых поэтов» (1989) — прекрасный фильм с оскароносным Робином Уильямсом будет полезен как школьникам, так и их родителям. Что мы с вами определяем под преступлением? Можно ли отнести к нему несогласие с выбором своего ребенка? И является ли наказанием для родителей последующая судьба разрушенной семьи?

«Желтый платочек счастья» (2008) — трогательная история, которая не оставит никого равнодушным и подойдет еще, конечно, к направлению «Человек путешествующий. Дорога в жизни человека». Случайно совершенное преступление и вечное за него раскаяние – не достаточное ли наказание? И можно ли простить за подобное? Простить и дождаться…

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Маленькие рассказы:

Эрнест Хемингуэй. «Индейский посёлок» — под цивилизацией и технологиями можно понимать не только технический прогресс XXI века, но и элементарные знания в медицине и биологии. Когда сталкиваются прагматизм человека XX века и природные верования индейцев, что оказывается сильнее: наука или приметы, которые, как известно, есть душа природы?

Дэниэл Киз. «Цветы для Элджернона» (рассказ) – для подготовки к итоговому сочинению не обязательно читать одноименный роман, можно ограничиться рассказом. Мы уже советовали этот текст в прошлом году. В этом году он не менее актуален.

Ольга Громыко. «Котик» — технологии двигают человечество вперед, расширяют границы, открывают новые горизонты. Но возможно ли такое, что в самом человеке что-то ломается и он… становится менее человечным, чем созданное им творение. Предлагаем порассуждать на эту тему. Кажется, должно получиться интересно.

Фильмы:

«Бегущий по лезвию» (1982) – советуем именно этот фильм. Если понравится, можно почитать еще повесть «Снятся ли андроидам электроовцы» Филипа Дика, по мотивам которого снял свой фильм почти 40 лет назад Ридли Скотт. И хоть сюжетно фильм и книга отличаются и можно сказать, что это два разных произведения, все же писатель говорил, что режиссер очень четко угадал созданный им мир. Здесь поднимается все та же тема: насколько человек готов оставаться человеком, окружив себя человекоподобными существами? К сожалению, при всей красоте сиквела «Бегущий по лезвию 2049» потерял самое главное – человека, а потому первая часть остается непревзойденной.

«ВАЛЛ·И» (2008) — еще кое-что оскароносное. Удивительное приключение маленького робота-мусорщика на оставленной Земле. Какое страшное открывается будущее. И все же и оно не лишено надежды.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Маленькие рассказы:

Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — эти рассказы мы тоже уже советовали, но темы эти вечные, а сами рассказы – коротенькие, вам не составит труда их прочитать и погрузиться в космос под названием «Андрей Платонов». Его нужно прочувствовать и ощутить под кожей, тогда он останется с вами надолго. Дорога всегда преображает. Путь всегда куда-то ведет. А вот чем путь закончится, куда упрется дорога жизни – решать только герою. А нам с вами – наблюдать.

Виктор Конецкий. «Рассказы Петра Ниточкина» — один из немногих в нашей подборке веселых советов, который мы тоже уже давали. Но эти четыре рассказа хороши тем, что, во-первых, вы будете смеяться. Во-вторых, вы увидите не метафоричную дорогу, а реальный шестимесячный путь людей, которые пытаются проявить чудеса психической совместимости и не возненавидеть друг друга в длительном рейсе. Вот где выдержка и самообладание!

Ольга Громыко. «Старые долги» (после рассказа «Овчарка») – какие иногда встречи подбрасывает нам судьба! Встречаешь человека, которому когда-то не вернул долг, и снова оказался ему обязан. Путь предстоит длинный, пространство космического корабля – узкое, а долг платежом красен.

Фильмы:

«Невероятные приключения Уолтера Митти» — изумительный фильм о поиске себя, о познании себя, об обнаружении в себе возможностей и неведомого раньше потенциала. История, которая, возможно, заставит и вас по-другому посмотреть на себя и свою жизнь.

«Пираты Карибского моря» (2003) — да-да, этот фильм тоже подходит для итогового сочинения. Ведь самая главная черта Джека Воробья (простите, капитана Джека Воробья) — вечное движение. Он не может сидеть на месте, он всегда в дороге, в море, в вечном поиске. Поиске себя и своего пути, когда остановиться – значит перестать жить.

«Желтый платочек счастья» (2008) — про этот фильм уже писали чуть выше. Просто знайте, что и к этому направлению он идеально подходит.

«Босиком по мостовой» (2005) — вообще любая дорогая – это в первую очередь перевоплощение главного героя, его попытка переосмыслить свою жизнь и мировоззрение. И этот фильм Тиля Швайгера с Тилем Швайгером в главной роли – трогательная история о том, как несколько совместных дней в пути полностью изменили жизнь двух абсолютно разных людей.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Маленькие рассказы:

Борис Лавренев. «Сорок первый», «Седьмой спутник» — две разные стороны Гражданской войны, два разных взгляда, и оба взгляда – такие верные и такие правильные, что становится даже страшно и жутко. Страшно, что все это было. Жутко, что все это оказалось возможным.

Андрей Платонов. «Возвращение», «Река Потудань» — как бы долго ни длилась любая война, она всегда заканчивается. И после нее обычному человеку надо как-то жить дальше. А как – ему никто не расскажет и не покажет, он опять остается один на один с собой. И со своими страхами.

Михаил Зощенко «Сентиментальные повести» — в мире живут в основном «маленькие» люди. И эти люди на протяжении всей истории человечества оказывались под влиянием крупных исторических событий. И Михаил Михайлович в цикле своих маленьких повестей рассказал, что бывает с таким маленьким человеком, который попал в условия зарождения другого государства. Где-то в Москве и в Петербурге решали судьбу страны, а судьбы маленьких людей ломались под гнетом стремительных изменений.

Фильмы:

«Парень с нашего кладбища» (2015) – очень забавный, чисто русский фильм, с исключительно славянскими мотивами. История о том, как один иванушка-дурачок с поистине русским упрямством решил на подведомственной ему территории поставить на место всех: и живых, и мёртвых. А все потому что:

  • – А зачем тебе его ловить?
  • – А зачем ему тут бегать?

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Здесь можно предложить вспомнить все, что когда-либо отозвалось в вашей душе при чтении. И «Гарри Поттер» с «Таней Гроттер», и «Властелин колец» с «Хоббитом», и «Игра престолов» с «Ведьмаком».

А из небольших произведений можно посоветовать:

Леонид Андреев. «Ангелочек» — и сам рассказ прекрасный, живой, настоящий, и тема интересная: мечта, которая так близко и так далеко. И возможно ли дотянуться до этой мечты? Кстати, этот рассказ вполне подойдет и к направлению «Кому на Руси жить хорошо».

Марина Цветаева. Эссе «Мой Пушкин» — прекрасный пример того, как рассказывать об авторе и/или книге, которая на вас повлияла.

Фильмы:

Здесь просто посоветуем список, и каждый в этих фильмах найдет что-то свое и о себе:

  • «Тренер Картер» (2005)
  • «Папе снова 17» (2009)
  • «Ла-Ла Ленд» (2016)
  • «Одержимость» (2013)
  • «Головоломка» (2015)
  • «Тайна Коко» (2017)
  • «Общество мертвых поэтов» (1989)

И помните, за итоговое сочинение получить зачет можно, выполнив 3 критерия из пяти: К1 и К2 обязательны и хотя бы один критерий из К3-К5. Об этом подробнее здесь.

Итоговое сочинение, которое пишут одиннадцатиклассники, — это своего рода допуск к единому государственному экзамену. Испытание традиционно проводят в первую среду декабря — в этом году это седьмое число. Что изменится для школьников в этом году, разбиралась «Парламентская газета».

Шесть тем

В 2022 году правила написания итогового сочинения изменятся. Во-первых, школьникам предложат больше тем — не пять, как раньше, а шесть. Во-вторых, их список сформируют из закрытого банка тем, то есть тех, которые уже были в прошлые годы.

Банк включает три раздела: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Из каждого раздела ученикам предложат по две темы.

Образец комплекта тем размещен на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), который и разрабатывает экзаменационные материалы. Например, набор может выглядеть так: Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести? Что вы вкладываете в понятие «счастье»? Семейные ценности и их место в жизни человека. В чем может проявляться любовь к Отечеству? Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь? Чему человек может научиться у природы?

Какие темы на самом деле предложат для сочинения, учителя узнают за 15 минут до начала испытания, а ученики — непосредственно на экзамене. На выполнение работы дадут 3 часа 55 минут. Итоговое сочинение можно будет пересдать, и даже дважды. Также для детей с ограниченными возможностями сочинение могут заменить на изложение.

350 слов собственного текста с цитатами

В преддверии итогового сочинения и будущего ЕГЭ Рособрнадзор запустил цикл онлайн-консультаций по подготовке к экзаменам «На все 100». На них ученый секретарь ФИПИ Елена Зинина рассказала, как лучше писать.

Обязательных требований к сочинению не так много. Это объем — от 350 слов. Для сравнения, от начала этой статьи до этого самого места — почти триста слов. Впрочем, экзаменаторы проверят и менее объемные работы. Автоматический «незачет» получат только сочинения, где слов меньше 250.

Второе требование — сочинение должно быть написано самостоятельно, то есть не списано и не воспроизведено по памяти с чужого текста, уточняется на сайте ФИПИ.

«Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям: соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. В этом году критерии оценивания не изменились», — рассказала Зинина.

Где взять список литературы

Елена Зинина также ответила на популярные вопросы об итоговом сочинении. Например, школьники и их родители часто спрашивают, где взять утвержденный список произведений, на которые можно ссылаться в сочинении.  

«Такого списка нет, это вся Библиотека Ленина, — сказала эксперт. — Многие так называемые сайты-помощники публикуют подобные списки. В итоге практически каждый второй пишет по «Капитанской дочке». Это очень хорошее произведение, но есть и другие. Не нужно создавать себе искусственные ограничения».

Также будущие выпускники интересовались, можно ли в сочинении ссылаться не на рассказы, повести, пьесы и романы, а, например, на сказки, песни, фильмы или комиксы. «На сказки можно, такие примеры есть, вплоть до «Колобка», — ответила Зинина.

«Никаких ограничений нет, если речь идет о литературном материале. При этом к такому материалу не относятся малые жанровые формы: пословицы, поговорки, прибаутки. Их можно включить в текст, но строить аргументацию исключительно на них нельзя», — пояснила эксперт.

То же касается комиксов и графических романов — в дополнение к ним нужны ссылки на литературные материалы. Если же речь идет о фильмах, то ссылаться можно на сценарии к ним.

«При этом объем цитат не должен превышать собственный текст. Один интересующийся рэпом юноша увлекся цитатами, а на собственные рассуждения места не осталось — такое сочинение ушло в незачет», — рассказала Зинина.

Сколько ошибок можно сделать

Но оценку сочинения также влияют качество письменной речи и грамотность. «Отвечая на вопрос, сколько можно допустить ошибок, стыдно сказать, но много», — признала Елена Зинина.

Как следует из методрекомендаций ФИПИ, для получения зачета на 100 слов допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических). То есть для сочинения в 350 слов допустимо сделать аж 18 ошибок, и зачет будет, прикинула эксперт.

Она также отметила, что не грубые ошибки учитывать не будут. Такое правило с этого года введено для ЕГЭ по русскому языку, а значит, оно автоматически распространяется и на итоговое сочинение. «Что такое не грубые ошибки? Например, шекспировская пьеса надо писать с маленькой буквы, но если написано с большой — это не грубая ошибка», — пояснила Зинина.

Читайте также:

• В России предлагают упразднить средний балл по ЕГЭ

Субъективность не критична

Однако главный вопрос, который возникает у учеников и родителей, — это объективность оценки такой работы. Ведь в отличие от точных наук, где есть единственный правильный ответ, с сочинением такое не проходит.

Если сравнивать с математикой, физикой или химией, проблема объективности оценки сочинения есть, отчасти согласен ректор Литературного института имени Горького Алексей Варламов. При этом, по его мнению, такая проблема есть не только в школе. «Например, в спорте есть бег в длину и есть художественная гимнастика. Но не отменять же последнюю из-за того, что решение зависит от мнения жюри», — сказал эксперт «Парламентской газете».

С Варламовым не согласна член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, доктор филологических наук Людмила Скаковская. «Критерии оценки итогового сочинения весьма лояльны и позволяют объективно оценить работу школьника и его готовность к ЕГЭ», — считает сенатор.

«В соответствии с критериями оценки для получения зачета необходимо раскрыть тему сочинения и дать собственный комментарий, продемонстрировать умение использовать литературный материал для обоснования собственной позиции и соблюдать логику изложения», — напомнила Скаковская «Парламентской газете».

Критерии оценки позволяют «худо-бедно оценить сочинение объективно», считает и преподаватель русского языка и литературы колледжа автомобильного транспорта №9 в Москве Людмила Власова. При этом она отметила, что критерии все-таки достаточно размытые. Например, рекомендованный объем сочинения — 350 слов, при этом работы, содержащие менее 250 слов, вообще не проверяются. «А что делать с сочинением, в котором 300 слов? Критерии  на этот вопрос не отвечают», — сказала педагог «Парламентской газете».  

Кроме того, возможность выставить за итоговое сочинение всего две оценки — «зачет» и «незачет» — приводит к тому, что ученик, который отлично пишет сочинение, и ученик, который пишет с трудом, получают на экзамене одинаковые оценки, сказала Людмила Власова. «Мало того, что у нас в школах сейчас фактически трехбалльная система оценки знаний, потому что единицы практически не ставят, а двойки крайне редко, так еще и итоговое сочинение оценивают «зачет-незачет», — отметила педагог.

Когда ребята это понимают, они начинают относиться к такому сочинению просто как к очередной школьной обузе, пояснила она. От такого подхода к написанию сочинения предостерегла Елена Зинина. Школьники должны помнить, что сочинение они пишут не в стол, эти тексты попадают в открытое пространство, в специальную систему, откуда вузы могут их взять и посмотреть, напомнила эксперт. Отдельные вузы дают дополнительные балы за итоговое сочинение, рассказала эксперт. «Например, я посмотрела на сайте МГУ, в прошлом году на отдельных факультетах можно было получить за удачное итоговое сочинение плюс два балла», — сообщила она.

  • Можно ли считать обломова лишним человеком план сочинения
  • Можно ли против всех горе от ума сочинение
  • Можно ли человеку прожить без совести сочинение итоговое
  • Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры полностью достоверным 6 класс кратко
  • Можно ли пройти жизненный путь без ошибок сочинение