Современные издательства, в том числе и «Эксмо», предлагают широкий выбор книг не только для детей и подростков, но и для младенцев, которые не способны воспринимать даже самые простые истории. Объясняем, зачем тратить силы, время и деньги на такие издания и есть ли польза в чтении малышам.
-18% Стихи и сказки (ил. В. Канивца) Твердый переплет 775 ₽ 945 ₽ -18% Добавить в корзину
Общение с родителями
Звуки родительских голосов приятны ребенку вне зависимости от того, что мама или папа пытаются сказать (разумеется, если они не переходят на крик). Однако со временем младенец не только угадывает тембр голоса, но и ловит интонации и ритм. И тут могут пригодиться простые сказки типа «Колобка» или «Курочки Рябы» с их псевдонародной мелодичностью. Ребенок не запомнит историю, но запомнит интонацию. Таким образом чтение на ночь может стать для него ритуалом отхода ко сну или просто ассоциироваться с чем-то приятным, например с близостью мамы.
-18% Самые лучшие русские сказки Твердый переплет 718 ₽ 875 ₽ -18% Добавить в корзину
Есть мнение, что книга как физический объект в этот период не так уж важна. Однако наличие разнообразных томиков лишним не будет. Пусть ребенок пока пробует их на вкус, строит из них башни (жалко, конечно, но что поделать) и пытается с их помощью выяснить отношения с котом. Важен контакт, ведь до 4-5 лет малыш познает мир не через образы и символы, а через взаимодействие с предметами.
«Конечно, здорово, когда родитель способен целые страницы цитировать из головы, но и физическое присутствие бумажной книги в отношениях с ребенком очень помогает создать дружественную книжную среду. Если в доме читают родители, если книги лежат на всех поверхностях, а не только стоят за стеклом там, где не дотянуться, то гораздо больше шансов, что и ребенок будет расти „книжным“. И даже если ему всего полгода, можно дать ему в руки прорезиненную книжку для ванной, пусть полежит в мыльной пене книжным королем, это всякому приятно».
Екатерина Владимирова, мама и соавтор подкаста «Мам, почитай!»
Привычка читать
Чтобы в будущем ребенок не возненавидел книги, ему нужно привить два навыка: умение слушать и умение разглядывать изображения. Научившись соотносить картинку и текст, малыш быстрее заинтересуется историей, которую передает иллюстрация.
«Совместное чтение очень мотивирует, особенно когда ребенок маленький. Это становится таким подкрепляющим ритуалом, когда родитель проводит с ребенком много времени, они читают вместе, чаще всего на ночь, конечно. Хотя это и не обязательно. И именно это может очень сильно подвинуть интерес ребенка к чтению. Ребенок должен видеть, что родителю нравится этот процесс».
Юлия Старостина, сотрудник кафедры возрастной психологии МГУ
Расширение кругозора и словарного запаса
Как и простые разговоры матери с младенцем, чтение помогает развивать пассивный словарный запас ребенка. Разумеется, нужно время для того, чтобы слова в его голове приобрели свое значение, да и в каждом отдельном случае развитие речи проходит индивидуально. Но все-таки у «читающих» детей лексикон, как правило, богаче, чем у их сверстников.
-18% Я расту (ил. И. Егунова) Агния Барто Твердый переплет 800 ₽ 975 ₽ -18% Добавить в корзину
Не бойтесь повторять ребенку одни и те же сказки или стихотворения. Качающийся бычок или косолапый мишка, придуманные Агнией Барто, могут долго занимать своих маленьких поклонников.
«Важно заниматься совместным чтением, разучивать стишки, прибаутки, детские потешки. Есть даже исследование о том, почему дети-школьники с трудом заучивают стихотворения. Потому что есть целый этап, как ребенок привыкает к ритму. Если не учить простые стишки, то потом выучить белый стих в 9 классе практически невозможно. Это постепенно идет, начиная с пеленок. Совместное проведение времени само по себе влияет на характеристики чтения, которые появятся к 6 годам. Потому что когда ребенок начинает читать, он все равно начинает со знакомых текстов».
Екатерина Матвеева, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии МГУ
Концентрация внимания и развитие воображения
Обвинения в том, что современные дети не читают, а их сознание давно стало «клиповым», сегодня звучат на каждом шагу. Все так, но будем честны: «клиповое сознание» — это лишь способ работать с тем потоком информации, который буквально обрушивается на голову современного ребенка, и в нем есть как минусы, так и несомненные плюсы. Но если вы действительно обеспокоены тем, что ваш малыш никак не может сконцентрироваться на чем-либо, то прежде чем бежать к психологу, попробуйте исправить ситуацию с помощью книг. И для этого даже не обязательно читать.
Развивать концентрацию и воображение помогают виммельбухи — книги с минимальным количеством текста и большими картинками со множеством мелких деталей. С их помощью можно искать затерявшиеся на страницах сокровища, считать повторяющиеся предметы или придумывать разные истории о героях с картинок.
В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.
Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения
Итак, на вопрос «Когда начинать читать книги ребенку» лучшим ответом будет «С рождения!» и вот почему:
- Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас. Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
- Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание, что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
- Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов. Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
- Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.
Что и как читать?
Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ
Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».
Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.
Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.
Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша» (Ozon, Лабиринт, My-shop). В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д. Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.
Какие картинки рассматривать с малышом?
Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов» — «Мои любимые игрушки», «Что как звучит?», «Цветные картинки». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.
Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает?», «Моя первая книжка» (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.
По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.
Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.
Книга о малыше
Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при обучении по карточкам Домана – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.
Немного из нашего опыта чтения книг до года
Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.
Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.
Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).
На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи:
ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ДО ГОДА
СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?
С уважением, Яна Разначенко
Общение с родными важно для ребенка даже в период внутриутробного развития. Находясь в животике у мамы и слыша ее голос, малыш начинает узнавать его. Знакомая речь родных благотворно действует на эмоциональное состояние еще не рожденного малыша. На этом этапе важен не смысл произносимых слов, а сам по себе голос и интонация. После рождения знакомая речь близких людей также будет вызывать приятные эмоции и действовать на него успокаивающе, но здесь к эмоциональной составляющей добавится и влияние на психическое и умственное развитие ребенка, поэтому уже на первом году жизни так важно, что именно услышит новорождённый от родителей.
Общение людей во взрослом мире в большей степени происходит посредством речи. Как же общаться с тем, кому не известны еще ни слова, ни жесты? Как наладить связь с несмышленым младенцем? Молодым мамам иногда трудно начать разговор с грудными детьми – непонятно, о чем с ними вообще говорить. В этом случае на помощь приходит чтение – ребенок слышит мамин голос, а маме при этом не приходится подбирать темы для разговора. Пользу от чтения книг грудным детям можно почувствовать сразу, а плоды регулярного совместного чтения будут приятно удивлять родителей и все последующие годы.
Большего эффекта от такого приятного досуга можно добиться, если учитывать возрастные особенности крохи и подбирать произведения, соответствующие его возможностям
Решая, что почитать вслух младенцу: новый женский роман, поэзию Серебряного века, народные потешки, современные детские книги или сказки для грудничков, учитывайте возраст, время суток и настроение вашего малыша.
Выбор литературы
В первый месяц новорождённый все еще не нуждается в особой детской литературе, так как не может понять смысл сказанного. Если в этот период вы будете ласковым голосом читать что-то из современного андеграунда, вряд ли малыш заметит разницу с «Колобком». Уделите больше внимания не смыслу сказанного, а своей интонации и атмосфере во время совместного времяпрепровождения, ведь сейчас для психологического комфорта и правильного развития крохи необходимо постоянное присутствие мамы, физический контакт.
Из детских литературных произведений на первом году жизни лучше всего воспринимается поэзия. Песни, потешки, короткие стихи – все, что имеет рифму и ритм, способствует развитию речи. Пение к тому же способно благотворно влиять на формирование музыкальных способностей, но, если вы не обладаете хорошим слухом и боитесь своим голосом навредить и слуху малыша, вы можете проговаривать тексты песен как обычные стихи.
Не менее важен в этом возрасте зрительный и тактильный контакт с матерью, поэтому упор лучше сделать не на чтение как таковое, а на рассказывание наизусть коротких рифмованных текстов. Хорошо, если они будут содержать много добрых, ласковых слов для создания позитивного настроя и формирования всего общения с новорождённым в таком доброжелательном ключе.
С 2-3 месяцев можно читать коротенькие сказки с линейным сюжетом и исключительно положительным смыслом. Желательно, чтобы они также были зарифмованы или содержали достаточное количество повторений для лучшего запоминания слов. Отлично подойдут всем известные русские народные сказки («Репка», «Курочка Ряба») и короткие стишки К. Чуковского, А. Барто, Д. Хармса.
С 4-5 месяцев уделите внимание книгам с красочными крупными иллюстрациями: зрение ребенка в этом возрасте уже достаточно развито, и он способен непродолжительное время изучать изображения
С полугода во время чтения можно акцентировать внимание малыша на конкретных деталях иллюстраций. Особенно учитывая то, что ребенок в этом возрасте уже умеет сидеть, можно держать книгу вместе с ним и искать на картинках главных героев, проговаривать названия изображенных объектов или давать задания по их поиску.
Важно: если чтение применяется в качестве занятия, не перегружайте его заданиями. Прежде всего процесс должен приносить радость от увлекательных историй и общения с мамой. Большое количество вопросов может привести к усталости и потере интереса.
После полугода важна сама книга как предмет. Рассказывать наизусть, конечно, тоже можно, но ребенок должен видеть, что вы читаете книгу, это способствует развитию интереса к чтению. Кроме того малышу в этом возрасте уже будет интересно полистать книгу самому. Для этого лучше всего подойдут небольшие картонные книжицы и так называемые «книги для купания»: их страницы легко переворачивать, они долговечны, а яркие картинки и подвижные элементы (вращающиеся глазки персонажей или кнопки) будут привлекать внимание ребенка к книге снова и снова.
Сказки как ритуал
Для полноценного развития новорождённым ежедневно необходима комфортная психоэмоциональная среда. В ее создании помогут ритуалы с применением литературных произведений. Кроме пользы от общения они также помогут справиться с нежеланием малыша делать что-либо (купаться, ложиться спать, есть кашу).
Введение в обиход ритуала, связанного с неприятным для ребенка процессом, облегчит задачу. Ритуалы могут быть связаны с:
- пробуждением;
- купанием;
- кормлением;
- массажем;
- прогулкой;
- игрой;
- засыпанием.
Чтение сказок может стать прекрасным средством для спокойного отхода ко сну. Дети быстро привыкают к ежедневным сказкам на ночь, но перед сном лучше именно рассказывать их, а не читать, так как книга сама по себе и яркие иллюстрации в ней могут отвлекать малыша от сна.
Интересно: если ваш ребенок настолько привык к чтению перед сном, что отказывается ложиться спать без этого, а у вас нет возможности уложить его с привычным ритуалом, вы можете записать сказку в своем исполнении в формате аудио- или видеозаписи.
Режимность этих моментов и вербальное сопровождение в виде коротких стишков с множеством ласковых слов решит проблему негативного отношения младенцев к какой-либо из необходимых процедур
Польза сказок
Такой приятный совместный досуг родителей и новорождённых детей еще и очень полезен:
- общение с мамой благотворно влияет на эмоциональное состояние;
- разнообразная и многословная речь взрослых способствует раннему развитию речевых навыков;
- разглядывание иллюстраций развивает зрительные функции и внимательность;
- положительные сюжеты формируют правильное восприятие окружающего мира.
Интересно: для развития мелкой моторики во время чтения сказок для наглядной демонстрации используйте пальчиковые и перчаточные куклы.
Плохие сказки и рассказчики
Разнообразие книг для малышей часто сбивает родителей с толку и вводит в заблуждение. Какие же сказки не подходят грудничкам и какие ошибки при чтении своим детям совершают родители?
- При выборе произведения обратите внимание на параллель добра и зла, добро в сказке всегда должно побеждать зло; герои должны быть понятны и симпатичны ребенку, так как он идентифицирует себя с ними; стиль изложения должен не только соответствовать возрастным особенностям, но и развивать речь и эстетическое чувство.
- Голос рассказчика должен быть мягким и плавным, при чтении сказок грудным детям не стоит говорить слишком громко или монотонно.
- Меняйте интонацию, когда читаете слова разных персонажей, сопровождайте это выразительной мимикой.
- Не сюсюкайте и не коверкайте слова! Речь должна быть грамотной, слова следует произносить четко.
Важно: не читайте ребенку, если вы раздражены и на взводе. Ваше состояние передастся ему, и такое прекрасное время общения мамы и малыша превратится в пытку для вас обоих.
На сказках выросли многие поколения детей, и в современном мире они остаются таким же приятным способом провести время с ребенком. При умелом использовании сказка может стать мощным инструментом в воспитании и развитии крохи. Но не стоит забывать, что в первую очередь она должна приносить радость и удовольствие. Читайте своим малышам как можно больше, это бесценные минуты для вас и ваших детей. Минуты близкого, спокойного и развивающего общения.
Когда начинать читать книги ребенку?
27 Августа 2020
Так когда же, когда начинать читать ребенку книги? При всем уважении к психологам, едва ли стоит нападать с книжкой на новорожденного младенца. Что не отменяет необходимости и пользы общения. Говорите с ребенком, чтобы и ребенок поскорее заговорил с вами, рассказывайте стихи и сказки, пойте песенки. Но, будем честны, много ли вы их помните? Стихов и сказок?
Если вы – кладезь народной мудрости, то, безусловно, можно обойтись пока без книжки. В ином же случае книги станут вам прекрасным подспорьем. Сказки, стихи, побасенки, истории, считалки, потешки – в книжках найдется все. Дети очень восприимчивы к рифме, стихи придутся по вкусу почти всякому малышу. Но можете читать ему хоть романы, детям не просто нравится слышать голос близких, любящих людей, им это необходимо.
Намереваясь же подружить ребенка с книгой всерьез, следует учитывать как общие этапы развития детей, так и индивидуальные особенности вашего малыша. Чтобы помочь разобраться, с какого возраста начинать читать книжки, мы предлагаем небольшую шпаргалку по возрастам.
Возраст 3 — 6 месяцев
Малыш начинает ползать, изучать предметы, лепетать. Читать ему или рассказывать, вот в чем вопрос? Рассказывайте! На этом этапе лучшая книга для него – это вы. Рассказывайте то, что помните наизусть, знакомые с детства сказки, любимые стихи. Выучите новые: потешки, песенки, докучные сказки (хит на все времена – сказка про белого бычка, но их, на самом деле, много).
Дети любят повторения (в этом у вас еще будет время убедиться). И, на будущее, если малыш просит, не отказывайтесь в пятисотый раз прочитать сказку о курочке Рябе, не сердитесь на него. Повторы помогают детям усвоить не только новые слова, но и речевые обороты, построение фразы.
Почитать книжку можно перед сном, а в течение дня рассказывайте: пока собираетесь на прогулку, играете со своим карапузом, одеваете или купаете его. Он будет отзываться, отвечать вам (пусть пока только бу-бу и га-га), а вы обращайтесь к нему по имени. Хорошая идея вставлять имя своего малыша, по случаю, в стишки (например — а ворота скрип да скрип, а наш Петя/ Оля спит да спит).
Что же касается взаимодействия с книгой, то, будем честны: в этом возрасте дети больше всего любят их грызть. Поэтому лучше купите деточке погремушку или прорезыватель для зубок, а вот себе – хороший сборник малышовых стишков, он вам здорово пригодится.
Возраст 6 – 9 месяцев
Малыш делает первые шаги, играет с другими детьми, активно взаимодействует с предметами, повторяет за взрослыми слоги и простые слова. Самое время познакомить его с книжкой! Но надо понимать, что на первых порах книга будет больше игрушкой. Не надо этого бояться, это полезно и правильно.
Приобщить свое чадо к шедеврам мировой литературы еще успеете, а сейчас вы начинаете учить его пользоваться книгой как учите пользоваться ложкой или другим предметом повседневного быта. Играя, дети учатся самым простым действиям — переворачивать страницы, понимать, куда смотреть, где начало и где конец книги.
Сейчас издается множество прекрасных детских книг:
- ⚫ мягкие сенсорные книжки,
- ⚫ книжки для купания,
- ⚫ трансформеры с подвижными клапанами,
- ⚫ раскладными картинками.
Разглядывая иллюстрации, повторяя вслед за вами слова, трогая фактурные вставки, ваша детка развивает мелкую моторику, координацию, сенсорные способности и навыки общения. И, конечно, учится любить книгу, ведь она приносит столько радости!
Возраст 9 – 12 месяцев
Этот возраст можно охарактеризовать двумя словами – все сам! Малыш пытается ходить без поддержки, сидеть, самостоятельно есть, произносит первые слова, выступает инициатором общения с родителями, с удовольствием слушает, как мама (или папа) ему читает, рассматривает картинки.Именно с разглядывания картинок начинается осмысленное взаимодействие ребенка с книгой. Книга – не просто предмет, но источник информации о реальном мире и мире воображения, и он учится открывать для себя эти миры.
Устройтесь с малышом в обнимку так, чтобы вам удобно было держать и читать книжку, а ему – смотреть. Картинки лучше выбирать яркие, но максимально простые, с изображением одного-двух персонажей или предметов. Подойдут красочно оформленные сказки, иллюстрированные словари первых слов. Родителям тоже придется постараться: заученными стишками уже не обойтись, пришло время импровизировать. Выбирайте книжку с иллюстрациями, по которым сами сможете рассказать историю, для начала совсем несложную – кто изображен на картинке? Во что одет? Что делает? Что говорит?
Будьте готовы читать выразительно, в лицах, изображая персонажей, квакать и мяукать, пищать и рычать – это поможет малышу различать и лучше запоминать героев, и, конечно же, ему понравится! Попробуйте, это понравится и вам. Иногда серьезным, взрослым людям тоже бывает полезно подурачиться. Но, конечно, для чтения перед сном лучше выбрать что-нибудь ритмичное, читать или напевать в спокойной манере.
Возраст от года до двух
Малыш к полутора годам обычно уже произносит короткие фразы, танцует, подпевает, начинает рисовать (прощайте, обои!), узнает изображения на картинках, понимает короткий рассказ или сказку. Картинки все еще очень важны, они помогают совсем маленьким детям выстраивать для себя последовательность сюжета, но это уже начало всамделишного, настоящего чтения. Сажайте ребенка к себе на колени (так ему будет проще сосредоточиться), и начинайте читать!
Перечитывая полюбившуюся сказку, делайте паузы, чтобы малыш мог закончить фразу, вставить знакомое слово, но, если пока не получается, не беда — подскажите, предложите повторить за вами. То же и с картинками. Спросите, кто изображен, что делает, или попросите показать вам, где нарисован определенный персонаж.
Это важный этап развития, ваш маленький слушатель потихоньку становится и собеседником. Но, если ему трудно пока усидеть на месте, не заставляйте. В этом возрасте у детей очень много дел: они осваивают новые движения, учатся прыгать, любят лепить, собирать конструктор (кстати, развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием речи).
У детей от года начинает формироваться и собственный вкус. Возможно, вашему малышу просто не нравится определенная книжка. В таком случае, предоставьте ему возможность выбрать самому (для этого полка с детскими книгами должна быть в доступном для ребенка месте).
Возраст от двух до трех лет
Ребенок самостоятельно совершает основные действия, активно общается со взрослыми, с другими детьми, у него зарождается самооценка (чаще всего он оценивает себя как «хороший» — и ведь не поспоришь!), не только с удовольствием слушает стихи, сказки, истории, но уже и сам рассказывает.
Теремок, Колобок, Курочка Ряба – прекрасный выбор для этого возраста. Можно так же начинать читать детские энциклопедии, истории про животных, длинные стихи. Показывая малышу картинки, попросите рассказать, что там нарисовано, это способствует развитию речи и воображения. Обсуждайте героев сказки, их действия (например, куда пошел Медведь, хороший он или плохой). А, если читаете сказку не впервые, предложите с какого-то момента ее продолжить для тренировки памяти и внимания.
Но все это довольно общие рекомендации. Мы надеемся, что они будут полезны, но принимать их как безусловное руководство к действию не стоит. Ориентироваться надо исключительно на способности и потребности вашего ребенка. Бывает, что и в три месяца детка слушает сказки, затаив дыхание, но, если ваш годовасик все еще пытается грызть книжку и больше любит играть в ладушки – не принуждайте его сидеть и слушать. Всему свой черед. Не надо превращать совместное чтение в тяжкую повинность, ни для себя, ни для ребенка. У вашего крохи впереди длинная дорога познания, пусть идет по ней с радостью. Даже суровый самурай Ямамото Цунэтомо в своем трактате «Сокрытое в листве» настойчиво рекомендовал не наказывать детей до четырех лет — чтобы малыш, не зная страха, рос любознательным и смелым.
С чего начинать читать?
Маленькая белая рыбка.
Возрастная рекомендация 1+.
Серия книг бельгийского автора Гвидо Ван Генехтена о приключениях маленькой белой рыбки и ее друзей: красного краба, синего кита, зеленой черепахи и многих других. Иллюстрации яркие, разноцветных героев проще узнать и запомнить. Бумага достаточно плотная, ее трудно порвать или измять, так что книги подойдут и детям помладше. Простые, но увлекательные истории наверняка понравятся и вашему малышу, и вам.
Зайка Стёпа и горшок.
Возрастная рекомендация 2+.
Прекрасная серия обучающих книжек-помощников от Эндриана Хеймена. Иллюстрации большие и красочные, книга удобного формата, на плотном картоне. Текст поможет весело и доходчиво объяснить ребенку, как одеваться, пользоваться горшком, ходить к врачу. Книги серии будут полезны и детям постарше, а малыши, которым еще рановато на горшок, наверняка полюбят картинки с милейшим зайчиком Степой.
Крокодил, мне пора — ухожу я с утра!
Возрастная рекомендация 3+.
Забавная книжка в стихах от Салли Хопгуд о медлительном черепашонке, решившем покинуть зоопарк, но прежде проститься со всеми своими друзьями. Замечательные иллюстрации, которые познакомят вашего малыша с животными: тут и крокодил, и антилопа, и улитка, и кот. Стихи простые, смешные, их легко заучить. Обложка мягкая, бумага мелованная. Книга будет интересна и самым маленьким, но, к сожалению, странички нетрудно порвать.
Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.
Знакомство с книгами от 0 до 5-6 месяцев
Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.
Книжки-игрушки от 6 месяцев до года
С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками — ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.
Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности «говорящие». Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка — гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними «общаться»: возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать «старые» книги.
Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным — например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.
Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, — он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.
Книги от 1 до 2 лет
В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его «именем», требуется многократное повторение этой цепочки: «предмет — его название». И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.
В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую «любовь» можно использовать для расширения кругозора ребенка — например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.
Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами — «Колобок» («Я от бабушки ушел…»), «Репка» («Тянем — потянем») и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.
В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации — зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей — чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное — понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.
Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: «Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?». Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, — тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).
Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу — ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку — подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.
Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.
Чтение от 2-х до 3-х лет
Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки — неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку — в этом возрасте ему очень нравится быть «повторюшкой»: попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…
К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку — вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое «цокотуха», ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз — дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.
Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки «читать» самостоятельно.
В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, — для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт — титульный лист, свой фасон одежды — формат, «говорящая обложка», которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.
Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь — не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: «И мне тоже почитай!». Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе «Тараканище» К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение — не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.
Детские книги с 3-х до 6 лет
В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное — все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.
Детская книга — это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний «читаемым». Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.
В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:
- сначала мама «глаза в глаза» читает ребенку текст и не показывает картинок;
- дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
- обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
- демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
- соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги — с рисунком на обложке
- следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.
Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит — в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.
Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.
Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно.
Не отчаивайтесь, если у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и прочее, и прочее. Ваши старания все равно не останутся неоцененными — ведь для ребенка у всех это получается, но главное, для ребенка, что читает вместе с ним мама или близкий для него человек, — малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми вы хотели с ним поделиться. Читайте так как у вас получается, в данном случае это не главное.
В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, — она «живая», она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу «приглашайте» в дом как самого дорогого гостя, «усаживайте» на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу — чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте «глаза в глаза», не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.
В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы — руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, — это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.
Список литературы для детей от 0 до 2 лет:
- Любые книги с «правильными» иллюстрациями, моющиеся либо из плотного картона.
- Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
- Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»; С. Козлов. «Я на солнышке лежу».
- Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
- Серия «Топотушки»: Р. Сеф. «Кто на кого похож»
- Серия «Для самых маленьких»: «Сказки в стихах» ( А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский, И. Токмакова;
- «Репка». Русская народная сказка в обработке А. Толстого, «Снегурочка и лиса» Русская народная сказка из сборника А.Н. Афонасьева.
- «Теремок».
- В.А. Степанов. «Как живете? Что жуете?»
- Б.Заходер. «Песенки Винни-Пуха».
Список литературы для детей от 2-х до 4-х лет
- «Золотая книга для детей» «Репка». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- «Колобок». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского, рис. А Савченко;
- «Петушек и бобовое зернышко». Русская народная сказка в обр. О.Капицы. рис. М. Рудаченко;
- С. Маршак. «Детки в клетке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- В. Сутеев. «Цыпленок и утенок «; «Под грибом»;
- Л.Толстой «Три Медведя», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- С. Михалков .»Упрямый лягушонок», рис. В. Сутеева;
- С. Михалков. «Мой щенок», рис. В. Сутеева;
- С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
- С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», рис. С. Бордюга и Н. Трепенок;
- К. Чуковский. «Телефон», рис. В.Канашевича;
- «Гуси-Лебеди». Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой;
- К. Чуковский. «Муха-цокотуха», рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. «Тараканище», рис. В. Конашевича;
- К. Чуковский. «Крокодил», рис. В. Сутеев;
- В. Сутеев. «Дядя Миша», рис. В. Сутеев;
- Б. Заходер. «Мишка-Топтыжка», рис. Г. Бедарева;
- А.С. Пушкин. «Лукоморье»;
- И.А. Ищук. Читаем по картинкам,
- В.Н. Косыгина. «Тру-ля-ля», Артикуляционная гимнастика,
- С. Маршак. «Веселый счет»;
Список литературы для детей от 3-х до 6 лет
К вышеперечисленным произведениям прибавляются:
- «Красная Шапочка», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа..
- «Три поросенка», пер. М. Тарловского, рис. Т. Вульфа.
- «Кот в сапогах» пер. Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- «Золушка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- «Спящая Красавица», пересказ Л. Яхнина, рис. Т. Вульфа.
- «Оловянный солдатик», пересказ С. Летовой, рис. Т. Вульфа.
- «Русалочка», перевод А. Ганзен, рис. Т. Вульфа.
- «Огниво», пересказ Л. Кузнецова, рис. Т. Вульфа.
- «Новогодняя сказка», изд-во «Самовар»,1996 год.
Александра Морозова — дошкольный педагог,
Ирина Александрова — филолог, преподаватель высшей категории
Почему ребенку надо читать книги с рождения?
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: «Читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».
В современном мире все чаще можно услышать сетование педагогов и людей старшего поколения на то, что молодежь и дети очень мало читают, заменяя книги компьютерами и другими популярным гаджетами. Не спасают, к сожалению, даже электронные ридеры.
Почему так происходит? И есть ли смысл в чтении книг как такового с развитием технологий и прогресса? Разумеется, есть, и даже в большей степени, чем еще каких-то 50-60 лет назад. И вот почему.
Почему надо читать младенцу?
При чтении книг ребенку с самого раннего возраста у него на подсознательном уровне откладывается правильная речь, какие-то отдельные слова, все то, что он, возможно, не услышит в обычной повседневной жизни, лексикон которой в основном ограничен домашним пространством и улицей.
К тому же, чтение младенцу носит не только познавательно-развивающий характер, но еще и успокоительный. Ребенок слышит мамин или папин голос, и ему хорошо и спокойно, а значит – все в порядке.
Читайте также: О чем говорят дети: смешные высказывания
В самом раннем возрасте читать ребенку вслух можно те книги, которые интересны папе или маме. Не обязательно детские. Здесь как раз можно совмещать приятное с полезным. По сути, ребенку до года еще все-равно что вы ему читаете, важен сам факт, ваша правильная речь (но Стивена Кинга, пожалуй, все-таки читать не стоит, а познавательные книги или даже романы – вполне). Следите только за интонацией, пусть она будет спокойной, даже если события разворачиваются динамично и остросюжетно.
Не забывайте и том, что любовь к чтению привить легче на собственном примере. Не редко от родителей можно услышать: «Не могу заставить ребенка читать». Так вот слово «заставить» здесь совершенно не уместно, так можно только усугубить ситуацию. Чтобы ребенок с раннего детства полюбил книги, не только читайте ему сказки, но и выделяйте время, чтобы почитать для себя, так, чтобы ребенок это видел. Как минимум на подсознании ребенок будет понимать, что это что-то хорошее и приятное.
Почему чтение важно для ребенка?
Начитанные дети более грамотные и легче воспринимают и осваивают школьную программу. У них более развито образное мышление, они быстрее принимают решения и лучше сверстников анализируют ситуации.
Читайте также: Необычный способ научить ребенка читать
Когда ребенок уже сам научился читать, то это не означает, что совместные чтения следует прекратить. Продолжайте читать своему ребенку и дальше, ведь это очень хорошее и приятное совместное времяпрепровождения, которое сближает всю семью.
Читая ребенку с самого раннего возраста, еще и по возможности на разных языках, вы гарантированно ставите его в более выигрышную ситуацию по сравнению со сверстниками. А в будущем это поможет ему успешно конкурировать на рынке лучших вакансий передовых компаний, принимать нестандартные решения и быть более уверенным, идя по жизни.
Новини партнерів
Нове на сайті