Можно ли детям православным читать сказки

православной среде не стихают споры: «Какие сказки и в каком возрасте читать нашим детям? Можно ли отыскать что-то ценное в литературном наследии советской эпохи? Допустимо ли, чтобы насекомые и звери со страниц детских книг проповедовали о Боге?» Все эти вопросы мы задали протоиерею Александру Ильяшенко, настоятелю храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, отцу двенадцати детей.

Читайте также: Что читать детям сегодня? Часть 1

Бояться ли нечистой силы?

В некоторых «детских» произведениях героями выступают различные домовые, лешие, вообще нечистая сила…

– Да такие произведения имеются и у Пушкина, и у Гоголя, и у Алексея Константиновича Толстого. Из зарубежных писателей можно назвать, например, Гофмана, а есть еще и замечательное, любимое мной, «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда. Это произведение, во-первых, очень остроумно, а, во-вторых, призрак, что бы он не предпринимал, всё время оказывается посрамленным, он ничем не мог пронять этих прагматичных американцев. И кончается всё хорошо. Великодушие девушки Вирджинии (ее имя переводится, как чистая, непорочная), ее сострадание к этому несносному, невыносимому привидению совершают чудо: Господь его прощает. Мне кажется, это очень жизнеутверждающее и веселое произведение.

– Иногда смешные произведения вызывают разную реакцию. Так, многих верующих читателей смущает пушкинская «Сказка о попе и работнике его Балде».

– Смущать-то смущает, но что делать, если это соответствует действительности. В семье не без урода. Речь идет о присущем людям не только духовного склада, но и любым другим грехе скупости, жадности.

Но не исключено, что если бы Пушкин хорошенько подумал, то сам бы отказался от идеи этой сказки, потому что она наносит удар по целому сословию. Сам Тютчев говорил: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Тут же предугадать, какое отношение к духовенству возникает у читателя, было достаточно легко. От одного частного случая легко перейти к общему. Поэтому, возможно, в 1918 году Блок и написал:

Что нынче невеселый,

товарищ поп?

(Поэма «Двенадцать»).

Сразу после революции целенаправленно, по приказу сверху, стали уничтожать духовенство. Ведь нашлись же тогда люди, которые священников стали убивать просто так. Так что культура, как правило, неосознанно, но все-таки готовила почву к тому, что произошло в стране после 1917 года.

– Опять-таки, в этой сказке Пушкина появляются бесы…

– Они там смешные и бессильные. Балда их превосходит легко и уверенно, так же, как и герой «Ночи перед Рождеством» у Гоголя. Эти произведения как раз не создают какого-то негативного духовного заряда.

Вот если взять рассказ Гоголя «Ночь накануне Ивана Купалы», то это история действительно страшная. Там написано так, как оно есть. Хотя всё представлено в сказочном антураже, но это иллюстрация черных возможностей этой силы. Но как только человек одержим какой-то страстью, он оказывается подвержен разрушительному влиянию злых духов и сеет вокруг себя смерть и разрушение. Это рассказ очень страшный, он совсем не для детей, а для взрослых. Это пример того, что такое нечистая сила и как опасно с ней связываться.

– Еще одно наследие советской эпохи – статуэтки, мультфильмы, в которых положительными героями выступают черти и подобные им существа. Например «Чертенок № 13», домовёнок Кузька…

Честно говоря, мне гораздо более страшной кажется появившаяся в последнее время «православная литература», такая, как, например, серия книг про червячка Игнатия. Как же можно насекомое, червяка называть монашеским именем? Представьте, что кто-нибудь подарит такую книгу священнику или монаху, носящему это имя?

– Но в сказках принято, например, обращаться к медведю, величая его «Михаилом Потаповичем». А ведь Михаил тоже христианское имя, архангельское.

– Во-первых, это давняя народная традиция. Во-вторых, Михаил Потапович — это обращение к действительно большому зверю, который вызывает у нас естественное почтение. А червячки-гельминты вызывают у Вас уважение?

Форма должна соответствовать содержанию. Если форма уродлива, то и о содержании говорить не приходится.

На мой взгляд, произведение, которое может одобрить Православная Церковь, должно соответствовать следующим критериям. На первое место я бы поставил его талантливость, а на второе – его назидательность. Потому что если оно назидательно, но бездарно, то никому оно не нужно, оно только отобьет вкус и вызовет реакцию отторжения. А если произведение талантливо, но безнравственно, то, конечно, нельзя давать его ребенку в руки.

Что касается опасностей, то мне кажется, что вот такие подмены Православия очень опасны. Какие-нибудь западные штучки с их волшебством и чародейством нам чужды и не оказывают сильного влияния на душу ребенка.

Не могу сказать, что я пристально слежу за этим процессом. Если говорить о нашумевшем Гарри Поттере, то, во-первых, эта серия просто раскручена, во-вторых, ее постоянная критика вызывает к ней какой-то нездоровый интерес. Наилучший ответ таким вещам – очень удачные Тани Гроттеры и иже с нею, то есть ирония, смех и сарказм.

Может и зря так вокруг этой сказки разгорелись такие страсти. Она написана для англичан и сюжет у нее типично английский: закрытое учебное заведение, конфликты учеников с учениками, преподавателями, соседними учебными заведениями и внешним миром.

Если не придавать излишнего значения фантастическому антуражу и непривычным для нас поворотам сюжета, то ребенок и не найдет там ничего опасного.

А главное, должна быть альтернатива, человек не должен останавливаться на чем-то одном. Надо развивать кругозор, чтобы сознавать себя культурным человеком и учиться анализировать то, что ты читаешь или смотришь, чтобы видеть и сильные и слабые стороны того или иного произведения.

Допустимо ли, когда героями «православных сказок» становятся животные, птицы, насекомые, которые начинают говорить о Боге?

– Мне кажется, это самая страшная антирелигиозная и антицерковная пропаганда. Это как раз отобьет у детей охоту к чтению и к Православию.

Мне не хочется говорить о плохом. Стоит привести противоположные примеры того, как можно написать глубоко православную сказку. Такова, я считаю, замечательная детская сказка, созданная на основе румынского и молдавского эпоса, «Андриеш».

Пастушок Андриеш пасет овечек, любит их, но вдруг на его маленькое стадо налетает Черный Вихрь и уносит всех овечек. Андриеш отправляется на поиски потерянного стада, а если сказать чуть-чуть иными словами, пастырь отправляется на поиски своих погибающих овец. Ничего не говорится в лоб, но сама постановка вопроса показывает, что автор – глубокий христианин и глубоко понимает то, о чем пишет.

Андриеш проявляет и смекалку, и мужество, и силу, и ловкость, постоянно помогает тем, кто попал в трудную ситуацию. В книге звучит такой рефрен: «Много есть на свете горя, многим надо помогать».

В благодарность пастушку многие стремятся помочь и ему самому. Благодаря своей доброте, любви и постоянству, мужеству, благодаря помощи окружающих людей, он побеждает все силы, которые на самом деле гораздо могущественнее, чем он сам. Здесь нет ни слова о Христе, но есть настоящая глубокая проповедь христианства.

– Можете ли Вы привести еще подобные этой сказке примеры?

Конечно, «Аленький цветочек». Есть еще замечательная история у Вильгельма Гауфа. У этого писателя очень интересная манера: он как бы рассказывает сказку в сказке. Одна из таких встроенных сказок называется «Холодное сердце» и повествует о простом мальчике Питере Мунке, который мечтал разбогатеть и в обмен на деньги отдал колдуну Михелю свое живое сердце, но тот вложил ему в грудь холодное каменное. Этот сюжет навеян библейскими словами «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез., 11,19).

С каменным сердцем Питер стал совершенно ужасным, жестоким и беспощадным человеком, а потом всё-таки осознал, что как ужасно жить бессердечным. И чтобы вернуть свое сердце, он отправился к Михелю и, воспользовавшись его глупостью и самодовольством, добился, чтобы тот «на время» вернул ему настоящее сердце. Когда же колдун потребовал свою добычу назад, Питер достал крестик и начал читать молитву. А великан Михель оказался против этого бессильным.

Таких чудных сказок, может, и не слишком много, но они есть, их надо только искать. Мне кажется, важно отбирать сказки не по авторскому или национальному, а по нравственному принципу. Мы в Свято-Тихоновском Православном Университете поставили перед собой такую цель и подготовили к изданию такой сборник. Книга должна выйти в университетском издательстве.

Отобрать лучшее

– Это будет первое подобное издание? Мы-то привыкли, что Университет выпускает серьезную научную, богословскую литературу.

Это не менее важно, потому что подчас и сказки носят богословский характер, надо только чуть-чуть вникнуть в текст. Авторы этих сказок – глубокие богословы, настоящие хорошие христиане.

Во-вторых, очень важно, в каком обрамлении находится данное произведение. У Андерсена, например, много замечательных сказок, а есть и такие, которые вообще никакого отзвука в сердце не вызывают. Если читаешь все подряд, впечатление от одной-двух ярких, замечательных сказок просто смазывается.

Возьмите его сказку «Дикие лебеди» в ней столь хорошо отразилась идея жертвенности. Главная героиня Эльза жертвует собой, чтобы спасти братьев. Она готова сгореть за них на костре. Или «Стойкий оловянный солдатик». В ней же нет никакого псевдобогословия, а попробуй ты в реальной жизни быть таким же стойким!

А вот знаменитую сказку «Огниво» мы, скорее всего, в такой сборник не включим. Потому что ничего назидательного и поучительного в этой истории нет. Солдатик раздобыл богатство, прикончил потенциальных тещу и тестя и женился на принцессе.

«Снежная королева» это же просто шедевр. Потрясающая сказка. Очень глубокая, она, конечно же, входит в наш сборник.

— А что-то малоизвестное, редкое?

Сравнительно недавно была переведена сказка Оскара Уайльда, которая раньше мне не встречалась. Называется она «Молодой король».

Сюжет сказки таков. Дочь короля родила сына от архитектора, работавшего при дворе, и вскоре архитектор и принцесса при загадочных обстоятельствах исчезли. Больше никто их никогда не видел, ребенка же отвезли на воспитание пастуху.

Когда старому королю настало время умирать, он вспомнил о единственном наследнике и его вернули во дворец.

Юноша готовится к коронации, но накануне ее ему один за другим снятся три сна, в этих снах он видит, какой ценой достаются те драгоценности и роскошная одежда, в которую он должен быть облачен, когда он станет королем: сколько лишений, сколько крови они стоят. Сколько людей погибло, чтобы достать эти сокровища. Тогда он облачается в пастушескую куртку и отправляется на коронацию. Все в ужасе, возмущены, даже хотят его убить. Епископ отказывается его венчать на царство, но Тот, Кто выше епископа, видя честность и чистоту души этого юноши, чудесным образом являет Свою милость, и он становится королем.

– Кому пришла идея такого сборника и почему Вы решили его издать?

Во-первых, не хватает подобной литературы, во-вторых, я подчеркиваю идею – наше ноу-хау именно в принципе составления этого сборника. Сказки-то все известные, а уж специалистам – тем более. Но если их собрать в одном томе, впечатление от них будет гораздо сильнее.

В основном это зарубежные и несколько русских литературных сказок. Народные сказки – это совсем другое. Нужно еще в этом направлении работать, может быть удастся подготовить еще какой-то сборник.

Очень важно, каким будет иллюстративный ряд. Необходимо, чтобы картинки отражали настроение и цель, идею сказочного произведения: чтобы они были добрыми, содержательными, чтобы ребенок мог на них остановить свой взгляд, задуматься. Да и просто, чтобы они украшали нашу книжку. Нужно, чтобы сборник был проиллюстрирован одной рукой, с единой точки зрения.

– В сборник войдут только классические сказки? Ничего современного?

Видите ли, нам почему-то постоянно хочется чего-то «нового», «современного». В нашу голову прочно внедрена мысль о преимуществах прогресса и постоянного развития. «Завтра будет лучше, чем сегодня, а вчера было хуже, чем сегодня». Это глубочайшее заблуждение. Эта идея справедлива в отношении техники – тут, конечно, прогресс совершенно сногсшибательный, но что касается духовной культуры, тут совершенно всё не так.

В русских же летописях писали: «Отцы, которые жили раньше нас и были лучше, поступали так-то и так-то».

Нельзя забывать о том, что было раньше. Это же такая замечательная возможность учиться на примерах действительно выдающихся людей. Их проблемы для них были столь же трудны, как нам – наши. Но они были подготовлены к решению этих проблем лучше, чем мы, потому они опирались на нравственные достижения своих предков, учились у тех, кто жил до них, и поэтому могли успешно двигаться вперед. А у нас полное забвение достижений наших великих предков, поэтому мы оказываемся совершенно не готовы к решению элементарных задач.

Когда у власти стояли отличники – все хорошо. А когда правят троечники – все плохо.

– Значит, в детском чтении упор надо делать на то, что проверено временем?

Конечно. Это воспитывает и вкус, дает критерии, на что можно ориентироваться. Я бы сказал, что прогресс – это достигнутые вершины. Если ты опираешься на эти вершины, ты можешь сохранять ту же высоту. А если ты ими пренебрегаешь – тогда ты обрекаешь себя на то, что ты просто ползешь по полу.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Что за пре­лесть эти сказки! Пре­лесть во всех смыс­лах. И в том, что они пре­красны, про­ник­нуты осо­бым душев­ным настро­е­нием, и в том, что в совре­мен­ных усло­виях они могут стать насто­я­щим соблаз­ном для веру­ю­щих роди­те­лей и их детей.

Испо­кон веков дети всех наро­дов вос­пи­ты­ва­ются на сказ­ках. Жанр сказки один из самых древ­них и самых пра­виль­ных с вос­пи­та­тель­ной точки зре­ния. Сказка удобна тем, что в ней про­сто рас­ста­вить все по своим местам, нака­зать зло и дать воз­мож­ность побе­дить добру, ска­зать то, о чем бывает тяжело гово­рить в обыч­ном раз­го­воре, не обма­ны­вая, пока­зать обман и пре­да­тель­ство. Сказки хороши тем, что все­гда остав­ляют в дет­ской душе ощу­ще­ние тор­же­ства спра­вед­ли­во­сти, дарят лучик надежды на то, что все будет хорошо.

Кому из нас в дет­стве не читали о при­клю­че­ниях Колобка или Храб­рого зайца? Сколько дети­шек лили слезы над тяже­лой судь­бой Золушки и радо­ва­лись чудес­ному избав­ле­нию Спя­щей Кра­са­вицы. Однако люди, при­шед­шие к вере недавно, начи­нают видеть в сказ­ках эле­менты, про­ти­во­ре­ча­щие пра­во­слав­ному миро­воз­зре­нию. Это может пока­заться неве­ро­ят­ным, но неко­то­рые веру­ю­щие роди­тели все­рьез отка­зы­ва­ются от наших тра­ди­ци­он­ных ска­зок! На том осно­ва­нии, что они про­ти­во­ре­чат пра­во­слав­ной вере.

Что же кра­моль­ного может уви­деть нео­фит­ству­ю­щий роди­тель в сказке? В первую оче­редь это вол­шеб­ство. Ред­кая сказка обхо­дится без чаро­дей­ской атри­бу­тики. тут тебе и вол­шеб­ные палочки, и шапки-неви­димки, и вода живая и мерт­вая, а уж нечи­стой силе несть числа: и баба Яга, и домо­вые-лешие, и кики­моры с русал­ками, и зве­рье всяко-раз­ное гово­ря­щее. Одна Золуш­кина крест­ная-фея (читай — кол­ду­нья) чего стоит. А весь ужас в том, что вся эта нечисть пре­под­но­сится как поло­жи­тель­ные пер­со­нажи!  И воз­ни­кает вопрос: а можно ли пра­во­слав­ным детям читать такие сказки?

Если с рус­скими народ­ными сказ­ками еще уда­ется найти какой-то ком­про­мисс, отсеяв по край­ней мере те из них, где при­сут­ствуют “непра­виль­ные” пер­со­нажи, то необык­но­венно попу­ляр­ные у детей книги о маль­чике-вол­шеб­нике Гарри Пот­тере англий­ской писа­тель­ницы Дж. Роулинг вызы­вают осо­бенно много вопро­сов. Неко­то­рые пра­во­слав­ные роди­тели объ­явили эти книги бого­мерз­кими и запрет­ными, как про­па­ган­ди­ру­ю­щие оккуль­тизм. Но так ли они страшны на самом деле?

Для того чтобы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­димо на время забыть о чудес­ной атри­бу­тике и понять, чем так при­влекли детей юные вол­шеб­ники. Сво­ими необык­но­вен­ными воз­мож­но­стями? Конечно, нет. Они стали для детей, изго­ло­дав­шихся по насто­я­щей непод­куп­ной дружбе, любви, вер­но­сти, това­ри­ще­ству, вопло­ще­нием их надежд и чая­ний. Они воз­ро­дили во мно­гих веру в силу любви и в чистое сердце, вот в чем истин­ный сек­рет их попу­ляр­но­сти. Похо­жая исто­рия сто лет назад про­изо­шла с дру­гим мега­по­пу­ляр­ным про­из­ве­де­нием, ныне почти забы­тым, но на кото­ром выросло не одно поко­ле­ние маль­чи­шек и дев­чо­нок — “Три муш­ке­тера” Алек­сандра Дюма. Ведь если разо­брать пер­со­на­жей под пра­во­слав­ной лупой, то они пред­ста­нут в весьма непри­гляд­ном свете: граф де ла Фер, Атос, пья­ница и убийца соб­ствен­ной жены. Пор­тос ‑тран­жира и аль­фонс, женив­шийся ради денег на жен­щине много старше себя; Ара­мис — пре­лю­бо­дей и интри­ган, доби­ва­ю­щийся из своих корыст­ных целей духов­ного сана (!!!), д’Ар­та­ньян — цинич­ный карье­рист, для начала решив­ший соблаз­нить замуж­нюю Кон­стан­цию, а впо­след­ствии под­дер­жи­ва­ю­щий отно­ше­ния одно­вре­менно с леди Вин­тер и ее слу­жан­кой. При этом все чет­веро ведут прямо ска­жем амо­раль­ный образ жизни, каж­дый день нади­ра­ются в хлам и дебоширят.

Но весь фокус-то в том, что при таком бога­том наборе сомни­тель­ных качеств эти пер­со­нажи детьми вос­при­ни­ма­лись детьми как обра­зец бла­го­род­ства, вер­но­сти и муже­ства! Каж­дый маль­чишка хотел быть д’Ар­та­нья­ном, каж­дая девочка — Кон­стан­цией. Все нега­тив­ные моменты жизни вели­ко­леп­ной чет­верки детьми игно­ри­ро­ва­лись, потому что дети мыс­лят на дру­гом уровне, и то, на чем взрос­лые обычно заост­ряют вни­ма­ние, про­хо­дит для них незамеченным.

Так надо ли немед­ленно отправ­лять книги о Гарри в костер и пре­да­вать автора ана­феме? Конечно, нет. Сказка – это игра в жизнь, с помо­щью сказки мы можем пока­зать ребёнку то, что часто не можем объ­яс­нить, и то, что часто и не дой­дет до дет­ского созна­ния, если объ­яс­нять это «сво­ими сло­вами». Дети не будут углуб­ляться в дог­ма­ти­че­ские тон­ко­сти, они в первую оче­редь оце­ни­вают отно­ше­ния между пер­со­на­жами, их поступки с точки зре­ния так назы­ва­е­мых обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей. Рас­тить ребёнка в куль­тур­ной изо­ля­ции нельзя, а чтобы он имел пред­став­ле­ние об истин­ных цен­но­стях, эти цен­но­сти должны быть ему привиты.

Ребёнку надо помочь обре­сти духов­ный имму­ни­тет, и обре­та­ется он не запретами

и навя­зы­ва­нием сво­его «пра­виль­ного» мне­ния, а разум­ными дози­ров­ками, «при­вив­ками». Дети, вырос­шие в «пра­во­слав­ной изо­ля­ции», ско­рей ока­жутся непод­го­тов­лен­ными к реа­лиям жизни, чем дети, кото­рым акку­ратно пре­по­дали миро­вую клас­сику, кото­рая, если уж совсем кано­ни­че­ски под­хо­дить к ней, содер­жит массу сомни­тель­ных момен­тов. Однако никому не при­хо­дит в голову объ­явить анти­пра­во­слав­ной «Две­на­дца­тую ночь» или «Хро­ники Нар­нии». Напро­тив, при жела­нии в любом про­из­ве­де­нии можно уви­деть хри­сти­ан­ские мотивы, потому что нет абсо­лютно хоро­шей или абсо­лютно пло­хой дет­ской лите­ра­туры. В каж­дом про­из­ве­де­нии чита­тель может найти нечто, что послу­жит ему уроком.

Роди­те­лям стоит избе­гать кате­го­рич­но­сти, они должны быть готовы к тому, что их оценки могут не сов­пасть и ско­рей всего не сов­па­дут с дет­скими. Детям свой­ственно под­вер­гать про­верке роди­тель­ский авто­ри­тет и отри­цать цен­но­сти стар­ших поко­ле­ний. Это нор­мально, потому что моло­дежи тре­бу­ется нарас­тить соб­ствен­ный опыт и спо­соб­ность оце­ни­вать про­ис­хо­дя­щее, невоз­можно заста­вить детей всю их жизнь смот­реть на мир гла­зами роди­те­лей. Дети имеют право на соб­ствен­ное мне­ние, и они хотят, чтобы их мне­ние учи­ты­ва­лось. Рез­кий, выска­зан­ный в кате­го­рич­ной форме запрет вызо­вет оттор­же­ние не только вашего мне­ния, но и ваших убеж­де­ний, в том числе и рели­ги­оз­ных, в целом. Разум­нее будет самому озна­ко­миться со спор­ным рома­ном или филь­мом, обсу­дить с под­рост­ком, что ему так понра­ви­лось в нем, поде­литься мне­нием. Когда это про­ис­хо­дит в форме спо­кой­ного обсуж­де­ния, без пафоса и излиш­ней обли­чи­тель­но­сти, то больше шан­сов, что к вашему мне­нию прислушаются.

Даже вол­шеб­ная сказка вполне может даже стать про­вод­ни­ком в хри­сти­ан­скую жизнь, если пустить её пони­ма­ние по пра­виль­ному пути: сча­стье надо заслу­жить, злу необ­хо­димо про­ти­во­сто­ять, близ­кими надо доро­жить, молитва и любовь – луч­шая защита от злых духов. Чем бороться с Гарри Пот­те­ром или феей-крест­ной, лучше при­ло­жить уси­лия к тому, чтобы озна­ко­мить своих детей с Еван­гель­ской мора­лью и самим пока­зать им, как надо жить по Еван­ге­лию. Ребё­нок, зна­ко­мый с Еван­ге­лием, Биб­лией, со вре­ме­нем сам смо­жет рас­ста­вить пра­виль­ные акценты и отде­лить доб­рое семя от плевел.

Если сказку пере­ве­сти в плос­кость веры, то вол­шеб­ный анту­раж уйдет на даль­ний план, а на пер­вом месте ока­жутся такие доб­ро­де­тели, как вер­ность, жерт­вен­ность, любовь, почи­та­ние роди­те­лей, стрем­ле­ние к добру – про­пис­ные еван­гель­ские истины. Еще Ари­сто­тель гово­рил о  том, что цель искус­ства не раз­вле­че­ние, а нрав­ствен­ное совер­шен­ство­ва­ние чело­века. Именно нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию слу­жат дет­ские сказки, к кото­рым, без­условно, отно­сится и повест­во­ва­ние о Гарри Пот­тере, и кото­рое, без­условно, пре­по­дает сво­ему чита­телю уроки нрав­ствен­но­сти.  Как ска­зал про­фес­сор Мос­ков­ской духов­ной ака­де­мии про­то­ди­а­кон Андрей Кураев, «не нужно пря­тать от детей книгу о Гарри Пот­тере. Нужно про­сто не забы­вать пере­чи­ты­вать с ними Евангелие».

Лидия Коз­лова

Чтение сказок, Сказки, с ребенком

Можно ли читать детям волшебные сказки?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Полки книжных магазинов изобилуют различной детской литературой. Среди них развивающие книги, рассказы и сказки. В числе последних – особое разнообразие!

Отсюда может возникнуть вопрос у православного родителя: Можно ли читать детям волшебные сказки?

Вопросы ответы, священнику. Заглавие

Отвечает протоиерей Константин Пархоменко:

“Конечно, допускает. И мы должны помнить, что сказка – это не просто развлекательная история. В древних сказках содержатся отзвуки магических мифов и ритуалов.

Современные ученые считают, что мифологическая конструкция сказки восходит к неолиту (новокаменный век) и даже к еще более отдаленным временам.

Это значит, что многим историям, которые мы находим в сказке, не менее десятка тысяч лет.

Сражения с чудовищами, непреодолимые, на первый взгляд, препятствия, загадки, которые предлагаются герою, сложные задания и испытания, попадание в загробный мир или на небеса, женитьба на царской дочери, – все это напоминает нам ритуалы инициации, существовавшие в древних культурах.

Протоиерей Константин ПархоменкоСказка, на первый взгляд, преследует цель развлечения читателя или слушателя. Но ее глубинное значение – переход через символическую смерть к новой жизни, возрождение от незнания и духовной незрелости к возмужанию, постижению тайн.

Таким образом, некогда сказка была повествованием мистериального характера.

Об этом есть прекрасное исследование русского ученого В. Проппа – «Исторические корни волшебной сказки», эту книгу ученый написал в блокадном Ленинграде. Из современных ученых об этом писал Мирча Элиаде.

В последнее время дети увлекаются книгой про мальчика Гарри Поттера, который учится в школе волшебства. Можно ли ее читать детям?

Идея очень интересна – с нашим измерением мира соседствует волшебный мир…

Некоторые батюшки запрещают своим прихожанам покупать эти книги и давать их детям. Но «запрещать и не давать» – не самый лучший выход из проблемы. Если ребенок настаивает, умоляет дать ему эту книгу – дайте. Но только прочитайте сначала ее сами и подумайте над ней. Что здесь христианского, что – еретического, опасного. И потом каждый день, пока ребенок читает книгу, обсуждайте с ним прочитанное. Например, разбор и христианскую оценку книг о Гарри Потере дал диакон Андрей Кураев. Эту его работу можно приобрести, есть она и в Интернете.

Окончание, конец

Должен ли сын нести ответственность за отца?

Должны ли дети расплачиваться за грехи родителей?

Рубрика - Вопросы священнику

На главную страницу сайта

Можно ли и нужно ли верующим родителям читать деткам сказки? Могут ли они нанести вред?  Как-то теряемся в этом вопросе.


«Библия говорит!» — это серия кратких аудио и видео ответов пастора Алексея Коломийцева на наиболее актуальные вопросы веры, в различных ее аспектах. Библия это Божие откровение, проливающее свет на окружающий нас мир. Она помогает нам понимать его сущность и смысл, определяя наше правильное отношение к жизни. Надеемся, что программа «Библия говорит!» станет источником света и вдохновения для ее слушателей и зрителей.

» Ваши вопросы можно отправить здесь…

SMS / Viber / WhatsApp: +1-360-977-2182

E-mail: pisma@slovo.org

В этом разделе можно найти ответы на некоторые вопросы, возникающие при просмотре видео на нашем сайте. Пожалуйста, сообщите нам, если у вас возникли какие-нибудь вопросы.

Что нужно для просмотра видео?

Windows
— Операционная система: Windows 7 или новее
— Высокоскоростное интернет-соединение (рекомендуем: 4 Mbps или выше)
— Современный процессор: Intel® Core i3® или мощнее
— Оперативная память: 2Gb и выше
— Звуковая карта и колонки
— Броузер: MS Internet Explorer 7+, Firefox 30.0+, Chrome 58+

Apple
— Операционная система: Mac OS X v10.4.x или новее
— Высокоскоростное интернет-соединение (рекомендуем: 4 Mbps или выше)
— Современный процессор: Intel® Core i5® или мощнее
— Оперативная память: 2Gb и выше
— Звуковая карта и колонки
— Броузер: Safari, Firefox 30.0+, Chrome 58+

iPhone/iPod/iPad
— iPhone, iPod Touch или iPad с операционной системой: iOs версии 8.0 или новее
— Интернет-соединение: Wifi или мобильный интернет 3G / 4G / LTE (рекомендуемая скорость: 3 Mbps или выше)
— Рекомендуем план с неограниченным интернет-траффиком (если вы смотрите через 3G, 4G или LTE)

Проверить скорость вашего интернет-соединения можно на сайте SpeedTest.net.

Почему у меня прерывается видео?

Это может быть вызвано одной из следующих причин:

Недостаточная скорость интернет-соединения
Информацию о рекомендуемой скорости интернет-соединения можно прочитать выше.

Технические проблемы у интернет-провайдера
Иногда у вашего интернет-провайдера могут возникать технические неполадки. Бывают случаи, когда ваш провайдер может ограничивать интернет-трафик и скорость доступа в интернет. Если проблемы продолжаются регулярно, советуем вам связаться со службой технической поддержки компании, через которую вы имеете доступ в интернет.

  • Можно ли использовать аргументы из жизни в итоговом сочинении
  • Можно ли делать чудеса своими руками сочинение рассуждение
  • Можно ли искусством заработать сочинения
  • Можно ли выбрать профессию на всю жизнь сочинение рассуждение
  • Можно ли искупить свою вину сочинение итоговое сочинение аргументы