Можно ли искупить грех сочинение итоговое

Все мы, люди, грешны, как бы нам не хотелось избежать этого. И это нормально: завидовать, злиться, быть скупым на своё добро, ради которого ты годами трудился. Нормально, конечно, не значит хорошо, но без этого никак. Грехи, входящие в семёрку основных, вполне можно объяснить. Их вполне можно простить. Однако, существуют и те, которые, порой, даже раскаяние перед Богом не отмолит.

Раскаяние… Чистосердечное признание в совершённом грехе, в преступлении против себя и человечества. Не каждый может принять свой грех, свою неправоту, не каждый может раскаяться. Многие боятся раскаяния, многие смеются над ним. И всё-таки, раскаяние необходимо, кто бы что не говорил. Раскаявшийся человек может, наконец, найти успокоение после совершенного проступка, переосмыслить свою жизнь, найти силы двигаться дальше.

Родион Раскольников, герой роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в конце книги приходит к выводу о том, что раскаяние ему необходимо. После совершения такого страшного преступления, как убийство, он больше не мог спокойно жить. Он искренне верил в свою теорию о том, что преступление, совершенное ради благого дела (в его случае, раздача денег убитой беднякам), преступление во благо и его можно простить. Он не думал, что муки совести не дадут ему спокойно спать до самого раскрытия себя.

Убив старуху-процентщицу, он нажил себе только больше проблем. Раскольников так и не смог раздать деньги нищим, впал в глубокую депрессию, от чего не мог больше работать и погряз в ещё больших долгах, чем прежде. Он отстранился ото всех: от сестры, от матери; стал нелюдим. Он понял, как был неправ, он осознал свою ошибку, а потом, благодаря наставлениям Сони, решил раскаяться в своём грехе, искупив вину на каторге. Он осознанно идёт в полицию, дабы рассказать правду и сбросить со своей души тяжкий груз лжи и страха. После раскаяния Раскольников, наконец, со временем, приходит в себя и находит долгожданное успокоение.

Раскаялась за совершенный грех и Катерина, героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Изменив своему законному, пусть и нелюбимому мужу, девушка не смогла долго держать это в секрете. Она была воспитана честной, искренней и набожной, а потому прекрасно чувствовала терзания совести за измену, осознавала всю отвратительность её поступка. Да, она решилась на это из отчаяния, однако, это не оправдывает совершенных ею действий, а лишь объясняет. Только раскаявшись в своём грехе, Катерина может ощутить покой. И это она и делает: рассказывает правду семье Кабановых, за что становится ещё большим изгоем, чем прежде. Любовник покидает её, а она видит только один выход — смерть. Только смерть может буквально замертво успокоить её душу, укротить переживания, избавить от слёз и страданий. Конечно, очень своеобразно найти покой в смерти после раскаяния, однако, такое тоже имеет место быть.

Таким образом, грех и раскаяние — две стороны в жизни человека: одна заставляет совершить поступок, который раз и навсегда изменит твою жизнь и разум, а другая поможет тебе избавиться от мук совести за содеянное и найти успокоение. Раскаиваясь, человек как бы признаётся сам себе в том, что теперь он всё осознал, готов отпустить и идти дальше, либо логически завершить конец своего жизненного пути.

Проблема искупления

Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

25.04.2020 22:32:43

Автор: Василий Семенов


       Никто не идеален и все совершают ошибки. Но как с ними жить и нужно ли оправдываться перед другими людьми и перед самим собой? Размышляя над этими вопросами, Владимир Фёдорович Тендряков поднимает проблему искупления в жизни.

    Свои мысли автор излагает через героя-рассказчика, который, находясь в очень тяжелых условиях, в военное время, совершает проступок: крадет часть еды, положенной другим людям. Тендряков на протяжении всего отрывка показывает, как превращается человек, ранее совершавший безнравственные поступки,  в того, на кого хочется ровняться. Герой рассказа часто обманывал. Он врал учителям, чтобы не получить плохой оценки, не сдерживал обещания. Автор показывает черты рассказчика для того, чтобы доказать, что такие грехи, как ложь, обман товарищей, можно искупить и впоследствии оправдать себя перед собственной совестью.

       Тендряков противопоставляет героя рассказа в прошлом с тем, кем он становится в будущем. Он показывает человека, который первым лез на обрыв линии под шквальным обстрелом, который делился с другими честно заработанной едой. Автор акцентирует внимание на том, что человек, совершавший ошибки, может исправиться и в будущем приносить пользу обществу.

       Позиция автора в этом тексте представлена неявно, однако, опираясь на ход сюжета отрывка и на действия героя, можно сказать, что мысль автора заключается в том, что каким бы плохим не был человек, он может стать лучше и приносить людям добро. Так же Тендряков считает, что не нужно становиться героем, главное доказать себе, что ты уже не “урод среди красивых” как раньше, а человек, для которого нравственность не пустое слово.

      Я согласен с позицией автора. Чтобы искупить свой грех, нужно шаг за шагом, делая хотя бы маленькие поступки, “завоёвывать свое самоуважение”. Если не делать этого, то можно стать еще хуже не только для других, но и для самого себя, а когда в человеке и вне его лишь коварство и трусость, жизнь теряет свои краски. В заключении хочется отметить, что автор поднял очень интересную проблему, заставившую меня задуматься.  

Количество слов — 307


Здравствуйте, Василий!

У вас получилось интересное сочинение, в целом оно сооветствует критериям ЕГЭ. Проблему вы определили корректно, выполнили развернутый комментарий, подобрав и пояснив важные для понимания проблемы примеры.

Недостатком рассуждения является отсутствие доказательства собственной позиции по проблеме. Вы привели тезис и довод к нему, но не проиллюстрировали свои рассуждения конкретным примером.

Нескольких баллов вы лишаетесь из-за ошибок.

Орфография:

Тендряков на протяжении всего отрывка показывает, как превращается человек, ранее совершавший безнравственные поступки,  в того, на кого хочется ровняться.

рАвняться

мысль автора заключается в том, что каким бы плохим не был человек, он может стать лучше и приносить людям добро.

каким бы плохм НИ был человек

Так же Тендряков считает, что не нужно становиться героем

также

В заключении хочется отметить, что автор поднял очень интересную проблему, заставившую меня задуматься.

в заключениЕ

Пунктуация:

Никто не идеален ЗПТ и все совершают ошибки.

Это сложносочиненное предложение, требуется запятая.

Так же Тендряков считает, что не нужно становиться героем, главное доказать себе, что ты уже не “урод среди красивых” ЗПТ как раньше, а человек, для которого нравственность не пустое слово.

Речь:

Размышляя над этими вопросами, Владимир Фёдорович Тендряков поднимает проблему искупления в жизни.

Слово «в жизни» лишнее, искупление не может быть вне жизни.

Свои мысли автор излагает через героя-рассказчика, который, находясь в очень тяжелых условиях, в военное время, совершает проступок: крадет часть еды, положенной другим людям.

Излагать мысли ЧЕРЕЗ кого-то нельзя, неудачный шаблон у вас. Правильно: Автор рассуждает о проблеме на примере эпизода из жизни героя-рассказчика, который…

Он врал учителям, чтобы не получить плохой оценки, не сдерживал обещания.

правильно: не держал обещания.

Автор показывает черты рассказчика для того, чтобы доказать, что такие грехи, как ложь, обман товарищей, можно искупить и впоследствии оправдать себя перед собственной совестью.

фраза двусмысленная: ее можно понять так, будто товарищи обманывали, и так, будто он сам обманывал товарищей. Подобных конструкций лучше избегать.

Тендряков противопоставляет героя рассказа в прошлом с тем, кем он становится в будущем.

Точнее — в настоящем.

Василий, вам нужно поработать над речевым оформлением сочинения, следить за орфографией. Удачи!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами:

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 1

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 2

K9 — Соблюдение грамматических норм: 2

K10 — Соблюдение речевых норм: 0

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 1

Итоговый балл — 17

Возврат к списку

Итоговое сочинение: Можно ли искупить свою вину?

На чтение 3 мин Просмотров 675
Обновлено 6 декабря, 2021

Команда Литеровед.ру подготовила вариант сочинения на тему: «Можно ли искупить свою вину?». В качестве аргументов было использовано произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сочинение

Жизнь каждого человека – это определенное количество взлетов и падений. У каждого из нас жизненный путь индивидуален, поэтому и количество радостей и неудач так же отличается. Все мы совершаем ошибки, без этого не обходится жизнь не одного человека. Но главным является умение признать свою ошибку, проанализировать её, и сделать соответствующие выводы, чтобы не повторить её в дальнейшем.

Большую помощь в анализе совершенных поступков оказывает наша собственная совесть, которая и является главным судьей. Если мы будем внимательно слушать свой внутренний голос, то, скорее всего, сможем избежать очередного промаха и неудачи. Ведь иногда, казалось бы, незначительная ошибка, может привести к катастрофичным  последствиям – преступлению. Именно поэтому необходимо внимательно прислушиваться к своим чувствам и совершать поступки обдуманно, чтобы в дальнейшем не сожалеть о них. Но если ошибка уже совершена, возможно ли искупить свою вину? Подобные примеры встречаются и у литературных героев, поэтому правильным будет обратиться к ним за наглядными примерами.

Возьмем произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри отличался невероятной добротой и искренностью, но его предал Иуда из Кариафы, который польстился на деньги. Цена его предательства была равна 30 монетам. Именно в такую цену он оценил честное и доброе имя Иешуа.

Даже после того как Иешуа был незаслуженно казнен, Иуда не раскаялся и продолжил жить привычной жизнью. Совесть его молчала.  Но расплата все же настигла его. Он был казнен посланником Понтия Пилата – прокуратора Иудеи. И лишь осознав, что он вот-вот лишится жизни, он хотел вернуть те самые 30 монет, которые получил за предательство Иешуа. Но это ему уже не помогло.

Из данного примера можно сделать вывод, что если человек вовремя не осознает свою ошибку и не постарается её искупить, его очень быстро может настигнуть наказание.

Противоположным примером является Понтий Пилат. Он так же совершил ошибку, о которой жалел все время. Ведь именно от него зависела жизнь Иешуа Га-Ноцри, но в тот момент глава струсил, поскольку больше испугался за свою репутацию. Он  совершил ошибку, что не послушал собственную совесть, а пошел на поводу у трусости. Именно он подписал приказ о казни. Собственным поступком он обрек себя на вечные страдания, поскольку он верил Иешуа, но побоялся пойти против воли Каифы.

Понтий Пилат получил прощение, но до этого прожил очень много времени в страданиях. Из его примера можно сделать вывод, что человек способен искупить свою вину. Но сделать это будет очень и очень не просто. В первую очередь ему необходимо будет самому в полной мере осознать то, что он совершил и раскаяться.

Из приведенных выше примеров, можно сделать вывод, что человек сам является кузнецом своего счастья. А вот какое оно будет, напрямую зависит от сделанного им выбора. Необходимо очень чутко прислушиваться к своему внутреннему голосу, советоваться с совестью и взвешенно принимать решения.

Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора

( Пока оценок нет )

Людям свойственно ошибаться. В неправильных поступках и решениях нет ничего удивительного, ведь жизнь не идёт по строго установленному «плану» с подробной инструкцией. Умение признавать свою вину, извиняться, исправлять последствия неправильных решений очень важны для человека. Но что же такое раскаяние? Признание своей неправоты? На самом деле, раскаяние – это чувство вины, которое человек испытывает после совершения неправильного поступка, неосторожно сказанных слов. Основным элементом здесь выступает совесть, именно она заставляет обидчика просить прощения за содеянное. Удивительно, но излишнее чувство вины, как и его недостаток, губительны для человека. Никто не должен слишком серьёзно относиться к незначительным ошибкам, которые можно быстро исправить. Также отсутствие контроля за действиями и поступками негативно скажется на личности человека. Чтобы раскрыть тему раскаяния в сочинении, обратите внимание на аргументы из литературы.

Содержание:

  • 1 Проблема раскаяния: слишком поздно
  • 2 Человек не раскаялся в содеянном: последствия
  • 3 Раскаяние в жизни человека
  • 4 Последствия раскаяния

Проблема раскаяния: слишком поздно

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Нередко люди не замечают того, что совершают неправильные поступки, в таком случае осознание последствий принятых решений может быть шокирующим. В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» тема раскаяния играет важную роль. Настя жила в городе, она была погружена в суету, работу и личные дела. Несмотря на то, что девушка регулярно отсылала матери деньги, Настя не уделяла должного внимания общению с Катериной Петровной. Матери хотелось увидеться с ней, поговорить или хотя бы прочитать письмо от дочери. Настя узнала о плохом самочувствии Екатерины Петровны и только тогда приехала в деревню, но было слишком поздно, мама умерла. Девушка осознала, насколько была неправа, но, к сожалению, ошибку нельзя было исправить. Таким образом, каждый человек должен осознанно подходить к своим решениям и поступкам, никогда нельзя забывать о близких людях. Раскаявшись, люди осознают свою неправоту, но такое понимание иногда приходит слишком поздно.

А. Н. Островский «Гроза». В пьесе А. Н. Островского «Гроза» также затрагивается тема раскаяния. Тихон, несмотря на то, что уже давно вырос, во всём слушал советы своей матери, Марфы Игнатьевны Кабановой. Деспотичная женщина держала в страхе весь дом, никто не смел противоречить её желаниям. Кабаниха учила сына, как общаться с женой, что делать и что нельзя позволять женщине. Конечно, Марфа Игнатьевна далеко не всегда была права. Её представление о счастливой семье заключалось в полном подчинении жены своему мужу, что даже на момент написания произведения было устаревшим мнением. Тихон любил Катерину, но из-за слабости характера он, следуя наказам матери, бил и ругал жену, а после извинялся. Катерина, не выдержав жизни в доме Кабановых, утопилась. Тихон в смерти любимой винил себя и свою мать, он раскаялся, признал, что был неправ, когда не мог перечить Марфе Игнатьевне. К сожалению, осознание совершённых ошибок пришло к мужчине слишком поздно, Катерину уже было не вернуть.

В. К. Железников «Чучело». В произведении В. К. Железникова «Чучело» также раскрывается тема раскаяния. Дети долго собирали деньги на поездку в Москву, но перед отъездом все вместе прогуляли урок. Дима Сомов рассказал о случившемся учительнице, весь класс был наказан, никто не поехал в Москву. Лена, зная о поступке Димы, взяла его вину на себя, надеясь, что тот позже признается во всём сам. С этой минуты совесть и мысли о произошедшем преследовали Диму повсюду, он понимал, что нужно признаться, и ему было действительно больно видеть, как одноклассники издевались над Леной. Мальчик был слаб характером, у него не хватило смелости самому рассказать обо всём. Именно Лена раскрыла правду. Узнав, ученики раскаялись, они поняли, что поступили неправильно, но было слишком поздно: Лене уже была нанесена глубокая травма. Каждый человек должен понимать, что именно он несёт ответственность за все свои действия, раскаяние и извинение могут облегчить последствия совершённых ошибок, но должны быть своевременны, иначе их эффективность заметно снижается.

И. А. Бунин «Тёмные аллеи». В рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи» также раскрывается тема раскаяния. В молодости Николай Алексеевич встретил Надежду, влюбил в себя девушку, добившись того, чего хотел, бросил. Надежда не перестала любить его, поэтому не вышла замуж, самостоятельно вела хозяйство. Николай женился и воспитал сына, но его жизнь совершенно не соответствовала мечтам, женщина изменяла ему, а сын вырос негодяем. Встретившись с Надеждой, Алексей Николаевич осознал, как сильно любил её, понял, что главной ошибкой его жизни было оставить эту любящую девушку. Если бы он мог всё исправить, он был бы по-настоящему счастлив. Уезжая от Надежды, он раскаялся, осознал всю неправильность своих действий. К сожалению, нередко раскаяние и осознание своих ошибок приходят к человеку слишком поздно, далеко не всё в жизни удаётся исправить. 

Человек не раскаялся в содеянном: последствия

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». В произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также затрагивается тема раскаяния. Григорий Печорин обладал удивительной способностью: он умел находить подход к людям и добиваться от них того, чего хотел. Григорий смог влюбить в себя княжну Мери, что не понравилось Грушницкому, по-настоящему любившему девушку. Юнкер решил отомстить Григорию и вызвал его на дуэль, заранее зная, что пистолет противника не будет заряжен. Печорин случайно узнал о плане и смог перехитрить Грушницкого, он дал ему возможность признать в содеянном, но тот не сказал ни слова. Юнкер понимал, что поступил неправильно, но признать свою ошибку отказался. Таким образом, раскаяние и извинение могли бы спасти герою жизнь, но он предпочёл умереть молча. Нежелание признавать свои недостатки губит человека в прямом и переносном смысле.

А. Н. Островский «Свои люди – сочтёмся». В пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» также затрагивается тема раскаяния. Самсон Силыч Большов был влиятельным мужчиной, все в доме подчинялись ему и выполняли любые поручения. Для того чтобы собрать большой капитал, он брал кредиты, которые не хотел отдавать. Он придумал решение проблемы: хотел объявить себя банкротом и переписать всё имущество на какого-нибудь «своего человека», который потом вернул бы ему средства. Мужчина доверился Лазарю Подхалюзину и даже выдал свою дочь за него замуж. Прошло время, и Большова посадили в долговую тюрьму, он попросил денег у детей, но они ему отказали. Самсон Силыч был зол, но ничего не мог сделать со сложившейся ситуацией. Ни Липочка, ни Подхалюзин не чувствовали своей вины за случившееся. Но Большов не раскаялся, он не признал своей ошибки, лишь был зол на детей, а молодые люди проявили равнодушие и не думали о том, что, не помогая Самсону Силычу, они также приняли неправильное решение. Из-за непризнания ошибок эти люди обречены на круговорот ложных ходов и полное поражение.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» затрагивает тему раскаяния. Пётр Петрович Лужин собирался жениться на сестре Родиона Раскольникова. Лужин следовал своей теории «здравого эгоизма», и считал, что должен делать все возможное ради собственной выгоды. Он хотел хотел жениться на бедной девушке и всю жизнь напоминать ей о собственной доброте и великодушии. Раскольников сразу разгадал намерения Петра Петровича и не позволил Дуне выходить за него замуж. На похоронах Мармеладова Лужин, оскорблённый отказом девушки, хотел обидеть Раскольникова и обвинил Соню в краже, которую, конечно, девушка не совершала. Уходя из дома, Лужин не думал о раскаянии и прощении, уверенный в своём превосходстве над всеми. Таким образом, завышенная самооценка и неспособность признать ошибку негативно влияют на человека. Обижая окружающих, не умея искренне просить прощения, и исправлять свои ошибки, он рискует остаться в одиночестве.

Раскаяние в жизни человека

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». А. И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» также касается темы раскаяния. Георгий Желтков любил замужнюю женщину Веру Шеину. Он часто писал ей письма, а на день именин прислал девушке гранатовый браслет как символ своей чистой и искренней любви. Поступки ухажера пугали Веру, она обо всём рассказал мужу и брату. Мужчины встретились с Желтковым и попросили его прекратить общение с Верой. Желтков осознавал, что не в силах разлюбить ее, он передал ей последнее письмо и убил себя. В нем он просил Веру послушать сонату Бетховена. Выполнив просьбу, Вера вдруг осознала, какая сильная любовь «прошла мимо неё». Она почувствовала раскаяние за то, что не могла ответить взаимностью человеку, который умел так искренне любить, и упустила своё настоящее женское счастье. Раскаяние девушки никак уже не могло исправить случившегося, но помогло ей стать мудрее и опытнее.

Л. Н. Толстой «Война и мир». Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» затрагивает тему раскаяния. Андрей Болконский был добрым, честным и самоотверженным человеком, но в своей жизни совершил множество ошибок. Он женился на Лизе, оба были несчастны в браке. Девушка часто плакала, она мечтала о счастье, но Болконский не любил её и не мог дать ей того, чего она так хотела. Андрей, отправляясь на войну, привёз к отцу, Николаю Болконскому, беременную жену. Он не хотел оставлять женщину одну и знал, что в доме отца о ней смогли бы позаботиться. Во время военных сражений Андрей был ранен и взят в плен, но смог вернуться домой. Лиза умерла во время родов, дав жизнь ребёнку, Николеньке. Андрей осознал, насколько ужасно обходился с женой, но исправить ошибку было уже невозможно. Он чувствовал ужасную вину за несчастье девушки, ему вспоминалось искаженное болью лицо жены, говорившее: «Что вы со мной сделали?». Прошло время, и Болконский понял, что его жизнь не закончена, он смог найти в себе силы и найти свою первую настоящую любовь – Наташу. Таким образом, каждый человек может совершить ошибку, иногда её последствия исправить невозможно. Тогда остаётся единственный выход – извлечь урок и постараться двигаться дальше. 

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Тема раскаяния является основной в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой произведения, Родион Раскольников, считал, что все люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он был уверен, что есть личности, которые могут распоряжаться судьбами других, и хотел проверить свои возможности. Для доказательства своей теории он совершил ужаснейшее преступление – убил двух человек. Благодаря удаче ему удавалось избегать наказания. Но его совесть, внутренний страх быть наказанным преследовали его повсюду. Раскольников встретил Соню Мармеладову, девушка смогла помочь ему признаться в содеянном. Она не бросила его и отправилась вместе с возлюбленным в Сибирь, во всём ему помогала. Таким образом, раскаявшись в совершенном преступлении, Раскольников осознал, что ни один человек не способен сам принимать решение о жизни окружающих. Признавая свою ошибку, он искренне жалеет, что не понял этого прежде. Именно с раскаяния началось духовное возрождение Родиона. 

Последствия раскаяния

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Проблема раскаяния также раскрывается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Свидригайлов на протяжение всей своей жизни совершил множество ужасных поступков. Он обладал высоким статусом и уважением в обществе, был довольно богат, но далеко не счастлив, а внутренний мир мужчины невероятно беден и ужасен. Он был уверен в том, что человек может пойти на всё, если осмелится. Его последняя мечта заключалась в женитьбе на Дуне, казавшейся ему спасением от его мук. Он устроил западню и хотел взять ее силой, а она уже была готова выстрелить в него из револьвера, но опустила оружие. Тогда Свидригайлов отпустил Дуню, он вдруг осознал, что за свою жизнь не сделал совершенно ничего по-настоящему стоящего, чтобы эта девушка могла его полюбить. Раскаявшись в совершённых поступках, он не смог жить дальше и застрелился. Порой признание своих ошибок приводит человека к такому ужасному исходу.

О. Уайльд «Потрет Дориана Грея». Тема раскаяния также затрагивается в произведении О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Молодой человек по имени Дориан Грей был красив, внешность во многом помогла ему добиться всего, чего он хотел. В подарок он получил собственный портрет, картина обладала удивительной способностью меняться, оставляя его внешность без порочных или возрастных изменений. Когда Дориан совершал аморальные действия, вредил кому-то, она становилась всё уродливее и уродливее, а красота Дориана не менялась. Получилось, что картина отражала внутренний мир Грея. Молодой человек за свою жизнь совершил много ужасных поступков: он употреблял запрещенные вещества, посещал притоны, убил друга, пытавшегося ему помочь. К сожалению, раскаяние достигло Дориана Грея уже через много лет после совершения всех преступлений, он не выдержал, уничтожил портрет и умер сам. Таким образом, далеко не всегда раскаяние и признание своих ошибок приводят к счастливой жизни человека. Важно уметь вовремя осознать неправильность своих действий и успеть исправить ситуацию.  

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». В сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» также затрагивается тема раскаяния. Исчезла совесть, все люди ощутили лёгкость, больше не нужно было переживать из-за сделанных ошибок, можно было свободно совершать любые преступления. Совесть осталась одна на улице, её случайно подобрал пьяница, и так она начала переходить от человека к человеку, и никто не захотел оставить её у себя. Заполучив «надоедливую переживалку», все начинали чувствовать свою вину, больше не могли обманывать, воровать, поэтому спешили избавиться от внутреннего самоконтроля. В конце рассказа совесть попала к младенцу, она смогла помочь мальчику вырасти честным, добрым, отзывчивым и успешным человеком. Таким образом, раскаяние за все совершённые поступки ранит человека, заставляет задуматься о неправильности своих внутренних качеств, о своей жизни, что тяжело для него. Далеко не каждый способен выдержать чувство вины, которое никогда не отпустит его, и изменить свою жизнь к лучшему.

Не нашли то, что искали? Вот продолжение подборки… 

Всем людям свойственно оступаться и совершать неблаговидные поступки. Как сказал Иисус Христос: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит камень». Важно, чтобы человек осознал свой проступок, раскаялся, попросил прощения и старался впредь не совершать безнравственные деяния.

Грех, как тяжелый камень, висит на душе, наполняя е горечью, болью, сомнениями, сожалением. На мой взгляд, морально очень тяжело жить с такой ношей. Многие люди впадают в депрессию, могут покончить самоубийством, если не справляются с душевными терзаниями. Искреннее раскаяние очищает душу.

Подтверждение можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова и Родион Раскольников – грешники. Они оба преступили нравственный закон. Герои расплачиваются за совершенные проступки моральными страданиями. Их прегрешения имеют различные истоки и предпосылки: Соня становится проституткой от безысходности. Ею движет желание помочь своей бедствующей семье. Раскольников убивает старуху-процентщицу из стремления проверить свою теорию сильной личности – «тварь ли я дрожащая или право имею?». Я считаю, его преступлению нет оправдания. Невинный человек поплатился жизнью из-за его бредовой философии. Мне нисколько не жаль главного героя, когда следователь Порфирий Петрович морально издевается над Раскольниковым, доводя его своими каверзными вопросами почти до сумасшествия. За все должна быть расплата.

На протяжении всего произведения мы наблюдаем нравственные и духовные метаморфозы, происходящие с главным героем. В итоге он приходит к раскаянию. Он признается Соне в совершенном преступлении, потому что видит в ней родственную душу. По моему мнению, одна из самых сильных и трогательных сцен в романе – совместное чтение Библии двумя грешниками: Соней и Раскольниковым. Я думаю, автор хотел сказать, что путь к подлинному очищению души лежит через веру, принятие Бога и христианских принципов. Они элементарны и знакомы каждому: «Не убий, не прелюбодействуй, не укради, почитай отца своего и мать».

В заключение скажу, что идеальных людей не существует. В жизни каждого из нас находится место греху. Однако, хочется, чтобы искреннее раскаяние показало верный путь к просветлению, очищению, истине и добру.

Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.

Тезисы

  • Практически каждый сознательный человек, совершивший когда-то неблагородный поступок, рано или поздно раскаивается.
  • Понятие «Раскаяние» является синонимом совести, без которой развитие нравственности каждого из нас невозможно. 
  • Раскаяние иногда приходит в качестве наказания тем, кто не смог проявить решительность в борьбе за свое счастье. 
  • Раскаяние — свидетельство нравственного очищения личности.
  • Когда человек раскаивается в содеянном, он делает первый шаг на пути к искуплению грехов.

Аргументы

И.С. Тургенев, «Ася». В повести И.С. Тургенева «Ася». Главный герой Н.Н. — воодушевленный жизнью, спокойный и счастливый человек. Он ценит размеренный распорядок дня, уравновешенность и внутреннюю беззаботность. Но в тот момент, когда в жизни мужчины появляются Гагин и его сестра Ася, всё меняется. Девушка казалась ему красивой и веселой, её поступки забавляли его. Но когда пришло время для решительного шага — признания, главный герой трусит и боится ответственности, что приводит к тому, что Ася навсегда исчезает из его жизни. Еще долго потом Н.Н. будет раскаиваться за свою нерешительность и жалеть о перспективе возможного счастья. Но его бесплодное сожаление не исправит совершенной ошибки.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Или же в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Юная и мечтательная Татьяна проникается любовью к главному герою, и со временем, после недолгого вынашивания томительного чувства в груди, отправляет Евгению письмо-откровение, где признается ему в любви. Но Онегин не отвечает девушке взаимностью и отвергает чувства Татьяны. Однако проходит время и всё меняется. Главного героя осеняет осознание любви, и он спешит рассказать возлюбленной о пришедшей взаимности. Правда, к сожалению, девушка уже замужем, хоть и любит до сих пор Евгения, но не может ответить ему взаимностью, чтобы не предавать мужа, которого глубоко уважает. Онегин остается ни с чем, кроме чувства раскаяния за то, что испугался и несерьезно отнёсся к признанию девушки. Раскаяние позволяет ему осознать всю глубину собственного заблуждения.

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». В данной повести главные герои — влюбленная пара. Она — юная и красивая крестьянка, а он — молодой, статный дворянин. С самого начала произведения можно заметить, что эти отношения обречены на расставание, и Эраст это также понимает, но не может совладать с собой, и отдается порыву страсти. В то время как Лиза очень мечтательна и наивна, у неё и мысли нет о том, что этот тандем не навсегда. И когда «всё хорошее когда-нибудь заканчивается», и молодой человек уезжает, девушка очень страдает и мучается. Вскоре она узнает, что её возлюбленный планирует жениться на богатой вдове. Не в силах справиться с обидой первой любви, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст будет раскаиваться и винить себя до конца своих дней. 

А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Главный герой отчаянно и безответно влюблен в Веру Николаевну. Она — его смысл жизни, он видит её во всем, что его окружает. В качестве подтверждения своих искренних чувств, он дарит ей гранатовый браслет. За этим следует письмо с откровенным, божественным признанием в любви. «Я благодарю Бога за то, что вы существуете». На такое красивое и приятное заявление Желткову отвечает не сам объект его обожания, а её муж. Не выдержав этого ответа и не совладав с собой, главный герой кончает жизнь самоубийством. Вера, узнав об этом, приходит в ужас и очень раскаивается. Ведь она упустила не только горячо любящего её мужчину, но и женское счастье в беззаветной любви. Раскаяние Веры ничего не изменит, но позволит ей стать мудрее и опытнее. 

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Андрей Болконский после свадьбы с Лизой постепенно охладевает к супруге. Ее легкомыслие, кокетство и светский образ жизни раздражают умного и серьезного Андрея. Скрывать этот факт у главного героя не выходит, и он воодушевленно едет воевать в надежде отдохнуть от быта и жены. Но Лиза умерла при родах, и Андрей остался с маленьким ребенком. Он застал жену при смерти и увидел на ее челе немой укор. Она как будто упрекала его: за что он так с ней обошелся? После этого герой долго не мог восстановить душевную гармонию. Это раскаяние позволило ему стать мудрее и добрее. Он стал по-иному относиться к семейной жизни и признал ее приоритет в жизни каждого человека. 

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Из-за образа жизни Родиона и бедственного положения в его голове возникает популярная теория о праве на жизнь. Находясь в роли Бога и вершителя судеб, мужчина не думает о том, что, убивая другого, он, в первую очередь, делает это с самим собой. Пытаясь доказать собственную значимость в мнимой иерархии, герой убивает старуху-процентщицу и ее сестру. После этого он заболевает лихорадкой и едва не теряет рассудок, ведь он убил себя, свою душу, но не теорию. Только по прошествии времени, благодаря Соне Мармеладовой, к Раскольникову приходит осознание того, что же он натворил. Главный герой понимает, как был не прав, и отрекается от всех своих теорий, видя, насколько те были ошибочны. После этого раскаяние приходит незамедлительно и сопровождает его до конца. Именно оно позволило Родиону исцелиться и начать жизнь заново.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Петр Гринёв, главный герой романа, ведет развязный образ жизни, ведь его будущее в элитном полку обеспечено богатыми родителями. Но когда он из-за гнева батюшки попадает в Белогорскую крепость, всё меняется на 180 градусов. Находясь там, он проходит различные уроки жизни. Испытание любовью, предательством, дружбой — всё это заставляет его взглянуть на старую жизнь и раскаяться в своей былой праздности. Он больше не намерен так жить. Любовь приводит его к раскаянию, теперь Петр хочет жить честно, правильно. А раскаяние приводит главного героя к изменению собственного уклада жизни в лучшую сторону. Из «недоросля» он превращается в героя отечества.

В.М. Шукшин, «Калина красная». Главный герой, связавшись в свое время не с той компаний, раскаивается перед своей матерью, которой принес много горя и бед. Из-за криминального прошлого и его отголосков жизнь семьи идет под откос, и одинокая мать уже не надеется встретить своего ребенка. Мамино сердце не выдерживает ударов судьбы и чахнет в одиночестве. Именно поэтому молодой человек берется за ум, отказывает в делах своим старым дружкам и встает на истинный путь правильной жизни. Его раскаяние — начало исправления. Без этого осознания он никогда бы не изменился к лучшему.

А.Н. Островский, «Гроза». Главная героиня — очень набожная, хрупкая девушка, которая хочет любви и заботы. Но, к сожалению, в качестве спутника ей попадается «маменькин сынок» и тюфяк, который не то что жену, но и себя отстоять не может перед властной матерью. Единственная его мечта — это поскорее уехать от материнских указаний, о своей молодой жене он думает в последнюю очередь. А уж ей-то приходится не сладко, свекровь постоянно находит причину, чтобы вновь развязать конфликт с доброй Катериной. Оказавшись в отчаянии, она решается на измену, поддается страсти, выходит за рамки. Эта интрижка могла остаться в секрете, но уровень нравственности девушки настолько высок, что она просто не может с этим жить. Катерина раскаивается и всё рассказывает свекрови и мужу, несмотря на последствия. Раскаяние очищает ее душу, но не помогает решить проблему домашнего рабства. Однако именно осознание собственной греховности помогает Катерине до конца жизни сохранять верность себе и своим убеждениям.

В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Говорят, что дети намного совестливее, чем взрослые. Главный герой произведения обманывает свою бабушку: вместе съеденных ягод на продажу он набивает туесок землей, а сверху маскирует ее ягодами. Он очень сильно раскаивается и чувствует себя неловко. Нравственные угрызения совести не дают жить мальчику спокойно, именно поэтому он сознается бабушке в своем проступке. Та, конечно же, прощает его и вознаграждает пряником, поскольку мальчик искренне раскаялся.  

Все вышеперечисленные примеры раскаяния в литературе учат нас не совершать ошибки, а если так умышленно или по неосторожности вышло, смело признавать свою вину, чтобы не жалеть и не мучиться всю оставшуюся жизнь. 

  • Можно ли избежать ошибок на жизненном пути итоговое сочинение
  • Можно ли всегда поступать по совести сочинение
  • Можно ли избежать конфликта поколений сочинение
  • Можно ли в сочинении писать даты цифрами
  • Можно ли избежать конфликта между отцами и детьми сочинение отцы и дети