Можно ли использовать цитаты в итоговом сочинении

Обязательно ли нужно привести цитату в сочинении?

Обязательно ли приводить цитаты? Снизят ли оценку за их отсутствие или недостаточное количество? — это важные вопросы, которые волнуют тех, кто пишет итоговое сочинение по литературе или любое другое литературное сочинение.

Формально экзаменатор не может снизить оценку за отсутствие или, тем более, недостаточное количество цитат. Но фактически отсутствие цитат или другого рода ссылок на текст произведения может привести к нераскрытию темы. Создается впечатление, что абитуриент не знаком с текстом. Не следует забывать, что предметом анализа является именно текст, и, следовательно, он должен быть представлен в сочинении. При отсутствии цитат и ссылок на текст произведения неизбежно страдает аргументация, все тезисы выглядят голословно. Особенно это касается сочинений по лирике. Необходимо знать наизусть, по возможности, все программные стихотворения — их не так уж много, обычно большую часть их учат наизусть еще в школе.

Совет: Учите в неделю по одному стихотворению, и за год вы будете ходячей хрестоматией «Русская поэзия XIX—XX веков»!

Эпические и драматические произведения цитировать труднее; в этих случаях вы должны ссылаться на текст путем непрямого цитирования (частичного цитирования) (например, «в эпилоге романа «Преступление и наказание» Раскольникову снится последний сон, в котором…»), а также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст (например, «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит Базаров»; Собакевич, по выражению Гоголя, был похож «на средней величины медведя» и т. п.).

Пример цитирования в сочинении:
Пример. Сочинение абитуриентки по теме «Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении нет ни одной цитаты из текста произведения, ни одной отсылки к нему. Все сочинение состоит из разнообразных похвал Базарову. Концовка сочинения:

«Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, но в Вас горит неподкупное, смелое сердце новатора и прогрессивного человека. Давайте желать!..»

Вывод: анализ произведения подменен манерным, ложно-вычурным, псевдопублицистическим разглагольствованием. За претензией на «живой диалог с героем» — простое незнание текста, неумение его анализировать, привычка «лить воду». 

Как привести цитату из стихотворения в сочинении?(оформление цитаты)

Отметим главное: важно соблюдать чувство меры, цитаты не должны преобладать в тексте, но и обойтись без них нельзя.
Совет по цитированию: большие отрывки цитируйте в строчку, а маленькие (например, двустишие, четверостишие) — можно и в столбик. Большие столбики стихов производят впечатление искусственного увеличения объема сочинения.

Правило оформления цитаты из стихотворения:

Стихи в столбик цитируем без кавычек! (разумеется, если там нет каких-либо авторских кавычек, — например, прямой речи).

Цитируя стихи, МОЖНО

  • изменять некоторые грамматические формы, например, ставить другой падеж: Сравнивая свою подругу с «гением чистой красоты», Пушкин использует поэтическое выражение В. А. Жуковского («гения чистой красоты» мы встречаем в стихотворениях Жуковского «Лама Рук» и «Я Музу юную, бывало…»).
  • цитировать небольшими фрагментами, использовать отдельные выразительные слова, словосочетания, передающие своеобразие текста
  • прерывать кавычки или ставить многоточие внутри цитаты.
  • прибегать к пересказу своими словами, закавычивая только то, что помнишь наверняка.

!!! Будьте осторожнее, когда меняете в стихах грамматические формы, смотрите, не страдает ли от этого стихотворение
Например, не рекомендуется цитировать таким образом: Фамусов «собрал все книги бы да сжег».

Как приводить цитаты из прозы? (примеры)

Не обязательно запоминать наизусть очень большие прозаические фрагменты. Наоборот, это даже будет выглядеть подозрительно (ассоциируется со списыванием). Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова, выражения и фразы — в них прекрасно передается дух и пафос разбираемого текста, но они при этом не требуют долгого заучивания наизусть.
Совет:лучше всего использовать частичное цитирование

Примеры цитирования и оформление цитат из прозы:

Частичное цитирование отдельных слов и выражений: 
Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя свое ироническое к ним отношение».
Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая».

Цитирование фразы:
«А что такое счастье? Насыщенная гордость», — утверждает Печорин в своем дневнике (повесть «Княжна Мери»).

Отдельные слова из стихотворных и прозаических произведений ставим в кавычки в тех случаях, когда в современных изданиях произведения это слово печатается в традиционной орфографии (или в соответствии с индивидуально-авторским написанием), как было при жизни автора.
Примеры:«чорт» (у Гоголя), «жолтый» («в соседнем доме окна жолты» у Блока), «дубинноголовая» (о Коробочке) и т. п.

Пересказ, сочетаемый с цитатами.
Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ. Вы можете «разбить кавычки», пересказывая фрагмент близко к тексту.

Пример: Обломов не мог писать, потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».

Ответы на популярные вопросы о сочинении.

Вопрос: как оформлять цитаты в сочинении, где они нужны, а где не нужны.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЦИТИРОВАНИЯ в сочинении:

→ в формулировке проблемы цитата, как правило, не нужна. Фактической ошибкой будет включение в кавычки вопроса, которого НЕ БЫЛО в тексте (Автор задает вопрос: «Как родители влияют на детей?»)
→ в комментарии цитаты нужны, но не допускается чрезмерное цитирование (длинное предложение разбиваем на короткие фрагменты, в цитате достаточно 2-4 слов);
→ никогда не меняем в цитате ни слова, ни окончания, ни знаки препинания;
в позиции автора можно процитировать фрагмент текста (предложение лучше сократить), можно сформулировать мысль своими словами;
→ не цитируем прозу в аргументации;
→ стихи в аргументации обязательно цитируем, достаточно одной строчки.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЦИТАТЫ.

Первый случай.
Если цитата оформлена как прямая речь:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен». (В цитате сохранено авторское тире перед союзом но.) «Победителю ученику от побежденного учителя», – так написал Жуковский на своем портрете, который подарил Пушкину в 1820 году.

«Я понял одну нехитрую истину, – говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. – Она состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Второй случай.

Иногда цитата является частью предложения. В этом случае она тоже выделяется кавычками, но пишется со строчной буквы:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

Фамусов и Чацкий расходятся во всем: в отношении к службе, к образованию, крепостному праву, к «веку нынешнему и веку минувшему».
Третий случай.

Цитата может приводиться не полностью. Тогда на месте пропуска ставится многоточие.

Д.И. Писарев указывал: «…красота языка заключается… в его ясности и выразительности».

«…Красота языка заключается… в его ясности и выразительности», – отмечал Д.И. Писарев.

Четвертый случай.
Цитироваться могут и строки из стихотворений. Такие цитаты в кавычки не заключаются, если они пишутся с соблюдением стихотворных строк:

В седьмой главе «Онегина» Пушкин создает торжественные, возвышенные строки о Москве:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Вопрос: за какие ошибки не снижают баллы?

ОШИБКИ БЕЗ ПОТЕРИ БАЛЛОВ

Ошибки графические (не учитываются при проверке) — это разновидность ошибок, связанных с графикой, то есть с написанием слова, и возникающих не в результате незнания или нарушения правил, а из-за невнимательности.

Графическими ошибками являются описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Не учитываются при проверке сочинения описки: неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля).

К числу наиболее распространенных описок обычно относят:

— пропуски букв: … весь роман стоится (следует: строится) на этом конфликте;
— перестановки букв, напр.: …новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
— замены одних буквенных знаков другими, напр.: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное Ледовое побоище);
— Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях (следует: даже).

НО: аналогичные случаи в «ошибкоопасных» местах — то есть там, где написание определяется правилом, — расцениваются как ошибки!

СМАТРЕТЬ (орфографическая ошибка, к7)
ЧУСТВО (орфографическая ошибка, к7)
ЗАДУМЫВАЮСЯ (грамматическая, к9)
роман Л.Н.Толстова (грамматическая и фактическая, к9 и к12)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:

ОРФОГРАФИЯ

— В переносе слов.
— Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
— В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
— При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
— В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
— Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
— На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить).

ПУНКТУАЦИЯ

— Тире в неполном предложении.
— Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
— Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
— Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
— В передаче авторской пунктуации.

Вопрос: Снизят ли баллы, если в сочинении приводить аргументы не из классической литературы по школьной программе, а из каких-нибудь сказок или современных книг?

Эксперты проверяют ваши сочинения по инструкции. Этот документ называется «Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ», он есть на сайте ФИПИ.

Читаем инструкцию:

литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения).

Аргументы из читательского опыта должны приводиться с точным указанием источника (название книги (статьи), её автор).
Итак, в инструкции не указано, что существуют литературные произведения, которые при проверке вам могут не засчитать за пример из литературы. В разъяснениях РЦОК упоминается, что примером из литературы может быть любое произведение, опубликованное на русском языке, если вы указали автора и название.

Однако не рекомендуем использовать примеры из «бульварной литературы», литературы 18+ или литературы для дошкольников (можно потерять балл за этику или неудачно написать сам аргумент).

Литературные сказки, фантастика, литература для подростков, литература из школьной программы — пожалуйста, используйте, выбор очень велик.

Указание на то, что произведение должно быть общеизвестным, даёт эксперту право не засчитывать аргумент, пример к которому основан на НЕИЗВЕСТНОЙ проверяющему сочинение или на НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ книге (тогда на апелляцию можно принести книгу, показать, какой эпизод вы упоминаете в сочинении, и вернуть потерянный балл).

Но даже если выбран пример на основе классики, аргумент не будет засчитан, если он не служит убедительным доказательством вашего мнения.

«Я согласна с мнением автора, что Нечаев правильно поступил, что не позволил убить зайца, у которого не было ног. А Зубаткин – это человек с холодным каменным сердцем, у которого нет чувств, ему было все равно, кого убивать. Человек должен быть на равных с животными.

Позиция автора мне известна из произведения Тургенева «Муму», когда Герасим утопил свою преданную собачку.»

За этот «аргумент» эксперт не поставит баллы по К4, потому что не сформулировано мнение автора сочинения (доказывается мнение автора текста), нет тезиса, обоснованием которого служит пример, и нет, собственно, примера из текста (есть только упоминание одного из событий известного рассказа И.С.Тургенева).


Вопрос: правда ли, что за сочинение можно получить 0 баллов? Проверяется ли при этом тестовая часть, или сразу ставится «2»?

За что можно получить 0 баллов.

Естественно, за сочинение поставят 0 баллов из 24 первичных, если на бланке сочинения нет работы. На проверке тестовой части это не отразится, результаты за экзамен будут получены.

1) выпускник не стал писать сочинение. Так бывает, сочинение пишут не все. Для того чтобы перейти порог, достаточно выполнить тестовую часть (порог для получения аттестата — 24 итоговых балла из 100, для поступления в вуз — 36 баллов, то есть достаточно набрать 12 или 18 первичных баллов, чтобы закончить школу или поступить туда, где нет конкурса)

2) выпускник написал сочинение на черновике, но не успел приступить к работе с чистовиком. К сожалению. на экзамене такие ситуации бывают. Помним: ЕГЭ по русскому длится всего три с половиной часа, за это время нужно решить тест, написать сочинение и заполнить бланки. Не хватает времени — не пишите на на черновике всё сочинение (набросайте только план), а после этого работайте сразу на бланке №2.

3) выпускник написал сочинение не на том бланке (если на первом бланке для сочинения нет записей, второй бланк не проверяется). Так может случиться, поэтому будьте внимательны и не путайте бланки.

Но можно получить 0 баллов и в том случае, если сочинение написано. 0 ставится за написанную работу в том случае, если она:

1) так или иначе подписана. Если в вашем сочинении (в чистовике) появится замысловатый узор, цветочек, номер телефона, упоминание о том, в какой школе вы учитесь или как связаться с вашим папой — работа проверяться не будет. Строго 0 баллов.

2) написана не по теме. Самое замечательное сочинение соседа или выученный на всякий случай вариант «про войну» оценят на 0 баллов, если вам достался текст не как у соседа и не про войну.

3) «представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев». Обратите внимание — появление ЛЮБОГО собственного высказывания (например, «в наши дни часто приходится сталкиваться с такой проблемой, как…» «автор предложенного текста заставляет задуматься о …», «я согласен с автором в том, что…») вынудит эксперта проверять работу.

4) содержит менее 70 слов (под «словом» при проверке подразумевается каждое отдельно написанное слово, предлоги и союзы тоже считаются. Не учитываются цитаты из текста, предложения, взятые из задания 25 и полностью переписанная информация об авторе).

5) написана неразборчиво и не читается. Эксперты — это учителя с большим опытом работы или кандидаты филологических наук, они умеют читать рукописный текст разного качества. Но если работа написана не черной гелевой ручкой, буквы сливаются, а «н» не отличается от «и», «м» и «п», работа может остаться без проверки.

Желаем вам написать сочинение на максимальный балл и не оказаться в числе тех, кто получит за эту часть работы 0 баллов!

Автор: Оксана Беляева | vk.com/ot252791.
Источник: vk.com/russian_100.

Обязательно ли нужны цитаты в сочинении?

Кратко: нет, необязательно. «Фуф!» — выдохнули некоторые. Раньше времени не расслабляйтесь. Да, слово в слово цитировать прозу нет необходимости, но хорошо знать произведение — надо обязательно. Ничто так не говорит о вашей начитанности и умению доказывать мысль, как уместные аргументы, подтвержденные анализом отдельных эпизодов.

Краткая характеристика персонажа — это также один из способов привлечения текста. Прекрасно, что вы можете вспомнить отдельные детали, например, при анализе образа Базарова вы вспомнили, как он гордился своим простым происхождением, что его отец лекарь, а дед и вовсе был дьячком и землю пахал.

Нет ничего хуже общих пустых фраз. Всегда старайтесь говорить конкретно. Иначе у эксперта сложится впечатление, что вы в ночь перед экзаменом прочитали краткие содержания, надеясь на чудо, и пошли писать. Не надо так!

Приведу хороший пример из нашего

банка работ

, как можно привлекать текст, минуя прямое цитирование. Отрывок из сочинения по теме «Как смысл эпиграфа к роману А.С Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?»: «Для семьи Мироновых честь была главным принципом. Они понимали ее как беззаветное служение императрице и защиту крепости. В главе “Пугачевщина” Василиса Егоровна отказалась уезжать от мужа и осталась с ним в Белогорской крепости. Иван Кузьмич оборонял крепость до последнего. Супругов не смогли сломить ни угрозы, ни превосходящие их силы врага. Они мужественно встретили мучительную смерть, отказавшись присягнуть самозванцу».

Во-первых, автор сначала дал тезис — «честь для Мироновых была главным принципом». Затем, как и полагается, пошел пример. Во-вторых, указано название главы. Тот, кто читает краткие содержания, подобными сведениями блеснуть не может. И в-третьих, названы полные имена героев, и емкая оценка от автора сочинения: «они мужественно встретили мучительную смерть». Никакой воды, ничего лишнего. Всё грамотно и по делу. Учитесь!

Напоследок цитата второго критерия — «Привлечение текста произведения для аргументации»:
«Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не меньше трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют».

Нарушения правил цитирования на ЕГЭ по литературе могут спровоцировать ряд ошибок. Самая грубая из них — фактическая. Она входит во 2 критерий (привлечение текста произведения для аргументации) и способна лишить вас нескольких баллов.

Чтобы избежать «обнуления» многочасового труда, изучите как правильно цитировать в сочинении на ЕГЭ.

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Первый способ, как видно ниже, больше соответствует выбранному автором стилю и благодаря этому предложение выглядит цельно.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу:
Кто создан из глины, кто создан из камня
— а я серебрюсь и сверкаю!

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам: «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день».

Второй же способ намного проще, однако цитирование таким путем делает ваше сочинение менее красивым.

При помощи антитезы она противопоставляет себя обществу. («Кто создан из глины, кто создан из камня/- а я серебрюсь и сверкаю!»)

или

Простакова является самодуром, держащим в страхе окружающих и пренебрежительно относящимся к слугам. («По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»).

*В лирике конец строки обозначается /, а конец строфы //.

Подробнее о строфах и строках можно прочесть ЗДЕСЬ.

Как упоминалось выше, оба способа цитирования на ЕГЭ по литературе позволительны, и если вы используете скобки или слэши для своего цитирования, это не станет ошибкой, из-за которой вы лишитесь баллов. В сочинении по русскому на ЕГЭ, напротив, допускается только 1 вариант, где используются кавычки.

И если вы уже определились с методом цитирования, то изучайте правила для каждого из родов, изложенные ниже.

Как цитировать стихи

Стихотворение литература это

Цитирование лирических и лиро-эпических произведений может быть произведено с помощью прямой и косвенной речи, а также с помощью внедрения цитаты в предложение (тем самым цитата становится его частью).

Цитирование с помощью прямой речи

Стихи могут быть процитированы с помощью прямой речи в начале, в середине и в конце предложения.

При использовании прямой речи в начале предложения цитата ставится в кавычках, а после цитаты ставится тире.

В начале предложения
«Разбросанным в пыли по магазинам» — эти строки будто предсказывают судьбу Ахматовой.

Если цитата используется в середине предложения, то перед началом цитаты ставится двоеточие, а в конце тире.

В середине предложения
Такие строки: «Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!)» — являются неким предсказанием Ахматовой.

Перед цитатой в конце предложения ставится двоеточие. Обратите внимание, что в позиции конца предложения и при сохранении стихотворной строки кавычки могут не стоять!

В конце предложения
Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина…

Также, прямая речь может быть прервана вашим замечанием. Чтобы его вставить, необходимо «разорвать» цитату точкой, а затем тире; написать ваше замечание; потом снова написать точку с тире, чтобы продолжить цитату. Кавычки при этом не переставляются.

Внутри предложения
«Язык, — отмечал Чехов, — должен быть прост и изящен».

Цитирование с помощью косвенной речи

При цитировании лирики может быть использована косвенная речь.

Косвенная речь
С.А. Есенин приходит к мысли, что «все мы в этом мире тленны»

Косвенная речь может быть введена союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть продолжением предложения. В этом случае цитата используется в оригинальном склонении и с оригинальной пунктуацией, а также ставятся кавычки.

В конце предложения
Её стихам «как драгоценным винам, настанет свой черед».

Цитату менять нельзя! Если цитата не подходит по согласованию к вашему комментарию, измените комментарий!

Как цитировать прозу

Методы цитирования прозы почти ничем не отличаются от цитирования лирики. Единственное, что разнится — при цитировании прозы мы всегда используем кавычки.

Цитирование с помощью прямой речи

Цитирование прозы также может быть в начале, в середине и в конце предложения.

Если цитата в начале, то она заключается в кавычки, а после нее ставится тире.

В начале
«Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания» — так автор с помощью героя-резонёра-Стародума передаёт свое беспокойство о будущем государства.

Чтобы не было ошибки при использовании цитаты в середине предложения, необходимо перед ее началом поставить двоеточие, заключить цитату в кавычки, а после нее поставить тире.

В середине предложения
Оратор привел слова Пушкина: «Наша общественная жизнь — грустная вещь» — и этим закончил свое выступление.

В конце предложения перед цитатой нужно поставить двоеточие и заключить ее в кавычки.

В конце предложения
Аркадий старался успокоить друга и не начинать конфликт: «Полно, Евгений…»

Цитирование с помощью косвенной речи

Косвенная речь при цитировании прозы оформляется так же, как и при цитировании лирики. А именно: ставятся кавычки перед союзами ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимениями и наречиями КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и другими, а также частицей ЛИ.

Косвенная речь
Белинский писал, что: «причина этого комизма … заключается не в способности … автора находить во всем смешные стороны, но в верности жизни.»

Цитата как продолжение предложения

Чтобы продолжить свою мысль цитатой, ее необходимо брать в оригинальном виде и заключить в кавычки, при это согласовав все части предложения с ней.

Цитата как продолжение предложения
Жизнь главного героя «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей».

Общие правила цитирования

Как бы варианты цитирования не разнились, для них действуют общие правила:

  • При цитировании лирики и прозы выбранные вами предложения должны в точности отражать авторскую орфографию и пунктуацию (если это правило не соблюдается, вы получаете фактическую ошибку).
  • Если при цитировании некоторые слова были опущены, на их месте ставится многоточие.

  • Также, многоточие ставится в том случае, если вы пишете лишь часть цитаты, обрывая ее на каком-нибудь слове.

  • Многоточие должно быть использовано в начале цитаты, если вы берете выражение автора не с начала предложения.

  • Если цитата призвана продолжить мысль, то первое слово цитаты должно начинаться со строчной буквы.

  • Цитаты из нескольких строк выделяются кавычками только один раз.

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Подготовка к сочинению в декабре. Цитаты. Рекомендации по их использованию в сочинении

ЕГЭ. Литература. Подготовка к сочинению в декабре. Цитаты. Рекомендации по их использованию в сочинении

блокнот

Сегодня стало модно блеснуть  в той или иной ситуации знанием  какой-то цитаты, яркого выражения . Это не случайно. К месту использованная цитата делает речь яркой, образной, выгодно подчёркивает уровень образованности человека.

Цитаты великих людей настоящего  и прошлого, талантливых учёных, писателей, мыслителей, общественных и государственных деятелей можно использовать и при  подготовке и написании сочинения по литературе. Я дам вам, ребята , свои рекомендации по этому поводу, а вы уже сами думайте, использовать их или нет.

Использование цитат в сочинении по литературе в декабре. Рекомендации.

  • Первый способ использования цитат при написании вступления или заключения — это понять её основной смысл и , опираясь на него, высказать свои мысли по проблеме.

Пример

«Основа любви, первейшее её условие – вера, безусловная верность и преданность». 

(Кэтрин Энн Портер , американская писательница, 1890-1980)

Данная цитата может навести вас примерно на следующие размышления.

Не бывает любви без верности, без веры тому, кого любишь. Именно верность  является её основой, делает любовь  крепкой, причём верность безусловная, без всяких разовых исключений.  Вера в любимого  и личная верность   и преданность  ему — это  сущность настоящей любви.

  • Второй способ использования цитаты — это не только опора на её основной смысл, но и, по возможности, применение хотя бы части цитаты для подтверждения своих мыслей. С этой целью я рекомендую вам запомнить по одной — две цитаты на каждое направление темы. Поверьте, это не так сложно, если вспомнить, сколько ребята запоминают, например, дат, готовясь к ЕГЭ по истории.

Пример

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?

(Конфуций — древний мыслитель и философ Китая, 551-479 г. до н.э.)

Человек, не вызывающий доверия, не может быть интересен. Он ненадёжен, может изменить в любую минуту, подвести. Доверие -основа взаимоотношений людей. Как образно высказался по этому поводу древнекитайский мыслитель Конфуций: «Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить?». «Ось», основа  должна быть в каждом человеке, это то, что делает его надёжным. Такой человек не предаст, не изменит.

  • Цитаты желательно использовать, приводя в качестве аргументов конкретное произведение. Поэтому я рекомендую опираться на те, которые вы хорошо знаете, читали, помните, возможно, монологи того или иного героя учили наизусть. Вы уже заметили, читая мои аргументы вам в помощь, что многие произведения повторяются. Это я сделала не случайно. Одно и то же произведение  может подойти сразу к  нескольким темам.

Рекомендую:

  1. Определите круг произведений, которые вы хорошо знаете и которые могут подойти хотя бы по 2-3 темам.
  2. Заведите небольшой блокнот для цитат, выписывайте туда, готовясь к сочинению, яркие, запоминающиеся цитаты. Учите их, хотя бы частично, хотя  бы фразы, словосочетания  из цитат. Это вполне реально сделать. В моих материалах, как вы заметили, в каждом аргументе есть цитаты (выделены особым шрифтом). Они  могут стать для вас основой для запоминания. Приведены  именно важные цитаты, подтверждающие мысли при анализе произведения,  цитаты знакомые, как говорят, они «на слуху».
  3. Постоянно повторяйте цитаты.

Нужно уметь верно оформлять цитаты. Я в скором времени помещу статью об этом. Следите за публикациями.

Таковы мои рекомендации. Прислушайтесь к ним. Поверьте, использование цитат, а также их применение сделает ваше сочинение интересным, глубоким.

Желаю удачи!

Вера Александровна.

Как вставлять цитаты из текста в сочинение?

Основные правила оформления цитат:

  1. Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.
  2. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. …
  3. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. …
  4. Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

Как написать сочинение с цитатами?

При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате. Если же цитата черпается из критической статьи или какого-либо другого источника, то следует указывать автора, которому принадлежат цитируемые слова.

Нужно ли использовать цитаты в итоговом сочинении?

Да, слово в слово цитировать прозу нет необходимости, но хорошо знать произведение — надо обязательно. Ничто так не говорит о вашей начитанности и умению доказывать мысль, как уместные аргументы, подтвержденные анализом отдельных эпизодов.

Как правильно цитировать?

При цитировании разрешается опускать некоторые слова или фразы из источника, при условии, что не искажается смысл оригинального высказывания. Вместо пропущенных слов ставится многоточие или, если купюра значительная, многоточие в угловых скобках.

Как правильно оформлять цитаты из книг?

Правописание

  1. Самый распространенный способ – выделение кавычками. «Основные требования к цитате – это уместность и точность. …
  2. Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста: …
  3. Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой.

Как цитировать в егэ по литературе?

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Как правильно цитировать текст в эссе?

Привести короткие цитаты.

  1. Цитата обязательно должна начинаться с вводного текста; не вставляйте цитату без вводного текста, иначе читатели могут не понять, что к чему. …
  2. Вы также можете упомянуть имя автора в тексте вместо того, чтобы писать его в скобках в конце.

Как начать сочинение егэ?

Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.

Как можно вставить цитату?

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы. Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

Сколько минут дается на подготовку к пересказу 2021?

На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.

Сколько минут дается на подготовку к пересказу?

На подготовку к пересказу дается всего 1 минута. Лучше использовать ее для того, чтобы найти способ включить цитату в свой пересказ. Не забывайте, что к внедрению цитат существуют свои требования: она должна быть уместной и логичной.

Как правильно оформить цитату из стихотворения?

Основные правила оформления цитат

  1. Цитата должна совпадать с текстом произведения.
  2. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. …
  3. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. …
  4. Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

Сколько должно быть цитат в итоговом сочинении?

За это время нужно создать текст объёмом не менее 350 слов – таково рекомендуемое количество слов в итоговом сочинении. Если же в ученической работе менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за работу в целом. Максимальный объём сочинения не регламентирован.

Можно ли использовать стихи в итоговом сочинении?

В критериях оценивания итогового сочинения (Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала) сказано: «Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы». Следовательно, использовать можно и прозу, и лирику, и драматургию.

Практические
советы для написания итогового сочинения по литературе

I. Вступление раскрывает основную
мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление
состоит из 3 элементов:

1.      объяснение
ключевых слов темы или цитаты;

2.      общие
рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3.      ответ-тезис
на главный вопрос темы.

Все
эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы,
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

·        
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы,
на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке
вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли
утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо»
, «действительно ли… » и т. д.,

·        
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется
обосновать уже имеющееся утверждение,

·        
тема — назывное предложение (ключевые
слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать
ответы на поставленные вопросы.

II. Основная
часть 
раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис +  Аргументы

Тезис —
это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.

Помни!

·        
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и
зaключeниe, вмeстe взятыe.

·        
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

·        
Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

·        
Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка 
это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.

Аргумент нужно:

·        
привести из литературных источников.

·        
выделить в отдельный абзац.

·        
в конце каждого абзаца написать микровывод.

·        
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше,
чтобы аргументов было два.

·        
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой
аргумент!

Аргумент
состоит из 3 элементов:

1.      Обращение
к литературному произведению
 — называем автора и
произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем —
«произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

2.      Его
интерпретацию
 — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора,
используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель
рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто
написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не
анализ, а простой пересказ.

3.      Микровывод (он
завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для
логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем
основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной
проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит
итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4
способа закончить сочинение: 

1.      Вывод.
Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя
повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после
аргументов. 

2.      Заключение-призыв.
Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать
глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами
«нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .

3.      Заключение —
выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и
логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4.    Цитата,
подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее
подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы
соответствовало главной мысли сочинения. Помнисмысл
цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя
использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово,
(например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее
общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Практические советы в написании итогового сочинения:

1.    Как
писать вступление?

o    Вступление
должно быть 60-70 слов.

o    Правильно
ли определено ключевое слово в теме сочинения?

o    Отражено
ли это во вступлении?

o    Намечена
ли цель сочинения?

2.    Есть
ли переход к основной части?

o    Эта
проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …)
литературы….

o    Так,
в повести (романе, рассказе, …) речь идет о….

o    Неужели
в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)? (можно задать риторические вопросы)

o    Так
в произведении…показан….

o    Именно…(
один из этих вариантов!)

3.    Как
писать основную часть?

o    Основная
часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);

o    Обращение
к произведению (указаны автор, название);

o    Озвучена
проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);

o    Приведены
конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой
проблему;

o    Слова,
выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

o    Промежуточный
вывод (слова из формулировки темы!);

o    То
же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: — Еще одно
произведение, где поднимается тема…. — ….;

o    О…(озвучиваем
проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;

o    Об
этом же писал…;

o    Это
же волновало….;

o    Если
один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

4.    Как
писать заключение?

o    В
заключении — 60-70 слов.

o    Заключительная
фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я
думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

o    Клише
для начала заключения:

    • Подводя
      итог, хочется сказать:…
    • Таким
      образом, мы понимаем, что….
    • Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни
      человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель,
      поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Речевые
клише 
— это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое
сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению: 

Для вступления

·        
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.
Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

·        
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
взгляд, … 

·        
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю,
что… 

·        
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит
…(некое понятие). Я считаю, что …

·        
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
… 

 Для тезисов

·        
Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)

·        
Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой
взгляд, …(основная мысль сочинения).

·        
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я
считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для перехода к основной части

·        
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная
литература

·        
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых
раскрывается тема…

·        
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …

·        
Обратимся к произведениям художественной литературы

·        
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной
литературы

·        
Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в
котором…

·        
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу:
…(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для аргументов

Обращение
к произведению

·        
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к
теме… 

·        
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).

·        
Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

·        
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих
писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).

·        
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в
стихотворении…(автор, название).

·        
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в
романе… (автор, название).

·        
Вспомним героя повести… (автор, название).

·        
Обратимся к роману… (автор, название).

·        
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет
об этом.

Интерпретация
произведения или его фрагмента:

·        
Автор повествует о…

·        
Автор описывает…

·        
Поэт показывает…

·        
Писатель размышляет о…

·        
Писатель обращает наше внимание…

·        
Писатель заостряет наше внимание на …

·        
Он акцентирует внимание читателя на…

·        
Этот поступок героя говорит о …

·        
Мы видим, что герой поступил так потому…

·        
Автор показывает, к каким последствиям привело…

·        
Этому герою/поступку автор противопоставляет…

·        
Писатель осуждает…

·        
Он ставит нам в пример…

·        
Автор подчеркивает…

·        
Автор утверждает… 

Промежуточный
вывод:

·        
Писатель считает, что…

·        
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

·        
Мы можем прийти к выводу… 

Для заключения

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

·        
Невольно напрашивается вывод…

·        
Таким образом, мы приходим к выводу: …

·        
Итак, можно сделать вывод, что…

·        
В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о
…! Будем помнить о…!

·        
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

·        
В заключение хочется выразить надежду на то, что…

·        
Хочется верить, что…

·        
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

·        
Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

·        
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте,
убеждают нас в том, что…

·        
Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди
должны…

·        
(Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
Автор текста тоже считает, что .…

·        
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю,
надо…

Сочинение по
направлению «Отцы и дети»

В чем состоит
конфликт отцов и детей?

Отцы и дети – вечная проблема, связанная со сменой поколений.
Время движется вперёд, одна эпоха сменяет другую, а вместе с эпохой уходят
старые поколения, на смену им идут молодые. Неизбежен ли конфликт «века
нынешнего» и «века минувшего» или возможно согласие? На чьей стороне правда в конфликте
поколений? Возможно ли «отцам» и «детям» прийти к согласию? Думаю, что в
конфликте поколений нет одной правой стороны. Нельзя полностью отказаться от
прошлого, от традиций, нужно из опыта «отцов» брать всё лучшее и в то же время
не останавливаться на месте, двигаясь вперёд, совершенствуя себя и общество,
изменяя жизнь к лучшему. Вечными должны оставаться нравственные ценности:
честь, совесть, долг. 

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблема отцов и
детей раскрывается на примере семьи Гринёвых. Старший Гринёв служил при Минихе,
но как только Миних при смене власти впал в немилость императрицы и оказался в
ссылке, Андрей Петрович вышел в отставку, не желая приспосабливаться к
изменившимся условиям, оставаясь верным своей присяге. Этому же учит Гринёв
своего сына Петра. Он не отправляет Петрушу в Петербург в гвардейский полк, где
тот бы ничему не научился, а только развлекался бы и играл в карты. Андрей
Петрович отправляет сына в Оренбург, где тому предстоит служить в глухой степи
в Белогорской крепости. Пётр получает строгий наказ служить верно тому, кому он
присягнёт. «Береги платье снова, а честь смолоду» — эти слова отца стали
заветом Петра, клятвой, которую он не нарушил. Пётр Андреевич Гринёв храбро
защищал крепость от пугачёвцев и готов был принять казнь на виселице, но
остаться верным своему офицерскому слову. 
На этом примере мы видим, какую важную роль играют родители в формировании
личности своих детей, как важно получить родительское напутствие и быть верным
завету отца. 

Но бывают такие сложные переходные эпохи, когда конфликт
поколений неизбежен и приобретает острые формы. О такой эпохе рассказывает в
своём романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев. В его романе отражена идейная борьба
шестидесятых годов девятнадцатого века между дворянами-либералами и
революционерами-демократами, и в то же время здесь раскрывается вечный конфликт
поколений. Идейными антагонистами являются аристократ Павел Петрович Кирсанов и
нигилист Евгений Базаров, который отрицает полезность аристократов для общественного
блага, которые только говорят о своих «принципах», но ничего не делают. Но и
Базаров не прав, отрицая опыт прошлого и собираясь всё разрушить. Как ни
странно, после дуэли из-за Фенечки противники лучше стали понимать друг
друга. 
А вот конфликт между Николаем Кирсановым и его сыном Аркадием носит временный
характер. Младший Кирсанов был увлечён нигилизмом под влиянием Базарова, но как
только он понял всю бесплодность полнейшего отрицания, снова стал ближе к
отцу. 
Из этого примера ясно, что бывают эпохи, когда переосмысление опыта «отцов»
происходит на основе уважения к принципам предков. А во времена социальных
потрясений отказ от прежних ценностей может быть трагичным. 

Таким образом, нельзя отказываться от идеалов и жизненного
уклада предшествующих поколений, так как в результате этого рвётся связь
времён. Такие ценности, как любовь, дружба, природа, уважение к истории, к
прошлому предков, искусство, семья должны существовать вечно.

Структура сочинения

клише

Вступление

Вступление раскрывает основную мысль, вводит
в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

1.объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2.общие рассуждения о значимости
предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3.ответ-тезис на главный вопрос темы.

Риторические вопросы «что такое…»

«можно ли утверждать, что… » , «почему
можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и
т. д.,

•             Конечно, каждый человек
по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим
понятиям.

•             Конечно, каждый человек
по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …

•             Думается, на этот вопрос могут
быть даны разные ответы. Я полагаю, что…

•             Наверное, каждый человек хоть
раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

•             Размышляя над этими вопросами,
нельзя не прийти к ответу: …

Тезис

Главная мысль вашего сочинения, та, что
будете доказывать.

Каждому тезису – свой аргумент!

•             Сегодня мы понимаем,
что…(основная мысль сочинения)

•             Конечно, каждый человек
по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль
сочинения).

•             Думается, на этот вопрос могут
быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Связка

Переход к основной части

•             В правильности такой точки
зрения меня убеждает художественная литература

•             Давайте вспомним произведения
художественной литературы, в которых раскрывается тема…

•             Правильность своей точки
зрения могу доказать, обратившись к …

•             Обратимся к произведениям
художественной литературы

•             За примерами давайте обратимся
к произведениям художественной литературы

•             Размышляя о …, я не могу не
обратиться к произведению ФИО, в котором…

•             Размышляя над этими вопросами,
нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

    • Так, в повести (романе, рассказе, …)
      речь идет о….
    • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся
      к теме)? (можно задать риторические вопросы)
    • Так в произведении…показан….
    • Именно…( один из этих вариантов!)

Аргументы (два)

Аргумент состоит из 3 элементов:

1.            Обращение к литературному
произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не
знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).

2.            Его интерпретацию — здесь мы
обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем
героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые
клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» ,
«поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать:
«герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а
простой пересказ.

3.            Микровывод (он завершает
только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и
связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль
всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.
Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п

Обращение к произведению

•             Так, в лирическом
стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

•             Тема (….) затрагивается в
романе…(автор, название).

•             Тема (…) раскрывается в
произведении… (автор, название).

•             Проблема (варварского
отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и
…(имя писателя) в…(название произведения).

•             Идея (единства природы
человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

•             Мысль о необходимости
(защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

•             Вспомним героя повести…
(автор, название).

•             Обратимся к роману… (автор,
название).

•             Лирический герой стихотворения
… (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его
фрагмента:

•             Автор повествует о…

•             Автор описывает…

•             Поэт показывает…

•             Писатель размышляет о…

•             Писатель обращает наше
внимание…

•             Писатель заостряет наше
внимание на …

•             Он акцентирует внимание
читателя на…

•             Этот поступок героя говорит о

•             Мы видим, что герой поступил
так потому…

•             Автор показывает, к каким
последствиям привело…

•             Этому герою/поступку автор
противопоставляет…

•             Писатель осуждает…

•             Он ставит нам в пример…

•             Автор подчеркивает…

•             Автор утверждает…

микровывод

Промежуточный вывод пишем после каждого
аргумента

•             Писатель считает, что…

•             Таким образом, автор хочет
донести до нас мысль о….

•             Мы можем прийти к выводу…

Заключение

Итог всего сочинения

o             Заключительная фраза,
подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки
темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю,
это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

Клише для начала заключения:

Подводя итог, хочется сказать:…

Таким образом, мы понимаем, что….

Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую
же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель,
поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)

Подводя итоги сказанному, можно сделать
вывод…

•             Невольно напрашивается вывод…

•             Таким образом, мы приходим к
выводу: …

•             Итак, можно сделать вывод,
что…

•             В заключение хочется призвать
людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

•             Так давайте не забывать о …!
Будем помнить о…!

•             В заключение хочется выразить
надежду на то, что…

•             Хочется верить, что…

•             Подводя итоги сказанному,
хочется выразить надежду на то, что …

•             Обобщая сказанное, хочу
сказать, что…

•             Все приведенные мной
аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

•             Заканчивая рассуждение на тему
«…», нельзя не сказать, что люди должны…

•             (Цитата)«…,» — писал …. В
этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…

•             К какому же выводу я пришёл,
размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Обязательно ли нужно привести цитату в сочинении?

Обязательно ли приводить цитаты? Снизят ли оценку за их отсутствие или недостаточное количество? — это важные вопросы, которые волнуют тех, кто пишет итоговое сочинение по литературе или любое другое литературное сочинение.

Формально экзаменатор не может снизить оценку за отсутствие или, тем более, недостаточное количество цитат. Но фактически отсутствие цитат или другого рода ссылок на текст произведения может привести к нераскрытию темы. Создается впечатление, что абитуриент не знаком с текстом. Не следует забывать, что предметом анализа является именно текст, и, следовательно, он должен быть представлен в сочинении. При отсутствии цитат и ссылок на текст произведения неизбежно страдает аргументация, все тезисы выглядят голословно. Особенно это касается сочинений по лирике. Необходимо знать наизусть, по возможности, все программные стихотворения — их не так уж много, обычно большую часть их учат наизусть еще в школе.

Совет: Учите в неделю по одному стихотворению, и за год вы будете ходячей хрестоматией «Русская поэзия XIX—XX веков»!

Эпические и драматические произведения цитировать труднее; в этих случаях вы должны ссылаться на текст путем непрямого цитирования (частичного цитирования) (например, «в эпилоге романа «Преступление и наказание» Раскольникову снится последний сон, в котором…»), а также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст (например, «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит Базаров»; Собакевич, по выражению Гоголя, был похож «на средней величины медведя» и т. п.).

Пример цитирования в сочинении:Пример. Сочинение абитуриентки по теме «Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении нет ни одной цитаты из текста произведения, ни одной отсылки к нему. Все сочинение состоит из разнообразных похвал Базарову. Концовка сочинения:

«Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, но в Вас горит неподкупное, смелое сердце новатора и прогрессивного человека. Давайте желать!..»

Вывод: анализ произведения подменен манерным, ложно-вычурным, псевдопублицистическим разглагольствованием. За претензией на «живой диалог с героем» — простое незнание текста, неумение его анализировать, привычка «лить воду». 

Как привести цитату из стихотворения в сочинении?(оформление цитаты)

Отметим главное: важно соблюдать чувство меры, цитаты не должны преобладать в тексте, но и обойтись без них нельзя.
Совет по цитированию: большие отрывки цитируйте в строчку, а маленькие (например, двустишие, четверостишие) — можно и в столбик. Большие столбики стихов производят впечатление искусственного увеличения объема сочинения.Правило оформления цитаты из стихотворения:Стихи в столбик цитируем без кавычек! (разумеется, если там нет каких-либо авторских кавычек, — например, прямой речи).
Цитируя стихи, МОЖНО

  • изменять некоторые грамматические формы, например, ставить другой падеж: Сравнивая свою подругу с «гением чистой красоты», Пушкин использует поэтическое выражение В. А. Жуковского («гения чистой красоты» мы встречаем в стихотворениях Жуковского «Лама Рук» и «Я Музу юную, бывало…»).
  • цитировать небольшими фрагментами, использовать отдельные выразительные слова, словосочетания, передающие своеобразие текста
  • прерывать кавычки или ставить многоточие внутри цитаты.
  • прибегать к пересказу своими словами, закавычивая только то, что помнишь наверняка.

!!! Будьте осторожнее, когда меняете в стихах грамматические формы, смотрите, не страдает ли от этого стихотворение
Например, не рекомендуется цитировать таким образом: Фамусов «собрал все книги бы да сжег».

Как приводить цитаты из прозы? (примеры)

Не обязательно запоминать наизусть очень большие прозаические фрагменты. Наоборот, это даже будет выглядеть подозрительно (ассоциируется со списыванием). Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова, выражения и фразы — в них прекрасно передается дух и пафос разбираемого текста, но они при этом не требуют долгого заучивания наизусть.
Совет:лучше всего использовать частичное цитирование

Примеры цитирования и оформление цитат из прозы:

Частичное цитирование отдельных слов и выражений: Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя свое ироническое к ним отношение».
Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая».

Цитирование фразы:«А что такое счастье? Насыщенная гордость», — утверждает Печорин в своем дневнике (повесть «Княжна Мери»).

Отдельные слова из стихотворных и прозаических произведений ставим в кавычки в тех случаях, когда в современных изданиях произведения это слово печатается в традиционной орфографии (или в соответствии с индивидуально-авторским написанием), как было при жизни автора.
Примеры:«чорт» (у Гоголя), «жолтый» («в соседнем доме окна жолты» у Блока), «дубинноголовая» (о Коробочке) и т. п.

Пересказ, сочетаемый с цитатами.Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ. Вы можете «разбить кавычки», пересказывая фрагмент близко к тексту.

Пример: Обломов не мог писать, потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».

При написании сочинений ((9.1), (9.2) и (9.3))  необходимо ссылаться на текст, предложенный для анализа. Отсылка к тексту может иметь различные формы:

  • краткий пересказ эпизода текста, важного для понимания проблемы и позиции автора;

    Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами (А. Чехов. Хорошая новость) — пример применения пересказа;

  • приведение цитат — слов, выражений и/или целых предложений из текста с указанием авторства. 

Рассмотрим, каким образом можно включить цитату в текст.

1. Цитата в виде прямой речи.

Схемы расстановки знаков препинания (А — слова автора, введение к цитате; П — прямая речь, цитата):

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»

«П», — а.

«П!» — а.

«П?» — а.

«П, — а, — п».

«П, — а. — П».

При таком виде цитирования привлечённый текст передаётся без изменения.

В. Белинский писал: «Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица. У языка есть хранитель надёжный и верный: это его же собственный дух, гений».

«Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», — писал А. Н. Толстой.

«Для интеллигентного человека, — утверждает А. Чехов, — дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Тургенев писал о родном языке: «…ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Также цитату можно приводить не полностью, а на месте пропуска поставить многоточие.

«Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица… не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить», — писал А. Чехов в статье «Хорошая новость».

2. Цитата в виде косвенной речи.

Косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчинённого предложения, в котором роль главной части играют авторские слова.

Ф. Ларошфуко считал, что «истинное красноречие — это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно».

Предложение может быть построено также с помощью вводных конструкций.

По словам Д. Писарева, «неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

3. Цитирование слова или выражения.

Цитируемое слово помещается в кавычки, при этом оно находится в структуре предложения, ставится в нужную для контекста форму.

Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину» (И. Тургенев. Ася).

4. Цитирование стихотворного отрывка.

Привлечённый отрывок из лирического произведения оформляется без кавычек, если соблюдена стихотворная строка. Другие знаки пунктуации соответствуют оформлению прямой речи.

О чувстве одиночества писал М. Лермонтов:

И скучно и грустно и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою, —

такие проникновенные строки пишет А. Пушкин.

Если стихотворная строка не соблюдается, то цитата оформляется в кавычках (в виде прямой или косвенной речи).

С. Есенин писал: «В первый раз я запел про любовь, // В первый раз отрекаюсь скандалить».

Меня поразили строки В. Маяковского, в которых лирический герой просил «в последнем крике выреветь // горечь обиженных жалоб».

5. Отсылка к номеру предложени(-я, -й).

Анализируя текст, можно не переписывать цитату, а указывать номер предложения, к которому обращаешься.

Пример из сочинения (9.1).

В предложении (13) автор использует метафору «горели щёки».

Ещё одно выразительное средство, которое помогает автору изобразить портрет персонажа — сравнение.

Пример из сочинений (9.2) и (9.3).

Предложение (32) подтверждает мысль о том, что герой дорожил дружбой.

Автор отмечает, что книги очень важны в жизни каждого из нас (предложение (21)).

В предложениях (12)–(14) автор перечисляет причины упадка культуры среди молодёжи.

Источники:

http://gramma.ru, портал «Культура письменной речи».

http://new.gramota.ru, портал «Грамота.ру».

http://old-rozental.ru, Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку: орфография и пунктуация.

  • Можно ли использовать фразеологизмы в сочинении
  • Можно ли использовать фанфики в качестве аргумента на итоговом сочинении
  • Можно ли использовать фантастику в итоговом сочинении
  • Можно ли использовать стихи в итоговом сочинении
  • Можно ли использовать современную литературу в итоговом сочинении