Можно ли использовать гарри поттера в итоговом сочинении

«Гарри Поттер» — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ по книгам Дж. К. Роулинг. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для наших читателей несколько аргументов по произведению — Гарри Поттер. Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе и для подготовки к ЕГЭ.

Книга про меня — аргументы

1. История о смелом волшебнике Гарри Поттере состоит из семи книг. Больше всего мне понравилась первая. В ней Гарри мой ровесник. Многие его черты я узнаю в себе и своих друзьях. Многие спрашивают меня, почему я люблю читать о Гарри и его друзьях. Я тоже об этом думаю. Скорее всего, в книгах о Гарри Поттере людей больше привлекает не волшебство. Хотя о нем тоже интересно читать. Самое главное, это дружба, соединившая Рона, Гарри и Гермиону. Очень интересен Невил Долгопупс и другие ребята. Дамблдор напоминает мне Гендальфа из “Властелина колец”. Он такой же мудрый и смелый. Не знаю почему, но мне очень нравится строгий профессор Снегг. Читая “Гарри Поттера”, я понял, что настоящий друг будет с тобой даже тогда, когда нет шансов победить. Рон и Гермиона очень боялись Волдеморта, но все равно не отступились и сделали все для того, чтобы их друг достиг своей цели. Сцена, где Рон руководит шахматной игрой, потрясла меня. Если бы я был девочкой, наверное, расплакался бы.

Уизли рисковал жизнью. Был момент, когда я подумал, что он умер. Гермиона сначала показалась мне зазнайкой. Таких, как она, называют “ботаниками”, но потом я понял, что без нее Гарри не смог бы победить. Во всех книгах ее ум спасает героев от гибели. Она дочь маглов, но в магии превзошла всех своих сверстников и даже ребят из старших классов. Я бы хотел попасть в мир Гарри Поттера и поучиться в Хогвардце. Мне хотелось бы научиться магии и найти таких же друзей, как у Гарри. Мир Гарри Поттера выдумка, но он многому учит нас.

2. Я очень люблю читать о приключениях Гарри. Увлекающие приключения уже не маленького мальчика никого не оставят равнодушными. Ведь в каждой книге есть от чего прийти в восторг. Эти книги захватывают, разочаровывают, затягивают в себя пока книга не закончится. Интересный мир волшебников и волшебниц, чудесный растений и животных, школ и тюрьм, правил и традиций. Моя любимая часть книги, как и наверное фильма, это первая. «Гарри Поттер и философский камень» , ведь именно в этой части Гарри получает письмо, узнает что он особенный мальчик. Каждый ребенок который читал, или смотрел эту историю, мечтал о таком. Приехать в школу и проявить себя смог бы далеко не каждый. Но кроме того что нужно проявить себе, Гарри начинает разбираться в множестве запутанных ситуаций. А какая это была игра в шахматы, только задуматься о стратегии. Вы бы смогли в 11 лет, так рисковать жизнью своей и близких друзей?. Но действительно становиться жалко мальчика, когда думаешь об том, что на все лето он должен ехать домой к Дурсли. Да, это вам не Рон Визли, которому везде хорошо.

Выбор жизненного пути — аргумент

Правильный выбор совершает на своем жизненном пути совершает главный герой серии книг Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер». Он проходит через множество испытаний, однако поддержка близких ему людей, доброта и умение прислушиваться к себе помогают преодолеть трудности. Одним из примеров можно назвать эпизод в пятом произведении серии «Гарри Поттер и Орден Феникса», в котором Темный Лорд проникает в сознание главного героя и пытается управлять им с помощью его страхов и опасений. В Министерстве Магии Гарри не дал Волан-де-Морту завладеть его телом, он нашёл в себе силы бороться с ним. Доброта, любовь, сострадание, которыми было наполнено сердце главного героя, не позволили темному магу взять верх. Именно эти нравственные понятия позволили герою совершить правильный выбор и не сбиться с жизненного пути.

Смелость и трусость — аргумент

В книге «Гарри Поттер» с самой первой части мы наблюдаем множество смелых людей: начиная от известной троицы учеников (Гарри, Гермиона, Рон), заканчивая преподавателями школы. Детям пришлось встретиться с самыми настоящими взрослыми неприятностями, но они не струсили и смогли перебороть свой страх, победив при этом самого страшного злодея в магическом мире. Друзья не струсили ни перед большой змеёй, ни перед двуликим магом, ни перед пауками (хотя Рон, впрочем, немного боялся, но все же переборол свою фобию), ни перед самим Волан-де-Мортом в последней части и его приспешниками. Даже мальчик, который всегда считался слегка трусоватым (Невил) в последней части убивает змею Волан-де-Морта. Мало того, он выходит навстречу ему и произносит замечательные правильные слова о том, каким смелым был Гарри Поттер и что его никто не забудет. Разве возможно было себе такое представить несколько лет назад? Этот слабый робкий мальчик превратился в настоящего смелого героя.

Очень смелым показан преподаватель Снегг. Ему пришлось заверить врага в своей честности и преданности, чтобы выиграть время и информацию для своей школы и ее воспитанников. В итоге он умирает. Также смелым показан директор школы, который умрет от рук Снегга (по уговору), дабы Волан-де-Морт убедился в том, что Снегг выполняет все его приказы. Многие приспешники Волан-де-Морта показаны в книге трусливыми. Они до смерти боялись своего хозяина, собственно, именно по этому и подчинялись ему, выполняя самые гнусные приказы. Даже Волан-де-Морта можно назвать трусливым. Он всю свою никчемную жизнь боялся маленького мальчика, которого ему не удалось убить еще в младенчестве. И хоть его страх завуалирован и спрятан за маской безразличия и мнимого величия, внимательный читатель поймет, что этот недочеловек очень труслив. Труслив настолько, что готов убить ребёнка.

Как понять другого человека? — аргумент

Невозможно понять человека без терпимости, без готовности приять человека таким какой он есть, без желания отрыть для себя его внутренний мир. Пример абсолютного понимания наглядно демонстрируется во всем известной серии книг о мальчике, который выжил. В легендарных фантастических романах популярной английской писательницы, сценариста и режиссера Джоан Кэтлин Роулинг “Гарри Поттер” такие ситуации не редкость, но я хотел бы привести пару наиболее запоминающихся и ярких. Весь мир считал опасным преступником и предателем Сириуса Блэка. Но Гарри Джеймс Поттер, главный герой, проявил настоящую терпимость и доверился ему, позволив рассказать правдивую историю своей жизни, несмотря на то, что все убеждали его в виновности крестного. Только так он смог понять этого несчастного, несправедливо осужденного человека. Сириус всем сердцем и душой хотел уберечь своего племянника, помогая советом и делом. Он погиб, защищая его. Понимание — длительный процесс, который никогда не будет возможен, если человек не готов доверять, выслушивать, проявлять терпение и любовь к другому.

Верность и измена — аргумент

Дружба

Друзья могут помочь человеку преодолеть любые преграды и победить любое зло. Дружба трех ребят: Гарри, Гермионы и Рона стала примером для целого поколения детей, выросших на книгах Дж. Роулинг. На их головы обрушиваются серьезные испытания, но только верность друг другу помогает им справиться со всеми проблемами. Жизнь проверяет дружбу Рона и Гарри. Рон на протяжении всей истории борется с завистью, честолюбием, но в итоге побеждает дружба. Если твой друг знаменит, очень сложно находиться в тени его славы, но Рон доказывает верность своему другу, рискуя своей жизнью. борется со злом вместе с ним, плечом к плечу, понимая, что это не принесет ему ничего. Ни пытки, ни уговоры, ни попытки врагов настроить трех смелых ребят друг против друга не увенчались успехом только потому, что они знают цену верности и в мирное время и во времена господствования зла.

Предательство друга

Питер Петтигрю был другом семье Гарри Поттера, его назначили хранителем их тайны. Никто не смог бы узнать об их местонахождении, если бы он не рассказал. Но он переметнулся на сторону врага Волан де Морта. Именно по его вне погибли Джеймс и Лили Поттер. Они доверяли ему, но он предал их. Пожалуй, этот герой является одним из самых ярких примеров измены, совершенной по отношению к другу.

Верность женщине

Главным символом верности во всех романах о Гарри Поттере можно назвать Северуса Снегга. Этот персонаж любил в своей жизни только одну женщину с самого детства и до конца своих дней. И этой женщиной была Лили. Лили не отвечала ему взаимностью. Более того, была замужем за Джеймсом, который недолюбливал Снегга и даже издевался над ним. Но любовь и верность Снегга по отношению к Лили были настолько сильными, что даже после смерти возлюбленной он оберегал ее сына. В своей жизни он больше никогда не смог полюбить и хранил верность Лили до смерти.

Время перемен — аргумент

Всем известный Гарри Поттер Джоан Роулинг оказывается на пути перемен, когда неожиданно за ним приходит служащий Хогвардса, школы волшебства, великан Хагрид. Для мальчика открываются ворота в совершенно новую жизнь, в которой он находит настоящих друзей, сражается с врагами и становится истинным волшебником.

Все сочинения

Напомним, открытые направления известны. Всего их пять: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», «Время перемен», «Разговор с собой». Но это — только общие «указатели». А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.

Насколько хорошо выпускник может рассуждать? Предлагать свои ответы на философские вопросы? Высказывать и аргументировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, – рассказал Алексей Федоров. – Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Это может быть художественное произведение, дневники, мемуары, публицистика, философские и научно-популярные трактаты… В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в «читательском активе». Правда, опыт показывает: в 90% случаев ребята обращаются к произведениям школьной программы.

Формальные требования? Их несколько. Минимальный объем не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги и другие «служебные» слова — прим. ред.). Рекомендуемый – от 350 слов. Подсказка: сначала можно написать черновик, потом перечитать и пересчитать слова, и только потом переписывать текст начисто. Не забывать следить за временем: на все про все — 3 часа 55 минут.

Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок, заученных текстов и схем.

– Если вам нравится какая-то чужая мысль, можно спокойно на нее сослаться, указав источник. Развернутые цитаты — это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. Вы можете подтвердить чужую мысль или, допустим, показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд. А можно оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание. При этом объем цитирования не должен превышать объем вашего текста — то есть половины всего сочинения, – советует эксперт.

Важно: сочинение должно соответствовать теме. Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. Искусственный подгон темы — большой риск получить незачет. Внимательнее нужно быть и с аргументами, с опорой на литературу.

– Часто сочинения выглядят так: первый абзац — короткое мнение, тезис по теме, основная часть — подробный пересказ какого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нужно подменять собственное рассуждение пересказом, – говорит Алексей Федоров. – Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и начинает импровизировать, искажает его до неузнаваемости. За такое тоже незачет.

Правильная композиция и логика — без них никуда. А вот без речевых и лексических ошибок лучше обойтись.

– Фактические ошибки тоже могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачет, их количество должно быть критическим, — говорит Алексей Федоров. — А вот за грамотность, точнее — ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки. 


Вопрос — ответ

Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачет из-за этого?

Ответ: Нет, не могут.

Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?

Ответ: вы можете их анализировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать.

Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?

Ответ: Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.

Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?

Ответ: Можно, но не вместо литературного материала.

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021.

итоговое сочинение 2021

Итоговое сочинение 2021: темы и аргументы

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 20 апреля 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Присоединяйтесь к курсам подготовки в MAXIMUM Education: на годовом курсе ЕГЭ включена подготовка к итоговому сочинению. Обучаясь на полном курсе для 11 класса, вы убиваете 2 зайцев — ЕГЭ и декабрьское сочинение. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно.

Итоговое сочинение 2021: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

 5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна —  «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

  • Почему людям так нравится путешествовать?
  • Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки —  это инвестиции в себя»?
  • Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
  • Как найти смысл на жизненном пути?
  • Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия —  возвращение домой?
  • «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
  • Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
  • «Герой нашего времени» М. Лермонтов
  • «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
  • «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
  • «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов
  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

  • Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
  • Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
  • Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
  • Может ли прогресс навредить человеку?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
  • Могут ли технологии заменить учителя?
  • Как технологический прогресс отражается на природе?
  • Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «О дивный новый мир» О. Хаксли
  • «Отцы и дети» И. С. Тургенев
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Мы» Е. И. Замятин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
  • «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

  • Чем страшен человек без совести?
  • Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
  • «Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
  • Что может толкнуть человека на преступление?
  • Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
  • Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
  • «Голодные игры» С. Коллинз
  • «Повелитель мух» У. Голдинг 
  • «Старуха Изергиль» М.Горький
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Литературные аргументы:

  • «Зеленая лампа» А. Грин
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
  • «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
  • «Черный человек» С. Есенин
  • «Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление.

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
  • «Война и мир» Л. Н. Толстой
  • «Недоросль» Д. И. Фонвизин
  • «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
  • «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
  • «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
  • «1984» Дж. Оруэлл
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедов

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉

Неисчислимое количество писателей, публицистов и педагогов отмечают, как важно прививать детям любви к литературе. Книги, которые мы читаем в детстве, оказывают на нас большое влияние в дальнейшей жизни. Я не стала исключением — произведения, прочитанные в детстве, сильно отразились на моём мировоззрении в настоящем. Они научили меня верности и преданности, храбрости и мужеству, объяснили ценность настоящей дружбы и важность веры в лучшее. Именно благодаря книгам, прочитанным в детстве, я стала той, кто я есть. Во многом именно они наделили меня теми положительными качествами, которыми я обладаю, и привили те ценности, на которые я ориентируюсь в жизни.

Например, одной из моих любимых книжных серий с детства является «Гарри Поттер» английской писательницы Дж. К. Роулинг. История о мальчике, который поступает в магическую школу и вместе с верными друзьями сражается со злом, учит нас храбрости, преданности и вере в добро. Более того, она утверждает множество общечеловеческих ценностей, например, ценность семьи.

Гарри — сирота, и всё его богатство не может заменить ему любящих родителей. С другой стороны, Рон Уизли — один из семи детей в небогатом семействе, которое, тем не менее, с распростёртыми объятиями принимает и Поттера. Это происходит потому, что Уизли верят: на свете нет ничего важнее и дороже семьи. Именно в этом книга и убеждает читателей, как зрелых, так и юных — вроде меня в детстве.

В качестве второго примера я хотела бы привести книгу французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Как и «Гарри Поттер», эта книга многому меня научила — например, верности друзьям. Лис, один из героев, повстречавшихся Маленькому принцу на земле, говорит: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза касается далеко не одних только домашних животных; Антуан де Сент-Экзюпери говорит о дружбе в целом, о людях, которые тебе верят и дорожат тобой. Образ Лиса очень поэтичен, он отлично запоминается, поэтому и слова, что он говорит, надёжно сохраняются в памяти даже спустя долгие годы после прочтения книги.

В заключение мне хотелось бы отметить, что в настоящее время важность, актуальность чтения книг детьми сохраняется, как бы ни было распространено убеждение о том, что современные дети не читают. Более того: ребята не только читают книги, но и извлекают из них полезные уроки, которые сформируют из них хорошего, порядочного человека.

  • Можно ли использовать биографию в итоговом сочинении
  • Можно ли для итогового сочинения брать стихи
  • Можно ли использовать библию в итоговом сочинении
  • Можно ли детям православным читать сказки
  • Можно ли использовать аргументы из жизни в итоговом сочинении