Можно ли использовать один аргумент в итоговом сочинении

31 июля 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самое важное об итоговом сочинении

Популярные вопросы об ИС — опираемся только на методические рекомендации ФИПИ и официальные требования.

Что входит в структуру итогового сочинения?

1. Введение: в нём необходимо высказать свою точку зрения по выбранной теме.
2. Аргумент(ы), которые доказывают твою точку зрения.
3. Заключение.

Использовать какие-то особенные клише не нужно, главное — пиши понятно и логично.

На экзамене тебе предложат 5 тем — по одной на каждое из направлений. ВАЖНО: тема ≠ направление.

Как получить «зачёт»?

Есть несколько главных требований: объём текста, самостоятельность (списывать запрещено), соответствие теме и привлечение литературного материала. В сочинении должно быть минимум 250 слов (да-да, не 350, не 400 и не 500).

Как минимум один пример должен опираться на литературный материал, иначе будет «незачёт». И да, одного аргумента для «зачёта» достаточно, но он должен точно соответствовать теме.

Тексты из пособий по подготовке к ЕГЭ использовать тоже можно, только обязательно указывай автора и название произведения, иначе аргумент не будет считаться литературным.

Если соблюдены все эти требования и еще одно из дополнительных (логичность изложения, отсутствие серьёзных речевых ошибок, общая грамотность), ты получаешь «зачёт» :)

Что ещё может быть аргументом?

Всё что угодно: выдуманная история про бабушку, личный опыт, фильмы, факты из общественной жизни и так далее. Аргумент не из литературы можно использовать, если этого требуют критерии вузов, которые дают дополнительные баллы за ИС. А еще такой аргумент можно написать, когда не хватает слов.

Как считаются ошибки в ИС?

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки = одна ошибка, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуацию.

Можно ли цитировать в ИС?

Да, но объём цитирования не должен превышать объём твоего текста. И обязательно давай ссылку на источник (в свободной форме).

Источник: vk.com/ege_soch

Литературный аргумент — это, пожалуй, самый основной и обязательный критерий. Потому что если ваш текст написан без опоры на литературное произведение, то «зачета» не видать, какие бы красивые слова и образы вы не подобрали.

Вот только знать содержание произведения мало, его нужно ещё и грамотно вписать в тект. А для этого тоже есть свои правила.

1669995256.jpg

Микровывод – важная часть аргумента, в которой вы подводите промежуточный итог своим рассуждениям, показываете, как приведённый вами пример связан с темой.

 Например, в сочинении на ту же тему «Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?» (о которой мы говорили в предыдущем материале) литературный аргумент может выглядеть так:

Вспоминается роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Князь Андрей Болконский мечтает о блестящей военной карьере и славе. Он холоден со своей беременной женой, груб и резок, когда видит её слёзы, и без сожалений прощается с ней, уезжая на войну. Лишь получив тяжелое ранение, лёжа под небом Аустерлица, герой понимает, что его убеждения были ложными, а мечты ничтожны по сравнению с вечным и бесконечным небом. Князь Андрей осознаёт, что карьера не главное в жизни, и позже возвращается домой и старается больше времени уделять семье. Этот пример показывает, что человек, совершивший ошибку в силу ложных убеждений, может отказаться от них и изменить свою жизнь.

Помните: чтобы аргумент был засчитан, в нём не должно быть грубых фактических ошибок, искажения содержания произведения или авторской позиции!

Нельзя, например, приводить в качестве примера жестокого обращения с животными рассказ И.С. Тургенева «Муму». Он не о животных, а о крепостном праве и его губительном влиянии на человека. Поэтому пишите только то, в чём совершенно уверены.

Сколько литературных аргументов использовать? 

Эксперт по проверке итогового сочинения Мария Французова рекомендует писать два – для подстраховки. Если один окажется неудачным и не будет зачтён, второй может вас выручить. Если один аргумент не позволит набрать необходимый объём работы, второй придётся как нельзя кстати.

Можно ли для аргументации использовать одно и то же произведение? 

Да, можно. В задании сказано: «Достаточно опоры на один текст».

Можно ли приводить аргументы не из литературы, а из других искусств, истории и жизненного опыта? 

Можно. Но один из аргументов обязательно должен быть литературным, иначе вы получите «незачёт» по одному из двух главных критериев и за работу в целом.

Нельзя использовать в качестве аргументов малые жанры фольклора: анекдоты, пословицы, поговорки, частушки.

Не подойдут и популярные среди молодёжи визуальные романы, комиксы, манги, так как это пересечение литературы и визуального искусства, а мы пишем итоговое сочинение по литературе.

На чтение 5 мин Просмотров 15.2к.
Обновлено 23 января, 2022

В данной статье приведено топ 5 вопросов и столько же ответов об итоговом сочинении. Приступая к подготовке к итоговому сочинению, выпускник сталкивается с рядом вопросов, ответы на которые требуется получить незамедлительно. Приходится погружаться в виртуальный мир и искать нужную информацию, которая разбросана по всему интернету. Соответственно, на это тратится драгоценное время. Мы проанализировали все вопросы, с которыми сталкиваются выпускники, и подготовили на них актуальные ответы. Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?

Содержание

  1. Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?
  2. Сколько слов должно быть в сочинении?
  3. Можно ли пересдать итоговое сочинение?
  4. Как узнать результаты сочинения?
  5. Где можно использовать результаты сочинения?

Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?

В критериях оценки итогового сочинения количество аргументов строго не регламентировано. Главное при создании работы – написать сочинение по предложенной теме и обосновать свою точку зрения, опираясь на художественные произведения. Причем опираться можно и на классическую литературу, и на современную, обращаться к творчеству как русских, так и зарубежных авторов. При выборе жанра произведения для аргумента обучающиеся могут руководствоваться своими читательскими предпочтениями.

Для аргументации достаточно привести один литературный пример. Выбрав такой путь написания сочинения, выпускник должен учесть тот факт, что объем сочинения должен составлять не менее 250 слов. Если нет уверенности в том, что с одним примером сочинение будет соответствовать данному требованию, лучше привести два аргумента.

Решив проиллюстрировать тезис двумя примерами, выпускники часто сталкиваются с другим вопросом: можно ли приводить примеры из одного произведения, или же лучше остановиться на двух? Ответ прост: все в ваших руках. Например, в сочинении по теме «Важно ли прививать доброту с детства?» можно противопоставить двух героев одного произведения (Петр Гринев и Алексей Швабрин из «Капитанской дочки А. С. Пушкина») или же двух героев из разных произведений (Петр Гринев и Митрофанушка из «Недоросли» Д. И. Фонвизина). Выбор количества произведений зависит от читательского опыта выпускника.

Сколько слов должно быть в сочинении?

В требованиях к итоговому сочинению, размещенных на сайте ФИПИ, дан рекомендуемый объем сочинения – 350 слов. Указание на объем условно: выпускник может раскрыть тему сочинения, использовав меньшее количество слов. Но если в сочинении будет менее 250 слов, выпускник автоматически получит незачет за всю работу. При подсчете слов учитываются как самостоятельные части речи, так и служебные (союзы и предлоги).

Часто школьники сталкиваются с проблемой нехватки слов. Ее можно легко решить с помощью небольших хитростей. Например, можно написать несколько слов об авторе. Использовать можно самые типичные фразы: великий русский писатель и поэт, создатель замечательных произведений в прозе. В двух предложениях можно пересказать основное содержание произведения, которое используется для аргументации. Но не стоит увлекаться отступлениями, ведь основная задача сочинения – раскрыть предложенную тему, а не продемонстрировать знание текста произведения и сведений о его авторе.

Можно ли пересдать итоговое сочинение?

Дата проведения итогового сочинения ежегодно остается неизменной –
первая среда декабря. Это лишь середина учебного года. Почему же проводить испытание начинают в столь ранние сроки? Во-первых, это поможет сконцентрироваться именно на сочинении, во-вторых, после получения положительного результата по итогам сочинения можно спокойно готовиться к итоговой аттестации. Но что делать, если придет неудовлетворительный результат?

Выпускник, получивший незачет или по уважительной причине не явившийся на испытание, имеет право пересдать итоговое сочинение в резервные дни. Эти дни также фиксированы: первая среда февраля и первая среда мая. В любом случае, итог будет известен до конца учебного года перед проведением ЕГЭ.

Как узнать результаты сочинения?

Есть два способа узнать результаты итогового сочинения. Первый – у школьного учителя. Точные результаты с количеством набранных баллов присылают на электронную почту той образовательной организации, которую посещает выпускник. Поэтому в указанные во время проведения испытания сроки результаты будут известны администрации школы и учителю-предметнику. Те, в свою очередь, обязаны ознакомить обучающихся с этими результатами.

Второй способ – посмотреть в личном кабинете на интернет-ресурсе для участников ГИА. Сделать не сложно: достаточно ввести фамилию, имя, отчество и паспортные данные школьника в соответствующие поля на электронном ресурсе. Кроме набранных баллов по каждому критерию отобразится тема сочинения, которая была выбрана для работы. Это позволит убедиться в том, что результаты на ресурс внесены верно.

Где можно использовать результаты сочинения?

Итоговое сочинение не совсем бесполезно, как считают многие школьники. Некоторые вузы учитывают его при поступлении и дают дополнительно до 10 баллов к общей сумме баллов за ЕГЭ. С чем это связано? С введением единого государственного экзамена многие вузы перестали проводить вступительные испытания для абитуриентов, что лишило их возможности оценить общий уровень развития подростков. Такой информации не дает ЕГЭ, предлагающий задания в тестовой форме.
При учете результатов итогового сочинения вузы пользуются своей системой оценивания, максимальный балл которой составляет 10. В последнее во многих вузах это испытание учитывается в качестве личных достижений абитуриентов наряду с золотой медалью и результатами ГТО. Так что выпускникам следует заранее уточнить эту информацию в вузе.

Мы постарались очень подробно ответить на волнующие выпускников 11 классов вопросы. Если же у вас после прочтения остались какие-то неясности, напишите в комментариях к статье. Мы обязательно ответим на все вопросы и поможем преодолеть трудности!

Многомудрый Литрекон часто получал вопросы от своих читателей и понял, что нужно написать ответы для всех учеников, ведь есть темы, волнующие абсолютно каждого выпускника. Для удобства пользуйтесь этой памяткой, чтобы просветить одноклассников и даже учителей.

Содержание:

  • 1 Можно ли приводить два аргумента из одной книги?
  • 2 Можно ли приводить аргументы из зарубежной или современной литературы?
  • 3 В каком жанре нужно написать итоговое сочинение?
  • 4 Что нужно сделать, чтобы получить зачет? Каков минимум?
  • 5 Чем можно пользоваться во время экзамена?

Можно ли приводить два аргумента из одной книги?

Да, можно. Об этом написано на сайте ФИПИ. Никаких отговорок типа «эксперты разные бывают» слушать не надо. Если оба аргумента разные, например, две совершенно разные ситуации из «Войны и мира», и они раскрывают поставленную тему, то оба зачтутся. Никаких баллов за один источник аргументации вычитать не будут.

Подтверждение этому Вы можете найти в критериях оценивания ИС.

Можно ли приводить аргументы из зарубежной или современной литературы?

Да, можно. На сайте ФИПИ написано, что подразумевается под «литературным материалом»:

Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

Очевидно, что совершенно не обязательно брать примеры из романов или рассказов. Можно взять за основу статьи из журналов, которые Вы читаете, если, конечно, Вы помните автора, название СМИ и статьи, номер выпуска. Также можно привести аргумент из современных или зарубежных книг, которые Вам известны. Но не забывайте о том, что все примеры должны соответствовать теме.

В каком жанре нужно написать итоговое сочинение?

В формате сочинения-рассуждения по четко обозначенной структуре. Ваши нововведения могут сыграть злую шутку, ибо новаторство приветствуется в творчестве, а не в экзаменационных работах такого типа. Чтобы не сетовать на ограниченность проверяющих на пересдаче, лучше сразу учитесь писать итоговое сочинение по шаблону.

Примеры ИС Вы можете найти здесь и здесь.

Что нужно сделать, чтобы получить зачет? Каков минимум?

Сочинение, претендующие на зачет, должно отвечать четырем самым главным требованиям:

  1. Соответствие теме. Вы должны писать только о том, что обозначено в теме, и дать четкий аргументированный ответ на поставленный вопрос.
  2. Аргументация. Нужно привести два аргумента, которые соответствуют теме и раскрывают ее. Книги могут быть не только из школьной программы.
  3. Объем — более 250 слов. 
  4. Работа должна быть самостоятельной, то есть Вы не можете списать ее с интернета. Некоторые работы проверяются на антиплагиате.

Чем можно пользоваться во время экзамена?

Книги, на которые Вы ссылаетесь, использовать нельзя, как и различные гаджеты. За это Вас могут выгнать из аудитории, и пересдавать придется в феврале или мае. Экзамен рассчитан на Вашу память и умение рассуждать, поэтому нет смысла давать такие подсказки.

Все, что учителя имеют право разрешить — это орфографический словарь. Его должны выдать сами преподаватели, так что свой из дома принести не получится. 

300+ аргументов к итоговому

-50% до 15.01

Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению

-30% до 15.01

Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение

Интерактивный чек-лист

-50% до 15.01

Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест

Интерактивный чек-лист

-50% до 15.01

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

-30% до 15.01

Исключения и трудности ЕГЭ

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

-50% до 15.01

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

300+ заданий 6 ЕГЭ

-25% до 15.01

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

-50% до 15.01

ОГЭ-навигатор 2023

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023

СКИДКА

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

-50% до 15.01

Проверка сочинения ЕГЭ

Как правильно писать аргументы в итоговом сочинении 2022-2023, как убедительно доказать тезис, какие аргументы можно и нужно использовать?

ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ

Содержание:

1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.

2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка  — это вид искусства, понятный всем).

3) Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям. 

4) Качество аргумента. 

  • Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.

1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)

  • Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения. (использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
  • Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и  другие важные смысловые детали;
  • Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.

2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

  • нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

План анализа литературного героя здесь

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 
(литературный материал можно привлечь  в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)

  • важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;
  • пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений
  • не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;
  • нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; 
  • размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления) 

Аргументы к итоговому сочинению

Новости

Алгоритм написания итогового сочинения..

Идею для этой статьи подсказала сегодня моя ученица: её учительница посоветовала детям писать аргументы только из русской классической литературы, так как, по словам педагога, другие произведения не принимаются.

Сразу оговорюсь: никого не собираюсь унижать. К учителям, то есть моим коллегам, отношусь с уважением и пониманием.

Изложенная здесь информация достоверна и взята с сайта ФИПИ. Плюс мой шестилетний опыт (итоговое сочинение появилось в 2014 году) подтверждает эту информацию.

Миф 1

Это сочинение по литературе.

Нет, это сочинение «носит надпредметный характер, но при этом оно литературоцентрично» (цитата с сайта ФИПИ). Я называю эту экзаменационную работу сочинением на свободную тему с литературными аргументами. Сочинение по литературе выглядит по-другому. Думаю, филологи должны об этом знать.

Миф 2

В сочинении должно быть два аргумента, не более и не менее.

Нет, это не так. В сочинении должно быть не менее ОДНОГО аргумента. Так что можете написать один аргумент, а можно и десять аргументов ( но десять аргументов — это, конечно, перебор :D

Миф 3

В аргументации использовать только примеры из русской классической литературы.

Нет, это не так. В качестве аргументов мы можем брать любое произведение, русское, зарубежное, современное, древнерусское, и даже мемуары, дневники, фольклорные произведения (кроме малых жанров, то есть пословиц, поговорок), Библию, Гарри Поттера, Хоббита и т.д.

Миф 4

Два аргумента должны быть из разных произведений и разных авторов. Нет, это не так. Аргументы могут быть из одного произведения. Можете взять два произведения одного автора и т.д.

Миф 5

Сочинение должно быть объёмом не менее 350 слов.

Нет, минимальное количество слов для данного сочинения — 250 слов. Своим детям я рекомендую писать работу около 300 слов. Это золотая середина.

Миф 6

В сочинении должен быть эпиграф.

Нет, не должен он там быть! В моей практике было два случая, когда учитель требовал писать эпиграф к каждому сочинению.

Миф 7

В последнем предложении каждого абзаца должно стоять многоточие.

Нет, не должно. Вот это требование меня удивило больше всего. Учительница такое требование объяснила следующим образом: нужно показать проверяющему, что мысль не закончена, еще что-то имеется в виду, но не успели написать…

Миф 8

В сочинении обязательно должны быть цитаты.

Нет, не должны. Можно спокойно получить «зачёт» за сочинение, в котором нет ни одной цитаты.

Миф 9

Во введении должно быть два абзаца, или один, или три и в основной части (аргументы) должно быть два-три-четыре абзаца.

Нет строгих требований, сколько абзацев должно быть в сочинении. Если вы во введении напишете два абзаца, а не один, вам не поставят «незачет». Кстати, мои дети в большинстве случаев введение делят на два абзаца и спокойно получают «зачёт».

Миф 10

Готовимся ко всем направлениям (на всякий случай).

Не нужно так делать. Лучше выбрать два направления и хорошо подготовиться к экзамену.

Конечно, если будут соблюдаться все вышеперечисленные требования, ученик все равно получит «зачет». Но просто жалко ребенка, который будет соблюдать эти требования, ведь можно обойтись малой кровью и написать идеальное итоговое сочинение.

Всё, что нужно знать выпускнику 2021 года: направления, пошаговый план сочинения, шаблон, обязательная литература. Как оформить каждый абзац, с чего начать и чем закончить, как написать аргумент… Все ответы на вопросы в статье.

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

Коротко о самом задании: На экзамене будет предложено 5 тем по 5 направлениям, нужно выбрать только ОДНУ и написать сочинение-рассуждение на эту тему.

А какие направления итогового сочинения в 2021 году?

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сами темы будут известны за 15 минут до начала экзамена.

Сразу скажу, что выбор одного направления очень чреват. За весь мой опыт преподавания я встретил одного ученика, который подготовился к одному направлению, ему попалась сложная тема и он не получил зачет. Не нужно так делать, ведь прочитать небольшие произведения по каждому направлению займет 1-2 вечера, а также есть универсальные произведения для всех направлений.

Обязательную литературу по каждому направлению можно скачать здесь.

Существует несколько видов тем

1. Тема – понятие

Роль исторических памятников в жизни человека

2. Тема – вопрос

Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

Формулирование вопросом – самый популярный вид темы. Обратите внимание, что во втором примере нам нужно не только выразить свою позицию, но и обозначить СОГЛАСИЕ или НЕСОГЛАСИЕ.

3. Тема – осмысление цитаты

Как вы понимаете высказывание: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

Все 119 тем, которые будут на экзамене, в этой статье.

Сколько аргументов из литературы должно быть в сочинении?

Думаю, вы не раз слышали, что обязательно нужно написать 2 аргумента. Но это неправда. В официальной формулировке задания написано «не менее одного произведения», то есть одного аргумента достаточно.

НО! Идеальное количество – 2-3 произведения. Так мы точно наберем необходимый объем и раскроем тезис.

А какие произведения можно приводить в аругментах?

Опять же читаем официальную формулировку задания – «произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору». То есть необязательно приводить произведения из русской литературы и даже школьной программы. Так что «Гарри Поттера» можно!

А библию можно? А «Колобка»?

Давайте сразу обозначим, что такое литература:

1. Художественные произведения (как отечественные, так и зарубежные)

2. Дневники, мемуары

3. Публицистика

4. Произведения устного народного творчества (известные сказки)

Советую ли я вам использовать 4 пункт? Вряд ли.

Что самое важное в сочинении?

Главная задача сочинения – обозначить свою позицию по теме (тезис) и аргументировать её.

Главное условие – опора на литературное произведение в аргументации

Сценарий работы над сочинением

Возьмем тему: «Роль исторических памятников в жизни человека»

1. Внимательно прочитайте тему и выдели ключевые слова

2. Сформулируйте тему в виде вопроса

3. Попытайтесь кратко ответить на этот вопрос

4. Вспомните литературные произведения, которые доказывают тезис

5. Переходите к написанию сочинения

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Я писать сочинение объемом 300-400 слов (минимум 250). Так и тезис раскрыть и аргументировать можно, и воды не налить.

1 абзац – вступление + своя позиция

2 абзац – первый литературный аргумент

3 абзац – второй литературный аргумент

4 абзац – заключение

Кстати, часто слышу рекомендации писать как можно больше тезисов. Предлагают формулировать новый тезис почти в каждом абзаце!

Хочу вас предостеречь: в таком случае ваши тезисы, скорее всего, будут высосаны из пальца.

Я рекомендую сформулировать один хороший тезис (свою позицию) и его доказывать.

С чего начать сочинение?

Варианты вступления

1. Биографическое

2. Аналитическое (размышления по теме)

Это самый популярный вариант вступления

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

3. Цитатное

Этот вариант вступления, скорее всего, вы удачно будете использовать, только если тема сочинения сформулирована цитатой.

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

Немногие знают хорошие литературные цитаты (если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, конечно). Цитаты из песен, фильмов, Ютуба. и т.д. не стоит использовать. Просто поверьте :)

Как оформить первый абзац?

1 абзац состоит из:

а) Вступление (варианты разобрали выше)

б) Тезис (Я считаю, что…)

в) Речевой мостик (Для аргументации своей позиции приведу аргумент из читательского опыта)

Пример:

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

Как правильно привести аргумент?

Идеальный аргумент состоит из 3 элементов:

а) Название произведения и автора

б) Пересказ точной ситуации

в) Микровывод

Почему-то многие боятся слова «пересказ». Но не путайте итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ. В сочинении ЕГЭ есть такая часть как «комментарий» и в нем пересказ недопустим. А как можно аргументировать свою позицию в итоговом сочинении, не пересказав элемент из произведения?

Микровывод отвечает на следующий вопрос: «Почему данный аргумент доказывает тезис?» Тезис (вашу позицию), а не тему! Будьте внимательны!

А мы продолжаем писать наше сочинение:

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

5 произведений, который подойдут под любые направления

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • В.К. Железников «Чучело»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Обязательные к прочтению произведения по каждому направлению можно найти по ссылке (нажмите, чтобы перейти).

Как правильно оформить заключение

1. Обобщение (лучший вариант)

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

2. Цитата

3. Ответ на вопрос «Согласны ли Вы?»

Вот и всё. Немного практики, усовершенствовать свой литературный опыт – и всё получится! Я уверен, что каждый ученик способен написать итоговое сочинение на 5.

Текст: Ольга Лапенкова

В 2022-м одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение немного по-другому — не так, как в прошлые годы. Если раньше ученикам озвучивали пять направлений (например, «Человек путешествующий» или «Цивилизация и технологии»), а темы могли попасться какие угодно, то теперь всё усложнилось. В этом году школьникам предложат три больших тематических блока, а внутри каждого из них — несколько блоков поменьше. «Большие» блоки называются так:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • «Природа и культура в жизни человека».

Какие темы будут на итоговом сочинении — это, как и в прошлом году, никому не известно. Однако, если раньше темы были каждый раз новыми, теперь их будут брать из базы, сформированной на протяжении прошедших лет. Увы, просто прорешать их все не получится: ходят слухи, что в базе их около 1,5 тысячи, — да и сама база, кстати говоря, закрытая.

Поэтому, как и раньше, будем думать-гадать, что писать на итоговом сочинении. Повторим, какой должна быть композиция вашего текста; предположим, как всё-таки могут звучать конкретные темы; и, конечно, вспомним аргументы к итоговому сочинению — из русской и зарубежной классики, а также из мира кино.

Тематические блоки

Каждый «большой» тематический блок состоит из трёх-четырёх других. Если вам хочется подготовиться к каждому из них, это очень похвально! Но если вы боитесь, что не успеете освежить в памяти всё-всё-всё, можно выбрать несколько (желательно не менее трёх) самых интересных для вас рубрик. (Ссылки на статьи, посвящённые каждому из «маленьких» блоков, будем добавлять по мере их появления на сайте).

  • «Внутренний мир человека и его личностные качества»;
  • «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»;
  • «Познание человеком самого себя»;
  • «Свобода человека и её ограничения»;
  • «Семья, род; семейные ценности и традиции»;
  • «Человек и общество»;
  • «Родина, государство, гражданская позиция человека»;
  • «Природа и человек»;
  • «Наука и человек»;
  • «Искусство и человек».

Композиция итогового сочинения

Напоминаем, что сочинение, которое претендует на высший балл, должно содержать не менее 250 слов, а в идеале их должно быть плюс-минус 350. Что же касается композиции данной работы, мы советуем составлять её из четырёх абзацев:

  • 1-й абзац — введение (тезис, то есть собственный ответ на поставленный вопрос);
  • 2-й и 3-й абзацы — основная часть (рассуждения, подкреплённые аргументами из литературы или кино);
  • 4-й абзац — заключение (краткий пересказ всего написанного выше).

Таким образом, итоговое сочинение — например, на тему «Является ли богатство необходимым условием счастья?» — может выглядеть так:

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, является ли богатство необходимым условием счастья. С одной стороны, человек, у которого не хватает денег на технику, одежду и даже еду, может быть доволен своей жизнью: например, если он занимается чем-то важным, а ещё его окружают родные и близкие люди, единомышленники. С другой стороны, нехватка средств часто мешает получить образование, поправить здоровье, отправиться в путешествие или осуществить мечту. Так что не обязательно быть богатым, чтобы чувствовать себя счастливым, однако деньги (при правильном к ним отношении) помогают человеку развиваться как личности, а также помогать другим.

К сожалению, даже в наши дни многие люди находятся за чертой бедности. Они зарабатывают на хлеб честным трудом, но этого едва хватает, чтобы прокормить семью. Большинство таких людей одержимы внутренней тревогой. Они понимают: если с ними что-то случится и они не смогут работать, им придётся влезть в долги или лишиться имущества.

Но при этом даже среди бедняков есть люди, которые не поддаются унынию, — и всё потому, что они обрели смысл жизни. Если человек занимается тем делом, которое считает особенно важным, и окружён близкими по духу людьми, собственная бедность не будет восприниматься им как трагедия. Здесь уместно вспомнить Григория Добросклонова, героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семья этого персонажа десятилетиями жила в бедности. Его отец был сельским священником и жил, веря в святость своего долга, но с трудом мог прокормить себя самого, жену и многочисленных детей:

  • Беднее захудалого
  • Последнего крестьянина
  • Жил Трифон. Две коморочки:
  • Одна с дымящей печкою,
  • Другая в сажень — летняя, <…>
  • Коровы нет, лошадки нет…

Но, несмотря на тяготы, в семье Добросклоновых всегда поддерживали друг друга, и Гриша решил пойти по тому же пути, что и отец: стать священником. Н. А. Некрасов неоднократно подчёркивает, что герой чувствует себя поистине счастливым, потому что он нашёл своё призвание, а также потому, что он окружён близкими. Пример таких людей, как Гриша Добросклонов, доказывает, что богатство не является необходимым условием счастья.

С другой стороны, иногда складываются ситуации, когда отсутствие денег не позволяет человеку достичь важных целей. Причём порой это вопрос жизни и смерти. Если человек из-за бедности не может вылечиться сам или обеспечить медицинскую помощь ближнему, здесь вряд ли может идти речь о счастье. Вспомним произведение В. Г. Короленко «Дети подземелья»: один из центральных героев — бродяга по имени Тыбурций Драб — заботится о двух детях, Валеке и Марусе. Однако добродушный Драб настолько беден, что не может даже обеспечить себе и ребятам жильё: семейство обитает в подвале заброшенной часовни.

Однажды Маруся заболевает, но приёмному отцу не на что купить лекарства; девочке становится всё хуже и хуже. Скорее всего, если бы Тыбурций Драб был богат — или, по крайней мере, не настолько беден, — он сумел вылечить Марусю. И, вполне возможно, её бы ждала долгая счастливая жизнь. Однако малышка так и не выздоровела. Этот пример говорит о том, что иногда деньги необходимы: без них невозможно разрешить трудную и даже опасную ситуацию.

Таким образом, не обязательно быть богатым, чтобы радоваться жизни, выполнять свой долг, а также наслаждаться временем, проведённом в кругу любимых людей. Но иногда только деньги могут помочь человеку достичь важной цели — или даже сохранить здоровье себе и близким.

  • Можно ли использовать наруто в итоговом сочинении
  • Можно ли использовать мангу на итоговом сочинение в декабре
  • Можно ли использовать мангу как аргумент на итоговом сочинении
  • Можно ли использовать мангу в итоговом сочинении качестве аргумента
  • Можно ли использовать мангу в итоговом сочинении 11 класс