Можно ли использовать стихи в итоговом сочинении

Обязательно ли нужно привести цитату в сочинении?

Обязательно ли приводить цитаты? Снизят ли оценку за их отсутствие или недостаточное количество? — это важные вопросы, которые волнуют тех, кто пишет итоговое сочинение по литературе или любое другое литературное сочинение.

Формально экзаменатор не может снизить оценку за отсутствие или, тем более, недостаточное количество цитат. Но фактически отсутствие цитат или другого рода ссылок на текст произведения может привести к нераскрытию темы. Создается впечатление, что абитуриент не знаком с текстом. Не следует забывать, что предметом анализа является именно текст, и, следовательно, он должен быть представлен в сочинении. При отсутствии цитат и ссылок на текст произведения неизбежно страдает аргументация, все тезисы выглядят голословно. Особенно это касается сочинений по лирике. Необходимо знать наизусть, по возможности, все программные стихотворения — их не так уж много, обычно большую часть их учат наизусть еще в школе.

Совет: Учите в неделю по одному стихотворению, и за год вы будете ходячей хрестоматией «Русская поэзия XIX—XX веков»!

Эпические и драматические произведения цитировать труднее; в этих случаях вы должны ссылаться на текст путем непрямого цитирования (частичного цитирования) (например, «в эпилоге романа «Преступление и наказание» Раскольникову снится последний сон, в котором…»), а также знать наизусть отдельные фразы или словосочетания, несущие какую-то смысловую нагрузку: их вы приводите в кавычках, встраивая в свой текст (например, «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — говорит Базаров»; Собакевич, по выражению Гоголя, был похож «на средней величины медведя» и т. п.).

Пример цитирования в сочинении:
Пример. Сочинение абитуриентки по теме «Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении нет ни одной цитаты из текста произведения, ни одной отсылки к нему. Все сочинение состоит из разнообразных похвал Базарову. Концовка сочинения:

«Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, но в Вас горит неподкупное, смелое сердце новатора и прогрессивного человека. Давайте желать!..»

Вывод: анализ произведения подменен манерным, ложно-вычурным, псевдопублицистическим разглагольствованием. За претензией на «живой диалог с героем» — простое незнание текста, неумение его анализировать, привычка «лить воду». 

Как привести цитату из стихотворения в сочинении?(оформление цитаты)

Отметим главное: важно соблюдать чувство меры, цитаты не должны преобладать в тексте, но и обойтись без них нельзя.
Совет по цитированию: большие отрывки цитируйте в строчку, а маленькие (например, двустишие, четверостишие) — можно и в столбик. Большие столбики стихов производят впечатление искусственного увеличения объема сочинения.

Правило оформления цитаты из стихотворения:

Стихи в столбик цитируем без кавычек! (разумеется, если там нет каких-либо авторских кавычек, — например, прямой речи).

Цитируя стихи, МОЖНО

  • изменять некоторые грамматические формы, например, ставить другой падеж: Сравнивая свою подругу с «гением чистой красоты», Пушкин использует поэтическое выражение В. А. Жуковского («гения чистой красоты» мы встречаем в стихотворениях Жуковского «Лама Рук» и «Я Музу юную, бывало…»).
  • цитировать небольшими фрагментами, использовать отдельные выразительные слова, словосочетания, передающие своеобразие текста
  • прерывать кавычки или ставить многоточие внутри цитаты.
  • прибегать к пересказу своими словами, закавычивая только то, что помнишь наверняка.

!!! Будьте осторожнее, когда меняете в стихах грамматические формы, смотрите, не страдает ли от этого стихотворение
Например, не рекомендуется цитировать таким образом: Фамусов «собрал все книги бы да сжег».

Как приводить цитаты из прозы? (примеры)

Не обязательно запоминать наизусть очень большие прозаические фрагменты. Наоборот, это даже будет выглядеть подозрительно (ассоциируется со списыванием). Лучше всего, как уже было сказано, цитировать отдельные слова, выражения и фразы — в них прекрасно передается дух и пафос разбираемого текста, но они при этом не требуют долгого заучивания наизусть.
Совет:лучше всего использовать частичное цитирование

Примеры цитирования и оформление цитат из прозы:

Частичное цитирование отдельных слов и выражений: 
Фамусов называет либеральные идеи Чацкого «завиральными», демонстрируя свое ироническое к ним отношение».
Раскольников хочет доказать себе и всем, что он не «тварь дрожащая».

Цитирование фразы:
«А что такое счастье? Насыщенная гордость», — утверждает Печорин в своем дневнике (повесть «Княжна Мери»).

Отдельные слова из стихотворных и прозаических произведений ставим в кавычки в тех случаях, когда в современных изданиях произведения это слово печатается в традиционной орфографии (или в соответствии с индивидуально-авторским написанием), как было при жизни автора.
Примеры:«чорт» (у Гоголя), «жолтый» («в соседнем доме окна жолты» у Блока), «дубинноголовая» (о Коробочке) и т. п.

Пересказ, сочетаемый с цитатами.
Сходные с цитатой функции часто выполняет простой пересказ. Вы можете «разбить кавычки», пересказывая фрагмент близко к тексту.

Пример: Обломов не мог писать, потому что у него в одной фразе получалось слишком много «что» и «который».

Как вставлять цитаты из текста в сочинение?

Основные правила оформления цитат:

  1. Приводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста.
  2. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. …
  3. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. …
  4. Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

Как написать сочинение с цитатами?

При цитировании произведений, по которым пишется сочинение, название произведения и автор не указываются в цитате. Если же цитата черпается из критической статьи или какого-либо другого источника, то следует указывать автора, которому принадлежат цитируемые слова.

Нужно ли использовать цитаты в итоговом сочинении?

Да, слово в слово цитировать прозу нет необходимости, но хорошо знать произведение — надо обязательно. Ничто так не говорит о вашей начитанности и умению доказывать мысль, как уместные аргументы, подтвержденные анализом отдельных эпизодов.

Как правильно цитировать?

При цитировании разрешается опускать некоторые слова или фразы из источника, при условии, что не искажается смысл оригинального высказывания. Вместо пропущенных слов ставится многоточие или, если купюра значительная, многоточие в угловых скобках.

Как правильно оформлять цитаты из книг?

Правописание

  1. Самый распространенный способ – выделение кавычками. «Основные требования к цитате – это уместность и точность. …
  2. Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста: …
  3. Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой.

Как цитировать в егэ по литературе?

Как можно цитировать

Лирические и эпические произведения могут цитироваться на ЕГЭ по литературе двумя путями. Первый подразумевает помещение цитаты внутрь предложения с помощью кавычек или без (зависит от рода произведения). Второй путь допускает использование скобок и помещение цитаты изолированно от предложения.

Как правильно цитировать текст в эссе?

Привести короткие цитаты.

  1. Цитата обязательно должна начинаться с вводного текста; не вставляйте цитату без вводного текста, иначе читатели могут не понять, что к чему. …
  2. Вы также можете упомянуть имя автора в тексте вместо того, чтобы писать его в скобках в конце.

Как начать сочинение егэ?

Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.

Как можно вставить цитату?

2) Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы. Например: Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать».

Сколько минут дается на подготовку к пересказу 2021?

На подготовку к пересказу даётся 2 минуты.

Сколько минут дается на подготовку к пересказу?

На подготовку к пересказу дается всего 1 минута. Лучше использовать ее для того, чтобы найти способ включить цитату в свой пересказ. Не забывайте, что к внедрению цитат существуют свои требования: она должна быть уместной и логичной.

Как правильно оформить цитату из стихотворения?

Основные правила оформления цитат

  1. Цитата должна совпадать с текстом произведения.
  2. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. …
  3. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. …
  4. Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

Сколько должно быть цитат в итоговом сочинении?

За это время нужно создать текст объёмом не менее 350 слов – таково рекомендуемое количество слов в итоговом сочинении. Если же в ученической работе менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за работу в целом. Максимальный объём сочинения не регламентирован.

Можно ли использовать стихи в итоговом сочинении?

В критериях оценивания итогового сочинения (Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала) сказано: «Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы». Следовательно, использовать можно и прозу, и лирику, и драматургию.

В начале декабря одиннацатиклассники в обязательном порядке пишут итоговое сочинение (ИС). Сдача этого «предэкзамена» даёт допуск к ЕГЭ. А ещё, получив высокую оценку (9–10), можно претендовать на дополнительные баллы при поступлении в вуз. Чаще всего бонусы за ИС дают на профильных направлениях: PR, журналистика, филология. Но иногда поощряют и технарей, это надо уточнять в конкретном вузе. Поскольку каждый балл может оказаться решающим, есть смысл подготовиться к сочинению. Как получить максимум эффекта при минимуме усилий и на что влияют изменения в итоговом сочинении 2022/2023 учебного года, редакция Synergy Times разбиралась вместе с преподавателем русского языка онлайн-школы «Синергия» Татьяной Майской.

Что нового в итоговом сочинении 2022/2023

Требования и критерии оценки итогового сочинения

Как готовиться к итоговому сочинению, чтобы получить высокую оценку

Как пройдёт итоговое сочинение

Что нового в итоговом сочинении 2022/2023

Изменения коснулись оргчасти:

  • Новых тем сочинений в этом году не будет. Банк заданий сформировали из 1,5 тысячи тем прошлых лет. Для школьников это плюс: можно найти темы в интернете и потренироваться писать сочинение. Есть вероятность, что на ИС попадётся такая же или похожая тема.
  • Тематические направления заменили разделами и предложили шесть тем на выбор. Раньше в начале учебного года школьники получали пять направлений, в каждом из них предлагалось по одной теме. На этот раз опубликованы три раздела, на каждый из них предложат по две темы — всего шесть. Из них надо выбрать одну. Это плюс: чем больше выбор, тем выше шанс, что попадётся подходящая тема.

В этом году Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) предложил следующие разделы и подразделы (не темы!):

  • Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека:

    — Внутренний мир человека и его личностные качества.

    — Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

    — Познание человеком самого себя.

    — Свобода человека и её ограничения.

  • Семья, общество, Отечество в жизни человека:

    — Семья, род; семейные ценности и традиции.

    — Человек и общество.

    — Родина, государство, гражданская позиция человека.

  • Природа и культура в жизни человека:

    — Природа и человек.

    — Наука и человек.

    — Искусство и человек.

В материалах ФИПИ есть пояснения к разделам. С ними стоит ознакомиться, чтобы понять спектр возможных тем для рассуждения. Например, тема первого раздела может звучать так: «Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?»

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: как избежать типичных ошибок и получить 100 баллов

Читать подробнее

Требования и критерии оценки итогового сочинения

Два главных требования:

  • объём сочинения — минимум 250 слов (включая служебные части речи);
  • оригинальность текста.

Правила строгие: работу аннулируют, если в тексте будет 249 слов или при проверке на плагиат вас уличат в списывании (это не относится к оформленным цитатам).

Два основных критерия оценки (если их не соблюсти, работу не зачтут):

№1 — соответствие текста теме;

№2 — привлечение литературного материала (ваша позиция по поднятому вопросу должна быть подкреплена примерами из литературы).

Остальные критерии оценивания (достаточно соблюдения одного из них):

№3 — композиция и логика рассуждения (нужно выдержать баланс между тезисами и доказательствами, а также не забыть про вступление и заключение);

№4 — качество письменной речи (точность выражения мыслей, разнообразие лексики, соблюдение речевых норм);

№5 — грамотность (орфография, пунктуация, грамматика).

Итак, чтобы получить зачёт (минимум, который даст допуск к ЕГЭ), нужно выполнить главные требования, получить плюсик по двум основным критериям и по любому из критериев 3–5.

Чтобы получить высший балл, нужно написать сочинение, соответствующее всем критериям. Суммарно можно набрать 20 баллов, которые потом переведут в оценку по 10-балльной шкале.

Онлайн-школа

Готовься к ЕГЭ онлайн под руководством педагогов и наставников

Узнать подробнее

Как готовиться к итоговому сочинению, чтобы получить высокую оценку

Главный совет — при подготовке не ориентируйтесь на сочинения из интернета. Не факт, что они качественные. Лучше обратитесь к учителям или репетиторам. Они профессионально оценят, как вы формулируете свою позицию, как подбираете к ней литературный материал и выстраиваете логику рассуждения.

Во время подготовки пользуйтесь лайфхаками:

  • Выберите для аргументации произведения, которые вы уже читали и любите.

    Можно использовать почти любой литературный материал: отечественные и зарубежные мемуары, нон-фикшн, публицистику, научпоп, поэзию, художественную литературу. Подойдёт практически всё — от ужасов Стивена Кинга до летописей Древней Руси. Нельзя использовать только малые фольклорные жанры (потешки, заклички, загадки) и комиксы.

    Например, в рассуждении о счастье можно равноправно вспомнить гончаровского Обломова, который рад, что Ольга вышла замуж за Штольца (счастье, вызванное благополучием любимых людей), или научно-популярные тексты физиолога Вячеслава Дубынина, где он рассказывает о работе гормонов дофамина и серотонина. Главное, чтобы пример был в тему.

  • Выберите для подготовки два раздела. Выучить всё — нереально, сосредоточиться только на одном — опасно (могут достаться неудачные темы). Посмотрите, какие темы прошлых лет соответствуют выбранным разделам, составьте список подходящих произведений и повторяйте их.
  • Определитесь с композицией текста. Вступление и заключение всегда на своих местах, но основное содержание может быть разным. Например, вы можете добавить несколько тезисов и доказательств.

Потренируйтесь писать сочинения, соблюдая следующие правила:

  • Пишите в тексте не меньше рекомендованных ФИПИ 350 слов. Так вы подстрахуете себя по объёму сочинения и сможете полноценно раскрыть тему (с помощью минимума из 250 слов это сделать крайне сложно, если только вы не Чехов).
  • Выберите минимум два литературных произведения для аргументации своей позиции. При этом нужно, чтобы они были сопоставимы: стихи — к стихам, научпоп — к научпопу. Если вы плохо запомнили один из источников, второй может вас выручить.
  • Проверяйте написание слов по орфографическому словарю. На итоговом сочинении разрешено им пользоваться.

ЕГЭ по математике: как готовиться и когда начинать, чтобы получить 100 баллов

Читать подробнее

Как пройдёт итоговое сочинение

Основная дата итогового сочинения — 7 декабря 2022 года. Мероприятие начнётся в 10:00 по местному времени. Если опоздаете, вас пустят, но вы пропустите инструктаж, и останется меньше времени на работу.

Непосредственно перед сочинением вы получите шесть тем. Нужно будет выбрать одну. На написание дадут 3 часа 55 минут — больше, чем на ЕГЭ. Поэтому можно будет писать спокойно и сосредоточенно.

Можно воспринимать мероприятие как репетицию ЕГЭ: за каждым участником так же будет закреплено место, в аудиторию разрешат пронести чёрную гелевую ручку, паспорт, очки. В отличие от ЕГЭ можно взять словарь.

Онлайн-школа

Подготовься к ЕГЭ под руководством педагогов и наставников

Педагоги и эксперты ЕГЭ системно преподают все нужные темы и учат выполнять задания независимо от их формулировки и формата, ориентируясь на актуальные материалы и варианты ФИПИ. Ученика поддерживают наставники, психологи и тьюторы.

Узнать подробнее

Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение основная  общеобразовательная школа с.
Габдюково филиал муниципального  общеобразовательного бюджетного учреждения
средняя общеобразовательная школа с. Зуяково Белорецкого района Республики
Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2022/2023 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

                                          Зуяково,
2022г.

Методические
рекомендации по подготовке к написанию итогового сочинения   в  2022/2023 учебном 
году  для  учителей  русского  языка  и литературы –Зуяково

Автор-составитель:

Баязитова
Гульфия Шарифулловна  , учитель первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3
стр.

Общая
структура итогового сочинения…………………………………………….4-6стр.

Каким
же будет итоговое сочинение 2022/23……………………………………7-8стр

       
1. Направление «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

       
2. Направление «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

       
3. Направление «Природа и культура в жизни человека »

Основные
правила написания и критерии………………………………………….9-12стр

Что
изменилось в этом году…………………………………………………………….13-16стр

Памятка
выпускнику по написанию итогового сочинения……………….17-18стр

ВВЕДЕНИЕ

Итоговое сочинение
2022-2023учебного года

Методические рекомендации

      Открытые тематические направления
итоговых сочинений 2022-2023 учебного года,  разработанные  Советом  по 
вопросам  проведения  итогового  сочинения  при Министерстве  образования  и 
науки Российской  Федерации под  председательством Натальи  Солженицыной, 
президента  Русского  общественного  фонда  Александра Солженицына,   
размещены на    официальном    сайте    Федерального    института
педагогических измерений (
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie).

     В   том   же   источнике  
приведены   Комментарии   к   пяти   направлениям, разработанные   специалистами 
ФГБНУ  «ФИПИ»  и  согласованные  с  председателем Совета Н.Д. Солженицыной.

     Традиционно экзаменационный комплект
будет включать пять тем сочинений из   закрытого   перечня  (по   одной  
теме   от   каждого   открытого   тематического направления),   причем   темы  
будут   составлены   в   соответствии   с   принципами посильности,    
ясности     и     точности     постановки     проблемы.     Отмечается
«литературоцентричность   итогового  сочинения, обусловленная    традициями
российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда
отводилось важное место». Особый акцент сделан на том, что простой ссылки на
тот или  иной  художественный  текст  в  итоговом  сочинении  не  достаточно, 
выпускник должен    использовать    примеры,    связанные    с   
проблематикой    и    тематикой произведений,  системой образов,  композицией 
и  т.п.,  причем  допускается  разный уровень   осмысления   материала  
художественного   произведения:   от   элементов смыслового  анализа 
(например,  сюжет,  характеры)  до  комплексного  анализа  в единстве формы и
содержания.

     Совет   по  вопросам  проведения 
итогового  сочинения  при  Министерстве образования   и   науки   Российской  
Федерации под   председательством   Натальи Солженицыной,     президента    
Русского     общественного     фонда     Александра Солженицына,  неоднократно 
указывал  на  то,  что  сочинение  носит метапредметный характер,  то  есть 
позволяет  судить  о  гражданской,  морально-нравственной  зрелости ученика,
что является итогом обучения и воспитания в школе.

                       
Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70
слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая
несколько подпунктов) — 200-250 слов.

Тeзис  1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или
    нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70
слов)

 Теперь
рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I.
Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление
состоит из 3 элементов:

1.    
объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2.    
общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий
в жизни
человека;

3.    
ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все
эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

  • Подробнее о вступлении (спец.
    материал)

Темы,
предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

1.    
тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем
отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите
от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что…
», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно
ли… » и т. д.,

2.    
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся
утверждение,

3.    
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать
свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы,
представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная
часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис
— это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По
    oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe,
    вмeстe взятыe.
  • Тeзис,
    пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe
    кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму
    тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка
    — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
    аргументации.

Аргумент
нужно:

  • привести
    из литературных источников.
  • выделить
    в отдельный абзац.
  • в
    конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к
    одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы
    аргументов было два.
  • если
    тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент
состоит из 3 элементов:

1.    
Обращение к литературному произведению — называем автора и
произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем —
произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2.    
Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или
конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз
упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор
описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п.
Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому
что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3.    
Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё
сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы,
как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или
авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель
приходит к выводу… » и т. п.

III.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

  • Подробнее о заключении (спец.
    материал)

4
способа закончить сочинение:

1.    
Вывод. Принято завершать сочинение выводом
из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже
делались в сочинении после аргументов.

2.    
Заключение-призыв. Не используй пафосные
лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица:
«берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно»,
«давайте» и т. д. .

3.    
Заключение — выражение надежды,
позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать
надежду нужно на что-нибудь позитивное.

4.    
Цитата, подходящая по смыслу и высказана
уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим
направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни:
смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Каким же будет
итоговое сочинение 2022/23

Эксперты
взяли огромный банк заданий, который скопился за все эти годы и разбили его на
следующие разделы и подразделы:

1.
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и
выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

2. Семья,
общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

3.
Природа и культура в жизни человека 

3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

По
факту те же самые направления, только более крупные. На экзамене в каждый
комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела
банка. 

Пример тем для
итогового сочинения 2022/23, 
ФИПИ

В
остальном требования, критерии оценки и правила написания итогового сочинения
не поменялись.

Основные правила
написания и критерии

Итоговое
сочинение в 2022 году пройдёт 7 декабря. Вам
предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное
и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

·        
Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе
незачёт!).

·        
Сочинение должно быть написано самостоятельно.

По
структуре итоговое сочинение 2022 сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект
из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны
только разделы и подразделы. 

Итоговое сочинение
2022/23: критерии

Сочинение
оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или «зачет», или
незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним «зачет»,
экзамен провален. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно
получить «зачет» за два первых критерия + за ещё хотя бы один из остальных.

1.
Соответствие теме

Самое
важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не
подменять понятия.

2.
Привлечение литературного материала

Чтобы
получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской
классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже
«Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент,
который подтвердит ваше мнение.

3.
Композиция и логика рассуждения

Чтобы
получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую
структуру сочинения.

 5
абзацев
:

·        
вступление (тезис)

·        
собственное мнение, которое будем доказывать аргументами

·        
аргумент 1 (доказательство и микровывод)

·        
аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод)

·        
вывод (итог рассуждений)

Если
сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий
засчитают.

4.
Качество письменной речи

Если
всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят
«незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5.
Грамотность

«Незачёт»
поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок:
грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении
можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести
орфографические ошибки к минимуму.

Аргументы для
итогового сочинения 2022/23

Несмотря
на то, что темы заранее не известны, мы подготовили для вас банк аргументов по
подразделам, который поможет вам аргументировать свою позицию по любой теме.

Раздел
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

Темы
этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам в
ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о
добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к
самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся
понять себя. 

Возможные
темы:

·        
Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное
наказание?

·        
Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?

·        
Можно ли оправдать плохой поступок?

·        
Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Литературные
аргументы:

·        
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

·        
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

·        
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

·        
«Голодные игры» С. Коллинз

·        
«Повелитель мух» У. Голдинг 

·        
«Старуха Изергиль» М. Горький

·        
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

·        
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

·        
«Зеленая лампа» А. Грин

·        
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков

·        
«Граф Монте-Кристо» А. Дюма

·        
«Черный человек» С. Есенин

·        
«Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Раздел
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

Темы
этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях,
традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.

Возможные
темы:

·        
Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?

·        
Как окружение влияет на ребёнка?

·        
На что готов пойти человек ради своей семьи?

·        
Человек должен жить для себя или на благо общества?

Литературные
аргументы:

·        
«Война и мир» Л. Н. Толстой 

·        
«Анна Каренина» Л. Н. Толстой

·        
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

·        
«Герой нашего времени» М. Лермонтов

·        
«Горе от ума» А. С. Грибоедов

·        
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг

·        
«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь

·        
«Капитанская дочка» А.Пушкин

Раздел
3. Природа и культура в жизни человека 

Темы
этого раздела нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о таланте,
ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области
искусства и науки; также темы могут быть связаны с вопросами экологии и рои
природы в жизни человека. 

Возможные
темы:

·        
Как произведения искусства могут повлиять на личность и
воспитание?

·        
Почему важно сохранять историческую память и традиционные
ценности?

·        
Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без
человека, а человек без природы — нет?

·        
Как достижения науки и технологий повлияли на человека и
природу?

·        
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Литературные
аргументы:

·        
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

·        
«О дивный новый мир» О. Хаксли

·        
«Отцы и дети» И. С. Тургенев

·        
«1984» Дж. Оруэлл

·        
«Мы» Е. И. Замятин

·        
«Голодные игры» С. Коллинз

·        
«Повелитель мух» У. Голдинг 

·        
«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин

·        
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Что
изменилось в этом году

           Нововведением в 2022/23 учебном году
стала отмена пяти тематических направлений итогового сочинения, которые больше
не будут публиковаться в начале учебного года. Вместо этого появится
закрытый банк тем.

     
В этом учебном году в основу закрытого банка положены темы, которые
использовались в прошлые годы (сейчас их более 1500).
В дальнейшем этот банк будет пополняться. Перед началом учебного года
теперь можно будет узнать названия разделов и подразделов закрытого банка,
а также прочитать комментарии к ним.

    
На сайте ФИПИ размещена структура закрытого банка, с которой учащимся
непременно надо познакомиться. Структура банка имеет три раздела:
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество,
Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека».
Они охватывают практически все основные области жизни человека: внутренний мир,
общество (социальные связи разного уровня) и внешний мир (природа,
культура, наука, Вселенная), то есть все то, о чем необходимо
задумываться зрелой личности и иметь собственное суждение.

Разделы
закрытого банка тем

     
Согласно комментариям ФИПИ, темы раздела «Духовно-нравственные ориентиры
в жизни человека» могут быть связаны с вопросами нравственного
выбора — нацеливать на рассуждение о нравственных идеалах
и моральных нормах, инициировать философское осмысление сиюминутного
и вечного, добра и зла, свободы и ответственности человека. Они
могут касаться размышлений о смысле жизни, внутренних конфликтах
и выборе жизненного пути, значимой цели и средствах
ее достижения, любви и дружбе.

   
Первый раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» побуждает
обучающихся к самоанализу и рефлексии, осмыслению и критической
оценке жизненного опыта или поступков литературных героев. Что касается подбора
литературного материала, то духовно-нравственным идеалам посвящена вся
отечественная и мировая литература. Поэтому учитель-словесник может помочь
выпускникам создать методическую копилку художественных произведений,
в которых герои отвечают высоким нравственным идеалам, проходят внешние
испытания, совершают поступки и остаются верными себе.

    
Второй раздел «Семья, общество, Отечество в жизни человека» подразумевает
многоаспектное рассмотрение человека как представителя семьи, социума, народа,
поколения, эпохи. Темы сочинения могут нацеливать на размышление
о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях,
межличностных отношениях и влиянии среды на человека. Они также могут
касаться вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности
сохранения исторической памяти, роли личности в истории. Самоанализ
и критическая оценка позволят обучающимся задуматься о философских
вопросах славы и бесславия, роли личного и общественного,
о своем вкладе в общественный прогресс, а также побудить
к осмыслению роли образования и воспитания в жизни человека
и развития общества.

На наш взгляд, подбор литературы также
не вызовет затруднений

    
Тема семьи, взаимоотношения человека и общества, патриотическая тема
поднимается во многих художественных произведениях начиная
с древнерусской литературы, русской классической литературы XIX–XX вв.
Не стоит забывать и о классике советской литературы, например
о произведении Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» (1980),
в котором ярко воплощена не только идея исторической памяти
и ее значения в жизни человека, но и идея семейных
ценностей, родного места, роли образования и воспитания. Я привела
только один пример, но список можно продолжить.

    
Третий раздел «Природа и культура в жизни человека» связан
с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами,
вопросами экологии. Его тематика нацеливает обучающихся на рассуждение
об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности
художественного творчества и научного поиска, о собственных
предпочтениях или интересах в области искусства и науки.

    
Темы могут быть посвящены философскому осмыслению миссии художника
и ответственности человека науки, значения великих творений искусства
и научных открытий. Вместе с тем тематика данного раздела может
побудить выпускников к размышлению о ценности природы как
естественного первоначала, задуматься не только о взаимодействии
человека и природы, но и ответственности человека перед
природой. Наверное, именно в этом разделе могут особенно пригодиться
поэтические произведения. Философскому осмыслению красоты и ценности
природы посвящена вся пейзажная лирика. Мироощущение поэта как избранного
творца является универсальной «сквозной» темой многих лирических произведений.
Но, конечно, поэзией не исчерпывается перечень литературных произведений,
которые смогут помочь обучающемуся грамотно выстроить тезисно-доказательную
базу итогового сочинения.

    
Нововведения коснулись и количества тем: в этом учебном году
школьники смогут выбирать уже не из пяти,
а из шести тем. В каждом комплекте будет по две темы
из каждого раздела банка. Ниже приведен пример комплекта тем итогового
сочинения, опубликованный на сайте ФИПИ:

Тема
1223: «Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?»

Тема
1434: «Что вы вкладываете в понятие „ счастье“?»

Тема
2345: «Семейные ценности и их место в жизни человека»

Тема
2456: «В чем может проявляться любовь к Отечеству?»

Тема
3167: «Чему человек может научиться у природы?»

Тема
3367: «Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга,
музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека
на жизнь?»

    
Без изменений в новом учебном году остались требования и критерии оценивания
итогового сочинения.

Выбор темы итогового сочинения

    
Выпускнику необходимо внимательно осмыслить тему сочинения и выбрать то,
что ему максимально понятно и не вызывает затруднений с подбором
примера (примеров) из художественных произведений.

    
Остановимся подробнее на типологии формулировок тем. Например,
формулировка темы может быть в виде прямого вопроса: «Что
вы вкладываете в понятие „счастье“?», «В чем может проявляться
любовь к Отечеству?», «Чему человек может научиться у природы?»
В вопросной формулировке выпускнику важно ответить на прямой вопрос,
раскрыть поступки: в чем, например, может проявляться любовь
к Отечеству? Чему человек может научиться у природы? Как можно
раскрыть понятие «счастье», каковы его составляющие?

     
Следующий шаг — подбор литературного материала, который сможет стать доказательной
базой и ярко проиллюстрировать выдвигаемый тезис. Например, в чем
проявилась любовь к Отечеству у князя Святослава или Ярославны
в «Слове о полку Игореве»? Какой эпизод произведения наиболее ярко
выражает любовь каждого из них к Отечеству? Как проявляется любовь
к Отечеству у героев романа-эпопеи «Война и мир» Толстого:
Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи и Пети Ростовых?

     
Формулировка темы также возможна в виде дискуссионного вопроса, например:
«Способно ли, с вашей точки зрения, явление культуры (книга,
музыкальное произведение, фильм, спектакль) изменить взгляды человека
на жизнь?» Дискуссионный вопрос предполагает выбор одного из двух
мнений. Выпускнику сначала предстоит ответить на вопрос «Способно или
не способно?». Очевидно, что данная формулировка предполагает, что
выпускник может поделиться своим личным опытом от встречи
с прекрасным.

     
Вместе с тем есть и художественные произведения, где писатели
воплощают в своих героях катарсическое (от греч. слова
«катарсис» — «очищение») переживание, вызванное книгой, музыкальным
произведением, спектаклем. Например, в романе «Преступление
и наказание» евангельская история о «Воскрешении Лазаря» инициирует
переворот в душе Раскольникова. В рассказе «Гранатовый браслет»
Куприна музыкальное произведение «L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, No 2)»
выбрано в качестве эпиграфа, то есть задает лейтмотив
в развертывании сюжета. Именно эта музыка в финале рассказа передает
эмоциональный накал чувств и переживаний главной героини Веры Николаевны
Шеиной. Не менее интересно силу впечатлений от прочтения книг
передает лирический сюжет в стихотворениях Цветаевой «Книги в красном
переплете», Гумилева «Мои читатели», Высоцкого «Баллада о борьбе».

      
Тема может быть сформулирована в утвердительной форме: «Семейные ценности
и их место в жизни человека». Данная формулировка уже содержит
выдвигаемый тезис, задача обучающегося — раскрыть, что такое семейные
ценности, и показать, какую роль они играют в жизни человека. Тема
семейных взаимоотношений также является универсальной в литературе.
В качестве литературного аргумента могут быть привлечены роман
«Капитанская дочка» Пушкина и упомянутые выше «Война и мир»,
«Преступление и наказание» и др. В литературе XX века также
звучит тема семьи: например, в «Белой гвардии» Булгакова
с поэтизацией образа дома или в «Тихом Доне» Шолохова, где именно
с разрушения семейных устоев начинается хаос и трагедия войны.

Как готовиться к итоговому сочинению:

     
Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия
конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена
главных героев, ключевые эпизоды.

1.    
Не забывайте
про рассказы и стихотворения, которые могут быть убедительными аргументами
для раскрытия темы.

2.    
Не бойтесь
размышлять и выражать свое мнение.

3.    
Следуйте
за формулировкой темы.

4.    
Комментируйте
поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.

5.    
Не забывайте
про объем — не менее 250 слов

6.    
Соблюдайте
правило композиции: вступление — основная часть — заключение.

7.    
Старайтесь
грамотно выражать свои мысли.

Помните,
что цитирование в сочинении необязательно, важно передать образ, мысль,
поступок героя.

Полезные
ресурсы:

·       
«На все
100» — онлайн-консультация по подготовке к итоговому сочинению.

·       
Учебные
материалы для подготовки к итоговому сочинению (изложению).

·       
Видеоматериалы
по подготовке к ЕГЭ от экспертов Московского центра качества
образования.

·       
Библиотека
«Московской электронной школы».

ПАМЯТКА
ВЫПУСКНИКУ ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

1.К
сочинению желательно подобрать эпиграф, в котором заключается главная мысль
работы. (Можно обойтись и без эпиграфа.)

2.
В сочинении необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему,
аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или
мировой литературы.

3.
Необходимо выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».

По
данному критерию происходит оценка содержания сочинения. Выпускник рассуждает
на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос,
поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит
высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет»
ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме (во всех
остальных случаях выставляется «зачет»).

4.
Необходимо выполнить требования критерия №2 «Аргументация. Привлечение
литературного материала».

Выпускник
показывает свое умение использовать литературный материал для построения
рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

«Незачет»
ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного
материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или
литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для
рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

5.Структура
сочинения:

 -во
вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и
рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)

 -первый
аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и
раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника
анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно 120
слов).

-второй
аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и
раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника
анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно 120
слов).

    
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении. (Приблизительно 260
слов). Помните, что текстов художественных произведений на экзамене не будет!
Все по памяти.

-вывод
должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно
50 слов).

6.
При написании сочинения важно помнить об умении логично рассуждать и
аргументировать свои мысли.

7.
При написании и правке работы необходимо помнить о речевом оформлении текста,
то есть использовании разнообразной лексики и грамматических конструкций,
исключать из текста сочинения речевые штампы и неуместные термины. Если вы
называете имена писателей и поэтов, то будьте последовательны: всех называете,
указывая имя или имя и отчество. Например, Л.Толстой, А.Чехов или Л.Н.Толстой и
А.П.Чехов. Не допускайте в работе панибратства, называя великого писателя
только по имени и отчеству: Лев Николаевич говорил… (это этическая ошибка).

8.
После завершения работы необходимо ее тщательно проверить. Помните, что в вашем
распоряжении будет орфографический словарь.

9.Переписывайте
работу аккуратно, разборчиво, избегайте помарок и исправлений.

10.
Согласно тексту инструкции, объем сочинения должен быть не менее 250 слов. 
Рекомендуемое количество слов – 350.

Итоговое сочинение уже через месяц, а ты судорожно просматриваешь произведения, которые мы советовали почитать. И, если сначала всё было нормально, то после книги десятой все имена героев, названия книг, инициалы авторов начали путаться в голове. Да, у меня тоже такое было. А что, если аргументировать темы можно теми же текстами, которые каждый день играют в твоих наушниках, и которые от волнения ты уж точно не забудешь? Да-да, я про рэп.

Конечно, мы привыкли считать, что русский рэп – это история про дворовых парней, которые читают стихи о неразделенной любви. Многие уже давно не видят смысл в таких песнях, а уж сравнивать рэп с литературой точно мало кто берется – разные уровни. Так что поговорим об этом: созвучии и соразмерности поэтического творчества и рэпа.

Борис Барабанов, музыкальный обозреватель газеты «Коммерсант», говорил, что «хип-хоп – это самая живая музыкальная культура в России». Не могу не согласиться: давно пора забыть про Гуфа, Птаху и Слима и вспомнить про Oxxxymiron’а, ATL, Noize MC и даже Хаски. Говорить мы будем, конечно же, о них. Я начинала слушать этих исполнителей давно, и мне, как и вам, казалось, что ни капли серьезного в них нет. А потом, когда лингвисты разобрали со мной стихи Face’а и Хаски, резко пришло осознание: реп – тоже поэзия, только современная. И даже на первом курсе университета мы с преподавателем обсуждали альбом Oxxxymiron’а «Горгород».

Рэп, прежде всего, зародился как баттловый стиль музыки – двое исполнителей состязаются при помощи специального рифмосложения. Напоминает поединок Есенина и Маяковского, не правда ли?

Рэп, прежде всего, зародился как баттловый стиль музыки – двое исполнителей состязаются при помощи специального рифмосложения. Напоминает поединок Есенина и Маяковского, не правда ли?

В чем же сходство?

 Литературная классика, равно как и классика музыкальных произведений, разделена на периоды, отвечающие различным векам, направлениям и стилям. Хип-хоп культура в России сегодня проживает новую веху своего развития: исполнители политизируются, поднимают социально важные темы. Например, стоит вспомнить вышедшую год назад песню Noize MC «Последний министр», где одна строчка «“Я/Мы” на дорогах не волнует дядю» буквально отражает все разногласия в обществе 2020 года. А теперь прочитайте того же Владимира Маяковского, чья лирика характеризуется политичностью:

«Будущее
не придет само,

если

не примем мер.

За жабры его, – комсомол!

За хвост его, – пионер!»

Разрыв поэта и действительности – важнейшая особенность ранней лирики Маяковского. Эта же особенность четко виднеется у Oxxxymiron’а в альбоме «Горгород». Многие поэты писали о своей нелегкой доле, о том, что общество стоит против них. Знаменитое стихотворение «Поэт и толпа» у Пушкина верное тому доказательство:

«Он пел – а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал».

Именно так не понимают писателя у Oxxxymiron’а и много позже в песне «Башня из слоновой кости» бесславно стреляют. «Там, где нас нет» – тоже своеобразный гимн несправедливостям мира, громкий протест писателя, его последнее слово. Насколько жестоки и правдивы его слова: «…услышь меня и вытащи из омута, веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом». Писатель стремится посвятить себя людям, чувствует, что «я» для него мало, видит новые истины и хочет дать их обществу, но оказывается ненужным, одиноким. Окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение писателя с действительностью кончается трагически, но этот трагизм рождает мысль о действии, борьбе и даже революции. Поэт обличает, проклинает и протестует; он ждет, торопит и предчувствует обновление жизни.

Был бы Пушкин рэпером, если бы жил в наше время?

Был бы Пушкин рэпером, если бы жил в наше время?

На самом деле, рэперы уважают классиков

Вот вам интересный феномен: сами рэперы обращаются к писателям и поэтам прошлого, цитируют их произведения в своих песнях. Например, Big Baby Tape заимствует строки у Бродского, ЛСП отсылает к Пушкину и Экзюпери, Хаски – к Протопопу Аввакуму, Чехову, Вампилову и Пелевину, а ATL – к Герберту Уэллсу, Редьярду Кипплингу и Ирвину Уэлшу. Часто классику цитирует Oxxxymiron, в его текстах множество отсылок: от скандинавской мифологии до Сорокина, Лавкрафта и Роулинг. Ключ к пониманию этого феномена – понятие «палимпсеста». Этим словом археологи назвали текст, сквозь который просвечивают другие, более ранние слои текста. Со временем термин «палимпсест» перекочевал в литературу: он описывает феномен интертекстуальности – «соприсутствия» двух или более текстов в одном в виде цитат, аллюзий, различных отсылок. Так же это очевидно намекает на постмодернизм.

Рэперы современности почитают труды классиков. Например, к 130-летию поэта Осипа Мандельштама разные музыканты выбрали его стихотворения, написали песни и собрали в один альбом под знаковым названием «Сохрани мою речь навсегда». Noize MC, Женя Мильковский (группа «Нервы»), группа «Свидание», Леонид Агутин, IOWA и Oxxxymiron приняли участие в этом проекте. Их треки пробирают до дрожи – ощущение, что сам Мандельштам ожил и говорит с помощью современных исполнителей.

Напомню так же, что 1 ноября 2019 года состоялась премьера клипа Noize MC «Почитай старших». В треке звучит ремастер архивных голосов Маяковского, Есенина и Мандельштама. А сам клип стал своеобразным манифестом о литературном труде, о том, зачем нам сегодня наследие поэтов прошлых веков и почему авторы никогда не перестанут заимствовать друг у друга.

1635092359.jpeg

Так что же с сочинением и ЕГЭ?

Вот в чем состоит незатейливая проблема: многие из нас не в состоянии различить временную принадлежность поэзии – написано это сегодня или сто лет назад. Подтверждение тому – тест издания «Медуза», где читателям предлагают отличить поэзию от русского рэпа. В современной российской школе не учат понимать ни Мандельштама, ни Oxxxymiron’а. Учат преимущественно классике, причем классике той, которая устоялась в советское время. И вот мы уже попадаем в центр споров о школьном каноне, которые идут в общественной среде. Думаю, что сейчас чрезвычайно важно, чтобы школа давала и тех авторов, которые признаны национальной классикой, и тех, что современны. Можно и нужно построить такую программу, идущую от современных поэтов и писателей, которые более понятны школьникам, к более старым поэтам и прозаикам. Через путь от сегодняшнего дня к XVIII веку мы можем заметить историчность и изменчивость языка. А помочь в этом может хоть Пушкин с Баратынским, хоть Oxxxymiron, и Гребенщиков – кто угодно.

Думаю, что некоторый русский рэп сегодня совершенно спокойно можно считать современной лирикой, частью русской поэтической культуры. Хотя он и имеет свое формальное и содержательное своеобразие, которое отличает его от «нерэповых» форм современной поэзии. Вот только использовать их в качестве аргумента в сочинениях и ЕГЭ хоть и не запрещено, но пока опасно: одного проверяющего может убедить такой «современный пример», а другой – снизит баллы.

Вот, что говорит об этом Ляйсан Хутова, автор блога «Соточка по русскому»: «На самом ЕГЭ аргумент можно приводить любой, к примеру, ребята писали про блогеров и получали максимальный балл. Но вот с итоговым сочинением сложнее: рэп – это не литература, так что такие аргументы не засчитываются как литературные. Если в сочинении не будет другого подходящего примера, то работа получит “незачет”».

Кто знает, может, через несколько лет тексты Oxxxymiron’а спокойно разместятся на страницах КИМов, но пока что писать о них в сочинениях рискованно. 

А как считаете вы, можно ли рэп отнести к литературнму канону?

  • Можно ли использовать современную литературу в итоговом сочинении
  • Можно ли использовать сказки на итоговом сочинении
  • Можно ли использовать пример из жизни в итоговом сочинении
  • Можно ли использовать один аргумент в итоговом сочинении
  • Можно ли использовать наруто в итоговом сочинении