Можно ли на итоговом сочинении привести один аргумент

31 июля 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самое важное об итоговом сочинении

Популярные вопросы об ИС — опираемся только на методические рекомендации ФИПИ и официальные требования.

Что входит в структуру итогового сочинения?

1. Введение: в нём необходимо высказать свою точку зрения по выбранной теме.
2. Аргумент(ы), которые доказывают твою точку зрения.
3. Заключение.

Использовать какие-то особенные клише не нужно, главное — пиши понятно и логично.

На экзамене тебе предложат 5 тем — по одной на каждое из направлений. ВАЖНО: тема ≠ направление.

Как получить «зачёт»?

Есть несколько главных требований: объём текста, самостоятельность (списывать запрещено), соответствие теме и привлечение литературного материала. В сочинении должно быть минимум 250 слов (да-да, не 350, не 400 и не 500).

Как минимум один пример должен опираться на литературный материал, иначе будет «незачёт». И да, одного аргумента для «зачёта» достаточно, но он должен точно соответствовать теме.

Тексты из пособий по подготовке к ЕГЭ использовать тоже можно, только обязательно указывай автора и название произведения, иначе аргумент не будет считаться литературным.

Если соблюдены все эти требования и еще одно из дополнительных (логичность изложения, отсутствие серьёзных речевых ошибок, общая грамотность), ты получаешь «зачёт» :)

Что ещё может быть аргументом?

Всё что угодно: выдуманная история про бабушку, личный опыт, фильмы, факты из общественной жизни и так далее. Аргумент не из литературы можно использовать, если этого требуют критерии вузов, которые дают дополнительные баллы за ИС. А еще такой аргумент можно написать, когда не хватает слов.

Как считаются ошибки в ИС?

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Первые три однотипные ошибки = одна ошибка, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуацию.

Можно ли цитировать в ИС?

Да, но объём цитирования не должен превышать объём твоего текста. И обязательно давай ссылку на источник (в свободной форме).

Источник: vk.com/ege_soch

На чтение 5 мин Просмотров 15.2к.
Обновлено 23 января, 2022

В данной статье приведено топ 5 вопросов и столько же ответов об итоговом сочинении. Приступая к подготовке к итоговому сочинению, выпускник сталкивается с рядом вопросов, ответы на которые требуется получить незамедлительно. Приходится погружаться в виртуальный мир и искать нужную информацию, которая разбросана по всему интернету. Соответственно, на это тратится драгоценное время. Мы проанализировали все вопросы, с которыми сталкиваются выпускники, и подготовили на них актуальные ответы. Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?

Содержание

  1. Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?
  2. Сколько слов должно быть в сочинении?
  3. Можно ли пересдать итоговое сочинение?
  4. Как узнать результаты сочинения?
  5. Где можно использовать результаты сочинения?

Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?

В критериях оценки итогового сочинения количество аргументов строго не регламентировано. Главное при создании работы – написать сочинение по предложенной теме и обосновать свою точку зрения, опираясь на художественные произведения. Причем опираться можно и на классическую литературу, и на современную, обращаться к творчеству как русских, так и зарубежных авторов. При выборе жанра произведения для аргумента обучающиеся могут руководствоваться своими читательскими предпочтениями.

Для аргументации достаточно привести один литературный пример. Выбрав такой путь написания сочинения, выпускник должен учесть тот факт, что объем сочинения должен составлять не менее 250 слов. Если нет уверенности в том, что с одним примером сочинение будет соответствовать данному требованию, лучше привести два аргумента.

Решив проиллюстрировать тезис двумя примерами, выпускники часто сталкиваются с другим вопросом: можно ли приводить примеры из одного произведения, или же лучше остановиться на двух? Ответ прост: все в ваших руках. Например, в сочинении по теме «Важно ли прививать доброту с детства?» можно противопоставить двух героев одного произведения (Петр Гринев и Алексей Швабрин из «Капитанской дочки А. С. Пушкина») или же двух героев из разных произведений (Петр Гринев и Митрофанушка из «Недоросли» Д. И. Фонвизина). Выбор количества произведений зависит от читательского опыта выпускника.

Сколько слов должно быть в сочинении?

В требованиях к итоговому сочинению, размещенных на сайте ФИПИ, дан рекомендуемый объем сочинения – 350 слов. Указание на объем условно: выпускник может раскрыть тему сочинения, использовав меньшее количество слов. Но если в сочинении будет менее 250 слов, выпускник автоматически получит незачет за всю работу. При подсчете слов учитываются как самостоятельные части речи, так и служебные (союзы и предлоги).

Часто школьники сталкиваются с проблемой нехватки слов. Ее можно легко решить с помощью небольших хитростей. Например, можно написать несколько слов об авторе. Использовать можно самые типичные фразы: великий русский писатель и поэт, создатель замечательных произведений в прозе. В двух предложениях можно пересказать основное содержание произведения, которое используется для аргументации. Но не стоит увлекаться отступлениями, ведь основная задача сочинения – раскрыть предложенную тему, а не продемонстрировать знание текста произведения и сведений о его авторе.

Можно ли пересдать итоговое сочинение?

Дата проведения итогового сочинения ежегодно остается неизменной –
первая среда декабря. Это лишь середина учебного года. Почему же проводить испытание начинают в столь ранние сроки? Во-первых, это поможет сконцентрироваться именно на сочинении, во-вторых, после получения положительного результата по итогам сочинения можно спокойно готовиться к итоговой аттестации. Но что делать, если придет неудовлетворительный результат?

Выпускник, получивший незачет или по уважительной причине не явившийся на испытание, имеет право пересдать итоговое сочинение в резервные дни. Эти дни также фиксированы: первая среда февраля и первая среда мая. В любом случае, итог будет известен до конца учебного года перед проведением ЕГЭ.

Как узнать результаты сочинения?

Есть два способа узнать результаты итогового сочинения. Первый – у школьного учителя. Точные результаты с количеством набранных баллов присылают на электронную почту той образовательной организации, которую посещает выпускник. Поэтому в указанные во время проведения испытания сроки результаты будут известны администрации школы и учителю-предметнику. Те, в свою очередь, обязаны ознакомить обучающихся с этими результатами.

Второй способ – посмотреть в личном кабинете на интернет-ресурсе для участников ГИА. Сделать не сложно: достаточно ввести фамилию, имя, отчество и паспортные данные школьника в соответствующие поля на электронном ресурсе. Кроме набранных баллов по каждому критерию отобразится тема сочинения, которая была выбрана для работы. Это позволит убедиться в том, что результаты на ресурс внесены верно.

Где можно использовать результаты сочинения?

Итоговое сочинение не совсем бесполезно, как считают многие школьники. Некоторые вузы учитывают его при поступлении и дают дополнительно до 10 баллов к общей сумме баллов за ЕГЭ. С чем это связано? С введением единого государственного экзамена многие вузы перестали проводить вступительные испытания для абитуриентов, что лишило их возможности оценить общий уровень развития подростков. Такой информации не дает ЕГЭ, предлагающий задания в тестовой форме.
При учете результатов итогового сочинения вузы пользуются своей системой оценивания, максимальный балл которой составляет 10. В последнее во многих вузах это испытание учитывается в качестве личных достижений абитуриентов наряду с золотой медалью и результатами ГТО. Так что выпускникам следует заранее уточнить эту информацию в вузе.

Мы постарались очень подробно ответить на волнующие выпускников 11 классов вопросы. Если же у вас после прочтения остались какие-то неясности, напишите в комментариях к статье. Мы обязательно ответим на все вопросы и поможем преодолеть трудности!

Аргументы для итогового сочинения: что это и где брать

Один из критериев, по которому оценивают итоговое сочинение, — аргументация и опора на литературный материал. То есть любой тезис в сочинении нужно подкрепить примерами из произведений. В статье разберём определение аргументов и какими они должны быть. В конце дадим список литературы по тематическим разделам.

0

1 773

Что такое аргумент в итоговом сочинении

Аргумент в итоговом сочинении — это доказательство суждения школьника, его позиции или ответа на проблемный вопрос. Любой тезис в сочинении нужно подкрепить аргументами, но нигде не прописано, сколько их должно быть. Лучше не гнаться за количеством и привести только подходящие аргументы.

Каким должен быть аргумент для итогового сочинения

Перечислим, какие аргументы для итогового сочинения засчитают проверяющие:

✅ Аргумент должен доказывать тезис.

✅ Аргумент должен содержать краткий пересказ произведения или фрагмента произведения с аналитическим комментарием школьника.

✅ В качестве аргумента можно сравнить произведения и/или героев и дать свою оценку.

✅ В качестве аргумента можно сделать анализ всего творчества автора, сделав разбор конкретных произведений. Также можно указать на отражение биографии автора в его произведениях.

Что не примут как аргумент для итогового сочинения

❌ Не засчитают аргумент, который не доказывает тезис.

❌ Пересказ произведения или фрагмента произведения без аналитического разбора тоже не примут. Например, если написать, что характер Наташи Ростовой меняется в течение действия романа Л.Н. Толстого «Война и мир», но не объяснить, как меняется и по какой причине.

❌ Аргументом не может быть простое упоминание произведения без расшифровки.

❌ Нельзя опираться на источники, которых нет в критериях оценивания на сайте ФИПИ.

Разобрали в статье, по каким критериям оценивают итоговое сочинение.

Откуда брать аргументы к итоговому сочинению

Для аргументов можно опираться на опубликованные произведения отечественной и мировой литературы любых жанров. Нет требований к количеству произведений, можно сделать даже так: доказывать тезисы на основе только одного произведения.

Темы для итогового сочинения собраны в закрытый банк и распределены по трём тематическим разделам. В каждом разделе есть несколько подразделов.

На экзамене дадут список из шести тем на выбор. Заранее известно, что из каждого раздела будет по две темы. А вот из каких подразделов будут эти темы, никто не знает.

Разделы и подразделы есть на сайте ФИПИ. Разберём их подробнее и подскажем, на какие произведения можно ссылаться в зависимости от тематического раздела.

Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы раздела поднимают вопросы нравственного выбора, идеалов и моральных ценностей. Например, нужно будет рассуждать о смысле жизни, выборе, который делает человек, внутренних переживаниях, любви и дружбе.

В первом тематическом разделе есть четыре подраздела.

аргументы для итогового сочинения из первого раздела

Примеры произведений для аргументов

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества:

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом:

«Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин

«Крыжовник» А.П. Чехов

1.3. Познание человеком самого себя:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Мартин Иден» Дж. Лондон

1.4. Свобода человека и её ограничения:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтов

«Анна Каренина» Л.Н. Толстой

Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

Во втором разделе содержатся темы для сочинений о роли семейных ценностей и традиций, о том, как отдельный человек может влиять на историю страны, о споре поколений и путях, по которым развивается общество.

В разделе три подраздела.

аргументы для итогового сочинения второй раздел

Примеры произведений для аргументов

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции:

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Отцы и дети» И.С. Тургенев

2.2. Человек и общество:

«Старуха Изергиль» М. Горький

«Мартин Иден» Дж. Лондон

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека:

«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов

«Слово о полку Игореве»

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела поднимают экологические вопросы: как человек взаимодействует с природой. Ещё к разделу относятся темы о влиянии искусства и науки на жизни людей.

аргументы для итогового сочинения третий раздел

Примеры произведений для аргументов

3.1. Природа и человек:

«Медный всадник» А.С. Пушкин

«Бирюк» И.С. Тургенев

3.2. Наука и человек:

«Собачье сердце», «Роковые яйца» М.А. Булгаков

«О дивный новый мир» О. Хаксли

3.3. Искусство и человек:

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

«Гранатовый браслет» А.И. Куприн

Преподаватель «СОТКИ» по русскому языку Тамара Ларина собрала гайд по итоговому сочинению, в котором есть не только большой список литературы по тематическим подразделам, но и универсальный список небольших произведений.

Скачать гайд в телеграм-канале.

В курс подготовки к итоговому сочинению мы добавили банк готовых аргументов. Это все темы прошлых лет с 2 — 3 примерами из литературы к каждой теме. Этот курс бесплатно получают все, кто оформит подписку на образовательную платформу «СОТКИ». Подробности по ссылке.

Текст: Ольга Лапенкова

В 2022-м одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение немного по-другому — не так, как в прошлые годы. Если раньше ученикам озвучивали пять направлений (например, «Человек путешествующий» или «Цивилизация и технологии»), а темы могли попасться какие угодно, то теперь всё усложнилось. В этом году школьникам предложат три больших тематических блока, а внутри каждого из них — несколько блоков поменьше. «Большие» блоки называются так:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • «Природа и культура в жизни человека».

Какие темы будут на итоговом сочинении — это, как и в прошлом году, никому не известно. Однако, если раньше темы были каждый раз новыми, теперь их будут брать из базы, сформированной на протяжении прошедших лет. Увы, просто прорешать их все не получится: ходят слухи, что в базе их около 1,5 тысячи, — да и сама база, кстати говоря, закрытая.

Поэтому, как и раньше, будем думать-гадать, что писать на итоговом сочинении. Повторим, какой должна быть композиция вашего текста; предположим, как всё-таки могут звучать конкретные темы; и, конечно, вспомним аргументы к итоговому сочинению — из русской и зарубежной классики, а также из мира кино.

Тематические блоки

Каждый «большой» тематический блок состоит из трёх-четырёх других. Если вам хочется подготовиться к каждому из них, это очень похвально! Но если вы боитесь, что не успеете освежить в памяти всё-всё-всё, можно выбрать несколько (желательно не менее трёх) самых интересных для вас рубрик. (Ссылки на статьи, посвящённые каждому из «маленьких» блоков, будем добавлять по мере их появления на сайте).

  • «Внутренний мир человека и его личностные качества»;
  • «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»;
  • «Познание человеком самого себя»;
  • «Свобода человека и её ограничения»;
  • «Семья, род; семейные ценности и традиции»;
  • «Человек и общество»;
  • «Родина, государство, гражданская позиция человека»;
  • «Природа и человек»;
  • «Наука и человек»;
  • «Искусство и человек».

Композиция итогового сочинения

Напоминаем, что сочинение, которое претендует на высший балл, должно содержать не менее 250 слов, а в идеале их должно быть плюс-минус 350. Что же касается композиции данной работы, мы советуем составлять её из четырёх абзацев:

  • 1-й абзац — введение (тезис, то есть собственный ответ на поставленный вопрос);
  • 2-й и 3-й абзацы — основная часть (рассуждения, подкреплённые аргументами из литературы или кино);
  • 4-й абзац — заключение (краткий пересказ всего написанного выше).

Таким образом, итоговое сочинение — например, на тему «Является ли богатство необходимым условием счастья?» — может выглядеть так:

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, является ли богатство необходимым условием счастья. С одной стороны, человек, у которого не хватает денег на технику, одежду и даже еду, может быть доволен своей жизнью: например, если он занимается чем-то важным, а ещё его окружают родные и близкие люди, единомышленники. С другой стороны, нехватка средств часто мешает получить образование, поправить здоровье, отправиться в путешествие или осуществить мечту. Так что не обязательно быть богатым, чтобы чувствовать себя счастливым, однако деньги (при правильном к ним отношении) помогают человеку развиваться как личности, а также помогать другим.

К сожалению, даже в наши дни многие люди находятся за чертой бедности. Они зарабатывают на хлеб честным трудом, но этого едва хватает, чтобы прокормить семью. Большинство таких людей одержимы внутренней тревогой. Они понимают: если с ними что-то случится и они не смогут работать, им придётся влезть в долги или лишиться имущества.

Но при этом даже среди бедняков есть люди, которые не поддаются унынию, — и всё потому, что они обрели смысл жизни. Если человек занимается тем делом, которое считает особенно важным, и окружён близкими по духу людьми, собственная бедность не будет восприниматься им как трагедия. Здесь уместно вспомнить Григория Добросклонова, героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семья этого персонажа десятилетиями жила в бедности. Его отец был сельским священником и жил, веря в святость своего долга, но с трудом мог прокормить себя самого, жену и многочисленных детей:

  • Беднее захудалого
  • Последнего крестьянина
  • Жил Трифон. Две коморочки:
  • Одна с дымящей печкою,
  • Другая в сажень — летняя, <…>
  • Коровы нет, лошадки нет…

Но, несмотря на тяготы, в семье Добросклоновых всегда поддерживали друг друга, и Гриша решил пойти по тому же пути, что и отец: стать священником. Н. А. Некрасов неоднократно подчёркивает, что герой чувствует себя поистине счастливым, потому что он нашёл своё призвание, а также потому, что он окружён близкими. Пример таких людей, как Гриша Добросклонов, доказывает, что богатство не является необходимым условием счастья.

С другой стороны, иногда складываются ситуации, когда отсутствие денег не позволяет человеку достичь важных целей. Причём порой это вопрос жизни и смерти. Если человек из-за бедности не может вылечиться сам или обеспечить медицинскую помощь ближнему, здесь вряд ли может идти речь о счастье. Вспомним произведение В. Г. Короленко «Дети подземелья»: один из центральных героев — бродяга по имени Тыбурций Драб — заботится о двух детях, Валеке и Марусе. Однако добродушный Драб настолько беден, что не может даже обеспечить себе и ребятам жильё: семейство обитает в подвале заброшенной часовни.

Однажды Маруся заболевает, но приёмному отцу не на что купить лекарства; девочке становится всё хуже и хуже. Скорее всего, если бы Тыбурций Драб был богат — или, по крайней мере, не настолько беден, — он сумел вылечить Марусю. И, вполне возможно, её бы ждала долгая счастливая жизнь. Однако малышка так и не выздоровела. Этот пример говорит о том, что иногда деньги необходимы: без них невозможно разрешить трудную и даже опасную ситуацию.

Таким образом, не обязательно быть богатым, чтобы радоваться жизни, выполнять свой долг, а также наслаждаться временем, проведённом в кругу любимых людей. Но иногда только деньги могут помочь человеку достичь важной цели — или даже сохранить здоровье себе и близким.

Всё, что нужно знать выпускнику 2021 года: направления, пошаговый план сочинения, шаблон, обязательная литература. Как оформить каждый абзац, с чего начать и чем закончить, как написать аргумент… Все ответы на вопросы в статье.

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

Коротко о самом задании: На экзамене будет предложено 5 тем по 5 направлениям, нужно выбрать только ОДНУ и написать сочинение-рассуждение на эту тему.

А какие направления итогового сочинения в 2021 году?

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Сами темы будут известны за 15 минут до начала экзамена.

Сразу скажу, что выбор одного направления очень чреват. За весь мой опыт преподавания я встретил одного ученика, который подготовился к одному направлению, ему попалась сложная тема и он не получил зачет. Не нужно так делать, ведь прочитать небольшие произведения по каждому направлению займет 1-2 вечера, а также есть универсальные произведения для всех направлений.

Обязательную литературу по каждому направлению можно скачать здесь.

Существует несколько видов тем

1. Тема – понятие

Роль исторических памятников в жизни человека

2. Тема – вопрос

Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

Формулирование вопросом – самый популярный вид темы. Обратите внимание, что во втором примере нам нужно не только выразить свою позицию, но и обозначить СОГЛАСИЕ или НЕСОГЛАСИЕ.

3. Тема – осмысление цитаты

Как вы понимаете высказывание: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

Все 119 тем, которые будут на экзамене, в этой статье.

Сколько аргументов из литературы должно быть в сочинении?

Думаю, вы не раз слышали, что обязательно нужно написать 2 аргумента. Но это неправда. В официальной формулировке задания написано «не менее одного произведения», то есть одного аргумента достаточно.

НО! Идеальное количество – 2-3 произведения. Так мы точно наберем необходимый объем и раскроем тезис.

А какие произведения можно приводить в аругментах?

Опять же читаем официальную формулировку задания – «произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору». То есть необязательно приводить произведения из русской литературы и даже школьной программы. Так что «Гарри Поттера» можно!

А библию можно? А «Колобка»?

Давайте сразу обозначим, что такое литература:

1. Художественные произведения (как отечественные, так и зарубежные)

2. Дневники, мемуары

3. Публицистика

4. Произведения устного народного творчества (известные сказки)

Советую ли я вам использовать 4 пункт? Вряд ли.

Что самое важное в сочинении?

Главная задача сочинения – обозначить свою позицию по теме (тезис) и аргументировать её.

Главное условие – опора на литературное произведение в аргументации

Сценарий работы над сочинением

Возьмем тему: «Роль исторических памятников в жизни человека»

1. Внимательно прочитайте тему и выдели ключевые слова

2. Сформулируйте тему в виде вопроса

3. Попытайтесь кратко ответить на этот вопрос

4. Вспомните литературные произведения, которые доказывают тезис

5. Переходите к написанию сочинения

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Я писать сочинение объемом 300-400 слов (минимум 250). Так и тезис раскрыть и аргументировать можно, и воды не налить.

1 абзац – вступление + своя позиция

2 абзац – первый литературный аргумент

3 абзац – второй литературный аргумент

4 абзац – заключение

Кстати, часто слышу рекомендации писать как можно больше тезисов. Предлагают формулировать новый тезис почти в каждом абзаце!

Хочу вас предостеречь: в таком случае ваши тезисы, скорее всего, будут высосаны из пальца.

Я рекомендую сформулировать один хороший тезис (свою позицию) и его доказывать.

С чего начать сочинение?

Варианты вступления

1. Биографическое

2. Аналитическое (размышления по теме)

Это самый популярный вариант вступления

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

3. Цитатное

Этот вариант вступления, скорее всего, вы удачно будете использовать, только если тема сочинения сформулирована цитатой.

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

Немногие знают хорошие литературные цитаты (если вы не сдаете ЕГЭ по литературе, конечно). Цитаты из песен, фильмов, Ютуба. и т.д. не стоит использовать. Просто поверьте :)

Как оформить первый абзац?

1 абзац состоит из:

а) Вступление (варианты разобрали выше)

б) Тезис (Я считаю, что…)

в) Речевой мостик (Для аргументации своей позиции приведу аргумент из читательского опыта)

Пример:

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

Как правильно привести аргумент?

Идеальный аргумент состоит из 3 элементов:

а) Название произведения и автора

б) Пересказ точной ситуации

в) Микровывод

Почему-то многие боятся слова «пересказ». Но не путайте итоговое сочинение и сочинение ЕГЭ. В сочинении ЕГЭ есть такая часть как «комментарий» и в нем пересказ недопустим. А как можно аргументировать свою позицию в итоговом сочинении, не пересказав элемент из произведения?

Микровывод отвечает на следующий вопрос: «Почему данный аргумент доказывает тезис?» Тезис (вашу позицию), а не тему! Будьте внимательны!

А мы продолжаем писать наше сочинение:

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

5 произведений, который подойдут под любые направления

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • В.К. Железников «Чучело»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Обязательные к прочтению произведения по каждому направлению можно найти по ссылке (нажмите, чтобы перейти).

Как правильно оформить заключение

1. Обобщение (лучший вариант)

Всё об итоговом сочинении 2021. Пошаговый план и обязательные произведения

2. Цитата

3. Ответ на вопрос «Согласны ли Вы?»

Вот и всё. Немного практики, усовершенствовать свой литературный опыт – и всё получится! Я уверен, что каждый ученик способен написать итоговое сочинение на 5.

Выпускники, заканчивающие в 2021 году 11-й класс уже сегодня должны начинать прорабатывать возможные темы и направления для первого испытания ГИА, поэтому предлагаем более детально разобрать, каким будет допуск к ЕГЭ в грядущем сезоне и как подобрать аргументы итоговому сочинению.

Важно! Темы итогового сочинения 2020-2021 учебного года заранее не разглашают. Эта информация станет доступна выпускникам за 15 минут до начала испытания.

Но, заранее предоставляется возможность проработать узкий круг направлений и понять, нужны ли вам клише к возможным темам, какова ваша личная позиция по затронутым проблемам и какие произведения можно привлекать в качестве аргументов.

Сколько аргументов должно быть в итоговом сочинении?

В критериях оценки итогового сочинения количество аргументов строго не регламентировано. Главное при создании работы – написать сочинение по предложенной теме и обосновать свою точку зрения, опираясь на художественные произведения. Причем опираться можно и на классическую литературу, и на современную, обращаться к творчеству как русских, так и зарубежных авторов. При выборе жанра произведения для аргумента обучающиеся могут руководствоваться своими читательскими предпочтениями.

Для аргументации достаточно привести один литературный пример. Выбрав такой путь написания сочинения, выпускник должен учесть тот факт, что объем сочинения должен составлять не менее 250 слов. Если нет уверенности в том, что с одним примером сочинение будет соответствовать данному требованию, лучше привести два аргумента.

Решив проиллюстрировать тезис двумя примерами, выпускники часто сталкиваются с другим вопросом: можно ли приводить примеры из одного произведения, или же лучше остановиться на двух? Ответ прост: все в ваших руках. Например, в сочинении по теме «Важно ли прививать доброту с детства?» можно противопоставить двух героев одного произведения (Петр Гринев и Алексей Швабрин из «Капитанской дочки А. С. Пушкина») или же двух героев из разных произведений (Петр Гринев и Митрофанушка из «Недоросли» Д. И. Фонвизина). Выбор количества произведений зависит от читательского опыта выпускника.

Критерии оценивания

Опытные педагоги рекомендуют начать подготовку ознакомиться с критериями оценивания, ведь именно согласно этим пунктам и необходимо будет писать сочинение-рассуждение.

В 2021 году ФИПИ установил такие критерии оценивнаия:

Критерий Пояснение
1 Соответствие теме Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют.
2 Аргументация Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение.
3 Композиция и логичность рассуждения Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.
4 Качество письменной речи Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций.
5 Грамотность По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация).

Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:

  1. объем более 250 слов;
  2. соответствие заданной теме;
  3. наличие аргументации с привлечением литературного материала.

Таким образом, документ дает исчерпывающий ответ на вопрос, нужны ли в итоговом сочинении ЕГЭ 2021 литературные аргументы. Да, сам экзамен носит метапредметный характер и не является исключительно проверкой знаний по литературе, но опора на произведения отечественных или зарубежных авторов является обязательным условием.

Сколько слов должно быть в сочинении?

В требованиях к итоговому сочинению, размещенных на сайте ФИПИ, дан рекомендуемый объем сочинения – 350 слов. Указание на объем условно: выпускник может раскрыть тему сочинения, использовав меньшее количество слов. Но если в сочинении будет менее 250 слов, выпускник автоматически получит незачет за всю работу. При подсчете слов учитываются как самостоятельные части речи, так и служебные (союзы и предлоги).

Часто школьники сталкиваются с проблемой нехватки слов. Ее можно легко решить с помощью небольших хитростей. Например, можно написать несколько слов об авторе. Использовать можно самые типичные фразы: великий русский писатель и поэт, создатель замечательных произведений в прозе. В двух предложениях можно пересказать основное содержание произведения, которое используется для аргументации. Но не стоит увлекаться отступлениями, ведь основная задача сочинения – раскрыть предложенную тему, а не продемонстрировать знание текста произведения и сведений о его авторе.

Советы по подготовке

Изучите все направления, обратите внимание на их суть, а также просмотрите примерные темы по каждому из них. Это поможет понять, что от вас требуется. Кроме того, ознакомьтесь с критериями, по которым будет оцениваться ваша работа, чтобы не допустить ошибок. Постарайтесь успеть до декабря написать сочинение по каждому направлению.

Не допускайте речевых ошибок

, они портят работу, поэтому так необходимо читать больше классических произведений. По каждому из направлений есть определенный список литературы, он поможет определиться с аргументами. Если что-то не читали —
выбирайте маленькие произведения, чтобы успеть ознакомиться с ними
. Посмотрите
примеры готовых работ
по направлениям, выделите их плюсы и минусы, это также поможет при подготовке, — уточнила Татьяна Александровна.

Готовьтесь по чужим работам, но ни в коем случае не списывайте с них

. Ведь даже если переписана часть сочинения — оно не проверяется.

— Самое главное, верьте в себя и свои силы.

Когда вы изучите все вышеперечисленное — поймете, что ничего страшного в этой работе нет. Вы писали множество сочинений 11 лет подряд — это одна из подобных работ. При добросовестной подготовке вы обязательно со всем справитесь, — поделилась Татьяна Александровна.

Каталог сочинений прошлого года вы можете посмотреть здесь.

Можно ли пересдать итоговое сочинение?

Дата проведения итогового сочинения ежегодно остается неизменной – первая среда декабря. Это лишь середина учебного года. Почему же проводить испытание начинают в столь ранние сроки? Во-первых, это поможет сконцентрироваться именно на сочинении, во-вторых, после получения положительного результата по итогам сочинения можно спокойно готовиться к итоговой аттестации. Но что делать, если придет неудовлетворительный результат?

Выпускник, получивший незачет или по уважительной причине не явившийся на испытание, имеет право пересдать итоговое сочинение в резервные дни. Эти дни также фиксированы: первая среда февраля и первая среда мая. В любом случае, итог будет известен до конца учебного года перед проведением ЕГЭ.

Направления 2020-2021 года

Каждый год ФИПИ озвучивает 5 направлений для предварительной подготовки 11-классников. Направления 2020-2021 учебного года должны утвердить уже в ближайшее время.

В ожидании информации для ЕГЭ-2021, предлагаем ознакомиться с направлениями предыдущих периодов:

Направления итоговых сочинений 2021, 2021, 2020

Как видите, не только темы, но и направления, из года в год не повторяются, хотя некоторые косвенно перекликаются.

Как узнать результаты сочинения?

Есть два способа узнать результаты итогового сочинения. Первый – у школьного учителя. Точные результаты с количеством набранных баллов присылают на электронную почту той образовательной организации, которую посещает выпускник. Поэтому в указанные во время проведения испытания сроки результаты будут известны администрации школы и учителю-предметнику. Те, в свою очередь, обязаны ознакомить обучающихся с этими результатами.

Второй способ – посмотреть в личном кабинете на интернет-ресурсе для участников ГИА. Сделать не сложно: достаточно ввести фамилию, имя, отчество и паспортные данные школьника в соответствующие поля на электронном ресурсе. Кроме набранных баллов по каждому критерию отобразится тема сочинения, которая была выбрана для работы. Это позволит убедиться в том, что результаты на ресурс внесены верно.

Отцы и дети

Всё для подготовки к итоговому сочинению: комментарии, темы, аргументы, цитаты

Узнать темы заранее не получится — их объявят за 15 минут до начала сочинения. Именно поэтому нужно быть готовым ко всему. Уже сейчас ученики должны подобрать как можно больше аргументов из художественной литературы по одному или нескольким направлениям, ведь без этого не получить зачёт и допуск к экзаменам.

Раскрываем содержание тематических направлений и предлагаем 35 произведений с перечнем возможных вариантов тем.

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

  • «Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
  • Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения».

Какие художественные произведения читать:

Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»

Базаров стремится к кардинальному переделу жизни, отрицает ценности старшего поколения и проповедует нигилизм. Аркадий находится под обаянием личности Базарова и потому разделяет его взгляды. Их линии позволяют проследить, почему происходит конфликт поколений, почему «дети» борются за переустройство жизни, каковы возможные итоги оспаривания традиционного уклада.

Различное отношение к проблеме выражается и позициями «отцов»: на одной стороне мягкие и примиряющие родители, способные принять взросление и новые взгляды детей, на другой — представитель старшего поколения, резко противящийся пересмотру уклада жизни.

Возможные формулировки темы:

  • Почему возникает конфликт поколений?
  • Что позволяет преодолеть разницу мировоззрений?
  • Какие непреходящие ценности связывают «отцов» и «детей»?

Еще по этой теме:

  • Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба».
  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка».

Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»

В этом произведении конфликт поколений рассматривается через призму личных и общественных отношений. Собственным примером Фамусов научил Софью скрывать то, что осуждается обществом, и соблюдать приличия лишь внешне. Он страдает от такого поведения дочери, но не понимает собственной ошибки воспитания.

Образ Чацкого же задает общественное звучание конфликта: он «один в поле воин» против поколения отцов. Чацкий не принимает ценности и традиции фамусовского общества, но даже руководствуясь лучшими стремлениями, ничего не может предложить взамен, кроме обвинительных речей.

Возможные формулировки темы:

  • Как старшее поколение формирует мировоззрение детей?
  • Что может предложить младшее поколение для коренного и благотворного переустройства жизни?

Еще по этой теме:

  • Александр Николаевич Островский «Гроза».
  • Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание».

Николай Гаврилович Чернышевский «Что делать?»

Заплесневевший и загнивающий жизненный уклад старшего поколения здесь во всей красе представлен историей семьи Розальских. «Новые» люди Чернышевского обличают существующие проблемы и предлагают способ их решения.

Слепому и жадному эгоизму прошлого новое поколение предлагает замену — усовершенствованный рациональный эгоизм.

Именно благодаря ему герои романа не только счастливо устраивают собственные жизни, но и помогают другим жертвам прежнего уклада.

Возможные формулировки темы:

  • Почему жизненному укладу требуется периодическое обновление?
  • Какие благотворные силы скрыты в конфликте поколений?

Еще по этой теме:

  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир».
  • Денис Иванович Фонвизин «Недоросль».

Мечта и реальность

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

  1. «Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
  2. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям».

Какие художественные произведения читать:

Иван Александрович Гончаров «Обломов»

Обломов считает, что мир поглотила квазидеятельность — пустая и ненужная суета. Из его сна мы узнаем, что он мечтает об идиллическом уголке, где течет неспешная, но полная искренности и теплоты жизнь. Однако мечтам не суждено стать реальностью: ненадолго очнувшись к жизни под влиянием Штольца и Ольги Ильинской, Обломов все же не преодолевает инерцию лишенной смысла жизни.

Возможные формулировки темы:

  • В чем разница между мечтами и мечтаниями?
  • Что происходит с человеком и его идеалами, когда мечта не подкреплена действием?

Еще по этой теме:

  • Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи».
  • Антон Павлович Чехов «Ионыч».

Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Раскольников остро не принимает окружающую действительность и убежден, что среди обычных людей — «тварей дрожащих» — есть немногочисленные люди, которые «право имеют» на преступление ради великих целей, общечеловеческого совершенствования. Чтобы проверить, относится ли он к последним, Родион совершает убийство.

Мечты о самоутверждении отрывают его от голоса собственного сердца, которое наполнено добротой и состраданием, способно глубоко переживать всякую несправедливость и неправедность, в том числе совершенную собственными руками.

Возможные формулировки темы:

  • Всякая ли мечта достойна воплощения?
  • Каковы последствия реализации недостойных, порочных или античеловечных мечтаний?

Еще по этой теме:

  • Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце».
  • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Александр Степанович Грин «Алые паруса»

Ассоль искренне и глубоко верит в свою мечту. Разубедить ее не могут ни мещанство окружающих людей, ни их злые насмешки, ни бедность, ни вынужденное одиночество.

Эта мечта становится ее кредо и отражает благородство и тонкость ее натуры.

Только человек, способный увидеть в этой мечте не шутовство, не юродивость, а настоящую веру в чудо и тягу к прекрасному, может быть спутником удивительной девушки.

Возможные формулировки темы:

  • Чем можно пожертвовать ради мечты?
  • Как мечты человека его характеризуют?

Еще по этой теме:

  • Антон Павлович Чехов «Чайка».
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Мцыри».

Месть и великодушие

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

  • «В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
  • Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане».

Какие художественные произведения читать:

Александр Сергеевич Пушкин «Выстрел»

Сильвио вызывает на дуэль противника (графа Б.) за незначительное оскорбление, но не стреляет, а оставляет выстрел за собой, чтобы изощренно наказать обидчика позже. К дуэли он возвращается через несколько лет, когда тому есть что терять: на глазах молодой жены графа он стреляет… в картину — это жест, которым он хочет показать свое нравственное превосходство.

Возможные формулировки темы:

  • Что говорит о человеке способность на месть?
  • Всегда ли прощение и отказ от мести — признак истинного благородства и великодушия?

Еще по этой теме:

  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка».
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».

Лев Николаевич Толстой «Война и мир»

Андрей Болконский после измены Наташи одержим местью. Он ищет встречи с Курагиным, чтобы сразиться с ним в честной дуэли или поразить его на поле боя. Однако судьба распоряжается иначе, и они оказываются на соседних койках в полевом госпитале. Перед лицом смерти и страданий соперника князь Андрей ощущает в себе способность к прощению и любовь к прежде ненавистному человеку.

Возможные формулировки темы:

  • Что может заставить решиться на месть благородного человека?
  • Какие условия могут сделать месть ненужной?
  • Каковы нравственные истоки прощения и великодушия?

Еще по этой теме:

  • Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».
  • Андрей Платонович Платонов «Юшка».

Александр Дюма «Граф Монте-Кристо»

Иногда стремление к мести возникает даже у добрых и открытых жизни людей. Эдмона Дантеса обрекли на пожизненное заточение в замке Иф люди, казавшиеся ему друзьями. Вынужденный провести в тюрьме 14 лет, он вынашивает планы мести и после освобождения одну за другой разрушает жизни клеветников.

Возможные формулировки темы:

  • Когда месть может быть оправдана как справедливая расплата за подлость?
  • Что происходит с человеком, пока он решается на месть?

Еще по этой теме:

  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  • Уильям Шекспир «Гамлет».

Искусство и ремесло

  1. Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:
  2. «Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
  3. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу».

Где можно использовать результаты сочинения?

Итоговое сочинение не совсем бесполезно, как считают многие школьники. Некоторые вузы учитывают его при поступлении и дают дополнительно до 10 баллов к общей сумме баллов за ЕГЭ. С чем это связано? С введением единого государственного экзамена многие вузы перестали проводить вступительные испытания для абитуриентов, что лишило их возможности оценить общий уровень развития подростков. Такой информации не дает ЕГЭ, предлагающий задания в тестовой форме. При учете результатов итогового сочинения вузы пользуются своей системой оценивания, максимальный балл которой составляет 10. В последнее во многих вузах это испытание учитывается в качестве личных достижений абитуриентов наряду с золотой медалью и результатами ГТО. Так что выпускникам следует заранее уточнить эту информацию в вузе.

Мы постарались очень подробно ответить на волнующие выпускников 11 классов вопросы. Если же у вас после прочтения остались какие-то неясности, напишите в комментариях к статье. Мы обязательно ответим на все вопросы и поможем преодолеть трудности!

Многомудрый Литрекон часто получал вопросы от своих читателей и понял, что нужно написать ответы для всех учеников, ведь есть темы, волнующие абсолютно каждого выпускника. Для удобства пользуйтесь этой памяткой, чтобы просветить одноклассников и даже учителей.

Содержание:

  • 1 Можно ли приводить два аргумента из одной книги?
  • 2 Можно ли приводить аргументы из зарубежной или современной литературы?
  • 3 В каком жанре нужно написать итоговое сочинение?
  • 4 Что нужно сделать, чтобы получить зачет? Каков минимум?
  • 5 Чем можно пользоваться во время экзамена?

Можно ли приводить два аргумента из одной книги?

Да, можно. Об этом написано на сайте ФИПИ. Никаких отговорок типа «эксперты разные бывают» слушать не надо. Если оба аргумента разные, например, две совершенно разные ситуации из «Войны и мира», и они раскрывают поставленную тему, то оба зачтутся. Никаких баллов за один источник аргументации вычитать не будут.

Подтверждение этому Вы можете найти в критериях оценивания ИС.

Можно ли приводить аргументы из зарубежной или современной литературы?

Да, можно. На сайте ФИПИ написано, что подразумевается под «литературным материалом»:

Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

Очевидно, что совершенно не обязательно брать примеры из романов или рассказов. Можно взять за основу статьи из журналов, которые Вы читаете, если, конечно, Вы помните автора, название СМИ и статьи, номер выпуска. Также можно привести аргумент из современных или зарубежных книг, которые Вам известны. Но не забывайте о том, что все примеры должны соответствовать теме.

В каком жанре нужно написать итоговое сочинение?

В формате сочинения-рассуждения по четко обозначенной структуре. Ваши нововведения могут сыграть злую шутку, ибо новаторство приветствуется в творчестве, а не в экзаменационных работах такого типа. Чтобы не сетовать на ограниченность проверяющих на пересдаче, лучше сразу учитесь писать итоговое сочинение по шаблону.

Примеры ИС Вы можете найти здесь и здесь.

Что нужно сделать, чтобы получить зачет? Каков минимум?

Сочинение, претендующие на зачет, должно отвечать четырем самым главным требованиям:

  1. Соответствие теме. Вы должны писать только о том, что обозначено в теме, и дать четкий аргументированный ответ на поставленный вопрос.
  2. Аргументация. Нужно привести два аргумента, которые соответствуют теме и раскрывают ее. Книги могут быть не только из школьной программы.
  3. Объем — более 250 слов. 
  4. Работа должна быть самостоятельной, то есть Вы не можете списать ее с интернета. Некоторые работы проверяются на антиплагиате.

Чем можно пользоваться во время экзамена?

Книги, на которые Вы ссылаетесь, использовать нельзя, как и различные гаджеты. За это Вас могут выгнать из аудитории, и пересдавать придется в феврале или мае. Экзамен рассчитан на Вашу память и умение рассуждать, поэтому нет смысла давать такие подсказки.

Все, что учителя имеют право разрешить — это орфографический словарь. Его должны выдать сами преподаватели, так что свой из дома принести не получится. 

  • Можно ли на декабрьском сочинении пользоваться словарем
  • Можно ли на декабрьском сочинении использовать мангу
  • Можно ли митрофану и его матери скотинину доверить будущее россии сочинение на тему
  • Можно ли митрофану доверить будущее россии сочинение рассуждение
  • Можно ли меняться оставаясь собой сочинение обломов