Можно ли назвать базарова революционером сочинение

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н.Добролюбов писал: «Cтарая общественная рутина отживает свой век… и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его…» Образ Базарова в романе «Отцы и дети» и явился ответом на вопрос: каковы же они, «новые люди» новой эпохи. Разъясняя истинный смысл своего произведения, Тургенев писал: «Это торжество демократизма над аристократией». Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров «демократ до конца ногтей». Демократизм Евгения Базарова наглядно отражен в его биографии, портрете, речи, занятиях, мировоззрении. Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю известно, что дед его был сельским дьячком и «сам землю пахал», что отец его — лекарь, что сам Базаров учился в Медико-хирургической академии, «ни копейки» не взяв у родителей на свое образование. Своими знаниями он обязан себе и с полным правом говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен».

Когда Базаров появляется в Марьине, его внешность сразу шокирует Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому «не подал руки». Базаров небрежен в одежде, руки его обнажены и красны, манеры просты. Но в словах автора о том, что лицо Базарова «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», мы видим симпатию. Базаровская манера говорить, спорить, отвечать характеризует его именно как человека демократического лагеря, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок («дурь из него не вся вышла», «от копеечной свечи Москва сгорела»). Не терпя пустых и праздных разговоров, Базаров говорит четко и до предела сгущает мысль, часто — афоризмами («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Характерная черта демократа-разночинца Базарова — любовь к труду. И хотя автору было трудно детально показать деятельность Базарова, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении всего действия романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы». Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой 60-х годов XIX века, он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот Отечества, понимающий отсталость России и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам-аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами никого не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он «свой брат, не барин»: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, «дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки».

Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели Базарова к критическому отношению к русской деревне, ее быту, он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого еще и понять не может. Русский крестьянин 50—60-х годов XIX века еще не умеет видеть, что господа бывают разные, что среди тех, кого он привык считать господами, есть защитники интересов народа. Базаров понимает это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: «…если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Базаров отрицает «все», что даже «страшно вымолвить» Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится «безобразное состояние общества». Базаров честно и прямо заявляет, что его цель — «место расчистить», так как он понимает, что для «дела», для революционных преобразований и строительства жизни его поколения не хватит, надо успеть хотя бы «место расчистить, а строить будут другие».

Революционные убеждения Базарова основаны на близком знакомстве с жизнью народа, поэтому он так легко разбивает доказательства Павла Петровича о незыблемости религии, патриархальности, крестьянской общины. Революционер 60-х годов XIX века, Базаров ненавидит «барчуков проклятых», его споры с Павлом Петровичем — отражение взаимной неприязни. Следуя правде жизни, автор показал идейную и моральную победу революционера-демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками, то есть, говоря словами Герцена, «вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». Произошло это потому, что для Тургенева главным в творчестве было: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни… даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов 19 века, в то время когда демократическое движение только-только набирало свою силу. И в результате этого возникает конфликт между разными слоями общества — между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений. В связи с этим роман И. С. Тургенева, конечно же вызвал огромное количество споров и мнений. По своей натуре либерал-постипенец Тургенев создает революционера-демократа Базарова, стремившегося сделать какие-то перемены, помочь народу, но абсолютно бессмысленно, поскольку он (Базаров), как и многие молодые люди революционных взглядов, полагал, что знает мужика. И не догадывался, что мужик принимает его «за шута горохового» и уверен, что … «барин» его не понимает … На мой взгляд, Базаров, несомненно, герой романа. Он меня привлекает своей целеустремленностью, независимостью, индивидуальностью, твердой точкой зрения, в нем нет фальши, он такой какой он есть. Однако, он-нигилист и отвергает то, чего не знает. Он отторгает неизведанное, не пощупанное своими руками. Конечно так жить проще, но, на мой взгляд, это неправильно … Базарову казалось, что он и любовь, вещи никак не совместимые, а влюбившись в Анну Сергеевну, он не хотел признавать перед самим собой этих нормальных, человеческих чувств, и все же оставаясь с собой наедине, Евгений признает свою влюбленность. Он, который предельно упрощает человеческое сознание, сводя психические явления к элементарным, физиологическим — влюбился?! У Базарова есть свое собственное понятие о правильном устройстве общества, его основой он считает труд человека, а не разделение общества на тех. кто работает и тех, кто бездельничает. Базарову не нужны политические учреждения вроде парламента, где при сохранении класса собственников бедные не освобождаются от нищеты. Базарову чуждо учение о так называемых политических свободах, когда дворянство много обещает, но так мало делает. Он считает, что «благородное кипение» либеральных болтунов — пустяки; убежден, что неизбежна драка с » княжеским отродьем». В этом он и близок и далек от нашего времени. С одной стороны уже не существуют два противоборствующих класса, а с другой — люди, стоящие у власти часто больше говорят, обещают, а реформы пробуксовывают. Мне Базаров очень импанирует своим отношением к труду. В этом Евгений вполне современен. Я считаю, что если каждому человеку относиться к своей работе так благородно, серьёзно, добросовестно, то исчезли бы многие надуманные проблемы в обществе. Естественной остаётся проблема» отцов и детей «. Мир, человечество находятся в постоянном развитии и поэтому каждое новое поколение входит в тот или иной конфликт с «отцами». Иногда он бывает резкий, как у Базарова, иногда незаметный, размытый. Но каждый раз молодые люди ищут свой непроторенный, пусть и не всегда правильный путь.

Бунтующее сердце Базарова, сочинение (10 класс)

«Бунтующее сердце Базарова», сочинение (10 класс) – это работа, которую пишут школьники в ходе изучения бессмертного произведения Тургенева «Отцы и дети». В ней они анализируют образ героя, который мало кого из читателей может оставить равнодушным. Сочинение позволяет старшеклассникам лучше понять идейное содержание романа и главный замысел автора. Ниже предлагается одна из таких работ: «Бунтующее сердце. Образ Базарова», сочинение (10 класс).

Сочинение Образ Евгения Базарова – один из самых ярких и противоречивых в русской литературе. У читателя знакомство с героем вызывает разные, порой кардинально противоположные эмоции – от восхищения до жалости. Для кого-то этот герой – пример, а другие считают его человеком заблудившимся, бездарно прожившим свою короткую жизнь. Истина где-то посредине.

Базаров – один из основных персонажей из «Отцов и детей». Евгений еще достаточно молод. Он талантлив, преисполнен кипучей энергии, крут нравом, принципиален и идеен. Это не простой обыватель, который плывет по течению, лишь потребляя.

Это борец, путь которого имеет четкую направленность, а именно – разрушить старое, чтобы расчистить место для нового. Базаров – не аристократ, не дворянин. Его отец – врач. Сам Евгений тоже серьезно занимается медициной. Он исследователь, которые ни минуты не может просидеть без дела.

Базаров искренне ненавидит праздность и всех тех, кто исповедует такой образ жизни – то есть типичных представителей высшего света 19 века, которые пользуются благами, созданными другими, а сами лишь развлекаются, пьют, едят, тратят свое время на сплетни и удовлетворение тщеславия. Евгений – полная противоположность таким людям.

Свое призвание, помимо науки, он видит в борьбе с ними, как с представителями старой, прогнившей, не оправдавшей себя системе. Базаров чует новую эпоху, которая уже не за горами. Время, где будет возглавлена наука и ее достижения, когда в почете окажется труд. Сердце героя бунтует против всего, что, по его мнению, мешает приходу такой счастливой эры.

Эти взгляды Базарова вызывают уважение. Здесь с Евгением сложно не согласиться. Чувствуется, что и сам автор поддерживает в этом своего героя. Однако есть одно «но» и оно очень существенное. Базаров отрицает не только тунеядство, праздность, неоправданную роскошь, присущие жизни дворян тех времен, но и другие вещи. Например, любовь, поэзию, да и вообще искусство.

Он считает все это пережитками прошлого, абсолютно не нужными современному прогрессивному человеку. Заядлый материалист бунтует против всего, что нельзя пощупать. Душа, чувства и другие, по его мнению, «сопли» – это пустяки, выдумки, блажь гимназисток. По его мнению, взрослый умный человек не может всерьез даже думать о таком.

Однако в жизни Базарова происходит неожиданный поворот. Взрослый, умный, талантливый и прогрессивный человек Евгений встречает женщину и влюбляется. Более того Анна Сергеевна Одинцова – представительница столь ненавистного ему высшего света. Настоящая русская барыня, хоть и наделенная недюжинным умом и волевым характером. Пожалуй, именно последнее, а отнюдь не внешность, покорило Базарова. Бунтующее сердце нигилиста, отрицавшего любовь, было поражено стрелой амура и разбито.

Какое-то время Евгений не признавался себе в своих чувствах. Однако как человек трезвомыслящий и честный, долго прятаться от правды он не мог. Осознав случившееся, признался не только себе, но и Одинцовой, а она не приняла его чувств. Зачем аристократке, привыкшей к роскоши высшего света, было что-то менять в своей жизни? Одинцова не хотела перемен. Ее все устраивало, хоть Евгений тоже был мил ее сердцу.

Эта любовь, настигшая Базарова, разбила в пух и прах все его убеждения. Ведь он сам стал жертвой того, что всю жизнь отрицал. Путеводная звезда померкла. Реалии разбили идеи героя вдребезги. И Базаров умирает.

Тургенев обставил его смерть банально. Герой элементарно заразился тифом во время своей врачебной практики. Однако гибель его не была случайной. Она закономерна. «Убив» Базарова, автор показал, что мертвы его идеалы, отрицающие любовь и другие вечные ценности. Что человек – это не только тело, но еще и душа. Это то, чего не понимал Базаров. Именно это и сгубило его.

«Бунтующее сердце Базарова» — сочинение сложное, как и само произведение «Отцы и дети». Прочтение романа пробуждает очень много мыслей и чувств. Главный герой вызывает с одной стороны восхищение, а с другой – сочувствие. Очень жаль, что такие цельные, идейные и честные люди уходят из жизни, став жертвой заблуждений.

Бунтующее сердце Базарова, сочинение (10 класс)

3.7 (74.44%) 18 votes

На этой странице искали :

  • бунтующее сердце образ базарова сочинение 10 класс
  • бунтующее сердце
  • бунтующее сердце образ базарова в романе и с тургенева отцы и дети
  • бунтующее сердце образ базарова сочинение
  • сочинение бунтующее сердце образ базарова

Сохрани к себе на стену!

Кто такой Базаров

Сочинение «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно начать с описания главного действующего лица. Базаров – это сильный человек, который наделен умом и не страдает от неуверенности. Писатель наделяет своего героя материалистическим мировоззрением. Базаров любит труд и точные науки. Время, когда ученикам задают на дом сочинение «Бунтующее сердце. Образ Базарова», – 10 класс. Для многих учеников литература является одним из любимых предметов, ведь можно изучить особенности различных персонажей. Тургенев указывает, что его герой ненавидит косность и рутину.

Как правило, Базаров одерживает верх в любых спорах. Главный герой критикует позицию Павла Кирсанова, и он говорит о том, что лишь точные науки могут быть достойным оружием в противоборстве с идеализмом «отцов». Базаров пробивается в жизни самостоятельно. Он считает, что каждый человек «должен сам себя восхищать… ну, как я, например».

В сочинении «Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова» необходимо детально описать главного персонажа. Он является сыном лекаря, и за плечами его – тяжелое прошлое. Базаров прошел суровые жизненные испытания. Он вынужден учиться в университете на медные гроши. Базаров знает науки, никогда не отказывает людям, если оказывается нужна медицинская помощь. Однако сразу же он вызывает и неприятие. Высокий рост, длинные волосы, обнаженная красная рука – все это отторгает.

сочинение на тему бунтующее сердце образ базарова

Неразрешимый конфликт

Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».

10 класс – это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе. Учащиеся понимают, что Базаров – это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт. Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

Личностный конфликт Базарова

Главный герой романа не был бы так интересен, если бы он не продолжал развиваться и не подвергать сомнению свои убеждения. Ведь именно это произошло после его встречи с Одинцовой. В сочинении «Образ Базарова. Бунтующее сердце» следует дать краткую характеристику их взаимоотношениям и тому, как они повлияли на характер Евгения.

Ведь именно встреча с Анной Одинцовой послужила толчком к развитию личностного конфликта героя. Потому что он всегда с презрением относился к любым сантиментам, и тут он почувствовал что-то похожее на влюбленность. Базаров не мог отступиться от своих принципов, но одновременно он не мог не понимать, что он что-то чувствует к этой женщине.

И это понимание его злит, Базаров боится привязаться к кому-либо, что кто-то будет руководить его жизнью. Свою злость и раздражение от того, что его нигилистические взгляды дали трещину, срывает на Одинцовой. Позднее он злится и портит отношения с окружающими и не может себе признаться, что чувствует потребность в том, чтобы его ценили и понимали. Лишь только в конце жизни в душе Базарова воцаряется мир, и он принимает свои чувства.

сочинение на тему бунтующее сердце образ Базарова

Минусы характера

Во время написания сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце» у школьника есть возможность исследовать один из наиболее необычных образов всей русской литературы. При всех своих достоинствах, главный герой повести «Отцы и дети» является жестоким человеком, а порой и полностью безжалостным, грубым и резким. Подобно и некоторым другим фигурам (к примеру, как это происходит с Чацким), Базаров не способен со стороны взглянуть на свои высказывания, посмотреть на мир с колокольни собеседника. Базаров резко оскорбляет Павла Петровича, он совершенно не проявляет к нему ни грамма уважения. Также Тургенев подчеркивает манеру поведения Базарова: он не считается с хозяевами, постоянно выражает свою агрессию, полностью презирая ту среду, в которой находится.

бунтующее сердце образ базарова сочинение 10 класс

Можно ли считать Базарова революционером

Эпиграфом к сочинению «Бунтующее сердце. Образ Базарова» можно сделать слова, которые написал о своем герое И. С. Тургенев: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Почему же Базарова можно приравнять к революционерам?

Нигилисты в первую очередь отрицали не просто все, а они отрицали все созданное капиталистическим обществом. К этому относятся самодержавие, крепостничество, коррупция. Именно к свержению этого строя и стремились революционеры, которые хотели построить новый строй. И Базаров: он был человеком действия, человеком настоящего. Он не смотрел в прошлое и не заглядывал в будущее, для него было важнее сделать что-то полезное сразу.

О том, что он сочувствовал крестьянам, сказано в романе, потому что Евгения все любили его, он понимал простой «мужицкий» язык. Но тем не менее он презирал его за невежество, т. к. сам был человеком широко образованным. В этом можно увидеть проявление его самолюбия.

бунтующее сердце образ Базарова сочинение краткое

Философские мысли героя

В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти. Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека. Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

Встреча с Одинцовой

Чем еще интересно написание сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце»? В нем школьнику предстоит описать также и крах теорий главного героя, который ждет его в отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой. Всю свою жизнь Базаров посвятил укреплению собственных идеалов, теорий. Однако они полностью рушатся. Тургенев пишет о том, что в разговоре с людьми Базаров продолжает выказывать презрение ко всему романтическому, однако наедине с собой неминуемо обнаруживает столь презираемого им романтика. В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» можно указать, что душа главного героя словно раскалывается на две противоположности.

сочинение бунтующее сердце образ евгения базарова

Сравнение Базарова и Кирсанова

В сочинении «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно сравнить главного героя с другими персонажами. Евгений и Павел Кирсанов — это постоянные соперники с абсолютно противоположными взглядами. Кирсанов — аристократ, для которого важно мнение общества, важно всегда хорошо выглядеть, Базаров же независим от чужого мнения и даже на свой внешний вид не обращает никакого внимания. Главному герою смешон Павел Кирсанов с его франтовством, и даже рассказанная Аркадием романтическая история не смогла пробудить сочувствие у Базарова.

Кирсанов, в отличие от молодого человека, очень чтил семейные узы и готов был защищать честь своей семьи. Евгений же даже со своими родителями держался на некотором расстоянии. Павел Кирсанов чувствовал в Базарове угрозу тому устоявшемуся общественному строю, частью которого он являлся. Он считал опасными нигилистические взгляды гостя, потому что видел в них мятежность.

Так ли нигилистические взгляды правильны

В сочинении об «Образе Базарова. Бунтующее сердце» нужно не только размышлять о развитии героя в романе, но и о том, почему его взгляды нельзя считать идеальными. Ведь, казалось бы, если у человека нет никаких авторитетов, он контролирует свои чувства, то это должна быть неуязвимая личность. Однако на примере Базарова читатели видят, что отрицание всего — это не есть хорошо. Почему?

Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом. Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.

Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.

сочинение бунтующее сердце образ Евгения Базарова

«Базаров — революционер демократ»

Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н.Добролюбов писал: «Cтарая общественная рутина отживает свой век… и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его…» Образ Базарова в романе «Отцы и дети» и явился ответом на вопрос: каковы же они, «новые люди» новой эпохи. Разъясняя истинный смысл своего произведения, Тургенев писал: «Это торжество демократизма над аристократией». Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров «демократ до конца ногтей». Демократизм Евгения Базарова наглядно отражен в его биографии, портрете, речи, занятиях, мировоззрении. Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю известно, что дед его был сельским дьячком и «сам землю пахал», что отец его — лекарь, что сам Базаров учился в Медико-хирургической академии, «ни копейки» не взяв у родителей на свое образование. Своими знаниями он обязан себе и с полным правом говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен».

Когда Базаров появляется в Марьине, его внешность сразу шокирует Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому «не подал руки». Базаров небрежен в одежде, руки его обнажены и красны, манеры просты. Но в словах автора о том, что лицо Базарова «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», мы видим симпатию. Базаровская манера говорить, спорить, отвечать характеризует его именно как человека демократического лагеря, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок («дурь из него не вся вышла», «от копеечной свечи Москва сгорела»). Не терпя пустых и праздных разговоров, Базаров говорит четко и до предела сгущает мысль, часто — афоризмами («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Характерная черта демократа-разночинца Базарова — любовь к труду. И хотя автору было трудно детально показать деятельность Базарова, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении всего действия романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «Работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы». Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой 60-х годов XIX века, он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот Отечества, понимающий отсталость России и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам-аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами никого не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он «свой брат, не барин»: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, «дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки».

Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели Базарова к критическому отношению к русской деревне, ее быту, он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого еще и понять не может. Русский крестьянин 50—60-х годов XIX века еще не умеет видеть, что господа бывают разные, что среди тех, кого он привык считать господами, есть защитники интересов народа. Базаров понимает это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: «…если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Базаров отрицает «все», что даже «страшно вымолвить» Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится «безобразное состояние общества». Базаров честно и прямо заявляет, что его цель — «место расчистить», так как он понимает, что для «дела», для революционных преобразований и строительства жизни его поколения не хватит, надо успеть хотя бы «место расчистить, а строить будут другие».

Революционные убеждения Базарова основаны на близком знакомстве с жизнью народа, поэтому он так легко разбивает доказательства Павла Петровича о незыблемости религии, патриархальности, крестьянской общины. Революционер 60-х годов XIX века, Базаров ненавидит «барчуков проклятых», его споры с Павлом Петровичем — отражение взаимной неприязни. Следуя правде жизни, автор показал идейную и моральную победу революционера-демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками, то есть, говоря словами Герцена, «вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». Произошло это потому, что для Тургенева главным в творчестве было: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни… даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями».

Сочинение на тему базаров демократ разночинец

Авг 09 2010

Сочинение на тему Демократизм Базарова

Написанный в переломный момент исторического развития России роман «Отцы и дети» показал острые проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали российское общество. Этот роман И. С. Тургенева – отражение общественного конфликта 60-х годов XIX века, глубина которого показана на примере вечного конфликта отцов и детей. В романе мы видим типичного представителя разночинцев, для которых при всех их различиях в общественно-политических взглядах был характерен глубокий демократизм. Основной конфликт романа держится на противопоставлении и столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и детей. Базаров – демократ-разночинец. Эти люди, чаще недворянского происхождения, трудом пробивали себе дорогу в жизни и не признавали сословного деления общества. Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его делам, пользе для окружающих людей. «Мой дед землю пахал», – говорит Базаров о своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери, показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину. Демократизм свойствен не только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в дворянской среде в «балахоне» уже само по себе вызов условностям, умышленное пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на «обнаженную красную руку» Базарова – это рука человека, для которого не чужд физический труд. Она слишком отличается от холеной руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить. В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало: ум и самоуважение. Мы видим, что жизнь праздного аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове. Непрерывный труд является содержанием его жизни. «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжает и в Марьине свои естественнонаучные занятия. Каково же отношение к Базарову основных героев романа? Николай Петрович – добрый и мягкий человек, поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже боязнью: «Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия». Чувства Павла Петровича сильнее и определеннее: «.„Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем». Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и «по-своему… аристократ не хуже Павла Петровича» старик Прокофьич. Он называл Базарова живодером и прощелыгой и уверял, что он «с своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте». Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и робкая Фенечка «до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его», когда заболел ее сын. А «дворовые мальчишки бегали за «дохту-ром», как собачонки». Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он «все-таки свой брат, не барин». Столкновение Базарова и Павла Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных убеждений, было неизбежным. Павел Петрович «ждал только предлога, чтобы накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но уклониться от схватки не мог, Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров говорит с «невыразимым спокойствием». Душевная сила, уверенность в своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких, отрывочных репликах. Образ Евгения Базарова более полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения, подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа («чувствительно вам обязан», «честь имею кланяться»…). Обилие в речи этого героя иностранных выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Речь же самого Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка и умение владеть им. В речи Базарова проявляется свойственный ему склад ума – трезвый, здравый и ясный. В спорах «господина нигилиста» Базарова и «феодала» Кирсанова затрагиваются почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы с либералами: о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о значении науки, понимании искусства и об отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова-к обличению этого порядка. Когда спор зашел о народе, они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но если Кирсанов убежден в ценности этих качеств, то Базаров придерживается противоположного мнения. Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления перед их отсталостью, суеверием, невежеством. Порой позиция Базарова, «который ко всему относится с критической точки зрения», отличается крайностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней – огромные ресурсы, которые можно использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»). Когда пишешь о Евгении Базарове, нельзя не сказать главного – того, что этот человек крайне одинок. В Марьине Базаров – гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он чужой. В деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных – барин. На деле он далек и от помещиков, и от простых людей. Он одинок. Он одинок еще и потому, что в романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые ученики. Это прежде всего «маленький либеральный барин» Аркадий. Однако его увлечение Базаровым – не более чем дань молодости. При этом он все-таки лучший из изображенных в романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически. Ситников и Кукши-на видят в нигилизме отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой «моде». Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой он раскрывается как глубокая, сильная натура. Сам Тургенев понимал, что этот герой «все-таки стоит еще в преддверии будущего». Автор «Отцов и детей» в письмах признается: «Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, – и все-таки обреченная на погибель». Мне кажется, что Тургеневу удалось создать именно такой образ. И он занял свое достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою «Отцов и детей»: «.„у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Предыдущие Сочинения: В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Следующие Сочинения: Портрет бабушки в повести М. Горького “Детство” Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Сочинение на тему Демократизм Базарова . Литературные сочинения! Лучшие Темы сочинений: ОТЦЫ И ДЕТИ ТУРГЕНЕВ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ. Образ Базарова (по роману Тургенева «Отцы и дети») Нравственное противостояние героев в прозе 19 века (на примере романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Павел Петрович и Базаров в романе «Отцы и дети» По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Павел и Николай Петрович Кирсановы в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Проблема поиска истины (Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов) Новые сочинения: “Слово о погибели русской земли” Салон шоколада Скандинавский эпос Дружба все победит Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне» Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия День семьи

Базаров: характеристика героя

Автор делает акцент на происхождении героя. Базаров – разночинец. Из одного этого становится понятным, что он не относится ни к одному из сословий. Он человек дела и сделал себя сам. От своих предков он вынес трудолюбие и нравственный закал. Это отличает его от мягкотелых, ленивых и дряблых обитателей кирсановского дома и их окружения.

Базаров — человек цельный и трудолюбивый. Автор подчеркивает, что Аркадий бездельничает и сибаритствует, а Евгений работает. Чтобы чего-то в жизни добиться без посторонней помощи, без чинов и регалий, о чем свидетельствует происхождение Евгения Базарова, ему приходится постоянно трудиться и работать над собой. Это закалило его еще больше. Он не только разглагольствует о пользе труда, но и сам работает без устали.

Герой романа — очень сильный человек. Это чувствуют все действующие лица романа. Его внутренняя сила чувствуется во всем: в отношении к людям, в его категоричных утверждениях и, конечно же, в несчастной любви и смерти. Такие люди, как Базаров, не говорят пустых слов, а высказывают только то, что осознали, до чего дошли путем научного и жизненного опыта.

Базаров по-своему добр. Это видно из встречи Базарова с Фенечкой. Когда ее ребенок пошел спокойно к нему на руки, мать отмечает, что дети чувствуют, каков человек на самом деле. Здесь неважно, к какому сословию принадлежит Базаров, и каковы его убеждения.

Важно то, что доброта его проявляется во многом: он естественно относится к простому люду, и они отвечают ему любовью; после дуэли Евгений тут же кидается на помощь раненому Павлу Петровичу. Отношения с Одинцовой, его возлюбленной, после их объяснения вызывают искреннее уважение. Он трогательно относится к родителям, перед смертью он прежде всего думает о них.

По сути, это черты и чувства главного героя, на которых автор не акцентирует внимание. Но что автор хочет донести до читателя этими эпизодами? Как меняется на протяжении всего романа «Отцы и дети» Базаров? Характеристика человека, которого мы видим в этом произведении, свидетельствует о том, что, отвергая любовь и нравственные нормы, главный герой по большому счету живет по ним.

евгений базаров образ

Демократ Базаров и либералы Кирсановы

Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший. А. Грибоедов Ярким солнечным днем двадцатого мая тысяча восемьсот пятьдесят девятого года к постоялому двору на шоссе подкатил тарантас, из которого вышли два молодых человека. Как мы узнаем позже, это Евгений Васильевич Базаров и его друг Аркадий Кирсанов. Однако стоит задуматься, почему автор уже в начале произведения называет точную дату происходящих событий. Перенесемся мысленно в эпоху конца пятидесятых годов девятнадцатого столетия. «Да ведь это же время перед отменой крепостного права»,- скажете вы. Действительно, в эти годы обнажился кризис крепостнической системы, но тогда же произошло не менее важное для России событие — выход на арену борьбы за освобождение народа нового типа общественного деятеля — революционера-демократа. Причем это рождение шло в острейшей борьбе с отживающим свой век либерализмом. Что же такое либерализм и демократизм? Либерализм возник как прогрессивное течение и означал любовь к народу, протест против всего темного и притеснительного, уважение к искусству, науке. Но с течением времени это движение утратило свои начальные принципы, пошло на компромисс с реакцией. Его сущностью стала защита привилегий господствующего класса и в тоже время борьба против уродливых форм эксплуатации, но только путем реформ: ведь либерализм был противником движения масс. «Болтунами, хвастунами и дурачьем» назвал либералов Н. Г. Чернышевский. И в это же время в непрерывной борьбе с либерализмом происходит процесс становления революционной демократии, которая последовательно и действительно боролась за подлинные интересы народа. И. С. Тургенев, обладающий исключительным даром угадывать зарождающееся явление, выразил в своем ро мане «Отцы и дети» идейные споры либералов и демократов, художественно воплощенных в образах господ Кирсановых и разночинца Базарова. Познакомимся с героями поближе. В образе Евгения Базарова сконцентрированы мельчайшие крупинки свойств, присущих молодому поколению. Тяжелая, бедная, трудовая жизнь в молодости приучила его к лишениям, выработала презрение к комфорту и изяществу, сделала сильным и суровым. «Демократом до конца ногтей» называет его автор. Труд, созидательная деятельность, жизнь, приносящая реальную пользу,- вот идеал Базарова. Годы упорной работы сделали его образованнейшим человеком. Его главный предмет — естественные науки. «Да он все знает» — эти слова Аркадия прекрасно характеризуют кругозор Евгения. Глубокое изучение естественных наук сделало его материалистом, опыт стал для него единственным источником познания. Материалистическое миросозерцание породило нигилизм Базарова, то есть отрицание устаревших авторитетов, принципов жизни, отношение ко всему с критической точки зрения. Это отрицание носило революционный смысл, заключавшийся в бескомпромиссной борьбе с барством, в решительном разрыве с либерализмом, презрении к фразерству. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером»,- отмечал Тургенев. И вот этот передовой, мыслящий революционер-демократ попадает в гнездо либералов Кирсановых. В лице Николая Петровича писатель показал черты умеренно-либерального дворянства, стремящегося к различным преобразованиям и не отвергающего возможности компромисса с демократами. Николай Петрович — мягкий, чувствительный, гуманный человек, любящий искусство, чувствующий красоту природы. Свое призвание он видит в хозяйственной деятельности, осуществлении преобразований в поместье, улучшении жизни крестьян. Как стремится он приспособиться к новому времени, поспеть за жизнью! «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями»,- досадует он. Но, несмотря на его трудолюбие и рвение, все начинания кончаются крахом, «и недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из старого дерева», а все поместье имело жалкий вид. Став мировым советником, он «трудился изо всех сил». В чем же заключается его неустанный труд? Да в том, что Николай Петрович «беспрестанно разъезжает по своему участку» и «произносит длинные речи». Вот он, российский либерализм со своей дряблостью и бессилием! Старшего Кирсанова, Павла Петровича, в противоположность Базарову можно назвать «аристократом до конца ногтей». Аристократизм и англоманство — один из принципов этого человека, без которых он не мыслит своего существования. Во внешности (аккуратно выбритый подбородок, красивые ногти, прекрасные белые зубы), в одежде (накрахмаленные воротнички, изящный костюм) и в поведении (приятный голос, легкий наклон головы, отказ от рукопожатия с Базаровым) чувствуется желание щегольнуть своим аристократизмом. В молодости Кирсанов блистал в свете, его ожидала блестящая карьера, но несчастная любовь сломила светского льва, и жизнь его стала пустой. Найти службу он не захотел и, дожив до седин без цели и дела, приехал к брату в деревню, где, окружив себя изящным комфортом на английский вкус, превратил свою жизнь в спокойное прозябание. Спокойное, размеренное существование господ Кирсановых прерывает внезапный приезд Евгения Базарова, демократизм которого с первой же встречи восстанавливает против себя аристократа Павла Петровича. Все в нем: от «длинного балахона с кистями», «красной руки» до самоуверенного, независимого обращения — вызывает неприязнь Кирсанова, которая вскоре перерастает в открытую ненависть. Различные взгляды героев на жизнь неизбежно ведут к столкновению двух лагерей. «Меж ними все рождало споры»: и пути развития страны, и назначение человека, и отношение к народу, и вопросы о материализме и идеализме, науке, искусстве, природе. Одним из принципов Павла Петровича является проповедь политических свобод, прогресса, конституции, гласности. «Меня все знают за человека либерального и любящего прогресс»,- говорит он о себе. Но эта половинчатость, трусость целей либерализма, конечно же, находится в противоречии со взглядами демократизма. Базаров отрицает все «в людском быту принятые постановления», то есть всю систему общественного устройства во имя полезности. «Мы действуем в силу того, что мы считаем полезным». «Строить — не наше дело. Сперва нужно место расчистить»,- говорит Базаров, выражая этими словами сокровенные мысли. Революционность мышления Базарова, смелость его воззрений — все это накладывает особый отпечаток на его личность. Именно это больше всего и злит Павла Петровича, больнее всего бьет его по «чувству собственного достоинства». Лекарский сын представляет силу, угрожающую сословию аристократов. Может быть, Павел Петрович очень хотел бы унизить Базарова, представить его грубым, неотесанным мужланом. Базаров же не так мелок, чтобы обратить свое возмущение против незначительного «уездного аристократишки». У него есть более серьезный противник — самодержавно-помещичий строй. Дуэль решит вопрос о том, кто из них является носителем истинного благородства и настоящего чувства чести. Тургенев предоставил Павлу Петровичу самому ответить на этот вопрос. И Павел Петрович почувствовал себя нравственно побежденным. Разночинная демократия делала решающий шаг на пути к революционному свержению эксплуататорского строя. Вот почему такие люди, как Базаров, никогда не исчезнут с лица земли, они будут вечной частицей жизни. Они «драться хотят», а без их бунтарства невозможно рождение нового.

Разночинец Евгений Базаров

Роман “Отцы и дети”, по определению нобелевского лауреата Владимира Набокова, — это “не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века”. Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью.

Начнем с внешности. Вот портрет Базарова: “высокого роста в длинном балахоне с кистями”; лицо “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”; “темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа”; “обнаженная красная” рука. Это портрет человека несомненно умного, но плебейского происхождения и подчеркивающего свое пренебрежение социальными нормами.

А вот портрет главного базаровского оппонента: “человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”; “на вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов”; Тургенев также отмечает “красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. Мы видим портрет человека незаурядного, но в отношении к собственной внешности — полную противоположность Базарову.

Старший Кирсанов — человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности, причем желающий выглядеть как можно моложе своих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писатель выделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма и устремленность к идеальным, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать в споре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровича средний, так сказать нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизирует его превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнуто неправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма у него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая, “с длинными розовыми ногтями”. Зато широкий лоб и выпуклый череп Базарова говорят об уме и уверенности в себе. А у Павла Петровича лицо желчное, повышенное же внимание к туалету выдает в нем тщательно скрываемую неуверенность в собственных силах. Можно сказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живу щий в другую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места.

Разница во внешности — разница в мировоззрении, которая проявляется в постоянных, по многим поводам, спорах героев. Так, Базаров утверждает, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Евгений глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает как ненужное, в любви видит только физиологическое начало. Базаров “ко всему относится с критической точки зрения”, “не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Павел Петрович же провозглашает, что “аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди” (даже слово “принцип” герой произносит “на французский манер”). Однако впечатление от этой вдохновенной оды принципам заметно ослабляется тем обстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе “принсип” аристократизма. Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь. Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью, исключая короткую и необременительную службу в гвардейском полку, никогда не интересовался естественными науками и мало что в них смыслил. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой, может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливое суждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: “…он, должно быть, в военной службе служил… у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!”

Базаров не имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишком упрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведать любовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгие годы осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила его душевное состояние. У Базарова любовные муки — столь же неудачный роман с Анной Сергеевной Одинцовой — еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенно сводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любви называет романтической чепухой. Базаров — приземленный реалист, а Павел Петрович — романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказываний насчет того, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта” или что “Рафаэль гроша медного не стоит”. Здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победы в этом пункте спора и Павлу Петровичу. Беда в том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то что способностями Рафаэля, но и вообще никакими творческими способностями. Его рассуждения об искусстве и о поэзии, так же как и об обществе, — пустые и тривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петрович никак не может быть. И когда они расстаются, Тургенев подводит итог: Кирсанов “был мертвец”. Очевидно, споры с нигилистом хоть как-то оправдывали смысл его существования, буди ли мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойное существование. Таким мы его и видим за границей в финале романа.

Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа разночинца Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 году в одном из писем по поводу “Отцов и детей” писатель особо подчеркивал, что “вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса… Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?., если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели. Но «рассиропиться», говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имел молодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такого рода уступками. Лучше проиграть сражение… чем выиграть его уловкой. Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…” Сам Тургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но из героев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилисту Базарову, видя именно в нем животворные силы, способные изменить Россию. И в споре с Кирсановым Базаров, по убеждению писателя, да и любого вдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергать сомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критически относиться к окружающей действительности.

5 сочинений "Образ Базарова" по литературе "Отцы и дети"

­­­­Пример сочинения 1

Базаров является центральным персонажем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он выступает представителем нового поколения. Себя же он называет нигилистом – человеком, который не верит ни во что. Для него никто не является авторитетом. Да и стереотипы и принципы ему ни к чему. Герой ярый противник «уездного дворянства», которое он считал «самолюбивым и пустым». Базаров уверен, что такие как он, призваны сломать нормы и порядок вещей, чтобы изменить буржуазное общество. Природа для Евгения является не предметом восхищения, она дня него «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В любовь герой также не верит и называет ее белибердой, непростительной дурью.

Автор романа проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через любовь. После встречи с Одинцовой Базаров был уверен, что любви быть не может. Девушка для него является представителем млекопитающих, и смотрит он на нее весьма скептически. Однако постепенно в его душе неожиданно для него самого просыпаются странные чувства, которые приводят героя в состояние растерянности. Чем больше он находится рядом с Анной, тем ближе сходится с ней, и тем больше у него возникает чувств. Человек, который был уверен в своих убеждениях, ломается при первой встрече с настоящей жизнью. Но, неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал» – говорит он Одинцовой.

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Базарову не удается скрыть привязанности и нежного отношения к своей семье. И в тот момент, когда смерть приближалась все ближе, он попросил Одинцову не забывать о его стариках, потому что «таких людей, как они, в большом свете днем с огнем не сыскать…».Чувство любви для героя стало очень болезненным и тяжелым. Однако эти ощущения и открытия Евгения обогащают и делают его более близким и понятным для нас, читателей.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.



Пример сочинения 2

Евгений Базаров — главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Многим юным читателям близок его образ, ведь максимализм, уверенность в себе, принципиальность — это качества, присущие многим молодым людям, стремящимся найти свое призвание и место в жизни. Поэтому за Базаровым интересно следить. Кажется, что ему уготован славный удел блестящего научного деятеля.

Но в финале он умирает без надежд и достижений. Только в конце книги читатель узнает настоящего Евгения — того, кто прятал свои слабости, сомнения и порывы души под маской нигилизма.

На первых страницах романа Базаров производит хорошее впечатление. У него «красные руки», которые дают понять, что герой много трудится. Он говорит мало и просто, не следит за модой и уделяет много времени своим научным занятиям. Он получил высшее образование в столице и готовился стать специалистом по естественным наукам. Его отношение к делу не было формальным, как, например, у Аркадия. Евгений искренне хотел работать и развивать свою сферу деятельности. Он проводил много опытов, вставал ни свет ни заря. О его досуге автор говорил кратко: «Аркадий сибаритствовал. Базаров работал». Даже в беседах с Павлом Петровичем Евгений не пытался самоутвердиться. Он вообще говорил неохотно и даже лениво, избегая длинных речей. Он лишь доказывал оппоненту, что его точка зрения может быть оспорена, как и всякая другая. В непризнании авторитетов и догм и состоял нигилизм Базарова. Все, что общепризнанно, он подвергал сомнению. Зачем? Увы, на всем готовом невозможно прогрессировать. Многие открытия противоречат уже известным фактам, разрушают прежнюю картину мира. Поэтому позиция Базарова вполне рациональна. Но совсем искусственным и наигранным выглядит его отрицание любви, искусства, природы как объекта созерцания. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник» — такой взгляд на окружающий мир очень узок и категоричен. Не умея чувствовать жизнь и ощущать ее, герой сознательно ограничивает сферу своего познания: «Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна…». Поэтому он не выдерживает испытания любовью: Анна Одинцова отвергает его, и он не может жить дальше, потеряв интерес абсолютно ко всему. Он просто не умел любить, страдать, оправляться от страданий. Все это он вычеркнул из своего опыта, только вот обойтись без этого невозможно. Природа берет свое.

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.


Пример сочинения 3

Евгений Базаров — главный герой романа И. С. Тургенева » Отцы  и дети. «Базаров — «новый человек»,   отрицатель всего — «нигилист «, Его цель — разрушить старое, а потом создавать новое, нужное людям. Базаров живет на собственные средства, дает сам себе образование, вызывает интерес к себе людей «простого» звания, но обращается порой с ними небрежно, хотя с Фенечкой,  матерью ребенка Николая Петровича Кирсанова, легко находит общий язык , да и  мальчишки бегают за ним » как собачонки.» Демократизм его и в портрете, и в манерах,  и в образе жизни, и во взглядах.Лицо, «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».  Голос его  ленив, но мужественен, а ходит он твердо и смело,Одевается он просто и, в отличие  Одежду называет » одежонкой», по его мнению, она должна быть практичной. Руки трудовые , рабочие.  В речи демонстрирует знание фольклора, так и сыпет пословицами и поговорками : «Взялся за гуж — не говори, что не дюж»; «Шила в мешке не утаишь»;  «бабушка ещё надвое сказала»; «днём с огнём не сыскать» … При этом он дает точные характеристики своим собеседникам :Павел Петрович Кирсанов — «архаическое явление», «уездный аристократ»,«идиот»; Николай Петрович—«божья коровка», «добрый  малый», но «человек отставной, его песенка спета»; Аркадий -» нежная душа, размазня…»Базаров — деловой человек,  он  четко, афористично формулирует взгляды : «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»… Базаров постоянно трудится, совершенствует себя в профессии : то ищет лягушек для опытов, то разглядывает что-то под микроскопом, то собирает растения для гербария. Работает он и  в гостях у Аркадия, и дома, у родителей. Его увлекают естественные науки. При этом Базаров, как и многие разночинцы, занимается общественной деятельностью, которую считает полезной. А полезным является отрицание существующей действительности и взглядов  «отцов» на искусство, литературу, крепостное право, аристократию. Он прямолинеен, честен. Критик Д.И. Писарев считает Базарова  революционером.

Евгений Базаров  любит спорить с «аристократами» по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку.  Павел Петрович же понимает, что Базаров — циник и его не уважает.Базаров — атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он — волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он «справляется», в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он  совсем не знает.  Он считает эмоции , чувства равными всем  явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность — это ощущения. Сие — грубый материализм. Тургенев субъективно относился  к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры — демократы) такими не были.

Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути.  Он — одинок.  Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между  » отцами» и «детьми»,  и конфликт между ними — не возрастной, а идейный.


Пример сочинения 4

Евгений Базаров, в отличие от Аркадия Кирсанова, не имеет дворянского происхождения. Дед его «землю пахал», а отец его был простым лекарем. Принято считать, что Базаров – разночинец, который всего добился собственными силами. Несмотря на свою бедность, Евгений – человек гордый, который «милостыни еще до сих пор не принимал». С самого детства главный герой занимается естественными науками, учится на медицинском факультете и хочет стать опытным врачом, поэтому часто ставит различные эксперименты.
<
Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева. Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Базаров – умный человек, с помощью своих способностей он многого добился в жизни. Это говорит о том, что центрального персонажа отличает деятельность и трудолюбие. В то же время герой довольно прост, в нем совершенно отсутствуют все черты, свойственные светскому обществу. Он не танцует на балах и не любит говорить «красиво». Речь Базарова коротка и однозначна. Все манеры его отличаются развязностью и небрежностью. Он любит шутить над людьми, насмешливо отзываться о ком-то. И в то же время он довольно строг со всеми людьми. Базарова можно назвать человеком самоуверенным и даже надменным. Он привык быть один, поэтому поведение его холодно и резко. Базаров не привык раскрывать другим людям все свои искренние чувства и эмоции.

Характер центрального персонажа романа «Отцы и дети» ярко проявляется в его теории. Нигилизм Базарова предполагает отрицание всех общепринятых норм. Его отношение к любви, к искусству, к природе совершенно не похоже на отношение к этого обычного человека.

Чтобы разобраться в мировоззрении Евгения Базарова, приведем цитаты.

В идеологическом споре с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров выступает против дворянства, считая, что оно уже не способно двигать общество вперед. Он считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже совершать преобразования.

В любовь главный герой не верит, считает, что это «чувство напускное». Брак тем более вызывает у Базарова пренебрежение.

Относительно искусства Базаров-нигилист выражался так: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». По мнению героя, «Рафаэль гроша медного не стоит». Искусство никогда не сможет сравниться с точными науками: «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

Необычно высказывание Базарова про природу: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями

Принято считать, что Базаров – разночинец, который всего добился собственными силами. Несмотря на свою бедность, Евгений – человек гордый, который «милостыни еще до сих пор не принимал». С самого детства главный герой занимается естественными науками, учится на медицинском факультете и хочет стать опытным врачом, поэтому часто ставит различные эксперименты.
<
Евгений Базаров в произведении является представителем революционного строя. Именно данный персонаж вступает в конфликт с минувшим поколением – с дворянством, которое медленно погибало.

Базаров – это представитель нового в обществе, это воплощение социальных изменений, которые происходили во времена И. С. Тургенева. Образ Евгения Базарова описывается автором романа двусторонне: в его образе есть и достоинства, и недостатки.

Базаров – умный человек, с помощью своих способностей он многого добился в жизни. Это говорит о том, что центрального персонажа отличает деятельность и трудолюбие. В то же время герой довольно прост, в нем совершенно отсутствуют все черты, свойственные светскому обществу. Он не танцует на балах и не любит говорить «красиво». Речь Базарова коротка и однозначна. Все манеры его отличаются развязностью и небрежностью. Он любит шутить над людьми, насмешливо отзываться о ком-то. И в то же время он довольно строг со всеми людьми. Базарова можно назвать человеком самоуверенным и даже надменным. Он привык быть один, поэтому поведение его холодно и резко. Базаров не привык раскрывать другим людям все свои искренние чувства и эмоции.

Характер центрального персонажа романа «Отцы и дети» ярко проявляется в его теории. Нигилизм Базарова предполагает отрицание всех общепринятых норм. Его отношение к любви, к искусству, к природе совершенно не похоже на отношение к этого обычного человека.

Чтобы разобраться в мировоззрении Евгения Базарова, приведем цитаты.

В идеологическом споре с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров выступает против дворянства, считая, что оно уже не способно двигать общество вперед. Он считает, что «сперва нужно место расчистить», а потом уже совершать преобразования.

В любовь главный герой не верит, считает, что это «чувство напускное». Брак тем более вызывает у Базарова пренебрежение.

Относительно искусства Базаров-нигилист выражался так: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». По мнению героя, «Рафаэль гроша медного не стоит». Искусство никогда не сможет сравниться с точными науками: «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки».

Необычно высказывание Базарова про природу: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Однако следует учитывать, что в финальных главах произведения теория Базарова потерпела крах, автор показал всю ее несостоятельность. Поэтому теоретические взгляды Евгения не всегда совпадали с реальным ходом его жизни. Связано это развенчивание нигилистических пониманий с испытаниями в его жизни, главным из которых стала его любовь к Анне Одинцовой. Базаров с ужасом понимает, что, отрицая любовь, он влюбился как герой романтических произведений, которые он также не признавал.


Пример сочинения 5

Герой романа Евгений Базаров – человек простого происхождения, который не подчиняется ни каким принципам и авторитетам, он нигилист. Базаров очень уверен в своих убеждениях, силу его убеждений мы видим в сцене словестного поединка с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров спокойно и хладнокровно рассказывает свои основные убеждения, Кирсанов же горячиться и пытается противоречить нигилисту, но все его примеры неудачны и он терпит поражение.
Несомненно, убеждения и доводы Евгения по поводу нигилизма справедливы, но не во всем. Он не признает творчества и красоту природы, неуважительно относится к великим писателям, таким как Пушкин, Гоголь, хотя толком и не знаком с их творчеством. Базаров отрицает все, что это непонятно – и это несомненно, минус нигилизма.В романе мы можем заметить весьма красочные и частые описания красоты природы, которые говорят нам, что природа – это храм божий, в то время как сам Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская: то есть автор постоянно опровергает своего героя.

Герой достаточно скептически относится к любви: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина… “. Но в романе мы видим его горячее сердце, скрывавшееся за внешней холодностью, после того как он влюбляется в Одинцову. Его взгляды на любовь разбиты и он злиться на себя за это.

Базаров весьма мужественно переносит свою приближающуюся смерть. Он скрывал от матери свою болезнь, так как не хотел его огорчать, подбадривал своего отца и не внушал себе бессмысленных надежд на выживание. На исходе своих дней, герой понимает, что главное для него это любовь и ни что иное. Его смерть своего рода гибель не только героя, но и нигилистских убеждений.

Автор в романе подчеркивает в своем герое черты деятельного и сильного характера, с острым умом, гордостью, прямолинейностью. Этот человек был обречен на гибель, так как он стоял в преддверии чего-то нового. Такие люди подготавливают почву для великих дел, выдерживают все испытания с высоко поднятой головой, а когда наступит время борьбы, без колебаний вступят в нее.

На мой взгляд, Базаров, это герой который мог бы стать представителем разрушающей силы настоящего. Без таких людей было бы невозможно рождение нового.

  • Можно ли назвать базарова героем своего времени сочинение рассуждение
  • Можно ли на основании этого рассказа утверждать что киевляне не дорожили своими языческими
  • Можно ли на итоговом сочинении приводить пример из манги
  • Можно ли на итоговом сочинении приводить пример из зарубежной литературы
  • Можно ли на итоговом сочинении привести один аргумент