Можно ли оправдать преступление итоговое сочинение раскольников

(468 слов) Сделав главным героем романа заурядного студента, пришедшего к чудовищному умозаключению, Достоевский показывает, что великое зло таится в каждом из нас. В каждом из нас существует “ниточка”, дернув за которую судьба приведет в действие машину для убийства. Эта “ниточка” формируется на протяжении всей человеческой жизни: мы видим чужие страдания, испытываем собственную боль, приобретаем страхи и комплексы — на нашей душе появляются вечные стигматы, задевая которые, люди высвобождают из нас бесов. Поэтому для каждого злодейства необходим катализатор. А вот на эксплицитное палачество, убийство и самооправдание способен только исключительный моральный урод. Был ли таковым Родион Романович Раскольников?

Ни в коем случае. Безусловно, если человек не способен сдерживать в себе зло, он заслуживает лишь жалости, но никак не сочувствия. Да и сложно оправдать убийцу. Но, вступаясь за Раскольникова, читатель оперирует не столько благой целью убийства, а симпатией, выработанной к убийце на протяжении всего “наказания”, которое здравомыслящий и сердобольный Раскольников обеспечил себе сполна. 

Мы даже и не стараемся оправдать бездушных садистов-теоретиков, вроде Раскольникова, в то время как жестоких практиков мы поймем и пожалеем, если возымеем достаточно положений для того, чтобы ассоциировать их поступки со своими сокровенными желаниями. Так, в начале романа мы видим в Раскольникове фанатика, который совершает убийство от переизбытка мозгов. В конце же мы понимаем, что убийство Алёны Ивановны, болезнь, встреча с Соней Мармеладовой — все произошло по глупости, которую не мог не совершить обозленный на весь мир Раскольников. Ведь убийство старухи-процентщицы было мотивированно не столько желанием проверить теорию, сколько стремлением избавления от бремени безденежья. Быть бедным и обозленным невероятно тяжело. Когда человек ощущает, что он хуже и бесправнее беспринципного богача, в нем начинает бурлить первородная ненависть. Именно поэтому нам по-человечески жаль Раскольникова. За его бедность, за его гордость и отрешенность от красоты мира, которая кажется ему притворной.

Важно отметить, что описание преступления Достоевский умещает в каких-то трех страницах. А вся оставшаяся громада романа — описание страданий, пережитых преступником и превративших его в жертву. Только через горнило страданий лежит путь к самоочищению. Раскольников пережил душевную агонию. Ему был не страшен суд: находясь долгое время в амплуа бездушного убийцы, он подвергся куда более страшному наказанию — осознанию собственного душевного уродства. Тем самым Достоевский доказывает, что наказание существует в самом человеке: он сам есть мера своих слабостей и пороков. И Раскольников доказывает своей беспощадной рефлексией, что он — честный человек.

Таким образом, читатель имеет основания защищать Раскольникова. Разделив с ним его страдания, он начинает ассоциировать его с собой. Мы не можем поддержать теорию Раскольникова: ее положения бесчеловечны и аморальны. Раскольников хотел возвести насилие в культ, оправдываемый примитивной обидой, и сделал первый осознанный шаг к этому, что невозможно оправдать. Однако Достоевский демонстрирует нам бескорыстное раскаяние. Это не то раскаяние лицемерного преступника, которому больше всего в мире жалко свою душонку. Нет, мы наблюдали совсем иное, осознанное, морально мотивированное раскаяние, вдохновляющее на честность и бескорыстие. Мы стали свидетелями катарсиса, после которого на небесах раздается удар вселенской брамы и оглашается приговор: “Оправдан”.

Автор: Иван Лейтман

Можно ли оправдать преступление? Несколько примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение на тему можно ли оправдать преступление?

Как часто мы слышим о преступниках, которых хочется не наказать и упечь в тюрьму, а поддержать и пожалеть! Законодательная и судебная системы несовершенны, и нередко возникают трагические ошибки, которые видит человек, но не замечает всевидящее око следствия. В таких случаях каждый ответственный гражданин задает себе вопрос: «Можно ли оправдать преступление?». Рассмотрим те ситуации, когда это вполне справедливо.

Так, в произведении В.П. Астафьева «Людочка» уголовники изнасиловали невинную девушку. Люда не могла добиться справедливости и сочувствия, ведь бандиты пригрозили ей физической расправой. Угрозы сдерживали и ту женщину, у которой жила героиня. В итоге жертва насилия осталась без правовой защиты. В криминальном районе некому было прийти к ней на выручку, и хулиганы снова нашли ее в парке. На этот раз они потребовали того же самого. Люда поняла, что оказалась в замкнутом круге, где лишь одно унижение гарантирует ей выживание. Девушка повесилась, не выдержав напряжения и отчаяния. Узнав об этом слишком поздно, ее отчим все же решил принять хоть какие-то меры. Он разыскал главаря шайки и избил его. Бесчувственный Стрекач оказался в кипящей реке с нечистотами. Формально самосуд — преступление. Однако в данной ситуации он полностью оправдан, ведь закон оказался бессилен перед криминалом. Более того, месть этого человека заставила других бандитов задуматься о будущем и оставить свое темное дело, пока не поздно. Следственным органам этого сделать не удалось.

Не менее убедительный пример продемонстрировал М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Главный герой был контужен в бою и оказался в плену у врага. В их группе обнаружился предатель, который грозился выдать офицеров и коммунистов, чтобы облегчить себе участь. Что делать в этом положении? Андрей задушил изменника, дабы спасти всех остальных людей — достойных и стойких. Формально убийство — это преступление, за него человек получает серьезное наказание. Но этот закон уместен в мирное время, а в военное людям приходится убивать, чтобы выжить и заслонить собой Родину. Тот, кто в этот непростой момент переходит на сторону агрессора и врага, порождает сотни новых смертей своим отступничеством, своим пособничеством оккупантам. Если остается в живых он, погибают все остальные, а также их жены и дети. В таком выборе есть только наименьшее зло — убийство доносчика. И данное преступление полностью оправдано по законам военного времени.

Так можно ли оправдать преступление? Можно, если закон бессилен, а насилие становится единственным способом прекратить противоправные действия и защитить слабых. Такие ситуации часто возникают на войне, когда речь идет о противодействии оккупантам и их пособникам, или даже в мирной жизни, когда власть имущие совсем не контролируют происходящее в стране. Каждому нужно жить по закону совести, и тогда справедливость восторжествует.

Сочинение №2

Мы живем в мире, где каждый день происходит как что-то хорошее, так и нечто ужасное. Круговорот событий и обстоятельств заставляет людей идти на совершение не совсем правильных поступков, которые иногда перерастают в преступления. Но всегда ли можно оправдать злоумышленника? Этот вопрос всегда волновал общество, так как от этого зависит его безопасность. Именно поэтому эта тема нашла отклик как в жизни, так и в литературе. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» яркое тому подтверждение. Раскольников – главный герой произведения, вокруг которого разворачивается действие романа. Родион Романович очень умный молодой человек, но его разум сыграл с ним злую шутку. Подавленный нищетой и одиночеством, герой в себе вынашивает теорию, которая противоречит всем канонам человеческой свободы.

Её суть заключается в том, что Раскольников всех людей делит на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Родион предполагал, что пролитая кровь «по совести», которая осчастливит человечество, имеет место быть. Исходя из этого, он убил процентщицу Алену Ивановну и её сестру Лизавету. Что же заставило его сделать это? Для Родиона старуха-процентщица – изверг, который рушит человеческие судьбы, эгоистическое существо, не способное на сострадание. Единственный интерес в её жизни – деньги. Лизавета же является полной противоположностью своей сестры. Она добрая, отзывчивая, понимающая, искренняя девушка. Главный герой не желал ей зла, но дабы не подставить себя, убивает её. Раскольников всегда стремился помочь родным, хотел окончить университет, искренне переживал за малознакомых людей. Он не понимал образ жизни Алены Ивановны и возненавидел её. Тут и зародилась идея об убийстве. Немаловажным фактором стала психология личности Родиона Романовича. Душевные муки, уверенность в своей исключительности, желание испытать себя – все это способствовало преступлению. Но может ли все это стать веской причиной для убийства? Нет. Человек не может вершить судьбы других, он не вправе распоряжаться жизнями людей.

В романе не один Раскольников совершил преступление. Сложные жизненные обстоятельства вынудили Соню Мармеладову продать себя. Её жизнь складывалась не лучшим образом : безответственный алкоголик отец, болеющая мачеха и два ребенка. Все это взвалилось на хрупкие плечи Сонечки. Чтобы хоть как-то прокормить семью, она вынуждена отправиться в публичный дом. Источник духовной стойкости Сони кроется в искренней вере в Бога. Именно она направляла Соню, помогала в трудную минуту. С точки зрения религии девушка совершила далеко не лучший поступок. Достойна ли она прощения? Безусловно! Эта кроткая и беззащитная девушка готова на все ради близких людей, даже переступить священные заповеди.

Жизнь – непредсказуемая вещь, которая часто заставляет людей совершать те или иные поступки. Главное во всей этой суматохи не потерять веру в справедливость. Преступления можно простить лишь в том случае, если оно совершено из благих побуждений и не наносит вред окружающим людям.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над тем, почему люди преступают определённую черту и творят зло, какие обстоятельства толкают их к этому. А если причины серьёзные, можно ли оправдать преступление? Какими должны быть эти серьёзные причины? Я считаю, что оправдать зло нельзя ничем: ни плохими условиями жизни, ни обидой на кого-то, ни местью. По моему мнению, человек всегда должен соблюдать главные заповеди, написанные в Библии: «Не убий», «Не укради».

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Так, тема преступления затрагивается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Каждый из героев по-своему отвечает на вопрос, имеет ли он право творить зло.

Во-первых, «право имеющим» в самом начале считает себя Родион Раскольников. Он переступает через закон, совершая убийство. Мы можем попытаться понять героя: старуха вредная, издевается над Лизаветой, обирает несчастных. Но это нисколько не оправдывает убийства процентщицы. Более того, студент невольно лишает жизни не только бесполезную Алёну Ивановну, но и кроткую, невинную её сестру. А ведь именно наблюдения за жизнью «униженных и оскорблённых» и привели Раскольникова к теории, согласно которой он разрешает себе «кровь по совести» в надежде, что, став сильной личностью, как, например, Наполеон, он сумеет изменить этот мир страданий. Однако Достоевский показывает нам, что идея Раскольникова ложная, ведь далеко не все герои романа оказываются ничтожествами, «тварями дрожащими». Ни Разумихин, ни Дуня, ни Миколка, взявший на себя страдание.

Во-вторых, бесчеловечность теории, по которой преступление можно оправдать, ясно выявляется при сопоставлении её с теориями Лужина и Свидригайлова. Они допускают «кровь по совести». Но если Раскольников хочет пролить кровь во имя спасения человечества, то они допускают свободу действий во имя личных мотивов: «Возлюби, прежде всех, одного себя». В них преобладает бездушие на грани с подлостью, эти люди отвратительны. Недаром Свидригайлов покончит жизнь самоубийством, потому что больше не в силах терпеть муки совести. И опять Достоевский говорит нам о том, что преступление нельзя оправдать ничем. Убивая или унижая других, мы убиваем, прежде всего, себя.

Можно сделать однозначный вывод о том, что идея разрушения нравственных законов гибельна для всего человечества, а источник обновления мира не в борьбе и протесте, а в нравственном усовершенствовании личности. Хотелось бы, чтобы люди не искали никакого оправдания преступлениям, а злу противопоставили любовь и доброту.

Можно
ли оправдать преступление? (Направление «Преступление и Наказание – вечная
тема»)

На этот вопрос трудно
ответить однозначно, ведь неслучайно преступления наказуемы и прощению не
подлежат. Но бывают случаи, когда они совершаются в целях самообороны, в
состоянии аффекта, при защите слабого или ради спасения другого человека. Я
считаю, что в таких случаях можно не столько простить нарушившего закон,
сколько понять мотивы его поступка. В правильности такой точки зрения меня
убеждает художественная литература.

Размышляя над этой темой,
я вспоминаю рассказ М. Горького «Макар Чудра», герои которого совершают
страшный грех – убийство. Однако писатель акцентирует внимание на том,  что
Лойко Зобар и старый солдат Данило совершили акт справедливости. Молодой цыган
Лойко убил красавицу Радду за то, что она захотела главенствовать над ним,
покорить своей воле. Капризная цыганка потребовала, чтобы он, сватаясь к ней,
при всём таборе низко поклонился бы ей и поцеловал руку. В представлении юноши
она нарушила традиции своего народа, захотев заставить его забыть о чести
цыгана. Оба они гордые, смелые и сильные  люди, для которых свобода выше любви.
Поэтому Лойко и вонзает нож в сердце своей любимой, подчиниться которой
посчитал ниже своего достоинства. И тогда отец Радды в порыве горя и желания
отомстить за смерть дочери вершит самосуд – лишает жизни Лойко. М.Горький в
какой-то степени оправдывает своих героев, объясняя их преступление гордостью,
чувством справедливости и жаждой мщения за оскорбление.

Давайте вспомним и другое
произведение, в котором автор оправдывает свою героиню – Маргариту из романа
«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков показывает сильную, всепоглощающую любовь
женщины к своему Мастеру, ради которого она готова заплатить страшную цену –
превратиться в ведьму и прислуживать Воланду на балу Сатаны. Нежная,
романтичная женщина меняется и внешне, и внутренне: в порыве мщения она крушит
квартиры критиков, писавших разгромные статьи и доносы на писателя,
осмелившегося в эпоху атеизма писать о Боге. Она приветливо встречает
восставших из ада преступников, уподобляясь им. Но писатель сочувствует своей
героине, объясняя её поступки беспредельной любовью к Мастеру и стремлением
спасти его из застенков ГПУ. Она продала душу дьяволу от отчаяния и безысходности,
в этом её оправдание.

Заканчивая
своё сочинение, я хочу подчеркнуть, что преступление должно быть наказано.
Авторы вышеназванных произведений, с одной стороны, карают своих героев утратой
человеческого облика, страданиями и муками, смертью, а с другой стороны,
призывают читателей к пониманию и милосердию, человеколюбию и оправданию их
грехов.

Сделав главным героем романа заурядного студента, пришедшего к чудовищному умозаключению, Достоевский показывает, что великое зло таится в каждом из нас. В каждом из нас существует “ниточка”, дернув за которую судьба приведет в действие машину для убийства. Эта “ниточка” формируется на протяжении всей человеческой жизни: мы видим чужие страдания, испытываем собственную боль, приобретаем страхи и комплексы — на нашей душе появляются вечные стигматы, задевая которые, люди высвобождают из нас бесов. Поэтому для каждого злодейства необходим катализатор. А вот на эксплицитное палачество, убийство и самооправдание способен только исключительный моральный урод. Был ли таковым Родион Романович Раскольников?

Ни в коем случае. Безусловно, если человек не способен сдерживать в себе зло, он заслуживает лишь жалости, но никак не сочувствия. Да и сложно оправдать убийцу. Но, вступаясь за Раскольникова, читатель оперирует не столько благой целью убийства, а симпатией, выработанной к убийце на протяжении всего “наказания”, которое здравомыслящий и сердобольный Раскольников обеспечил себе сполна. 

Мы даже и не стараемся оправдать бездушных садистов-теоретиков, вроде Раскольникова, в то время как жестоких практиков мы поймем и пожалеем, если возымеем достаточно положений для того, чтобы ассоциировать их поступки со своими сокровенными желаниями. Так, в начале романа мы видим в Раскольникове фанатика, который совершает убийство от переизбытка мозгов. В конце же мы понимаем, что убийство Алёны Ивановны, болезнь, встреча с Соней Мармеладовой — все произошло по глупости, которую не мог не совершить обозленный на весь мир Раскольников. Ведь убийство старухи-процентщицы было мотивированно не столько желанием проверить теорию, сколько стремлением избавления от бремени безденежья. Быть бедным и обозленным невероятно тяжело. Когда человек ощущает, что он хуже и бесправнее беспринципного богача, в нем начинает бурлить первородная ненависть. Именно поэтому нам по-человечески жаль Раскольникова. За его бедность, за его гордость и отрешенность от красоты мира, которая кажется ему притворной.

Важно отметить, что описание преступления Достоевский умещает в каких-то трех страницах. А вся оставшаяся громада романа — описание страданий, пережитых преступником и превративших его в жертву. Только через горнило страданий лежит путь к самоочищению. Раскольников пережил душевную агонию. Ему был не страшен суд: находясь долгое время в амплуа бездушного убийцы, он подвергся куда более страшному наказанию — осознанию собственного душевного уродства. Тем самым Достоевский доказывает, что наказание существует в самом человеке: он сам есть мера своих слабостей и пороков. И Раскольников доказывает своей беспощадной рефлексией, что он — честный человек.

Таким образом, читатель имеет основания защищать Раскольникова. Разделив с ним его страдания, он начинает ассоциировать его с собой. Мы не можем поддержать теорию Раскольникова: ее положения бесчеловечны и аморальны. Раскольников хотел возвести насилие в культ, оправдываемый примитивной обидой, и сделал первый осознанный шаг к этому, что невозможно оправдать. Однако Достоевский демонстрирует нам бескорыстное раскаяние. Это не то раскаяние лицемерного преступника, которому больше всего в мире жалко свою душонку. Нет, мы наблюдали совсем иное, осознанное, морально мотивированное раскаяние, вдохновляющее на честность и бескорыстие. Мы стали свидетелями катарсиса, после которого на небесах раздается удар вселенской брамы и оглашается приговор: “Оправдан”.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Нравственные уроки и выводы в романе «Преступление и Наказание» (Ф.М. Достоевский)

Следующая

СочиненияСочинение: Суть комедии «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание

Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание

    Основное содержание романа «Преступление и наказание» составляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания.

    Раскольников, убивший старуху процентщицу и ее сестру, — не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою философскую концепцию, для проверки которой он и идет на чудовищный эксперимент, на преступление. Углубленный психологический анализ душевного состояния преступника сочетается в романе с критикой его теории.

    Раскольников — отзывчивый, добрый по натуре человек, мучительно воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладова. Это одаренный и честный юноша, наделенный острым, пытливым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, беспредельно одинок, быть может, прежде всего потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, питаться объедками, появляться на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих.

    Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления. Достоевский внимательно прослеживает зарождение этой теории. Упорно думая о причинах несправедливого устройства общества, Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на. два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных (таких, например, как Наполеон), которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь, если потребуется, и перед преступлением. Таким людям «разрешается кровь по совести», для них существуют особые критерии добра и зла.

    Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет, к какому разряду людей принадлежит сам, и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирожденный «властелин судьбы». На вопрос Сони — что же делать, чтобы спасти страдающих и обездоленных, Раскольников гордо отвечает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!»

    Еще Пушкин подменил черты нарождавшегося общественного типа — многочисленных «наполеонов», философия которых напоминает теорию Раскольникова:

    Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно…

    В романе Достоевского Наполеон упоминается не раз. Умный и наблюдательный Порфирий Петрович ехидно замечает: «Ну, полноте, кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»

    Образ Наполеона в середине 60-х годов, в пору развития капитализма в России, приобретает особое значение. Именно в эти годы Толстой создает «Войну и мир», где так много места уделено обличению бонапартизма.

    И в романе Достоевского звучит суровая критика буржуазного индивидуализма, идеи «сильной личности». Достоевский понял, какую опасность для общества представляет деление человечества на обыкновенных и необыкновенных людей, оправдание власти избранных.

    Но почему же Достоевский сделал приверженцем теории господства над людьми не хищного приобретателя, не бессердечного властолюбца, а искреннего страдальца за униженное человечество? Достоевскому важно показать, что если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, измученный чужими страданиями, он неизбежно приносит только зло себе и другим.

    Стремления Раскольникова гуманны: он мечтает избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном («По закону природы») разделении людей на «тварь дрожащую» и «имеющих право» властвовать антигуманна, так как она может служить оправданием беззакония и произвола. И недаром, убив ростовщицу, чья жизнь, с его точки зрения, «не более как жизнь вши», Раскольников вынужден убить и смиренную, добрую Лизавету. Автор показывает, как одно преступление неизбежно влечет за собой другое.

    Конечно, Достоевский рассматривает идею насилия отвлеченно, в чисто нравственном плане. Художник не пытается разграничить насилие, совершаемое «избранной личностью», которая считает себя вправе властвовать над людьми, и революционное насилие, направленное против всяческого угнетения. Следовательно, главную мысль Достоевского можно сформулировать так: не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо обосновывать его как бы то ни было.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание

Смотрите также по
произведению «Преступление и наказание»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Наверх

Тезисы

  • Может ли преступление быть оправданным? Да, если закон бессилен защитить права людей, и они сами вынуждены постоять за себя.
  • Существуют ли причины, способные оправдать преступление? Их можно найти в любом случае, но они никак не влияют на последствия противоправного деяния, а значит, их значимость сомнительна, так как общество все равно пострадало незаслуженно.
  • Всегда ли можно оправдать преступление? Нет, бывают ужасно несправедливые поступки, которые никак нельзя объяснять и выбеливать, иначе они станут нормой.
  • Может ли преступление быть оправдано? Нет, так как оно нанесло вред обществу, а значит, должно быть наказано в любом случае, чтобы другим не повадно было повторять этот поступок.
  • Можно ли оправдать человека за преступление? Да, если он искренне раскаивается в содеянном и готов исправиться. Только так можно дать людям шанс вернуться в общество и остановить рост рецидивов.
  • Можно ли оправдать жестокость? Нет, не существует ни единого довода в пользу применения насилия в изощренной форме. Это явно психическое отклонение.
  • Можно ли оправдать преступление? Да, если его оно было вынужденной мерой и не имело никакой альтернативы.

Аргументы

За

  1. А.С. Пушкин, «Дубровский». Мы не имеем права судить человека, если закон не защитил его интересы и поставил в такое положение, из которого выходом стал лишь преступный путь. Именно такой пример описал А.С. Пушкин. Отца Владимира ограбили прямо в суде: подкупленные чиновники отобрали у него недвижимость и довели старика до болезни и смерти. Что оставалось делать наследнику отнятого имения? Мстить. Он не мог отстоять Кистеневку в рамках правового поля, не имел возможности наказать обидчиков честно, потому что система была коррумпирована. В итоге Дубровский стал грабителем сам и покарал каждого участника аферы, кроме самого Троекурова. Нельзя сказать, что Владимир — преступник. Присяжные оправдали бы его. Ведь героя вынудили так поступить обстоятельства, из которых не было иного выхода.
  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Можно ли оправдать преступление Сони Мармеладовой? Конечно же, да! Девушка обменяла паспорт на желтый билет только потому, что ее семье было нечего есть, а честного труда в условиях патриархального мира для женщины не предусмотрено. Соня вынуждена была совершить этот греховный шаг, ведь не могла допустить, чтобы три ребенка ее смертельно больной мачехи мучались от голода. Отец героини был зависимым от алкоголя и пропивал все деньги, оставив жену и приемных детей в полной нищете. А государство никак не поддерживало таких людей, в результате чего они были брошены на произвол судьбы. Поэтому едва ли мы имеем моральное право осуждать девушку, которая пожертвовала собой ради спасения других. Ее преступление было единственно возможным выходом из тупика.
  3. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Порой преступление является единственным способом выжить и спасти близких. Именно такую ситуацию описал Н.А. Некрасов. Савелий, как и другие крестьяне, попал в рабскую зависимость от тирана Фогеля, который заставлял людей работать сверх меры и трудиться чуть ли не до кровавого пота. Семьи мужчин голодами, а сами кормильцы не имели сил даже на то, чтобы выполнить норму помещика, не говоря уже об обеспечении жен и детей. Если бы так дальше продолжалось, то крестьяне вымерли бы в этом имении. Но Савелий и его товарищи объявили мятеж и зарыли приказчика заживо. Это, без сомнения, жестокое деяние, но можно его осудить, если иного выхода у людей не осталось? Они были доведены побоями и унижениями до крайности! Подобное преступление можно оправдать, потому что оно было спровоцировано самой жертвой и невыносимыми условиями труда, которые могли бы уничтожить крестьян.
  4. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Порой сами обстоятельства жизни вынуждают людей совершать противоправные деяния. Примером может послужить произведение «Матренин двор». Крестьяне при советской власти жили так плохо, что не могли позволить себе даже самые минимальные удобства. За честную трудовую жизнь Матрена буквально выбивала пенсию, получала жалкие подачки, при этом регулярно выходила на работу неофициально, ничего не получая. Уровень достатка в селе был такой, что каждое подгнившее бревно было неимоверной ценностью, за которую люди готовы были драться с родственниками. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что муж Киры и тракторист ночью совершили преступление, погнав служебную технику на «шабашку» — перенос горницы Матрены на земельный участок Киры. Иного варианта у них просто не было, а жить как-то надо. Но афера вскрылась, когда поезд врезался в этот караван. Было заведено уголовное дело о намеренной порче государственной собственности. Но можно ли винить людей, которые были доведены до этой хитрости нуждой? Их поступок можно оправдать тем, как они жили. 
  5. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Порой человек вынужден совершить преступление, потому что в сложившихся обстоятельствах нет другого способа добиться справедливости и спасти жизни людей. Именно в такой ситуации оказался главный герой рассказа, когда попал в плен. Там обнаружился предатель, который хотел выдать врагам своего командира и всех пленных коммунистов. Эти солдаты сразу были бы расстреляны. Андрей не мог этого допустить. Он убил доносчика, чтобы предотвратить расправу над порядочными соотечественниками. Разве можно винить его за это? Своим поступком он предотвратил массовую казнь, спас тех, кто не заслужил смерти. А предателя все равно бы приговорили к высшей мере по законам военного времени. Поэтому считать это убийство преступлением нельзя: оно было обусловлено сложившимся положением и оправдано спасением людей.

Против

  1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Можно ли оправдать преступление Раскольникова? Ответ на этот вопрос становится очевиден, если проанализировать суть и последствия его деяния. Он хотел помочь бедным? Тогда деятельность ростовщицы стоило поддержать, потому что никто не поможет им в час нужды, кроме Алены Ивановны и ей подобных. С этой точки зрения поступок Родиона очень глупый. Украденные деньги он не смог направить на благие цели, так что этот мотив тоже не может служить оправданием. Результатом его «пробы», как известно, было еще и убийство сестры Алены Ивановны, которая, судя по его концепции, не была вредной для общества. Это последствие неисправимо, его не замолить раскаянием, поэтому никак нельзя простить произошедшее, раз исправлению оно не подлежит. Наконец, какое влияние его преступление имело на других людей? Самое негативное, ведь подобные происшествия порождают панику, недоверие и неизбежное повышение цен на ростовщические услуги. Филантропы вроде Родиона могли добиться такими методами только ухудшения положения бедняков, которым негде будет раздобыть денег даже не хлеб. Таким образом, двойное убийство, свершенное Раскольниковым, понять и оправдать никак нельзя, ведь оно повлекло за собой столько откровенно вредных последствий, что отсутствие наказания — это плевок в душу гражданам, права которых были попраны. Ведь отнимая свободу и безопасность у одних людей, мы задеваем все общество, подвергая сомнению его незыблемые основы.
  2. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Безнаказанность и умение найти оправдание самым чудовищным поступкам порождают новые волны насилия. Это подтверждает пример из повести «Тарас Бульба». Главный герой прославился не только своими патриотическими речами, но и многочисленными военными преступлениями. Тарас после гибели Остапа совсем сошел с ума от горя и под эгидой идеологической борьбы чинил расправу над мирными жителями Польши. Это была лишь бойня, циничная и жестокая месть. Он отрезал женщинам груди, убивал младенцев, издевался над теми, кто не мог себя защитить. А товарищи оправдывали всю эту мерзость и участвовали в ней, не переставая славить веру и ее главные принципы. Правда, совсем не ясно, где казаки оставили милосердие и смирение? Вместо них проявились лишь злоба, ярость, изощренная жестокость. Эти явления никак нельзя оправдать, иначе мир погрязнет в насилии, как польские деревни в повести. 
  3. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Преступления никак нельзя оправдать, потому что они, подобно метастазам в организме, распространятся по всему обществу и станут нормой жизни. Именно такую ситуацию мы наблюдаем в романе Шолохова. В казачьей среде было принято прощать и терпеть домашнее насилие. Так, Ильинична чуть ли не с гордостью говорит о том, что муж истязал ее, а она ничего не предпринимала, прощала побои и унижения раз за разом. Бывали недели, когда избитая женщина не вставала с печи, потому что была не в состоянии двигаться. Ильинична смирилась с изменами и алкоголизмом супруга. Ради сохранения семьи она терпела все его выходки. И стоит ли удивляться, что в такой среде родной отец насиловал дочь? Аксинья стала жертвой противоестественного уклада жизни казаков, где мужчине прощалось все. И в браке героиня получила все те же жестокие побои и издевательства за то, в чем даже не была виновата. Вот к чему ведет стремление оправдать явные преступления — к вседозволенности и маргинализации общества.
  4. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Любое преступление ведет к негативным последствиям, которые едва ли не страшнее, чем само деяние. Именно поэтому нельзя оправдывать правонарушение, которое является всего лишь верхушкой айсберга, ведь всего его негативного влияния мы оценить не можем. Вспомним пример из романа Лермонтова: Печорин похитил девушку и заставил сожительствовать с собой. Он опозорил Бэлу, лишил ее дома, семьи и друзей, но не дал никаких гарантий, никакого правового статуса. По сути, Григорий завел рабыню. Непосредственный начальник никак не отреагировал на инцидент. Максим Максимыч покрывал своего подопечного и оправдал его деяние безумной страстью молодости. Но ведь Печорин даже не любил девушку! К чему же привел его безнравственный поступок? К гибели девушки, которую похитил и убил Казбич. Если бы Григорий не вмешался в жизнь Бэлы, этого бы не случилось. Так как же можно оправдывать преступление, если мы даже не можем оценить всех его последствий, которые дают о себе знать намного позже самого правонарушения? Нельзя прощать то, чего мы не можем познать в полной мере. А ведь любое противоправное действие порождает негативное влияние на людей и мир вокруг нас.
  5. Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда». Безнаказанность всегда развращает преступника, поэтому нельзя оправдать преступление. Это подтверждает пример из произведения Лескова. Катерина изменила мужу и была застигнута врасплох свекром. Любовники решили избавиться от опасного свидетеля и отравили его. После первого грехопадения такого масштаба Катерина должна была хотя бы испытать муки совести, но ничего этого не было, потому что не последовало никакого осуждения со стороны, а сама героиня оправдывала свои действия угнетенным положением в доме и враждебностью домочадцев. Поэтому она вновь совершает преступление — они с любовником убивают Зиновия. Став вдовой, Катерина опять не останавливается и нападает даже на маленького наследника имущества мужа. То есть пока закон не наказал женщину и ее любовника, их ничего не тяготило и не мучало. Даже после приговора страсть Катерины к Сергею не утихает, и особого раскаяния у нее нет. Более того, она вновь совершает преступление, убивая новую пассию своего избранника. О чем это говорит? О том, что люди не меняются, и если у них есть наклонности к насилию и агрессии, то никакое оправдание, никакое милосердие не могут вернуть их на тропу добродетели. Это напрасный труд, который еще и опасен для общества, ведь оправданные преступники будут продолжать нарушать закон, и только наказание может их остановить.

Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»

Само слово «преступление» означает тот факт, что человек уже переступил некую запретную черту. Он изменился после этого, его моральные установки были предварительно разрушены, иначе он бы преступление не делал. Совесть, которая у каждого из нас есть, укоряет человека, это причиняет мучения, потому и старается человек придумать то или иное оправдание своему, безусловно плохому, поступку. Так он считает, что может снять, пусть и часть, ответственности с себя. На самом деле, совесть есть не что иное, как голос в нас того, кто нас создал. Если мы не признаем своих трагических ошибок, то преисполняемся тем, что называется гордыней. Совесть, то есть голос Творца, отходит от нас. Становится «легче» и вполне можно продолжать преступления дальше. Потому оправдать преступление нельзя. Можно только раскаяться в нем. Что, по сути, Раскольников в конце концов и сделал.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №1

Можно ли оправдать преступление?

В романе «Преступление и наказание» Раскольников совершил преступление, находясь в жизненной трудной ситуации. И лишь Соня, понимая Раскольникова, не осуждает его, а наоборот, она ему сочувствует. Соня и Раскольников они родственные души, поэтому она так добра к преступнику.

Она сама находилась в тяжелом положении и ей пришлось так же поступить аморально. Иногда, жизнь с нами поступает жестоко и не оставляет нам выбора. Чтобы выжить приходиться иногда идти на преступление, например, в целях защиты своей жизни: война. Если подумать, то на войне, убивая человека, это уже преступление, но оно оправданно. Убьют тебя или твою семью.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №2.

Нужно ли бороться с несправедливостью?

Можно привести пример из романа «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский в данном романе очень хорошо показал несправедливое отношение к другим и, что нужно бороться с этой несправедливостью. Главный герой Раскольников не представляет из себя плохого человека. У него была бы хорошая жизнь, если бы он пошел учится, но у него небыло денег на продолжение обучения. Он уже обменял все свои драгоценности оставшиеся после наследства.

Он был в отчаянии и над ним взяла контроль жестокое решение решить проблемы путем убийства той самой пожилой процентщицы. Жестокое убийство с помощью топора совершает Раскольников, но все видела сестра старушки. Раскольников не задумываясь убивает свидетеля. Эта жестокость проявленная главный героем нельзя оправдать, так как он мог просто напросто не убивать ее, а деньги добыть другим путем. Этот несправедливый поступок главного героя дает нам знать, что нужно бороться с ней.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №3

Что значит «идти по головам» для достижения своей цели?

Идти по головам значит добиваться своей цели любыми путями, несмотря ни на какие преграды, даже на человеческие жизни. В литературе есть яркий пример героя, идущего по головам — это Раскольников. Мы видим как Раскольников создаёт свою теорию о «ничтожных людишках», которые не достойны жизни. Убедив себя в правильности этой теории Раскольников решается её проверить и убивает старую женщину, которая давала ему деньги под проценты — он считал, что она не достойна жить. Но мне трудно поверить, что молодой умный мужчина в возрасте двадцати-трёх лет мог придумать такую теорию — эта теория сродни мыслям наркоманов, но ведь Раскольников не был наркоманом — он был вполне здравомыслящим человеком.

Значить первоначально у него возникло просто желание ограбить старуху, но сделать это без её убийства было невозможно, ведь его бы сразу схватили, поэтому он замыслил убийство старухи, а чтобы оправдать себя, успокоить свою совесть он придумал свою теорию. Получается, что Раскольников не опробовал свою теорию, как принято говорить, а просто шёл к своей цели, к ограблению по головам, так как он ещё вдобавок убил и другую старушку — сестру старухи-процентщицы.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №4

Можно ли считать преступников сверхлюдьми?

В романе «Преступление и наказание» Достоевский передает сообщение о том, что все люди, которые утверждают, что они выдающиеся, в какой-то момент своей жизни они пытались реализовать свое эго, либо ради своего благополучного имени, либо ради денег. Их действия никогда не могут быть исключительно на благо масс, поэтому нельзя сказать, что эти выдающиеся люди никогда не были утилитаристами и поэтому их нельзя назвать экстраординарными или сверхчеловеческими. Таким образом, Достоевский предполагает, что когда человек преодолевает свое эго, только этого человека можно назвать экстраординарным или сверхчеловеком. Поскольку все персонажи «Преступления и наказания» не преодолели свое эго, их нельзя назвать выдающимися.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №5

Существует ли цена жизни человека?

Жизнью человека не вправе распоряжаться никто. Эта мысль красной нитью проходит у Достоевского во всех его произведениях. По теории, исповедуемой главным героем романа «Преступление и наказание», все люди нашей планеты делятся на две категории: гении, созданные для созидания и серая посредственность, предназначение которой ограничивается продолжением рода. Следуя этим убеждениям, Раскольников легко приходит к мысли, что вторую категорию можно использовать как расходный материал, ради интересов элитарной прослойки человечества. Смерть старушки – процентщицы рассматривается им, как необходимая жертва, принесенная ради благосостояния своей семьи и тех людей, которые пострадали от ее алчности. Он убежден, что освободив нашу грешную землю от присутствия «гадкой старухи», он принесет миру радость и благоденствие. Оправдывая свое решение соображениями всеобщего блага, он даже не предполагал насколько глубокие внутренние страдания, граничащие с умственным расстройством, принесет ему смерть презираемого им человека. В конце романа главный герой раскаивается в содеянном и очень ясно осознает, что цена жизни человека не нами установлена, и определять ее по своему усмотрению, а тем более распоряжаться ею, права нам никто не давал.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №6

Всегда ли цель оправдывает средства?

Высокие цели никогда не могут быть достигнуты низменными средствами. Эту мысль Ф.М. Достоевский красноречиво иллюстрирует трагедией главного героя романа. Родион Раскольников своей теорией о сверхличности, пытается убедить себя в том, что какие бы поступки он не совершал во имя благой цели, все они будут оправданы полученным результатом. Последствия совершенного им убийства, должны были принести радость тысячам обездоленных и нуждающихся, но результат этого злодеяния оказался совершенно иным. Смерть старухи – процентщицы начала разрушать личность самого Раскольникова, и не принесла никакой радости окружающим. Поступок оказался лишь психологическим экспериментом, цель которого заключалась в самоутверждении себя, как сверхличности. Но поскольку главный герой никогда не отличался монолитным цинизмом и беспринципностью, последовавший душевный надлом, едва не привел к гибели его самого. Чуть позже он начинает понимать, что суперидея, посетившая его неокрепший ум, была всего лишь проявлением гордости ума, и ни на что иное претендовать не могла. Это был вопрос к самому себе: «кто я – тварь дрожащая, или право имею?». Судьба Раскольникова лишний раз доказывает, что любая, самая высокая и справедливая цель, теряет свои свойства, при попытке достичь ее грязными средствами.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №7

Является ли преступлением нарушение нравственного закона? (Последствия любого преступления)

Преступление – это, по сути, выход за рамки установленных норм, и не важно, кем определены эти нормы и что они ограничивают. В нашем мире нет строгого разделения между нарушением правил нравственного поведения, искажением морального облика и нарушением уголовного или административного законодательства. Все установленные нормы взаимосвязаны и плавно перетекают одна в другую. Персонажи романа Достоевского живут в мире, для которого подобные нарушения стали естественной формой существования, и все происходящее вокруг является лишним тому подтверждением. Преступление для них уже не нарушение законодательных норм, а утверждение законности собственных поступков.  Мармеладов, к примеру, переступает через жизнь своих жены и детей, а его дочь Сонечка переступает через себя и оказывается вне зоны морали и приличий. Мать Раскольникова ради благополучия сына, готова переступить через жизнь дочери, а Свидригайлов прекрасно уживается с тем злом, которое он принес окружающим, не испытывая при этом никаких угрызений совести, да и сам Раскольников, который ради собственного самоутверждения решился на убийство невинной старушки и ее сестры – все они участники одного общего преступления. Они нарушили закон, который является неотъемлемой часть любого человека – закон нравственности.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №8

Можно ли ошибаться? Роль ошибок в формировании личности

Ошибка является побудительной причиной приобретения опыта. Горький опыт – это путь к самосовершенствованию. Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», является яркой тому иллюстрацией. Попытка определить свое положение в окружающем его социуме, Раскольников совершает роковую ошибку. Совершенные им убийства ложатся на него неподъемным грузом и разрушают изнутри. Он буквально тает под влиянием мук совести, и уже находясь на пороге наступающего безумства, приходит к раскаянию. По всей видимости, мера искупления, которая ему предстоит и сам поступок, совершенный им в порыве юношеского безрассудства, позволят ему в дальнейшем изменить образ своих мыслей и отношение к людям, поскольку падать ниже – уже некуда. Раскольников еще при жизни опустил себя в бездну ада и вынужден через покаяние, скорбь и осознание совершенных им ошибок постепенно возвращаться к себе самому. Это долгий и тернистый путь, но став на него, человек вряд ли оступится вторично.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Аргумент №9

Что такое муки совести и как с ними жить?

Совесть является внутренним индикатором нравственного состояния человека. Она определяет его поведение и вынуждает к принятию решений, соответствующих его моральным установкам. Человеку свойственно игнорировать советы близких и не реагировать на замечания окружающих, но вот остаться безразличным к укорам совести не удается никому. Главному герою романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову, не давала покоя мысль: «Кто я есть на самом деле?». Она, собственно, и явилась фундаментом для его безумной теории о сверхчеловеке. Проверка ее достоверности привела к смерти невинных людей. Преступник не оставил явных улик, указывающих на его причастность к убийству, но совесть не давала ему покоя до тех пор, пока не наступило раскаяние в содеянном. В момент принятия решения о добровольном признании, он испытал такое облегчение, что все предстоящие мытарства и испытания представлялись ему легкой прогулкой. Совесть работает безукоризненно и четко, ее нельзя усыпить или обмануть. Пока человек прислушивается к своему внутреннему арбитру, он жив и физически и нравственно.

Основное содержание романа «Преступление и наказание» составляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания.
Раскольников, убивший старуху процентщицу и ее сестру, — не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою философскую кон цепцию, для проверки которой он и идет на чудовищный эксперимент, на преступление. Углубленный психологический анализ душевного состояния преступника сочетается в романе с критикой его теории.
Раскольников — отзывчивый, добрый по натуре человек, мучительно воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладова. Это одаренный и честный юноша, наделенный острым, пытливым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, беспредельно одинок, быть может, прежде всего потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, питаться объедками, появляться на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления. Достоевский внимательно прослеживает зарождение этой теории. Упорно думая о причинах несправедливого устройства общества, Раскольников приходит к мысли, что человечество делится на. два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных (таких, например, как Наполеон), которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь, если потребуется, и перед преступлением. Таким людям «разрешается кровь по совести», для них существуют особые критерии добра и зла.
Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет, к какому разряду людей принадлежит сам, и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирожденный «властелин судьбы». На вопрос Сони — что же делать, чтобы спасти страдающих и обездоленных, Раскольников гордо отвечает: «Свобода и власть, а главное — власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!»
Еще Пушкин подменил черты нарождавшегося общественного типа — многочисленных «наполеонов», философия которых напоминает теорию Раскольникова:
Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно…
В романе Достоевского Наполеон упоминается не раз. Умный и наблюдательный Порфир 1Й Петрович ехидно замечает: «Ну, полноте, кто же у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»
Образ Наполеона в середине 60-х годов, в пору развития капитализма в России, приобретает особое значение. Именно в эти годы Толстой создает «Войну и мир», где так много места уделено обличению бонапартизма.
И в романе Достоевского звучит суровая критика буржуазного индивидуализма, идеи «сильной личности». Достоевский понял, какую опасность для общества представляет деление человечества на обыкновенных и необыкновенных людей, оправдание власти избранных.
Но почему же Достоевский сделал приверженцем теории господства над людьми не хищного приобретателя, не бессердечного властолюбца, а искреннего страдальца за униженное человечество? Достоевскому важно показать, что если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, измученный чужими страданиями, он неизбежно приносит только зло себе и другим.
Стремления Раскольникова гуманны: он мечтает избавить людей от невыносимых страданий. Но его идея об исконном, естественном («По закону природы») разделении людей на «тварь дрожащую» и «имеющих право» властвовать антигуманна, так как она может служить оправданием беззакония и произвола. И недаром, убив ростоищицу, чья жизнь, с его точки зрения, «не более как жизнь вши», Раскольников вынужден убить и смиренную, добрую Лизавету. Автор показывает, как одно преступление неизбежно влечет за собой другое.
Конечно, Достоевский рассматривает идею насилия отвлеченно, в чисто нравственном плане. Художник не пытается разграничить насилие, совершаемое «избранной личностью», которая считает себя вправе властвовать над людьми, и революционное насилие, направленное против всяческого угнетения. Следовательно, главную мысль Достоевского можно сформулировать так: не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо обосновывать его как бы то ни было.

  • Можно ли оправдать преступление итоговое сочинение примеры
  • Можно ли оправдать преступление итоговое сочинение мастер и маргарита
  • Можно ли оправдать преступление итоговое сочинение капитанская дочка
  • Можно ли оправдать преступление итоговое сочинение вывод
  • Можно ли оправдать преступление итоговое сочинение вступление