Можно ли осуждать обломова сочинение

  • Ответ оставил Гость
    Нет, я не осуждаю его. Я считаю, что никто не смеет осуждать человека, каким бы он ни был. Каждый человек вправе сам решать, как ему жить.
    Обломов – человек, чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий, он ” был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен”. Илья Ильич – барин, он из тех людей, у которых все есть.
    Но все же я не совсем согласна с его образом жизни, с тем что он целыми днями лежит на диване, мало двигается, гуляет и многое позволяет своему слуге Захару, элементарно мог бы его заставлять убирать в доме.
    Когда в жизни Обломова появилась Ольга, он стал меняться, стал гулять, читать, прям посвежел, похорошел. Но после того как Обломов и Ольга расстались, он женился на Агафье и вернулся к своей прежней жизни.
    На диване он лежит не просто так, он думает о своем имении в деревне, рассуждает о своей жизни.
    Илья Ильич не ленивый, просто с детства так воспитан. Родители постоянно старались уберечь его от любого физического труда. Воспитание, полученное Ильей Ильичом, сформировало его характер, его нравственное понятие и отразилось на его судьбе.
    Но ни в коем случае я не смею осуждать Обломова. Он сам выбрал такую жизнь.
    Даже, если у вас все есть, я не советую быть таким, как Илья Ильич. Так как из-за своего образа жизни, из-за дум и мыслей, он сделал неправильный выбор и “погиб, пропал ни за что”.

  • Наверняка каждый из читателей нашел в образе главного героя черты, которые присущи ему самому. Как часто мы ленимся, стремимся к праздному образу жизни, готовы скрыться в крепости дома от проблем и забот? Думаю, что в душе, скрывая это от окружающих, мы признаемся сами себе — да, я тоже в чем-то похож на Обломова… Я не выполнил то, что обещал, бросил начатое дело на пол пути, ведь это трудно…
    Это и есть «обломовщина»! Зачастую мы ищем себе оправдания и пытаемся переложить ответственность за наши слова и поступки на других людей, сетуем на судьбу-злодейку, виним обстоятельства… Но справедливо ли это? Нет! Наша лень и нежелание действовать, приложить усилия и выполнить то, что планировалось — вот показатель нашего характера!
    Так стоит ли дальше жить жизнью Обломова или нужно что-то в себе поменять? Достойны ли мы уважения, пока делаем добро чужими руками? Ответ очевиден! Автор произведения дает нам возможность задуматься над этими вопросами, переосмыслить свое поведение и сделать правильные выводы.
    Согласитесь, что роман «Обломов» актуален и в наши дни? Не зря мы изучаем это произведение тогда, когда уже вполне можем отвечать за свои действия, когда понимаем, что хорошо и плохо, когда планируем дальнейшую жизнь. Ведь именно сейчас, в пору расцвета, мы можем определить для себя жизненные приоритеты!
    Готовы ли вы стать Обломовым и жить такой жизнью, как главный герой романа? Готовы ли вы к отрицательному мнению окружающих вас людей? Готовы ли вы потратить свою жизнь на праздность, забыв о назначении каждого человека на земле? Думаю, что нет! А это значит, что автор романа добился своей цели — изменил ваше мнение! Именно для этого он и трудился!

  • Каждый из нас, устроен по-особенному, но есть одно, что объединяет всех людей, это чувство собственной лени, которое иногда нам мешает жить и выполнять свои определенные обязанности. Самое страшное, что человек стесняется себе признаться в этом пороке, который мешает ему жить и продуктивно работать. Лучше всего этот порок описал известный русский писатель Гончаров в своей литературной истории «Обломов».
    Именно этот персонаж, стал имеем нарицательным, и даже оскорбительным для многих людей, которые подвержены лени и безразличию к окружающему миру. Писатель поднимает очень большую проблему, которая и в наше время довольно актуальная, так как встречаются и в наше время подобные персонажи, которые неукоснительно следуют все принципам обломовщины, а это уже беда, которую нужно лечить и исправлять, так как конец может быть очень печальным. Прочитав историю Ильи Ильича, мы сможем ответить на вопросы, которые нас постоянно мучают и не дают спокойно жить.
    Как наш герой докатился до такой жизни? Что этому могло поспособствовать? Ответы на эти вопросы очень сложные и противоречивые, но нужно и можно разобраться в главных причинах этой бездейственности, которая в своем конечном результате привела героя к абсолютному трансу и безысходности. Весь корень зла, лежит в его воспитании, которое в то время было довольно особенным: герой вырос в довольно зажиточной семье и ни в чем не испытывал нужды, так как ему все подносили и за ним все убирали.
    Он привык, что за ним просто заботятся и его обслуживают. Когда он стал взрослым человеком, то и тут, жизнь сделала ему подарок: он стал мелким чиновником, который постоянно занимался бумажной волокитой, но это не доставляло ему особого удовольствия, так как он просто не видел смысл в этой работе и не понимал кому это все нужно и это в будущем с ним сыграет очень злую шутку. Чем больше он начинал задавать себе эти вопросы, тем яростней у него проявлялся негатив и отвращение к всему миру и людям.
    Целыми днями он смотрел, как трудятся его подчиненные, и не мог понять, куда и зачем они все спешат, а самое главное, что их ожидает? Результат не заставляет себя долго ждать, так как он полностью уходит из мира и замыкается в самом себе. Его главное занятие: лежать на своем любимом диване и просто отдыхать от этой каждодневной суеты. Очень стыдно, так как подобные ситуации происходит и с нами, но мы боимся себе в этом признаться, так как не можем переступить свою непонятную, а зачастую и не нужную гордость.
    Зачастую, мы просто отлаживаем дела и сами себя успокаиваем, что сделаем это завтра, но это не так, так как все нужно делать в срок. Данное произведение сможет всем людям пересмотреть свое отношение к жизни, и сделать правильные и очень полезные выводы, которые помогут нам в этой непростой жизни. Нужно всегда помнить, что лень и безразличие приводит к необратимым последствиям, которые очень сложно исправить. Так и наш герой, попав в этот ленивый круговорот жизни, не старается из него выбраться, а наоборот погружается в него полностью.
    Что его ждет? Как сложится его жизнь? Вопросы очень сложные, но читателю понятно, что это конец, так как он сам не желает жить в этом прекрасном мире. Он больше похож на бездушную пыль, которая просто лежит и не желает убираться со своего любимого места. Обломовщина, должна быть побеждена, и каждый из нас просто обязан ее выгнать из своего тела и души, так как лень, это самый гадкий и противный порок, который присущ человеку. Очень грустная история, которая плохо закончилась, но она довольно поучительная и правдивая, а это очень важно для самостоятельного размышления и самокритики.

  • Нет, я не осуждаю его. Я считаю, что никто не смеет осуждать человека, каким бы он ни был. Каждый человек вправе сам решать, как ему жить.
    Обломов – человек, чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий, он ” был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен”. Илья Ильич – барин, он из тех людей, у которых все есть.
    Но все же я не совсем согласна с его образом жизни, с тем что он целыми днями лежит на диване, мало двигается, гуляет и многое позволяет своему слуге Захару, элементарно мог бы его заставлять убирать в доме.
    Когда в жизни Обломова появилась Ольга, он стал меняться, стал гулять, читать, прям посвежел, похорошел. Но после того как Обломов и Ольга расстались, он женился на Агафье и вернулся к своей прежней жизни.
    На диване он лежит не просто так, он думает о своем имении в деревне, рассуждает о своей жизни.
    Илья Ильич не ленивый, просто с детства так воспитан. Родители постоянно старались уберечь его от любого физического труда. Воспитание, полученное Ильей Ильичом, сформировало его характер, его нравственное понятие и отразилось на его судьбе.
    Но ни в коем случае я не смею осуждать Обломова. Он сам выбрал такую жизнь.
    Даже, если у вас все есть, я не советую быть таким, как Илья Ильич. Так как из-за своего образа жизни, из-за дум и мыслей, он сделал неправильный выбор и “погиб, пропал ни за что”.

  • Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведениям Ивана Александровича Гончарова
    Сочинения по произведению “Обломов”
    «Мое отношение к Обломову»
    Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»
    Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.
    В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей. Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием. С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека. Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду. Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.
    Андрей знакомит Обломова с девушкой Ольгой, надеясь, что чувства любви способны изменить его друга. Становится видно, что не все чувства в душе Обломова угасли. В герое просыпается любовь. Это чувство становится той долгожданной ниточкой, за какую Ольга старается вытянуть Илью Ильича из его душевного болота к счастью, радости, любви. Но тот пугается своих чувств и отпускает ниточку. Обломов и Ольга – совершенно разные люди. И героиня романа вскоре поняла это. Желание не обременять себя лишними хлопотами берет верх над всеми хорошими душевными качествами, какими обладал Обломов. И жизнь опять теряет у него всякий смысл. Можно сказать, что Илья Ильич постепенно, медленно, сам не осознавая этого, укладывается в гроб. Однако со временем к главному герою все-таки приходит настоящее, пусть и позднее, прозрение. Он признается своему другу Штольцу в том, что осознал: он гаснет. Хотя Обломов и остался прежним, он все же, пусть и запоздало, но признал все свои ошибки. Беда героя в том, что он за всю свою жизнь не видел примера жизненного идеала, настоящего мужчины, а стать таким, как его друг Штольц, он не мог , так как его душа совсем другая.
    Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни. В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало. Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.
    Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть. Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей. Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.

  • Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.

  • Нет, я не осуждаю его. Я считаю, что никто не смеет осуждать человека, каким бы он ни был. Каждый человек вправе сам решать, как ему жить.
    Обломов – человек, чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий, он ” был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло, благороден, нежен”. Илья Ильич – барин, он из тех людей, у которых все есть.
    Но все же я не совсем согласна с его образом жизни, с тем что он целыми днями лежит на диване, мало двигается, гуляет и многое позволяет своему слуге Захару, элементарно мог бы его заставлять убирать в доме.
    Когда в жизни Обломова появилась Ольга, он стал меняться, стал гулять, читать, прям посвежел, похорошел. Но после того как Обломов и Ольга расстались, он женился на Агафье и вернулся к своей прежней жизни.
    На диване он лежит не просто так, он думает о своем имении в деревне, рассуждает о своей жизни.
    Илья Ильич не ленивый, просто с детства так воспитан. Родители постоянно старались уберечь его от любого физического труда. Воспитание, полученное Ильей Ильичом, сформировало его характер, его нравственное понятие и отразилось на его судьбе.
    Но ни в коем случае я не смею осуждать Обломова. Он сам выбрал такую жизнь.
    Даже, если у вас все есть, я не советую быть таким, как Илья Ильич. Так как из-за своего образа жизни, из-за дум и мыслей, он сделал неправильный выбор и “погиб, пропал ни за что”.

  • полный ответ на эти вопросы мы находим в главе «Сон Обломова». Здесь рисуется детство Обломова, та усадебная барская среда, которая взрастила его лень и «гнусную», как писал Добролюбов, привычку «получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…». С редкой наглядностью воспроизводит Гончаров патриархальный быт Обломовки, жизнь без умственных интересов и труда, жизнь за счет трехсот «Захаров». Черты крепостнической психологии глубоко залегли в сознании Обломова, определив в конечном счете его отношение к окружающему миру. «…Я барин и делать ничего не умею!»— говорит о себе Обломов. В развенчании крепостнической психологии, паразитического бытия помещичьего класса заключен основной пафос романа.
    Тип Обломова интересовал Гончарова не только недостатками. Осуждая Обломова за лень и бездеятелькость, автор дал понять читателю, что пропадает, в сущности, неплохой от рождения человек. У него доброе сердце, «голубиная» душа; он осуждает стяжательство, карьеризм, чем заражены деловые „чиновно-дворянские круги Петербурга. Подспудно в Обломове теплилась меч-об истинно прекрасной, т. е. лишенной обмана и условностей, жизни. «Обломовцем» он стал еще и потому, что не принял черствости, меркантильности окружающей действительности. Однако беда героя в том, что, подобно многим русским людям дворянского воспитания, он лишь осуждал зло, неумел и не желая с ним бороться. Это привело Обломова к потере интереса к жизни. Элегия обломовского угасания волнует автора, патриота своей отчизны, и его героиню Ольгу Ильинскую.
    Ольга Ильинская — один из самых ярких и поэтических образов русско
    й литературы. Умная, лишенная кокетства, она сумела увидеть в Обломове добрые и чистые начала. Она загорается желанием спасти Обломова, воскресить его своей любовью. Но спасти то, что убито воспитанием и обществом, нельзя. Поняв это, Ольга верная идеалам подлинной нравственности, порывает С любимым. «Я любила,— говорит она на прощание Илье,— будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Пережив кризис после разрыва с Обломовым, выйдя замуж за Штольца, Ольга остается ищущей, деятельной натурой.
    Она не удовлетворяется семейным уютом, даже вниманием такого умного и энергичного человека, как Штольц. В ней зарождались новые общественные потребности, слышались «какие-то смутные, туманные вопросы в беспокойной голове». Добролюбов писал о том, что вопросы и сомнения не перестанут мучить Ольгу и что она оставит Штольца, если потеряет перу в него. Ольга Ильинская, заключал Добролюбов,— «намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину…» (2, 139). В образе Ильинской критик увидел художественное обобщение тех настроений, которые были свойственны прогрессивной части русского общества 60-х годов в их борьбе против крепостничества и застоя.
    Гончаров пытался воспроизвести передовые силы времени и в образе Штольца, обрусевшего немца, дельца ноной, капиталистической формации. В известной мере в романе можно увидеть схему так называемого «прусского» пути развития капитализма в России, указание на потерю дворянством своих привилегий. Однако образ Штольца выписан Гончаровым неубедительно. Штольц умен, энергичен, труд для него —«образ, содержание, стихия и цель жизни». Но в чем и как проявляется его деятельность, каким образом он сумел нажить «тысяч триста капиталу», оставшись при этом честным и благородным человеком, читатель не знает. Добролюбов говорил, что Штольц не дорос «до идеала общественного русского деятеля» (2, 138). Вместе с тем нужно учесть, что в композиции романа Штольцу принадлежит важная роль: он оттеняет безволие, неприспособленность Обломова к жизни. Штольц — антипод Обломова. Не случайно к Штольцу постепенно переходит почти все, чем располагал Обломов. Он женится на Ольге, берет под опеку имение Обломова, после смерти Ильи становится воспитателем его сына.

  • Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.
    Добавил: Lisenochka
    Беру!

  • Автор: Евгения Кошечкина
    Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».
    В самом начале романа И.А.Гончарова «Обломов» автор раскрывает образ главного героя, но не только его внешность, манеры, привычки, но и чувства, мысли. Можно даже почувствовать сам исход романа после этого описания, бесконечно долго тянущегося введения читателей в жизнь Обломова: один только день его существования занимает четверть романа.
    Так какой же этот Илья Ильич Обломов? Человек «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Действительно, Обломов не имел никакой идеи, т.к. он даже и не трудился задавать себе такую сложную задачу. Ему было просто лень что-либо выдумывать. Хотя Обломов не мог не мыслить, он часто мучил себя задачами: ехать или не ехать в Обломовку, встречаться ли с Ольгой, даже начать ли читать. Но он был настолько безвольным, беспечным и ленивым, что обычно просто не мог решить эти задачи: «Редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение». Все кончалось тем, что он охал, вздыхал или просто засыпал. Вся жизнь текла медленно, однообразно и скучно для него.
    Гости, посещающие Обломова, такие как Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, приглашают его на обед, на вечер, просто развлечься. Но они все равно не смогли сдвинуть его с места – у него даже «платье не готово».
    Еще один гость, часто посещавший Обломова, – Михей Андреевич Тарантьев. Не даром, не просто так он заходит пообедать к Обломову, а из собственной выгоды, а позже даже ворует у него большие деньги. Это настоящий мошенник, только и умеющий поживиться с помощью хитрых выдумок да придуманных подвохов. Хотя в детстве он был очень способным, у него не оказалось возможности применить эти способности в учебе, зато «теоретиком» он остался на всю жизнь. «Никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства». Именно этой своей способностью он и воспользовался, чтобы заполучить оброк с Обломовки.
    Обломов сначала хорошо относился к Тарантьеву, даже думал, что тот помогал ему, может быть, потому, что Тарантьев считал, что делает честь всякому своим посещением. Но позже, узнав о подлости, Обломов окончательно порвал с ним и выгнал его. Он сам понял, что Тарантьев – ничтожество (но не без влияния Штольца: они поссорились после его отъезда).
    Почему Обломов и Штольц были такими близкими друзьями? Возможно, не только потому, что они росли вместе, а потому, что они были «столь различны меж собой». Штольц с его живым умом, жаждой действия, устремленностью к полноте жизни, и Обломов с его ленивостью, «голубиной нежностью» и «чистой душой». Штольц прекрасно понимает Обломова, знает, что его необходимо расшевелить, может быть, даже силой заставить его уехать, поменять образ жизни, окружающую атмосферу. Штольц пытается все это предпринять, но бесполезно. Обломов каждый раз увиливает, находит отговорки (говорит, что приедет «попозже»). Казалось, все потеряно, нет больше шансов.
    Но появляется милый образ Ольги. И в уснувшей душе Обломова пробуждаются чувства. Но он боится понимать эти чувства, не знает, что в нем происходит.
    Сама Ольга очень полюбила Обломова. Она видела в нем не только то, что видели все, но и то, что мало кто замечал: его нежность и чистоту, неумение лгать и делать подлости. Эти свойства души Обломова заметил и Штольц. Возможно, потому, что Штольц и Ольга были очень похожи; у них были общие интересы, общие цели. Ольга надеялась пробудить в Обломове тягу к жизни, она думала, что он изменится благодаря ей, хотела передать ему свои интересы.
    Но Обломов, как только возвращался от Ольги и переступал порог своего дома, попадал в атмосферу лени и бездеятельности: ни к чему привыкать не надо, обычная обстановка, обычные люди, обычные новости. Все вставало на свои обычные места. Из-за вымышленных страхов было неудобно и лень появляться дома у Ольги, было боязно встречаться с нею: а вдруг кто-нибудь подумает что-нибудь?
    Обломову ничего не оставалось, кроме дремоты, мечтаний да никчемных раздумий. Хотя, послушай бы он Ольгу, все было бы иначе. Но этого не случилось.
    Так и провел он всю свою оставшуюся жизнь. Что же так влияло на него, что давило своей непомерною тяжестью? – Обломовщина!

  • Трагичен ли образ Обломова? Примеры сочинений

    ­­Пример сочинения 1

    Гончаров Иван Александрович – писатель, который за свою жизнь хоть и не создал много произведений, сотворил несколько очень значимых для русской литературы, главный из которых – «Обломов». В нём автор рассказывает о жизни в России конца пятидесятых годов девятнадцатого века. Это как раз то время, когда жил и творил сам Гончаров.

    Речь в произведении идёт о человеке, который на протяжении почти всего действия лежит на диване и мечтает. Это очень ленивый человек, что можно понять, просто глядя на него: очертания Ильи Ильича плавные, он мягок, а глаза его не останавливаются ни на чём определённом, а перескакивают с одного места на другое. С пелёнок родители опекали Обломова, они чрезмерно о нём заботились, что и повлияло на главного героя. Обломов от начала до конца жизни живёт в Обломовщине – месте, где всё тихо, спокойно, где люди ни к чему не стремятся, не живут полной жизнью, а лишь существуют. Идеал жизни Обломова – это его дом, его халат, его диван и его верный подданный Захар. Но такая жизнь, совершенно точно, не могла принести никакой радости, хотя бы потому, что мир не заточен под таких людей, как Илья Ильич. В этом и есть трагедия Обломова: его никто не понимает, все хотят видеть в нём другого человека, полную его противоположность, но воспитан он именно так и так живёт. Обломов – это лишний человек, и он в этом почти не виноват.

    Несмотря на всю любовь к спокойствию, Илья Ильич в один момент всё же снимает свой халат и начинает жить. Это случилось тогда, когда он познакомился с Ольгой. Она пыталась сделать так, чтобы герой развивался, давала ему читать книги, спрашивала о них, и у неё это даже начало получаться, но, к сожалению, ненадолго. Обломовщину очень трудно ломать, поэтому Илья Ильич в конце концов снова вернулся в свой халат и на свой диван. Он мог бы измениться и стать счастливым рядом с Ольгой, но этого не случилось. Обломов стал жить с Пшеницыной – с женщиной, которая идеально ему подходила. Она не нарушала его комфорт, обстирывала его, готовила ему и просто жила главным героем. Всё это спокойствие было знакомо Обломову, но можно ли назвать это полноценной жизнью?

    Трагедия жизни Обломова заключается в нём самом. Его с детства приучили к размеренной жизни, в которой не нужно напрягаться, чтобы удовлетворить элементарные потребности, и он перенёс эту модель поведения на взрослую жизнь. Возможно, он и хотел жить с Ольгой, куда-то выезжать, но его натура этого не принимала. Обломов был лишним на «празднике жизни» и не смог в ней себя найти.


    Пример сочинения 2

    В чём трагедия жизни Обломова?

    Главный вопрос, который поднимает в своём романе И.А.

    Гончаров – в чём трагедия жизни Обломова? Это произведение является вершиной творчества Ивана Александровича, именно здесь писатель отобразил все подробности русской действительности середины 19 века.

    Главный герой романа – потомственный дворянин, разменявший четвёртый десяток, Илья Ильич Обломов. В целом это неплохой человек, имеющий много положительных качеств, но природная нерешительность и неправильное воспитание сделали его безвольным обывателем, единственным занятием которого были размышления о смысле существования человека в этом мире. Доброта, простодушие и ум главного героя не способны изменить к нему отношение окружающих, он так и остаётся бесполезной ячейкой общества.

    В романе изображается жизнь Ильи Ильича, которая состоит только из сна и еды, ни любовь, ни дружба, ни печаль не способны заставить молодого человека действовать. В его понимании лучшее время – это промежуток между сном и едой, когда можно беззаботно помечтать или пообщаться с товарищами. Именно ради такого образа жизни, главный герой перестал выходить в свет и занимать должность в государственном учреждении. Основная его проблема – отсутствие необходимости зарабатывать себе на кусок хлеба, семейное имение стабильно приносило доход. Прибыль была небольшой, но и потребностей у Обломова как таковых не было. Единственное, что его действительно волновало – это состояние собственного здоровья, о котором он очень заботился, не жалея ни средств, ни времени.

    Лёжа целыми днями на диване, главный герой мечтал о том, чтобы все дела делались сами собой. Это явление автор назвал «обломовщиной», что означает полную инфантильность, бездействие и равнодушие ко всем происходящим событиям вокруг. Несмотря на сплошной отдых, чувство усталости и тоски не покидало Илью Ильича. Он по своей натуре был меланхоличным и задумчивым человеком, который ничего не мог довести до конца. Учёбу считал пустой тратой времени, поэтому забросил изучение иностранного языка и математической науки, оставив своё образование неоконченным.

     Даже внешность Обломова отображала его образ жизни: он был полным, одутловатым мужчиной с неестественно светлой кожей, не знавшей солнечных лучей, маленькими пухлыми ручками и мягкими покатыми плечами. Его любимой одеждой был восточный халат, который Илья Ильич никогда бы не снимал, будь на то его воля. Халат – это символ «обломовщины» в романе, скучной и бесполезной жизни. Снять эту вещь, означало бы для главного героя полностью изменить привычный ход событий.

    Единственное занятие, которое было по душе Обломову – это размышления о бренности человеческого бытия. Именно поэтому все свои дела он поручил управляющему, который пользовался доверием хозяина, и старому слуге Захару. Барин даже одеться и умыться самостоятельно не мог, здесь ему тоже нужна была посторонняя помощь. Он не хотел думать о чём-то серьезном, не хотел ощущать груз забот, он привык вешать свои обязанности на других людей. Бездейственность главного героя проявляется более явно на фоне его деятельного товарища Штольца, зарабатывающего себе на жизнь кропотливым трудом. Будучи потомственным немцем, лучший друг Обломова с детства был приучен к ежедневной работе, он не мог сидеть, сложа руки, вся прелесть жизни для него заключалась в насыщенной деятельности.

    Причина жизненной апатии Обломова кроется в его детстве. Он был любознательным, шустрым мальчишкой, любящим подвижные игры, но его воспитывали таким образом, что всё должен делать кто-то другой. Родители пресекали энергичное поведение сына и любую активность с его стороны, даже носки ему надевали слуги. Ребёнок рос, не зная никаких забот, и не видел необходимости в какой-либо самостоятельной деятельности. В Обломовке царила атмосфера вечного сна и лени, которая подавляла порывы к любым действиям, а нянины сказки вместо того, чтобы научить мальчика народной мудрости, вселили в его голову дивные фантазии о волшебной стране, где нет никаких забот, невзгод, печалей, там отменно кормят и всё время отдыхают. С остановкой физической деятельности, затормозилось и духовное развитие главного героя, он превратился в безвольного иждивенца, не живущего, а существующего в этом мире.


    Пример сочинения 3

    «Обломов» — это роман о трагической судьбе русского помещика. Главный вопрос, который автор ставит в своем романе, это вопрос о том, что сгубило судьбу Обломова. Что повергло в прах эту кристально чистую, ясную, как у ребенка душу, любящее сердце, ум, полный высоких помыслов и не чуждый «всеобщих человеческих страстей»? Почему ни дружба, ни далее величай-шая любовь не смогли победить апатию? Наконец, что сыграло окончательную роль в духовном угасании Ильи Ильича: условия воспитания или вся окружавшая его в зрелом возрасте действительность?

    Самое очевидное объяснение характера и повседневного поведения Обломова читатель находит в главе «Сон Обломова». Здесь автор описывает детство Ильи Ильича. Невозможно не проникнуться сочувствием к живому подвижному ребенку, все естественные порывы которого подавляются. Он хочет бежать к оврагу, исследовать окружающую местность — в ответ его пугают привидениями и всяческой нечистью. Он желает поиграть с мальчишками в снежки — его закутывают в шубу и ведут домой. С самого детства в Обломове подавляли инициативу. Ему не давали самого ценного, что должно быть у каждого человека, — свободы. Он ни разу в жизни сам не надел чулки. Если Захар натянет ему разные чулки — он так и будет ходить весь день, даже не заметив. Лень Ильи Ильича уходит корнями именно в обломовский уклад жизни. В Обломовке его научили ничего не делать, не утруждать себя, наслаждаться жизнью. Благо, несколько сот слуг позаботятся о том, чтобы мальчик ни в чем не нуждался. Забегая вперед, можно сказать, что закономерен и предсказуем был выбор Ильи Ильича, когда он остался жить на Выборгской стороне. Пше-ницына давала ему то же, что некогда родители спокойное беззаботное существование. Он не мог ощущать нужды, недостатка в чем-либо просто потому, что ему не давали этого почувствовать. Всю жизнь Обломов выбирал тот путь, что легче, плыл по течению. И только один раз изменил этому принципу, — когда встретил Олыу Ильинскую.

    История любви к Ольге крайне драматична уже хотя бы потому, что чувство это заведомо обречено на неудачу. Эти два человека умели понимать и поддерживать друг друга, у них были одни идеалы, одинаковые духовные потребности. Несовместимы они были только в том, что преследовали в жизни различные цели.

    Отношения Обломова и Ольги чисты и искренни, они вызывают изумление и восхищение. Оба они — люди одухотворенные и очень чистые. Оба стремятся к всепрощающей и всеохватной любви, а как следствие — к созданию семьи. Но на пути к этому существует непреодолимое препятствие — апатия Обломова. Как бы смешно и легкомысленно не звучали эти слова, но это именно так. Апатия Ильи Ильича — это вовсе не легкая форма равнодушия к жизни, а скорее тяжелый недуг, когда сама жизнь в тягость. Стремление к столь высокой цели, как счастье в любви, всегда требует затрат физических и духовных сил. Обломов сильно ломает себя в связи с чувством к Ольге, он совершает поступки, невероятные для него. Это неоценимая жертва с его стороны (вряд ли Ольга это чувствует). Беда Обломова лишь в том, что он не может бороться со своей болезнью, имя которой — обломовщина. Родовое имение тянет к себе с великой силой, и герой вновь возвращается в Обломовку. Только теперь ее воплощением стал дом Пшеницыной. Не стоит винить в этом нравственном падении одного лишь Илью Ильича. Возможно, не последнюю роль сыграла бездуховная и бездушная общественная реальность, которой так возмущается Обломов после возвращения со Штольцем из очередного гостеприимного дома.

    В какой-то мере судьба Обломова — протест против существующей действительности. Да, для него это был единственный способ бороться. Не в натуре Ильи Ильича активная борьба. На его счету лишь несколько волевых и мужественных поступков: оплеуха Тарантьеву, спокойно сказанное Штольцу «жена» в ответ на вопрос, кем ему приходится Пшеницына. Эти поступки не противоречат складу его характера, но, в силу того же характера, не могут повторяться слишком часто.

    Характер Обломова идеален в литературном отношении, то есть он естественен, в его описании нет ни одной фальшивой или неточной детали. Герой совершает лишь те поступки, которые ему свойственны, вытекают из его мироощущения. Его духовная, а затем и физическая смерть — вполне закономерные следствия его образа жизни, поведения, характера. Обломов и сам с потрясающей ясностью осознает, в какой омут его затягивает все быстрее и быстрее. И с той же ясностью ума он утверждает, что пути обратно нет. Если даже Ольга не смогла спасти его, вытащить из плена обломовщины, то это не удастся никому.

    Обломов сильно ломает себя в связи с чувством к Ольге, он совершает поступки, невероятные для него. Это неоценимая жертва с его стороны (вряд ли Ольга это чувствует). Беда Обломова лишь в том, что он не может бороться со своей болезнью, имя которой — обломовщина. Родовое имение тянет к себе с великой силой, и герой вновь возвращается в Обломовку. Только теперь ее воплощением стал дом Пшеницыной. Не стоит винить в этом нравственном падении одного лишь Илью Ильича. Возможно, не последнюю роль сыграла бездуховная и бездушная общественная реальность, которой так возмущается Обломов после возвращения со Штольцем из очередного гостеприимного дома.

    В какой-то мере судьба Обломова — протест против существующей действительности. Да, для него это был единственный способ бороться. Не в натуре Ильи Ильича активная борьба. На его счету лишь несколько волевых и мужественных поступков: оплеуха Тарантьеву, спокойно сказанное Штольцу «жена» в ответ на вопрос, кем ему приходится Пшеницына. Эти поступки не противоречат складу его характера, но, в силу того же характера, не могут повторяться слишком часто.

    Характер Обломова идеален в литературном отношении, то есть он естественен, в его описании нет ни одной фальшивой или неточной детали. Герой совершает лишь те поступки, которые ему свойственны, вытекают из его мироощущения. Его духовная, а затем и физическая смерть — вполне закономерные следствия его образа жизни, поведения, характера. Обломов и сам с потрясающей ясностью осознает, в какой омут его затягивает все быстрее и быстрее. И с той же ясностью ума он утверждает, что пути обратно нет. Если даже Ольга не смогла спасти его, вытащить из плена обломовщины, то это не удастся никому.

    Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»

    Такое произведение, как «Обломов», которое принадлежит перу известного писателя Гончарова, меня очень впечатлило. Меня поразила та жизнь, которой жил главный герой, то есть Обломов, а также возмутило то, как он бездарно растрачивал свою молодость, даже не осознавая насколько это неправильно.

    Каким же был этот персонаж? Что касается внешнего вида, то ему не было больше тридцати. Он отличался приятной внешностью, а глаза его были темно-серыми. Кроме того, этот молодой человек был еще и перспективным, поскольку являлся дворянином и коллежским секретарем. Но настораживает уже то, что этот человек уже более 12 лет не выезжал из Петербурга.

    Обломов был очень ленивым, что собственно и вызывает у меня какую-то неприязнь к этому герою. Но чтобы понять такое его отношение у жизни, следует обратить внимание на «Сон Обломова», где ему приснился его родной дом и здесь мы видим, как к нему относились в детстве. Ему абсолютно ничего не разрешали делать самостоятельно. Поэтому такая чрезмерная опека и привела к обреченности.

    Собственно из-за этого Обломов стал настолько ленивым, что в рассвете лет он отказался от своей должности, облачился в халат и лег на свой диван, с которого не вставал. Поначалу он читал, но после даже это занятие перестало приносить ему даже крупицу удовольствия.

    Этот человек был настолько апатичным ко всему окружающему, что ему ничего не хотелось, кроме как валяться на диване и ничего больше не делать. При этом Обломов находит себе оправдание, которое кроется в том, что он просто не может найти себе никакого занятия, которое бы пришлось ему по душе, поэтому он так бездарно растрачивает свою жизнь.

    Но мне кажется, что дело совершенно не в этом, ведь если человек хочет найти свое призвание или просто хобби, то он ищет, а не лежит на диване. То есть, чтобы появился интерес хоть к чему-то, следует проявить упорство.

    Однако главный герой романа не ищет никакого увлечения, а ищет себе оправдания и жалуется своему другу, что во всем виновато то, что в его жизни не было огня. Но чтобы этот огонь появился, то его следует разжечь, а не жаловаться на жизнь, лежа на диване. Некоторые люди каждый день борются за свою жизнь и благодарны богу за каждую прожитую минуту. Но Обломов не из их числа, поэтому такой человек не может вызвать восхищения. Мне его просто жаль.

    Не следует ни при каких обстоятельствах прятаться от невзгод и говорить, что просто в жизни не было искры. Да их бывает миллион, просто нужно не пропустить того мгновения и все изменится. Жизнь не любит ленивых и преподносит приятные подарки лишь тем, кто живет в постоянной борьбе. По этой причине данное произведение и заканчивается так трагично. Даже когда Обломов влюбляется в молодую девушку Ольгу, то в нем загорается искра и он даже находит в себе силы для похода в палату. Однако скоро все возвращается обратно и Обломов отталкивает свою любимую собственной слабохарактерностью. Но разве любовь – это не тот огонь, который так ожидал Обломов? Поэтому не удивительно, что вскоре и это перестает приносить ему счастье, да и его жена разочаровывается в своем избраннике, ведь она совсем не этого ожидала от супружеской жизни. А сам герой вскоре умирает.

    Я не могу презирать Обломова, поскольку он хоть и был совершенно безразличным к жизни, но все же ничего плохого никому, кроме, конечно же, самого себя, не сделал. Поэтому его презирать не за что. Он вызывает только жалость и сочувствие. Безусловно, данное произведение является драматическим, но в то же время оно показывает нам, как не нужно себя вести и к чему может привести лень и апатичность.

    Илья Ильич Обломов из романа Гончарова – один из самых необычных, интересных и ярких героев русской литературы. Тот, кто познакомился с ним, наверное, уже никогда не сможет забыть этого, на первый взгляд, забавного персонажа.

    О внешности Обломова Перед читателем Илья Ильич предстает таким себе пухленьким, симпатичным мужчиной тридцати двух – тридцати трех отроду. У него приятное лицо, голубые глаза, светлые волосы. Все в его внешности говорит о покое, мягкости, расслабленности… Только вот, глядя на него, хочется уснуть. И еще отталкивает засаленный халат, в который Обломов облачен чуть ли круглосуточно – видно, что он давно не стиран. Да, и вообще, опрятным внешний вид Ильи Ильича не назовешь. Такое ощущение, что этому человеку пришлось провести пару дней или даже недель вдали от дома, без элементарных бытовых удобств. Но нет – он находится в своем жилище и имеет достаточно средств, чтобы вовремя отдавать вещи в стирку, мыться теплой водою с мылом и даже содержать прислугу.

    Почему же тогда так потрепан и “затаскан” Обломов? Что происходит с мужчиной в самом расцвете сил, если он так сильно запустил и себя, и свою одежду, и свою комнату? На книжных полках пыль, халат помят и откровенно грязен (наверное, и запах от него исходит соответствующий), сам Илья Ильич выглядит заспанным и обрюзгшим. Может, у него что-то случилось? Какая-то трагедия,

    Или он заболел депрессией… Не моется, не бреется, никуда не ходит – лежит себе на диване и смотрит в потолок. Точно – беда у человека!

    О внутреннем мире героя Едва роман “Обломов” увидел свет, на его главного героя тут же набросились литературные критики. Они исследовали персонажа вдоль и поперек, навесили кучу ярлыков и диагнозов, назвали символом разлагающегося капиталистического общества, воплощением упадка и деградации. Возможно, в чем-то они и правы… А мое отношение к Обломову такое: мне его просто жаль. Этот человек вызывает у меня искреннее сочувствие. Ведь он никому ничего не делал плохого. От природы был добрым и умным. Как и большинство людей в молодости, мечтал изменить мир к лучшему, совершить героические поступки. И даже не тщеславие или амбиции заставляли его этого желать. Даже этого греха у Обломова не было! Он, на самом деле, хотел помочь, принести пользу. Не для того чтобы войти в историю, а для того чтобы людям стало легче жить. Кстати, отсутствие амбиций тоже, скорее всего, сыграло свою роль в печальной судьбе Ильи Ильича. Но все-таки… Как получилось, что молодой, образованный человек из обеспеченной семьи, полный идей и стремлений, похоронил себя заживо в пыльной комнатушке? Как дошел он до такого состояние, когда самое элементарное действие (например, написание письма) уже вызывало у него приступ паники? Как превратился симпатичный юноша в рыхлую массу жира и пота, возвышающуюся над диваном и днем, и ночью?

    О причинах Причины есть у любого явления. Имеются они и здесь. Мне кажется, что “обломов” живет в каждом человеке без исключения. Всем нам не хочется трудностей, а хочется легких путей. И мы с радостью прогуливаем уроки, если появится такая возможность, и отлыниваем от выполнения домашних заданий. И мечтаем выиграть миллион, чтобы жить на проценты и ничего не делать. Большинство людей по утрам думает о том, как надоело вставать в такую рань и куда-то идти, как хотелось бы остаться дома, под тепленьким одеялом. Но, тем не менее, они подымаются и идут. А Обломов – нет. Он продолжает лежать, несмотря на ежедневные обещания самому себе начать, наконец, действовать. Прогресс является следствием противоречий. Одно из них – между потребностями и возможностями. Например, хочется кушать, а денег на еду нет. Возникло противоречие. Чтобы устранить его, человек идет работать. И это – прогресс. А у Обломова с самого детства был налажен быт. Ему не приходилось думать о куске хлеба – он спокойно жил на доходы от родового поместья… Поэтому мог позволить себе уйти со службы, когда она ему надоела. И не бегать в поисках другого места. Был бы он тщеславен – не смог бы довольствоваться тем, что имеет, хотел бы большего. Но амбиции у Ильи Ильича отсутствовали. Так что, ни кнута, ни пряника в его случае не получилось. Плюс острый ум персонажа. Он тоже ему навредил. Обломов прекрасно видел недостатки людей и окружающего его общества в целом. Все это ему было противно. Он не желал растворяться в серой массе, охваченной снобизмом, мещанством и другими болезнями глупцов. В идеале – было бы что-то делать, что-то менять… Хоть взять и пойти в школу – учить детей, прививать им другие, лучшие качества. Но Обломова, как говорится, засосало. Он так и остался человеком-ростком. С богатым, но увы, ни на грамм не реализованным, потенциалом. Он настолько увяз в своем пыльном болоте, что даже любовь к Ольге – сильное, большое чувство – не смогла вырвать его из тлена. А это был его верный и, к сожалению, последний шанс… Но страх хлопот, связанных с предстоящей женитьбой, оказался сильнее чувства. Потеряв любовь, Обломов был обречен. Словно сердце, заросшее жиром и уже не способное поэтому полноценно работать, он постепенно угасал. Удары становились все тише, все реже… Пока не прекратились совсем.

    Вывод Илья Ильич в конце романа умирает. И мое отношение к Обломову пронизано сочувствием. Бесполезно прожитая жизнь – это всегда печально. Но литературный герой жил не зря. Думаю, очень многих он спас и еще спасет от ловушки мягкого дивана. Обломов всем нам показал, что расслабляться нельзя. Нужно действовать. Движение – это жизнь. А пассивность ведет к верной смерти.

    (1

    оценок, среднее:
    5.00
    из 5)

    Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

    Общественный смысл романа

    В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

    Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

    Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

    В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

    Мое отношение к главному герою романа И. А. Гончарова «Обломов»

    Он выразил собою один ее [жизни] край.

    И. А. Гончаров

    Не много найдется в нашей литературе персонажей, которых бы автор так беспо­щадно «раздевал» перед читателями. Обломов только открыл глаза после сна — а он уже перед нами: в халате, в разных чулках, в мягких домашних туфлях. Илья Ильич еще и с дивана не успел встать, а «опытный глаз человека с чистым вкусом» уже заметил не убранную с вечера тарелку с обглоданной косточкой, хлебные крошки, пыль и запусте­ние в небрежно обставленном кабинете. Кажется, вот встряхнется, оглядится человек, и предстанет в более достойном виде. Но не дождется читатель, даже если доберется до конца романа. В этом халате, в еще более убогой обстановке скончается Илья Ильич, «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести». Теперь все ясно: ведь перед нами — знаменитый Обломов, лентяй и лежебока, затмивший ленивцев всех времен и народов своим не превзойденным никем пороком.

    Но интересно то, что герой, обреченный быть «отрицательным», вызывает чувство симщтии и у автора, и у читателя, и даже у критиков.

    __ /Лень — это порок, который не скроешь, он проявляется во всем и всюду: во внешно­сти, в образе жизни, в отношении к любому делу. Хотя Илья Ильич и пытается подвести «философский фундамент» под него в срое оправдание^но на самом деле — он осознает свой порок, стыдится своей лени и самого себя такогс/Штольцу говорит, что «сознание — не оправдание», но мне симпатичен Обломов уже тем, что не старается произвести на других впечатление, не пытается казаться лучше, чем он есть.

    Порок Ильи Ильича имеет еще одну смягчающую особенность: он не наносит вреда другим людям. Наоборот, многие не против воспользоваться его добром, если хозяину лень за ним присмотреть или с умом распорядиться. Так что лень Обломова — это и его наказание, его тяжкий крест, от которого он бы и рад избавиться, да не может. Илья Ильич получил свой порок в наследство вместе с имением и крепостными, вместе с вос­питанием, привычками, выработанными десятилетиями жизни русского барства. Можно сказать, что Обломову не повезло со временем. Он родился барином и оставался им, когда «золотой век» дворянства подошел к концу. Людям, чей зрелый возраст приходится на время больших перемен, всегда труднее всех. Они — дети уходящей эпохи, и вписаться в новую могут только сильные и смелые характеры. А Обломов — слаб, характер у него вялый, апатичный. Но сложился он таким не по желанию «владельца», а под влиянием обстоятельств. И многое в его душе и в его жизни остаюсь скрытым для людей.

    .Л е, кто знал Илью Ильича ближе, — Штольц, Ольга, искренне любили его за чистоту души и доброту сердца, за искренность и благородство. «Не раз он страдал за утраченное мужчиной достоинство и честь, плакал о грязном падении чужой ему женщины, но молчал, боясь света». К нему возвращался Штольц «из светской толпы, с вечера, с бала посидеть на широком диване… и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную душу…». Благодаря Обломову «просияла жизнь» Агафьи Матвеевны и померкла навсегда с его смертью; «но зато навсегда и осмыслилась: теперь уж знала, зачем жила и что жила не напрасно». И не одна вдова Ильи Ильича помнит и горюет о нем: «невольно заплачет и Ольга вместе с нею, а Андрей, взволнованный, поспешно уйдет из комнаты». И Захар все ходит на могилу своего барина и поминает его душу добрым словом.
    ;

    То, что случилось с Обломовым, не вина, а беда его. И мне жаль его; как жаль каж­дого хорошего человека, попавшего в беду. Обломов часто говорил о себе, что он болен. И болезнь его опасна и заразна^Оттого он и отгородился от всего мира, позволив нам наблюдать, как идет ее развитие, как угасает человеческая жизнь. «Погиб, пропал ни за что», — скажет о нем Штольц.(Но Обломов верил в то, что «у каждого есть свое назна­чение». Илья Ильич не осуществил свои юношеские мечты. Но его печальная судьба помогла установить «диагноз» его болезни и понять ее происхождение, обнаружить «симптомы» и найти способы борьбы с ней. «Обломовщина» — болезнь наследственная, и лечить ее нужно на ранних стадиях, без докторов, усилиями воли, трудом и терпением. Иначе придется вместе с Обломовым «постепенно укладываться в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

    Похожие сочинения

    Смысл названия произведения

    Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

    Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

    Положительные черты Обломова

    Впрочем, следует признать, что Илья Ильич более добр, открыт. Он дружелюбнее, чем великосветский франт Онегин, или же фаталист Печорин, приносящий окружающим лишь беды. Он не способен из-за пустяка рассориться с человеком, а уж тем более вызвать того на дуэль.

    Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А проживает этот помещик вместе со своим преданным слугой Захаром на выборгской стороне в просторных четырехкомнатных апартаментах. Полный, рыхлый 32-33 -летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, достаточно приятным лицом и с мечтательными темно-серыми глазами. Такова внешность Обломова в кратком описании, которую нам представляет Гончаров в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из когда-то известного в губернии рода, двенадцать лет назад приехал в Петербург делать чиновничью карьеру. Начинал с чина Затем по нерадивости отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уволился.

    Его облик, безусловно, располагает собеседника к общению. И неудивительно, что ежедневно к нему заходят гости. Внешность Обломова в романе «Обломов» нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то степени выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практической цепкости, целенаправленности. Впрочем, лицо его выразительно, оно отображает поток непрерывный мыслей. Он произносит дельные слова, выстраивает благородные планы. Уже само описание внешности Обломова приводит внимательного читателя к выводу, что его одухотворенность — беззуба, а планам никогда не дано сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического исполнения. Однако на их место придут новые идеи, столь же оторванные от действительности…

    Смысл Обломовки в романе

    Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

    Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

    Смысл жизни Обломова в романе

    Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

    Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

    Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

  • Можно ли остаться патриотом став гражданином другой страны сочинение
  • Можно ли оправдать человека совершившего преступление итоговое сочинение
  • Можно ли оправдать убийство человека сочинение преступление и наказание
  • Можно ли оправдать убийство человека сочинение леди макбет
  • Можно ли оправдать убийство человека сочинение итоговое сочинение