Как правильно подготовиться к итоговому сочинению? Какая у него структура? Основные требования и рекомендации. Этапы качественной подготовки.
Итоговое сочинение – обязательная часть аттестации выпускников, она является допуском к ЕГЭ. Если ученик не получит зачет, то допуск к единому государственному экзамену также получен не будет. В этой статье вы узнаете, как подготовиться к сочинению и написать хорошую работу.
Структура сочинения
Сочинение на заданную тему должно иметь чёткую структуру, соответствующую требованиям. Объем текста должен быть 350-400 слов. Не нужно при написании работы отвлекаться, уходить от темы, погружаясь в размышления, которые не относятся к теме. Каждое предложение должно нести смысл. Структура сочинения:
- Вступление (главная идея, собственная позиция, тезис).
- Основной текст (аргументация тезиса с опорой на литературные источники).
- Заключение (обобщение написанного и подведение итогов).
Давайте подробнее рассмотрим каждый пункт структуры сочинения.
Во вступлении необходимо определить основную мысль и сформулировать тезисы. Его объем должен составлять примерно 60-70 слов, или 15% от всей работы. Обычно вступительная часть универсальная, но она должна зависеть от темы сочинения.
Здесь можно выразить свое согласие или несогласие, чтобы дальше аргументировать позицию в основной части.
Основная часть должна состоять как минимум из двух аргументов. Примерный объем – 200-250 слов, что составляет 70% всей работы. Ее структура, примерно следующая:
Первый тезис.
- Аргументация;
- Микровывод;
- Логический переход к новой мысли.
Второй тезис.
- Аргументация;
- Микровывод;
- Логический переход к новой мысли или к заключению.
Основная часть должна содержать аргументацию позиции ученика, подтверждённую двумя доказательствами, с опорой на литературные источники. Каждый аргумент состоит из трех элементов: обращение к произведению, его интерпретация и микровывод. Чтобы перейти от вступления к основной части нужно сделать смысловой мостик, используя, например, следующие фразы: «Вспоминаются произведения художественной литературы, где раскрывается тема…», «В доказательство своей позиции хотелось бы обратиться к следующим источникам…». Каждая мысль сочинения должна быть логически связана с другой.
Заключение является завершающей частью работы. Его объем примерно такой же, как и введение – 60-70 слов (15%). Здесь нужно обобщить вышенаписанное, подвести итоги, сделать выводы, можно использовать уместные цитаты.
Виды итоговых сочинений
Сочинения в ходе школьного курса разнообразны по стилю: описание, повествование, рассуждение или комплексные: описание с элементами повествования или повествование с элементами рассуждения. Что касается работы для 11-классников перед ЕГЭ – это сочинение-рассуждение, и оно должна соответствовать критериям.
Темы бывают констатирующими, цитатными или в форме вопроса. При выборе ученик должен знать, что ему придётся привлекать литературный материал и на его основании выстраивать аргументацию. Анализ произведений приводить не нужно, но если это необходимо в рамках темы, то можно использовать элемент анализа.
Процесс подготовки
Нельзя за неделю или месяц подготовиться к финальному сочинению. Такой вид работы предполагает использование учеником знаний, умений, навыков, полученных в течение всего курса обучения. Но это не говорит о том, что готовиться не нужно.
Так как темы вдаются заранее, то следует прорабатывать каждое направление. Обязательно нужно перечитать произведения. Знание литературы, умение использовать её для аргументации, позволит чувствовать себя экзамене уверенно. На экзамене можно пользоваться только орфографическими словарями.
Ученик должен приобрести навык написания сочинения в соответствии со структурой. Для этого надо больше писать, тренировать свои навыки и читать.
На экзамене желательно следовать следующему алгоритму:
- Выбрать тему.
- Определить проблему.
- Сформулировать тезисы.
- Подобрать источники, на основании которых выстроится аргументация.
- Написать черновой вариант.
- Перечитать работу, сделать правки.
- Переписать работу на чистовик.
Когда есть четкий план действий, нет места панике и рассеянности.
Оценка работы
Для оценки готовой работы проверяющие руководствуются строгими критериями. Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:
- Соответствие теме;
- Умение использовать литературный источник;
Для «зачета» за сочинение нужно выполнить два первых требования и хотя бы ещё один критерий из остальных.
- Аргументация. Привлечение литературного материала;
- Композиция и логика рассуждения;
- Качество письменной речи;
- Грамотность.
Если все требования и критерии будут соблюдены, то проблем с получением зачета не возникнет, а работу признают достойной.
Первое, что нужно усвоить ученику перед началом экзамена – не паниковать. Даже если выбранная тема кажется сложной и совсем ничего не приходит на ум. Нужно успокоиться, начать составлять план, и приступить к написанию чернового варианта.
Пока есть время перед написанием итоговой работы, нужно больше практиковаться, тогда на экзамене все получится выполнить быстро, легко и правильно.
Адреса поступления:
Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Время работы:
Пн-пт: 09.00-20.00Сб-Вс: 10.00-17.00
Александра Юрченко
Эксперт в теме «ГИА»
Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет информационных технологий
В «Синергии» отвечает за:
разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов, и их оперативной корректировке.
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
1 декабря 2021 года во всех школах страны пройдет итоговое сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. Как школьникам подготовиться к итоговому сочинению быстро, легко и качественно? Делимся 10 лайфхаками от преподавателя русского языка в онлайн-школе «Литература со вкусом» Ники Цариковой.
1. Заранее определитесь, зачем вам итоговое сочинение
Одна цель — получить зачет и быть допущенным до ЕГЭ, другая — использовать сочинение при поступлении в университет. В первом случае достаточно просто попасть в тему и не допустить грамматических ошибок.
Часто итоговое сочинение принимают на филологическом факультете или факультете журналистики. Если вы собираетесь предоставить работу в университет, чтобы получить дополнительные баллы, требуется показать в тексте мета-предметность. Из сочинения должно быть понятно, что ученик разбирается не только в произведениях школьной программы. Поэтому стоит в сочинении упоминать книги, которые читали самостоятельно, или обратиться к биографии известных личностей, научным открытиям.
2. Сконцентрируйтесь на одном-двух направлениях
Если вы сосредоточитесь на одном-двух направлениях, то успеете посмотреть все возможные темы в интернете и подготовиться к примерным вопросам, которые будут на экзамене. Распылять внимание не стоит: это только помешает качеству.
3. Не читайте новые книги или анализы литературных произведений за день до экзамена
Перед итоговым сочинением необходимо повторять те знания, которые уже есть в голове. Новая информация не успеет уложиться или перепутается из-за стресса.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Смотрите
4. «Подгоните» уже имеющийся материал под нужные темы
Самый главный навык для хорошей сдачи итогового сочинения — умение использовать прочитанные книги. Практически в любом произведении найдётся необходимая тема: любовь, отношение к Родине и далее по списку. Чтобы легко найти нужный эпизод, стоит продумать, с чем у тебя ассоциируется эта тема, вспомнить всех героев и в какой сюжетной линии они были задействованы.
5. Проверяйте сочинение с конца
Логику и композицию сочинения в первый раз следует проверять с первого предложения, а при второй проверке — начать с конца. Это поможет отвлечься от написанного и объективно оценить текст.
6. Не теряйте логику
Часто из-за стресса ученики теряют логику повествования. Если вопрос звучит «Согласны ли вы…?», то выражать позицию должны все аргументы, которые вы приводите. Если вопрос строится на противопоставлении двух понятий, то в сочинении требуется осветить обе позиции и в выводе объяснить, какой придерживаетесь вы.
7. Следите за грамотностью
Чтобы проверить все знаки препинания в сочинении, снова прочитайте его с конца. Так легче отвлечься от смысла текста и увидеть все свои грамматические ошибки. «Незачет» ученик получает только в случае, если на 100 слов в сумме у него оказывается более пяти ошибок: грамматических, орфографических и пунктуационных. Но при проверке итогового сочинения в университете текст с большим количеством ошибок могут не принять.
8. Не ищите аргументы в интернете
Аргументы по вашей теме, которые получится найти в интернете, могут отличаться от заданной вами идеи сочинения. В итоге вы потеряете логику размышления. Если вы все же решили посмотреть чужие анализы, то после этого обязательно прочитайте краткое содержание этих произведений и перескажите их себе, чтобы глубже разобраться в вопросе.
9. Не переживайте во время экзамена
Страх мешает писать и приводить мысли в порядок. Помните, что итоговое сочинение является всего лишь допуском к единому госэкзамену, поэтому более 95 процентов учеников получают «зачет». Не сдают только те, кто не набрал нужное количество слов (минимальный объем слов — 250), или эксперты признали их работы несамостоятельными.
10. Пишите о любимых произведениях
На экзамене обращайтесь к тем произведениям, которые вам нравятся, и не бойтесь писать свое мнение — итоговое сочинение предполагает свободу формы и мысли, поэтому получить «незачет» из-за радикальных взглядов ученик не может. Здесь нет авторской позиции и «правильного» мнения — у каждого есть возможность порассуждать, а самостоятельность мысли наоборот поощряется.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: studio-mix.info
6 декабря одиннадцатиклассники напишут обязательное итоговое сочинение. От этой творческой работы зависит многое, а именно допуск к ЕГЭ. Поэтому к сочинению придется подготовиться, а не рассчитывать на то, что «зачет» получить легче, чем высокую оценку. В чем особенность итогового сочинения? Как правильно к нему готовиться? Почему можно и нужно использовать произведения не из школьной программы? Об этом «Году Литературы» рассказала учитель русского языка и литературы школы № 171 Анна Чайникова.
Когда только вернули обязательное сочинение в школу, учителя схватились за голову — как за несколько месяцев научить детей писать сочинение, если раньше их никто этому не учил. За пару недель невозможно научить человека рассуждать, ясно излагать свои мысли, да еще и в письменном виде.
Анна Чайникова: Нашей школе повезло, наверное. У нас никогда не прекращали учить писать сочинение. Подготовка начинается с младших классов, где дети пишут мини-сочинения, отвечают письменно на вопросы, учатся размышлять. Но вы правы, в некоторых школах уроки литературы проходят по-другому. Где-то вообще просто вслух читают тексты.
А к сочинению готовятся по двум-трем произведениям вроде несчастной «Капитанской дочки», где есть ответы почти на все вопросы.
Или ограничиваются «Войной и миром» и «Обломовым»…
Анна Чайникова: С «Войной и миром» вообще отдельная история. Мне кажется, в массе своей дети не читают все четыре тома целиком. В лучшем случае отдельные главы, которые задают к уроку, а в худшем вообще брифли. Коллеги часто жалуются, что дети ничего не читают, приходят неподготовленными, а урок превращается в театр одного актера. Меня это несколько удивляет, потому что в нашей школе к каждому уроку литературы дети готовят задания по тексту: найти фрагмент, сделать закладки, выписать какие-то цитаты, прокомментировать высказывания литературоведов и критиков. Мы постоянно работаем с текстом.
Я общаюсь с вузовскими преподавателями, которые по долгу службы читают абитуриентские сочинения. Так вот они рассказывают, что из сочинения в сочинение дети пишут об одних и тех же произведениях, используя одни и те же аргументы. Это ужасно скучно. Поэтому когда встречают работу, хоть немного выбивающуюся из общей массы неожиданным аргументом или позицией автора сочинения, отношение к ней совсем другое. Советую это взять на заметку тем, кто планирует поступать на гуманитарные факультеты.
Как у вас в школе готовятся к итоговому сочинению?
Анна Чайникова: Первый урок литературы в 11-м классе мы посвящаем разбору предложенных тематических направлений. Вместе с ребятами стараемся представить, какие могут быть темы, о чем можно писать и какие лучше подобрать произведения.
Потом подробно разбираем каждое направление в отдельности: изучаем рекомендации ФИПИ, смотрим, какие темы были в прошлые годы и как они были сформулированы. Темы не ограничены конкретными авторами и произведениями, временем создания, это не обязательно должна быть русская литература. Дети могут раскрыть тему и на примере современной зарубежной литературы. Порой я слышу от учеников, что кому-то из их знакомых учителя запретили писать по их любимому Брэдбери или Кизу. Наверное, учителя стараются как-то направить детей, сориентировав их на русскую классику, но на самом деле
никаких ограничений в выборе литературного материала нет, в этом легко убедиться, открыв критерии оценки итогового сочинения.
Самое трудное в декабрьском сочинении то, что темы неизвестны заранее, даже если бы это был список из ста тем, дети чувствовали бы себя увереннее. Мы знаем только, что из пяти тем обычно одна это цитата. Другая формулируется в виде конкретного вопроса, на который нужно будет ответить в сочинении. Пытаемся придумать что-то похожее и тренируемся.
Но согласитесь, что для детей, которые видят себя в будущем программистами и физиками-ядерщиками, литература непрофильный предмет. Им всего-то нужно получить «зачет» и начать готовиться к ЕГЭ по математике и физике. Нужно ли им так глубоко погружаться в материал?
Анна Чайникова: Литература для всех профильный предмет, хотя бы потому, что сдавать ЕГЭ по русскому языку придется всем. А одна из его частей — сочинение, в котором нужно привести аргументы из литературы. Конечно, можно приводить примеры и из жизни. Но такие аргументы оцениваются меньшим количеством баллов. А если выпускники хотят получить 90 баллов и выше, то придется серьезнее отнестись к литературе.
Но я понимаю педагогов, которые от безысходности, когда ученик вообще не в состоянии ничего сам написать, подстраховываются и надиктовывают ему пять видов сочинений, которые он заучит и выдаст.
Современному одиннадцатикласснику непросто, ему нужно написать минимум два обязательных сочинения (итоговое и на ЕГЭ по русскому языку), а то и больше, если он выберет еще и ЕГЭ по литературе. И насколько я знаю, требования и критерии оценки везде разные. Путаницы не возникает?
Анна Чайникова: Да, сочинения все разные. Подготовку к сочинению в формате ЕГЭ мы начинаем в десятом классе. К началу одиннадцатого дети уже знакомы со структурой этой работы. Дело в том, что сочинение из ЕГЭ по русскому языку имеет очень жесткую структуру. Первый абзац должен быть посвящен проблеме, поднимаемой в тексте автором. Во втором дается к ней комментарий. Третий — авторская позиция. Четвертый — собственная позиция автора сочинения. Пятый и шестой — два аргумента, подтверждающие позицию автора сочинения. И последний абзац — заключение. Чтобы не было путаницы, до декабря мы концентрируемся на отработке тестовой части ЕГЭ. А уже после итогового сочинения тренируемся писать хорошие сочинения в формате ЕГЭ. Детям, которые умеют писать сочинение, довольно сложно втиснуться в эти рамки. Зато тем, кто не умеет, четкий план помогает. Они понимают, здесь вот так надо сказать, а здесь эти клише употребить.
К декабрьскому сочинению мы начинаем готовиться, как только объявят тематические направления. Итоговое сочинение, как и сочинение на ЕГЭ по литературе, имеют классическую структуру: вступление, основная часть, заключение. Выпускники привыкли к жестким требованиям и схемам написания работ, в которые надо втиснуть свои мысли.
И когда говоришь детям, что они свободны и могут писать без всех этих «проблем» и «позиций автора», смотрят на тебя с подозрением, спрашивают, в чем подвох.
Единственное отличие этих трех видов сочинений в критериях оценки. В сочинении на ЕГЭ по литературе есть свои тонкости, например, обязательно должны использоваться литературоведческие термины, ученик должен владеть приемами анализа текста, уметь выявлять основания для сопоставления произведений, не допускать фактических ошибок.
Учителя часто жалуются, что дети не умеют выражать свои мысли. На вопросы отвечают односложно…
Анна Чайникова: Такая проблема действительно существует. Когда получаю односложный ответ, всегда прошу: поясни, приведи пример.
Во время итогового сочинения, кстати, тоже предполагается, что ребенок выскажет свою позицию по вопросу, заявленному в теме, а потом подтвердит ее аргументами из художественного произведения. В работе должен быть слышен голос ребенка, его мнение, отношение к тому, о чем он пишет. Но многие дети вместо того, чтобы попробовать сформулировать свое мнение, сразу переходят к разбору литературных произведений. Но это же не литературоведческое сочинение!
А когда ставят «зачет» за итоговое сочинение, количество орфографических ошибок учитывается?
Анна Чайникова: Учитываются все ошибки: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, фактические и даже этические. Вот вам пример. Один молодой человек, комментируя высказывание Чернышевского о любви, написал в сочинении: «Чернышевский был или полный дурак, или бесконечный романтик». За «дурака» сняли балл — этическая ошибка.
Или если назвать «происшествием» самоубийство Катерины в «Грозе» Островского, это тоже будет считаться этической ошибкой.
Дети не всегда видят такие ошибки. Поэтому я взяла за правило после каждого сочинения выписывать все подобные ошибки, анонимно, конечно, на отдельный листок и разбирать их вместе с детьми. Они смеются, стесняются, если узнают свою ошибку, некоторые хвастаются. Но метод действенный — дети начинают видеть ошибки и больше их не допускают.
Как вы думаете, готовы наши школьники к тому, чтобы получать за итоговое сочинение не просто «зачет-незачет», а оценку?
Анна Чайникова: Думаю, нет. В тех школах, откуда сочинение и «не уходило», особых проблем возникнуть не должно. Мы как учили писать сочинения, так и учим. И продолжим учить, даже если итоговое сочинение отменят. Мне бы не хотелось, чтобы эта работа проверялась сторонними экспертами и чтобы за нее выставлялась оценка. Хотя, на мой взгляд, критерии грамотности письменной речи можно и ужесточить. 5 ошибок на 100 слов — это смешно (учитываются орфографические, пунктуационные, грамматические), если вся работа составляет 300–400.
Убеждена, что писать сочинения в школе надо, и не только в первую среду декабря, но постоянно. Дети должны уметь излагать мысли, владеть родным языком, красивой и грамотной письменной речью. Не уверена, что школьникам нужно сочинение, на которое три месяца натаскивают и про которое потом благополучно забывают. Вузовские преподаватели говорят, что несколько лет назад, когда сочинение только ввели, работы читать было гораздо интереснее. Тогда не было еще всех этих методических рекомендаций, пособий и натаскивания, дети писали, как могли, и сочинения были более живые.
КСТАТИ
Какие книги помогут подготовиться к сочинению?
- Русская литература для всех. Классное чтение! От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. Игорь Сухих
- Современная русская литература. Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий
- «Родная речь» Петра Вайля и Александра Гениса
- «Русская литература XIX—XX веков. Пособие для поступающих в вузы» или просто «Шурики» Б. С. Бугрова и М. М. Голубкова
Ссылки по теме:
Сочинение-2017: Работа над ошибками — 27.12.2016
Что прочитать и как раскрыть тему сочинения? — 05.12.2016
Как получить «зачет» за итоговое сочинение: 10 советов — 19.09.2016
Как подготовиться к итоговому сочинению за неделю?
Для одиннадцатиклассников зима — не такое уж и долгожданное время. Ведь в переди не только Новый год, но и первое испытание вступительной кампании 2022 — итоговое сочинение. Оно пройдёт 1 декабря. Можно начинать паниковать или всё же попробовать подготовиться? Рассказываем всё по порядку.
Ознакомься с требованиями
Мы уже рассказывали о всех нюансах итогового сочинения, но на всякий случай напомним. На его написание тебе даётся 3 часа 55 минут, начнётся экзамен в 10:00. Основная дата — 1 декабря 2021 года, дополнительные дни — 2 февраля и 4 мая 2022 года (для тех, кто по уважительной причине не смог поучаствовать в основном этапе).
Перечитай материалы
Тебе будет необходимо написать сочинение на одну из следующих тем:
1) «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»;
2) «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»;
3) «Преступление и наказание — вечная тема»;
4) «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»;
5) «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина».
Так как времени остаётся совсем ничего, выбери ту, которая тебе ближе всего. А после — погугли информацию по данной теме. Постарайся найти, за что сможешь зацепиться: высказывание, факт, книга и так далее. Чтобы было проще понимать требования к сочинению, чего от тебя ожидают, ознакомься с комментарием ФИПИ.
Судорожно хвататься за чтение книг не стоит, если ты не сделал это заранее. Лучше всего выбрать одно-два произведения, которые подходят к твоей теме, и прочитать их в кратком, просмотреть анализ произведения и выписать пару цитат. Главное не количество, а качество. Важно, чтобы ты смог их вспомнить во время написания экзамена. Кстати, сейчас лучшее время, чтобы применить на практике одну из методик тайм-менеджмента. Это позволит тебе работать максимально эффективно в сжатые сроки за неделю перед экзаменом.
Кроме литературы, не лишним будет прочесть примеры сочинений. Ни в коем случае не учи их наизусть: один из главных критериев оценки — уникальность текста. Изучи, как другие строят свои тексты, какие аргументы используют и так далее. Если не знаешь, где искать такие примеры, подсказка тут. Обязательно ознакомься с нашим материалом, как писать сочинение-рассуждение на любую тему, — точно пригодится.
Кстати, специально для тебя мы подготовили 6 советов, которые помогут подготовиться к итоговому.
Собери всё необходимое
На экзамен обязательно нужно взять документ, удостоверяющий личность, ручку с чёрными чернилами. Если необходимо, можешь взять лекарства и что-то на перекус, а также специальные технические средства (для участников ОВЗ, детей инвалидов, инвалидов). Однако от средств связи, фото-, аудио-, видеоаппаратуры, справочных материалов, словарей, конспектов и всего прочего придётся отказаться. Полный список требований читай в нашем материале.
Постарайся не нервничать
Знаем, это сложно! Потому мы готовили много материалов на тему волнения перед экзаменами. Можешь взять на заметку советы, как побороть страх перед экзаменом, или применить 3 упражнения дыхательной гимнастики, которые помогут справиться с волнением. Но помни, что это не панацея и готовиться к испытанию всё же нужно. Более того, если прямо сейчас сядешь за рабочий стол и приступишь к подготовке, ты будешь чувствовать себя гораздо спокойнее.
Отдохни!
И нет, мы не про режим «сериальчики-друзья-кроватка». Его ты обязательно включишь, но чуть позже — на зимних каникулах после итогового сочинения. Мы имеем в виду в первую очередь полноценный сон на протяжении недели. Готовиться по ночам не лучшая идея. За эти дни мозг будет перегружен информацией и без должного отдыха точно не сможет подсказать на сочинении ту самую цитату или правило русского языка. Так что внимательно следи за сном и питанием, чтобы на экзамен ты пришёл во всеоружии.
Хочется верить, что подготовку к итоговому сочинению ты начал заранее (ну хотя бы немного), а если нет, то начнёшь сразу после этого материала. В любом случае, отчаиваться ни в коем случае не стоит. Шансы есть и их много, поэтому бери ноги в руки и дерзай. Впереди ещё целая неделя. Адукар верит в тебя.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Учусь плохо, но хочу поступить в вуз. Что делать?
Изменения правил приёма в вузы России
Как изменились минимальные баллы ЕГЭ за последние 5 лет
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Как научиться писать итоговое сочинение за неделю?
Остались считанные дни до встречи с финальным боссом, а вы все еще не прокачены? Значит, пора переходить к кардинальным мерам, которые точно помогут подготовиться хотя бы на допуск, а при должном старании и на хороший балл. Многомудрый Литрекон учел все ваши вопросы и сделал максимально подробное руководство для освоения итогового сочинения. Помните, что оптимальный объем работы – 350 слов, а если у вас нет и 250, то текст не проверят. Также необходимо помнить, что нужно написать 4 абзаца, два из которых (2 и 3) будут посвящены аргументации вашей позиции. Примеры можно брать только из литературы. Поскольку наиболее распространенной ошибкой является тавтология, вам полезно будет прочитать все варианты синонимов и определений понятий из пяти направлений.
Вступление
Разберем каждое предложение из этого абзаца детально и посмотрим, что от нас требуется. Допустим, наша тема: Почему люди предают свою мечту? Поехали!
- В первом предложении необходимо сделать подводку к тезису, что-то вроде общей фразы о погоде на сегодня: «Все мы мечтаем, но далеко не каждый из нас способен сохранить верность своей заветной грёзе, а потому некоторые люди отказываются от желаемого и довольствуются тем, что есть». Как видите, начинаем фразу с банальности, с которой невозможно поспорить, а потом уводим мысль в сторону нашей темы, акцентируя внимание на ее важности и значительности. Это достигается благодаря упоминанию об ужасных последствиях предательства мечты.
- Во втором предложении пишем вопрос, который представляет собой рерайт темы сочинения или более абстрактную форму вопроса: «Почему же мы предаем то, во что так свято верим?». Мы уже упомянули о предательстве грёз, поэтому нет нужды повторяться, достаточно просто сделать отсылку к первому предложению и заменить проблемное слово «мечта» на другое словосочетание.
- В третьем предложении формулируем тезис: «Я считаю, что причина этого непостоянства заключается в слабости человеческого характера, который ломается из-за тяжелых условий реальной жизни, возникающих на пути к воплощению мечты». Этот тезис мы и будем доказывать аргументами, так что сочинять его нужно крайне осторожно, чтобы не отвлечься от заданной темы.
- В четвертом предложении желательно перейти к доказательству своей позиции: «Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить характерные примеры из литературы». Вариантов таких фраз очень много, запомните два-три, чтобы на месте было легче сориентироваться и написать все грамотно.
Щепотка слов, и вступление готово! В рамках этого пункта мы перечислим основные вводные слова, конструкции, а также клише и шаблоны, которые лучше запомнить, чтобы применять на автомате.
- Для обобщенных высказываний и рассуждений: Конечно; Вероятно; Разумеется; Допустим; В конце концов; Предположим; Без сомнения; Как правило; К сожалению; К счастью; Помните, что все они выделяются запятыми!
- Для выражения своей позиции (тезиса): Я считаю; Я думаю; На мой взгляд; Я полагаю; По моему мнению; Я уверен; Я убежден; По моему убеждению;
- Чтобы доказать свое утверждение, приведу примеры из литературы; Дабы точнее раскрыть смысл высказывания, приведу литературные аргументы; Чтобы в этом удостовериться, достаточно вспомнить характерные примеры из произведений русских авторов; Чтобы аргументировать свою позицию, перечислю примеры из книг, которые ее подтверждают; Для того чтобы доказать правильной моего толкования данной фразы, приведу примеры из литературы. Вариантов заключительной фразы много, запомните три на каждый случай: для выражения согласия с автором цитаты, для трактовки смысла высказывания, для аргументации своей позиции по данному вопросу.
Аргументы
Необходимо привести два примера из литературы, которые должны доказывать справедливость вашего тезиса. Это должны быть книги, где раскрывается именно то, что вы написали во вступлении. Если вы отвечаете на вопрос, почему люди предают мечты, вам не надо приводить аргументы типа: «Ассоль всю жизнь мечтала и дождалась у моря погоды». Это никак не связано с тезисом, поэтому далеко не любая ситуация из романа или повести подойдет для конкретной темы.
По большому счету, есть три типа аргументов:
- От противного. Это пример, где герои противоречат вашему утверждению. Например, мстят, а вы говорили, что этого делать нельзя. И вот они отмстили, но последствия были ужасны, и удовлетворения они точно не получили. В финале такого аргумента вы пишите, что ваше мнение истинно, ибо персонажи, которые ответили ударом на удар, не добились справедливости, а лишь развязали конфликт. А вы ведь говорили, что так нельзя. Словом, доказываете истинность своей позиции, опровергая противоположное мнение.
- Логические. Тут все просто: они подтверждают вашу исходную мысль. К примеру, Грушницкий предал свою мечту, когда понял, что сердце княжны принадлежит другому. Столкнувшись с конкуренцией, юнкер не смог достойно сразиться за расположение Мери, ведь был слаб и труслив. Честной борьбе за счастье он предпочел подлость и отказ от своего идеала. Так, он очерняет репутацию девушки, которую любил, говоря, что она принимает по ночам Печорина. Герой знал, что это неправда, но намеренно решил сделать это в отместку за нанесенную обиду. Очевидно, что причиной этой неверности стал слабовольный характер Грушницкого, который бросил все, столкнувшись с первым же испытанием.
- Абстрактные. Когда тема вообще ни в какие ворота не лезет, приходится выкручиваться и додумывать примеры. Это когда вы рассуждаете, используя литературный материал, и приписываете действующим лицам те или иные мотивы, о которых можно лишь догадываться. Пример подобных чудес логики и смекалки вы можете посмотреть в этой работе. Данные трюки пригодятся далеко не всем, так что не будем на них останавливаться подробно.
Структура аргумента заслуживает отдельного внимания:
- Вводная часть: Характерные примеры можно найти в повести Уткина «Рождественское блюдо»;
- Основная часть: пересказ тех обстоятельств из книги, которые имеют значение для раскрытия главной темы и ответа на поставленный вопрос;
- Микровывод: рассуждение, в ходе которого вы поясняете, как данный пример аргументирует вашу мысль. Нужно написать о том, что следует из данного фрагмента текста, какой итог можно подвести. Важно, чтобы этот вывод совпадал с тем, что вы уже обозначили в тезисе. Пример: Ионыч оказался от своих грёз, потому что не выдержал давления окружающей среды и сдался под напором неблагоприятных обстоятельств.
Тут тоже есть свои заветные словечки и клише. То, что Многомудрый Литрекон перечислил во вступлении, годится и для аргументов, но есть и то, чего он еще не упомянул.
- Вспомним произведение Иванова «Петров и Сидоров», где поднимается тема пыли и экскрементов; Предательство мечты было подробно описано в рассказе Кузнецова «Кот»; Проанализируем книгу Долговязова «Скрипучий пол»; Это вступление к аргументам.
- Таким образом; Так; Итак; Значит; Очевидно; Потому что; Ведь; В связи с тем, что; Ввиду того, что; Можно прийти к выводу, что; Как мы видим. Это для микровывода.
Заключение
Здесь нужно подвести итог всему вышесказанному, обобщить микровыводы. На практике нужно переписать другими словами тезис и подкрепить его сделанными в ходе анализа примеров наблюдениями. Все строчки четыре, чтобы смотрелось солидно на фоне больших аргументов. Главное – не отвлекаться от темы и не впадать в тон Бога, обучая проверяющих хорошим манерам.
Пример: Таким образом, люди предают мечту из-за своей слабости. У них недостаточно моральных и физических сил для следования за идеалом, поэтому они предпочитают труду и терпению легкий способ от них отделаться – отказ от задуманного. Необходимо понимать, что чем выше грёза, тем сложнее до нее дотянуться, но немногие из нас отдают себе в этом отчет, немногие из нас готовы к этому, а потому несостоявшиеся мечтатели сдаются и примиряются с данностью.
Как мы видим, в основе заключения лежат обобщения и абстрактные рассуждения о предмете разговора, но все они, так или иначе, отвечают на поставленный вопрос. Это главное условие правильности данного фрагмента текста: он должен быть в тему!
Не так страшен черт, как его малюют, так что Многомудрый Литрекон желает вам благоволения фортуны и твердой решимости сдать экзамен. Как видите, все не так уж и трудно.
Метки: 11 классплан сочиненияшпаргалки