Щербак Жанна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Белгорода
Конспект урока по
литературе в 5 классе по рассказу В.М. Гаршина «Сигнал»
Тема: Что такое
настоящий подвиг?
Цели
урока:
·
проанализировать рассказ В.М. Гаршина
«Сигнал»;
·
охарактеризовать образы главных героев
произведения;
·
дать определение понятию «подвиг» на
основе анализа поступков героев прозведения ;
Задачи
урока:
·
Обучающие:
продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, делать
обобщающие выводы, высказывать и обосновывать собственную точку зрения.
·
Развивающие:
углублять умение художественного восприятия, художественного истолкования
эпизодов литературного произведения; развивать умения сравнивать и
характеризовать литературных героев; развивать речь и словарный запас учащихся;
·
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества: доброту, ответственность за себя и других
людей, совести, долга, самопожертвования; способствовать
воспитанию духовно развитой личности.
Эпиграф к уроку: Подвиг
есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
(А. Хомяков)
Оборудование:
на доске записаны тема и эпиграф к уроку;
учебник для 5 класса; портрет В.М. Гаршина; два конверта с надписями: Семен
Иванов и Василий Спиридов, 10 фрагментов из рассказа;
Предварительное
задание: прочитать рассказ В.М. Гаршина
«Сигнал»
Ход урока:
I.
Приветствие
II.
Организационный момент
А)
Подготовка класса к уроку;
Б)
Проверка отсутствующих;
III.
Вводная беседа
Учитель:
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о рассказе «Сигнал», который вы
прочитали дома. Чьему перу он принадлежит?
Рассказ
«Сигнал» написал В.М. Гаршин
Учитель:
Правильно. Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – автор двух небольших книжек
рассказов, в которых, по словам Г. Успенского, было «положительно исчерпано
все содержание нашей жизни». С какими произведениями В.М. Гаршина вы уже
познакомились в начальной школе?
«Лягушка-путешественница»,
«Сказка о жабе и розе».
Учитель:
Хорошо, ребята. А теперь давайте обратимся к рассказу «Сигнал». Этот рассказ
был написан и впервые опубликован в журнале «Северный вестник» в 1887г.
IV.
Совместная работа с текстом
А)
Словарная работа
Учитель:
Дети, в тексте встречается лексика из железнодорожного быта. Давайте вместе
вспомним, что она обозначает. Итак, что такое дрезина?
Дрезина
– это небольшая тележка, передвигаемая по рельсам вручную.
Учитель:
Правильно. А что обозначает костыль в данном тексте?
Это
толстый гвоздь, которым рельс прикрепляется к шпале.
Учитель:
Хорошо! А какие меры длины вам встретились?
Верста(1,06
км), сажень(2,13)
Учитель:
Молодцы!
Б)
Аналитическая работа по тексту
Учитель:
Кто является главными участниками этого эпизода, как и рассказа в целом?
Семен
Иванов и Василий Спиридов
Учитель:
Давайте выполним следующее задание в парах, чтобы охарактеризовать каждого из
персонажей. На каждой парте у вас есть два конверта: на первом написано Семен
Иванов, а на другом – Василий Спиридов, а так же 10 фрагментов, на
которых написана характеристика героев. Вы должны разложить по конвертам
фрагменты текста, характеризующие конкретного героя.
Класс
выполняет задание.
Учитель:
Итак, какие фрагменты рассказа характеризуют Семена
Иванова, а какие Василия Спиридонова?
Давайте
прочитаем фрагментную характеристику каждого героя.
Ученики
зачитывают фрагменты, характеризующие персонажей: сначала о Семене, а затем о Василии.
Учитель:
Хорошо, а теперь давайте подведем итог. Похожи или различны образы главных
героев?
Различны.
Учитель:
Каким же представляется вам Семен?
В
рассказе Семен предстает человеком, одной из главных черт которого является
покорность жизненным обстоятельствам, «талан-судьбе» («ничего, жить можно»).
Повествование о том времени, когда Семен «служил в денщиках», позволяет
понять, что постепенно в характере Семена чувство ответственности выходит на
первый план. Им он руководствуется и по отношению к работе на железной дороге.
Семен с покорностью довольствуется малым и все время пытается убедить и Василия
действовать так же. В решающий момент он старается сделать все, чтобы
предотвратить надвигающуюся катастрофу.
Учитель:
Хорошо! А каким вы увидели Василия?
Василий
– человек импульсивный, легко возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Он
не намерен довольствоваться тем, что имеет. Он не хочет смириться со своей
судьбой. Его захлестнули злоба, обида, желание нанести ответный удар.
Чтобы
отомстить, Василий портит пути, за которыми обязан был смотреть.
Учитель:
Итак, образы главных героев различны. Чьи действия вам кажутся более
предсказуемыми? Почему?
Ученики
высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.
Учитель:
Давайте выполним следующее задание:
Подберите
к поступку Семена определения, которые, на ваш взгляд являются наиболее
точными.
Например,
Поступок
Семена: самоотверженный,…
(храбрый,
бескорыстный, гуманный, достойный)
Учитель:
Ребята, как можно назвать поступок, обладающий этими качествами?
Подвиг
Учитель:
Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего занятия. Прочитайте его вслух. Как
вы думаете, каким образом он соотносится с рассказом?
Ученики
высказывают свои точки зрения и обосновывают их.
Учитель:
Можно ли сказать, что герой совершает подвиг
человеколюбия? Почему?
Он
жертвует собой для спасения других людей. Перед мыслью о том, что сейчас могут
погибнуть невинные люди, в душе Семена все отступает на задний план.
Учитель:
Давайте заглянем в наш конверт с фрагментами о Семене, найдем внутренний
монолог Семена, отражающий внутреннее смятение героя перед надвигающейся
катастрофой.
«Господи!
Спаси невинные души! Так и видит перед собою Семен: хватит паровоз левым
колесом об рельсовый обруб, дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и вдребезги
бить, а тут кривая, закругление, да насыпь, да валится-то вниз одиннадцать
сажен, а там, в третьем классе, народу битком набито, дети малые… Сидят они
теперь все, ни о чем не думают. Господи, вразуми ты меня».
Учитель:
Ребята, а в первый ли раз Семен жертвует собой ради
других? И снова нам ответить на вопрос поможет конверт.
Дети
находят и зачитывают фрагмент с описанием военной жизни героя и делают вывод о
том, что Семен незаметные, ежедневные подвиги совершал еще будучи на войне.
Учитель:
Итак, простой человек, скромный и неяркий, оказывается способным к подвигу, так
как героизм вошел в его плоть и кровь.
А
теперь давайте подумаем над действиями Василия. Однозначны ли они?
Можно
сказать, что Василий совершает 2 поступка:
1)
Ставит под угрозу жизни людей, испортив
пути;
2)
Спасает людей;
Учитель:
Давайте охарактеризуем первый поступок Василия так, как и поступок Семена:
Итак,
первый поступок Василия: импульсивный,…
Продолжите
цепочку.
(гневный,
античеловеческий, подлый, мстительный, необдуманный)
Учитель:
Дети, хотел ли Василий, чтобы пострадали пассажиры?
Василий
не задумывался о судьбе пассажиров. Им движет только желание отомстить своим
обидчикам. Он произносит очень значимую для понимания его настроения в тот
момент фразу: «…да ну их совсем и с дорогой ихней!»
Учитель:
Скажите дети, как можно назвать этот поступок с духовной точки зрения, с
позиции христианской веры?
Грех
Учитель:
Какую заповедь чуть было не нарушил Василий?
Не
убий.
Учитель:
Ребята, в «Православном словаре школьника» есть статья
под названием «Убийство». Послушайте отрывок из нее: «Убийство – лишение
человека жизни: тягчайший грех против шестой заповеди Божией. Человек бывает
виновен в убийстве не только тогда, когда он по злому умыслу, в гневе или по
неосторожности лишил другого человека жизни, но и тогда, когда он, хотя сам
лично и не убивает, но и способствует убийству своим приказанием, советом,
помощью, поддержкой, согласием». Как вы думаете, как соотносится этот отрывок с
нашим рассказом? Аргументируйте.
Дети
высказывают и поясняют свою точку зрения.
Учитель:
Как вы думаете, что повлияло на возвращение
ослепленного обидой Василия?
Дети
высказывают свои предположения.
Учитель:
Сожалеет ли Василий о содеянном? Подтвердите текстом.
«Выскочили
из вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в крови, без памяти;
другой возле него стоит с кровавой тряпкой на палке.
Обвел Василий всех глазами, опустил голову:
— Вяжите меня, — говорит, — я рельс отворотил».
Учитель: Опишите второй
поступок Василия
Второй поступок Василия: достойный,…
(справедливый, честный).
Учитель:
Скажите ребята, а как называется чувство сожаления с духовной точки зрения?
Раскаяние
Учитель:
Ребята, может ли чувство раскаяния как-то компенсировать необдуманный поступок
Василия?
Дети высказывают свои
предположения.
Учитель:
Таким образом, несмотря на различие характеров главных героев рассказа, их
мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы предотвратить
катастрофу, в результате которой пострадали бы пассажиры.
Учитель: Что
хотел сказать В.М. Гаршин своим рассказом?
Этим рассказом Гаршин
говорит нам, что высшим смыслом жизни остается жертвенная любовь, то есть
готовность не раздумывая отдать свою жизнь за других.
V.Выставление
оценок и домашнее задание:
Учитель:
Ребята, сегодня вы хорошо поработали! Молодцы! И каждый заслуженно получает
оценку.
А
дома вы выполните следующие задания:
I.
Письменно ответить на вопрос:
Ø Какой
смысл вкладывает писатель в название своего рассказа?
II.
Подготовить рассказ о событиях, которые произошли
после того, как Василий испортил пути:
v От
имени самого Василия
v От
имени одного из пассажиров
v От
имени машиниста поезда
Подумайте,
что могли видеть, чувствовать, думать данные персонажи?
Спасибо
за работу на уроке! До свидания!
Приложение
Фрагменты,
характеризующие героев
«…человек
больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал
на войне: служил в денщиках у офицера и целый поход с ним сделал.
Голодал он, и мерз,
и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и
пятидесяти верст в жару
и в мороз; случалось и под пулями бывать, да, слава богу,
ни одна не задела»
«…ночи
не спал, все расписание твердил; поезд еще через два часа
пойдет, а он обойдет свой участок, сядет
на лавочку у будки и все смотрит и слушает,
не дрожат ли рельсы, не шумит ли поезд. Вытвердил он наизусть и
правила; хоть и плохо читал, по складам, а
все-таки вытвердил».
«—
Куда же ты уйдешь, Степаныч? От добра добра не ищут. Тут тебе и дом,
тепло, и землицы маленько. Жена у тебя работница…».
«Зелье, не человек».
«—
Не горяч я, а по правде говорю и размышляю. Да еще дождется он у
меня, красная рожа!
Самому начальнику дистанции жаловаться буду. Посмотрим!».
«Подошел
… совсем близко: лица на нем нету, белый,
как мел, глаза дикие; говорить начал — голос обрывается.
— В город, —
говорит, — в Москву… в правление».
«…наверху,
на полотне, человек сидит на корточках, что-то делает; человек поднялся, в руках
у него лом;
поддел он рельс ломом, как двинет его в сторону».
«Господи!
Спаси невинные души! Так и видит перед
собою Семен: хватит паровоз левым колесом
об рельсовый обруб, дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и
вдребезги бить, а тут кривая,
закругление, да насыпь, да валиться-то вниз одиннадцать
сажен, а там, в третьем классе, народу битком набито, дети
малые… Сидят они теперь все, ни о
чем не думают. Господи, вразуми ты меня!..»
«Ударил
себя ножом в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила
горячей струей; намочил
он в ней свой платок, расправил, растянул, навязал
на палку и выставил свой
красный флаг».
«Выскочили
из вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в
крови, без памяти; другой
возле него стоит с кровавой тряпкой на палке.
Обвел Василий всех
глазами, опустил голову:
— Вяжите меня, —
говорит, — я рельс отворотил».
Список используемой литературы:
1. Литература.
5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч.1/
[авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]; под ред. Г.И.
Беленького. – 13-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 263 с.: ил.
2. Шипов
Я.А. Православие: словарь школьника/ Священник Ярослав Шипов – М.: ООО
«Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»», 2004. – 320с., ил.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Сигнал Гаршина
Анализ рассказа Сигнал Гаршина
Рассказ «Сигнал» был написан Гаршиным в 1877 году. Герои рассказа – маленькие люди Семён и Василий, оба рабочие. Их можно назвать традиционной литературной парой «типичных людей». Их не интересуют глобальные вопросы, они живут маленькими делами: огород, жалование, плохое отношение начальства – это всё, что занимает героев. Однако в этих беседах без намёка на анализ действительности Семён и Василий (главные герои произведения) задаются тем же вопросом, что и автор картины «Илья Муромец». Это обусловлено тем, что в юности Семён был на войне, но не командиром и даже не рядовым солдатом, а денщиком, поэтому не мог даже малость повлиять на итог битвы.
Обоих притесняет начальство, но Семен молча сносит обиды, а Василий возмущается. Василий гордится тем, что в отличие от других размышляет и стоит за правду, но в представлении автора, озлобившись, человек становится преступником.
Казалось бы, Семён – типичный маленький человек, но для Гаршина это не так. Для него Семён – человек широкой души. Его подвиг был не в том, что он уничтожил врага, но в том, что после войны никак не изменился: не стал злее и грубее. Однако стоит заметить, что при этом Семён стал пассивным человеком с верой в предопределённость жизни. Эти черты и не нравятся собеседнику Семёна – Василию. Позиция Василия при этом заключается в том, что он не хочет подчиняться судьбе, а поэтому стоит в оппозиции к людям и обстоятельствам.
Для Гаршина борьба – это условия, в которых озлобившийся человек даже в праведном своём порыве может стать виновником в смерти окружающих людей. Семён и Василий в этом контексте противопоставляются друг другу. Семён, не зная опасности, бросается спасать поезд с людьми, а Василий, в свою очередь, готов признать лишь только стремление Семёна, но его правоту – никогда. Семён в любой момент готов пожертвовать собой ради других. Это вызывает неприятие у Василия, на почве данного противостояния и возникает главный конфликт текста.
Не только в этом, но и во всех своих произведениях Гаршин поднимает вопрос морали, правде и лжи, добре и зле, описывая при этом не столь значительные события в жизни людей. В маленьких рассказах автора описана та реальность, в которой существовал и сам писатель, и его читатели.
Произведения Гаршина отразили дух эпохи. Его последователями можно назвать Короленко, Чехова и Бунина. Они продолжили искать ответы на вопросы, обозначенные Гаршиным – писателем, которого по праву можно считать мастером малой прозы.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Сигнал Гаршина
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Виноградова Весна 5 класс
На картине изображен погожий весенний день. Светит яркое, уже теплое солнце, оно повсюду разливается мягким золотистым светом, который отражается от снега и слегка слепит глаза. Это ранняя весна начинает хозяйничать.
- Сочинение Что такое Взаимовыручка (9 класс 15.3 ОГЭ)
Что такое взаимовыручка детям объясняют родители с самого детства. Нужно помогать младшим братику и сестре, всем делиться с ними, защищать. Это закон. Но кем он принят? Взрослыми, властью
- Сочинение Образ Отца в романе Детство Толстого
Повесть Л.Н. Толстого «Детство» рассказывает нам о небольшом отрезке жизни десятилетнего мальчика Николеньки Иртеньего. Своих родителей Николенька искренне любит.
- Характеристика и образ Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение 9 класс
Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин.
- Сочинение по картине Взятие снежного городка Сурикова
Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника
В. М. Гаршин — один из тех деятелей литературы, чьи небольшие, но наполненные глубоким смыслом произведения невольно вынуждают читателя переосмыслить свои представления об обществе в целом и человеке в частности. Его истории «камерные», выстроенные вокруг ограниченного числа действующих лиц, простые по содержанию. Но в них содержатся идеи и проблемы, многие из которых актуальны и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с некоторыми работами писателя, делится с Вами подробным анализом рассказа «Сигнал» по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Художественные особенности
- 11 Критика
История создания
До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».
Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.
Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.
Жанр, направление
Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).
Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.
Смысл названия
Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью.
Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.
Суть: о чем рассказ?
Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.
Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.
Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.
Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.
В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.
Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.
Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Сигнал» описаны в таблице:
Семён Иванов | персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, не соглашается с возмущениями приятеля, никак не стремится изменить мир к лучшему. Тем не менее, готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа. |
Василий Спиридонов | сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Также считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно. |
Темы
В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.
- Тема маленького человека раскрывается в рассказе «Сигнал» наиболее полно. Оба героя — маленькие люди, которые не могут повлиять на судьбы мира сего. Они оба неравнодушны к ним, однако у каждого из них свой подход к решению социальных проблем. Автор доказал, что большое горе может сделать опасным даже маленького человека, а большая опасность может дать ему возможность проявить благородство и величие души, ведь величие души не зависит от статуса, занимаемого в обществе. Поэтому Семен не пожалел себя и спас десятки людей от крушения.
- Тема справедливости. Герои находятся в одном положении, но по-разному находят выход из него. Семен осознает, что мир вокруг несовершенен, но не готов бороться с произволом и несправедливостью. Он смирился со своей участью. Василий — бунтующий маленький человек. Он пытается бороться с власть имущими и изменить мир. Однако благородные стремления приводят его к чудовищному преступлению. Оба пути не позволяют героям переписать свою судьбу, но одна дорога привела маленького человека к благородной жертве во имя справедливости, а другая тропа вывела героя к противоположному результату — злому и несправедливому поступку, преумножающему проблемы, а не решающему их.
- Тема добра и зла. Автор напоминает о том, что эти нравственные категории неоднозначны и порой неотделимы друг от друга. Добрые побуждения вынудили Василия сделать злое дело, в котором он раскаялся, увидев жертвенную доброту своего товарища. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что поле битвы добра и зла — это сердца людей.
Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.
Проблемы
В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.
- Озлобление человека. Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
- Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.
- Фатализм. Люди, которые смиряются с обстоятельствами, никак не влияют на них, а значит, не способствуют решению проблемы. Семен никому не делает зла, но и проблемы он не решает. Лишь экстренная ситуация вывела его из покорного оцепенения и заставила решительно действовать. Добро невозможно преумножать безучастием.
Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.
Основная идея
Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.
Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.
Чему учит?
Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».
Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал».
Художественные особенности
Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов
«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».
Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые:
«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».
Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).
Критика
Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник».
Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.
Автор: Инна Колокольникова